Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Радио как средство массовой коммуникации

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 07.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 46. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление
С
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава1 Феномен массовой коммуникации………………………………………5
1.1Теория массовой коммуникации: сущность, понятия средства
массовой коммуникации………………………………………………………….5
1.2Виды массовой коммуникации……………………………………………...11
Глава 2 Радио, как средство массовой коммуникации………………………..19
2.1 Радиовещание в системе  современных каналов коммуникации…………19
2.2 Анализ Челябинских радиостанций как средства массовой
коммуникации……………………………………………………………………39
Заключение……………………………………………………………………….45
Список литературы.……………………………………………………………...46
 


Введение
 
Радио уже давно и прочно вошло в жизни очень многих из нас. Каждый день мы слушаем свои любимые радиостанции, наслаждаемся музыкальными композициями, принимаем  участия в различных интерактивных  программах, и уже, в большинстве  своем, не мыслим жизни по - другому – без радио. Оно всегда где-то здесь, близко: в машине, дома, в офисе…
Радио в качестве средства массовой информации появилось значительно  раньше телевидения и по сей день занимает устойчивые позиции на медиа-рынке. Появление возможности слушать  любую радиостанцию в сети Интернет эти позиции еще более укрепило.
Вслед за огромными по нынешним меркам советскими радиоприемниками появилось  радио, которое вполне можно поместиться  в кармане или кошельке. Современные  интернет-технологии дают возможность  слушать радио, без каких бы то ни было дополнительных приспособлений, помимо компьютера. И все-таки даже в эру высоких технологий не изменилось главное – любимая музыка, которая избавляет от чувства одиночества и прогоняет уныние.
Является ли радио на сегодняшний  день эффективным средством коммуникации? И является ли вообще средством коммуникации? Эта тема актуализируется еще  и потому, что слишком много  различных вопросов, а ответов, к  сожалению не хватает. А информация по данной теме, несомненно, важна, для специалистов, работающих в области журналистики, PR, маркетинга и т.д.
В качестве объекта в данной работе мы рассмотрим радио и массовую коммуникацию, предметом является отношение радио к средствам массовой коммуникации в настоящее время.
Цель  работы: Анализ радио как эффективного средства массовой коммуникации. Достижению данной цели способствует постановка следующих задач:
1. Изучение теории массовой  коммуникации: ее понятий, сущности  и средств.
2. Рассмотрение видов  массовой коммуникации.
3. Изучение истории появления  радио, основных функций и задач.
4. Сопоставление и анализ  радио как средства массовой  коммуникации.
Теоретическая значимость работы заключается в обобщении материала, касающегося массовой коммуникации, ее понятий, сущности и средств.
Практическая  значимость исследования состоит в применении полученных знаний, выводов в деятельности специалистов, например, связи с общественностью, тесно взаимодействующих со средствами массовой коммуникации.
Исследование состоит  из введения, основной части, заключения, и списка используемой литературы при  написании работы.
Работа состоит из двух глав. В первой главе отражены теоретические аспекты понятий и функционирования массовой коммуникации. Во второй главе проводится анализ сопоставления радио к средствам массовой коммуникации.
Решение задач исследования оказалось возможным при условии  обращения к широкому кругу научной  литературы и сети Интернет. Изучению данного вопроса посвящено немало работ отечественных и зарубежных специалистов в области журналистики, и теории коммуникации, таких как: Гарольд Лассауэлл, Г.Г.Почепцов, Н.Н. Богомолова и др.
 
 
 
 


1 Феномен массовой коммуникации
1.1Теория массовой коммуникации: сущность и понятия массовой коммуникации
 
Социологическая теория массовой коммуникации, как и современная  социология в целом, - чрезвычайно  сложное и противоречивое образование, представленное множеством различных  школ и течений. Они отличаются друг от друга по своей теоретической  направленности, по политической ориентации, по времени возникновения, по исторической судьбе. Существовало и существует немало попыток систематизации современных  социологических воззрений.
Единая теория массовой коммуникации исторически складывалась и до сих  пор формируется из научных подходов, позиций и исследований многих ученых – представителей как общественных, так и естественных и технических  отраслей знания. Она формировалась  в русле философии (Аристотель, Д. Локк, Т. Гоббс и др.), исследований по социологии и психологии (Г. Тард, Г. Лебон – конец XIX – начало XX века, Л.С. Выготский – 30-е годы, Т. Адорно, Г. Лассауэлл, Г. Маркузе, М. Хоркхаймер, П. Лазарсфельд, Р. Мертон и др. – 40-е  годы, Ю. Хабермас, С. Московичи, А. Менегетти  и др. – 60–80-е годы XX века). Нами рассмотрены лишь ключевые периоды, дававшие толчки и новые импульсы теории в соответствии с новыми социальными изменениями. Теория массовой коммуникации оформлялась в русле исследований проблем теории информации и новой науки – кибернетики (Н. Винер, К. Шеннон, С. Бир и др. – 40–50-е годы), научных разработок в области теории информации, культурологии и эстетики восприятия (М. Бахтин – 30- е годы, А. Моль, Ю. Лотман – 60–70-е годы), теории журналистики и журнализма (советская школа журналистики 60–70-х годов XX века, получившая развитие на базе одноименного факультета МГУ им. Ломоносова). До конца еще не оценен, как теперь все более выясняется, тот вклад, который сделали в теорию массовой коммуникации, разрабатывая естественнонаучные, философские, психологические и филологические концепции, русские мыслители Н.Ф. Федоров, П.А. Флоренский, В.И. Вернадский, А.Ф. Лосев, М.М. Бахтин, Л.С. Выготский.
П. Лазарсфельд и Р. Мертон рассматривают массовую коммуникацию в контексте организуемого ими социального действия и провоцируемых массовых вкусов. Поэтому если обобщить их суждения о массовой коммуникации и ее основных функциях, то можно сделать вывод, что массовая коммуникация представляет собой поток коммуникативных действий с целью (помимо чисто информационных, просветительских целей):
- присвоения статуса общественным  проблемам, личностям, организациям  и общественным движениям;
- укрепления социальных  норм;
- наркотизации социума. 
«То, что массовая коммуникация повышает уровень информированности  широких слоев населения, является бесспорным. Вместе с тем возрастающий поток сообщений массовой коммуникации может непреднамеренно преобразовывать  энергию людей от активного участия  к пассивному знанию» [9; с.144].
Одним из основателей социологического направления теории массовой коммуникации является Гарольд Лассауэлл. В его  работах (как и в трудах Н. Винера) информационные связи исследуются  как неотъемлемые атрибуты жизненной  материи. Однако общественные структуры  обладают своими специфическими качествами, которые порождаются необходимостью сохранения социальных институтов, духовных ценностей и их идеологического  обеспечения. Исходя из этого Г. Лассауэлл  выделял три основные функции  социально-коммуникативных процессов:
- контроль за средой,
- корреляция всех компонентов общества для его сохранения и развития,
- передача социального наследия другим поколениям.
По его мнению, в демократических  обществах рациональные выборы ценностей  зависят от просвещенности, которая, в свою очередь, зависит от коммуникаций, но особенно от равноценности внимания к ним среди лидеров, экспертов  и массы рядовых людей.
Э. Багиров еще в 1978 г. опубликовал  среди прочих схем прикладных моделей  коммуникации тогда еще широко не известный у нас окончательно сформулированный Г. Лассауэллом вывод  относительно акта коммуникации:
- кто сообщает,
- что именно сообщает,
- каналы передачи сообщения,
- эффективность .
Эффективность в схеме Г. Лассауэлла, в отличие от модели Шеннона-Уивера, представляется как конечная и главная цель коммуникации. Однако, как позже отмечали исследователи, передаваемые по каналам связи сообщения, отнюдь не всегда приводят к ожидаемому результату.
Массовая коммуникация — это деятельность по добыванию, упорядочению, обработке и передаче информации.
Массовая коммуникация — это деятельность по добыванию (открытию, изобретению) новых смыслов, приближающих человека к постижению истинного и нравственного знания.
В рамках исследования возникает  необходимость дифференциации таких  понятий как «коммуникация» и  «информация». Смешение этих понятий  приводит к смешению понятий «средства  массовой информации» и «средства  массовой коммуникации». Эти понятия, не совпадающие и даже не пересекающиеся. Информация существует практически  везде - как в природе, так и  в социуме. Эта информация существует объективно, то есть независимо от нашего знания о ней. Коммуникация, в свою очередь, является сугубо социальным явлением и осуществляется посредством различного рода информации. Другими словами, информация - это средство актуализации коммуникации как процесса, но не наоборот, так как информация актуализируется в сознании человека самыми различными средствами, например, наблюдениями за окружающим миром. Коммуникация любого вида предполагает, в отличие от информации, наличие сознания. Смешение понятий информации и коммуникации связано с тем, что социальная информация, циркулирующая во всех уровнях социума, также предполагает наличие сознания, как впрочем, и все социальные процессы, связанные с деятельностью человека. Следует заметить, что функция воздействия на аудиторию принадлежит не информации, а коммуникации как социальному процессу, реализующему данную функцию при помощи информации. В этой связи будет корректным при описании массово-коммуникационных процессов использовать термин «средства массовой коммуникации», или «массовых коммуникаций», имея в виду множественность технических каналов массово-коммуникационного воздействия. Термин «средства массовой информации» был основным при описании массово-коммуникационной деятельности в исследованиях советского периода. С точки зрения современного уровня развития социологии массовой коммуникации, можно сказать, что применение термина «средства массовой информации» не является грубой ошибкой. Просто он характеризует деятельность массовой коммуникации со стороны явления, но не сущности. Другими словами, массовая коммуникация представляется как массово-информационная деятельность, то есть сущность массовой коммуникации проявляется посредством массовой информации [2; с.101].
Теоретики массовой коммуникации разрабатывали основы этой теории и  развивали ее положения, прежде всего  с целью исследования того, каковыми могут быть направления и методы, условия и результаты воздействия  определенных идей, стереотипов, мнений, образов на умы и души, мнения и политические взгляды людей, читателей и зрителей, потребляющих массовую информацию.
Массовая коммуникация, прежде всего, характеризуется:
- наличием технических  средств, обеспечивающих регулярность, и растиражированность;
- социальной значимостью  информации, способствующей повышению  мотивированности массовой коммуникации;
- массовостью аудитории,  которая вследствие ее рассредоточенности  и анонимности требует тщательно  продуманной ценностной ориентации;
- многоканальностью и  возможностью выбора коммуникативных  средств, обеспечивающих вариативность  и вместе с тем нормативность  массовой коммуникации.
Главным условием, определяющим массовую коммуникацию, является специфика  аудитории и коммуникатора.
Система средств массовой коммуникации обладает определенными  характеристиками, если говорить о  ее теоретической модели. Наиболее полно и адекватно представлены данные характеристики в модели, предложенной в 60-е годы прошлого века Г. Гербнером:
1. Средства массовой коммуникации  включают в себя дистанционные  способы передачи информации, максимально  доступные аудитории. Эта доступность  может быть рассмотрена:
-в физическом смысле, когда информационная инфраструктура  достигает необходимой насыщенности  на всем ареале проживания  аудитории;
-в экономическом смысле - потребление информации финансово  доступно самым широким массам  населения.
2. Информация адресуется  большим массивам разрозненной  и анонимной для источника  аудитории.
3. Система функционирует  как производство, подчиняющееся  основным законам бизнеса; как  корпоративное производство со  своими социальными целями; как конвейерное производство с максимальным разделением труда, где каждый участник имеет узкую специализацию и в малой степени определяет выходные параметры готового продукта.
4. Источником информации  для системы средств массовой  коммуникации является не личность, а формальная организация со  своими стандартами качества  продукции и профессиональными  требованиями к работникам.
5. Производство информации  в системе сложно технологически.
6. Для аудитории средств  массовой коммуникации характерна  черта, которую можно определить  как устойчивость, регулярность  отношений.
7. Взаимоотношения информационного  продукта и потребителя подчиняются  законам рынка, где происходит  обмен продукта на деньги и  внимание потребителя.
Средства массовой коммуникации сегодня являются чрезвычайно важными  каналами общения государственной  власти с населением страны. В этой деятельности можно отметить два  взаимосвязанных плана, входящих в  само понятие управления. Один из них  состоит в актуализации властью  управленческой программы, что является гарантией ее выполнения в той  мере, в какой от населения требуются  определенные шаги (поведенческие - «заплати налоги и спи спокойно», социально-психологические - доверие, терпение, ожидание результатов  и т.д.). Второй план касается информирования населения о своей деятельности и является для власти в определенной мере отчетом о таковой, а значит, и залогом позитивного образа ее эффективной деятельности в глазах населения что, несомненно, влияет на пролонгацию этих отношений и  может подтвердиться в ходе процедуры  избрания персонального состава  исполнительной и законодательной  власти.
Итак, средства массовой коммуникации участвуют в разработке стратегии  и тактики социального развития, вписываясь тем самым в структуру  властных институтов. Отношения средств  массовой коммуникации и власти связаны, прежде всего, с тем, что первые делают прозрачными механизмы деятельности последней. По тому, в какой мере ветви власти открыты для средств массовой коммуникации, можно судить о степени демократичности социума.
 
1.2 Виды массовой коммуникации.
 
Современный исследователь  проблем теории массовой коммуникации Г. Почепцов дает, пожалуй, наиболее развернутую и подробную классификацию видов коммуникации.
Если говорить об основополагающих принципах деления, то в основе их лежат способы и возможности  человеческого восприятия (зрительное – слуховое - чувственное (тактильное - письмо для слепых). Из этих принципов  вытекает и деление массовой коммуникации на визуальный и аудиальный виды.
Визуальная коммуникация
Человек получает информацию по всем имеющимся у него каналам. Но часть  из них носит особый характер для  общения. Это, в первую очередь, визуальная и вербальная коммуникации. По подсчетам  исследователей, 69% информации, считываемой с экрана телевизора, приходится на визуальную коммуникацию.
Понятие визуальной коммуникации означает комплекс специальных указателей в  виде вывесок, информационных стендов, рекламных щитов, которые помогают нам ориентироваться в пространстве благодаря той информации, которую  они содержат. Составляющие визуальной коммуникации – это визуальный язык (изображения, знаки, образы) и визуальное восприятие (органы зрения, психология восприятия).
Визуальная коммуникация объединяет в себе цвета, речь, письменный язык, образы, чтобы создать сообщения, которые будут эстетически приятны  взгляду зрителя, будут наполнены  понятной и необходимой информацией.
Так, создавая рекламу Дворца Изящных  искусств в Сан-Франциско, дизайнер при помощи фотомонтажа получил  удачное сочетание различных  цветов, образов, текстур. Узкий формат постера выбран не случайно – в нем таится призыв посетить это место. Украшения подчеркивают, музей открыт для широкой публики.
Телевизионный предвыборный вариант  достаточно подробно рассматривался Э. Ноэль-Нойман. Так, опрос телеоператоров показал, что фронтальная съемка на уровне глаз, по их мнению, вызывает симпатию, создает впечатление спокойствия, непринужденности. Показ сверху (перспектива «птичьего полета») или снизу (перспектива «лягушки») вызывает антипатию, создает впечатление слабости, пустоты [16; с.232]. Исследовалось также влияние публики на экране, что привело к следующим результатам: «При экранной передаче реакции публики решающее значение имеет выбор соответствующего ракурса – своего рода «картинки», посредством которой можно усилить или ослабить впечатление (например, эффект аплодирующей публики). Можно дать общий план публики, показать какую-то ее часть, маленькие группы или отдельные лица. Чем больше людей на экране, тем сдержаннее передаваемое впечатление, чем меньше людей в «картинке», тем интенсивнее впечатление» [16; с.234].
Мы также должны упомянуть об одной из важнейших характеристик визуальной коммуникации, ради которой, вероятно, она часто и реализуется. Визуальная коммуникация не является столь же многозначной, как коммуникация вербальная. Это говорит о том, что она подлежит гораздо большему контролю. Одновременно ее долговременность (типа памятника Ленину) позволяет передавать свое однозначное сообщение сквозь время.
Визуально мир организован достаточно жестко, и мы часто не знаем его  закономерностей, поэтому и возникают  те или иные варианты ошибок. Но одновременно умелое его использование приносит достаточно хорошие результаты.
Вербальная коммуникация
Чтобы вас поняли, мало иметь  хорошую дикцию. Вы должны ясно осознавать, что собираетесь сказать. Кроме  того, вы должны выбрать такие слова, чтобы ваша мысль была верно понята. Если человеку предстоит выступить  перед большой аудиторией, он формулирует  для себя тезисы или как-то иначе  готовится к докладу. Но в обыденной  жизни устная коммуникация требует  спонтанности, и это может вызвать  у человека тревогу, неуверенность  и даже страх. Работу над устной речью  можно начать с расширения словарного запаса. Вспомните Мартина Идена  Д. Лондона, который, решив стать  писателем, ежедневно стал учить  определенное количество новых слов. Это ему помогло. Сейчас обычно если и учат новые слова, так только при изучении иностранного языка. Хотя расширять свой словарный запас  надо как тем, у кого он невелик, так  и тем, чья профессия этого  требует (писатель, оратор, переводчик, политик и т.п.). Если вы ясно понимаете, что именно хотите сказать, и ваш  словарный запас достаточно велик, то вы наверняка сумеете точно  выразить свою мысль и предотвратите  возможные недоразумения. И напротив, люди, у которых сумбур и в мыслях и в словах, постоянно рискуют  попасть впросак. Зачастую люди стесняются пользоваться своим богатым словарным  запасом, не желая щеголять образованностью, опасаясь показаться заносчивыми.
Очень важной способностью, связанной с устной речью, является умение удерживать внимание слушателей. Если, выступая с докладом, вы будете смотреть кому-либо из слушателей прямо  в глаза, то его ответное внимание вам будет гарантировано. И наоборот, если вы будете излагать свои мысли  монотонным голосом, уткнувшись в заранее  подготовленную бумажку, то очень скоро  обнаружите, что аудитория не слушает  вас. Визуальный контакт с аудиторией полезен еще и потому, что позволяет  докладчику оценить реакцию слушателей. Самым эффективным, как правило, бывает личное общение, то есть коммуникация, в которой участвуют два человека. Так, в политике давно известен факт, что личное общение с избирателями повышает шансы кандидата на успех в избирательной кампании.
Вербальная коммуникация носит  доминирующий характер в любой области человеческой деятельности. Профессиональное владение речью становится важной составляющей успеха во множестве профессий. Голос А. Лебедя стал его важной характеристикой, шамкающая речь Л. Брежнева уничтожала любые усилия пропагандистов.
Мы живем в мире слов. В первую очередь паблик рилейшнз уделяет  внимание подготовке статей, пресс-релизов, написанию речей. Следует обратить внимание на те или иные оптимальные  стратегии вербального воздействия, разрабатываемые в рамках таких  наук, как психолингвистика, социолингвистика, теория пропаганды. Исследования показали, что детали политических сообщений  через короткое время забываются, но долгое время хранится общее впечатление  от сообщения.
Типы голосов оцениваются аудиторией как приятные или нет. Так, специалисты  по паблик рилейшнз пытались перевести  британского премьера Эдварда Хита на говорение голосом, аналогичным  тому, которым он говорил в неофициальной  обстановке. Для этого скрытно  записали его разговор, чтобы продемонстрировать ему его иные возможности. Мэри Спиллейн иронически спрашивает: «Была бы Мерилин Монро такой же сексуальной, если бы у нее был голос Хиллари Клинтон?» [23; с.118]. Она же упоминает о том, что 38% впечатления, которое вы производите на окружающих, зависит от вашего голоса.
Владение речью становится важной профессиональной составляющей человека. В США результаты социологического опроса бизнесменов о том, какие  качества кандидатов они ценят больше всего, показали, что на первом месте  стоит способность к устной коммуникации (83%). Далее следуют: чувство ответственности (79%), собранность, внутренняя дисциплина (65%), энергичность (53%), организаторские  способности (42%), внешние данные (30%), инициативность, творческий элемент (19%).
А.Г. Почепцов расширяет перечень видов коммуникации, кладя в основу различные базовые установки. Он выделяет перформансную, мифологическую, художественную коммуникации [19; с.293].
Массовую коммуникацию можно  разделить также, исходя из канала распространения  информации. Речь идет о формальной и неформальной МК. Первая - это коммуникация в форме текстов того или иного  технического канала МК. Вторая - это, в  основном, устная коммуникация в виде слухов, сплетен, анекдотов, баек, песен, возможно записанных и распечатанных, но циркулирующих вне официально признанного социокультурного цикла. На эффективность неформальной коммуникации большое воздействие оказывают  так называемые “лидеры мнения”. Исследователи МК, социологи давно  зарегистрировали феномен усвоения информации, принятия решений ЧСЗ  не непосредственно после прочтения, прослушивания, просмотра тех или  иных сообщений, а после консультаций с соседями или коллегами, завоевавшими по ряду социальных и психологических  причин статус лидера общественного  мнения той или иной социальной группы, микросреды.
Современная система СМК  подразделяются на три вида:
- средства массовой информации (СМИ);
- телекоммуникацию;
- информатику.
СМИ — это организационно-технические  комплексы, позволяющие осуществлять быструю передачу, массовое тиражирование  больших объемов словесной, образной и музыкальной информации.
Структура современной системы  СМИ выглядит следующим образом: пресса (газеты, журналы, дайджесты, еженедельники  и др.); аудиовизуальные СМИ (радио, телевидение, документальные фильмы, телетексты и др.); информационные службы (телеграфные  агентства, рекламные бюро, PR-агентства, профессиональные журналистские клубы  и ассоциации).
Пресса — это массовые периодические печатные издания. Пресса - единственное средство, дающее потребителю  информации возможность контролировать динамику освещаемых событий, обстоятельства и направления их развития. Основное место в системе периодических изданий занимают газеты.
Радио — это массовое аудиальное СМИ. Уникальность радио  в его вездесущности и общедоступности. Слушая радио, люди могут узнать новости, слушать музыку, развлекательные  программы и при этом заниматься другими делами. Радио - одно из важнейших  средств социального контроля (в  частности, государственного), благодаря  которому можно управлять сознанием  и поведением одновременно большого числа людей.
Телевидение — это аудиовизуальное  СМИ, которое, синтезируя звук и изображение, обеспечивает более широкие коммуникативные  возможности.
Информационные службы —  это организации, собирающие и пересылающие новости. Традиционно они составляют основу национальной и международной  систем распространения новостей. Корреспонденты информационных служб собирают сведения, которые затем перепродаются  подписчикам - газетам, журналам, государственным  органам, телекомпаниям, коммерческим и другим структурам.
PR-фирмы — это организации,  разрабатывающие и предлагающие  руководству коммерческих, политических, общественных и других структур  ключевую концепцию их политики  или отдельные рекомендации в  сфере связей с общественностью.
Паблик рилейшнз (PR) —  это специальная система управления информацией (в том числе и  социальной), где под управлением  понимается процесс создания информационных поводов и информации заинтересованной в ней стороной; распространение  готовой информационной продукции  средствами коммуникации для целенаправленного  формирования желаемого общественного  мнения.
Телекоммуникация — это  технические службы, обеспечивающие передачу и прием сообщений. Специалисты  по телекоммуникации - инженеры и техники. Они в основном работают с кодами, сигналами, шумами. Традиция поиска в области кодирования информации, экономии и надежности ее передачи уходит во времена посольств и секретных служб, использовавших шифровку и кодирование для написания секретных писем.
Информатика — это система  средств обработки данных при  помощи вычислительных машин (компьютеров). Информатика в историческом плане  продолжает так называемую культуру очевидности, где на первом месте - истина, научные исследования и доказательства существования естественных ограничений. Данное СМК занимается исследованием  человеческого языка и его  логических основ с точки зрения проблемы создания нового языка и  воплощения его коммуникативных  функций.
Все виды СМК объединены в открытой информационной среде  социальных коммуникаций — Интернете.
Интернет — относительно новое информационное средство, постепенно обретающее черты СМИ. Это гигантская сеть компьютеров, размещенная по всему  миру и создающая новое информационное пространство (киберпространство), в  котором можно обмениваться посланиями за считанные секунды одновременно с тысячами людьми; получать доступ к удаленному компьютеру, располагающему базами данных, и извлекать эти  данные; подписываться на дискуссионные  листы и другие материалы; участвовать  в обсуждении различных вопросов, в том числе в интерактивном  режиме; получать регулярные выпуски  новостей, пресс-релизы по конкретной тематике и др.
 


2 Радио, как средство массовой коммуникации.
2.1 Радиовещание в системе современных каналов коммуникации
 
У истории XX века практически нет иного столь яркого примера взаимодействия и взаимовлияния, как радио и другие каналы массовой информации. Всего три десятилетия относительно спокойной жизни технический прогресс дал радиовещанию для упрочения своих позиций. Уже в середине 50-х годов о нем высказывались как о «факире на час». Если принимать во внимание время существования нашей цивилизации, то три десятилетия – это даже не час, а мгновение.
Тысячу лет назад китайский  поэт и ученый Ван Цзюньюй, чаще именуемый  в древних книгах как Ван Ци, изрек и записал: «Не доставляет удовольствия слушать то, что надлежит смотреть». Некоторое время спустя он выразился еще более точно: «Лучше один раз увидеть, чем сто  раз услышать». Через десять веков  присказка зазвучала как приговор. Поклонники телевидения обратились к мудрости китайца как к наиболее точной формулировке обвинения радио  в ограниченности, а следовательно, и в бессмысленности его существования. [http://evartist.narod.ru/text5/47.htm]
«Могильщиков» радио трудно обвинить в преувеличении. Экспансия  телевидения во всем мире достигла таких размеров, что возникли сомнения в правомерности жизни и театра, и кинематографа, а с появлением трансляций из музеев и видеофильмов о живописи – в целесообразности открытия музейных коллекций. Если бесстрастные компьютеры предрекали грядущую нищету всем традиционным видам зрелищного искусства, подсчитывая кассовые убытки и все увеличивающееся число  пустых кресел в кино-, театральных  и концертных залах, то нетрудно вообразить, сколь незавидным представало будущее  радио, все художественное достояние  которого заключалось в невидимых  миру звуках.
Даже самые доброжелательные исследователи сходились во мнении, что судьба радио в микроминиатюризации  технических средств: вот создадут инженеры приемник размером с аптечную таблетку (технически это вполне возможно, более того, эта идея практически  была реализована к концу 70-х годов) и будет она подавать сигналы, вмонтированная в петлицу, сообщая  погоду и наиболее важные новости. Что  же касается обширной событийной и  художественной информации, общения  с коммуникатором, аудиокультуры  во всех ее разновеликих и многообразных  аспектах... то «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
Такое мнение распространилось в среде специалистов, наблюдавших  взаимоотношения средств массовой информации и культуры сквозь призму жестокой конкурентной борьбы. Это  касалось развития СМИ в любых  социально-политических условиях, даже в том случае, когда государство  стремилось максимально регулировать эти взаимоотношения, как это  было у нас в стране. Но и при  диктатуре КПСС, когда планы работы всех СМИ заранее утверждались в  одном и том же здании, одними и теми же начальниками, даже при  таких условиях реальная конкуренция  существовала, ибо ежедневно и  ежечасно у аудитории возникала  проблема выбора: смотреть или только слушать, что само по себе стимулировало  соперничество в стремлении привлечь внимание населения.
К началу второй половины XX века могущество телевидения, особенно в споре со зрелищными видами искусств (театр, кино, эстрада) и аудиокультурой (радио, грамзапись), казалось всесокрушающим. Но в то же время исследователи стали обращать внимание на целый ряд парадоксов в развитии как системы СМИ в целом, так и отдельных ее элементов. Прежде всего, эти парадоксы стали проявлять себя в наиболее развитых «телевизионных державах», в частности в Соединенных Штатах Америки.
В 1959 году, на пике «телевизионного  бума», в США насчитывалось 3879 радиовещательных станций различной мощности. В  это же время работало около 900 телестанций. Американцы, как известно, не любят  вкладывать деньги в предприятия, не приносящие прибыли. Прибыль же на радио и телевидении связана с передачей рекламы. А количество рекламодателей и суммы прибылей непосредственно зависят от расширения или сужения аудитории.
Через несколько лет возникла следующая ситуация, изумив и специалистов, и широкую публику: к 1976 году в  США работало 8120 радиовещательных станций  различной мощности при 1016 телевизионных  студиях; соотношение – 1:8 против 1:4 восемнадцать лет назад. В отдельных  штатах и городах еще более  выразительные показатели свидетельствовали  о том, что радио не теряет аудитории  и телевидению в своем рекламном  воздействии на население не уступает: Нью-Йорк – 344 радиовещательные станции  и 42 телевизионные; Пенсильвания –  соответственно 344 и 34 и т.п. Заметим, что приведенная здесь статистика учитывает лишь станции с регулярным и постоянным вещанием в несколько  часов, одноразовые или нерегулярные радиоакции рекламного характера не учитывались.
К началу 70-х годов наиболее дальновидные специалисты в разных странах, главным образом там, где  телевидение удовлетворяло интерес  публики, пришли к выводу: распространение  телепередач не является причиной значительного  снижения интереса к радиопрограммам.
На рубеже 80-х годов  социологи публикуют результаты исследований, из которых следует, что  в некоторых полностью телефи-цированных районах СССР почти 90% жителей при  обращении к тому или иному  средству массовой информации предпочитают радио (второе место после газет  по популярности).
Можно вспомнить и такой  – не единственный в своем роде – курьез: в одной из европейских  стран газета, печатавшая телевизионные  программы, объявила в качестве приза 750-тысячному подписчику цветной  телевизор новой модели, но по просьбе  читателей он был заменен на стереофонический радиоприемник.
Западногерманские футурологи X. Байнхауэр и Э. Шмакке в своем обширном труде «Мир в 2000 году» специальную главу посвятили взаимоотношениям радио и телевидения и высказали такой прогноз: «Никаких серьезных изменений в этой области не произойдет, хотя и предусмотрено дальнейшее расширение телевизионной сети и увеличение объема передач по каналам телевидения. Единственной уступкой радиовещания будет разработка новой структуры его программ» [1; с.113].
Этот прогноз был сделан немецкими учеными в ситуации, когда большинство их коллег пророчили  если не полное, то, по крайней мере, глобальное сокращение радиовещания вообще. Как показала жизнь, они ошибались, в то время как прогноз X. Байнхауэра и Э. Шмакке оправдался полностью. Объем радиовещания в принципе увеличивался параллельно с ростом телевидения, а вот его структура менялась резко, о чем особенно ярко свидетельствует эволюция радиопрограмм в отечественном эфире: строго дифференцированные по содержательным и адресным критериям коммерческие радиостанции значительно превышают по объему вещания параметры бывшего Всесоюзного радио, предоставляя слушателям столь же выросшую, но принципиально изменившуюся тематическую палитру передач.
Каким же образом радио  удается сохранить свою привлекательность  в действительно очень трудных  для него условиях жесточайшей конкурентной борьбы за внимание аудитории? Здесь  правомерно выделить три природных  свойства радиовещания, обусловливающих  его жизнеспособность.
1. В структуре современных  СМИ радио остается наиболее  оперативным. Ни телевидение,  ни кинематограф даже на рубеже  XXI века не обладают техникой, позволяющей без предварительной подготовки выходить в эфир из любой точки земного шара с рассказом о событии и явлении любого характера уже в момент начала этого события. Соответственно это обстоятельство облегчает приглашение к микрофону в качестве комментаторов наиболее актуальных и социально значимых фактов и явлений представителей общественности, государственных деятелей, авторитетных людей во всех областях знаний и, конечно же, самих участников событий. Во всем этом, как показывает мировая практика вещания, включая и российскую, радио уверенно опережает и прессу, и телевидение.
2. Из всех СМИ радио  является самым удобным («неприхотливым»,  «комфортным») для восприятия аудиторией. Слушание радио, как правило,  не требует отказа от повседневных  дел, его можно совместить и  с производственной занятостью, и с бытовыми реалиями (уборкой  квартиры, хозяйственными делами  и т.п.). Колоссальную часть аудитории  радио во всех направлениях  вещания – от музыкальных программ, новостных выпусков до передач  литературно-драматических композиций  и «радиокниг» – составляют  автомобилисты за рулем и их  пассажиры. Более того, разнообразие  интересов именно этой части  аудитории стимулировало значительное  расширение жанрово-тематических  параметров вещания (что в свою  очередь способствовало увеличению  числа современных форматов радиостанций, а также увеличению количества  самих станций, более четкой  их адресной и содержательной  направленности и дифференциации).
3. Радиовещание оказывает  несомненное психологическое влияние  на людей. В системе СМИ радио,  ориентированное прежде всего  на слуховое восприятие, воздействует  более других на воображение  человека. На это обращают внимание  многие современные физиологи  вслед за великими русскими  учеными И.М. Сеченовым и И.  П. Павловым. Еще до появления  радио было доказано, что человек  в меру своих возможностей  и развития ассоциативного мышления  пытается перевести звуковые  впечатления в зрительные. Процесс  этот неизбежен, он не зависит  от желания человека, ибо выражает  объективную закономерность природы  восприятия окружающего мира.
Радио возбуждает фантазию, стимулирует чувства и тем  самым дает работу и мышлению, и  неосознанным эмоциям. Иначе говоря, оно помогает человеку выйти из той эмоциональной «стабильности», в которую приводят его бесконечно повторяющиеся, постоянно дублирующие друг друга служебные, рабочие и бытовые обстоятельства, условия среды, регламентирующие развитие личности.
Радио высвобождает воображение  и определенным образом компенсирует тот эмоциональный и мыслительный застой, те навыки автоматизма в  поведении и реакциях, которые  выработаны привычным жизненным  опытом.
К этому следует добавить и повторяемость всевозможных стрессов, которые человек получает на работе, в быту, в обстоятельствах жизни  большого города. Эти стрессы, как  утверждают психологи, также полностью  подчиняют себе мышление и эмоции.
Что же происходит с индивидуумом?
До предела «загруженный»  проблемами напряженного производственного  дня, окунувшись в агрессивную по отношению к отдельной личности общественную среду в дороге, человек  и дома не всегда может избежать разнообразных хлопот и тревог. Наконец  вечером он садится к телевизору и... получает с огромной экспрессией  отобранные и продемонстрированные слепки (копии, аналоги) тех самых  стрессовых фактов, ситуаций и обстоятельств, которые сопровождали его в течение  дня. Причем получает он их с высокой  точностью и большой выразительностью: в цвете, со стереофоническим звуком, в быстром клиповом ритме, а в  перспективе – и в объемном (стереоскопическом) изображении. Восприятие такого человека оказывается явно перегруженным, фантазия – задавленной, воображение  – отключенным. Между тем нормальный организм требует эмоционального равновесия, которое в определенной мере и  способно создать прослушивание  радиопередач. Социопсихологи утверждают, что даже самая трагическая информация воспринимается с меньшим нервным  напряжением по радио, чем с экрана телевизора, ибо в этом случае срабатывает механизм психологической защиты, который есть у каждого индивидуума.
Таковы основные свойства радио, позволяющие ему успешно  взаимодействовать (при хорошем  организационном уровне) с телевидением, сохраняя при этом неповторимые методы и формы воздействия на аудиторию, а также интерес слушателей.
Необходимо знание функций радиовещания для четкого построения сетки вещания, при выборе формата станции, при формировании структуры и содержания вещательных программ и передач. Остановимся более подробное на описании функций радиовещания.
I. Информационные функции. Все средства массовой информации получили свое название потому, что первым и главным их качеством – тем, ради чего и создавались, скажем, петровские «Ведомости», – была способность удовлетворить информационные потребности личности, общества и государства. Радио распространяет информацию полнее, быстрее, достовернее и эмоциональнее других СМИ. Из общетеоретических курсов по журналистике известно разнообразие толкований понятия «информация». Здесь мы употребляем этот термин в самом узком и конкретном смысле: осведомление людей о событиях в стране и мире, рассказ о новостях. Лишь в этом значении можно выделить собственно информационную функцию радио, поскольку информацией в широком плане является и трансляция театрального спектакля. Попадая в контекст радиопрограммы, любая передача обретает дополнительную информационную окраску благодаря взаимосвязи с другими элементами программы и событиями дня.
Регулярное получение  социальной информации стало для  человека необходимым условием полноценного участия его в современной  жизни. Информационные выпуски, состоящие  из репортажей и устных сообщений  о том, что произошло в последние  часы в мире или в том регионе, на который вещает данная станция, составляют опорные точки ежедневной сетки  вещания. Все остальные радиопередачи  располагаются в интервалах между  выпусками новостей. Сдвиг выпуска новостей с традиционного места и времени в эфире – событие чрезвычайное, но характерное для переустройства системы массового вещания в конце XX века.
Доступность информации для  широких слоев населения, возможность  свободного выбора ее источников и  уровень информированности считаются  признаками благополучия общества и  цивилизованности. Спрос на определенную информацию диктуется прежде всего  общей политической ситуацией в  стране. Во времена политических стрессов очень важно информировать общество о том, когда и какие решения  приняты, а какие отменены, кто  у власти, а кто отстранен, как  идут референдумы, выборы, – все  это влияет на поступки, действия и  поведение людей. Политические катаклизмы на уровнях регионов, «горячие точки», в которые втягиваются не только местные жители, но и многие россияне, также требуют оперативной информации.
Радионовости называют «секундной стрелкой истории». Работа этой «стрелки», особенно в горячие часы истории, во многом определяет эффективность  радиовещания и общественную потребность  в нем.
Рекламная функция радио  близка к собственно информационной, но содержит в себе столько специфических  особенностей (в целеполагании, стилистике), что ее справедливо выделяют как  самостоятельную. Реклама нужна: она  помогает ориентироваться слушателю  в быстро меняющемся сложном мире товаров, услуг, идей, ценностей, дает возможность  полезного выбора, принятия разумных решений. Реклама требует от радиожурналиста  профессионализма, специальных знаний, способностей и навыков.
Средства, полученные от рекламы, помогают функционированию вещательных  редакций (станций, программ, рубрик). Для  многих негосударственных станций  она является главным источником дохода.
II. Функции, обеспечивающие  социальное управление обществом.  Радио, обладающее уникальными  возможностями воздействия на  население страны, вполне естественно  используется весьма активно  как инструмент социального управления обществом. Здесь важно отметить, что речь идет не только и не столько о регулировании общественного поведения сотен тысяч и миллионов граждан и, конечно, не только о возможности радио стимулировать тот или иной поступок людей (например, выйти или нет на демонстрацию или на субботник, заняться тем или иным видом благотворительных работ и т.д. и т.п.), – речь идет о воздействии на глубинные процессы развития общества, именно на те факторы, которые обеспечивают стабильное развитие всей существующей общественной и государственной системы в целом.
В работе по социальному  управлению радиовещание имеет несколько  функций.
Интегративная (консолидирующая, объединяющая) функция. Как известно, журналистика работает или на разрыв конкретного социального организма, или на его преобразование, укрепление. Эти позиции осознанно или  неосознанно отражаются в программах радиовещания. В идеале деятельность СМИ должна укреплять общество, семью, а значит, и государственный строй, поддерживать принятую в обществе систему  ценностей и уровень культуры, воспитывать личность. Радио по природе  своей обладает огромными интеграционными  возможностями.
Уже сам факт регулярного  и одновременного прослушивания  программы разными людьми свидетельствует  об их определенной общности, но вещатель должен сознательно работать на ее укрепление. Доминанта вещания –  выявление общих для аудитории (общечеловеческих, общенациональных, общеевропейских, общегородских и  т.п.) ценностей, обсуждение путей решения  общих проблем и противодействие  деструктивным, опасным для общества тенденциям.
Чем крупнее и разнообразнее  сообщество, на которое направлено вещание, тем внимательнее должны составляться программы, чтобы ни одна часть аудитории  не оказалась неохваченной. Помимо национальной и религиозной принадлежности обращают внимание на социальные (в  том числе классовые), социально-психологические и возрастные различия людей. Радиоканалы должны стремиться удовлетворить, кроме того, потребность каждого отдельного слушателя идентифицировать себя как с мировым сообществом в целом, так и с определенной группой людей с их специфическими интересами.
Как дисфункциональные можно  отметить следующие явления: размывание сложившейся системы ценностей; криминализация и «дебилизация»  сознания; понижение уровня культуры и как следствие – дезинтреграция общества.
Функция выражения и формирования общественного мнения. Ее роль определена возрастанием значения общественного  мнения в жизни общества и самой  природой вещания, органически связанной  с этим феноменом. Среди форм и  механизмов проявления общественного  мнения следует назвать выборы и  референдумы. Во времена политических перемен редакции радиовещания не остаются в стороне от этих событий. А возможности  радио в разъяснении смысла, целей  и задач подобных акций велики.
Известно, что общественное мнение формируется тогда, когда  общество хорошо информировано. Необходимо обеспечивать общество достаточным  объемом информации, доступной и  понятной массовому сознанию, представлять набор фактов, аргументов и контраргументов. Важно отражать полный спектр, широкий  диапазон реальных мнений, существующих в данный момент в обществе (аудитории). К сожалению, эта, казалось бы, очевидная  задача очень часто не выполняется (или даже не ставится и не осознается) на практике.
Общественное мнение связано  с дискуссионными ситуациями, коллизиями и проблемами. Нет необходимости  доказывать, что уровень дискуссионности  в нашем обществе за последнее  время возрос многократно. Радио  отражает эту ситуацию не только содержанием  передач, но и выбором форм и жанров. Обсуждение социальных проблем в  различных видах и формах занимает значительное место в программах радиостанций всех уровней. Тут и полемика, и дискуссии, и диспуты, и «круглые столы» с привлечением аудитории к прямому эфиру. В жизни постоянно происходит столкновение мнений, позиций, порой резких, непримиримых. Одно из правил СМИ в цивилизованном мире – переводить конфликты в план дискуссий, искать точки соприкосновения, общие интересы. Открытый диспут в эфире позволяет слушателям выяснить позиции, точки зрения из первоисточников, сравнить их, узнать сильные и слабые стороны. Возникает возможность взять ситуацию под своевременный общественный контроль, вывести ее из-за кулис. Кроме того, микрофон, профессиональная работа журналистов, присутствие огромной аудитории радиослушателей требуют от диспутантов соответствующего уровня обсуждения. Радио и другие СМИ выступают своего рода школой для политиков и аудитории.
Среди дисфункциональных  моментов прежде всего следует отметить манипулирование общественным мнением. Силы, которые прибегают к манипулированию, нередко добиваются успеха, но при  этом проигрывает общество в целом  и сами СМИ, теряя доверие аудитории.
Радио в какой-то мере поддерживает разорванные человеческие связи. В  них нуждаются миллионы соотечественников, оказавшихся вдали от этнической родины, в странах так называемого  «ближнего зарубежья». Многие из них  находятся в условиях информационной блокады. Необходима тщательно продуманная  вещательная политика на эту многомиллионную  русскоязычную аудиторию.
Воспитательная функция  радио реализуется при осуществлении  ряда других; воспитательную нагрузку в той или иной мере несут многие передачи, программы, рубрики. Это связано  с природой самого воспитания –  сложного, многостороннего процесса. В течение многих лет радио  вносило свой вклад в воспитание личности, отвечающей потребностям определенного  государственного строя, системе власти и идеологии. Существовала система  ценностей, которая лежала в основе процесса воспитания. Резкий социальный слом поставил сложные проблемы перед  воспитательным процессом в целом (и, очевидно, на продолжительный период). Появились передачи, объясняющие суть общечеловеческих ценностей, их происхождение, роль и место в современном мире. Во многих передачах на другие темы присутствует ссылка на этот нравственный комплекс, апелляция к нему как к основной шкале оценки поступков и поведения людей. В идеале именно таким образом и осуществляется воспитательная функция.
Значительная степень  дисфункциональности в воспитательной сфере связана, прежде всего, с противопоставлением  различных систем ценностей. Чаще всего  противопоставляют «западную ориентацию»  мышления и наши отечественные нравственные идеалы. Делается это под предлогами демонстративно патриотическими, но на самом деле за этим кроется стремление к обычной пропагандистской и  политической выгоде. Дисфункция в  области воспитания аудитории проявляется  также в рекламе и утверждении  поведения, стиля жизни, нравственных коллизий, противоречащих общечеловеческим духовным и культурным ценностям, а  нередко и интересам значительных групп населения (национальным, экономическим  и др.).
III. Культурно-просветительские  функции. Решая многообразные  культурно-просветительские задачи, радиовещание выполняет в комплексе  сразу несколько функций. Рассмотрим  наиболее важные из них.
Эстетическая функция. Можно  выделить три аспекта ее существования  в современном массовом вещании.
1. Прежде всего, это  эстетика лучших образцов радиожурналистики  (разумеется, в том случае, если  они соответствуют высоким критериям  и специфике радио как средства  массовой информации и инструмента  культуры). К ней относятся яркая  образная речь, психологическая  острота диалогов, выражающих различные  точки зрения, многообразие мышления, логику идей; четко выстроенная  звуковая картина событий, позволяющая  слушателю в своем воображении  представить их в мельчайших  деталях, и возникающий вследствие  этого эффект присутствия; элегантность  композиции всей передачи и ее отдельных фрагментов; убедительность «монтажных» переключений внимания аудитории, которые уже сами по себе способны вызывать своеобразный виток ассоциаций; логичное (не формальное, а продиктованное внутренней логикой рассказа) сочетание слова, музыки и шумов. С помощью данного арсенала средств и звукового образа события, явления или человека, радиожурналист может воссоздать у слушателя требуемое представление и вызвать чувственную оценку любого события: от самого грандиозного по масштабам до самого тонкого и на первый взгляд малозаметного.
2. Радио с момента своего  рождения транслирует в эфире  произведения разных видов искусств: музыки, театра, литературы. В практике  вещания накоплен уникальный  опыт аудиоадаптации художественных  произведений разных жанров, видов  и форм, позволяющей с тонкими  подробностями доносить до слушателя  идеи и художественные особенности  первоисточника. В то же время  радио научилось на основе  литературных, музыкальных и театральных  сочинений создавать аудиопроизведения,  представляющие собой некую новую  художественную реальность, имеющую  самостоятельную духовную и эстетически-технологическую  ценность.
Записи лучших театральных  работ московских и периферийных театров в течение многих лет  давали слушателям возможность не просто ознакомиться с наиболее интересными  работами драматургов, режиссеров, актеров, но и проследить многообразие их творческих поисков, сложную и, как правило, плодотворную творческую историю отечественной  драматической и музыкальной  сцены. Вся художественная палитра  российского театра была представлена в программах радио. Исключения из этого  правила были связаны с цензурными запретами: так, существовало вето на передачу в эфир тех спектаклей и театров, которые партийная власть считала  неблагонадежными.
«Золотой» фонд музыкального вещания насчитывает сотни тысяч  фонограмм, которые, попадая в умелые руки при подготовке самых разных художественно-просветительских программ, оказывают большое влияние на формирование эстетических взглядов и вкусов всех слоев аудитории.
Не секрет, что популярность любого эстрадного актера в 80-е и 90-е  годы зависела прежде всего от количества его выступлений по радио и  телевидению. Концерты в эфире пробуждали тот общественный интерес к исполнителю, от которого напрямую зависела продажа  его дисков и кассет, наполняемость  зрительных залов. Радио всегда влияло и будет влиять на эстетическое развитие населения и, более того, – определенным образом управлять этим процессом.
3. Свои оригинальные образцы  аудиокультуры радио вырабатывало  в течение многих десятилетий  и достигло в этом больших  успехов. Практически нет ни  одного вида или жанра литературы, театра, музыкального театра, который  не имел бы интересного аналога  в искусстве незримой радиосцены. Радиопоэмы и оратории, фельетоны  и очерки, оригинальные радиопьесы  всех жанровых направлений, трагедии, психологические драмы, комедии,  фарсы, радиоцирк и радиооперетта  и даже радиобалет как жанр  с весьма определенными эстетическими  критериями с большим трудом, но утвердились в эфире. К  этому вполне естественно прибавить  «устные радиомемуары» и «звуковые  книги».
Радиовещание  и аудитория: особенности контакта
Среди всех каналов массовой коммуникации радиовещание обладает самой  высокой проникающей способностью. По масштабу охвата населения и значимости в жизни людей с ним трудно конкурировать не только газетам, но и родственному электронному средству – телевидению. Радиовещание остается надежным спутником человека, естественной средой его повседневного существования даже в условиях, затрудняющих или исключающих контакт с миром с помощью других способов общения.
Способность радиовещания включать в сферу своего действия огромные массы людей, возникшее с его  появлением качественно новое освоение пространственных, аудиторных возможностей связаны с рядом факторов физического и психологического характера, присущих природе радио:
– во-первых, это свойство электромагнитных колебаний (волн), несущих  сообщение, проникать в любую  покрываемую передатчиком точку  пространства, т.е. то, что можно назвать вездесущностью радиовещания;
– во-вторых, компактность и  мобильность на современном уровне электроники приемных устройств, которые, обеспечивая стабильное и достаточно высокое качество приема, могут сопровождать человека в любых условиях его  жизнедеятельности практически  круглосуточно.
Характер контакта радиовещания и аудитории не был всегда одинаков, он исторически менялся. В нашей  стране прослушивание радио первоначально  происходило в коллективной форме – в избах-читальнях, клубах, на улицах и площадях. Оставшееся в наследство от тех времен слово «громкоговоритель» не случайное. Радио, действительно, было «вещанием» – громким, трибунным, площадным. В истории западных стран радио такого типа не существовало, там оно с самого начала адресовалось в дома населения, было семейным, каковым стало и у нас на рубеже 40–50-х годов. Сейчас понятие «семейного СМК» более справедливо для телевидения, но уже не полностью отвечает ситуации в области радиовещания. Сегодня радиоприемник стал мобильным и компактным. Появление и количественный рост приемников (а иные из них теперь размером со спичечный коробок с миниатюрными наушниками), все более становящихся повседневной принадлежностью, поставило радиовещание перед перспективой ориентации на отдельного, индивидуального пользователя.
Изменение характера обращенности к аудитории повлекло изменение стилистики вещания и уточнение содержания радиопередач: с одним собеседником, разумеется, нельзя общаться так, как с людьми на многотысячном собрании.
Радиовещание сегодня  адресует свои передачи многочисленной аудитории, которую можно разделить  на две категории. Первая – это потенциальная аудитория. Она включает всех слушателей, которые находятся в зоне «охвата» станции и имеют возможность принимать ее программы. Вторая – реальная аудитория. Это та часть слушателей, которые ориентированы на данную станцию, постоянно настраивают свои приемники на ее волну и считают станцию «своей». С появлением каждой новой радиостанции у нее сначала возникает потенциальная аудитория, что обусловлено чисто техническими причинами; но в качестве главной задачи в этот же период выдвигается борьба и за реальную аудиторию. И здесь на первом плане оказываются факторы уже не технического, а творческого порядка, от которых зависит привлечение к станции общественного интереса, создание и постоянное расширение ее устойчивого круга слушателей. Размеры реальной аудитории определяют значение, вес, авторитет радиостанции – ее социологический рейтинг, существенный в политическом и коммерческом отношениях.
Каковы же основные особенности  контакта радиожурналиста и аудитории, обеспечивающие успех станции?
1. Аудитория радио рассредоточена  в пространстве. Адресованная множеству  людей, сотням тысяч, а иногда  и миллионам, радиопередача воспринимается  слушателем индивидуально или  в малой группе из двух-трех  человек. Поэтому журналистский  разговор со всеми становится  одновременно разговором с каждым в отдельности. Преодоление этого объективного противоречия между массовой направленностью и индивидуальностью приема радиопередачи является одним из важных критериев профессионализма радиожурналиста и требует, с одной стороны, умения говорить на языке потребностей и мотивов поведения всей аудитории, выбирать темы и содержание, актуальные для нее, а с другой – особого стиля общения: не пафосно-декламационного, не официально-делового, не панибратски-амикошонского, как это иногда бывает, а доверительно-межличностного, уважительного по отношению к собеседнику – слушателю.
2. Аудитория радио не  просто рассредоточена в пространстве, она рассредоточена психологически. Настраивающие приемник оказываются  в поле действия передачи чаще  всего без сложившейся предварительной  установки на восприятие в  той степени, какая бывает у  телезрителей, начинающих смотреть  выбранную передачу после ознакомления  с программой. Если публично выступающий  оратор имеет дело с аудиторией, представляющей собой некое психологическое  единство в связи с причиной, побудившей ее собраться вместе, то положение «входящего в  дом» радиожурналиста сложнее:  в своем сообщении ему предстоит  каждый раз создавать и вызывать  мотив заинтересованности у своих  слушателей, чтобы привлечь и  удержать их внимание.
3. В радиоаудитории слабо  или не всегда работает фактор  обратной связи, как это имеет  место, например, в театре, на концерте  или во время публичного выступления,  где иногда с помощью умелого  воздействия на часть слушателей  можно активизировать и «захватить»  сразу всю аудиторию. Слово  радиожурналиста должно дойти  до каждого в отдельности, кто  находится у радиоприемника, и  эффективность его работы будет  измеряться суммой индивидуальных  впечатлений слушателей.
Существенное значение для  выбора приемов установления и поддержания  контакта с аудиторией имеет программный тип радиостанции (формат станции), в котором определены расчетная аудитория, предметная область, стилистика вещания, направленность и тематический характер программ. К примеру, очень широкий программный тип «Радио-1» или «Радио России», который можно обозначить как «радио для всех и обо всем», предполагает в качестве слушателей практически все население страны. Несколько другая, более узкая направленность у «Маяка» – «информационно-музыкальная программа для взрослой аудитории», у «Молодежного канала» – «передачи широкого профиля для молодежи», московская станция «Авторадио» в соответствии со своим названием ведет передачи для слушателей-автомобилистов.
Восприятие радиопередачи  – динамичный процесс, находящийся  под влиянием многих психологических  факторов. Слушание радио для аудитории, как
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.