На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Соотношение правопорядка, общественного порядка и законности

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 07.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?СОДЕРЖАНИЕ
 
Введение   2
1. Законность    4
1.1 Понятие, требования и принципы законности   4
1.2 Гарантии законности    12
2. Правопорядок    14
2.1 Понятие, структура и функции правопорядка    14
2.2 Соотношение правопорядка, общественного порядка и законности   19
Заключение    23
Список используемой литературы     25
Введение
Управление государством осуществляется с помощью различных методов и средств - экономических, политических, идеологических, организационных, правовых. Среди последних – важнейшее место занимают законность и правопорядок, без которых невозможно обеспечить нормальную жизнедеятельность общества и его граждан. Правопорядок и законность – своеобразные инструменты, позволяющие решать поставленные задачи и достигать цели. Есть законность – есть и правопорядок.
Законы и их соблюдение - древнейший и наиболее цивилизованный способ управления людьми. Сегодня он общепринят во всех развитых демократических странах, в мировом сообществе. Ничего лучшего, более разумного и рационального человечество пока не придумало. Не будь законов, любое общество погрузилось бы во мрак невежества. Еще римские юристы провозгласили широко известные и поныне постулаты: «Государством должен править закон», «Закон превыше всего», «Закон выше любой должности»,  «Пусть рухнет мир, но восторжествует закон», «Мы должны быть рабами законов, чтобы стать свободными», «Закон должен властвовать над всеми», «Кто живёт по закону, тот никому не вредит», «Закон суров, но это закон».  Все эти изречения содержат глубокий смысл, опыт и мудрость. В своё время Сократ говорил: «Что законно, то и справедливо». В законе воплощён коллективный разум, поэтому он и авторитетен, ставится превыше всего, почитается. Во всяком случае, так должно быть. Право же издревле называли искусством добра, беспристрастности и объективности, а в законе видели некое высшее божественное установление, закон мыслился как собирательный, положительный образ, как идеал.
Однако недостаточно просто провозгласить законность и правопорядок, мало издать хорошие законы – необходимо, чтобы существовали определенные гарантии этих ценностей, их реальности, доступности и эффективности. Речь идёт о целой системе мер, усилий, механизмов, призванных стимулировать и гарантировать соблюдение законов для поддержания должного правопорядка в обществе, так как автоматически, само собой это не происходит.
Разумеется, законы обязана соблюдать и сама власть, создающая эти законы, считать себя связанной ими. Обратим внимание на часть 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации. Здесь требование соблюдения законов в равной мере обращено как к органам государственной власти, органам местного самоуправления, должностным лицам, так и к гражданам и их объединениям.   В противном случае власть не будет иметь морального права требовать этого от других и, следовательно, не сумеет обеспечить должного порядка в обществе. Известный русский юрист А.Ф. Кони писал: "Власть не может требовать уважения к закону, когда сама его не уважает, ибо граждане вправе отвечать на ее требования: «Врач, исцелись сам»[1]. В подчинении власти собственным законам - суть правового государства, т.к. там, где кончаются законы, начинается произвол. В свою очередь, законы должны основываться на идеях естественных прав человека и гражданина, свободного развития личности. Эти права как раз и служат ограничителем власти, ее возможного произвола.
В недалеком прошлом отечественная наука анализировала законность преимущественно в аспекте требования всеобщего уважения к закону и обязательного его исполнения всеми субъектами. Это по своей сути  правильное понимание, однако,  оно  нашло однобокое  отражение в  содержании  и  сущности  данного явления. В этом случае  требование  законности  распространялось  только  на граждан и их организации, органы, непосредственно реализующие свои  права  и обязанности. Деятельность же органов, обеспечивающих правовое  регулирование (правотворческих и правоприменительных), находилось вне ее содержания. Обеспечение законности сводилось главным образом к работе контрольно-надзорных и правоохранительных органов – выявлению нарушителей правовых предписаний и их последующему наказанию. Результатом этого и стал обвинительный уклон в их деятельности. Такое понятие законности совершенно не обеспечивает нормального функционирования общества в условиях демократии, не способствует формированию и укреплению правового государства и общества, потому что сущность законности – есть строгое и полное осуществление предписаний правовых законов и основанных на них юридических актов всеми субъектами права.
Целью и задачей моей курсовой работы является определение понятий законности и правопорядка и выявление гарантий, обеспечивающих их нормальную взаимосвязь. Предложенная тема мною будет рассматриваться с позиций следующих вопросов:
- законность: понятие, содержание и основные принципы;
- система гарантий законности;
- понятие, структура и функции правопорядка;
- соотношение правопорядка, общественного порядка и законности.
1. Законность
1.1. Понятие, требования и принципы законности
В юридической литературе существует несколько определений правовой категории «законность». Ранее, Борисов В.В. даёт следующее определение: «Законность – демократический принцип Советской власти. Он проявляется в том, что ко всем органам государства, учреждениям, предприятиям, общественным организациям, должностным лицам и гражданам, предъявлено требование строжайшего выполнения советских законов»[2]. Провозглашенные права и свободы граждан, их законные интересы гарантируются, и обеспечиваются выполнением возложенных на них обязанностей. Реализация ответственности, точное и неуклонное выполнение нормативных актов и актов реализации права обеспечивается государственными и общественными мерами.
В других источниках интерпретировано сходное, по сути, определение законности как принципа. Законность как принцип, представляет собой совокупность идей и взглядов, посредством которых у всех участников правовых отношений формируется внутренняя потребность в совершении правомерных поступков. В характеристике законности, как метода государственного руководства обществом, как режима, состояния, фактически речь идёт о строгом соблюдении всеми субъектами правоотношений действующего законодательства, юридических норм. Таким образом, «Законность можно определить как принцип, метод и режим строгого, неуклонного соблюдения, исполнения норм права всеми участниками общественных отношений (государством, его органами, общественными и иными организациями, трудовыми коллективами, должностными лицами, гражданами – всеми без исключения)»[3]. Охватывая своим действием наиболее важные сферы человеческого общежития, закон­ность вносит в него соответствующую гармонию, обеспечивает спра­ведливую дифференциацию интересов людей.
В последние годы предпринимались попытки по–новому сформулировать понятие законности. В частности Н.В. Витрук пишет: «Законность означает идею, требование, систему реального выражения права в законах государства, в самом законотворчестве, в подзаконном правотворчестве»[4], В.Н. Кудрявцев говорит о том, что: «Законность – определенный режим общественной жизни, метод государственного руководства, состоящий в организации общественных отношений посредством издания и неуклонного осуществления законов и других правовых актов»[5].
Законность, как необходимое условие гармоничного функционирования человеческого общества, становится реальной силой в более позднее время, когда общественные отношения приобретают новое ка­чество, то есть когда из отношений зависимости, подавления и уг­нетения они постепенно превращаются в отношения относительно независимых и свободных производительных материальных благ. Этим создается необходимая база для действия справедливых, правовых, законов, в одинаковой мере защищающих интересы всех членов общества, учас­твующих в его воспроизводстве. Таким образом, как устойчивое явление общественной жизни, законность возни­кает и формируется в условиях цивилизованного общества, способно­го обеспечить реальное равенство граждан перед законом. Такие ус­ловия в значительной мере создаются рыночными экономическими от­ношениями, при которых свобода частной собственности становится рав­ной возможностью для всех. Обеспечить равенство в сфере произ­водства материальных благ, поставить производителей в одинаково выгодные условия – главная задача закона правового государства. Имущественное же неравенство создается не юридическими законами, а естественными возможностями каждого человека. Поэтому до тех пор, пока в обществе существуют неравное положение людей в сфере производства материальных и духовных ценностей, нельзя говорить об их равенстве перед законом, а, следовательно, и о законности.
Рассмотрев понятия законности, можно выделить основные, характеризующие её признаки: Во-первых, важнейшей чертой законности является её всеобщность. Требование соблюдать юридические нормы относится ко всем, кто находится в пределах действия права. Никто не может уклоняться от выполнения установлений, исходящих от государства, точно так же, как и государство не может уклониться от обеспечения и защиты, законных прав личности. Приоритетным субъектом правового регулирования являются граждане государства. Государство обязано создавать наиболее благоприятный режим для удовлетворения разнообразных интересов своих граждан. Всеобщность, как необходимая черта законности, в одинаковой мере относится и к государству, и к его гражданам. Государство ответственно перед гражданином, а гражданин перед государством. Если в законах государства выражаются действительные интересы его граждан, то правовые предписания реализуются без принудительных мер государственного воздействия. Понятно, что государство не может учесть всю гамму индивидуальных интересов, да и не должно. Однако посредством законодательной деятельности оно может и должно предоставлять своим гражданам возможность самостоятельно распоряжаться собственными благами и свободой деятельности[6]. Обеспечение всеобщности, соблюдение правовых предписаний - задачи государства и его органов. Обладая необходимыми организационными, материальными и принудительными средствами, оно призвано надёжно охранять законные права и интересы граждан. Сами граждане негосударственно-правовых структур не могут установить режим законности в общественной жизни. Во-вторых, законность неразрывно связано с правом, юридическими нормами. Однако оценить состояние режима законности в стране можно только на основании того, в какой мере законы государства отражают объективные потребности общественного развития. Если издаваемые государством правовые нормы закрепляют и охраняют интересы только отдельных лиц и определённых социальных групп, не учитывая общих и индивидуальных интересов всего населения страны, законность отсутствует. Если правовые нормы лишь формально отражают интересы различных слоёв населения, но не гарантируют их, то и здесь не может идти речи о законности [6]. Таким образом, режим законности в правовом государстве предполагает наличие двух взаимосвязанных факторов: совершенного, чётко отработанного законодательства, отвечающего потребностям полной и безусловной реализации предписаний законов и подзаконных правовых актов государственными органами, должностными лицами, гражданами и различными объединениями.
          Как  режим   общественно-политической   жизни,  законность   не   есть определённый, устоявшийся порядок отношений. Законность выступает как  необходимость, которая выражается в системе субъектов, участников    общественной жизни, урегулированной правом. Одна часть данных требований обращена к гражданам, организациям, другая – к различным ветвям   государственной   власти (законодательной, исполнительной, судебной)[7].
Каковы же основные требования законности? Они заключаются в следующем:
1. Верховенство закона в отношении ко всем другим правовым актам. В правовом государстве закон обладает высшей юридической силой. Он выступает главным, основополагающим регулятором общес­твенных отношений. Те отношения, которые в силу объективных ус­ловий должны находиться в сфере правового воздействия, регули­руются, как правило, законом. Подзаконные акты действуют лишь в том случаи, когда какие-либо отношения законодательно не урегули­рованы. При этом они должны издаваться в строгом соответствии с за­коном и на основе закона. Наивысшую юридическую силу имеет Конституция – основной  закон государства. А потому в содержании законности как важнейший  компонент выделяется конституционная законность.
2. Единство понимания и применения законов на всей территории их действия. Законы представляют одинаковые требования ко всем субъектам, находящимся в сфере временного и простран­ственного действия. Законы федеративного государства имеют одина­ковую силу на территории всех государственных образований, входя­щих в состав федерации. Единое понимание сущности и конкретного содержания законов обеспечивает законность правоприменительной деятельности компетентных органов и должностных лиц. Она соответ­ствует действительному смыслу законов и проводит в жизнь заложен­ные в нём регулятивные функции.
3. Равная возможность всех граждан пользоваться защитой закона и их равная обязанность следовать его предписаниям (равенство всех перед законом и судом). Прочный эффективный режим законности в обществе возможен только в условиях равенства всех людей перед законом и судом. С одной стороны, субъекты права должны в полном объёме выполнять возложенные на них обязанности, подчиняться тре­бованиям закона. С другой стороны, государство должно создавать все необходимые условия для осуществления законных прав и интересов всех граждан.
4. Осуществление прав и свобод человеком не должно нарушать права и свободы других лиц. В условиях правовой государственности это требование имеет принципиальное значение, поскольку свобо­да одного человека не может быть реализована в ущерб свободе дру­гого. Закон не допускает ущемление прав одних за счёт прав и ин­тересов других граждан государства.
5. Недопустимость противопоставления законности и целесообраз­ности. Почему нельзя противопоставлять законность целесообразности? Прежде всего, потому, что правовые законы сами обладают высшей общественной целесообразностью. В них максимально отра­жаются как общественные, так и индивидуальные интересы людей. Житейская целесообразность не может игнорировать це­лесообразность закона. Нарушая требования закона, некоторые должностные ли­ца и граждане оправдывают свои противоправные действия местной и индивидуальной целесообразностью. Они утверждают, что в данных конкретных условиях соблюдение закона нецелесообразно, и подме­няют его субъективными противозаконными действиями, с точки зре­ния более полезными и нужными для данного случая.
6. Предотвращение и эффективная борьба с правонарушениями – ­важное требование законности. Правовое государство создаёт необ­ходимые материальные, политические, социальные и другие предпо­сылки для предотвращения и пресечения правонарушений. Благоприят­ные материальные условия жизни, социальная защищённость населе­ния, политическая стабильность в стране, наличие справедливых правоохранительных законов составляют реальную основу режима за­конности. Непосредственная защита интересов субъектов права, любого граж­данина, проживающего на территории государства, осуществляется специальными правоохранительными органами: судом, прокуратурой, арбитражем, полицией. Обеспечивая законное функционирование об­щественных отношений, эти органы в необходимых случаях применяют к правонарушителям различные меры государственного принуждения.
    Таким образом, требования законности в единстве и взаимодействии обеспечивают стабильность и гармоничность общественной жизни, способствуют развитию гражданского общества в соответствии с объективными законами исторического процесса. Законность представляет собой процесс осуществления законов.
    «Первым условием законности, - пишет П.И.Стучка, - является сам закон».
Важной предпосылкой законности в современной России является Конституция, которая всенародно принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г. В ней нашли отражение качественные изменения российского общества, происшедшие на рубеже 90-х гг. ХХ столетия. Можно сказать, что Основной Закон России - важный фактор политической стабильности, учитывающий общепризнанные принципы и нормы международного права, инструмент, обеспечивающий необходимость демократизации общества.
Исходя из этого, законность можно определить как политико-правовое явление, характеризующее процесс совершенствования государственно-правовой формы организации общества путём строгого и неуклонного соблюдения и исполнения действующего законодательства с целью формирования состояния правомерности в системе социальных отношений.
В качестве подтверждения сделанных выводов, относительно требований законности, могут быть использованы ее принципы. Принципы – это исходные начала в формировании мотивов правомерного поведения и внутреннего убеждения субъектов по поводу необходимости соблюдения законов. Они обусловлены закономерностями общественного развития.
В юридической литературе приводится различное количество принципов законности. Наиболее адекватно суть рассматриваемого явления, на мой взгляд, отражают следующие принципы:
1) единство законности;
2) гарантированность основных прав и свобод граждан;
3) неотвратимость наказания за совершенное правонарушение;
4) недопустимость противопоставления законности и целесообразности;
5) взаимосвязь законности и культурности. [5]
1. Единство законности – основополагающий принцип. Значение этого принципа состоит в выравнивании правового регулирования социальных отношений независимо от видов нормативно-правовых актов, участников правоотношений и характера объектов воздействия. Законность – одна для всей страны (территории). От успешного претворения в жизнь данного принципа зависит реальное состояние законности.
2. Гарантированность основных прав и свобод граждан – это принцип не только законности, но и права. Роль данного принципа заключается в повышении уровня законности, в значимости личных и групповых интересов, их реализации в повседневной жизни.
3. Неотвратимость наказания за совершенное правонарушение – суть этого принципа заключается в том, что любое противоправное деяние должно быть своевременно раскрыто, а виновные в его совершении должны понести соответствующее деянию наказание.
4. Принцип недопустимости противопоставления законности и целесообразности. Данный принцип позволяет участникам отношений в соответствии с нормами права принять наиболее правильное решение и вариант поведения применительно к фактическим обстоятельствам и в рамках закона.
5. Взаимосвязь законности и культурности. Общая и правовая культура являются морально-этнической основой законности, а законность в свою очередь является одной из политико-правовых предпосылок формирования культуры общества. Уровень законности напрямую зависит от уровня общей и правовой культуры граждан и должностных лиц.
Таким образом, благодаря своим принципам законность выступает как наиболее эффективный, гуманный, справедливый режим общественно-политической жизни,  а всякое отступление от этих принципов, их недооценка  приводят  к  нарушениям законности,  принижению  ее  социальной  ценности,  эффективности  правового регулирования в целом.
 
1.2. Гарантии законности
 
         Несмотря на свою значимость, требования законности  не  претворяются  в жизнь автоматически, стихийно. Чтобы правовые предписания не  оставались  на бумаге (и тем более не нарушались), необходимы соответствующие условия и определенный комплекс организационных, идеологических, политических, юридических мер, обеспечивающих реализацию, то есть гарантии законности. Гарантировать законность – значит сделать ее незыблемой.
          Гарантии законности – это объективные условия и субъективные факторы, а также специальные средства, обеспечивающие режим законности[8]. Гарантии законности в юридической литературе подразделяют на две группы: общие и специальные. К общим относятся – экономические, политико-идеологические, нравственно-духовные гарантии, к специальным относятся – юридические[9]. Юридические гарантии включают в себя средства и способы, основанные на законе, позволяющие эффективно предупреждать, устранять и пресекать нарушения законности. Это комплекс норм, принципов, институтов действующего права, а также правореализационный и правоприменительный механизм, включая процессуальные формы деятельности компетентных государственных органов и должностных лиц. Юридические гарантии сопряжены с  общими  условиями и специальными средствами, обеспечивающими режим законности.  Они  юридически  опосредуют  их,  выступая  в   качестве юридической формы, не сливаясь, однако, с ними.
    Общие условия, то есть объективные (экономические, политические и т.д.) условия   общественной   жизни,   в    которых    осуществляется    правовое регулирование.  Эти  условия  создают  макросреду  реализации   права,   его функционирования, предопределяя в известной степени и  специальные  средства по укреплению законности.
Общие условия подразделяются на:
    1. Экономические условия. Условиями, обеспечивающими законность, в данном случае выступают такие факторы, как степень организованности в  экономической сфере, ритмичная работа  всего  хозяйственного  механизма,  постоянный  рост производительности труда и объёма производства, устойчивая денежная  система и так далее.
    2. Политические  условия.  Основным  политическим  условием  стабильной законности является сильная  государственная  власть,  то  есть  устойчивая, легитимная, пользующаяся поддержкой общества,  власть,  способная  обеспечить реализацию принимаемых правовых предписаний.
    3.  Идеологические  условия.  Законность  предполагает  такой   уровень правовой  культуры,  когда  уважение  к  праву,   закону   является   личным убеждением человека, причём не  только  рядового  гражданина,  но  в  первую очередь государственного служащего, законодателя.
    4. Социальные условия. Прочная законность возможна  только  в  условиях социальной  стабильности,   уверенности   граждан   в   незыблемости   своих социальных прав и свобод.
    5.  Правовые  условия.  Состояние  законности  как   политико-правового явления обусловлено состоянием самого права, системы законодательства[19].    Специальные средства законности – это  юридические  и  организационные средства (гарантии), предназначенные исключительно для  обеспечения  законности.
Выделяются следующие юридические гарантии (средства):
    - средства выявления правонарушений;
    - средства предупреждения правонарушений;
    - средства пресечения правонарушений;
    - меры защиты и восстановления нарушенных прав, устранения  последствий
      правонарушений;
    - юридическая ответственность;
    - правосудие.
Под  организационными  гарантиями  понимаются   различные   мероприятия организационного характера, обеспечивающие укрепление законности,  борьбу  с правонарушениями,   защиту   прав   граждан.   Сюда   относятся    кадровые, организационные   меры   по   созданию   условий   для   нормальной   работы юрисдикционных  и  правоохранительных  органов,  образование   в   структуре последних спецподразделений (для борьбы  с  организованной преступностью, коррупцией  и др.).
              Итак, установлено, что законность – это процесс осуществления  законов. Режим законности означает такое состояние общественной  жизни,  при  котором участники правоотношений свободно  реализуют  принадлежащие  им юридические права  и  обязанности.  Законность  есть  предпосылка   такого   порядка   в общественной  жизни,  который  соответствует  предписаниям  правовых   норм. Другими словами, в результате действия законности  в  обществе  складывается правовой порядок,  являющийся  целью  правового  регулирования  общественных отношений.
 
2. Правопорядок
2.1 Понятие, структура и функции правопорядка
 
              В действующем законодательстве широко используется понятие «правопорядок». Однако до сих пор в отечественной науке не выработано единого определения данному явлению. Наиболее часто правопорядок рассматривается как реализованная законность, однако это не совсем правильно, так как законность – это лишь  условие правопорядка, а его основой выступает право. Таким образом,
Правопорядок – есть порядок, основанный на праве. То есть это система отношений, охраняемых, защищаемых, регулируемых правом. Вне права или без права правопорядок не мыслим. Само это понятие слагается их двух слов «право» и «порядок», наиболее точно передающих суть этого явления. Назначение права – вносить определенный порядок во взаимоотношения между людьми и их объединениями. Поэтому правопорядок выступает как «состояние урегулированности общественных отношений»[6].
Отсюда следует, что характер, уровень, содержание, функционирование и обеспечение правопорядка в значительной мере зависят от того, как трактуется право. Если под правом понимать только высокие, но абстрактные идеи справедливости, свободы, нравственности, гуманизма, то и понятие правопорядка будет весьма расплывчатым и неустойчивым. В этом случае создается впечатление, что нет обязательности соблюдения норм права, а достаточно всего лишь поддерживать определенные взгляды или идеи. Если же под правом понимать исходящие от публичной власти конкретные, формально определенные и обязательные для всех юридические нормы, выражающие указанные выше ценности, то появляется реальная возможность установления в обществе твердого правопорядка, стабильности. Когда все члены общества действуют в соответствии с определенными правовыми нормами, то это и есть правопорядок.
Установление твердого правопорядка является одной из основных задач современной России. Одно из президентских посланий Федеральному Собранию Российской Федерации, так и называется «Порядок во власти – порядок в стране». В нём, в частности говорится: «России нужен порядок, однако при этом необходимо ответить на два непростых вопроса: какой порядок и как его наводить. Абсолютное большинство возникающих у нас проблем порождено, с одной стороны, пренебрежением к правовым нормам, с другой – неумелыми действиями власти. В этих условиях порядок в стране начинается только с наведения порядка в самом государственном организме. Не повысив качества управления, не решить другие проблемы. Сегодня именно управленческая сфера должна быть объявлена «зоной особого внимания», приоритетом номер один. У этого приоритета есть простое короткое имя – правовой порядок. Это и есть ответ на вопрос: какой порядок нам нужен. Из этого вытекает ответ и на другой вопрос: как этого порядка достичь. Главный способ навести порядок – начать с власти, коренным образом усовершенствовать всю систему управления, начиная с верхних эшелонов»[10]. В данном послании вполне конкретно выражена мысль – России нужен не полицейский порядок, а демократический, и соответственно методы его достижения должны быть демократическими.
Порядок составляет реальную основу современной цивилизованной жизни общества. Качество и степень правоупорядоченности общественной жизни во многом определяет общее "здоровье" всего общественного организма и его индивидов. В условиях стабильного правопорядка эффективно функционирует экономика, достигается гармония в дей­ствиях законодательной, исполнительной и судебной власти, актив­но осуществляется деятельность различных общественных и частных организаций, реально гарантируется свободное развитие человека, максимально удовлетворяются его материальные и духовные потреб­ности.
В формировании правового порядка участвуют все элементы меха­низма правового регулирования общественных отношений. Их причин­но - следственная связь составляет основу правовой жизни общества, которая и приводит, в конечном счёте, к установлению правового по­рядка. К таким элементам относятся
1. Нормы права - это нормативная предпосылка правопорядка, первичное звено механизма правового регулирования, моделирующее «идеальный» правопорядок.
2. Правоотношение - элемент механизма правового регулирования, обеспечивающий переход от идеального, предполагаемого законодате­лем правопорядка к установлению конкретного возможного или дол­жного поведения участников общественных отношений, предусмотренно­го правовыми нормами. На этом этапе к механизму правового регули­рования подключается законность, призванная гарантировать возмож­ное и должное поведение субъектов правоотношений.
3. Акты реализации юридических прав и обязанностей являются завершающей предпосылкой правопорядка. В условиях режима закон­ности права и обязательности участников правоотношений реально воплощаются в их поведении, достигают своей цели и, таким обра­зом, переходят в такую систему общественных отношений, которая и образует правовой порядок.
         Содержание правопорядка составляет правомерное поведение субъектов,  то есть такое поведение, которое урегулировано нормами права и  достигло  целей правового регулирования. Выделяют, прежде всего, материальное содержание (закономерности функционирования, реальные отношения и связи) и юридическое содержание правопорядка (как итог реализации права и законности, как систему действия правоотношений и упорядоченности правовых элементов, отношений, процессов).
Структура правопорядка – это единство и одновременное разделе­ние урегулированной правовой системы общественных отношений в соответствии с особенностями их отраслевого содержания. Правопорядок есть реализованная система права. Он включает конституционные, административные, финансовые, земельные, семей­ные и другие виды общественных отношений, урегулированные с нор­мами соответствующих отраслей права. В этой связи в структуре правопорядка выделяются не только отраслевые, но и более дробные группы отношений, которые урегулированы подотраслями и институ­тами права.
Функции правопорядка, прежде всего, обозначают назначение его элементов и их связей между собой, которые проявляются в функционировании общества и государства. К ним относятся:
1. Функция взаимодействия с внешней средой, функция упорядочения, упрочения и стабилизации тех больших систем, составным элементом которых он является. В окружающей среде особенно сильное влияние на правопорядок оказывают экономические, политические, разнообразные социальные факторы, с которыми он взаимодействует и к которым должен приспосабливаться в ответ на их благотворное или угнетающее влияние. Вместе с тем, он не только приспосабливается к среде, но и выступает правовой основой демократии, политической, государственной системы, поддерживая и защищая их, упорядочивая эти системы, обеспечивая их нормальное существование. Занимая вполне определенное место в больших системах и, испытывая их благотворное или угнетающее влияние, правопорядок оказывает обратное активное влияние, выполняя функцию стабилизации и упорядочивания, упрочения их. Благотворное влияние среды усиливает обратное воздействие. Угнетающему влиянию он противостоит. Чем совершеннее и прочнее правовой порядок, тем решительнее он отвергает негативные на него влияния.
2. Функция обособления качественной определённости - функция упрочения внутренних связей и отношений. Она направлена вовнутрь и затрагивает область взаимодействия целого и его составных частей, призвана свести различные уровни упорядоченности в единое системное образование. Данная функция определяет автономное поведение системы, ее сущностные признаки. От этой функции зависит целостность и организованность сложного механизма и упорядоченность взаимодействий элементов, т. е. его частей, что, в конечном счёте, обусловливает обособленность качественной определённости правопорядка как правовое состояние системности правовых отношений и связей.
3. Функция сохранения и совершенствования правопорядка. Эта деятельность направлена «на себя» как на целостное образование, позволяющее сохранить качественную определённость. Правопорядок окружен внешней средой. Это общество, государственная власть, режим демократии и другое, что оказывает на него активное влияние. Оно может быть стимулирующего и угнетающего характера, укрепляющего и разрушающего порядок. Более того, окружающая среда может привести к полной неприспособленности его и видоизменить в правовую оболочку произвола и беззакония. Окружающая среда, обязана укреплять и поддерживать правопорядок путём совершенствования законов, укрепления законности, улучшения правовой деятельности правоохранительных и правоприменительных органов, судебной системы, прокурорского надзора и так далее. Но в то же время она может и разрушить его правовым нигилизмом, субъективизмом и волюнтаризмом принимаемых решений, коррумпированностью, злоупотреблением полномочий, преступностью, анархизмом, правовым невежеством и тому подобным. Правопорядок противостоит этим силам и должен постоянно совершенствоваться, укрепляться, сохранять свою качественную определённость. Это обусловливает деятельность каждого звена системы и особенно ведущих структур постоянно заниматься самосовершенствованием как единственным средством выживания и развития.
На основании вышеизложенного, можно сделать следующее заключение: правопорядок возникает в результате фактической реализации правовых норм, претворения их в жизнь и является итогом правового регулирования. Он – необходимая предпосылка, основа гражданского общества. На правопорядке базируются все его сферы: и социально-экономическая, и политическая и культурная. И сегодня проблема правопорядка в России особенно актуальна.
 
2.2. Соотношение правопорядка, общественного порядка и законности
 
Особенность правопорядка как специфической системы обществен­ных отношений выражается в том, что складывается он только на основе правовых норм и в силу этого охр
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.