На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа История религии

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 07.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?Контрольная работа № 1
по курсу истории религии
 
 
 
 
 
 
Работу выполнила
Никитина Юлия Вячеславовна
студентка 1 курса
заочного отделения  социологического факультета СГУ
группа № 136 город Пугачёв
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
дата сдачи работы в учебную часть "11" декабря 2009 г.
 
Работу проверил Дорошин Иван Александрович
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
оценка ______________ подпись_______________ дата проверки __________
СОДЕРЖАНИЕ
 
 
Введение…………………………………………………………………………...2
 
Основная содержательная часть
 
1.      Что такое суеверие?......................................................................................3
2.      Виды суеверий………………..…………………………………………….3
3.      Во что мы верим?..........................................................................................5
4.      История возникновения суеверий………………………………………...6
5.      Церковь и суеверия – несовместимые понятия?........................................7
6.      Вера и суеверия…………….........................................................................9
7. Психология суеверий………………………………...…………………...10
8.      Магия и суеверия в российском Интернете: оценка интереса к данным информационным ресурсам ………………………………………….….15
9.      Чего боятся россияне? Статистические данные……………………..….16
 
Заключение…………………………………………………………………….…17
Список используемой литературы……………………………………………...18
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
 
     Мы живем в языческом мире, где люди ходят к колдунам, гадалкам, сверяют жизнь с восточными гороскопами. Православная литература, раскрывающая суть и гибельность суеверий, к сожалению, редко встречается. Отношение к ним в обществе можно назвать приподнято-поэтическим, как к древней народной мудрости или фольклору. Кроме того, 70 – 80 лет борьбы с Церковью в XX веке занесли в церковную среду новую волну различных суеверий, предрассудков, смешанных с современными учениями.
С развитием общественного сознания, идей глобализации и космополитизма, все новыми достижениями научно-технического прогресса и, в целом, прогресса цивилизации, современный социум, тем не менее, все упорнее сохраняет и очерчивает традиционный этнический модус в сфере суеверий и предрассудков. Даже самые образованные и трезвомыслящие люди нет-нет, да сплюнут через левое плечо, поостерегутся переходить дорогу после пробежавшей черной кошки или постучат по дереву.
Как правило, степень удержания их в современном массовом сознании наиболее очевидно связана с историческими и ментальными процессами естественного «старения» мифа данной этнической группы или, напротив, резкого, часто насильственного, перехода данного социума к следующему этапу исторического, идеологического, политического и религиозного развития.
Гипотезой своего исследования я выбрала предположение о том, что именно обмирщение духовности в значительной мере способствует распространению предрассудков и суеверий, огромное количество которых мы видим сейчас вокруг.
Что есть суеверие? Где те грани, перейдя которые христианин превращается в суевера? Актуальна ли проблема суеверий для современного христианства? Эти и многие другие вопросы будут рассмотрены в данной работе.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОСНОВНАЯ СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
 
1.      Что такое суеверие?
 
Слово «суеверие», как написано в словаре Владимира Даля, означает «ошибочное, пустое, вздорное, ложное верованье во что-либо; вера в чудесное, сверхъестественное, в ворожбу, гадания, в приметы, знаменья; вера в причину и последствие, где никакой причинной связи не видно». В словаре Ожегова суеверие определяется так: «Суеверие – вера во что-нибудь сверхъестественное, таинственное, в предзнаменования, в приметы»[1].
Образовано это слово с помощью наречия «суе», или «всуе» – «напрасно, даром, тщетно, попусту». Есть более узкое, церковное, определение: суе – «противоположное вечному благу нашему, жизни духовной».
О человеке мы говорим «суетный», о жизни – «сплошная суета». По сути не очень лестные определения.
Теперь рассмотрим христианскую трактовку понятия «суеверие». Как было сказано выше, суеверие есть пустая вера, ложная вера. Одно из его определений может звучать так: «Суеверие – грех, состоящий в том, что чисто естественным вещам придается значение сверхъестественное. Оно плод невежества и развращения и строго осуждается словом Божьим». Суеверие есть грех отступления от веры, отсутствие ее, ложное понимание веры, принятие лжи за истину, потому что «всякая неправда есть грех…». Грех есть отступление от Божьей Воли, нарушение Его Заповедей. Суеверие выводит человека за пределы Церкви Христовой, так как заставляет его искать в Ней то, чего там нет. В принципе нет такого понятия как «церковные суеверия», любое суеверие есть отхождение человека от Церкви, поэтому правильнее их назвать околоцерковными, псевдоцерковными или даже антицерковными, или антихристианскими. Суеверия приносят много вреда, так как они уводят людей от истинного богопознания, от благочестивого образа жизни, а также от правильного участия в Православном Богослужении.
 
2.      Виды суеверий
 
Суеверия различаются в топографическом плане (городские отличаются от сельских), в возрастном (молодые склонны верить в судьбу, в гадания, пожилые – в вещие сны, в знахарей), в профессиональном (более суеверны люди, профессии которых связаны с риском, - летчики, водители, хирурги). Вообще в сознании человека существует тяга к таинственному, необычному, потребность в абсолютизации случайных совпадений. С психологической точки зрения суеверия в большей степени присущи людям тревожным, неуверенным в себе. Суеверий великое множество.
Так есть в бытовые суеверия:
- встретить женщину с пустыми ведрами, черная кошка дорогу перебежала, вернуться, если уже вышел из дома, разбить зеркало и многие другие.
Вот известные религиозные суеверия:
- гадания по Библии, употребление суеверных молитв (заговоров), крест нательный потемнел не к добру, грех пить лекарства, мыться в праздники и после Причастия, после Причастия нельзя целовать руку священника и ближних, передавать свечку в церкви только правой рукой и через правое плечо, нельзя переставлять ранее поставленные свечи, беременная не может быть крестной, собороваться можно только перед смертью и т.д.

              Существуют также так называемые языческие суеверия.
Эти суеверия напрямую связаны с антихристианским языческим миросозерцанием. Они имеют свои истоки в политеистических религиях, которые отрицают бытие Бога, отвергают Творца мира. Вместо Бога они обожествляют созданные Богом явления тварного мира, наделяя их свойствами Божества. Так возникает масса мелких «божков», которые обладают атрибутами всеведения, вездесущия, всемогущества, способностью создавать мир и др., но в то же время являются частью самого преходящего и изменчивого мира.
              Например, астрология обожествляет безличные космические объекты, наделяя их способностью влиять на жизнь людей, контролировать и определять человеческие судьбы. Но такой способностью может обладать лишь Создатель человека, Который знает его жизнь от момента зачатия до смерти.
Оккультизм учит о «скрытых силах», способных влиять на человеческую жизнь, обожествляет их, категорически отрицая благодатную силу Самого Творца Вселенной.
Не объяснив вразумительно природу скрытых сил, оккультизм оправдывает сомнительную практику целительства, якобы избавляющую человека от всех плохих жизненных ситуаций. Причем избавление происходит вне всякого обращения к Богу, создавшему человека и всегда способного прийти ему на помощь.
К наиболее модным оккультным доктринам можно отнести фэн-шуй[2], который с помощью скрытых сил помогает человеку обустроить свой дом вплоть до определения даты покупки мебели и материала интерьера.
              К языческим суевериям несомненно принадлежит и уфология, смыкающаяся с оккультизмом. Она развертывает сомнительное учение о творении человека неведомыми пришельцами. Последние, согласно доктринам уфологов, уже давно превратились в скрытые оккультные силы, манипулирующие человеком и даже космосом, что позволяет рассматривать их как языческих богов, создавших человека и управляющих миром.
              Менее значительные суеверия – это суеверия, распространенные в народе. От языческих их отличает то, что они не представляют целостного языческого миросозерцания, а существуют отрывочно и обособленно, не включаясь в какую-либо целостную систему миропонимания.
Для удобства их лучше назвать народными, поскольку их передача осуществляется не от некоего «эксперта» языческих знаний (целителя, колдуна, оккультиста, экстрасенса или уфолога), а от простого, неосведомленного в религии человека к такому же человеку.
Вместе с тем эти суеверия несомненно связаны с язычеством. Их можно охарактеризовать как неосознанное язычество, поскольку безотчетный страх человека перед числами, датами, поступками, предметами представляет собой тот или иной фрагмент языческого мировоззрения или языческое отношение к миру. Так, вера в завязанные узелки, платочки, счастливые или несчастливые дни предполагает веру во всемогущество вещей и чисел, а значит, ведет к их обожествлению.
              Языческие суеверия всегда стремились проникнуть в Церковь. Но Церковь твердо противостоит им своим догматическим учением, утверждающим первопричину мира только во всемогущем Боге. Тем не менее, для языческого сознания остается возможность использовать религиозную практику Церкви для своих нехристианских целей. Такое использование Церкви не по назначению рождает околоцерковные суеверия.
              Например, использование богослужебной практики с нехристианскими (недушеспасительными) целями ведет к обрядоверию. Здесь уже нет места Богопознанию и Богопочитанию, поскольку богослужение используется для достижения сиюминутных выгод, а не для наставления души и стяжания Божественной благодати. Околоцерковные суеверия – всегда псевдохристианство. Они не имеют ничего общего с христианской религией, а только прикрывают церковной практикой не преодоленное языческое мировоззрение.
 

3.      Во что мы верим?

 
Проходят столетия, века сменяют друг друга, цивилизация развивается, человек делает бесчисленные научные открытия, полновластвует эра высоких технологий – и тут же… когда мы возвращаемся домой, потому что забыли что-то, здороваемся со своим отражением в зеркале!
Все блага цивилизации оказывают влияние на условия нашей жизни, а не на наше мировоззрение. А оно у нас до сих пор в чем-то языческое, оккультное.
Проведенные весной 2006 года исследования социологов из Аналитического центра Юрия Левады показывают, что более половины россиян (54%) верят в приметы, а 42% – вещим снам. В то, что на Земле время от времени появляются инопланетяне, верят 22%. Предсказаниям астрологов склонны доверять 29% российских граждан.
Быть верующим или суеверным? Судя по недавнему опросу[3] большинство россиян (75%) считает себя православными, но лишь 10% регулярно ходят в Церковь участвуют в таинствах. Так, может быть, поэтому в Православной России так мало людей Православной Веры? И расцветает в наших умах не Вера, а суе-Верие! Для православного человека эти понятия несовместимы: нельзя верить в суеверия.
Страх есть причина возникновения суеверия. Суеверного страха. С точки зрения Православия, христианин не должен бояться никого и ничего, кроме греха. У суеверного же человека больше надежды на удачу и случай, чем на Божий Промысл.
И получается, как в этом забавном стишке:
 
Когда дорогу перейдёт вам чёрный кот –
Вы суеверным никогда не будьте.
Три раза плюньте влево – и вперёд!
Перекреститься тоже не забудьте.[4]
 
Откуда происходят суеверия, какие суеверия прижились в народе, как избавиться от суеверных страхов?
 
4.      История возникновения суеверий
 
Корни подобного восприятия идут еще из древности, из того способа осмысления мира, который был присущ нашим предкам.
Столкнувшись один на один с природой, человек увидел в ней много непонятного и загадочного, и это непонятное надо было уложить в сформировавшуюся картину мира. Те явления, которые человек не мог объяснить, он списал на магические, недоступные его разумению силы. И память об этих силах заложена в наших генах, она пронесена из поколения в поколение в обрядах, рассказах, сказках, легендах. Она находится в нашем подсознании, откуда выходит в критические моменты нашей жизни. Когда кажется, что ничто не способно помочь, память выталкивает нам воспоминания о силах и обрядах, могущих вызвать их.  И даже самый рационально мыслящий человек в один прекрасный день может обнаружить себя, сжимающим в руке амулет от сглаза, или бросающим на полотно руны, которые должны помочь разобраться в себе.
Кроме того, нельзя забывать и о том,  что периодически мы получаем подтверждения тому,  что далеко не все в этом мире объяснено нами и подчинено нам. Однажды человек встречает другого человека, который умеет исцелять людей, или видит вещие сны, и тогда приходит понимание, что есть в этом мире вещи, которые просто невозможно объяснить с научной точки зрения.
С изменением сознания человека, с изменением формаций, происходило изменение и формирование мышления,  способа осознания и восприятия.
Общинно-родовая формация возникла на почве родственных отношений, которые лежат в основе и всего производства, и распределения труда между членами и общиной, и распределения продуктов труда. Это - тот первобытный коллективизм, где вся не только экономическая, но и политическая, и военная жизнь общества определялась только самой же общиной, во главе которой стоит сначала женщина как ближайший принцип родственных отношений (матриархат), а впоследствии - мужчина. И когда возникал вопрос о природе или мире в целом, то и в этой области тоже не находили ничего иного, кроме родственных отношений, то есть кроме отношений родителей и детей, братьев и сестер, дедов и внуков, предков и потомков. Решительно все на свете: и солнце, и луна, и звезды, вплоть до неорганической и неодушевленной природы, - все это понималось как всеобщая родовая община. Далее дух постепенно начинает отделяться от материи, и в представлении первобытного человека возникают существа, в той или иной мере свободные от материальных вещей, от которых они раньше были неотделимы и которые они одушевляли, находясь в них же самих. Другими словами, наступила эпоха анимизма,  появлялись демоны все более широкой значимости: демоны земли, рек, полей, лесов, гор, воды и воздуха, отдельных областей земли и неба и, наконец, всей земли и всего неба. Далее наступает период рабовладельческой формации, и за ним приходит античность.  Входящие в чувственно-материальный космос элементы действуют теперь как орудия целого,  они теперь являются героическими. Боги, демоны и герои не суть личности в полном смысле этого слова, потому что они являются в античности только обобщением природных свойств или явлений. Но, отражая на себя все целое и потому творя его волю, они являются героями, так что чувственно-материальный космос есть оплот всеобщего героизма. Однако, с другой стороны, чувственно-материальный космос не имеет ничего другого, что было бы выше его самого, и потому он основан сам же на себе. Он и есть последний абсолют. Именно в этом внеличностном абсолюте творится как все целесообразное, так и все нецелесообразное. Античный чувственно-материальный космос уже сам по себе полон жизни, души и мысли, но в нем нет ничего личностного, нет водящего и намеренно действующего субъекта. Античный чувственно-материальный космос вне историчен. Он астрономичен, но не историчен. Вечное круговращение, или вечное возвращение к самому же себе, - это есть его история.
 
5. Церковь и суеверия – несовместимые понятия?
 
Удивительно, но факт: для Церкви, которая обязана бороться с предрассудками, эти самые предрассудки являются одной из самых серьёзных проблем, и связаны они ни с чем иным, как с церковным преданием. Со времён князя Владимира Церковь обличает суеверия, пишутся книги, но, к сожалению, многим из прихожан больше нравится доверять устным источникам информации – нашим незабвенным бабушкам, и что примечательно: «духовными чадами» этих бабушек становятся люди образованные, интеллигентные. Значит, любовь наших людей к суевериям просто безграмотностью не объяснить, здесь всё гораздо сложнее. Так что же у нас в Церкви религия, а что миф? И чем религия и миф отличаются друг от друга?
Для человека характерно стремление к духовной жизни, жажда богообщения есть у каждого, независимо от национальности, возраста или профессии. Но если человек лишён знания о богооткровенной религии, то его дух начинает работать «в автономном режиме», и естественное религиозное чувство начинает синтезировать свою религию. Иногда это бывает массово, иногда индивидуально, продолжительно или кратковременно. Бог же не утесняет свободу.  Но  истинную религию придумать невозможно – она даётся непосредственно Богом в откровении. В дохристианский период такой религией было ветхозаветное иудейство, но суеверия предрассудки встречались и там: это постоянное стремление впасть в идолопоклонство, и другая крайность – часто осуждаемые Христом предания старцев.
Если человек лишён веры в Истинного Бога, то во что бы он не верил – он язычник, язычество пронизывает все сферы его жизни, его мировоззрение,  особенно на уроне быта. Лишённое религиозной составляющей, язычество трансформируется в идеологические и социальные формы, вспомним хотя бы советское время: религии, в обычном понимании этого слова, не было, а культ остался: вера в «светлое будущее» заменила чаяние жизни будущего века. Язычество – это психология, это когда духовность подменяется душевностью, это и есть состояние души без Бога. Такое, как ни странно, часто можно наблюдать в церковной ограде.
Родная сестра язычества – магия, то есть стремление человека подчинить себе духовный мир, быть как Бог. Вот что об этом пишет о. Александр Мень: «Для мага радости мистического богообщения -  пустой звук. Он ищет только достижения могущества  в повседневной жизни – на охоте, земледелии, в борьбе с врагами этот антагонизм оставался даже тогда, когда магия стала переплетаться с религией. Магизм ждёт от Неба только даров, природу он хочет поработить, в  человеческом обществе он воцаряет насилие. Племя и власть становятся над духом. Человек, сливаясь с родом, попадает под гипноз коллективных представлений». Таким образом, в основе магизма лежит принцип: «ты – мне, я – тебе». Такое отношение к Богу зачастую можно наблюдать у наших современников, помните пословицу: «гром не грянет – мужик не перекрестится». Как часто мы ведём себя именно так, а в католической церкви это вообще норма. Люди бегут в храм ставить самые толстые свечи, как будто Бог в них нуждается в полной уверенности в том, что все проблемы в жизни происходят из-за того, что  их «испортил» соседский колдун. С тем же успехом такие товарищи обращаются ко всевозможным «бабкам» и экстрасенсам. 
К сожалению, несвободны от суеверий и предрассудков некоторые представители духовенства. Так, известно, что в некоторых сёлах существует обычай: когда наступает время какой-нибудь односельчанке рожать – священник спешит в храм отверзать Царские Врата, кощунственно ассоциируя их с женским лоном, чтобы обеспечить удачные роды. Это так называемая гомеопатическая (подражательная) магия, Так у колдунов Вуду тряпичная или глиняная кукла ассоциируется с самим человеком, на которого распространяется вред, нанесённый кукле.
Бывают священники, которые запрещают прихожанам причащаться в двунадесятые праздники без особой мотивации – все вы, мол, недостойны сегодня, забывая о том, что Евхаристия – центр христианской жизни.
В списке церковных суеверий на особое место надо поставить геронтоманнию – поиск старцев, а если быть точнее -  вещунов и волхвов, которые удовлетворили бы жажду духовного рабства, взяв на себя заботу о чужом спасении. Тем более что сейчас мы переживаем время очередного эсхатологического психоза в виде ИННенизма и авторитет так называемых «старцев», которые противопоставляют себя и свою доктрину Церкви и её учению. Сюда же можно отнести и технофобию – страх перед прогрессом. По мнению технофобов компьютеры, банкоматы, сотовые телефоны и т. п. - суть бесовщины. «Старец», боязнь техники и отождествление ИНН с «печатью» антихриста обычно идут рука об руку.
Священникам чрезвычайно часто приходится сталкиваться с целым комплексом суеверий, которые можно объединить под названием некрофобии.[5] Этот первобытный магический страх не имеет ничего общего с христианским отношением к смерти. Люди, занимающиеся колдовством, стараются заполучить воду, которой обмывали покойника, или тряпки, которыми ему связывали ноги и руки, в тщетной надежда, что эти предметы помогут им в богопротивных делах. Не отстаёт от колдунов и родня покойного. После поднятия гроба они переворачивают табуретки, на которых гроб стоял, чтобы никто из живых не сел на них. Зеркала и другие отражающие поверхности завешивают, но не для того, чтобы в день траура не прихорашиваться, а чтобы не увидеть в зеркале душу покойного, а землю после заочного отпевания боятся нести домой. Зато никто не боится превращать поминальный обед в вакханалию.
Люди ищут в христианстве магию, житейскую пользу, не стремясь очистить  свою душу и посвятить свою жизнь Богу, как того требует Православная Церковь.
 
 
6.      Вера и суеверия
 
Перефразируя известную пословицу «ни Богу свечка, ни черту кочерга», можно сказать, что «и Богу свечка, и черту кочерга» – это характеристика людей, которые, формально исповедуя Православие, склонны к различным суевериям. Чем же отличаются, и отличаются ли вообще, суеверные христиане от тех православных, кто суеверия отвергает?
              Среди взрослого населения страны людей таких наберется ровно половина. Среди же активных православных (т. е. тех, кто посещает церковные службы раз в месяц и чаще) суеверных людей, увы, еще больше.
Из них лишь около 40% отвергают суеверия. И это притом, что Православная Церковь недвусмысленно отвергает всяческие суеверия.
В старые времена, когда более трех четвертей населения страны проживало в деревнях (XIX век), суеверия были частью народных традиций. Для такой смеси христианства и язычества существовал, и остается по-прежнему точным и современным термин – «двоеверие». Изменилась лишь география: сегодня из всех двоеверцев в селах и поселках проживает треть, остальные – горожане. Соответственно, и инфраструктура суеверий переместилась в города. Полосы газет заполнены сотнями объявлений «потомственных колдуний в десятом поколении», которые – на фоне православных икон – предлагают неисчерпаемый спектр магических услуг, которые, по всей видимости, пользуются спросом, в том числе и среди православных верующих.
Среди суеверных больше женщин (на 9%) и пожилых, но не настолько, чтобы можно было говорить о неких старческих отклонениях в одной группе по отношению к другой. Тем более что и отличия в образовательном уровне между группами хотя и есть, но опять-таки не разительные – среди несуеверных православных людей с высшим образованием 16%, а среди суеверных – 10%, в остальном же показатели практически совпадают.

              Стоит отметить также, что суеверные православные обнаруживают большую склонность к консерватизму, в то время как несуеверные в большей степени склоняются к свободе, развитию частной инициативы и предпринимательству.
              Характерно также, что среди несуеверных в два раза больше тех, кто считает, что жизнь – это стремление к нравственному совершенствованию.
Таким образом, по ряду характеристик суеверные православные – явление широко распространенное, их можно встретить в любых социальных группах, хотя среди женщин и пожилых они встречаются чаще. Очевидно, что сегодняшняя информационная среда, насыщенная нездоровой мистикой (если не явным бесовством), создает благоприятную почву для распространения суеверий и далеко не всегда вера человека является надежным щитом для защиты от этой среды.
 
 
7. Психология суеверий
 
Тема суеверий остается недостаточно изученной в психологии. Представляется возможным выделить ряд подходов к анализу суеверий как психического явления.
Задаток суеверия отчасти скрывается в самой природе человека, в его склонности ко всему таинственному и предугадыванию будущего. Главное же основание суеверия всегда заключается в недостатке умственного и нравственного развития, в ограниченности понятий, легкомыслии и слабости духа.
Отличительным признаком суеверия служит то, что оно видит таинственную связь между самыми разнородными предметами и без всякого исследования приписывает им чудесные свойства и действия.
Суеверие есть вера в действие сил, не объяснимых законами природы, которые оказывают благотворное или вредное влияние на жизнь людей и домашних животных, а также определяют известные явления природы (погоду, рост, рождение, смерть). Существует ряд подходов к анализу суеверий как психического явления.
- Когнитивный подход. В этом случае суеверия анализируются как представления, как попытка понять необъяснимое и неизвестное.
Так, Л. Леви-Брюль рассматривает суеверия как разновидность коллективных представлений, возникающих посредством передачи от поколения к поколению в результате действия механизмов внушения, заражения и подражания. В суевериях смешаны когнитивные элементы с эмоциональными переживаниями, вызванными явлениями окружающего мира.
А. Леман подчеркивает, что с помощью магических операций человечество всегда стремилось к познанию фактов, лежащих вне пределов обыкновенного опыта и необъяснимых общепринятыми способами; пыталось получить власть над внешним миром, недостижимую обыкновенными средствами.
По словам П. П. Блонского, суеверия играют огромную роль в «первобытной науке», являясь увековечением какого-нибудь прецедента навсегда и позволяя прогнозировать будущее. То есть суеверия можно считать элементарными средствами памяти и воображения.
П. Я. Гальперин указывает на такую функцию суеверий как классификация и обобщение впечатлений от окружающего мира, но оговаривает, что происходит это на основе наглядных, непосредственно воспринимаемых и ситуационно связанных признаков, в результате чего существенные свойства предметов остаются понятыми неправильно. В суевериях субъект плохо отделяет свои представления от объекта, который их вызвал.
По К. Леви-Стросу, первобытные классификации, хотя и основаны на чувственно воспринимаемых сходствах и различиях, служат упорядочиванию и организации внешнего мира, преодолению хаоса.
И. Р. Габдуллин придерживается мнения о том, что предрассудки выполняют роль предварительных априорных суждений: живущий повседневными заботами человек придерживается практического мышления, разделяя предметы на классы по грубым (а не существенным) признакам, и не рассуждая, поскольку неведение в каком-то вопросе мешает ему быть эффективным. Предрассудок является сверхобобщенной и сверхкатегоричной характеристикой, обнаруживаясь не только в познавательном акте, но и выражая эмоциональное переживание, подавляющее рациональную аргументацию.
По словам В. Мезенцева, суеверия основываются на вере в чудесное, сверхъестественное, возникающей от недостатка знаний. Как сверхъестественное воспринимается все, что выходит за пределы повседневного опыта и не укладывается в привычные представления.
Г. Г. Почепцов определяет суеверия как предрассудок, состоящий в том, что индивид принимает за реальность неведомые силы, способные предвещать события, и считает возможным влиять на них. Суеверие включает в себя допущение, что от этих сил можно найти защиту или вступить с ними в компромисс. Устойчивость суеверий связана с тем, что случаи их подтверждения прочно фиксируются, а факты ошибочности вытесняются. Сохранению и распространению суеверий способствует желание заглянуть в ближайшее будущее, избежать неблагоприятных ситуаций. Суеверия более широко распространяются в экстремальных обстоятельствах.
И. Дзялошинский считает, что суеверия – это система восприятия и описания мира, имеющая характер нравственного реализма – мир понимается как однозначное противопоставление добрых и злых сил.
Итак, можно сказать, что суеверия – это негибкие знания, с трудом или вообще не изменяющиеся, ограниченные применением в повседневной, бытовой деятельности, не связанной с умственным трудом. Суеверия можно рассматривать как форму психического отражения окружающего и внутреннего мира, не требующего логиче­ских доказательств и довольствующегося любым предлагаемым решением в ответ на возникающую познава­тельную потребность. Суеверия позволяют осуществлять познание в упрощенной, наглядной форме без опоры на абстрактные научные понятия.
- Другим подходом к пониманию суеверий можно считать аффективно-мотивационный подход, с позиции которого суеверия рассматриваются как аффективно насыщенное психическое явление, выполняющее функцию защиты эмоциональной сферы. Этот подход был заложен Л. Леви-Брюлем.
Б. Рассел иррационализм рассматривал как неверие в объективные факты, полученные объективными методами, и как потакание человека своим непосредственным неосознанным желаниям и эмоциям. Вера в реальность, отличную от той, о которой говорят органы чувств, возникает в состоянии эмоциональной напряженности.
По мнению некоторых авторов, суеверия выполняют психотерапевтическую функцию: давать надежду на бессмертие, избавлять от страха смерти, придавать уверенность в своем существовании, успокаивать, особенно в сложных, рискованных ситуациях.
Чувство бессилия перед таинственным и непознаваемым заставляет человека игнорировать противоречия непосредственного опыта и связывать между собой явления, в действительности не связанные никакими отношениями, то есть мыслить дологично.
В. И. Лебедев в качестве психологических факторов суеверий называет страх смерти, одиночества, чувство бессилия, горя, усиливающихся в экстремальных условиях экономического спада, инфляции, безработицы, упадка культуры. В состоянии дезорганизации психической деятельности, тревоги, аффекта растет внушаемость, лежащая в основе мистицизма.
И. Д. Ялом считает, что функция магических верований заключается в защите индивида от страха старения и смерти, от страха перед реальностью. Иллюзорные верования ослабляют чувствительность к боли существования: утратам, горю, одиночеству, неразделенной любви, депрессии, отсутствию смысла жизни, неизбежности смерти. Ободряя человека, они не позволяют ему познать свои чувства, мысли и желания.
В действительности ясное осознание смерти в противоположность мифическим способам ее отрицания делает индивида мудрым и обогащает его жизнь. С иррациональным взглядом на мир, по мнению этого автора, также тесно связан страх перед свободой и ответственностью. Свобода неразрывно соединена с тревогой, так как требует, чтобы человек сам отвечал за свои решения, поступки, трудности, а также, чтобы он прикладывал волевые усилия для изменения своей жизни. Ответственность означает авторство своего жизненного замысла. Люди же обычно сопротивляются принятию ответственности и осознанию себя как создателя своих проблем и жизненных затруднений.
Д. В. Ольшанский показывает, что суеверия являются механизмом психологической защиты, самопомощи для людей, испытывающих постоянное беспокойство, с трудом переносящих состояние неопределенности, нуждающихся в психологическом контроле, стремящихся видеть вещи лишь в черно-белых тонах.
Следуя теории А. Маслоу, можно сказать, что суеверия как стереотипные, привычные способы решения проблем позволяют человеку справляться со своим страхом перед неизвестностью и неопределенностью и таким образом способствуют его адаптации к статичным и повторяющимся явлениям. При этом суеверия препятствуют преобразованию и развитию окружающего мира, креативности и изобретательности. В результате суеверия как аффективное явление мешают реализации познавательных и творческих возможностей индивида, одновременно обеспечивая ему безопасность, защиту, привычность; творческое мышление освобождает человека от тревоги перед неизвестным, от влияния прошлого, обычаев и условностей.
Обобщая все выше сказанное, можно утверждать, что суеверия избавляют человека от страха перед неизведанным, рождают «уверенность в завтрашнем дне». Отсутствие соответствующей уверенности в кризисных ситуациях усиливает потребность индивида руководствоваться в своей повседневной жизни установленными вековыми традициями и ритуалами, к числу которых могут быть отнесены и суеверия. В основе суеверных представлений лежат разнообразные страхи, часто иррациональные, необъяснимые; суеверным же поведением человека движет желание избавиться от довлеющих над ним аффективных переживаний.
Следуя приметам, человек стремится защитить свое самосознание и эмоциональную сферу от вызывающих дискомфорт чувств. Большинство авторов сходится во мнении о том, что суеверия дают человеку, испытывающему страх или тревогу, ощущение безопасности и защищенности.
- Тесно примыкает к вышеназванному психоаналитический подход. З. Фрейд считал суеверие результатом проекции, то есть перенесения человеком вовне неосознаваемых мотивов своего поведения. Смутно ощущая внутреннюю обусловленность своих поступков, но не находя им удовлетворительного объяснения, суеверный человек, подобно параноику, начинает помещать источник суеверий во внешний мир. На компенсаторную роль суеверий указывали также Л. Демоз и Э. Блейлер.
По мнению Э. Берна, многие суеверия основаны на представлении о всесилии мыс
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.