На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Корпорации:виды, сущность

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 07.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 22. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?Содержание:
ВВедение
Глава I: Сущность и структура  корпораций.
1.1 История развития корпораций
1.2 Типы корпораций
1.3 Виды корпораций
Глава II: Основные модели корпораций.
2.1 Англо – американская модель
2.2 Японская модель
2.3 Немецкая модель
Глава III: Тенденции развития корпораций.
3.1 Основная роль корпораций на мировом рынке
3.2 Формирование структур собственности корпораций
3.3 Ускорение организационного развития корпораций
3.4 Влияние высокоскоростных  информационных технологий на развитие корпораций
3.5 Регионализация современных корпораций
Заключение
Список использованной литературы:
 
 


Глава I: Сущность и структура корпораций.
1.1 История развития корпораций
С начала XX века интеграция промышленного и финансового капиталов выступает как объективно обусловленный процесс, определяющий развитие мировой экономики и общества в целом. На протяжении последних ста лет объединение промышленного и финансового капиталов происходило в основном в формах синдикатов, трестов, корпораций, концернов, комплексов и объединений, холдингов, конгломератов, консорциумов, финансово-промышленных групп.
В отечественной и зарубежной литературе приводятся самые различные определения указанных интегрированных структур. В последние 5-10 лет появляются новые образования: стратегические альянсы, виртуальные корпорации, кейрецу.
В основе формирования и функционирования названных корпоративных образований лежат организационные процессы концентрации, специализации, кооперирования, комбинирования, интернационализации, диверсификации и синергии производства и капитала. Здесь же необходимо отметить и использование новейших информационных технологий. В целом общество развивается в направлении образования единого экономического пространства, где основными хозяйствующими субъектами становятся не страны, а различные организационно-экономические объединения, и в первую очередь корпорации.
В настоящее время уделяется серьезное внимание фундаментальным вопросам развития форм организации современного производства, организационным началам интеграции экономики страны, воздействия организационных форм и структур корпоративного типа на качество и динамику макроэкономических результатов. Однако собственно корпоративный механизм хозяйствования с точки зрения правового регулирования остался слабо освещенным. Поэтому данная статья и будет посвящена именно такому виду организационно-экономического объединения, как корпорация.
Основы создания корпоративного права заложены в США многие десятилетия назад, в результате чего сформировалась хорошо приспособленная к рыночным отношениям законодательная база. В целом корпоративное право США оказало свое воздействие не только на страны англосаксонского права, но и на страны континентального права, в том числе на российское законодательство. Однако термины и понятия англосаксонской системы права зачастую используются не удачно, без учета российской специфики и терминов, а отрывки из иностранных законов включаются в тексты российских нормативных правовых актов в недостаточно точном переводе.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Таблица 1 Варианты определения понятия «корпорация»
Большой
экономический
словарь
 
«Корпорация — это широко распространенная в развитых
странах форма организации предпринимательской де-
ятельности, предусматривающая долевую собственность,
юридический статус и сосредоточение функций управления
в руках верхнего эшелона профессиональных управляющих
(менеджеров), работающих по найму»
 
Хозяйственный
кодекс Украины
 
«Корпорация — договорное объединение, созданное на
основе сочетания производственных, научных и коммер-
ческих интересов объединившихся предприятий с делеги-
рованием ими отдельных полномочий централизованного
регулирования деятельности каждого из участников органам
управления корпорации»
 
Э. Дж. Долан,
Д. Линдсей
 
«Корпорация — это фирма, имеющая статус юридически
независимого субъекта, в котором собственность разделе-
на на части (доли, паи, акции), и ответственность каждого
совладельца ограничена его вкладом в предприятие»
 
 
К. Р. Макконнелл,
С. Л. Брю
 
«Корпорация — это юридическое лицо, которое может
приобретать ресурсы, владеть активами, производить и про-
давать продукцию, брать в долг, предоставлять кредиты,
предъявлять иск и выступать в суде ответчиком, а также
выполнять все те функции, которые выполняют деловые
предприятия любого другого типа. Управляют большинс-
твом таких корпораций наемные менеджеры»
 
П. Ю. Буряк
«Корпорация — это коллективная организация, признанная
юридическим лицом, основанная на объединении капиталов
(добровольных взносах) и осуществляющая какую-либо
социально полезную деятельность»
 
В. П. Грузинов,
В. Д. Грибов
 
«Корпорация — акционерное общество, объединяющее де-
ятельность крупных фирм для достижения их общих целей
или защиты привилегий»
С. А. Масютин
«Корпорация — единый производственно-хозяйственный
комплекс, обладающий необходимым для осуществления
своей деятельности имуществом, созданный самостоятель-
ными субъектами экономики для ведения определенной
хозяйственной деятельности и руководства ею, состоящий
из наделенных хозяйственной компетенцией и находя-
щихся в устойчивых связях внутрикорпоративных структур
и органов управления, один из которых является центром
системы»
 
 
Сущность понятия «корпорация»
Некоторые авторы отождествляют понятие «корпорация» и понятие
«акционерное общество». Под корпорацией они понимают «форму орга-
низации бизнеса, при которой владение и управление явно отделены друг
от друга» . Термин «акционерное общество» используется при этом как второе название корпорации.
В теории корпоративного управления встречается также определение корпорации как акционерной компании (общества), в которой на основе
централизации капиталов и сбережений наемных работников осу-
ществляется коллективное присвоение результатов производственной де-
ятельности в зависимости от величины полученных на вложенные средс-
тва акций .
Корпорация — это система, обладающая рядом характеристик, к ко-
торым можно отнести: постановка внутренних системных целей; дина-
мичность некоторых параметров системы и наличие у них предельных
возможностей; некоторая непредсказуемость поведения системы в тех
или иных условиях, а, следовательно, и способность формировать модель
и структуру поведения в зависимости от этих условий; способность при-
способления к изменяющимся условиям .
Исходя из вышеперечисленного, можно сделать вывод, что корпо-
рация — это открытая изменяющаяся система, где одновременно проте-
кают процессы функционирования и развития. Как и любая другая сис-
тема, корпорация является частью определенной среды, взаимодействие
с факторами которой отражается на результатах ее деятельности.
Начиная с XV века, несмотря на сохранение феодальной системы обязательств в деревне и всеобъемлющей власти гильдий в области хозяйственной деятельности в городах, личная свобода выбора сферы и вида хозяйственной деятельности возрастала. Но одного этого было мало. Значительная часть хозяйственной активности осуществлялась не отдельными людьми, а группами, с появлением же в XVIII столетии фабрик производство превращалось в дело все более многочисленных групп. Чтобы хозяйственная деятельность в западных обществах стала относительно автономной, а принятие решений было бы децентрализовано и распределено между многочисленными центрами хозяйственной власти, требовались иные условия - помимо возможности отдельных людей или малых групп свободно выбирать направление и вид хозяйственной деятельности. С возникновением развитого транспорта, торговли и производства стали нужны условия для формирования и деятельности крупных групп. К концу XIX века западные общества нуждались в институтах, которые позволяли бы большим коммерческим группам организовываться для участия в экономической деятельности с одновременным сохранением относительной свободы от политического контроля.
Изобретение публичной корпорации было принципиальным ответом Запада на эту институциональную потребность. Конечно, это не было единственно возможным ответом, также не было никакой неизбежности именно в тех специфических формах, в которых корпорации возникли. Широкомасштабная экономическая деятельность могла осуществляться и осуществлялась в ранее возникших формах индивидуальной собственности и. товарищества. Но форма публичной корпорации имела два важных преимущества. Первое хорошо знакомо: она позволяла инвесторам распределять коммерческий риск, связанный с инвестициями, за счет приобретения небольших и легко продаваемых долей участия в нескольких предприятиях. Второе преимущество имеет более сложную природу. С увеличением размеров предприятия были вынуждены имитировать иерархические организационные структуры, свойственные армиям, церквям и правительственным учреждениям. До известной степени такой ход дел не был удачным, так как иерархии всегда подвержены так называемому организационному риску, то есть - при сколь угодно благородных намерениях - подчинять управление организацией соображениям собственного благополучия, жертвуя при этом формально заявленными целями своего существования. Если, как в случае с армиями, преимущества больших размеров явно перевешивают организационные издержки, есть издержки, порождаемые тем, что иерархии подчиняют организации собственным целям в ущерб интересам организации в целом, тогда проблемой становится не избавление от иерархической структуры, но сокращение и контроль организационных издержек. В случае принадлежащей публике корпорации, держатели акций могут очень легко выразить свое недовольство иерархией, продавая свои акции и вкладывая средства иным способом, - и это оказалось сильным средством контроля, не имеющим аналогов в прежних вариантах иерархических структур.
Хотя корпорация была известна уже в римском праве, только в конце XVI-начале XVII века корпорации в экономической сфере за исключением, быть может, итальянских, стали наделяться привилегиями для осуществления хозяйственной деятельности в отличие от ее регулирования. Гильдии возникли намного раньше, но их целью было регулировать производство и торговлю, «отваживать» от промысла «чужаков», а не заниматься самим промыслом. Большинство ранних корпораций, созданных для осуществления экономической деятельности, получали и политические полномочия, и исключительные права на деятельность в своей сфере. Предоставление такого рода прав и полномочий было источником немалых доходов для суверенов.
По крайней мере, в Англии с начала XVIII века некоторые добровольно объединявшиеся группы инвесторов стали пытаться заводить акционерные общества как чисто хозяйственные образования, не заручаясь королевскими декретами, не имея политических полномочий или исключительных прав. От товариществ их отличала легкость передачи долевых прав собственности. Правовой статус этих предприятий не был урегулирован вплоть до XIX века, когда уставные документы корпораций перестали быть предметом королевских декретов о даровании политических полномочий, и возникла практика простой регистрации и сообщения публике того факта, что группа людей намерена заниматься хозяйственной деятельностью, выступая при этом, как некое единое образование и действуя через своих представителей.
«Корпорация как особая форма организации хозяйственной деятель-
ности зародилась, исходя из потребностей крупномасштабного произ-
водства, потребовавшего значительного капитала и вызвавшего появле-
ние новых способов привлечения финансовых ресурсов. Первые образцы
акционерных компаний современного типа зафиксированы в 1850 г. же-
лезнодорожной индустрии, а в начале 1880 г. в отраслях, производящих
потребительские товары»
Основные исторические этапы становления и развития корпораций
представлены в таблице 2.
 
Таблица 2 Основные исторические этапы становления и развития
корпоративной формы организации бизнеса.
Этап
 
Период
Основные характеристики
Этап
железнодорожного
строительства
 
Конец XIX в. —
начало ХХ в.
 
Становление и распространение кор-
поративной собственности через акции
железнодорожных компаний. Бум фи-
нансовых спекуляций, вызвавший за-
конодательное вмешательство в процесс
деятельности корпораций
Государственный
монополистический
этап
 
Начало XX в. —
50-е гг. ХХ в.
Корпоративная форма организации биз-
неса становится основой для создания
крупнейших монополий. Формирование
и развитие антимонопольного законо-
дательства
Современный
этап
 
С 50-х гг. ХХ в.
Укрепление позиций корпоративной
формы собственности в мировой эко-
номике. Участниками корпоративных
отношений становится значительная
часть населения
 
Рассмотрим содержание приведенной таблицы 2 более подробно.
Промышленная революция и научно-технический прогресс конца
XIX в. способствовали ускоренному росту производственной сферы, а соот-
ветственно, и доходов населения, опережающих увеличение потребления.
В связи с этим был создан ряд крупнейших корпораций в Западной Евро-
пе и США, на базе деятельности которых интенсивными темпами проис-
ходило развитие промышленной индустрии. В этот период значительное
количество товаров потребления и услуг производилось уже акционерны-
ми обществам. Можно привести пример[1], что по итогам 1899 г. в США на
долю предприятий с акционерной формой хозяйствования приходилось
66 % стоимости продукции всей обрабатывающей промышленности .
Необходимо отметить, что на данном этапе становления и развития
корпоративной формы организации бизнеса появилась возможность реа-
лизации крупномасштабных идей и проектов посредством быстрой цент-
рализации капитала, что в свою очередь стимулировало развитие произ-
водительных сил и укрепление деятельности акционерных обществ.
В этот же период появляется определение сущности корпорации как
«объединенное имущество». При этом данное понятие пред-
полагает рассмотрение корпорации не как объединение лиц (акционеров),
а как объединение имущества. Именно имущество и все отношения, свя-
занные с ним, являются сущностью корпорации и играют здесь осново-
полагающую роль, а именно отношения и права по поводу обладания ак-
циями. Акции являются центральным моментом данной теории и высту-
пают в роли своеобразного фундамента корпорации, делая ее веществен-
но-правовым обществом.
Анализируя вышеприведенные факты, можно сделать вывод о том, что
данный подход имел следующий довольно существенный недостаток: само
понятие «имущество» никоим образом не имеет возможности произвес-
ти классификацию разнообразным предпринимательским объединениям,
так как отсутствует какой-либо критерий отделения одного объединения
от прочего. В связи с этим не следует рассматривать корпорацию только
лишь как объединенное «имущество». Однако любая корпорация не толь-
ко не может быть создана и не может осуществлять свою деятельность без
имущества, но и при его отсутствии подлежит ликвидации. При этом ска-
зать то же самое, об участниках корпоративного объединения, акционе-
рах, достаточно трудно, поскольку они не играют особой существенной
роли — их появление или уход не могут оказать влияние на правовой ста-
тус корпорации. Следовательно, их связь с корпорацией обуславливается
лишь вложенным имуществом.
На государственном монополистическом этапе, как видно из приве-
денной ранее таблицы 2, это начало ХХ в. — 50-е гг. ХХ в., главной формой
ведения хозяйственной деятельности становятся корпоративы. Данный
фактор стал источником появления крупных монополистических объ-
единений. Первоначально монополии появились в конце XIX ст. в виде
разнообразных форм хозяйственных обществ, в основе которых находи-
лись отношения по поводу акций. Все дальнейшие процессы централи-
зации капитала в начале ХХ ст. лишь укрепили господствующее положе-
ние корпораций и окончательно закрепили их на мировой экономической
арене. О. М. Мозговой отметил, что «в это время курсы акций корпораций
непрерывно росли, и разрыв между номинальной и реальной стоимостью
их был огромен» . Еще одним немаловажным фактором развития
и расширения корпоративного сектора послужил рост курса акций и воз-
можность получения прибыли от операций с ними.
На данном этапе корпорация становится важнейшим социально-эко-
номическим явлением, «фундаментом» развития индустриального обще-
ства. Однако все эти процессы способствовали развитию рынков с несо-
вершенной конкуренцией, что в свою очередь не могло ни вызвать ряда
мер со стороны государства, направленных на разработку и закрепление
ряда антимонопольных законов и постановлений.
Таким образом, в этот период корпорация развивалась под влиянием
ряда внешних факторов, воздействовавших на нее как на институт индус-
триального общества. При этом главной целью корпорации,
обеспечивающей ее «выживание» среди конкурентов, было снижение издержек и при этом получение максимальной прибыли. Это говорит о том,
что внутренняя среда данного объединения в большей степени была
ориентирована на экономическое переустройство всех сфер, принципов
и методов деятельности.
Анализ развития корпораций, проведенный Карлом Марксом, пока-
зал, что «уже на стадии технологического производства кооперация под
началом управляющего обеспечивает более высокую производительность
капитала и его прогресс» . При этом акцентируется внима-
ние на том, что дальнейшее корпоративное производственное развитие
возможно лишь тогда, когда работники данной организационной струк-
туры не имеют права владения и распоряжения средствами производства.
В этой ситуации как нельзя лучше применима теория Л. Акоффа, о том,
что «корпорация представляется как машина, целью которой является со-
здание прибыли для ее владельца» . Такая составляющая внут-
ренней среды корпорации, как рабочая сила, а именно основная
трудовая мощь и служащие корпорации, подчиняющиеся владельцу, в те-
ории Л. Акоффа представляются той самой машиной, которая посредс-
твом повторяющейся механической работы и простых однотипных зада-
ний и производит основную прибыль всей организации.
Однако в связи с возникшими потребностями в более высокой ква-
лификации работников, а также с появлением и развитием менеджмента,
отделенного от владельцев организации, «машинная» концепция корпо-
рации постепенно исчезла, упор начал делаться на человеческий фактор,
а именно на качественный, образованный рабочий штат.
В соответствии с предложенной Л. Акоффом теорией, в условиях ры-
ночной экономики корпорация в своем развитии проходит три основных
этапа: машины, организма и организации.
Концепция корпорации как организма сформировалась по оконча-
нию Второй мировой войны. Данный этап характеризуется постановкой
собственных целей корпорации обособленно от ее собственников. При
этом приоритетными целями и задачами корпорации становятся выжи-
вание и рост (как у обычного организма), а получение прибыли является
необходимым, но не обязательным условием деятельности «организма».
Некоторые экономисты отмечают, что на данном этапе в характерных чер-
тах предприятия происходят следующие существенные изменения: оно
становится юридическим лицом, собственником имущества, разрабаты-
вает непосредственно собственные цели, от своего имени осуществля-
ет все виды деятельности, функционируя при этом независимо от своих
владельцев .
Третий этап, представленный в таблице 2 характеризуется появлением
и быстрым распространением новых совершенных технологий, а следова-
тельно, и ростом специализации и научных знаний работников, занятых
в этих сферах. Данный факт повлек за собой необходимость учиться быс-
тро реагировать на изменяющиеся потребности рынка. В данный период
возникает новая социальная реальность, характерными признаками ко-
торой становятся рост потребностей и формирование желания и возмож-
ностей самовыражения, самореализации индивида. Следствием этого, как
ответ на вновь образованный спрос, послужило расширение предложения
спектра товаров и услуг, а также необходимость найма более квалифици-
рованных в этой сфере работников.
На данном этапе и происходит превращение корпорации в организа-
цию, характеризующуюся мощным социальным звеном, но при этом стре-
мящейся к росту объемов производства и максимизации прибыли.
Вспомним об известной работе Р. Коуза «Природа фирмы», опубли-
кованной в 1937 году. В своих трудах Р. Коуз рассматривает фирму как сеть
или совокупность контрактов . Применяя эту точку зрения к корпо-
рации, можно отметить, что она совокупнос тью особых долговременных соглашений между различными группами участников ее внешней и внутренней среды — акционерами, менеджерами, работниками, кредиторами. Как отмечает Е. И. Чернявская, «с превращением корпорации в организацию корпорация становится особым хозяйствующим субъектом. Каждый участник производственного процесса — как менеджер, так и акционер может оказывать существенное влияние на результативность деятельности корпорации, а контракт (сеть контрактов) становится формой непрерывного развития производства». В современных экономических условиях корпоративный сектор характеризуется согласованностью интересов всех участников корпоративного объединения; формированием плана стратегического развития организации; ростом производства путем привлечения необходимых финансовых ресурсов; развитием новейших информационных технологий и знаний посредством стимулирования роста интеллектуального капитала и постоянным обучением своих работников; охватом большего количества отраслей и выходом на новые внешние рынки.
Таким образом, корпоративный сектор является главным источником как экономического, так и социального прогресса. В последнее время корпоративные отношения охватывают все большие сферы деятельности
общества. Продолжаются процессы глобализации мирового сообщества
и расширение международных хозяйственных связей, растет роль корпо-
ративного сектора в обществе, он выступает не только как совокупность
объединений капиталов с целью развития производства, но и как форма
согласования интересов субъектов мирового сообщества. Распростране-
ние транснациональных корпораций приводит к укрупнению масштабов
корпоративного сектора. Однако необходимо отметить, что в связи с про-
должающимся экономическим кризисом 2008-2009 гг. большая часть кор-
пораций оказалась в некотором затруднительном положении и не распо-
лагает необходимыми финансовыми средствами, чтобы должным обра-
зом обеспечить использование новейших информационных технологий
и реализацию программ, направленных на повышение образовательного
уровня и квалификации работников. При этом, несмотря на данную си-
туацию, обращаем внимание на то, что именно в рамках корпоративного
сектора может быть достигнуто оптимальное сочетание экономического
прогресса и социальной гармонии.
 
1.2 ТИПЫ КОРПОРАЦИЙ.
В ходе развития корпораций возникло несколько различных их типов. Первое различие состоит в том, является ли корпорация государственной, квазигосударственной или частной.
Государственные корпорации образуются федеральным правительством для определенной государственной цели, например управления местными школами, предоставления ссуд или развития какого-либо района.
К квазигосударственным корпорациям относятся предприятия коммунального хозяйства, наделенные государством монополией на такие виды обслуживания, как снабжение электроэнергией, водой и природным газом, а также местная телефонная связь.
Крупнейшие компании почти полностью принадлежат к числу частных корпораций, то есть компаний, которыми владеют частные лица или другие компании. Их вкладчики покупают акции на открытом рынке, который дает частным корпорациям доступ к значительным объемам капитала. В свою очередь держатели акций получают право на долю прибыли в том случае, если корпорация будет преуспевать.
Государственные и частные корпорации могут быть как коммерческими, так и некоммерческими.
Некоммерческие корпорации преследуют неэкономические цели, их задачи могут лежать в сфере образования, благотворительности, других общественных интересов. Коммерческие корпорации образуются для того, чтобы приносить прибыль их владельцам.
Корпорации открытого типа активно продают акции на открытом рынке. Как частные, так и квазигосударственные корпорации могут принадлежать к корпорациям открытого типа. Корпорации закрытого типа не выставляют свои акции на открытый рынок, предпочитая финансировать свое расширение из собственных доходов или получать финансовую помощь из какого-либо иного источника. Это дает владельцам полный контроль над своим предприятием и защищает компанию от чьих-либо попыток приобрести контрольный пакет ее акций.
Профессиональные корпорации не принадлежат к числу корпораций открытого типа, а их акционеры предлагают профессиональные услуги (в качестве медиков, юристов, инженеров). Благодаря своим преимуществам в страховании и пенсионном обеспечении профессиональные корпорации приходят на смену товариществам.
Корпорации другого типа, известные под названием S-корпорации, представляют собой гибрид корпорации и товарищества. Доходы и расходы фирмы выпадают непосредственно на долю ее владельцев и облагаются налогом по ставкам налога на личный доход так же, как в товариществе. В то же время держатели акций в S-корпорации, как и держатели акций в обычной корпорации, имеют ограниченную ответственность. В определенных условиях S-корпорации могут быть весьма привлекательны, но свобода их действий связана разнообразными ограничениями. Например, в  S-корпорацию не могут входить более 35 акционеров, она не может владеть более чем 80% акций другой корпорации и она не может получать более 25% своего дохода из пассивных источников, таких, как рента, проценты и арендная плата.
В наше время компании могут сочетать в себе преимущества S-корпорации и товарищества с ограниченной ответственностью, не подчиняясь при этом свойственным каждой из этих форм ограничениям. Принадлежность к компаниям с ограниченной ответственностью дает фирмам возможность платить налоги как товариществам, в то же время защищая держателей акций от персональной ответственности, превышающей размеры их вклада. Более того, для акционерных обществ с ограниченной ответственностью не установлен предел в 35 вкладчиков (хотя они должны иметь не менее 2 вкладчиков, в то время как S-корпорации могут иметь лишь одного). Вдобавок участие членов в управлении не ограничено (как в товариществах с ограниченной ответственностью). В отличие от корпорации, однако, существование компании с ограниченной ответственностью не должно превышать 30 лет.
Наконец, не все корпорации являются независимыми организациями. Дочерние корпорации частично или полностью принадлежат другим корпорациям, которые называются материнскими компаниями и контролируют всю деятельность дочерних. Особый тип материнской компании представляет собой холдинговая компания, которая почти не вмешивается в деятельность дочерней, а только владеет ее акциями как инвестированным капиталом.
 
1.3  Виды корпораций.
При переходе к рыночной экономике в нашей стране получили большое развитие корпоративные предприятия — хозяйственные общества и товарищества. Можно сказать, что они занимают сейчас основное место в экономике страны.
Деление корпоративных предприятий на хозяйственные товарищества и хозяйственные общества сложилось под влиянием англо-саксонской правовой системы, где под хозяйственными товариществами понимаются предприятия, в которых большую роль играет личный момент («объединения лиц»), а хозяйственными обществами признаются предприятия с преобладающим значением капитала («объединения капиталов»). Последние именуются в Англии компаниями, а в США — корпорациями. В то же время в странах континентальной Европы и те и другие предприятия обозначаются единым термином «общества».
Согласно российскому законодательству хозяйственные товарищества могут быть двух видов: полные товарищества и товарищества на вере (коммандитные товарищества). Хозяйственные общества подразделяются на три вида: общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, акционерные общества.
Общим признаком всех корпоративных предприятий является то, что они признаются собственниками своего имущества. Это относится как к имуществу, созданному при учреждении предприятия за счет вкладов учредителей, так и к имуществу, возникшему в процессе деятельности предприятия. Учредители (участники) корпоративного предприятия не имеют права собственности на часть имущества предприятия, а располагают лишь корпоративными правами в отношении предприятия. В соответствии  с п. 2 ст. 48 и п.1 ст. 66 Гражданского кодекса  Российской Федерации[2]              ( далее ГК РФ) эти права характеризуются как обязательственные.
Другим общим моментом, характерным для всех корпоративных предприятий, является то, что все они обладают правами юридического лица.
Между тем до принятия первой части ГК РФ существовали и такие корпоративные предприятия (полные товарищества), которые не имели прав
юридического лица .
В основном одинаково определяются в законодательстве права и обязанности участников всех корпоративных предприятий. Согласно ст. 67 ГК РФ им принадлежат следующие права:
—право участвовать в управлении делами предприятия;
—право получать информацию о его деятельности, знакомиться с бухгалтерскими книгами и иной документацией;
—право принимать участие в распределении прибыли;
—право получать в случае ликвидации часть имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами.
Участники корпоративного предприятия (хозяйственного товарищества и хозяйственного общества) обязаны:
—вносить вклад в порядке, размерах, способами и в сроки, которые предусмотрены учредительными документами;
—не разглашать конфиденциальной информации о деятельности предприятия.
В то же время существуют различия между хозяйственными товариществами и хозяйственными обществами.
Прежде всего, они относятся к порядку создания предприятий. Хозяйственные товарищества могут создаваться только индивидуальными предпринимателями и коммерческими организациями. При этом полным товарищем можно быть только в одном хозяйственном товариществе. Напротив, учредителями хозяйственных обществ могут быть любые граждане и организации с правами юридического лица. При этом гражданин или юридическое лицо могут участвовать в нескольких хозяйственных обществах.
Количество участников (учредителей) в хозяйственном товариществе должно быть не менее двух. В хозяйственных же обществах может быть и один участник (учредитель).
Различны учредительные документы хозяйственных товариществ и хозяйственных обществ. В хозяйственных товариществах учредительным документом является учредительный договор. В хозяйственных обществах применяются разные учредительные документы в зависимости от вида общества: в акционерном обществе — это устав, а в обществе с ограниченной ответственностью и обществе с дополнительной ответственностью — устав и учредительный договор.
Пожалуй, наиболее важное различие между хозяйственными товариществами и хозяйственными обществами состоит в порядке осуществления ответственности по их обязательствам. Участники хозяйственного товарищества — полные товарищи несут субсидиарную и солидарную ответственность по его обязательствам при недостаточности имущества товарищества. Участники же хозяйственного общества ответственности по его обязательствам не несут, за исключением обществ с дополнительной ответственностью.
Хозяйственные товарищества и хозяйственные общества различаются и по порядку управления ими. В хозяйственных товариществах не создаются органы управления, управление ими осуществляется по общему согласию участников — полных товарищей. В хозяйственных обществах существуют органы управления.
Состояние системы определяется множеством различных факторов, описывающих как ее внешнюю, так и внутреннюю среду.
Корпорация представляет собой договорные объединения, созданные на основе производственных, научных и коммерческих интересов, с делегированием отдельных полномочий централизованного регулирования деятельности любому из участников. Таким образом, объектами корпоративного управления обязательно являются акционерные общества, а также та часть обществ с ограниченной ответственностью, в которых управление отдельно от собственности.
Корпоративное управление - это сложная система экономических отношений, которая включает множество внутренних и внешних элементов. Его субъектами выступают непосредственные собственники корпоративных прав: граждане, юридические лица, государство, которые и осуществляют регулирование их движения.
Управление корпорациями имеет свою специфику. Существенным является формирование внешней среды регулярного действия на корпорации и внутреннего механизма согласованных интересов субъектов корпоративных отношений. Следовательно, можно выделить внешние и внутренние структурные элементы корпоративного управления.
Значимость внешней среды стала учитываться как экономистами-исследователями, так и предпринимателями лишь с конца 60-х годов прошлого века. Немаловажная заслуга в этом принадлежит немецкому исследователю Х. Ульреху, который предложил рассматривать предприятие как открытую систему, обращенную в окружающую среду. Постепенно сформировался подход, согласно которому предприятие может быть вовлечено не только в рыночные структуры, но и в нерыночные сферы общественной жизни.
Внешняя среда корпорации - это силы, внешние по отношению к корпорации, которые воздействуют на ее результативность.
К функциональным областям внешней среды корпорации относятся:
1.                  социальная среда - рост населения, развитие культуры и образования определяют характер потенциального рынка, изменение потребностей в количестве и качестве потребляемых благ (продуктов, жилья, комфорта), стиля жизни приводит к трансформации понятий занятости и отдыха, здорового образа жизни, комфорта жилья и, как следствие, является мотивацией к изменению производства благ и услуг;
2.                  правовая среда - корпорации работают в юридических рамках, нормы права регулируют их поведение и способствуют разрешению конфликтов между ними и обществом в целом, поэтому совершенствуются законодательство, контрастное право, защита потребителя;
3.                  государственная среда - государство в экономической сфере может играть три различные роли: невмешательство в процессы экономики (свободный рынок); радикальное вмешательство в экономику (социализм и коммунизм); прагматическое вмешательство в экономику, т.е. согласование политических воззрений, индивидуальной инициативы, прибыльной мотивации, рыночных сил (регулируемый рынок);
4.                  политическая среда - внутренний рынок находится под влиянием политических событий и решений, аналогично этому политические факторы могут оказывать воздействие на операции в сфере международного бизнеса;
5.                  технологическая среда - динамика спроса и предложения на рынке труда, ресурсов и финансов влияет на темпы инновационных процессов, силы конкуренции стимулируют развитие технологий;
6.                  экономическая среда - производство продукции и услуг всегда находится в конкретной связи с экономической средой: уровнем занятости, платежным балансом, темпами экономического роста;
7.                  ресурсная среда - необходимо научиться получать неограниченное количество ресурсов, не нарушая при этом устойчивости и равновесия параметров окружающей среды.
С точки зрения взаимосвязи с внешней средой и системного подхода, корпорацию можно рассматривать как механизм преобразования "входов" в "выходы", т.е. материалов, оборудования, энергетических ресурсов, капитала и рабочей силы в соответствующую продукцию. Здесь в наиболее очевидной форме проявляется прямая зависимость корпорации от внешней среды. Как открытая система она должна в максимальном объеме предоставлять другим субъектам собственную информацию, что позволит повысить открытость и прозрачность внешней среды, а следовательно, снизить связанную с ней неопределенность. Для достижения основной цели компании - получение прибыли - необходимо учитывать факторы как внешней, так и внутренней среды.
Корпорации создаются людьми, поэтому внутренняя среда является в основном результатом управленческих решений. Ее наряду с сотрудниками составляют цели, структура, задачи, технология. Ключевой параметр внутренней среды корпорации, как и любой организации, - организационная структура. Рациональная организационная структура обеспечивает благоприятные условия для принятия управленческих решений, устойчивость организации и возможность оперативно и успешно реагировать на изменения внутренней и внешней сред.
Внутренняя среда корпорации - это ее организационное строение и внутренние ситуационные факторы.
К функциональным областям внутренней среды корпорации относятся:
1.                  финансы и бухгалтерский учет - аспекты бизнеса, которые включают управление средствами (расход, изменение денежных масс), сбор, обработку и анализ финансовых данных;
2.                  обеспечение ресурсами - совершенствование системы материально-технического снабжения корпорации материалами и полуфабрикатами, машинами и энергетическими ресурсами;
3.                  кадровая функция - обеспечение производственной и других сфер людскими ресурсами (наем, подготовка и переподготовка), выполнение всех управленческих действий, связанных с социальной сферой (оплата, благосостояние и условия найма);
4.                  производственная функция - обеспечение функционирования производственного процесса в зависимости от цели производственной функции, принятие решений в сфере технологий, календарного планирования, запасов производства, а также контроля качества;
5.                  функция развития продукта и процесса производства (R&D) - организация проведения исследований процессов, разработка высоких технологий, компьютеризация, изучение долгосрочной динамики развития продукта как основного фактора конкуренции на рынке, осуществление инновационной политики компании;
6.                  функция развития материально-технического обеспечения производства - совершенствование деятельности инструментального хозяйства, ремонтных служб и служб технологической оснастки в целях обеспечения рациональных сроков физического и морального износа технических систем;
7.                  маркетинг - особый вид деятельности по прогнозированию, выявлению и удовлетворению требований потребителей. При изучении поведения покупателя следует учитывать его социальные, психологические, культурные, образовательные, возрастные и многие другие факторы.
В результате существования внутренней и внешней сред, из которых поступает информация, необходимая для функционирования компании и управления ею, предприниматели сталкиваются с таким феноменом, как асимметричность информации, обусловленная самим принципом противопоставления внутренней и внешней сред. С одной стороны, владение достоверной и полной информацией дает возможность организации контролировать параметры внутренней среды, с другой – её недостаток позволяет лишь учитывать параметры внешней среды.
После приведения внутренних возможностей в соответствие с внешними угрозами руководство корпорации готово к выбору соответствующей стратегической альтернативы. Следует отметить основные направления развития корпорации, которые должны быть ориентирами для менеджеров:
-         обеспечение рационального производственного цикла;
-         изучение конъюнктуры рынка, прогнозирование сбыта продукции;
-         налаживание хозяйственных связей с потенциальными поставщиками и клиентами;
-         поддержка качества портфеля инвестиций;
-         выбор оптимальной структуры управления корпорацией;
-         качественное стратегическое и оперативное планирование;
-         повышение стоимости корпорации, а также увеличение чистого дохода, при этом важно не повышать риски, которые сопровождают каждую сделку
Исходя из вышеперечисленного, можно сделать вывод, что корпо-
рация — это открытая изменяющаяся система, где одновременно проте-
кают процессы функционирования и развития. Как и любая другая сис-
тема, корпорация является частью определенной среды, взаимодействие
с факторами которой отражается на результатах ее деятельности.
Корпорация — это система, обладающая рядом характеристик, к ко-
торым можно отнести: постановка внутренних системных целей; дина-
мичность некоторых параметров системы и наличие у них предельных
возможностей; некоторая непредсказуемость поведения системы в тех
или иных условиях, а, следовательно, и способность формировать модель
и структуру поведения в зависимости от этих условий; способность при-
способления к изменяющимся условиям .
Система корпоративного управления — это организационная модель, которая призвана, с одной стороны, регулировать взаимоотношения между менеджерами компаний и их владельцами, с другой — согласовывать цели различных заинтересованных сторон, обеспечивая эффективное функционирование компаний. Выделяют несколько моделей корпоративного управления.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава II: Основные модели корпораций.
Три модели управления акционерными обществами развитых рынков капитала
Структура управления корпорацией (акционерным обществом) в конкретной стране определяется несколькими факторами: законодательством и различными нормативными актами, регулирующими права и обязанности всех участвующих сторон; фактически сложившейся структурой управления в данной стране; уставом каждого акционерного общества. Несмотря на то, что положения системы управления могут быть разными у различных акционерных обществ, многие факторы "де-факто" и "де-юре" оказывают на них практически одинаковое влияние. Поэтому, возможно сформулировать определение типовой "модели" управления акционерным обществом в различных странах.
В каждой стране структура управления акционерными обществами имеет определенные характеристики и составляющие элементы, которые отличают ее от структур других стран. На настоящий момент исследователи выделяют три основных модели управления акционерными обществами на развитых рынках капитала. Это англо-американская модель, японская модель и немецкая модель.
Основные признаки или элементы каждой модели это:
- ключевые участники акционерного общества или корпорации;
- структура владения акциями в конкретной модели;
- состав совета директоров (или советов – в немецкой модели);
- законодательные рамки;
- требования к раскрытию информации для корпораций, включенных в листинг;
- корпоративные действия, требующие одобрения акционеров;
- механизм взаимодействия между ключевыми участниками.
Таким образом, цель лекции – познакомить студентов с особенностями каждой модели, описать основные элементы и показать, как специфика страны повлияла на их развитие. При этом необходимо понимать, что нельзя просто взять одну из моделей и применять ее в другой стране. Процесс формирования определенной модели управления динамичный: структура корпоративного управления всегда отвечает условиям и особенностям конкретной страны.
 
Англо-американская модель:
Англо-американская модель характеризуется наличием индивидуальных акционеров и постоянно растущим числом независимых т. е. не связанных с корпорацией акционеров (они называются "внешние" акционеры или "аутсайдеры"), а также четко разработанной законодательной основой, определяющей права и обязанности трех ключевых участников: управляющих, директоров и акционеров и сравнительно простым механизмом взаимодействия между корпорацией и акционерами, и между акционерами как на ежегодных общих собраниях, так и в промежутках между ними.
Акционирование – это обычный способ накопления капитала корпорациями Великобритании и США. Поэтому неудивительно, что в США образовался крупнейший в мире рынок капитала, а Лондонская биржа – третья в мире по капитализации рынка после Нью-Йорка и Токио. Более того, существует причинно-следственная связь между преобладанием акционерного финансирования, размерами рынка капитала и развитостью системы корпоративного управления. США являются крупнейшим рынком капитала и одновременно местом наиболее развитой системы голосования по доверенности и небывалой активности независимых (институциональных) инвесторов. Последние также играют важную роль на рынке капитала и в корпоративном управлении Великобритании.
Ключевые участники англо-американской модели:
Участниками англо-американской модели являются управляющие, директора, акционеры (в основном, институциональные инвесторы), правительственные структуры, биржи, саморегулируемые организации, консалтинговые фирмы, предоставляющие консультационные услуги корпорациям и / или акционерам по вопросам корпоративного управления и голосования по доверенности.
Три основных участника – это менеджеры, директора и акционеры. Механизм их взаимодействия между собой представляет так называемый "треугольник корпоративного управления" (рис. 1).
Англо-американская модель, развивавшаяся в условиях свободного рынка, предполагает разделение владения и контроля в наиболее крупных корпорациях. Это юридическое разделение очень важно с деловой и социальной точек зрения, т. к. инвесторы, вкладывая свои средства и владея предприятием, не несут юридической ответственности за действия корпорации. Они передают функции по управлению менеджерам и платят им за выполнение этих функций как своим агентам по ведению дел. Плата за разделение владения и контроля  называется "агентскими услугами".
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Рис. 1. Треугольник корпоративного управления
Интересы акционеров и менеджеров не всегда совпадают. Корпоративное законодательство, действующее в странах, которые применяют англо-американскую модель управления, решает это противоречие разными способами. Самый важный из них – это избрание акционерами Совета директоров, который становится их доверенным лицом и начинает выполнять фидуциарные обязательства, т. е. действовать в пользу акционеров при осуществлении функций контроля за управлением.
Структура владения акциями в англо-американской модели:
За послевоенный период в Великобритании и США наметился сдвиг в сторону увеличения числа институциональных акционеров по сравнению с индивидуальными инвесторами. В 1990 г. в Великобритании институциональные инвесторы владели приблизительно 61% акций британских корпораций, а индивидуальные – всего 21%. (В 1981 г., для сравнения: индивидуальные инвесторы владели 38%). В США в 1990 г. институциональные инвесторы владели 53,3% акций американских корпораций.
Увеличение числа институциональных инвесторов привело к усилению их влияния. В свою очередь, это повлекло за собой законодательные изменения, способствующие их активизации как участников корпоративных отношений.
Состав совета директоров в англо-американской модели:
В советы директоров большинства корпораций Великобритании и США входят как "внутренние" члены ("инсайдеры"), так и "аутсайдеры". "Инсайдер" ("внутренний член") – лицо, либо работающее в корпорации (менеджер, исполнитель или работник), либо тесно связанное с управлением корпорацией. "Аутсайдер" – это лицо, напрямую не связанное с корпорацией или с ее управлением.
Синонимом слова "инсайдер" может быть "исполнительный директор", а синонимом слова "аутсайдер" является выражением "неисполнительный директор" или " независимый директор".
Традиционно, председателем Совета директоров и главным (генеральным) исполнительным директором являлось одно и то же лицо. Часто это приводило к различным злоупотреблениям, в частности к концентрации власти в руках одного человека (например, совет директоров контролируется одним человеком, являющимся одновременно председателем и главным исполнительным директором); или концентрации власти в руках небольшой группы лиц (например, совет директоров состоит только из "инсайдеров"); Правление и / или Совет директоров пытаются удерживать власть в течение длительного периода времени, игнорируя интересы других акционеров ("укоренение"); а также к грубому нарушению интересов акционеров.
Еще в 1990 г. один человек являлся одновременно председателем совета директоров и главным исполнительным директором в 75% из 500 крупнейших корпораций США. В Великобритании же, напротив, большинство корпораций имело неисполнительного директора. Однако, многие Советы директоров британских корпораций возглавлялись "внутренними" директорами: в 1992 г. 42% всех директоров были независимыми директорами, а 9% крупнейших британских корпораций вообще не имели независимого директора.
В настоящее время и американские, и английские корпорации тяготеют к включению в Совет директоров все большего числа независимых директоров.
Начиная с середины 80-х гг. в Великобритании и США интерес к корпоративному управлению стал возрастать. Этому способствовал ряд факторов: увеличение институциональных инвестиций в обеих странах, усиление государственного контроля в США с предоставлением права голоса на ежегодных общих собраниях акционеров некоторым институциональным инвесторам; деятельность по поглощению корпораций во второй половине 80-х; чрезмерно высокие оклады исполнительных директоров во многих американских корпорациях и растущее чувство утраты конкурентоспособности по отношению к немецким и японским корпорациям.
В результате индивидуальные и институциональные инвесторы начали информировать друг друга о существующих тенденциях, проводить различные исследования и организованно выступать в защиту своих интересов как акционеров. Собранные ими данные были весьма интересны. Например, исследования, проведенные различными организациями, показали, что во многих случаях прослеживается связь между отсутствием "бдительности" со стороны Совета директоров и неважной деятельностью корпорации. Помимо этого, аналитиками по корпоративному управлению было замечено, что независимые директоры часто не обладают полным объемом информации в отличии от "внутренних" директоров, и поэтому их способность осуществлять эффективный контроль ограничена.
Существует ряд факторов, которые способствовали увеличению числа независимых директоров в совете директоров корпораций Великобритании и США. Среди них: изменение структуры владельцев, т. е. рост числа и влияния институциональных инвесторов и их участие в голосовании на ежегодных общих собраниях акционеров, а также рекомендации таких независимых саморегулируемых организаций, как Комитет по финансовым вопросам корпоративного управления в Великобритании и различных акционерных организаций в США.
Состав Совета директоров и представительство в совете остаются важными вопросами, которые беспокоят акционеров в Великобритании и США. Возможно, это происходит потому, что другие вопросы корпоративного управления такие, как раскрытие информации и механизмы взаимодействия между корпорациями и акционерами, в основном решены.
Советы директоров в Великобритании и США меньше по численности, чем в Японии или Германии. Обследование 100 крупнейших американских корпораций, проведенное в 1993 г. корпорацией "Спенсер Стюарт", показало, что размер Советов директоров уменьшается, и в среднем в него входит 13 членов по сравнению с 15 в 1988 г.
Законодательная база в англо-американской модели:
В Великобритании и США взаимоотношения между управляющими, директорами и акционерами определяются сводом законов и правил.
В США федеральное агентство, Комиссия по ценным бумагам и биржам, регулирует деятельность рынка ценных бумаг, устанавливает требования к раскрытию информации, а также регулирует отношения "корпорация акционеры" и "акционеры акционеры".
Законы, регулирующие деятельность пенсионных фондов, также оказывают влияние на корпоративное управление. В 1988 г. Министерство труда США, ответственное за деятельность частных пенсионных фондов, постановило, что эти фонды имеют фидуциарные обязательства, т. е. выступают "поверенными" своих акционеров в делах корпорации. Это постановление оказало сильное влияние на деятельность частных пенсионных фондов и других институциональных инвесторов: они стали интересоваться всеми вопросами корпоративного управления, правами акционеров и голосованием на ежегодных общих собраниях акционеров.
Следует заметить, что в США корпорации регистрируются и учреждаются в определенном штате, и законы этого штата составляют основу законодательной базы по правам и обязанностям корпорации.
По сравнению с другими рынками капитала, в США существуют самые жесткие правила по раскрытию информации, и действует четкая система взаимоотношений между акционерами. Как уже говорилось выше, это имеет прямое отношение к размеру и значению рынка ценных бумаг в экономике США и на международной арене.
В Великобритании законодательные рамки корпоративного управления устанавливаются Парламентом и могут регулироваться правилами таких независимых организаций, как, например, Коллегия по ценным бумагам и инвестициям, отвечающая за контроль за рынком ценных бумаг. Следует обратить внимание на то, что эта Коллегия не является такой же государственной структурой, как Комиссия по ценным бумагам и биржам США. Несмотря на то, что законодательная база для раскрытия информации и регулирования отношений между акционерами в Великобритании хорошо разработана, некоторые наблюдатели считают, что английской системе не хватает саморегуляции и необходима государственная служба, аналогичная американской Комиссии.
Важную роль в англо-американской модели играют фондовые биржи, которые определяют требования по листингу, уровень раскрытия информации и другие требования.
 
Требования к раскрытию информации в англо-американской модели:
Как уже отмечалось, в Соединенных Штатах разработаны, пожалуй, самые строгие нормы раскрытия информации. В других странах, использующих англо-американскую модель управления, требования к раскрытию информации тоже высоки, однако не до такой степени, как в США, где корпорации должны публиковать самую различную информацию. В годовой отчет или в повестку дня ежегодного общего собрания акционеров должны быть включены следующие сведения (официальное название документа "Извещение для акционеров для получения доверенности на голосование"): финансовая информация (в США эти данные публикуются ежеквартально); данные о структуре капитала; справку о прежней деятельности назначаемых директоров (включая имена, занимаемые должности, отношения с корпорацией, владение акциями в корпорации); размеры зарплаты (вознаграждения), выплачиваемой исполнительным директорам (высшее руководство), а также сведения о выплате вознаграждения каждому из пяти наиболее высокооплачиваемых руководителей (их имена должны быть указаны); данные о всех акционерах, владеющих свыше 5% акционерного капитала; сведения о возможном слиянии или реорганизации; предполагаемых поправках к Уставу, а также имена лиц или корпораций, приглашаемых для аудиторской проверки.
В Великобритании и других странах, использующих англо-американскую модель, требования к раскрытию информации аналогичны. Однако отчетность предоставляется каждые полгода., и, как правило, объем предоставляемых данных меньше по всем категориям, включая финансовую информацию и сведения по назначаемым директорам.
Действия корпорации, требующие одобрения акционеров, в англо-американской модели:
Два действия, требующие обязательного одобрения акционеров в англо-американской модели – это избрание директоров и назначение аудиторов.
Существуют также другие, внеочередные вопросы, требующие одобрения акционеров. Среди них: учреждение или поправки к планам выпуска акционерных опционов (что непосредственно влияет на выплаты управляющим и директорам); слияния и поглощения; реорганизация, поправки к Уставу корпорации.
Существует одно важное различие между Великобританией и США: в США акционеры не имеют право голосовать по размеру дивидендов, предлагаемому Советом директоров, а в Великобритании, наоборот, этот вопрос выносится на голосование.
В англо-американской модели акционеры имеют право вносить предложения в повестку дня ежегодного общего собрания акционеров. Эти предложения, называемые предложениями акционеров, должны касаться непосредственно деятельности корпорации. Акционеры, владеющие более 10% капитала корпорации, имеют также право созывать внеочередное (чрезвычайное) собрание акционеров.
В США Комиссия по ценным бумагам и биржам выпустила множество различных правил по форме и содержанию предложений акционеров, о сроках и публикации этих предложений. Комиссия также регулирует взаимодействие между акционерами.
Взаимоотношения между участниками в англо-американской модели:
Как уже отмечалось выше, в англо-американской модели четко определены вопросы отношений акционеров между собой и взаимоотношений акционеров с корпорацией. Важную роль в управлении акционерным обществом (корпорацией) играют независимые и саморегулируемые организации.
Акционеры могут осуществлять свое право голоса, не присутствуя на ежегодном общем собрании. Все зарегистрированные акционеры получают по почте следующие документы: повестку дня собрания со всей необходимой информацией, все предложения, годовой отчет корпорации и бюллетень для голосования.
Акционеры имеют возможность голосовать "по доверенности", т. е. они заполняют бюллетень и высылают его корпорации по почте. Посылая по почте бюллетень, акционер уполномочивает Председателя совета директоров действовать от его имени, т. е. выступать его доверенным лицом и распределять его голоса так, как указано в бюллетене.
В англо-американской модели институциональные инвесторы и различные финансовые специалисты следят за деятельностью корпорации и корпоративным управлением. Среди них инвестиционные фонды (например, индексные фонды и фонды, ориентирующиеся на конкретную отрасль промышленности); фонды рискового капитала, или фонды, инвестирующие в новые корпорации; агентства, оценивающие кредитоспособность заемщиков или качество ценных бумаг; аудиторы и фонды, ориентирующиеся на предприятия-банкроты или убыточные корпорации.
В японской и немецкой моделях многие из этих функций, как правило, выполняет один банк. То есть, в этих моделях существует сильная взаимосвязь между корпорацией и ее основным банком.
 
Японская модель:
Японская модель характеризуется высоким процентом банков и различных корпораций в составе акционеров; банковская система отличается прочными связями "банк корпорация"; законодательство, общественное мнение и промышленные структуры поддерживают "кейрецу", (т. е. группы корпораций, объединенных совместным владением заемными средствами и собственным капиталом); Советы директоров таких групп состоят преимущественно из "внутренних" членов; процент независимых членов чрезвычайно низок (а в некоторых корпорациях они вообще не присутствуют), что связано с существующими сложностями голосования.
При безусловной важности акционерного финансирования в большинстве японских корпораций основными владельцами акций являются инсайдеры. Поэтому они играют важную роль в отдельных корпорациях и во всей системе. Интересы же внешних инвесторов практически не учитываются. Процент иностранных инвесторов в японских корпорациях минимален, хотя даже небольшое число акционеров из других стран могло бы сделать японскую систему более удобной для внешних акционеров.
Ключевые участники в японской модели:
Японская система корпоративного управления является многосторонней и базируется вокруг ключевого банка и финансово-промышленной сети или кейрецу.
Основной банк и кейрецу – это два разных, но дополняющих друг друга элемента японской модели[3]. Практически все японские корпорации имеют тесные отношения со своим основным банком. Банк предоставляет своим корпоративным клиентам кредиты и услуги по выпуску облигаций, акций, ведению расчетных счетов и консалтинговые услуги. Основной банк, как правило, является главным держателем акций корпорации.
В США, например, антимонопольное законодательство препятствует одному банку играть такое количество различных ролей. Вышеуказанные функции, в основном, выполняются различными структурами:
- коммерческими банками – кредиты, ссуды;
- инвестиционными банками – выпуск акций;
-специализированными консалтинговыми корпорациями – голосование по доверенности и другие услуги.
Многие японские корпорации имеют также крепкие финансовые связи с сетью связанных с ними корпораций. Такие сети характеризуются общим заемным и акционерным капиталом, торговлей товарами и услугами и неформальными деловыми контактами. Они называются "кейрецу".
Государственная экономическая политика также играет одну из ключевых ролей в управлении японскими акционерными обществами. С 30-х гг. XX в. японское правительство проводит активную экономическую политику, направленную на оказание помощи японским корпорациям. Эта политика подразумевает официальное и неофициальное представительство правительства в Совете корпорации, в случаях, когда она находится в затруднительном финансовом положении.
Ключевыми участниками японской модели являются: главный банк (основной внутренний акционер), связанная с корпорацией (аффилированная) корпорация или кейрецу (еще один основной внутренний акционер), правление и правительство. Следует обратить внимание на то, что взаимодействие между участниками направлено на установление деловых контактов, а не на установление баланса сил, как в англо-американской модели.
В отличие от англо-американской модели, независимые акционеры практически не в состоянии повлиять на дела корпорации. В результате этого действительно независимых акционеров, т. е. директоров, представляющих независимых (внешних) инвесторов, мало. Схема японской модели выглядит как разомкнутый шестиугольник (рис. 2).
Основание, состоящее из четырех соединенных прямых, представляет собой взаимосвязь интересов четырех ключевых участников: правительства, управляющих, банка и "кейрецу". Линии в верхней части рисунка представляют отсутствие взаимного интереса у независимых или внешних участников, поскольку они играют незначительную роль.
Структура владения акциями в японской модели:
В Японии рынок акций целиком находится в руках финансовых организаций и корпораций. Также как в Великобритании и США, в послевоенный период в Японии заметно увеличилось число институциональных акционеров. В 1990 г. финансовые организации (страховые компании и банки) владели примерно 43% японского фондового рынка, а корпорации (за исключением финансовых организаций) – 25%. Иностранные инвесторы – примерно 3%.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Рис. 2. Система взаимоотношений в японских корпорациях
В японской модели, как и в немецкой, банки являются ключевыми акционерами и развивают прочные связи с корпорациями в силу того, что они оказывают множество различных услуг и их интересы перекрещиваются с интересами корпорации. В этом состоит основное отличие этих моделей от англо-американской, где такие отношения запрещены антитрестовским законодательством. Американские и английские корпорации получают финансовые и другие услуги из разных источников, включая хорошо разработанные рынки ценных бумаг.
Состав совета директоров в японской модели:
Совет директоров японских корпораций практически полностью состоит из внутренних участников, т. е. исполнительных директоров, управляющих, руководителей крупных отделов корпорации, и Правления. Если объем прибыли корпорации уменьшается в течение продолжительного периода, основной банк и члены кейрецу могут снять директоров и назначить своих кандидатов. Другое, привычное для Японии явление – это назначение отставных чиновников различных министерств и ведомств в сост
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.