На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Содержание социальной работы в реабилитационном центре с семьями, воспитывающими детей-инвалидов

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 07.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?16
 
Министерство образования и науки РФ
Государственное учреждение
высшего профессионального образования
Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого
 
 
 
Кафедра социально- педагогических наук,
социологии и политологии
 
 
 
 
Курсовая работа
 
на тему:
Содержание социальной работы в реабилитационном центре  с семьями, воспитывающими детей-инвалидов
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Выполнена:
студенткой группы 3 «СР»
заочной формы обучения
факультета искусств,
социальных и гуманитарных наук
Фоминой Татьяной Владимировной
 
Научный руководитель – Шаин Ефим Григорьевич, кандидат педагогических наук, профессор
 
 
             
 
 
 
Тула-2010
Содержание
 
1. Введение                                                                                                      3
     2.  Особенности социальной работы с семьями, имеющих ребенка с     
          ограниченными возможностями здоровья                                             5
3.      Возможности социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних в работе с семьями, воспитывающих детей-инвалидов                                                                                                  12
4.      Заключение                                                                                                20
5.      Список литературы                                                                                   22
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                                                   
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
     Одним из основных показателей здоровья нации и одной из важнейших государственных проблем в социальной сфере является инвалидность.
Проблема детской инвалидности является актуальной во всем мире. Показатель детской инвалидности в развитых странах составляет 250 случаев на 10000 детей и имеет тенденцию к увеличению. По данным ВОЗ инвалиды составляют 10% населения земного шара, из них 120 млн. — дети и подростки. Среди детей-инвалидов самая многочисленная возрастная группа 8-14 лет (42,3%), преобладают мальчики (59%).
     Ежегодно 3 декабря по инициативе Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций отмечается Международный день инвалидов.
В Российской Федерации почти полмиллиона детей-инвалидов. Самой многочисленной возра­стной группой детей-инвалидов яв­ляются дети в возрасте 10—14 лет (43%), затем следует группа детей в возрасте 15 лет и старше (28%), группа в возрасте 4—7 лет (17%) и группа детей с рождения и до до­стижения возраста 3-х лет (12%).
    Подавляющее большинство детей-инвалидов воспитываются в семье, 6,6 тыс. детей находятся в интернатных учреждениях Минздрава России, 25,3 тыс. человек — Министерство образования России, 29 тыс. человек — в домах-интернатах Минтруда России.
    В нашем регионе около пяти тысяч детей-инвалидов. В Тульской области действует « Долгосрочная целевая программа по решению проблем инвалидности и инвалидов Тульской области на 2009-2012 годы».
Ухудшение экологической обстановки, высокий уро­вень заболеваемости родителей (особенно матерей), ряд нерешенных социально-экономических, психолого-педа­гогических и медицинских проблем способствует увеличе­нию числа детей-инвалидов, делая эту проблему особенно актуальной.
     Подобная постановка вопроса актуализирует и соответствующую социальную работу с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями. В настоящее время общие подходы к социальной работе с семьей нашли отражение в учебных пособиях Л. И. Акатова, Н. Ф. Басова, Н.Ф. Дивициной, В.И. Курбатова, О.В. Солодянкиной, Е.И. Холостовой, и других.
    Вместе с тем обозначенная проблема пока не получила полного решения.    В ситуации, когда многие семьи сталкиваются с проблемами воспитания детей, с ограниченными возможностями, эту роль взяли на себя социально-реабилитационные центры.
   С усилением этой тенденции острее встает вопрос о создании эффектив­ной квалифицированной помощи данной категории семей.
В связи с этим мы избрали темой исследования – «Содержание социальной работы в условиях социально-реабилитационного центра с семьями, воспитывающих детей-инвалидов».
Цель исследования: раскрыть содержание социальной работы с семьями, воспитывающих детей-инвалидов.
Объект исследования – социальная работа с семьями, воспитывающие ребенка-инвалида.                                                                                          
Предмет исследования – особенности содержания социальной работы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями в условиях реабилитационного центра
Задачи:
- раскрыть основные проблемы семьи, воспитывающей ребенка-инвалида.
- рассмотреть возможности социально-реабилитационного центра  в помощи семьям, имеющих ребенка с ограниченными возможностями.
Методы исследования: анализ научной литературы, сравнение, обобщение.
 
 
 
 
1.   Особенности социальной работы с семьями, имеющих ребенка с ограниченными возможностями здоровья
      Социальная работа организуется среди различных типов семей, в том числе  вокруг семьей, воспитывающих детей-инвалидов. Теоретическое осмысление  проблемы такой категории семьи получило  в работах Л. И. Акатова, Н. Ф. Басов, Н.Ф. Дивициной, В.И. Курбатова,  О.В. Солодянкиной, Е.И. Холостовой.
Так Н.Ф. Басов  в своей работе «Социальная работа» выделяет следующие подходы к этому вопросу: « Социальная значимость семьи, имеющей в своем составе инвалидов, особенно возрастает, если речь идет о детях, поскольку именно от взаимоотношений такого ребенка с родителями зависит, насколько адекватными будут его отношения с социальной средой. Отсюда одним из актуальнейших направлений социальной поддержки является совершенствование содержания и форм работы учреждений социального обслуживания семей, имеющих в своем составе инвалидов, повышение эффективности помощи таким семьям в воспитании, образовании, медицинском обслуживании, социальной адаптации и реабилитации.
Согласно Декларации о правах инвалидов (ООН, 1975) инвалид означает лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной и/или социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или приобретенного, его или ее физических или умственных возможностей.
  В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанными инвалидами устанавливается группа инвалидности  I, II или III группы, а гражданину в возрасте до 18 лет — категория " ребенок-инвалид ".
Семьи инвалидов вынуждены преодолевать экономические трудности, материально-бытовые, финансовые, жилищные проблемы  в данной категории семьей возрастают, Жилье обычно не приспособлено для данной категории семьи. В таких семьях возникают проблемы, связанные с приобретением продуктов питания, одежды и обуви, самой простой мебели, предметов бытовой техники.
      Особенностями социальной работы с данной категорией семей является организация и проведение медико-социального патронажа, организация юридической, медицинской, психолого-педагогической, материальной и другой помощи, а также стимулирование усилий семьи по приобретению экономической независимости». [13, с. 162]
      В.И. Курбатов в своей работе отмечает: «Содержание социальной работы – это социальная реабилитация с ограниченными возможностями и помощь в осознании  ими своих неотъемлимых человеческих прав. Поэтому в Рекомендации №1185 к реабилитационным программам, принятой на Парламентской Ассамблеи Совета Европы в 1992г., говорится: «Инвалидность -  это ограничения в возможностях,  обусловленные физическими, психическими, сенсорными, социальными, культурными, законодательными, и иными барьерами, которые не позволяют человеку, имеющему инвалидность, быть интегрированным в общество и принимать участие в жизни семьи или общества на таких же основаниях, как и другие члены общества. Общество обязано адаптировать существующие в нем стандарты к особым нуждам людей, имеющим инвалидность, для того, чтобы они могли жить независимой жизнью»
      По его мнению одним из важнейших факторов успешной реабилитации детей-инвалидов является их семья; уровень разводов в таких семьях весьма высок: до 50% отцов уходят из семей, где есть дети с ограниченными возможностями. То есть: проблемы воспитания ребенка-инвалида дополняется проблемами воспитания ребенка в неполной семье. В работе с родственниками ребенка-инвалида необходимо преодолевать проявляющие устойчивые стереотипы отношения к нему как существу неполноценному, второсортному. Именно в семье ребенок нередко особенно остро ощущает гиперопеку как следствие жалости, которая делает его неспособным к самостоятельным действиям, или, наоборот, отчужденное отношение со стороны окружающих.
Решение проблемы детской инвалидности должно происходить одновременно как бы в двух плоскостях. Во-первых, -              это              профилактика               детской инвалидности, т.е., комплекс мер, направленных на ее снижение за счет повышения качества оказания медицинской помощи беременным женщинам, роженицам и новорожденным.
     Во-вторых, - это социальная реабилитация детей-инвалидов, а именно развитие сети центров реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями.
     Одной из важнейших задач социальной работы является также изменение в общественном сознании негативных установок по отношению к инвалидам и борьбе с их дискриминации в обществе». [10, с. 464]
Знание особенностей такой семьи, понимание того, что испытывают родители поможет социальным работникам более эффективно организовывать сотрудничество с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями.
     По мнению   Л.И.  Акатова, появление ребенка с ограни­ченными возможностями действует на родителей удручающе, рождение ребенка с дефектом, расценивается как жизненная катастрофа.
Он выделяют несколько схем по­ведения родителей на появление ребенка, имеющего тот или иной дефект; [1, с. 265]
1.  Принятие ребенка и его дефекта — родители прини­мают дефект, адекватно оценивают его и проявляют по отно­шению к ребенку настоящую преданность. В большинстве случаев ве­ра в собственные силы и способности ребенка придают таким родителям душевную силу и поддержку.
2. Реакция отрицания — отрицается, что ребенок страда­ет дефектом. Планы относительно образования и профессии ребенка свидетельствуют о том, что родители не принимают и не признают для своего ребенка никаких ограничений. Ре­бенка воспитывают в духе чрезвычайного честолюбия и на­стаивают на высокой успешности его деятельности.
3.  Реакция чрезмерной защиты, протекции, опеки, охранителъства. Родители наполнены чувством жалости и сочувствия, что проявляется в чрезмерно заботливом и за­щищающем ребенка от всех опасностей типе воспитания. Ано­мальный ребенок является предметом чрезмерной любви матери, родители стараются за него все сделать, в результате чего он может долго, а иногда всю жизнь находиться на ин­фантильном уровне.
4.  Скрытое отречение, отвержение ребенка. Дефект считается позором. Отрицательное отношение и отвращение по отношению к ребенку скрывается за чрезмерно заботли­вым, предупредительным воспитанием. Родители «переги­бают палку» в выполнении своих обязанностей, педантично стараются быть хорошими.
5.  Открытое отречение, отвержение ребенка. Ребенок принимается с отвращением и родители полностью осознают свои враждебные чувства. Однако для обоснования этих чувств и преодоления чувства вины родители обращаются к определенной форме защиты. Они обвиняют общество, вра­чей или учителей в неадекватном отношении к дефекту и ано­мальному ребенку.
   Ребенок с дефектом является для родителей не только ис­точником отрицательных эмоциональных переживаний. Его появление вносит существенные коррективы в привычный быт семьи, изменяет отношение к другим детям.
     К сожалению, у многих родителей, отягощенных теми или иными проблемами, существует тенденция сужения круга знакомств. Они часто замыкаются в себе, не хотят встречаться со своими приятелями, у них может возникнуть подозри­тельность, недоверие к другим людям.
     Вызвано это во многом тем, что наше общество, к сожале­нию, не подготовлено к восприятию таких детей.
Н.Ф. Дивицина отмечает следующие изменения  функций в семьях, имеющих ребенка-инвалида; [5, с. 261]
Нарушается репродуктивная функция. Родители, из-за боязни повторения ситуации отказыва­ются от рождения других детей.
Ослабевает экономическая функция. Ситуация «особого» материнства удлиняет период, в течение ко­торого женщина остается вне трудовой деятельности. Часто мать не работает долгие годы, и вся тяжесть материальной от­ветственности за членов семьи ложится на плечи отца. В то же время особые нужды ребенка с отклонениями в развитии требу­ют дополнительных материальных затрат. (Свыше 90% инвалидов находятся за чертой бедности).
Нарушается восстановительная функция. Посвящая все свое время лечению и воспитанию ребенка, в семье часто забывают о совместном проведении досуга и отдыхе. У родителей больных детей практически не остается свободного времени, они редко посещают театры, музеи, культурно-массовые мероприятия. Их домашний досуг сведен к минимуму.
Искажается и функция первичного социального контроля. Процесс взросления ребенка растягивается на неопределенное время. Вырастая, дети с нарушениями в развитии не обладают в достаточной степени способностью самостоятельно строить свое поведение.
Роль хозяйственно-бытовой функции возрастает, так как ре­бенок с особыми потребностями требует особого ухода.
Для семьи, воспитывающей ребенка-инвалида, важными становятся такие функции, как коррекционно-развивающая, компенсирующая и реабилитационная, целью которых является восстановление психофизического и социального статуса ре­бенка, достижение им материальной независимости и социаль­ной адаптации.
     О.В. Солодянкина уделяет огромное внимание роли семьи в воспитании ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В своей работе «Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье» она рассматривает: взаимоотношения в семье, обучение детей, педагогическое просвещение родителей, отношения к ребенку, отношение общества к ребенку-инвалиду;[12, c.10]
Взаимоотношения в семье. Рождение больного малыша изменяет весь ход жизни семьи и является причиной продолжительной ее дезадаптации. Другие дети в семье ока­зываются лишенными родительского внимания.
Педагогическое просвещение родителей. Родители, воспи­тывающие ребенка с нарушением здоровья, получают крайне недостаточную информацию о том, как ему помочь. Отсутствие социальных учреждений во многих регионах осложняет воспитание и развитие ребенка с нарушением здоровья.
Отношение к ребенку: родители испытывают к такому малышу двоякие чувства: то они любят его так же, как могли бы любить здорового ребенка, то злятся на него, боятся и даже отвергают.
    Большинство родителей пытаются справиться со сложной ситуацией сами, без профессиональной помощи, но это опасно: могут пострадать и отношения с малышом, и покой семьи. В идеале эмоциональное и социальное взаи­модействие родителей и ребенка складываются нормально, но ребенку необходима еще дополнительная помощь, чтобы преодолеть, насколько это возможно, свои нарушения.
Практика работы с семьями детей-инвалидов показывает, что такие семьи по отношению к про­блеме можно условно подразделить на две группы.
Семьи, в которых отношение к проблеме носит конструк­тивный характер, не углубляются в длительные пережива­ния случившегося, пытаются более эффективно приспосо­биться к новым условиям, наладить семейный быт, общение и изменить свое отношение к возникшей проблеме. Конструк­тивное отношение — это результат эмоциональной адаптации всех членов семьи: они принимают проблему.
Но, к сожалению, таких семей всегда намного меньше, чем тех, в которых отношение к проблемам в семье носит деструк­тивный характер, который может выражаться в форме:
-              игнорирования проблем («Это не мои, а его проблемы — пусть выкарабкивается сам»);
-              жестокого обращения и эмоционального отвержения ребенка;
    - акцентуации на проблеме семьи.
      Деструктивное отношение к проблеме в сочетании с нару­шениями детско-родительских коммуникаций препятствует процессу реабилитации ребенка и ведет к появлению у него поведенческих отклонений.
Таким образом, рассмотрев мнения специалистов можно выделить общие проблемы, с которыми сталкиваются семьи, воспитывающие ребенка-инвалида. Наиболее значимыми из них являются; психологические, медико-социальные,  материально-бытовые, финансовые, жилищные.
      Из этого следует, что семья, в которой есть ребенок с ограни­ченными возможностями здоровья, — это особый объект внимания.
Социальная поддержка таких семей – решение целого комплекса проблем, связанных с помощью ребенка: с его выживанием, лечением, образованием, социальной адаптацией и интеграцией в общество.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2. Возможности социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних в работе с семьями, воспитывающих детей-инвалидов.
В 1989 г. Организацией Объединенных Наций был принят текст Конвенции о правах ребенка, которая обладает силой зако­на. В ней закреплено право детей с отклонениями в разви­тии вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества (ст. 23); право неполноценного ребенка на особую заботу и помощь, кото­рая должна предоставляться по возможности бесплатно с учетом финансовых ресурсов родителей или других лиц, обеспечиваю­щих заботу о ребенке, с целью обеспечения неполноценному ребенку эффективного доступа к услугам в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности и доступа к средствам отдыха таким образом, который приводит к наиболее полному по возможности вовлечению ребенка в со­циальную жизнь и достижению развития его личности, включая культурное и духовное развитие ребенка.
  В своей работе Холстова Е.И. «Социальная работа с инвалидами» рассматривает основные принципы и структуру социальной реабилитации; [19, c. 40]
Первоначально социальная политика, адресованная инвалидам, была основана на принципах изоляции и компенсации.  Инвалиды, таким образом исключаются из общества и превращаются только в объект заботы и попечения.
Принцип компенсации сводится лишь к возмещению тех ущербов, которые имеются у инвалида, в денежной или иной компенсационной форме. Однако, будучи единственным механизмом помощи, они не способствуют интеграции инвалидов в общество.
Изменение идеологии политики в отношении инвалидов, привело к тому, что на инвалидов и инвалидность распространяется ведущий принцип       социального устройства современного общества – принцип равных социальных прав и возможностей индивида, которые предоставляются каждому члену общества вне зависимости от его физических, психических, интеллектуальных и прочих особенностей.
Все более влиятельно заявляет о себе принцип активного участия самих инвалидов в организации работы служб помощи для них, в формировании и реализации государственной политики по отношению к лицам с ограниченными возможностями. Этот принцип, в зарубежных странах воплощается в качестве программы «Формируй свою жизнь».
  Также из практики зарубежных социальных систем пришел к нам принцип независимой жизни лиц с ограниченными возможностями, который заключается в их максимальном развитии и использовании способностей к самообслуживанию, самопомощи и самообеспечению.
Наша задача рассмотреть возможности реабилитационного Центра в помощи  реабилитации семей, воспитывающих детей-инвалидов.  Следует  дать понятие, что же такое реабилитация.
  Понятие реабилитации дает Постановление — Приказ Мин­труда и социального развития РФ и Минздрава РФ № 1/30 от 29.01.97 г. «Реабилитация инвалидов — процесс и система меди­цинских, психологических, педагогических, социально-эко­номических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедея­тельности, вызванных нарушением здоровья со стойким рас­стройством функций организма». Целью реабилитации являют­ся восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация.
      Н.Ф. Дивицина в работе «Социальная работа с детьми группы риска» выделила  некоторые принципы и направления  работы с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями; [5, c. 271]
- Медицинская реабилитация — состоит из восстанови­тельной терапии, реконструктивной хирургии и протези­рования.
-   Социально-экономическая реабилитация — это комплекс мер по обеспечению жилищем, осуществление мероприя­тий, поддерживающих уверенность в том, что лицо с огра­ниченными возможностями является полезным членом общества, материальная поддержка инвалидов или семьи с ребенком-инвалидом, выплата пенсий, пособий и т. п.
-  Профессиональная реабилитация,  включающая  про­фессиональную ориентацию, профессиональное образо­вание, профессионально производственную адаптацию и трудовое устройство.
-  Бытовая реабилитация имеет в виду предоставление не­обходимых протезов, создания условий для самообслужи­вания и независимого существования.
-  Педагогическая реабилитация включает мероприятия воспитательного характера в отношении детей-инвали­дов, направленные на то, чтобы ребенок овладел необхо­димыми умениями и навыками но самообслуживанию,
получил школьное образование. Важнейшей задачей при этом является выработка у ребенка психологической уве­ренности в собственных силах.
-  Психологическая реабилитация включает воздействие на психическую сферу, направленное на преодоление в сознании инвалида представления о бесполезности ле­чения. Эта форма реабилитации сопровождает весь цикл лечебно-воспитательных мероприятий.
-  В последнее время важное значение приобретает спортив­ная реабилитация для укрепления физического здоровья, улучшения психического состояния, выработки положи­тельных установок в повседневной жизни.
  Накопленный опыт работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, говорит о том; что существует более эффективный путь компенсации дефекта. Одним из направлений такой рабо­ты является социальная реабилитация. Она приобретает все большее значение как процесс, осуществляемый в рамках об­щего реабилитационного процесса или самостоятельно-на­правленный на раскрытие и реализацию творческого потен­циала ребенка, формирование его как личности, способной адаптироваться в условиях изменяющейся социальной среды, имеющих отклонения в развитии. Это говорит о том, что сущест­вует более эффективный путь компенсации дефекта.
Такая возможность возникает тогда, когда акцент в работе с ре­бенком делается не на дефект сам по себе, а на работу с человеком.
Одним из направлений такой работы является социальная реабилитация.
В Российской энциклопедии социальной работы/ Под. ред. А.М.Панова и Е.И. Холостовой дается такое  определение социальной реабилитации. Социальная реабилитация — это комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных индивидом общественных связей и отношений вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функции организма, изменения социального статуса, девиантного поведения личности.
Н.Ф. Дивицина определяет цель социальной реабилитации в своей работе; [5, c. 273]
Цель социальной реабилитации — восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости, его социальная адаптация, устранение или компенсация ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма.
Социальная реабилитация включает в себя: социально-средовую ориентацию, социально-бытовую адаптацию и социально-бытовое устройство.
В процессе реабилитации на разных уровнях затрагиваются различные структуры, которые в той или иной мере воздействуют на ребенка-инвалида.
На микроуровне социальной реабилитации ребенок-инвалид рассматривается во взаимодействии с социальным окружением, прежде всего с семьей. Основной функцией здесь является воспитание нетипичного ребенка, развитие коммуникативных навыков и помощь в осознании своей субъективности.
На мезоуровне целью реабилитации является специальное обучение и профессиональное физическое оздоровление ребенка. Ее осуществляют институты образования, социальной работы, медицинские учреждении.
На макроуровне целью осуществления социальной политики государством выступает интеграция детей-инвалидов  в общество.
Все три уровня процесса социальной реабилитации непосредственно взаимосвязаны, но мезоуровень становится приоритетным в реализации социально-реабилитационной работы, поскольку оказывает воздействие, как на макро-, так и на микроуровни.
Реабилитация детей с ограниченными возможностями, по единому мнению специалистов в этой области, должна начинаться с семьи. Н.Ф. Дивицина  в своей работе «Семьеведение», указывает на определяющую роль в  результатах реабилитации,  членов семьи, особенно матери; [7, c. 231] но при этом значение семьи может быть не только положительным, но и отрицательным. Вот почему в лечебно- профилактических учреждениях, где проводится лечение и другие реабилитационные мероприятия, организована работа с членами семей детей- инвалидов. Роль социального работника в этих случаях чрезвычайно велика, так как именно от него ждут совете, помощи. Характер реабилитационной работы с ребенком-инвалидом в семье определяется особенностью заболевания. Поэтому для проведения указанной работы родители детей-инвалидов должны иметь определенные навыки, необходимые знания, время и средства.
Для оказания помощи семьям, воспитывающим детей инвалидов, работают социальные реабилитационные центры. Кроме того, при центрах социального обслуживания семьи и детей открываются отделения реабилитации.
Особенностью большинства социально-реабилитационных учреждений является их многопрофильность, где помощь оказывается детям-инвалидам с различной патологией.
Спектр реабилитационных услуг, предоставляемых Центрами, весьма широк. Это социальное обслуживание на дому, включая медико-социальный патронаж, психологическая и педагогическая поддержка, обслуживание детей в отделении дневного пребывания с использованием комплекса реабилитационных мероприятий; стационарное обслуживание с определением конкретных сроков пребывания ребенка в Центре; амбулаторное обслуживание семей с детьми с получением консультаций специалистов.
    Медицинская реабилитация включает в себя консультации, проведение курсов массажа, ЛФК, физиотерапию, рефлексоте­рапию, медикаментозное лечение и др. Социальная реабили­тация включает в себя работу с семьями, где воспитываются дети, социальный патронаж, организацию юридических кон­сультаций, лектория для родителей, досуга детей, работу лет­него реабилитационного лагеря, проведение оздоровительных, спортивных занятий. Изыскиваются возможности и для допол­нительной материальной помощи—новогодние подарки, приоб­ретение продуктов, одежды и обуви, канцтоваров.
  Разнообразны виды психологической реабилитации: кон­сультирование, индивидуальный психотерапевтический прием, групповой и индивидуальный психотренинг, психокоррекция невротических расстройств и задержки психического развития, семейная психокоррекция, психопрофилактика,
  Коррекционно-педагогическая реабилитация, проводимая Центром, включает в себя консультирование родителей по вопро­сам воспитания и обучения, так как у родителей детей-инвали­дов существует стойкий стереотип по поводу исключительной эффективности одного медикаментозного лечения. Работает пси­холого-медико-педагогический консилиум, проводятся занятия с детьми как в Центре, так и на дому.
  Обязательной является и профессиональная реабилитация: работа различных кружков, компьютерное развивающее обуче­ние, формирование базы данных о специальных учреждениях, консультации по направлению в учебные заведения, работа со службой занятости. Для детей-инвалидов крайне важно меньше ощущать свои в чем-то ограниченные, чем у сверстников, воз­можности. Этому способствует работа оздоровительных секций на стадионе, проведение спортивно-культурных, мероприятий. Что касается социокультурной реабилитации, то она проводится действующим клубом, кружками. Помогают в этом деле регулярные экскурсии, культурно-массовые мероприятия с участием детей и их родителей посещение театров, музее.
  В «Социальной реабилитации»  Е.И. Холостовой и Н.Ф. Деменьтьевой  реабилитационные учреждения имеют свою квалификацию и выполняют определенные задачи; [20,c.231]
  По организационно-правовым формам реабилитационные учреждения разделяются на государственные, муниципальные, негосударственные.
  Основными задачами реабилитационных учреждений являются:
- разработка плана и индивидуальных программ в проведении реабилитации  
  инвалидов и их семей
- проведение медицинской реабилитации инвалидов
- проведение социальной реабилитации инвалидов
- оказание консультативно-методической помощи семьям
- контроль над процессом реабилитации инвалидов и их семей.
     По типологии реабилитационные учреждения подразделяются на реабилитационные центры, реабилитационные отделения, реабилитационные кабинеты.
    Реабилитационные центры как правило, являются мно­гопрофильными, комплексными, в структуре которых пред­ставлены все виды реабилитации: медицинская, социальная и профессионально-трудовая.
Реабилитационные отделения, оказывающие более уз­кий объем реабилитационных услуг, являющиеся струк­турными подразделениями больниц восстановительного лечения, учебного заведения для инвалидов, дома-интерната, центра социального обслуживания, другого учрежде­ния медико-социального или профессионального профиля являются наиболее рациональными в плане организации.
Основными задачами отделения являются:
- определение потребности инвалида в различных ви­дах социальной помощи;
- участие в составлении индивидуальной программы реабилитации инвалида;
- реализация индивидуальных программ реабилитации инвалидов.
      Кабинеты реабилитации являются менее масштабным, по числу реабилитационных услуг, однако потребность в них достаточно велика.
Кабинет социальной реабилитации инвалидов является структурным подразделением больницы восстановительно­го лечения, поликлиники, учебного заведения для инвали­дов, дома-интерната, центра социального обслуживания, специализированного предприятия,
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.