На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Оценка эффективности системы управления

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 06.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
 
 
Введение
1 Управленческая деятельность  и определение ее эффективности
5
1.1 Понятие и сущность  управленческой деятельности на  современном этапе
5
1.2. Определение эффективности  управленческой деятельности.
13
2 Анализ организации и  эффективности управления АО «Виток»
18
3 Направления повышения  эффективности управления предприятием
27
Заключение
42
Библиографический список
46

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
 
 
Одним из самых важных направлений программы реформ, проводимых в нашей стране, является перестройка систем управления предприятиями. Особое значение эта проблема имеет на уровне тех предприятий, положение которых в рыночной экономике меняется коренным образом. Становясь объектом товарно-денежных отношений, обладающим экономической самостоятельностью и полностью отвечающим за результаты своей хозяйственной деятельности, предприятие должно сформировать у себя систему управления (менеджмента), которая обеспечила бы ему высокую эффективность работы, конкурентоспособность и устойчивость положения на рынке. По сравнению со старой системой управления, до сих пор действующей на многих предприятиях, в новых условиях появляются новые функции, которые прежде были не нужны. В рыночной экономике предприятие само принимает решение, разрабатывает стратегию своего развития, изыскивает необходимые для их реализации средства, набирает работников, приобретает оборудование и материалы, решает множество структурных вопросов, в том числе и такие, как создание, слияние, ликвидация, разделение, реорганизация производственной и перестройка организационной структуры управления. Предприятия приобретают все черты самостоятельности, характерные в условиях рынка. Это требует значительного расширения сферы управления, увеличения объёма и усложнения характера выполняемых менеджерами работ. Также возросла и ответственность за качество и своевременность принятия тех или иных решений. Повышается роль маркетинговых исследований, позволяющих изучать динамику потребностей на рынке товаров и услуг. Научно- технический прогресс становится мощным орудием управленческих нововведений, направленных на создание условий для эффективной работы. В связи с этим, менеджмент предприятия, работающий в рыночной среде предъявляет  высокие требования к профессионализму управленческого персонала, от которого зависит эффективность управленческой деятельности, а, следовательно, и, эффективность деятельности всего предприятия.
В связи с этим тема курсовой работы является актуальной.
В качестве объекта исследования было выбрано АО «Виток». Предметом исследования является эффективность управления АО «Виток».
Цель данного дипломного проекта - проанализировать эффективность управления АО «Виток» и наметить пути её совершенствования.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1 Управленческая деятельность  и определение ее эффективности
 
 
1.1 Понятие и сущность  управленческой деятельности на  современном этапе
 
 
Управление предприятием представляет собой процесс, в основе которого лежит воздействие на коллектив  предприятия и все стороны  его деятельности с целью получения  максимальных результатов. Такое воздействие  на каждом предприятии и в организации  оказывают управленческие кадры. Следовательно, чем эффективнее процесс управления на предприятии, тем выше оказывается  результативность деятельности всего  предприятия. Однако, процесс управления осуществляют люди. В связи с этим эффективность процесса управления зависит от эффективности деятельности управленческого персонала предприятия, которая, в свою очередь, складывается из эффективности деятельности отдельных  работников и групп работников различного уровня образования, квалификации и  т.д. Все эти работники составляют управляющую систему предприятия. Поэтому, прежде чем рассматривать вопросы, связанные с эффективностью управления предприятием,  следует раскрыть содержание управленческой деятельности и отличить необходимые качества работников, которые её осуществляют.
Менеджмент организации, работающей в рыночной среде, предъявляет высокие  требования к управленческому персоналу. Современный управленец - это человек, владеющий и общими основами науки управления, и специфическими знаниями и умениями в области стратегии управления, инновации, маркетинга, управления персоналом и производством.
Чтобы выполнять свои сложные и  ответственные функции, менеджеры  должны иметь специальные знания и обладать способностью использовать их в повседневной работе по управлению предприятием. Требования к их профессиональной компетенции можно условно подразделить на две группы. Первую составляют знания и умения (искусство) выполнять профессиональную работу в такой специальной области  как менеджмент. Они включают:
а) умение обосновывать и принимать  решения в ситуациях, для которых  характерны высокая динамичность и  неопределённость;
б) высокую информированность (информация- это знание) по вопросам развития отрасли, в которой работает предприятие: состояние исследований, техники, технологии, конкуренция. динамика спроса на продукцию  и услуги и т.д.;
в) знакомство с опытом менеджмента  на других предприятиях и в разных отраслях;
г) способность управлять ресурсами, планировать и прогнозировать работу предприятия, владеть способами  повышения эффективности управления;
д) умение использовать современную  информационную технологию, средства коммуникации и связи.
Эти и многие другие знания и умения приобретаются в процессе изучения управленческой науки, ее законов, принципов, методов, средств работы с информацией. А так как сама наука, отвечая  на растущие требования практики, выдвигает  и разрабатывает все новые  идеи и концепции управления, то обучение менеджменту приобретает  непрерывный характер. Менеджер, работающий профессионально, обязательно использует те достижения науки в области  процессов, методов, форм управленческой деятельности, которые повышают эффективность  хозяйствования.
Вторая группа требований к профессиональной компетенции менеджеров связана  с их способностью работать с людьми и управлять самими собой. В процессе выполнения своих функций менеджеры  взаимодействуют с широким кругом лиц - коллегами, подчиненными, руководителями, высшими администраторами, акционерами, потребителями, поставщиками и другими людьми и организациями. Чтобы работать с людьми, столь резко различавшимися по своему статусу и интересам, менеджеры должны иметь много специфических личностных качеств, которые усиливают доверие и уважение со стороны тех, с кем они вступают в контакт. Это, прежде всего:
- высокое чувство долга и  преданность делу;
- честность в отношениях с  людьми и доверие к партнерам;
- умение четко выражать свои  мысли и убеждать;
- уважительное и заботливое отношение  к людям вне зависимости от  их положения в иерархии предприятия;
- способность быстро восстанавливать  свои физические и душевные  силы и критически оценивать  собственную деятельность.
От ошибок в работе не застрахованы даже самые опытные и квалифицированные  менеджеры, но настоящие профессионалы  вырабатывают в себе способность  сохранять при этом спокойствие, ясность мышления и работать над  исправлением положения, а не искать виновных.
До недавнего времени считалось, что перечисленными личностными  чертами люди награждаются либо от природы, либо они приобретают их в процессе многолетней работы, методом  проб и ошибок. Однако последние  достижения науки (в том числе  социологии, психологии и др.) позволяют  изучать природу человеческих взаимоотношений  и искусство управления людьми на серьезной научной основе, не полагаясь  только на собственный опыт.
Важным фактором повышения результативности менеджмента является разделение труда  менеджеров, т.е. специализация управленческих работников на выполнении определенных видов деятельности (функций), разграничение  их полномочий, прав и сфер ответственности. Соответственно этому, в организациях выделяют следующие виды разделения труда менеджеров: функциональное, структурное, технологическое, профессионально- квалификационное.
Функциональное разделение труда основывается на формировании групп работников управления, выполняющих одинаковые функции менеджмента: планирование, организация, контроль и т.д. Соответственно этому одни работники аппарата управления специализируются на работах по планированию, другие направляют свои усилия на организацию работ по выполнению планов, третьи являются специалистами по контролю хода, измерению результата и оценке работы и т.д.
Структурное разделение труда менеджеров строится, исходя из таких характеристик управляемого объекта как организационная структура, масштабы, сферы деятельности, отраслевая или территориальная специфика. В силу большого разнообразия факторов, воздействующих на структурное разделение труда, оно специфично для каждой организации. В то же время можно выделить некоторые общие черты специализации, касающиеся, прежде всего, вертикального и горизонтального разделения труда менеджеров.
Вертикальное разделение труда построено на выделении трех уровней управления - низшего, среднего и высшего.
К низшему уровню относятся менеджеры, имеющие в своем подчинении работников преимущественно исполнительского труда. Они осуществляют управление такими первичными подразделениями, как  бригады, смены, участки.
Средний уровень - самый многочисленный, составляющий, по некоторым данным, 50-60% от общей численности управленческого  персонала организации, включает менеджеров, ответственных за ход производственного  процесса в подразделениях, которые  состоят из нескольких первичных  образований (структурных единиц); сюда входят также менеджеры штабных  и функциональных служб аппарата управления предприятия, его филиалов и отделений, а также руководство вспомогательных и обслуживающих производств, целевых программ и проектов.
Высший уровень - это администрация  предприятия, осуществляющая общее  стратегическое руководство организацией в целом, ее функциональными и  производственно-хозяйственными комплексами. На этом уровне занято всего 3-7% от общего управленческого персонала.
Фактическое число уровней на предприятиях характеризуется большим разнообразием  и колеблется от одного - двух на малых  предприятиях до восьмидесяти в крупных  объединениях и корпорациях. Соответственно меняется и содержание задач, решаемых на разных уровнях менеджмента. Общим  является то, что на каждом из них  предусматривается определенный объем  работ по функциям управления. Это - горизонтальное разделение труда менеджеров по функциям. Функциональная структура работ на каждом уровне неодинакова. При движении от низшего к высшему увеличивается число и сложность задач по составлению планов и организации всей работы предприятия, повышается значение контрольной функции. На низшем и среднем уровнях менеджеры заняты координацией совместной деятельности людей, поэтому эта функция, наряду с мотивированием, становится наиболее важной.
Более глубокое горизонтальное разделение труда менеджеров предполагает их специализацию  по ключевым сферам деятельности, образующим подсистемы предприятия.
Технологическое и профессионально - квалификационное разделение труда менеджеров учитывает виды и сложность выполняемых работ. По этим критериям в составе аппарата управления организацией выделяют три категории работников: руководителей, специалистов и служащих. Если рассматривать их труд с точки зрения технологии процесса управления, то задачи руководителей, прежде всего, сводятся к принятию решений и организации их практической реализации, специалисты осуществляют проектирование и разработку вариантов решений, а служащие занимаются в основном информационным обеспечением всего процесса.
Сложность управленческих работ учитывается  в требованиях, которым должны отвечать менеджеры при занятии определенных должностей. В соответствии с этим в плановой и учетной практике нашей страны выделялись следующие  основные должности управленческого  персонала на предприятиях: руководители и их заместители (из них мастера); главные специалисты, инженеры, техники, механики; экономисты, инженеры-экономисты; счетно-бухгалтерский персонал; канцелярский персонал, юридический персонал, другие работники. Руководители составляют одну из наиболее значимых групп управленческого  персонала, а их труд является самым  сложным и ответственным.
До последнего времени само понятие "управление персоналом" в нашей  управленческой практике отсутствовало. Правда, система управления каждой организации имела функциональную подсистему управления кадрами и  социальным развитием коллектива, но большую часть объема работ по управлению кадрами выполняли линейные руководители подразделений.
Основным структурным подразделением по управлению кадрами в организации  является отдел кадров, на который  возложены функции по приему и  увольнению кадров, а также по организации  обучения, повышения квалификации и  переподготовки кадров. Для выполнения последних функций нередко создаются  отделы подготовки кадров или отделы технического обучения.
Отделы кадров не являются ни методическим, ни информационным, ни координирующим центром кадровой работы. Они структурно разобщены с отделами организации  труда и заработной платы, отделами охраны труда и техники безопасности, юридическими отделами и другими  подразделениями, которые выполняют  функции управления кадрами. Для  решения социальных проблем в организациях создаются службы социального исследования и обслуживания.
Службы управления персоналом, как  правило, имеют низкий организационный  статус, являются слабыми в профессиональном отношении. В силу этого они не выполняют целый ряд задач  по управлению персоналом и обеспечению  нормальных условий его работы. Важнейшие  в их числе:
- социально-психологическая диагностика;
- анализ и регулирование групповых  и личных взаимоотношений руководства;
- управление производственными  и социальными конфликтами и  стрессами;
- информационное обеспечение системы  кадрового управления;
- управление занятостью, оценка и подбор кандидатов на вакантные должности, анализ кадрового потенциала и потребности в персонале, маркетинг кадров;
- планирование и контроль деловой  карьеры;
- профессиональная и социально-психологическая  адаптация работников;
- управление трудовой мотивацией;
- правовые вопросы трудовых  отношений; психофизиология, эргономика  и эстетика труда.
Если в условиях командно-административной системы эти задачи рассматривались  как второстепенные, то при переходе к рынку они выдвинулись на первый план, и в их решении заинтересована каждая организация.
Основу концепции управления персоналом организации в настоящее время  составляют возрастающая роль личности работника, знание его мотивационных  установок, умение их формировать и  направлять в соответствии с задачами, стоящими перед организацией.
Изменения в экономической и  политической системах в нашей стране одновременно несут как большие возможности, так и серьезные угрозы для каждой личности, устойчивости ее существования, вносят значительную степень неопределенности в жизнь практически каждого человека. Управление персоналом в такой ситуации приобретает особую значимость, поскольку позволяет реализовать, обобщить целый спектр вопросов адаптации индивида к внешним условиям, учета личного фактора в построении системы управления персоналом организации. Можно выделить следующие факторы, оказывающие воздействие на людей в организации:
1. Лояльность к работающим.
2. Ответственность как обязательное  условие успешного менеджмента.
3. Коммуникации, пронизывающие организацию  снизу вверх, сверху вниз, по  горизонтали.
4. Атмосфера в организации, способствующая  раскрытию способностей работающих.
5. Обязательное установление долевого  участия каждого работающего в общих результатах.
6. Своевременная реакция на изменения  в окружающей среде.
7. Методы работы с людьми, обеспечивающие  их удовлетворенность работой.
8. Непосредственное участие в  работе групп на всех этапах  как условие согласованной работы.
9. Умение слушать всех, с кем  сталкивается в своей работе  менеджер: покупателей, поставщиков,  исполнителей, руководителей и т.п.
10. Этика бизнеса.
11. Честность и доверие к людям.
12. Опора на фундаментальные  основы менеджмента: качество, затраты, сервис, нововведения, контроль ресурсов, персонал.
13. Видение организации, т.е. четкое  представление о том, какой  она должна быть.
14. Качество личной работы и  ее постоянное совершенствование.
Таким образом, изучив сущность управленческой деятельности и выделив необходимые качества работников управления, можно перейти к рассмотрению вопросов определения эффективности труда управленцев.
 
 
1.2. Определение эффективности управленческой  деятельности.
 
 
В экономической литературе, как известно, при определении уровня результативности управленческой деятельности на предприятии (организации) общепризнанно применяется показатель эффективности, а не производительности труда. Это является следствием специфики труда управленцев, т.е. управленческий персонал, в отличие от производственных работников, воздействует на предмет материального производства и влияет на эффективность производства не непосредственно, а опосредованно, через деятельность других работников. Следующая причина заключается в трудности нормирования управленческой деятельности, которая возникает из-за многономенклатурности, специфичности, непредсказуемости как самих результатов, так и сроков их получения. Однако, мы не можем согласиться с утверждением Попова Г.X., что для оценки результатов управленческой деятельности можно применять только одну категорию и "такой категорией должна быть эффективность"1. Мы считаем, что для оценки эффективности управленческого труда применимы понятия как "эффективность", так и "производительность" труда. Но применение понятия "производительность труда" в данном случае требует выполнения некоторых условий, основным из которых является качественная определенность результатов труда. Категория производительности может быть использована для характеристики успешности труда управленческого персонала. А принцип определения успешности труда одинаков при расчете как производительности, так и эффективности труда, т.е. он состоит в соотнесении результатов с затратами труда. Различия заключаются лишь в масштабе и содержании конкретных показателей затрат и результатов труда. Поэтому показатель производительности труда применим для оценки успешности деятельности тех групп управленческого персонала, результаты труда которых определены, количественно измеримы и не нуждаются в дополнительной качественной оценке. Так, например, производительность труда конструкторов можно измерить количеством разработанных одинаковых по сложности чертежей; технологов - трудоемкостью проектирования технологического процесса, экономистов- количеством переработанной и выдаваемой информации и т.д. На практике это необходимо для организации системы нормирования и материального стимулирования управленческой деятельности. Но здесь следует учитывать относительность и условность такого рода производительности в ее промежуточной и идеальной форме, постоянно соотносить с фактической эффективностью управленческих решений и разработок, с той эффективностью, которую можно определить лишь при осуществлении управленческого решения в процессе совокупного труда.
Однако, в настоящее время прямая оценка эффективности управленческой деятельности затруднена в связи  с недостаточной разработанностью многих вопросов в данной области  как в теоретическом, так и  в практическом плане.
В первую очередь сложность проведения оценки эффективности управленческой деятельности заключается в том, что очень трудно выделить трудовой вклад управленческого персонала из результатов работы предприятия, которые являются следствием деятельности всего производственного коллектива, а также воздействия ряда внешних, по отношению к предприятию, условий и факторов. Вследствие всего этого, изучив экономическую литературу по данному вопросу, можно выделить несколько предлагаемых различными авторами подходов к оценке эффективности труда управленцев.
Анализ экономической литературы показал, что одни экономисты предлагают оценивать эффективность управленческой деятельности по результатам аттестации управленцев 2( с.21), другие - с определением загрузки и численности персонала3 (с.255) и т.д. Вследствие этого, для оценки эффективности управленческой деятельности разными авторами предлагаются различные показатели. Всех авторов, касающихся данного вопроса в своих работах, условно можно объединить в три группы.
Сторонники первой группы предлагают проводить оценку эффективности  труда управленцев на основе одного обобщающего показателя. В качестве такого показателя авторы данного направления предлагают использовать величину реализованной продукции и массу прибыли, приходящуюся на 1 руб. затрат по содержанию аппарата управления.4 (с.113); степень выполнения управленческим персоналом нормированных производственных заданий 5(с.7); . выработку на одного работающего 6(с.61); затраченные усилия (по затратам времени) 7(с.26).
Вторая группа авторов предлагает использовать систему показателей  для оценки эффективности управленческой деятельности:
а) размер прибыли, приходящийся на одного управленца, эффективность использования  рабочего времени; размер прибыли, приходящийся на 1 рубль заработной платы8 (с.93);
б) выполнение планового задания; качество выполняемых работ 9(с.33-36).
Суть третьего подхода состоит  в оценке эффективности труда  управленцев по единому интегральному  показателю, который рассчитывается на основе нескольких частных показателей. Моисеев Г.В., Ремесник Л.Д., Ильина Г.А. предлагают рассчитывать такой показатель на основе ряда коэффициентов, характеризующих выполнение производственного нормированного задания, качество работы и т.д.10(с.106). Плаксин В.М. и Хремли Т.Н рекомендуют нахождение комплексного показателя эффективности труда, который определяется как интегральная величина уровней использования предметов труда, средств труда на стадиях управления11 (с.34).
Несмотря на такое большое и  разнообразное количество предлагаемых показателей и методов оценки эффективности управленческой деятельности, все они не в полной мере отражают эффективность труда управленцев.
Одни из них в большей степени  направлены на отражение затрат труда, другие результатов труда. В связи  с этим хотелось бы присоединиться к мнению тех авторов, которые предлагают следующий подход к оценке эффективности управленческой деятельности.
Эффективность труда управленческого  персонала прежде всего определяется простыми моментами процесса труда, т.е. целесообразной деятельностью  или самим трудом, предметами труда  и средствами труда. Поэтому эффективность труда управленцев можно представить как соотношение между факторами, определяющими эффективность труда управленцев и показателями, характеризующими социально-экономические результаты их труда. К определяющим факторам относятся основные элементы производственного процесса без взаимодействия которых невозможно получение определенного результата, а именно: личные, вещественные и организационные. К личным факторам относится рабочая сила, от качества которой зависит ее функционирование. Но, как известно, труд управленцев характеризуется богатым творческим содержанием. Поэтому, наряду с качеством рабочей силы, необходимо учитывать и творческую активность управленцев.
.А в качестве условий, необходимых для функционирования рабочей силы, выступают вещественные и организационные факторы. Показателем же, характеризующим эффективность управленческой деятельности, являются ее социально- экономические результаты, отнесенные к совокупным затратам на их получение.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что прямая оценка любого из результатов управленческой деятельности представляет собой сложную задачу. Поэтому необходимо разрабатывать новые и совершенствовать существующие системы оценки эффективности труда как каждой отдельной группы управленцев, так и управленческого персонала в целом, которые бы предусматривали наличие и значение всех факторов и показателей, определяющих и характеризующих эффективность управленческой деятельности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Анализ организации и  эффективности управления АО «Виток»
 
 
Акционерное общество "Виток" учреждено в соответствии с Указом Президента РФ "О мерах по преобразованию государственных предприятий, организаций и объединений в акционерные общества" от 26 сентября 1992 года УП-466.
Полное официальное наименование общества - "Акционерное общество "Виток".
Местонахождение общества: Красноярский кр., г. Ачинск, ул. Кравченко, 5 «Г». Общество является юридическим лицом, права и обязанности юридического лица общество приняло со дня регистрации.
Общество имеет печать со своим наименованием, фирменный  знак (символику), расчетный и иные счета в рублях и иностранной валюте в учреждениях банков.
Общество несет ответственность  по своим обязательствам только в  пределах своего имущества. Акционеры  несут убытки в пределах своего вклада (пакета принадлежащих им акций).
Общество не отвечает по имущественным обязанностям акционеров.
Общество является правопреемником  арендного предприятия "Виток" в отношении исполнения договорных обязательств перед поставщиками и потребителями.
Основной целью Общества является получение прибыли. Основными видами деятельности акционерного Общества являются:
- организация производства  монтажа метало- конструкций,
- проведение товарообменных  операций, заключение
бартерных сделок;
- посредническая деятельность;
- закупка сырья и производство  оптовых партий товара и
полуфабриката;
- оказание платных услуг  населению.
Общество осуществляет любые виды хозяйственной деятельности, за исключением запрещенных действующим законодательством, в соответствии с целью своей деятельности.
Ценообразование формируется  в соответствии с действующим  законодательством РФ.
Уставный капитал Общества составляет 404020 тыс. руб. После регистрации  Общество выпустило:
а) обыкновенные акции 40401 штуку, номинальная стоимость акции  составляет 10000 рублей.
Каждый владелец обыкновенных акций имеет право присутствовать на собраниях акционеров лично или через полномочных представителей и вносить предложения на рассмотрение.
Каждый владелец обыкновенных акций, приобретенных на общих основаниях, имеет право продать свои акции  без согласия других акционеров.
Каждая обыкновенная акция  дает ее владельцу один голос на собрании акционеров.
В случае ликвидации Общества оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество распределяется между держателями обыкновенных акций.
Высшим органом управления Общества является собрание акционеров, собираемое не реже 1 раза в год.
Чрезвычайные собрания акционеров созываются по инициативе генерального директора, либо по письменному заявлению акционеров, владеющих не менее чем 10% обыкновенных акций.
К исключительной компетенции собрания акционеров относятся следующие вопросы, решение по которым принимается, если за него проголосовали владельцы более 50% обыкновенных акций присутствующих на собрании.
1. Внесение изменений  и дополнений в Устав.
2. Изменение уставного  капитала.
3. Утверждение баланса,  счета прибылей, убытков, ежегодного отчета правления, а также аудитора.
4. Утверждение размера  дивиденда, выплачиваемого на обыкновенную акцию.
5. Назначение членов Ревизионной  комиссии и независимых внешних  аудиторов, а также определения  сферы деятельности и вознаграждения.
6. Принятие решений о создании и прекращении деятельности филиалов, представительств, отделений Общества в соответствии с действующим законодательством.
7. Принятие решения об образовании дочерних предприятий и участие Общества в иных предприятиях, объединениях.
8. Принятие решений о  продаже, сдаче в аренду, обмене  или ином распоряжении имуществом Общества, составляющим более 10% его активов.
9. Принятие решений о  ликвидации общества, создании ликвидационной  комиссии и утверждении его  отчета.
10. Принятие решений о слиянии, присоединении, преобразовании Общества в предприятие иной организационно-правовой формы.
II. Утверждение сделок  и иных действий влекущих возникновение обязательств в отношении Общества, которые превышают полномочия предоставленные совету директоров.
12. Избрание генерального директора, членов Совета директоров.
Основной задачей членов совета директоров и членов правления является выработка политики с целью увеличения прибыльности общества.
Обязанности генерального директора  Общества возлагаются на руководителя предприятия до первого собрания акционеров.
Председателем Совета директоров по должности является генеральный  директор.
Члены совета директоров и члены правления несут ответственность перед обществом за ущерб, причиненный ему в результате неисполнения или небрежного выполнения ими своих функций. Совет директоров имеет следующие полномочия: - рекомендовать акционерам величину, условия и порядок увеличения или уменьшения размера уставного капитала;
- утверждать положение  о Правлении Акционерного общества, предоставляемого Генеральным директором;
- принимать нормативные  документы, регулирующие отношения  внутри Общества;
- принимать правила и  регламент проведения заседаний  Совета;
- утверждать заключение  или прекращение любых сделок, в которых одной из сторон  выступает Акционерное общество, а другой стороной - любой акционер, владеющий пакетом акций, составляющим не менее 25% уставного капитала, член Совета директоров, член Правления или должностное лицо Общества;
- давать акционерам рекомендации  относительно создания филиалов, представительств, отделений или дочерних предприятий,
- по согласованию с  генеральным директором назначать,  увольнять должностных лиц Правления  Общества;
- определять порядок представления  всех счетов, отчетов, заявлений,  системы расчета прибылей и убытков, включая правила, относящиеся к амортизации;
- определять рекомендации о размере выплачиваемого акционерам дивиденда.
АО "Виток" специализируется на выпуске и установке следующих основных видов продукции:
- бытовые и промышленные системы вентиляции из оцинкованной стали;
- кондиционеры;
- увлажнители воздуха;
- электросушители для рук;
- кухонные вытяжки.
Данный ассортимент продукции  не меняется на протяжении уже 3-х лет. Сравним объем выпуска продукции  за отдельные периоды времени.
Таблица № 1 Объёмы выпуска продукции  по годам
 
Абсолютное 
Отношение
+/-
Вид
продукции
Объём выпущенной продукции
(штук)
2009г.
2010г.
1.Бытовые системы вентиляции
50
53
+3
2. Промышленные системы  вентиляции
34
12
-22
3. Кондиционеры
22
18
-4
4. Увлажнители воздуха
48
70
+22
5. Электросушители для рук
21
11
-10
6. Кухонные вытяжки
43
54
+11

Из таблицы 1 видно, что  в 2009 г. количественные изменения произошли по всем видам выпускаемой продукции. Относительное небольшое увеличение выпуска продукции произошло по таким наименованиям, как бытовые системы вентиляции (+3), увлажнители воздуха (+22); кухонные вытяжки (+11). Незначительно сократился, по сравнению с 2009 годом, выпуск кондиционеров (-4). Что касается остальных наименований выпускаемой продукции, то здесь мы видим сокращение выпуска продукции по каждому виду более, чем на 50%.
Численность работников АО "Виток" на конец 2 квартала 2010 г. составила 154 чел. Из них - работники аппарата управления-- 34 человека, или 24%. В 2009 г. численность работников предприятия была соответственно 297 человек и 52 человека, или 18 %. Сравнивая эти данные, видно, что численность работников в этом году сократилась почти вдвое (Таб.3). Такое положение дел объясняется сокращением объема работ в связи с уменьшением количества заказов на продукцию предприятия. Это повлияло и на размер такого показателя, как прибыль.
Если в I квартале 2009г. прибыль составила 28010 тыс. рублей, то в I квартале 2010г. – 6018 тыс. рублей, т.е. в 4,5 раза меньше, чем в 2009г.
 
Таблица № 2: Объёмы выпуска продукции  по годам(I кварт.).
 
Вид
продукции
Объём выпущенной продукции
(штук)
Абсолютное 
Отношение
+/-
Iкварт.2009г.
I кварт.2010г.
1.Бытовые системы вентиляции
12
9
-3
2. Промышленные системы  вентиляции
3
5
+2
3. Кондиционеры
5
7
+2
4. Увлажнители воздуха
22
19
-3
5. Электросушители для рук
3
5
+2
6. Кухонные вытяжки
21
19
-2

 
 
Таблица № 3: Динамика численности  работников предприятия.
 
Ед.
Изм.
Отношение
+/-
Категории работников
Численность работников по годам.
II квар.2009г.
II квар.2010г.
Всего ППП
Чел.
297
154
-143
Рабочие
Чел.
238
114
-124
Руководители
Чел.
12
8
-4
Специалисты
Чел.
29
18
-11
Служащие
Чел.
11
8
-3
МОП
Чел.
2
1
-1
Охрана
Чел.
2
2
-
Ученики
Чел.
-
-
-

 

Сравнивая отношение численности  работников управления к численности  остальных работников предприятия  на конец II квартала 2010г. и 2009г. можно сделать вывод, что в 2009г. на каждого работника управления приходилось 3.7 работника предприятия, а на данный момент эта цифра возросла до 4.5. При этом численность работников аппарата управления сократилась почти вдвое.
Учитывая тот факт, что объём  выпуска продукции почти не изменился, а численность работников управления уменьшилась, то можно сказать, что  эффективность управленцев повысилась. Но, с другой стороны, прибыль предприятия  уменьшилась и составила лишь 21% от былой прибыли, при уменьшении численности управленцев на 30%. Прибыль, приходящаяся на одного управленца в  I квартале 2009г. составляла 28010/52=538тыс. руб., а в I квартале 2010г. составила 6018/34=177тыс. руб.
Такие же расчёты можно сделать  и в отношении прибыли к  численности рабочих:
28010/145=193,1 тыс. руб. - в II квартале 2009г.
6018/120=50.1 тыс. руб. – в II квартале 2010г.
Здесь спад более заметен, что является признаком снижения эффективности  управления АО "Виток"
Проследив за динамикой средней  заработной платы за 2009 и I квартал 2010г. можно заметить её некоторое повышение, несмотря на существенное понижение прибыли. Это говорит о том, что руководство предприятия ведёт работу по поддержанию материального благосостояния работников, что служит хорошим методом стимулирования труда, как в аппарате управления, так и всего предприятия в целом.
На АО "Виток" заработная плата  претерпела следующие изменения. Это  видно из данных таблицы № 4.
Таблица № 4: Динамика средней заработной платы по годам.
 
 
 
Годы
Единицы
Измерения
Средняя заработная плата
В целом по предприятию
Аппарат управления
2008г.
Руб.
518
437
2009г
Руб.
590
498
I кварт. 2010г.
Руб.
738
641

 
Из таблицы видно, что средняя  заработная плата как в целом  по предприятию, так и у работников аппарата управления с 2008 г. повысилась; в целом по предприятию на 210 тыс. руб., а у работников аппарата управления на 204 тыс. руб. Это свидетельствует  о том, что руководство предприятия  постоянно ведет работу по изысканию путей и средств поддержания материального благосостояния своих работников. Несмотря на большую работу, которую проводит руководство "Виток", здесь еще имеются резервы для улучшения его деятельности. И большие резервы хранятся именно в совершенствовании управления деятельностью предприятия.
Возглавляет АО "Виток"  генеральный  директор. В линейном его подчинении находятся главный инженер, главный  бухгалтер и юрист. Главному инженеру подчиняются: отдел кадров; плановый отдел; отдел охраны труда и техники  безопасности и отдел организации  производства и управления. Численность работников аппарата управления составляет 34 человека или 24% от численности ППП, т.е. на каждые 4,5 человека работников АО приходится 1 работник аппарата управления, что  является нерациональным.
Анализ качественного  состава работников аппарата управления выявил следующую картину 13 человек (38%) имеют высшее образование; 19 (56%) имеют среднее специальное образование и 2 человека (6%) - среднее. Как видно, среди них есть и руководители подразделений и ведущие специалисты: главный бухгалтер, 6 человек отдела организации производства и управления. Повышение образовательного уровня управленческого персонала является одним из резервов улучшения его деятельности. Анализ также показал, что часть работников аппарата управления имеют непрофильное образование. Например, в плановом отделе 1 человек имеет техническое образование (инженер-строитель); в отделе организации производства и управления 1 человек имеет высшее педагогическое образование и т.д. Подобные просчеты в подборе и расстановке кадров могут привести к недостаткам в управленческом процессе.
В процессе изучения деятельности АО и, в частности, функционирования аппарата управления этого предприятия, выяснилось, что единственным документом, регламентирующим работу предприятия в целом и  его некоторых подразделений  является Устав предприятия. До настоящего времени не разработаны положения  об отделах и должностные инструкции. Отсутствие этих документов является недопустимым упущением в организации  управления предприятием и негативно  сказывается как на деятельности аппарата управления, так и на результатах  деятельности АО в целом. Как следствие - неизбежно дублируются отдельные  функции, а другие направления работы остаются без должного внимания. Отсутствие четких требований снижает чувство  ответственности; не соблюдаются квалификационные требования при подборе и расстановке  кадров. Из вышеизложенного видно, что  данный участок работы в АО нуждается  в самом пристальном внимании руководства предприятия. Решение  этого вопроса прямо повлияет на повышение эффективности управления, станет залогом успешной деятельности предприятия в целом.
 
 
 
 
 
 
 
 
3 Направления повышения  эффективности управления предприятием
 
 
Радикальная перестройка системы  управления экономикой одно из важнейших  направлений программы реформ, проводимых в нашей стране. Особое значение эта проблема имеет на уровне предприятии, положение которого в рыночной экономике  изменилось коренным образом. Став объектом товарно-денежных отношений, обладающим экономической самостоятельностью и полностью отвечающим за результаты своей хозяйственной деятельности, предприятие должно сформировать у  себя систему управления, которая  обеспечила бы ему высокую эффективность  работы, конкурентоспособность и  устойчивость положения на рынке. При  этом следует учитывать, что по сравнению  с той системой управления, до сих  пор действующей на многих предприятиях, в новых условиях появляются функции, которые прежде были не нужны. В рыночной экономике предприятие само принимает решения; самостоятельно формирует цели и задачи; разрабатывает стратегию и политику своего развития, изыскивает необходимые для их реализации средства, набирает работников; приобретает оборудование и материалы; решает множество структурных вопросов, в том числе и такие, как создание, ликвидация, слияние или наоборот разделение подразделений и филиалов, вхождение в состав ассоциаций и других объединений; реорганизация производственной и перестройка организационной структуры управления и многие другие.
Короче говоря, предприятия приобретают  все черты самостоятельности, характерные  для работы в условиях рынка. А  это требует значительного расширения сферы управления и самоуправления, увеличения объема и усложнения характера  выполняемых менеджерами работ. Существенно возросла и ответственность за своевременность и качество принимаемых решений. Повышается роль маркетинговых исследований, позволяющих изучать динамику потребностей на рынке товаров и услуг. Научно-технический прогресс превращается в одно из орудий управленческих нововведений, направленных на создание условий для эффективной работы. Все большее значение приобретает и решение вопросов, связанных с управлением персоналом, занимающим в новых условиях ключевое положение в ресурсном потенциале и по существу предопределяющим успех организаций в достижении ее целей. В связи со всем этим, менеджмент предприятия, работающий в рыночной среде, предъявляет высокие требования к профессионализму управленческого персонала, от которого зависит эффективность управленческой деятельности, а, следовательно, и, эффективность деятельности всего предприятия.
Во 2 части работы показано, что  в настоящее время вопрос оценки эффективности управленческой деятельности не решен однозначно. Существуют различные  подходы к решению этого вопроса. Как было отмечено, одни экономисты предлагают проводить оценку эффективности  управленческой деятельности на основе нескольких показателей деятельности как самих управленцев, так и  всего предприятия в целом. Другие оценку проводят на основе одного обобщающего  показателя. В связи с этим, как  было сказано ранее, мы присоединяемся к мнению первой группы авторов и  в числе показателей оценки эффективности  управленческой деятельности на предприятии  внесли показатель эффективности организационной культуры. А сейчас попытаемся объяснить взаимосвязь между организацией культуры предприятия и эффективности управленческой деятельности.
Организационная культура - это набор наиболее важных предположений, принимаемых членами организации и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях, задающих людям ориентиры их поведения и действий. Другими словами, под организационной культурой понимают целостную систему выработанных в организации и свойственных ее членам моделей поведения, обычаев, нравов и ожиданий.
Любое предприятие, представляя собой  целенаправленную систему, состоит  из элементов- людей, имеющих собственные  целевые установки, и одновременно являющихся частью одной или более  целенаправленных систем. Качество функционирования и эффективность предприятия  зависят от характера влияния  на него как составляющих элементов, так и систем, в которые оно  входит. Поэтому необходимое условие  эффективного управления заключается  прежде всего в максимальном достижении согласованности действий всех работников предприятия. Используемые управленцами для этого средства могут широко варьировать в зависимости от культуры данного предприятия и  принятого в соответствии с ней  стиля управления Другими словами, эффективность организационной  культуры опосредованным образом находит  свое проявление в эффективности  управляющей подсистемы предприятия. Управляющая подсистема, в свою очередь, существует и функционирует лишь во взаимосвязи с управляемой  подсистемой, в результате чего создается  конечный продукт всей системы управления (системы производства). Следовательно, эффективность системы управления в определенной степени зависит  от эффективности функционирования управляющей подсистемы, в том  числе и организационной культуры, и вместе с тем характеризует  ее. Считаю, что для оценки эффективности  системы управления, а значит и  эффективности организационной  культуры, конечной целью которой  является создание и реализация на рынке продукции (услуг), может быть в полной мере использован ресурсный  показатель эффективности - модифицированный показатель ресурсоотдачи, учитывающий  наряду с другими факторами рыночные финансово-кредитные отношения и  инфляционные процессы. Кроме основного  обобщающего показателя эффективности  для более полной оценки организационной  культуры следует применять ряд  вспомогательных показателей, таких  как уровень производственных связей, диапазон управления, степень стабильности кадров и др. Для выработки мероприятий  по повышению уровня организационной  культуры следует определять относительную эффективность. Дело в том, что возможность измерения эффективности организационной культуры еще не означает, что ее формирование идет в направлении к идеалу. Решить эту проблему можно на основе проверки соответствия существующей и желаемой организационной культуры, используя специальный показатель - индекс культуры, отображающий взаимосвязь власти, правил поведения и ценностей в данной организации. В данном случае организационная культура выступает в качестве социальной стороны показателя эффективности управленческой деятельности предприятия.
Что из японского опыта управления следует и удастся применить  в нашей стране? Что главное  в японском опыте?
1. Гарантия занятости и создание обстановки доверительности. Руководители японских предприятий считают, что стабильность коллектива позволяет поднять мотивацию рабочих, укрепить чувство общности, помогает учиться у опытных рабочих (кружки качества, рационализация).
2. Постоянное присутствие руководства на производстве. Руководитель должен устранять все затруднения прямо на месте. Если после происшествия пройдет много времени, то причина может остаться незамеченной и это породит хроническое чувство апатии среди рабочих к возникшим трудностям или привести к безответственности. Таким образом, из этого следует, что японских управляющих беспокоит не уменьшение выпуска продукции, не снижение качества, а апатия и безответственность рабочих.
3. Гласность и корпорационные ценности. В основе этой идеи лежит правило: все уровни управления и рабочие пользуются общей информацией о политике и деятельности фирмы. Постоянные совещания с целенаправленной информацией улучшают взаимоотношение и влияют на производительность. Знание проблем производства развивает у работающих чувство общей ответственности.
4. Управление- основанное на информации. Улучшение человеческих отношений: согласованность, групповая ориентация, гармоничные отношения. Это ключевые задачи управления. Но важно также организовать сбор правильных данных, систематически их анализировать и использовать для повышения экономической эффективности производства и качественных характеристик продукции. В Японии это достигается путем фиксации технических параметров изделий на сборке и с помощью системы ежемесячных бухгалтерских отчетов. Но главное в работе с информацией - правильная организация ее использования.
5. Управление, ориентированное на качество. Здесь не столько беспокоятся о росте производительности, сколько об уменьшении дефектов в конечной продукции. Почему такое внимание к качеству? Иначе, поясняют японцы, потребитель теряет доверие к нашим товарам. Этой идеологии придерживаются все работающие в компании. А личная гордость руководителя проявляется в организации работы, по контролю качества.
6. Поддерживание чистоты и порядка. Эта деятельность считается одной из важнейших, она рассматривается как необходимое условие высокого качества продукции. Задача японского руководителя формулируется следующим образом: установить дисциплину, которая бы служила гарантией контроля качества и повышала производительность благодаря вниманию к чистоте и порядку. Однако поддержание дисциплины и порядка может быть затруднено из-за таких причин, как: привычки рабочих, их образ жизни, квалификация, а также экономические условия.
Как известно, большое значение на эффективность деятельности любого предприятия, организации оказывает  влияние организованная и дей
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.