На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Структура личности в трудах отечественных психологов

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 07.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     ЖЕНСКИЙ ИНСТИТУТ «ЭНВИЛА» 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

Структура личности в трудах отечественных психологов 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                 
 
 

                                                            
                                                            Студентки 3-го курса, 308 группы
                                                              Денисьевой Натальи
                                                             Т. 80257274007 
 
 

                                                                   Научный руководитель
                                                               Уминская Н.В. 

                 
 
 
 
 
 
                                             Минск,2011 
 
 

оглавление 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ…………………………………………………………  
5
      Понятие «личность»………………………………………………..
5
      Психологическая структура личности……………………………
6
Выводы  по главе…………………………………………………………… 9
ГЛАВА 2.СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ В ТРУДАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПСИХОЛОГОВ……………………………………………………………  
10
2.1.Структура  личности  в трудах Б.Г. Ананьева……………………… 10
2.2. Структура личности в работах С.Л.Рубинштейна………………… 11
2.3. Структура личности в трудах К. К. Платонова……………………… 15
2.4.Структура личности  в трудах А. Н. Леонтьева……………………… 16
2.5. Структура личности в работах В.Н. Мясищева…………………… 19
2.6. Структура личности  в трудах А.В. Петровского………………… 21
2.7. Структура  личностив трудах А.Г. Ковалева……………………… 22
Выводы  по главе………………………………………………………….. 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………. 25
СПИСОК  использованных источников……………………… 26
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………. 28
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ 

     Актуальность  исследования.В психологии личность изучается разными отраслями психологической науки. Обусловлено это многоплановостью проявлений личности, противоречивостью, а порой и загадочностью человеческого поведения. Многоплановость поведения требует в свою очередь разноуровневого психологического анализа.
     Признание несомненного единства, но не тождества  понятий «личность» и «индивид»  порождало ряд вопросов, среди  которых был и вопрос о том, что представляет собой это особое системное качество индивида, которое  обозначается термином «личность» и  оказывается несводимым к биологическим  предпосылкам, включенным в природу  его носителя – индивида
     Иначе говоря, личность есть системное и  поэтому «сверхчувственное» качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесный индивид  со всеми его прирожденными и  приобретенными свойствами. Можно констатировать, что сегодня в отечественной  психологии широко распространен взгляд на человека как на индивида, личность и субъект деятельности, но при  этом отсутствует более или менее  общепринятая концепция личности.
     Проблема  структуры, природа ее организации  и влияния на функционирование индивидуума  является ключевым компонентом во всех теориях личности. Многие известные  теории личности базируются на структурных  концепциях, которые раскрывают взаимосвязи  различных функций и свойств, то есть относительно неизменных характеристик  человека. Любой подход к личности, если он претендует на полезность, должен так или иначе отвечать на вопрос о том, каким образом обеспечиваются относительно стабильные аспекты поведения. Этот вопрос считают важным даже те теории, которые видят в личности процесс непрерывного самоизменения, развития.
     Структурный подход к личности является результатом  преодоления концепции изолированных  свойств, которая представляла личность как сумму определенных черт. На основе определения того или иного  психического свойства выдвигалось  требование создания как можно более  адекватного тестового инструментария. По мере того, как осознавалось, что  то или иное свойство может быть понято лишь в связи со всеми другими  свойствами, утверждались идеи о структуре  личности.
     Если  личность понимается как сочетание  свойств, то неизбежно встает вопрос о способе этого сочетания, то есть о структуре. Таким образом, структура личности решает два основных вопроса: что представляют собой  основные стабильные элементы личности и каким образом они связаны  между собой.
     Следует отметить, что знание истории психологии необходимо для понимания различных  теорий и направлений современной  психологии, путей и тенденций  ее развития. Только включение в  исторический контекст позволяет понять их сущность, выявить их исходные позиции, оценить подлинную новизну и  осознать их исторический смысл.
     Объект  исследования: структура личности.
     Предмет исследования: подходы к проблеме структуры личности в трудах отечественных психологов.
     Цель  исследования: рассмотреть подходы к проблеме структуры личности в трудах отечественных исследователей.
     Задачи  исследования:
    Раскрыть сущность понятия личность в трудах  психологов.
    Раскрыть сущность психологической структуры личности.
    Изучить особенности структуры личности в трудах С.Л. Рубинштейна, А.В. Петровского, А.Н. Леонтьева, К.К. Платонова, В.Н. Мясищева, Б.Г. Ананьева.
     Методология исследования. Деятельностный подход к проблеме структуры личности А.Н. Леонтьва, А.В. Петровского, К.К. Платонова, В.Н. Мясищева;комплексный подход к психике и к человеку Б. Г. Ананьева;культурно-исторический подход С.Л. Рубинштейна.
     Методы  исследования: для решения задач исследования на теоретическом уровне применялись методы сравнительного анализа психолого-педагогической литературы.
     Структура и объем работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка используемыхисточников (20наименований) и приложения. Общий объем работы составляет 27 страниц. В приложении представлена примерная схема  структуры личности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1.
  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  ПРОБЛЕМЫ ЛИЧНОСТИ   
В ПСИХОЛОГИИ
 

      Понятие «личность»
 
     Понятие личности является одним из важнейших  в психологии. Психология изучает  не психику, сознание вообще, а психику  конкретной личности.
     На  вопрос, что такое личность, психологи  отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет проявляется сложность самого феномена личности.
     Слово «личность» происходит от русск. личина (личина соответствует термину persona– исходно маска, или роль, исполнявшаяся актером древнегреческого театра). Личность чаще всего определяют как человека с совокупностью его социальных, приобретенных качеств. Это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые генотипически или физиологически обусловлены, никак не зависят от жизни в обществе. Во многих определениях личности подчеркивается, что к числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или  индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям, в обществе. В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки[6].
     Личность  – совокупность общественных отношений, реализующихся в многообразных деятельностях (А.Н. Леонтьев).
     Личность  – совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздествия (С.Л.Рубинштейн).
     Личность  – общественный индивид, объект и субъект социальных отношений и исторического процесса, проявляющий себя в общении, в деятельности, в поведении (В.А.Ганзен).
     И.С. Кон: понятие личности обозначает человеческого индивида как члена общества, обобщает интегрированные в нем социально значимые черты.
     Б.Г. Ананьев: личность – субъект общественного поведения и коммуникации.
     А.В. Петровский: личность – человек как общественный индивидуум, субъект познания и объективного преобразования мира, размуное существо, обладающее речью и способное к трудовой деятельности.
        К.К. Платонов: личиность– человек как носитель сознания.
        Б.Д. Парыгин: личность – это интегральное понятие, характеризующее человека в качестве объекта и субъекта биосоциальных отношений и объединяющее в нем общечеловеческое, социально–специфическое и индивидуально-неповторимое [7].
     В содержание личности и ее оценку в  качестве важнейшего компонента включается направленность ее сознания, личностные ориентации, обусловленные уровнем  ее сознания, мировоззрением, нравственностью  и ответственностью. Безусловно, социальная среда оказывает существенное влияние  на формирование и поведение личности. Но не в меньшей степени личностные ориентации и поведение обусловлены  и внутренним, духовным миром человека. Сила воли и сила духа личности, ее нравственная доброта и чистота не могут  подтвердиться и реализоваться  никаким другим способом, как только в реальной практической деятельности и в определенных социальных условиях. Если индивид действительно считает  себя личностью или стремится  быть ею, он должен быть ответственным, и не только в своих мыслях, но прежде всего в своих поступках, а это всегда тяжелое бремя [11].
     Таким образом, личность – это человек, взятый в системе таких его  психологических характеристик, которые  социально обусловлены, проявляются  в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для  него самого и окружающих. 
 

      Психологическая структура личности
 
     В учебниках по психологии чаще всего  психологическая структура личности  отображается так, как она представлена на схеме  (см. Приложение).
     Таким образом, структура личности составляют психические процессы и образования  и психические свойства и состояния.
     Психические процессы и образования.
     Индивидуально-психологическая сторона личности отражает специфику функционирования ее психических процессов, свойств, состояний и образований.
     Психические процессы – это психические явления, обеспечивающие первичное отражение  и осознание личностью воздействий  окружающей действительности. Это важнейшая форма отражательной деятельности человека. Они многообразны. Одни из них дают нам возможность познавать окружающий мир и самих себя. К этой группе процессов относятся:
     – ощущения – это отражение отдельных свойств предметов и явлений, непосредственно воздействующих в данный момент на органы чувств;
     – восприятие – это отражение предметов и явлений в целом при их непосредственном воздействии на органы чувств;
     – память – это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение человеком его опыта;
     – мышление –  процесс обобщенного и опосредованного отражения окружающего мира;
     – воображение – это создание новых образов на основе ранее воспринятых и т.д.
     Эти процессы называют познавательными. Друг от друга они отличаются различной  степенью полноты и глубины отражения  действительности. Так, ощущение есть отражение лишь отдельных свойств  предмета, восприятие дает нам целостный  внешний образ предмета, мышление раскрывает сущность предмета и т.д.[16].
     В других процессах мы выражаем свое отношение к объектам внешнего и  внутреннего мира и к самим  себе в виде различных переживаний  удовольствия или неудовольствия. Эти  процессы называются  эмоциональными. Третью группу составляют волевые процессы – желания, стремления, намерения, решения  и т.д., посредством которых мы регулируем свои действия, поступки, свое практическое отношение к миру. Волевые  процессы входят в состав волевых  действий человека.
     Психические образования – это психические  явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в  содержание которых входит особое сочетание  знаний, умений и навыков [19].
     Психические свойства и состояния.
     Психические свойства – это наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности  личности, обеспечивающие определенный уровень поведения и деятельности, типичный для нее. Различают следующие  свойства личности: направленность, темперамент, характер, способности.
     Каждый  человек как личность обладает устойчивыми  психическими свойствами, которые развились  и укрепились в нем под влиянием воспитания и жизненной практики. Психические свойства возникают  из психических процессов и состояний, многократно пережитых человеком. Взаимосвязанные психические свойства образуют структуру личности, характерный  для нее психический склад.
     Центральным элементом структуры личности является направленность (т.е. устойчивые потребности  и интересы, убеждения и идеалы, стремления и склонности, установки, образующие систему основных мотивов (побуждений) и жизненных целей  личности). По ней можно судить о  том, какие жизненные цели ставит перед собой данный человек и  почему; почему в своих взаимоотношениях с людьми он поступает так, а не иначе; чем он больше всего интересуется, что больше всего ценит в жизни  и что осуждает. Направленность определяет избирательное отношение человека к миру и степень его общественной трудовой активности. Направленность выражает характерную для личности жизненную позицию.
     Способности человека указывают на его прирожденные и воспитанные возможности в  усвоении знаний, в овладении различными профессиями и видами творчества.
     В темпераменте личность проявляется  с динамической стороны, со стороны  быстроты и силы протекания психических  процессов и действий. Так, одним  людям свойственна живость, подвижность, впечатлительность, неустойчивость настроений; другим – вспыльчивость, энергичность, страстность; третьим – медлительность, спокойствие и т. д.  Особенности  темперамента сказываются на всей деятельности человека и влияют  на формирование его характера. Что касается характера, то в нем наиболее ярко выражено индивидуальное лицо личности, её отличие  от других людей. Характер личности синтезирует, объединяет в себе все психические  свойства, присущие определенному человеку. Он формируется в конкретных условиях его жизни и воспитания и проявляется  в разнообразных отношениях этого  человека к окружающему миру и  к самому себе. Психические свойства личности влияют на все психические  процессы и действия человека, которые  приобретают индивидуальное своеобразие, характерное для каждой личности.
     В структуру личности также входят некоторые природные ее свойства (своеобразие конструкции тела, врожденные свойства нервных процессов, задатки, состояния органов чувств и органов  речи к моменту рождения).
     Психические состояния – это временные  сочетания психических процессов, психических свойств личности, особенностей организма, своеобразно переживаемые человеком в данный отрезок времени  и оказывающие влияние на его  деятельность, поведение. В течение  дня у человека может несколько  раз изменяться психическое состояние. Чем разнообразнее события, в  которых участвует личность, и  деятельность, которой она занята, тем разнообразнее и ее психические  состояния. К ним можно отнести  состояние внимательности и рассеянности, умственной активности и пассивности, состояния решительности или  нерешительности, заинтересованности чем–либо или скуки, тревожного или радостного ожидания, утомления и т.п. [17]. 
     Таким образом, в  психологическую структуру  личности входит множество компонентов. В данном вопросе была рассмотрена  только индивидуально психологическая  сторона личности, также существует мировоззренческая и социально-психологические стороны. Их следует рассматривать не изолированно,  а в системе. 
 

     Выводы  по первой главе 

     На  основании анализа психолого-педагогической литературы были сделаны следующие выводы:
      личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.
      Психологическая структура личности включает в себя психические процессы и образования и психические свойства и состояния.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ГЛАВА 2.
  СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ  В ТРУДАХ  
ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПСИХОЛОГОВ
 
 

      Структура личности в трудах Б.Г. Ананьева
 
     Структуру личности по Б.Г. Ананьву можно описать следующим образом. Личность – составляющая индивидуальности, ее характеристика как общественного индивида, объекта и субъекта исторического процесса. Личность – «вершина» всей структуры человеческих свойств. Развитие личности направляется развитием индивидуальности.
     Концепция построена на теоретических и  экспериментальных исследованиях  индивидуального развития человека в системе синтетического человекознания. По Ананьеву, человеческая эволюция – это единый процесс во всей множественности его состояний и свойств, детерминированный историческими условиями жизни человека в обществе. Человек, как открытая система, находясь в постоянном взаимодействии с природой и обществом, осуществляет индивидуальное развитие своих человеческих свойств в личности с ее социальными связями и субъекта деятельности, преобразующего действительность. Но человек является и закрытой системой вследствие внутренней взаимосвязанности свойств личности, индивида и субъекта, составляющих ядро его личности (самосознание и «Я»). Неповторимость индивидуальности проявляется в переходе внутренних тенденций и потенций в продукты творческой деятельности личности, изменяющей окружающий мир и его общественное развитие.
     В структуру личности входят такие  свойства:
      определенный комплекс коррелируемых свойств индивида (возрастно-половых, нейродинамических, конституционно-биохимических);
      динамика психофизиологических функций и структура органических потребностей, также относимых к индивидным свойствам. Высшая интеграция индивидных свойств представлена в темпераменте и задатках;
      статус и социальные функции-роли;
      мотивация поведения и ценностные ориентации;
      структура и динамика отношений.
     Интеграция  личностных свойств представлена в  характере человека и его склонностях. Структура личности, по Ананьеву, формируется  в процессе индивидуально-психологического развития, выступающего в трех плоскостях:
      онтогенетическая эволюция психофизиологических функций;
      становление деятельности и история развития человека как субъекта труда, познания и общения;
      жизненный путь человека (история личности).
     Б. Г. Ананьев считает, что структура  личности строится по двум принципам  одновременно:
      субординационному, или иерархическому, при котором более сложные и более общие социальные свойства личности подчиняют себе более элементарные и частные социальные и психофизиологические свойства;
      координационному, при котором взаимодействие осуществляется на паритетных началах, допускающих ряд степеней свободы для коррелируемых свойств, то есть относительную автономию каждого из них[2;3].
     Таким образом, с позиций А. Н. Леонтьева, личность и ее структура определяется и характеризуется иерахрическим отношением деятельностей. За содержанием деятельностей следует соотношение мотивов. Главное здесь – соотношение смыслообразующих мотивов и мотивов-стимулов. 
 

     2.2. Структура личности в работах С.Л.Рубинштейна 

    Предметом данной концепции выступает личность как субъект жизни. Задачи, решаемые в рамках данной концепции:
     1) изучение становления личности как субъекта жизнедеятельности;
     2) изучение личностного опосредствования сознания и деятельности. Определение личности по С.Л.Рубинштейну: «Личность – это субъект жизни, она связывает клубок из всех нитей – возрастной, событийной, продуктов творчества, социальных достижений – своим собственным уникальным узлом, определяя качество своей жизни» [18, с. 202].
     Первое  на что специально обращает внимание С. Л. Рубинштейн, приступая к характеристике личности, это зависимость психических  процессов от личности. По мнению автора, это выражается, во-первых, в индивидуально-дифференциальных различиях между людьми. У разных людей, в зависимости от их индивидуальных, т. е. личностных особенностей имеются различные типы восприятия, памяти, внимания, стили умственной деятельности.
     Во-вторых, личностная зависимость психических процессов выражается в том, что сам ход развития психических процессов зависит от общего развития личности. Смена жизненных эпох, через которые проходит каждая личность и происходит ее развитие, приводит не только к смене жизненных установок, интересов, ценностных ориентации, но и приводит к смене чувств, волевой жизни. Как болезнь (ее протекание) оказывает влияние на существенные изменения в личности больного, так и личностные изменения в ходе ее развития приводят к изменениям в психических процессах (познавательных, аффективных, волевых).
     В-третьих, зависимость психических процессов от личности выражается в том, что сами эти процессы не остаются независимо развивающимися процессами, а превращаются в сознательно регулируемые операции, т. е. психические процессы становятся психическими функциями личности. Так, восприятие в ходе развития личности превращается в более или менее сознательно регулируемый процесс наблюдения, а непроизвольное запечатление сменяется сознательным запоминанием. Внимание в своей специфически человеческой форме оказывается произвольным, а мышление – это совокупность операций, сознательно направляемых человеком на решение задач. Исходя из данного контекста, вся психология человека является психологией личности.
     Следующее важное для психологической концепции  личности положение состоит в  том, что любое внешнее воздействие  действует на индивида через внутренние условия, которые у него уже сформировались ранее, также под влиянием внешних  воздействий. Раскрывая это положение, С. Л. Рубинштейн отмечает: «чем «выше» мы поднимаемся, – от неорганической природы к органической, от живых  организмов к человеку, – тем  более сложной становится внутренняя природа явлений и тем большим  становится удельный вес внутренних условий по отношению к внешним» [18, с. 201]. Именно это методологическое положение, выведенное С.Л. Рубинштейном, делает понятным хорошо известную формулу: «личностью не рождаются – ею становятся». Действительно, каждый вид психических процессов, выполняя свою роль в жизни личности, в ходе деятельности переходит в свойства личности. Поэтому психические свойства личности – не изначальная данность; они формируются и развиваются в ходе деятельности.
     Итак, для понимания психологии личности, с точки зрения С.Л. Рубинштейна становятся важными следующие положения:
     1) психические свойства личности  в ее поведении, в действиях  и поступках, которые она совершает,  одновременно и проявляются, и  формируются.
     2) психический облик личности во  всем многообразии ее свойств  определяется реальным бытием, образом  жизни и формируется в конкретной  деятельности.
     3) процесс изучения психического  облика личности предполагает  решение трех вопросов:
     • чего хочет личность, что для него привлекательно, к чему он стремится? Это вопрос о направленности, установках и тенденциях, потребностях, интересах и идеалах;
     • что может личность? Это вопрос о способностях, о дарованиях человека, о его одаренности,
     • что личность есть, что из его тенденций и установок вошло у нее в плоть и кровь и закрепилось в качестве стержневых особенностей личности. Это вопрос о характере.
     Выделив эти аспекты психического облика личности, С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что они взаимосвязаны и взаимообусловлены, что в конкретной деятельности они сплетены в единое целое. Направленность личности, ее установки, порождая в однородных ситуациях определенные поступки, переходят затем в характер и закрепляются в нем в виде свойств. Наличие же интересов к определенной области деятельности стимулирует развитие способностей в этом направлении, а наличие способностей, обусловливая успешную работу, стимулирует интерес к ней.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.