На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Шпаргалка Шпаргалка по "Валютно-кредитным отношениям"

Информация:

Тип работы: Шпаргалка. Добавлен: 07.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 29. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


1. Сущность валютных отношений  и валютной системы.
МВКО относятся к категории  МЭО, которые имеют следующую  структуру:
- международное разделение  труда
- международная торговля
- международное движение  факторов производства
- международные валютные  и кредитные отношения
- международная экономическая  интеграция, глобализация
МВКО – одна из важнейших  составляющих МЭО.
Интеграция стран, мировое  хозяйство вызывает необходимость  превращения части денежного  капитала из нац. валюты в иностранную, и наоборот. Это происходит при международных валютных, расчетных и кредитных операциях, т.о. сформировались международные валютные отношения (МВО).
МВО – это совокупность общественных отношений, складывающихся при функционировании валюты в мировом  хозяйстве; МВО обслуживают взаимный обмен результатами деятельности нац. экономик.
В результате развития внешнеэкономических  связей между государствами, их углубления была  сформирована валютная система.
Валютная система –  форма организации валютных отношений  на национальном, региональном или  мировом уровне; является частью экономической  системы государства, группы государств одного региона или мировой экономической  системы.
Нац. валютная система –  форма организации валютных отношений  в стране, закрепленная нац. законодательством  и учитывающая межгосударственные соглашения.
Нац. валютная система включает элементы:
1. определенный набор  международных платежных средств  (нац. валюта)
2. режим обмена валюты
3. условия конвертируемости  валюты
4. режим валютного курса
5. наличие или отсутствие  валютных ограничений
6. режим валютного рынка  и рынка золота
7. статус нац. органов,  регулирующих валютные отношения  (ЦБ РФ, Минфин)
Региональная валютная система  включает в себя валютные отношения  между группами государств, связанными взаимными соглашениями, и представляет собой совокупность нац. валютных систем, каждая из которых является составной  частью региональной валютной системы.
Мировая валютная система  – форма организации МВО, основанная на историческом развитии мировой экономической  системы и закрепленная международными соглашениями.
Элементы мировой валютной системы:
1. определенный набор  международных платежных средств  (нац., иностранная и коллективная  международная валюта)
2. режим обмена валют,  включая валютные курсы, условия  конвертируемости валют
3. регламентация состава  компонентов международной ликвидности  ( международная ликвидность – наличие платежных средств, приемлемых для погашения международных обязательств, регламентаций международных расчетов)
4. унификация правил, форм  и инструментов международных  расчетов
5. режимы мировых валютных  рынков и рынка золота
6. статус института межгосударственного  регулирования (МВФ)
Валютная система предполагает наличие субъектов и объектов этих отношений, инструментов и конечной цели управления.
Субъекты валютных отношений  – их участники (юр. и физ. лица, финансово-кредитные  институты) и регулирующие органы.
Участники валютных отношений:
1. активные (маркет-мейкеры): банки, наци. и транснац. компании, постоянно осуществляющие операции на валютном рынке; от их деятельности зависят спрос и предложение на валюту в текущий период и в будущем
2. пассивные (маркет-юзеры): коммерческие банки, юр. и физ. лица, проводящие валютные операции и не влияющие на состояние валютного рынка
Регулирующие органы (можно  выделить как третью категорию, но не всегда):
- ЦБ государства
- правительства государств
- международные финансовые  институты и международные кредитные  организации
Регулирующие органы проводят стратегическое и оперативное управление валютными отношениями путем  использования особых инструментов валютного регулирования и контроля:
1. инструменты стратегического  управления:
          - способы регулирования курсов  резервных валют и валют различных  государств
          - установление лимита открытой  валютной позиции для коммерческих  банков и т.д.
2. инструменты оперативного  управления:
          - интервенция нац. банков и  т.д.
Объекты валютных отношений: механизм установления валютных курсов и их режимов; порядок участия  иностранного капитала в банковской системе стран; кредитование и расчеты  в ин. валюте и т.д.
Конечной целью управления валютными отношениями в рамках валютной системы является её стабильность и положительное влияние на макроэкономические показатели.
 
2. Эволюция мировой валютной системы.
В процессе своего развития мировая валютная система прошла несколько этапов:
1) парижская валютная  система -1867г.; её основные принципы  построения:
     - золотомонетный  стандарт
     -  обязательное  золотое содержание валют, исходя из которого устанавливается золотой паритет; паритет монет разных стран на мировых рынках определяется простым весовым соотношением золота, содержащегося в них
     - режим свободно  плавающих курсов, зависящих от  изменения рыночного спроса и  предложения, но в пределах  золотых точек
В 1913г. начался кризис этой системы, особо обострился в период 1 мировой войны с 1914 по 1918гг.; он был  вызван огромными военными расходами, которые финансировались за счет золота, и возросшим объемом эмиссии  кредитных денег; это привело  к расхождению курсов между полноценными (полностью обеспеченными золотом  и неполноценными деньгами), а следовательно к существенному колебанию курсов на мировых валютных рынках.
2) генуэзская валютная  система – 1922г.; принципы её  построения:
     - существование  золотодевизного стандарта (девизы  – это средства в ин. валюте, предназначенные для международных расчетов, т.е. приравненные к золоту)
     - сохранение  золотых паритетов
     - восстановление  режима свободно плавающих валютных  курсов
     - валютное  регулирование осуществлялось в  форме валютной политики, которая  вырабатывалась на международных  конференциях и совещаниях
Кризис начался в 1929г., продолжался до 1936г.; сопровождался  торговыми войнами между США  и Европой, Великой Депрессией и  началом 2 мировой войны.
3) 1944г. – Бреттон-Вудская валютная система – была оформлена соглашением, принятым на международной валютно-финансовой конференции ООН, состоявшейся в июле 1944г.; её принципы:
     - золотодевизный  стандарт, который базировался на  использовании наряду с золотом  двух резервных валют: $ США и  англ. Фунта
     - использование  золота ограничивалось четырьмя  формами:
          а) установление золотого паритета  валют и его фиксация в МВФ
          б) золото могло использоваться  как международный платеж и  резервное средство
          в) $ США стал фиксироваться к  золоту, причем в качестве единственной  валюты
          г) осуществлялась конвертируемость  долларовых резервов иностр. ЦБ, золота через американское казначейство по официальной цене
     - установление  режима валютных паритетов и  курсов; отклонение курса валюты  от паритета, установленного уставом  МВФ, допускалось в пределах +/-1%, а по европейскому валютному  соглашению +/- 0,75%; девальвация валют  >10% допускалось только с разрешения  МВФ
     - создание  международных организаций: МВФ  и МБРР; за МВФ было закреплено  оперативное управление валютной  системой, а МБРР разрабатывал  политику развития мировой валютной  системы и осуществлял краткосрочное  кредитование
Кризис этой системы протекал 9 лет с 1967г. по 1975г. и сопровождался  валютными войнами между Францией и США и между Францией и  Германией.
В этот период возникли 3 конкурирующих между собой региональных экономических центра мирового развития: США, Западная Европа и Япония, что привело к созданию новой мировой валютной системы.
4) 1976г. –Ямайская валютная система; окончательно она сформировалась к 1978г.; действует до сих пор, её принципы:
     - демонетизация  золота, что означало отмену его  официальной цены, золотых паритетов  и обмена на доллары
     - введение  стандарта специальных прав заимствования  (СДР – это международная расчетная  единица; используется в безналичном  порядке, в виде записи в  бухгалтерских книгах по счетам  стран-участниц системы СДР, МВФ  и некоторых международных организаций)
     - утверждение  права выбора странами режима  валютного курса
     - сохранение  за МВФ статуса органа межгосударственного  валютного регулирования
Ямайская валютная система  оказалась более гибкой к меняющимся экономическим и политическим реалиям.
 
3. Организация  деятельности международных валютных  и финансово-кредитных институтов.
Международные (региональные) валютные и финансово-кредитные  институты – это организации созданные в основе межгосударственных соглашений для регулирования валютных и финансово-кредитных отношений между странами с целью содействия их экономическому развитию. Эти организации можно разделить на две группы:
    Глобальные международные организации( специализированные институты ООН: МВФ и группа всемирного банка (ВБ), всемирная торговая организация (ВТО); специализированные органы ООН: конференция ООН по торговле и развитию- ЮНКАД, Совет по торговле и развитию (выполняет функции ЮНКАД в период между ее сессиями), экономический совет ООН, Парижский и Лондонский клуб кредиторов, ЕБРР, банк международных расчетов.
    Региональные организации
МВФ (создан в июле 1944, 184 государства) - межправительственная организация, созданная для регулирования валютно-кредитных отношений между государствами-членами и оказания им помощи при дефиците платежного баланса в виде кредитов в иностранной валюте.
Органами управления являются:
-Высший руководящий орган:  Совет управляющих
- Директорат: Исполнительный  Совет
- Совещательные органы  совета управляющих: международный  валютно-финансовый комитет, комитет  развития - объединенный комитет  совета управляющих МВФ и всемирного  банка.
Официально провозглашенные  цели МВФ:
1) способствовать международному  сотрудничеству в валютной сфере  и обеспечивать консультации
2) содействовать расширению  и сбалансированному росту международной  торговли и таким образом вносить  вклад в создание и поддержание  высокого уровня занятости и  доходов, в развитие производительных  сил всех членов Фонда, что  рассматривается как его приоритетная  экономическая задача
3) обеспечивать поддержание  стабильности валют, упорядоченных  отношений между странами-членами,  предотвращая взаимное конкурентное  обеспечение нац. валют
4) помогать в формировании  многосторонней системы платежей  для осуществления текущих операций  между странами-членами и в  устранении валютных ограничений,  которые препятствуют развитию  международной торговли
5) укреплять доверие к финансовому положению стран-членов, предоставляя в их временное распоряжение при определенных гарантиях ресурсы Фонда и таким образом позволяя выправить несбалансированность платежного баланса
6) содействовать сокращению  продолжительности и масштабов  неравновесия платежных балнсов стран-членов
Группа всемирного банка включает 5 институтов – МБРР (международный банк реконструкции и развития) и его подразделения: международную ассоциацию развития (МАР), междунар. финансовую корпорацию (МФК), многосторонние агентства по гарантированию инвестиций (МАГИ), международный центр по  урегулированию международных споров (МЦУИС).
МБРР - оказывает помощь развивающим странам в подъеме жизненного уровня населения путем предоставления кредитов, гарантий, оказания аналитических и консультационных услуг. Высший орган управления МБРР - Совет управляющих (министры финансов или председатели ЦБ, назначаемые, странами-членами на 5 лет). Часть полномочий совет может передать директорам- исполнителям.
Стратегические цели МБРР: поддержание Банка как финансового  института на наивысшем уровне в  рейтинге надежности (ААА); осуществление  эффективного финансового посредничества в области доступа к финансовым рынкам и новым финансовым продуктам, поддержание развивающихся рынков; удовлетворение потребностей клиентов в разных финансовых услугах.
Международная ассоциация развития - оказание помощи наименее развитым государствам ( члены-164 государства).
Структура управления: 1 президент, персонал, штаб квартира. Для вступления в МАР необходимо быть членом МБРР (184 государства).
Международная финансовая корпорация (175 государств) – содействие экономическому росту развивающихся стран путем оказания помощи частному сектору экономики и мобилизация национального зарубежного капитала для этой цели. Высший руководящий орган МФК - Совет управляющих, оперативная деятельность осущ-ся директоратом под председательством президента МФК.
Многостороннее  агентство по гарантированию инвестиций (163 государства) – стимулировать приток инвестиций на производственные цели; предоставлять инвесторам гарантии от некоммерческого риска (войны, беспорядки в стране и пр.) одного государства-члена МАГИ в другом. Органы: совет управляющих и директорат.
МЦУИС (139 стран) – обеспечивает международные механизмы урегулирования инвестиционных споров в арбитражном порядке для содействия привлечению иностранных инвестиций.
Парижский клуб кредиторов - неформальная организация промышленно-развитых стран, где обсуждаются проблемы урегулирования, отсрочки платежей по гос. долгу стран.
Лондонский клуб кредиторов - международное объединении частных коммерческих банков, регулирующая частные внешние долги должников.
ЕБРР (60 стран) – содействие европейским постсоциалистическим странам в переходе  к рыночной экономике, развития в них частной предпринимательской инициативы. Высший распорядительный орган – Совет управляющих, главный исполнительный орган- Совет директоров.
 
4. Этапы развития валютно-кредитных  отношений в РФ.
1.С 1917 по 1986г. – валютная  монополия государства на проведение  всех операций, заключающаяся в  том, что выручка от экспорта  в иностранной валюте концентрировалась  на счетах Внешторгбанка СССР. Использование доходов от экспорта, привлеченных валютных кредитов, золотовалютных резервов осуществлялось  гос-ом в лице Госплана СССР, Минфина СССР, Госбанка СССР на основе планового распределения в соответствии с потребностями регионов и отраслей.
2.С 1986 по март 1991г. –  п/п были разрешены прямые связи с зарубежными партнерами; самостоятельная продажа экспортной продукции; разрешено формировать собственные валютные фонды (1-2% от валютной выручки); принято 2 закона ( о ЦБ РФ, о банках и банковской деятельности => начала формироваться сеть коммерческих банков).
3. март 1991 по ноябрь 1992:
     - указ президента  РСФСР «О либерализации внешнеэкономической  деятельности на территории РСФСР» - открыт доступ на внешний  рынок
     - вышел закон  «О валютном регулировании» - закреплены  понятия валютных ценностей, валюта  СССР, ин. валюта, резиденты и т.д.; ком. банкам разрешено открывать валютные счета юр. и физ. лиц
     - был установлен  порядок продажи валютной выручки: 50% валютной выручки от экспорта  товаров подлежали обязательной  продаже через уполномоченные  банки по рыночному курсу на  внутреннем валютном рынке
     - получил развитие  внутренний валютный рынок страны: межбанковский и биржевой (за 2г.  было создано 6 валютных бирж)
4. ноябрь 1992 – январь 2004г.:
     - стал регулироваться  ввоз и вывоз из РФ валютных  ценностей уполномоченными банками:  ввоз без ограничений, вывоз  – если только у банка была  генеральная лицензия
     - с 1992 введена  обязательная продажа части экспортно-валютной  выручки резидентов государства  за нац. валюту
     - 1997 – введен  налог на операции по покупке  иностр. денежных знаков и платежных документов, выраженных в ин. валюте (ставка налога – 5% от налогооблагаемой базы, он отменен в 2003)
     - август 1998 –  установлен предел отклонения  курса покупки наличной в ин. валюте и платежного документа в ин. валюте от курса их продажи для уполномоченных банков (предел 15%), это ограничение отменено с 2004
     - 10.12.2003 – принят  ФЗ «О вал. регулировании и контроле»; первый такой закон принят 09.10.1992
5. январь 2004 – сей день:
     - отменена  обязательная продажа экспортной  валютной выручки резидентов  государству
     - отменены  валютные ограничения о проведении  капитальных и текущих операций => рубль стал фактически свободно  конвертируемой валютой с 2007г.
     - 2004г. –  отменен предел 15%
 
5. Законодательная основа валютно-кредитных  отношений в РФ.
Основы валютного регулирования  и валютного контроля в России заложены в законе РФ от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ  «О валютном регулировании и валютном контроле», который вступил в  силу 18 июня 2004 г.
Закон состоит из 5 глав:
1.Общие положения.                     2.Валютное регулирование.
3.Репатриация резидентами  иностранной валюты и валюты  РФ и обязательная продажа  части выручки.
4.Валютный контроль.                   5.Заключительные положения.
В законе выделены основные понятия, определяющие терминологию, используемую в сфере валют. отношений:
1.Валюта РФ
а) денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России.
б) средства на банковских счетах и банковских вкладах в рублях, находящиеся в обращении
2.Иностранная валюта
а)денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении
б) средства на банковских счетах и банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и  международных денежных или расчетных  единицах.
3.внутренние ценные бумаги 
а) эмиссион. ц/б, номинальная ст-сть которых указана в валюте РФ и выпуск которых зарег-ан за пределами
б)иные ц/б, удостоверяющие право на получение валюты РФ, выпущенные на территории РФ
4.Внешние ценные бумаги - ценные бумаги, в том числе в бездокументарной форме, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте и выпуск которых зарегистрирован за пределами РФ.
5.Валютные ценности - иностранная  валюта и внешние ц/б.
6.Резиденты
а) ф.л., являющиеся гражданином  РФ, за исключением граждан РФ, признаваемых постоянно проживающими в иностранном  государстве в соответствии с  законодательством этого государства.
б) физические лица, постоянно  проживающие в РФ на основании  вида на жительство, предусмотренного законодательством РФ, иностранные  граждане и лица без гражданства.
в) ю.л., созданные в соответствии с законодательством РФ
г) находящиеся за пределами  территории РФ филиалы, представительства  и иные подразделения резидентов из предыдущего пункта
д) дипломатические представительства, консульские учреждения РФ и иные официальные представительства  РФ, находящиеся за пределами территории РФ, а также постоянные представительства  РФ при межгосударственных и межправительственных организациях
е) РФ, субъекты РФ, муниципальные  образования, которые выступают  в отношениях, регулируемых настоящим  ФЗ и принятыми в соответствии с ним иными ФЗ и другими  НПА
7.Нерезиденты 
а)ф.л., не являющиеся резидентами,
б) ю.л., созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ
в)организации, не являющиеся ю.л., созданные в соответствиях с закон-вом ин. гос-в и имеющие местонахождение за пределами территории РФ
г) аккредитованные в РФ дипломатические представительства, консульские учреждения ин. гос-в и постоянные представительства указанных гос-в при межгосударственных и межправительственных организациях
д) межгосударственные и  межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства  в РФ
е) находящиеся на территории РФ филиалы, постоянные представительства  и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов
8.Уполномоченные банки  - это кредитные организации, созданные  в соответствии с законодательством  РФ и имеющие право на основании  лицензии ЦБ РФ осуществлять  банковские операции со средствами  в иностранной валюте, а также  действующие на территории РФ  в соответствии с лицензиями  ЦБ РФ филиалы кредитных организаций,  созданных в соответствии с  законодательством иностранных  государств, имеющие право осуществлять  банковские операции со средствами  в иностранной валюте;
9.Валютные операции
а) приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей  на законных основаниях, а также  использование валютных ценностей  в качестве средства платежа
б) приобретение резидентом у нерезидента или отчуждение резидентом в пользу нерезидента  валютный ценностей, валюты РФ и внутренних ц/б на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа
в) приобретение нерезидентом у нерезидента или отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента  валютный ценностей, валюты РФ и внутренних ц/б на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа
г) ввоз и вывоз с таможенной границы РФ валютный ценностей, валюты РФ и внутренних ц/б
д) перевод ин. валюты, валюты РФ, внутренних и внешних ц/б со счета за рубежом на счет того же лица в РФ, и наоборот
е) перевод нерезидентом валюты РФ, внутренних и внешних  ц/б со счета в РФ на счет того же лица в РФ
Ввоз валютных ценностей: до 10 000 дол. без декларации, > 10 000 дол. с декларацией.
Вывоз вал. ценностей: до 3000дол. без декларации, 3000-10000 – с декларацией, свыше 10000 дол. запрещен.
Без открытия счета можно  перевезти за рубеж валюту в семе 5000 дол. в течение 1 операционного дня.
10.Валютные биржи - юридические  лица, созданные в соответствии  с законодательством РФ, одним  из видов деятельности  которых является организация биржевых торгов иностранной валютой в порядке и на условиях, которые установлены ЦБ РФ.
 
Вопрос 6. Понятие, принципы и органы, осуществляющие валютное регулирование в РФ.
Валютное регулирование  - деятельность государства по регулированию и контролю операций с иностранной валютой на своей территории. Регулирование применяется как к резидентам, так и к нерезидентам, если последние ведут деятельность на территории данного государства.
Основными принципами валютного  регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются:
1) приоритет экономических  мер в реализации государственной  политики в области валютного  регулирования; 
2) исключение неоправданного  вмешательства государства и  его органов в валютные операции  резидентов и нерезидентов;
3) единство внешней и  внутренней валютной политики  Российской Федерации;
4) единство системы валютного  регулирования и валютного контроля;
5) обеспечение государством  защиты прав и экономических  интересов резидентов и нерезидентов  при осуществлении валютных операций.
Органами валютного регулирования  в Российской Федерации являются: 1)Центральный банк Российской Федерации;
2)Правительство Российской  Федерации.
Для реализации функций, предусмотренных  Федеральным законом, Центральный  банк Российской Федерации и Правительство  Российской Федерации издают в пределах своей компетенции акты органов  валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов.
ЦБ РФ устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а так же готовит  и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям.
ЦБ РФ, Правительство РФ, а так же специально уполномоченные на то Правительством РФ федеральные  органы исполнительной власти осуществляют все виды валютных операций, регулируемых законодательством, без ограничений.
 
Вопрос 7. Сущность и виды валютной политики.
Валютная политика – совокупность государственных мероприятий, направленных на организацию внутреннего валютного рынка и определяющих принципы и нормы поведения страны в международных валютно-кредитных отношениях в целях достижения устойчивого макроэкономического роста. Валютная политика направлена:
    на поддержку стабильности курса национальной валюты;
    регламентацию международных расчетов;
    обеспечение функционирования органов валютного регулирования и контроля.
При проведении валютной политики государство ставит тактические  и стратегические цели.
Стратегические  цели:
1.Обеспечение конвертируемости национальной валюты;
2.эффективное управление  золотовалютными резервами.
Конвертируемость  валют – это возможность свободного обмена национальной валюты на валюты других стран,  как на внутреннем, так и на мировом валютных рынках.
Валютные  резервы – официальные запасы иностранной валюты в ЦБ, в финансовых органах страны и в международных кредитных организациях.
Основной инструмент обеспечения  стратегических целей – это проведение эффективной дисконтной политики.
Дисконтная  политика – изменение учетной ставки ЦБ, направленное на регулирование валютного курса и платежного баланса при помощи воздействия на международное движение капитала с одной стороны и динамику внутренних кредитов и цен – с другой стороны.
Тактические цели:
1. Обеспечение устойчивости  внутреннего валютного рынка,  его четкой организации и регулируемости.
Формой валютной политики, направленной на достижение тактических  целей является девизная политика.
Девизная  валютная политика – это мероприятия государства по регулированию валютного курса путем покупки или продажи иностранной валюты.
Есть 2 направления реализации девизной политики:
    Установление режима валютного курса для национальной валюты;
    Регулирование валютного курса с помощью различных инструментов:
- валютной интервенции;
- девальвации и ревальвации;
- валютных ограничений.
Режим валютного курса  может быть фиксированным, плавающим  и смешанным.
Фиксированный курс устанавливается Правительством или национальным банком страны и поддерживается определенными инструментами валютного регулирования.
Плавающий курс  формируется под воздействием спроса и предложения на рынке.
Смешанный курс – плавающий + фиксированный курс, направлен оптимизировать валютное пространство, целевые зоны, валютный коридор.
Бывает «чистое» и «грязное»  плавание. При «чистом» курс валют  формируется под воздействием спроса и предложения без вмешательства  ЦБ, а «грязное» сопровождается активными  валютными интервенциями ЦБ РФ.
Валютная  интервенция – это разовое целенаправленное воздействие ЦБ РФ (страны) на валютный рынок и валютный курс, осуществляемое путем купли-продажи банком крупных парий иностранной и национальной валюты.
Валютные  ограничения – это правила и нормы, установленные законом, по ограничению операций с валютными ценностями.
Валютные ограничения:
а) рыночные:
- прямые (валютная интервенция);
- косвенные (налоговая политика);
б) нерыночные (командно-административные методы).
Девальвация – снижение курса национальной валюты по отношению к твердым валютам, международным счетным единицам.
Ревальвация – фактическое повышение курса национальной валюты к иностранным валютам.
 
8. Валютная политика России на  современном этапе. Внешний долг  России, его структура и методы  управления.
Валютная политика – это  совокупность государственных мероприятий, направленных на организацию внутреннего  валютного рынка и определяющих принципы и нормы поведения страны, МВКО с целью достижения устойчивого  макроэкономического роста.
Валютная политика направлена:
    на поддержание стабильности курса национальной валюты;
    регламентацию международных расчетов;
    на обеспечение функционирования органов валютного регулирования и контроля.
При проведение валютной политики государство ставит стратегические и тактические цели.
Стратегические цели:
    обеспечение конвертируемости национальной валюты;
    эффективное управление ЗВР.
Конвертируемость валют  – это возможность свободного обмена национальной валюты на валюту других стран как на внутреннем, так и на внешних валютных рынках.
Валютные резервы –  официальные запасы иностранной  валюты в ЦБ и финансовых органах  страны, либо в международных валютно-кредитных  организациях.
Основной инструмент обеспечения  стратегических целей – проведения дисконтной (учетной) политики.
Дисконтная политика предполагает изменение учетной ставки ЦБ для воздействия на международное движение капитала и динамику внутренних кредитов, денежной массы и цен страны.
Тактические цели:
    обеспечение устойчивости внутреннего валютного рынка, его четкой организации и контролируемости.
Формой ВП направленным на достижение тактической цели является девизная политика.
Девизная политика- метод воздействия на валютный курс, чтобы снизить или повысить его путем массированной купли-продажи иностранных валют, осуществляется в форме валютных интервенций ЦБ. В ходе интервенции ЦБ покупает иностранную валюту, когда ее предложение избыточно, вследствие чего валютный курс находится на низком уровне и продает ее, когда предложение недостаточно, тем самым ЦБ способствует уравновешиванию спроса и предложения и ограничивает пределы колебаний курса национальной ден единицы. Интервенции не эффективны в условиях валютных кризисов и нестабильной фин ситуации.
2 направления реализации  девизной валютной политики:
    установлении режима валютного курса для национальной валюты;
    регулирование валютного курса с помощью различных инструментов:
- валютной интервенции;
- девальвации и ревальвация
- валютные ограничения
Диверсификация  валютных резервов – действия государства, банков и других участников валютного рынка, направленных на регулирование структуры своих валютных активов путем включения в их состав разных валют. Необходимость диверсификации вызвана потребностью снижения валютного риска, обеспечения высокой надежности размещения средств.
-девальвация и ревальвация валют
-валютные ограничения совокупность мероприятий и нормативных правил, установленных в законодательном и административном порядке по ограничению прав резидентов и нерезидентов в форме запрещения или лимитирования при осуществлении ими валютных операций на территории государства или резидентами за рубежом.
Цели валютных ограничений:
-выравнивание платежного  баланса
-поддержка курса нац валюты
-концентрация валютных  ценностей в руках государства  для решения экономических задач.
Формы валютных ограничений:
- осуществление платежей  в иностранной валюте на территории  страны. Ден единица страны признается единственным средством платежа, что сокращает спрос на иностр валюту на внутреннем рынке и стабилизирует курс нац валюты
-осуществление зарубежных  инвестиций резидентами и инвестиций  внутри страны нерезидентами
-перевод нац и иностр валюты заграницу
- порядок купли-продажи  иностр валюты на территории страны – внутренняя конвертируемость нац валюты.
Жесткость ограничений зависит  от конкретной ситуации в стране. Развитые государства отходят от практики ограничений, а развивающиеся активно  их используют.
Характеристика ВП РФ на современном этапе:
    Использование ЦБ РФ в качестве операционного ориентира курсовой политики стоимости корзины валют, состоящей из евро и долл. США. Соотношение 0,45(евро):0,55(долл.). Называется это бивалютный операционный ориентир (корзина). Ориентир направлен на снижение внутридневной волатильности курса рубля на внутридневных торгах.
Волатильность – неустойчивость, нестабильность курсов.
Ограничения внутридневных  колебаний курса долл. США к  рублю осуществляется Банком России исходя из границ колебания стоимости  бивалютной корзины.
    Банк России устанавливает официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю ежедневно (по рабочим дням) без обязательства банка России покупать или продавать указанные валюты по установленному курсу.
    Официальный курс долл. СШа по отношению к рублю рассчитывается и устанавливается Банком России на основе котировок межбанковского внутреннего валютного рынка по операциям долл.-руб.; евро-рубль. Действует этотм курс до 12 ч. По московскому времени.
    Режим курса рубля- «грязное» плавание, рубля является свободно конвертируемой валютой.
 
Внешний долг Российской Федерации - долговые обязательства Российской Федерации в иностранной валюте.
В абсолютном выражении российский внешний государственный долг на 1 января 2010 года составил 37,6 млрд долларов, что является одним из самых низких показателей в Европе. По относительным показателям, российский внешний госдолг составляет 3 % от объема ВВП страны. По состоянию на апрель 2010 года объем внешнего долга снизился, составив $31,1 млрд, или 2,5% ВВП. В то же время в этом месяце Россия после двенадцатилетнего перерыва снова вернулась к заимствованиям на внешнем рынке, разместив два транша еврооблигаций на $5,5 млрд.
Для сравнения — после  кризиса 1998 года внешний долг России составлял 100,0 % от ВВП.
Для сравнения — на начало 1999 года внешний долг России составлял 146,4 % от ВВП.
По принятому трёхлетнему  бюджету на период 2008—2010 гг., госдолг  должен был удерживаться в рамках 2,5 % от ВВП. Однако вследствие падения  цен на нефть бюджет России стал дефицитным, и уже в 2010-м году дефицит  планируется покрывать за счёт новых  кредитов. В наихудшем случае в  ближайшие три года внешний долг России может вырасти на $75 млрд.

Структура государственного внешнего долга по состоянию на 1 января 2010 года

1. Задолженность перед официальными  кредиторами — членами Парижского клуба: 999,8 млн.доллоров США; 696,9 млн.евро.
2. Задолженность перед официальными  кредиторами — не членами Парижского клуба: 1 820,4; 1 268,9
3. Задолженность бывшим странам СЭВ: 1 300,1; 906,2
4. Коммерческая задолженность бывшего  СССР: 830,5; 578,9
5. Задолженность перед международными  финансовыми организациями: 3 793,9; 2 644,6
6. Задолженность по еврооблигационным займам: 26 239,6;18 290,5
7. Задолженность по ОВГВЗ (облигации внутреннего государственного валютного займа): 1 775,3;1 237,5
8. Задолженность по гарантиям  Российской Федерации в иностранной  валюте: 881,4;614,4
9. Государственный внешний долг  Российской Федерации (включая  обязательства бывшего СССР, принятые Российской Федерацией): 37 641,0;26 237,9
Существует большое количество методов решения проблемы государственного долга. К ним относятся как  бюджетно-экспортные, так и финансово-технические. Бюджетно-экспортные методы являются долгосрочными и связывают решение проблемы, например, внешнего долга, с увеличением торгового баланса страны, а также увеличением ВВП и государственного бюджета.
Технические же методы - краткосрочные, и позволяют решить проблему путем  улучшения условий заимствования, уменьшения общей суммы долга, изменения  временной структуры платежей .
Родионова В.М. выделяет следующие  основные финансово-технические методы управления государственным долгом: консолидацию, конверсию, обмен облигаций  по регрессивному соотношению, отсрочку погашения и аннулирование займов .
Под конверсией обычно понимается изменение доходности займов. В целях  снижения расходов по управлению государственным  долгом государство чаще всего снижает  размер выплачиваемых процентов  по займам. Однако не исключено и  повышение доходности государственных  ценных бумаг для кредиторов. Такая  операция была проведена, например, в 1990 г., когда доходность облигаций 3%-ного выигрышного займа была увеличена  до 9%, а казначейских обязательств - с 5 до 10%.
Под консолидацией понимается изменение условий займов, связанное  с их сроками. Так, в 1990 г. срок функционирования казначейских обязательств был сокращен с 16 до 8 лет.
Унификация государственных  займов обычно проводится вместе с  консолидацией. Унификация займов - это  объединение нескольких займов в  один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа. В исключительных случаях  правительство может провести обмен  облигаций по регрессивному соотношению, то есть приравнивая несколько ранее выпущенных облигаций к одной новой облигации.
Отсрочка погашения займа  или всех ранее выпущенных займов проводится в условиях, когда дальнейшее развитие операций по выпуску новых  займов не имеет финансовой эффективности  для государства. При отсрочке не только отодвигаются сроки погашения  займов, но и прекращается выплата  доходов.
Под аннулированием государственного долга понимается мера, в результате которой государство полностью  отказывается от обязательств по выпущенным займа. Аннулирование ценных бумаг государства может проводиться по двум причинам: в случае финансовой несостоятельности государства, т.е. его банкротства; в следствие прихода к власти новых политических сил, которые по определенным причинам отказываются признать финансовые обязательства предыдущих властей.
 
Кроме того, в качестве метода привлечения заимствований выделяется рефинансирование долга. Рефинансированием  государственного долга называют размещение новых государственных займов для  погашения задолженности по уже выпущенным. Например, Россия использовала рефинансирование при погашении задолженности по государственному 3%-ному внутреннему выигрышному займу 1966 г. По истечении срока действия этого займа облигации обменивались в течение одного года на облигации нового займа - внутреннего выигрышного займа 1982 г. без уплаты курсовой разницы.
Минимальная цена заемных  средств на рынке определяется ставкой  рефинансирования. Ставка рефинансирования - это процентная ставка, по которой  происходит заимствование на обслуживание внутреннего долга. Таким образом, государственный кредит регулирует рынок межбанковских кредитов.
В настоящее время при  разработке вариантов оптимизации  внешнего долга России внимание концентрируется  главным образом на технических  средствах решения проблемы: реструктуризации долга, конверсия части долговых обязательств в имущественные активы на территории России. Предлагаются также  менее традиционные методы - выплата  отступного, погашение долга в  национальной валюте, переоформление кредиторской задолженности под  расчеты по дебиторской задолженности .
Под реструктуризацией долга, согласно ст. 105 Бюджетного кодекса  РФ, понимается «погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований (принятием на себя других долговых обязательств) в объемах  погашаемых долговых обязательств с  установлением иных условий обслуживания долговых обязательств и сроков их погашения». В определенной мере этот термин является синонимом консолидации займа.
 
9. Классификация валютных операций, проводимых уполномоченными банками.
Выделяют 11 видов валютных операций, которые могут поводить уполномоченные банки:
1. Купля-продажа иностранной валюты  в наличной и безналичной форме  на внутреннем и внешнем рынках, включ. кассовую работу и обмен валют;
2. Ввоз и вывоз валютных ценностей,  а также валюты РФ (банки оформляют  таможенные декларации с уплаченным  таможенным сбором);
3. Открытие и ведение банковских  счетов резидентов и нерезидентов  в валюте РФ;
4. Открытие и введение банковских  счетов резидентов и нерезидентов  в иностранной валюте на территории  РФ;
5. Привлечение средств физических  и юридических лиц во вклады;
6. Размещение привлеченных во  вклады денежных средств от  своего имени и за свой счет;
7. Заключение договоров о корреспондентском  обслуживании с иностранными  банками;
8. Осуществление расчетов по  поручению юридических лиц;
9. Выдача банковских гарантий;
10. Открытие филиала за рубежом;
11. Долевое участие в УК иностранных  банков.
 
 
10. Открытие счетов в иностранной  валюте юридическим лицам –  резидентам.
 
Юридическое лицо представляет в банк те же документы, что и для  открытия рублевого счета. Для идентификации  поступлений иностранной валюты в пользу резидентов уполномоченные банки открывают резидентам (юр. лицам и физ. лицам – индивидуальным предпринимателям) на основании договора банковского счета текущий валютный счет и одновременно транзитный валютный счет. На транзитный валютный счет зачисляются в полном объеме все поступления иностранной валюты в пользу резидента, за исключением денежных средств, зачисляемых на текущий валютный счет и поступающих:
а) средства, поступающие  с одного текущего валютного счета, открытого в уполномоченном банке, на другой текущий валютный счет этого  резидента, открытый в этом уполномоченном банке;
б) от другого уполномоченного  банка, в котором открыт текущий  валютный счет резидента, по заключенным  между ними договорам;
в) с текущего валютного  счета одного резидента на текущий  валютный счет с другого резидента, открытых в одном уполномоченном банке.
Открытие валютных счетов физическим лицам – резидентам. Граждане имеют право открывать  счета в иностранной валют  в любом уполномоченном банке  РФ, для этого нужно предоставить паспорт и написать заявление  об открытии счета.
Открытие счетов в иностранной  валюте юридическим лицам – нерезидентам на территории РФ. Для открытия счета  в иностранной валюте нерезидент должен предоставить в банк такие  документы же документы, что и  резидент, добавив к ним:
1) легализованную в посольстве  РФ копию разрешения национального  банка иностранного государства  в соответствии с международными  договорами;
2) легализованный в посольстве  РФ, с заверенным переводом на  русский язык, пакет учредительных  документов: устав и выписку из  торгового реестра страны пребывания  нерезидента;
3) удостоверенную нотариально  либо посольством иностранного  государства в РФ доверенность  на директора представительства,  филиала или просто доверенное  лицо нерезидента.
Юридическим лицам – нерезидентам открывают один счет – текущий  валютный.
Открытие счетов в иностранной  валюте физическим лицам – нерезидентам на территории РФ. Для открытия текущего счета физическому лицу – нерезиденту  необходимо предоставить следующие документы:
1) документ, удостоверяющий  личность
2) заявление на открытие  счета;
3) разрешение на проживание  в РФ.
Физическим лицам –  нерезидентам могут открывать текущий  и депозитный валютные счета.
 
 
11. ОБ ОСОБЕННОСТЯХ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКОВ, СОЗДАЮЩИХ И ИМЕЮЩИХ ФИЛИАЛЫ НА ТЕРРИТОРИИ ИНОСТРАННОГО ГОСУДАРСТВА (ИНСТРУКЦИЯ от 24 августа 1998 г. N 76-И) 
I. Инструкция определяет особенности регулирования деятельности банков (уполномоченные банки), создающих и имеющих зарубежные филиалы, в части порядка открытия (закрытия) зарубежных филиалов, а также соблюдения при осуществлении зарубежными филиалами коммерческой деятельности требований нормативных правовых актов, регламентирующих банковскую деятельность.
Зарубежным филиалом является обособленное подразделение уполномоченного  банка, созданное и действующее  в порядке, установленном законодательством, и осуществляющее в соответствии с предоставленными уполномоченным банком правами от его имени банковские операции, предусмотренные лицензией  Банка России.
- Зарубежные филиалы признаются  резидентами РФ, не могут являться  юридическими лицами и осуществляют  свою деятельность на основании  положений, утверждаемых создавшим  их уполномоченным банком.
-Зарубежные филиалы не  могут иметь уставный капитал,  приобретать и осуществлять от  своего имени имущественные и  личные неимущественные права.
-По обязательствам, вытекающим  из деятельности зарубежного  филиала, всем своим имуществом  отвечает уполномоченный банк, который  несет за филиал обязанности  и может быть истцом и ответчиком  в суде по его делам.
2. Порядок предоставления  ЦБ РФ разрешений уполномоченным  банкам на создание заруб. филиалов:
2.1. Уполномоченные банки,  имеющие генеральную лицензию  на осуществление банковских  операций, могут создавать филиалы  на территории иностр гос при наличии разрешения Банка России.
2.2. Уполномоченные банки,  ходатайствующие о выдаче разрешения  на создание зарубежного филиала,  должны отвечать следующим требованиям:   
- иметь лицензию на  осуществление банковских операций  не менее трех лет;  
- иметь собственные капитал  в размере не менее рублевого эквивалента 5 млн. евро; 
- сохранять устойчивое  финансовое положение в течение  последних 6 месяцев деятельности    
- выполнять обязательные  резервные требования Банка России  в течение последних 6 месяцев  деятельности и на последнюю  отчетную дату и обязательства  перед бюджетом и государственными  внебюджетными фондами; 
- располагать соответствующим  помещением для размещения зарубежного  филиала;  
- иметь положительное  заключение по результатам комплексной  проверки уполномоченными представителями  Совета директоров Банка России, проведенной в течение последних  двух лет деятельности.
Для получения разрешения на создание заруб филиала уполномоченный банк представляет в территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за его деятельностью документы в 2-х экземплярах
Общий срок рассмотрения Банком России документов для получения  разрешения Банка России не должен превышать трех месяцев с даты представления уполномоченным банком всех необходимых документов.
Зарубежный филиал уполномоч-го банка может осуществлять след-е виды операций:
1)открывать счета в  иностранной валюте нерезидентам  РФ (юр и физ лицам), привлекать денежные средства нерезидентов в иностранной валюте во вклады и проводить по открытым счетам нерезидентов расчетные операции.
2) открывает юридическим  лицам - резидентам РФ банковские  счета в иностранной валюте  без разрешения (лицензии) Банка  России и выполнять по их распоряжению след операции:
а) расчеты по экспорту из РФ и импорту в РФ товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности на условиях отсрочки (рассрочки), аванса (предоплаты) на срок не более 180 дней;
б) получения и предоставления финансовых кредитов (займов) на срок не более 180 дней;
в) платежей процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и прочим операциям, связанным  с движением капитала;
г) оплаты вступительных  и членских взносов в пользу международных  неправительственных организаций, являющихся нерезидентами;
д) купли-продажи иностранной  валюты одного вида за иностранную  валюту другого вида;
е) получения (возврата) кредитов в иностранной валюте на срок свыше 180 дней от зарубежных филиалов, а также  выплаты процентов за пользование  этими кредитами.
И другие.   
Зарубежный филиал уполномоченного  банка закрывается:
- по решению уполномоченного  органа управления уполномоченного  банка, принятому по его инициативе, либо по предложению Банка  России, либо по требованию органа банковского надзора страны местонахождения зарубежного филиала;
-в связи с ликвидацией  уполномоченного банка. 
II 23 апреля 1997 г. N 437 «Положение о регистрации кредитных организаций с иностранными инвестициями и увеличение уставного капитала зарегистрированной кредитной организации за счет средств нерезидентов».  
Под  кредитными  организациями  с иностранными инвестициями  понимаются  кредитные   организации  - резиденты, уставный капитал которых сформирован с участием средств нерезидентов независимо от их доли в уставном капитале.
Банк  России  выдает  предварительные  разрешения  на  создание  кредитных  организаций  с   иностранными инвестициями. 
Под предварительным  разрешением   понимается   принципиальное согласие Банка   России   на  участие  конкретного  нерезидента  в создании кредитной организации - резидента.
При рассмотрении вопроса  о выдаче разрешения учитывается:   
- уровень использования  квоты участия иностранного капитала  в банковской системе России;   
- финансовое  положение  и  деловая  репутация  учредителей  - нерезидентов;    
- очередность подачи  заявлений.
Для   получения   разрешения   учредители   представляют  в центральный аппарат Банка  России  заявление о выдаче разрешения на создание кредитной организации с иностранными инвестициями, где указывается место нахождения, правовой статус, точный размер предполагаемого участия на каждого будущего учредителя-нерезидента.  При приобретении нерезидентом  более  10 %  уставного капитала создаваемой кредитной организации  -  резидента  заявление  должно содержать информацию  об  учредителях  такого  юридического лица - нерезидента с указанием их места нахождения  и  кратким  описанием направления их деятельности.
К заявлению прилагаются  сведения о юридическом лице -нерезиденте:    
 а) учредительные документы;    
 б) решение  уполномоченного  органа  юридического  лица  о его участии в уставном капитале кредитной  организации  на  территории РФ;   
 в) копия документа  (или  выписка  из  него),  подтверждающего регистрацию юридического лица;   
 г) балансы за три  предыдущих года деятельности, подтвержденные  аудиторским заключением;   
 д) письменное согласие  соответствующего  контрольного  органа страны его  места  нахождения  (Центральный Банк, Министерство финансов или иной орган, в компетенцию которого входит выдача такого согласия)  на участие в уставном капитале кредитной организации  на  территории  РФ  либо заключение этого  органа  об  отсутствии  необходимости  получения такого согласия.  
А на  иностранное  физическое  лицо прилагается подтверждение первоклассного иност-го банка (согласно    международной   банковской   практике иностранным  банком, краткосрочные обязательства которого имеют по классификации  IBCA,  Mood's или Standart and Poor рейтинг не ниже AA,  prime-1) платежеспособности  этого лица (способности оплатить свою долю в уставном капитале). 
 Банк России   может   запросить   дополнительную   информацию, необходимую для принятия решения.   
- Разрешением на участие  нерезидентов в уставном капитале  кредитной организации с иностранными  инвестициями - кроме дочерней кредитной  организации иностранного банка  (резидента) - является информационное  письмо Банка России. 
- Разрешением на участие  нерезидентов в уставном капитале  дочерней кредитной организации  иностранного банка (резидента)  является протокол о намерениях, подписываемый учредителями указанной  кредитной организации и Банком  России.
После получения разрешения Банка России документы подаются в территориальные учреждения Банка  России. 
 Разрешение   действительно  в течение одного года со дня его подписания.   
 В  случае  отклонения  Банком  России  заявления  о выдаче разрешения на  создание  кредитной организации с иностранными инвестициями учредителям направляется мотивированный отказ.
 
 
12. Порядок установления корреспондентских  отношений между ком. банками РФ и зарубежными банками.
 
Корреспондентские межбанковские  отношения- это всевозможные формы сотрудничества между двумя банками, которые основываются на корректном, честном и согласованном выполнении взаимных поручений.
Для установления корреспондентских  отношений российскому банку  в первую очередь необходимо:
1) Иметь лицензию на  осуществление банковских операций  со средствами в руб. и иностранной  валюте (что бы устанавливать  кор отнош с неограниченным количеством иностр-х банков КБанкам РФ).
2) изучить потребности  своих клиентов, в зависимости  от которых, будет определяться  страна, с банком которой  необходимо  заключить корресп-е отношения.
3) выбрать банк в этой  стране, для чего изучается рейтинг  банков составляемый мировыми рейтинговыми агентствами;                      
4)  Обменяться письмами  с выбранным банком с предложением  об установлении корреспондентских  отношений, предоставить друг  другу док-ты для изучения надежности и состоятельности партнеров: 
- нотариально заверенные  копии уставов и лицензий на  проведение различных банковских  операций.
- отчет о деятельности  банка, включая балансы;
- справка о соблюдении  экономических нормативов.
- справки об уровне  платежеспособности потенциальных  корреспондентов банка.
Когда достигнута общая договоренность об установлении корреспондентских  отношений, следует определить, в  каких областях и на каких условиях сотрудничество между банками считается  возможным.
5) Заключают договор коресп-го счета( соглашение о корреспондентском обслуживании), которое содержит следующие разделы:
- предмет соглашения,           
- обязательства сторон
- ответственность сторон,       
- порядок разрешения споров, подписи сторон и тд.
К договору прикладываются два приложения:
    Порядок ведения и режим счета, где указывается: номер счета, валюта счета, лимит остатка на счете, защитная оговорка по счету, порядок кредитования и дебетования счета, порядок и сроки предоставления выписок.
    Тарифы на обслуживание счета.
В дальнейшем банки обмениваются: образцами подписей должностных  лиц, взаимной договоренностью о  тайном коде, списком должностных  лиц, которые будут иметь право  предоставлять банк юридически.
При установлении кор отношений партнеры должны учитывать что для них существуют след-е виды рисков:
1) страновой (политическая ситуация в стране, нехватка валюты)
2) риск финансовой надежности  отдельных банков
3) Риск вида конкретной  операции.
 
 
13. Характеристика операций по обслуживанию  клиентов при открытии корресп отнош-й и межбанковских операций
 
Все операции, осуществляемые по корреспондентским  счетам,  разделить на две группы:
1) операции, основывающиеся на обслуживании клиентов:
   а) платежи на основе  различных способов и форм  расчетов ( банковские переводы, векселя, инкассо или аккредитивы;                                                               
   б) опер-и с ц\б, платежи по чекам: чеки оформляются банками по поручению их клиентов (граждан и фирм) в целях выполнения обязательств или выставляются самим клиентом на имя его банка;                                   
   в) предоставление гарантий: по поручению клиента банк  берет на себя разные виды  гарантий и отвечает по его  обязательствам;  
    Кор отношения устанавливаются  исходя из потребностей клиентов  банка, поэтому эти операции  являются базовыми.        
2)межбанковские операции.                                            
     а) покупка и продажа  валют;                             
     б) торговля на  денежном рынке: эта операция  не должна рассматриваться односторонне, только как инструмент получения кредитов, - международным правилам более соответствует положение, согласно которому в рамках таких отношений банк не только получает деньги, но и периодически предоставляет их банкам-корреспондентам на определенные сроки;                                                                               
    в) кредитные операции;        
    г) привлечение и размещение  вкладов;
    д) операции с ценными  бумагами;               
    с) клиринговые расчеты.
Корреспондентские отношения могут  устанавливаться с взаимным открытием  счетов, с открытием счета в  одном из банков (в этом, случае банки  именуются «корреспондентами со счетом») или без открытия счетов  («корреспонденты без счета»).
Банки, как правило, открывают счета  в иностранных кредитных учреждениях  в национальной валюте страны-контрагента.
1.Корреспондентские счета уполномоченных  банков Российской Федерации,  открытые в других уполномоченных  банках РФ или в иностранных  банках-корреспондентах, называются  счета “Ностро”.
2.Счет ЛОРО – счет банка  –корреспондента, открытый у себя в банке.
Для учета средств в банках и учета расчетов, проводимых по этим счетам на балансе банка открываются:
    Активные счета для средств, находящихся в иностранных и международных банках (называются корресп счета в банках нерезидентах)- ностро
    Счета в банках резидентов РФ в иностранной валюте - лоро.
- по дебету этих счетов проводятся  суммы иностранной валюты, поступающие  в пользу российских и иностр-х юридических лиц.
- по кредиту этих счетов проводятся  суммы иностр валюты, причитающиеся в связи с выполнением поручений владельца счета по оплате денежных переводов; по перечислению на др. счета в иностр банках.
Для учета средств в иностр валюте, принадлежащих иностр банкам и числящихся на их счетах, открытых в российских банках, на балансе последних открываются счета, которые называются корресп счета банков нерезидентов.                                                                                   
В целом корреспондентские отношения  позволяют банкам ускорить проведение расчетов для своих клиентов и  получать прибыль при проведении собственных межбанковских операций без посредников.     
 
 
14. Особенности деятельности междунар. коммер-х сетей, обслуживающих межбанковские операции.
1) SWIFT Свифт – сообщество всемирных межбанк. фин. Телекоммуникаций ( 9мая 1977г открытие).
Это акционер.общ-во, владельцами кот. явл-ся банки-члены. Высший орган -  собрание банков-членов, решения принимаются большинством голосом ( 1 акция – 1 голос).
Явл-ся МБ коммуникац.сетью, передаваемые поручения учитываются в виде перевода на счетах в виде nostro и loro. Наряду с банками-членами имеются и другие пользователи сети свифт:
-ассоциированные члены  ( филиалы и отделения банков-членов; не явл-ся акционерами)
- участники ( всевозможные  фин.институты – не банки, страх.компания,инвестиц.компании,брокеры,дилеры)
Порядок вступления в свифт:
1)Банк оформляет и направляет  пакет документов,включающий ( заявление о вступлении, обяз-ва банка выполнять устав свифт и возмещать затраты общ-ву, адрес банка, контактные данные лица, ответственного за связь общ-ву)
2) Совет директоров свифт рассм-т документы и принимает решение о приеме банка в общ-во. Банк-кандидат
Получает право на оплату единовременного взноса и приобретения акций общ-ва
3) Решаются все тех.  Вопросы ( приобретается коммуникац оборудование и обучение персонала). Даты подключения к сети фиксированы.
Преимущества Свифт:
-надежность передачи  сообщений
-сеть гарантирует и обеспечивают полную сохранность и секретность сведений передаваемых.
-сокращение операционных  расходов
-быстрый способ передачи  сообщений в любую точку мира
-автоматизация обработки  данных
Недостатки:
-дороговизна вступления
-опасность сбоев и  др тех проблемы
-сокращение возм-ти по пользованию платежным кредитом на время движения документов.
2) TARGET (Открытие 1999г) – трансевропейская автоматизированная система валовых расчетов в режиме реального времени.
(расчеты в евро). Система  предназначена для осуществления  крупных платежей,обрабатываемых индивидуально в режиме он-лайн безотзывным валютированием в день операции в рамках таких операций как
-операции открытого рынка  и др ден.операции между ЕЦБ и нац.центр. банками разных стран европы.
-расчеты в рамках финн.операций между КБ
-крупные платежные операции  клиентов КБ
Преимущества:
-совершение операций  в реальном масштабе времени
-немедленное завершение  кр.проводок по счетам, т.к. платежи будут совершаться только при наличии достаточного покрытия или обеспечения, предоставленных банком плательщика.
-свободный доступ, надежная  технология
Недостатки:
-относительно высокая  стоимость; -ограниченная возможность обработки больших объемов операций
3) FEDWIRE (открытие 1914г системой пользуется правительство США)- федер. Автоматизированная система ден. переводов,  принадлежит ФРС США. Электронная сеть, для переводов ден средств и цен. Бумаг, связывет 12 банков ФРС с более чем 11 тыс депозитных учреждений, имеющих резервные и клиринговые счета ФРС.
Переводы в системе  подразделяются:
-МБО: Переводы фед.ср-в, переводы банк.ссуд
-переводы по третьей  стороне: переводы ц.б. и валютные переводы
4)CHIPS ( открытие 1971г) – электронная система МБ клиринговых расчетов, управляется нью-йорской ассоциацией расчетных палат. Любое фин. Учреждение имеет право обратиться с просьбой о принятии его в ЧИПС, если оно отвечает требованиям:
1) участник д.б. ком.  банковским учреждением, создан.-м в соответствии с законом ( деятельность этих учреждений ограничивается только международ.операциями)
2) банковский филиал ком. банковского учреждения, расположенного в Нью-йорке, Чипс функционирует как центр передачи платежных поручений, работает на основе дневного кредита.
 
 
15 СУЩНОСТЬ И КЛАССИФИКАЦИЯ ВАЛЮТЫ
Валюта – это денежная единица страны, которая используется во внутренних и международных расчетах.
Классификация валюты:
    по принадлежности:
    национальная - денежная единица определенной страны (РФ – денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, средства на банковских счетах или в банковских вкладах)
    иностранная -  денежная единица иностранных государств (ден.знаки в виде банккот, казначейских билетов, монеты, ср-ва на банк счетах и банк.вкладах)
    по принципу построения
    валюта корзинного типа - национальная денежная единица, курс которой определяется как средневзвешенная величина от рыночной стоимости нескольких валют
    обычная валюта – все прочие валюты стран мира
    по отношению к валютным запасам
    резервная -  валюта, которую ЦБ различных государств накапливают и хранят резервы для международных расчетов
    прочие
    по степени конвертируемости
    свободно-  без ограничений обмениваемая на валюту любого иностранного государства
    частично-     с ограниченным использованием относительно территории, вида валют. операций или владельцев
    неконвертируемая   - нац. валюта страны, которая не может обмениваться на иностранную валюту
    по видам валютных операций
    валюта цены контракта - валюта, которой определяется цена товара
    валюта платежа – валюта, в которой происходит факт оплаты товара
    валюта кредита – валюта предоставления займа
    валюта клиринга – используется при зачете требований и обязательств по урегулированию внешнего долга
    валюта векселя – валюта, в которой выставляется вексель
    по степени стабильности
    сильная – валюта, устойчивая к собственному номиналу и к курсам др. валют, имеет низкий или средний уровень волатильности (непостоянство, изменчивость курса)
    слабая – валюта, номинал которой является неустойчивым, имеет высокий уровень волатильности
    по материально вещественному признаку
    наличная  – банкноты, монеты, номинированные в определенной валюте и участвующие в наличном обращении на территории страны и за ее пределами.
    безналичная – записи на счетах; участвует в безналичных расчетах.
 
 
16 ВАЛЮТНЫЕ КУРСЫ И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ  НА ИХ ИЗМЕНЕНИЯ.
Валютный  курс – цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежных единицах других стран или в международных денежных единицах.
Цена может устанавливаться  различными способами:
    либо определяться исходя из спроса и предложения на данную валюту на денежном рынке.
    либо строго регламентироваться решениями правительства или государственных органов конкретной страны.
    либо формироваться комбинированно, с применением одновременно и того и другого подходов.
Исчисление валютного  курса необходимо:
    при проведении конверсионных операций в рамках торговли товарами и услугами при движении капитала и кредита.
    при сравнении цен мировых и национальных рынков
    для переоценки счетов в ин.валюте фирм и банков.
Валютный курс в рыночной экономике  отклоняется о его стоимостной  основы (это покупательная способность  валют) под влиянием спроса и предложения  на валюту.
Соотношение спроса и предложения  зависит от 2х групп факторов:
    коньюктурные факторы (краткосрочные) – связаны с колебанием деловой, политической обстановки, ожидания, прогнозы.
    структурные (долгосрочные) факторы – подлежат прогнозированию.
К ним относятся:
- конкурентоспособность товаров  на мировом рынке
- изменение нац. дохода страны
- инфляция
- ставка рефинансирования
- ломбардная ставка
- учетная ставка
- рынок  жилья
- уровень безработицы
- степень развития рынка ц/б
Классификация факторов на кратко- и  долгосрочные является достаточно условной, т.к. ряд краткосрочны может влиять долгосрочно.
ОСНОВНЫЕ  ФАКТОРЫ, воздействующие на валютный курс:
    темп инфляции
чем выше темп инфляции в стране, тем  ниже курс ее валюты.
    состояние платежного баланса
активный платежный баланс способствует повышению курса нац.валюты, т.к. увеличивается спрос на нее со стороны иностранных должников.
    разница процентных ставок на привлекаемый капитал в разных странах
повышение процентной ставки стимулирует  приток иностранных капиталов, а  снижение поощряет отток капиталов, в том числе национальных, за границу.
    вид валютных операций
валютные рынки быстро реагируют  на изменения в экономике и  политике, на колебания курсовых отношений. Тем самым они расширяют возможности  валютной спекуляции и стихийного движения «горячих» денег.
    степень доверия к стране в мировом сообществе
зависит от состояния экономики  и политической обстановки страны.
    валютная политика государства
соотношение рыночного и государственного регулирования валютного курса  влияет на его динамику.
    коньюктурные факторы
связаны с изменением деловой, политической, военной и прочей обстановки, а  также с ожиданиями, прогнозами и  слухами. Возникновение этих факторов предугадать сложно, однако их влияние  на валютный курс непродолжительно.
    структурные факторы
воздействуют на курс валюты длительный промежуток времени и подлежат прогнозированию (конкурентоспособность товаров  страны, изменение национального  дохода страны, повышение внутренних цен по сравнению с мировыми, увеличение процент. ставок по привлечению иностранного капитала, степень развития ценных бумаг.)
Изменение валютных курсов влияет на экспортно-импортные операции, проводимые хозяйствующими субъектами государства.
 
17 Виды Валютных курсов и их  характеристика.
Валютный  курс – цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежных единицах других стран или в международных денежных единицах.
Цена может устанавливаться  различными способами:
    либо определяться исходя из спроса и предложения на данную валюту на денежном рынке.
    либо строго регламентироваться решениями правительства или государственных органов конкретной страны.
    либо формироваться комбинированно, с применением одновременно и того и другого подходов.
Исчисление валютного  курса необходимо:
    при проведении конверсионных операций в рамках торговли товарами и услугами при движении капитала и кредита.
    при сравнении цен мировых и национальных рынков
    для переоценки счетов в ин.валюте фирм и банков.
Валютный курс в рыночной экономике  отклоняется о его стоимостной  основы (это покупательная способность  валют) под влиянием спроса и предложения  на валюту.
Соотношение спроса и предложения  зависит от 2х групп факторов:
    коньюктурные факторы (краткосрочные) – связаны с колебанием деловой, политической обстановки, ожидания, прогнозы.
    структурные (долгосрочные) факторы – подлежат прогнозированию.
К ним относятся:
- конкурентоспособность товаров  на мировом рынке
- изменение нац. дохода страны
- инфляция
- ставка рефинансирования
- ломбардная ставка
- учетная ставка
- рынок  жилья
- уровень безработицы
- степень развития рынка ц/б
Классификация факторов на кратко- и  долгосрочные является достаточно условной, т.к. ряд краткосрочны может влиять долгосрочно.
Виды валютных курсов:
    По методу котировки:
Валютная котировка – это установление курса пересчета иностранной валюты к национальной или наоборот.
Для национальных валютных рынков:
    основанный на прямой котировке
при прямой к. единица иностранной  валюты приравнивается к определенному  количеству национальной валюты. (применяется в большинстве стран, в т.ч. в России) 1$ = 30руб.
    основанный на косвенной (обратной) котировке
при косвенной к. единица национальной валюты приравнивается к определенному  количеству иностранной валюты. (н-р в Великобритании) Фунт и $ США
Для международного валютного  рынка:
    прямая котировка
единица национальной валюты приравнивается к определенному количеству долларов США:
    евро-доллар
    фунт-доллар
    австрийский доллар-доллар США
    косвенная котировка
единица американской валюты доллар США приравнивается к определенному  количеству иностранной валюты.
    по способу фиксации:
    плавающий (биржевой)
свободное соотношение двух валют, складывающееся под воздействием ряда экономических факторов, влияющих на их спрос и предложение на рынке.
    фиксированный
устанавливается правительством или  национальным банком страны и поддерживается определенными инструментами валютного  регулирования.
    смешанный
предполагает использование в  стране как плавающего, так и фиксированного курсов в зависимости от вида проводимых операций.
    по способу расчета
    паритетный
расчетный курс в международном  торговом обороте, основанный на паритете покупательной способности валют (ППС)
ППС – это соотношение между  валютами, обеспечивающее их равную способность  покупать стандартный набор товаров  и услуг в соответствующих  странах.
Теория абсолютного  ППС валют базируется на законе единой цены: х= цена товара одной стороны/цена товара другой стороны
Теория относительного ППС, согласно которой колебания валютного курса пропорциональны относительному изменению цен в двух сторонах (учитывается инфляция).
    фактический
складывается к экономической  системе государства на конкретный момент времени, исходя из существующего  в стране режима валютного курса.
    по отношению к паритету покупательной способности валют
    соответствующий паритету
    завышенный
    заниженный
    по виду валютной сделки
    кассовый
к кассовым относятся:
    курс TOM (tomorrow) сегодня заключается контракт, обмен валюты на след день.
    курс TOD (today) в рамках 1 раб дня заключается контракт и поставка валюты, риски отсутствуют.
    курс СПОТ (spot) контракт заключается сегодня, обмен валютами не позже 2-го раб дня.
курс валют, устанавливаемый на момент заключения сделки при условии  обмена валютами не позже второго  рабочего дня со дня заключения сделки.
    форвардный
устанавливается на определенную дату в будущем.
Расчет производится путем корректировки  на срочную разницу СПОТ (прогнозируемое маркет-мейкерами  изменение валютного курса в будущем).
Если предполагается рост курса, говорят  о премии, если снижение – о дисконте.
    кросс-курс
соотношение между двумя валютами, определяемое на основе приравнивания  их курсов к валюте третьей стороны.
    по способу установления курса
    официальный
официально объявляется государственными органами
    неофициальный
может использоваться контрагентами  валютных операций по договоренности между ними.
    по отношению к участникам сделки
    курс покупателя (bid)
курс, по которому банк покупает базовую  валюту
    курс продавца (offer, ask)

и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.