На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Влияние стилей семейного воспитания на формирование агрессии у детей

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 07.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



МІНІСТЕРСТВО ОСВІТИ І НАУКИ УКРАЇНИ
ЛУГАНСЬКИЙ ОБЛАСНИЙ ІНСТИТУТ ПІСЛЯДИПЛОМНОЇ ПЕДАГОГІЧНОЇ ОСВІТИ
 
 
                                                              Кафедра педагогіки і психології
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                                                                          Выполнила
                                                                                 Боярская  И. В
 
 
 
 
 
На тему: Влияние стилей семейного воспитания на формирование
                     агрессии у детей .
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                     Луганск 
                  2011
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                                                    Содержание
                                                                                                                                                                                               
Ведение………………………………………………………………………………3
1.      Теоретическая часть.
I    Теоретический анализ проблемы влияния  стилей семейного воспитания на формирование агрессии у  ребенка…………………………………………           6
1.1   Психологическая характеристика  стиля семейного воспитания.
1.2   Понятие агрессивности у детей и факторы обуславливающие её развитие. 25
II   Экспериментальные исследования проблемы влияния стилей семейного воспитание на развитие агрессии у детей.
2.1.           Методы и процедуры исследования.                                                             31
2.2.           Результаты исследования.                                                                                                                33
2.3.           Рекомендации для родителей.                                                                                                   36
Вывод.                                                                                                                                                                        40
Литература.                                                                                                                                        43
Приложение.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                                          
 
                                                         Введение.
 
В современных условиях общество столкнулось с  проблемой агрессии у детей, проблема является актуальной  на сегодняшний день во всем мире. Неоспоримым является тот факт, что период детства является начальным звеном формирования личности ребенка.  Семья является важным социальным институтом играющий главную роль в воспитании ребенка и поэтому семья, а в частности родители несут ответственность за формирование у ребенка такое отрицательное свойства психики, как агрессивность.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность, воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
 
   Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д.
В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.
     На  основании изученной проблемы, путем изучения литературы, проведения различного рода исследований, можно с уверенностью сказать, что авторитарный и попустический стили семейного воспитания влияют на формирование агрессивности у детей.
Отсутствие гармонии в семье  является фактором риска. Где строго оценивают непослушание, плохую успеваемость, отчуждение ребенка в семье, где не могут избежать конфликтов, где притесняют , подавляют одного из членов семьи, где ребенок изолирован от окружающих, сверстников, где низкий материальный и духовный уровень, избиение и психологическое насилие  детей, насилие между родителями. У таких детей возникает чувство одиночества, беспокойство, депрессии, страхи и что очень важно – агрессивность.
  Цель моего исследования состоит в том, чтобы выяснить какие факторы влияют на формирование агрессивности у ребенка, в чем состоит закономерность   влияние видов  семейного   воспитание  на возникновение агрессии у детей.
                                            Задачи исследования:
    Сделать теоретический анализ литературы по проблеме семейных отношений на формирование агрессивности у детей.
    Установить  зависимость стилей  семейного воспитания и уровней агрессии.
    Изучить влияние поведения родителей на развитие негативного поведения ребенка.
    Разработать методические рекомендации по работе с семьями негативно влияющими на развитие детей.
    Изучить методики исследования агрессии.
     
 
 
 
 
 
 
 
                                        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
           Глава 1.
1.1 Психологическая характеристика стилей семейного воспитания.
По определению Н.Я. Соловьева, семья – это «малая социальная группа общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т. е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство ».  Не надо много говорить о том, какую роль играет семья в жизни отдельной личности и общества в целом – её значение велико. Остановимся на важнейших интегральных характеристиках семьи. Ими являются её : функции, структура и динамика.
  Функции семьи. Это сферы жизнедеятельности семьи непосредственно связанные с удовлетворением определенных потребностей ее членов. Охарактеризуем личностное и общественное  значение важнейших функций семьи в обществе.
1.      Воспитательная функция состоит в удовлетворении индивидуальных потребностей в отцовстве, материнстве, в воспитании детей и самореализации в детях. По отношению к обществу эта функция, реализуемая семьей, обеспечивает социализацию подрастающего поколения.
2.      Хозяйственная функция заключается в удовлетворении материальных потребностей семьи. В этом смысле семья обеспечивает восстановление затраченных в труде физических сил.
3.      Эмоциональная функция реализуется в удовлетворении потребностей членов семьи в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке , психологической защите. Эта функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, содействует сохранению их психического здоровья.
4.      Духовного общения- эта функция проявляется в удовлетворении потребностей в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении и играет важную роль в духовном развитии членов общества.
5.      Функция первичного социального контроля обеспечивает выполнение социальных норм членами семьи, в особенности теми, которые не обладают в достаточной степени способностью самостоятельно строить свое поведении в полном соответствии с социальными нормами. Это касается пожилых людей, детей и тех членов семьи, которые страдают каким – либо физическим недугом.
Сексуально – эротическая функция реализуется в удовлетворении сексуально –эротических потребностей членов семьи.Семья в этом смысле осуществляет  регулирование сексуально –эротической направленности поведения членов семь, а также обеспечивает биологическое воспроизводство общества.                                                                                                                               Со временем происходят изменения в содержании и значимости  различных функций семьи в зависимости от социальных  условий . В современной семье значительно возросло значение таких функций, как: эмоциональная, духовного общения, сексуально –эротическая и воспитательная. Брак рассматривается в наше время как союз, основанный на эмоциональных связях в большей степени, чем на хозяйственно – материальных.                                                                                                                                                           Следует обратить на нарушение функций семьи, которые затрудняют или препятствуют выполнению семьей её функций, и представляют одну из особенностей её жизнедеятельности. Перечислим основные факторы, способствующие нарушению реализации функции семьи:             
-         личностные особенности членов семьи (характер, темперамент, ценностные ориентации и т.п. );
-         взаимоотношения между членами семьи, а также уровень сплоченности и взаимопонимание в семье;
-         определенные условия жизни в семье;
Например, рассмотрим факторы, способствующие нарушению реализации воспитательной функции семьи. К таким факторам могут быть отнесены:
-         неполный состав семьи;
-         недостаточный уровень знаний и навыков родителей по воспитанию детей;
-         негативность отношений между родителями;
-         конфликтность семьи (не только по вопросам воспитания, но и по иным проблемам, касающимся жизнедеятельности семьи);
-         вмешательство со стороны родственников в воспитание детей и др.
Структура семьи позволяет определить,  каким образом распределены обязанности и права между её членами, кто осуществляет руководство, а кто – исполнение. С точки зрения структуры можно выделить такие семьи, в которых руководство и организация всех её функций сосредоточены в руках одного члена семьи (централизованный, авторитарный стиль);семьи, в которых все члены принимают равное участие в её жизнедеятельности (демократическая система отношений).
Наиболее распространенная возрастная структура семьи в нашем обществе – это семья, включающая мужа и жену, детей, а а также нередок кого –нибудь из старшего поколения (бабушку и дедушку).
Семья чаще всего ориентирована на равноправное распределение прав и обязанностей, а также на равное участие в решении всех семейных проблем.
Нарушения структуры семьи – это такие особенности её структуры, которые препятствуют выполнению её функций. Это может быть неравномерное распределение хозяйственно –бытовых обязанностей между супругами, т.к. мешает удовлетворению потребности одного из супругов в восстановлении физических сил, в удовлетворении духовных потребностей. Ещё одной из причин нарушения структуры отношений в семье является семейный конфликт.
Динамика семьи. Структура и функции семьи изменяются на различных этапах жизнедеятельности семьи. Существует несколько периодизаций жизненного цикла семьи.: на основе наличия или отсутствия детей в семье (E. Duvall, 1957), а также их возраста (периодизации W)
Семья-это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении(продолжении рода в самоутверждении (самоуважении) каждого её члена.
     Судьбоносная зависимость семьи в развитии личности растущего человека  общеизвестна.                Семья- важнейший институт социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального  взаимодействия. На протяжении какого – времени семья вообще является для ребенка единственным местом получения такого опыта. Затем в жизнь человека включаются такие социальные институты, как детский сад,  школа,  улица. Однако и в это время  семья остается одним из важнейших, а иногда и наиболее важным, фактором социализации личности. Семью можно рассматривать в качестве модели  и формы базового жизненного тренинга личности
Семейное воспитание-это система воспитания и  образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.
Семейное воспитание сложная система. На него влияют наследственность и биологическое ( природное ) здоровье детей  и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания семьи, отношение к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному.
Каковы задачи семьи? Они состоят в том, чтобы: 
?      Создать максимальные условия для роста  и развития ребенка;
?      Стать социально –экономической и психологической защитой ребенка;
?      Передать опыт сохранения и создания семьи, воспитание в ней детей  и отношения к старшим;
?      Научить детей полезным и прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;
 
?      Воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного«Я»
 
Семейное воспитание имеет и свои принципы:
?      Гуманность и милосердие к растущему человеку;
?      Вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как её равноправных участников;
?      Открытость, и доверительность отношений с детьми;
?      Оптимистичность взаимоотношения в семье;
?      Последовательность в своих требованиях(не требовать невозможного);
?      Оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на вопросы;
 
Кроме этого есть ряд частных, но не менее значимых для семейного воспитания: запрещение физического наказания, запрещение читать чужие письма и дневники, не морализировать, не говорить слишком много, не требовать немедленного повиновения, не потакать,  и др. Все принципы, однако, сводят к одной мысли: детям рады в семье не потому, что дети хорошие, с ними легко, а дети хорошие и сними легко от того, что им рады.  
Содержание семейного воспитания охватывает все направления. В семье осуществляется физическое, эстетическое, трудовое, умственное и нравственное воспитание детей, изменяясь от возраста к возрасту.
 
Особое место в семейном воспитании занимает нравственное воспитание. И в первую очередь  воспитание таких качеств, как доброжелательность, доброта, внимание и милосердие к старшим, младшим и слабым, честность, открытость, трудолюбие. Целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды, встречающееся на жизненном пути.
Именно родители –первые воспитатели- имеют самое сильное влияние на детей. Ещё Ж.Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньшее  влияние, чем предыдущий.
         Семейному воспитанию присущи свои методы, а вернее, приоритетное использование некоторых из них. Это личный пример, обсуждение, доверие, показ, любовь, сопереживание, возвышение личности, контроль, юмор, поручение, традиции, похвалы, сочувствие. Отбор идет сугубо индивидуально с учетом конкретных ситуативных условий.
 
Семейное воспитание начинается прежде всего с любви к ребенку. Педагогическая целесообразная родительская любовь- это любовь к ребенку во имя его будущего, в отличии от любви во имя удовлетворения собственных сиюминутных  родительских чувств, желания родителей «купить» детскую любовь «сюсюканием», щедрым субсидирование всех  материальных желаний ребенка.
Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.
 
3 стиля семейного воспитания:
-         демократический
-         авторитарный
-         попустический
При демократическом стиле прежде всего учитываются интересы ребенка. Стиль «согласия».
При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку. Стиль «подавления».
При попустическом стиле ребенок предоставляется сам себе.
        Дошкольник видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, его представление о себе кажутся искаженными.
М.И. Лисина проследила развитие самосознания дошкольников в зависимости от особенностей семейного воспитания. Дети с точным представлением о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени; положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников; прогнозируют хорошую успеваемость в школе. Этих детей часто поощряют, но не подарками; наказывают, в основном, отказом от общения. Дети с заниженным представлением о себе растут в семьях, в которых с ними не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда – при посторонних; не ожидают от них успехов в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни.
        От условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка.
Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно порицают ребенка, или ставят перед ним завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей. (Не говорите ребенку, что он некрасив, от этого возникают комплексы, от которых потом невозможно избавиться.)
Неадекватность также может проявляться с завышенной самооценкой. Это происходит в семье, где ребенка часто хвалят, и за мелочи и достижения дарят подарки (ребенок привыкает к материальному вознаграждению). Ребенка наказывают очень редко, система требования очень мягкая.
 
Адекватное представление – здесь нужна гибкая система наказания и похвалы. Исключается восхищение и похвала при нем. Редко дарятся подарки за поступки. Не используются крайние жесткие наказания.
 
В семьях, где растут дети с высокой , но не с завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетаются с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказания и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает. Дети с пониженной самооценкой (не обязательно очень низкой) пользуются дома большей свободой, но эта свобода, по сути, - бесконтрольность, следствие равнодушия родителям к детям и друг к другу.
Школьная успеваемость является важным критерием оценки ребенка как личности со стороны взрослых и сверстников. Отношение к себе как к ученику в значительной мере определяется семейными ценностями. У ребенка на первый план выходят те его качества, которые больше всего заботят его родителей –  поддержание престижа (дома задаются вопросы: «А кто еще получил пятерку?»), послушание («Тебя сегодня не ругали?») и т.д. В самосознании маленького школьника смещаются акценты, когда родителей волнуют не учебные, а бытовые моменты в его школьной жизни («В классе из окон не дует?» , «Что вам давали на завтрак?»), или вообще мало что волнует – школьная жизнь не обсуждается или обсуждается формально. Достаточно равнодушный вопрос: «Что было сегодня в школе?» рано или поздно приведет к соответствующему ответу: «Ничего особенного», «Все нормально».   

     Родители задают и исходный уровень притязаний ребенка – то, на что он претендует в учебной деятельности и отношениях. Дети с высоким уровнем притязаний, завышенной самооценкой и престижной мотивацией рассчитывают только на успех. Их представления о будущем столь же оптимистичны.

Дети с низким уровнем притязаний и низкой самооценкой не претендуют на многое ни в будущем ни в настоящем. Они не ставят перед собой высоких целей и постоянно сомневаются в своих возможностях, быстро смиряются с тем уровнем успеваемости, который складывается в начале обучения.
  
Второй вариант –демонстративность – особенность личности, связанной с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе окружающих. Источником демонстративности обычно становится недостаток внимания взрослых к детям, которые чувствуют себя в семье заброшенными, «недолюбленными». Но бывает, что ребенку оказывается достаточное внимание, а оно его не удовлетворяет в силу гипертрофированной потребности в эмоциональных контактах. Завышенные требования к взрослым предъявляются не безнадзорными, а наоборот, наиболее избалованными детьми. Такой ребенок будет добиваться внимания, даже нарушая правила поведения. («Лучше пусть ругают, чем не замечают»). Задача взрослых – обходиться без нотаций и назиданий, как можно менее эмоционально делать замечания, не обращать внимание на легкие проступки  и наказывать за крупные (скажем, отказом от запланированного похода в цирк). Это значительно труднее для взрослого, чем бережное отношение к тревожному ребенку.
Если для ребенка с высокой тревожностью основная проблема – постоянное неодобрение взрослых, то для демонстративного ребенка – недостаток похвалы.
Третий вариант – «уход от реальности». Наблюдается в тех случаях, когда у детей демонстративность сочетается с тревожностью. Эти дети тоже имеют сильную потребность во внимании к себе, но реализовать ее не могут благодаря своей тревожности. Они мало заметны, опасаются вызвать неодобрение своим поведением, стремятся к выполнению требований взрослых. Неудовлетворенная потребность во внимании приводит к нарастанию еще большей пассивности, незаметности, что затрудняет и так недостаточные контакты. При поощрении взрослыми активности детей, проявлении внимания к результатам их учебной деятельности и поисках путей творческой самореализации достигается относительно легкая коррекция их развития.      

       Многие родители с замиранием сердца ждут так называемого переходного возраста у своих детей. У кого-то этот переход от детства к взрослению проходит совершенно незаметно, для кого-то становится настоящей катастрофой. Еще недавно послушный и спокойный ребенок вдруг становится «колючим», раздражительным, он то и дело вступает в конфликт с окружающими. Это нередко вызывает непродуманную отрицательную реакцию родителей, учителей. Их ошибка состоит в том, что они пытаются подчинить подростка своей воле, а это только ожесточает, отталкивает его от взрослых. И это самое страшное – ломает растущего человека, делая его неискренним приспособленцем или по-прежнему послушным вплоть до полной потери своего «Я». У девочек, вследствие их более раннего развития, этот период часто бывает сопряжен с переживаниями первой любви. Если эта любовь не взаимна, и вдобавок отсутствует понимание со стороны родителей, то душевные травмы, нанесенные в этот период, могут изломать всю дальнейшую судьбу девушки. Родители всегда должны помнить, что их девочка – уже не ребенок, но еще и не взрослый человек. Хотя сама 13-14-летняя девочка, чувствуя, как быстро увеличивается ее рост, меняется фигура, появляются вторичные половые признаки, уже считает себя взрослой и претендует на соответствующее отношение, на независимость и самостоятельность.

Подростковая самостоятельность выражается, в основном, в стремлении к эмансипации от взрослых, освобождение от их опеки, контроля. Нуждаясь в родителях, в их любви и заботе, в их мнении, они испытывают сильное желание быть самостоятельными, равными с ними в правах. То, как сложатся отношения в этот трудный для обеих сторон период, зависит, главным образом, от стиля воспитания, сложившегося в семье, и возможностей родителей перестроиться – принять чувство взрослости своего ребенка.
После относительно спокойного младшего школьного возраста подростковый кажется бурным и сложным. Развитие на  этом этапе, действительно, идет быстрыми темпами, особенно много изменений наблюдается в плане формирования личности. И, пожалуй, главная особенность подростка – личностная нестабильность. Противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребенка.
      Основные сложности в общении, конфликты возникают из-за родительского контроля за поведением, учебой подростка, его выбором друзей и т.д. крайние, самые неблагоприятные для развития ребенка случаи – жесткий, тотальный контроль при авторитарном воспитании и почти полное отсутствие контроля, когда подросток оказывается предоставленным самому себе, безнадзорным. Существует много промежуточных вариантов:
?      Родители регулярно указывают детям, что им делать;
?      Ребенок может высказать свое мнение, но родители принимая решение, к его голосу не прислушиваются;
?      Ребенок может принимать отдельные решения сам, но должен получить одобрение родителей, родители и ребенок имеют почти равные права, принимая решение;
?      Решение часто принимает сам ребенок;
?      Ребенок сам решает подчиняться ему родительским решениям или нет.
 
Остановимся на наиболее распространенных стилях семейного воспитания, определяющего особенности отношений подростка с родителями и его личностное развитие.
Демократичные родители ценят в поведении подростка и самостоятельность, и дисциплинированность. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях своей жизни; не ущемляя его прав, одновременно  требуют выполнения обязанностей. Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе, обычно не слишком раздражает подростка; он часто прислушивается к объяснениям, почему не стоит делать одного и стоит сделать другое. Формирование взрослости при таких отношениях проходит без особых переживаний и конфликтов.
              Авторитарные родители требуют от подростка беспрекословного подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это делать и не вполне корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, и их общение с родителями нарушается. Часть подростков идет на конфликт, но чаще дети авторитарных родителей приспосабливаются к стилю семейных отношений и становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными.
Ситуация осложняется, если высокая требовательность и контроль сочетаются с эмоционально холодным, отвергающим отношению к ребенку. Здесь неизбежна полная потеря контакта. Еще более тяжелый случай – равнодушные и жестокие родители. Дети из таких семей редко относятся к людям с доверием, испытывают трудности в общении, часто сами жестоки, хотя имеют сильную потребность в любви.
Сочетание безразличного родительского отношения с отсутствие контроля – гипоопека – тоже неблагоприятный вариант семейных отношений. Подросткам позволяется делать все, что им вздумается, их делами никто не интересуется. Поведение становится неконтролируемым. А подростки, как бы они иногда не бунтовали, нуждаются в родителях как в опоре, они должны видеть образец взрослого, ответственного поведения, на который можно было бы ориентироваться.
Гиперопека – излишняя забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, - приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении со сверстниками.
Трудности возникают и при высоких ожиданиях родителей, оправдать которые ребенок не в состоянии. С родителями, имеющими  неадекватные ожидания, в подростковом возрасте обычно утрачивается духовная близость. Подросток хочет сам решать, что ему нужно, и бунтует, отвергая чуждые ему требования.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Зависимость отношений от чувств родителей к ребенку и        
                особенности контроля за его поведением
 
 
                                                          Свобода
                  ( предоставление самостоятельности )
 
    устранившийся                                                 либеральный
          безразличный                                                              помогающий
 
    Враждебность                                                                                      Любовь                                                                                                                                                         
требовательный,                                               покровительствующий,
            нетерпимый,                                                                чрезмерно оберегающий
суровый, властный                                                       
 
                                                  Контроль
Конфликты возникают при отношении родителей к подростку как к маленькому ребенку и при непоследовательности требований, когда от него ожидается то детское послушание, то взрослая самостоятельность.  Часто источником конфликта становится внешний вид подростка. Родителей не устраивает ни мода, ни цены на вещи, так нужные их ребенку. А подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится ничем не отличаться от сверстников. Камнем преткновения во многих семьях может стать вопрос: до которого часа подросток может гулять вечером? Или родители считают, что девочке рано встречаться с мальчиком и т.д. легкая ранимость этого «взрослого» ребенка требует от родителей терпеливого разъяснения. Но ни в коем случае нравоучений и нотаций! Подросток хочет, чтобы взрослые считались с его мнением, уважали его взгляды. Отношение к себе как к маленькому обидит подростка. Вот почему недопустимы со стороны родителей мелочная опека, излишний контроль. Слова убеждения, совета или просьбы, которыми родители на равных обратятся к подростку, воздействуют быстрее.
 
Существует 4 способа поддержки конфликтных ситуаций:
1.      Уход от проблемы (чисто деловое общение)
2.      Мир любой ценой (для взрослого отношения с ребенком дороже всего). Закрывая глаза на отрицательные поступки, взрослый не помогает подростку, а наоборот – поощряет отрицательные формы поведения ребенка.
3.      Победа любой ценой (взрослый стремиться выиграть, пытаясь подавить ненужные формы поведения ребенка. Если он проигрывает в одном, то будет стремиться выиграть в другом. Эта ситуация бесконечна.)
4.      Продуктивный (компромиссный вариант). Этот вариант предполагает частичную победу и в одном и в другом лагере. К этому обязательно нужно идти вместе, т.е. это должно стать результатом совместного решения. 
 
В подростковом возрасте очень важно интимно-личностное общение. Доверие, уважение, понимание, любовь – то, что должно присутствовать в отношениях с родителями
С появлением второго ребенка привилегии старшего брата или сестры обычно ограничиваются. Старший ребенок теперь вынужден, причем часто безуспешно, вновь завоевывать родительское внимание, которое в большей степени обычно обращено на младших детей.
  Специфические условия для воспитания складываются в так называемой неполной семье, где отсутствует один из родителей. Мальчики гораздо острее, чем девочки, воспринимают отсутствие в семье отца; без отцов они часто бывают задиристыми и беспокойными.  
    Распад семьи отрицательно влияет на отношение между родителями и детьми, особенно между матерями и сыновьями. В связи с тем, что родители сами испытывают нарушение душевного равновесия, им обычно недостает сил, чтобы помочь детям справится с возникшими проблемами как раз в тот момент жизни, когда те особенно нуждаются в их любви и поддержке.
После развода родителей мальчики нередко становятся неуправляемыми, теряют самоконтроль, проявляя одновременно завышенную тревожность. Эти характерные черты поведения особенно заметны в течение первых месяцев жизни после развода, а к двум годам после него сглаживаются. Такая же закономерность, но с менее выраженными отрицательными симптомами наблюдается в поведении девочек после развода родителей.
               Выделяют несколько типов неправильного воспитания :
Безнадзорность, бесконтрольность- встречается, когда родители излишне заняты своими делами и не уделяют должного внимания детям.
    Гиперопека- жизнь ребенка находится под бдительным и неустанным надзором , он слышит все время строгие приказания, многочисленные запреты. В результате становится нерешительным, безынициативным, боязливым, неуверенным в своих силах, не умеет постоять за себя, за свои интересы. Постоянно нарастает обида за то, что другим «все дозволено». У подростков все это может вылиться в бунт против родительского засилья: они  принципиально нарушают запреты, убегают из дома. Другая разновидность гиперопеки- воспитание по типу «кумира» семьи. Ребенок привыкает быть в центре внимания, его желания, просьбы беспрекословно выполняются, им восхищаются, а в результате, повзрослев, он не в состоянии правильно оценить  свои возможности , преодолеть свой эгоцентризм. В коллективе его не понимают. Глубоко переживая это он обвиняет  всех, только не себя, возникает истероидная акцентуация
характера, принося человеку множество переживаний во всей дальнейшей жизни.
          Воспитание по типу Золушка- в обстановке эмоциональной отверженности , безразличия, холодности. Ребенок чувствует, что отец и мать его не любят, тяготятся им , хотя посторонним может казаться , что родители достаточно внимательны и добры к нему. « Нет ничего хуже притворства доброты,- писал Л.Толстой, -притворство доброты отталкивает больше, чем откровенная злоба». Ребенок переживает сильно когда кого-то из членов семьи любят больше. Такая ситуация способствует появлению неврозов, чрезмерной чувствительности к невзгодам или озлобленности детей.
«Жесткое воспитание»- за малейшую провинность ребенка сурово наказывают  и он растет в постоянном страхе. К.Д. Ушинский указывал, что страх –самый обильный источник пороков (жестокость, озлобленность, приспособленчество, угодничество возникает на основе страха).
 
Воспитание в усливиях повышенной моральной ответственности- с малых лет ребенку внушается мысль, что он обязательно должен оправдать многочисленные честолюбивые надежды родителей или же на него возлагаются недетские непосильные заботы. В итоге у таких детей появляются навязчивые страхи, постоянная тревога за благополучие свое и близких. Неправильное воспитание уродует характер ребенка, обрекает его на невротические срывы, на трудные взаимоотношения с окружающими.
    Одним из самых недопустимых методов воспитания в семье, является метод физического наказания, когда на детей действуют с помощью страха.
Физическое наказание вызывает физические, психические, нравственные травмы,  которые в конечном итоге ведут к изменению поведения ребят. Так, у каждого второго наказываемого подростка возникают сложности в адаптации, приспособлении его к коллективу ребят, почти у всех этих детей пропадает охота к учебе.
      Ученые выделили это явление в особый  феномен  и назвали его СООСД- синдром опасного обращения с детьми. В разных странах в законодательствах есть пункты об ответственности  лиц, знавших, но не сообщивших в СООДС.
     Чаще всего физическому наказанию подвергаются мальчики. Впослед-
ствии  они сами нередко становятся  жестокими. Им начинает нравится унижать других, бить, издеваться.
К физическим наказаниям  чаще прибегают в семьях с низким статусом
отца, со старыми «ременными» традициями, ущемлёнными матерями, с низкими заработками.
Наиболее благоприятный вариант взаимоотношений родителей с детьми, когда они испытывают устойчивую потребность  во взаимном общении, проявляют откровенность, взаимное доверие, равенство во взаимоотношениях, когда родители умеют понять мир ребенка, его возрастные запросы. Поменьше приказов, команд, угроз, чтения морали, а побольше умения слышать и слушать друг друга, стремление к поиску совместных решений, доводов, наблюдений.
   Достаточно хороший вариант взаимоотношений, когда родители стараются вникать в интересы детей и дети делятся с ними, но уже возможны некоторые «трещинки» в взаимоотношениях, если родители не обладают  необходимой чуткостью  и тактом, недостаточно бережно относятся к секретам детей, не успевают за динамизмом развития детей, «сфальшивят» в тоне разговора. Распространен такой вариант отношений, когда родители хотят вникать в интересы и заботы детей, но дети этого принимают, «замыкаются в себе», потому что родители не умеют войти в мир без нажима, навязывание свои взглядов, критических замечаний «из-за желания добра», без нервозности  и предубеждений. И вот парадоксальное следствие неудачных родительских усилий: « Дорогие родители, если вы будете меня воспитывать, я убегу из дома!»
  Не редкость и следующий  вариант отношений между родителями и детьми: родители чрезмерно заняты собой, работой, увлечениями или размолвками между собой, и в результате им «не до душевного общения  с детьми», что порождает у детей чувство обиды и одиночества.
     Часто жизненные стремления детей могут вызвать в семье конфликты, и справедливые огорчения вызывают односторонние  увлечения детей во вред учебе, появление вредных склонностей к курению, выпивке наркотикам. И хотя родители правы их дети убеждены что праві не родители а они сами лучше знают как им жить.  
      Конфликты между родителями и детьми могут быть и по причинам обоюдной неправоты. Педагогическая несостоятельность родителей, жестокие, варварские методы воспитания, либо чрезмерная избалованность детей могут приводить  к полному взаимному отчуждению, враждебности между детьми и родителями.
       Любая деформация семьи приводит к отрицательным последствиям в развитии личности ребенка. Можно выделить два типа деформации семьи:
структурную и психологическую.
Структурная деформация семьи- не что иное, как нарушение её структурной целостности. В наши дни это обычно связано с отсутствием одного из родителей.
Психологическая деформация семьи связана с нарушением системы межличностных отношений, а также с системой отрицательных ценностей, асоциальных установок и т.п. Сюда можно отнести самые разные факторы – от жажды накопительства до алкоголизма.
    Существует много исследований, посвященных влиянию фактора неполной семьи на личность ребенка. Так, установлено, что мальчики гораздо острее  девочек воспринимают отсутствие отца. В таких семьях мальчики более беспокойны, более агрессивны и задиристы. Особенно сильно заметна разница между мальчиками  в семьях с отцами и без них в первые годы жизни  детей. В ходе одного исследования было установлено, что 2-летние дети, чьи отцы умерли до их рождения, живя с матерями –вдовами, были менее самостоятельны, проявляя тревожность и агрессивность в большей степени, чем дети у которых были отцы. (П. Массен, Дж. Конджер и др. 1987). При обследовании детей старшего возраста  выяснилось , что поведение мальчиков растущих без отцов, оказалось менее мужественным в сравнении с теми, у кого были отцы. С другой стороны , оказалось , что поведение и личностные особенности девочек, выросших только с матерями , мало чем отличается от тех кто жил в полной семье. Но в интеллектуальной разнице обнаруживается разница в пользу полной семьи.
Долгое время считалось, что структурная деформация семьи является
Важнейшей причиной  нарушения личностного развития ребенка.
Это подтверждалось и статистическими данными как (зарубежными , так и отечественными):выборки подростков просоциальной и асоциальной, в том числе и криминальной , направленности существенно отличаются и между собой по критерию «полная- неполная семья».
В настоящее время все больше внимания уделяется фактору психологической деформации семьи. Многочисленные исследования убедительно свидетельствуют, что психологическая деформация семьи, нарушение системы межличностных отношений и ценностей в ней оказывают мощнейшее влияние на негативное развитие личности ребенка, подростка к различным личностным деформациям – от социального инфантилизма до асоциального и делинквентного поведения.
   Дисгармоничное развитие некоторых черт характера  ребенка может зависить от особенностей семейных взаимоотношений. Если родители недооценивают  специфику характера детей, конфликтность может не только усилиться, но и привести к развитию патохарактерологических  реакций,    неврозов, формированию психопатического развития на базе акцентуированных черт.
   В школьные годы зависимость ребенка от семьи уменьшается, от учителя и от группы сверстников возрастает, но эти изменения определяются прежним опытом ребенка, сформировавшимися формами зависимого поведения. В целом ребенок ведет себя так,  как он был воспитан своими родителями. По Сирсу,  детское развитие – зеркало практики воспитания ребенка.
  Родители как центр ориентации и идентификации отступают для подростков на второй план – лишь в определенных областях жизни. Для большинства молодых людей родители и особенно мать  остаются главными эмоционально близкими людьми.
Родительско – детское  взаимодействие в значительной мере от материнского отношения к ребенку, т.е. «репертуар», «тональность»действия матери, адресуемых ребенку, порождают у него соответствующие ответные действия и переживания.     

                                                       Воспитательный потенциал семьи

Существует классификация семей не только по составу ( многодетные семьи, малодетные , однодетные, бездетные семьи) ,но и по характеру взаимоотношений в них. Ю.П.Азаров  делит семьи на три типа: идеальная, средняя, негативная или скандально-раздражительная. М.И.Буянов выделяет такие типы семьи: гармоничная, распадающаяся, распавшаяся, неполная. Выделяют также семьи благополучные, псевдоблагополучные и неблагополучные ,в которых имеются явные дефекты воспитания . Как правило , в неблагополучных семьях  дети больные, так как  за постоянную напряженность и отверженность в семье  ребенок расплачивается неврозами и другими болезнями , тесно связанными между собой.
            Вместо абстрактного противопоставления ..благополучных.. и ..неблагополучных.. семей социологи и криминологи различают семьи  с разным воспитательным потенциалом. Г.М. Миньковский выделяет по этому признаку 10 типов семьи: 
1.      Воспитательно-сильные,
2.      Воспитательно-устойчевые,
3.      Воспитательно-неустойчивые,
4.      Воспитательно-слабые с утратой контакта с детьми и контроля над ними,
5.      Воспитательно-слабые с постоянно конфликтной атмосферой,
6.      Воспитательно-слабые с агрессивно-негативной атмосферой,
7.      Маргинальные: с алкогольной, сексуальной деморализацией….
8.      Правонарушительские,
9.      Преступные,
10. Психически отягощенные.
          В семьях первого типа , доля которых во всем контингенте обследованных  Г.М.Миньковским семей составляет 15-20% воспитательная обстановка близка к оптимальной . Главный ее признак – высокая нравственная атмосфера семьи в целом . Это важнее , чем формальная полнота семьи , хотя вероятность противоправного поведения подростков из неполных семей в 2-3 раза выше , чем из семей с обычной структурой.
Второй тип семьи (35-40%) создает в целом благоприятные возможности для воспитания , а возникающие в семье трудности преодолеваются с помощью других социальных институтов, прежде всего школы.
  Для третьего типа семьи (10 %) характерна неправильная педагогическая позиция  родителей (гиперопека), которая тем не менее выравнивается благодаря сравнительно высокому общему воспитательному потенциалу семьи .
  Четвертый тип (15-20 %) объединяет семьи, где родители причины (плохое здоровье, перегруженность работой, недостаток образования или педагогической культуры) не в состоянии правильно воспитывать детей, утратили контроль за их поведением  и интересами, уступив свое влияние обществу сверстников.
  Остальные типы (10-15%) являются с социально-педагогической точки зрения отрицательными, а то и криминогенными. Риск правонарушения несовершеннолетних, воспитывающихся в обстановке постоянных и острых конфликтов и в психически отягощенных семьях, в 4-5 раз, а в семьях, где царят агрессивность и жестокость, в 9-10 раз выше, чем у тех, кто  растет в педагогически сильных и устойчивых семьях.
 
                               
 
1.     2. Понятие агрессивности  у детей и факторы обуславливающие её  развитие.
Начало изучения психологических механизмов агрессивности связано с именем Зигмунда Фрейда, выделившего два фундаментальных инстинкта –инстинкт жизни (созидательное начало в человеке, Эрос , проявляющееся , в частности , в сексуальном влечении )и инстинкт смерти (Танатос –начало разрушительное , которым и связывается агрессивность). Эти инстинкты врожденные, вечные и неизменные. Отсюда и агрессивность как неотъемлемое свойство человеческой природы. Накапливающаяся энергия «агрессивность драйва» время от времени должна получать «разрядку» во вспышках агрессивности (это психоаналитические  теории агрессивности ).Психоаналитики считают , что для того чтобы не произошло не контролируемого насилия , неконтролируемой реализации агрессивности , нужно , чтобы агрессивная энергия постоянно разряжалась (наблюдениями за жестокими  действиями, разрушением неодушевленных предметов , участием в спортивных состязаниях , достижениях позиций доминирования, власти и пр.)
    Агрессия-это однобокое, подпитанное отрицательными эмоциями отражение реальности, приводящее к искажению , необъективности, неверности понимания действительности , к неадекватному поведению. Часто анализ показывает ,что агрессия преследовала какую-либо позитивную цель для человека, но выбранный агрессивный способ поведения является неудачным, неадекватным приводит к обострению конфликта и ухудшению ситуации. Чем более фрустрирована и невротична личность, тем чаще и острее осуществляется неадекватное агрессивное поведение.
   Агрессивность-свойство личности, заключающееся в готовности и предпочтении использования насильственных средств для реализации своих целей.
Агрессия- проявление агрессивности в деструктивных действиях , с целью которых является нанесение вреда  тому или иному лицу, Агрессивность у  различных лиц  может иметь различную степень выраженности – от почти полного отсутствия до предельного развития. Вероятно, гармонически развитая личность должна обладать определенной степенью агрессивности.
  Полное отсутствие агрессивности приводит к податливости , неспособности занять активную жизненную позицию. Вместе с тем чрезмерное развитие агрессивности  по типу акцентуации  начинает определять  весь облик личности, превращает её в конфликтную, неспособную на социальную кооперацию, а в своем крайнем выражении является патологией (социальной и клинической). И становиться привычным способом поведения, проявляясь в неоправданной враждебности, злобности, жестокости, негативизме.
  Для того чтобы в ситуации фрустрации  возникло агрессивное поведение, необходимо наличие у ребенка  предрасположенности вести  себя агрессивно в подобных ситуациях. Такая предрасположенность формируется и закрепляется через социальные научения : наблюдая поведение окружающих, собственный удачный опыт применения агрессии.
Таким образом, первостепенная роль в формировании агрессивных личностных предрасположенностей  отводится социальному окружению. В настоящее время эта теория  занимает господствующие положение.
Наиболее известным представителем поведенческого подхода  к агрессии Арнольд Басс. Он определяет фрустрацию  как блокирование  процесса желательного поведения  и вводит понятие атаки – акта, поставляющего организму враждебные  стимулы. При этом атака вызывает сильную агрессивную реакцию, а фрустрация – слабую. Басс указал на ряд факторов, от которых зависит сила агрессивных привычек:
?     частота и интенсивность случаев, в которых ребенок был атакован,  фрустрирован, раздражен. Дети, которые получали много гневных стимулов, будут с большой вероятностью реагировать агрессивно. Чем те, которые получили меньше таких стимулов.
?     Частое достижение успеха путем агрессии приводит к закреплению агрессивных привычек. Выработавшаяся привычка к агрессии, атаке может делать невозможным для ребенка различение ситуаций, в которых нужна или не нужна агрессия –он везде и всюду склонен  реагировать агрессивно.
?     Культурные и субкультурные нормы, усваиваемые человеком, могут облегчить развитие у него агрессивности  (с детства видит агрессивные мультики и фильмы, усваивает нормы агрессивности).
?     стремление к уважению, к защите от группового давления, стремление к независимости  вызывает первоначально тенденцию к непослушанию, а затем, встречая сопротивление окружающих, провоцирует человека   к проявлению агрессивных форм поведения.
          Басс считает, что нужно учитывать различия между отдельными видами агрессии. Для классификации агрессивного поведения он предлагает три дихотомии: физическая – вербальная, активная – пассивная, направленная- ненаправленная агрессии.
    Прямой целью физической агрессии может быть причинение  боли или повреждения другому человеку. Оценка интенсивности агрессии дается на основании того, насколько вероятно, что агрессия повлечет за собой ранение и насколько тяжелым оно может быть.
   Вербальные агрессии тоже выступают как болезненные и оскорбительные, иногда «иногда словом можно убить». Вербальной агрессией можно считать следующие высказывания:    
?     многочисленные отпоры;
?     отрицательные отзывы и критические замечания;
?     выражение отрицательных эмоций (недовольства, брани, недоверия, ненависти);
?     высказыванием мыслей и желаний агрессивного содержания(«Убить тебя надо»), или проклятий;
?     оскорбления;
?     угрозы, принуждения и вымогательства;
?     упреки и обвинения;
?     обидные и оскорбительные шутки;
?     простой крик без формирования речевого выражения;
?     скрытая в мечтах, фантазиях агрессия, выражается вербально или в мыслях, реже в рисунках;
       Прямая агрессия  непосредственно направлена против  жертвы, при косвенной агрессии  жертва не присутствует, а о ней распространяется клевета, или же отрицательно  отзываются о работах жертвы. Другой известный представитель поведенческого подхода А. Бандура, подчеркивал, что если человек с детства  видит примеры агрессивного  поведения  людей, особенно родителей, то в силу подражания он обучается агрессивным действиям.
Наконец, следует упомянуть последнюю по времени
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.