На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Гендерные особенности временной перспективы в юношеском возрасте

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 07.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство образования Российской Федерации
ГОУ ВПО Хакасский Государственный  университет им. Н.Ф.Катанова
Институт непрерывного педагогического  образования
                                           Кафедра психологии развития
 
 
 
 
 
ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВРЕМЕННОЙ  ПЕРСПЕКТИВЫ
 В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
 
 
 
 
                            
     
  Курсовая работа
                     студентки 3 курса
                     очного отделения
специальности:
 «Педагогика и психология»
По дисциплине:
 
Козловой Ю.В.            
            
                 
                  Научный руководитель:
Стружевская О.Н.       
     
        Абакан 2011
 
Содержание
 
5
 
5
 
8
11
 
 
15
15
 
18
25
26
28
 
 
Введение………………………………………………………………….
Глава 1. Изучение проблемы временной перспективы в психологии………………………………………………….…………. ..
           Временная перспектива как характеристика психологического времени…………………………………………………………….….
1.2 Особенности временной  перспективы в юношеском возрасте……………………………………………….…………………..
1.3 Гендерные особенности  юношеского возраста..…………………..
Глава 2. Эмпирическое изучение гендерных особенностей временной  перспективы в юношеском возрасте…………………………………………………………………..
2.1 Описание выборки и  методик исследования………………………
2.2 Анализ результатов  исследования гендерных особенностей  временной перспективы в юношеском  возрасте………………………
Заключение……………………………………………………………….
Библиографический список……………………………………………..
Приложение………………………………………………………………

 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
 
В психологии юношеского возраста можно выделить много важных проблем: проблема ориентации в мире взрослых, проблема выбора мировоззренческих образцов и ценностей, проблема конструирования своих жизненных планов и целей и др. Среди множества вопросов проблема временной перспективы является одной из центральных. Она связана с новообразованиями юношеского возраста — жизненным, личностным и профессиональным самоопределением, определяющим его дальнейший путь развития и существования.  Временная перспектива представляет собой в разной мере осознанные надежды, планы, проекты, стремления, опасения, притязания, связанные с прошлым, настоящим и более или менее отдаленным будущим. Изучением данного вопроса занимались: К. Левин, Ж. Нюттен, В. Франкл, Н.Н. Толстых и др. Специфику сочетания прошлого, настоящего и будущего в структуре формирования личности изучали П.И. Яничев, Б.М. Петухов и др.
Актуальность исследования обусловлена важной, но малоизученной проблемой влияния представлений человека о собственном будущем, отношения к своему будущему на успешность, эффективность деятельности в настоящем. Вместе с тем, теоретически обосновано положение о том, что временна?я перспектива как совокупность представлений о будущем, размышление о нем и планирование своей жизни, способны оказывать сильное мотивационное влияние, активизировать и регулировать поведение человека (Л.И. Божович, 1968; М.Р. Гинзбург, 1994; А.С. Макаренко, 1935; Ж. Нюттен, 1964; Л.А. Регуш, 2003 и др.).
В юношеском возрасте временна?я перспектива приобретает особое значение, ее становление затрагивает все стороны личности — познавательную, ценностно-смысловую, мотивационно-волевую. Под воздействием различных социальных и психологических факторов, временна?я перспектива начинает выступать в качестве важного показателя личностной зрелости и, тем самым, приобретает большое значение в жизни молодого человека в основных сферах его деятельности.
Юношеский возраст является значимым периодом в становлении гендерной идентичности и гендерной социализации личности, но при этом, данный феномен продолжает оставаться недостаточно изученным: в психологической теории и практике отсутствуют данные об особенностях и возрастной динамике гендерной идентичности на протяжении такого длительного возрастного периода как юность. Гендерная идентичность личности формируется под влиянием биологических, психологических и социальных факторов.
Цель: определить и изучить гендерные особенности временной перспективы в юношеском возрасте.
Объект: временная перспектива, как проекции мотивационной сферы человека и представляющей осознанные надежды, планы, проекты, стремления.
Предмет: временная перспектива у юношей и девушек.
Гипотеза: мы предполагаем, что существует особенности временной перспективы у юношей и девушек, а именно девушки устремлены в будущее, а юноши живут настоящим.
Задачи:
    Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме временной перспективы, и ее особенностей в юношеском возрасте.
    Рассмотреть полоролевые особенности юношеского возраста.
    Эмпирическим путем выявить гендерные особенности временной перспективы в юношеском возрасте.
Методологическая  основа исследования: положение Н.Н. Толстых о временной перспективе, как проекции мотивационной сферы человека и представляющей осознанные надежды, планы, проекты, стремления; Е.П. Ильин относительно гендерных особенностей юношеского возраста.
 
 
Группы методов исследования:
1. Теоретические: анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы;
2. Эмпирические: методика рисуночных метафор «Мой жизненный путь» И. Л. Соломина и методика Ж. Ньюттена «Временная перспектива»
Теоретическая значимость работы данного исследования состоит в том, что в данной работе обобщены и систематизированы данные о временной перспективе как характеристике психологического времени. Выявлен процесс влияния гендерных особенностей юношеского возраста на временную перспективу.
Практическая  значимость заключается в том, что возможно применение данных исследования в работе практического психолога для формирования адекватных представлений о влиянии гендерных особенностей на временную перспективу в юношеском возрасте и тем самым формирования адекватных личностных характеристик юношей.
Надежность и  достоверность данных обеспечивается применением методик адекватных предмету, целям и задачам исследования, количественным и качественным анализом эмпирического материала.
База исследования КГБОУ СПО «Красноярский краевой колледж культуры и искусства» г. Минусинск.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, состоящего из 14 источников и приложения.
 
 
 
 
 
 
ГЛАВА 1. Изучение проблемы временной перспективы в психологии
1.1 Временная перспектива  как характеристика психологического  времени
 
Временная  перспектива – область исследований, вызванных стремлением понять, каким образом и почему мы обращаем свои мысли за пределы текущего момента.
Для начала полезно указать на отличия  этого процесса от восприятия времени. Наши «субъективные часы» могут  спешить или отставать в сравнении  с объективным ходом времени, на них также влияют особенности текущей ситуации – с кем мы, что мы делаем и что чувствуем. Г. Николе отмечает, что психологи одно время возлагали надежды на обнаружение «ощущения времени», сопоставимого с другими модальностями ощущений. Вместо этого оказывается, что ощущение течения времени, вероятно, является не простой, независимой функцией, а возникает в результате сложных процессов обратной связи, которую мы получаем из внутренней и внешней среды. [14, с 56]
Согласно Л. Франку, ученику К. Левина, который определял временную перспективу как «полную совокупность представлений индивидуума о своем психологическом будущем и психологическом прошлом, существующих в данный момент времени», каждый из нас занимает особое положение в обществе и имеет особую историю развития. Этот индивидуальный способ видения мира проявляется в наших интерпретациях прошлого, настоящего и будущего. По мере нашего взросления, предполагает Франк, наша временная перспектива расширяется и усложняется, отражая тот уникальный опыт, который мы приобретаем на протяжении своего жизненного пути. Кроме того, на каждом шагу по этому пути на нас оказывают влияние общество и социальный класс.
Ж. Ньюттен разработал концепцию  временной перспективы личности и предложил ряд методических стратегий для ее анализа. Ж. Ньюттен рассматривает временную перспективу, ее влияние на поведение человека, прежде всего, как функцию репрезентации или когниции. Проводя аналогию с пространственной перспективой, Ж. Ньюттен пишет, что временная перспектива состоит в основном в восприятии в некоторый данный момент (временное «здесь») событий, которое объективно презентированы только как последовательность с определенными интервалами между ними. Ж. Ньюттен исходит из того, что наряду с объектами, явлениями, которые человек актуально воспринимает, и которые имеют соответственно знаки места и времени «здесь и теперь», в сознании человека существуют еще и различные объекты, о которых он время от времени думает, но которые не в меньшей степени стимулируют его активность, влияют на поведение, чем непосредственно воспринимемые. Эти объекты-цели, или, как их чаще называет Ньюттен, «мотивационные объекты», несут определенные знаки, или индексы времени. Концепция временной перспективы Ж. Ньюттена предполагает, что события со своими временными знаками находятся во временной перспективе подобно тому, как объекты, существующие в пространстве, находятся в пространственной перспективе. По существу, присутствие во внутреннем плане этих разно удаленных во времени объектов и создает временную перспективу. Временная перспектива, по Ж. Ньюттену, не является подобно абстрактному понятию времени неким несуществующим «пустым пространством», а выступает как определенная функция составляющих ее мотивационных объектов, которые и определяют ее глубину, структуру, степень реальности, содержательные характеристики и т.п.
Временная перспектива личности как  формирование и трансформация собственного будущего, совокупность представлений  индивида о своем прошлом, настоящем  и будущем является важным личностным конструктором, зависящего от макро-  и микросоциальных условий, в  которых живет личность. О.Н. Арестова отмечает, что различные болезненные состояния накладывают свою печать на структуру временной перспективы, в то же время и нарушения ее могут провоцировать различные психические расстройства [6, с.62]. Л.В. Бороздина, И.А. Спиридонова проведя анализ многообразных эмпирических данных в данной проблемной области обнаружили дифференциацию временной перспективы по полу, ее резкое изменение в патологии, у делинквентов, подверженность влиянию социально-демографических и личностных переменных, а также возрастному фактору [13, с.47].
Установлено, что временная перспектива  включает несколько измерений: протяженность в будущее, или отрезок времени, на которое человек мысленно переносится в будущее; протяженность в прошлое, или отрезок времени, на которое человек мысленно переносится в прошлое; плотность, или количество событий в прошлом или будущем, о которых человек думает; связность, или степень организации нашей матрицы «прошлого-настоящего-будущего»; устремленность, или ощущение воспринимаемого темпа продвижения в направлении будущего. Индивидуальные временные перспективы оказываются чрезвычайно сложными, однако они все же позволяют сделать некоторые обобщения.
Один набор обобщений связан с нашим возрастом и положением в жизни. Мы склонны все в большей  степени обращаться мыслями в  будущее по мере перехода от детства  к зрелости. Чувство быстрого продвижения  от настоящего к будущему достигает  своей кульминации в юношеском  возрасте, хотя переживания будущего еще не достигают своего пика. Прошлое  обретает новое значение в середине жизни, когда индивидуум начинает искать баланс между тем, куда он двигался до сих пор, и тем, куда он пока не дошел. Возрастание интереса к прошлому обычно обнаруживается в наступающие  за молодостью годы. Это не обязательно  означает, что будущее утачивает  свое значение. Напротив, это говорит  о том, что люди начинают более  интенсивно использовать свой собственный  опыт.
Пожилые люди часто сохраняют сильное  чувство будущего, даже, несмотря на то, что объективно им не отпущено для него столь много времени. Умелое использование прошлого опыта, в целом, связано с высокой самооценкой и способностью успешно справляться с трудностями во второй половине жизни.
Второй набор обобщений относится  к ситуационным аспектам. Н. Израэли, вероятно, был первым, кто продемонстрировал, что временные перспективы имеют тенденцию к сужению в стесненных экономических условиях и при невозможности найти работу. В действительности, ощущение «отсутствия перспектив» оказывается более типичным для молодых, чем для пожилых безработных людей.
Таким образом, временная перспектива представляет собой важный личностный конструкт, отражающий временной аспект жизни человека и имеющий многомерную структуру, включающую определенное содержание и ряд динамических параметров: протяженность, направленность, когерентность (согласованность), эмоциональный фон и другие.
 
      Особенности временной перспективы в юношеском возрасте
 
Время, как и пространство, является универсальной базисной категорией в познании ребенком окружающих его  людей и вещей. С момента рождения он ориентируется во времени посредством  чередования биологических ритмов своей жизни - таких как смена  сна и бодрствования, время кормления  и тому подобные, регулируемые социальной средой.
Юность последний этап подготовки к жизни и одновременно начало самостоятельной сознательной жизни. Возрастные различия наиболее ярко проявляются в типе временной  перспективы. Юноша живет будущим, для него настоящее - только подготовка к другой, «подлинной» жизни, которая  придет позже. Этому возрасту в значительной мере свойственны рефлексия и самоанализ, причем им трудно совместить ближнюю и дальнюю перспективу жизни. Их захватывают дальние перспективы, глобальные цели, появляющиеся как результат расширения временной перспективы в юношестве, а текущая жизнь кажется прелюдией, увертюрой к жизни.
В юношеском возрасте впервые  в самосознание осознанно входит фактор времени. Прежде всего, с возрастом  заметно ускоряется субъективная скорость течения времени. Эта тенденция, начавшись в юношестве, потом  продолжается и во взрослом, и в  пожилом возрасте. Развитие временных  представлений связано с умственным развитием и изменением общей  жизненной перспективы. «Я» охватывает принадлежащее ему прошлое и  устремляется в будущее.
При переходе от подросткового  к юношескому возрасту происходит изменение  в отношении будущего: если подросток  смотрит на будущее с позиции  настоящего, то юноша смотрит на настоящее с позиции будущего. В юности временной горизонт расширяется как вглубь, охватывая отдаленное прошлое и будущее, так и вширь, включая уже не только личные, но и социальные перспективы. Это связано с переориентацией юношеского сознания с внешнего контроля на внутренний самоконтроль и с ростом потребности в достижении.
Расширение временной  перспективы означает также сближение  личного и исторического времени. У ребенка и подростка они  не связаны. Историческое время ими  воспринимается как нечто безличное, объективное. Дети могут знать хронологическую  последовательность событий и длительность эпох, но, тем не менее, они кажутся  им одинаково далекими и не связанными с их собственной жизнью. То, что  было тридцать-сорок лет назад, для  двенадцатилетнего, например, почти  такая же древность, как и начало нашей эры, а тридцатилетний человек  ему кажется старым. Для юноши  же главным измерением времени становится будущее.
Устремленность в будущее, связанная с ожиданием того, что  жизнь должна принести еще много  неизвестного, сопровождается стремлением  как-то понять и осмыслить окружающую действительность, построить целостное видение мира.
Характерное приобретение юности - формирование жизненных планов. Жизненный план как совокупность намерений постепенно становится жизненной программой, когда предметом размышлений становится не только конечный результат, но и способы его достижения. Жизненные планы в этом возрасте, как по содержанию, так и по степени их зрелости, социального реализма и охватываемой временной перспективе весьма различны. В содержании планов, как отмечает И.С. Кон, существует ряд противоречии.
Главное противоречие жизненной  перспективы юношей и девушек - недостаточная  самостоятельность и готовность к самоотдаче ради будущей реализации своих жизненных целей. Отдаленное будущее рисуется более ясной  и отчетливой многим в юношеском  возрасте, чем ближайшая перспектива, которая зависит от них самих. И не многие отдают отчет в том, что реальное будущее - это не будущее  вообще, но будущее - как определенным образом построенное настоящее.
 В возрасте ранней юности человек осознает течение времени, происходит дифференциация временных интервалов; возрастает одновременно и степень обобщенности, степени конкретной представленности времени жизни в целях, планах, ожиданиях; повышается уровень реализма; формируются представления о прошлом, настоящем и будущем в виде линейной модели времени.
В целом, в возрасте ранней юности формируется такая  важнейшая  структура, как мировоззрение, целостная картина мира и себя в нем; совершается профессиональное и личностное самоопределение, что связано с изменением восприятия времени; появляется жизненный план, осуществляется выбор путей его реализации по принципу «активное достижение – пассивное следование обстоятельствам»; изменяется жизненная перспектива (временной горизонт углубляется, охватывая отдаленное прошлое и будущее, и расширяется, включая не только личные, но и социальные перспективы).
По Л.И. Божович можно сказать, что юношеский возраст характеризует резкая смена внутренней позиции, когда обращенность в будущее становиться основной направленностью личности. «Смотрят  на настоящее с позиции будущего» [8, с.122]. Жизненные планы становятся средством овладения собственным поведением, обеспечивающим его саморегуляцию.
По данным исследований Л.И. Божович (50-60-е гг.) и Н.Н. Толстых (80-е г.) представления о своем будущем у юношей конкретны, разнообразны и тесно связаны с актуальными проблемами настоящего. Таким образом, характерной чертой юношеского возраста является формирование жизненных планов, жизненной перспективы, что приводит к коренному изменению отношения к обучению, отметкам, оценкам себя и окружающих, к новому соотношению близких и далеких целей.
Таким образом, в субъективной картине жизненного пути юношей и девушек ярко выражено преобладание будущего над прошлым и настоящим или, в терминах, введенных А.А. Кроником, преобладание потенциальных причинно-целевых связей над реализованными и актуальными.
 
         1.3  Гендерные особенности юношеского возраста
 
Формирование личности в  юношеском возрасте включает осознание  смысла жизни и ее целей. В связи  с важностью функции временной  перспективы для личностного  развития в раннем юношеском возрасте, актуально и необходимо исследование возрастных особенностей переживания  прошлого, настоящего и будущего в  указанный возрастной период. Юношеский  возраст подразумевает признаки роста внутреннего «Я», способность  проявлять и сохранять свою индивидуальность. Просыпается интерес к психологии, растет интерес к другим людям, их внутреннему миру, проявляется склонность сравнивать себя с другими, происходит движение от системы внешнего регулирования психики к саморегулированию. Это время, когда всерьез начинают задумываться над смыслом жизни. Еще одна особенность этого возраста состоит в том, что отношение молодых людей с окружающими обостряется в силу биологических причин: изменение гормонального обмена вызывают повышенную возбудимость и раздражительность. Половое созревание побуждает желание нравиться, вызывает повышенный интерес к своей внешности, может обостряться проблема медленного или слишком быстрою роста, комплекции, прически, одежды и т.д. Дисгармония физического и психического облика проецируется молодым человеком на окружающий мир, который воспринимается им как особенно конфликтный и напряженный. Таким образом, юношеский возраст это очень сложный период, когда на протяжении небольшого промежутка времени происходят серьезные психологические и физические изменения
Во многих работах психологов отмечается известная степень половых  различий формирования профессионального самоопределения и направленности. Так, С. Сингер, Б. Штефлер показали в своих исследованиях, что юноши стремятся к работе, позволяющей получить власть, выгоду и независимость, а девушки ценят работу в сфере обслуживания, либо дающую интересный опыт.
По данным Л. А. Головей, среди  девушек преобладает социальная, артистическая направленность, а среди юношей - предпринимательская и исследовательская.
Е.П.Ильин относительно  гендерных   особенностей  профессионального самоопределения пишет так: у юношей профессиональное самоопределение формируется в русле общей жизненной перспективы и органически входит в нее. У девушек жизненное и профессиональное самоопределения не связаны между собой, для них характерна большая эмоциональность и ситуативность самоопределения, менее целостное мировоззрение.
В профессиональном самоопределении девушки опережают юношей. И.С. Кон приводит данные Ю.П. Вавилова и Н.В. Андреенковой, согласно которым среди определившихся с выбором профессии девушек больше, чем юношей .
Представления психологов о  том, что лежит в основе половых  различий, являются неоднородными. Так, в различных теориях подчеркивается роль: эмоций и подражания; родительской модели поведения; информации о полоролевом поведении и понимание своей половой принадлежности; социальных ожиданий общества; занимаемых социальных статусов, которые поддерживают или подавляют в мужчинах и женщинах определенные варианты поведения.
Распространено мнение, что юноши в большей степени, чем девушки, придают значение победам, превосходству, у них выше конкурентность, а у девушек мотив достижения ниже, чем у юношей, и они не склонны строить в отношении своей профессиональной карьеры далеко идущие планы. У ряда девушек, занятых в традиционно женских сферах профессиональной деятельности (педагогика, социальная работа, сестринское дело), как показали исследования американских психологов, это действительно имеет место. Однако профессиональные планы девушек, занятых в сфере коммерции, юриспруденции и медицины, оказались очень близки тем, которые строят в отношении своей карьеры юноши, занятые аналогичными видами деятельности. Это соответствует выводу, который сделан в работе Д. Макклеланда сотрудниками: половые различия в мотивах достижения необходимо рассматривать в соответствии с типом цели. Парадоксальность и неустойчивость половых различий в силе мотива достижения, получаемые в разных исследованиях, X. Хекхаузен тоже склонен объяснять различиями в том, какая ценностная ориентация превалирует у девушек - мужская (интеллектуальная) или женская (семейно-бытовая). Очевидно, именно с большей ориентацией на учебу можно связать лучшую успеваемость и больший мотив достижения в учебе у учащихся девочек и девушек по сравнению с учащимися мальчиками и юношами.
С другой стороны, в работе И. Мацека и Й. Безака показано, что при просьбе повысить темп точностной работы мотивация у мальчиков по сравнению с девочками оказалась более сильной.
Существуют три точки зрения на проявление мотива достижений у юношей и девушек. Первая состоит в том, что девушки иначе мотивированы на достижения, чем юноши. Вторая - что юноши и девушки мотивированы разными потребностями: для девушек потребность в аффилиации (эмоциональном принятии) важнее, чем потребность в достижениях. Третья - юноши и девушки обладают мотивом достижений в равной степени, но реализуют его в разных видах деятельности.
Первая точка зрения находит  подтверждение в данных Д. Спенса и Р. Хельмрайха. Мотив достижения изучался авторами в трех сферах: совершенствование, соревнование, достижение результата. На студенческой выборке было выявлено, что у девушек выше мотивация достижения результата, у юношей - мотивация совершенствования и соревнования.
Таким образом, гендерные различия являются одним из существенных факторов, обеспечивающих особенности временной перспективы в юношеском возрасте.
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 2. Эмпирическое изучение гендерных особенностей временной перспективы юношеского возраста
2.1 Описание выборки и методик исследования
 
В ходе исследования, которое  проходило на базе Красноярского краевого колледжа культуры и искусства г. Минусинска, нами было обследовано 35 юношей и 35 девушек.
Целью нашего исследования являлось выявление гендерных особенностей временной перспективы в юношеском  возрасте.
Задачи:
    Исследовать особенности построения временной перспективы у юношей.
    Исследовать особенности построения временной перспективы у девушек.
    Выявить особенности временной перспективы у юношей и девушек.
 Для решения данных задач были использованы методики, отвечающие целям и задачам исследования:
    Методика рисуночных метафор « Жизненный путь» И.Л. Соломина
    Метод мотивационной индукции (MIM) «Временная перспектива», предложенный Ж. Ньюттеном в модификации Н.Н. Толстых.
Методика рисуночных метафор «Жизненный путь» (И.Л. Соломин) представляет собой комплексный способ психологической диагностики и консультирования подростков и взрослых людей.
Цель – изучить особенности  временной перспективы: взаимосвязь  временных характеристик, масштаб  и аспекты социальной жизни.
Стимульный материал – чистый лист бумаги формата А4, карандаш или шариковая ручка.
Испытуемым зачитывалась инструкция: «Путник шел по дороге, которая назвалась «Жизнь». Дорога привела его к перекрестку. Путник остановился, осмотрелся и задумался. По какому пути идти дальше? Представьте  себя на месте путника. О чем вы думаете? Что вы чувствуете? Перед  Вами чистый лист бумаги. Возьмите карандаш и изобразите на листе свою прошлую  историю, свое положение в настоящий момент и варианты своей будущей жизни. Используйте свои воспоминания, переживания, фантазии и мечты. Куда Вы хотите придти? Что Вы возьмете с собой в дорогу? С чем встретитесь на своем пути? Чему Вам предстоит научиться?»
Критерии анализа. Показатели результатов методики можно условно разделить на две большие категории. К первой категории относятся показатели, характеризующие формальные, графические особенности рисунка, описывающие не столько то, что изображено на рисунке, сколько то, как оно изображено.
Мы использовали следующие критерии для интерпретации данных: протяженность; плотность; связность;  устремленность в будущее.
Протяженность времени характеризуется  представлением о жизненном пути, как о процессе, а не как о смене статических фаз; продолжительности, легкости, постоянстве и о выборе жизненного пути. Плотность выражается факторами и объектами, помогающими или препятствующими продвижению к цели, атрибутами профессиональной деятельности или хобби. Связность времени определяется наличием прошлого, настоящего и будущего в рисунке, связанной общей линией развития. Несогласованность времени наблюдается в том, что нет связи с прошлым (негативное прошлое или беззаботное детство, которое не вернется никогда), нет связи с настоящим, так как оно представлено неопределенно. Устремленность в будущее выражается в представлении о временной перспективе событий. Отсутствие линейной последовательности событий от прошлого к будущему, характеризуется стремлением вернуться в прошлое.
Совместно с методикой  рисуночных метафор использовался  метод мотивационной индукции (MIM), предложенный Ж. Ньюттеном в модификации Н.Н. Толстых. В этом случае для выявления мотивации используется метод незаконченных предложнеий.
Цель – выявить содержание мотивов и основные индексы временного кода.
Стимульный материал –  буклет с приложениями, сформулированными в утвердительной форме – «я хочу» (положительные индукторы) и в отрицательных - «я не хочу» (отрицательные индукторы).
Проводиться в групповой  форме. Инструкция: « На бланке представлены слова « я хочу...», « я надеюсь…». Эти слова составляют начало некоторой фразы, и Ваша задача, закончить эту фразу так, как Вы лично бы ее закончили. Не надо долго думать над каждой фразой. Надо писать, что приходит Вам в голову, когда Вы применяете к себе эти первые слова каждого предложения. Возможно, у Вас создастся впечатление, что повторяются одни и те же слова. Это делается для того, что бы Вы могли написать возможно больше о своих желаниях. Не надо стараться вспомнить то, что Вы уже писали. Длинна и строение фраз не имеют ни какого значения.
Критерий анализа. Подсчет  баллов производиться по предложенным Нюттеном кодом с помощью метода контент-анализа – код времени, в котором используется два типа символов – в категориях периода календарного времени ( Т – в настоящий момент, Д – в интервале дня, Н – в ближайшую неделю, М – в ближайший месяц, Г – в течение года) и в категориях периодов социальной и биологической жизни субъекта (О – период обучения, В – взрослость, Ж – ко всему периоду жизни, С – старость, ОН – желание обладать какими-то качествами, свойствами, умениями, открытое настоящее, П – упоминание прошлого, ИБ – цели, не только связанные с жизнью отдельного человека, но и с жизнью других людей, всего человечества, историческое будущее) и код анализа содержания мотивов (тот или иной аспект личности самого субъекта; активность, связанная с саморазвитием; активность, связанная с учебной или профессиональной деятельностью;  активность, связанная с общением; активность, связанная с материальными ценностями; активность, связанная с отдыхом; активность, связанная с познанием; активность, связанная с религией; активность, связанная с процедурой и ситуацией тестирования, ответы, не поддающиеся классификации).
 
2.2 Анализ результатов  исследования взаимосвязи типа  мотивации и временной перспективы  у юношей и девушек
 
Применение методики «Мой жизненный путь» позволила выявить  взаимосвязь временных характеристик, масштаба времени и представленности аспектов жизни у юношей и девушек. Результаты обследования представлены в таблице 1.
 
Параметры временной перспективы  у юношей и девушек       Таблица 1

и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.