Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Классификация частей речи

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 07.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?             Кыргызско-Российский Славянский университет
 
 
             
 
 
 
                    
 
 
 
 
        Курсовая работа по введению в языкознание
 
 
     Тема: «Классификация частей речи»
 
 
 
 
 
 
              Выполнила: Гусакова Дарья
              ГФ 1-11
 
                                                                                   Проверил:    Янцен Валентин
              Корнеевич
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                              Бишкек 2011
                                                   Введение
     Проблема, касающаяся сущности частей  речи и принципов их выделения  в различных языках мира, - одна  из наиболее дискуссионных проблем общего языкознания. Высказывания по вопросу о  том, на чем основано распределение  слов по частям речи, многочисленны,  разнообразны, но очень часто  не ясны и противоречивы. Дело в том, что часть речи - это одна из наиболее общих категорий языка. В них группируются слова с близкими характеристиками, с одинаковым способом отображения действительности. Но определить выделяются ли отдельные части речи на основании  одного ведущего признака, присущего словам данной группировки, или они выделяются на основании совокупности разнообразных признаков, из которых не один нельзя назвать ведущим до сих пор не удалось. Если верно первое, то надо выделить то, что является ведущим признаком. А это может быть или лексическое значение слова, или его морфологическая природа, а может и его синтаксическая функция. Также неясно и то, как выделяются части речи: на одном или на разных основаниях.
  Части речи всегда привлекали и привлекают интерес исследователей, как в решении теоретических вопросов, так и применении их на практике освоения языка. По этому поводу существует большое количество работ, но острая проблема частей речи остаётся не решённой до конца. Вопросом о частях речи занимались ученые ещё с древнейших времен. Аристотель, Яска и Панини определили свой  взгляд  на части речи как на логико-грамматические категории. Это точка зрения господствовала вплоть до конца XVIII – середины XIX вв. В XIX – XX вв. традиционная система частей речи перестает удовлетворять ученых. Появляются указания на непоследовательность и противоречия в существующей классификации, на отсутствие в ней единого принципа деления. Начиная с этого времени, и впоследствии, учёные стали выдвигать свои идеи классификации частей речи, обращая внимание также на морфологический и синтаксический подход  к этой проблеме.
    Хотелось бы привести слова О.П. Суника, сказанные почти сорок лет назад, но являющиеся очень актуальными сейчас: "Очень старый и весьма запутанный вопрос о частях речи, об их лингвистической природе, о количестве и качестве их в языках различных типов и семей не получил, как известно, удовлетворительного решения ни в грамматических исследованиях по отдельным языкам, ни в трудах по общему языкознанию".
 
                  Принципы классификации частей речи
Все слова русского языка делятся на определенные лексико-грамматические разряды, называемые частями речи. 
Первый принцип теории частей речи состоит в том, что часть речи как общий лексико-грамматический разряд слов характеризуется не одним, а четырьмя категориальными признаками — семантическим, словообразовательным, морфологическим и синтаксическим.
         
         Семантический признак части речи — это его общее грамматическое значение. Так, существительные имеют значение предметности, и это объединяет существительные разного лексического, словообразовательного и морфологического качества: стол, чернила, учительница, бег, красота, кенгуру, вселенная. Глагол имеет значение действия и состояния, и это объединяет такие лексически, словообразовательно и морфологически разные слова, как читать, стоять, светает, столоваться, белеть, умножать.
        
         Синтаксический признак части речи — это его обычная, первичная синтаксическая функция. Так, например, существительное как часть речи обычно синтаксически используется в роли подлежащего и дополнения; это его первичная функция. Первичной функцией глагола является быть сказуемым. Прилагательное обычно функционирует как определение, наречие — как обстоятельство.
 
Словообразовательный признак части речи — это набор его словообразовательных моделей и инвентарь словообразовательных средств для пополнения лексики данной части речи, а также способность выделять основы для пополнения лексики других частей речи. Для глагола как части речи, например, типично внутриглагольное префиксальное словообразование, а для имени существительного — внутрисубстантивное суффиксальное словообразование. Наречие как часть речи характеризуется тем, что его словообразовательные модели и средства возникли на базе форм слов и словосочетаний других частей речи.
 
Морфологический признак части речи — это инвентарь ее словоформ, система морфологических категорий и морфологических разрядов. По этому признаку часть речи может охватывать слова неизменяемые (без форм словоизменения, как наречие) и изменяемые (склоняемые и спрягаемые, как существительные и глаголы).
 
Категориальные признаки проявляются у разных частей речи не в равной мере; ведущим признаком может выступать то один признак, то другой, особенно у разных групп слов.
 
Второй принцип теории частей речи — классификационный. Если первый принцип требует многоаспектного подхода, учета совокупности признаков при характеристике той или иной части речи, то второй принцип требует признания неоднородности частей речи и классификации (типологии) их.
 
Согласно этому принципу, части речи делятся на два основных класса — знаменательные слова и служебные слова. Знаменательные слова могут быть членом предложения (в том числе одним-единственным членом предложения) и обозначают отдельные понятия; служебные слова не являются отдельными членами предложения и обозначают понятия, которые являются значениями знаменательных слов, образуя аналитические формы, словосочетания и предложения. Следовательно, различие между знаменательными и служебными словами функционально-грамматическое: они отличаются назначением, типом значения и словообразовательными свойствами. Служебные слова функционально-грамматически близки морфемам и могут превращаться в морфемы. Кстати, Виноградов частями речи называл только лексико-грамматические разряды знаменательных слов, служебные слова он называл частицами речи.
 
 
Среди знаменательных слов выделяются три типа: слова-названия, местоимения и междометия. Слова-названия, как указывает сам термин, называют предметы, явления, свойства и обозначают определенные понятия о них: стол, стена, вода, буря, красота, бег, ходить, белый, быстро и т. п. Местоимения указывают на предметы, явления и свойства и отсылают к ним; например, местоимение этот указывает на любой предмет и признак, являющийся близким (в отличие от тот); местоимение этот может также отсылать к предмету и признаку, уже названному в тексте.
 
Междометия — это такие слова, которые выражают чувства и эмоции в их непосредственности. Поэтому междометия являются словами-предложениями: Ах!; Ох!- Ну и ну! Междометную функцию приобретают также восклицательные предложения со специализированной лексикой: Батюшки! Черт бы тебя побрал!
 
Основными частями речи являются имена и глаголы. Они — необходимые компоненты предложения; они образуют два основных разряда лексики, имеют свои словообразовательные средства и словообразовательные модели, морфологические особенности.
 
Имена обозначают предметы и их постоянные признаки. Поэтому имена делятся на имена существительные и имена прилагательные. Глаголы обозначают действия и состояния; они делятся на спрягаемые глаголы и неспрягаемые глагольные формы. Собственно глаголы обозначают действие, изменяющееся по времени, и выступают в предложении в позиции сказуемого; поэтому глаголы могут изменяться по временам и лицам, образуя личные и временные формы глагола — простые и составные.
 
Среди неспрягаемых форм глагола прежде всего необходимо назвать причастия, совмещающие свойства глагола и прилагательного, а также инфинитивы, герундии и деепричастия.
 
Части речи являются категориями наиболее общего характера. Именам существительным присуще общее значение предметности, прилагательным - качества, глаголу - действия и т.д. Все эти значения (предметность, качество, действие) относятся к числу общих лексико-грамматических значений, тогда как собственно лексические значения слов различны, причем одна и та же основа может стать источником образования разных по грамматическим признакам слов, т.е. разных частей речи. Например, от основ, имеющих общее значение предметности - камен-, дерев-, можно образовать и имена существительные камень, дерево, и имена прилагательные каменный, деревянный, и глаголы каменеть, деревенеть; от основ, имеющих общее значение качества, - бел-, глух-, могут быть образованы не только прилагательные белый, глухой или глаголы белеть, оглушить, но и существительные белизна, глухота.
Морфологические признаки разных частей речи различны. Например, имена существительные обладают категориями рода, падежа и числа. Именам прилагательным также присущи грамматические категории рода, числа и падежа. Но если род, число и падеж существительных - категории грамматически независимые, то у прилагательных они всецело зависят от существительного, к которому относится прилагательное. Глаголы имеют категорию лица, времени, наклонения, вида, залога, числа. При этом категории времени, наклонения, вида, залога присущи лишь глаголу. А категория числа охватывает разные части речи (существительные, прилагательные, местоимения, глаголы), категория лица присуща и местоимениям.
 
Части речи различаются по характеру морфологических изменений: существительные изменяются по падежам и числам (склоняются), но не по родам; прилагательные изменяются не только по падежам и числам, но и по родам; глаголы - по лицам, числам, временам и наклонениям (спрягаются), а наречия отличаются неизменяемостью.
В некоторых изменяемых частях речи выделяются слова, не подвергающиеся морфологическим изменениям. Сюда относятся, например, заимствованные имена существительные (пальто, метро и др.), которые не изменяются ни по падежам, ни по числам; заимствованные имена прилагательные типа беж, бордо и др.
В зависимости от того, в роли каких членов предложения употребляется та или иная часть речи, а также от того, с какими словами она сочетается в предложении, определяются различные синтаксические функции частей речи. Например, имена существительные, в предложении выступают чаще всего в роли подлежащего и дополнения. Прилагательные выполняют функции определения. Глаголы выступают преимущественно в роли сказуемого.
                           
Современная классификация частей речи в русском языке в основе своей является традиционной и опирается на учение о восьми частях речи в античных грамматиках.
В современном русском языке выделяются 10 частей речи:
1. Имя Существительное;
2. Имя Прилагательное;
3. Имя Числительное;
4. Глагол;
5. Местоимение;
6. Наречие;
7. Союз;
8. Предлог;
9. Частица;
10. Междометие и обозначающие звуки.
Иногда в качестве самостоятельных частей речи выделяют также причастия и деепричастия. Первые шесть частей речи– это знаменательные выполняющие номинативную функцию и выступающие в качестве членов предложения. Особое место среди них занимают местоимения, включающие слова, лишенные назывной функции. Предлоги, союзы, частицы – служебные части речи, не обладающие назывной функцией и не выступающие в качестве самостоятельных членов предложения.
                                    Заключение
 
 
      Роль частей речи в языке бесспорно велика, поскольку с помощью них мы можем обмениваться информацией, выражать эмоции, описывать действия, называть предметы и т.д. И, конечно, заниматься значением и ролью частей речи в русском языке необходимо, хотя вопрос о них  является дискуссионным.
        
      Познания  в области природы слова, в  частности его грамматической природы, еще недостаточно глубоки для того, чтобы можно было построить грамматическую классификацию слов в научном смысле этого слова. Возникшее и закрепившееся в традиции распределение слов по частям речи – еще не классификация, а только констатация того, что среди слов есть группировки, объединенные теми или другими общими и более или менее существенными, но не всегда ясными признаками.
       
      Части речи — это результат определенной классификации, зависящей от того, что принять за основание для классификации. Так, существуют классификации частей речи, в основании которых лежит только один признак (обобщенное значение, морфологические признаки или синтаксическая роль). Есть классификации, использующие несколько оснований. Школьная классификация именно такого рода. Количество частей речи в разных исследовательских работах различно и составляет от 4 до 15 частей речи.
       
   Но наиболее продуктивным и универсальным, я думаю, представляется подход к частям речи как к лексико-грамматическим разрядам слов с учетом их синтаксической роли. Этот принцип лежит в  основе  традиционной классификации  частей  речи.  Только  этот  принцип  не   проведен   в   ней последовательно, не разграничены разные типы общих грамматических  значений. В определении сущности частей речи есть и другая проблема. Это проблема универсальной природы частей речи, т.е. во всех ли языках выделяются части речи, одинаков ли набор частей речи во всех языках.
     
      Задача состоит не в том, чтобы отбросить традиционную систему частей речи  и заменить ее  какой-то  совершенно  новой  классификацией,  а  в  том,  чтобы выявить  противопоставления,  зафиксированные  традиционной  классификацией, отчистить  эту  классификацию  от  непоследовательностей,  отделить  в   ней существенное от случайных черт. Таким образом, современное языкознание  выдвигает на первый план описание системы частей речи по таким единым принципам, которые охватывали бы все известные структурные типы языков, сведя их описание к общим исходным представлениям.
    Список литературы
1. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык. - М., Логос, 2002. -C. 101-106.
2. Виноградов В. В. Русский язык (Грамматическое учение о слове). - М., Высшая школа, 1986. -C. 34-35, 42-43
3. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. - М., Наука, 1974. - С. 77-100
4. Камынина А. А.Современный русский язык. Морфология. - М., МГУ, 1999. – C. 20-21
5. Русская грамматика. - М., Наука, 1980. - Т.1. C. 457. - § 1116
6. Шанский Н.М., Тихонов А.Н. Современный русский язык. Словообразование. Морфология. М., Просвещение, 1987. - C. 87-88
7. Рахманова Л.И., Суздальцева В.Н. Современный русский язык. – М., МГУ, 1997. - C. 144
8. Рыбачева Л.В. Современный русский литературный язык. Морфология. – Воронеж, ВГУ, 2008. - C. 7
9. Никонова М.Н. Современный русский язык. – Омск, ОмГТУ, 2008. – C. 88
10. Википедия: http://ru.wikipedia.org
11. http://www.lingvotech.com
 
 
 
 
 
 
 
   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

 

 

 

 


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.