На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Роль банковского кредитования в развитии малого и среднего бизнеса (на примере предприятий Красноярского края)

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФИЛИАЛ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА
В Г.КРАСНОЯРСКЕ
Кафедра Финансов и кредита
 
 
 
 
 
Курсовая работа
по дисциплине «Финансы»
 
 
на тему: Роль банковского  кредитования в развитии малого и  среднего бизнеса (на примере предприятий  Красноярского края).
 
 
 
 
Выполнила:
Студентка группы: Фин-З-4-08
Мишуренко Жанна Валерьевна
Специальность 080105.65 «Финансы и кредит»
Научный руководитель:
Кырова Елена Васильевна
 
Содержание
 
Введение…………………………………………………………………………….3
1.Малый и средний бизнес  как объект банковского кредитования…………….4
1.1 Значение и роль малого  и среднего бизнеса в экономике  региона………....7
1.2 Проблемы и перспективы  развития малого и среднего  бизнеса…………….9
1.3 Государственная поддержка  и государственные программы  развития малого и среднего  бизнеса………………………………………………………………….18
2. Анализ политики в  области кредитования развития  малого и среднего бизнеса………………………………………………………………………………25
3. Совершенствование системы  кредитования развития малого  и среднего бизнеса………………………………………………………………………………31
3.1 Анализ системы организации  кредитования…………………………………36
3.2 Разработка новых видов  продуктов и условий кредитования………………38
3.3 Оценка эффективности  внедрения новых кредитных продуктов…………..46
Заключение………………………………………………………………………….49
Список использованных источников……………………………………………...51
 
 
 
 
 
 
 
Введение
         В сфере бизнеса довольно много инструментов, с помощью которых можно улучшить свои финансовые показатели, и одним из них является кредит. Конечно, хорошо, если фирма может обойтись без заемных средств, но приходит время, когда кредит ей просто жизненно необходим. В последнее время, как показывает практика, у компаний возникают проблемы не столько с самим процессом получения займа, сколько с выполнением довольно жестких условий кредитного договора.
      Во всем мире малый и средний бизнес выступают в роли движущей силы экономики, основы стабильности среднего класса в государстве. В развитых странах предприятия малого и среднего бизнеса являются одним из наиболее значимых звеньев экономики и генерируют подавляющую долю валового внутреннего продукта.
         По размеру выданных кредитов малому и среднему бизнесу Россия находится лишь на 148 месте в мире. На Западе поддержка малого и среднего бизнеса финансово осуществляется уже довольно долгое время. К примеру, в США с этой целью создана организация Small Business Administration, годовой бюджет которой равен 15 млрд. долларов. Объем гарантий по займу зависит от его срока и суммы.
         Если кредит малому и среднему бизнесу выдается в объеме 750 тысяч долларов, то гарантия должна составлять 75 процентов кредита, в то время как для сумм менее 100 тысяч долларов она равна 80 процентам.
         Путем реализации программы «Начальный капитал» активно поддерживает малый и средний бизнес Евросоюз. Суть программы состоит в оказании помощи небольшим фирмам на начальных стадиях выполнения проектов. В рамках указанной программы в Европе функционируют 24 фонда начального капитала, которые предоставляют займы малому и среднему бизнесу. Более того, в каждом европейском государстве реализуются собственные программы для поддержки малого и среднего бизнеса. В странах бывшего социалистического лагеря лучше всего развита поддержка малого бизнеса в Чехии. Здесь в 1992 году был создан банк развития, который предоставляет малым и средним предприятия гарантии, под которые выдается займ малому и среднему бизнесу. Доля кредитов малому и среднему бизнесу, поддержанных государством через данный банк, составил свыше миллиарда евро. Потребность малых и средних предприятий в средствах на развитие бизнеса стала очевидной не только для банковских организаций федерального масштаба, но и для региональных финансовых структур.
         В России же данный сегмент по-прежнему развит катастрофически слабо. По различным оценкам, доля ВВП, приходящаяся на предприятия малого и среднего бизнеса, составляет всего 15-20%. Основная причина такого положения дел - низкая доступность финансовых ресурсов, которая под воздействием финансового кризиса только усугубилась. В сложившейся ситуации для восстановления и дальнейшего развития в России малого и среднего бизнеса особое значение приобретают меры государственной поддержки данного сегмента.
    Малый и средний бизнес как объект банковского кредитования
         Малый и средний бизнес для многих банков сегодня служит объектом особого внимания. Помимо стандартных программ кредитования, таким предприятиям предлагаются специально разработанные условия финансирования, которые учитывают их специфику.
         Каждая разновидность кредитования соответствует конкретной потребности бизнеса. Для решения текущих проблем используются экспресс-кредиты, овердрафт, кредиты на пополнение оборотных средств. Для финансирования долгосрочных проектов предлагаются кредиты на развитие бизнеса. Универсальные кредиты можно использовать для любых целей, была бы цена подходящая и требования к заемщику подъемными. Кроме того, банки предлагают множество целевых программ – на приобретение недвижимости, транспорта, оборудования.
         Кредиты для малого и среднего бизнеса, как правило, предоставляют на более короткий срок, чем крупным предприятиям. В отношении лимитов наблюдается чрезвычайно широкий разброс. Где-то могут выдать и 5 тыс. рублей, где-то надо брать не меньше 50 тыс. рублей. Верхние же пределы настолько велики, что способны удовлетворить любого заемщика.
         Проблема кредитования малого и среднего бизнеса в нашей стране остаётся нерешённой на протяжении длительного периода времени. С одной стороны предприниматели нуждаются в денежных средствах, а банки готовы их им предоставить, а с другой стороны, по данным опросов, проведённых среди представителей малого и среднего бизнеса лишь около 12% бизнесменов регулярно пользуются банковскими кредитами.
         Для получения кредита деятельность предприятия должна быть более или менее «прозрачной». В среде малого и среднего бизнеса на этот шаг готовы решиться не многие предприятия. Низкая легитимность бизнеса, фигурирующая в бухгалтерских отчётах, становится основанием для отказа в получении кредита. Однако более высокая прибыль сопряжена с увеличением налогового бремени. Это чревато для предприятия значительным снижением прибыли и потерей конкурентоспособности. В настоящее время можно говорить о том, что базовые предпосылки для роста интереса к проектам малого бизнеса со стороны кредитных институтов сформировались: произошло снижение доходности на рынках капитала, практика работы с небольшим числом крупных заемщиков подтолкнула банки к осознанию необходимости диверсификации кредитных портфелей.
         Порядка 15% представителей малого и среднего бизнеса не берут кредит по причине высоких процентных ставок. На самом деле привести среднее значение ставки по кредитованию малого и среднего бизнеса достаточно сложно. Всё потому, что в зависимости от вида кредитного инструмента, суммы кредита, периода времени, на который он предоставляется, залогового обеспечения, а также валюты, в которой выдается кредит, процентная ставка может изменяться от 10 до 19% годовых.
          Другой причиной не слишком высокой популярности кредитов в среде малого и среднего бизнеса, которую привели около 23% предпринимателей, являются требования банка по предоставлению поручителей. И, наконец, порядка четверти всех бизнесменов не прибегают к использованию кредитных инструментов из-за необходимости предоставления залога. Основная причина этого заключается в низкой стоимости активов предприятий малого бизнеса. Существуют и беззалоговые кредитные инструменты, однако сумма кредита в данном случае, как правило, не превышает 500-700 тысяч рублей. Это мало даже для “малого” предприятия, не говоря уже о среднем. Необходимо также отметить, что существует зависимость между получением кредита и видом залога. Чем больше скорость реализации залога, тем больше вероятность получения бизнесменом кредита. В случае если залогом являются, например продовольственные, фармацевтические товары или бытовая химия, срок хранения которых составляет менее полугода, банки выдают кредит неохотно. Это связано с тем, что в случае непогашения кредита, банку сложно будет реализовать залог до истечения срока его годности.
         Одно из самых важных условий для любого банка, без соблюдения которого вероятность получения кредита практически равна нулю, это регистрация предприятия и ведение бизнеса в регионе присутствия банка не менее шести месяцев. Второе условие – это отсутствие просроченной задолженности по кредитам, взятым ранее. Следующее условие это показатель успешной деятельности предприятия – наличие постоянного дохода. Необходимо отметить, что последний критерий для большинства банков имеет определяющее значение: ведь гарантом возврата кредита является в первую очередь стабильный и приносящий доходы бизнес.
1.1 Значение и  роль малого и среднего бизнеса  в экономике региона.
Ведущей проблемой современного этапа формирования структур в экономике  Красноярского края является разгосударствление и приватизация имущества государственных  монополий. Решается она главным  образом через создание мелких, малых, средних предприятий, каждое из которых  будет либо ассоциированным, либо единоличным  хозяином средств производства и, естественно, производимой им продукции.
В настоящее время в  экономике Красноярского края одновременно функционируют крупные, средние  и малые предприятия, а также  осуществляется деятельность, базирующаяся на личном и семейном труде
Размеры предприятий зависят  от специфики отраслей, их технологических  особенностей, от действия эффекта  масштабности. Есть отрасли, связанные  с высокой капиталоемкостью и  значительными объемами производства, и отрасли, для которых не требуются  большие размеры предприятий, а, напротив, именно малые их размеры  оказываются предпочтительнее.
Для современной экономики  характерна сложная комбинация различных  по масштабам производств — крупных, с тенденцией к монопольным структурам, и небольших, — складывающаяся под  влиянием многих факторов.
С одной стороны, устойчивой тенденцией научно-технического прогресса  является концентрация производства. Именно крупные фирмы располагают  большими материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами, квалифицированными кадрами. Они способны вести крупномасштабные научно-технические разработки, которые и определяют важнейшие технологические сдвиги.
С другой стороны, в последнее  время выявился рост мелкого и  среднего предпринимательства, особенно в сферах, где пока не требуется  значительных капиталов, больших объемов  оборудования и кооперации множества  работников. Малых и средних предприятий  особенно много в наукоемких видах  производства, а также в отраслях, связанных с производством потребительских  товаров.
Возможность эффективного функционирования малых форм производства определяется рядом их преимуществ по сравнению  с крупным производством; близость к местным рынкам и приспособление к запросам клиентуры; производство малыми партиями, что невыгодно крупным  фирмам; исключение лишних звеньев  управления и т.д. Малому производству способствует дифференциация и индивидуализация спроса в сфере производственного  и личного потребления.
В свою очередь развитие мелкого и среднего производства создает благоприятные условия  для оздоровления экономики: развивается  конкурентная среда; создаются дополнительные рабочие места; активнее идет структурная  перестройка; расширяется потребительский  сектор. Развитие малых предприятий  ведет к насыщению рынка товарами и услугами, повышению экспортного  потенциала, лучшему использованию  местных сырьевых ресурсов.
Большое значение имеет способность  малых предприятий расширять  сферу приложения труда, создавать  новые возможности не только для  трудоустройства, но прежде всего для  предпринимательской деятельности населения, развертывания его творческих сил и использования свободных  производственных мощностей.
Малые предприятия пользуются поддержкой во всех развитых странах. Этот факт подтверждает, что малое  предпринимательство как новая  форма организации общественно  необходимого труда отвечает социально-экономическим  интересам России. Эта деятельность в равной степени полезна как  для экономики страны в целом, так и для каждого гражданина в отдельности, и поэтому заслуженно получила государственное признание  и поддержку. Малые предприятия  включают в процесс общественного  производства дополнительный труд, который  создает новые ценности, приумножает  национальный доход и национальное богатство. Малое предпринимательство  является таким источником развития, от которого страна не может отказаться ни сейчас, ни в будущем.
      Проблемы и перспективы развития малого и среднего бизнеса
         Развитие малого и среднего бизнеса во все времена считалось основой экономического развития государства. Но развитие малого и среднего бизнеса - это, в первую очередь, обучающая база учитывающая все проблемы развития малого бизнеса. Постоянное совершенствование такой базы позволит определить и предопределить перспективы развития бизнеса. Именно на основе этого разрабатывается стратегия развития бизнеса и в частности развитие российского бизнеса. Развитие малого и среднего бизнеса, как показывает опыт ведущих экономических держав, ведет к повышению экономики государства в целом и в конечном итоге к повышению благосостояния его граждан. Стабильное развитие малого и среднего бизнеса обусловлено рядом преимуществ, которым он обладает. И прежде всего, развитие малого и среднего бизнеса, заключается в его мобильности и гибкости, позволяющим быстро реагировать на запросы рынка и оперативно адаптироваться к изменившимся условиям.
         Одной из самых актуальных проблем для развития среднего и малого бизнеса по-прежнему остается проблема долгосрочного финансирования. В 2010 г. доля займов на срок свыше трех лет выросла с 15% до 18% от среднего кредитного портфеля среди опрошенных агентством банков. Однако реальность намного сложнее. Доля длинных кредитов до кризиса, действительно, была намного меньше. Тем не менее сейчас ситуация изменилась. Доля длинных кредитов постепенно увеличивается, что не может не вселять оптимизм. Здесь свою роль сыграл отчасти технический фактор — у самих банков появляется больше длинных денег. С другой стороны, если предприниматель просит короткий кредит, а по отчетности видно, что есть насущная потребность именно в долгосрочном финансировании, то одалживать ему деньги на полгода-год формально на пополнение оборотных средств гораздо хуже, чем предложить сразу кредит на три года. Такой принципиальный вывод сделали для себя после кризиса многие банки.
         Весьма велика вероятность того, что клиент вытащит их из «оборотки» и направит на какой-то свой инвестиционный проект. Такое желание клиента легко читается любым кредитным инспектором между строк баланса, и подобных обращений немало. К примеру, если у предприятия краткосрочные кредиты составляют 60% от годовой выручки, а производственный цикл длится четыре месяца, то из этого следует, что часть ресурсов на оборотные средства не требуется, и они используются в совершенно другом месте. Как показал кризис, такую задолженность надо переводить в долгосрочную. Выгода кредитов на три месяца понятна: они значительно дешевле. Однако, чтобы погасить такой кредит, предприятие вынуждено вытаскивать деньги из оборотных средств, а затем снова брать взаймы. Как только наступил кризис, стало невозможным заново получить ни длинный, ни хотя бы снова короткий кредит; это привело в итоге к тому, что значительная часть проблем в минувший кризис на предприятиях была связана с инвестиционными программами, которые в погоне за экономией на ставке фондировались за счет коротких кредитов. В итоге банки, вынужденные попросить вернуть одолженное, пострадали не меньше своих заемщиков.
         Из всего сказанного следует, что цифра 18% не отражает полную картину и что учесть такие обстоятельства опросы не в силах. Поэтому в реальности доля кредитов, используемых предприятиями для финансирования долгосрочных проектов, может превышать треть ссудного портфеля банков. Это, конечно, хорошо, так как инвестиций в основной капитал намного больше, чем принято думать. Однако инвестиции в основные средства через короткие кредиты подрывают устойчивость и будущее отечественного среднего и малого бизнеса в целом, а не только самого заемщика и банка.
         Заемщики должны понимать, что стабильное и прибыльное развитие их бизнеса банку выгодно. В то время как крупные корпорации являются локомотивами экономики, малым и средним предприятиям принадлежит стабилизирующая роль. Присущая малому предпринимательству гибкость и мобильность позволяет ему быстро реагировать на изменения экономической среды и за счет оперативного применения новых технологий, внедрения современных разработок, создания новых продуктов моментально приспосабливаться к конъюнктуре рынка. Необходимо усилить внимание к малому и среднему бизнесу — это общепризнанный факт, вместе с тем все признают наличие множества проблем в этой сфере. В частности, отмечаются недостатки в области законодательной базы, высокие налоговые нагрузки, отсутствие координирующей роли исполнительной власти, и наконец, недостаточное финансирование.
 В условиях усилившейся  конкуренции банков за платежеспособных  заемщиков за полгода кредиты  юридических лиц выросли на 3,8 млрд. руб. до объема 14,3 млрд. руб.  или почти на 36%, что значительно  превышает темпы роста аналогичных  показателей за предыдущие годы.
 Основными отраслями  финансирования являются строительный  комплекс, сельское хозяйство, торговля  и промышленность. Малый и средний  бизнес занимает более половины  кредитного портфеля банков. Объем  кредитования МСБ вырос за  полугодие на 10% к уровню аналогичного  периода прошлого года и превысил 2,2 млрд. рублей. Средства направлялись в основном на финансирование реального сектора экономики и действующих производств. Среди основных проблем кредитования МСБ с точки зрения предпринимателей можно выделить следующие: требование банками ликвидного залога, большой пакет документов, невозможность получить кредит на создание бизнеса «с нуля», стоимость кредитов.
         Высокие риски невозврата кредитов — с одной стороны, с другой же — совершенно очевидно, что сегодня в конкурентной борьбе выиграют те банки, которые при прочих равных условиях обеспечат больший доступ своим клиентам к финансовым ресурсам. Повышение доверия между банком и заемщиками — единственный выход. Всё вышесказанное позволяет пересмотреть линейку бизнес-кредитов и максимально адаптировать их под потребности МСБ. Для некоторых видов финансирования есть возможность сокращения пакета документов, при этом банки не отказываются от стандартизации продуктов, что позволяет минимизировать внутренние издержки.
         Таким образом, кредит «Оптимальный» предназначен для субъектов микробизнеса и индивидуальных предпринимателей, которым необходимы средства для финансирования текущей деятельности. При этом суммы и сроки займа небольшие, но достаточные для того, чтобы выполнить текущие обязательства перед поставщиками, а также обновить основные средства и сохранить стабильную работу предприятия.
         Возможно предоставление кредита без обеспечения, либо с частичным обеспечением. В качестве залога банк примет автотранспорт, недвижимость, товары в обороте, оборудование. Работающим малым и средним предприятиям на расширение действующего бизнеса под полное либо частичное обеспечение предоставляется кредит «Бизнес». Здесь и сумма выше, и сроки длиннее.
           Краткосрочный беззалоговый кредит «Оперативный» на текущие расходы позволит клиенту в срок рассчитаться с контрагентами, выплатить заработную плату и текущие налоги.
           Кредит «Классический» позволяет заемщику получать заемные средства отдельными траншами на срок до 90 дней и гасить досрочно любыми суммами в период действия кредитного договора.
           Существуют целевые кредиты для участия в торгах, для выполнения заключенного контракта, на приобретение коммерческой недвижимости. Этот кредит теперь еще более доступен благодаря отказу от первоначального взноса — кредит выдается на всю стоимость недвижимости; также снижены процентные ставки по овердрафтам. «Овердрафт авансом» — новый продукт, для расчета суммы которого берется во внимание кредитовый оборот клиента в другом банке.
          К тому же в скором времени появится кредит, предназначенный для бизнеса на этапе стартапа. На данный момент банки активно включаются в государственные программы поддержки малого предпринимательства, сотрудничают с региональными фондами содействия кредитованию малого бизнеса. Также необходимо отметить, что пересмотрена методика оценки платежеспособности клиента — отмечается переход от формальной оценки финансовой состоятельности заемщика к реальной.
 Банки предлагают стандартизировать работу гарантийных фондов. Согласно исследованию «ОПОРЫ России», поручительство гарантийных фондов при кредитовании в банках получают чуть более одного процента предпринимателей. То есть реально эта система не работает по причине низкой капитализации гарантийных фондов и полного разнобоя в их работе. Сейчас гарантийный фонд уже есть практически в каждом регионе страны. Они созданы в рамках программы минэкономразвития в 78 субъектах, по словам Андрея Медведева, начальника отдела кредитования и микрофинансирования Министерства экономического развития РФ. Фактически вся система гарантийных фондов создана на государственные деньги, но при этом никакого единообразия в правилах их работы нет. Основным препятствием в работе с гарантийными фондами банкиры назвали отсутствие единых правил. На самом деле стандарты работы гарантийных фондов существуют, и они описаны в специальном приказе министерства. Минэкономразвития предложило фондам некое рамочное законодательство, в пределах которого руководители таких структур могут делать что угодно.
           На семинаре, посвященном вопросам работы гарантийных фондов, обсуждались основные проблемы, с которыми сталкиваются банки при работе с фондами. «Было бы неплохо, если бы для всех гарантийных фондов были введены единые стандарты заключения соглашений. Давайте выберем единый регламент, единое соглашение, единый договор поручительства, единый список документов, единые условия проведения конкурса», — предложили участники семинара.
          Участие в конкурсе в каждом регионе различно. В ряде регионов трудно получить информацию о проведении конкурса на отбор банков. «А как мы можем участвовать в конкурсе, не зная, на что мы идем?» — спрашивали участники руководителей фондов.
          Банки, претендующие на гарантии, в ряде регионов ограничивают в ставке кредитования. «В приказе минэкономразвития написано, что ограничивать по ставке фонд имеет право только при размещении своих активов на депозите в этом банке. Тем не менее, ограничение вводится для всех, например 11-12%. Есть регионы, с которыми мы не заключили соглашение из-за этого. К примеру, в Новосибирской области, в Татарстане», — рассказывает Надежда Карисалова, представитель банка ВТБ24. О таких же проблемах говорили представители Сбербанка и РосБР.
         Другая проблема — низкая капитализация фондов. Сбербанк уже за первый квартал исчерпал весь свой лимит, притом, что у него подписано соглашение с 71 фондом. Общая капитализация гарантийных фондов сейчас около 20 млрд рублей. В минэкономразвития признают, что доля кредитов, которые могут потенциально закрываться гарантийными фондами, незначительна и оценивается на уровне 2% от общего объема кредитования малого бизнеса.
         Андрей Лебедев, генеральный директор партнерства «Институты развития малого и среднего бизнеса», утверждает, что политика министерства — поднять капитализацию региональных фондов до 200-300 млн руб. По его словам, уже сейчас создана рабочая группа, в которую вошли представители гарантийных фондов, крупнейших банков (ВТБ, УРАЛСИБ, Промсвязьбанк), АРБ, ассоциации «Россия».
         Из доклада заместителя Губернатора края – заместителя председателя Правительства края А.А.Гнездилова о состоянии, перспективах развития и государственной поддержке малого и среднего предпринимательства в Красноярском крае:
«В настоящее время готова долгосрочная целевая программа «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Красноярском крае» на 2011-2013 годы. Программа рассчитана на среднесрочную перспективу и базируется на федеральном и краевом законодательстве, действующем в сфере государственной поддержки малого и среднего бизнеса.
        Программа разработана с использованием и в развитие механизмов государственной поддержки, положительно зарекомендовавших себя в ходе реализации завершившейся краевой целевой программы 2008-2010 годов.
         Общий объём финансирования программных мероприятий за счёт средств краевого бюджета составляет 829 миллионов рублей, в том числе в 2011 году – 253 миллиона рублей. Планируем дополнительно привлечь из федерального бюджета на софинансирование приоритетных мероприятий поддержки бизнеса не менее 1 миллиарда рублей, в том числе до 350 миллионов рублей в 2011 году.
         Механизмы поддержки и развития предпринимательства в рамках Программы направлены на решение четырёх основных задач и сгруппированы в соответствующие блоки.
          Первый блок включает механизмы, направленные на формирование системы стимулов для активизации деятельности органов местного самоуправления, а также механизмы мониторинга и контроля за принимаемыми на местах решениями. Это в первую очередь – софинансирование за счёт краевого и федерального бюджетов мероприятий муниципальных программ поддержки малого и среднего бизнеса. На данное направление в 2011 году предусмотрено более 50 миллионов рублей за счёт краевого бюджета. Это почти в полтора раза больше, чем было заложено в 2010 году. Кроме того, Правительство края рассчитывает привлечь не менее 100 миллионов рублей из Федерации.
         Второй блок направлен на дальнейшее развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства, в первую очередь производственную и инновационную. На эти цели планируется направить за счет средств только краевого бюджета 233,5 миллиона рублей, в том числе в 2011 году – 61 миллион рублей.
         Третий блок включает мероприятия, направленные на оказание информационной, методической и образовательной поддержки бизнеса, стимулирование предпринимательской активности в молодежной среде, а также медиа-сопровождение программных мероприятий.
        Четвертый блок включает механизмы прямой финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства по перечню приоритетных направлений деятельности.
 
          Мы рассчитываем, что реализация Правительством края мероприятий государственной поддержки предпринимательства в комплексе с сопутствующими мерами на муниципальном уровне позволит решить ряд задач. В частности сократить численность безработных, создать условия по обеспечению социальных прав и гарантий, увеличить количество производств глубокой переработки продукции лесной отрасли и сельского хозяйства, снизить инвестиционные и предпринимательские риски, обновить основные фонды и увеличить имущественный комплекс малого и среднего предпринимательства, повысить производительность труда.
         Кроме того, мы видим своей важнейшей задачей повышение рыночной устойчивости ряда основных отраслей экономики в условиях жесткой конкуренции с товаропроизводителями из других регионов, в том числе сельского хозяйства, пищевой промышленности, науки.
        За период 2011-2013 годов реализации краевой и муниципальных программ поддержки малого и среднего предпринимательства финансовую, информационную, образовательную и методическую поддержку получат более 30 тысяч предпринимателей края.
         Реализация программных мер позволит нам к 2013 году увеличить долю занятых в малом и среднем бизнесе до 17,7 % с нынешних 16,9 %, количество предприятий на 100 тысяч жителей увеличить до 4 тысяч 285 с сегодняшних 3 тысяч 855, а объём инвестиций в основной капитал малых предприятий увеличить до 11 с лишним миллиардов рублей с нынешних 10 с небольшим миллиардов.
         Безусловно, реализацией мероприятий Программы поддержки МСП на 2011-2013 годы наша работа не ограничится. Мы совместно с общественными организациями, объединениями предпринимателей, органами местного самоуправления и иными заинтересованными сторонами продолжаем разработку иных мер по улучшению условий для ведения бизнеса в Красноярском крае. Это касается в том числе наболевшей проблемы устранения административных барьеров, борьбы с коррупцией, роста уровня ответственности власти перед бизнесом, повышения престижа предпринимательства, содействия в допуске субъектов малого и среднего предпринимательства к участию в размещении заказов у государственных заказчиков и на крупных промышленных предприятиях края, создания эффективных механизмов частно-государственного партнерства и других. Мы приглашаем вас к диалогу и участию в разработке этих и других мер, в том числе в рамках Совета по развитию малого и среднего предпринимательства при Губернаторе края, который будет проводиться ежеквартально».
         1.3 Государственная поддержка и государственные программы развития малого и среднего бизнеса
         Стабильные субсидии малому бизнесу являются необходимым фактором для его успешного развития. Стабильная финансовая поддержка малого бизнеса всегда является показателем грамотного формирования экономики в стране. Никто не станет спорить с утверждением о том, что любая вновь созданная компания нуждается в укреплении своих позиций на рынке, для чего ей требуется прочная материальная база. К сожалению, не все компании, появляющиеся в нашей стране, имеют собственную базу средств, благодаря которой развитие бизнеса налаживается практически сразу же. Большинство из них выходит «в плавание» практически нулевыми и требует поддержки для нормального функционирования.
         На сегодняшний день поддержка малого и среднего предпринимательства является одной из наиболее важных задач государства. Реализация ее может осуществляться посредством единоразового пособия для открытия собственного бизнеса, путем целевых субсидий малому бизнесу или же через систему гарантийных фондов в каждом отдельно взятом регионе.
         Согласно мнению специалистов, создание многочисленных программ поддержки малого бизнеса способно объединить не только усилия властей на ведомственном уровне, но и охватить региональные структуры. Следовательно, данная тактика может и должна привести к оформлению устойчивого делового климата в стране. Грамотная финансовая поддержка малого бизнеса является необходимым фактором для его развития и процветания.
          Основным стимулом развития любой компании выступает комплекс мер, направленный на поддержание среднего и малого бизнеса в устойчивом состоянии, и организованный местными властями в каждом отдельно взятом регионе. На сегодняшний день субсидии малому бизнесу могут быть самыми разными. В первую очередь, осуществляется финансовая поддержка компаний и выделение бюджетных средств на их развитие. Кроме того, стимулирующими действиями также является упрощенная система сертификации и лицензирования продукции, участие в выставках и рекламные акции. Выдача целевых субсидий на развитие бизнеса также практикуется государственными органами. Такие субсидии обычно выдаются для возмещение затрат по договору лизинга, на частичную компенсацию ставки по кредиту.
         В большинстве случаев государственная финансовая поддержка малого бизнеса направлены на новичков, переживающих период старт-апа. В данном случае новоявленным компаниям доступен ряд бесплатных консультаций в сфере юридических и финансовых областей, координируемых центрами занятости, Министерством здравоохранения, а также Министерством экономического развития страны. Существующие государственные программы для малого и среднего бизнеса уже позволили многим их участникам получить гарантированный доступ к субсидиям, льготные кредиты, а также иметь возможность использования прочих механизмов.
          Регулирование развития бизнеса осуществляется Федеральным Законом ФЗ-209. Кроме того, существуют прочие федеральные законы и нормативы субъектов России и органов местного самоуправления.
         Любая из программ имеет определенный период действия, утвержденный бюджет, а самое главное – четкие направления действий поддержки бизнеса. К примеру, с помощью государственных программ поддержки бизнеса можно получить некоторую сумму компенсации на обновление технологий и материалов, провести рекламную кампанию или принять участие в тематической выставке.
          Структура поддержки малого и среднего бизнеса представляет собой набор определенных организаций, осуществляющих эту поддержку на должном уровне. Это могут быть коммерческие или некоммерческие организации, созданные в качестве подрядчиков и размещающие заказы на выполнение работ для государственных нужд.
         Кроме того, в инфраструктуре присутствуют и фонды поддержки предпринимательства, фонды поручительства и гарантий, инвестиционные фонды для привлечения финансовых средств, бизнес-инкубаторы, научные парки и прочие организации. Рассмотрим подробнее каждый в отдельности.
         Общественные организации предлагают возможность принятие участия в формировании инициатив Законодательства, помогают налаживать контакты с иностранными партнерами, предоставляют правовую защиту.
         Муниципальные и государственные фонды в настоящее время являются действующими более, чем в 70 российских регионах. Их цель – проведение экспертизы предпринимательских проектов, их финансовая поддержка, финансирование региональных программ поддержки.
         Содействие в кредитовании обеспечивают фонды поручительства и гарантийные фонды. В данном случае предоставляется гарантия по банковскому кредиту, также осуществляется поручительство (запросить которое можно непосредственно в банке). Кроме того, фонды оказывают поручительство по лизинговым договорам.
         Бизнес-инкубаторы предлагают малым предприятиям размещение на своей территории, при этом организация пользуется определенными льготами (офисными и консалтинговыми услугами, доступной арендой помещения). На сегодняшний день в стране насчитывается 50 таких бизнес-инкубаторов. Они могут выступать самостоятельно или же в составе техноцентров и технопарков (созданных на базе ВУЗов).
         За повышение квалификации руководителей и непосредственно персонала предприятий малого бизнеса, их обучение и переподготовку отвечают бизнес-школы. В категорию обучаемых входит не только руководство и сотрудники компаний, но и учащиеся старших классов, безработные, а также граждане, желающие открыть собственное дело. Чаще всего обучение проходит в виде тренингов, курсов и семинаров.
         Более 30 городов страны на сегодняшний день предлагают организованные на их территории агентства, осуществляющие поддержку малого предпринимательства. Это негосударственные структуры, хотя деятельность свою осуществляют при поддержке и участии местной администрации. Это консалтинговые компании, предлагающие услуги получения инвестиций малыми предприятиями, и обучение персонала.
        Венчурные фонды на региональном уровне представляют собой коммерческие организации, за их счет малые предприятия инвестируют средства в сферы сельского хозяйства, биотехнологий, фармацевтику, здравоохранение и прочие субстанции, связанные с научно-техническим прогрессом. Финансирование фондов осуществляется Министерством экономики и развития, местной и региональной администрацией, иногда частными (заинтересованными) инвесторами. В настоящий момент в стране действует порядка 20 таких венчурных фондов, средства на развитие которых выделяются из бюджета. Но гораздо больше присутствует частных венчурных фондов.
         При центрах занятости действуют социально-деловые центры, создающие новые рабочие места посредством развития малых предприятий. Чаще всего такие центры представляют собой государственное предприятие, единственным учредителем которого является центр занятости. В данный момент на территории России зарегистрировано чуть более 20 таких центров.
         Существующая система микрозаймов представлена коммерческими предприятиями, предоставляющими займы на развитие бизнеса, сумма которых составляет до 1 миллиона рублей. В стране насчитывается чуть меньше 3000 таких организаций.
Из доклада заместителя Губернатора края – заместителя председателя Правительства края А.А.Гнездилова о состоянии, перспективах развития и государственной поддержке малого и среднего предпринимательства в Красноярском крае:
«Финансирование отдельных мероприятий поддержки предпринимательства у нас в крае началось в 2004 году. Начиная с 2006 года действуют краевые целевые программы поддержки малого и среднего предпринимательства, и, как видно на слайде, объём выделенных средств постоянно растет. Если в 2004 году в бюджете было запланировано всего 10 миллионов рублей краевых средств, большая часть из которых не была освоена, а федеральные средства вообще не выделялись, то в 2010 году на поддержку бизнеса из обоих источников было направлено уже около 700 миллионов рублей, более 80 % которых освоено.  Причём освоение краевых средств составило 99,9 %, что говорит о растущей вовлечённости малого и среднего предпринимательства в программы государственной поддержки и даже, можно сказать, о повышении доверия к доступности реализуемых мер. Обозначенное на слайде недоосвоение части федеральных средств связано в основном с техническими трудностями и некоторыми, в том числе нашими, недоработками. Однако эти деньги не пропадут, и по согласованию с Минэкономразвития России, остаток средств федерального бюджета в размере 262 миллиона рублей в марте текущего года возвращен в бюджет края и будет направлен на реализацию мероприятий поддержки малого и среднего предпринимательства в 2011 году. Для повышения эффективности государственной поддержки малого и среднего бизнеса все направленные на это краевые мероприятия должны быть взаимоувязаны между собой, а также с отраслевыми программами модернизации экономики. В этой связи с 2008 года в крае формируется целостная структура поддержки малого и среднего предпринимательства с участием всех уровней власти – от федерального до муниципального. Это достигается посредством софинансирования программ, реализуемых на краевом уровне и в муниципалитетах. Сейчас нами прорабатывается вопрос об объединении мероприятий по поддержке малого и среднего бизнеса, содержащихся в различных отраслевых программах, в единую программу с выделением отраслевых приоритетов, как это, например, уже реализовано в настоящее время с мероприятиями по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, занимающихся лесопереработкой, переработкой сельскохозяйственной продукции и дикоросов.
        Также с целью повышения эффективности наших мер и участия в их формировании представителей бизнеса и общественности возобновлена работа Совета по развитию малого и среднего предпринимательства при Губернаторе Красноярского края. В него входят практически все представленные на территории региона объединения, союзы и ассоциации работодателей, предпринимателей и промышленников, различные фонды поддержки предпринимателей, торгово-промышленная палата, представители муниципалитетов и другие заинтересованные лица.
 
          Первое в текущем году заседание Совета состоялось 10 февраля. В его ходе были определены основные подходы к государственной поддержке и развитию предпринимательства в крае на среднесрочную перспективу и поставлены задачи, которые краевым властям предстоит решать в приоритетном порядке. Кроме того, по результатам Совета, Правительству края и муниципалитетам даны поручения в соответствии с поставленными задачами, которые, к сожалению, не всеми муниципалитетами исполняются должным образом и в установленные сроки.
        Так, в числе прочих поручений, администрациям городов Красноярск, Железногорск и Дивногорск рекомендовано в срок до 1 апреля представить в Правительство Красноярского края концепции проектов по созданию промышленных парков на территории соответствующих муниципальных образований. Однако концепция города Красноярска до настоящего времени не представлена, а вместо этого нам от заместителя Главы города поступило письмо с просьбой продлить сроки предоставления концепции до 1 августа.              Кроме того, Губернатор поручил органам местного самоуправления создать координационные советы по развитию МСП на территориях, и в 53 они уже созданы. Но остальные по-прежнему тянут с этим решением, в то время как необходимость постоянного диалога бизнеса и власти озвучивается на самом высоком уровне. Считаю это недопустимым и призываю органы муниципальной власти активизировать данную работу.
          Основным инструментом реализации государственной политики поддержки бизнеса в 2008-2010 годах являлась краевая целевая программа «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Красноярском крае». Всего на финансирование мероприятий, предусматривающих государственную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства за счёт средств краевого и федерального бюджетов, в 2008–2010 годах направлено 1 миллиард 388 миллионов рублей.
 
 Комплекс программных  направлений был достаточно обширным. Это 11 мероприятий по непосредственно  финансовой поддержке, 4 по информационной и методической поддержке, 3 по развитию инфраструктуры и 2 по содействию органам муниципального управления.
        Перед Программой ставились следующие задачи:
    развитие системы кредитования и снижение затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, возникающих в связис привлечением финансовых ресурсов;
    содействие в продвижении продукции, товаров и услуг, выпускаемых субъектами малого и среднего предпринимательства,на российский и международный рынки;
    повышение эффективности существующей инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства и её дальнейшее развитие;
    обеспечение деятельности целостной системы информационно-консультационных услуг для субъектов малого и среднего предпринимательства;
    методическая поддержка органов местного самоуправления и субъектов малого и среднего предпринимательства;
    содействие субъектам малого и среднего предпринимательства в переподготовке и повышении квалификации кадров;
    создание системы стимулов для органов местного самоуправления по реализации мероприятий поддержки и развития субъектов малого и среднего предпринимательства.»
    Анализ политики в области кредитования развития малого и среднего бизнеса.
Согласно Федеральному закону «О развитии малого и среднего предпринимательства  в Российской Федерации», к малому бизнесу относятся предприятия  с численностью сотрудников до 100 человек (также выделяются микропредприятия до 15 человек), к среднему – с численностью от 100 до 250 человек.
Постановлением Правительства  Российской Федерации от 22 июля 2008 года №556 введены показатели предельной выручки (см. таблицу 1).
Таблица 1. Критерии отнесения  хозяйствующего субъекта к МСБ
Максимальная годовая выручка  МБ, млн. рублей
Максимальная численность персонала  МБ, чел.
100
Максимальная годовая выручка  СБ, млн. рублей
1000
Максимальная численность персонала  СБ, чел.
250
Максимальная доля собственников  МБ, не относящихся к МСБ, %
25

 
Кредитование банками  малого и среднего бизнеса (МСБ), демонстрировавшее  уверенный рост даже в кризисный 2009 год, в 1 полугодии 2010 года существенно  ускорилось. По итогам шести месяцев  текущего года объем предоставленных  МСБ кредитов достиг 2 трлн. рублей, на 40% превысив результаты аналогичного периода 2010 года (см. рис. 1).
 

Рис. 1 – Динамика рынка кредитования МСБ в 1 полугодии 2011 г.
 
Темп прироста рынка кредитования МСБ в 1 полугодии 2010 года был схожим (36%), однако со знаком «минус». По результатам 1 полугодия можно с уверенностью говорить, что рынок кредитования МСБ постепенно оживляется, увеличивается спрос на кредитные продукты. Период стагнации, характерный для прошлого года, завершился. Начиная с февраля 2011 года негативный тренд в кредитовании был сломлен. Стремительный рост кредитования привел и к заметному увеличению кредитного портфеля МСБ – на 1.0
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.