Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


Шпаргалка Шпаргалка по "Валютно-кредитным отношениям"

Информация:

Тип работы: Шпаргалка. Добавлен: 07.11.2012. Год: 2012. Страниц: 29. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


1. Сущность валютных отношений  и валютной системы.
МВКО относятся к категории  МЭО, которые имеют следующую  структуру:
- международное разделение  труда
- международная торговля
- международное движение  факторов производства
- международные валютные  и кредитные отношения
- международная экономическая  интеграция, глобализация
МВКО – одна из важнейших  составляющих МЭО.
Интеграция стран, мировое  хозяйство вызывает необходимость  превращения части денежного  капитала из нац. валюты в иностранную, и наоборот. Это происходит при международных валютных, расчетных и кредитных операциях, т.о. сформировались международные валютные отношения (МВО).
МВО – это совокупность общественных отношений, складывающихся при функционировании валюты в мировом  хозяйстве; МВО обслуживают взаимный обмен результатами деятельности нац. экономик.
В результате развития внешнеэкономических  связей между государствами, их углубления была  сформирована валютная система.
Валютная система –  форма организации валютных отношений  на национальном, региональном или  мировом уровне; является частью экономической  системы государства, группы государств одного региона или мировой экономической  системы.
Нац. валютная система –  форма организации валютных отношений  в стране, закрепленная нац. законодательством  и учитывающая межгосударственные соглашения.
Нац. валютная система включает элементы:
1. определенный набор  международных платежных средств  (нац. валюта)
2. режим обмена валюты
3. условия конвертируемости  валюты
4. режим валютного курса
5. наличие или отсутствие  валютных ограничений
6. режим валютного рынка  и рынка золота
7. статус нац. органов,  регулирующих валютные отношения  (ЦБ РФ, Минфин)
Региональная валютная система  включает в себя валютные отношения  между группами государств, связанными взаимными соглашениями, и представляет собой совокупность нац. валютных систем, каждая из которых является составной  частью региональной валютной системы.
Мировая валютная система  – форма организации МВО, основанная на историческом развитии мировой экономической  системы и закрепленная международными соглашениями.
Элементы мировой валютной системы:
1. определенный набор  международных платежных средств  (нац., иностранная и коллективная  международная валюта)
2. режим обмена валют,  включая валютные курсы, условия  конвертируемости валют
3. регламентация состава  компонентов международной ликвидности  ( международная ликвидность – наличие платежных средств, приемлемых для погашения международных обязательств, регламентаций международных расчетов)
4. унификация правил, форм  и инструментов международных  расчетов
5. режимы мировых валютных  рынков и рынка золота
6. статус института межгосударственного  регулирования (МВФ)
Валютная система предполагает наличие субъектов и объектов этих отношений, инструментов и конечной цели управления.
Субъекты валютных отношений  – их участники (юр. и физ. лица, финансово-кредитные  институты) и регулирующие органы.
Участники валютных отношений:
1. активные (маркет-мейкеры): банки, наци. и транснац. компании, постоянно осуществляющие операции на валютном рынке; от их деятельности зависят спрос и предложение на валюту в текущий период и в будущем
2. пассивные (маркет-юзеры): коммерческие банки, юр. и физ. лица, проводящие валютные операции и не влияющие на состояние валютного рынка
Регулирующие органы (можно  выделить как третью категорию, но не всегда):
- ЦБ государства
- правительства государств
- международные финансовые  институты и международные кредитные  организации
Регулирующие органы проводят стратегическое и оперативное управление валютными отношениями путем  использования особых инструментов валютного регулирования и контроля:
1. инструменты стратегического  управления:
          - способы регулирования курсов  резервных валют и валют различных  государств
          - установление лимита открытой  валютной позиции для коммерческих  банков и т.д.
2. инструменты оперативного  управления:
          - интервенция нац. банков и  т.д.
Объекты валютных отношений: механизм установления валютных курсов и их режимов; порядок участия  иностранного капитала в банковской системе стран; кредитование и расчеты  в ин. валюте и т.д.
Конечной целью управления валютными отношениями в рамках валютной системы является её стабильность и положительное влияние на макроэкономические показатели.
 
2. Эволюция мировой валютной системы.
В процессе своего развития мировая валютная система прошла несколько этапов:
1) парижская валютная  система -1867г.; её основные принципы  построения:
     - золотомонетный  стандарт
     -  обязательное  золотое содержание валют, исходя из которого устанавливается золотой паритет; паритет монет разных стран на мировых рынках определяется простым весовым соотношением золота, содержащегося в них
     - режим свободно  плавающих курсов, зависящих от  изменения рыночного спроса и  предложения, но в пределах  золотых точек
В 1913г. начался кризис этой системы, особо обострился в период 1 мировой войны с 1914 по 1918гг.; он был  вызван огромными военными расходами, которые финансировались за счет золота, и возросшим объемом эмиссии  кредитных денег; это привело  к расхождению курсов между полноценными (полностью обеспеченными золотом  и неполноценными деньгами), а следовательно к существенному колебанию курсов на мировых валютных рынках.
2) генуэзская валютная  система – 1922г.; принципы её  построения:
     - существование  золотодевизного стандарта (девизы  – это средства в ин. валюте, предназначенные для международных расчетов, т.е. приравненные к золоту)
     - сохранение  золотых паритетов
     - восстановление  режима свободно плавающих валютных  курсов
     - валютное  регулирование осуществлялось в  форме валютной политики, которая  вырабатывалась на международных  конференциях и совещаниях
Кризис начался в 1929г., продолжался до 1936г.; сопровождался  торговыми войнами между США  и Европой, Великой Депрессией и  началом 2 мировой войны.
3) 1944г. – Бреттон-Вудская валютная система – была оформлена соглашением, принятым на международной валютно-финансовой конференции ООН, состоявшейся в июле 1944г.; её принципы:
     - золотодевизный  стандарт, который базировался на  использовании наряду с золотом  двух резервных валют: $ США и  англ. Фунта
     - использование  золота ограничивалось четырьмя  формами:
          а) установление золотого паритета  валют и его фиксация в МВФ
          б) золото могло использоваться  как международный платеж и  резервное средство
          в) $ США стал фиксироваться к  золоту, причем в качестве единственной  валюты
          г) осуществлялась конвертируемость  долларовых резервов иностр. ЦБ, золота через американское казначейство по официальной цене
     - установление  режима валютных паритетов и  курсов; отклонение курса валюты  от паритета, установленного уставом  МВФ, допускалось в пределах +/-1%, а по европейскому валютному  соглашению +/- 0,75%; девальвация валют  >10% допускалось только с разрешения  МВФ
     - создание  международных организаций: МВФ  и МБРР; за МВФ было закреплено  оперативное управление валютной  системой, а МБРР разрабатывал  политику развития мировой валютной  системы и осуществлял краткосрочное  кредитование
Кризис этой системы протекал 9 лет с 1967г. по 1975г. и сопровождался  валютными войнами между Францией и США и между Францией и  Германией.
В этот период возникли 3 конкурирующих между собой региональных экономических центра мирового развития: США, Западная Европа и Япония, что привело к созданию новой мировой валютной системы.
4) 1976г. –Ямайская валютная система; окончательно она сформировалась к 1978г.; действует до сих пор, её принципы:
     - демонетизация  золота, что означало отмену его  официальной цены, золотых паритетов  и обмена на доллары
     - введение  стандарта специальных прав заимствования  (СДР – это международная расчетная  единица; используется в безналичном  порядке, в виде записи в  бухгалтерских книгах по счетам  стран-участниц системы СДР, МВФ  и некоторых международных организаций)
     - утверждение  права выбора странами режима  валютного курса
     - сохранение  за МВФ статуса органа межгосударственного  валютного регулирования
Ямайская валютная система  оказалась более гибкой к меняющимся экономическим и политическим реалиям.
 
3. Организация  деятельности международных валютных  и финансово-кредитных институтов.
Международные (региональные) валютные и финансово-кредитные  институты – это организации созданные в основе межгосударственных соглашений для регулирования валютных и финансово-кредитных отношений между странами с целью содействия их экономическому развитию. Эти организации можно разделить на две группы:
    Глобальные международные организации( специализированные институты ООН: МВФ и группа всемирного банка (ВБ), всемирная торговая организация (ВТО); специализированные органы ООН: конференция ООН по торговле и развитию- ЮНКАД, Совет по торговле и развитию (выполняет функции ЮНКАД в период между ее сессиями), экономический совет ООН, Парижский и Лондонский клуб кредиторов, ЕБРР, банк международных расчетов.
    Региональные организации
МВФ (создан в июле 1944, 184 государства) - межправительственная организация, созданная для регулирования валютно-кредитных отношений между государствами-членами и оказания им помощи при дефиците платежного баланса в виде кредитов в иностранной валюте.
Органами управления являются:
-Высший руководящий орган:  Совет управляющих
- Директорат: Исполнительный  Совет
- Совещательные органы  совета управляющих: международный  валютно-финансовый комитет, комитет  развития - объединенный комитет  совета управляющих МВФ и всемирного  банка.
Официально провозглашенные  цели МВФ:
1) способствовать международному  сотрудничеству в валютной сфере  и обеспечивать консультации
2) содействовать расширению  и сбалансированному росту международной  торговли и таким образом вносить  вклад в создание и поддержание  высокого уровня занятости и  доходов, в развитие производительных  сил всех членов Фонда, что  рассматривается как его приоритетная  экономическая задача
3) обеспечивать поддержание  стабильности валют, упорядоченных  отношений между странами-членами,  предотвращая взаимное конкурентное  обеспечение нац. валют
4) помогать в формировании  многосторонней системы платежей  для осуществления текущих операций  между странами-членами и в  устранении валютных ограничений,  которые препятствуют развитию  международной торговли
5) укреплять доверие к финансовому положению стран-членов, предоставляя в их временное распоряжение при определенных гарантиях ресурсы Фонда и таким образом позволяя выправить несбалансированность платежного баланса
6) содействовать сокращению  продолжительности и масштабов  неравновесия платежных балнсов стран-членов
Группа всемирного банка включает 5 институтов – МБРР (международный банк реконструкции и развития) и его подразделения: международную ассоциацию развития (МАР), междунар. финансовую корпорацию (МФК), многосторонние агентства по гарантированию инвестиций (МАГИ), международный центр по  урегулированию международных споров (МЦУИС).
МБРР - оказывает помощь развивающим странам в подъеме жизненного уровня населения путем предоставления кредитов, гарантий, оказания аналитических и консультационных услуг. Высший орган управления МБРР - Совет управляющих (министры финансов или председатели ЦБ, назначаемые, странами-членами на 5 лет). Часть полномочий совет может передать директорам- исполнителям.
Стратегические цели МБРР: поддержание Банка как финансового  института на наивысшем уровне в  рейтинге надежности (ААА); осуществление  эффективного финансового посредничества в области доступа к финансовым рынкам и новым финансовым продуктам, поддержание развивающихся рынков; удовлетворение потребностей клиентов в разных финансовых услугах.
Международная ассоциация развития - оказание помощи наименее развитым государствам ( члены-164 государства).
Структура управления: 1 президент, персонал, штаб квартира. Для вступления в МАР необходимо быть членом МБРР (184 государства).
Международная финансовая корпорация (175 государств) – содействие экономическому росту развивающихся стран путем оказания помощи частному сектору экономики и мобилизация национального зарубежного капитала для этой цели. Высший руководящий орган МФК - Совет управляющих, оперативная деятельность осущ-ся директоратом под председательством президента МФК.
Многостороннее  агентство по гарантированию инвестиций (163 государства) – стимулировать приток инвестиций на производственные цели; предоставлять инвесторам гарантии от некоммерческого риска (войны, беспорядки в стране и пр.) одного государства-члена МАГИ в другом. Органы: совет управляющих и директорат.
МЦУИС (139 стран) – обеспечивает международные механизмы урегулирования инвестиционных споров в арбитражном порядке для содействия привлечению иностранных инвестиций.
Парижский клуб кредиторов - неформальная организация промышленно-развитых стран, где обсуждаются проблемы урегулирования, отсрочки платежей по гос. долгу стран.
Лондонский клуб кредиторов - международное объединении частных коммерческих банков, регулирующая частные внешние долги должников.
ЕБРР (60 стран) – содействие европейским постсоциалистическим странам в переходе  к рыночной экономике, развития в них частной предпринимательской инициативы. Высший распорядительный орган – Совет управляющих, главный исполнительный орган- Совет директоров.
 
4. Этапы развития валютно-кредитных  отношений в РФ.
1.С 1917 по 1986г. – валютная  монополия государства на проведение  всех операций, заключающаяся в  том, что выручка от экспорта  в иностранной валюте концентрировалась  на счетах Внешторгбанка СССР. Использование доходов от экспорта, привлеченных валютных кредитов, золотовалютных резервов осуществлялось  гос-ом в лице Госплана СССР, Минфина СССР, Госбанка СССР на основе планового распределения в соответствии с потребностями регионов и отраслей.
2.С 1986 по март 1991г. –  п/п были разрешены прямые связи с зарубежными партнерами; самостоятельная продажа экспортной продукции; разрешено формировать собственные валютные фонды (1-2% от валютной выручки); принято 2 закона ( о ЦБ РФ, о банках и банковской деятельности => начала формироваться сеть коммерческих банков).
3. март 1991 по ноябрь 1992:
     - указ президента  РСФСР «О либерализации внешнеэкономической  деятельности на территории РСФСР» - открыт доступ на внешний  рынок
     - вышел закон  «О валютном регулировании» - закреплены  понятия валютных ценностей, валюта  СССР, ин. валюта, резиденты и т.д.; ком. банкам разрешено открывать валютные счета юр. и физ. лиц
     - был установлен  порядок продажи валютной выручки: 50% валютной выручки от экспорта  товаров подлежали обязательной  продаже через уполномоченные  банки по рыночному курсу на  внутреннем валютном рынке
     - получил развитие  внутренний валютный рынок страны: межбанковский и биржевой (за 2г.  было создано 6 валютных бирж)
4. ноябрь 1992 – январь 2004г.:
     - стал регулироваться  ввоз и вывоз из РФ валютных  ценностей уполномоченными банками:  ввоз без ограничений, вывоз  – если только у банка была  генеральная лицензия
     - с 1992 введена  обязательная продажа части экспортно-валютной  выручки резидентов государства  за нац. валюту
     - 1997 – введен  налог на операции по покупке  иностр. денежных знаков и платежных документов, выраженных в ин. валюте (ставка налога – 5% от налогооблагаемой базы, он отменен в 2003)
     - август 1998 –  установлен предел отклонения  курса покупки наличной в ин. валюте и платежного документа в ин. валюте от курса их продажи для уполномоченных банков (предел 15%), это ограничение отменено с 2004
     - 10.12.2003 – принят  ФЗ «О вал. регулировании и контроле»; первый такой закон принят 09.10.1992
5. январь 2004 – сей день:
     - отменена  обязательная продажа экспортной  валютной выручки резидентов  государству
     - отменены  валютные ограничения о проведении  капитальных и текущих операций => рубль стал фактически свободно  конвертируемой валютой с 2007г.
     - 2004г. –  отменен предел 15%
 
5. Законодательная основа валютно-кредитных  отношений в РФ.
Основы валютного регулирования  и валютного контроля в России заложены в законе РФ от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ  «О валютном регулировании и валютном контроле», который вступил в  силу 18 июня 2004 г.
Закон состоит из 5 глав:
1.Общие положения.                     2.Валютное регулирование.
3.Репатриация резидентами  иностранной валюты и валюты  РФ и обязательная продажа  части выручки.
4.Валютный контроль.                   5.Заключительные положения.
В законе выделены основные понятия, определяющие терминологию, используемую в сфере валют. отношений:
1.Валюта РФ
а) денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России.
б) средства на банковских счетах и банковских вкладах в рублях, находящиеся в обращении
2.Иностранная валюта
а)денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении
б) средства на банковских счетах и банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и  международных денежных или расчетных  единицах.
3.внутренние ценные бумаги 
а) эмиссион. ц/б, номинальная ст-сть которых указана в валюте РФ и выпуск которых зарег-ан за пределами
б)иные ц/б, удостоверяющие право на получение валюты РФ, выпущенные на территории РФ
4.Внешние ценные бумаги - ценные бумаги, в том числе в бездокументарной форме, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте и выпуск которых зарегистрирован за пределами РФ.
5.Валютные ценности - иностранная  валюта и внешние ц/б.
6.Резиденты
а) ф.л., являющиеся гражданином  РФ, за исключением граждан РФ, признаваемых постоянно проживающими в иностранном  государстве в соответствии с  законодательством этого государства.
б) физические лица, постоянно  проживающие в РФ на основании  вида на жительство, предусмотренного законодательством РФ, иностранные  граждане и лица без гражданства.
в) ю.л., созданные в соответствии с законодательством РФ
г) находящиеся за пределами  территории РФ филиалы, представительства  и иные подразделения резидентов из предыдущего пункта
д) дипломатические представительства, консульские учреждения РФ и иные официальные представительства  РФ, находящиеся за пределами территории РФ, а также постоянные представительства  РФ при межгосударственных и межправительственных организациях
е) РФ, субъекты РФ, муниципальные  образования, которые выступают  в отношениях, регулируемых настоящим  ФЗ и принятыми в соответствии с ним иными ФЗ и другими  НПА
7.Нерезиденты 
а)ф.л., не являющиеся резидентами,
б) ю.л., созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ
в)организации, не являющиеся ю.л., созданные в соответствиях с закон-вом ин. гос-в и имеющие местонахождение за пределами территории РФ
г) аккредитованные в РФ дипломатические представительства, консульские учреждения ин. гос-в и постоянные представительства указанных гос-в при межгосударственных и межправительственных организациях
д) межгосударственные и  межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства  в РФ
е) находящиеся на территории РФ филиалы, постоянные представительства  и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов
8.Уполномоченные банки  - это кредитные организации, созданные  в соответствии с законодательством  РФ и имеющие право на основании  лицензии ЦБ РФ осуществлять  банковские операции со средствами  в иностранной валюте, а также  действующие на территории РФ  в соответствии с лицензиями  ЦБ РФ филиалы кредитных организаций,  созданных в соответствии с  законодательством иностранных  государств, имеющие право осуществлять  банковские операции со средствами  в иностранной валюте;
9.Валютные операции
а) приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей  на законных основаниях, а также  использование валютных ценностей  в качестве средства платежа
б) приобретение резидентом у нерезидента или отчуждение резидентом в пользу нерезидента  валютный ценностей, валюты РФ и внутренних ц/б на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа
в) приобретение нерезидентом у нерезидента или отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента  валютный ценностей, валюты РФ и внутренних ц/б на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа
г) ввоз и вывоз с таможенной границы РФ валютный ценностей, валюты РФ и внутренних ц/б
д) перевод ин. валюты, валюты РФ, внутренних и внешних ц/б со счета за рубежом на счет того же лица в РФ, и наоборот
е) перевод нерезидентом валюты РФ, внутренних и внешних  ц/б со счета в РФ на счет того же лица в РФ
Ввоз валютных ценностей: до 10 000 дол. без декларации, > 10 000 дол. с декларацией.
Вывоз вал. ценностей: до 3000дол. без декларации, 3000-10000 – с декларацией, свыше 10000 дол. запрещен.
Без открытия счета можно  перевезти за рубеж валюту в семе 5000 дол. в течение 1 операционного дня.
10.Валютные биржи - юридические  лица, созданные в соответствии  с законодательством РФ, одним  из видов деятельности  которых является организация биржевых торгов иностранной валютой в порядке и на условиях, которые установлены ЦБ РФ.
 
Вопрос 6. Понятие, принципы и органы, осуществляющие валютное регулирование в РФ.
Валютное регулирование  - деятельность государства по регулированию и контролю операций с иностранной валютой на своей территории. Регулирование применяется как к резидентам, так и к нерезидентам, если последние ведут деятельность на территории данного государства.
Основными принципами валютного  регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются:
1) приоритет экономических  мер в реализации государственной  политики в области валютного  регулирования; 
2) исключение неоправданного  вмешательства государства и  его органов в валютные операции  резидентов и нерезидентов;
3) единство внешней и  внутренней валютной политики  Российской Федерации;
4) единство системы валютного  регулирования и валютного контроля;
5) обеспечение государством  защиты прав и экономических  интересов резидентов и нерезидентов  при осуществлении валютных операций.
Органами валютного регулирования  в Российской Федерации являются: 1)Центральный банк Российской Федерации;
2)Правительство Российской  Федерации.
Для реализации функций, предусмотренных  Федеральным законом, Центральный  банк Российской Федерации и Правительство  Российской Федерации издают в пределах своей компетенции акты органов  валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов.
ЦБ РФ устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а так же готовит  и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям.
ЦБ РФ, Правительство РФ, а так же специально уполномоченные на то Правительством РФ федеральные  органы исполнительной власти осуществляют все виды валютных операций, регулируемых законодательством, без ограничений.
 
Вопрос 7. Сущность и виды валютной политики.
Валютная политика – совокупность государственных мероприятий, направленных на организацию внутреннего валютного рынка и определяющих принципы и нормы поведения страны в международных валютно-кредитных отношениях в целях достижения устойчивого макроэкономического роста. Валютная политика направлена:
    на поддержку стабильности курса национальной валюты;
    регламентацию международных расчетов;
    обеспечение функционирования органов валютного регулирования и контроля.
При проведении валютной политики государство ставит тактические  и стратегические цели.
Стратегические  цели:
1.Обеспечение конвертируемости национальной валюты;
2.эффективное управление  золотовалютными резервами.
Конвертируемость  валют – это возможность свободного обмена национальной валюты на валюты других стран,  как на внутреннем, так и на мировом валютных рынках.
Валютные  резервы – официальные запасы иностранной валюты в ЦБ, в финансовых органах страны и в международных кредитных организациях.
Основной инструмент обеспечения  стратегических целей – это проведение эффективной дисконтной политики.
Дисконтная  политика – изменение учетной ставки ЦБ, направленное на регулирование валютного курса и платежного баланса при помощи воздействия на международное движение капитала с одной стороны и динамику внутренних кредитов и цен – с другой стороны.
Тактические цели:
1. Обеспечение устойчивости  внутреннего валютного рынка,  его четкой организации и регулируемости.
Формой валютной политики, направленной на достижение тактических  целей является девизная политика.
Девизная  валютная политика – это мероприятия государства по регулированию валютного курса путем покупки или продажи иностранной валюты.
Есть 2 направления реализации девизной политики:
    Установление режима валютного курса для национальной валюты;
    Регулирование валютного курса с помощью различных инструментов:
- валютной интервенции;
- девальвации и ревальвации;
- валютных ограничений.
Режим валютного курса  может быть фиксированным, плавающим  и смешанным.
Фиксированный курс устанавливается Правительством или национальным банком страны и поддерживается определенными инструментами валютного регулирования.
Плавающий курс  формируется под воздействием спроса и предложения на рынке.
Смешанный курс – плавающий + фиксированный курс, направлен оптимизировать валютное пространство, целевые зоны, валютный коридор.
Бывает «чистое» и «грязное»  плавание. При «чистом» курс валют  формируется под воздействием спроса и предложения без вмешательства  ЦБ, а «грязное» сопровождается активными  валютными интервенциями ЦБ РФ.
Валютная  интервенция – это разовое целенаправленное воздействие ЦБ РФ (страны) на валютный рынок и валютный курс, осуществляемое путем купли-продажи банком крупных парий иностранной и национальной валюты.
Валютные  ограничения – это правила и нормы, установленные законом, по ограничению операций с валютными ценностями.
Валютные ограничения:
а) рыночные:
- прямые (валютная интервенция);
- косвенные (налоговая политика);
б) нерыночные (командно-административные методы).
Девальвация – снижение курса национальной валюты по отношению к твердым валютам, международным счетным единицам.
Ревальвация – фактическое повышение курса национальной валюты к иностранным валютам.
 
8. Валютная политика России на  современном этапе. Внешний долг  России, его структура и методы  управления.
Валютная политика – это  совокупность государственных мероприятий, направленных на организацию внутреннего  валютного рынка и определяющих принципы и нормы поведения страны, МВКО с целью достижения устойчивого  макроэкономического роста.
Валютная политика направлена:
    на поддержание стабильности курса национальной валюты;
    регламентацию международных расчетов;
    на обеспечение функционирования органов валютного регулирования и контроля.
При проведение валютной политики государство ставит стратегические и тактические цели.
Стратегические цели:
    обеспечение конвертируемости национальной валюты;
    эффективное управление ЗВР.
Конвертируемость валют  – это возможность свободного обмена национальной валюты на валюту других стран как на внутреннем, так и на внешних валютных рынках.
Валютные резервы –  официальные запасы иностранной  валюты в ЦБ и финансовых органах  страны, либо в международных валютно-кредитных  организациях.
Основной инструмент обеспечения  стратегических целей – проведения дисконтной (учетной) политики.
Дисконтная политика предполагает изменение учетной ставки ЦБ для воздействия на международное движение капитала и динамику внутренних кредитов, денежной массы и цен страны.
Тактические цели:
    обеспечение устойчивости внутреннего валютного рынка, его четкой организации и контролируемости.
Формой ВП направленным на достижение тактической цели является девизная политика.
Девизная политика- метод воздействия на валютный курс, чтобы снизить или повысить его путем массированной купли-продажи иностранных валют, осуществляется в форме валютных интервенций ЦБ. В ходе интервенции ЦБ покупает иностранную валюту, когда ее предложение избыточно, вследствие чего валютный курс находится на низком уровне и продает ее, когда предложение недостаточно, тем самым ЦБ способствует уравновешиванию спроса и предложения и ограничивает пределы колебаний курса национальной ден единицы. Интервенции не эффективны в условиях валютных кризисов и нестабильной фин ситуации.
2 направления реализации  девизной валютной политики:
    установлении режима валютного курса для национальной валюты;
    регулирование валютного курса с помощью различных инструментов:
- валютной интервенции;
- девальвации и ревальвация
- валютные ограничения
Диверсификация  валютных резервов – действия государства, банков и других участников валютного рынка, направленных на регулирование структуры своих валютных активов путем включения в их состав разных валют. Необходимость диверсификации вызвана потребностью снижения валютного риска, обеспечения высокой надежности размещения средств.
-девальвация и ревальвация валют
-валютные ограничения совокупность мероприятий и нормативных правил, установленных в законодательном и административном порядке по ограничению прав резидентов и нерезидентов в форме запрещения или лимитирования при осуществлении ими валютных операций на территории государства или резидентами за рубежом.
Цели валютных ограничений:
-выравнивание платежного  баланса
-поддержка курса нац валюты
-концентрация валютных  ценностей в руках государства  для решения экономических задач.
Формы валютных ограничений:
- осуществление платежей  в иностранной валюте на территории  страны. Ден единица страны признается единственным средством платежа, что сокращает спрос на иностр валюту на внутреннем рынке и стабилизирует курс нац валюты
-осуществление зарубежных  инвестиций резидентами и инвестиций  внутри страны нерезидентами
-перевод нац и иностр валюты заграницу
- порядок купли-продажи  иностр валюты на территории страны – внутренняя конвертируемость нац валюты.
Жесткость ограничений зависит  от конкретной ситуации в стране. Развитые государства отходят от практики ограничений, а развивающиеся активно  их используют.
Характеристика ВП РФ на современном этапе:
    Использование ЦБ РФ в качестве операционного ориентира курсовой политики стоимости корзины валют, состоящей из евро и долл. США. Соотношение 0,45(евро):0,55(долл.). Называется это бивалютный операционный ориентир (корзина). Ориентир направлен на снижение внутридневной волатильности курса рубля на внутридневных торгах.
Волатильность – неустойчивость, нестабильность курсов.
Ограничения внутридневных  колебаний курса долл. США к  рублю осуществляется Банком России исходя из границ колебания стоимости  бивалютной корзины.
    Банк России устанавливает официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю ежедневно (по рабочим дням) без обязательства банка России покупать или продавать указанные валюты по установленному курсу.
    Официальный курс долл. СШа по отношению к рублю рассчитывается и устанавливается Банком России на основе котировок межбанковского внутреннего валютного рынка по операциям долл.-руб.; евро-рубль. Действует этотм курс до 12 ч. По московскому времени.
    Режим курса рубля- «грязное» плавание, рубля является свободно конвертируемой валютой.
 
Внешний долг Российской Федерации - долговые обязательства Российской Федерации в иностранной валюте.
В абсолютном выражении российский внешний государственный долг на 1 января 2010 года составил 37,6 млрд долларов, что является одним из самых низких показателей в Европе. По относительным показателям, российский внешний госдолг составляет 3 % от объема ВВП страны. По состоянию на апрель 2010 года объем внешнего долга снизился, составив $31,1 млрд, или 2,5% ВВП. В то же время в этом месяце Россия после двенадцатилетнего перерыва снова вернулась к заимствованиям на внешнем рынке, разместив два транша еврооблигаций на $5,5 млрд.
Для сравнения — после  кризиса 1998 года внешний долг России составлял 100,0 % от ВВП.
Для сравнения — на начало 1999 года внешний долг России составлял 146,4 % от ВВП.
По принятому трёхлетнему  бюджету на период 2008—2010 гг., госдолг  должен был удерживаться в рамках 2,5 % от ВВП. Однако вследствие падения  цен на нефть бюджет России стал дефицитным, и уже в 2010-м году дефицит  планируется покрывать за счёт новых  кредитов. В наихудшем случае в  ближайшие три года внешний долг России может вырасти на $75 млрд.

Структура государственного внешнего долга по состоянию на 1 января 2010 года

1. Задолженность перед официальными  кредиторами — членами Парижского клуба: 999,8 млн.доллоров США; 696,9 млн.евро.
2. Задолженность перед официальными  кредиторами — не членами Парижского клуба: 1 820,4; 1 268,9
3. Задолженность бывшим странам СЭВ: 1 300,1; 906,2
4. Коммерческая задолженность бывшего  СССР: 830,5; 578,9
5. Задолженность перед международными  финансовыми организациями: 3 793,9; 2 644,6
6. Задолженность по еврооблигационным займам: 26 239,6;18 290,5
7. Задолженность по ОВГВЗ (облигации внутреннего государственного валютного займа): 1 775,3;1 237,5
8. Задолженность по гарантиям  Российской Федерации в иностранной  валюте: 881,4;614,4
9. Государственный внешний долг  Российской Федерации (включая  обязательства бывшего СССР, принятые Российской Федерацией): 37 641,0;26 237,9
Существует большое количество методов решения проблемы государственного долга. К ним относятся как  бюджетно-экспортные, так и финансово-технические. Бюджетно-экспортные методы являются долгосрочными и связывают решение проблемы, например, внешнего долга, с увеличением торгового баланса страны, а также увеличением ВВП и государственного бюджета.
Технические же методы - краткосрочные, и позволяют решить проблему путем  улучшения условий заимствования, уменьшения общей суммы долга, изменения  временной структуры платежей .
Родионова В.М. выделяет следующие  основные финансово-технические методы управления государственным долгом: консолидацию, конверсию, обмен облигаций  по регрессивному соотношению, отсрочку погашения и аннулирование займов .
Под конверсией обычно понимается изменение доходности займов. В целях  снижения расходов по управлению государственным  долгом государство чаще всего снижает  размер выплачиваемых процентов  по займам. Однако не исключено и  повышение доходности государственных  ценных бумаг для кредиторов. Такая  операция была проведена, например, в 1990 г., когда доходность облигаций 3%-ного выигрышного займа была увеличена  до 9%, а казначейских обязательств - с 5 до 10%.
Под консолидацией понимается изменение условий займов, связанное  с их сроками. Так, в 1990 г. срок функционирования казначейских обязательств был сокращен с 16 до 8 лет.
Унификация государственных  займов обычно проводится вместе с  консолидацией. Унификация займов - это  объединение нескольких займов в  один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа. В исключительных случаях  правительство может провести обмен  облигаций по регрессивному соотношению, то есть приравнивая несколько ранее выпущенных облигаций к одной новой облигации.
Отсрочка погашения займа  или всех ранее выпущенных займов проводится в условиях, когда дальнейшее развитие операций по выпуску новых  займов не имеет финансовой эффективности  для государства. При отсрочке не только отодвигаются сроки погашения  займов, но и прекращается выплата  доходов.
Под аннулированием государственного долга понимается мера, в результате которой государство полностью  отказывается от обязательств по выпущенным займа. Аннулирование ценных бумаг государства может проводиться по двум причинам: в случае финансовой несостоятельности государства, т.е. его банкротства; в следствие прихода к власти новых политических сил, которые по определенным причинам отказываются признать финансовые обязательства предыдущих властей.
 
Кроме того, в качестве метода привлечения заимствований выделяется рефинансирование долга. Рефинансированием  государственного долга называют размещение новых государственных займов для  погашения задолженности по уже выпущенным. Например, Россия использовала рефинансирование при погашении задолженности по государственному 3%-ному внутреннему выигрышному займу 1966 г. По истечении срока действия этого займа облигации обменивались в течение одного года на облигации нового займа - внутреннего выигрышного займа 1982 г. без уплаты курсовой разницы.
Минимальная цена заемных  средств на рынке определяется ставкой  рефинансирования. Ставка рефинансирования - это процентная ставка, по которой  происходит заимствование на обслуживание внутреннего долга. Таким образом, государственный кредит регулирует рынок межбанковских кредитов.
В настоящее время при  разработке вариантов оптимизации  внешнего долга России внимание концентрируется  главным образом на технических  средствах решения проблемы: реструктуризации долга, конверсия части долговых обязательств в имущественные активы на территории России. Предлагаются также  менее традиционные методы - выплата  отступного, погашение долга в  национальной валюте, переоформление кредиторской задолженности под  расчеты по дебиторской задолженности .
Под реструктуризацией долга, согласно ст. 105 Бюджетного кодекса  РФ, понимается «погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований (принятием на себя других долговых обязательств) в объемах  погашаемых долговых обязательств с  установлением иных условий обслуживания долговых обязательств и сроков их погашения». В определенной мере этот термин является синонимом консолидации займа.
 
9. Классификация валютных операций, проводимых уполномоченными банками.
Выделяют 11 видов валютных операций, которые могут поводить уполномоченные банки:
1. Купля-продажа иностранной валюты  в наличной и безналичной форме  на внутреннем и внешнем рынках, включ. кассовую работу и обмен валют;
2. Ввоз и вывоз валютных ценностей,  а также валюты РФ (банки оформляют  таможенные декларации с уплаченным  таможенным сбором);
3. Открытие и ведение банковских  счетов резидентов и нерезидентов  в валюте РФ;
4. Открытие и введение банковских  счетов резидентов и нерезидентов  в иностранной валюте на территории  РФ;
5. Привлечение средств физических  и юридических лиц во вклады;
6. Размещение привлеченных во  вклады денежных средств от  своего имени и за свой счет;
7. Заключение договоров о корреспондентском  обслуживании с иностранными  банками;
8. Осуществление расчетов по  поручению юридических лиц;
9. Выдача банковских гарантий;
10. Открытие филиала за рубежом;
11. Долевое участие в УК иностранных  банков.
 
 
10. Открытие счетов в иностранной  валюте юридическим лицам –  резидентам.
 
Юридическое лицо представляет в банк те же документы, что и для  открытия рублевого счета. Для идентификации  поступлений иностранной валюты в пользу резидентов уполномоченные банки открывают резидентам (юр. лицам и физ. лицам – индивидуальным предпринимателям) на основании договора банковского счета текущий валютный счет и одновременно транзитный валютный счет. На транзитный валютный счет зачисляются в полном объеме все поступления иностранной валюты в пользу резидента, за исключением денежных средств, зачисляемых на текущий валютный счет и поступающих:
а) средства, поступающие  с одного текущего валютного счета, открытого в уполномоченном банке, на другой текущий валютный счет этого  резидента, открытый в этом уполномоченном банке;
б) от другого уполномоченного  банка, в котором открыт текущий  валютный счет резидента, по заключенным  между ними договорам;
в) с текущего валютного  счета одного резидента на текущий  валютный счет с другого резидента, открытых в одном уполномоченном банке.
Открытие валютных счетов физическим лицам – резидентам. Граждане имеют право открывать  счета в иностранной валют  в любом уполномоченном банке  РФ, для этого нужно предоставить паспорт и написать заявление  об открытии счета.
Открытие счетов в иностранной  валюте юридическим лицам – нерезидентам на территории РФ. Для открытия счета  в иностранной валюте нерезидент должен предоставить в банк такие  документы же документы, что и  резидент, добавив к ним:
1) легализованную в посольстве  РФ копию разрешения национального  банка иностранного государства  в соответствии с международными  договорами;
2) легализованный в посольстве  РФ, с заверенным переводом на  русский язык, пакет учредительных  документов: устав и выписку из  торгового реестра страны пребывания  нерезидента;
3) удостоверенную нотариально  либо посольством иностранного  государства в РФ доверенность  на директора представительства,  филиала или просто доверенное  лицо нерезидента.
Юридическим лицам – нерезидентам открывают один счет – текущий  валютный.
Открытие счетов в иностранной  валюте физическим лицам – нерезидентам на территории РФ. Для открытия текущего счета физическому лицу – нерезиденту  необходимо предоставить следующие документы:
1) документ, удостоверяющий  личность
2) заявление на открытие  счета;
3) разрешение на проживание  в РФ.
Физическим лицам –  нерезидентам могут открывать текущий  и депозитный валютные счета.
 
 
11. ОБ ОСОБЕННОСТЯХ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКОВ, СОЗДАЮЩИХ И ИМЕЮЩИХ ФИЛИАЛЫ НА ТЕРРИТОРИИ ИНОСТРАННОГО ГОСУДАРСТВА (ИНСТРУКЦИЯ от 24 августа 1998 г. N 76-И) 
I. Инструкция определяет особенности регулирования деятельности банков (уполномоченные банки), создающих и имеющих зарубежные филиалы, в части порядка открытия (закрытия) зарубежных филиалов, а также соблюдения при осуществлении зарубежными филиалами коммерческой деятельности требований нормативных правовых актов, регламентирующих банковскую деятельность.
Зарубежным филиалом является обособленное подразделение уполномоченного  банка, созданное и действующее  в порядке, установленном законодательством, и осуществляющее в соответствии с предоставленными уполномоченным банком правами от его имени банковские операции, предусмотренные лицензией  Банка России.
- Зарубежные филиалы признаются  резидентами РФ, не могут являться  юридическими лицами и осуществляют  свою деятельность на основании  положений, утверждаемых создавшим  их уполномоченным банком.
-Зарубежные филиалы не  могут иметь уставный капитал,  приобретать и осуществлять от  своего имени имущественные и  личные неимущественные права.
-По обязательствам, вытекающим  из деятельности зарубежного  филиала, всем своим имуществом  отвечает уполномоченный банк, который  несет за филиал обязанности  и может быть истцом и ответчиком  в суде по его делам.
2. Порядок предоставления  ЦБ РФ разрешений уполномоченным  банкам на создание заруб. филиалов:
2.1. Уполномоченные банки,  имеющие генеральную лицензию  на осуществление банковских  операций, могут создавать филиалы  на территории иностр гос при наличии разрешения Банка России.
2.2. Уполномоченные банки,  ходатайствующие о выдаче разрешения  на создание зарубежного филиала,  должны отвечать следующим требованиям:   
- иметь лицензию на  осуществление банковских операций  не менее трех лет;  
- иметь собственные капитал  в размере не менее рублевого эквивалента 5 млн. евро; 
- сохранять устойчивое  финансовое положение в течение  последних 6 месяцев деятельности    
- выполнять обязательные  резервные требования Банка России  в течение последних 6 месяцев  деятельности и на последнюю  отчетную дату и обязательства  перед бюджетом и государственными  внебюджетными фондами; 
- располагать соответствующим  помещением для размещения зарубежного  филиала;  
- иметь положительное  заключение по результатам комплексной  проверки уполномоченными представителями  Совета директоров Банка России, проведенной в течение последних  двух лет деятельности.
Для получения разрешения на создание заруб филиала уполномоченный банк представляет в территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за его деятельностью документы в 2-х экземплярах
Общий срок рассмотрения Банком России документов для получения  разрешения Банка России не должен превышать трех месяцев с даты представления уполномоченным банком всех необходимых документов.
Зарубежный филиал уполномоч-го банка может осуществлять след-е виды операций:
1)открывать счета в  иностранной валюте нерезидентам  РФ (юр и физ лицам), привлекать денежные средства нерезидентов в иностранной валюте во вклады и проводить по открытым счетам нерезидентов расчетные операции.
2) открывает юридическим  лицам - резидентам РФ банковские  счета в иностранной валюте  без разрешения (лицензии) Банка  России и выполнять по их распоряжению след операции:
а) расчеты по экспорту из РФ и импорту в РФ товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности на условиях отсрочки (рассрочки), аванса (предоплаты) на срок не более 180 дней;
б) получения и предоставления финансовых кредитов (займов) на срок не более 180 дней;
в) платежей процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и прочим операциям, связанным  с движением капитала;
г) оплаты вступительных  и членских взносов в пользу международных  неправительственных организаций, являющихся нерезидентами;
д) купли-продажи иностранной  валюты одного вида за иностранную  валюту другого вида;
е) получения (возврата) кредитов в иностранной валюте на срок свыше 180 дней от зарубежных филиалов, а также  выплаты процентов за пользование  этими кредитами.
И другие.   
Зарубежный филиал уполномоченного  банка закрывается:
- по решению уполномоченного  органа управления уполномоченного  банка, принятому по его инициативе, либо по предложению Банка  России, либо по требованию органа банковского надзора страны местонахождения зарубежного филиала;
-в связи с ликвидацией  уполномоченного банка. 
II 23 апреля 1997 г. N 437 «Положение о регистрации кредитных организаций с иностранными инвестициями и увеличение уставного капитала зарегистрированной кредитной организации за счет средств нерезидентов».  
Под  кредитными  организациями  с иностранными инвестициями  понимаются  кредитные   организации  - резиденты, уставный капитал которых сформирован с участием средств нерезидентов независимо от их доли в уставном капитале.
Банк  России  выдает  предварительные  разрешения  на  создание  кредитных  организаций  с   иностранными инвестициями. 
Под предварительным  разрешением   понимается   принципиальное согласие Банка   России   на  участие  конкретного  нерезидента  в создании кредитной организации - резидента.
При рассмотрении вопроса  о выдаче разрешения учитывается:   
- уровень использования  квоты участия иностранного капитала  в банковской системе России;   
- финансовое  положение  и  деловая  репутация  учредителей  - нерезидентов;    
- очередность подачи  заявлений.
Для   получения   разрешения   учредители   представляют  в центральный аппарат Банка  России  заявление о выдаче разрешения на создание кредитной организации с иностранными инвестициями, где указывается место нахождения, правовой статус, точный размер предполагаемого участия на каждого будущего учредителя-нерезидента.  При приобретении нерезидентом  более  10 %  уставного капитала создаваемой кредитной организации  -  резидента  заявление  должно содержать информацию  об  учредителях  такого  юридического лица - нерезидента с указанием их места нахождения  и  кратким  описанием направления их деятельности.
К заявлению прилагаются  сведения о юридическом лице -нерезиденте:    
 а) учредительные документы;    
 б) решение  уполномоченного  органа  юридического  лица  о его участии в уставном капитале кредитной  организации  на  территории РФ;   
 в) копия документа  (или  выписка  из  него),  подтверждающего регистрацию юридического лица;   
 г) балансы за три  предыдущих года деятельности, подтвержденные  аудиторским заключением;   
 д) письменное согласие  соответствующего  контрольного  органа страны его  места  нахождения  (Центральный Банк, Министерство финансов или иной орган, в компетенцию которого входит выдача такого согласия)  на участие в уставном капитале кредитной организации  на  территории  РФ  либо заключение этого  органа  об  отсутствии  необходимости  получения такого согласия.  
А на  иностранное  физическое  лицо прилагается подтверждение первоклассного иност-го банка (согласно    международной   банковской   практике иностранным  банком, краткосрочные обязательства которого имеют по классификации  IBCA,  Mood's или Standart and Poor рейтинг не ниже AA,  prime-1) платежеспособности  этого лица (способности оплатить свою долю в уставном капитале). 
 Банк России   может   запросить   дополнительную   информацию, необходимую для принятия решения.   
- Разрешением на участие  нерезидентов в уставном капитале  кредитной организации с иностранными  инвестициями - кроме дочерней кредитной  организации иностранного банка  (резидента) - является информационное  письмо Банка России. 
- Разрешением на участие  нерезидентов в уставном капитале  дочерней кредитной организации  иностранного банка (резидента)  является протокол о намерениях, подписываемый учредителями указанной  кредитной организации и Банком  России.
После получения разрешения Банка России документы подаются в территориальные учреждения Банка  России. 
 Разрешение   действительно  в течение одного года со дня его подписания.   
 В  случае  отклонения  Банком  России  заявления  о выдаче разрешения на  создание  кредитной организации с иностранными инвестициями учредителям направляется мотивированный отказ.
 
 
12. Порядок установления корреспондентских  отношений между ком. банками РФ и зарубежными банками.
 
Корреспондентские межбанковские  отношения- это всевозможные формы сотрудничества между двумя банками, которые основываются на корректном, честном и согласованном выполнении взаимных поручений.
Для установления корреспондентских  отношений российскому банку  в первую очередь необходимо:
1) Иметь лицензию на  осуществление банковских операций  со средствами в руб. и иностранной  валюте (что бы устанавливать  кор отнош с неограниченным количеством иностр-х банков КБанкам РФ).
2) изучить потребности  своих клиентов, в зависимости  от которых, будет определяться  страна, с банком которой  необходимо  заключить корресп-е отношения.
3) выбрать банк в этой  стране, для чего изучается рейтинг  банков составляемый мировыми рейтинговыми агентствами;                      
4)  Обменяться письмами  с выбранным банком с предложением  об установлении корреспондентских  отношений, предоставить друг  другу док-ты для изучения надежности и состоятельности партнеров: 
- нотариально заверенные  копии уставов и лицензий на  проведение различных банковских  операций.
- отчет о деятельности  банка, включая балансы;
- справка о соблюдении  экономических нормативов.
- справки об уровне  платежеспособности потенциальных  корреспондентов банка.
Когда достигнута общая договоренность об установлении корреспондентских  отношений, следует определить, в  каких областях и на каких условиях сотрудничество между банками считается  возможным.
5) Заключают договор коресп-го счета( соглашение о корреспондентском обслуживании), которое содержит следующие разделы:
- предмет соглашения,           
- обязательства сторон
- ответственность сторон,       
- порядок разрешения споров, подписи сторон и тд.
К договору прикладываются два приложения:
    Порядок ведения и режим счета, где указывается: номер счета, валюта счета, лимит остатка на счете, защитная оговорка по счету, порядок кредитования и дебетования счета, порядок и сроки предоставления выписок.
    Тарифы на обслуживание счета.
В дальнейшем банки обмениваются: образцами подписей должностных  лиц, взаимной договоренностью о  тайном коде, списком должностных  лиц, которые будут иметь право  предоставлять банк юридически.
При установлении кор отношений партнеры должны учитывать что для них существуют след-е виды рисков:
1) страновой (политическая ситуация в стране, нехватка валюты)
2) риск финансовой надежности  отдельных банков
3) Риск вида конкретной  операции.
 
 
13. Характеристика операций по обслуживанию  клиентов при открытии корресп отнош-й и межбанковских операций
 
Все операции, осуществляемые по корреспондентским  счетам,  разделить на две группы:
1) операции, основывающиеся на обслуживании клиентов:
   а) платежи на основе  различных способов и форм  расчетов ( банковские переводы, векселя, инкассо или аккредитивы;                                                               
   б) опер-и с ц\б, платежи по чекам: чеки оформляются банками по поручению их клиентов (граждан и фирм) в целях выполнения обязательств или выставляются самим клиентом на имя его банка;                                   
   в) предоставление гарантий: по поручению клиента банк  берет на себя разные виды  гарантий и отвечает по его  обязательствам;  
    Кор отношения устанавливаются  исходя из потребностей клиентов  банка, поэтому эти операции  являются базовыми.        
2)межбанковские операции.                                            
     а) покупка и продажа  валют;                             
     б) торговля на  денежном рынке: эта операция  не должна рассматриваться односторонне, только как инструмент получения кредитов, - международным правилам более соответствует положение, согласно которому в рамках таких отношений банк не только получает деньги, но и периодически предоставляет их банкам-корреспондентам на определенные сроки;                                                                               
    в) кредитные операции;        
    г) привлечение и размещение  вкладов;
    д) операции с ценными  бумагами;               
    с) клиринговые расчеты.
Корреспондентские отношения могут  устанавливаться с взаимным открытием  счетов, с открытием счета в  одном из банков (в этом, случае банки  именуются «корреспондентами со счетом») или без открытия счетов  («корреспонденты без счета»).
Банки, как правило, открывают счета  в иностранных кредитных учреждениях  в национальной валюте страны-контрагента.
1.Корреспондентские счета уполномоченных  банков Российской Федерации,  открытые в других уполномоченных  банках РФ или в иностранных  банках-корреспондентах, называются  счета “Ностро”.
2.Счет ЛОРО – счет банка  –корреспондента, открытый у себя в банке.
Для учета средств в банках и учета расчетов, проводимых по этим счетам на балансе банка открываются:
    Активные счета для средств, находящихся в иностранных и международных банках (называются корресп счета в банках нерезидентах)- ностро
    Счета в банках резидентов РФ в иностранной валюте - лоро.
- по дебету этих счетов проводятся  суммы иностранной валюты, поступающие  в пользу российских и иностр-х юридических лиц.
- по кредиту этих счетов проводятся  суммы иностр валюты, причитающиеся в связи с выполнением поручений владельца счета по оплате денежных переводов; по перечислению на др. счета в иностр банках.
Для учета средств в иностр валюте, принадлежащих иностр банкам и числящихся на их счетах, открытых в российских банках, на балансе последних открываются счета, которые называются корресп счета банков нерезидентов.                                                                                   
В целом корреспондентские отношения  позволяют банкам ускорить проведение расчетов для своих клиентов и  получать прибыль при проведении собственных межбанковских операций без посредников.     
 
 
14. Особенности деятельности междунар. коммер-х сетей, обслуживающих межбанковские операции.
1) SWIFT Свифт – сообщество всемирных межбанк. фин. Телекоммуникаций ( 9мая 1977г открытие).
Это акционер.общ-во, владельцами кот. явл-ся банки-члены. Высший орган -  собрание банков-членов, решения принимаются большинством голосом ( 1 акция – 1 голос).
Явл-ся МБ коммуникац.сетью, передаваемые поручения учитываются в виде перевода на счетах в виде nostro и loro. Наряду с банками-членами имеются и другие пользователи сети свифт:
-ассоциированные члены  ( филиалы и отделения банков-членов; не явл-ся акционерами)
- участники ( всевозможные  фин.институты – не банки, страх.компания,инвестиц.компании,брокеры,дилеры)
Порядок вступления в свифт:
1)Банк оформляет и направляет  пакет документов,включающий ( заявление о вступлении, обяз-ва банка выполнять устав свифт и возмещать затраты общ-ву, адрес банка, контактные данные лица, ответственного за связь общ-ву)
2) Совет директоров свифт рассм-т документы и принимает решение о приеме банка в общ-во. Банк-кандидат
Получает право на оплату единовременного взноса и приобретения акций общ-ва
3) Решаются все тех.  Вопросы ( приобретается коммуникац оборудование и обучение персонала). Даты подключения к сети фиксированы.
Преимущества Свифт:
-надежность передачи  сообщений
-сеть гарантирует и обеспечивают полную сохранность и секретность сведений передаваемых.
-сокращение операционных  расходов
-быстрый способ передачи  сообщений в любую точку мира
-автоматизация обработки  данных
Недостатки:
-дороговизна вступления
-опасность сбоев и  др тех проблемы
-сокращение возм-ти по пользованию платежным кредитом на время движения документов.
2) TARGET (Открытие 1999г) – трансевропейская автоматизированная система валовых расчетов в режиме реального времени.
(расчеты в евро). Система  предназначена для осуществления  крупных платежей,обрабатываемых индивидуально в режиме он-лайн безотзывным валютированием в день операции в рамках таких операций как
-операции открытого рынка  и др ден.операции между ЕЦБ и нац.центр. банками разных стран европы.
-расчеты в рамках финн.операций между КБ
-крупные платежные операции  клиентов КБ
Преимущества:
-совершение операций  в реальном масштабе времени
-немедленное завершение  кр.проводок по счетам, т.к. платежи будут совершаться только при наличии достаточного покрытия или обеспечения, предоставленных банком плательщика.
-свободный доступ, надежная  технология
Недостатки:
-относительно высокая  стоимость; -ограниченная возможность обработки больших объемов операций
3) FEDWIRE (открытие 1914г системой пользуется правительство США)- федер. Автоматизированная система ден. переводов,  принадлежит ФРС США. Электронная сеть, для переводов ден средств и цен. Бумаг, связывет 12 банков ФРС с более чем 11 тыс депозитных учреждений, имеющих резервные и клиринговые счета ФРС.
Переводы в системе  подразделяются:
-МБО: Переводы фед.ср-в, переводы банк.ссуд
-переводы по третьей  стороне: переводы ц.б. и валютные переводы
4)CHIPS ( открытие 1971г) – электронная система МБ клиринговых расчетов, управляется нью-йорской ассоциацией расчетных палат. Любое фин. Учреждение имеет право обратиться с просьбой о принятии его в ЧИПС, если оно отвечает требованиям:
1) участник д.б. ком.  банковским учреждением, создан.-м в соответствии с законом ( деятельность этих учреждений ограничивается только международ.операциями)
2) банковский филиал ком. банковского учреждения, расположенного в Нью-йорке, Чипс функционирует как центр передачи платежных поручений, работает на основе дневного кредита.
 
 
15 СУЩНОСТЬ И КЛАССИФИКАЦИЯ ВАЛЮТЫ
Валюта – это денежная единица страны, которая используется во внутренних и международных расчетах.
Классификация валюты:
    по принадлежности:
    национальная - денежная единица определенной страны (РФ – денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, средства на банковских счетах или в банковских вкладах)
    иностранная -  денежная единица иностранных государств (ден.знаки в виде банккот, казначейских билетов, монеты, ср-ва на банк счетах и банк.вкладах)
    по принципу построения
    валюта корзинного типа - национальная денежная единица, курс которой определяется как средневзвешенная величина от рыночной стоимости нескольких валют
    обычная валюта – все прочие валюты стран мира
    по отношению к валютным запасам
    резервная -  валюта, которую ЦБ различных государств накапливают и хранят резервы для международных расчетов
    прочие
    по степени конвертируемости
    свободно-  без ограничений обмениваемая на валюту любого иностранного государства
    частично-     с ограниченным использованием относительно территории, вида валют. операций или владельцев
    неконвертируемая   - нац. валюта страны, которая не может обмениваться на иностранную валюту
    по видам валютных операций
    валюта цены контракта - валюта, которой определяется цена товара
    валюта платежа – валюта, в которой происходит факт оплаты товара
    валюта кредита – валюта предоставления займа
    валюта клиринга – используется при зачете требований и обязательств по урегулированию внешнего долга
    валюта векселя – валюта, в которой выставляется вексель
    по степени стабильности
    сильная – валюта, устойчивая к собственному номиналу и к курсам др. валют, имеет низкий или средний уровень волатильности (непостоянство, изменчивость курса)
    слабая – валюта, номинал которой является неустойчивым, имеет высокий уровень волатильности
    по материально вещественному признаку
    наличная  – банкноты, монеты, номинированные в определенной валюте и участвующие в наличном обращении на территории страны и за ее пределами.
    безналичная – записи на счетах; участвует в безналичных расчетах.
 
 
16 ВАЛЮТНЫЕ КУРСЫ И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ  НА ИХ ИЗМЕНЕНИЯ.
Валютный  курс – цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежных единицах других стран или в международных денежных единицах.
Цена может устанавливаться  различными способами:
    либо определяться исходя из спроса и предложения на данную валюту на денежном рынке.
    либо строго регламентироваться решениями правительства или государственных органов конкретной страны.
    либо формироваться комбинированно, с применением одновременно и того и другого подходов.
Исчисление валютного  курса необходимо:
    при проведении конверсионных операций в рамках торговли товарами и услугами при движении капитала и кредита.
    при сравнении цен мировых и национальных рынков
    для переоценки счетов в ин.валюте фирм и банков.
Валютный курс в рыночной экономике  отклоняется о его стоимостной  основы (это покупательная способность  валют) под влиянием спроса и предложения  на валюту.
Соотношение спроса и предложения  зависит от 2х групп факторов:
    коньюктурные факторы (краткосрочные) – связаны с колебанием деловой, политической обстановки, ожидания, прогнозы.
    структурные (долгосрочные) факторы – подлежат прогнозированию.
К ним относятся:
- конкурентоспособность товаров  на мировом рынке
- изменение нац. дохода страны
- инфляция
- ставка рефинансирования
- ломбардная ставка
- учетная ставка
- рынок  жилья
- уровень безработицы
- степень развития рынка ц/б
Классификация факторов на кратко- и  долгосрочные является достаточно условной, т.к. ряд краткосрочны может влиять долгосрочно.
ОСНОВНЫЕ  ФАКТОРЫ, воздействующие на валютный курс:
    темп инфляции
чем выше темп инфляции в стране, тем  ниже курс ее валюты.
    состояние платежного баланса
активный платежный баланс способствует повышению курса нац.валюты, т.к. увеличивается спрос на нее со стороны иностранных должников.
    разница процентных ставок на привлекаемый капитал в разных странах
повышение процентной ставки стимулирует  приток иностранных капиталов, а  снижение поощряет отток капиталов, в том числе национальных, за границу.
    вид валютных операций
валютные рынки быстро реагируют  на изменения в экономике и  политике, на колебания курсовых отношений. Тем самым они расширяют возможности  валютной спекуляции и стихийного движения «горячих» денег.
    степень доверия к стране в мировом сообществе
зависит от состояния экономики  и политической обстановки страны.
    валютная политика государства
соотношение рыночного и государственного регулирования валютного курса  влияет на его динамику.
    коньюктурные факторы
связаны с изменением деловой, политической, военной и прочей обстановки, а  также с ожиданиями, прогнозами и  слухами. Возникновение этих факторов предугадать сложно, однако их влияние  на валютный курс непродолжительно.
    структурные факторы
воздействуют на курс валюты длительный промежуток времени и подлежат прогнозированию (конкурентоспособность товаров  страны, изменение национального  дохода страны, повышение внутренних цен по сравнению с мировыми, увеличение процент. ставок по привлечению иностранного капитала, степень развития ценных бумаг.)
Изменение валютных курсов влияет на экспортно-импортные операции, проводимые хозяйствующими субъектами государства.
 
17 Виды Валютных курсов и их  характеристика.
Валютный  курс – цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежных единицах других стран или в международных денежных единицах.
Цена может устанавливаться  различными способами:
    либо определяться исходя из спроса и предложения на данную валюту на денежном рынке.
    либо строго регламентироваться решениями правительства или государственных органов конкретной страны.
    либо формироваться комбинированно, с применением одновременно и того и другого подходов.
Исчисление валютного  курса необходимо:
    при проведении конверсионных операций в рамках торговли товарами и услугами при движении капитала и кредита.
    при сравнении цен мировых и национальных рынков
    для переоценки счетов в ин.валюте фирм и банков.
Валютный курс в рыночной экономике  отклоняется о его стоимостной  основы (это покупательная способность  валют) под влиянием спроса и предложения  на валюту.
Соотношение спроса и предложения  зависит от 2х групп факторов:
    коньюктурные факторы (краткосрочные) – связаны с колебанием деловой, политической обстановки, ожидания, прогнозы.
    структурные (долгосрочные) факторы – подлежат прогнозированию.
К ним относятся:
- конкурентоспособность товаров  на мировом рынке
- изменение нац. дохода страны
- инфляция
- ставка рефинансирования
- ломбардная ставка
- учетная ставка
- рынок  жилья
- уровень безработицы
- степень развития рынка ц/б
Классификация факторов на кратко- и  долгосрочные является достаточно условной, т.к. ряд краткосрочны может влиять долгосрочно.
Виды валютных курсов:
    По методу котировки:
Валютная котировка – это установление курса пересчета иностранной валюты к национальной или наоборот.
Для национальных валютных рынков:
    основанный на прямой котировке
при прямой к. единица иностранной  валюты приравнивается к определенному  количеству национальной валюты. (применяется в большинстве стран, в т.ч. в России) 1$ = 30руб.
    основанный на косвенной (обратной) котировке
при косвенной к. единица национальной валюты приравнивается к определенному  количеству иностранной валюты. (н-р в Великобритании) Фунт и $ США
Для международного валютного  рынка:
    прямая котировка
единица национальной валюты приравнивается к определенному количеству долларов США:
    евро-доллар
    фунт-доллар
    австрийский доллар-доллар США
    косвенная котировка
единица американской валюты доллар США приравнивается к определенному  количеству иностранной валюты.
    по способу фиксации:
    плавающий (биржевой)
свободное соотношение двух валют, складывающееся под воздействием ряда экономических факторов, влияющих на их спрос и предложение на рынке.
    фиксированный
устанавливается правительством или  национальным банком страны и поддерживается определенными инструментами валютного  регулирования.
    смешанный
предполагает использование в  стране как плавающего, так и фиксированного курсов в зависимости от вида проводимых операций.
    по способу расчета
    паритетный
расчетный курс в международном  торговом обороте, основанный на паритете покупательной способности валют (ППС)
ППС – это соотношение между  валютами, обеспечивающее их равную способность  покупать стандартный набор товаров  и услуг в соответствующих  странах.
Теория абсолютного  ППС валют базируется на законе единой цены: х= цена товара одной стороны/цена товара другой стороны
Теория относительного ППС, согласно которой колебания валютного курса пропорциональны относительному изменению цен в двух сторонах (учитывается инфляция).
    фактический
складывается к экономической  системе государства на конкретный момент времени, исходя из существующего  в стране режима валютного курса.
    по отношению к паритету покупательной способности валют
    соответствующий паритету
    завышенный
    заниженный
    по виду валютной сделки
    кассовый
к кассовым относятся:
    курс TOM (tomorrow) сегодня заключается контракт, обмен валюты на след день.
    курс TOD (today) в рамках 1 раб дня заключается контракт и поставка валюты, риски отсутствуют.
    курс СПОТ (spot) контракт заключается сегодня, обмен валютами не позже 2-го раб дня.
курс валют, устанавливаемый на момент заключения сделки при условии  обмена валютами не позже второго  рабочего дня со дня заключения сделки.
    форвардный
устанавливается на определенную дату в будущем.
Расчет производится путем корректировки  на срочную разницу СПОТ (прогнозируемое маркет-мейкерами  изменение валютного курса в будущем).
Если предполагается рост курса, говорят  о премии, если снижение – о дисконте.
    кросс-курс
соотношение между двумя валютами, определяемое на основе приравнивания  их курсов к валюте третьей стороны.
    по способу установления курса
    официальный
официально объявляется государственными органами
    неофициальный
может использоваться контрагентами  валютных операций по договоренности между ними.
    по отношению к участникам сделки
    курс покупателя (bid)
курс, по которому банк покупает базовую  валюту
    курс продавца (offer, ask)

и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.