На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Федеральный закон как источник конституционного права

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 07.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки Российской Федерации
(МИНОБРНАУКИ  РОССИИ)
ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ (ТГУ)
Юридический Институт
Кафедра конституционного и международного права
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
КУРСОВАЯ  РАБОТА
 
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН КАК ИСТОЧНИК КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
 
Иванова Фрося Ивановна
 
 
 
 
 
 
 
 
Руководитель
Доцент
___________В. В.  Кошкина
     подпись
«_____»__________2011 г.
Студентка группы № 06001
___________ Ф. И. Иванова
     подпись
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Томск 2011
Оглавление
 
Введение 3
Глава 1. Понятие источников конституционного права 5
Глава 2. Нормативный акт как источник конституционного права 8
Глава 3. Понятие федерального закона 11
Глава 4. Виды федеральных законов 16
Заключение 25
Список использованной литературы 26
 

Введение

 
Конституционное право –  одна из отраслей системы права Российской Федерации. Как и любая отрасль права, конституционное право представляет собой совокупность правовых норм, т.е. общеобязательных правил поведения людей, правил, соблюдение которых в необходимых случаях обеспечивается применением государственного принуждения в различных формах. Правовые нормы, образующие отрасль, характеризуются внутренним единством, определенными общими признаками, тесно связаны между собой и отличаются от норм других отраслей права. Эти признаки обусловлены особенностями общественных отношений, на регулирование которых направлены правовые нормы, образующие отрасль.
Важным вопросом в теории конституционного права является вопрос об источниках конституционного права. Одним из важнейших является закон. С самого возникновения науки права, проблема источников его образования является традиционно актуальной темой. Государство и право находятся в постоянном развитии, изменяются источники и формы права.
Федеральный закон – закон, принимаемый  федеральным парламентом  по вопросам, отнесенным Конституцией к исключительной компетенции федерации, а также к совместной компетенции федерации и ее субъектов. Общим принципом, закрепляемым конституциями всех федеративных государств, является верховенство такого закона по отношению к законам субъекта федерации1.
В российском конституционном  праве понятие «федеральный закон» используется в двух значениях. В  первом – широком – оно охватывает оба вида законов, принимаемых парламентом  РФ: обычные федеральные законы и федеральные конституционные законы. Очевидно, что когда Конституция РФ в ч. 2 ст. 4 говорит о том, что федеральные законы имеют верховенство на всей территории страны, то речь идет о федеральном законе в широком смысле. Точно так же, когда Конституция РФ (и Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации», ст. 3) наделяет этот Суд полномочием разрешать дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, то это равным образом относится и к федеральным законам, и к конституционным законам. В другом же – узком – значении федеральный закон означает именно обычный закон, отличный от федерального конституционного закона, стоящий в соподчиненной системе источников права ниже федерального конституционного закона.
Итак, целью работы является рассмотрение федерального закона в широком смысле как источника конституционного права.
Автор ставит следующие задачи:
- дать понятие источника Российского конституционного права;
- дать формулировку понятия нормативного акта как источника конституционного права, обозначить его основные черты;
- рассмотреть виды федеральных законов в РФ, дать развернутое определение каждому из данных видов;
- определить место федерального  закона в системе источников конституционного права.
Курсовая работа состоит  из введения, четырех глав, заключения и библиографического списка. Теоретическую основу работы составили монографии и учебные курсы следующих авторов: С.А. Авакьян, М.П. Авдеенкова, М.В. Баглай, Е.В. Колесников, О.Е. Кутафин и другие.
В работе использованы Конституция  РФ, действующее законодательство Российской Федерации, акты Конституционного Суда РФ.
 
 
 
 


Глава 1. Понятие источников конституционного права

 
Нормы конституционного права  находят свое выражение в различных формах, которые обычно именуются источниками. Они носят как писаный, так и неписаный характер, они состоят из нормативных правовых актов, общих принципов права, естественного права, обычаев, судебных прецедентов и определенных международно-правовых актов. Образуемая при этом иерархическая система обеспечивает необходимое для правоприменения соотношение различных источников между собой по степени юридической силы, их приоритетности.
В общей теории права принято  различать понятия источника  права в материальном и в формально-юридическом смыслах. В первом значении под источником права понимаются те факторы, которые определяют само содержание права. К ним принято относить материальные условия жизни общества, свойственные ему политические, экономические, социальные, духовные и культурные отношения. В формально-юридическом смысле источники права – это формы, в которых устанавливаются и получают обязательную силу нормы права. В этом смысле и рассматриваются источники конституционного права2.
Источниками конституционного права являются нормативные правовые акты, посредством которых устанавливаются  и получают юридическую силу конституционно-правовые нормы.
Формы конституционного права  составляют систему, в которой одни акты выполняют роль актов более высокой юридической силы по отношению к другим (например, Конституция по отношению к закону или указу Президента, а закон по отношению к указу Президента и постановлению Правительства). Кроме того, важным фактором, определяющим систему и иерархию источников права, является политико-правовая культура конкретного государства. В зависимости от этого фактора выделяют, во-первых, англосаксонскую правовую систему, во-вторых, романо-германскую правовую систему и, в-третьих, мусульманскую.
Источники права имеют  свои особенности и, традиционно  к их числу относят:
    нормативно-правовые акты;
    судебные прецеденты;
    конституционные обычаи или соглашения;
    внутригосударственные договоры;
    общепризнанные принципы и нормы международного права.
Характерной особенностью источников конституционного права является их взаимосвязь, взаимозависимость и иерархическая соподчиненность. Место конкретного источника в иерархии источников определяет его юридическая сила, а она обычно устанавливается Конституцией страны.
О.Е. Кутафин указывает  две отличительные черты, присущие, по его мнению, источникам только конституционного права. Это:
1) то, что источники конституционного  права непосредственно связаны  с организацией и функционированием  государственной власти, от которой  исходят все нормативные акты. В обоснование этой мысли О.Е.  Кутафин опирается на мнение  И.Е. Фарбера: «Такое соотношение  власти и юридических норм в конституционном праве предъявляет к его юридическим источникам особые требования: они должны не просто регламентировать деятельность государственных органов, предоставлять право на власть от имени и по поручению… народа, но и служить гарантиями… народовластия, суверенитета народа»3.
2) то, что источники конституционного  права фактически определяют  правотворческую деятельность тех  государственных органов, которые  компетентны создавать нормы права. Иными словами, конституционным правом определяются основы содержания и форма источников права для всех отраслей права, включая и само конституционное право4.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Нормативный акт как источник конституционного права

 
Наиболее распространенным видом источников права, в том  числе российского конституционного права, является нормативный акт. Как правило, данную форму права характеризуют следующие признаки:
- это акты, исходящие от  государственной власти, сформулированные  государственной  властью;
- это акты, принимаемые  органами (должностными лицами) публичной  власти в пределах их компетенции;      
- нормативные акты принимаются  и изменяются на основе особой, правотворческой процедуры их  принятия, опубликования и введения  в действие;
- нормативные акты как  источники права являются «писаным  правом», т.е. имеют письменную форму, подлежат обязательному опубликованию в тех или иных официальных периодических изданиях; причем в отношении нормативных актов высшей государственной власти официальное опубликование является условием их вступления в юридическую силу, т.е. условием приобретения ими качества источников права;
- нормативные акты государства  многообразны и находятся между  собой в иерархической подчиненности. Приоритетом во всей пирамиде нормативных актов обладает Конституция и законы, причем Конституция имеет статус «Основного Закона»5.
С учетом их многообразия, нормативные  акты могут быть по-разному классифицированы. Допустим, по критерию юридической силы и субъекта правотворческой деятельности нормативные акты дифференцируются на шесть видов: конституция; законы; декларации; нормативные акты главы государства и исполнительной власти; нормативные акты органов конституционного контроля; парламентские регламенты; акты местного самоуправления.
 По критерию территории их действия следует различать четыре вида нормативных правовых актов: действующие на всей территории Российской Федерации; действующие только на территории отдельного субъекта Российской Федерации (республики в составе РФ, края, области, автономной области, автономного округа, городов федерального значения – Москвы и Санкт-Петербурга); нормативные правовые акты, действующие лишь в границах конкретного муниципального образования (города, района, др.); нормативно-правовые акты, действующие в рамках международного либо межгосударственного сотрудничества.
Следует обратить внимание на то, что указанные варианты классификаций не исключают одна другую. Так, конституции, законы, нормативные акты главы государства и исполнительной власти, органов конституционного контроля и парламентские регламенты бывают двух территориальных уровней: общефедеральные (принимаемые органами и должностными лицами Федерации и действующие на всей территории  РФ) и нормативные акты субъекта РФ (принимаемые компетентным органом либо должностным лицом субъекта РФ и действующие только в границах соответствующего субъекта РФ).
Нормативные акты имеют временные  и территориальные пределы их действия, а также различается  их функционирование по кругу лиц.
Моментом начала действия нормативного акта является истечение  определенного срока его официального опубликования. В России этот срок составляет 10 дней. Акты российского Президента, имеющих нормативный характер, и акты Правительства РФ, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу по истечении семи дней после их первого официального опубликования. Нормативный акт действует во времени до тех пор, пока не будет отменен или заменен другим нормативным актом либо пока не истечет срок его действия.
Законы и другие нормативные  акты действуют на всей территории РФ либо на ее части, указанной в  них (например, на Крайнем Севере, Дальнем  Востоке). По общему правилу акты общефедеральных органов государственной власти распространяют свое действие на всю государственную территорию РФ, акты государственных органов субъектов РФ осуществляются в рамках их территориальных границ, акты органов местного самоуправления – в пределах административных границ данного муниципального образования.
Действие нормативных  актов по кругу лиц означает их распространение на всех жителей  Российской Федерации (граждан Российской Федерации, лиц с двойным гражданством, лиц без гражданства, иностранных  граждан). В отдельных случаях  принимаются специальные нормативные  акты, распространяющиеся на отдельные категории лиц (например, военнослужащих, судей, государственных служащих).
Акт может быть источником полностью (например, Конституция, законы о гражданстве, о референдуме, о выборах); комплексно регулировать общественные отношения (когда его нормы относятся к нескольким отраслям права); в целом являться источником другой отрасли права, но ряд его норм может относиться одновременно и к конституционному праву. Поэтому, изучая акт и видя в нем нормы, обращенные к устройству государства, организации власти, статусу личности и т.п., можно определить, в какой мере он относится к конституционному праву.
Официальными изданиями, в которых публикуются федеральные  нормативные акты и отдельные международные договоры России, являются «Российская Газета», «Парламентская Газета», «Собрание законодательства Российской Федерации».
 
 


Глава 3. Понятие федерального закона

 
Вторым по юридической  силе после Конституции РФ видом  источников конституционного права  выступают законы.
На состояние конституционной  законности в России оказывают активное влияние ее исторические традиции. А они свидетельствуют об отсутствии устойчивой правовой культуры законотворчества и соблюдения иерархии форм права.
В первые годы царствования Александра I в Учреждении министерств от 8 сентября 1802 г. появляются категоричные требования «собственноручного» утверждения законов в отличие от других правовых актов. В Учреждении Государственного Совета 1810 г. к этому требованию добавляется условие прохождения закона через Госсовет. Однако практика свидетельствовала о наличии множества актов законодательного характера, не имевших высочайшей подписи, и об издании множества законов помимо Госсовета. Любой закон, принятый Госсоветом, мог быть изменен или отменен путем докладов отдельных министров. Это приводило к нивелированию разницы между законом и указом6. После преобразований 1904 – 1906 гг. появилось формальное понятие закона, который создавался в процессе законотворческой деятельности Государственной Думы, Государственного Совета и монарха. При этом последнему принадлежало право абсолютного вето. Однако на практике норма об обязательном участии Государственной Думы в законодательном процессе часто игнорировалась путем применения ст. 87 Основных Законов, согласно которой монарх совместно с Советом министров пользовались правом в чрезвычайных обстоятельствах во время прекращения занятий Государственной Думы издавать указы с временной силой закона. При этом время прекращения занятий Думы определялось самим императором. Указы подлежали внесению в Государственную Думу для утверждения после возобновления ее занятий. Если в течение первых двух месяцев такой указ не вносился в Думу, или он не принимался Государственной Думой или Государственным Советом, - его действие прекращалось.
В первые годы Советской  власти произошел отказ от самого термина «закон». Вместо него издавались декреты, постановления, распоряжения, инструкции. Конституция РСФСР 1918 г. не предусматривала регламентации юридической силы различных нормативных актов. В практике деятельности органов власти различия между законами и подзаконными актами не проводилось. Впоследствии произошло упорядочение правовой системы. Так, Конституция СССР 1936 г. закрепила термин «закон» на конституционном уровне. Формально ее положения провозглашали верховенство закона. В это же время наблюдалось широкое распространение указов, которые могли издаваться по всем вопросам законодательства. Эта практика была ограничена Конституцией СССР 1977 г., в соответствии с которой Президиум Верховного Совета в период между сессиями Верховного Совета мог издавать указы только по 4 вопросам с последующим предоставлением их на утверждение Верховного Совета.
Сегодня в иерархии источников конституционного права законы занимают главное после Конституции РФ и международных договоров место. Это обусловлено провозглашенным в ч. 2 ст. 4 Конституции РФ принципом верховенства Конституции РФ и законов. Верховенство закона предполагает, что основополагающие отношения во всех сферах общественной жизни должны регулироваться законами. При этом все субъекты права должны соблюдать Конституцию РФ и законы, а иные нормативно-правовые акты, принимаемые в РФ не должны противоречить законам. Законы обладают высшей юридической силой по отношению к иным нормативно-правовым актам (за исключением Конституции РФ и международных договоров РФ).
Согласно Конституции  РФ федеральные законы принимаются  Государственной Думой РФ (ч. 1 ст. 105 Конституции РФ). Никакой иной орган не обладает правом принятия данного вида законов.
 
Закон – это нормативный общеобязательный акт высшей юридической силы, выражающий волю народа, регулирующий социально значимые, типичные и устойчивые общественные отношения, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом и подписанный главой государства. Закон выступает юридической базой деятельности государственных органов, должностных лиц, местного самоуправления, граждан, их объединений.
Законы регулируют важнейшие  общественные отношения, они лежат в основе отраслей права. Верховенство закона – один из главных принципов демократического правового государства. Закон – это наиболее распространенная форма конституционно-правовых норм. Но не любой закон является источником конституционного права, а только те законы, которые содержат конституционно-правовые нормы.
По российской Конституции 1993 г. только Федеральное Собрание РФ – Парламент России, вправе принимать законы, действуя исключительно в составе его палат.
Помимо парламентского способа, законы РФ могут быть приняты на основе процедуры референдума, т.е. путем всенародного голосования по законопроекту. Однако в современной практике РФ действуют лишь федеральные законы, принятые парламентским путем, нет ни одного закона, который был бы принят на референдуме, за исключением Основного Закона – Конституции РФ 12 декабря 1993 г.
В отличие от Конституций, действовавших в предшествующие годы, нынешняя Конституция не предусматривает  создания органа, равного по значению прежнему Президиуму Верховного Суда, который имел право, наряду с палатами Парламента, издавать акты, по своей  юридической силе приравненные к  закону.
Законы должны соответствовать  Конституции РФ. В то же время  законы обладают более высокой юридической  силой в сравнении с иными  нормативными  актами – указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами органов и должностных лиц субъектов РФ (республик, краев, областей, автономий, городов федерального значения – Москвы и Санкт-Петербурга), органов и должностных лиц местного самоуправления.
Особая роль федерального закона заключается в реализации положений Конституции РФ, являющейся основой всей правовой системы Российской Федерации. Несмотря на то, что Конституция РФ имеет прямое действие на всей территории Российской Федерации, многие ее положения могут получить свою реализацию только посредством принятия федеральных законов.
Юридическое содержание прямого  действия федеральных законов заключается в том, что они не нуждаются в подтверждении со стороны каких-либо органов государственной власти и местного самоуправления и применяются непосредственно всеми субъектами права.
На это обращалось внимание в Постановлении Конституционного Суда от 30 сентября 1993 г. № 18-П (ВКС. 1994. № 6). В нем, в частности, отмечалось, что федеральные законы, принятые в сфере ведения Российской Федерации, действуют непосредственно и подлежат применению на всей ее территории; распространение действия этих законов на территории республик специальным законодательным актом республик противоречит понятию исключительного федерального ведения7. В последующем, Конституционный Суд, дополняя сказанное, с позиций принципа верховенства Конституции и федеральных законов констатировал, что субъект Федерации не может изменять установленные Конституцией приоритеты действия законов и иных нормативных актов, ограничивать их применение, приостанавливать их действие, вводить какие-либо связанные с действием этих актов процедуры и механизмы разрешения коллизий, правовых споров, не предусмотренные Конституцией России и федеральными законами8.
Прямое действие федеральных  законов, принятых по предметам ведения  Российской Федерации, не исключает  издания подзаконных актов Президентом и Правительством РФ, федеральными министерствами и ведомствами. При этом, однако, данные акты не могут противоречить законам и отменять их. Суды, установив при рассмотрении дела несоответствия акта государственного или иного органа закону, принимают решения в соответствии с законом (ч. 2 ст. 120 Конституции).
Порядок принятия, подписания, обнародования и вступления в  силу федеральных конституционных законов и федеральных законов устанавливается Конституцией и ФЗ от 14 июня 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания».
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 4. Виды федеральных законов

 
Обратим внимание, что в  Российской Федерации выделяются следующие виды федеральных законов: федеральные конституционные законы, федеральные законы и законы о поправках в Конституцию РФ. Они различаются по предмету регулирования, юридической силе, способу принятия.
Особое место в системе  источников российского права занимают федеральные конституционные законы. В ряде стран конституционные законы – это особый тип нормативно-правовых актов, развивающих положения Основного Закона. В нашей правовой системе такой акт появился впервые именно в Конституции РФ 1993 г. Федеральные конституционные законы характеризуются рядом признаков:
    Обладают более высокой юридической силой по сравнению с федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами. Согласно ч. 3 ст. 76 Конституции РФ федеральным конституционным законам не могут противоречить федеральные законы. И тем более должны соответствовать федеральным конституционным законам все иные нормативные акты, существующие в нашем государстве. В свою очередь сами федеральные конституционные законы должны соответствовать Конституции РФ.
    Принимаются только по вопросам, прямо указанным Конституцией РФ (ст. 108 Конституции РФ). Конституция РФ предусматривает принятие федеральных конституционных законов по следующим вопросам:
    чрезвычайное положение на всей территории РФ и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленном федеральным конституционным законом (ч. 2 ст. 56 и ст. 88);
    принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляется в порядке, установленном федеральным конституционным законом (ч. 2 ст. 65 и ч. 1 ст. 137);
    статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом (ч. 5 ст. 66 и ч. 1 ст. 137);
    государственные флаг, герб и гимн Российской Федерации, их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом (ч. 1 ст. 70);
    Президент Российской Федерации назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом (п «в» ст. 84);
    режим военного положения определяется федеральным конституционным законом (ч. 3 ст. 87);
    установлена необходимость принятия федерального конституционного закона об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации (п. «е» ч. 1 ст. 103);
    порядок деятельности Правительства Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом (ч. 2 ст. 114);
    судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом (ч. 3 ст. 118);
      полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и иных федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом (ч. 3 ст. 128);
    Конституционное Собрание созывается в соответствии с федеральным конституционным законом (ч. 2 ст. 135). 
Однако на сегодняшний день приняты далеко не все федеральные конституционные законы, например, отсутствуют законы о порядке созыва Конституционного Собрания, о порядке изменения статуса субъекта РФ, об административных судах и некоторых других. Действуют следующие федеральные конституционные законы: от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», от 28.04.1995 № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации», от 28.06.2004 № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации», от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», от 26.02.1997 № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», от 23.06.1999 № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации», от 25.12.2000 № 3-ФКЗ «О Государственном гимне Российской Федерации», от 25.12.2000 № 1-ФКЗ «О государственном флаге Российской Федерации», от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении», от 17.12.2001 № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации», от 30.01.2002 № 1-ФКЗ «О военном положении». С 2004 г. начали приниматься федеральные конституционные законы об образовании в составе России нового субъекта РФ (например, в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа или Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа).
    Принимаются в более сложном порядке, нежели обычные федеральные законы. В соответствии с ч. 2 ст. 108 Конституции РФ и положениями регламентов палат Федерального Собрания, федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.
    Президент РФ не имеет в отношении федеральных конституционных законов права вето, а лишь промульгирует и публикует их (ч. 3 ст. 107 Конституции РФ).
Главный смысл и предназначение анализируемых законов как раз  и состоит в том, что они в системе законоположений определены как обособленные и приоритетные акты повышенной юридической силы, развивающие фундаментальные нормы, но не являющиеся частью Конституции РФ. Поэтому законодатель не может произвольно, без изменения существующих основных норм вводить новые конституционные законы или упразднять существующие, издавая вместо них акты текущего законодательства. В то же время допустимым является принятие конституционных законов об изменении и дополнении действующих актов, их отмене либо принятии в новой редакции.
Самой многочисленной группой  законов являются федеральные законы, они составляют значительную часть правовых актов и принимаются Парламентом по широкому кругу вопросов. Во-первых, во всех главах Конституции, за исключением девятой, содержатся упоминания об отдельных правоотношениях, регулирование которых производится федеральными законами. Это вопросы гражданства, уголовного процесса, трудовых споров, статуса столицы и многое другое. Во-вторых, ст. 71 Конституции содержит перечень предметов ведения Российской Федерации. В соответствии с ч. 1 ст. 76 Конституции по таким предметам ведения принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы. Поскольку федеральные конституционные вопросы могут быть приняты только по прямо названным Конституцией вопросам, все остальные вопросы, упомянутые в ст. 71, должны быть урегулированы федеральными законами. В-третьих, ст. 72 Конституции содержит перечень вопросов, находящихся в совместном ведении РФ и субъектов РФ, по которым также принимаются федеральные законы.
Федеральные конституционные  законы принимаются в случаях, когда Конституцией РФ предусмотрено регулирование общественных отношений именно федеральных законом, так же тогда, когда в силу важности общественных отношений и Парламент, и другие государственные органы признают необходимость их первичного, основополагающего регулирования посредством федерального закона. Так, ограничение прав и свобод человека и гражданина возможно только путем принятия федерального закона. Федеральным же законом должен определяться порядок выборов депутатов Государственной Думы РФ, Президента РФ, порядок формирования Совета Федерации РФ, установление общих принципов организации представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и т.д.
В соподчиненной системе  источников права обычный федеральный  закон стоит ниже федерального конституционного закона и не может противоречить или не соответствовать ему, как и Конституции РФ. Этим и обеспечивается единство всей законодательной системы и последовательное проведение в ней тех основополагающих политических и правовых начал, которые выражены в Конституции, конституционных законах. Главная задача особого органа правосудия - Конституционного Суда - и состоит в том, чтобы обеспечивать строгое соответствие Конституции Российской Федерации всех законов, иных нормативных юридических актов и тем самым осуществление во всех актах конституционных начал законов.
Среди обычных федеральных  законов выделяют основы законодательства и кодексы. Основы представляют важный кодифицированный акт отрасли права или определенной сферы государственного управления, которые издаются по предметам совместного ведения федеральных органов власти и органов власти субъектов РФ (например, Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, принятые Верховным Советом РФ 11.02.1993 № 4462-1). Кодексы – это законодательные акты, отличающиеся повышенной обобщенностью и систематизированностью правовых предписаний (Уголовный, Налоговый, Гражданский, Воздушный кодексы и др.).
Федеральные конституционные  и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания главой Российского государства.
Вопросы о конституционных  поправках и пересмотре Конституции, которым посвящена ее девятая глава (ст. 134-137), как и в большинстве демократических правовых государств с более или менее жесткой конституцией, относятся к компетенции учредительной власти, наделенной особыми полномочиями для внесения поправок в Конституцию и для ее пересмотра, т.е. для принятия новой Конституции. Демократическая учредительная власть в РФ осуществляется либо высшими органами законодательной власти, но в особом порядке, либо также в расширенном составе, с участием региональных органов законодательной власти и т. п., а на заключительном этапе таких процедур – специально избранными с данной целью учредительными органами (конституционными собраниями) либо даже всенародными голосованиями (референдумами).
Потребность в конституционных  изменениях (реформах) может возникать в связи со всесторонним развитием общества, из борьбы за то или иное решение актуальных проблем жизни народа, из стремления восполнять пробелы, исправлять недостатки текста Конституции, повышать эффективность конституционного регулирования, обеспечивать все более строгое соблюдение ее положений о правах и свободах граждан, обязанностях государства, его органов публичной власти, их должностных лиц и т. д.
Особый порядок осуществления  конституционных поправок и пересмотра Конституции РФ необходим, так как она, в отличие от иных законов и правовых актов, имеет высшую юридическую силу и прямое действие применяется на всей территории России, ей не должны противоречить законы и иные правовые акты в РФ, а соблюдать ее обязаны органы публичной власти, должностные лица, граждане и их объединения.
Вместе с тем очень  важно обеспечивать стабильность Конституции  РФ, используя для этого все  предусмотренные ею возможности (толкование Конституции Конституционным Судом, издание федеральных конституционных законов и т. д.), даже внося в нее необходимые изменения. Именно поэтому Конституция устанавливает ряд гарантий своей стабильности. Одной из них является предусмотренный главой 9 довольно сложный порядок внесения поправок в Конституцию и тем более ее пересмотра.
Прежде всего это выражает ст. 134, определяющая первый этап рассматриваемого процесса. Она устанавливает по сравнению с правом законодательной инициативы более узкий по составу и закрытый перечень субъектов права конституционной (учредительной) инициативы, т.е. права вносить предложения, подлежащие обязательному рассмотрению компетентными органами в установленной процедуре. Согласно закрытому перечню субъектов этого права, оно принадлежит только: Президенту РФ, Совету Федерации, Государственной Думе, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ, а так же группам численностью не менее одной пятой полного законного состава каждой из палат Федерального Собрания.
Конституционные поправки, не требующие пересмотра Конституции, относятся к гл. 3-8. Поскольку в  общей форме многие предписания  этих глав основаны на статьях гл. 1 или вытекают из с
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.