Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Эволюция банковской системы России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 07.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНОБРНАУКИ РОССИИ
 
Федеральное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального  образования
«Комсомольский-на-Амуре  государственный
технический университет»
 
 
 
 
Кафедра «Экономика и финансы»
Специальность 080105 – «Финансы и  кредит»
 
 
 
КУРСОВАЯ  РАБОТА
по дисциплине  «Деньги, кредит, банки»
Эволюция  банковской системы России
 
 
 
 
 
 
 
Студент группы 8ФК-5а                                                                 Т.С. Носова
 
Преподаватель                                                                                  В.Н. Симоненко
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2011
Содержание
 
 
Введение…………………………………………………………………………...3
1 Особенности банка как коммерческого  предприятия………………………...5
2 Функции банков………………………………………………………………..11
3 Основные этапы развития банковской системы в России…………………..23
Заключение……………………………………………………………………….40
Список использованных источников…………………………………………...42
Приложение………………………………………………………………………43
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
 
Современная банковская система - это сфера многообразных  услуг своим клиентам - от традиционных депозитно-ссудных и расчетно-кассовых операций, определяющих основу банковского  дела, до новейших форм денежно-кредитных  и финансовых инструментов, используемых банковскими структурами (лизинг, факторинг, траст и т.д.).
Деятельность  банковских учреждений так многообразна, что их действительную сущность трудно определить однозначно. В современном  обществе банки занимаются самыми разнообразными видами операций. Они не только организуют денежный оборот и кредитные отношения; через них осуществляется финансирование промышленности и сельского хозяйства, страховые операции, купля-продажа  ценных бумаг, а в некоторых случаях  посреднические сделки и управление имуществом. Кредитные учреждения выступают  в качестве консультантов, участвуют  в обсуждении народнохозяйственных программ, ведут статистику, имеют свои подсобные предприятия.
Банковская  система является необходимым условием функционирования рыночной экономики  и стабильности всей кредитно-денежной системы. Как известно, состояние  кредитно-банковской системы может  затрагивать и практически затрагивает  материальные интересы почти каждого  члена нашего общества, ущемление  которых с неотвратимостью вызывает серьезные негативные политические, социально-психологические и иные последствия, способные расшатывать  основы общества.
Банковская система страны является стержнем экономики. Её нормальное функционирование обеспечивает финансовые коммуникации, а самое главное – возможности привлечения инвестиций в перспективные коммерческие проекты. Все выше сказанное подтверждает актуальность выбранной темы.
Цель  курсовой работы - определить основные этапы развития банковской системы в Российской Федерации.
Для достижения цели курсовой работы были решены следующие  задачи:
      рассмотреть особенности банка как коммерческого предприятия;
      определить основные функции банков;
      исследовать основные этапы развития банковской системы в России.
Объект  исследования – банковская система Российской Федерации.
Предмет исследования - эволюция банковской системы Российской Федерации.
Теоритической и методологической основой при  написании курсовой работы явились  труды авторов таких как, М.П. Владимирова, А.Г. Куликов, А.Н. Гурьев, Е.Г. Ефимова, Е.Ф. Жуков, а также информация из нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы банковской системы Российской Федерации.
При написании  курсовой работы пользовалась программными продуктами такими как, Microsoft Word, Microsoft Excel.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Особенности банка как коммерческого  предприятия
 
Существует  множество трактовок понятия  сущности банков.
С точки зрения экономиста, банк является финансовым институтом, который активно участвует в кредитно-денежном обращении, являясь основным источником инвестиций.
С точки  зрения социолога, банк является социальным институтом, так как он участвует в многочисленных государственных социальных программах, которые, во-первых, стимулируют в обществе потребительский спрос, а во-вторых, позволяют решать некоторые социальные проблемы, например, связанные с приобретением жилья.
С точки  зрения юриста, банк (например, Центральный банк) участвует в формировании нормативно-правовой базы в сфере кредитно-денежного обращения и осуществляет контроль за исполнением законов в данной сфере.
Многофункциональность банка обуславливает и множественность  его определений. Рассмотрим основные из них.
Банки - особые экономические институты, осуществляющие: аккумуляцию денежных средств и накоплений, предоставление кредита, проведение денежных расчётов, выпуск в обращение определённых видов денег, эмиссию ценных бумаг и операции с ними и другие функции. Возникают в обществе на основе товарно-денежных отношений[7]. Данное определение относит банки к экономическим институтам, которые выполняют определённые функции, связанные с аккумулированием денежных средств, накоплением и т.д.
Банк - кредитная  организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц. Другие организации не имеют права использовать в своем наименовании слово «Банк»[5].
Банк (от итальянского banco — скамья) - финансовая организация, учреждение, производящее разнообразные виды операций с деньгами и ценными бумагами и оказывающее финансовые услуги правительству, предприятиям, гражданам и друг другу. Банки выпускают, хранят, предоставляют в кредит, покупают и продают, обменивают деньги и ценные бумаги, контролируют движение денежных средств, обращение денег и ценных бумаг, оказывают услуги по платежам и расчетам.
Различают две основные разновидности банков, образующих вместе двухуровневую систему:
а) центральный  банк — главный государственный банк страны, наделенный особыми правами. Центральный банк призван регулировать денежное обращение в стране, осуществлять денежную эмиссию, регулировать кредит и валютный курс, контролировать деятельность коммерческих банков, хранить резервы и запасы денежных средств и золота. Центральный банк называют банком банков;
 б)коммерческие банки — чаще всего негосударственные банки, выполняющие широкий круг банковских операций, обслуживающие преимущественно предприятия, фирмы, организации, учреждения и оказывающие банковские услуги населению.
Основные функции коммерческих банков — прием депозитов (вкладов) и предоставление кредитов, ведение счетов, осуществление безналичных платежей, выплата денег по вкладам, покупка и продажа ценных бумаг, валюты, оказание услуг. Коммерческие банки могут быть универсальными и специализированными (сберегательными, инвестиционными, ипотечными, клиринговыми и др.)[15].
Наиболее  массовым представлением о банке является его определение как учреждения, как организации.
«Банковские учреждения и организации» довольно распространенный термин, который можно встретить как в научной, так и учебной литературе, банковском законодательстве, банковских документах и печати. Как организация, банк представляет собой совокупность физических и (или) юридических лиц, которые объединили собственные капиталы для осуществления банковской деятельности и получения прибыли. Банк как организация, как объединение людей, исторически относится к частному сектору экономики, не смотря на то, что на банк возлагаются функции государственного масштаба.
Как предприятие  банк является самостоятельным хозяйствующим субъектом, обладает правами юридического лица, производит и реализует продукт, оказывает услуги, действует на принципах прибыльности и эффективности деятельности. Задачи банка, как предприятия, связаны с удовлетворением общественных потребностей в своем продукте и услугах, реализацией на основе полученной прибыли социальных и экономических интересов, как членов его коллектива, так и интересов собственника имущества банка. В отличие от большинства предприятий банк должен иметь специальное разрешение (лицензию) на осуществление банковской деятельности.
На банк государством возлагаются определённые контрольные функции в сфере кредитно-денежного обращения. Именно поэтому банк выступает как аппарат управления. Подобное представление своими корнями уходит в тот период, когда банки из частных, кооперативных стали превращаться в государственный орган, когда существовала монополия государства на банковское дело. Банк стал частью государственного аппарата управления, контроля за деятельностью хозяйства. Например, банк контролирует вопросы наличного денежного обращения на предприятиях в целях его ограничения. Более того, банк контролирует вопросы выдачи крупных денежных сумм в подотчёт работникам предприятия и другие вопросы. В случае если предприятие нарушает кассовую дисциплину, банк имеет право расторгнуть договор с нарушителем.
Функции надзора, задачи сигнализации о допущенных недостатках, бесхозяйственности на предприятиях при этом приобретали оттенок их главного назначения. Отсюда и другое толкование банка как элемента надстройки. Можно отметить, что в период преобладания централизованного управления, сращивания государственного аппарата с банковским аппаратом банк действительно напоминал такую надстройку. Кредитование осуществлялось на базе нормативного, директивного распределения ресурсов сверху, безналичные расчеты между предприятиями носили директивный характер, принцип «один банк для клиента» не давал основы для развития коммерческих отношений в банковской сфере. С переходом к рынку положение банка в экономике существенно видоизменилось, но тем не менее часть функций управления у банка сохранилось.
По характеру выполняемых операций банки могут быть эмиссионными и коммерческими. В первом случае это означает, что продуктом банка является эмиссионное регулирование. Подобная операция, как правило, возложена на центральные банки. Ими могут быть государственные (национальные, народные) банки, а также другие крупные банки, выполняющие по распоряжению законодательной власти операции по выпуску и изъятию денег из обращения. Главной задачей таких банков является укрепление позиций денежной единицы как внутри страны, так и за рубежом. Обычно эмиссионные банки не занимаются кредитованием народного хозяйства и населения, эта операция входит в компетенцию коммерческих банков, которые предоставляют самые разнообразные ссуды, как предприятиям, так и отдельным гражданам.
Как коммерческое предприятие банк является кредитной организацией, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции:
1)привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц;
2)размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности;
3) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц [13].
Кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные Федеральным законом «О банках и банковской деятельности». Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество[13].
Итак, как  коммерческое предприятие, банк осуществляет свою деятельность (банковскую деятельность) в целях извлечения прибыли. В основе деятельности любого банка лежит идея его функционирования как специфического предприятия.
Наиболее  распространенная форма собственности в современном банковском деле — акционерная. Акционерами могут выступать самые разнообразные юридические и физические лица. Даже государственный банк, где преобладание государственной формы собственности является естественным, может включать в качестве своих учредителей другие юридические лица, например другие банки. Капитал такого государственного банка становится акционерным, однако, это не мешает ему обеспечивать реализацию национальных интересов.
В настоящее  время разрешены частные, муниципальные и смешанные (с участием иностранного капитала) кредитные учреждения. Важно при этом, чтобы законодательство обеспечивало не только разнообразие типов банков, но и их равноправие. В любом случае необходимо, чтобы банк был самостоятельным предприятием.
По сфере  обслуживания банки делятся на региональные, межрегиональные, национальные, международные. К региональным банкам, обслуживающим главным образом какой-либо местный регион, относятся и муниципальные банки.
По масштабам  деятельности можно выделить малые, средние, крупные банки, банковские консорциумы, межбанковские объединения.
В ряде стран  функционируют учреждения мелкого  кредита. К ним относятся ссудо-сберегательные банки, строительно-сберегательные кассы, кредитная кооперация и др.
По размерам капиталов коммерческие банки можно  сгруппировать так, как представлено в табл. 1.

Таблица 1 – группировка коммерческих банков по объявленным уставным фондам
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Функции банков
 
Банки, как  социально-экономические институты, на разных этапах своего развития выполняли различные функции.
 Корни российских банков уходят в эпоху Великого Новгорода (12-15 вв.). Уже в то время осуществлялись банковские операции, принимались денежные вклады, выдавались кредиты под залог и т.д. Более серьезное развитие банковское  дело в России получило в  первой половине XVIII столетия, когда императорская власть начала всячески покровительствовать финансовому делу и развитию банков. [7]
К числу важнейших этапов становления в России банковской системы относится учреждение в 1769 г. Ассигнационного банка.
Необходимость его организации обуславливалась двумя причинами: во-первых, интересами казны, которые были связаны с финансовыми затруднениями, вызванными постоянными войнами; во-вторых, стремлением дать дополнительный импульс хозяйственной жизни, облегчив денежные расчеты, замедляемые обращением крайне тяжелых и громоздких медных денег.
Таким образом, изначально одной из основных функций банка было кредитование государства и экономики. В качестве источников формирования банковского капитала выступали иностранные кредиты и средства вкладчиков.
В 1818 г. в  Петербурге был открыт первый Коммерческий банк с отделениями в Архангельске, Астрахани, Нижнем Новгороде, Одессе, Риге и Москве.
Банк  принимал вклады и выдавал ссуды  «под товары российского производства». С первых дней он испытывал сильнейшее давление со стороны «указных» промышленников, владельцев вотчинных предприятий и первогильдейских купцов.
Таким образом, к функциям банка прибавляется стимулирующая функция, которая обусловлена потребительским кредитованием населения (ссуды под товары).
В 20-е  годы XIX века появились первые банкирские дома. Среди них выделялся банкирский дом Штиглица, имевший европейскую известность. В 1841 г. он выпустил первый русский государственный заем на 50 млн. рублей серебром для постройки железной дороги из Петербурга в Москву. Тем самым банк приобретает функцию эмитента ценных бумаг.
В 30—40-е  года XIX века появились первые купеческие банки. Их
количество  постоянно увеличивалось, и к 1857 г. достигло 150. Открывались они не только в промышленных центрах, но и на окраинах, в том числе в Сибири. Развитие финансово-кредитной системы свидетельствовало о постепенном совершенствовании новых капиталистических отношений, об усилении предпринимательского «класса», остро нуждавшегося в кредитах для ведения своей деятельности. В этом проявилась ещё одна функция банка – функция стимулирования экономического развития страны.
Рассматривая  процесс исторического формирования функций банков, условной можно выделить пять этапов:
1) Период создания и функционирования банков как государственных (казённых) предприятий (с середины XVIII в. до 1860 г.).
2) Период  развития банковской системы  России (1860-1917 годы).
3) Формирование новой банковской системы советского государства (1917-1930 годы).
4) Функционирование  «социалистической» банковской  системы (1932 – 1987годы);
5) Формирование  современной рыночной банковской системы (с 1988 года по настоящее время). [7]
Следует отметить, что как таковая, двухуровневая банковская система начала функционировать в России уже с 1754 году, когда было создано два банка – Государственный заёмный банк для дворянства, призванный осуществлять краткосрочное кредитование под залог недвижимости дворян, и Банк для поправления при Санкт-Петербургском порте коммерции и купечества для предоставления купечеству кратко-срочных кредитов под залог товаров, драгоценных металлов, а также гарантии городских магистратов. Однако эти банки достаточно быстро прекратили свою деятельность, столкнувшись с невозвратом основной части кредитов. Такая же участь постигла и торговые коммерческие банки Петербурга и Астрахани, созданные в 1764 г. для поощрения внешней торговли.
В 1817 г. был  создан Государственный коммерческий банк, который не только принимал вклады, но и осуществлял расчеты (бесплатные переводы - трансферты). Таким образом, банки начинают выполнять функции платёжной системы.
В 1859 г. были приняты решения, положившие начало новому этапу развития банковской системы. Ее реформа 1861 г. предполагала ликвидацию всех государственных кредитных учреждений и создание коммерческих банков. Началом осуществления реформы стало упразднение в 1860 г. Заемного банка, дела которого были переданы в Петербургскую Сохранную казну. В этом же году был учрежден Государственный банк России на базе государственного коммерческого банка. Одновременно с открытием Государственного банка начался процесс создания частных долгосрочных и краткосрочных кредитных учреждений.
К 1872 году банковская система России состояла из Государственного банка, общественных городских и земельных банков, частных банков:
      долгосрочного кредитования - под залог недвижимости с круговой порукой и акционерные;
      под залог городской недвижимости - городские кредитные общества;
      краткосрочного кредитования - акционерные коммерческие банки;
      общества взаимного кредита, появившиеся в 1863 г., сельские ссудо-сберегательные товарищества взаимного кредита, возникшие в 1870 г.
Основными функциями банков того времени было:
      привлечение свободных денежных средств населения, фирм, государства;
      стимулирование экономики через систему кредитования, в том числе кредитование государственных программ; выполнение эмиссионных операций и другие.
Со времени Первой мировой войны начался закат российской банковской системы, а в 1917 году- полная ее реорганизация. В 1917 г. была декларирована монополия на банковское дело, результатом чего стали национализация частных коммерческих банков и иных кредитных учреждений и их слияние с Государственным банком, переименованным в Народный Банк РСФСР и переданным в ведение Наркомфина.
Развитие  политики «военного коммунизма» привело к необходимости централизованного бюджетного финансирования, что повлекло за собой упразднение Народного банка и передачи его функций в 1920 г. Наркомфину. Однако полного заката банковской системы не последовало, так как переход к НЭПу в 1921 году потребовал ее восстановления. И уже в этом же году был вновь создан Государственный банк РСФСР, а в 1922 году - банки потребительской кооперации и Промбанк. В 1922-1924 гг. возник еще ряд банков и кредитных учреждений, и банковская система вновь стала многозвенной.
В 1924 г. был образован Внешторгбанк как акционерное общество. Его акционерами стали государство, кооперативные и общественные организации. Этот банк находился в ведении Государственного банка СССР и занимался кредитованием внешнеторговых операций и международными расчетами. К 1925 году в России существовали Государственный банк, Промбанк, Торгбанк (обслуживающий торговлю) и Сельхозбанк (кредитовавший сельское хозяйство). При этом выделялись как центральный, так и республиканские сельскохозяйственные банки, Центральный банк коммунального хозяйства (Цекомбанк), кооперативные банки (Всекомбанк). Существовали также акционерные, отраслевые, региональные банки, прежде всего Дальневосточный, Среднеазиатский, Банк внешней торговли, общества взаимного кредита, общества сельскохозяйственного кредита, сберегательные кассы, кредитная кооперация.
Появление этих звеньев кредитной системы было обусловлено развитием мелкотоварного производства, нуждающегося в кредитовании. Поэтому система кооперативного кредитования обслуживала все виды кооперации, а также непосредственно крестьян и ремесленников. В то же время общества взаимного кредита стали паевыми объединениями ремесленников и частных предпринимателей, принимавшие вклады и предоставлявшие ссуды под контролем Наркомфина. Целевое назначение каждого ранее названного банка не означало их жесткой специализации.
Они старались  привлечь клиентов из разных сфер народного хозяйства, что снижало их риск и придавало устойчивость.
Во второй половине 1920-х гг. развитие синдикатов привело к сосредоточению у них всех банковских кредитов, выделяемых соответствующей отрасли, и распределению их между трестами. Такие синдикаты все больше брали на себя посреднические обязанности в кредите. Это дало толчок началу реорганизации банковской системы. В 1927 г. было принято Постановление ЦИК и СНК СССР «О принципах построения кредитной системы», в соответствии с которым Государственный банк получал оперативное управление всей банковской системой, что ликвидировало право самостоятельности в проведении процентной политики банков. Данное постановление ликвидировало и специализацию банков.
Очередным этапом реорганизации стало жесткое  разграничение краткосрочного и долгосрочного кредитования. В 1928 г. Промбанк и Электробанк были объединены в единый Банк Долгосрочных кредитов промышленности и электрохозяйства. Все краткосрочные кредиты должен был выдавать Госбанк в соответствии с квартальными планами. В целом результатом 1927-1929 гг. стала ликвидация специфических кредитных функций банков, что превратило банковское кредитование в разновидность государственного планового финансирования.
Кредитная реформа 1930-1932 гг. положила начало новому этапу в развитии банковской системы. Ее сутью была замена коммерческого и косвенного банковского кредитования прямым банковским кредитованием. Банковская система была перестроена по функциональному признаку:
    выделен общегосударственный банк краткосрочного кредита и создана система специализированных банков для обслуживания капитальных вложений. Такая банковская система была однозвенной, состоящей из Госбанка СССР;
    четырех Всесоюзных специализированных банков финансирования и долгосрочного кредитования капитальных вложений - Промбанк, Сельхозбанк, Цекомбанк, Торгбанк;
    Внешторгбанка, имевшего широкую сеть корреспондентских отношений с иностранными банками; и сберегательных касс, представлявших собой единое общегосударственное кредитное учреждение, обслуживающее широкие слои населения путем привлечения свободных средств, оплаты услуг, размещения займов.
В 1959 г. система долгосрочных банков была реорганизована: два банка - Сельхозбанк и Цекомбанк были упразднены, а их функции переданы Госбанку. На базе Промбанка и Торгбанка был создан Всесоюзный банк финансирования капитальных вложений - Стройбанк. В его функции входило финансирование и долгосрочное кредитование предприятий и организаций различных отраслей народного хозяйства (кроме сельского).
Окончательная структура банковской системы к 1960 г. была следующей: Государственный банк, Стройбанк, Внешторгбанк, система сберегательных касс. Такая система просуществовала достаточно долго, вплоть до 1988 года. Очередные изменения в политике страны, переход к рыночным отношениям привел к изменениям и в банковской системе. В 1987 году состоялся Пленум ЦК КПСС, который принял решение о ее совершенствовании. В результате наряду с Госбанком, игравшим роль «банка банков», были созданы 5 отраслевых банков - Промышленно-строительный банк (Промстройбанк), занимавшийся кредитованием промышленности, строительства, транспорта, связи; Агропромышленный банк (Агропромбанк), кредитовавший агропромышленный комплекс; Жилищно-социальный банк (Жилсоцбанк), задачей которого было кредитование и обслуживавший жилищного хозяйства и социальной сферы; Сберегательный банк (Сбербанк), преобразованный из сберегательных касс и обслуживавший население, и Внешнеэкономический банк (Внешэкономбанк), обслуживавший внешнеэкономическую деятельность.
Такое множество  банков при одноуровневой системе привело к переплетению их функций, что еще более обострило причины реорганизации банковской системы. На помощь пришел Закон «О кооперации» (1988 г.), который позволил образоваться кооперативным банкам, заполнившим свободную нишу в кредитовании и привлечении средств. Первый коммерческий банк  был зарегистрирован в августе 1988 г. Благоприятные условия открытия банковских кооперативов привели к широкой волне возникновения банков, своеобразному «банковскому буму». К 1 января 1989 года в стране насчитывалось 43 коммерческих банка, спустя год - 224, а к концу 1991 года - 1357. Однако основная часть этих банков представляла собой «банки однодневки», которые создавались лишь для получения определенной части прибыли, после чего они закрывались, а на их место приходились новые, предполагавшие чрезвычайно благоприятные условия для клиентов, но также не выполнявшие своих обязательств.
Определенный  порядок наступил в 1991 году, когда было принято два закона - Закон «О Государственном Банке» и «Закон о банках и банковской деятельности», в которых были определены условия открытия банка, пути и методы контроля за ними. Вслед за этими законами был принят Закон «О банках и банковской деятельности РФ», который окончательно устанавливал двухъярусную банковскую систему в виде Центрального банка, Сберегательного банка и коммерческих банков. Согласно этому Закону коммерческие банки получили самостоятельный статус в области привлечения вкладов и кредитной политики, а также при определении процентных ставок. Кроме того, им были даны права осуществлять валютные операции на основе лицензий, выданных Центральным банком.
На сегодняшний  день действующая в Российской Федерации банковская система имеет два уровня. Первый уровень представлен Центральным банком России.
В силу статьи 75 Конституции РФ, основной функцией Центрального Банка России является Защита и обеспечение устойчивости рубля. Другой функцией, которую определяет Центральному Банку России Конституция, является денежная эмиссия.
Функции Центрального Банка РФ также определяются в Федеральном законе «Центральном Банке Российской Федерации (Банке России) [3]. К ним относятся:
    во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;
2) монопольно  осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;
3) является  кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему и рефинансирования;
4) устанавливает  правила осуществления расчетов в Российской Федерации;
5) устанавливает  правила проведения банковских  операций;
6) осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;
7) осуществляет  эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;
8) осуществляет  надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;
9) осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;
10) организует  и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;
11) устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации;
12) устанавливает  и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;
13) устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты;
14) осуществляет  иные функции в соответствии со ст. 75 федерального закона «О центральном Банке РФ» и другими федеральными законами.
Второй  уровень современной банковской системы России представлен кредитными организациями, а также филиалами и представительствами иностранных банков [2]. При этом кредитные организации могут относиться к банкам или к небанковским кредитным организациям.
Что такое  банк было определено выше.
Небанковская  кредитная организация - кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные Федеральным законом «О банках и банковской деятельности». Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России[2].
Основные  функции коммерческих банков в отличие от функций ЦБ РФ в законе не определены. Тем не менее, ссылаясь на задачи, которые решаются коммерческими банками, можно выделить следующие его основные функции:
1) Аккумуляция  временно свободных денежных средств государства, фирм, объединений и населения.
2) Предоставление долгосрочных и краткосрочных кредитов отраслям
макроэкономики.
3) Осуществление  денежных расчетов между фирмами, банками и государственными учреждениями.
4) Кассовое  обслуживание фирм, объединений и учреждений.
5) Выпуск  кредитных денег.
Все перечисленные функции коммерческих банков условно можно объединить в три основные функции:
1) аккумуляция  средств;
2) регулирование  денежного оборота;
3) посредническая  функция.
Функция аккумуляции средств является основной, первоначальной функцией банка. Здесь не следует забывать о том, что, например, различные инвестиционные фонды, финансово-промышленные компании также собирают денежные ресурсы для инвестиций. В отличие от аналогичной функции банка данные субъекты собирают денежные средства для своих собственных целей, поэтому можно отметить, что данная функция в современном хозяйстве как бы лишь частично уступается другим субъектам хозяйства, не являющимся банками.
Вторая  функция банка – функция регулирования  денежного оборота. Банки выступают центрами, через которые проходит платежный оборот различных хозяйственных субъектов. Благодаря системе расчетов банки создают для своих клиентов возможность совершения обмена, оборота денежных средств и капитала. Регулирование денежного оборота достигается также посредством эмитирования платежных средств, кредитования потребностей различных субъектов производства и обращения, массового обслуживания хозяйства и населения. Поэтому можно сделать вывод, что данная функция реализуется посредством комплекса операций, признанных банковскими и закрепленных за банком как денежно-кредитным институтом.
Под посреднической функцией банка зачастую понимается деятельность банка как посредника в платежах. Через банки проходят платежи предприятий, организаций, населения, и в этом смысле банки, находясь между клиентами, совершая платежи по их поручению, как бы наделены посреднической миссией. Однако понимание посреднической функции несколько глубже, чем посредничество в платежах, оно обращено не к одной операции, а к их совокупности, к банку как единому целому
Через банки проходит денежный оборот как отдельно взятого субъекта, так и экономики страны в целом. Через банки осуществляется перелив денежных средств и капиталов от одного субъекта к другому, от одной отрасли народного хозяйства к другой. Посредством совершения операций по счетам банки совершают движение капиталов, аккумулируя их в одном секторе экономики, перераспределяют ресурсы и капиталы в другие отрасли и регионы. Перераспределяемые банками ресурсы не совпадают ни по размеру, ни по сроку, ни по сфере функционирования. Высвободившиеся ресурсы у одного субъекта и аккумулируемые банком не совпадают с потребностями другого. Банк, находясь в центре экономической жизни, получает возможность трансформировать (изменять) размер, сроки и направления капиталов в соответствии с потребностями хозяйства.
Таким образом, посредническая функция банка - это функция трансформации ресурсов, обеспечивающая более широкие отношения субъектов воспроизводства и сокращение риска.
Итак, Центральный  Банк Российской Федерации фактически осуществляет контроль за деятельностью банков и иных кредитных организаций второго уровня. Для этого Центральный Банк наделён определёнными властными полномочиями по отношению к другим банкам.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Основные  этапы развития банковской системы  в России
 
Основные  этапы развития банковской системы  России частично были рассмотрены выше. Остановимся более подробнее на времени её развития, начиная с 1917 года, так как именно этот период наиболее политизирован и противоречив.
Итак, смена  политической власти в стране в 1917 году сделало необходимым формирование не только новой политической, но и экономической доктрины. Воспринимая любое проявление частной собственности как главный источник зла, новое правительство принимается активно его искоренять. Данный процесс не мог обойти и банковскую систему страны. Но тем не менее, ни одно правительство не может обойтись без банковской системы. Объявив государственную монополию на банковское дело, советское правительство приступило к национализации частных коммерческих банков и иных кредитных учреждений и их слияние с Государственным банком, переименованным в Народный Банк РСФСР и переданным в ведение Наркомфина.
Деятельность  иностранных банков была запрещена. Проводимые в стране преобразования привели к тому, что банки как таковые с его функциями стали не нужны. Кредитно-денежные отношения в стране приняли форму централизованного бюджетного финансирования. Именно поэтому к 1920 году Народный банк был упразднён, а все его функции были переданы Наркомфину.
Политика  военного коммунизма сменилась новой экономической политикой. В результате уже в 1921 году Государственный банк РСФСР был создан вновь. При этом советское правительство приняло меры для восстановления не только Государственного банка, но для формирования новой многоуровневой банковской системы. В 1922 году создаются банки потербительской кооперации и Промбанк.
В 1923 Государственный  банк РСФСР был реорганизован в Государственный банк СССР. В соответствии с «Положением о Государственном банке Российской Социалистической Федеративной Советской Республики», принятым 13 октября 1921 ВЦИК, основная его задача была определена так: «способствовать кредитом и прочими банковыми операциями развитию промышленности, сельского хозяйства и товарооборота». [7,32] Кроме того, он должен был осуществлять меры, направленные на «установление правильного денежного обращения» [7,48]. На него возлагалось также производство кассовых операций по исполнению росписи государственных доходов и расходов.
Государственный банк РСФСР являлся хозрасчетной организацией. Основной его капитал выделялся из бюджета и составлял 2 триллиона рублей. Запасной капитал образовывался путем отчислений из прибылей банка и служил для покрытия возможных убытков по его операциям. Сумма запасного капитала не ограничивалась. Если убыток по операциям банка превышал сумму запасного капитала, недостающая часть покрывалась из бюджетных средств.
Управление Государственным банком РСФСР возлагалось на Правление. Правление банка выполняло следующие функции:
    издавало инструкции и отдельные распоряжения по операциям банка; определяло размеры процентов, комиссии и пр.;
    создавало внутреннюю организацию банка и устанавливало порядок делопроизводства и счетоводства; принимало и увольняло должностных лиц, назначало им содержание и утверждало в должности членов местных учетно-ссудных комитетов;
    назначало доверенных лиц и выдавало им соответствующие доверенности;
    определяло порядок оформления операционных документов и бумаг;
    представляло интересы банка в судебных и других государственных учреждениях и за границей;
    открывало на территории РСФСР и за границей (с особого разрешения
    народного комиссара финансов) конторы, отделения и агентства Государственного банка РСФСР;
    составляло и представляло на утверждение годовой отчет банка, сметы
    расходов по содержанию Правления банка и его местных органов.
В соответствии с Положением о Государственном банке РСФСР местными органами банка являлись областные конторы, отделения и агентства, в административно-организационном отношении подчинявшиеся заведующим финотделов. Областные конторы открывались в столицах автономных республик и крупных центрах. Они производили операции на основании Положения о Государственном банке РСФСР, инструкций и распоряжений.
Правления банка и наблюдали за деятельностью  отделений и агентств, расположенных в районе их деятельности. Во главе областной конторы стоял управляющий конторой и его товарищи (заместители).
Государственный банк РСФСР кредитовал учреждения и предприятия крупной государственной промышленности, кооперативы и частные предприятия, а также сельские хозяйства и кустарей, осуществлял следующие операции:
    открывал целевые производственные кредиты (государственному предприятию такой кредит открывался, если только оно не финансировалось в сметном порядке);
    открывал кредиты до востребования (онколь) под обеспечение в форме контокоррентного счета (залогом могли служить товары на складе, представленные инкассо товарные документы, векселя и др. долговые обязательства);
    открывал кредиты до востребования (онколь) под залог иностранных ценных бумаг, валюты, драгоценного металла, переводных векселей (тратт) и девиз;
    предоставлял ссуды на срок не более 3 месяцев под залог товаров, товарных документов и ценных бумаг;
    учитывал векселя и долговые обязательства на срок не более 6 месяцев; покупал и продавал по поручениям разрешенные для свободного обращения товары;
    покупал и продавал за свой счет иностранные ценные бумаги, тратты и девизы и драгоценные металлы;
    выдавал аккредитивы под документы на отправленные товары;
производил переводы и аккредитивы на пункты в РСФСР и за границей, где имелись учреждения банка или его корреспонденты;
    проводил комиссионные операции по инкассированию векселей, обязательств, иностранных переводных векселей, товарных и др. документов и ценностей; принимал и выдавал денежные вклады - срочные, бессрочные и на текущий счет; принимал на хранение вещевые вклады;
    производил прием и выдачу депозитных сумм по ордерам государственных учреждений и предприятий.
Второй  уровень банковской системы СССР был представлен такими банками как Банк потребительской кооперации (По-кобанк), преобразованный в 1923 во Всероссийский кооперативный банк (Всекобанк), Торгово-промышленный банк СССР (Промбанк СССР), Банк для внешней торговли (Внешторгбанк), Банк по электрификации (Электробанк), 45 коммунальных банков во главе с Центральным коммунальным банком СССР (Цекомбанк СССР), система сельскохозяйственного кредита, включавшая Центральный сельскохозяйственный банк СССР (Сельхозбанк СССР), 6 республиканских банков сельского кредита, 71 общество сельскохозяйственного кредита, свыше 9 тыс. сельскохозяйственных кредитных товариществ и обществ взаимного кредита. Тогда же были созданы региональные коммерческие банки: Дальневосточный акционерный банк (Дальбанк), Средне-Азиатский коммерческий банк (Азиабанк), Северо-Кавказский банк, Украинский банк (Украинбанк). Все эти кредитные организации обслуживали разнообразную клиентуру государственного, кооперативного и частного секторов хозяйства.
В 1924 при  Правлении Государственного банка  СССР был создан Комитет по делам банков, который должен был координировать их деятельность.
В конце  20-х годов функции и направления деятельности Государственного банка СССР коренным образом изменились. Это было связано в основном с ускоренными темпами  проведения индустриализации, которые требовали крупных вливаний средств в тяжелую промышленность в течение короткого времени. В связи с реорганизацией банковской системы в Государственном банке СССР начал сосредоточиваться основной объем операций по краткосрочному кредитованию. При этом в его ведение перешла большая часть филиалов акционерных банков, которые стали играть вспомогательную роль в кредитовании хозяйства. Операции по долгосрочному кредитованию осуществлялись в основном в специально созданных Банке долгосрочного кредитования промышленности и электрохозяйства (БДК), Центральном банке коммунального хозяйства и жилищного строительства (Цекомбанке) и отчасти в Центральном сельскохозяйственном банке (ЦСХбанке). В 1929 взамен «Положения о Государственном банке РСФСР», на основании которого банк функционировал с 1921, был принят первый Устав Государственного банка СССР.
В соответствии с уставом задачей Государственного банка СССР было регулирование денежного обращения и осуществление краткосрочного кредитования промышленности, сельского хозяйства, торговли, транспорта и других отраслей хозяйства. Государственный банк СССР выполнял следующие функции:
    являлся эмиссионным центром страны (т.е. пользовался монопольным правом на выпуск банкнот и осуществлял организацию денежного обращения в стране);
    производил операции по кассовому исполнению государственного бюджета СССР и местных бюджетов;
    участвовал в реализации государственных займов СССР и союзных республик и платежных обязательств Народного комиссариата финансов;
    хранил свободные кассовые резервы всех кредитных учреждений, за исключением кредитно-кооперативных организаций;
    являлся единственным кредитором всех кредитных учреждений, за исключением местных коммунальных банков, кредитно-кооперативных организаций, организаций, входивших в систему сельскохозяйственного кредита, и советских заграничных кредитных учреждений.
Комплекс  проведённых в СССР реформ в конце 20-х, начале 30-х годов привёл к формированию жестко централизованной системы управления экономикой страны. Одной из важнейших была кредитная реформа 1930-32 годов. Но внедрённый механизм кредитования носил автоматический характер. Основным поводом к выдаче кредита был план. При этом экономические факторы мало учитывались.
Автоматизм  кредитования резко усилил товарно-денежную несбалансированность, ухудшил снабжение средствами производства и предметами потребления. В свою очередь, нарастание дефицита средств производства вело к дезорганизации материально-технического снабжения. В результате в значительной степени ослаблялся централизованный контроль за воспроизводственным процессом в целом.
На 2-м  этапе - в 1931-32 гг. - в результате принятия ряда постановлений СНК СССР происходило постепенное совершенствование техники кредитования и концепции кредитного механизма.
В мае 1932 были окончательно разграничены функции Государственного банка СССР и банков долгосрочных вложений (Промбанка, Сельхозбанка, Всекобанка и Цекомбанка). В результате кредитной реформы деятельность Государственного банка СССР окончательно утратила коммерческий характер и сформировались основные функции Госбанка советского типа – плановое кредитование хозяйства, организация денежного обращения и расчетов, кассовое исполнение государственного бюджета и осуществление международных расчетов.
Одновременно  сложилась структура кредитной системы, просуществовавшая с небольшими модификациями 55 лет. В дальнейшем совершенствование деятельности Государственного банка СССР сводилось к внедрению новых расходованием средств на выплату заработной платы (80% налично-денежного оборота) и сбором торговой выручки.
В феврале 1930 г. в связи с отменой операций по продаже частным лицам золота и иностранной валюты на червонцы по твердому курсу и изъятием советской валюты из оборота иностранных бирж при Правлении Госбанка была организована котировальная комиссия для установления курсов иностранных валют.
В 1933 г. Госбанк  провел ряд мероприятий по ускорению расчетов, улучшению учета, совершенствованию организации документооборота и
усилению  внутрибанковского контроля. Была перестроена номенклатура статей баланса Госбанка: они стали группироваться по ведомственному признаку, что сделало баланс сопоставимым с кредитным планом. Был также осуществлен переход к децентрализованной квитовке межфилиальных оборотов при сохранении общего контроля в центре.
В 1939 г. Госбанк  начал осуществление инкассации наличных денег.
Во время  Великой Отечественной войны 1941-45 гг. Госбанк для покрытия
дефицита  госбюджета производил эмиссию наличных денег, в результате чего денежная масса за это время возросла в 4 раза. С целью нормализации денежного обращения в 1947 г. была проведена денежная реформа ликвидационного типа, в ходе которой был осуществлен обмен наличных денег старого образца на новый в соотношении 10:1, переоценены денежные вклады в сберегательных кассах и проведена конверсия всех выпущенных государственных займов (кроме займа 1947 г.).
В марте 1950 г. было установлено золотое содержание рубля в размере 0,222168 г чистого золота.
В декабре  1949 г. был принят второй Устав Госбанка.
В апреле 1959 г. в связи с реорганизацией кредитной системы Госбанку была передана часть операций Сельхозбанка, Цекомбанка и коммунальных банков. C 1960 г. Госбанк начал составлять планы кредитования долгосрочных вложений.
В мае 1961 г. была проведена деноминация и девальвация рубля. Новые денежные знаки были обменены на старые в соотношении 1:10. Одновременно золотое содержание рубля было увеличено всего в 4 раза и составило 0,987412 г чистого золота.
В октябре 1960 г. был принят третий Устав Госбанка, а с 1963 г. в в
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.