Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Проблемы системы социальной защиты Республики Казахстан

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 07.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ
 
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
1.1 Законодательные основы регулирования социальной защиты в Республике Казахстан
1.2 Государственное финансирование развития социальной защиты в Республике Казахстан
1.3 Современное состояние государственной политики в области социальной защиты населения
Глава 2. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
2.1 Проблемы реализации социальной политики в сфере социальной защиты населения
2.2 Пути совершенствования государственной политики в области социальной защиты населения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
 

ВВЕДЕНИЕ

Наиболее масштабной задачей социально ориентированной экономики государства в формирующемся и развивающемся рыночном хозяйстве Республики Казахстан является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики государства. Формой ее реализации выступает фактический образ действий государства, воплощенный в социальную политику, которая охватывает все сферы экономических отношений в стране.
В Послании Президента страны народу Казахстана «Стратегия “Казахстан-2030”: на новом этапе развития Казахстана» одной из основных задач Правительства Республики Казахстан определено развитие социальной политики в стране через создание необходимых условий для населения республики: «Главное для нас - создать казахстанцам все необходимые условия для реализации важных и понятных жизненных принципов…»
Конституция Республики Казахстан заложила основу государственной социальной политики через декларирование таких государственных гарантий, как в образовании (гражданам гарантируется право на бесплатное среднее образование, более того, среднее образование является обязательным для граждан Республики, а также существует право на бесплатное получение высшего образования на конкурсной основе), здравоохранении (граждане вправе получать бесплатно гарантированный объем медицинской помощи), таки и в сфере социальной зашиты (гражданину гарантируется минимальный размер заработной платы и пенсии, социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и по иным законным основаниям).
Конституция Республики Казахстан, специализированные законы, подзаконные и иные нормативные правовые акты определяют степени приоритетности государственной социальной политики.
Целью данной работы является - выработка рекомендации для совершенствования государственной политики в таких социальных сферах, как образование, здравоохранение и социальная защита населения Республики Казахстан.
 
 

Глава 2 Анализ государственной политики Республики Казахстан в сфере социальной защиты.

2.1 Законодательные основы регулирования социальной защиты в Республике Казахстан.

Анализ развития государственной политики в Республике Казахстан в таких социально значимых отраслях, как здравоохранение, образование и социальная защита населения требует значительной теоретико-методологической подготовки в области нормативно-правового регулирования. Приоритеты финансирования расходов бюджета на нужды социальных сфер определяются основным законом страны - ее Конституцией.
Образование, здравоохранение и система социальной защиты населения - наиболее важные сферы жизни общества, влияние государства в которых очень велико. Политика государства в данной области определяет тенденции развития государства в долгосрочном периоде, поскольку именно эти сферы оказывают прямое влияние на формирование богатства человеческого капитала страны. Иными словами, степень приоритетности развития социальной сферы определяет перспективы долгосрочного роста и создания конкурентоспособной экономики.
Анализ тенденций текущего состояния и тенденций развития системы образования, здравоохранения, защиты населения невозможен без комплексного учета социально-экономических и демографических факторов. Эти факторы определяют релевантность разновидностей и форм услуг в сфере образования и охраны здоровья, а также контекст, в котором развиваются соответствующие системы.
В условиях модернизации и реформирования образования, здравоохранения и системы социальной защиты населения многое зависит от состояния нормативно-правового обеспечения данных систем и нормативно-правового регулирования, так как правовые нормы, регулирующие сложившиеся системы образования, здравоохранения и социальной защиты составляют государственную политику в дынных сферах.
Высокая значимость образования, здравоохранения и социальной помощи возводит их в ряд жизненных потребностей населения. В виду этого государственные гарантии приоритетности изучаемых сфер в Республике Казахстан определены законодательно. Конституция Республики Казахстан (статьи 28-30), а также специализированные законы, подзаконные и иные нормативные правовые акты определяют степени приоритетности образования, здравоохранения и социальной защиты.
2.2 Государственное финансирование развития социальной защиты в Республике Казахстан.
Государственная бюджетная система финансирования образования, здравоохранения и социальной защиты населения формируется из средств республиканского и местных бюджетов.
На период с 2006 года доля государственных расходов на социальные сферы сократилась (таблица 1)
 
Таблица 1 - Распределение государственных расходов по отраслям (2006-2010 гг.)
Отрасль
1
2
3
4
5
6
Общегосударственные услуги
4,7
6,1
6,5
5,3
5,8
Оборона
3,9
4,5
4,5
4,0
4,6
Общественный порядок и безопасность
8,1
8,7
9,2
7,9
8,4
Образование
12,6
14,1
14,8
13,2
15,2
Здравоохранение
7,4
8,5
10,2
9,5
10,4
Социальное обеспечение и социальная помощь
20,9
22,7
21,1
17,1
19,6
Жилье и коммунальные услуги
2,6
3,2
5,4
6,1
6,3
Культура, спорт, туризм и информация
2,4
3,2
3,4
2,9
3,8
Топливно-энергетический комплекс
0,8
0,8
2,0
1,3
1,7
Сельское, лесное, водное хозяйство и окружающая среда
3,0
4,3
5,6
3,3
3,6
Промышленность, строительство и горная добыча
0,6
0,4
0,2
0,3
0,3
Транспорт и связь
6,0
7,7
8,1
6,1
7,5
Прочие услуги
5,4
7,5
5,6
1,7
2,3
Обслуживание долга
4,1
3,4
2,7
1,6
1,3
Официальные трансферты
13,9
1,2
0,7
19,0
9,2
Кредиты (без учета погашения)
3,9
3,9
2,7
0,0
0,0

 
Рассмотрим теперь государственное финансирование образования, здравоохранения и системы социальной защиты в отдельности.
Хоть доля расходов на образование в государственном бюджете падает, но постепенно растет доля расходов на образование в ВВП РК.
В целом по отрасли, используя данные Министерства финансов РК и Министерства экономики и бюджетного планирования РК, в период с 2006 по 2010 г. в среднем на образование было направлено 83 % средств местного бюджета и 17% республиканского.
 
Таблица 2 - Общий объем республиканского и местных бюджетов на образование (млн. тенге)
 
Итого государственный бюджет
121 145
154 218
201 935
279 783
361 129
Республиканский бюджет
16 447
23 241
34 571
66249
101405
Всего местные бюджеты
104 698
130 977
167 364
213534
259724

 
Как видно из предыдущего анализа, к сожалению, Правительством Казахстана выделяется недостаточно средств на образование. Общие расходы на образование не превышают 3,4% ВВП. В документах Дакарского форума содержится призыв к правительствам всех стран обеспечить выделение не менее 6% ВВП на нужды образования. Однако в Казахстане бюджеты всех уровней едва покрывают расходы на социальную сферу - 80% бюджетов составляют расходы на заработную плату. На такие статьи, как содержание школ, приобретение учебного оборудования и материалов, капитальный ремонт, замена зданий школ, не подлежащих ремонту, новое строительство, выделяемых средств недостаточно.
В системе финансирования здравоохранения в последнее время достигнуты положительные результаты, основанные на принятии важных решений, разграничения функций и полномочий между уровнями государственного управления.
В последние годы объем государственных расходов на систему здравоохранения, включая медицинское образование, увеличился не только в абсолютном исчислении (таблица 3).
 
Таблица 3 - Общий объем государственного бюджета на здравоохранение
Область
Итого государственный бюджет
71 119
89 781
131 184
185 456
223 373
Республиканский бюджет
12 018
19 105
29 224
56 283
80 012
Всего местные бюджеты
59 102
74 112
107 074
150 316
185 783

 
Но и, что важно, увеличилась доля в процентах к ВВП, несмотря на значительные темпы его роста. При этом самый низкий процент к ВВП отмечается в 2008 году - 2,29%. Возможно, понижение уровня вызвано значительным ростом объема ВВП при незначительном росте расходов.
Проблемой остается то, что взятые на себя государством обязательства по предоставлению гражданам гарантированного объема бесплатной медицинской помощи не имеют адекватной финансовой обеспеченности. Присутствует замещение бесплатной медицинской помощи платными услугами. Из-за отсутствия четкого разграничения между гарантированным объемом и медицинскими услугами, оказываемыми на платной основе, сохраняется высокий уровень неформальных платежей со стороны населения в пользу медицинских работников.
Не должным образом налажен учет потребления медицинской помощи, предоставляемой в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, что способствует росту теневой экономики.
На социальную защиту ежегодно происходит увеличение расходов государственного бюджета в абсолютном выражение (таблица 5).
 
Таблица 5 - Общий объем республиканского и местных бюджетов на социальную помощь и социальное обеспечение (млн. тенге).
 
 
Итого государственный бюджет
201415
239229
272333
345356
422423
Республиканский бюджет
165389
202043
232998
314709
390209
Всего местные бюджеты
36026
37186
39335
30647
32214

 

Рассматривая же соотношения между расходами республиканского и местных бюджетов, то можно ясно увидеть, что в основном концентрация на социальные расходы происходит в центре, т.е. являются основными бюджетными программами Министерства труда и социальной защиты.
При этом больше половины, около 66% средств всего республиканского бюджета направляются на пенсионные программы, вызванное тем, что ежегодно растет число получателей пенсионых отчисленний из республиканского бюджета.
 
2.3 Современное состояние государственной политики в области социальной защиты населения.
Главными приоритетами государственной политики нашей республики, в соответствии с установками Президента страны, были и остаются развитие человеческого капитала и повышение качества жизни населения. Реализуемые в этих целях программы Правительства направлены, прежде всего, на сохранение занятости и повышение уровня доходов, социальную защиту наиболее уязвимых категорий населения. Даже в условиях разразившегося мирового финансового кризиса государство не отказалось от соцподдержки своих граждан. Напротив, принимает все меры к тому, чтобы неуклонно повышать благосостояние всех казахстанцев.
В 2010 году расходы государства на соцобеспечение и социальную помощь составили 566,5 миллиарда тенге, что на 22,5 процента больше по сравнению с 2009 годом и в три раза выше по отношению к 2005-му. Растущее финансирование соцпрограмм позволило повысить уровень социальных выплат для всех категорий получателей. К примеру, минимальные размеры пенсионных выплат из солидарной системы (с учетом базовой пенсии) составили 17,4 тысячи тенге, средние - 28,6 и максимальные - 47,3 тысяч. При этом средние размеры за последние пять лет увеличились почти в два раза. Кроме того, около 150 тысяч человек стали получать пенсии из накопительной пенсионной системы.
Средние размеры государственных соцпособий по инвалидности от общего заболевания выросли с 4271 тенге в 2005 году до 12514 тенге в 2010-м. Дополнительным источником доходов для инвалидов - участников системы обязательного соцстрахования стали социальные выплаты из АО «ГФСС». В истекшем году их среднемесячный размер составил 4,8 тысячи тенге. У лиц, потерявших кормильца, размеры пособий на одного иждивенца достигли 11315 тенге, или увеличились более чем в два раза по отношению к 2005 году.
Восстановлены пособия для лиц, относящихся ко второму списку. В прошлом году их размер составлял восемь месячных расчетных показателей. Более одного миллиона человек получили специальные госпособия в размерах от одного до 15 МРП в зависимости от законодательно определенного статуса той или иной категории получателей.
В два раза увеличены единовременные пособия на рождение ребенка, в 1,6 раза - ежемесячные пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года (от 5840 тенге на первого ребенка до 7582 тенге на четвертого и более детей). Данные средства получили около 350 тысяч семей.
Начиная с 1 января 2008 года, введено страхование по беременности и родам и по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года. На выплаты связанных с этим пособий из АО «ГФСС» израсходовано более 25 миллиардов тенге.
Таким образом, социальные выплаты из республиканского бюджета ежемесячно и своевременно получали 4,3 миллиона человек или около трети населения страны.
Кроме того, для поддержки малообеспеченных семей местным исполнительным органам были дополнительно выделены 1,1 миллиарда тенге на оказание адресной социальной поддержки, 1,7 миллиарда - на выплату детских пособий, 3,6 миллиарда - на представление жилищной помощи. Это позволило оказать дополнительную соцпомощь более чем одному миллиону казахстанцев.
Возможности соцобеспечения и соцподдержки, в конечном счете, зависят от состояния трудовой сферы. Поэтому самой действенной социальной политикой была и остается политика занятости населения. В этой связи деятельность Министерства труда и социальной защиты населения направлена, в первую очередь, на снижение уровня безработицы и соцзащиту безработных, а также на их возращение в «пул работающих».
За отчетный период создано 238,2 тысяч рабочих мест и более десяти тысяч социальных рабочих мест; трудоустроены 216,6 тысяч человек или 87,3 процента лиц, обратившихся за содействием в данном вопросе. Завершили обучение и переподготовку 26,4 тысяч безработных, 100,7 тысяч человек приняли участие в общественных работах.
Для сокращения молодежной безработицы в большинстве регионов использовалась молодежная практика. Более сорока процентов выпускников учебных заведений, принявших участие в данной акции, трудоустроены. Проведено около тысячи ярмарок-вакансий, по итогам которых работу получили почти 27 тысяч человек.
Важная часть нашей деятельности касается предупреждения сокращения рабочих мест, а также связанных с этим увольнений. В соответствии с поручением Главы государства, Правительством создана межведомственная рабочая группа, которая анализирует динамику производства и влияет на ситуацию на рынке труда, несколько обострившуюся под воздействием мирового кризиса. Министерство совместно с Федерацией профсоюзов РК и НЭП «Союз «Атамекен» инициировало заключение меморандумов с крупными компаниями по сохранению рабочих мест и предотвращению массового высвобождения работников.
К настоящему времени подписано уже 434 меморандумов, направленных на максимально возможное использование работодателями мер, предусмотренных трудовым законодательством. Это введение режима неполного рабочего времени; временный перевод работника на другую работу с выплатой не менее двух третей среднемесячной зарплаты по прежней работе; выплата компенсации в размере не менее пятидесяти процентов от заработной платы в случае приостановки производства и вынужденного простоя.
Итоги показательны: около 25 тысяч человек, подлежащих высвобождению на 331 предприятии, переведены на другую работу либо на неполный режим занятости, или отправлены в отпуск с выплатой компенсации, но с сохранением рабочих мест. Кроме того, для смягчения социальных последствий потери работы, наряду с адресной соцпомощью, начали использоваться возможности соцстрахования.
Еще один блок наших задач касается развития трудовых ресурсов. К сожалению, надо признать, что в настоящее время рынок труда в стране не сбалансирован: при наличии безработицы сохраняются вакансии (14-15 тысяч единиц ежемесячно). Это связано с несоответствием качества и профессионально-квалификационной структуры рабочей силы потребностям работодателей, а также с низкой трудовой мобильностью трудовых ресурсов. Не хватает, в первую очередь, квалифицированных кадров. Речь идет о врачах, учителях, инженерах, менеджерах. В большом дефиците - токари, фрезеровщики, механики, инструментальщики. Учить некому и учиться не у кого. С одной стороны, безвозвратно ушло целое поколение специалистов, с другой - слаба система профобразования.
Существующий дефицит трудовых ресурсов становится основанием для привлечения иностранных специалистов. Однако это лишь частично решает проблему. Анализ мировой практики свидетельствует о том, что решение проблемы нужно увязывать с развитием человеческого капитала и созданием необходимых условий для достойного труда. Знаковым событием в этом отношении стало проведение 22 августа 2008 года в г. Рудном (Костанайская область) с участием Главы государства международного Трудового форума по государственно-частному партнерству в формировании конкурентоспособных кадров.
Значимым направлением работы остается развитие системы социального партнерства. И здесь нельзя не отметить важность состоявшегося в январе 2008 года в г. Жезказган с участием Главы государства республиканского Форума по социальной ответственности бизнеса, на котором подписано Соглашение между министерством и социально-ориентированными бизнес-структурами по продвижению принципов Глобального договора ООН в сфере социально-трудовых отношений.
В подписанном документе определены основные индикаторы социальной ответственности бизнеса: оплата труда, его охрана и безопасность, профподготовка, переподготовка, повышение квалификации; квота приема на работу молодежи (не менее пяти процентов от штатной численности работающих), обязательное профилактическое лечение работников с расходами на одного человека не менее двадцати тысяч тенге в год; ведение прозрачного бизнеса, разработка системы и методики управления корпоративной этикой, формы социальной отчетности.
Инициированная Главой государства на форуме акция «Заключите коллективный договор» оказалась весьма продуктивной: на 1 января этого года количество соответствующих документов уже превысило сорок тысяч. Если в начале прошлого года системой колдоговоров было охвачено каждое десятое из действующих предприятий, то сейчас - каждое четвертое.
Кроме того, развитие получила практика заключения меморандумов и соглашений по соцответственности бизнеса между местными исполнительными органами и работодателями. Более четырех тысяч таких документов, появившихся с начала года, предполагают социальное инвестирование на сумму около семидесяти миллиардов тенге. А это заметно повлияет на развитие регионов в части возведения новых школ, учреждений здравоохранения, объектов культуры, спорта и соцзащиты, поддержки малообеспеченных граждан.
В целях поддержания усилий социально-ориентированного бизнеса Указом Президента республики объявлен конкурс «Парыз». Анализ материалов, представленных участниками, а это около трехсот предприятий и объединений, свидетельствует о значительном внимании соцпартнеров к сохранению рабочих мест, повышению квалификации работников, организации их отдыха, содействию в решении жилищных и иных социальных проблем.
На улучшение обеспечения потребностей экономики в рабочей силе, повышение мобильности трудовых ресурсов направлена и реализация государственной миграционной политики. За годы независимости наша республика стала активным участником мировых миграционных процессов, что во многом связано с устойчивым экономическим ростом и повышением уровня жизни; отсутствием межнациональных конфликтов; выгодным геополитическим положением и малой плотностью населения, проживающего на обширной территории.
Центральное место в миграционной политике занимает регулирование этнической миграции. Начиная с 1993 года, переселение оралманов регулируется установлением квоты иммиграции, которая в последнее время (2005-2008 годы) составляла 15 тысяч семей ежегодно. С 2009 года, в соответствии с поручением Главы государства, она увеличена до двадцати тысяч.
На протяжении всех лет государство оказывало оралманам необходимую соцпомощь и поддержку. Им обеспечена доступность медобслуживания, образования и соцобеспечения; они отнесены к одной из целевых групп, в отношении которых применяются меры содействия занятости. Более 66 процентов этнических иммигрантов трудоспособного возраста заняты в различных сферах производства.
Характерная особенность последних лет - активизация внутренней миграции. В процессы межобластной и внутриобластной миграции в 1991-2007 годах оказались вовлечены более 4,7 миллиона человек. К настоящему времени численность внутренних мигрантов стабилизировалась на уровне трехсот тысяч человек в год. Основная их часть - сельское население.
Внутренняя миграция связана с сохраняющимися диспропорциями в региональном развитии и общей закономерностью расширения современных секторов экономики (промышленность, городское строительство, сфера услуг) за счет традиционных (сельскохозяйственных) с низкой производительностью и низким уровнем оплаты труда. При этом, однако, внутренние мигранты имеют весьма низкие адаптационные возможности, их перемещение происходит преимущественно стихийно, что ведет к напряжению на рынках труда, трудоизбыточности в одних регионах и дефициту рабочих рук в других.
Инструментом быстрого реагирования на трудовые потребности в условиях глобализации стала внешняя трудовая миграция. Для защиты внутреннего рынка труда и интересов местного персонала, минимизации ущерба занятости и заработкам граждан республики Правительство устанавливает и контролирует соблюдение квоты на ввоз иностранной рабочей силы, проводит политику замены зарубежных специалистов местными кадрами (в 2008 году квота составила 132 тысячи человек, фактически привлечено около шестидесяти тысяч).
С июня 2008 года вступили в действие новые Правила определения квоты, условий и порядка выдачи разрешений работодателям на привлечение иностранной рабочей силы. Документом упрощается порядок выдачи соответствующих разрешений, вводится балльная оценка квалификационных характеристик привлекаемых зарубежных работников, персонифицируется разрешение на их привлечение.
Важная особенность новых Правил - уточнение обязательств инвесторов по профподготовке, переподготовке и повышению квалификации местных кадров для дальнейшей замены ими иностранцев. По состоянию на 1 декабря 2008 года на предприятиях, привлекающих зарубежных специалистов, соответствующие процессы коснулись более пятидесяти тысяч наших граждан, 2,3 тысячи иностранных работников заменено казахстанскими.
В целях легализации и уменьшения давления на внутренний рынок труда подписан ряд соглашений с приграничными государствами (Кыргызстан, Россия, Таджикистан) по привлечению и использованию иностранной рабочей силы (в том числе для участия в сезонных работах). Для улучшения условий адаптации и интеграции этнических мигрантов и упорядочения внутренней миграции по поручению Главы государства разработана и утверждена программа «Н?рлы к?ш». Ее цель - рациональное расселение этнических казахов и граждан Казахстана, проживающих в неблагоприятных районах страны в интересах демографического и социально-экономического развития регионов и реализации потенциала участников.
 
 

Глава 2. Мероприятия по совершенствованию государственной политики в области социальной защиты
3.1 Проблемы реализации социальной политики в сфере социальной защиты населения.
К сожалению, наряду с позитивными изменениями, имеется в социально-трудовой сфере и ряд острых проблем, первая из которых - высокая чувствительность национального рынка труда к внутренним и внешним факторам движения трудовых ресурсов. Она проявляется в несбалансированности спроса и предложения на рабочую силу, как по количеству, так и по качеству; сохранении относительно высокого уровня безработицы; в высокой доле занятости в трудоемких и низко производительных отраслях (31,2 процента из общего числа занятых приходится на долю сельского хозяйства) и доле самостоятельно занятого населения (34 процента от численности занятого населения в 2010 году, в том числе 1,3 миллиона человек, занятых на личном подворье). Нельзя не отметить и низкое качество рабочей силы (из общей численности занятых 26,8 процента составляют лица с высшим образованием, 37,7 - со среднеспециальным, 35,5 имеют среднее общее образование).
Основным инструментом регулирования трудовых отношений в условиях рыночной экономики выступают коллективные договора. Основанные на партнерстве и взаимодоверии участников трудовых отношений, они позволяют четко определить обязательства сторон и привлечь работников к решению производственных и социальных вопросов. Но, к сожалению, эта система очень медленно внедряется в сфере среднего и малого бизнеса. К настоящему времени колдоговора имеет лишь каждое пятое малое предприятие.
Есть проблемы и во внедрении стандартов безопасности и охраны труда. На сегодня лишь немногим более трех процентов предприятий промышленности внедрили систему МОТ-СУОТ 2001. И это становится причиной многочисленных нарушений трудовых прав граждан. Только в прошлом году госинспекторами труда в ходе проведенных проверок выявлено 104 тысячи нарушений, из них 53,1 процента - нарушения законодательства о труде, более 45 - нарушения требований по обеспечению безопасных условий труда.
Относительно низким остается уровень оплаты труда, особенно у работников бюджетной сферы, сельского и лесного хозяйства. Неадекватны сегодняшнему уровню жизни размеры пенсионных и социальных выплат. Рост реальных доходов населения сдерживает повышение индекса потребительских цен. Дальнейшего совершенствования требует механизм оценки уровня бедности и порога социальной поддержки отдельных категорий населения.
Решение обозначенных проблем и выполнение государством принятых на себя социальных обязательств по дальнейшему повышению благосостояния населения страны в непростых условиях сегодняшнего дня положены в основу стратегического плана министерства. В отличие от традиционного планирования развития областей социальной защиты он предусматривает целевой подход к управлению социальными рисками, вызывающими уязвимость человека или категорий населения при наступлении неблагоприятных обстоятельств - традиционные меры соцзащиты становятся инструментами в механизме преодоления социального неблагополучия.
Анализ текущей ситуации позволяет выделить следующие виды социальных рисков: потеря (отсутствие) работы; нарушения трудовых прав; неуправляемая миграция населения; уязвимость при наступлении старости, нетрудоспособность, а также другие социально значимые обстоятельства снижения дохода ниже установленного порогового минимума. Исходя из этого, министерством предусматривается ряд комплексных мер.

3.2 Пути совершенствования государственной политики в области социальной защиты населения.

В соответствии с поручением Главы государства и антикризисной программой Правительства политика занятости будет направлена на сохранение и создание новых рабочих мест; расширение занятости в строительстве и ремонте дорог, на сельскохозяйственных работах; использование различных форм временной занятости и направление высвобождающихся работников на обучение.
Принимаются меры по систематическому мониторингу занятости, особенно на предприятиях и в регионах, наиболее подверженных риску сокращения объемов производства и высвобождения трудовых ресурсов.
В соответствии с ситуацией особое внимание уделено контролю использования местными исполнительными органами и предпринимателями всех возможных мер по обеспечению устойчивой и временной занятости. Акцент также делается на реализации программ профподготовки и переподготовки. Разрабатываются учебные программы для различных форм краткосрочного обучения и переобучения высвобождаемых работников (1-3 месяца); устанавливается прямая связь между подготовкой специалистов и их трудоустройством.
Для социальной помощи высвобождаемым работникам используются выплата страхового социального пособия по безработице в течение четырех месяцев (в соответствии со страховыми соцотчислениями); оказание соцподдержки за счет средств местного бюджета (Адресная Социальная Помощь, Государственные Детские Пособия на детей до 18 лет, жилищная помощь, единовременная материальная помощь).
Принимаются дополнительные меры по защите национального рынка труда в соответствии с интересами казахстанских работников. Квота на привлечение иностранной рабочей силы в 2010 году сократилась почти в два раза. Предусматривается также запретить привлечение иностранцев по тем специальностям и профессиям, которые в достаточной степени обеспечены местными кадрами.
Одновременно с участием отраслевых министерств на среднесрочную перспективу планируется: разработка прогнозов спроса и предложения на рынке труда в рамках профессионально-квалификационных групп и видов экономической деятельности; составление генеральной схемы (баланса) создания рабочих мест и их кадрового обеспечения на основе схемы развития и размещения производительных сил и перспектив развития экономики; принятие мер по повышению качества трудовых ресурсов на основе разделения ответственности за повышение профессионализма персонала между государством, работодателями и работниками непосредственно. В рамках программы «Н?рлы к?ш» будут созданы условия для повышения мобильности казахстанских граждан и использования внутренних резервов увеличения трудовых ресурсов.
Для предупреждения нарушений трудового законодательства, защиты трудовых прав и разделения ответственности между социальными партнерами за формирование условий для достойного труда предусматривается: расширение системы коллективно-договорных отношений; усиление контроля за реализацией основных социальных гарантий, в первую очередь, по своевременной выплате зарплаты; содействие принятию отраслевых (межотраслевых соглашений), устанавливающих минимальные социально-трудовые гарантии и поэтапное повышение уровня оплаты труда; реализация поручений Президента о повышении уровня оплаты и внедрение новой системы заработной платы работников бюджетной сферы.
Кроме того, предусмотрено введение независимого аудита и аттестации предприятий по условиям труда; стимулирование внедрения международных стандартов безопасности и охраны труда; создание региональных центров по обучению и повышению квалификации руководителей и специалистов в данной сфере.
Осн
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.