На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Факторы опасности БЧС

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 06.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



 
 
План
 
 
Введение
1.            Пожары и взрывы
1.1. Факторы опасности
1.2. Меры предупреждения
1.3 Действия населения при пожаре и взрывах
2.            Аварии в железнодорожном, автомобильном, морском, речном и авиационном транспорте, а также в метрополитене
2.1 Аварии в метрополитене
2.2 Аварии на автомобильном транспорте
2.3 Аварии на морском и речном транспорте
2.4 Аварии на авиационном транспорте
Заключение
Список использованной литературы

Введение
Известно, что любая деятельность потенциально опасна, а сами опасности носят перманентный характер (перманентный - постоянный, непрерывно продолжающийся, от латинского permaneo - остаюсь, продолжаюсь).
Не смотря на принимаемые меры в России продолжает оставаться высоким риск возникновения чрезвычайных ситуаций различного характера.
Пожары и взрывы - самые распространенные ЧС. Наиболее часто и, как правило, с тяжелыми социальными и экономическими последствиями они происходят на пожаро- и взрывоопасных объектах. Это прежде всего промышленные предприятия, использующие в производственных процессах взрывчатые и легко возгораемые вещества, а также железнодорожный и трубопроводный транспорт, несущий наибольшую нагрузку по перемещению пожаро- и взрывоопасных грузов.
Транспортные аварии (катастрофы) могут быть двух видов: происходящие на производственных объектах, не связанных непосредственно с перемещением транспортных средств (в депо, на станциях, в портах, на аэровокзалах), и случающиеся во время их движения. Для второго вида аварий характерны удаленность ЧС от крупных населенных пунктов, трудность доставки туда спасательных формирований и большая численность пострадавших, нуждающихся в срочной медицинской помощи.
От надежной и безопасной работы транспорта зависит вся деятельность и жизнь населения страны. Ежегодно в России перевозится транспортом около 3,5 млрд. тонн грузов. Ежесуточно всеми видами транспорта перевозится более 100 млн. человек. Но при этом, на транспорте происходит значительное количество катастроф, аварий и происшествий, от которых погибает и травмируется большое число людей, наносится огромный материальный ущерб и вред окружающей среде.

1.      Пожары и взрывы
 
1.1. Факторы опасности
 
Для возникновения пожара необходимо совмещение в одном месте, в одно время трех основных составляющих:
- горючего вещества, такого, как дерево, бумага, бензин, керосин, при-
родный газ и т.д.;
- окислителя (как правило, это кислород, находящийся в воздухе);
- источников воспламенения, например, искры или пламени костра, горелки.
Отсутствие одного из перечисленных составляющих делает невозможным возникновение пожара или приводит к прекращению горения и ликвидации пожара.
Непосредственными причинами возникновения пожара или взрыва могут быть замыкание в электропроводах, утечка газа, беспечное обращение с огнем.
При пожарах полностью или частично уничтожаются или выходят из строя здания, сооружения, различное технологическое оборудование и транспортные средства. Происходит сгорание предметов и объектов, их обугливание. Уничтожаются все элементы зданий и конструкций, выполненные из сгораемых материалов, действие высоких температур вызывает пережог, деформацию и обрушение металлических ферм, балок, перекрытий и других конструктивных деталей сооружений. Кирпичные стены и столбы деформируются. В кладке из силикатного кирпича при длительном нагревании 500-600?С наблюдается расслоение кирпича трещинами и разрушение материала.
Основными поражающими факторами пожара являются непосредственное воздействие огня на горящий предмет (горение) и дистанционное воздействие на предметы и объекты высоких температур за счет излучения.
Гибнут или получают ожоги различных степеней люди, домашние и сельскохозяйственные животные.
Вторичными поражающими факторами пожаров могут быть взрывы, утечка ядовитых или загрязняющих веществ в окружающую среду, обрушение зданий и другие явления. Большой ущерб не затронутым пожаром помещениям и хранящимся в них предметам может нанести вода, применяемая для тушения пожара.
Основными поражающими факторами взрыва являются воздушная ударная волна и осколочные поля, создаваемые летящими обломками разрушаемых конструкций.
В результате действия поражающих факторов взрыва происходит разрушение или повреждение зданий, сооружений, технологического оборудования, транспортных средств и других объектов, гибель людей.
Вторичными последствиями взрывов являются находящиеся внутри объектов и помещений людей обломками обрушенных конструкций зданий и сооружений, их погребение под обломками. В результате взрывов могут возникнуть пожары, утечка опасных веществ из поврежденного оборудования.
При пожарах и взрывах люди получают термические и механические повреждения. Характерны ожоги тела и верхних дыхательных путей, черепно-мозговые травмы, множественные переломы и ушибы, комбинированные повреждения.
Большой ущерб народному хозяйству наноситься в результате прекращения функционирования разрушенных объектов.
 
1.2. Меры предупреждения
 
В целях предупреждения пожаров и взрывов, сохранения жизни и имущества необходимо соблюдать ряд запретов и несложных правил.
Следует избегать хранения в доме значительных количеств легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, а также склонных к самовозгоранию и способных к взрыву веществ. Имеющиеся в доме небольшие количества этих веществ надо содержать в плотно закрытых сосудах, вдали от нагревательных приборов, не подвергать их встряске, ударам, разливу. Соблюдать особую осторожность при использовании предметов бытовой химии, не сбрасывать их в мусоропровод. Не разогревать мастики и лаки, аэрозольные баллончики на открытом огне, не проводить стирку в бензине.
Нельзя хранить на лестничных площадках мебель, горючие материалы, загромождать чердаки и подвалы, устраивать кладовые в нишах сантехнических кабин, хранить макулатуру в мусорокамерах.
Не рекомендуется устанавливать электронагревательные приборы вблизи горючих предметов. Необходимо держать исправными выключатели, вилки и розетки электроснабжения и электрических приборов. Запрещается перегружать электросеть, оставлять включенными электронагревательные приборы и телевизоры без присмотра.
При ремонте электронагревательных и электронных приборов их следует отключить от сети.
Наиболее пожаро- и взрывоопасными бытовыми приборами являются телевизоры, газовые плиты, водонагревательные бачки и другие водонагревательные приборы. Эксплуатация таких приборов и устройств должна осуществляться в строгом соответствии с требованиями инструкций и руководств.
При эксплуатации телевизоров необходимо соблюдать следующие правила:
- применять только стандартные предохранители, номиналы которых указаны в комплекте поставки;
- не устанавливать телевизор в непосредственной близости от легковоспламеняющихся и распространяющих огонь предметов;
- не устанавливать телевизор вблизи приборов отопления или в мебельных стенках, где он плохо охлаждается;
- не закрывать вентиляционные отверстия задней стенки и в нижней части корпуса телевизора;
- располагать розетку подключения вилки питания в доступном месте для быстрого отключения телевизора от сети;
- не оставлять включенный телевизор без присмотра;
- обеспечить условия, исключающие возможность самостоятельного включения телевизора детьми;
- вынимать вилку шнура питания из розетки, если телевизор остаетсяvнеработающим длительное время (более суток);
- если органы управления повреждены или телевизор неисправен (нет изображения, слышно гудение, ощущается запах гари и т.п.), срочно отключить телевизор от сети;
- не поручать ремонт телевизора случайным лицам.
Если в телевизоре произошло возгорание, необходимо:
- вынуть вилку шнура питания из сетевой розетки;
- если горение не прекратилось, то залить телевизор водой через отверстия задней стенки (при этом следует стоять сбоку от телевизора);
- накрыть телевизор плотной тканью, одеялом, одеждой так, чтобы прекратить доступ воздуха внутрь корпуса телевизора;
- во избежание отравления продуктами горения следует удалить из помещения всех людей, не занятых ликвидацией возгорания, и особенно детей.
При появлении в помещении запаха газа необходимо немедленно отключить подачу газа и проветрить помещение, при этом категорически запрещается включать освещение, курить, зажигать спички, свечи; во избежание отравления газом следует удалить из помещения всех людей, не занятых ликвидацией неисправности газовой плиты и газопровода, и особенно детей; не поручать ремонт газовой плиты и газопровода случайным лицам.
Нельзя сушить белье над горящей газовой плитой или печью, отогревать замерзшие трубы открытым огнем.
Особое внимание необходимо обращать на возможность возникновения пожара в результате детских шалостей. Нельзя разрешать детям играть спичками, включать электронагревательные приборы и зажигать газ, оставлять малых детей без присмотра.
Запрещается загромождать подъездные пути к зданиям, подход к пожарным гидрантам, запирать двери общих прихожих в многоквартирных домах, заставлять тяжелыми предметами легкоразрушаемые перегородки, закрывать проемы воздушной зоны незадымляемых лестничных клеток, закрывать тяжелыми предметами балконные люки, необходимо следить за исправностью средств пожарной автоматики и содержать пожарные извещатели, систему дымоудаления и средства пожаротушения в исправном состоянии.
Следует помнить, что пренебрежение хотя бы одним из вышеперечисленных правил может привести к выходу из строя бытовых приборов и установок, возгоранию или даже взрыву.
 
Действия населения при пожаре и взрывах
 
При пожаре необходимо немедленно покинуть здание, соблюдая при
этом спокойствие. Не рекомендуется пользоваться при этом лифтами. Для
эвакуации следует использовать основные, запасные (пожарные) выходы
или лестницы (наружные, приставные).
При возникновении пожара и в ходе его необходимо сохранять самообладание, способность быстро оценивать обстановку и принимать решения. Следует стремиться подавить в себе растерянность и нервозность, не дать впасть в панику окружающим.
В начале пожара следует попытаться его потушить, используя все имеющиеся средства пожаротушения (огнетушители, гидранты, покрывала, песок, воду и т.д.).
Необходимо помнить, что огонь на элементах электроснабжения нельзя тушить водой. Предварительно надо отключить напряжение или перерубить провод топором с сухой деревянной ручкой.
При невозможности потушить пожар до прибытия пожарных эвакуироваться. Для этого в первую очередь использовать лестничные клетки.
При их задымлении плотно закрыть двери, ведущие на лестничные клетки, в коридоры, холлы, горящие помещения и выйти на балкон. Оттуда эвакуироваться по пожарной лестнице или через другую квартиру путем слома легкоразрушаемой перегородки лоджии. При невозможности этого эвакуироваться самостоятельно через окна или балконы, используя подручные средства (веревки, простыни, багажные ремни и т.п.).
При спасении пострадавших из горящих зданий следует, прежде чем войти в горящее помещение, накрыться с головой мокрым покрывалом, пальто, плащом, куском плотной ткани; дверь в задымленное помещение открывать осторожно, чтобы избежать вспышки пламени от быстрого притока свежего воздуха; в сильно задымленном помещении двигаться ползком или пригнувшись; для защиты от угарного газа использовать изолирующий противогаз, регенеративный патрон с фильтрующим противогазом или, в крайнем случае, дышать через увлажненную ткань; если на пострадавшем загорелась одежда, нужно набросить на него какое-нибудь покрывало (пальто, плащ и т.п.) и плотно прижать, чтобы прекратить приток воздуха к огню; на места ожогов наложить повязки и отправить пострадавшего в ближайший медицинский пункт. Опасно входить в зону задымления при видимости менее 10 метров.
При повреждении здания взрывом входить в него следует с чрезвычайной осторожностью. Необходимо убедиться в отсутствии значительных повреждений перекрытий, стен, линий электро-, газо- и водоснабжения, а также утечек газа, очагов пожара.
При спасении пострадавших следует принять меры предосторожности от возможного обвала, пожара и других опасностей, осторожно вынести и оказать им первую медицинскую помощь.
При кровотечении принять меры к его остановке. После остановки кровотечения следует расстегнуть одежду, а пострадавшего, находящегося
без сознания или в состоянии общей слабости, повернуть на бок, чтобы он не задохнулся от западания языка, от рвотных масс и т.п.
Установить, не остановилось ли дыхание, имеются ли раны, переломы, вывихи, ушибы. Если пострадавший в сознании, следует выяснить, на что он жалуется, ободрить и успокоить его.
Держать пострадавшего необходимо в тепле. Для обогрева можно использовать одеяла, грелки, бутылки с горячей водой или кирпичи и камни, нагретые в костре.
При оказании первой медицинской помощи следует помнить, что нельзя:
- переносить пострадавшего на другое место, если ему не угрожает огонь, обвал здания, не требуется делать искусственное дыхание и оказывать срочную медицинскую помощь;
- накладывая повязку, шину, причинять дополнительную боль, ухудшающую самочувствие пострадавшего;
- вправлять выпавшие органы при поврежденных грудной и, особенно, брюшной полостей;
- давать воду или лекарство для приема внутрь пострадавшим, находящимся без сознания;
- прикасаться к ранам руками или какими-либо предметами;
- удалять видимые инородные тела из раны брюшной, грудной, или черепной полости;
- снимать с поврежденных участков тела одежду и обувь, не разорвав или не разрезав их;
- позволять пострадавшему смотреть на свою рану;
- пытаться вытащить пострадавшего из огня или здания, грозящего обвалом, не приняв должных мер для собственной защиты.
Оказывать помощь следует спокойно и уверенно, успокаивая и подбадривая пострадавшего.

2.      Аварии в железнодорожном, автомобильном, морском, речном и авиационном транспорте, а также в метрополитене
 
Чрезвычайные ситуации на железной дороге могут быть вызваныстолкновением поездов, их сходом с рельсов, пожарами и взрывами. Непосредственную опасность для пассажиров в этих случаях представляют огонь и дым, приводящие к ожогам и отравлениям, ударная волна и осколки разрушающихся конструкций, удары о различные выступающие элементы конструкций вагона, что может привести к ушибам, переломам и другим травмам или гибели пассажиров.
Для уменьшения последствий возможной аварии пассажиры должны строго соблюдать правила поведения при нахождении в поездах. В вагонах запрещается: провозить легковоспламеняющиеся жидкости, взрывоопасные и токсичные вещества; пользоваться любыми электробытовыми приборами, кроме бритв; зажигать спички, свечи, курить в неустановленных местах; выбрасывать непогашенные спички и окурки; размещать чемоданы и другие предметы на верхних полках без соответствующего крепления.
Во время и после аварии пассажиры должны сохранять спокойствие, не поддаваться панике, действовать в соответствии с указаниями должностных лиц поездной бригады, покинуть поврежденный или горящий вагон и по возможности оказывать помощь пострадавшим.
 
2.1 Аварии в метрополитене
 
Чрезвычайные ситуации на станциях, в тоннелях, в вагонах метрополитена возникают в результате столкновения и схода с рельсов поездов, пожаров и взрывов, разрушения несущих конструкций эскалаторов, обнаружения в вагонах и на станциях посторонних предметов, которые могут быть отнесены к категории взрывоопасных, самовозгорающихся и токсичных веществ, а также падения пассажиров и их вещей на станционные пути. Спуск пассажира с платформы на пути опасен, так как пути находятся под напряжением.
При обнаружении обезличенных вещей пассажир обязан немедленно сообщить о находке машинисту поезда или сотруднику милиции, в дальнейшем действовать по их указаниям.
При чрезвычайной ситуации для оповещения пассажиров используется на станции громкоговорящая связь или мегафон, а в поезде устройство громкоговорящего поездного оповещения.
Эвакуация со станции может осуществляться эскалаторами или на прибывающих поездах.
Высадка пассажиров на перегоне осуществляется по команде локомотивной бригады, без паники, с соблюдением личной безопасности. После выхода из вагонов, перемещаться по тоннелю в указанном направлении.
В случае отказа в работе громкоговорящего оповещения пассажиры оповещаются локомотивной бригадой в каждом вагоне. Высадка пассажиров производится, как правило, через боковые двери вагонов на одну или две стороны или через разблокированные двери между вагонами, начиная с вагона, ближайшего к станции, на которую пассажиры будут направлены.
Если возникла обстановка, угрожающая безопасности пассажиров в одном или нескольких вагонах поезда, высадка пассажиров производится в первую очередь из этих вагонов.
В случае повреждения тоннельного освещения машинист локомотивной бригады включает на головном вагоне белые фары и прожектор в сторону станции, куда направляются пассажиры.
 
2.2 Аварии на автомобильном транспорте
 
Ежегодная статистика дорожно-транспортных происшествий в Российской Федерации однозначно свидетельствует о том, что автомобильный транспорт является источником повышенной опасности и обеспечение безопасности участников движения на автодорогах страны - актуальная, многоплановая задача. Ее успешное решение зависит от многих факторов, среди которых важное значение имеют действия самих участников движения.
Если вопреки принимаемым превентивным мерам дорожно-транспортного происшествия не удается избежать, то его участникам не следует покидать машину до ее остановки, управляя машиной до последней возможности. Сохраняя самообладание и не впадая в панику, предпринять меры, чтобы уйти от встречного удара: свернуть в кювет, забор, кустарник, даже лучше в дерево, чем в идущий на вас автомобиль, а если нет возможности, перевести встречный удар в скользящий, боковой.
Когда удар неизбежен, самое главное - препятствовать своему перемещению вперед и защитить голову, для этого необходимо упереться ногами в пол, голову наклонить вперед между рук, напрягая все мышцы, упереться руками в рулевое колесо (переднюю панель). Пассажир находящийся на заднем сидении, должен закрыть голову руками и завалиться набок. Если рядом ребенок, крепко прижать накрыть собой и также упасть набок. Наиболее опасное место для пассажира - переднее сидение, поэтому детям до 12 лет Правила дорожного движения находиться там запрещают без специального устройства. Как правило после удара двери заклинивает и выходить приходится через окно. Если машина упала в воду, она может некоторое время держаться на плаву, выбираться из нее также надо через открытое окно. При аварии в первую очередь следует оказать помощь пострадавшим: по возможности освободить, извлечь из машины, помочь принять удобное положение тем, кто не имеет возможности сделать это самостоятельно. Обязательно принять меры к вызову на место происшествия сотрудников ГАИ и скорой помощи, по возможности организовать доставку пострадавших в ближайшее медицинское учреждение.
 

2.3 Аварии на морском и речном транспорте
 
Безопасность человека на воде всегда была актуальной проблемой, но, несмотря на стремление специалистов повысить безопасность судоходства, число морских и речных катастроф не уменьшается. Ежегодно на планете терпят кораблекрушение около 8000 морских и речных судов, гибнет свыше 2000 человек.
При перевозках на морских и речных судах соблюдаются следующие правила:
- посадка и высадка пассажиров начинается после полной швартовки
судна и установки трапа;
- после отхода судна из порта организуется ознакомление вновь прибывших пассажиров с правилами пользования спасательными индивидуальными (жилет, круг, плотик и др.) и коллективными (шлюпка, надувной плот и др.) средствами и местами их нахождения;
- в каютах запрещается перевозка бензина, нитролака, красок, спирта и других легковоспламеняющихся жидкостей, взрывоопасных и токсичных
веществ;
- не разрешается зажигать спички, свечи, курить в неустановленных местах, выбрасывать непогашенные спички и окурки.
Как показывает практика, при кораблекрушении возникает паника и в этом, как правило, участвует небольшая группа людей, которую необходимо успокоить и приступить к спасению людей и судна.
Организованная на судне спасательная команда по распоряжению капитана немедленно приступает к выполнению своих прямых обязанностей по спасению пассажиров, осуществляя их посадку в шлюпки и плоты -вначале детей, женщин, раненых и стариков. В шлюпки грузятся вода, лекарства, продовольствие, одеяла и т.д.
Все плавучие средства со спасенными должны держаться вместе и, если есть возможность, плыть к берегу или к трассе прохождения пасса-
жирских судов.
Необходимо постоянно поддерживать и поднимать настроение у ослабленных и пострадавших пассажиров, организовать дежурство по наблюдению за горизонтом, воздухом, запасами воды и пищи, особенно за питьевыми запасами, так без воды человек живет от 3 до 10 дней, а без пищи может прожить более месяца. Пассажиры морского и речного транспорта подлежат обязательному государственному страхованию от несчастных случаев во время пребывания на судне или пристани, страховой платеж включается в стоимость билета.
Пассажиры считаются застрахованными с момента объявления посадки на морское или речное судно.
 
2.4 Аварии на авиационном транспорте
 
Безопасность полета зависит не только от экипажа лайнера и специалистов, обеспечивающих полет, но и от пассажиров, которые должны действовать в соответствии с указаниями экипажа, соблюдая спокойствие и организованность.
Занимать места в салоне самолета следует согласно номерам, указанным в авиабилетах, садиться в кресло так, чтобы в случае аварии не травмировать ноги, например, следует упереть их в пол, выдвинув как можно дальше, но не под переднее кресло. Заняв свои места, пассажирам необходимо выяснить, где находятся аварийный выход, медицинская аптечка, и другое вспомогательное оборудование.
Если полет будет проходить над водой, то следует до взлета поинтересоваться, где находится спасательный жилет и как им пользоваться.
При взлете и посадке пассажир должен пристегнуть ремень безопасности, имеющийся на каждом кресле. Несоблюдение этого требования, как правило, приводит к тяжелым травмам.
При аварийной посадке самолета эвакуация осуществляется через аварийные выходы по надувным трапам. Как правило, по бортам самолета в пассажирском салоне имеется четыре аварийных выхода, оснащенных надувными двухдорожными трапами.
Следует помнить, что основной или аварийные выходы не открывают, если за бортом у выхода пожар или густой дым.
В случае пожара в салоне самолета пассажир должен защищать себя от огня, покрыв как можно большую часть кожи одеждой; стараться меньше дышать воздухом, содержащим дым; если есть возможность, то смочить носовой платок и дышать через него; быстро двигаться к выходу пригнувшись или на четвереньках; не бросаться сквозь стену огня, пока не будет абсолютной уверенности, что нет другого пути эвакуации. Покинув борт самолета, оказать помощь другим и не оставаться вблизи самолета.

Заключение
 
В заключение следует отметить, что в Российской Федерации действует эффективная система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях, что, однако, не исключает вероятности возрастания общего количества аварий, стихийных бедствий и катастроф.
Стихийные бедствия, аварии и катастрофы на транспорте опасные для жизни и здоровья значительных групп населения.
Пожары и взрывы сопровождаются уничтожением материальных ценностей, создают угрозу жизни и здоровью людей, окружающей среде. Чем быстрее развивается общество, наука и техника, тем актуальнее становится проблема пожаров и обеспечение пожаробезопасности.
Поэтому предотвращение ЧС, связанных с пожарами и взрывами, можно считать достигнутыми, если каждый человек будет знать причины и последствия пожаров и взрывов, и уметь предотвращать их.
Развитие транспортной системы, повышение ее роли в обществе сопровождается негативными факторами, среди которых наиболее отрицательным является высокий уровень аварийности транспортных средств и ДТП. Любое транспортное средство – источник повышенной опасности. Это связано с возможными ДТП, крушениями и авариями пассажирских поездов, воздушных и морских судов, травмами при посадке в транспортное средство и в процессе его движения.
Лучший способ повысить личную транспортно-дорожную безопасность – это не создавать аварийные ситуации, а в случае их возникновения (не зависимо вследствие чего, они возникли) успешно им противодействовать.

Список использованной литературы
 
1.      Бурылев Ю.В., Павлова Е.И. Безопасность жизнедеятельности на транспорте. – М., 1999.
2.      Возможный характер аварий, катастроф, стихийных бедствий, правила поведения и действия населения в чрезвычайных ситуациях/Сост. В.А. Цветков - Ульяновск: УлГТУ, 2001. -70 с.
3.      Действия населения в чрезвычайных ситуациях. МЧС России. - Москва, 1995
    Крючек Н. А., Латчук В. Н., Миронов С. К. Безопасность и защита населения в чрезвычайных ситуациях: учебник для населения / Под ред. Г. Н. Кириллова. – М.: Изд–во НЦ ЭНАС, 2003.
5.      Мастрюков Б.С. Безопасность в чрезвычайных ситуациях: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Борис Степанович Мастрюков. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 336 с.
6.      Осипов В.И. Природные катастрофы на рубеже XXI века // Вестник Российской академии наук. 2001. том 71, №4, с. 291-302,
7.      Учебно - методический сборник по пропаганде социально-экономической значимости мероприятий ГО, защиты населения и территорий от ЧС в современных условиях//Сост: Басов В.И.,Чернов М.О.Под общ. Ред. Харитонова А.А. – Ульяновск;2009.

 

17

 




и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.