На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


диссертация Аграрная реформа в Российской федерации: проблемы и результаты

Информация:

Тип работы: диссертация. Добавлен: 04.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


? Московский Государственный Социальный Университет
Филиал в г. Клин
 
 
 
 
Реферат по курсу «Экономическая теория»
на тему:
 
«Аграрная реформа
в Российской федерации: проблемы и результаты»
 
 
 
Выполнила студентка II курса 203 группы
Факультета «Финансы и кредит»
заочного отделения
 
 

Преподаватель

 

 
_____________
(подпись)
 
Криворукова
Людмила Александровна
 
_____________
(подпись)
 
 
г. Клин 
Актуальность темы исследования. Осуществление земельных реформ в России сводило их лишь к продовольственной проблеме и мало затрагивало правовое решение земельных вопросов и укрепление статуса крестьянства - носителя, свидетеля и хранителя управленческой практики регулирования отношений в социальных и экономических системах. В юридическом аспекте эволюция и генезис земельных преобразований, формирования общероссийского законодательства не исследовались с точки зрения их значимости для современного состояния управления и правовых основ реформирования сельского хозяйства России.
Государственно-правовое рассмотрение земельных реформ обусловлено необходимостью формирования в Российской Федерации гражданского общества и правового демократического государства. Реалии новой России требуют разрешения многовековой несправедливости в отношениях к крестьянской земле, полномасштабного исследования роли права и государства в процессе проведения земельных реформ с целью выработки эффективного механизма регулирования земельных отношений и отражения их в правовой системе.
Изучение происхождения и этапов земельно-правового строительства необходимо для познания сущности, структуры, социального назначения процессов реформирования. Но одна лишь историческая последовательность не может быть исходной позицией теоретико-правового генезиса реформ и категориального аппарата, используемого в общем логическом строе теории управления в социальных и экономических системах, в частности, юридических аспектов эволюции земельной реформы в России XV-XX веков.
Научно выверенное знание о динамике земельно-правовых отношений между крестьянством и государством может быть получено в результате укрепления правовой основы агрореформирования. Однако фрагментарные политические акты в этой сфере не систематизированы, государственное регулирование земельных реформ "размыто" по различным отраслям обществознания. В то же время земельно-управленческая практика требует достаточного отражения в общих и частных моделях построения теории правового обеспечения земельных реформ, функции которых должны быть точно определены государством с участием крестьянства, независимо от его принадлежности к той или иной форме собственности. Недооценка правосубъектности крестьянства в земельно-управленческой практике реформ нередко приводила к обратному действию реформирования или вовсе к отчуждению крестьян от земли. Учитывая отсутствие целостного научного взгляда на государственно-правовую модернизацию, преобразования в положении крестьянства и в политике по отношению к нему, в диссертации исследуется земельно-управленческая практика посредством всестороннего, системного, правового анализа. Речь идет о познании целенаправленного процесса эволюции России, от раннего судебника 1497 года, ставшего первым социально-правовым документом, до появления законодательных парадигм поведения органов советской власти в условиях идеологизированных земельных отношений в СССР, а затем - современной практики управления земельной реформой в Российской Федерации.
В ходе исследования автор учитывал последствия социальной деформации земельно-правовых отношений в дооктябрьский (1917 г.) период, издержки государственного централизованного управления единым земельным фондом в советский период и коллизии землепользования постсоветского периода. Все это позволяет ставить и решать в диссертации актуальные вопросы выработки реальной управленческо-правовой концепции определения приоритетов в развитии российской государственности, включая современные институты и структуры, формы и методы деятельности федеральных, региональных и муниципальных органов власти в сфере земельного реформирования и обеспечения социальной, экономической безопасности крестьянства России.
Состояние научной разработки темы. Развитие земельно-правовых отношений и анализ практики управления в области сельского хозяйства - комплексная проблема разных отраслей правовой науки, в том числе специально изучающих различные аспекты земельных реформ.
На основе фундаментальных трудов Н. М. Карамзина, В. О. Ключевского, С. М. Соловьева сформировалось земельно-отраслевое направление в трудах С. И. Архангельского, П. Г. Виноградова, П. А. Зайончковского, Н. И. Кареева, М. М. Ковалевского, В. МЛав-ровского, С. П. Шведова и других, принадлежащих к ряду поколений ученых, осуществивших теоретический анализ законодательства, права, традиций, обычаев в области землепользования.
В предбуржуазную эпоху значительно обогатили теорию и практику права на землю крупные специалисты по систематизации законодательства - Г. А. Розенберг и М. М. Сперанский. Первые варианты конституции отражали демократические взгляды на земельное положение крестьянства. Существенные проблемы развития правоотношений в аграрной сфере затрагивали в своих исследованиях Б. И. Сыромятников, С. М. Троицкий, Н. В. Устюгов, Г. В. Чубуков и другие, а также видные деятели Российского государства XIX - начала XX веков. Среди них: П. А. Валуев, С. Ю. Вит-те, Д. А. Гурьев, П. Д. Киселев, С. С. Ланский, Н. Н. Новосильцев, В. А. Орлов, В. К. Плеве, Я. И. Ростовцев, П. А. Столыпин, В. Н. Чичерин.
Идеи артельности и сельскохозяйственной кооперации отстаивали радикальные либералы - столичные ученые П. Георгиевский, П. Мигулин, А. Миклашевский, а также умеренные реформаторы А. Исаев, Н. Каблуков, А. Мануйлов, А. Чупров. Представителями аграрников-общинников были В. Воронцов, Н. Карышев и В. Постников. Весьма широких экономико-правовых взглядов придерживались экономисты-аграрники - А. Скворцов, А. Фортунов и их ученик А. Чаянов.
В диссертации используются труды представителей социально-правовой школы, в частности труды приверженца крестьянской социализации Н. К. Михайловского и социал-демократов Г. В. Плеханова, В. И. Ленина и П. П. Маслова, выдвинувшего программу "муниципализации земли".
Период развития Советской России представлен исследователями аграрных проблем (главным образом, с позиций марксистско-ленинской методологии) Н. П. Александровым, П. ПЛобано-вым, Т. М. Лозой, Е. С. Карнауховой, А. С. Негру-Водо, Л. Я. Флорентьевым. Особняком в этом ряду стоят труды Н. И. Бухарина, Н. Д. Кондратьева, Н. И. Вавилова.
Дальнейшее развитие России в рамках бывшего СССР требовало поиска принципиально нового многопрофильного потенциала ученых-реформаторов из среды юристов-аграрников, поскольку произошло обострение кризиса в сельском хозяйстве. Разработке актуальных правовых проблем посвящены исследования представителей земельного, колхозного и природоресурсного права Г. А. Аксененка, С. А. Боголюбова, И. И. Евтихеева, Б. В. Ерофеева, И. А. Иконицкой, С. П. Ковелина, М. И. Козыря, О. С. Колбасова, И. О. Красновой, Н. И. Краснова, А. П. Павлова, Д. С. Роземблюма, П. Д. Сахарова и др. Современные аграрные проблемы нашли отражение в трудах академика А. М. Емельянова, общие проблемы государственно-правового регулирования сельского хозяйства - в работах И. Я. Бачило, В. Г. Вишнякова, Н. Г. Кобеца, А. Ф. Ноздрачева, В. А. Прокошина и др.
Однако земельно-управленческие отношения с правовой точки зрения изучены недостаточно. Юридически и фактически только создается современная школа государственно-правовой агрослужбы, требующая деидеологизированного осмысления генезиса земельных реформ, осуществляемых в различных социальных и экономических системах. Определению системного социально-правового подхода к этим проблемам посвящена настоящая диссертация.  
Объект исследования - земельные реформы и их государственно-правовое регулирование в России.
Предмет исследования - управленческо-правовое развитие земельных реформ в различных социальных и экономических системах. Учитывая многогранность предмета, в данном исследовании он сознательно ограничен актуальными проблемами теории и практики государственно-правового регулирования земельных реформ в России.  
Цель диссертационного исследования заключается в системном анализе динамики земельных реформ в России, разработке социально-правового видения генезиса отношений государства к земле и модернизации в агросфере как единого государственно правового процесса, включающего в себя прежде всего земельно-правовой статус крестьянства. В центре внимания автора находится обоснование теоретических и прикладных предпосылок формирования приоритетов государственных земельно-управленческих отношений. Права субъектов земельных отношений и их реализация требуют решения проблем аграрно-правовой защищенности и безопасности крестьянства России, упрочения его конституционного статуса и принятия органами государственной власти совместно с крестьянством ответственности за рациональное землепользование и принципиально новую организацию местного самоуправления в сельских поселениях.
В диссертации ставятся задачи, обусловленные целью исследования. Во-первых, расширить границы и привести в систему исходные государственно-правовые знания о земельном реформировании - едином управленческом процессе; обосновать роль российской государственности и права в этом процессе. Во-вторых, выявить приоритеты в развитии современной российской аграрно-правовой политики в масштабах федеративного государства. В-третьих, определить основные критерии, связанные с управляемостью процессами реформ в Российской Федерации.
Особое внимание уделено выработке рекомендаций, способствующих решению крестьянского вопроса и эффективному управлению земельной реформой в России.
Теоретико-методологической основой исследования стали положения и выводы, изложенные в трудах известных ученых, государственных деятелей и юристов применительно к теме исследования, а также фундаментальные положения юридической науки, представленной различными ее научными школами в процессе анализа связи государственного управления и правового регулирования.
Учитывая, что в юридической науке отдельно с позиции теории управления в социальных и экономических системах не рассматривалась "сквозная" правовая проблема эволюции земельных реформ, диссертант использовал метод сравнительно-правового анализа юридических документов о земельном реформировании в России. В центре внимания - общее и специфическое в способе воздействия на объект управления (земельные отношения) правовыми средствами, представляющее один из критериев управляемости. В целом земельные отношения анализируются согласно общенаучным принципам: историчности, преемственности, всесторонности, адекватности их отражения в теории.
Нормативную базу исследования составляют конституции, законы, подзаконные акты, принятые Российским государством на различных этапах своего развития, а также законодательство бывшего СССР и ряда зарубежных государств.
Эмпирической базой исследования послужили материалы об истоках земельного реформирования, фактическом состоянии (в сопоставимые периоды) земельно-правового регулирования и управления, а также широкая источнико-документальная база, включая собрания законодательных и иных нормативных актов, справочной литературы. Большое место в исследовании занимают также результаты конкретных социологических исследований, выполненных с участием автора.
Научная новизна диссертационной работы определяется тем, что она является одной из первых попыток комплексного сравнительно-правового исследования эволюции земельных реформ в России для выявления социально-правовых оснований целостной концепции управления аграрными преобразованиями.
Новые или содержащие элементы новизны результаты состоят в следующем:
- систематизированы в обобщенном виде данные и материалы о генезисе земельно-управленческого процесса реформирования;
- обоснован ряд теоретико-методологических положений, а именно: а) земельные реформы начинались, как правило, в кризисные периоды функционирования российской государственности и проводились в основном за счет ущемления прав личности крестьянина посредством разрешительной и регламентирующей деятельности государства и ограничивали инициативу земледельца;
б) властные структуры традиционно поддерживали в большей степени государственные хозяйства, коллективные общины и менее всего - индивидуально-семейных агротоваропроизводителей;
в) дан анализ причин ничтожно малой доли последних в период проведения агрополитики централизованного советского государства и чем вызвана хаотичность реформ;
г) главную причину автор усматривает в отставании нормативно-правовой базы в периоды активных агропреобразований. Усиливается в этих условиях действие исполнительной власти, втягивающей крестьянство в земельно-рыночное хозяйствование ценой больших ошибок и просчетов, насаждения псевдорыночных отношений с присущими им дефицитами и правовой беззащитностью значительной части крестьянства;
д) земельные реформы в интересах крестьянства сдерживались антиправовыми действиями, бюрократизмом государственного чиновничества, многочисленных низкопрофессиональных "специалистов" сельского хозяйства, использовавших административно-командное управление в целях нажима и диктата;
- определены черты волюнтаризма в аграрной политике, дана государственно-правовая характеристика советского периода земельного реформирования, включая такие неправомерные деяния, как насильственное проведение объединительных кампаний, принудительное кооперирование, подмена сути крестьянской кооперации сращиванием аппарата управленческих структур сельских хозяйств с государственным аппаратом, "гигантомания", бюрократическая регламентация индивидуально-земледельческой деятельности, нарушение кооперативной демократии на производстве, деформированность процесса становления народовластия в форме трудовых коллективов, партнерства, самоорганизации, самоуправления и др.;
- обоснованы приоритеты реформ, прежде всего прав личности крестьянина, рациональности аграрного законодательства, разработанного и систематизированного в интересах крестьянства, многообразия форм собственности, не исключая и частную собственность на землю;
- аргументировано своеобразие российского пути реформ, в силу которого, с одной стороны, для России не подходят радикально-западнические варианты модернизации, а с другой - появляются истинные приоритеты: возвышение социально-правового
статуса крестьянства, развитие сельского производственного и местного самоуправления, создание земельно-банковской системы и др.  
Практическая значимость исследования определяется его ориентацией на решение актуальных проблем правового регулирования и управления в сфере земельных отношений, реальной возможностью использования ряда разработанных и реализованных на практике диссертантом предложений и рекомендаций в процессе совершенствования аграрного законодательства.
Своим комплексным исследованием автор вносит посильный вклад в научную оценку правового обеспечения агрореформирования, а также его систематизацию. Существенны для теории и практики авторские предложения, направленные на поиск оптимальных моделей и концепций земельных преобразований в Российском государстве.
Материалы диссертации имеют практическое значение для отраслевых юридических наук. Они могут найти применение в преподавании теории и истории государства, конституционного, административного, земельного, гражданского, предпринимательского (хозяйственного), муниципального права и управления. Теоретико-практические положения и выводы диссертации могут быть использованы при написании учебных пособий по этим и другим родственным дисциплинам, а также в системе переподготовки кадров государственных служащих, работников агропромышленного комплекса, хозяйственных руководителей.
Апробация и внедрение результатов исследования. Выводы и положения теоретико-практического характера обобщались в аналитических докладах и тематических записках, направлявшихся в органы государственного управления Российской Федерации, региональные структуры власти Московской области. Так, для Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ и комитета народного хозяйства Московской областной Думы подготавливались предложения о приоритетах агрореформирования. О результатах исследований, проводившихся по месту работы автора в рамках Акционерного общества (бывшего совхоза) "Тучковский" Рузского района Подмосковья, информировались региональные органы управления и органы местного самоуправления.
На районном уровне в 1980-1994 гг. автором осуществлялась экспертиза земельных законопроектов Российской Федерации, в том числе законов о крестьянском (фермерском) хозяйстве, аренде, земле и др.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, объединяющих шесть параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы.
Во введении обосновывается актуальность темы, определяются цели и задачи исследования, характеризуется состояние теоретической разработки проблемы, теоретико-методологическая основа, излагаются научная новизна и практическая значимость диссертации, формулируются основные положения, выносимые на защиту.
Первая глава - "Земельные реформы в Российском государстве XV - начала XX веков: управленческо-правовой генезис" - посвящена исследованию земельно-управленческих отношений под воздействием развития земельного нормотворчества в феодальном, раннебуржуазном и последующих стадиях развития государственности. Хотя сложившееся общественное представление о праве на землю стимулировало развитие юридико-аграрных концепций, целостные правовые, междисциплинарные идеи земельных реформ в России не востребовались государственной властью. Увеличивовшийся разрыв между интересами укрепления государства, управленческим процессом и земельным укладом крестьянства характерен для многовекового эволюционного этапа, начиная с Судебников 1497 и 1550 гг., ставших в России прообразом "раннефеодальной конституции". Однако необходимость изменения общего и конкретного содержания аграрной политики предопределяла правовые коллизии. К тому же статус крестьянства административно регулировался в податном положении как элемент подвластности, послушности знатным, состоятельным сословиям общества. Исключительно неравное положение социально-крестьянской общности сохранялось при различных политических режимах и формах правления в России.
Формализм сверхцентрализованного, с чертами военизированно-штабного управления в монархической России и традиция одномерного использования органами власти принципа "все для государства" дополнялись правовой системой России, декларативно провозглашавшей идеи земельной справедливости и народовластия.
Власть государства во многом наследовала моногосударственный тип управления в сельском хозяйстве, нацеленный на перераспределение прибавочного продукта аграрной сферы в пользу государственного чиновничества и поддержания крестьянства в бесправном состоянии.
Земледельческое занятие крестьянина неправомерно ограничивалось многочисленными государственными решениями, игнорировавшими его экономические интересы. Все это вызывало недоверие широких крестьянских масс к реформам, отчуждение сельхозпроизводителя от властей.
Управленческо-правовой анализ земледелия показывает, что государственно-властными структурами нерационально и своекорыстно использовался жизненный уклад и социально-правовой статус крестьянства. Во многом этот статус определяли законодательные нормы, закреплявшие положение черносотенных, владельческих и ряда других внутрисоциальных групп, насчитывавших в раннекапиталистический период до десяти разрядов крестьян. В эпоху монархической власти политико-управленческая ориентация в отношении крестьянства исходила из ограничительных и запретительных принципов, иначе говоря, из "приписки" крестьянина к земле и хозяйству, его податности, степени ограничения личностных свобод и имущественных прав. Сословный, податный характер владельца земли открывал возможность использовать в землевладении властное принуждение, естественно, в государственную пользу.
Обоснование права административно-хозяйственного подчинения и судебной власти, исходившее от господствовавшего над крестьянством сословия, имело своей целью подавить личность крестьянина, ограничить его социально-правовое пространство. Об этом свидетельствовал царский указ 1646 года, закрепивший феодальный "кодекс" превращения крестьянства в крепостную зависимость "по закону" и воспроизводивший неправовые отношения, доставшиеся в наследие от прошлого столетия.
Под земельным реформированием автор понимает целенаправленный, развивающийся комплекс аграрных приоритетов и отдельных механизмов по реализации земельных преобразований, осуществляемых отдельными акциями властей или в виде целостной программы. Государственно-правовое реформирование земельных отношений определяется в диссертации как модернизационно-развивающийся целенаправленный процесс регулирования государством этих отношений для достижения нового качественного состояния аграрного сектора экономики. Сторонами процесса реформирования выступают закрепленные законодательством субъекты управления, включая и государство, и личность крестьянина.
Наряду с субъектами, далее рассматриваются объективность и субъективность, их соотношение в процессе агрореформирования. Данный процесс приобретает определенный динамизм в результате государственного и административно-правового управления земельными отношениями.
После этапных, но не во всем удачных реформ статуса государственных, помещичьих и удельных крестьян, начавшаяся капитализация нарушила соотношение между ними и привела к усилению роли государственных крестьян с общинным владением (без права на частную земельную собственность), а также однодворцев, отстраненных от товарного производства, "дарственников" и посессионных (прикрепленных к заводам и промыслам) крестьян. Учитывая последствия расслоения крестьянства, в начале XX века была предпринята попытка определить статус сословия из числа "сильных" товаропроизводителей. Однако сверху начатая аграрная реформа вновь обанкротилась, доказав неспособность государства поддержать юридически "новую аграрную политику". Законодательные нормы для крестьянства строились, в основном, по принципу ограничений и запретов, исходя из провозглашавшейся земельной политики государства. Последняя в разных типах российского государственного устройства на протяжении столетий не имела четко выраженной социально-правовой парадигмы. Для нее характерным были излишняя централизация единоличной государевой власти.
Законодатель устремлялся к достижению управленческой цели - получить продовольствие любыми способами, вплоть до игнорирования прав крестьянства.
Все это приводило к стагнации в общецивилизованном понимании социального государства и становилось сдерживающим фактором в прогрессивном развитии отношений внутри крестьянства - главного субъекта земельной общины, набиравшей силу при отсутствии правового механизма и управленческой практики регулирования землеотношений. Потребность в таком механизме выявлялась редко и случайно, ибо вовсе подменялась субъективистским влиянием агрополитиков и помещиков.
Внимание автора концентрируется на широком диапазоне земельно-правовых проблем, решаемых государственной властью в процессе земельного реформирования. Во-первых, рассматривается единый процесс модернизации российской государственности, осуществлявшийся в ходе реформы. Во-вторых, выявляются социально-правовые причины рекрутирования российского крестьянства. Последнее обстоятельство зависело и от характера реформирования власти, и от реализации традиций российской общины. В-третьих, выявляются причины (истоки) отчуждения крестьянства от экономической власти в ходе земельных модернизаций и обосновываются важнейшие предпосылки осуществления аграрной политики в России. В основном они сводятся к следующему.
Господствовавшая в России монархическая власть на этапах раннефеодального устройства, сословно-представительной и абсолютной монархии осуществляла земельные реформы посредством жесткого воздействия на крестьянство и направления движения его от мнимой свободы к фактической несвободе, в том числе и на закате монархии. Права крестьянина при этом игнорировались.
Важное значение для регулирования земельно-управленческих отношений имеет преемственность, обеспечивающая их участникам последовательность режима поведения, то есть поступательное, необратимое, направленное изменение управления аграрной сферой при переходе от старого к новому, от простого к сложному, от низшего к высшему этапу развития земельно-управленческих отношений.
Преемственность в управленческо-правовом развитии агрореформ автор рассматривает как процесс сложных преобразований на всех этапах в целом. Диссертант приходит к выводу, что содержание таких отношений выражает динамичный момент их структуры и определяется целями и задачами аграрной политики государства, его властным воздействием на функции и все земельно-управленческие связи. Свидетельством тому являются общероссийские Судебники 1497-1550 гг., Соборное Уложение 1649 года, определявшие правовые предпосылки преемственности в реформировании, что в итоге привело к окончательному закреплению крепостничества, к помещичьему землевладению, подчинению крестьян административной и судебной власти феодалов. Кроме того, в результате преемственности формируются господствующие ориентиры относительно крестьянской земли в условиях сверхцентрализованного государства, которому подчинено решение задач получения гарантированных объемов продовольствия в интересах существующей власти.
В этой связи автор делает сравнительный анализ земельно-правовой практики России и других европейских государств, где феодальные конституции оформлялись в различных конкретно-исторических условиях. Так, Германская "каролина" была принята в 30-х годах XVI века, в Австрии первый общегосударственный свод законов вводился в XIX веке. На Западе формировался тип государственности без сильно выраженной, в отличие от России, земельно-регулятивной функции, хотя и здесь политическая власть не обходила проблему создания общих правил игры в крестьянской среде. Однако нельзя не учитывать, что государственно-правовое оформление земельных реформ в России значительно сдерживалось вследствие пренебрежительного отношения к рекомендациям отечественных ученых и либерально-демократическим взглядам европейской и западной мысли в целом. Земельное реформирование сдерживали также нерешительность властей, монархический консерватизм.
В диссертации систематизируются (применительно к теме) организационно-правовые формы раннего парламентаризма в России, начиная с первого российского парламента - Государственной Думы 1906 г. Вместе с тем, анализируется роль в агрореформировании консультативно-общественных органов и специальных комиссий по подготовке земельных реформ. Царское правительство оказывало разностороннюю поддержку Всероссийскому экономическому обществу, разработавшему за неполное столетие до земельно-буржуазной реформы около 250 модернизационных конкурсных проектов и задач по вопросам выделения земельного (помещичьего и крестьянского) хозяйства в комплексе с рационализацией земледелия и животноводства. Действовали совещательно-распорядительные органы, имевшие прямое отношение к земельным реформам. В разные периоды активность в агрореформировании проявляли Госсовет, Дворянские собрания, Управление Министерства внутренних дел, ответственное, вплоть до советского периода, за использование земель для продовольственного обеспечения городских и сельских поселений.
Представительство земельных интересов крестьян завершалось, в основном, на волостном уровне, а с губернского - оно представлялось через дворянство и реже - через разночинцев. Не менее существенное влияние на государственно-правовые ориентиры земельных реформ оказывали традиции российской общины, отражавшие настроения либерал-реформаторов (западников) и общинников (славянофилов).
Наступившее затем в сельском хозяйстве замедление капиталистических преобразований, вызревших в России к началу XIX века, было обусловлено традициями жесткости, администрирования, усилившимися после присоединения к России государств-инкорпорантов в Азии и на Кавказе.
Вторая глава - "Государственно-правовые аспекты реформирования земельных отношений в Советской России" - содержит анализ земельных преобразований в РСФСР на различных этапах государственного управления.
К началу XX века в общественном мнении России сформировались два принципиально разных подхода к вопросу о путях развития российской деревни. Одни исследователи видели основу преобразований в отчуждении частновладельческих земель, другие требовали разрушения общины и предлагали двигаться через вытеснение из нее наиболее бедных слоев, по пути интенсификации процесса капитализации земельных отношений.
Взятие большевиками власти в России определило новую земельно-управленческую платформу. В условиях советской власти возникла коллективная зависимость от государства, перераспределявшего производимый крестьянами продукт земледелия. Такая линия официально проводилась под предлогом замены на выданное крестьянам право бессрочного пользования сельскохозяйственной землей и присвоение земельной ренты в колхозах, учет которой был основательно запущен. Фактически вместо "муниципализации земли" и территориального самоуправления процесс земельного реформирования, провозглашенный большевиками, был ориентирован на быструю "национализацию земли" и построение хозяйственно-управляемых крупных агроструктур, подчинение их монополии государственной власти. Советы депутатов трудящихся на местах стали земельно-управленческими органами, связанными с организационной структурой правящей •партии, принявшей в сталинский период форму руководящей силы и инициировавшей субъективистские агрополитические решения. Результаты этой политики хорошо известны.
В "постсталинский" период органы государственной власти стали все чаще сталкиваться с консерватизмом субъектов земельных отношений, а также с их неумением исходить из экономической и правовой рациональности. Происходят все новые громадные вливания из госрезервов в аграрный сектор экономики. После разгрома "производственной" научной школы аграрников 3
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.