На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 06.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
Курсовая работа
 
Ведущие тенденции современного развития мирового
 образовательного процесса
 
 
 
 


Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1. Дистанционное обучение: модели и формы…………………..5
      Преимущества дистанционного обучения………………………...5
      Технологии и методы, используемые в дистанционном обучении………………………………………………………………………..8
      Типы и модели организационных структур…………………..…13
Глава 2. Дистанционное обучение: проблемы и их решения………...17
2.1. Дистанционное обучение  в других странах…………………….…17
2.2. Недостатки дистанционного  обучения……………………………20
2.3. Возможные пути решения  проблем дистанционного обучения…23
Заключение…………………………………………………...…………24
Использованная  литература………………………………………….25
 
 

Введение

Современный этап развития образования характеризуется интенсивным  поиском нового в теории и практике. Этот процесс обусловлен рядом противоречий, главное из которых - несоответствие традиционных методов и форм обучения и воспитания новым тенденциям развития системы образования, нынешним социально-экономическим условиям развития общества, породившим целый ряд объективных инновационных процессов. Познавательный интерес а как следствие активность учащихся, является важным фактором улучшения и одновременно показателем эффективности и результативности процесса обучения, поскольку он стимулирует развитие самостоятельности поисково-творческий подход к овладению содержанием образования побуждает к самообразованию Проблема, развития познавательной активности учащихся, требует поиска нового в теории и практике, новых подходов к дальнейшему совершенствованию содержания, форм, методов и способов обучения направленных на реализацию принципа активности в учении.
XXI век ознаменовал появление новой реальности в производстве, информационном мире, науке, социальной сфере.
Постиндустриальные страны переживают бурно развивающийся  процесс глобализации (науки, рынка  индустриальных и образовательных  услуг, рынка специалистов). Нанореволюция означает резкое уменьшение потребности в неквалифицированных видах труда. В связи с междисциплинарным характером наноотраслей, угрозой массовой безработицы и необходимостью постоянно отслеживать быстро меняющиеся потребности общества в трудовых ресурсах - перед социумами возникает потребность в новой системе (лучше сказать индустрии) образования. Образование в XXI веке должно быть непрерывным и продолжаться в течение всего периода активной жизни человека. Образование должно быть общедоступным, не зависеть от местоположения обучающегося, реализовываться на его родном языке.
Новая парадигма образования  ставит на первое место не содержательную часть (content) знаний (эта часть быстро устаревает и нуждается в постоянном обновлении), а технологию получения знаний. Эта технология, реализуемая в постиндустриальных странах, получила название E–learning (Electronic learning). В вузовских кругах России для обозначения сходных понятий используются также термины (открытое образование, дистанционное, Интернет – образование и т.д.).
Ориентация на непрерывность  подразумевает концептуальную преемственность  начального, среднего и высшего образования (совместимость учебной литературы, программ, средств информатики и  коммуникаций). С её помощью можно  повысить эффективность профилизации учащихся и, что особенно важно, реализовать раннее выявление лиц с системным мышлением - постановщиков задач, «концептуалистов», лидеров, способных понимать нанотехнику как «большую» систему - сплав индустрии, науки, экономики, духовной организации социума.
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Дистанционное обучение: модели и технологии

1.1. Преимущества дистанционного обучения

Термин "дистанционное  обучение" означает такую организацию  учебного процесса, при которой преподаватель  разрабатывает учебную программу, главным образом базирующуюся на самостоятельном обучении студента. Такая среда обучения характеризуется  тем, учащийся в основном, а зачастую и совсем отделен от преподавателя  в пространстве или во времени, в  то же время, студенты и преподаватели  имеют возможность осуществлять диалог между собой с помощью  средств телекоммуникации.  Дистанционное  обучение позволяет учиться жителям  регионов, где нет иных возможностей для профессиональной подготовки или  получения качественного высшего  образования, нет университета нужного  профиля или преподавателей требуемого уровня квалификации.
Системы дистанционного образования дают равные возможности школьникам, студентам, гражданским и военным специалистам, безработным в любых районах страны и за рубежом реализовать права человека на образование и получение информации. Именно эта система может наиболее адекватно и гибко реагировать на потребности общества и обеспечить реализацию конституционного права на образование каждого гражданина страны. Системы дистанционного образования соответствуют логике развития системы образования и общества в целом, где во главе всего ставятся потребности каждого отдельного человека.
Бесконкурсное поступление в высшее учебное заведение;
    открытое планирование обучения, т.е. свобода составления индивидуальной программы обучения путем выбора из системы курсов в рамках ГОС Минобразования России;
    свобода в выборе времени и темпов обучения, т.е. прием студентов в вуз в течение всего года и отсутствие фиксированных сроков обучения;
    свобода в выборе места обучения: студенты могут физически отсутствовать в учебных аудиториях основную часть учебного времени и могут самостоятельно выбирать, где обучаться;
    от принципа "образование на всю жизнь" к принципу "образование через всю жизнь";
    от движения обучающегося к знаниям к обратному процессу - знания доставляются человеку;
    свободное развитие индивидуальности является основополагающим фактором, тогда как классическая модель образования предполагает жесткие нормы, унифицирующие человеческую индивидуальность.
Дистанционное образование - это учеба по индивидуальному  плану, и в этом главное его  отличие от заочного.
Каждый «дистанционный»  студент прикрепляется к преподавателю, задача которого - курировать ваше обучение, консультировать по сложным темам  и вопросам, проверять контрольные  работы и тесты, помогать готовиться к экзаменам. С ним вы и будете постоянно общаться - либо по телефону, либо через Internet, а то и через спутник.
Комплект учебных материалов «дистанционный» студент получает сразу при зачислении на занятия (как правило, сразу после оплаты обучения). Это не обычные учебники, к которым мы привыкли. Это и  тексты лекций, и задачники, и практикумы, и задания для самостоятельной  работы на разных носителях - традиционных бумажных, CD, аудио- и видеоносителях.
Важным отличием дистанционного образования от заочного является тот  факт, что вы сами выбираете последовательность изучения предметов и темп работы. Например, за один семестр может  пройти курс, который в дневном  вузе изучают целый год. Или, наоборот, растянуть его на два года.
Только не думайте, что  дистанция огромного размера  позволяет учиться спустя рукава. Жесткая отчетность - на этом держится вся система дистанционного образования. За каждый пройденный раздел курса  вы будете отчитываться перед своим преподавателем (тесты, контрольные работы и т.п.). И пока не отчитаетесь, дальше не двинетесь. Кстати, "дистанционный" диплом западных вузов ничем не отличается от обычного (там пишется, что вы прослушали полный курс такого-то университета, но не указывается, на какой форме обучения).
К числу несомненных достоинств дистанционного образования относятся, конечно же, тот факт, что вы можете учиться тогда, когда вам это  удобно, в любое время суток. Интенсивность  и продолжительность занятий  вы тоже можете регулировать самостоятельно, и это тоже немаловажно. Дело в  том, что способности у всех разные, и на то, чтобы освоить один и  тот же материал, Альберту Эйнштейну и Ване Иванову может потребоваться разное количество времени. Посещая занятия в обычном вузе, мы невольно становимся заложниками учебного расписания, рассчитанного на «среднего» студента. Если вы чуть поумнее среднего, вы обречены играть в карты на лекциях, чтобы не умереть со скуки; если вы по причине, например, болезни пропустили занятие, у преподавателя не будет времени объяснить вам уже пройденную тему. Технологии дистанционного образования позволяют легко избежать подобных накладок. В любой момент вы можете по электронной почте или в режиме on-line связаться со своим преподавателем и задать ему любой вопрос, на любую тему, попросить объяснить любой материал.
Ну и, конечно же, нельзя обойти вниманием и проблему стоимости дистанционного обучения. В общем и целом, программы дистанционного образования гораздо дешевле, чем традиционное образование. «Дистанционные» студенты не занимают классы, за аренду которых надо платить; «дистанционные» студенты не бьют стекла, не вырезают на партах математические формулы, не крадут мышки из  компьютерного класса, не портят нервы декану; «дистанционные» студенты больше времени занимаются самостоятельно, и учебное заведение экономит на зарплатах профессоров (а на Западе, кто не знает, профессор Университета получает приличные деньги, не то, что на бескрайних просторах постсоветской Родины). Короче говоря,  дистанционное образование по цене гораздо доступнее.

1.2. Технологии и методы, используемые в дистанционном обучении

Используемые сегодня  технологии дистанционного образования  можно разделить на три большие  категории:
       неинтерактивные (печатные материалы, аудио-, видео-носители),
      средства компьютерного обучения (электронные учебники, компьютерное тестирование и контроль знаний, новейшие средства мультимедиа),
      видеоконференции - развитые средства телекоммуникации по аудиоканалам, видеоканалам и компьютерным сетям.
Средства оперативного доступа  к информации по компьютерным сетям  придали качественно новые возможности  дистанционному обучению. В Российской высшей школе они активно развиваются  в виде применения электронных учебников  и технологии обмена текстовой информацией  с помощью асинхронной электронной  почты.
Развитые средства телекоммуникации, использование спутниковых каналов  связи, передача упакованного видеоизображения по компьютерным сетям только совсем недавно стали применяться в  практике дистанционного образования. Это связано с отсутствием  развитой инфраструктуры связи, высокой  стоимостью каналов связи и используемого  оборудования.
Сейчас существуют всевозможные электронные накопители информации - это уникальное средство для дистанционного обучения практически по любой дисциплине. Не требуя больших расходов на тиражирование учебных видеоматериалов, компьютер получил широкое распространение во всех странах.
Электронная почта экономически и технологически является наиболее эффективной технологией, которая может быть использована в процессе обучения для доставки содержательной части учебных курсов и обеспечения обратной связи обучаемого с преподавателем. В то же самое время она имеет ограниченный педагогический эффект из-за невозможности реализации "диалога" между преподавателем и студентами, принятого в традиционной форме обучения. Однако, если студенты имеют постоянный доступ к персональному компьютеру с модемом и телефонному каналу, электронная почта позволяет реализовать гибкий и интенсивный процесс консультаций.
Видеоконференции с использованием компьютерных сетей предоставляют возможность организации самой дешевой среднего качества видеосвязи. Данный тип видеоконференций может быть использован для проведения семинаров в небольших (5-10 человек) группах, индивидуальных консультаций, обсуждения отдельных сложных вопросов изучаемого курса. Помимо передачи звука и видеоизображения компьютерные видеоконференции обеспечивают возможность совместного управления экраном компьютера: создание чертежей и рисунков на расстоянии, передачу фотографического и рукописного материала.
 


Сравнительные характеристики информационных технологий
Технология
Характеристики
Аудио-визуальные носители (печатные материалы, аудио-, видеокассеты)
    Низкая коммуникационная интерактивность
    Стоимость производства линейно зависит от   числа обучаемых.
    Хорошо известны методики разработки учебных материалов.
    Высокая долговечность.
Компьютерное обучение, асинхронная  электронная почта
    Средняя степень интерактивности.
    Наиболее развитая инфраструктура в России.
    Низкая стоимость
Видеоконференции по компьютерной сети Internet в режиме реального времени
    Высокая степень интерактивности
    Наиболее развитая в мире инфраструктура сети
    Использование широко распространенных  платформ компьютеров
    Низкая стоимость
Видеоконференции по цифровому  выделенному спутниковому каналу с  использованием видеокомпрессии
    Высокая степень интерактивности
    Хорошее качество передачи изображения,
    Снижение более чем на два порядка требований к пропускной способности канала по сравнению с аналоговым телевизионным сигналом
    Высокая стоимость
Видеоконференции по аналоговому  спутниковому каналу
    Высокая степень интерактивности
    Максимально возможное качество передачи изображенияс минимальной технологической задержкой передачи изображения и звука
    Высокая стоимость



    Методы обучения посредством взаимодействия обучаемого с образовательными ресурсами при минимальном участии преподавателя и других обучаемых (самообучение).
    Методы индивидуализированного преподавания и обучения, для которых характерны взаимоотношения одного студента с одним преподавателем или одного студента с другим студентом (обучение "один к одному"). Эти методы реализуются в дистанционном образовании в основном посредством таких технологий, как телефон, голосовая почта, электронная почта.
    Методы, в основе которых лежит представление студентам учебного материала преподавателем или экспертом, при котором обучающиеся не играют активную роль в коммуникации (обучение "один к многим"). Эти методы, свойственные традиционной образовательной системе, получают новое развитие на базе современных информационных технологий. Так, лекции, записанные на аудио- или видеокассеты, читаемые по радио или телевидению, дополняются в современном дистанционном образовательном процессе так называемыми 
    "э-лекциями" (электронными лекциями).
    Методы, для которых характерно активное взаимодействие между всеми участниками учебного процесса (обучение "многие к многим"). Значение этих методов и интенсивность их использования существенно возрастает с развитием обучающих телекоммуникационных технологий. Иными словами, интерактивные взаимодействия между самими обучающимися, а не только между преподавателем и обучающимися, становятся важным источником получения знаний. Развитие этих методов связано с проведением учебных коллективных дискуссий и конференций. Технологии аудио-, аудиографических и видео- конференций позволяют активно развивать такие методы в дистанционном образовании. Особую роль в учебном процессе дистанционных университетов играют компьютерные конференции, которые позволяют всем участникам дискуссии обмениваться письменными сообщениями как в синхронном, так и в асинхронном режиме, что имеет большую дидактическую ценность. Компьютерно-опосредованные коммуникации позволяют активнее использовать такие методы обучения, как дебаты, моделирование, ролевые игры, дискуссионные группы, мозговые атаки, методы Дельфи, методы номинальной группы, форумы, проектные группы.
 

1.3. Типы и модели организационных структур дистанционного обучения

Основные типы организационных  структур университетского дистанционного образования включают в себя:
      Подразделения заочного (дистанционного) образования в традиционных университетах
      Консорциум университетов
      Открытые университеты
      Виртуальные университеты
Характерной тенденцией дистанционного образования является объединение  организационных структур университетов. Так, в последние годы стал развиваться  новый тип организационной структуры  дистанционного университетского образования - консорциум университетов. Дистанционные  образовательные услуги оказывает  специальная организация, объединяющая и координирующая деятельность нескольких университетов. Консорциум университетов  предлагает набор курсов, разработанных  в различных университетах - от курсов для абитуриентов до курсов на получение  ученых степеней. В 70-х и 80-х годах  во многих странах были учреждены  национальные открытые университеты. Они использовали многие организационные  принципы заочного обучения. Но в целом  открытое образование привнесло  много нового в образовательную  систему. Принцип открытости образования  означает свободу зачисления в число  обучаемых и составления индивидуального  учебного плана, а также свободу  места, времени и темпов обучения. В основе открытого образования - богатая и детально разработанная  образовательная среда, в которой  обучаемый ориентируется вполне самостоятельно, стремясь к достижению стоящих перед ним образовательных целей.
В основе новой системы  образования лежит принцип открытости, который применительно к высшему  образованию означает:
      открытое поступление в высшее учебное заведение, т.е. отказ от любых условий и требований для зачисления, кроме достижения необходимого возраста (18 лет);
      открытое планирование обучения, т.е. свобода составления индивидуальной программы обучения путем выбора из системы курсов;
      свобода в выборе времени и темпов обучения, т.е. прием студентов в вуз в течение всего года и отсутствие фиксированных сроков обучения;
      свобода в выборе места обучения: студенты физически отсутствуют в учебных аудиториях основную часть учебного времени и могут самостоятельно выбирать, где обучаться.
Проведение принципа открытости привело к значительным организационным  новшествам, которые стали практически  осуществимы именно благодаря внедрению  новых технологий хранения, переработки  и передачи информации. Так, например, в 90-х годах появилась новая  модель дистанционного образования  на базе технологий проведения телеконференций. Эта модель называется телеобучением или телеобразованием. В этом случае проведение телеконференций, которые могут быть и в реальном времени, является главной формой взаимодействия между учителем и обучающимся, расширяя это взаимодействие, ранее осуществляемое, главным образом, по почте. При этом телеконференции могут проводится как между преподавателем и учениками, так и между самими обучающимися. Это могут быть аудио-, аудиографические, видео- и компьютерные телеконференции.
Модель телеобразования появилась недавно, но она ведет к радикальным изменениям в организации современного образования. Это ярко проявляется в том, что на базе этой модели стала развиваться новая организационная форма современного образования - виртуальные университеты. Эта форма обучения рассматривается нами как новая, только что наметившаяся модель образования.  В этой модели полностью реализуются те потенциальные возможности перестройки системы образования, которые имеют технологии телеконференций, используемые в учебных целях. Эти технологии позволяют группам учащихся и отдельным обучаемым встречаться с преподавателями и между собой, находясь на любом расстоянии друг от друга. Такие современные средства коммуникации дополняются компьютерными обучающими программами, которые замещают печатные тексты, аудио- и видеопленки. Появление такой модели дистантного образования ведет к тому, что образование осуществляется не только на расстоянии, но и независимо от какого-либо учреждения. Такая модель еще не реализована полностью. Она сталкивается с существенными трудностями, в частности, проблемой получения общественного признания и права выдавать дипломы и сертификаты, присваивать соответствующие степени (проблема аккредитации виртуального университета). Преодоление этих трудностей и полное развитие модели виртуального университета будет означать глубокие изменения в организационной структуре современного образования.
Организационно-методические модели дистанционного обучения.
Обучение по типу экстерната. Обучение, ориентированное на школьные или вузовские (экзаменационные) требования, предназначалось для учащихся и студентов, которые по каким-то причинам не могли посещать стационарные учебные заведения. Так, в 1836 году был организован Лондонский университет, основной задачей которого в те годы была помощь и проведение экзаменов на получение тех или иных аттестатов, степеней и пр. для учащихся, студентов, не посещавших обычные учебные заведения. Эта задача сохранилась и поныне наряду со стационарным обучением студентов.
Обучение на базе одного университета. Это уже целая система обучения для студентов, которые обучаются не стационарно (on-campus), а на расстоянии, заочно или дистанционно, т.е. на основе новых информационных технологий, включая компьютерные телекоммуникации (off-campus).
Сотрудничество нескольких учебных заведений. Такое сотрудничество в подготовке программ заочного дистанционного обучения позволяет сделать их более профессионально качественными и менее дорогостоящими. Подобная практика реализована, например, в межуниверситетской телеобразовательной программе Кеприкон, в разработке которой приняли участие университеты Аргентины, Боливии, Бразилии, Чили и Парагвая. Другим примером подобного сотрудничества может служить программа " Содружество в образовании". Главы Британских стран содружества встретились в 1987 году с тем, чтобы договориться об организации сети дистанционного обучения для всех стран содружества. Перспективная цель программы - дать возможность любому гражданину стран содружества, не покидая своей страны и своего дома, получить любое образование на базе функционирующих в странах содружества колледжей и университетов.
Автономные образовательные  учреждения, специально созданные для целей дистанционного обучения. Самым крупным подобным учреждением является Открытый университет (The Open University) в Лондоне.
Автономные обучающие  системы. Обучение в рамках подобных систем ведется целиком посредством телевидения или радиопрограмм, а также дополнительных печатных пособий.
Неформальное, интегрированное  дистанционное обучение на основе мультимедийных программ. Такие программы ориентированы на обучение взрослой аудитории, тех людей, которые по каким-то причинам не смогли закончить школьное образование.
 

Глава 2. Дистанционное  обучение: проблемы и их решения

2.1. Дистанционное обучение в других странах

В середине 60-х годов некоторые  американские инженерные колледжи приступили к использованию телевидения  для предоставления учебных курсов работникам ближайших корпораций. В 1984 г. эти программы привели к  образованию Национального Технологического Университета. К 1991г. Национальный Технологический Университет превратился в консорциум из 40 университетских инженерных школ со штаб-квартирой в г.Форт-Коллинз, штат Колорадо. В начале 90-х годов более 1100 студентов изучали дистанционным методом программы Национального Технологического Университета на инженерную степень при активном участии коммерческих корпораций-работодателей.
Многие из получивших степень магистра Национального Технологического Университета отметили, что они не смогли бы этого сделать каким-либо другим путем. Опыт Национального Технологического Университета был изучен и рекомендован как модель для международного электронного университета. Для проведения курсов использовались средства, предоставленные организациями-спонсорами, что является примером кооперации правительственных, университетских и коммерческих структур. Национальный Технологический Университет практически полностью финансируется за счет платы за обучение, которая обычно вносится фирмами-работодателями студентов. За шесть лет работы суммарный доход Национального Технологического Университета составил 13.5 миллионов долларов.
По программам дистанционного образования в США работает сегодня  и телевидение (PBS-TV). Программа обучения взрослых с 1990 г. взаимодействует с 1500 колледжами и местными станциями, предлагая курсы в различных  областях науки, бизнеса, управления. Дистанционные образовательные курсы, передаваемые по четырем TV-образовательным каналам, доступны по всей стране и, через спутник, в других странах. Вооруженные силы США используют спутниковое дистанционное обучение для своих служащих. Даже во время войны в Персидском заливе в 1990-1991 гг. многие американские моряки продолжали изучать дистанционные образовательные курсы. Более 4000 военнослужащих изучали, а более 70% успешно освоили эти курсы. Программа Американского Открытого университета Нью-Йоркской Технологической Школы уже несколько лет дает дистанционные образовательные курсы морякам на кораблях, находящихся в плавании. Всего, телеобучающая сеть армии США включает 108 систем, еще 16 таких систем в ВМФ. Важнейшее значение в США имеют станции дистанционного образования штатов. Многие из них базируются на спутниковых телеконференциях, развернутых в 80-х и 90-х годах. Как правило, они включают 1-2 класса в головном университете или колледже, откуда проводят занятия преподаватели, и ряд классов в различных точках штата, где занимаются обучаемые группы. В последнее время все большее распространение получает использование компьютерных сетей, предоставляющих схожие возможности, но по гораздо более низкой цене.
За пределами Северной Америки дистанционное образование  в основном развивается "открытыми" университетами, которые финансируются  правительством. Первоначально европейская организация дистанционного образования, появившаяся в Великобритании в конце 60-х годов, была в значительной мере похожа на советскую систему заочного образования (и частично с нее скопирована). Разница заключалась в том, что обучение максимально выносилось ближе к месту проживания студентов, где они занимались самостоятельно с использованием специальных пособий, соответственно не требовалось столь длительных отрывов учащихся от основной деятельности. Кроме того, важнейшая роль в процессе обучения возлагалась на тьюторов (вспомогательных преподавателей), которые, проживая недалеко от студентов, должны были консультировать их в процессе обучения, проводить семинары, воскресные школы и пр. Часть курсов предоставлялась с использованием телевидения и радио. Система дистанционного образования в Европе получила интенсивное развитие в начале 70-х годов. Связано это было с созданием ряда Открытых университетов дистанционного обучения.
Испанский Национальный Университет  Дистанционного образования (Universidad National de Educacion a Distancia UNED), включает в себя 58 учебных центров в стране и 9 за рубежом.  В Великобритании более 50% программ на степень магистра в области управления проводится с использованием дистанционного образования. Лидирующей организацией в этой области является Открытая школа бизнеса Британского Открытого Университета.
В последнее время в европейском дистанционном образовании все больше используются современные компьютерные и коммуникационные технологии, так что технологическая разница между североамериканской и европейской организацией дистанционного образования стирается. Вообще программы электронного высшего образования разрабатываются более чем в 30 странах, включая страны третьего мира. При этом, естественно, остаются отличия, вызванные различными культурными, педагогическими и прочими традициями.
Дистанционное образование развивается не только в рамках национальных систем образования, но и коммерческими компаниями с преимущественной ориентацией на подготовку в области бизнеса. Следует отметить, что дистанционные обучающие программы в области бизнеса составляют четвертую часть всех программ высшего образования по дистанционной форме. Причем наибольшее распространение получили программы на степень бакалавра и магистра и программы подготовки специалистов.  Электронные программы переподготовки составляют сегодня один из крупнейших сегментов высшего образования. Частные корпоративные образовательные сети созданы такими компаниями, как IBM, EuroPay, General Motors, J.C.Penney, Ford, Walmart, Federal Express.  Многие из этих систем значительно опережают системы дистанционного образования, созданные в университетах, как по сложности, так и по количеству.

2.2. Недостатки дистанционного образования

Убеждать в целесообразности организации дистанционной формы  образования в настоящее время  уже никого не надо. Однако до сих  пор не разработана и не принята  нормативно-правовая база дистанционного образования. Намечаются опасные тенденции  установления моды на данный термин и "подстраивание" под его понятие любых форм образования, кроме очной. Педагогическое содержание этого понятия мало кого заботит. Главным становится коммерческая сторона дела. Именно поэтому настало время серьезно бить тревогу по поводу необходимости объединения усилий в разработке теоретических основ дистанционного образования для различных ступеней, т.е. его педагогических, психологических и эргономических основ.
До сих пор четко  не разграничены понятия: дистанционное  образование, дистанционное обучение, дистанционная деятельность. А они  не тождественны. Понятие образования - значительно шире и включает в  себя как процесс обучения, так  и широчайшие возможности самообразования. Набирает силу дистанционная педагогическая деятельность (организация дистанционных  семинаров, конференций, работа с аспирантами, олимпиады, викторины, пр.).
Одной из актуальнейшей проблем  высшей школы является психологическое  обоснование организации индивидуального  обучения в телекоммуникационной компьютерной образовательной среде. Эта проблема связана с целым рядом частных  психолого-педагогических задач. В  настоящее время практически  отсутствуют исследования, глубоко  и всесторонне раскрывающие психологические  условия организации дистанционного образования. Само понятие телекоммуникационной компьютерной образовательной среды  еще не получила должного рассмотрения с психологических позиций. Пока не разработаны психологические  модели и профессиограммы специалиста, которого нужно готовить в рамках этой системы. Неясно, каким специальностям можно обучать в телекоммуникационной образовательной среде, а каким – невозможно или возможно частично. Дидактические и методические вопросы дистанционного образования не имеют до настоящего момента должного психологического обоснования.  Сейчас очень актуальна проблема, поставленная А.С. Минзовым, об идентификации обучаемого при проведении контрольного тестирования.

2.2. Проблемы реализации дистанционного образования в России

Современный этап развития Российской высшей школы характеризуется очень интенсивным взаимопроникновением методик образования западной школы в Российскую и наоборот. В России активно развиваются крупные университетские центры по образу ведущих центров США и Европы. Для современного этапа характерно создание ведущими ВУЗами своих филиалов.
Это резко расширяет рынок  образовательных услуг и экономит средства вкладываемые в образование, но ведет к ухудшению качества образования, если не внести коррективы в методы образования.  
Возможное ухудшение качества образования обусловлено следующими факторами:
    возможным отсутствием в филиалах достаточного количества квалифицированных педагогических кадров;
    невозможностью быстрого создания необходимой материальной учебно-лабораторной базы в филиале;
    экономической нецелесообразностью развертывания в филиале полнокомплектных лабораторных комплексов и лекционных мультимедийных систем из-за малого числа студентов; отсутствие в филиалах традиций и опыта постановки и проведения научно-исследовательских и учебных работ и экспериментов.
Разрешение сложившейся  проблемы возможно на основании внедрения  в сферу образования дистанционного обучения на базе новых информационных технологий и современного подхода  к созданию и функционированию учебного процесса. Основные направления такого подхода:
    Информатизация имеющегося учебного и научного лабораторного оборудования на базе современных средств и технологий;
    Разработка нового поколения учебной техники с использованием компьютерных моделей, анимаций и физического моделирования исследуемых объектов, процессов и явлений, ориентированных на решение следующих задач: акцентирование внимания на физической стороне исследуемого процесса; сокращение рутинной части образовательного процесса за счет автоматизации систем управления, измерения и обработки результатов; лабораторный стенд должен охватывать большой раздел лабораторных работ прикладного тематического направления; лабораторные стенды должны обладать системой телекоммуникации, обеспечивающий режимы удаленного и коллективного использования оборудования, интегрируя лабораторные стенды в систему дистанционного образования;

и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.