На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Игры и упражнения, применяемые для развития словаря детей

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 04.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение
1. Особенности развития  словаря детей дошкольного возраста…………........4
2. Игры и упражнения, применяемые  для развития словаря детей……………10
2.1 Дидактические игры………………………………………………….......10
2.2 Сюжетно-ролевые игры…………………………………………………...11
2.3 Лексические упражнения……………………………………………........12
Заключение …………………………………………………………………18
Список использованных источников …………………………………......19
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
Речевое развитие детей  является одним из главных компонентов  их готовности к школьному обучению. Изучение уровня овладения языком позволяет  получить данные не только о речевых  способностях детей, но и об их целостном  психическом развитии. Для того, чтобы понять сущность речевой готовности к школьному обучению, мы должны четко представлять, что же входит в содержание способностей устной речи и какие компоненты самые важные для изучения речи.
   Речевое  развитие рассматривается, как  развитие умений понимать и  пользоваться языком: развитие фонематического  слуха и звукового анализа,  словаря, осознание состава слов, формирование грамматических категорий,  развитие коммуникативных умений, умений и навыков связной речи.
Цель  контрольной работы: Проанализировать дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря детей.
Задачи:
Изучить особенности развития словаря детей  дошкольного возраста.
Рассмотреть игры и упражнения, применяемые для  развития словаря детей.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1. Особенности развития  словаря детей дошкольного возраста
Особенности развития детского словаря достаточно полно изучены  в физиологии, психологии, психолингвистике.
 В развитии словаря  детей дошкольного возраста выделяют  две стороны: количественный рост  словарного запаса и его качественное  развитие, т.е. овладение значениями  слов. Остановимся кратко на характеристике  каждой из сторон.
Количественный рост словаря. Дошкольный возраст – период быстрого обогащения словаря. Его рост находится  в зависимости от условий жизни  и воспитания, поэтому в литературе данные о количестве слов дошкольников одного и того же возраста очень  разнятся между собой. Первые осмысленные  слова появляются у детей к  концу первого года жизни. В современной  российской методике нормой считается 10–12 слов к году. Развитие понимания  речи в значительной мере опережает  активный словарь. После полутора лет  обогащение активного словаря происходит быстрыми темпами, и к концу второго  года жизни он составляет 300 – 400 слов, а к трем годам может достигать 1500 слов. Огромный скачок в развитии словаря происходит не только и не столько за счет заимствования слов из речи взрослых, сколько за счет овладения  способами образования слов. Развитие словаря осуществляется за счет слов, обозначающих предметы ближайшего окружения, действия с ними, а также отдельные  их признаки. В последующие годы количество употребляемых слов также  быстро возрастает, однако темпы этого  прироста несколько замедляются. Третий год жизни – период наибольшего  увеличения активного словарного запаса. К 4 годам количество слов доходит  до 1900, в 5 лет – до 2000 – 2500, а в 6 – 7 лет до 3500 – 4000 слов. Индивидуальные различия в словаре наблюдаются  и в эти возрастные периоды. По словам Д. Б. Эльконина, различия в словаре  «более велики, чем в какой-либо другой сфере психического развития» [1, с.94].
Особенно быстро увеличивается  число существительных и глаголов, медленнее растет число используемых прилагательных. Это объясняется, во-первых, условиями воспитания (взрослые мало внимания обращают на знакомство детей  с признаками и качествами предметов), во-вторых, характером имени прилагательного  как наиболее абстрактной части  речи.
Состав словаря отражает круг интересов и потребностей ребенка. Например, по данным австрийских психологов, записывавших на магнитофон разговоры  детей друг с другом и со взрослыми, пятилетний ребенок произносит в  среднем около 11 тыс. слов в день. Наиболее часто используемое слово  – «я», затем следуют выражения  «я хочу», «я буду», «я люблю».
В речи детей можно обнаружить слова, обозначающие разные сферы жизни. Так, в исследовании В. В. Гербовой (См.: Гербова В. В, Использование детьми третьего года жизни словарного запаса в повседневной жизни и деятельности//Ученые записки: МГЗПИ.-1970. - Вып. 31) установлены  особенности содержания наиболее употребительных  частей речи в словаре детей третьего года жизни. Среди существительных  названия предметов обихода составляют 36%; названия объектов живой природы  – 16,5%; названия средств передвижения – 15,9%. Среди других существительных  наиболее употребительными являются названия явлений неживой природы, частей тела, строительных сооружений и др. Третью часть всех слов составляют глаголы[1, с.94].
Данные, которые приведены  выше, свидетельствуют, что дети уже  на третьем году жизни располагают  довольно разнообразным словарем, обеспечивающим общение с окружающими.
Однако важно не само по себе количественное накопление словаря, а его качественное развитие –  развитие значений слов, по словам Л. С. Выготского, представляющее «грандиозную сложность».
Четкая предметная отнесенность возникает не с самых ранних этапов жизни ребенка и является продуктом  развития. Уже с 10 – 11 мес., по данным Ф. И. Фрадкиной, ребенок начинает реагировать  не только на звуковую сторону слова, но и на его содержание. Сначала  слово ассоциируется для малыша только с конкретным единичным предметом (ребенку, который всегда играл только с белым мячом, дали два мяча –  знакомый ему белый и незнакомый большой цветной мяч. В ответ  на вопрос «Где мяч?» ребенок всегда показывал только на белый мяч). Постепенно с развитием способности обобщения  оно начинает обозначать все предметы данной категории.
Для того чтобы ребенок  усвоил слова первой и второй степени  обобщения, необходимо совпадение во времени  звучания слова, которое произносит взрослый, с восприятием малышом  предмета или действия, которое оно  обозначает. Причем чем меньше ребенок, тем большее количество таких  совпадений требуется. Так, на первом году необходимо более 50 – 70 повторений, в  то время как на втором году –  не более 10. Большое значение имеют  действия ребенка с называемым предметом. В исследовании М. М. Кольцовой убедительно  доказано, что слово превращается в обобщающий сигнал при условии  выработки большого количества двигательных условных связей[1, с.95].
Для развития более высоких  степеней обобщения требуется во время восприятия предметов называть их как конкретным, так и более  общим по значению словом («Эта кукла  – хорошая игрушка. Сколько у  тебя игрушек – и кукла, и автомобильчик, и мячик!»).
После 4 – 5 лет дети, владеющие  речью, относят новое слово уже  не к одному, а ко многим предметам. Усваивая от взрослых готовые слова  и оперируя ими, ребенок еще не осознает всего того смыслового содержания, которое они выражают. Детьми может  быть усвоена предметная отнесенность слова, а система абстракций и обобщений, стоящая за ним, нет. Можно привести много примеров несовпадения значений слов в речи детей и взрослых.
В поэтической форме показала особенности детской речи А. Барто: «– Мне не хватает теплоты, –  она сказала дочке. Дочь удивилась: – Мерзнешь ты и в летние денечки? – Ты не поймешь, еще мала, – вздохнула  мать устало. А дочь кричит: – Я  поняла! – и тащит одеяло».
Наблюдаются многочисленные факты ошибочного словоупотребления, переноса наименования с одного предмета на другой, сужения или, наоборот, расширения границ значений слов и их применения. Сужение или расширение значений слов детьми объясняется тем, что  они не имеют достаточных знаний о тех предметах и явлениях, которые называются данными словами. Причем понимание и употребление слов детьми 3 – 5 лет зависит не только от степени обобщения, но и от того, насколько часто используют эти  слова окружающие взрослые и как  организована деятельность детей с  соответствующими предметами (исследование А. Богатыревой). Наиболее правильно  дети понимают и употребляют слова, обозначающие конкретные предметы, которыми они пользуются (кукла, барабан, лейка, щетка, игрушки, одежда) [1, с.96].
В основе освоения значений слов лежит функциональный признак  предмета. Вот почему при отсутствии слова дети часто прибегают к  толкованиям с указанием на назначение предметов: футляр – «очечник», «очкуха»; лейка – «поливалка»; мебель –  «спят там»; автомобиль – «чтобы ездить»; сиденье – «чтобы садиться»  и т.д. И даже обобщающие слова, в  звуковом образе которых закреплен  общий функциональный признак предметов, дети усваивают раньше других, аналогичных  по степени обобщения (игрушки –  играть, одежда – одевать, обувь  – обувать).
Наименее усвоенными оказываются  слова, обозначающие более отдаленные от детей явления. Например, народ – «это на базаре. Все ходят, покупают»; неурядица – «это девочка, у которой нарядного платья нет»; последователь – «по следу идет, охотник какой-то»; ракетница – «это тетенька на ракете летает» [ 1, с.96].
Н. X. Швачкин обратил внимание на следующие особенности понимания  значений слов дошкольниками: прежде всего  в восприятии дошкольника каждый предмет должен обладать свойственным ему названием. Поэтому ребенок  ищет в значении слова буквальное отражение предмета или явления, к которым относится слово (5-летний Адик на собственный вопрос «Почему  эти рабочие называются плотники?»  ответил: «Они плотно забивают»).
Переносные значения слов усваиваются детьми не сразу. Сначала  происходит усвоение основного значения. Всякое употребление слов в переносном значении вызывает удивление и несогласие детей (услышав выражение «он  с петухами спать ложится», ребенок  возражает: «Нет, они заклюют»).
Значения детских слов динамичны. Л. С. Выготский обращал  внимание на то, что одно и то же слово  при тождестве отнесенности к  предметам и явлениям окружающего  мира «значит» для ребенка разного  возраста и разного уровня развития разное. Он показал, что на разных этапах за значением слова стоят различные  формы обобщения. Если на ранних этапах развития ребенка в значениях  слов преобладают эмоционально-образные компоненты, то постепенно с возрастом  увеличивается роль компонентов  логических. У ребенка в 3 – 5 лет  центральное место занимает процесс  овладения четкой предметной отнесенностью  слов и их конкретными значениями, а в 5 – 6 лет – системой так  называемых житейских понятий, но в  которых по-прежнему доминируют эмоционально-образные, наглядные связи [1, с.97].
Таким образом, в своей  конкретно-отнесенной форме значение слова возникает раньше понятия  и является предпосылкой его становления. Понятие, обозначенное словом, будучи обобщенным образом действительности, растет, ширится, углубляется по мере развития ребенка, по мере того как  расширяется и становится разнообразнее  сфера его деятельности, увеличивается  круг людей и предметов, с которыми он вступает в общение. В ходе своего развития речь ребенка перестает  быть зависимой от чувственной ситуации.
К старшему дошкольному возрасту дети овладевают лексикой и другими  компонентами языка настолько, что  усваиваемый язык действительно  становится родным. Здесь должно «заканчиваться, в основном, формирование ядра словаря». Вместе с тем «семантическое и, частично, грамматическое развитие остаются еще  далеко не завершенными» (Захарова А. В. Опыт лингвистического анализа словаря  детской речи. – Новосибирск, 1975. – С.З–5.)
Уточнение смыслового содержания слов к 6 – 7 годам еще только набирает силу. Это связано с усвоением  новых знаний о мире и с зарождением  эстетического отношения к слову  и речи в целом. Сначала дети неосознанно  используют метафоры в своей речи. (Ребенок смотрит, как готовят  пюре: «Почему картошку долбишь ? Почему ты расталкиваешь картошку? Я видел: ты ее сейчас толкала!»). В старшем  дошкольном возрасте наблюдаются случаи осознанного употребления метафор («Какие большие виноградины! Прямо  воздушные шары!» (Харченко В. К. Семантика  слова в детской речи: проблемы и наблюдения//Детская речь как  предмет лингвистического изучения/Под  ред. С. Н. Цейтлин, - Л., 1987.)
Важная задача воспитания и обучения состоит в учете  закономерностей освоения значений слов, в постепенном их углублении, формировании умений семантического отбора слов в соответствии с контекстом высказывания [1, с.98].

2. Игры и упражнения, применяемые для развития словаря детей

2.1 Дидактические игры

Игра - основной вид деятельности ребенка в дошкольном возрасте, играя, он познает мир, людей, играя, ребенок  развивается. В современной педагогике существует огромное количество развивающих  дидактических игр, способных развить  сенсорные, двигательные, интеллектуальные способности ребенка  [1, с.57].
Прежде чем говорить о  развивающих дидактических играх, следует напомнить, что понятие "развитие интеллекта" включает в себя развитие памяти, восприятия, мышления, т.е. всех умственных способностей. Сконцентрировав  свое внимание лишь на одном показателе, нельзя говорить о развитии детского интеллекта в целом.
Проводить развивающие дидактические  игры лучше с группой детей, так  как именно коллективные игры способны гораздо лучше развить не только интеллектуальные способности ребенка, но и коллективный дух.
Как показывают многочисленные исследования в этой области, дети дошкольного  возраста лучше усваивают любой  материал в коллективе. Поэтому доброй традицией могут стать детские  праздники, игры, соревнования. Причем воспитательный процесс в таких  условиях протекает не только в русле  развития различных умственных и  творческих способностей детей, но и  в русле детской и взрослой дружбы.
В большинстве своем взрослые, желающие научить ребенка правильно  говорить, пользуются одним способом - просят повторить слово, которое  они только что произнесли. Однако для речевого развития этот метод  не самый удачный. Взрослым, которые  действительно хотят не только научить  ребенка подражать им, но и добиться того, чтобы он воспринимал через эти слова окружающий мир, можно в своей практике использовать несложные дидактические упражнения.[4, с.46]

2.2 Сюжетно-ролевые игры

Сюжетно-ролевая игра в  жизни ребенка, особенно дошкольника, играет особую роль, она позволяет  малышу представить себя врачом, парикмахером, мамой или папой, позволяет развить  воображение, мышление, пофантазировать. Если в два-три года ребенок играет один или с родителями, представляя  себя водителем автобуса, он со страшным рычанием мотора носится по квартире, держа в руках самодельный  руль, то к четырем-пяти годам особое значение приобретают сюжетно-ролевые  игры. Здесь участвуют все: и друзья, и братья, и сестры, и родители; у каждого своя роль, своя, пусть  игрушечная, ненастоящая, но жизнь.
В сюжетно-ролевых играх  ребенок старается как можно  ярче проявить себя, применить весь накопленный опыт, все свои знания и умения.
Основной деятельностью  дошкольника, позволяющей ему познать  мир вещей и человеческих отношений, является именно игра. В ней он учится понимать предназначение различных  вещей и предметов, находить связи  со взрослыми и другими детьми.
Ни в коем случае нельзя лишать ребенка возможности играть и развиваться. Вместо того чтобы  запрещать и наказывать, родителям  следует выработать свою индивидуальную политику поведения в отношении  игры. Это надо сделать так, чтобы  игра не занимала все время ребенка, а лишь дополняла и пополняла  его интеллектуальное развитие [1, с.31].

2.3 Лексические упражнения

Лексические упражнения, способствующие обогащению речи детей, можно разделить  на следующие виды:
1. Упражнения, развивающие  у детей понимание обобщающего  смысла слов.
Воспитатель сидит за низким широким столиком, на котором размещен "птичий двор" (варианты: "колхозное  пастбище", "пчельник"). Дети рассаживаются  перед столом так,
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.