На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Сравнительный анализ института прокуратуры в России и в зарубежных странах

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 07.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?ОГЛАВЛЕНИЕ
 
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… 5
              Глава 1. История прокуратуры Российской Федерации ……………….. 7
Глава 2. Место прокуратуры в системе государственных органов
2.1. Место прокуратуры в системе государственных органов Франции и США ……………………………………………………………………... 21
2.2. Место прокуратуры в системе государственных органов Испании и Греции ……………………………………………………………………. 30
2.3. Прокуратура как отдельная система и подчинена парламенту (на примере социалистических стран) …………………………………….  31
Глава 3. Страны, где институт прокуратуры отсутствует ……………. 34
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………….. 38
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ………………………………………... 40
 
 
 
             
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
Многие законодательные принципы, постулаты  и  основы государственно-правых явлений были восприняты из практики зарубежных стран большинством государств современного мира, и  примером того является римская юриспруденция, положения которой приемлемы и  поныне. Это свидетельствует о том, что при создании внутригосударственной системы законодательства необходимо учитывать  и зарубежный опыт.               Избранная тема актуальна, поскольку проведение сравнительного анализа института поддержания публичного обвинения в РФ  и  в зарубежных странах имеет существенную перспективу  обмена опытом.
Обращение к особенностям института поддержания государственного обвинения наиболее развитых стран позволит усовершенствовать отечественное законодательство, регламентирующее указанную деятельность. По данному поводу Н.П. Кириллова отмечает, что процессуальное положение и эффективность деятельности государственного обвинителя зависит от формы уголовного процесса и правовых традиций. Институт прокуратуры существует почти во всех прогрессивных странах мира, но не во всех из них статус данного органа одинаков. Думается, такое положение объяснимо с учетом занимаемого места прокуратуры в системе механизма того или иного государства.              
Так, в науке уголовно-процессуального права России и зарубежных стран выделяют различные модели прокуратур: прокуратура  в составе министерства юстиции,  прокуратура в составе судебной системы, прокуратура  как самостоятельная система .
              Цель данной работы – провести сравнительный анализ института прокуратуры в России и в зарубежных странах. Для достижения обозначенной цели, необходимо последовательно решить ряд задач:
              - ознакомиться с  историей прокуратуры в России;
              -  определить  место прокуратуры в системе государственных органов в различных зарубежных странах.
Последовательное решение названных задач позволит говорить о проведенном сравнительном анализе института прокуратуры в России и за рубежом.
В работе автором использованы нормативные правовые акты России и зарубежных стран, научная литература, представленная  в  библиографичес - ком  списке.
5
 


Глава 1. История прокуратуры Российской Федерации.
Основателем органов прокуратуры и прокурорского надзора в России считается Петр I. Общая централизация и бюрократизация системы власти, характерная для становления абсолютной монархии в период его правления, привела, во-первых, к потребности в создании органа по контролю и надзору за состоянием законности, а во-вторых, к необходимости пресечения и предупреждения возросшей преступности среди должностных лиц.
Первым в России специализированным контрольным ведомством с отдельными надзорными полномочиями была учрежденная указом от 2 марта 1711 г. фискальная служба. За образец этой службы Петр I взял государственные органы Германии, а модель такой должности была заимствована в Швеции. Назначение ее состояло в том, чтобы «... над всеми делами тайно надсматривать и проведывать про неправый суд, также сбор казны и прочего»[1]. При Сенате учреждается должность обер-фискала, назначаемого государем, получавшего возможность осуществлять надзор за деятельностью государственного аппарата, используя систему фискалов. В их основную обязанность входило «тайно проведывать, доносить и  обличать» о всех нарушениях закона, злоупотреблениях и воровстве  и всем прочем, что «во вред государственному интересу может быть». С этой  целью они принимали «доносы» от частных лиц, имели  право входить в  присутственные места, требовать для просмотра дела и документы, и  объяснения чиновников. Должности фискалов учреждались при всех центральных и местных органах: коллегиях, канцеляриях, судах и др., при губернских правлениях, провинциях, городах. Фискальная служба являлась секретной, к фискалам предъявлялись высокие моральные требования.
Довольно скоро оказалось, что в деятельности самой фискальной службы  множество недостатков. Пользуясь весьма широкими полномочиями и не  чувствуя должной ответственности, многие фискалы не прочь были поживиться  за счет   тех   мест,   при   которых   они  состояли, погрязнув в
лихоимстве и  злоупотреблениях. Они не получали материального обеспечения от казны, что провоцировало взяточничество. Их стали почти открыто ненавидеть, так что само слово  «фискал» люди относили к таким же бранным, как, например, «шпион»,  «доноситель».  Сам император вынужден был признать, что чин фискала «тяжел и ненавидим».
Кроме того, оставался без контроля и присмотра высшей государственный орган  - Правительствующий сенат. Предпринятые в 1715-1721 гг. усилия по организации действенного контроля за высшей властью оказались неудачными. В то же время такой контроль был особенно актуален в условиях невиданной прежде интенсификации законодательного процесса. Правда, иногда  император поручал контролировать сенатскую деятельность своим наиболее доверенным лицам, таким, как  генерал-ревизор Зотов и обер-секретарь Сената Щукин, и даже отдельным  офицерам гвардии. Но эти функции они выполняли временно, эпизодически, что  не устраивало Петра I. 
Император понимал, что нужно создать новое учреждение, стоящее как бы над Сенатом и над всеми другими  государственными учреждениями. Из сочетания названных потребностей в январе 1722 г. и возникла российская прокуратура.
Как название, так и исходный замысел нового государственного учреждения был заимствован, в первую очередь, из Франции, где прокуратура как государственный институт возникла впервые - 25 марта 1302 г. Но в итоге за отечественными прокурорами не были закреплены присущие соответствующему французскому институту уголовно-процессуальные полномочия. Российская прокуратура начинала складываться как ведомство, подчиненное непосредственно верховной власти и призванное осуществлять надзор за деятельностью правительственных учреждений.
12 января 1722 года оказалось знаменательной датой в истории Российского  государства. В тот день царь  подписал указ, направленный на
улучшение  деятельности всех органов государства. В нем определялись обязанности  сенаторов, предписывалось присутствовать президентам некоторых коллегий в  Сенате, устанавливалась ревизион-коллегия и учреждались при Сенате  должности генерал-прокурора,  рекетмейстера, экзекутора и герольдмейстера.  Петр I предложил представить ему кандидатов на эти должности. 
В Именном Высочайшем Указе Петра I Правительствующему Сенату отмечалось: «Надлежит быть при  Сенате Генерал-Прокурору и Обер-Прокурору, а также во всякой Коллегии по Прокурору, которые должны  будут рапортовать Генерал-Прокурору». Спустя несколько дней были введены должности прокуроров и при надворных судах. Уже 18 января 1722 года он назначает на должность генерал-прокурора графа П.И. Ягужинского генерал-аншефа, обер-шталмейстера, кабинет-министра и дипломата, кавалера всех  высших орденов  Российской империи.
При создании прокуратуры Петром I перед ней ставилась задача «уничтожить или  ослабить зло, проистекающее из беспорядков в делах, неправосудия, взяточничества и беззакония». В этом же указе Петр I писал: «Ныне ни в чем так надлежит трудиться, чтобы выбрать и мне представить кандидатов на вышеписанные чины, а буде за краткостью времени всех нельзя, то чтобы в президенты коллегий и в генерал и обер-прокуроры выбрать; что необходимая есть нужда до наступающего карнавала учинить, дабы потом исправиться в делах было можно; в сии чины дается воля выбирать изо всяких чинов, а особливо в прокуроры, понеже дело нужное есть».
На прокуратуру была возложена обязанность осуществлять наблюдение за соблюдением законов поднадзорными ей государственными органами. В случае установления нарушений законов прокуратура предлагала соответствующим лицам и учреждениям устранять эти нарушения, опротестовывала незаконные решения. Важным участком работы прокуроров был надзор за соблюдением законов в арестантских домах и тюрьмах.
По структуре петровская прокуратура делилась на две части - сенатскую и синодальную, а те, в свою очередь, на два уровня. Высший уровень составили независимые друг от друга генерал-прокуратура Правительствующего Сената и  обер-прокуратура Святейшего Синода. Генерал-прокурору и обер-прокурору подчинялись прокуроры при коллегиях Сената. Генерал-прокурор и обер-прокурор могли быть назначены и отстранены только монархом. Низший уровень составляли подчиненные им прокуратуры коллегий, Главного магистрата, надворных судов и Монастырского приказа. В то же время должности прокуроров не предусматривались в единолично управлявшихся центральных ведомствах  - канцеляриях. По замыслу Петра I прокуратура не финансировалась как отдельное ведомство, ее должностные лица должны были получать жалованье из бюджетов поднадзорных учреждений.[2]
По первоначальному замыслу Петра I, генерал-прокурор должен был выступать в роли высшего  должностного лица в государственном аппарате, в руках которого сосредоточивался бы надзор за правильным и законным ходом управления страной, и прежде всего ее центральными учреждениями. Предполагалось, что генерал-прокурор должен стоять на страже интересов государя, государства, церкви и всех граждан, которые не могут сами защитить свои интересы.  Однако в ходе дальнейшей работы над указом о функциях прокуратуры Петр I отказался от таких всеобъемлющих обязанностей генерал-прокурорской должности. Центр тяжести переносился
исключительно на надзирающую роль генерал-прокурора за деятельностью всех государственных органов, и прежде всего Сената.
С первых же дней образования прокуратуры Петр I дал понять всем  сенаторам, какое место он намерен отвести прокурору в государственных делах.  Представляя сенаторам первого генерал-прокурора, он сказал: «Вот мое око,  коим я буду все видеть. Он знает мои намерения и желания; что он  заблагорассудит, то вы делайте; а хотя бы вам показалось, что он поступает  противно моим и государственным выгодам, вы однако ж то выполняйте и,  уведомив меня о том, ожидайте моего  повеления»[3].
Эта же мысль Петра I нашла отражение и в указе от 27 апреля 1722 года «О должности генерал-прокурора». Этот указ устанавливал основные обязанности  прокурора, его полномочия по надзору за Сенатом, руководству подчиненными органами прокуратуры. Указ предписывал, что «генерал-прокурор повинен сидеть в Сенате и смотреть накрепко, дабы Сенат свою должность хранил и во  всех делах, которые к сенатскому рассмотрению и решению подлежат, истинно,  ревностно и порядочно, без потери времени, по регламентам и указам  отправлял, разве какая законная причина к отправлению ему помешает, что все  записывать повинен в свой журнал». Прокурору вменялось в обязанность наблюдать также за тем, чтобы в Сенате «не на столе только дела вершились, но самым действом по указам исполнялись», а также «накрепко смотреть, дабы Сенат в своем звании праведно и нелицемерно поступал». Если генерал-прокурор обнаруживал, что Сенат нарушает законы, то он обязан был предложить Сенату исправить ошибку, а если не послушает - «протестовать и оное дело остановить». В указе отмечено: «И понеже сей чин - яко око наше и стряпчий о делах государственных, того ради надлежит верно поступать, ибо первое на нем взыскано будет». Прокуроры имели назначение выполнять роль «взыскателей наказания» и одновременно «защитников невинности».
Положение первого генерал-прокурора было непростым. Основное внимание в своей прокурорской деятельности Ягужинский сосредоточил на контроле за повседневной работой Сената, за правильностью и законностью разрешения дел, их своевременным прохождением, порядком в Сенате и т.п. Первое время генерал-прокурор прилагал немало усилий, чтобы навести в Сенате элементарный порядок. Коллегиальные решения были еще чужды сознанию самолюбивых сановников. Сенаторы не привыкли считаться с чужим мнением и уважать его, поэтому в сенатском собрании зачастую возникали ссоры, крики и брань, а иногда и драки. В связи с этим 16 октября 1722 года Ягужинский написал особое «предложение» Сенату, в котором просил сенаторов воздержаться от ссор и споров, «ибо прежде всего это неприлично для такого учреждения, как Сенат».
 Постепенно генерал-прокурор занимает ключевое положение в государственном управлении. В.О.Ключевский писал по этому поводу: «Генерал-прокурор, а не Сенат, становился маховым колесом всего управления; не входя в его состав, не имея сенаторского голоса, был, однако, настоящим его президентом, смотрел за порядком его заседаний, возбуждал в нем законодательные вопросы, судил, когда Сенат поступал право или неправо, посредством своих песочных часов руководил его рассуждениями и превращал его в политическое сооружение на песке»[4]. Генерал-прокурор оглашал в Сенате именные указы, выступал с законодательными инициативами, вносил в Правительствующий Сенат кандидатуры прокуроров и руководил нижестоящими прокурорами, осуществлял надзор за фискальной службой, отслеживал исполнение высочайших предписаний, осуществлял общенадзорную деятельность, мог ставить вопрос перед Сенатом  о ликвидации пробелов в законодательстве. Собственно надзорная деятельность генерал-прокуратуры проявилась в описываемое время весьма слабо. Эпизодов официального обращения генерал-прокурора с протестами к Петру I не обнаружилось ни одного. В то же время генерал-прокуратура вела
следственную деятельность, которая формально для должности генерал-прокурора предусмотрена не была. На основе следственной канцелярии генерал-прокуратуры  в начале 1723 г. возникает Розыскная контора Вышнего суда[5]. 
Указом от 11 мая 1722 г. была создана своего рода специализированная прокуратура во главе со светским чиновником - обер-прокурором центрального органа управления государственной православной церковью - Святейшего синода. В епархиях православной церкви, которые управлялись духовными консисториями, прокурорские надзорные функции возлагались на секретарей консисторий. Они назначались и увольнялись с должности Синодом по предложению обер-прокурора, находились в его непосредственном подчинении «как блюстителя законных постановлений по духовному ведомству» и были обязаны исполнять его предписания[6].
При императрице Екатерине I и императоре Петре II роль и значение прокуратуры существенно снизились из-за проводимой ими политики, усиления роли других институтов власти, которые видели в прокуратуре ограничение своих полномочий. Прокуратура была самым бюрократическим элементом в правительственных коллегиальных учреждениях была прокуратура с генерал-прокурором при Сенате во главе; прокуратура была «оком государя», блюстительницей законов. Понятно, что она стесняла чиновную аристократию. Вследствие этого, как отмечает В.О. Ключевский,  вскоре по смерти Петра случилось нечто неожиданное: в 1730 г. вдруг не оказалось ни генерал-прокурора, ни прокурора при Сенате, ни простых прокуроров при коллегиях, и никто не знал, куда они девались, хотя еще живы были люди, занимавшие эти должности; тогда, например, еще жив был бывший генерал-прокурор Ягужинский[7].
Впоследствии, в период правления Анны Иоанновны, манифестом от 2 октября 1730 г. прокуратура была восстановлена. Произошло существенное развитие вертикали прокурорской власти - была усилена власть губернских прокуроров, на деле осуществлявших роль «ока государева» в регионах России. Однако вторично прокуратура была упразднена в регентство Анны Леопольдовны, когда в центральном управлении начал усиливаться чиновный элемент.
Екатерина II придавала должности генерал-прокурора исключительно важное значение. В 1764 году, при вступлении в должность генерал-прокурора, князь Александр Алексеевич Вяземский получил от императрицы собственноручно написанное ею «секретнейшее наставление», в котором не очерчивались какие-либо границы его служебных обязанностей, а давались принципиальные установки его взаимоотношений с Сенатом и сенаторами, обращалось внимание на те вопросы, которым он должен был уделить внимание в первую очередь. Так, например, императрица предложила тщательно следить за «циркуляцией денег» в государстве, досконально вникнуть в дело о «выписывании серебра», продумать вопрос об ограничении корчемства, в котором, по ее словам, столько виноватых, что пришлось бы наказывать целые провинции.
В отдельные периоды  генерал-прокурор выступал не только как блюститель законов, но и как  министр  финансов, юстиции, внутренних дел. Особенно наглядно это проявилось во  времена царствований Екатерины II и Павла I. Начиная же с 1802 года генерал-прокурор стал одновременно и министром юстиции.
В период царствования Екатерины II в значительной степени был усилен прокурорский надзор в провинции. Это связывают с принятием в 1775 г. «Учреждение о губерниях». Надзор за правильным применением законов всеми официальными учреждениями - присутственными местами, как судебными, так и административными осуществляли губернские прокуроры,
а также губернские стряпчие (в уезде те же задачи решал уездный стряпчий). Прокуроры и стряпчие, назначаемые Сенатом, состояли при судах[8].
В 1862 г., Государственный Совет Российской Империи принял «Основные положения о прокуратуре», в которых определялось государственное назначение прокурорского надзора - «наблюдение за точным и единообразным исполнением законов в Российской Империи», определялись функции, полномочия и задачи прокуратуры. К их числу относятся: единство и строжайшая централизация органов прокурорского надзора; осуществление прокурорами возложенных на них полномочий от имени всей системы органов прокуратуры; осуществление «верховного» надзора в Империи Генерал-прокурором (он же министр юстиции); строгая подчиненность нижестоящих прокуроров вышестоящим; несменяемость прокуроров; независимость прокуроров от «местных» влияний при принятии ими любого решения[9].
Судебная реформа 1864 года установила «Основные начала судебных преобразований», которые в части, касающейся судоустройства, определяли, что «при судебных местах необходимы особые прокуроры, которые по множеству и трудности возлагаемых на них занятий, должны иметь товарищей», а также констатировали, что «власть обвинительная отделяется от судебной». Данная реформа, проведенная Александром II, привела к выполнению одной основной функции - обеспечению уголовного преследования на следствии и в суде. К полномочиям прокуроров было отнесено наблюдение за работой судебных следователей, присутствие при производстве отдельных следственных действий, право давать необходимые указания об их проведении, контроль за обоснованностью ареста обвиняемых и некоторые другие функции - обеспечение уголовного преследования на следствии и в суде («обличения обвиняемого перед судом»).
Таким образом, судебная реформа 1864 года подвергает правовой статус прокуратуры существенному изменению, фактически создав две системы органов прокуратуры с несколько различающимися полномочиями:
1) прокуратуры судов;
2) губернских прокуроров, которые не обладали функциями обвинительной власти, но имели полномочия по осуществлению общего надзора.
Период с 1864 по 1917 гг. не внес существенных изменений в организацию и деятельность российской прокуратуры, хотя неоднократно поднимались вопросы о необходимости усиления надзорной деятельности прокурора. Должность генерал-прокурора в этот период занимали Д.М. Замятин, С.Н. Урусов, К.И. Пален, Д.Н. Набоков, Н.А. Манассейн, Н.В. Муравьев, С.С. Манухин, М.Г. Акимов.
24 ноября 1917 года высшим органом власти в стране - Советом Народных Комиссаров - был принят Декрет о суде № 1, согласно которому упразднялись существовавшие до революции суды, институты судебных следователей, прокурорского надзора, а также присяжной и частной адвокатуры. Их функции взяли на себя вновь созданные народные суды, а также революционные трибуналы. Для производства предварительного следствия были образованы особые следственные комиссии[10].
В мае 1922 года постановлением ВЦИК было принято первое «Положение о прокурорском надзоре», согласно которому в составе Народного комиссариата юстиции была учреждена Государственная Прокуратура. При этом на прокуратуру были возложены следующие функции:
- осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных, частных организаций и частных лиц путем возбуждения уголовного преследования против виновных и опротестования нарушающих закон постановлений;
- непосредственное наблюдение за деятельностью следственных органов дознания в области раскрытия преступлений, а также за деятельностью органов государственного политического управления;
- поддержание обвинения в суде;
- наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей.
В ноябре 1923 года была образована Прокуратура Верховного суда СССР, которой предоставили широкие полномочия - право законодательной инициативы и совещательного голоса в заседаниях высших органов власти страны, а также право приостанавливать решения и приговоры коллегий Верховного суда СССР.
В июне 1933 года Постановлением ЦИК и СНК СССР принято решение об учреждении прокуратуры СССР, на которую возлагались, в том числе, дополнительные функции:
- надзор за соответствием постановлений и распоряжений отдельных ведомств СССР и союзных республик и местных органов власти Конституции и постановлениям правительства СССР;
- наблюдение за правильным и единообразным применением законов судебными учреждениями союзных республик с правом истребования любого дела в любой стадии производства, опротестования приговоров и решений судов в вышестоящие судебные инстанции и приостановления их исполнения;
- возбуждение уголовного преследования и поддержание обвинения во всех судебных инстанциях на территории СССР;
- надзор на основе особого положения за законностью и правильностью действий ОГПУ, милиции, уголовного розыска и исправительно-трудовых учреждений;
- общее руководство деятельностью прокуратуры союзных республик.
Утвержденное в декабре 1933 года «Положение о Прокуратуре СССР» определило правовой статус Прокуратуры СССР как самостоятельного государственного органа[11]. Прокуратура Верховного Суда СССР была упразднена. Прокурор СССР назначался ЦИК СССР и был подотчетен ему, а также его Президиуму. Помимо этого Прокурор СССР был подотчетен и СНК СССР. Это обеспечивало независимость Прокурора СССР от каких-либо государственных органов и должностных лиц.
Первым прокурором СССР был назначен Иван Алексеевич Акулов. В «Положении о Прокуратуре СССР»[12] были определены отрасли прокурорского надзора, ставшие традиционными: общий надзор, надзор за правильным и единообразным исполнением законов судебными органами; надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия; надзор за законностью и, правильностью действий ОГПУ, милиции, исправительно-трудовых учреждений. В Положении были определены система и структура органов прокуратуры. В качестве структурных подразделений в Прокуратуру входили военная и транспортная прокуратуры. Весьма обстоятельно были сформулированы функции центрального аппарата Прокуратуры СССР. Его главное предназначение заключалось в осуществлении руководства нижестоящими прокуратурами путем издания различного рода указаний и распоряжений, созыва совещаний подчиненных прокуроров и следователей, проведение проверок деятельности нижестоящих прокуратур, получение регулярных отчетов об их деятельности[13]. На Прокуратуру СССР возлагались функции по подбору, расстановке и воспитанию кадров прокуроров и следователей.
Проведение в жизнь «Положения о Прокуратуре СССР» в существенной мере способствовало укреплению единства и строгой централизации органов прокурорского надзора. Конституция СССР, принятая в декабре 1936 г., впервые в истории конституционного законодательства вводит понятие высшего надзора за точным исполнением законов. Причем, эта прерогатива была отнесена к полномочиям только Прокурора СССР (ст. 113).
Таким образом, в 1936 г. произошло окончательное выделение органов прокуратуры из системы юстиции в самостоятельную единую централизованную систему[14].
В годы Великой Отечественной войны деятельность органов Прокуратуры была подчинена общей задаче - победе советского народа над немецким фашизмом. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «О военном положении», работа органов прокуратуры, как военных, так и территориальных, была перестроена на военный лад.
С целью укрепления трудовой и исполнительской дисциплины Указом Президиума Верховного Совета СССР в сентябре 1943 г. прокурорско-следственным работникам устанавливаются классные чины с выдачей форменного обмундирования. Одновременно вводится сравнительная градация классных чинов прокуроров и следователей, приравненных к воинским званиям.
Учитывая важное государственное и политическое значение деятельности органов прокуратуры и в целях повышения престижа, авторитета и влияния органов прокуратуры на обеспечение законности в государстве, Верховный Совет СССР в марте 1946 г. принимает Закон СССР «О присвоении Прокурору СССР наименования Генерального прокурора СССР».
Первым Генеральным прокурором СССР стал Константин Петрович Горшенин. В мае 1955 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР утвержден такой важный законодательный акт как «Положение о прокурорском надзоре в СССР». Статья 1 Положения возлагает на Генерального прокурора СССР осуществление высшего надзора за точным исполнением законов всеми министерствами и подведомственными им учреждениями, а также гражданами СССР.
После того, как в 1977 году была принята новая Конституция СССР, Прокуратура СССР приступила к разработке на ее основе Закона о Прокуратуре СССР, которому предстояло заменить утвержденное в 1955 году Положение о прокурорском надзоре в СССР. В соответствии с принятым в ноябре 1979 года Законом СССР «О Прокуратуре» к основным направлениям деятельности прокуратуры было отнесено, во-первых, высший надзор за точным и единообразным исполнением законов, и, во-вторых, борьба с нарушениями законов об охране социалистической собственности; борьба с преступностью и другими правонарушениями; расследование преступлений; привлечение к уголовной ответственности лиц, совершивших преступление; обеспечение неотвратимости ответственности за преступление; разработку совместно с другими государственными органами мер предупреждения преступлений и иных правонарушений; координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступлениями и иными правонарушениями и участие в совершенствовании законодательства и пропаганде советских законов. Законном устанавливалось право законодательной инициативы Генерального прокурора СССР и его ответственность и подотчетность перед Верховным Советом СССР, а в период между его сессиями - Президиуму Верховного Совета СССР.
В Законе также закреплялось, что органы прокуратуры составляют единую и централизованную систему - прокуратуру СССР, возглавляемую Генеральным прокурором СССР, с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим.
После распада СССР, в январе 1992 г., был принят новый Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации». В дальнейшем в Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 г., в статье 129 был закреплен принцип единства и централизации системы органов прокуратуры.
В результате законодательных преобразований прокуратура Российской Федерации окончательно сформировалась структурно и функционально в самостоятельный государственный орган, не входящий ни в одну из ветвей власти[15].
В принятом Законе был упразднен надзор за исполнением законов гражданами, установлен запрет на вмешательство прокуратуры в хозяйственную деятельность, совсем иным стало содержание прокурорского надзора. Утвержден и последовательно проводится в жизнь приоритет надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
5
 


Глава 2. Место прокуратуры в системе государственных органов.
2.1. Место прокуратуры в системе государственных органов Франции и США.
Органы прокуратуры во Франции входят в систему Министерства юстиции и осуществляют функции, связанные, главным образом, с обеспечением соблюдения уголовных законов. На французскую прокуратуру возложено возбуждение уголовного преследования, надзор за органами расследования и руководство ими, поддержание обвинения в суде при рассмотрении уголовных дел, контроль за законностью судебных актов, обеспечение исполнения приговоров и решений судебных органов. При рассмотрении в суде гражданских споров прокурор может выступать в качестве так называемой присоединенной стороны, давая заключение по поводу законности заявленного в суде иска[16].
В организационном отношении прокуратура строится применительно к структуре судебных органов.
Прокуроры республики при трибуналах большой инстанции, помимо выполнения прокурорских функций, связанных с рассмотрением гражданских дел, лично или через своих заместителей (помощников) поддерживают обвинение в трибунале большой инстанции (исправительном трибунале) и в суде присяжных. На прокуроров республики при трибуналах большой инстанции возложено осуществление прокурорских функций в трибуналах малой инстанции[17]. Прокуроры республики вправе приносить апелляцию на приговоры и решения трибуналов обеих категорий. Одной из важных их функций является руководство органами расследования, действующими на подведомственной им территории, а также надзор за содержанием заключенных в местах лишения свободы. Генеральные прокуроры при апелляционных судах дают свои заключения по поводу рассматриваемых в апелляционном порядке гражданских дел, поддерживают обвинение в апелляционном суде, а также в суде присяжных, действующем в месте нахождения апелляционного суда. Они наделены правом принесения апелляции на приговоры полицейских и исправительных трибуналов. На них возложен надзор за применением уголовных законов в пределах района их компетенции, надзор за судебной полицией и содержанием заключенных в местах лишения свободы. Генеральные прокуроры имеют заместителей и помощн
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.