На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Социальные движения в Казахстане

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 04.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Понятие и классификации социальных движений.
Социальные движения - особый класс социальных явлений, который должен быть рассмотрен в связи с анализом психологической характеристики больших социальных групп и массового стихийного поведения. Социальное движение представляет собой достаточно организованное единство людей, ставящих перед собой определенную цель, как правило, связанную с каким-либо изменением социальной действительности. Социальные движения обладают различным уровнем: это могут быть широкие движения с глобальными целями (борьба за мир, за разоружение, против ядерных испытаний, за охрану окружающей среды и т.п.), локальные движения, которые ограничены либо территорией, либо определенной социальной группой (против использования полигона в Семипалатинске, за равноправие женщин, за права сексуальных меньшинств и т.д.) и движения с сугубо прагматическими целями в очень ограниченном регионе (за смещение кого-либо из членов администрации муниципалитета).
Исходным пунктом всякого социального движения является проблемная ситуация, которая и дает импульс возникновению движения. Она одновременно преломляется и в индивидуальном сознании, и в сознании определенной группы: именно в группе достигается некоторое единство мнений, которое и будет «выплеснуто» в движении. Здесь важно подчеркнуть, что значимыми будут как относительно устойчивые социальные представления, сформировавшиеся на протяжении предшествующего развития группы, так и подвижные элементы массового сознания, сформировавшиеся на основе последней информации, часто неполной и односторонней. Отсюда всегда - относительная легкость изменения содержания лозунгов и целей движения. Чрезвычайно важными, с точки зрения социальной психологии, являются три следующих вопроса: механизмы присоединения к движению, соотношение мнений большинства и меньшинства, характеристика лидеров.
Механизмы присоединения к движению могут быть объяснены через анализ мотивов участников. Они подразделяются на фундаментальные, которые определяются условиями существования конкретной социальной группы, ее статусом, устойчивым интересом по отношению к какому-либо явлению, политическому решению, законодательству, и сиюминутные, которые порождены проблемной ситуацией, общественным инцидентом, новым политическим актом. Последние в большей степени обоснованы чисто эмоциональными реакциями на происходящее в обществе или группе. От соотношения фундаментальных и сиюминутных мотивов в значительной степени зависят основательность и «прочность» движения, прогноз на успешное выполнение целей.
Рекрутация сторонников движения осуществляется различными путями: в локальных движениях это может быть и рекрутация «на улице», когда организуется сбор подписей в пользу какой-либо акции. В движениях более высокого уровня рекрутация происходит в тех группах, в которых родилась инициатива.
Вторая проблема касается соотношения  позиций большинства и меньшинства  в любом массовом, в том числе социальном движении. Эта проблема является одной из центральных в концепции С. Московиси. В концепции С. Московиси предлагаются характеристики условий, при которых меньшинство может рассчитывать на влияние в движении.
Что касается лидера, он должен наиболее полно выражать и отстаивать цели, принятые участниками и импонировать довольно большой массе людей. Имидж лидера социального движения должен быть предметом его повседневного внимания. Как правило, прочность позиции и авторитета лидера в значительной мере обеспечивает успех движения.
Все сказанное позволяет сделать  вывод о том, что социальные движения - сложнейшее явление общественной жизни со своими специфическими социально-психологическими характеристиками.
Для социологического изучения социального  движения весьма существенное значение приобретает их типологизация.
Одним из распространенных типов рассматриваемого социального процесса являются общие социальные движения. К их числу относят обычно рабочее, молодежное, женское движение и движение в защиту мира. Основное содержание деятельности в таких движениях составляют попытки добиться всеобъемлющих изменений человеческих ценностей. Их становление и развитие связано с возникновением новых интересов и предположений, новых представлений людей о самих себе и (или) с формированием неудовлетворенности там, где прежде этого не было. Именно таким образом складывалось рабочее, а затем женское движение.
 Такие движения направляют свою деятельность на самые различные сферы общественной жизни (женское, например, вторгается и в сферу образования или культуры, и в область промышленности, и в сферу быта, семьи, досуга, и в сферу политики, и т.п., причем в каждой из них ищет таких перемен, которые бы повышали социальный статус женщины.
Наряду с общими в современном обществе имеют широкое распространение специфические социальные движения (С. Д.). Нередко они возникают на тех социальных основах, которые присущи общим С.Д., но придают им более конкретное воплощение в своих целях и действиях. Их вполне правомерно рассматривать как кристаллизацию значительной части мотивации неудовлетворенности, надежд и стремлений, пробужденных общим С.Д., со средоточением этой мотивации на какой-либо специфической цели. Так, например, на общей платформе рабочего движения возникают и развиваются такие различные по целям и средствам борьбы специфические С.Д., как коммунистическое, социал-демократическое, христианско-демократическое.
Главная отличительная особенность  специфического С.Д. - наличие у него четко определенной цели, которую  оно стремится достигнуть своими активными действиями. С этим связана и вторая его особенность - наличие организационного оформления (скажем, членство в политической партии, существование ее программы и устава и т.п.), определенной, нередко четко иерархизированной и разветвленной структуры. В процессе своего развития оно формирует определенное, только ему присущее мировоззрение и связанные с ним идеологические установки и системы ценностей, определенные наборы социальных ожиданий и ориентаций, правил поведения. Все это вместе взятое составляет третью его отличительную черту. Четвертая особенность специфического С.Д. заключается в том, что внутри его складывается определенное разделение труда, а входящие в его состав индивиды обладают определенными социальными статусами, часть из них входит в состав признанного и принятого всеми участниками руководства данным движением. Пятая особенность специфических С.Д. проявляется в наличии у них определенной стратегии социальной деятельности и тактики ее осуществления применительно к изменяющимся обстоятельствам, в проведении агитации и пропаганды, ориентированных на привлечение новых индивидов и групп в состав движения, расширение ареалов его деятельности, увеличение авторитета и степени влияния на развитие социальных процессов.
Приведенные особенности показывают, что достаточно развившееся и  оформившееся специфическое С.Д., постепенно обрастая системой упорядоченных статусов и ролей, устоявшихся норм и правил поведения, формализованной структурой, фактически достигает стадии социальной организации, а в случае успешного  решения поставленных задач становится социальным институтом, как это случилось, например, с развитием коммунистического движения в царской России, а затем и в Советском Союзе.
Политические движения. В тех случаях, когда массовые действия направлены на завоевание, укрепление или ниспровержение политической власти, существующего политического режима, государственных органов или выражаются в требованиях, обращенных к государству и другим властным органам, специфические С.Д. приобретают характер движений политических. Чрезвычайное многообразие политических движений, вызывающих их причин, а также вовлекаемых в них социальных групп, слоев, классов лишает понятие "политические движения" аналитической строгости. Этот тип движений может классифицироваться, исходя из состава основной массы участников (крестьянские, пролетарские, феминистские и др.); мотивации (религиозные, социокультурные); целей (движения сопротивления, национально-освободительные и др.); особенностей субъективно принятой или объективно сложившейся стратегии (революционные, реформистские и др.); тактики действий (экстремистские, легалистские, гражданского неповиновения и т.п.).
Конкретные политические движения могут иметь страновой характер, т.е. охватывать значительные массы населения в одной стране. Таковыми являлись английский чартизм - политическое движение пролетариата в 1830-1850, цели и требования которого были выражены в так называемой "Народной хартии" (1838), или аболиционизм - развернувшееся в конце 18 - начале 19 вв. в США массовое движение за отмену рабства негров; движение диссидентов в 1970-1980-е в бывшем Советском Союзе.
Цели, ценности, программы действий политических движений возникают, как  правило, не на пустом месте, а в той  или иной степени соотносятся  с существующими в данной стране или регионе политическими традициями. Это связано с тем, что политические движения возникают в определенных национальных или региональных политических культурах в ответ на новые социальные и политические проблемы, возникающие на определенных этапах развития общества. Так, рождаются сначала либеральные, консервативные, фашистские и иные движения, а на более поздних этапах общественного развития (скажем, в современных социально-политических условиях) появляются неолиберальные, неоконсервативные, неофашистские движения. В условиях кризисного развития тех или иных стран, порождающего массовое недовольство существующей экономической, социально-политической, культурной ситуацией, появляются и пользуются определенной популярностью различного рода популистские движения, характеризующиеся широким декларированием обещаний, далеко не всегда выполняемых при существующих экономических и политических условиях.
Экспрессивные движения - более или менее массовые движения людей, которые более или менее отчетливо понимают непривлекательность и порочность существующей социальной действительности, но стремятся модифицировать, изменить не ее, а свое отношение к ней. Посредством мечтаний, видений, ритуалов, иных, чем господствующие в обществе, норм и образцов культуры (субкультуры), других форм эмоциональной экспрессии они находят долгожданное эмоциональное облегчение, что делает их жизнь приемлемой и терпимой.
В современных условиях экспрессивные  движения наиболее распространены и  ярко выражены в молодежной среде. Разнообразными проявлениями таких процессов являются движения хиппи, рокеров, люберов, митьков и др. молодежных групп, которые стремятся создать собственную субкультуру и дистанцироваться от чуждого, нелюбимого и презираемого ими общества с его, согласно их взглядам, античеловечной и репрессивной культурой.
Революционные движения - массовые действия, направленные на глубокое и полное изменение существующей социальной действительности, структуры, функций и содержания деятельности большинства или многих социальных институтов - государства, суда, системы образования и др. Таким образом, революционные движения стремятся разрушить существующую социальную систему, свергнуть свойственный ей социальный порядок и структуру власти и установить новый социальный порядок, новую систему власти, коренным образом отличающуюся от прежней. Чаще всего революционные движения успешно развиваются там, где социальные реформы затруднены или блокируются в такой степени, что единственным способом искоренения пороков существующей социально-политической системы становится ее революционное, чаще всего насильственное ниспровержение. Именно данной особенностью обусловлено слабое развитие коммунистических движений в таких социально благополучных и традиционно демократических странах, широко проводящих различные реформы, как Швеция, Швейцария, Бельгия, Голландия, но сильное развитие их в таких странах, где социальные реформы неэффективны, где широко распространены социально-политические конфликты, где сильны традиции революционных движений - во Франции, Италии, России, других странах, возникших в постсоветском социально-политическом пространстве.
Реформистские движения - массовые политические действия, ориентированные не на революционные ниспровержения существующих социально-политических порядков, а на изменение и совершенствование существующей системы посредством проведения различных реформ. Для возникновения реформистских движений необходимо наличие ряда специфических условий. Среди них самое важное значение имеют: а) участники этих движений должны позитивно относиться к существующим в данной системе социально-политическим порядкам; б) они должны располагать институциональными (т.е. допускаемыми государством, правящей партией, действующим в обществе законодательством и др.) возможностями высказывать свои мнения и осуществлять активные действия в поддержку намечаемых реформ; в) граждане данной страны должны обладать широким набором политических прав и иметь возможность свободно и безболезненно подвергать критике функционирующие в обществе социальные институты, требовать реформирования содержания и форм их деятельности.
Такие движения не могут развиваться  в условиях господства тоталитарного  политического режима, при котором  попытка любых социальных изменений  расценивается как угроза существующей системе власти. Как правило, к  числу реформистских относятся  социал-демократические движения в  Германии, Швеции, Франции, других странах  Западной Европы, а также возникшие  в последние годы (после развала  СССР) подобного рода движения в  Беларуси, России, других странах СНГ.
Оппозиционные движения - более или менее массовые действия, в которых участвуют люди, которые не удовлетворены тем, что социальные изменения в обществе протекают слишком быстро либо, напротив, слишком медленно и непоследовательно. Подобного рода движения возникают, как правило, за революционными или реформистскими движениями и представляют из себя оппозицию по отношению к ним. Так, проведение реформ в постсоветских Беларуси, России, других странах СНГ привело к возникновению множества оппозиционных движений (движение потребителей, движение обманутых вкладчиков и др.), которые включают людей, не находящих достойного, по их мнению, места в реформируемом обществе или утративших права, привилегии или имущество в процессе проведения таких реформ.
Экологические движения - массовые действия, направленные на трактовку обусловленности человеческой деятельности не только экономическими, социальными и культурными, но и экологическими факторами, роль которых неуклонно возрастает в условиях обостряющегося "экологического дефицита", истощения природных ресурсов, вызванного усиливающимся антропогенным, прежде всего техногенным воздействием на окружающую природную среду, чреватым непредсказуемыми экстремальными ситуациями и катастрофами. Сторонники этих движений убеждены, что тенденции развития общества "не могут быть полностью поняты вне экологической перспективы". Они бросили вызов "обществу потребления", противопоставляя стремлению "иметь больше" желание лучшего "качества жизни". Их девиз: пусть будет меньше денег, меньше потребительских ценностей, но зато больше возможностей для самореализации личности. В этих движениях проявляются две антагонистические тенденции: с одной стороны, антиинституциональный протест против государственных решений, оборачивающихся ущербом для природной среды, а с другой - растущая институализация и формализация, приводящая к формированию на базе данных движений партий "зеленых" во многих странах, в том числе и в Беларуси. Экологические движения с самого периода своего зарождения (более полувека назад) не были однородными ни по составу участников, ни по политическим ориентациям. Как в странах Западной Европы и Америки, так и в странах СНГ в них входили и экополитики, и экопатриоты, и экотехнократы - сторонники тесного сотрудничества с государственными властями, и экоанархисты - противники властных структур, и экоконсервационисты, и экоальтернативисты. При всем их различии в оттенках взглядов и практических действий все-таки превалирующими выступают две тенденции. Первая из них - природоохранная - выражена отчетливо в деятельности тех экологических групп и организаций, лидеры которых неохотно вовлекаются в политику, избегают участия в политических акциях. Вторая все более отчетливо выражается в деятельности и ориентациях тех объединений, включая и партии "зеленых", которые ориентированы на борьбу за власть, а поэтому все более отчетливо политизируются.
Однако обе эти тенденции  не перекрывают общих целей и  интересов движения, которое в  целом продолжает понимать разнообразную  экологическую деятельность, в том  числе и экополитику, прежде всего как охрану природы, сбережение и воспроизводство природных ресурсов. Несмотря на внутреннюю дифференциацию, мировоззренческие и идеологические принципы экологических движений, их различные модификации построены на рациональных основаниях, на вере в науку, в силу человеческого разума, на общности восприятия экологической ситуации как катастрофической, на надеждах на восстановление гармонии человека с природой.
Молодежные движения - массовые действия, в которые включены молодые люди, выступающие за создание для них условий достойной жизни, автономии, свободы выбора профессии, места жительства, образа и стиля жизни.
Требования автономии и самоуправления в молодежных центрах, как правило, не разделяются широкой общественностью  и государственными структурами, которые  не соглашаются, чтобы деятельность этих центров регламентировалась другими  нормами и требованиями, чем господствующие в обществе. Особенно остро встает проблема законности молодежных выступлений, когда юноши и девушки захватывают  пустующие здания, чтобы превратить их в свои центры, оправдывая свои действия общей недостачей жилья и аморальностью  спекуляций в сфере строительства.
Феминистские (женские) движения представляют собой массовые действия за уравнение женщин в правах с мужчинами, за эффективную охрану материнства и детства.
Консервативное направление в  феминистских движениях опирается  на фрейдистские концепции, которые  преувеличивают материнскую функцию  женщины и отрицают наличие какой-либо дискриминации женщин со стороны  государства. Сторонники этого направления  обусловливают социальное положение женщины ее биологической сущностью и утверждают, что ее основная задача - рождение и воспитание детей, а участие в производственной и общественно-политической жизни не должно входить в круг ее интересов и жизнедеятельности.
Иные позиции отстаивают сторонники либерально-реформистского течения  в феминистских движениях. Они исходят  из предположения, что добиться социального  равенства женщин с мужчинами  вполне возможно в рамках существующего  общественного строя посредством  проведения социально-экономических, правовых и политических реформ. Отмечая  большую социальную значимость и  важность материнства и детства, высокую ценность семьи, они вместе с тем выступают за массовое вовлечение женщин в профессиональную, социокультурную и политическую деятельность. Формирование подобных ориентаций обусловлено разрушением патриархальной семьи, изменением традиционной роли женщины в семье и обществе, распространением партнерских ценностных представлений. Причем стремление к созданию ориентированных на современные потребности форм жизнедеятельности проявляется, как правило, в группах более молодых женщин, имеющих высокий уровень общеобразовательной и профессиональной подготовки. Содержание, формы и методы деятельности женских организаций и общностей данного направления определяются их реформистским характером и направлены на оказание давления на законодательные и исполнительные органы государства, на местное самоуправление.
Национально-освободительные движения - массовые действия, направленные на ниспровержение иностранного господства и завоевание национальной независимости, на реализацию национально-этническими общностями права на самоопределение, на создание независимого национального государства. Такие движения развернулись широко в странах Европы и Америки в 16-19 вв.
Новым этапом национально-освободительных  движений стала борьба против германского  и итальянского фашизма, японского  милитаризма в Европе и в Азии в годы Второй мировой войны. Широкое развитие национально-освободительные движения приобрели после Второй мировой войны, когда под их напором рушились колониальные империи Англии, Франции и других высокоразвитых стран.
Своеобразной модификацией национально-освободи-тельных движений стала деятельность народных фронтов в период развала Советского Союза в странах Прибалтики, Закавказья. В Беларуси в этом направлении действует движение Белорусского Народного Фронта, которое в своих программных документах декларирует приверженность "традиции национально-освободительной и демократической борьбы своих предшественников", призывает к формированию "национально-возрожденческого сознания".
В современной России возникло национал-патриотическое движение, поборники которого утверждают, что в условиях слабой государственной  власти, хозяйственного хаоса и роста  преступности "ярко выраженная доминанта  русского национализма оказывается  особо привлекательной", что в  период формирования новой российской государственности "национализм  превращается в важнейший фактор политической стабильности".
Широко распространены в обществе религиозные С.Д. Некоторые из них существуют на протяжении длительного исторического периода, другие возникли сравнительно недавно, третьи зарождаются буквально на наших глазах. Две последних категории получили в мировой социологии наименование новых религиозных движений. Одним из самых распространенных среди них является Международное товарищество сознания Кришны, проповедующее один из вариантов старейшей монотеистической религии мира - вишнаизм (или индуизм) и возникшее в 1965 в Соединенных Штатах Америки. Главными целями своей деятельности кришнаистские организации, действующие во многих странах мира, в том числе и в Беларуси, ставят углубление духовных знаний, формирование братства душ, общим отцом которых является Кришна, отыскание абсолютной истины в старейших святых текстах мира - Ведах, создание альтернативных образцов поведения по отношению к хаотическому и потребительскому сообществу, господствующему сегодня в мире, а также почитание Бога Кришны и распространение знаний о нем среди всех тех, кто стремится к таким знаниям. Сторонники этого религиозного движения пропагандируют вегетарианство, создали более чем в 60 странах вегетарианские бесплатные столовые для нуждающихся, не употребляют мясо, рыбу, лук, чеснок, алкоголь, наркотики, табак, кофе, какао, чай, выступают против сексуальных контактов, которые не имеют целью продолжение рода в рамках семьи.
Движения в защиту мира, против войны представляют собой массовые действия против опасности новых войн, за упрочение мира и дружбы между народами. Их развитие характеризуется цикличностью. Уже в 1920-е после завершения Первой мировой войны пацифисты начали выступать за полное разоружение с тем, чтобы не смогла возникнуть никакая новая война. Однако эти пацифистские движения не смогли предотвратить приход к власти Гитлера и развязывание Второй мировой войны.
 
 
 


    Причины социальных движений.
Социологический анализ С.Д. предполагает углубленное изучение ситуаций, благоприятствующих возникновению и развитию таких  движений. К числу таких относятся прежде всего существенные изменения в ценностях и нормах поведения людей, иначе говоря, культурные изменения. Именно в лоне культуры возникают и развиваются новые идеи и представления о несправедливом и справедливом общественном устройстве, побуждающие людей объединяться в движения, ориентированные на социальные изменения.
Существенным фактором, влияющим на возникновение С.Д., является социальная дезорганизация. Любое общество, входящее в полосу социально-экономических, политических, социокультурных трансформаций, оказывается в той или иной степени подверженным дезорганизации, а порой и хаосу. В таком обществе многие индивиды и даже социальные группы утрачивают привычные ориентиры, ценностные ориентации, традиционные способы идентификации. У них растет убеждение в том, что тщетно рассчитывать на какую-либо экономическую, социальную и психологическую поддержку со стороны государства и других социальных институтов данного общества. Зреющее недовольство и озлобленность подталкивают их к акциям протеста, к консолидации в различные социальные движения.
Мощное детерминирующее воздействие  на возникновение С.Д. оказывает  и широко распространяющаяся в кризисные  эпохи развития общества социальная неудовлетворенность широких масс населения. Именно неудовлетворенность  существующей системой распределения  материальных и духовных благ, властных полномочий, льгот и привилегий, органически соединяющаяся с  представлениями о социальной неудовлетворенности, господствующей в обществе, подталкивает многих людей к протестным движениям. В таких условиях растет уверенность широких слоев населения в том, что общие и организованные совместные действия могут покончить с социальной несправедливостью, ослабить социальную неудовлетворенность и привести к улучшению условий их существования. В результате формирование и развитие С.Д. за изменение существующих условий жизнедеятельности становится естественным и почти неизбежным следствием социодинамики общественного развития и одновременно фактором его изменения
 


3. Экстремизм в современном мире.
На современном этапе развития России растет влияние христианства, ислама и других конфессий в нашей стране. Возрастает роль религии в политике, в определении реакции населения на те или иные политические, экономические, культурные процессы, явления или решения. Религиозное возрождение в Российской Федерации влияет на общественную жизнь, порождает множество проблем, которые требуют внимания органов государственной власти, органов местного самоуправления и правоохранительной системы.
Религия представляет идеологический механизм, обеспечивающий консолидацию людей через объявление базовых  общественных связей имеющих божественную природу. В любой религии (не только в исламе) потенциально заложено явление экстремизма. Религиозный культ предписывает определенное поведение, чувство зависимости, познание обязанностей в виде заповедей. Религия дает обоснование для протеста и сопротивления всему неправедному. Поэтому в разные эпохи человечества религиозный экстремизм вспыхивал в разных странах, в недрах разных вероисповеданий . Современный экстремизм поставил цель -создание государства, не признающего границ между мусульманскими странами.
Широкое распространение экстремистское движение получило после второй мировой  войны с ростом экономического потенциала Саудовской Аравии, Эмиратов и Кувейта. Для поддержания экстремизма на религиозной основе и его деятельности в мировом масштабе эти страны расходуют миллиардные суммы. Крупнейший в настоящий период организатор и спонсор исламского международного терроризма признан Усама Бен Ладен. Он лично распоряжается огромным состоянием, поддерживает международные связи, финансировал деятельность исламских экстремистов: египетских братьев-мусульман, исламистов в Йемене, вооруженные исламские группировки в Алжире, боснийских мусульман, «Аль-Джихад Интернейшнл», З. Яндарбиева и его окружение: Хоттаб, Абдула Малеа, Мухаммед Шариф, Салех -эд-Дин, таджикскую исламскую оппозицию. Нестабильность в Албании и война в Косово предоставили возможность Ладену создать террористическую сеть в Европе, опираясь на албанских беженцев. Например, в Дагестане сторонники этого направления регулярно получают огромную материальную и идеологическую поддержку (помощь исчисляется десятками миллиардов долларов от различных организаций, от Усама бен Ладен, который до военной агрессии побывал в Чечне и Дагестане, инструктировал местных лидеров и оставил для совершения террористических актов 25 млн. долларов) .
Для распространения идей этого  учения построены мечети, центры СМИ, оказывается материальная помощь присоединившимся к этому движению, создаются специальные отряды боевиков, агентурная сеть. Их деятельности практически охватывают весь исламский мир, а целью является установление господства над мусульманским миром, а потом над всем миром. События в Чечне всего лишь часть стратегии плана экстремистов. В организации и проведении этих событий участвуют террористические организации из Арабских стран, Африки, Турции, Афганистана и др.
Экстремизм на религиозной основе — это приверженность в религии к крайним взглядам и действиям. Основу такого экстремизма составляют насилие, крайняя жестокость и агрессивность, сочетающиеся с религиозной демагогией. Причинами такого рода экстремизма в обществе являются:
- социально-экономические кризисы,
— деформация политических структур,
— падение жизненного уровня значительной части населения,
— подавление властями инакомыслия  и оппозиции,
— амбиции лидеров политических партий и религиозных групп, стремящихся ускорить реализацию выдвигаемых ими задач и т.д.
Среди причин, способствующих усилению религиозного экстремизма в России можно «назвать нарушения прав религиозных и этнических меньшинств, допускаемые должностными лицами, а также деятельность зарубежных религиозных миссионеров, нацеленная на разжигание межконфессиональных противоречий».
Базу экстремизма составляют маргинальные слои населения, представители националистических и религиозных движений и недовольная существующим порядком часть интеллигенции и студенчества, некоторые группы военных.
Экстремизм на религиозной основе тесно связан с политикой и национализмом, представляя единое целое, поэтому часто в научной литературе используется термин «религиозно-политический экстремизм». Например, боевики Исламского движения Узбекистана (ИДУ), с оружием в руках пресекали границу с целью захвата власти в 1999-2000гг., неоднократно заявляя о намерении силой ниспровергнуть политические режимы в молодых постсоветских республиках и создать клерикальное государство. Между тем, сторонники экстремизма стремятся путем демагогии, организации беспорядков, актов гражданского неповиновения дестабилизировать и разрушить существующие общественные структуры для достижения своих целей. При этом широко используют силовые методы- террористические акты, партизанская война и т.д.; в принципе отрицают переговоры, соглашения, компромиссы, основанные на взаимных уступках.
В современном обществе религиозный экстремизм пытается изменить государственный строй или насильно захватить власть, нарушить территориальную целостность государства. Преобладание силовых методов борьбы для достижения своих целей отличает современный экстремизм на религиозной основе, который выдвигает на первый план свои религиозные постулаты и лозунги.
Современный религиозный экстремизм неотделим от терроризма (от лат. Terror — страх, ужас). Терроризм состоит в совершении убийства представителей государственной власти и рядовых граждан, взрывов, нападений, угонов самолетов и т.д.  В последние десятилетия религиозный экстремизм все чаще обращается к террору как средству достижения своих целей. Многочисленные факты такого рода наблюдаются в Чечне, Узбекистане, Югославии, Ольстере, на Ближнем Востоке. Террористы рассчитывают не на военно- стратегическую победу, а главным образом, на психологический эффект своих действий, обращаются не к разуму и логическим аргументам, а к эмоциям и инстинктам людей, к предрассудкам и предубеждениям, к разнообразным мифологическим конструкциям. Изменился характер террористических операций. Современная тенденция состоит в том, чтобы нападать не на конкретные цели (например, на руководителей оппозиционной стороны), а совершать массовые убийства без разбора.
Вершиной его деятельности стали  события в Москве и Беслане 2004 г., диверсии против американских посольств в Кении и Танзании в августе 1998 г. Потрясли мир события, произошедшие в США в сентябре 2001г. Преступники — самоубийцы направили 2 самолета в здания Всемирного Торгового Центра, один — в Капитолий, последний был сбит военными силами США. Результатом этого террористического акта стал небывалый масштаб разрушений и человеческих жертв. Считается самым опасным проявление экстремизма при совершении террористических актов добровольцами- самоубийцами, так как такие акты невозможно предотвратить.
Между тем, экстремизм на религиозной основе в сочетании с терроризмом предполагает готовность пожертвовать жизнью в доказательство верности идеи, но трудно назвать героическим поступком распространение бактерий ботулизма или сибирской язвы. Экстремизм на религиозной основе имеет признак фанатизма, т.к.  только абсолютный этический релятивизм может оправдать насильственное лишение человека жизни для достижения политических или идеологических целей. В современном мире появилось множество сомнительных новых религиозных течений (некоторые из них можно назвать «фанатическими сектами», которые необходимо изучать и предотвращать их разрушительную деятельность), но чем меньше группа, тем больше в ней фанатизма.
В последние десятилетия возникли десятки агрессивных движений, проповедующих различные варианты национализма, религиозного фундаментализма, фашизма и идеи конца света- от индуистских националистов до неофашистов в Европе и новых религиозных движений («Ветвь Давида», Уэйко, штат Техас , Аум Синрике и др).
Экстремистскими религиозные группы используют химическ
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.