Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 07.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?Содержание
1. Основные понятия
2. Объективные и субъективные факторы обучения и реакция на них организма студентов
3. Изменение состояния организма студента под влиянием различных режимов и условий обучения
4. Работоспособность в умственном труде   и влияние на нее внешних и внутренних факторов
4.1. Влияние на работоспособность студентов периодичности ритмических процессов в организме
4.2. Общие закономерности изменения работоспособности студентов в процессе обучения
4.3. Работоспособность студентов в период экзаменационной сессии
5. Здоровье и работоспособность студентов
5.1. Заболеваемость в период учебы в вузе и ее профилактика
5.1.1. Кастно-суставная патология
5.1.2. Патология органов зрения
5.1.3. Умственно-эмоциональное перенапряжение
5.1.4. Сон и психическое здоровье
5.1.5. Гипокинезия и гиподинамия, особенности их проявления
6. Средства физической культуры в регулировании умственной работоспособности,  сихоэмоционального и функционального состояния студентов
6.1. Использование физических упражнений как средства активного отдыха
6.1.1. "Малые формы" физической культуры в режиме учебного труда студентов
6.1.2. Учебные и самостоятельные занятия по физической культуре в режиме учебно-трудовой деятельности
7. Вывод
Список литературы


1. Основные понятия

Психофизиологическая характеристика труда - сопряженная характеристика изменения состояния психофи­зических и физиологических систем и функций организма под влияни­ем определенной трудовой деятельности.
Работоспособность - потенциальная возможность челове­ка выполнить целесообразную, мотивированную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени. Зависит от внешних условий деятельности и психофизиологических резервов челове­ка. Различают максимальную, оптимальную и сниженную работоспособ­ность.
Утомление - временное объективное снижение работоспо­собности под влиянием длительного воздействия нагрузки на организм человека. Сопровождается потерей интереса к работе, преобладанием мо­тивации на прекращение деятельности, негативными эмоциональными реакциями. Появление утомления зависит от вида нагрузки, локализации ее воздействия, времени, необходимого для восстановления. Выделяют физи­ческое и умственное, острое и хроническое, нервно-эмоциональное и дру­гие виды утомления.
Переутомление - накопление утомления по причинам нера­ционального режима труда и отдыха при отсутствии своевременного вос­становления. Влечет за собой снижение работоспособности и продук­тивности труда, появление раздражительности, головной боли, расстрой­ство сна и т.п. Переутомление бывает начинающееся, легкое, выраженное, тяжелое.
Усталость - комплекс субъективных ощущений, сопровож­дающих развитие состояния утомления. Характеризуется чувством сла­бости, вялости, физиологического дискомфорта, нарушением протекания психических процессов (памяти, внимания, восприятия, мышления и др.)
Рекреация - отдых, необходимый для восстановления сил ор­ганизма после физической и умственной нагрузки при трудовой деятельности, при занятиях физическими упражнениями, спортом и в других случа­ях.
Релаксация - состояние покоя и расслабленности, возникаю­щее вследствие снятия напряжения после больших физических нагрузок, сильных переживаний и т.п. Может быть непроизвольной, например, при отходе ко сну и произвольной, вызванной расслаблением мышц, до этого вовлеченных в различные виды активности, принятием спокойной позы, представлением состояния покоя (аутотренинг) и т.д.
Самочувствие - субъективное ощущение внутреннего со­стояния физиологического и психологического комфорта или дискомфор­та.
 

2. Объективные и субъективные факторы обучения и реакция на них организма студентов

Важнейшим фактором обеспечения высокого качества профес­сиональной подготовки выпускников вузов является активная учебно-трудовая и познавательная деятельность студентов. Эта деятельность представляет собой сложный процесс в условиях объективно существую­щих противоречий, к которым относятся:
- противоречия   между большим объемом учебной и научной ин­формации, и, дефицитом времени на ее освоение;
- между объективно текущим постепенным, многолетним процессом становления социальной зрелости будущего специалиста и желанием как можно быстрее самоутвердиться и проявить себя;
- между стремлением к самостоятельности в отборе знаний с уче­том   личных интересов и жесткими рамками учебного плана и учебных программ.
Эти противоречия создают высокое нервно-эмоциональное на­пряжение, которое отрицательно отражается на здоровье и, особенно, на психофизическом состоянии студентов.
Учет и понимание студентами такого рода противоречий необхо­димы для нормального протекания их учебной деятельности.
Студенческий возраст характеризуется интенсивной работой над формированием своей личности, выработкой стиля поведения. Это время поисков молодыми людьми ответов на разнообразные нравственно-этические, эстетические, научные, общекультурные, политические и дру­гие вопросы.
Студенческий возраст является также заключительным этапом по­ступательного возрастного развития психофизиологических и двигатель­ных возможностей организма. Молодые люди в этот период обладают большими возможностями для напряженного учебного труда, обществен­но-политической деятельности.
Трудности обучения в вузе связаны не только с необходимостью творческого усвоения большого объема знаний, выработкой нужных для будущей профессии умений и навыков, их практическим применением. Эти трудности явные. Но существуют еще и скрытые трудности, которые сказываются порой весьма существенно на учебе и психоэмоциональном состоянии студентов.
К ним относится целый ряд обстоятельств студенческой жизни, кажущихся малозначительными, когда они взяты в отдельности, но в со­вокупности дающие отрицательный эффект, который можно назвать не­приспособленностью студентов к обучению в вузе. В числе причин такого явления наиболее значительными становятся следующие:
- резко отличающиеся от школьных методов и  организации  обучения, требующие значительного повышения самостоятельности в овладе­нии учебным материалом;
- отсутствие хорошо налаженных межличностных отношений,  а стало быть, и группового контакта,   что характерно для  всякого  форми­рующегося коллектива;
- ломка старого, сложившегося за годы учебы в школе или на производстве жизненного стереотипа и формирование нового, "вузовского";
- сопутствующие поступлению в вуз новые заботы,  которые чаще возникают у студентов, проживающих в общежитии (самообслуживание, самостоятельное ведение бюджета,    планирование и организация своего учебного и свободного времени и др.)
Особенно в затруднительном положении оказываются студенты младших курсов. С одной стороны, они должны сразу включаться в на­пряженную работу, требующую применения всех сил и способностей, с другой, - само по себе преодоление новизны условий учебной работы требует значительной затраты сил организма. Включение студентов в но­вую систему жизнедеятельности может сопровождаться нервным напряже­нием, излишней раздражительностью, вялостью, снижением волевой ак­тивности, беспокойством и т.д. Происходящие явления связаны с трудно­стями процесса адаптации.
Для становления личности специалиста особое значение имеют профессиональная, социально-психологическая и дидактическая адаптация. Рассмотрим подробнее эти условно выделенные виды адаптации.
Профессиональная адаптация означает идентификацию (отождест­вление) себя с избранной профессией, с социальной ролью, которую пред­стоит выполнять после окончания вуза. Это идентификация личностных качеств с требованиями профессии и активно положительным отношением к избранной специальности. Первостепенное значение в этой адаптации имеет формирование профессиональной направленности личности. По окончании процесса профессиональной адаптации студент должен полу­чить целостное представление о той деятельности, к которой он готовится. У него должен сформироваться профессиональный идеал как ориенти­ровочная основа его деятельности.
Социально-психологическая адаптация означает интеграцию лич­ности со студенческой средой, принятие ее ценностей, норм, стандартов поведения и т.п. Это накладывает на личность отпечаток, определяет из­менение направленности потребностей.
На процесс внутренней переориентации личности оказывают влияние факторы межличностных отношений, в процессе которых скла­дываются установки, удовлетворяющие личностный статус студента, фор­мирующие уровень его притязаний. По мере укрепления межличностных отношений студент активно включается в деятельность коллектива учеб­ной группы.
Дидактическая адаптация предполагает повышение уровня психи­ческой и интеллектуальной готовности студентов к вузовской специфике обучения. Низкий уровень этой готовности при поступлении в вуз приво­дит к психической усталости, ослаблению памяти, мышления и т.д.
Высшая школа требует нового типа учебного поведения, более сложных форм умственной деятельности. Эту мысль подтверждают дан­ные опроса студентов г первокурсников, характеризующие основные при­чины, вызывающие трудности при переходе на вузовские формы обуче­ния. Среди причин отмечены: необходимость организовывать самостоя­тельную работу - 31% опрошенных студентов; изменение системы кон­троля за успеваемостью - 23,8%; изменение опросной системы - 16,4%; необходимость конспектировать лекции - 7,6%; сложность лабораторных и практических занятий - 6,9% (Виленский М.Я.,1993 г.).
На психофизическом состоянии студентов отражаются также объ­ективные и субъективные факторы. К объективным факторам относятся возраст, пол, состояние здоровья, величина учебной нагрузки, характер и продолжительность отдыха и др. Субъективные факторы включают в себя мотивацию учения, уровень знаний, способность адаптироваться к но­вым условиям обучения в вузе, психофизические возможности, нервно-психическую устойчивость, личностные качества (характер, темперамент, коммуникабельность и др.), работоспособность, утомляемость и т.п.
Серьезным испытанием организма является информационная пе­регрузка студентов, возникающая при изучении многочисленных учебных дисциплин, научный уровень и информационный объем которых все время возрастает.
Критическим и сложным фактором перенапряжения студентов является экзаменационный период - один из вариантов стрессовой ситуа­ции, протекающей в большинстве случаев в условиях дефицита времени и характеризующейся повышенной ответственностью с элементами неоп­ределенности.
Отрицательное воздействие на организм усиливается при суммар­ном влиянии нескольких факторов риска, когда они воздействуют одно­временно и принимают хронический характер.
 

3. Изменение состояния организма студента под влиянием различных режимов и условий обучения

В одном из докладов Комитета экспертов Всемирной организации здравоохранения указывается, что увеличение числа заболеваний сердеч­но-сосудистой системы и других функциональных нарушений среди сту­дентов является следствием все увеличивающейся интенсификации умст­венного труда и нервно-эмоциональных перегрузок.
К факторам риска, способствующим появлению сердечно­сосудистых, нервных и психических заболеваний, относятся также соци­альные перемены, жизненные трудности, непонимание близкими людьми, нетерпение, постоянное ощущение недостатка времени, торопливая еда, мотивационный конфликт и конфликт интимно-личного характера, сме­на работы и профессии и т.п.
Особенно остро интенсивная умственная работа отражается на со­стоянии ЦНС и на протекании психических процессов. Большая нагруз­ка на ЦНС и на ее высший отдел - кору головного мозга проявляется пре­имущественно в таких психических процессах, как внимание, восприятие, мышление, анализ, память, эмоции. В мозге с наибольшей интенсивностью протекают процессы обмена веществ, он составляет 2-2,5% от общей мас­сы тела, потребляет 15-20% кислорода, поступающего во внутреннюю среду организма, и для нормального проявления своих функций мозг дол­жен иметь высокий уровень стабильности кровообращения.
Однако, многие факторы, сопутствующие умственной деятельно­сти студентов, снижают эффективность кровообращения в головном мозге, ухудшают его кровоснабжение. К ним относятся: длительное пребывание в положении сидя за столом, нервно-психическое напряжение, отрица­тельные эмоции, напряженная работа в условиях дефицита времени, высо­кая ответственность за результаты усвоения знаний и др.
Длительная напряженная умственная работа снижает также воз­можности организма к ее качественному продолжению, наступает утомле­ние, как нормальная реакция организма. Утомление может вызвать состоя­ние усталости, которое появляется перед наступлением утомления и явля­ется субъективным чувством человека. Усталость нарастает при непонима­нии значения выполняемой работы, неудовлетворенности ее результатами. Наоборот, усиление интереса, успешное завершение работы снижает чув­ство усталости. Утомление не всегда обнаруживается в одновременном ослаблении всех сторон деятельности. Снижение работоспособности в од­ном виде учебного труда может сопровождаться сохранением его эффек­тивности в другом виде. Так, например, устав производить вычислительные операции, можно успешно заниматься чтением. Такое утомление, частичного характера, свойственно определенным видам умственного труда и является обратимым процессом. Утомление снимается своевре­менным эффективным отдыхом, особенно связанным с ДА.
Степень развития утомления можно определить по некоторым внешним признакам (табл. 9.1). Но может быть и такое состояние общего утомления, при котором, например, ни занятия математикой, ни чтение литературы, ни даже простой разговор оказываются не по силам - только безудержно хочется спать. В таких условиях повышение умственной рабо­тоспособности за счет функционального перенапряжения весьма опасно для организма и, как правило, вызывает длительное неблагоприятное по­следствие.
При систематическом перенапряжении нервной системы воз­никает переутомление, для которого характерны чувство усталости до на­чала работы, отсутствие интереса к ней, апатия, повышенная раздражи­тельность, снижение аппетита, головокружение и головная боль.
 
Таблица 9.1
Внешние признаки утомления в процессе умственного труда студентов (по С.А.Косилову)
Объект наблюдения
Утомление
Незначительное
Значительное
Резкое
Внимание
Редкие отвлечения
Рассеянное, частые отвлечения
Ослабленное, реак­ции на новые раз­дражители (словес­ные указания) от­сутствуют
Поза
Непостоянная, потя­гивания  ног и  вы­прямление   тулови­ща
Частая смена поз, пово­роты головы в разные стороны, облокачива-ние, поддержание голо­вы руками
Стремление поло­жить голову на стол, вытянуться, отки­нуться на спинку стула
Движения
Точные
Неуверенные, замед­ленные
Суетливые движе­ния рук и пальцев (ухудшение почер­ка)
Интерес    к    новому материалу
Живой        интерес, задавание вопросов
Слабый интерес, отсут­ствие вопросов
Полное отсутствие интереса, апатия
 
Объективными признаками переутомления являются: снижение веса тела, диспепсические расстройства, повышение сухожильных рефлек­сов, лабильность частоты сердцебиения и артериального давления, потливость,   выраженный дермографизм,       снижение сопротивляемости орга­низма инфекциям, заболеваниям и т.п.
Оценка степеней переутомления представлена в табл. 9.2.
Таблица 9.2
Краткая характеристика степеней переутомления (по К. К. Платонову)
Симптом
 
 
Степень переутомления
I-начинающееся
II- легкое
III-выраженное
IV- тяжелое
Снижение  рабо­тоспособности
Малое
Заметное
Выраженное
Резкое
Появление ранее отсутствовавшей усталости      при умственной    на­грузке
При   усиленной нагрузке
При     обычной нагрузке
При    облегчен­ной нагрузке
Без   видимой   на­грузки
понижения рабо­тоспособности волевым путем
Не требуется
Полностью
Не полностью
Незначительно
Эмоциональные сдвиги
Временное снижение  инте­реса к работе
Временами неустойчивость настроения
Раздражитель­ность
Угнетение, резкая раздражитель-
 
Трудно      засы­пать   и   просы­паться
Труднее    засы­пать,       просы­паться
Сонливость днем
Бессонница
Снижение   умст­венной    работо­способности
Нет
Трудно    сосре­доточиться
Временами забывчивость
Заметное    ослаб­ление внимания и
Вегетативные сдвиги
Временами тяжесть в голо­ве
Часто тяжесть в голове
Временами головные   боли, снижение аппе­тита
Частые   головные боли,   потеря   ап­петита
Профилактиче­ские    мероприя­тия
Упорядочение отдыха, физиче­ская    культура, культурные развлечения
Отдых, физиче­ская культура
Организован­ный         отдых, предоставление отпуска
Лечение
 
Таким образом, умственная деятельность, связанная с психиче­скими напряжениями, предъявляет высокие требования к организму и при определенных неблагоприятных условиях может быть причиной серьезных заболеваний.
 

4. Работоспособность в умственном труде   и влияние на нее внешних и внутренних факторов

Работоспособность определяется как способность человека к вы­полнению конкретной умственной деятельности в рамках заданных вре­менных лимитов и параметров эффективности. Основу работоспособности составляют специальные знания, умения, навыки, а также определенные психофизические особенности, например, перцепции (перцепция - психо­логический термин, означающий восприятие, непосредственное отражение объективной действительности органами чувств) памяти, внимания, мыш­ления и др.; физиологические - состояние сердечно-сосудистой, дыха­тельной, мышечной, эндокринной и других систем; физические - уровень развития выносливости, силы, быстроты движений и др.; совокупность специальных качеств, необходимых в конкретной деятельности. Работо­способность зависит от возможностей человека, адекватных уровню моти­вации и поставленной цели.
В каждый момент работоспособность определяется воздействием разнообразных внешних и внутренних факторов не только по отдельности, но и в их сочетании. Взаимодействие некоторых из них представлено на рис. 1.
Работоспособность в учебной деятельности в определенной сте­пени зависит от свойств личности, типологической особенности нервной системы, темперамента. Наряду с этим, на нее влияют новизна выполняе­мой работы, интерес к ней, установка на выполнение определенного кон­кретного задания, информация и оценка результатов по ходу выполнения работы, усидчивость, аккуратность, уровень ДА.
 

4.1. Влияние на работоспособность студентов периодично­сти ритмических процессов в организме

Исследованиями установлено, что суточная динамика работоспо­собности человека во многом определяется периодикой физиологических процессов под влиянием экзогенных (связанных с изменениями внешней среды) и эндогенных - внутренних (ритм и ЧСС, ритм дыхания, измене­ния кровяного давления и т.п.) факторов. Колебания работоспособности в течение суток соответствуют биологическим ритмам организма (рис. 2.)

Рис. 1. Причинно-следственные связи при наступлении усталости и снижении работоспособности
 

Рис.3. Изменение работоспособности человека в течении суток
 

Рис.3. Распределение работоспособности утренних (I) и вечерних (II) типов

Рис.4. Работоспособность студентов в процессе учебного дня.
Высокая работоспособность в любом виде деятельности обеспечи­вается только в том случае, если жизненный (рабочий) ритм правильно согласуется со свойственными организму биологическими ритмами его психофизиологических функций.
Есть студенты с устойчивой стереотипностью и последовательно­стью изменения работоспособности (ритмики) и их большинство и сту­денты с неустойчивой их последовательностью (аритмики). В зависимости от времени работоспособности ритмики подразделяются на утренние ("жа­воронки") и вечерние ("совы") типы (рис.3.)
Студенты - "жаворонки" встают рано, с утра бодры, жизнерадост­ны; приподнятое настроение сохраняется в утренние и дневные часы. Они наиболее работоспособны с 9 до 14 часов. Вечером они рано устают. Это наиболее адаптированные к существующему режиму обучения студенты. Практически их биологический ритм совпадает с социальным ритмом дневного вуза.
Студенты - "совы" наиболее работоспособны с 18 до 24 часов. Они поздно ложатся спать, чаще всего не высыпаются, нередко опазды­вают на занятия; в первую половину дня заторможены. Они находятся в наименее благоприятных условиях, обучаясь на дневном отделении вуза.
Очевидно, период спада работоспособности у обоих типов сту­дентов целесообразно использовать для отдыха. Для "сов" целесообразно с 18 часов устраивать консультации и занятия по наиболее сложным раз­делам программ.
Аритмики занимают промежуточное положение между рассмот­ренными двумя группами, но все-таки они стоят ближе к лицам утреннего типа.
 

4.2. Общие закономерности изменения работоспособно­сти студентов в процессе обучения

Под влиянием учебно-трудовой деятельности работоспособность студентов претерпевает изменения, которые отчетливо наблюдаются в те­чение дня, недели, полугодия (семестра), учебного года.
Учебный день студенты, как правило, не начинают сразу с высокой продуктивностью учебного труда. После звонка они не могут сра­зу сосредоточиться и активно включиться в занятия. Проходит 10-20, а иногда и более 30 минут, прежде чем работоспособность достигает опти­мального уровня. Этот период врабатывания характеризуется постепенным повышением работоспособности с определенными колебаниями.
Период оптимальной (устойчивой работоспособности) имеет про­должительность 1,5-3 часа, в процессе чего функциональное состояние студентов характеризуется изменениями функций организма, адекватных той учебной деятельности, которая выполняется.
Третий период - период полной компенсации, характеризуется по­явлением начальных признаков утомления, которые компенсируются воле­вым усилием и положительной мотивацией.
В четвертом периоде наступает неустойчивая компенсация, нарас­тает утомление, наблюдаются колебания волевого усилия, а также коле­бания продуктивности учебной деятельности.
В пятом периоде начинается прогрессивное снижение работоспо­собности, которое перед окончанием работы может смениться кратковре­менным ее повышением за счет мобилизации резервов организма (конеч­ный порыв).
При дальнейшем продолжении работы, в шестом периоде, про­исходит резкое уменьшение ее продуктивности в результате снижения ра­ботоспособности и угасания рабочей доминанты (доминанта (лат.) - вре­менно господствующий очаг возбуждения в ЦНС, обладающий повы­шенной возбудимостью и способный оказывать тормозящее влияние на деятельность других нервных центров).
Учебный день студентов кроме аудиторных занятий включает са­моподготовку. Наличие второго подъема работоспособности при само­подготовке объясняется не только суточным ритмом, а главным образом, психологической установкой на выполнение учебных заданий (рис.4).
Вариативность изменения отдельных сторон работоспособности обусловлена и тем, что учебная деятельность студентов характеризуется постоянным переключением различных видов умственной деятельности (лекции, семинары, лабораторные занятия и др.).
Учебная неделя. Динамика умственной работоспособно­сти в недельном учебном цикле характеризуется наличием периода враба­тывания в начале (понедельник, вторник), устойчивой работоспособности в середине (среда - четверг) и снижением в последние дни недели. В неко­торых случаях в субботу отмечается ее подъем, что связывают с явлением "конечного порыва" (рис.5).
Типичная кривая работоспособности может изменяться при на­личии фактора нервно-эмоционального напряжения, сопровождающего работу в различные дни недели. Такими факторами могут быть выполне­ние контрольной работы, участие в коллоквиуме, подготовка и сдача заче­та и т.п.
Учебный семестр и учебный год.
В начале учебного года в течение 3-3,5 недель наблюдается период врабатывания, сопровождаемый постепенным повышением уровня работо­способности. Затем на протяжении 2-2,5 месяцев (середина семестра) на­ступает период устойчивой работоспособности. В конце семестра, когда студенты готовятся и сдают зачеты, работоспособность начинает снижаться. В период экзаменов снижение кривой работоспособности усиливает­ся. В период зимних каникул работоспособность восстанавливается к ис­ходному уровню, а если отдых сопровождается активным использованием средств физической культуры и спорта, наблюдается явление повышенной работоспособности.
Начало второго полугодия также сопровождается периодом враба-тывания, продолжительность которого сокращается по сравнению с пер­вым полугодием до 1,5-2 недель. Дальнейшие изменения работоспособно­сти со второй половины февраля до начала апреля характеризуются устой­чивым уровнем. Причем, этот уровень может быть выше, чем в первом полугодии. В апреле наблюдаются признаки снижения работоспособно­сти, обусловленные возникающим утомлением. В зачетную сессию и в период экзаменов снижение работоспособности выражено резче, чем в первом полугодии. Процесс восстановления отличается более медленным развитием, вследствие значительной глубины утомления (рис. 6.)
 

4.3. Работоспособность студентов в период экзаменацион­ной сессии

Два месяца в учебном году у студентов связаны с экзаменами -зимняя и весенняя экзаменационные сессии. Экзамены являются своеоб­разным критическим моментом в учебной деятельности, в подведении итогов учебного труда за семестр. Они служат определенным стимулом к увеличению объема, продолжительности и интенсивности учебной дея­тельности, мобилизации всех сил организма. В этот период при средней продолжительности самоподготовки 8-9 часов в день интенсивность учеб­ного труда повышается на 86-100%. Все это происходит в условиях изме­нения жизнедеятельности студентов. У многих из них в этот период возни­кают отрицательные эмоции, неуверенность в своих силах, чрезмерное волнение, страх и др. Так, при обследовании 637 студентов было установ­лено, что 36,5% из них испытывали перед экзаменом сильную эмоциональ­ную напряженность, 63,4% - плохо спали накануне.
В период экзаменов под влиянием напряженной умственной дея­тельности, в условиях существенных изменений процессов жизнедеятель­ности, отсутствия в них физических упражнений как средства эмоцио­нальной разрядки, рекреации, активного восстановления, наблюдается последовательное снижение показателей умственной и физической работо­способности на всем периоде экзаменационной сессии.
Сам процесс экзамена характеризуется также значительными пси­хоэмоциональными и энергетическими затратами. В то же время более высокий уровень физической подготовленности помогает организму сту­дентов более экономично справиться с требованиями экзаменационного периода.

Рис.5. Работоспособность студентов в учебной неделе.
Пунктиром отмечено явление конечного порыва

Рис.6 Изменение умственной (сплошная линия) и
физической (пунктир) работоспособности
студентов в учебном году
 
Приведенные материалы подчеркивают значимость фактора здоро­вья для успешного учебного труда с наименьшими психо-эмоциональными и энергетическими затратами. Формирование здоровья успешно может проходить лишь в условиях организации ЗОЖ.
 

5. Здоровье и работоспособность студентов

Результаты исследований свидетельствуют о том, что здоровье че­ловека напрямую связано с его  работоспособностью   и   утомляемостью.<
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.