На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Реорганизация и ликвидация юридических лиц

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 07.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 26. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?55
 
УНИВЕРСИТЕТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ
 
ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ ФИЛИАЛ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
КУРСОВАЯ   РАБОТА
 
 

Дисциплина  ________________________________________________

 
 
Тема              _________________________________________________
 
 
_____________________________________________________________
                                                                                                                       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Череповец, 2012 г.
 

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Формы и порядок реорганизации юридических лиц…………………………………7
1.1. Реорганизация юридического лица: понятие и признаки……………………………………7
1.2. Реорганизация юридического лица в форме слияния………………………………………12
1.3. Реорганизация юридического лица в форме присоединения………………………………14
1.4. Реорганизация юридического лица в форме разделения…………………………………...16
1.5. Реорганизация юридического лица в форме выделения……………………………………18
1.6. Реорганизация юридического лица в форме преобразования……………………………...20
ГЛАВА 2.    Организационно-правовые   особенности   процедуры   ликвидации юридических лиц………………………………………………………………………………….23
2.1. Ликвидация юридического лица: понятие и виды………………….………………………23
2.2. Основания и порядок ликвидации юридического лица…………….………………………24
2.3. Ликвидация юридических лиц в случае банкротства……………..………………………..29
2.4. Порядок удовлетворения требований кредиторов при ликвидации юридического лица..45
Заключение…………………………………………………………………………………………50
Библиография………………………………………………………………………………………53
Приложение 1………………………………………………………………………………………55
Приложение 2………………………………………………………………………………………57
Приложение 3………………………………………………………………………………………59
Приложение 4………………………………………………………………………………………60
Приложение 5………………………………………………………………………………………64
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
 
Переход общества к жизни в условиях рынка, глобальные экономические реформы, коренные изменения в гражданско-правовом регулировании общественных отношений – всё это наряду с другими факторами неизбежно влечёт значительное оживление гражданского оборота. Как известно, юридические лица играют в нем едва ли не определяющую роль, особенно в сфере предпринимательской деятельности. Наряду с коммерческими организациями возрастает число некоммерческих организаций, что вызвано повышением роли гражданского общества в целом и различных его институтов. Так же, как физические лица рождаются, живут и умирают, юридические лица создаются, действуют, реорганизуются и могут прекращаться в связи с их ликвидацией, переставая быть субъектами гражданских правоотношений. Процесс создания юридических лиц и прекращения их деятельности происходит непрерывно. Неслучайно в научный обиход введён термин «жизненный цикл» юридического лица[1].
Проблема прекращения деятельности юридического лица заслуживает рассмотрения в силу того, что вследствие указанного события такое лицо выбывает из числа субъектов гражданского права, и приходится решать вопрос о судьбе обязательств, участником которых
было прекращающее существование юридическое лицо.
              Деятельность юридических лиц прекращается по различным причинам. Но классифицировать акты таких прекращений можно по двум критериям: в зависимости от органа, принявшего решение о прекращении деятельности субъекта, и в зависимости от наличия правопреемства.
В зависимости от того, какой орган принял решение о прекращении деятельности юридического лица, этот акт признается добровольным или принудительным. Первый вариант возможен в случае вынесения соответствующего решения самим юридическим лицом, т.е. его учредителями (участниками), либо органом, имеющим в силу учредительных документов необходимые для этого полномочия. Принудительное прекращение существования юридического лица происходит по решению суда (в большинстве случаев) либо по решению уполномоченных государственных органов.
              В зависимости от наличия правопреемства различают такие виды прекращения юридических лиц, как реорганизация и ликвидация.
Реорганизация - это прекращение деятельности юридического лица, сопровождающееся общим правопреемством (сингулярное правопреемство при реорганизации невозможно). В результате реорганизации возникают одно либо несколько новых юридических лиц, являющихся обязанными по отношениям, в которых участвовало прекратившее существование юридическое лицо. Любая реорганизация юридического лица может осуществляться только в соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ.
              Ликвидация представляет собой прекращение деятельности юридического лица без правопреемства, т.е. прекращение как самого юридического лица, так и его прав и обязанностей.
              И реорганизация, и ликвидация могут осуществляться как добровольно, так и принудительно.
              Представляется интересной позиция А.А.Мельникова, который предлагает наряду с добровольной и принудительной выделять вынужденную реорганизацию и ликвидацию юридических лиц. "К вынужденным относятся реорганизация и ликвидация юридических лиц, вызванные изменением действующего законодательства[2]".
Е.А.Суханов также считает, что признание судом недействительным акта государственной регистрации относится к случаям принудительной ликвидации, так как "в этом случае добровольная по форме ликвидация юридического лица, по сути, носит вынужденный (принудительный) характер[3]".
Добровольная реорганизация осуществляется по решению самого юридического лица - его учредителей (участников) либо органа, обладающего соответствующими полномочиями согласно учредительным документам.
Третьим основанием ликвидации юридического лица служит признание его несостоятельным (банкротом). Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены[4].              
Актуальность темы моего исследования заключается в том, что современность и научная необходимость рассмотрения избранной темы во многом предопределена развитием в нашем государстве экономики рыночного типа, которая, безусловно, предполагает не только наличие, по и высокую степень развития правовых средств и методов регулирования экономического оборота.
Юридические лица в настоящий момент являются главными участниками гражданского оборота. Именно они производят большую часть товаров и услуг, являются главными налогоплательщиками. В условиях развития рынка в нашей стране и все возрастающего желания субъектов гражданских правоотношений обезопасить себя и свои материальные средства правовыми способами, наибольшую актуальность приобретают вопросы регулирования создания, реорганизации и ликвидации юридических лиц.
Таким образом, актуальность исследования проблем, касающихся реорганизации и ликвидации юридических лиц, обусловлена прежде всего особой общественной значимостью этих правовых институтов. Как само законодательство о реорганизации и ликвидации юридических лиц, так и практика его применения требуют постоянного изучения и анализа, с целью своевременного выявления основных тенденций, осмысления проблем, вызванных постоянно меняющимися общественными отношениями, и поиска оптимальных вариантов их решения, что является непосредственной задачей науки гражданского права[5]. Следовательно, проблемы правовой регламентации реорганизации и ликвидации юридических лиц практически не могут утратить актуальности.
С помощью института реорганизации сохраняется стабильность гражданского оборота, обеспечивается правопреемство по всему комплексу прав и обязанностей в отношении третьих лиц, а как следствие - прочность договорных связей; максимально гарантируются права кредиторов; отпадает необходимость уплаты дополнительных налогов; сокращаются временные издержки, производительный капитал остается цельным, не дробится между участниками юридического лица и не изымается из сферы производства. В итоге использование механизма реорганизации приводит к достижению значительного организационного и финансового эффекта[6]. Однако эта правовая сфера недостаточно исследована в научной литературе. Цивилистическая наука не уделяет должного внимания рассмотрению понятий и значения реорганизации и ликвидации в частном праве. Это представляется недопустимым, учитывая огромное практическое значение реорганизации и ликвидации юридических лиц в гражданском обороте.
Объектом курсовой работы являются гражданские правоотношения, складывающиеся в процессе реорганизации и ликвидации юридических лиц, урегулированные нормами гражданского законодательства Российской Федерации.
Предметом исследования данной работы являются нормы гражданского законодательства России, регулирующие процедуры реорганизации и ликвидации юридических лиц, судебная практика, разработки ученых-цивилистов, относящиеся к теме исследования.
Цель курсовой работы состоит в комплексном изучении теоретико-правовых проблем реорганизации и ликвидации юридических лиц на основе анализа теории гражданского права, действующего гражданского законодательства, правоприменительной практики, направленном на совершенствование институтов реорганизации и ликвидации юридических лиц.
При написании курсовой работы я поставила перед собой следующие задачи:
1.      исследовать правовую природу, сущность реорганизации и ликвидации юридических лиц, выработать определения понятий «реорганизация юридического лица» и «ликвидация юридического лица»;
2.      изучить все формы реорганизации: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование;
3.      исследовать основания и порядок проведения реорганизации и ликвидации юридических лиц;
4.      проанализировать гарантии прав кредиторов и государства при реорганизации и ликвидации юридических лиц;
5.      подробно рассмотреть ликвидацию юридических лиц при их банкротстве;
6.      выработать конкретные предложения по совершенствованию действующего гражданского законодательства, регулирующего реорганизацию и ликвидацию юридических лиц, направленные на эффективное обеспечение имущественных интересов субъектов, вовлекаемых в процессы реорганизации и ликвидации.
Методологической основой работы являются общенаучные методы исследования - диалектический, исторический, системный, логический, аналитический, а также юридические - формально-юридический, сравнительно-правовой, комплексный.
В данной работе большое внимание я уделила анализу различных мнений специалистов. Проблемой реорганизации и ликвидации юридических лиц  в своих трудах занимались такие ученые как Суханов Е. В., Садиков О. Н., Трофимов К. Г., Мартышкин С. В., Карпович В. Д., Козарь О. М., Ершова И. В.и др.
Помимо научной литературы в работе проанализированы различные нормативно-правовые акты, центральное место среди которых занимает часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 
ГЛАВА 1. ФОРМЫ И ПОРЯДОК РЕОРГАНИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
 
1.1. Реорганизация юридического лица: понятие и признаки
              Российские цивилисты всегда рассматривали и рассматривают реорганизацию. Термин «реорганизация» законодательством Российской империи, цивилистами того периода, а также в первые годы советской власти не применялся. как один из способов прекращения юридического лица[7].
              Что же понимается под термином "реорганизация"? Юридические словари советского периода определяли реорганизацию юридического лица как его прекращение без ликвидации дел и имущества.
              Юридический словарь 1998 г. характеризует реорганизацию юридического лица как прекращение или иное изменение правового положения юридического лица, влекущее отношения правопреемства юридических лиц[8].
              Комментаторы Гражданского кодекса РФ определяют реорганизацию как способ прекращения юридических лиц, так и возникновения новых[9], как изменение статуса юридического лица[10].
              Попытки дать определение реорганизации предпринимались и юристами, занимавшимися исследованиями темы реорганизации юридических лиц. Например, Трофимов К.Т. предлагает понимать под реорганизацией прекращение коммерческой организации, связанное с изменением ее имущественного комплекса или организационно-правовой формы, направленное на достижение цели, для которой организация создавалась. Реорганизация влечет за собой изменение субъектного состава и правопреемство[11].
              Мартышкин С.В. видит в реорганизации особый процесс, в ходе которого происходит прекращение и (или) создание юридического лица, сопровождающееся переходом прав и обязанностей реорганизованного юридического лица (правопредшественника) в порядке правопреемства другому юридическому лицу (правопреемнику)[12].
Реорганизация юридического лица осуществляется в таких формах, как:
- слияние нескольких юридических лип в одно;
- присоединение одного или нескольких юридических лиц к другому;
- разделение юридического лица на несколько самостоятельных организаций;
- выделение из состава юридического лица (не прекращающего при этом своей деятельности)
одного или нескольких новых юридических лиц;
- преобразование юридического лица из одной организационно-правовой формы в другую[13].
              Во всех этих случаях, за исключением выделения, прекращается деятельность по крайней мере одного юридического лица, однако его права и обязанности не прекращаются, а переходят к вновь созданным юридическим лицам в порядке правопреемства. Правопреемство происходит и при выделении, ибо к вновь создаваемому (выделяющемуся) юридическому лицу и в этом случае переходит часть прав и обязанностей остающегося юридического лица.
              Следовательно, реорганизация юридического лица всегда влечет возникновение правопреемства (даже не будучи связанной с прекращением его деятельности в случае выделения). В этом ее принципиальное отличие от ликвидации юридического лица, при котором никакого преемства в правах и обязанностях не возникает, ибо они, как и их субъект - юридическое лицо, подлежат прекращению.
              С учетом изложенных особенностей реорганизации юридического лица можно дать следующее определение реорганизации. Реорганизация - процедура (совокупность юридических действий), опосредующая переход в порядке правопреемства прав и обязанностей от одного или нескольких юридических лиц (правопредшественников) к другому или другим юридическим лицам (правопреемникам), связанная с прекращением правопредшественников и (или) созданием правопреемников.
              Реорганизация   представляет   собой   одну   из   форм прекращения деятельности юридических лиц и создания новых.  В отличие от ликвидации реорганизация  не  означает  погашения  обязательств юридического лица, прекращающего  деятельность. Все его права и обязанности переходят  к  вновь  образованным юридическим лицам  - его правопреемникам. Правопреемство при  реорганизации  носит  универсальный (общий) характер. Предполагается,    что,    во-первых, правопреемникам передаются не отдельные права и  обязанности, а весь их комплекс. И,  во-вторых,  организация - правопреемник не вправе  отказаться  от  принятия  каких-либо  обязательств реорганизуемого юридического лица.
              В процессе реорганизации необходимо решить все вопросы, связанные с определением субъектов, к которым переходят конкретные права и обязанности.
              Наиболее актуальна эта проблема, безусловно, для реорганизации в формах разделения и выделения, поскольку при слиянии, присоединении и преобразовании возникает одно юридическое лицо, которое и является правопреемником всех реорганизованных.
              При реорганизации составляется разделительный баланс (в случаях разделения и выделения) или передаточный акт (в случаях слияния, преобразования и присоединения).
              Разделительный баланс должен содержать однозначный ответ на вопрос о том, к какому именно юридическому лицу перешло каждое конкретное обязательство. И передаточный акт, и разделительный баланс должны включать в себя сведения обо всех без исключения обязательствах должника,  включая  те,  в  отношении которых реорганизующееся юридическое лицо считает, что у него есть основания их не исполнять.
              Решение   о   реорганизации    может    быть    принято учредителями (участниками) (см. Приложение 1) либо   соответствующим   органом юридического лица. Здесь все зависит от  его  организационно-правовой  формы.
              В  ряде  случаев  для  реорганизации   в   форме слияния, присоединения и преобразования  может  потребоваться согласие уполномоченных государственных органов[14].
   Так, с предварительного согласия антимонопольного органа осуществляются следующие действия:
1) слияние коммерческих организаций (за исключением финансовых организаций), если суммарная стоимость их активов (активов их групп лиц) по бухгалтерским балансам по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления ходатайства (далее также - последний баланс, в случае представления в антимонопольный орган уведомления последним балансом считается бухгалтерский баланс по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате слияния таких коммерческих организаций), превышает семь миллиардов рублей или суммарная выручка таких организаций (их групп лиц) от реализации товаров за календарный год, предшествующий году слияния, превышает десять миллиардов рублей либо если одна из таких организаций включена в реестр;
2) присоединение одной или нескольких коммерческих организаций (за исключением финансовых организаций) к иной коммерческой организации (за исключением финансовой организации), если суммарная стоимость их активов (активов их групп лиц) по последним балансам превышает семь миллиардов рублей или суммарная выручка таких организаций (их групп лиц) от реализации товаров за календарный год, предшествующий году присоединения, превышает десять миллиардов рублей либо если одна из таких организаций включена в реестр;
3) слияние финансовых организаций или присоединение одной или нескольких финансовых организаций к другой финансовой организации, если суммарная стоимость их активов по последним балансам превышает величину, установленную Правительством Российской Федерации (при слиянии или присоединении кредитных организаций такая величина устанавливается Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации);
4) создание коммерческой организации, если ее уставный капитал оплачивается акциями (долями) и (или) имуществом, которые являются основными производственными средствами и (или) нематериальными активами другой коммерческой организации (за исключением финансовой организации), в том числе на основании передаточного акта или разделительного баланса, и в отношении данных акций (долей) и (или) имущества создаваемая коммерческая организация приобретает права, предусмотренные статьей 28 ФЗ «О защите конкуренции», и при этом суммарная стоимость активов по последнему балансу учредителей создаваемой коммерческой организации (их групп лиц) и лиц (их групп лиц), акции (доли) и (или) имущество которых вносятся в качестве вклада в уставный капитал создаваемой коммерческой организации, превышает семь миллиардов рублей, либо если суммарная выручка учредителей создаваемой коммерческой организации (их групп лиц) и лиц (их групп лиц), акции (доли) и (или) имущество которых вносятся в качестве вклада в уставный капитал создаваемой коммерческой организации, от реализации товаров за последний календарный год превышает десять миллиардов рублей, либо если организация, акции (доли) и (или) имущество которой вносятся в качестве вклада в уставный капитал, включена в реестр;
5) создание коммерческой организации, если ее уставный капитал оплачивается акциями (долями) и (или) активами (за исключением денежных средств) финансовой организации и (или) создаваемая коммерческая организация приобретает такие акции (доли) и (или) активы финансовой организации на основании передаточного акта или разделительного баланса и в отношении таких акций (долей) и (или) активов приобретает права, предусмотренные  предусмотренные статьей 29 ФЗ «О защите конкуренции», и при этом стоимость активов по последнему балансу финансовой организации, акции (доли) и (или) активы которой вносятся в качестве вклада в уставный капитал, превышает величину, установленную Правительством Российской Федерации (при внесении в качестве вклада в уставный капитал акций (долей) и (или) активов (за исключением денежных средств) кредитной организации такая величина устанавливается Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации);
6) присоединение финансовой организации к коммерческой организации (за исключением финансовой организации), если стоимость активов финансовой организации по последнему балансу превышает величину, установленную Правительством Российской Федерации;
7) присоединение коммерческой организации (за исключением финансовой организации) к финансовой организации, если стоимость активов финансовой организации по последнему балансу превышает величину, установленную Правительством Российской Федерации (при присоединении к кредитной организации такая величина устанавливается Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации)[15].
              В случае систематического осуществления монополистической деятельности занимающей доминирующее положение коммерческой организацией, а также некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, приносящую ей доход, суд по иску антимонопольного органа (в отношении кредитной организации по иску антимонопольного органа по согласованию с Центральным банком Российской Федерации) вправе принять решение о принудительном разделении таких организаций либо решение о выделении из их состава одной или нескольких организаций. Созданные в результате принудительного разделения организации не могут входить в одну группу лиц[16].
              Юридические лица, получившие  его предписания, обязаны  провести  реорганизацию  в  установленный  срок.   В противном  случае  суд  должен  назначить внешнего управляющего  юридическим  лицом  и  поручить   ему провести   реорганизацию[17]. Учредительные   документы   вновь создающихся  организаций,  а  также разделительный   баланс утверждаются судом и регистрируются в общем порядке.
              Реорганизация юридического лица может осуществляться только в соответствии с Гражданским кодексом РФ. В противном случае решение о реорганизации или ликвидации юридического лица, а также акт о регистрации юридического лица, созданного в результате реорганизации другого юридического лица, признаются судом недействительными.
              Реорганизация акционерного общества может быть осуществлена в форме слияния,
присоединения, разделения, выделения и преобразования. Изменение  типа акционерного общества не является реорганизацией, так как не меняется организационно-правовая форма.
              Следовательно, в этом случае нормы, касающиеся реорганизации, будут неприменимы. Любая добровольная реорганизация начинается с принятия соответствующего решения. В акционерном обществе этот вопрос относится к компетенции общего собрания акционеров[18]. Следует принять во внимание такие важные формальные требования:
              а) решение о реорганизации принимается только по предложению совета директоров, если иное не установлено уставом общества;
              б) решение о реорганизации принимается общим собранием акционеров большинством в три четверти голосов акционеров владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров, причем при решении вопроса о реорганизации акционеры владельцы привилегированных акций участвуют в общем собрании акционеров с правом голоса[19].
 
1.2. Реорганизация юридического лица в форме слияния
Нередко юридические лица объединяют усилия для достижения поставленных целей. Одним из юридических способов объединения предприятий является слияние как форма реорганизации. В свою очередь, слияние - реорганизация является способом как прекращения юридических лиц, так и создания новых.
Результатом такого мероприятия, как слияние - реорганизация, является образование нового юридического лица при прекращении существования объединяющихся организаций. При реорганизации в форме присоединения, в отличии от слияния - реорганизации, одно юридическое лицо вливается в другое и, таким образом, перестает существовать, а юридическое лицо, к которому осуществлено присоединение, продолжает осуществлять финансово-хозяйственную деятельность[20].
В соответствии с текущим законодательством может быть произведена реорганизация в форме слияния юридических лиц, которые находятся в разных субъектах РФ.
Порядок реорганизации Общества с ограниченной ответственностью регламентирован ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" № 14-ФЗ от 14 января 1998г., а Акционерного общества - ФЗ "Об акционерных обществах" № 208-ФЗ от 24 ноября 1995г.
Так, акционеры каждого юридического лица, реорганизуемого в форме слияния, на общем собрании акционеров принимают решение о том что будет проведено слияние - реорганизация, утверждают договор о слиянии и устав создаваемого Общества[21].
Неотъемлемой частью такой процедуры как слияние является составление передаточного акта, в соответствии с которым переходят права и обязанности к вновь возникшему юридическому лицу[22]. По общему правилу, данный документ утверждается учредителями (акционерами) общества[23].
После принятия уполномоченными лицами решения о том, что будет проведено слияние - реорганизация и утверждения соответствующих документов необходимо подать документы в регистрирующий орган[24].
Последовательность действий для реорганизации в форме присоединения (слияния)
1. Проведение общих собраний участников (акционеров) обществ по вопросу реорганизации обществ в форме присоединения (слияния).
2. Проведение общего совместного собрания участников (акционеров) обществ по вопросу реорганизации в форме присоединения (слияния).
3. Получение согласия антимонопольного органа (МАП) на проведение сделки.
4. Выкуп у участников (акционеров) долей (акций) в связи с выходом из собственников общества.
5. Подача объявления в СМИ о проведении реорганизации.
6. Уведомление каждым из объединяющихся обществ кредиторов о проведении реорганизации в форме присоединения (слияния).
7. Получение требований кредиторов о погашении (в т. ч. досрочном) кредиторской задолженности. Составление реестра требований кредиторов. Выверка расчетов с кредиторами и определение сумм кредиторской задолженности к погашению.
8. Погашение кредиторской задолженности до момента завершения реорганизации. Исключение сумм взаимных вложений в уставный капитал.
9. Начало процедуры конвертации прав участников (акционеров) в уставном капитале.
10. Проведение инвентаризации имущества и обязательства в объединяемых обществах.
11. Формирование передаточного акта.
12. Передача документов на государственную регистрацию в ИМНС (по месту нахождения общества, к которому идет присоединение).
13. Подача заявления в лицензирующий орган на оформление новой лицензии, соответствующей виду деятельности присоединенного общества (объединенных обществ в результате слияния).
14. Завершение процедуры конвертации прав участников (акционеров) в уст. капитале.
15. Составление акта приемки-передачи активов и обязательств.
16. Завершение гос. регистрации юридического лица. Присвоение кодов. Изготовление печати. Уведомление отдела постановки на учет в ИМНС, уведомление фондов.
17. Снятие с учета присоединившихся компаний, уведомление фондов, уничтожение печати.
18. Перенос данных бух. учета присоединяемого общества в учетную систему правопреемника.
При слиянии процедура такая же, только регистрация слияния происходит в ИМНС на территории которой находится вновь образуемое общество. Постановка на учет в фондах происходит как для вновь созданного предприятия.
Особенности бухгалтерского учета и налогообложения
1. Бухгалтерский учет операции по конвертации прав участия собственников в уставном капитале при реорганизации в форме присоединения.
2. Бухгалтерский учет операции по конвертации прав участия собственников в уставном капитале при реорганизации в форме слияния.
3. Расчет величины финансовых вложений реорганизуемых обществ в капитал правопреемника при реорганизации в форме присоединения (cлияния).
4. Бухгалтерский учет переноса средств реорганизуемых обществ при реорганизации в форме присоединения (слияния).
5. Особенности формирование передаточного акта при реорганизации в форме присоединения (слияния) [25].
Документы, представляемые при регистрации юридического лица, создаваемого путем слияния, перечислены в Федеральном законе «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
 
1.3. Реорганизация юридического лица в форме присоединения
Реорганизация предприятия этим способом производится путем присоединения одного предприятия к другому. При этом новое юридическое лицо не создается. Все права и обязательства предприятия А при присоединении переходят к предприятию В, к которому присоединяется предприятие А.
Реорганизация юридического лица в форме присоединения с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности последнего из присоединенных юридических лиц считается завершенной[26]. Соответственно, по завершении присоединения директор предприятия А автоматически прекращает свои полномочия, передавая по передаточному акту документацию ликвидированного предприятия директору предприятия-правопреемника[27].
Однако не позднее 30 дней с даты принятия решения о реорганизации общества, а при реорганизации общества в форме слияния или присоединения - с даты принятия решения об этом последним из обществ, участвующих в слиянии или присоединении, общество обязано письменно уведомить об этом кредиторов общества и опубликовать в печатном издании, предназначенном для публикации данных о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о принятом решении. При этом кредиторы общества в течение 30 дней с даты направления им уведомлений или в течение 30 дней с даты опубликования сообщения о принятом решении вправе письменно потребовать досрочного прекращения или исполнения соответствующих обязательств общества и возмещения им убытков[28].
Организациям, прекратившим деятельность в результате реорганизации в форме слияния и присоединения, налоговый орган которых по месту нахождения не совпадает с налоговым органом, осуществившим государственную регистрацию прекращения деятельности, указанный документ выдается (направляется) налоговым органом по месту нахождения прекратившей деятельность организации не позднее 5 дней с даты внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц[29]. Инспекция ФНС РФ принимает решение либо о проведении проверки, либо об отсутствии необходимости в ней, после чего ставит отметку на "объединительный" баланс предприятия, к которому производится присоединение.
С предварительного согласия антимонопольного органа осуществляется присоединение коммерческой организации (за исключением финансовой организации) к иной коммерческой организации (за исключением финансовой организации), если суммарная стоимость их активов (активов их групп лиц) по последним балансам превышает три миллиарда рублей или суммарная выручка таких организаций (их групп лиц) от реализации товаров за календарный год, предшествующий году присоединения, превышает шесть миллиардов рублей либо если одна из таких организаций включена в реестр[30].
Общее собрание участников каждого общества, участвующего в реорганизации в форме присоединения, принимает решение о такой реорганизации, об утверждении договора о присоединении, а общее собрание участников присоединяемого общества также принимает решение об утверждении передаточного акта. Совместное общее собрание участников обществ, участвующих в присоединении, вносит в учредительные документы общества, к которому осуществляется присоединение, изменения, связанные с изменением состава участников общества, определением размеров их долей, иные изменения, предусмотренные договором о присоединении, а также при необходимости решает иные вопросы, в том числе вопросы об избрании органов общества, к которому осуществляется присоединение. Сроки и порядок проведения такого общего собрания определяются договором о присоединении[31].
Следует знать, что многие юридические фирмы, предлагая свои услуги по ликвидации предприятий, рассматривают присоединение, как один из способов ликвидации, хотя, согласно действующему законодательству, присоединение "ликвидацией" не является.
Реорганизация - присоединение - это прекращение одного или нескольких обществ с передачей всех прав и обязанностей другому обществу (ст.17 Закона “Об акционерных обществах”)[32]. К последнему при этом переходят права и обязанности присоединенного в соответствии с передаточным актом.
Реорганизация - присоединение предусматривает прекращение деятельности (ликвидацию) одного или нескольких юридических лиц с передачей всех прав и обязательств другому юридическому лицу. При этом реорганизация - присоединение считается завершившейся с момента внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц о прекращении деятельности присоединяемых юридических лиц. При этом юридическое лицо, к которому производится присоединение, становится полным правопреемником всех прав и обязательств присоединенных организаций.
Основные этапы реорганизации-присоединения:
1. Заключение договора о присоединении между присоединяемым обществом и обществом, к которому осуществляется присоединение. В договоре, устанавливающем, что будет проведена реорганизация - присоединение обязательно должны быть определены порядок и условия присоединения, а также порядок конвертации акций присоединяемого общества в акции и (или) иные ценные бумаги общества, к которому осуществляется присоединение.
2. Принятие решения общим собранием акционеров присоединяемого общества и общества, к которому осуществляется присоединение, о реорганизации - присоединении, об утверждении договора о присоединении и об утверждении передаточного акта. При этом решение о том, что будет проведена реорганизация - присоединение, об утверждении договора о присоединении и передаточного акта принимаются большинством в три четверти голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров.
3. После этого на совместном общем собрании акционеров указанных обществ принимается решение о внесении изменений и дополнений в устав и в случае необходимости по иным вопросам. В законе не говорится, какие именно изменения и дополнения вносятся в устав и в каком обществе. При этом порядок голосования на совместном общем собрании акционеров определяется договором о реорганизации-присоединении.[33]
 
1.4. Реорганизация юридического лица в форме разделения
При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом[34].
Таким образом, при разделении Общества оно прекращает свое существование, а его место в гражданском обороте занимают вновь созданные общества.
Этапы реорганизации при разделении:
1. Исполнительный орган (директор) принимает решение о вынесении на повестку дня вопроса о реорганизации Общества, порядке и условиях такой реорганизации (в том числе о порядке обмена долей участников реорганизуемого общества на доли участников создаваемых обществ).
2. По инициативе директора или группы участников проводится Общее собрание для решения следующих вопросов:
- Реорганизация Общества в форме разделения;
- Порядок и условия разделения Общества;
- Создание новых Обществ;
- Утверждение разделительного баланса[35].
3. Не позднее тридцати дней с даты принятия решения о реорганизации общества общество обязано письменно уведомить об этом всех известных ему кредиторов общества и опубликовать в органе печати, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о принятом решении.
4. Участники каждого общества, создаваемого в результате разделения, подписывают учредительный договор.
5. Проводится Общее собрание в каждом вновь создаваемом Обществе, на котором принимаются решения:
- Об утверждении Устава вновь создаваемого Общества
- Об избирании органов Общества.
При разделении общества все его права и обязанности переходят к обществам, созданным в результате разделения, в соответствии с разделительным балансом[36].
6. Проводится государственная регистрация возникших юридических лиц, в единый государственный реестр вносятся необходимые изменения, касающиеся прекращения деятельности реорганизованного Общества. Регистрация происходит в общем порядке.
Документы, представляемые при регистрации юридического лица, создаваемого путем слияния, перечислены в Федеральном законе «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Реорганизация в форме разделения означает, во-первых, прекращение деятельности общества, во-вторых, в результате разделения акционерного общества возникают как минимум два новых общества, каждое их которых подлежит государственной регистрации.
Законодатель установил такой порядок реорганизаций общества: совет директоров (наблюдательный совет) реорганизуемого в форме разделения общества выносит на решение общего собрания акционеров вопрос о реорганизации общества в форме разделения, порядке и об условиях разделения, о создании новых обществ и порядке конвертации акций реорганизуемого общества в акции создаваемых обществ, об утверждении разделительного баланса.
Именно на основе разделительного баланса, переходят права и обязанности от реорганизуемого общества к новым обществам.
Решение вопросов о реорганизации общества в форме разделения выносится на общее собрание общества. Это следующие вопросы:
- о реорганизации общества в форме разделения;
- порядке и об условиях разделения;
- о создании новых обществ;
- о порядке конвертации акций реорганизуемого общества в акции создаваемых обществ;
- об утверждении разделительного баланса.
После этого созываются общие собрания каждого из вновь созданных обществ, которые утверждают уставы своих акционерных обществ, избирают советы директоров, исполнительные органы и решают др. вопросы[37].
В Законе подчеркивается, что каждый акционер реорганизуемого общества, голосовавший против или не принимавший участия в голосовании по вопросу о реорганизации общества, должен получить акции каждого общества, создаваемого в результате разделения, предоставляющие те же права, что и акции, принадлежащие ему в реорганизуемом обществе, пропорционально числу принадлежащих ему акций этого общества[38].
Реорганизация юридического лица в форме разделения с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц считается завершенной, а юридическое лицо, реорганизованное в форме разделения, считается прекратившим свою деятельность[39].
 
1.5. Реорганизация юридического лица в форме выделения
Выделением общества признается создание одного или нескольких обществ с передачей им части прав и обязанностей реорганизуемого общества без прекращения последнего[40].
Основой для выделения из акционерного общества еще одного общества является разделительный баланс - по нему передаются имущественные права и обязанности вновь образуемому обществу.
Как отмечают исследователи, при составлении разделительного баланса возможны различного рода злоупотребления в пользу одного или нескольких сторон. Например, известны случаи, когда при разделении общества на несколько обществ пассив реорганизуемого общества концентрировался в одном из новых обществ, которое вскоре объявлялось банкротом, а кредиторам оставалось только подсчитывать свои убытки. Другие же вновь образованные общества, избавившись от кредиторов, стали процветать. Подобная ситуация может возникнуть и при выделении общества[41].
Порядок реорганизации в форме выделения таков: совет директоров (наблюдательный совет) реорганизуемого в форме выделения общества выносит на решение общего собрания акционеров общества вопрос о реорганизации общества в форме выделения, о порядке и об условиях выделения, о создании нового общества (обществ), о конвертации акций реорганизуемого общества в акции создаваемого общества (распределении акций создаваемого общества среди акционеров реорганизуемого общества, приобретении акций создаваемого общества самим реорганизуемым обществом) и о порядке такой конвертации (распределения, приобретения), об утверждении разделительного баланса.
После общего собрания акционерного общества и решения всех ключевых вопросов реорганизации, собираются общие собрания акционеров каждого создаваемого общества, на которых, принимаются решения об утверждении его устава и образовании органов обществ. Как подчеркивается в п.3 ст. 19 Закона «Об акционерных обществах», если в соответствии с решением о реорганизации в форме выделения единственным акционером создаваемого общества будет являться реорганизуемое общество, утверждение устава создаваемого общества и образование его органов осуществляются общим собранием акционеров реорганизуемого общества.
Как и при реорганизации в форме разделения, Закон гарантирует защиту прав акционеров общества: если решение о реорганизации общества в форме выделения предусматривает конвертацию акций реорганизуемого общества в акции создаваемого общества или распределение акций создаваемого общества среди акционеров реорганизуемого общества, каждый акционер реорганизуемого общества, голосовавший против или не принимавший участия в голосовании по вопросу о реорганизации общества, должен получить акции каждого общества, создаваемого в результате выделения, предоставляющие те же права, что и акции, принадлежащие ему в реорганизуемом обществе, пропорционально числу принадлежащих ему акций этого общества[42].
Последовательность действий для реорганизации юридического лица в форме выделения (разделения):
1. Проведение общего собрания участников (акционеров) общества по вопросу реорганизации в форме выделения (разделения). Решение о реорганизации юридических лиц в форме выделения (разделения).
2. Выкуп у участников (акционеров) долей (акций) в связи с выходом из собственников общества.
3. Подача объявления в СМИ о проведении реорганизации.
4. Уведомление кредиторов о проведении реорганизации в форме выделения (разделения). Получение требований кредиторов о погашении (в т. ч. досрочном) кредиторской задолженности. Составление реестра требований кредиторов. Выверка расчетов с кредиторами и определение сумм кредиторской задолженности к погашению.
5. Погашение кредиторской задолженности до момента завершения реорганизации.
6. Проведение инвентаризации имущества и обязательств реорганизуемого общества.
7. Формирование разделительного баланса.
8. Начало процедуры конвертации прав участников (акционеров) в уставных капиталах правопреемников.
9. Передача документов на государственную регистрацию (по месту нахождения выделившегося общества).
10. Завершение государственной регистрации выделившегося юридического лица. Присвоение кодов. Изготовление печати. Постановка на учет в ИМНС, в фондах.
11. Уведомление о реорганизации общества (из которого произошло выделение). Снятие с учета общества, которое разделилось. Внесение изменений. Уведомление фондов.
12. Составление акта приемки-передачи активов и обязательств.
13. Перенос данных бухгалтерского учета в учетные системы правопреемников.
14. Завершение процедуры конвертации прав участников (акционеров) в уставном капитале[43].
 
1.6. Реорганизация юридического лица в форме преобразования
В результате преобразования происходит изменение организационно-правовой формы реорганизуемого юридического лица, сопровождающееся прекращением его деятельности и созданием новой организации, к которой в соответствии с передаточным актом в порядке универсального правопреемства переходят права и обязанности преобразованной организации[44] (см. Приложение 2). На правовой характеристике преобразования следует остановиться несколько подробнее, поскольку именно в отношении данной формы реорганизации, по нашему мнению, существуют определенные недостатки нормативно-правового регулирования.
Преобразование в последнее время стало одной из наиболее часто применяемых на практике форм реорганизации юридических лиц. В качестве основных обстоятельств способствовавших этому, можно выделить следующие.
Во-первых, в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий широкое распространение получил такой способ приватизации, как акционирование. Оно представляет собой, несмотря на имеющееся специальное нормативно-правовое регулирование, не что иное, как преобразование юридического лица из одной организационно-правовой формы (государственного или муниципального предприятия) в другую (акционерное общество). Кроме того, правовыми актами о приватизации предусматривалось и преобразование арендных предприятий в товарищества с ограниченной ответственностью и акционерные общества.
Во-вторых, становление гражданско-правового законодательства в РФ и замена нормативных актов, действовавших в начале этапа проводимых в стране экономических реформ, вызывают необходимость приведения организационно-правовых форм ранее созданных юридических лиц в соответствие с действующим законодательством. Данный процесс осуществляется посредством преобразования. Так, в ФЗ РФ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" предусмотрена необходимость преобразования индивидуальных (семейных) частных предприятий, а также предприятий, созданных хозяйственными товариществами и обществами, общественными и религиозными организациями, объединениями, благотворительными фондами в хозяйственные товарищества, общества или кооперативы[45].
Суть преобразования в том, что юридическое  лицо  одной организационно-правовой  формы  прекращает  деятельность,   а вместо  него образуется  новое   юридическое   лицо   другой организационно-правовой формы.    Никаких    количественных изменений участников гражданского оборота не происходит.  Все права и обязанности организации,  прекратившей деятельность, переходят к одному правопреемнику.  По  сути,  преобразование является наиболее распространенной  формой  реорганизации.  К примеру, приватизация         государственных       предприятий представляет  собой  не  что  иное   как   преобразование   в акционерное общество.
              Гражданский  кодекс и  другие  законы,   в   частности Федеральный   закон "О    некоммерческих организациях", устанавливают определенные ограничения на  преобразование.
              Реорганизация коммерческих организаций может существенным образом затрагивать интересы их кредиторов. Учитывая это, законодатель предусмотрел гарантии прав кредиторов коммерческой организации при её реорганизации (ст. 60 ГК). Прежде всего это обязанность учредителей (участников) коммерческой организации или органа, принявшего решение о реорганизации коммерческой организации, письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемой коммерческой организации.
              По общему правилу, коммерческая организация считается реорганизованной с момента государственной регистрации вновь возникших коммерческих организаций. И лишь при реорганизации коммерческих организаций в форме присоединения реорганизация считается завершённой с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединённой коммерческой организации (п. 4 ст. 57 ГК).
              Государственная регистрация возникших при реорганизации коммерческих организаций, а также внесение записей в единый государственный реестр юридических лиц (при присоединении) происходит в общем порядке. В соответствии со ст. 59 ГК основаниями   для   отказа  в  государственной регистрации вновь возникших коммерческих организаций являются непредставление вместе с учредительными документами передаточного   акта   или  разделительного баланса  либо  отсутствие  в  них положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованной коммерческой организации. Отказ в государственной регистрации, а также уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в суде.
    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕДУРЫ ЛИКВИДАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА
 
2.1. Ликвидация юридического лица: понятие и виды
Ликвидация - это прекращение деятельности юридического лица без перехода его прав и обязанностей в порядке правопреемства другому лицу[46]. Ликвидация имеет следующие виды:
- добровольная (по решению учредителей);
- принудительная (по решению суда).
По решению учредителей юридического лица оно может быть ликвидировано в любом случае (исключением являются фонды, которые могут быть ликвидированы только по заявлению заинтересованных лиц[47]), в том числе:
- при истечении срока, на который оно было создано;
- при достижении цели, ради которой оно было создано.
По решению суда юридическое лицо ликвидируется если:
- при создании юридического лица были допущены грубые нарушения закона, имеющие неустранимый характер;
- осуществляется деятельность без надлежащего разрешения (лицензии);
- осуществляется деятельность, запрещенная законом;
- осуществляется деятельность с нарушением законов и иных правовых актов;
- деятельность общественного, религиозного объединения, фонда противоречит уставным целям[48].
Ликвидация юридического лица также возможна вследствие признания его несостоятельным (банкротом). Исключением являются казенные предприятия[49].
Лица или органы, принявшие решение о ликвидации юридического лица, во-первых, устанавливают порядок, сроки ликвидации и назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора). В свою очередь, ликвидационная комиссия выполняет ряд важных функций, в частности: публикует информацию о ликвидации юридического лица, порядке и сроке (не менее чем двухмесячном) заявления требований его кредиторами; принимает меры к выявлению кредиторов, их письменному уведомлению о ликвидации, получению дебиторской задолженности; по окончании срока для представления требований кредиторами составляет промежуточный ликвидационный баланс с указанием сведений о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований и результатах их рассмотрения; составляет после завершения расчетов с кредиторами ликвидационный баланс. Ликвидация юридического лица считается завершенной после внесения об этом записи в государственный реестр юридических лиц.
Государственная регистрация юридического лица в связи с его ликвидацией производится в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц".
 
2.2. Основания и порядок ликвидации юридического лица
Этапы ликвидации юридического лица.
1. После принятия решения о ликвидации (см. Приложение 3) учредители обязаны письменно сообщить в соответствующий государственный орган (в настоящее время - в налоговую инспекцию) о том, что предприятие находится в процессе ликвидации.
2. Учредители (либо орган юридического лица) назначают ликвидационную комиссию, устанавливают сроки и порядок ликвидации. С этого момента управление юридическим лицом переходит к ликвидационной комиссии.
3. В соответствующие издания помещается публикация о ликвидации юридического лица, сроках и порядке предъявления требований кредиторов. Срок должен быть не менее 2 месяцев с момента публикации.
4. Ликвидационная комиссия письменно уведомляет кредиторов о ликвидации.
5. По истечении установленного срока для предъявления требований составляется промежуточный ликвидационный баланс - состав имущества юридического лица, перечень предъявленных требований кредиторов, результат их рассмотрения. Промежуточный баланс утверждается учредителями юридического лица (по согласованию с государственным органом - при принудительной ликвидации).
6. При недостатке денежных средств для удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица продается с публичных торгов.
7. Денежные суммы кредиторам выплачиваются в соответствии с установленной законом очередностью со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса. При недостаточности средств у казенного предприятия или учреждения кредиторы вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении их требований за счет собственника имущества.
8. По завершении выплат ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, утверждаемый учредителями юридического лица (по согласованию с государственным органом - при принудительной ликвидации).
9. Требования кредитора, заявленные после истечения установленного срока, удовлетворяются из имущества, оставшегося после удовлетворения требований, заявленных в срок. Оставшееся имущество юридического лица после удовлетворения всех требований 59 передается его учредителям, имеющим на это вещные или обязательственные права.
10. Ликвидация завершена после внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
Документация и бухгалтерская отчетность ликвидируемого юридического лица передаются на хранение в государственный архив[50].
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а оно само - прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц. Орган, осуществляющий государственную регистрацию, публикует сведения о ликвидации юридического лица в официальном печатном органе[51].
Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в информационном письме от 5 декабря 1997 г. N 23 "О применении пунктов 2 и 4 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации" рекомендовал судам при рассмотрении исков о ликвидации юридических лиц исходить из следующего.
Требование о ликвидации юридического лица по основаниям, предусмотренным п.2 ст.61 ГК РФ, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому предоставлено законом право на предъявление такого требования[52].
В частности, в соответствующих случаях иски о принудительной ликвидации юридических лиц могут заявляться налоговыми органами, Центральным банком РФ, прокурором.
При рассмотрении указанных исков и оценке обоснованности заявленных требований необходимо выявлять наличие оснований для ликвидации соответствующего юридического лица, на которые ссылается истец. Исследования вопроса о финансовом положении ответчика по такого рода делам не требуется.
Если в ходе осуществления ликвидации юридического лица на основании решения суда выявляется недостаточность его имущества для удовлетворения требований кредиторов[53], ликвидационная комиссия (ликвидатор) от имени должника, кредиторы ликвидируемого юридического лица, а также иные лица, которым в соответствии с законодательством о банкротстве предоставлено право на обращение в арбитражный суд, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании соответствующего юридического лица банкротом.
При признании такого должника банкротом функции конкурсного управляющего могут быть возложены судом на руководителя ликвидационной комиссии (ликвидатора).
Отличительной особенностью ликвидации (помимо ее сути) является создание специального образования - ликвидационной комиссии (ликвидатора), которая действует от имени ликвидируемого юридического лица по аналогии с его органами и к которой переходят полномочия по управлению делами этого юридического лица. Ликвидационная комиссия действует в течение ограниченного срока времени - с момента ее назначения после принятия решения о ликвидации юридического лица и до внесения записи о ликвидации юридического лица в Единый государственный реестр юридических лиц. Правомочия ликвидационной комиссии имеют целевой характер. Она управляет делами юридического лица (так же, как его органы в обычных условиях), выступает в суде от имени юридического лица (как и его органы в обычных условиях), приобретает гражданские права и принимает не все гражданские обязанности для юридического лица, а только те, которые непосредственно связаны с процессом ликвидации юридического лица. Финансовые документы подписывает либо председатель ликвидационной комиссии, если он поименован в решении о назначении комиссии, либо все члены ликвидационной комиссии[54].
Ликвидация оформляется путем составления промежуточного и итогового ликвидационного баланса. Промежуточный ликвидационный баланс содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения[55]. По аналогии составляется окончательный ликвидационный баланс. В нем также указывается судьба оставшегося после удовлетворения требований кредиторов имущества юридического лица.
По общему правилу, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица:
1) передается собственнику или лицам, имеющим иные вещные права на это имущество, если учредители имеют право собственности или иное вещное право на имущество ликвидируемого юридического лица (унитарные предприятия и учреждения; п.7 ст.63 ГК);
2) распределяется между учредителями (участниками) юридического лица, имеющими обязательственные права в отношении этого юридического лица и его имущества (хозяйственные общества и товарищества, кооперативы; п.7 ст.63 ГК);
3) направляется в соответствии с учредительными документами юридического лица, в отношении которого его учредители (участники) не имеют имущественных прав, на цели, в интересах которых оно было создано, и (или) на благотворительные цели[56], или в доход государства (общественные и религиозные организации (объединения), фонды, объединения юридических лиц)[57].
После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом[58].
Так, в соответствии со ст. 23.1 Закона "О банках и банковской деятельности" промежуточный ликвидационный баланс подлежит согласованию с Банком России в случае ликвидации кредитной организации по инициативе Банка России[59].
В соответствии с Приказом Министерства РФ по налогам и сборам "Об обеспечении подготовки к публикации и издания сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц" сведения из государственного реестра, предназначенные для публикации, могут издаваться в виде отдельных брошюр либо печататься в изданиях органов региональной и местной печати на основании соглашений об информационном взаимодействии, а также должны размещаться на стендах в территориальных органах МНС России[60]. Видимо, указанные органы печати и следует считать теми, в которых, в соответствии со ст. 63, "публикуются данные о государственной регистрации юридического лица". Первоначальная редакция этой нормы обязывала согласовывать промежуточный ликвидационный баланс с органом, осуществлявшим государственную регистрацию юридических лиц. На практике же промежуточный ликвидационный баланс предоставляется крайне редко и лишь юридическими лицами с сильной юридической службой. В остальных случаях непредоставление соответствующего баланса мелкими юридическими лицами, как правило, прощается им регистрирующим органом[61]. Порядок и условия выдачи физическим лицам лицензий на осуществление деятельности в качестве арбитражных управляющих при проведении процедур банкротства в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" определялся Положением о лицензировании деятельности физических лиц в качестве арбитражных управляющих, утвержденным постановлением Правительства РФ от 25 декабря 1998 г. № 1544 (Российская газета, 13 января 1999 г.).
Ст. 62 обязывает лиц, принявших решение о ликвидации юридического лица, сообщать об этом "в уполномоченный государственный орган". Как показывает исследование законодательства, для большинства юридических лиц этим органом остается Министерство РФ по налогам и сборам и его территориальные органы[62].
Сведения же и документы, необходимые для осуществления государственной регистрации торгово-промышленных палат, религиозных организаций, общественных объединений, в том числе в форме профсоюзов и политических партий, в связи с их ликвидацией, представляются в орган, принявший решение о государственной регистрации данного общественного объединения при его создании, т.е. в орган юстиции. Федеральный орган юстиции или его территориальный орган после принятия решения о государственной регистрации указанных юридических лиц в связи с их ликвидацией направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц (см., н-р, ст.26 Закона "Об общественных объединениях"). В отношении кредитных организаций функции, аналогичные указанным функциям органов юстиции, выполняет Центральный Банк РФ. Причем, по смыслу ГК РФ, ни налоговые органы, ни органы юстиции, ни Центральный Банк, т.е. органы осуществляющие ту или иную стадию (а то и обе стадии) государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией, а также суд, не относятся к органам, принявшим решение о ликвидации юридического лица. К таким органам могут относиться лишь органы юридического лица.
Показательно то, что ныне не нужно согласования назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, к чему ранее обязывала первоначальная редакция этой статьи. Практике были известны случаи, когда местная администрация отказывала в согласовании состава ликвидационной комиссии коммерческого юридического лица по причине невключения в нее представителя администрации. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде. Порядок ликвидации юридического лица установлен ст. 63 ГК РФ.
Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации.
Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица[63]. Также как и в случае реорганизации уведомление должно быть индивидуальным.
 
2.3. Ликвидация юридических лиц в случае банкротства
Несостоятельность (банкротство) юридического лица наступает при его неспособности удовлетворить денежные требования кредиторов.
Банкротом могут быть признаны коммерческое юридическое лицо, а также потребительский кооператив, благотворительный и иной фонд по решению суда, а также по решению учредителей юридического лица.
Дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом[64] (см. Приложение 4).
Отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) юридических лиц, отличаются большой спецификой.
В трудах В.В. Зайцевой, М.И. Кулагина, Г.Ф. Шершеневича и др. содержатся различные характеристики несостоятельности, которые в обобщенном виде можно свести к удостоверенной судом неспособности должника исполнять свои обязательства перед кредиторами вследствие недостатка имущества. Банкротство в законодательстве стран континентальной Европы считается уголовно-правовой стороной несостоятельности. Такая традиция прослеживалась и в дореволюционной России, где к тому же для признания банкротства первоначально требовалось признание должника несостоятельным в гражданском процессе. В англосаксонской правовой системе банкротство понимается как синоним несостоятельности.
Современное отечественное законодательство о несостоятельности (банкротстве) весьма мобильно (за десятилетие приняты 3 закона общего характера), хотя еще очень молодо. Оно включает в себя ГК, специальные законы, ряд иных правовых, в том числе ведомственных, актов и понимает под несостоятельностью (банкротством) признанную арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей[65].
Процедуры банкротства могут быть применены как к юридическим лицам (кроме казенных предприятий, учреждений, политических партий и религиозных организаций), так и к физическим, в том числе индивидуальным предпринимателям.
Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены (п.2 ст.3 Закона). Дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом, если требования к должнику в совокупности составляют не менее 100 тыс. руб[66]. (п.2 ст.6 и п.2 ст.33 Закона).
Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом в связи с неисполнением обязанности по уплате обязательных платежей обладают должник, прокурор, налоговые и иные уполномоченные органы[67].
Заявление о признании должника банкротом может быть подано в арбитражный суд и иными лицами в случаях, предусмотренных законом (см. Приложение 5).
Если заявление должника подано должником в арбитражный суд при наличии у должника возможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме (фиктивное банкротство), должник, подавший указанное заявление, несет перед кредиторами ответственность за ущерб, причиненный подачей такого заявления.
В ряде случаев Законом установлено не право, а обязанность должника обратиться с соответствующим заявлением в арбитражный суд (ст.9), подкрепленная мерами имущественной ответственности (ст.10). Для обращения в арбитражный суд самого должника установлены дополнительные требования по основаниям, срокам и процедуре подачи заявления (ст. ст.9, 37 - 38).
Следует особо отметить три момента:
- открытый перечень оснований (ст.9 Закона);
- принятие арбитражным судом решения об отказе в признании должника банкротом в случае установления фиктивного банкротства, т.е. уголовно наказуемого деяния (ст.55);
- противоречие между п.2 ст.9 Закона и п.3 и п.6 ст.64 ГК.
Буквальное толкование п.2 ст. 9 Федерального закона от 26 октября 2002 г. делает невозможным ликвидацию юридического лица при недостаточности его имущества с распределением имущества между кредиторами соответствующей очереди пропорционально сумме требований, которые подлежат удовлетворению, и с погашением не удовлетворенных при этом требований, как это было предусмотрено ГК.
При рассмотрении дела о банкротстве юридического лица применяются следующие процедуры (ст.27 Закона):
Здесь дается общая характеристика без учета особенностей отдельных категорий юридических лиц и исключений из правил.
Наблюдение
1. Финансовое оздоровление
2. Внешнее управление
3. Конкурсное производство
4. Мировое соглашение
Наблюдение применяется в целях обеспечения сохранности имущества должника, анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов (ст.2). Оно вводится с даты принятия арбитражным судом заявления должника к производству или по результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованности требований заявителя к должнику (ст. ст.48, 62).
Введение этой процедуры влечет за собой имущественные и организационные последствия:
- приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиями;
- запрещаются удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников), выкуп должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли (пая), выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам;
- запрещается зачет встречного однородного требования, если при этом нарушается установленная п.4 ст.134 Закона очередность удовлетворения требований кредиторов (ст.63);
- назначается временный управляющий (ст.49);
- ограничиваются полномочия органов управления путем получения письменного согласия временного управляющего на совершение сделок, связанных с изменением имущественного состояния должника более чем на 5% балансовой стоимости активов должника на дату введения наблюдения и (или) с принятием на себя обязательств перед третьими лицами (п.2 ст.64);
- органам управления должника запрещается принимать решения о создании и прекращении деятельности юридических лиц и правосубъектных образований, изменении структуры должника, выплате дивидендов или распределении прибыли должника между его учредителями (участниками), о размещении эмиссионных ценных бумаг, за исключением акций (п.3 ст.64).
Наблюдение оканчивается с даты введения финансового оздоровления, внешнего управления, признания арбитражным судом должника банкротом и открытия конкурсного производства или утверждения мирового соглашения. Эта дата устанавливается соответствующим решением или определением арбитражного суда на основании решения первого собрания кредиторов (ст.75 Закона). Наблюдение должно быть завершено с учетом сроков рассмотрения дела о банкротстве - не более 7 месяцев с даты поступления заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд (ст. ст.51, 62).
Финансовое оздоровление (санация) - процедура, которая подразумевает финансовую помощь должнику.
Финансовое оздоровление применяется к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.
Эта процедура вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов. В случае отсутствия такого решения, арбитражный суд откладывает рассмотрение дела в пределах срока, установленного статьей 51 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" и обязывает кредиторов принять соответствующее решение к установленному сроку.
В случае, если отложить рассмотрение дела невозможно, арбитражный суд выносит определение о введении процедуры финансового оздоровления, при наличии соответствующего ходатайства учредителей (участников) должника, собственника имущества должника - унитарного предприятия, уполномоченного государственного органа, а также третьего лица или третьих лиц, при условии предоставления достаточного обеспечения исполнения обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности, размер которого должен превышать размер обязательств должника, включенных в реестр требований кредиторов на дату проведения первого собрания кредиторов, не менее чем на двадцать процентов[68].
К ходатайству обязательно прилагается график погашения задолженности; при обращении учредителей или собственника - также план финансового оздоровления, возможно предоставление обеспечения исполнения должником обязательств; при обращении третьих лиц обязательны согласование с должником и предложение обеспечения исполнения должником обязательств.
При введении финансового оздоровления по инициативе суда обязательно предоставление обеспечения исполнения обязательств должника в объеме, превышающем эти обязательства не менее чем на 20%.
Исполнение должником обязательств не может быть обеспечено удержанием, задатком или неустойкой, а предмет обеспечения не может представлять собой имущество и имущественные права, принадлежащие должнику на праве собственности или праве хозяйственного ведения (т.е. должен не совпадать с имуществом должника и предоставляться реально третьим лицом).
При наличии противоречащих друг другу ходатайства и решения первого собрания кредиторов (п.3 ст.75 Закона) в качестве обеспечения исполнения обязательств должника предоставляется банковская гарантия (п.3 ст.75).
Финансовое оздоровление вводится на срок не более чем 2 года (п.6 ст.80) и влечет за собой имущественные и организационные последствия (ст.81):
- отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов; приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям (за исключением исполнения исполнительных документов, выданных на основании вступивших в законную силу до даты введения финансового оздоровления решений о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и возмещении морального вреда; т.е. речь идет о социальных приоритетах);
- запрещаются удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников), выкуп должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли (пая); выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам;
- прекращается начисление неустоек (штрафов, пени), процентов и иных финансовых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до введения финансового оздоровления;
- применяется предусмотренный федеральным законом строго формализованный порядок предъявления требований кредиторов, наложения арестов на имущество должника и введения иных ограничений должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом, проведения зачета, расчетов по обязательствам должника.
На сумму требований кредиторов, подлежащих удовлетворению в соответствии с графиком погашения задолженности, начисляются проценты в порядке и в размере, предусмотренных п.2 ст.95 Закона (очевидно, в размере ставки рефинансирования, установленной ЦБ РФ на дату введения финансового оздоровления), с даты вынесения определения о введении финансового оздоровления и до даты погашения требований кредитора или до даты принятия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
Утверждается административный управляющий (ст.45) и ограничиваются полномочия органов управления.
Ограничение осуществляется путем получения согласия:
- кредиторов (комитета кредиторов) на совершение сделок, связанных с изменением имущественного состояния должника более чем на 5% балансовой стоимости активов должника на последнюю отчетную дату, предшествующую дате заключения сделки, и (или) с принятием на себя обязательств перед третьими лицами или любых сделок, влекущих за собой возникновение новых обязательств должника, если размер денежных обязательств должника, возникших после введения финансового оздоровления, составляет более 20% суммы требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов (п.3 ст.82
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.