Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Содержание социальной работы в реабилитационном центре с семьями, воспитывающими детей-инвалидов

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 07.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?16
 
Министерство образования и науки РФ
Государственное учреждение
высшего профессионального образования
Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого
 
 
 
Кафедра социально- педагогических наук,
социологии и политологии
 
 
 
 
Курсовая работа
 
на тему:
Содержание социальной работы в реабилитационном центре  с семьями, воспитывающими детей-инвалидов
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Выполнена:
студенткой группы 3 «СР»
заочной формы обучения
факультета искусств,
социальных и гуманитарных наук
Фоминой Татьяной Владимировной
 
Научный руководитель – Шаин Ефим Григорьевич, кандидат педагогических наук, профессор
 
 
             
 
 
 
Тула-2010
Содержание
 
1. Введение                                                                                                      3
     2.  Особенности социальной работы с семьями, имеющих ребенка с     
          ограниченными возможностями здоровья                                             5
3.      Возможности социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних в работе с семьями, воспитывающих детей-инвалидов                                                                                                  12
4.      Заключение                                                                                                20
5.      Список литературы                                                                                   22
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                                                   
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
     Одним из основных показателей здоровья нации и одной из важнейших государственных проблем в социальной сфере является инвалидность.
Проблема детской инвалидности является актуальной во всем мире. Показатель детской инвалидности в развитых странах составляет 250 случаев на 10000 детей и имеет тенденцию к увеличению. По данным ВОЗ инвалиды составляют 10% населения земного шара, из них 120 млн. — дети и подростки. Среди детей-инвалидов самая многочисленная возрастная группа 8-14 лет (42,3%), преобладают мальчики (59%).
     Ежегодно 3 декабря по инициативе Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций отмечается Международный день инвалидов.
В Российской Федерации почти полмиллиона детей-инвалидов. Самой многочисленной возра­стной группой детей-инвалидов яв­ляются дети в возрасте 10—14 лет (43%), затем следует группа детей в возрасте 15 лет и старше (28%), группа в возрасте 4—7 лет (17%) и группа детей с рождения и до до­стижения возраста 3-х лет (12%).
    Подавляющее большинство детей-инвалидов воспитываются в семье, 6,6 тыс. детей находятся в интернатных учреждениях Минздрава России, 25,3 тыс. человек — Министерство образования России, 29 тыс. человек — в домах-интернатах Минтруда России.
    В нашем регионе около пяти тысяч детей-инвалидов. В Тульской области действует « Долгосрочная целевая программа по решению проблем инвалидности и инвалидов Тульской области на 2009-2012 годы».
Ухудшение экологической обстановки, высокий уро­вень заболеваемости родителей (особенно матерей), ряд нерешенных социально-экономических, психолого-педа­гогических и медицинских проблем способствует увеличе­нию числа детей-инвалидов, делая эту проблему особенно актуальной.
     Подобная постановка вопроса актуализирует и соответствующую социальную работу с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями. В настоящее время общие подходы к социальной работе с семьей нашли отражение в учебных пособиях Л. И. Акатова, Н. Ф. Басова, Н.Ф. Дивициной, В.И. Курбатова, О.В. Солодянкиной, Е.И. Холостовой, и других.
    Вместе с тем обозначенная проблема пока не получила полного решения.    В ситуации, когда многие семьи сталкиваются с проблемами воспитания детей, с ограниченными возможностями, эту роль взяли на себя социально-реабилитационные центры.
   С усилением этой тенденции острее встает вопрос о создании эффектив­ной квалифицированной помощи данной категории семей.
В связи с этим мы избрали темой исследования – «Содержание социальной работы в условиях социально-реабилитационного центра с семьями, воспитывающих детей-инвалидов».
Цель исследования: раскрыть содержание социальной работы с семьями, воспитывающих детей-инвалидов.
Объект исследования – социальная работа с семьями, воспитывающие ребенка-инвалида.                                                                                          
Предмет исследования – особенности содержания социальной работы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями в условиях реабилитационного центра
Задачи:
- раскрыть основные проблемы семьи, воспитывающей ребенка-инвалида.
- рассмотреть возможности социально-реабилитационного центра  в помощи семьям, имеющих ребенка с ограниченными возможностями.
Методы исследования: анализ научной литературы, сравнение, обобщение.
 
 
 
 
1.   Особенности социальной работы с семьями, имеющих ребенка с ограниченными возможностями здоровья
      Социальная работа организуется среди различных типов семей, в том числе  вокруг семьей, воспитывающих детей-инвалидов. Теоретическое осмысление  проблемы такой категории семьи получило  в работах Л. И. Акатова, Н. Ф. Басов, Н.Ф. Дивициной, В.И. Курбатова,  О.В. Солодянкиной, Е.И. Холостовой.
Так Н.Ф. Басов  в своей работе «Социальная работа» выделяет следующие подходы к этому вопросу: « Социальная значимость семьи, имеющей в своем составе инвалидов, особенно возрастает, если речь идет о детях, поскольку именно от взаимоотношений такого ребенка с родителями зависит, насколько адекватными будут его отношения с социальной средой. Отсюда одним из актуальнейших направлений социальной поддержки является совершенствование содержания и форм работы учреждений социального обслуживания семей, имеющих в своем составе инвалидов, повышение эффективности помощи таким семьям в воспитании, образовании, медицинском обслуживании, социальной адаптации и реабилитации.
Согласно Декларации о правах инвалидов (ООН, 1975) инвалид означает лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной и/или социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или приобретенного, его или ее физических или умственных возможностей.
  В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанными инвалидами устанавливается группа инвалидности  I, II или III группы, а гражданину в возрасте до 18 лет — категория " ребенок-инвалид ".
Семьи инвалидов вынуждены преодолевать экономические трудности, материально-бытовые, финансовые, жилищные проблемы  в данной категории семьей возрастают, Жилье обычно не приспособлено для данной категории семьи. В таких семьях возникают проблемы, связанные с приобретением продуктов питания, одежды и обуви, самой простой мебели, предметов бытовой техники.
      Особенностями социальной работы с данной категорией семей является организация и проведение медико-социального патронажа, организация юридической, медицинской, психолого-педагогической, материальной и другой помощи, а также стимулирование усилий семьи по приобретению экономической независимости». [13, с. 162]
      В.И. Курбатов в своей работе отмечает: «Содержание социальной работы – это социальная реабилитация с ограниченными возможностями и помощь в осознании  ими своих неотъемлимых человеческих прав. Поэтому в Рекомендации №1185 к реабилитационным программам, принятой на Парламентской Ассамблеи Совета Европы в 1992г., говорится: «Инвалидность -  это ограничения в возможностях,  обусловленные физическими, психическими, сенсорными, социальными, культурными, законодательными, и иными барьерами, которые не позволяют человеку, имеющему инвалидность, быть интегрированным в общество и принимать участие в жизни семьи или общества на таких же основаниях, как и другие члены общества. Общество обязано адаптировать существующие в нем стандарты к особым нуждам людей, имеющим инвалидность, для того, чтобы они могли жить независимой жизнью»
      По его мнению одним из важнейших факторов успешной реабилитации детей-инвалидов является их семья; уровень разводов в таких семьях весьма высок: до 50% отцов уходят из семей, где есть дети с ограниченными возможностями. То есть: проблемы воспитания ребенка-инвалида дополняется проблемами воспитания ребенка в неполной семье. В работе с родственниками ребенка-инвалида необходимо преодолевать проявляющие устойчивые стереотипы отношения к нему как существу неполноценному, второсортному. Именно в семье ребенок нередко особенно остро ощущает гиперопеку как следствие жалости, которая делает его неспособным к самостоятельным действиям, или, наоборот, отчужденное отношение со стороны окружающих.
Решение проблемы детской инвалидности должно происходить одновременно как бы в двух плоскостях. Во-первых, -              это              профилактика               детской инвалидности, т.е., комплекс мер, направленных на ее снижение за счет повышения качества оказания медицинской помощи беременным женщинам, роженицам и новорожденным.
     Во-вторых, - это социальная реабилитация детей-инвалидов, а именно развитие сети центров реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями.
     Одной из важнейших задач социальной работы является также изменение в общественном сознании негативных установок по отношению к инвалидам и борьбе с их дискриминации в обществе». [10, с. 464]
Знание особенностей такой семьи, понимание того, что испытывают родители поможет социальным работникам более эффективно организовывать сотрудничество с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями.
     По мнению   Л.И.  Акатова, появление ребенка с ограни­ченными возможностями действует на родителей удручающе, рождение ребенка с дефектом, расценивается как жизненная катастрофа.
Он выделяют несколько схем по­ведения родителей на появление ребенка, имеющего тот или иной дефект; [1, с. 265]
1.  Принятие ребенка и его дефекта — родители прини­мают дефект, адекватно оценивают его и проявляют по отно­шению к ребенку настоящую преданность. В большинстве случаев ве­ра в собственные силы и способности ребенка придают таким родителям душевную силу и поддержку.
2. Реакция отрицания — отрицается, что ребенок страда­ет дефектом. Планы относительно образования и профессии ребенка свидетельствуют о том, что родители не принимают и не признают для своего ребенка никаких ограничений. Ре­бенка воспитывают в духе чрезвычайного честолюбия и на­стаивают на высокой успешности его деятельности.
3.  Реакция чрезмерной защиты, протекции, опеки, охранителъства. Родители наполнены чувством жалости и сочувствия, что проявляется в чрезмерно заботливом и за­щищающем ребенка от всех опасностей типе воспитания. Ано­мальный ребенок является предметом чрезмерной любви матери, родители стараются за него все сделать, в результате чего он может долго, а иногда всю жизнь находиться на ин­фантильном уровне.
4.  Скрытое отречение, отвержение ребенка. Дефект считается позором. Отрицательное отношение и отвращение по отношению к ребенку скрывается за чрезмерно заботли­вым, предупредительным воспитанием. Родители «переги­бают палку» в выполнении своих обязанностей, педантично стараются быть хорошими.
5.  Открытое отречение, отвержение ребенка. Ребенок принимается с отвращением и родители полностью осознают свои враждебные чувства. Однако для обоснования этих чувств и преодоления чувства вины родители обращаются к определенной форме защиты. Они обвиняют общество, вра­чей или учителей в неадекватном отношении к дефекту и ано­мальному ребенку.
   Ребенок с дефектом является для родителей не только ис­точником отрицательных эмоциональных переживаний. Его появление вносит существенные коррективы в привычный быт семьи, изменяет отношение к другим детям.
     К сожалению, у многих родителей, отягощенных теми или иными проблемами, существует тенденция сужения круга знакомств. Они часто замыкаются в себе, не хотят встречаться со своими приятелями, у них может возникнуть подозри­тельность, недоверие к другим людям.
     Вызвано это во многом тем, что наше общество, к сожале­нию, не подготовлено к восприятию таких детей.
Н.Ф. Дивицина отмечает следующие изменения  функций в семьях, имеющих ребенка-инвалида; [5, с. 261]
Нарушается репродуктивная функция. Родители, из-за боязни повторения ситуации отказыва­ются от рождения других детей.
Ослабевает экономическая функция. Ситуация «особого» материнства удлиняет период, в течение ко­торого женщина остается вне трудовой деятельности. Часто мать не работает долгие годы, и вся тяжесть материальной от­ветственности за членов семьи ложится на плечи отца. В то же время особые нужды ребенка с отклонениями в развитии требу­ют дополнительных материальных затрат. (Свыше 90% инвалидов находятся за чертой бедности).
Нарушается восстановительная функция. Посвящая все свое время лечению и воспитанию ребенка, в семье часто забывают о совместном проведении досуга и отдыхе. У родителей больных детей практически не остается свободного времени, они редко посещают театры, музеи, культурно-массовые мероприятия. Их домашний досуг сведен к минимуму.
Искажается и функция первичного социального контроля. Процесс взросления ребенка растягивается на неопределенное время. Вырастая, дети с нарушениями в развитии не обладают в достаточной степени способностью самостоятельно строить свое поведение.
Роль хозяйственно-бытовой функции возрастает, так как ре­бенок с особыми потребностями требует особого ухода.
Для семьи, воспитывающей ребенка-инвалида, важными становятся такие функции, как коррекционно-развивающая, компенсирующая и реабилитационная, целью которых является восстановление психофизического и социального статуса ре­бенка, достижение им материальной независимости и социаль­ной адаптации.
     О.В. Солодянкина уделяет огромное внимание роли семьи в воспитании ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В своей работе «Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье» она рассматривает: взаимоотношения в семье, обучение детей, педагогическое просвещение родителей, отношения к ребенку, отношение общества к ребенку-инвалиду;[12, c.10]
Взаимоотношения в семье. Рождение больного малыша изменяет весь ход жизни семьи и является причиной продолжительной ее дезадаптации. Другие дети в семье ока­зываются лишенными родительского внимания.
Педагогическое просвещение родителей. Родители, воспи­тывающие ребенка с нарушением здоровья, получают крайне недостаточную информацию о том, как ему помочь. Отсутствие социальных учреждений во многих регионах осложняет воспитание и развитие ребенка с нарушением здоровья.
Отношение к ребенку: родители испытывают к такому малышу двоякие чувства: то они любят его так же, как могли бы любить здорового ребенка, то злятся на него, боятся и даже отвергают.
    Большинство родителей пытаются справиться со сложной ситуацией сами, без профессиональной помощи, но это опасно: могут пострадать и отношения с малышом, и покой семьи. В идеале эмоциональное и социальное взаи­модействие родителей и ребенка складываются нормально, но ребенку необходима еще дополнительная помощь, чтобы преодолеть, насколько это возможно, свои нарушения.
Практика работы с семьями детей-инвалидов показывает, что такие семьи по отношению к про­блеме можно условно подразделить на две группы.
Семьи, в которых отношение к проблеме носит конструк­тивный характер, не углубляются в длительные пережива­ния случившегося, пытаются более эффективно приспосо­биться к новым условиям, наладить семейный быт, общение и изменить свое отношение к возникшей проблеме. Конструк­тивное отношение — это результат эмоциональной адаптации всех членов семьи: они принимают проблему.
Но, к сожалению, таких семей всегда намного меньше, чем тех, в которых отношение к проблемам в семье носит деструк­тивный характер, который может выражаться в форме:
-              игнорирования проблем («Это не мои, а его проблемы — пусть выкарабкивается сам»);
-              жестокого обращения и эмоционального отвержения ребенка;
    - акцентуации на проблеме семьи.
      Деструктивное отношение к проблеме в сочетании с нару­шениями детско-родительских коммуникаций препятствует процессу реабилитации ребенка и ведет к появлению у него поведенческих отклонений.
Таким образом, рассмотрев мнения специалистов можно выделить общие проблемы, с которыми сталкиваются семьи, воспитывающие ребенка-инвалида. Наиболее значимыми из них являются; психологические, медико-социальные,  материально-бытовые, финансовые, жилищные.
      Из этого следует, что семья, в которой есть ребенок с ограни­ченными возможностями здоровья, — это особый объект внимания.
Социальная поддержка таких семей – решение целого комплекса проблем, связанных с помощью ребенка: с его выживанием, лечением, образованием, социальной адаптацией и интеграцией в общество.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2. Возможности социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних в работе с семьями, воспитывающих детей-инвалидов.
В 1989 г. Организацией Объединенных Наций был принят текст Конвенции о правах ребенка, которая обладает силой зако­на. В ней закреплено право детей с отклонениями в разви­тии вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества (ст. 23); право неполноценного ребенка на особую заботу и помощь, кото­рая должна предоставляться по возможности бесплатно с учетом финансовых ресурсов родителей или других лиц, обеспечиваю­щих заботу о ребенке, с целью обеспечения неполноценному ребенку эффективного доступа к услугам в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности и доступа к средствам отдыха таким образом, который приводит к наиболее полному по возможности вовлечению ребенка в со­циальную жизнь и достижению развития его личности, включая культурное и духовное развитие ребенка.
  В своей работе Холстова Е.И. «Социальная работа с инвалидами» рассматривает основные принципы и структуру социальной реабилитации; [19, c. 40]
Первоначально социальная политика, адресованная инвалидам, была основана на принципах изоляции и компенсации.  Инвалиды, таким образом исключаются из общества и превращаются только в объект заботы и попечения.
Принцип компенсации сводится лишь к возмещению тех ущербов, которые имеются у инвалида, в денежной или иной компенсационной форме. Однако, будучи единственным механизмом помощи, они не способствуют интеграции инвалидов в общество.
Изменение идеологии политики в отношении инвалидов, привело к тому, что на инвалидов и инвалидность распространяется ведущий принцип       социального устройства современного общества – принцип равных социальных прав и возможностей индивида, которые предоставляются каждому члену общества вне зависимости от его физических, психических, интеллектуальных и прочих особенностей.
Все более влиятельно заявляет о себе принцип активного участия самих инвалидов в организации работы служб помощи для них, в формировании и реализации государственной политики по отношению к лицам с ограниченными возможностями. Этот принцип, в зарубежных странах воплощается в качестве программы «Формируй свою жизнь».
  Также из практики зарубежных социальных систем пришел к нам принцип независимой жизни лиц с ограниченными возможностями, который заключается в их максимальном развитии и использовании способностей к самообслуживанию, самопомощи и самообеспечению.
Наша задача рассмотреть возможности реабилитационного Центра в помощи  реабилитации семей, воспитывающих детей-инвалидов.  Следует  дать понятие, что же такое реабилитация.
  Понятие реабилитации дает Постановление — Приказ Мин­труда и социального развития РФ и Минздрава РФ № 1/30 от 29.01.97 г. «Реабилитация инвалидов — процесс и система меди­цинских, психологических, педагогических, социально-эко­номических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедея­тельности, вызванных нарушением здоровья со стойким рас­стройством функций организма». Целью реабилитации являют­ся восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация.
      Н.Ф. Дивицина в работе «Социальная работа с детьми группы риска» выделила  некоторые принципы и направления  работы с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями; [5, c. 271]
- Медицинская реабилитация — состоит из восстанови­тельной терапии, реконструктивной хирургии и протези­рования.
-   Социально-экономическая реабилитация — это комплекс мер по обеспечению жилищем, осуществление мероприя­тий, поддерживающих уверенность в том, что лицо с огра­ниченными возможностями является полезным членом общества, материальная поддержка инвалидов или семьи с ребенком-инвалидом, выплата пенсий, пособий и т. п.
-  Профессиональная реабилитация,  включающая  про­фессиональную ориентацию, профессиональное образо­вание, профессионально производственную адаптацию и трудовое устройство.
-  Бытовая реабилитация имеет в виду предоставление не­обходимых протезов, создания условий для самообслужи­вания и независимого существования.
-  Педагогическая реабилитация включает мероприятия воспитательного характера в отношении детей-инвали­дов, направленные на то, чтобы ребенок овладел необхо­димыми умениями и навыками но самообслуживанию,
получил школьное образование. Важнейшей задачей при этом является выработка у ребенка психологической уве­ренности в собственных силах.
-  Психологическая реабилитация включает воздействие на психическую сферу, направленное на преодоление в сознании инвалида представления о бесполезности ле­чения. Эта форма реабилитации сопровождает весь цикл лечебно-воспитательных мероприятий.
-  В последнее время важное значение приобретает спортив­ная реабилитация для укрепления физического здоровья, улучшения психического состояния, выработки положи­тельных установок в повседневной жизни.
  Накопленный опыт работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, говорит о том; что существует более эффективный путь компенсации дефекта. Одним из направлений такой рабо­ты является социальная реабилитация. Она приобретает все большее значение как процесс, осуществляемый в рамках об­щего реабилитационного процесса или самостоятельно-на­правленный на раскрытие и реализацию творческого потен­циала ребенка, формирование его как личности, способной адаптироваться в условиях изменяющейся социальной среды, имеющих отклонения в развитии. Это говорит о том, что сущест­вует более эффективный путь компенсации дефекта.
Такая возможность возникает тогда, когда акцент в работе с ре­бенком делается не на дефект сам по себе, а на работу с человеком.
Одним из направлений такой работы является социальная реабилитация.
В Российской энциклопедии социальной работы/ Под. ред. А.М.Панова и Е.И. Холостовой дается такое  определение социальной реабилитации. Социальная реабилитация — это комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных индивидом общественных связей и отношений вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функции организма, изменения социального статуса, девиантного поведения личности.
Н.Ф. Дивицина определяет цель социальной реабилитации в своей работе; [5, c. 273]
Цель социальной реабилитации — восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости, его социальная адаптация, устранение или компенсация ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма.
Социальная реабилитация включает в себя: социально-средовую ориентацию, социально-бытовую адаптацию и социально-бытовое устройство.
В процессе реабилитации на разных уровнях затрагиваются различные структуры, которые в той или иной мере воздействуют на ребенка-инвалида.
На микроуровне социальной реабилитации ребенок-инвалид рассматривается во взаимодействии с социальным окружением, прежде всего с семьей. Основной функцией здесь является воспитание нетипичного ребенка, развитие коммуникативных навыков и помощь в осознании своей субъективности.
На мезоуровне целью реабилитации является специальное обучение и профессиональное физическое оздоровление ребенка. Ее осуществляют институты образования, социальной работы, медицинские учреждении.
На макроуровне целью осуществления социальной политики государством выступает интеграция детей-инвалидов  в общество.
Все три уровня процесса социальной реабилитации непосредственно взаимосвязаны, но мезоуровень становится приоритетным в реализации социально-реабилитационной работы, поскольку оказывает воздействие, как на макро-, так и на микроуровни.
Реабилитация детей с ограниченными возможностями, по единому мнению специалистов в этой области, должна начинаться с семьи. Н.Ф. Дивицина  в своей работе «Семьеведение», указывает на определяющую роль в  результатах реабилитации,  членов семьи, особенно матери; [7, c. 231] но при этом значение семьи может быть не только положительным, но и отрицательным. Вот почему в лечебно- профилактических учреждениях, где проводится лечение и другие реабилитационные мероприятия, организована работа с членами семей детей- инвалидов. Роль социального работника в этих случаях чрезвычайно велика, так как именно от него ждут совете, помощи. Характер реабилитационной работы с ребенком-инвалидом в семье определяется особенностью заболевания. Поэтому для проведения указанной работы родители детей-инвалидов должны иметь определенные навыки, необходимые знания, время и средства.
Для оказания помощи семьям, воспитывающим детей инвалидов, работают социальные реабилитационные центры. Кроме того, при центрах социального обслуживания семьи и детей открываются отделения реабилитации.
Особенностью большинства социально-реабилитационных учреждений является их многопрофильность, где помощь оказывается детям-инвалидам с различной патологией.
Спектр реабилитационных услуг, предоставляемых Центрами, весьма широк. Это социальное обслуживание на дому, включая медико-социальный патронаж, психологическая и педагогическая поддержка, обслуживание детей в отделении дневного пребывания с использованием комплекса реабилитационных мероприятий; стационарное обслуживание с определением конкретных сроков пребывания ребенка в Центре; амбулаторное обслуживание семей с детьми с получением консультаций специалистов.
    Медицинская реабилитация включает в себя консультации, проведение курсов массажа, ЛФК, физиотерапию, рефлексоте­рапию, медикаментозное лечение и др. Социальная реабили­тация включает в себя работу с семьями, где воспитываются дети, социальный патронаж, организацию юридических кон­сультаций, лектория для родителей, досуга детей, работу лет­него реабилитационного лагеря, проведение оздоровительных, спортивных занятий. Изыскиваются возможности и для допол­нительной материальной помощи—новогодние подарки, приоб­ретение продуктов, одежды и обуви, канцтоваров.
  Разнообразны виды психологической реабилитации: кон­сультирование, индивидуальный психотерапевтический прием, групповой и индивидуальный психотренинг, психокоррекция невротических расстройств и задержки психического развития, семейная психокоррекция, психопрофилактика,
  Коррекционно-педагогическая реабилитация, проводимая Центром, включает в себя консультирование родителей по вопро­сам воспитания и обучения, так как у родителей детей-инвали­дов существует стойкий стереотип по поводу исключительной эффективности одного медикаментозного лечения. Работает пси­холого-медико-педагогический консилиум, проводятся занятия с детьми как в Центре, так и на дому.
  Обязательной является и профессиональная реабилитация: работа различных кружков, компьютерное развивающее обуче­ние, формирование базы данных о специальных учреждениях, консультации по направлению в учебные заведения, работа со службой занятости. Для детей-инвалидов крайне важно меньше ощущать свои в чем-то ограниченные, чем у сверстников, воз­можности. Этому способствует работа оздоровительных секций на стадионе, проведение спортивно-культурных, мероприятий. Что касается социокультурной реабилитации, то она проводится действующим клубом, кружками. Помогают в этом деле регулярные экскурсии, культурно-массовые мероприятия с участием детей и их родителей посещение театров, музее.
  В «Социальной реабилитации»  Е.И. Холостовой и Н.Ф. Деменьтьевой  реабилитационные учреждения имеют свою квалификацию и выполняют определенные задачи; [20,c.231]
  По организационно-правовым формам реабилитационные учреждения разделяются на государственные, муниципальные, негосударственные.
  Основными задачами реабилитационных учреждений являются:
- разработка плана и индивидуальных программ в проведении реабилитации  
  инвалидов и их семей
- проведение медицинской реабилитации инвалидов
- проведение социальной реабилитации инвалидов
- оказание консультативно-методической помощи семьям
- контроль над процессом реабилитации инвалидов и их семей.
     По типологии реабилитационные учреждения подразделяются на реабилитационные центры, реабилитационные отделения, реабилитационные кабинеты.
    Реабилитационные центры как правило, являются мно­гопрофильными, комплексными, в структуре которых пред­ставлены все виды реабилитации: медицинская, социальная и профессионально-трудовая.
Реабилитационные отделения, оказывающие более уз­кий объем реабилитационных услуг, являющиеся струк­турными подразделениями больниц восстановительного лечения, учебного заведения для инвалидов, дома-интерната, центра социального обслуживания, другого учрежде­ния медико-социального или профессионального профиля являются наиболее рациональными в плане организации.
Основными задачами отделения являются:
- определение потребности инвалида в различных ви­дах социальной помощи;
- участие в составлении индивидуальной программы реабилитации инвалида;
- реализация индивидуальных программ реабилитации инвалидов.
      Кабинеты реабилитации являются менее масштабным, по числу реабилитационных услуг, однако потребность в них достаточно велика.
Кабинет социальной реабилитации инвалидов является структурным подразделением больницы восстановительно­го лечения, поликлиники, учебного заведения для инвали­дов, дома-интерната, центра социального обслуживания, специализированного предприятия,
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.