На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 07.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



     Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Бирская  государственная  социально- педагогическая академия
 
 
 
 
 
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему  «Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста»
 
 
 
 
Выполнил: студент з/о
группы ЭУП-312
 
Проверила: преподаватель
Исхакова Г.Т.
 
 
 
 
       
                                   Бирск-2011
                                                    Cодержание 
Введение ………………………………………………………………………………………..3                                                                                                                         
Глава  I . Теоретические основы методики развития диалогической  речи у детей дошкольного возраста ………………………………………………………………..5                
1.1. Диалог как объект исследования в современной науке…………………………………5
1.2. Особенности диалогической речи детей дошкольного возраста……………………….6
1.3. Задачи и методы обучения  диалогической речи детей дошкольного возраста……….8 
Глава II. Изучение особенностей развития диалогической речи и возможностей специального обучения диалогическим умениям детей дошкольного возраста………….14
2.1.Оценка особенностей  развития диалогической речи у детей дошкольного возраста..14
2.2. Приемы и способы  развития диалогических навыков  и умений детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………………………18
 
Заключение…………………………………………………………………………………….24
Список  литературы……………………………………………………………………………26
Приложение…………………………………………………………………………………….27
 
 
 
 
         
 
 
 
 
        
                                                  Введение
     Основная цель ДОУ в развитии речи и обучении родному языку состоит в формировании устной речи и навыков речевого общения с окружающими.
     Диалог - форма речевого общения. В нём взаимодействие партнёров опосредуется знаками языка. Знание языка, умение словесно выразить свою мысль, передать чувство, установить с партнёром «диалогические отношения» в разнообразных коммуникативных ситуациях – слагаемые, необходимые для ведения диалога.[5;124]
     Сердцевину диалога составляют диалогические отношения, проявляющиеся в готовности к встрече с партнёром, в принятии его как личности, в установке на ответ собеседника, в ожидании взаимопонимания, согласия, сочувствия, сопереживания, содействия.
     Данная проблема в разное время исследовалась: Е.А.Флёриной, Е.И.Тихеевой, О.И.Соловьёвой, Э.П.Коротковой, А.Г.Арушановой  и др.
     А.Г.Арушанова подчёркивает необходимость целостного подхода к формированию диалогической речи и недопустимость сведения задач обучения диалогу только к освоению вопросно-ответной формы. Полноценный диалог немыслим без установления диалогических отношений; и такие диалогические отношения должны пронизывать как общение ребёнка со взрослым, так и взаимодействие со сверстниками как сферы подлинной детской коммуникационной самодеятельности. .[5;124]
     Особое значение в речевом развитии дошкольников имеет диалог сверстников. Именно здесь дети по-настоящему чувствуют себя равными, свободными, раскованными. Здесь они учатся самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю.
     Диалог  со сверстником - новая увлекательная  область педагогики саморазвития.[4;101] . Многие специалисты пришли к выводу, что диалогу нужно учить (В.И.Яшина, А.А.Павлова, Н.М.Юрьева и др.) Однако как показывает учебно-воспитательная работа с детьми и наблюдения в дошкольных учреждениях беседе с детьми планируются не систематически, развитие диалогических навыков не предусматриваются, в ходе беседы основная речевая нагрузка ложится на воспитателя, а речевая активность детей минимальная, на занятиях не учат детей формулировать вопросы, не используются упражнения или игровые ситуации, развивающие коммуникативные способности. В результате выпускники детских садов не умеют самостоятельно строить диалог, вести не стимулированную беседу, отмечаются недостаточной речевой активностью.[21;4]
    Поэтому наше исследование является актуальным. Деятельность педагога должна быть направлена на развитие диалогических умений необходимых ребёнку для общения и формирования связной диалогической речи в дошкольном возрасте.
  Задача  формирования диалогического общения  выступает как приоритетная, определяющая постановку задач языкового развития.
  Цель  исследования - изучить состояние проблемы развития диалогической речи у детей дошкольного возраста. Выявить особенности развития диалогической речи у детей дошкольного возраста и возможности обучения их диалогическим умениям с помощью специально подобранных методов и приёмов.
  Объект  исследования – связная диалогическая речь детей дошкольного возраста.
  Предмет исследования – процесс развития навыков диалогической речи у детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования – использование специально подобранных методов и приёмов обучения способствует формированию диалогической речи дошкольников.
Задачи  исследования:
1.       На основе анализа литературных источников рассмотреть понятие диалога, выявить особенности и методику обучения диалогической речи детей младшего дошкольного возраста.
2.       На основе диагностики выявить особенности развития диалогической речи на конкретном контингенте.
3.       Организовать специальное обучение, направленное на развитие диалогической речи с помощью специально подобранных методов и приемов, а также выявить педагогические условия, определяющие успех развития диалогической речи дошкольников.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Глава I 
Теоретические основы методики развития диалогической речи у детей дошкольного  возраста 
1.1. Диалог  как объект исследования в современной науке.
      Диалог для ребёнка является первой школой овладения речью, школой общения, он сопровождает и пронизывает всю его жизнь, все отношения, он, по существу, является основой развития личности.[6;46]
     Определение диалога дал известный русский лингвист Л.П. Якубинский: Диалог – не только форма речи, он ещё «разновидность человеческого поведения». Как форма речевого взаимодействия с другими людьми он требует от ребёнка особых социально-речевых умений, освоение которых происходит постепенно».[18 ; 53] Для диалога характерны: «сравнительно быстрый обмен речью, когда каждый компонент обмена является репликой и одна реплика в высшей степени обусловлена другой. Обмен происходит вне какого-нибудь предварительного обдумывания; компоненты не имеют особой заданности; в построении реплик нет никакой предумышленной связности, и они в высшей степени кратки».
     Однако это определение не вполне исчерпывающее. Существенными характеристиками диалогической речи можно считать «… ситуативность и реактивный характер – ответ собеседника в большом числе случаев представляет собой перефразировку, а то и повторение вопроса или замечания…» (А.А. Леонтьев)
     Диалогическую речь отличает  краткость высказываний с преобладанием  простых предложений, широкое  использование внеречевых средств (жестов, мимики).
    Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Учёные называют диалог первичной естественной формой языкового общения, классической формой речевого общения. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Важно, что в диалоге собеседники всегда знают, о чём идёт речь, и не нуждаются в развёртывании мысли и высказывания. Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Отсюда и языковое оформление диалога. Речь в нём может быть не полной, сокращённой, иногда фрагментарной. Для диалога характерны: разговорная лексика и фразеология, краткость, недоговорённость, обрывистость, простые и сложные бессоюзные предложения, кратковременное предварительное обдумывание. Связность диалога обеспечивается двумя собеседниками. (18;76)
   Характеризуя диалогическую речь, исследователи указывают на различные её особенности. Так, ряд авторов отмечают, что диалогическая речь ситуативна (связана с обстановкой, в которой происходит разговор, и отношениями коммуникантов), контекстуальна (каждое очередное высказывание в ней в значительной мере обусловлено предыдущими), свёрнута (в ней многое подразумевается, благодаря общности ситуации для собеседников и их осведомлённости в ней), реактивна (реплика является речевой реакцией на речевой и неречевой стимулы), малоорганизована (реплика обычно не произвольна, заранее не обдуманна, незапрограмированна). Наконец, диалогическая речь характеризуется краткостью высказываний и простотой их синтаксического построения.
  Очень важно отметить, что для диалога  типично использование шаблонов и клише, речевых стереотипов, устойчивых формул общения, привычных, часто употребляемых  и как бы прикреплённых  к определённым бытовым положениям и темам разговора (Л.П. Я кубинский). Речевые клише облегчают ведение диалога.
     В педагогической литературе  чаще подчёркивается особая роль  связной монологической речи. Но  не менее важно овладение диалогической  формой общения, поскольку в широком понимании «диалогические отношения… все отношения и проявление человеческой жизни».
      Диалог как вид общения предполагает знание языка и умение им пользоваться при построении связного высказывания и налаживания речевого взаимодействия с партнёром. Исследования показали, что многие старшие дошкольники овладевают лишь самыми простыми формам диалога со сверстниками: они мало рассуждают, не аргументируют свои высказывания, не умеют поддерживать разговор, недостаточно инициативны.
      Исследования психологов и педагогов доказывают, что у детей диалог предшествует монологу (С.А. Рубинштейн, А.И. Леушина, Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев и др.)
      Через диалог дети усваивают грамматику родного языка, его словарь, фонетику; черпают полезную информацию. Как форма речевого взаимодействия с другими людьми диалог требует от ребёнка особых социально-речевых умений, освоение которых происходит постепенно.(5;39 )
       Итак, мы осветили интересующие  нас научные понимания диалога,  что необходимо для разработки методики обучения дошкольников навыкам диалогической речи.
 
 
1.2 Особенности диалогической  речи детей   дошкольного возраста.
     Особенности развития связной речи изучались Л.С. Выготским, С.А. Рубинштейном, А.М. Леушиной, Ф.А. Сохиным и другими учёными в области психологии.
    В формировании связной речи  отчётливо выступает тесная связь  речевого и умственного развития  детей, развитие мышления, восприятия, наблюдательности отмечал Ф.А. Сохин. (12;96)                       В овладении речью, считает Л.С. Выготский, ребёнок идёт от части к целому:от слова к соединению двух или трёх слов,далее к простой фразе,  ещё позже – к сложным предложениям.
      С.А. Рубинштейн выделил две формы связной речи: контекстную и ситуативную. По его мнению, контекстная речь – это такая речь, которая может быть вполне понятна на основе её собственного предметного содержания.
      Автор отмечает, что речь маленького ребёнка сначала отмечается обратным свойством: «Она не образует такого связного смыслового целого – такого «контекста», чтобы на основании только его можно было вполне её понять; для её понимания необходимо было учесть ту конкретную, более или менее наглядную ситуацию, в которой находится ребёнок и к которой относится его речь. Смысловое содержание речи становится понятным, лишь, будучи взято совместно с этой ситуацией: это ситуативная речь»[7;53]
      А.М.Леушина , изучая особенности развития связной речи, собрала значительный материал относительно детских высказываний при различных задачах и условиях общения. Автор отмечает тот факт, что ситуативность речи не является чисто возрастной особенностью, характерной только для детей дошкольного возраста и что даже у самых маленьких дошкольников при определённых условиях общения возникает и проявляется контекстная речь. Вместе с тем обнаружился тот факт, что на протяжении дошкольного возраста заметно снижаются проявления ситуативности и нарастают черты контекстной речи детей, даже при задачах и условиях стимулирующих ситуативные формы речи. На этой основе автор приходит к выводу о том, что диалогическая речь является первичной формой речи ребёнка. «Основной специфической чертой ситуативной речи, - отмечает А.М. Леушина, - является то, что она имеет характер разговора. Будучи средством непосредственного общения ребенка, с близкими людьми, понимающими его с полуслова, она является грамматически менее оформленной».
      Рассмотрим особенности диалогической речи детей дошкольного возраста.
    По мнению Д.Б.Эльконина, диалогическая речь на протяжении дошкольного возраста претерпевает существенные изменения. Так, в раннем детстве речь ребёнка непосредственно  связана с его практической деятельностью или ситуацией, в которой или по поводу которой происходит общение. Деятельность ребёнка этого возраста осуществляется в большинстве случаев или совместно со взрослыми, или с их помощью, поэтому и его общение носит ситуативный диалогический характер. В связи с этим, речь ребёнка раннего возраста, указывает Д.Б.Эльконин, « представляет собой или ответы на вопросы взрослого», или вопросы к взрослым в связи с затруднениями, возникающими в ходе деятельности, или требования об удовлетворении тех или иных потребностей, или, наконец, вопросы, возникающие при знакомстве с предметами и явлениями окружающей действительности».[9;35]  Особенностям общения дошкольников со взрослыми посвящено исследование А.Г.Рузской. Она отмечает, что детям не безразлично, в какой форме взрослый предлагает им общение. Дошкольники охотнее принимают задачу общения в том случае, когда взрослый ласкает детей. Чем младше ребенок, тем больше его инициатива в общении со взрослым связана с активностью последнего. А.Г.Рузская исследовала, как изменяется отношение к беседе со взрослыми у детей с 2 до 7 лет. Она отмечает, что для детей 2-3 лет разговор со взрослым более привлекателен, чем слушанье сказки. Дети не просто слушают вопросы взрослого и отвечают на них, но и сами по своей инициативе поддерживают в меру своих возможностей разговор со взрослыми, охотно рассказывая ему о том, что недавно случилось. Для детей 3-4 лет беседа – самая тяжелая ситуация. Начинают беседу они не без интереса, но после 2-3 вопросов экспериментатора, побуждающих ребенка к общению, начинают отворачиваться, ерзать на стуле и. наконец, заявляют: « Я не умею так, не хочу в это играть».
     Некоторые особенности диалога детей 2-3 лет выявила в своём исследовании Т. Слама-Казаку. Она отмечает, что после двух лет диалог занимает значительное место в детской речи (80%).Особый интерес представляют, по мнению автора, детские обращения. Кроме простой формы обращения – зова, исследователь называет другие формы, имеющиеся в этом возрасте: просьбы, жалобы взрослым, приказы, запреты, «сентиментальные объяснения», название того, что делает говорящий. Т. Слама - Казаку отмечает следующие особенности диалога у детей 2- 3 лет:
?        диалог либо принимает форму простого или более сложного разговора (состоящего из ряда реплик) между двумя детьми, либо беседы между несколькими детьми;
?        диалог между ребёнком и взрослым носит более сложный характер, нежели диалог между детьми одного возраста, и реплики следуют с подчёркнутой последовательностью благодаря тому, что взрослый придаёт более точное направление беседе, не удовлетворяясь непоследовательным или неясным ответом, принимаемый ребёнком – слушателем;
?        неустойчивость группировки, а также трудности поддержания беседы между более чем тремя – четырьмя партнёрами;
?        непоследовательность в содержании беседы, даже при наличии одной и той же группы[9;11].
     Таким образом, дошкольный возраст  является подготовительным этапом в  освоении диалога. Существующие в литературе исследования особенностей детского диалога, его соответствия общепринятым психолингвистическим характеристикам этого вида связной речи, явились весомым вкладом, основой создания современной методики развития детского диалога. 
 
1.3. Задачи и методы обучения  диалогической речи детей дошкольного возраста. 
     Вопросы формирования связной  речи у детей в педагогической литературе рассматриваются в двух направлениях: обучение диалогической и монологической речи.
Многие  исследователи подчёркивают значимость обучения детей диалогической речи. Т.И.Гризик считает, что наиболее социально значимой для дошкольников является диалогическая форма общения. Диалог является естественной средой развития личности. Отсутствие или дефицит диалогического общения ведет к различного рода искажениям личностного развития, росту проблем взаимодействия с окружающими людьми, появлению серьезных сложностей в умении адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях().
Работа  по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, необходимых для общения.
      Диалог - сложная форма социального  взаимодействия. Участвовать в диалоге  иногда бывает труднее, чем  строить монологическое высказывание. Обдумывание своих реплик, вопросов  происходит одновременно с восприятием чужой речи. Участие в диалоге требует сложных умений: слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседником; формулировать в ответ собственное суждение, правильно выражать его средствами языка; менять в след за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия; поддерживать определённый эмоциональный тон; слушать свою речь, чтобы контролировать её нормативность и, если нужно, вносить соответствующие изменения и поправки.
Можно выделить несколько  групп диалогических  умений:
         1. Собственно речевые умения:
?        вступать в общение (уметь и знать, когда и как можно начать разговор со знакомым и незнакомым человеком, занятым, разговаривающим с другим);
?        поддерживать и завершать общение (слушать и слышать собеседника); проявлять инициативу в общении, переспрашивать; доказывать свою точку зрения; выражать отношение к предмету разговора - сравнивать, излагать своё мнение, приводить примеры, оценивать, соглашаться или возражать, спрашивать, отвечать, высказываться связно;
?        говорить выразительно, в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога
   2. Умения речевого этикета.
В речевой  этикет включаются: обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьба, согласие и отказ, извинение, жалоба, сочувствие, неодобрение, поздравление, благодарность и другие.
3. Умение общаться в паре, в группе из 3- 5 человек, в коллективе.
4.Умение общаться для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждение, участвовать в обсуждении определенной темы.       
  5.Неречевые (невербальные) умения – уместное использование мимики, жестов(1). 
     Вышеназванными  умениями ребёнок овладевает, во-первых, повседневно общаясь со взрослыми  и сверстниками, а во- вторых, в  ходе специального обучения способам ведения диалога.
    Таким образом, основная цель развития диалогической  речи у дошкольника – научить  их пользоваться диалогом как формой общения. Для этого недопустимо  сводить задачи обучения диалогу  лишь к освоению вопросно-ответной формы.
          Задачи обучения диалогической речи определяются программой дошкольного учреждения.
      В настоящее время в дошкольных учреждениях разных типов используются так называемые вариативные программы. Среди них наиболее известны «Радуга» (под ред.Т.Н. Дороновой), « Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду» (В.И.Логинова, Т.И.Бабаева и другие), «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду» (О.С.Ушакова), « Программа воспитания и обучения в детском саду» (под ред. М.А.Васильевой), «Истоки».
     В программе «Радуга» рекомендованной Министерством образования России, учитываются современные требования  к речевому развитию, выделяются общепринятые разделы работы по развитию речи: звуковая культура речи, словарная работа, грамматический строй речи, связная речь. Большое место отводится развитию диалогической речи посредством общения воспитателя с детьми, детей друг с другом во всех сферах совместной деятельности и на специальных занятиях(13).
   В программе « Детство» выделены специальные разделы, посвященные задачам и содержанию развития речи детей: « Развиваем речь детей» и « Ребёнок и книга». Эти разделы содержат для каждой группы характеристику традиционно выделяющихся задач: развитие связной речи, словаря, грамматического строя речи. Особенно важно, что в ней чётко выделены (в виде отдельных главок) и содержательно определены речевые умения в разных видах деятельности.
   Раздел  «Развиваем речь детей» раскрывает центральные  задачи речевого развития ребёнка. Дошкольный возраст – освоение разговорной речи. Главная задача предполагает воспитание умений: понимать обращённую речь с опорой и без на наглядность, вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства.[11;67]
    «Программа развития речи детей дошкольного возраста  в детском саду» (под ред. О.С.Ушаковой) разработана на основе исследований, проведённых в лаборатории развития речи Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО.
   В основе системы лежит комплексный подход, разработана методика, направленная на решение на одном занятии разных, но взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития (фонематическую, лексическую, грамматическую), и на их основе – на решение главной задачи – развитие связной речи, речевого общения. Во 2 младшей группе проводится целенаправленное обучение связной монологической речи. Детей побуждают совместно с воспитателем пересказывать знакомые сказки, составлять описательные рассказы на наглядной основе. В ходе этих занятий обучают отвечать на вопросы, формируют умения строить предложения разных типов(19).
       В программе под редакцией М.А.Васильевой для каждой возрастной группы определён уровень речевого развития.
     Программа «Истоки» основана на многолетних психологических и педагогических исследованиях авторского коллектива под руководством учитывает важнейшие достижения в области отечественной и мировой педагогики и психологии.
   В разделе  « Речь и речевое общение» доминирующие значение приобретает развитие у  детей умения устанавливать, при помощи речи, личностные контакты, налаживать взаимопонимание и взаимодействие со взрослыми и сверстниками. Диалог рассматривается в качестве основной формы общения. Задача формирования диалогического общения выступает как приоритетная, определяющая постановку задач языкового развития, отбор познавательного содержания, методов и форм организации обучения родной речи, а также стиль общения педагога с детьми[8;23].
     Таким образом, во всех программах диалог рассматривается, в качестве основной формы общения и подчеркивается, что:
?        дошкольный возраст – важный период освоения разговорной речи;
?        задачи обучения диалогической речи не сводятся лишь к освоению вопросно-ответной формы, а включают овладение детьми целым рядом умений необходимых для общения с учётом возраста;
     Знание специфики диалогической речи и особенностей её развития у детей позволяет определить задачи и содержание обучения. Основная цель развития диалогической речи у дошкольников – научить их пользоваться диалогом как формой общения.
  В ходе обучения можно использовать разнообразные методы, разработанные Е.И.Тихеевой, О.И.Соловьёвой, А.М.Бородич, В.В.Гербовой и другими.
  Основным  методом формирования диалогической  речи в повседневной жизни и на занятиях является разговор воспитателя с детьми (неподготовленный диалог).
 По мнению Е.И.Тихеевой, потребность разговаривать с другими людьми, делится с ними своими мыслями, чувствами и переживаниями присуща человеку. Ребёнку же она присуща ещё в большей мере. Воспитатель разговаривает с детьми по любому поводу, в разное время, коллективно и индивидуально. Для коллективных разговоров лучшим временем является прогулка. Для индивидуальных лучше подходят утренние и вечерние часы. Иногда разговоры возникают по инициативе ребенка, который подходит к воспитателю с каким- нибудь вопросом или сообщением, но не надо ждать этого. Воспитатель должен быть сам инициатором интересных разговоров. Разговоры могут быть преднамеренными и непреднамеренными. Преднамеренные разговоры планируются воспитателем заранее. Непреднамеренные – воспитатель не планирует, они возникают по инициативе детей или его самого во время прогулок, игр, режимных процессов.
      Для разговоров с детьми воспитатель использует все моменты жизни детского  сада. Тематика и содержание разговоров определяются задачами воспитания и зависят от возрастных особенностей детей.
  Для формирования диалогической речи используется приём словесных поручений. Можно дать ребёнку поручение – попросить у помощника воспитателя тряпочку для мытья кубиков, передать что-либо родителям и т.д. Воспитатель просит повторить поручение, что необходимо для усвоения информации и ее лучшего запоминания. После выполнения поручения надо узнать у ребёнка, как он с ним справился.
  Одним из методов формирования диалогической  речи является чтение литературных произведений. Чтение даёт детям образцы диалогического взаимодействия. Диалоги с использованием вопросов и ответов позволяют дошкольникам освоить не только форму различных высказываний , но и правила очерёдности, усвоить различные виды интонации, помочь в развитии логики разговора.[13;14].
     Целенаправленное обучение диалогической речи происходит в специально организованных речевых ситуациях направленных на формирование навыков составления диалога по речевой ситуации. Это развитие умений договариваться во время общения, расспрашивать собеседника, вступать в чей-то разговор,соблюдать правила речевого этикета, высказывать сочувствие, убеждать, доказывать свою точку зрения.
   Эффективным методом развития диалогической  речи являются разнообразные игры (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, игры-инсценировки и игры-драматизации).
  Сюжетно-ролевые игры способствуют формированию и закреплению диалогических умений. По мнению Н.Я.Михайленко и Н.А.Коротковой, чем богаче и разнообразнее диалог в игре, тем выше уровень игрового творчества детей. Вместе с тем развитие у детей умений пользоваться разными диалогическими репликами, соблюдать правила поведения в диалоге содействует развитию самой игры. Для активизации детских диалогов в игре необходима соответствующая атрибутика (игрушечные телефоны, радио, телевизор, касса и другие).
  Дидактические игры закрепляют усвоенные детьми речевые навыки, развивают быстроту реакции на услышанное. В методике развития речи разработано много дидактических игр (А.К.Бондаренко, О.С.Ушакова и другие): «Факты», « Согласен, не согласен», « Магазин», « Разговор по телефону», « В гостях у куклы».
  Полезно использовать подвижные игры, которые содержат диалоги («Гуси- гуси», «Обыкновенные жмурки», « Коршун», « Краски» и другие). В них закрепляются умения адресовывать речь собеседнику, вдумываться в сказанное партнёрами, выражать свою точку зрения, формулировать вопрос правильно(1).
  Игры-инсценировки и игры-драматизации объединяют детей, хорошо знакомым текстом и представляющих себе сюжет, последовательность игровых действий. В этих играх ребёнок играет роль сказочного персонажа, принимает его позицию, и тем самым преодолевает свойственный возрасту эгоцентризм. Один и тот же текст может быть инсценирован разными способами: при помощи игрушек, кукол, картинок, через выразительные движения и речь.
  Игры- инсценировки доступны уже младшим дошкольникам, они готовят основу для драматизации, в которых дети координируют игровые действия с партнёром и упражняются в диалогах, заимствованных из литературных произведений. [1;67]
  К новым формам организации  диалога детей  со сверстниками относятся: работа с подгруппами, организации пространства общения, не дисциплинарные формы привлечения и удержания внимания, игровая и коммуникативная мотивация занятия.
  Методами  и приёмами развития диалога являются групповые беседы, деятельность кооперативного типа (совместное рисование, аппликация, конструирование, художественный труд). 
 
     Итак, изучив  теоретические основы связной диалогической  речи детей дошкольного возраста мы можем сделать следующие выводы:
    Диалог для ребёнка является первой школой овладения родной речью, школой общения, он, по существу, является основой развивающейся личности. Через диалог дети усваивают грамматику родного языка, его словарь, фонетику, черпают полезную информацию. Как форма речевого взаимодействия с другими людьми диалог требует от ребенка особых социально – речевых умений, освоение которых происходит постепенно.
    Особенности связной диалогической речи изучались целым рядом исследователей: Д.Б.Элькониным, А.Г.Рузской, Т. Слама-Казаку, которые отмечают, что основные черты диалога дети осваивают лишь в старшем дошкольном возрасте, а младший и средний являются подготовительными этапами.
    Анализ программ ДОУ показывает, что диалог рассматривается в  них в качестве основной формы  общения и включает в себя  овладение детьми целым рядом умений с учетом возраста. В программе « Истоки» задача обучения диалогической речи выступает как приоритетная.
 Таким образом,в педагогической практике разработаны разнообразные методы и приемы  развития диалогической речи, которые позволяют реализовать программные требования по формированию у детей умений необходимых для общения.
 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава II. Изучение особенностей развития диалогической речи и возможностей специального обучения диалогическим умениям детей дошкольного возраста.
   Цель  нашей экспериментальной работы заключалась в том, чтобы выявить  особенности развития диалогической  речи у детей  дошкольного  возраста и возможности обучения их диалогическим умениям с помощью специально подобранных методов и приёмов.      В исследовании участвовала группа детей в количестве10человек(см.Приложение)детского сада №33 г.Благовещенска.
2.1 Особенности развития диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста.
              При разработке содержания экспериментальных  заданий мы руководствовались  необходимостью постановки ребёнка  в такие условия, в которых он мог бы в полной мере п
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.