На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Современный монетаризм: основные взгляды

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 07.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?6
 
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ)
Волгоградский филиал
 
 
 
 
 
 
КУРСОВАЯ РАБОТА
 
по дисциплине
«Макроэкономика»
на тему: «Современный монетаризм: основные взгляды»
 
 
 
 
 
 
Рецензент:                                                                                                    Студент 4 курса Волгоградского
______________/    Голиков В.В.   /                                                         филиала МИИТ
(подпись)                                                                                                    Круглова Л.Г. «____»_____________________2012 г.                                           шифр: 0932-п/НЭ-4926             
                                                           
 
 
 
 
 
 
 
 
Волгоград 2012
Содержание
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..…………………3
Глава 1. СОВРЕМЕННЫЙ МОНЕТАРИЗМ……………………....…………….4
1.1.      Введение в современный монетаризм……………...…………….…..…….4
1.2.      Принципы, цели и инструменты денежной теории…………….............…7
Глава 2. СОВРЕМЕННАЯ МОНЕТАРНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ.......…12
2.1. Анализ монетарной политики, ее роль в экономике России…..........……12
2.2. Государственный бюджет…...…………………………………….........…..14
2.3. Проведение монетарной политики на современном этапе…………….…15
Глава 3. МОНЕТАРНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ (перспективный прогноз).. …………………………….………………………………………………………21
3.1.Недостатки монетарной политики……………………………….…..……..21
3.2.Преимущества монетарной политики………...……………….…..……….27
3.3. Перспективы развития монетарной политики в России…...……………..30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….…………35
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..….36
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
Целью данной курсовой работы является подробное рассмотрение версий экономического роста и роли государства с позиции современного монетаризма.
Для рассмотрения цели следует рассмотреть следующие задачи: современный монетаризм, современную монетарную политику в России, перспективы развития монетарной политики России.
Объектом исследования является современная монетарная политика в России. Предметом исследования являются основные взгляды современного монетаризма.
Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме "Основные положения современного монетаризма" в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью.
Структура рассмотрения темы состоит из трех глав, введения и заключения.
В первой главе данной работы рассматриваются принципы, цели и инструменты денежной теории. Введение в современный монетаризм. Основные теоретические позиции монетаризма.
Во второй главе мы рассматриваем современную монетарную политику, ее роль в экономике России, проведение на современном этапе и государственный бюджет.
В третьей главе мы рассматриваем преимущества, недостатки и перспективу развития монетарной политики в России.
В заключении сделаны основные выводы по рассмотренной теме.
 
 
 
 
 
 
Глава 1. СОВРЕМЕННЫЙ МОНЕТАРИЗМ
1.1.           Введение в современный монетаризм
В 1956 г. в США под редакцией профессора эконо­мики Чикагского университета Милтона Фридмана вы­шел сборник статей «Исследования в области количе­ственной теории денег». Он знаменовал рождение но­вой доктрины, которая получила впоследствии боль­шую популярность в США и за границей и претендует ныне на роль теоретического антипода кейнсианского учения. Во вводной статье к сборнику М. Фридман фор­мулирует особую версию количественной теории де­нег, новый вариант «монетарного взгляда» на функ­ционирование капиталистической экономики. Затем последовала целая серия работ, где положения новой теории подверглись дальнейшему развитию и шли­фовке. Монетаристы пытаются утвердить качественно иной по сравнению с кейнсианским взгляд на общую природу капиталистического хозяйственного механизма. Монетаристская концепция, — заявляет американский экономист К. Бруннер, — отвергает тезис, что динамический процесс, порождаемый частным (негосударственным) сектором, нестабилен в некоторых главных звеньях...» Другой активный сторонник монетарной доктрины, Л. Иэгер, пишет: «Ряд неблагоприятных аспектов функционирования капиталистической экономики — инфляция, рецессия, циклическая безработица и кризис платежного баланса не харак­терны для капитализма, как такового, а проистекают от неправильной денежной политики, последняя же есть функция государства». Аналогичный тезис фор­мулируется и авторами ряда монетаристских моделей П. Андерсеном и Дж. Джорданом: «Экономика в ос­нове своей стабильна и не обязательно подвержена повторяющимся периодам жестокой депрессии и ин­фляции. Крупные деловые циклы, которые случались в прошлом, связаны в первую очередь со значитель­ными колебаниями в темпах роста денежной массы».
Монетаризм явился своеобразной реакцией на длительный период игнорирования роли денежных факторов в хозяйственных процессах, который имел место в    капиталистических    странах    в    30 – 40-х    годах. М. Фридман выступил инициатором «переоценки цен­ностей» в арсенале науки о деньгах. Характеризуя свою концепцию, он писал: «Это был тео­ретический подход, утверждавший, что деньги действи­тельно важны и что любая оценка кратковременных сдвигов в хозяйственной активности будет, по-видимо­му, содержать серьезные ошибки, если она игнорирует монетарные сдвиги...».
Монетаристская доктрина прошла в своем развитии ряд этапов. Чикагский центр, по словам Фридмана, твердо придерживает­ся основных посылок количественной теории, но совершенствует, модернизирует ее.
Вспомним, хотя бы кратко, о происхождении и постулатах ко­личественной теории. Еще в середине XVIII в. англичанин Д. Юм (1711 – 1776) писал:
"... деньги суть не что иное, как представи­тели товаров и труда. Так как при излишке денег требуется боль­шее их количество для представления товаров, то для нации, взя­той в целом, это не может быть ни полезно, ни вредно — как ни­чего не изменилось бы в торговых книгах, если бы вместо араб­ских цифр, которые требуют меньшего числа знаков, стали бы употреблять римские, состоящие из большего числа знаков". Исследователи, правда, спорят о приоритетах, называя в качестве родоначальника монетаризма другого британского экономиста – Дж Вандерлинта, современника Юма, работы которого последний, безусловно, знал.[1]
Итак, простая количественная теория выражает прямую зависимость цен от количества денег. Первопричиной, двигателем изменений выступает денежная масса. Увеличение обращающихся денег, считает Д Юм, «приводит к повышению цен на один товар, затем на другой, пока цены всех товаров не вырастут в такой же пропорции, что и количество металлических денег».
Заметный вклад в развитие количественной теории денег внес Давид Рикардо (1772 – 1823). Он считал, что несмотря на различия, существующие между металлическими и бумажными деньгами, и те и другие средствами обращения и зависимость между их количеством и ценами распространяется на оба вида денег. «Если бы вместо открытия в стране рудника там был бы учрежден банк, наподобие Английского банка, с правом эмиссии банкнот в качестве средства обращения, то выпуск... большего количества банкнот, а следовательно, значительное увеличение совокупных средств обращения привело бы к такому же результату, как и открытие рудника. Средства обращения понизились бы в своей стоимости, а товары повысились бы в цене». Такой взгляд кажется нам сегодня чересчур прямолинейным, но не лишенным внутренней логики.
 В диспуте с представителями банковской школы, длившемся более 30 лет, Риккардо и его последователи настаивали на том, что единственным эмитентом банкнот должен быть государственный банк, который и ограничивал бы объем денежной массы.
Условием сохранения или поддержания ценности денег является ограничение их массы,  и этот постулат количественной теории сегодня не нуждается в доказательстве. Этапным в дальнейшем развитии теории денег явились исследования американского экономиста-математика Ирвинга Фишера (1867 – 1947). Его «уравнение обмена»: MV=PV, где Y означает годовой реальный продукт, V – скорость обращения денег, M – денежную массу и P – цены, позволило установить важнейшие взаимосвязи в денежном обращении, конкретизировало соотношение между показателями M и P.[2]
Представители количественной теории – от Рикардо до Фишера – объединяет подход к деньгам как средству обращения и платежа. Между тем экономисты Кембриджской школы обратили особое внимание на функцию накопления и ввели понятие кассовых остатков – сберегаемого денежного фонда, предназначаемого для инвестиций. В «Кембриджском уравнении» зависимость между денежной массой, с одной стороны, и произведением ценового индекса и реального продукта, с другой, опосредуется той частью Y. Которая сохраняется, не участвует в обращении. Выглядит данное уравнение как: M=kPQ, где Q практически тождественен Y, а k – часть индексированного валового продукта, сохраняющаяся в ликвидной форме.
Монетарное «прозрение» охватило научный мир в 70-е гг. но главный
удар по кейнсианской концепции "накачивания спро­са" был нанесен конечно же стагфляцией, возникшей в середине 70-х гг. Справиться с ней посредством мер государственного (бюджетного) регулирования оказалось невозможным.
Надо сказать, монетаризм может принимать разные формы: существует, например, британская версия, нашедшая свое выра­жение в политике М. Тэтчер. Монетаризм оказался успешным в экономической практике многих регионов мира. Сотрудничая с национальными специалистами, эксперты монетаризма разраба­тывают проекты выведения страны из кризиса (например, Джеф­фри Сакс – один из авторов "шоковой терапии" для Польши).
В копилке монетаризма – преодоление депрессии и структур­ные преобразования в ряде развивающихся стран, денежное оздо­ровление Израиля, модернизация на рыночных рельсах стран Юго – Восточной Азии, Восточной Европы. В Венгрии, Чехии, Польше были созданы стартовые условия для экономического со­ревнования.
Монетаристская доктрина принята на вооружение такими международными организациями, как ОЭСР и МВФ. Последний осуществляет теперь экономические сопоставления на основе так называемых "естественных" обменных курсов, предложенных М.Фридменом.[3]
1.2.           Принципы, цели и инструменты денежной теории
Основные принципы денежной теории:
1. Фундаментальное различие между номинальным и реаль­ным количеством денег.
2.    Кардинальное отличие перспектив, открывающихся перед отдельным индивидуумом и обществом в целом при изменении но­минального количества денег.
3.   Решающая роль стремлений отдельных субъектов, которую отражает различие понятий ex ante и ex post. В момент получения дополнительной наличности объем затрат превосходит ожидае­мый объем получений (ex ante: затраты превосходят получения). Ex post: обе величины оказываются равными. Но попытки индиви­дуумов истратить больше, чем они получают, заранее обреченные на провал, приводят к общему росту затрат и получений.
4.  Отличие конечного состояния от процесса перехода в это состояние демонстрирует разницу между долгосрочной статикой и краткосрочной динамикой.
5.   Смысл понятия "реальный запас денег" и его роль в процес­се перехода от одного стационарного состояния равновесия к другому.
Наш пример доказывает также важность двух, по сути своей эмпирических, выводов монетарной теории на долгосрочных временных интервалах:
5.1. Номинальное количество денег определяется в первую оче­редь их предложением.
5.2. Реальное количество денег, или количество денег в реаль­ном выражении, определяется, прежде всего, спросом на деньги –функциональной зависимостью между спросом на реальное коли­чество денег и другими переменными экономической системы.[4]
Функция спроса на деньги в монетаристской ин­терпретации:
 Монетаризм представляет собой даль­нейшее развитие и модификацию количественной тео­рии с ее главным выводом о наличии тесной связи между изменениями объема платежных средств и ко­лебаниями общего уровня цен. В интерпретации Фридмана количественная теория «не есть теория производ­ства, денежного дохода или уровня цен». Анализ на­чинается с изучения закономерностей накапливания денежных остатков у индивидуальных участников обо­рота. Затем выведенная функция спроса на деньги с помощью ряда допущений рас­пространяется на все хозяйство и становится стержнем макроэкономической концепции дохода и цен.
В этой связи понятно то, что исключительное внимание, которое уделяется в работах Фридмана и его после­дователей вопросу о конкретных свойствах функции спроса на деньги. В ней монетаристы видят одну из наиболее фундаментальных закономерностей в противоположность кейсианской кейнсианской модели, базирующейся на законе снижающейся склонности к потреблению и кон­цепции инвестиционного мультипликатора.
Интересна позиция монетаристов по вопросу о скорости обращения денег. Изменчивость этого показателя сыграла важную роль в падении авторитета количе­ственной теории в 30-х годах. Современные монетари­сты признают возможность резких колебаний показа­теля скорости, например, в периоды острой инфля­ции. Но это не нарушает устойчивого характера функции спроса, проявляющегося в нали­чии систематической связи между накапливаемыми кассовыми остатками и рядом экономических перемен­ных.
Фридман и его последователи выходит за рамки ставшего уже тради­ционным кейнсианского противопоставления денег и «облигаций» при формировании портфеля (набора ак­тивов) хозяйственных субъектов. В его модели кассо­вые остатки участвуют в процессах потребительского выбора наряду с облигациями, акциями, зданиями, потребительскими товарами и другими аналогичными товарами. Тем не менее, деньги занимают централь­ное место в монетаристской схеме, являясь, как пра­вило, главным «инициатором» хозяйственных сдви­гов.                     
Монетаристы подробно анализирует осо­бенности складывания спроса на деньги для двух групп хозяйственных субъектов - потребительских хо­зяйств и капиталистических фирм, которые он объеди­няет в категорию «конечных владеющих богатством единиц». Для первых потребность в кассовых остат­ках выводится в соответствии с общими принципами формирования потребительского спроса, который зави­сит от бюджетного ограничения (общей суммы полу­чаемого дохода или накопленного богатства); регуляр­ного дохода от различных активов (элементов богат­ства); темпа изменения цен; вкусов и предпочтений. Потребитель стремится максимизировать доход путем перераспределения фонда имеющихся у него активов между альтернативными формами. Эта же функция без каких – либо существенных изменений распростра­няется затем и на капиталистические предприятия.
Базисная формула спроса на кассовые остатки име­ет следующий вид:
M/P=f(rb,re,(1/P)*dP/dt;w;Y/P;u),
где М/Р – сумма   реальных   (дефлированных по индексу цен) кассовых           остатков;
rb – ожидаемая    норма    номинального дохода от облигаций;
re – ожидаемая    норма    номинального дохода от промышленных акций;
1/P*d P/dt  –  ожидаемый темп изменения цен на «реальные» товары;
w — доля накопленных активов в нату­рально-вещественной форме;
Y/P – дефлированный доход;
 u – неучтенные факторы.
Накапливание денег возникает в модели монетаристов как результат сложного процесса приспособления ин­дивидуума к рыночной ситуации. Встав на такой путь, монетаристы неизбежно должны были ввести норму про­цента в свою функцию спроса. Формально в их фор­муле различные виды процентных ставок действитель­но присутствуют. Но в последующем анализе они от­брасываются на том основании, что регрессионный анализ продемонстрировал их «статистически малую значимость». Единственный фактор, который, по мне­нию монетаристов, удовлетворительно «объясняет» большую часть колебаний спроса на деньги, – это ре­альный (скорректированный на динамику цен) поду­шевой доход. Таким образом, функция спроса принимает, в конечном счете, форму, соответствующую кано­нам традиционной неоклассической теории: потреб­ность в деньгах зависит от суммы сделок (конечных доходов), но нечувствительна к изменениям нормы процента.
Статистическая устойчивость функциональной свя­зи между деньгами и доходом достигается в значи­тельной степени за счет специфического определения дохода. В расчетах применен не обычный показатель текущего дохода, а так называемый постоянный (per­manent) доход, определяемый как средняя взвешенная из текущего и всех прошлых уровней дохода. В ре­зультате эмпирических расчетов Фридман приходит к следующей общей формуле спроса на кассовые остат­ки:
Md/NPp=y(Yp/NPp)j ,
где Md/NPp  – реальные кассовые остатки на душу населения    (Р –постоянный   уровень цен,  N – население);
Yp/NPp  – реальный постоянный доход на душу населения;
У и j – числовые параметры функции.
Формула  выражает спрос  на  реальные  кассовые остатки   как   экспоненциальную   функцию   реального постоянного душевого дохода.[5]
В заключении хотелось бы отметить, что современные модели денежной политики базируются и на кейнсианских и на монетаристских идеях. Формирование в нашей стране рыночных отношений объективно предопределяет овладение всем спектром механизмов экономического регулирования. Бытующие порой представления о стихийности экономических процессов рыночной экономике не имеют под собой почвы. Регулируются , и довольно жестко, практически все основные отношения, определяющие эффективность и жизнеспособность экономики в целом. Среди них своей значимостью выделяются и денежно – кредитные инструменты. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 2. СОВРЕМЕННАЯ МОНЕТАРНАЯ ПОЛИТИКА В РОСИИ
2.1. Анализ монетарной политики, ее роль в экономике России
Осуществляя денежно – кредитную политику, центральный банк, воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов.
С помощью денежно – кредитного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли экономики страны. Все это и является основной целью кредитно – денежной политики.
Необходимо усилить фискальную позицию федерального правительства для того, чтобы осуществить долговые платежи своевременно и в полном объеме на фоне ослабления факторов, способствующих росту государственных доходов, так как бремя обслуживания внешнего долга является весьма и весьма весомым.
Макроэкономическая ситуация определяется не только изменениями внутренних и внешних факторов, но и потенциалом роста, формирующимся в Российской экономике на протяжении последних лет. Так, после периода быстрого развития восстановительных процессов и высоких темпов экономического роста, сложившихся с середины 1999 года, к концу 2000 года экономическая активность в России несколько снизилась. Это объяснялось не только изменениями во внешней конъюнктуре, но и активным осуществлением структурных реформ. Тем не менее рост потребительских расходов способствовал оживлению экономической активности в 2002 году, хотя и на более низком уровне.
При разработке “Основных направлений единой государственной денежно – кредитной политики” Банк России исходит из того, что базовым документом, определяющим стратегию политики государства на ближайшие три года и конкретные действия Правительства Российской Федерации по ее реализации, является Программа социально – экономического развития РФ на среднесрочную перспективу.
Банк России считает, что необходимым условием создания благоприятного инвестиционного климата и повышения благосостояния населения является последовательное снижение инфляции. Конечной целью денежно-кредитной политики должно быть снижение инфляции до уровня, при котором обеспечиваются наиболее благоприятные условия для поддержания устойчивого долговременного экономического роста.
Банк считает, что снижение инфляции на потребительском рынке возможно при условии, “что Правительством Российской Федерации будут приняты необходимые меры по существенному снижению влияния структурных факторов на рост инфляции, рациональному управлению бюджетными расходами и государственным долгом”.[6]
Необходимо отметить сильные и слабые стороны использования методов денежно – кредитного регулирования при оказании воздействия на экономику страны в целом. В пользу монетарной политики можно привести следующие доводы.
Во – первых, быстрота и гибкость по сравнению с фискальной политикой. Известно, что применение фискальной политики может быть отложено на долгое время из – за обсуждения в законодательных органах власти. Иначе обстоит дело с денежно-кредитной политикой. Центральный банк и другие органы, регулирующие кредитно-денежную сферу, могут ежедневно принимать решения о покупке и продаже ценных бумаг и тем самым влиять на денежное предложение и процентную ставку.
Второй немаловажный аспект связан с тем, что в развитых странах данная политика изолирована от политического давления, кроме того, она по своей природе мягче, чем фискальная политика и действует тоньше и потому представляется более приемлемой в политическом отношении. Но существует и ряд негативных моментов. Политика дорогих денег, если ее проводить достаточно энергично, действительно способна понизить резервы коммерческих банков до точки , в которой банки вынуждены ограничить объем кредитов. А это означает ограничение предложения денег. Политика дешевых денег может обеспечить коммерческим банкам необходимые резервы, то есть возможность предоставления ссуд, однако она не в состоянии гарантировать, что банки действительно выдадут ссуду и предложение денег увеличится. При такой ситуации действия данной политики окажутся малоэффективными. Данное явление называется цикличной асимметрией, причем она может оказаться серьезной помехой денежно-кредитного регулирования во время депрессии. В более нормальные периоды увеличение избыточных резервов ведет к предоставлению дополнительных кредитов и, тем самым, к росту денежного предложения.
Другой негативный фактор, замеченный некоторыми неокейнсианцами, заключается в следующем. Скорость обращения денег имеет тенденцию меняться в направлении, противоположном предложению денег, тем самым тормозя или ликвидируя изменения в предложении денег, вызванные политикой, то есть когда предложение денег ограничивается, скорость обращения денег склонна к возрастанию. И наоборот, когда принимаются политические меры для увеличения предложения денег в период спада, весьма вероятно падение скорости обращения денег.
Эффективность кредитно – денежной политики зависит во многом от действий Правительства Российской Федерации в бюджетной сфере.
2.2 Государственный бюджет
Государственный бюджет – экономическая категория, выражающая систему экономических отношений между государством, предприятиями и населением по поводу распределения и перераспределения совокупного общественного продукта и национального дохода и формирования централизованного общегосударственного фонда денежных средств. Другими
словами – это основной финансовый план образования и расходования
государственного фонда денежных средств.
Его основное назначение – создание условий для эффективного развития экономики и решения общегосударственных и социальных задач.
Черты государственного бюджета:
- носит ярко выраженный балансовый характер. Превышение расходов над доходами составляет дефицит бюджета;
- формирование и использование бюджета базируется на сочетании централизованных начал с инициативой местных органов.
Основные функции бюджета:
- перераспределение национального дохода и примерно 50% ВВП между территориями, отраслями деятельности, социальными группами населения;
- государственное регулирование и стимулирование экономики;
- финансовое обеспечение финансовой политики;
- контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.
В последние годы стабильность макроэкономической ситуации привели к весьма заметной стабилизации системы государственных финансов. “В ближайшее время важной целью формирования бюджета является установление такого уровня государственных расходов, который позволял бы уменьшать государственный долг в условиях снижения налогового бремени и более экономического роста”.[7]
2.3 Проведение кредитно - денежной политики на современном этапе
Стабильность национальной денежно – кредитной системы – продукт эффективной денежно – кредитной политики. В российской экономической литературе, тем более сфере управления. Денежно – кредитная система не занимает своего места как целостная структура национальной экономики. Функционирование ее практически выведено за пределы не только национального регулирования, но, главное, становления институционной ее основы в соответствии с целями реформирования экономики. “Заметим, что экономика развитых стран и реализация ими денежно – кредитной политики базируется на развитых рыночных системах, составляющих опорную и всеобъемлющую сферу развитых рыночных отношений”.[8]
За последние пятнадцать лет большинство правительство пыталось бороться с инфляцией, наряду с другими методами, путем ограничения роста денежной массы в обращении и урезании государственных расходов. Это в особенности относится к правительству консерваторов, которое пришло к власти в 1979 году с твердым намерением проводить более жесткую политику монетаризма, чем предыдущие правительства. В основе этой политики лежала уверенность, что лучший контроль над денежной массой в обращении позволит решить многие проблемы, в частности – проблему инфляции. Исходя из этого, правительство резко ограничило государственные расходы, а в 1981 году ввело ряд положений о кредитно-денежном регулировании, которые действуют до сих пор.
В рамках новой политики правительство планировало регулировать денежную массу в обращении исключительно посредством операций на открытом рынке, в первую очередь, продажи и покупки первоклассных коммерческих векселей. Для того чтобы обеспечить необходимое количество вышеуказанных векселей, пришлось расширить круг “первоклассных имен” (то есть организаций, чей акцепт или индоссамент векселя делает его первоклассным) до пятидесяти.
В 1997 году продолжился процесс концентрации активов банковской системы России в крупнейших банках. Доля активов 200 крупнейших банков в совокупных активах банковской системы России за 1997 год возросла на 3,2 процентных пункта (с 85,1% до 88,4%), что несколько ниже прироста данного показателя за 1996 год – на 3,8 процентных пункта (с 81,9% на 1.01.96 до 85,9% на 1.01.97)
На фоне консолидации капитала и активов банковской системы России, снижения доходности банковских операций на рынках продолжается сокращение количества кредитных организаций. В 1997 году темпы сокращения действующих кредитных организаций (16,3%) возросли по сравнению с 1996 годом (11,6).
В связи с увеличением Банком России минимального размера уставного капитала при создании кредитных организаций, ужесточения требований при выдаче лицензий, заметно сократилось количество вновь создаваемых кредитных институтов. В 1997 году зарегистрировано только 12 новых кредитных организаций (в 1996 году – 28), из них три – полностью контролируемые иностранным капиталом.
О стремлении части банковского сектора избавиться от груза плохих долгов свидетельствуют данные о снижении уровня просроченной задолженности в кредитных вложениях с 6,8% на 1.01.97 до 4,7% на 1.01.98, а также падение объема просроченных процентов по кредитам в 1997 г. с 17,7 трлн. рублей на 1.01.97 до 11,9 трлн. рублей на 1.01.98 или на 33%. Удельный вес стандартных и нестандартных ссуд в общей сумме ссудной задолженности за 1997 год увеличился с 92,9% до 96,2%.
С учетом существующих проблем денежные власти намерены активизировать работу в направлении восстановления полноценной функциональности рынка ГКО – ОФЗ. Значимость рынка внутреннего госдолга как источника финансирования бюджета в ближайшей перспективе может повыситься в связи с “проблемой 2003года”, то есть увеличением платежей по внешнему долгу России в 2003 году и их сохранением на высоком уровне в последующие годы. Неустойчивая конъюнктура мирового фондового рынка и все еще достаточно скромный кредитный рейтинг не позволяют Правительству России рассчитывать на скорое появление возможности привлечения на внешнем рынке новых займов, в том числе облигационных, на выгодных для страны условиях. И кроме этого, инструменты внешнего государственного долга подвержены валютному риску, относительно дороги для эмитента, приносят доходы преимущественно инвесторам – нерезидентам. Для эмитента рынок внешних займов гораздо менее управляем по сравнению с рынком внутреннего госдолга. Это стимулирует Правительство России к первоочередному сокращению объема внешнего долга при сохранении в разумных пределах рынка внутреннего долга.
Отчетливо проявляется тенденция сокращения рыночного портфеля: все выпуски ГКО были погашены в течение 2001года. “Практика показывает, что условием успешного функционирования рынка индексируемых по инфляции инструментов является четкое выполнение установленных ориентиров инфляции, а также наличие рыночных ожиданий замедления инфляции. В других ситуациях эмитент сталкивается с возможностью роста своих расходов на обслуживание индексированных инструментов, что ограничивает потенциал расширения рынка таких инструментов. В то же время при условии планомерного снижения инфляции возможность возобновления выпуска индексированных инструментов возрастает”. Чекмарева Е.Н, Лакшина О.А, Меркурьев И.Л. Российский финансовый рынок в новом тысячелетии.[9]
Но тем не менее на этом этапе рынок ценных бумаг стал представлять все более серьезную альтернативу государственному рынку ценных бумаг. Такое изменение обусловлено как слабым использованием эмиссионного потенциала рынка ценных бумаг, так и активизацией рынка корпоративных ценных бумаг.
2001 – 2002гг. стали важным этапом развития основных секторов финансового рынка. При благоприятной макроэкономической конъюнктуре и востребованности рынка со стороны нефинансового сектора экономики можно ожидать и дальнейшей его активизации. Опыт 1998 года позволяет утверждать, что чрезмерное наращивание рыночных операций без активной макроэкономической потребности в них несет в себе серьезный разрушительный потенциал. Основными задачами, которые еще требуют своего решения, могут стать: выравнивание секторальной структуры рынка, рост ликвидности и капитализация рынка, снижение финансовых рисков. Условием снижения рыночных рисков по – прежнему остается совершенствование организационной и правовой базы финансового рынка и системы финансового посредничества в целом.
После четырехкратной девальвации рубля по отношению к доллару в 1998 – начале 1999гг. российское промышленное производство почти немедленно начало демонстрировать признаки возрождения. Экспортные и импортозамещающие отрасли промышленности получили весомые преимущества в связи со слабостью рубля. Резкое повышение цен на сырье в 1999г. принесло многим экспортерам неожиданные доходы. В 2000г. рост распространился на все сферы экономики. По официальным данным, после падения на 5% в 1998г. ВВП в 1999г. возрос на 5%, а в 2000г. темпы роста увеличились до 8,3%, а в 2002г. ВВП увеличился на 5,5%.
“Пройдя через трудное десятилетие экономического спада, нестабильности и социальных проблем, в последние годы российская экономика проявила способность быстро восстанавливаться и ее динамика превзошла даже самые оптимистические ожидания. Годы спада сменились экономическим ростом 1999 – 2001гг, российский ВВП вырос до уровня, зарегистрированного в 1993г. Правительство РФ преуспело в преодолении хронического дефицита бюджета, характерного для прошлых лет, А Центральный банк существенно повысил степень макроэкономической стабильности и доверия к кредитно-денежной политике. Хотя доходы домохозяйств и уровень жизни пока отстают, но и в этой сфере обнаруживаются признаки роста”.
И так при проведении денежно – кредитной политики Банк России предлагает использовать не только все имеющиеся в настоящее время в его распоряжении инструменты, но и расширить их состав. Сделав набор располагаемых методов контроля и управления денежным предложением полностью складывающимся общеэкономическим условиям. Однако возможность и эффективность применения конкретных инструментов денежно – кредитного регулирования в значительной степени будут связаны с восстановлением и развитием сегментов финансового рынка и укреплением банковской системы. Достижение поставленных целей также будет зависеть от наличия соответствующих условий, создаваемых функционированием всех секторов экономики и проведением необходимых институциональных преобразований.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 3. МОНЕТАРНАЯ ПОЛИТИКА
3.1. Недостатки монетарной политики
1.Фиксированные учетные ставки.
Крах политики дешевых денег явился главной причиной реакции против простодушно вос­принятого кейнсианства. В Соединенных Штатах реакция вырази­лась в широком признании ошибочности проводимой
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.