На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Русская культура во второй половине XIX - начале XX века

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 06.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Русская культура во второй половине XIX - начале XX века
 

Изменения в экономической и политической жизни после падения крепостного права создали новые условия для развития культуры. Капиталистическая модернизация стимулировала научно-технический прогресс, увеличивала потребность в высокообразованных людях (администраторах, юристах, инженерах, профессионально-технически образованных рабочих). Оживление общественно-политической жизни и активизация идейной борьбы оказывали значительное влияние на развитие культуры. Сложился новый социальный слой — российская интеллигенция, для которой стала характерной не только принадлежность к умственному труду, но и особая духовность, озабоченность судьбой страны, стремление служению обществу и на благо народа.
В политике правительства в области культуры прослеживались две линии. Первая была направлена на удовлетворение социокультурных  потребностей государства. Около 10% государственного бюджета тратилось па культурные нужды, медицинскую помощь и социальное призрение. Вторая линия была нацелена на формирование общественного сознания в духе обновленной теории «официальной народности» и предотвращение демократизации образования. Эта линия реализовывалась  его ограничением, цензурной политикой  и усилением влияния церкви на общество.
Культура  России второй половины XIX — начала XX в. впитала художественные традиции, эстетические и моральные идеалы «золотого века» предшествующего  времени. На рубеже XIX—XX вв. в духовной жизни Европы и России появились  тенденции, связанные с мироощущением  человека XX в. Они требовали нового осмысления социальных и нравственных проблем: личность и общество, искусство  и жизнь, место художника в  обществе и др. Все это приводило  к поиску новых изобразительных методов и средств. В России сложился своеобразный историко-художественный период, который его современники назвали «серебряным веком» русской культуры.
Просвещение и образование. В отличие от стран  Западной Европы в России не было закона о всеобщем обязательном начальном  образовании. Однако потребности производства требовали профессионально образованных работников. Поэтому правительство  пошло на расширение сети школ. Это  позволило повысить уровень грамотности  населения с 7% в начале 60-х годов XIX в. до примерно 30% в начале XX в. Система  образования, сложившаяся во второй половине XIX в., в основных чертах сохранилась  до 1917 г.
Начальное образование давали государственные, земские и церковно-приходские школы. В них в течение 2—3 лет обучали  письму, чтению, счету и закону Божьему. Повышению грамотности особенно способствовали земские школы. Несмотря на усилия правительства и Синода поддержать церковно-приходские школы, их значение постепенно снижалось.
Система среднего образования включала гимназии и реальные училища. В гимназиях (мужских и женских) большое внимание уделялось естественным и гуманитарным наукам, изучению иностранных языков. В реальных училищах упор делался  на прикладные естественно-технические  знания.
В 1887 г. так  называемым «циркуляром о кухаркиных детях» запрещалось принимать в  гимназии детей «кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей». Без свидетельства об окончании  гимназии нельзя было поступить в  университет. Это было способом сохранения сословной системы образования и торможения его демократизации.
Значительные  сдвиги произошли в системе высшего  образования. Во второй половине XIX в. были созданы университеты в Одессе и  Томске, в начале XX в.— в Саратове. Быстро росло количество специальных  высших учебных заведений; открылись  Горный, Лесной институты, Сельскохозяйственная академия и др. Кроме государственных, появились частные высшие учебные  заведения. Поскольку поступление  женщин в университеты затруднялось, то на общественные средства были открыты  Высшие женские курсы в Петербурге (Бестужевские), Москве (В. И. Герье) и  других городах. Накануне Первой мировой  войны в России было 120 высших учебных  заведений, в которых обучалось 130 тыс. студентов.
Просветительская  деятельность. В пореформенной России и в начале XX в. особенно усилилось  стремление народа к грамотности, приобщению к научным знаниям, литературе и  искусству. В реализации этой потребности  большую роль сыграла передовая  российская интеллигенция, создававшая  различные просветительские организации  при земствах и научных обществах, а также новые внешкольные  формы образования. С 60-х годов XIX в. большое распространение получили бесплатные воскресные школы для  взрослых в которых давались основы грамотности и элементарные профессионально-технические  знания. В конце 90-х годов начали возникать рабочие курсы. Программа  обучения на них предусматривала  начальное, среднее и высшее образование.
Для развития культурно-просветительской деятельности были открыты народные дома. Они  предоставляли возможность пользоваться книгами и журналами, в них  устраивались публичные лекции и  театрально-концертные представления.
Демократизации  высшего образования способствовали вечерние народные университеты, в  которые принимались все желающие независимо от социального статуса, материального положения и вероисповедания. Наибольшую известность приобрел Московский народный университет имени А.Л. Шанявского, основанный в 1908 г.
Большую роль в популяризации научных  знаний и приобщении народа к чтению художественной литературы играло книгопечатание. Дешевое издание произведений русских  писателей, букварей, детских книг и  учебников сделало их доступными для всего народа. Особо следует  отметить деятельность И.Д. Сытина, выпустившего серию книг «Библиотека для самообразования», и Ф.Ф. Павленкова, издававшего «Научно-популярную библиотеку по естествознанию».
Во второй половине XIX — начале XX в. значительно  увеличилось число общедоступных  библиотек и читальных залов. Они организовывались при земствах, учебных заведениях и музеях (Румянцевском, Политехническом, Историческом).
Развитию  культуры и приобщению к ней широких  слоев населения способствовала деятельность научных (Исторический), технических (Политехнический), литературных (Пушкинский дом), мемориальных военных (Севастопольский, Бородинский), краеведческих  музеев в столицах и провинции. Особое значение для русской культуры имели  Императорский Русский музей  в Петербурге, собрание русской живописи П.М. и С.М. Третьяковых (ставшее основой  Третьяковской галереи) и Музей  изящных искусств в Москве.
Наука. Во второй половине XIX — начале XX в. углубился  процесс дифференциации наук, их разделения на фундаментальные и прикладные. Потребности индустриального развития России и новые попытки философскою осмысления соотношения природы и общества накладывали особый отпечаток на состояние естественных и гуманитарных наук.
В естественных науках крупнейшее значение имело открытие Д.И. Менделеевым Периодического закона химических элементов. Классическую теорию химического строения органических тел создал А.М. Бутлеров. Н.Д. Зелинский  заложил основы учения об органическом катализе. А.И. Каблуков выполнил основополагающие работы в области электрохимии и  физической химии. 60—70-е годы XIX в. стали  «золотым веком» в отечественной  химии.
Фундаментальное и прикладное значение имели исследования математиков П.Л. Чебышева, А.М. Ляпунова, С.В. Ковалевской в области теории чисел, теории вероятностей и ряда разделов математической физики.
 
Выдающиеся  открытия были сделаны в физике и  механике. Работы А.Г. Столетова подготовили  условия для создания современной  электронной техники. Переворот  в электрическом освещении произвели  открытия П. Н. Яблочкова (дуговая лампа), А.Н. Лодыгина (лампа накаливания). Большой  золотой медали на Всемирной выставке в Париже (1901) был - удостоен А.С. Попов  за изобретение в 1895 г. электрической  связи без проводов (радио). Сенсационное сообщение на Международном конгрессе  физиков сделал П.Н. Лебедев, подтвердивший  электромагнитную природу света, измеривший его давление на твердое тело и  газы. «Отцом русской авиации» называют Н.Е. Жуковского — основоположника  современной гидроаэродинамики.
К.Э. Циолковский  своими работами в области ракетодинамики обосновал возможность космических  полетов.
Энциклопедические труды В.И. Вернадского способствовали появлению новых направлений  в геохимии, биохимии, радиологии и  разработке современных экологических  представлений.
Крупными  успехами было отмечено развитие биологии и медицины. И.М. Сеченов заложил  основы отечественной физиологической  школы, сделал рад открытий в психологии. Нобелевские премии получили И.П. Павлов, разработавший учение о высшей нервной  деятельности и физиологии пищеварения, а также И.И. Мечников — автор  фагоцитарной теории иммунитета. К.А. Тимирязев  основал русскую школу физиологии растений.
Русские географы и этнографы продолжили исследование малоизвестных регионов Земли: Тянь-Шаня, Тибет, Туркестана, Монголии, Индонезии, Филиппин, Эфиопии и др. Во время путешествий П.П. Семенова-Тян-Шанского, Н.М. Пржевальского, Н.П. Миклухо-Маклая, В. К. Козлова и других были созданы  карты этих районов, собраны богатейшие биологические и этнографические  коллекции. Океанограф вице-адмирал  С.О. Макаров совершил два кругосветных плавания, дал систематическое описание Черного, Мраморного и Северного  морей. Он же предложил использовать ледоколы для исследования Северного  морского пути. Экспедиции Э.В. Толля  и А.В. Колчака начали изучение Арктики, которое продолжил Г.Я. Седов. В 1912—1914 гг. он организовал экспедицию к  Северному полюсу, провел геодезическую  съемку побережья и островов Северного  Ледовитого океана.
На развитие гуманитарных наук особое воздействие  оказывали общественные изменения, обострение социальных конфликтов, более  глубокое, чем прежде, размежевание идейных позиций. Открытия в естественных науках (делимость атома, рентгеновские  лучи, радиоактивность) изменили прежнее представление о материальности мира и в значительной степени повлияли на общественные науки.
В философии  проявилась потребность нового осмысления природы, общества и их связи с  человеком. Усилилась критика эволюционной теории Ч. Дарвина, с материалистических позиций объяснявшей биологическое  развитие естественным отбором. Многие ученые-материалисты перешли на идеалистические  позиции. Значительной части научной  и художественной интеллигенции  стали присущи религиозно-философские  искания (В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, П.А. Флоренский). Одновременно большое  распространение в России получил  марксизм как философская основа познания и преобразования общества (Г.В. Плеханов, В.И. Ульянов-Ленин). Он привлекал  своей кажущейся универсальностью и простотой в объяснении общественно-исторических процессов. Однако политическая практика марксистов, их нацеленность на преобразование общества революционным путем, признание  преобладания материальной жизни над  духовной оттолкнули от них (особенно после революции 1905—1907 гг.) часть  интеллигенции. Все чаще философы и  социологи стали склоняться к  идее, что только через нравственное совершенствование, духовное очищение и творческие устремления можно  создать справедливое общественное устройство.
Во второй половине XIX — начале XX в. в связи  с необходимостью понимания современных  процессов и будущего России чрезвычайно  вырос интерес к историческим знаниям. Выдающийся ученый С. М. Соловьев, чья деятельность началась еще в  первой половине XIX в., написал множество  работ по разным историческим проблемам  и фундаментальный труд «История России с древнейших времен». В нем  он обосновал новую концепцию, объяснявшую  отечественную историю природными и этническими особенностями русского народа. В.О. Ключевский, создавший оригинальную концепцию русской истории, оказал огромное влияние на развитие отечественной исторической науки. Различные идейные взгляды историков вызвали появление трудов, в которых история России рассматривалась или с либеральных (П.Н. Милюков), или с марксистских позиций (М.Н. Покровский).
Развитие  русской экономической мысли  отразилось в работах марксистов (В.И. Ульянов-Ленин, А.А. Богданов) и  их критиков (П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский). Юрист и социолог М.М. Ковалевский  основал в Париже «Высшую русскую  школу общественных наук». В ней  преподавали известные общественные деятели и учились русские  эмигранты.
Литература. Художественная литература второй половины XIX — начала XX в. сохраняла традиции критического реализма: гуманизм, народность и гражданственность. Их развивали  И.С. Тургенев. Н.Д. Некрасов, Ф.М. Достоевский, И.А. Гончаров, М.Е. Салтыков-Щедрин, В. Г. Короленко, А.П. Чехов, И.А. Бунин, А.И. Куприн и др. Социальные и философско-нравственные проблемы особенно отразились в творчестве Л.Н. Толстого, который был мировым  лидером критического направления  в литературе. В произведениях  М. Горького наиболее явственно проявилась связь реалистического метода с  постановкой острых социально-политических проблем России начала XX в.
Однако  художественные приемы критического реализма перестали удовлетворять многих литераторов на рубеже XIX—XX вв. Более  глубокий интерес к личности, ее внутреннему миру, поиск новых  изобразительных средств и форм — все это вызвало появление  модернизма в литературе и искусстве. В нем существовали многие течения. Отличия определялись разницей философских, этических и эстетических позиций, которыми обусловливался выбор стилистики и языковых средств. Общим было новаторство, воспевание свободы личности, культ красоты и экзотики, звучность и сочность выражений, неожиданность рифм и образов. Эстетические принципы символистов были сформулированы Д.С. Мережковским, А.А. Блоком К.Д. Бальмонтом и В.Я. Брюсовым, ставшим их признанным главой. Среди поэтов-акмеистов наибольшую известность приобрели Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам, М.А. Кузьмин. К футуристам принадлежали Д.Д. Бурлюк, В.В. Хлебников, В.В. Маяковский, Саша Черный. Творчество блестящего созвездия русских поэтов начала XX в. позволило назвать это время «серебряным веком» русской поэзии.
Вместе  с тем в начале XX в. Россию захлестнула  волна бульварной литературы, ориентированной  на мещанские вкусы (низкопробная мелодрама, детективы, эротика).
Театр. Во второй половине XIX—начале XX в. активно  развивалось театральное искусство. Репертуар формировался в основном на национальной основе, на драматических  произведениях классиков русской  литературы — А.Н. Островского, Л.Я. Толстого, А.П. Чехова, А.М. Горького.
В московском Малом театре блистала плеяда замечательных  артистов (М.Н. Ермолова, Г.Н. Федотова, А.И. Сумбатов-Южин). В 1898 г. К.С. Станиславский  и В.И. Немирович-Данченко основали Художественный театр, ставший центром  театральной жизни Москвы. В нем  играли В.И. Качалов, И.М. Москвин, О.Л. Книппер-Чехова и др. В начале XX в. открылся театр  великой русской актрисы В.Ф. Комиссаржевской  в Петербурге. Нач
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.