На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Особенности технологической культуры

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 04.11.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  науки и образования Российской Федерации 
Государственное образовательное учреждение 
высшего  профессионального образования 
«Тихоокеанский  государственный университет»  
 
 

     КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

     Дисциплина: «Культурология»
     Тема: «Особенности технологической культуры»
     Вариант - 17 
 
 
 

                                            Выполнил: Бендяк Виктория Константиновна
                                            Студент 1 курса
                                            Направление 0802200.62 БМЕН «Менеджмент»
                                            Группа Мз- 11
                                            № зачетной книжки 2011022767
                                            Проверил (а) 
 
 

Хабаровск – 2011
План:
    Введение
    Сущность и содержание технологической культуры
    Техника, наука, инженерия
    Роль технологической культуры в жизни современного общества
    Вывод
    Литература  
     
     
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
     

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    Введение     
Целесообразная  организация человеческой деятельности предполагает подбор необходимых средств и способов действий, планирование и выполнение определенной последовательности операций. Эта организационная сторона человеческой деятельности образует ее технологию.
      Технология  человеческой деятельности, в отличие  от деятельности животных, не дана человеку «от природы», а представляет собою культурное явление. Ниша, занимаемая ею в культурном пространстве, - это область технологической культуры.    
Технологическая культура включает в себя знания и  регулятивы, с помощью которых осуществляется человеческая деятельность. Это ее смысловая, информативная, содержательная сторона. Но, как и во всех областях культуры, в ней имеется также и материальная сторона - злаковый материал, в котором кодируются, объективируются ее смыслы.    
Задачи  контрольной работы:
    Определить сущность и содержание технологической культуры
    Определить понятие техники, науки, инженерии
    Определить роль технологической культуры в жизни современного общества
    
  
  
  
  
  

 
  
  
  
  
 
 
 
 
 

    Сущность  и содержание технологической  культуры
      В XX веке человечество вступило в технологический  этап своего развития.    
Используя различные технологические средства, человек начал активно создавать искусственный мир, свое предметное бытие.
На  рубеже перехода человечества в XX век  научно-техническая среда, техносфера стала отчуждать человека от природы, что привело к нарушению естественного равновесия в мире.                                                                  Технологическое развитие общества осуществлялось в  два этапа На первом из них (1-я половина XX в.) основное внимание уделялось индустриализации и механизации производства. Это был этап научно-технического прогресса и технократической идеологии. Технократия буквально означает власть техники как средства (а не способа) производства.    
В начале XX века господствовали технократические философские  теории, согласно которым техника  и ее планомерное развитие сами по себе, независимо от других факторов, могут  разрешать все социальные проблемы. Поэтому власть и управление в  капиталистическом обществе должны перейти от собственников и политиков  к инженерно-технической интеллигенции (технократии), выступающей якобы  в виде главной движущей силы прогресса.     
Технократические  теории отразили возросшее значение науки и техники для производства и общества, но они недооценили роль таких факторов, как политика, культура, классовые и национальные интересы и др.    
К началу 40-х годов XX века технократические философские теории потеряли свою актуальность.    
Во  второй половине XX века человечество вступило в научно- технологический этап развития. Появление новых технологий привело к тому, что в 1950-1990 годы мировое общественное производство выросло примерно в 7 раз. Создание вычислительных машин обусловило возникновение информационного мира и высоких, наукоемких технологий.
Еще в 70-е  годы широко использовался термин научно-техническая революция, в котором особо выделялась роль техники в ущерб технологии. Однако с появлением универсальной техники способы производства стали различаться своими технологиями, которые начали доминировать.     
Сегодня человечество живет в условиях, когда уходит в прошлое индустриальный этап научно-технического прогресса с его экстенсивной, технократической идеологией (любой  ценой получить максимальный результат). Новый - технологический - этап устанавливает  приоритет способа над результатом  деятельности с учетом ее социальных, экологических, экономических, психологических, эстетических и других факторов и  исследований.    
В технологической культуре человек  осознает себя властелином всего сущего. Прежде недоступное человеческому разуму постепенно становится все более ясным. Человек оказался способным заставить природу проявить действие некоторых из ее потенциально существующих законов. Сейчас он живет в условиях открытой инструментальной цивилизации, отдавая себе в этом отчет. Им созданы технологические «организмы» - системы взаимозависимых компонентов, действия которых направлены на достижение целей, поставленных их создателем.    
Мощь  и диапазон современных технологических  средств - компьютеров, промышленных роботов, управляемых биотехнологических реакций или ядерных реакторов - не сопоставимы с их предшественниками. Они, с одной стороны, улучшают жизнь людей, а с другой - повышают ответственность человека за свои действия.    
Для современной - технологической - культуры таким базовым
понятием  является «технология».    
Наиболее  распространенным является утверждение, что слово «технология» происходит от греческого «techne» - искусство, мастерство, умение и «logos» - учение, наука. Таким образом, под технологией понимается наука о мастерстве, способах взаимодействия человека, орудий и предметов труда.
Ранее термин «технология» употреблялся только применительно  к производственным процессам.    
Таким образом, технология - многоаспектное, универсальное  понятие, которое пронизывает все  стороны жизни человека и общества. Технология является, по меньшей мере, философской, социально-культурологической, гносеологичекой, психолого-педагогической, экономической категорией и требует  своего дальнейшего изучения.    
В основе технологической культуры лежит  преобразовательная деятельность человека, в которой проявляются его знания, умения и творческие способности. Преобразовательная деятельность сегодня проникает во все сферы человеческой жизни и деятельности - от промышленности и сельского хозяйства до медицины и педагогики, досуга и управления.     
Технологическую культуру можно рассматривать в  социальном
(широком)  и личностном (узком) планах. В социальном плане технологическая культура - это уровень развития жизни общества на основе целесообразной и эффективной преобразовательной деятельности людей, совокупность достигнутых технологий в материальном и духовном производстве.     
В личностном плане технологическая  культура - это уровень овладения человеком современными способами познания и преобразования себя и окружающего мира.    
Технологическая культура оказывает влияние на все  стороны жизни человека и общества. Во-первых, она предполагает наличие  у человека системы технологических  знаний, умений и личностных качеств.     
Технологические знания включают в себя понимание базовых технологических понятий, представление о техносфере, способах преобразовательной деятельности, современных и перспективных технологиях производства и форм жизнедеятельности человека и др.    
Технологические умения - это освоенные человеком способы преобразовательной деятельности на основе приобретенных знаний. К ним относятся умения сознательно и творчески выбирать оптимальные способы преобразовательной деятельности, быстро осваивать новые профессии и технологии, проектировать свою деятельность и предвидеть ее результаты, проводить дизайн-анализ, пользоваться ЭВМ, осуществлять проектную деятельность, выполнять графические построения и др.     
Технологически  важные качества - это свойства человека, необходимые для успешного овладения преобразовательной деятельностью. К ним можно отнести сформированность адекватного профессионального самоопределения, трудолюбие, разнообразие интересов, гибкость мышления, профессиональная мобильность, самостоятельность и компетентность, ответственность, дисциплинированность, предприимчивость, потребность в постоянном совершенствовании и др.    
Технологическая культура формирует определенный (технологический) взгляд на мир и проявляется в технологическом мировоззрении. Под технологическим мировоззрением следует понимать систему технологических взглядов на природу, общество, человека и его мышление.    
В его основе лежит глобальный, планетарный  взгляд на мир, представляющий собой единство биосферы, социосферы, техносферы и ноосферы. В центре этой системы стоит человек, который своим разумом должен сознательно поддерживать равновесие в мире.    
Технологическое мировоззрение строится также на положении о том, что в основе общественного развития лежит способ преобразовательной деятельности людей, а также уровень технологической культуры человека и общества. И в то же время технологическая культура является одним из важнейших показателей уровня развития общества, мышления и творческих способностей человека.    
Составной частью технологической культуры является технологическое мышление.    
Технологическое мышление - это мыслительная способность человека к преобразовательной деятельности по созданию материальных и духовных ценностей для блага человека, общества, природной среды, обобщенное и опосредованное отражение индивидом научно-технологической сферы.     
Технологическое мышление направлено на поиск оптимальных  средств
преобразования  вещества, энергии и информации в  нужный для человека продукт.    
В условиях все возрастающего вмешательства  человека в развитие естественных и социальных процессов вопросы этики обретают новое значение. Этика оценивает соответствие действий отдельного человека с точки зрения последствий этих действий для «этического партнерства». Раньше в роли «этических партнеров» выступали только другие люди. Сейчас круг таких партнеров заметно расширился.    
В новых условиях создатели современных технических систем оказались не в состоянии предвидеть все последствия своих проектов, так как многие из них проявляются уже после смерти их авторов. Все это повышает ответственность создателей и потребителей технических систем за результат их деятельности, что требует формирования технологической этики.    
Технологическая этика (техноэтика) - это система  норм и принципов этического партнерства, которым должны соответствовать создаваемые техносистемы.     
Технологическая культура связана с технологической эстетикой.     
Технологическая эстетика - это эстетическое отношение человека к средствам, процессу и результатам преобразовательной деятельности, которое выражается в дизайнерских знаниях, умениях и способностях преобразовывать технологическую среду по законам красоты. 
Технологическая эстетика тесно связана с понятием дизайна. Дизайн (англ. design - чертеж, рисунок, проект) – творческая деятельность (и продукты этой деятельности), направленная на формирование и упорядочение предметно-пространственной среды, в процессе которой достигается единство ее функциональных и эстетических аспектов.    
Технологическая эстетика является теоретической основой дизайна. В свою очередь, она развивается на стыке ряда научных достижений: эстетики, искусствознания, социологии, эргономики (инженерной психологии), экономики, технологии производства и др.    
Таким образом, в обобщенном виде под технологической культурой можно понимать уровень развития преобразовательной деятельности человека, выраженный в совокупности достигнутых технологий материального и духовного производства и позволяющий ему эффективно участвовать в современных технологических процессах на основе гармоничного взаимодействия с природой, обществом и технологической средой. 
    Техника, наука, инженерия
      Техника    
В современной  научной литературе под техникой понимаются любые средства и способы  деятельности, которые придумываются  людьми для достижения какой-либо цели. Такой подход к пониманию техники  выделяет главное, что объединяет всевозможные ее виды.    
В область техники попадает также и то, что в обиходной речи техникой не называют (и лопата, и пуговица, и веник, и т. п) - все это средства деятельности.     
Техника как совокупность средств и способов человеческой деятельности выполняет  в жизни людей прагматическую функцию: люди создают и применяют ее для того, чтобы получить от этого какую-то пользу. Техника действует в «многомерном» пространстве жизни, которое охватывает «трехмерное» пространство культуры и простирается далеко за рамки последнего. Но вместе с тем она выступает также как часть культуры и важнейший фактор ее развития.    
Во-первых, техника образует культурную среду  обитания человека - ту искусственную, артефактную «вторую природу», в которой люди живут и которая является «материальным телом» культуры.     
Во-вторых, она  представляет собою средство приложения достижений культуры (главным образом, науки) к решению материально-практических задач общественной жизни, т. е. способ ответа культуры на «социальный заказ» со стороны общества.    
В-третьих, она создает инструментарий культуры - средства и способы деятельности в сфере культуры.    
В-четвертых, она выступает как культурный код - как одна из важнейших знаковых систем культуры, несущая в себе огромное количество социальной информации.    
Таким образом, технику можно рассматривать не только в прагматическом, но и в информационно-семиотическом аспекте - как форму получения, хранения, обработки и использования информации, форму культуры, занимающую свою нишу в культурном пространстве.    
Техника служит человеку средством воздействия на природу с целью защиты от неблагоприятных для него природных процессов и приспособления природы к своим нуждам. Если животные адаптируются к окружающей среде благодаря устройству своих органов, то человек - благодаря растущему умению изготовлять искусственные органы, внешние «добавки» к его телу, увеличивающие его силы и способности.     
Наука    
Наука - особый вид  познавательной деятельности, направленной на получение, уточнение и производство объективных, системно-организованных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении. Основой этой деятельности является сбор научных  фактов, их постоянное обновление и  систематизация, критический анализ и, на этой базе, синтез новых научных  знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные  или общественные явления, но и позволяют  построить причинно-следственные связи  и, как следствие - прогнозировать. Те естественнонаучные теории и гипотезы, которые подтверждаются фактами  или опытами, формулируются в  виде законов природы или общества.     
Наука 20 в. характеризует  тесную и прочную взаимосвязь  с техникой, всё более глубокое превращение в непосредственную производительную силу общества, возрастание  и углубление её связи со всеми  сферами общественной жизни, усиление её социальной роли. Современная Наука  составляет важнейший компонент  научно-технической революции, её движущую силу.
Инженерия     
Инженер - это  «специалист с высшим техническим  образованием». Такое определение  дается в толковом словаре русского языка. Однако эта черта лишь формальный признак инженерной профессии. Специфика  деятельности инженера состоит, во-первых, в том, что это деятельность практическая. Главная ее цель - не в том, чтобы  получать или давать знание, а в  том, чтобы знание применять в  практических целях, для внесения изменений  в реальную действительность. Во-вторых, инженерная деятельность связана с  решением технических задач практики. Наконец, в-третьих, особенностью инженерной деятельности (в ее современной форме) является то, что она направлена на технические задачи, для решения  которых требуются научные знания.     
Таким образом, особенности инженерной деятельности обусловлены соединением в ней  науки с практикой. Через инженерию  наука превращается в производительную силу, а производство становится применением науки.    
Инженерия - сфера  стыковки мира науки и мира техники, мост, соединяющий эти миры.
Инженерная  деятельность требует иного стиля  мышления, чем научная. Наука направлена на создание общих идеальных моделей, которые можно применить в  разных областях техники, инженерия  же - на создание реального технического объекта с помощью всевозможных знаний из самых различных наук. Наука раскладывает различные явления на отдельные «полочки»: механические - отдельно, электромагнитные - отдельно, химические - отдельно. Инженерия собирает знания с этих «полочек» воедино.     
Инженерия, как и наука, тоже прошла долгий путь «эмбрионального» развития, прежде чем  стала отдельной областью культуры. Но наука созревала в лоне философии, а инженерия - в лоне ремесла. Будучи включенной, в философию, наука в ее «эмбриональном» состоянии входила в духовную культуру, инженерия же как компонент ремесла принадлежала к технологической культуре.    
Инженерия в ее современном понимании родилась вместе с наукой в эпоху возникновения  машинного производства и становления индустриальной цивилизации. С этого времени начинается ее история как особой формы культуры. Но у инженерии был свой «доисторический» период, уходящий своими корнями в глубокую древность.  

    Роль  технологической  культуры в жизни  современного общества
      За последние  годы кардинально изменились отношение  к культуре, понимание ее важности и роли в современном обществе, признание культуры в качестве одного из важнейших ресурсов социально-экономического развития.    
Технологическая культура - это культура современного технологически насыщенного общества. Это новое отношение к окружающему нас миру, основанное на преобразовании и улучшении, а также совершенствовании среды обитания человека.     
Технологическая культура-это философия нового видения  мира. И формирование технологической  культуры  должно быть связано с проблемой ответственности человека за свои действия в технологических ситуациях и отношениях, когда многое зависит от его культуры: нравственности, разумности и ответственности.     
В основе технологической  культуры лежит преобразовательная деятельность человека, в которой  проявляются его знания, умения и  творческие способности.    
Преобразовательная  деятельность сегодня проникает  во все сферы человеческой жизни  и труда - от промышленности и сельского хозяйства до медицины и педагогики, досуга и управления. Технологическая культура стала формироваться как  результат современных научно-технических  и социально-экономических достижений.     
Для начального этапа развития технологической  культуры характерно интенсивное вмешательство человека в ход естественных процессов: поворот течения рек, мелиорация и ирригация земель, генная инженерия, освоение космоса и др. Используя новейшие технические системы, человек стал варварски истощать ресурсы природы, что привело к нарушению природного равновесия. Эти разрушительные действия человека угрожают существованию самой жизни на Земле. При этом не надо забывать, что еще в полной мере не изучено влияние современных технологических средств (компьютеров, промышленных роботов, управляемых биологических реакций и др.) на еще не известные людям силы природы.     
Технологическая культура определяется как преобразующая  творческая природосообразная деятельность, включающая знания, умения и навыки, эмоционально-нравственное отношение  к данному виду деятельности и готовность действовать с учетом ответственности за свои действия.    
Технологическая культура включает в себя десять компонентов, которые проявляются в деятельности и поведении человека любой профессии, гражданина, потребителя, семьянина и учащегося. Это-культура труда, человеческих отношений, дома, дизайна, графическая культура, информационная, предпринимательская, экологическая, потребительская, проектная.  
  На сегодняшний день существуют программы курса «Основы технологической культуры» для изучения в 10-11 классах, разработанные Ю.Л. Хотунцевым и В.Д. Симоненко, учебник для учащихся 10-11 классов гуманитарного профиля (под редакцией В.Д. Симоненко). В результате изучения курса «Основы технологической культуры» как общего технологического компонента выпускники общеобразовательной школы должны иметь представления: о технологической культуре и ее компонентах; о роли техники и технологий в современном обществе и тенденциях их развития;
о современных  энерго и материально сберегающих, безотходных и других перспективных технологиях; о социальных и экологических последствиях применения технологий;
владеть: культурой  труда; средствами и способами поиска новых технических решений, графического моделирования изделий и объектов проектной деятельности, осуществления  элементов предпринимательской  деятельности;
уметь: работать с информацией и технологической  документацией; обосновывать выбор  своего профессионального плана  и использовать возможности для  трудоустройства.    
Технологическая культура, являясь одним из типов универсальной культуры, оказывает влияние на все стороны жизни человека и общества. Она формирует технологическое мировоззрение, в основе которого лежит система технологических взглядов на природу, общество и человека. Составной ее частью является технологическое мышление, связанное с обобщенным отражением индивидом научно-технологической среды и мыслительной способностью к преобразовательной деятельности. Составной частью технологической культуры является также технологическая эстетика, которая выражается в дизайнерских знаниях, умениях и способностях осуществлять преобразовательную деятельность по законам красоты.     
В настоящее время развитие общества основывается на установке приоритета способа над результатом деятельности. Основной целью деятельности людей становится изменение социальной, экономической и культурной жизни общества. Овладеть технологической культурой в условиях национально-регионального компонента означает овладеть функциональными методами и способами усвоения знаний, необходимых во всякой деятельности, т. е. алгоритмом преобразовательной творческой деятельности.     
От  технологической культуры населения  зависит качество выпускаемой наукоемкой продукции.    
ВЫВОД     
Под культурой понимается организованные совокупности материальных объектов, идей и образов; технологий их изготовления и оперирования ими; устойчивых связей между людьми и способов их регулирования; оценочных критериев, имеющихся в обществе. Это созданная самими людьми искусственная среда существования и самореализации, источник регулирования социального взаимодействия и поведения.    
Технологический аспект культуры занимает в ней значительное место. В зависимости от типов  объектов, на создание которых они  направлены, технологии подразделяются, во-первых, на продуцирующие и транслирующие  символы, во-вторых, на созидающие физические объекты, и, в-третьих, на организующие системы социального взаимодействия.
Технологическая культура является основой и условием развития современного общества и производства.     
Технологической культура- это уровень развития преобразовательной деятельности человека, выраженный в  совокупности достигнутых технологий материального и духовного производства и позволяющий ему эффективно участвовать в современных технологических  процессах на основе гармоничного взаимодействия с природой, обществом и технологической  средой.    
Современная технологическая эпоха резко  обострила проблему взаимодействия природы, человека и техносферы. Применяемые технологии не должны приносить вреда человеку и природной среде. Поэтому сейчас должен быть обеспечен приоритет способа над результатами любой деятельности.    
Каждый  человек должен быть специально подготовлен  к гармоничному сосуществованию и эффективному функционированию в информационно и технологически насыщенном мире. Жить в таком мире и не знать его - опасно и даже преступно.  
 

и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.