На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Совершенствование управления платежеспособностью на предприятии (на примере РУП «ГЛЗ «Центролит»)

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 07.11.2012. Сдан: 2011. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

      Учреждение  образования

        «Гомельский государственный  технический университет 

      имени П.О. Сухого»

Кафедра «Менеджмент»

 
 
 
 
 
 
 
 
 
Курсовая  работа 

по курсу: «Менеджмент промышленного предприятия»
на тему « Совершенствование управления платежеспособностью на предприятии (на примере РУП «ГЛЗ «Центролит»)» 
 
 
 
 
 
 
 

                                                             Выполнила:
                                                             Студентка гр. ЗМТ-41с                
                                                             Бродиневская Н.А.  

                                                             Проверил:
                                                           Савостьянова А.Л. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Гомель, 2011
 

  ОГЛАВЛЕНИЕ
                                                                                                                          с.         
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………….............................. 5  
      Глава 1. Теоретические основы управления платежеспособностью на предприятии………………………………………………………… 7
 
      1.1. Совершенствование системы управления платежеспособностью на предприятии  ……............................. 7
 
      1.2. Оптимизации структуры капитала…………………………….. 8
 
      1.3. Совершенствование системы сбыта предприятия как инструмент повышения его платежеспособности ...………… 10
 
      Глава 2. Анализ существующей на РУП «ГЛЗ «Центролит» системы управления платежеспособностью ..………………...………… 14          
 
      2.1. Анализ системы управления платежеспособностью на РУП «ГЛЗ «Центролит»……….……………..……………………….. .14
 
      2.2. Анализ структуры капитала  на предприятии………………… 16
 
      2.3. Анализ сбытовой политики предприятия...…………………... 20
 
      ГЛАВА 3. Совершенствование  системы управления платежеспособностью РУП «ГЛЗ «Центролит»  ……............. 23
 
      3.1. Совершенствование системы управления платёжеспособностью РУП «ГЛЗ «Центролит» .....………..... 23
 
      3.2. Оптимизация структуры капитала с помощью эффекта «финансового левериджа» ..........................…...…..…..……….28
 
      3.3. Организация прямого сбыта ...................................................... 29
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………......………………… 32  
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………. 34  
ПРИЛОЖЕНИЯ  
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

    Платёжеспособность  является одним из показателей, характеризующих  финансовое состояние предприятия. Под платёжеспособностью предприятия  подразумевают его способность  в срок и в полном объёме удовлетворять  платёжные требования поставщиков  техники и материалов в соответствии с хозяйственными договорами, возвращать кредиты, производить оплату труда персонала, вносить платежи в бюджет. Возможность регулярно и своевременно погашать долговые обязательства определяются в конечном итоге наличием у предприятия денежных средств, что зависит от того, в какой степени партнёры выполняют свои обязательства перед предприятием. Кроме того, при определённом размере источников средств у предприятия тем больше денег, чем меньше других элементов активов. В процессе оборота средств деньги то высвобождаются, то снова направляются как затраты на пополнение внеоборотных и оборотных активов.
    Чтобы выжить в условиях рыночной экономики  и не допустить банкротства предприятия, нужно хорошо знать, как управлять  финансами, какой должна быть структура капитала по составу и источникам образования, какую долю должны занимать собственные средства, а какую — заёмные. .[9, с.17-18] В этом и заключается актуальность данной курсовой работы.
     В настоящее время основным документом, определяющим методы управления платежеспособностью, в Беларуси является Инструкция по анализу и контролю за финансовым состоянием и платежеспособностью субъектов предпринимательской деятельности,  утвержденная постановлением Минфина, Минэкономики, Минстата от 14.05.2004 г. N 81/128/65. [15. с.28]
    Цель  курсовой работы является изучение управления платежеспособностью предприятия и разработка мероприятий по повышению платежеспособности РУП «ГЛЗ «Центолит».
    Объект  исследования – платежеспособность РУП «ГЛЗ «Центролит».
    Предмет исследования – управление платежеспособностью предприятия.
    В курсовой работе для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
     - изучить теоретические основы  управления платежеспособности  предприятия;
     -выявить  основные направления повышения платежеспособности и совершенствования управления ею;
     - выявить уровень платежеспособности  РУП «ГЛЗ «Центролит»;
     -разработать  предложения по повышению платежеспособности  РУП «ГЛЗ «Центролит»;
     - рассчитать результаты от внедрения  предложенных мероприятий.
    Курсовая  работа состоит из введения, трех основных частей, заключения, списка используемой литературы и приложений.
    В первой части рассматриваются теоретические  вопросы, касающиеся совершенствования системы управления платежеспособностью предприятия, оптимизации структуры капитала и совершенствования сбытовой политики предприятия.
    Во  второй главе проводится анализ существующей системы управления платежеспособностью на предприятии, выявляются её основные проблемы и недостатки. Проводится анализ показателей структуры капитала, а также показателей реализации продукции, оцениваются основные каналы ее сбыта.
     В третьей, практической части на примере  исследуемого предприятия разрабатываются мероприятия по совершенствованию управления платежеспособностью предприятия. К ним относятся:
-совершенствование системы управления платежеспособность РУП «ГЛЗ «Центролит»;
- оптимизация структуры капитала с помощью эффекта «финансового левериджа»;
-совершенствование сбытовой политики предприятия.
    В списке использованной литературы приводится список источников, которые использовались при написании работы.
    В приложениях приводятся исходные данные (документация предприятия), согласно которой проводился анализ предмета исследования. К ним относятся: годовой  отчет промышленного предприятия по продукции (1 -П); отчет о затратах на производство и реализацию продукции предприятия (5-з); отчет по труду (1-Т); отчет по труду и движении рабочей силы (1-труд); отчет об использовании рабочего времени (4-труд); отчет о наличии и движении основных фондов и других нефинансовых активов (форма №11); баланс предприятия, отчет о прибылях и убытках (форма №2), отчет о движении капитала (форма №3); отчет о финансовых результатах за период (форма №5-ф); отчет о задолженности предприятия (6-ф); отчет об использовании денежных средств предприятия (1-ф); отчет о составе средств предприятия, источниках их образования (2-ф).
 

    глава 1
    Теоретические основы управления платежеспособностью на предприятии  

      1.1. Совершенствование системы управления платежеспособностью на предприятии. 

    Основными направлениями по совершенствованию управления платежеспособностью внутри предприятия являются:
    1. Поиск путей осуществления реструктуризации  задолженности. 
    2. Своевременный пересмотр структуры  и ассортимента производимой продукции, демпинга.
    3. Сокращение сверхнормативных запасов  сырья, готовой продукции, совершенствование  их нормирования, решение проблем  учета и оценки сверхнормативных  запасов.
    4. Продвижение производимой продукции  на новые рынки опираясь на  использование современных методов, -- развитие дилерской сети, послепродажного и сервисного обслуживания и т.п.
    5. Повышение эффективности управления  дебиторской задолженностью с  использованием инструментов ее  инвентаризации, мониторинга.[2,c.28]
     Улучшение платежеспособности предприятия осуществляется путем повышения коэффициентов ликвидности, оперативного контроля за потоком денежных средств.[5,c.56]
     Повышение коэффициентов платежеспособности возможно двумя путями: либо увеличение оборотных активов при неизменной сумме краткосрочных долгов, либо снижение краткосрочных долгов.
     Первый  путь может быть практически реализован, если у предприятия наряду с краткосрочной  задолженностью появляются другие источники  покрытия: увеличивается собственный  капитал, привлекаются долгосрочные займы и т.д. При этом размеры краткосрочной задолженности не изменяются, а оборотные активы имеют дополнительные источники покрытия.
     Второй  путь предполагает абсолютное уменьшение краткосрочной задолженности в  условиях, когда невозможно увеличить собственные или долгосрочные заемные источники. Практически это должно означать, что предприятие реализует часть не нужных ему запасов или получает дебиторскую задолженность и направляет эти средства на погашение своих краткосрочных долгов.
     Однако  при применении данных методов повышения платежеспособности необходимо принимать во внимание уровень коэффициента текущей ликвидности. Пока данный коэффициент не превысит хотя бы немного 1, предприятие может повышать его, лишь заменяя краткосрочные заемные источники долгосрочными или собственным капиталом. Поэтому, оценивая платежеспособность предприятия, в первую очередь надо определить, превышает ли коэффициент текущей ликвидности 1, и, в зависимости от этого, определять возможные методы повышения платежеспособности.[10,c.234] 

    1.2. Оптимизация структуры капитала.
     
     Финансовое  состояние предприятия во многом зависит от того, какие средства оно имеет в своем распоряжении и куда они вложены. Необходимость в собственном капитале обусловлена требованиями самофинансирования предприятий. Он является основой самостоятельности и независимости предприятий. Однако нужно учитывать, что финансирование деятельности предприятия только за счет собственных средств не всегда выгодно для него, особенно в тех случаях, если производство носит сезонный характер. Кроме того, следует иметь в виду, что если цены на финансовые ресурсы невысокие, а предприятие может обеспечить более высокий уровень отдачи на вложенный капитал, чем платит за кредитные ресурсы, то, привлекая заемные средства, оно может повысить рентабельность собственного капитала. [10, c.198]
     В то же время если средства предприятия  созданы в основном за счет краткосрочных  обязательств, то его финансовое положение  будет неустойчивым, так как с капиталами краткосрочного использования необходима постоянная оперативная работа, направленная на контроль за своевременным возвратом их и на привлечение в оборот на непродолжительное время других капиталов. Следовательно, от того, насколько оптимально соотношение собственного и заемного капитала, во многом зависит финансовое положение предприятия. [10, c.198]
     Особое  внимание при оценке структуры источников имущества предприятия нужно  уделить способу их размещения в  активе. Поскольку собственные средства предприятия ограничены, источником дополнительного финансирования деятельности становится, как правило, заемный капитал.[21, c.102]
     Предприятия, у которых значителен удельный вес  недвижимого имущества, должны иметь большую долю собственных источников (чтобы объем долгосрочного финансирования перекрывал величину долгосрочных активов). Общее правило обеспечения финансовой устойчивости: долгосрочные активы должны быть сформированы за счет долгосрочных источников, собственных и заемных. Если предприятие не располагает заемными средствами, привлекаемыми на длительной основе, основные средства и прочие внеоборотные активы должны формироваться за счет собственного капитала.
     Особое  значение при оценке рациональности структуры источников средств имеет  соотношение длительности производственно-коммерческого цикла и срока погашения кредиторской задолженности, что не всегда учитывается на практике. Чем больший период производственно-коммерческий цикл обслуживается капиталом кредитора, тем меньшая доля собственного капитала может быть у предприятия. [7, c.271]
     Еще один фактор, влияющий на соотношение  собственных и заемных средств, - структура затрат предприятия. В  составе затрат любого предприятия есть расходы, величина которых непосредственно зависит от масштабов деловой активности (их принято называть условно-переменными), и затраты, величина которых на определенном этапе не зависит (слабо зависит) от объема деятельности (условно-постоянные). К числу последних относятся амортизация, арендная плата, заработная плата административно-управленческого персонала и др. Чем больше величина условно-постоянных расходов в себестоимости продукции, тем выше риск неплатежеспособности предприятия, если по каким-либо причинам его доходы падают. Следовательно, предприятия, у которых удельный вес постоянных расходов в общей сумме затрат значителен, должны иметь больший объем собственного капитала. [8, c.106]
     Эффективное управление собственным и заемным  капиталом требует своих подходов и оценки для каждого из их. Наиболее распространенным показателем, оценивающим  эффективность использования собственного капитала, является рентабельность, рассчитываемая как процентное отношение чистой прибыли к средней за период стоимости собственного капитала. Следует учитывать, что из чистой прибыли уплачиваются проценты по ссудам банков на восполнение недостатка оборотных средств, на приобретение основных средств, взятым займам. Учитывая это, эффективность использования собственного капитала точнее было бы оценивать принимая в расчет чистую прибыль , уменьшенную на сумму уплачиваемых процентов. Чем больше сумма процентов, тем больше заемных средств привлекает предприятие, и следовательно, тем меньше необходимый ему собственный капитал. [11, c.146]
     Для того чтобы замена собственных источников заемными приводила к повышению  рентабельности собственного капитала, должно соблюдаться следующее неравенство:  

                                            
>
                                   (1. 2.1), [9, c.148]
 

     где ЧП – чистая прибыль;
            Пк – проценты за кредиты  и займы; 
            Кс – собственный капитал; 
            Кз – заемный капитал.  

     Неравенство означает, что собственный капитал  целесообразно заменять до тех пор, пока уровень рентабельности собственного капитала будет выше среднего процента за кредиты и займы по отношению к заемному капиталу.
     Одним из путей повышения рентабельности собственных средств является привлечение заемных средств. Наиболее распространенные в мировой практике формы заемных средств: кредиты, лизинг, факторинг, франчайзинг. [19, c.226]
     Наиболее  распространенная форма заемных  средств – банковский кредит. То есть средства, предоставляемые банком взаймы для целевого использования на установленный срок за определенную плату. Он является основной формой финансового кредита.
     В структуре пассивов предприятия значительный удельный вес занимает кредиторская задолженность, которая представляет собой коммерческий кредит. Сущность кредита заключается в предоставлении продавцом отсрочки покупателю в оплате счетов за поставленные ему товары.
     Одной из альтернативных форм привлечения средств является факторинг - приобретение у поставщика права на получение платежа с плательщика за поставленные ему товарно-материальные ценности, выполненные работы.[9, c.232]
     Таким образом, уменьшение собственного капитала за счет привлечения заемных средств является одним из путей повышения рентабельности собственного капитала – это путь с большими ограничениями: он требует относительно высокой рентабельности последнего и относительно низких ставок процентов за кредиты. Другой путь – повышение суммы прибыли предприятия за счет роста выручки от реализации, снижения затрат и прочих факторов.  

    
      Совершенствование системы сбыта предприятия как инструмент повышения его платежеспособности.
 
    В каждой отдельно взятой организации  можно по-своему рационализировать систему сбыта исходя из внутренних и внешних условий и степени ее развития (эффективности). Но существуют общие закономерности и методы повышения эффективности функционирования системы сбыта:
    1. Совершенствование контроля при планировании продаж
    Существуют  следующие предпосылки эффективности  контроля при планировании продаж:
    во-первых, планированием продаж в организации должен заниматься не только планово-экономический отдел (ПЭО), но и специализированное подразделение отдела сбыта или маркетинга;
     во-вторых, основным критерием оптимальности планирования продаж в рыночных условиях является учет и соотнесение (совмещение) параметров контроля в планировании продаж;
   в-третьих, важен сам порядок разработки и контроля планов продаж.                  Общая методика, целесообразная для применения экономическим бюро отдела сбыта при подготовке планов продаж, включает следующие стадии:
    Проекты планов продаж, составленные экономическим  бюро, должны быть проконтролированы  руководителями отделов сбыта и маркетинга и прокорректированы на программы реализации новых и модифицированных изделий (конструкций), разработанные руководителями отделов сбыта и маркетинга. После этого начальник отдела сбыта должен согласовать проекты годовых и квартальных планов продаж с главным технологом, начальником отдела материально-технического снабжения (ОМТС), начальником финансового отдела и с заместителем директора по коммерческим вопросам, а проекты декадных (календарных) планов продаж — с заместителем директора по коммерческим вопросам, а также с начальниками финансового отдела и производственно-диспетчерского отдела (ПДО).
    После этих согласований проекты годовых, квартальных и месячных планов продаж начальником отдела сбыта подаются в ПЭО на согласование (контроль) и утверждение (годовые, квартальные и месячные планы продаж утверждаются заместителем директора по экономическим вопросам, а календарные планы продаж — начальником отдела сбыта).
    При составлении планов продаж следует  проконтролировать их увязку с планами производства, в том числе с оперативно-календарными графиками выпуска готовой продукции, чтобы обеспечить выполнение планов продаж и отгрузок (в установленные сроки и по номенклатуре), а также для формирования и увязки показателей финансовых планов организации. [21,c.234]
    2. Совершенствование контроля выполнения планов сбыта
    Ежедневно начальник отдела сбыта подготавливает и представляет на оперативных (ежедневных) совещаниях руководителей организации  отчеты о выполнении планов продаж (включающих плановые и фактические данные по продажам за день, с начала декады, месяца, квартала и года) и отгрузок; подготавливает оперативные сводки (рапорты) по неустраненным отклонениям, в том числе по отклонениям, для устранения которых требуется принятие мер другими подразделениями организации (при их взаимодействии с отделом сбыта), и вместе с приложенными необходимыми подтверждающими материалами (документами, расчетами и т.д.) представляет их на рассмотрение на вышеуказанных совещаниях руководителей организации, где по неустраненным отклонениям принимаются необходимые управленческие решения. Таким образом, методом первичной отчетности осуществляется действенный оперативный контроль сбыта продукции. [24,c.233-281]
    3. Присвоение группы риска покупателю (заказчику) и установление параметров коммерческого кредита.
    В целях контроля различных аспектов взаимоотношений с контрагентами  по коммерческим договорам (в частности, по договорам поставки продукции  на условиях коммерческого кредитования заказчиков) и недопущения ухудшения результатов деятельности организации из-за неверного их выбора каждому покупателю (заказчику) целесообразно присваивать категорию риска. Ранжирование заказчиков (покупателей) по категориям риска (классы заказов по рискам: высокий, средний, низкий или др.) производится начальником договорно-правового бюро отдела сбыта по разработанному алгоритму на основе следующих условий:
    а) степень выполнения обязательств по расчетам за продукцию;
    б) наличие и содержание первичной  информации (материалов) о заказчике (банковские и аудиторские справки, отзывы других организаций и т.п.).
    Ранжирование  по категориям риска необходимо для  оценки необходимости проведения анализа  надежности (деловой порядочности) и финансового состояния, для  принятия решения по предоставлению коммерческого кредита конкретным покупателям (параметры кредитования определяются категорией риска). После анализа надежности и финансовой устойчивости заказчика (покупателя) ему может быть присвоена другая категория риска.
    4. Формирование базы данных (досье) на покупателей (заказчиков)
    Структура досье на покупателей (заказчиков) должна разрабатываться одним из руководителей  отдела сбыта (например, заместителем начальника отдела сбыта по управлению сбытом). Досье включает:
    все реквизиты заказчика, в том числе его наименование, адрес (юридический и фактический) и телефон (факс), платежные реквизиты;
    данные по должностным лицам заказчика, принимающим решения по тем или иным пунктам договоров (т.е. влияющим на закупки);
    дату и результаты предварительных переговоров; данные по результатам анализа финансового состояния и надежности (деловой порядочности);
    данные по всем заключенным с заказчиком договорам и их фактическому исполнению, в том числе оперативные данные по полноте и своевременности отгрузок, по соотношению фактического и критического уровня дебиторской задолженности, по расчетам за продукцию;
    данные по проведенной работе по инкассации просроченной дебиторской задолженности (звонки, уведомления, личные посещения, взыскания долгов через специализированные агентства, продажа долгов);
    данные по сверкам дебиторской задолженности (по данным, полученным из расчетного бюро финансового отдела);
    данные по спорам (в части претензионной и судебной работы); статистические данные по частоте заключения и преимущественным срокам договоров, по выполнению заказчиком договорных обязательств (платежная и договорная дисциплина) и другие возможные данные по аспектам взаимоотношений организации и заказчика.
    Досье (или база данных) должно регулярно  пополняться в соответствии с новыми сведениями о клиенте.
    Такое досье служит для контроля покупателя на предмет его надежности и финансовой устойчивости, соблюдения им договорной дисциплины, для контроля выполнения договорных обязательств самой организацией (имеется в виду организация-продавец). Начальник договорно-правового бюро отдела сбыта должен контролировать соблюдение порядка ограниченного доступа к документам, материалам и файлам, образующим вышеуказанное досье, и обеспечивать их сохранность. 

    Выводы по первой главе:
    Основными направлениями по совершенствованию управления платежеспособностью внутри предприятия являются: 1. Поиск путей осуществления реструктуризации задолженности; 2. Своевременный пересмотр структуры и ассортимента производимой продукции, применение при освоении новых видов продукции и новых рынков так называемых альтернативных издержек, демпинга; 3. Сокращение сверхнормативных запасов сырья, готовой продукции, совершенствование их нормирования, решение проблем учета и оценки сверхнормативных запасов; 4. Продвижение производимой продукции на новые рынки опираясь на использование современных методов, -- развитие дилерской сети, послепродажного и сервисного обслуживания и т.п.; 5. Повышение эффективности управления дебиторской задолженностью с использованием инструментов ее инвентаризации, мониторинга
    В процессе финансового управления капиталом оптимизация его структуры является одной из наиболее важных и сложны задач. Одним из механизмов оптимизации структуры капитала является финансовый леверидж. Финансовый леверидж представляет собой объективный фактор, возникающий с появлением заемных средств в объеме используемого предприятием капитала, позволяющий ему получить дополнительную прибыль на собственный капитал.
    Совершенствование системы сбыта должно проводится по следующим направлениям: 1. Совершенствование контроля при планировании продаж; 2. Совершенствование контроля выполнения планов сбыта; 3. Присвоение группы риска покупателю (заказчику) и установление параметров коммерческого кредита; 4. Формирование базы данных (досье) на покупателей (заказчиков)
 
 

глава 2
анализ  существующей на РУп «ГЛЗ «центролит» системы управления платёжеспособностью 
 

    2.1. Анализ  системы управления платежеспособностью РУП «ГЛЗ «Центролит» 

     На  РУП «ГЛЗ «Центролит» платежеспособностью управляют отделы бухгалтерия и планово-экономический отдел, а также директор.
     Организационная структура управления является линейно-функциональной. Линейным руководителем подразделений  является директор, в полномочиях  которого принимать управленческие решения, разрабатывать стратегию развития предприятия, а также назначать функциональных руководителей.
     Достоинства такой структуры заключаются  в освобождении линейных руководителей  от решения многих вопросов, возникающей  в ходе текущей деятельности, соблюдается принцип цепного командования. 
     На  рис.2.2.1 представлены функциональные подразделения  в организационной структуре  управления.
       

     Рис.2.1.1. Место функциональных подразделений управления платежеспособностью в организационной структуре управления 

     Одной из важнейших составляющих в управлении платежеспособностью является бухгалтерия, которая является самостоятельным структурным подразделением и подчиняется непосредственно директору. Планово-экономический отдел также является самостоятельным структурным подразделением и подчиняется первому заместителю директора. Рассмотрим распределение функций управления платежеспособностью между функциональными подразделениями. 
 
 
 
 

     Таблица 2.1.1
Распределение функций управления платёжеспособностью между функциональными подразделениями
Функционал  подразделение Функция управления (этап управленческого цикла)
Целеполагание Планирование Организация управления, координация, регулирование Мотивация и  построение системы стимулирования работников Учёт Анализ Контроль
1 2 3 4 5 6 7 8
1. Директор  +   Расстановка специалистов и руководителей, организация согласованности  работ +      за исполнением,  установление стандартов
2. Зам. директора
     То же +     за исполнением
3. Бухгалтерия   Планирование  мероприятий по улучшению платежеспособности Расстановка специалистов, организация бухгалтерского учета   Полный, достоверный  учет финансовых, расчетных и кредитных  операций Финансовый  анализ (расчет коэффициентов ликвидности) За денежными  средствами, дебиторской задолженностью и соблюдением платежной дисциплины
5. Планово-экономический  отдел   Разработка  бизнес планов, оперативное планирование Расстановка специалистов, регулирование текущей деятельности   данных производственной деятельности Экономич. анализ, анализ существующей платежеспособности и факторов, влияющих на нее за выполнением  плана
 
     Распределение должностных обязанностей между  структурными единицами, т.е. отделом  бухгалтерии и планово-производственным отделом, и отдельными исполнителями  приведено в таблице 2.1.2
     Таблица 2.1.2
Распределение должностных обязанностей между  структурными единицами и отдельными исполнителями функциональных подразделений  в области управления платёжеспособностью
Структурная единица Реализуемые функции
Бухгалтерия
Гл.бухгалтер Контроль за денежными средствами, за взыскивание  дебиторской задолженности, за соблюдение платежной дисциплины, мотивация  сотрудников, проведение анализа платежеспособности, т.е. расчета коэффициентов ликвидности, разработка мероприятий по улучшению платежеспособности
Бухгалтер 2 категории Учет дебиторской, кредиторской задолженности и кредитных  операций
Бухгалтер 2 категории Учет основных средств и оборотных активов
Планово-производственный отдел
Начальник ПЭО Разработка  бизнес-плана, контроль за соблюдением плановых показателей, регулирование текущих мероприятий по устранению отклонений
Экономист 1 категории Проведение  финансового анализа, оценка существующего  и планирование будущего уровня платежеспособности, разработка предложений по повышению платежеспособности
Экономист 2 категории Разработка  плана производства, на основании  которого выявляются необходимые финансовые ресурсы, осуществляется планирование платежеспособности
 
     Данная  форма департаментации достаточна эффективна, однако на нашем предприятии функции распределены не совсем целесообразно. Так, например, финансовым анализом занимается два отдела, эту функцию можно закрепить только за бухгалтерией. Кроме того, учет основных средств и оборотных активов ведет всего 1 человек, но для более точного и полного учета данную функцию должны выполнять 2 бухгалтера. Кроме того, отсутствует оперативное регулирование остатков денежных средств и разработка платежного календаря с целью их эффективного использования.
     Всеми подразделениями должна проводится активная работа по выявлению резервов увеличения платежеспособности.
     Основные  недостатки и преимущества функциональной формы департаментации приведены в таблице 2.1.3
     Таблица 2.1.3
Достоинства и недостатки используемой формы  департаментации с точки зрения управления платежеспособностью
Достоинства Недостатки
Форма департаментации  - функциональная
Повышении эффективности работы всего подразделения  за счет специализации Не рациональное распределение функций между  исполнителями
Освобождение  функциональных руководителей от выполнения многих функций (учет, расчет коэффициентов и др) Недостаточно  четкое распределение ответственности  между специалистами
Способствует  более тщательной подготовке решений, планов
Быстрая реакция на прямые указания
 
      
     Данная форма департаментации имеет множество преимуществ, недостатки же можно ликвидировать путем пересмотра схемы распределения функций и ответственности за выполняемую работу. 
 
 
 
 

     2. 2. Анализ структуры капитала на предприятии. 

     От  степени оптимальности соотношения собственного и заемного капитала во многом зависят финансовое положение предприятия и его устойчивость. Проанализируем общую структуру и динамику источников капитала, а также динамику собственных и заемных средств предприятия на основе горизонтального анализа.  

     Таблица 2. 2.1
     Анализ  динамики и структуры источников капитала
Источник  капитала Наличие средств, млн. руб. Структура средств, %
2007 2008 2009 2007 2008 2009
Собственный капитал 33039 36264 39169 80 75 65
Заемный капитал 8 045 12 249 20 871 20 25 35
Итого 41 084 48 513 60 040 100 100 100
 
     Анализ  структуры собственных и заемных  средств предприятия необходим для оценки рациональности формирования источников финансирования деятельности предприятия и его рыночной устойчивости. Это очень важно при определении перспективного варианта организации финансов и выработке финансовой стратегии.
     Финансовое  состояние предприятия, его устойчивость во много зависит от оптимальности  структуры источников капитала. Для  определения оптимальности структуры капитала необходимо рассчитать коэффициент финансового левериджа (отношение заемного капитала к собственному).
     Таблица 2. 2.2
     Динамика  коэффициента финансового левериджа
Показатель Уровень показателя Изменение
2007 2008 2009 2008-2007 2009-2008
Коэффициент финансового левериджа 0,244 0,338 0,533 0,094 0,195
      
     Из  таблицы 2.2.2 видно, что доля заемного капитала в собственном в 2007 году была очень низка, однако в 2008 году уровень показателя увеличился на 0,094, а в 2009 году - на 0,195. Это свидетельствует о том, что финансовая зависимость предприятия от внешних инвесторов в 2007-2009 году повысилась. Нормативов соотношения заемных и собственных средств практически не существует. Они зависят от отрасли, в которой действует предприятие.
     Коэффициент финансового левериджа не только является индикатором финансовой устойчивости, но и оказывает большое влияние на увеличение или уменьшение величины прибыли и собственного капитала.
     В анализе необходимо более детально изучить динамику и структуру  собственного и заемного капитала, выяснить причины изменения отдельных слагаемых и дать оценку изменения их за анализируемый период.
     Таблица 2.2.3
     Анализ  динамики и структуры собственного капитала
Источник  капитала Наличие средств, млн. руб.
Темп  роста Структура средств, % Изменение
2007 2008 2009 2008/ 2009
2009/ 2008
2007 2008 2009 2008-2007 2009-2008
Уставной  капитал 151 151 151 100 100, 0,46 0,42 0,39 -0,04 -0,03
Резервный капитал 319 3519 3671 1103,13 104,32 0,97 9,70 9,37 8,74 -0,33
Добавочный  капитал (фонд накопления)
27 363 27 989 31 244 102,29 111,63 82,82 77,18 79,77 -5,64 2,59
Нераспределенная  прибыль 5206 4605 4103 88,46 89,10 15,76 12,70 10,48 -3,06 -2,22
Итого 33 039 36 264 39 169 109,76 108,01 100 100 100 - -
 
     Таблица 2. 2.4
     Анализ  динамики и структуры заемного капитала
Источник  капитала Наличие средств, млн. руб. Темп  роста Структура средств, % Изменение
2007 2008 2009 2008/ 2009
2009/ 2008
2007 2008 2009 2008-2007 2009-2008
Долгосрочные  кредиты 0 708 526 - 74 - 9,41 3,70 - -5,71
Краткосрочные кредиты 0 4016 6137 - 153 - 53,37 43,19 - -10,17
Кредиторская  задолженность 7184 7525 14208 105 189 100 100 100 0 0
в том числе                    
поставщикам и подрядчикам 1768 3646 10829 206 297 24,61 23,50 76,22 -1,12 52,72
перед покупателями и заказчиками 1385 858 777 62 91 19,28 18,41 5,47 -0,87 -12,94
перед бюджетом 886 269 14 30 5 12,33 11,77 0,10 -0,56 -11,68
по  соц. страхованию и обеспечению 461 332 156 72 47 6,42 6,13 1,10 -0,29 -5,03
по  оплате труда 990 937 901 95 96 13,78 13,16 6,34 -0,62 -6,81
прочие  кредиторы 1694 1483 1531 88 103 23,58 22,51 10,78 -1,07 -11,74
Итого 7184 12249 20871 171 170 100 100 100    
 
     Для анализа структуры капитала необходимо провести факторный анализ, что позволит узнать, какие факторы оказали наибольшее влияние на изменение структуры капитала.
     Факторная модель для анализа собственных  средств предприятия.  

                        СК = УК+РК+ФН+НП,                              (2. 2.1)
     где СК – собственный капитал, млн. р.;
     УК  – уставной капитал, млн. руб.;.
     РК – резервный капитал, млн.руб.;
     ФН  – фонд накопления, млн. руб.;
     НП  –  нераспределенная прибыль, млн. руб. 

     Проведем факторный анализ по 2007-2009 годам.
    Таблица 2.2.5
    Результаты  детерминированного факторного анализа, проведенного
    интегральным методом
 Показатель Формула расчета Влияние факторов на общую величину
собственных средств
2008 – 2009 –
2007 2008
1.Уставной  капитал
0 0
2. Резервный капитал   3200 152
3.Добавочный  капитал
626 3255
4. Нераспределенная прибыль
-601 -502
 
    Таким образом, анализ данных, приведенных в таблице 2.2.5, позволяет сделать следующие выводы:
    Существует тенденция к увеличению собственных средств, так в 2008 году данный показатель увеличился на 3225 млн.руб., а в 2009 году – на 2905 млн.руб.
    Значительное влияние в 2008 г. на данный показатель оказали следующие факторы: резервный капитал, добавочный капитал. За счет первых двух факторов его значение увеличилось на 3200 и 626 млн.руб. соответственно. Отрицательное влияние оказала нераспределенная прибыль, за счет ее уменьшения на 601 млн.руб. собственные средства уменьшились на 601 млн.руб.
    Уставной капитал не оказал никакого влияния на изменения данного показателя за весь анализируемый период.
    В 2009 г. показатель увеличился на 2905 млн.руб., Положительное влияние в 2009 г. на данный коэффициент оказали следующие факторы: резервный капитал и добавочный фонд. За счет этих факторов его значение выросло на 152 и на 3255 млн.руб. соответственно.
    Отрицательное влияние оказала нераспределенная прибыль, за счет ее уменьшения на 502 млн.руб. показатель уменьшился на 502 млн.руб..
    Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что необходимо принятие мер по увеличению данного коэффициента с целью повышения удовлетворения обязательств за счет его высоколиквидных активов.
     Факторная модель для анализа заемных средств  предприятия.  

          ЗК =ДК+КК+КЗ ,                             (2. 2.3.) 

     где ЗК – заемный капитал, млн.руб.;
           ДК – долгосрочные кредиты,  млн.руб.;
           КК – краткосрочные кредиты,  млн.руб.;
           КЗ – кредиторская задолженность, млн. руб.;
     Данные  факторного анализа за 2007-2009 гг. приведем в табл.2.2.6
    Таблица 2.2.6
    Результаты  детерминированного факторного анализа, проведенного
    интегральным методом
Показатель Формула расчета Влияние факторов на общую величину
заемных средств
2008 – 2009 –
2007 2008
1.Долгосрочные  кредиты 708 -182
2. Краткосрочные кредиты 4016 2121
3. Кредиторская задолженность 341 6683
 
    Таким образом, анализ данных, приведенных в таблице 2.2.6, позволяет сделать следующие выводы:
    Существует тенденция к увеличению заемных средств, так в 2008 году данный показатель увеличился на 5065 млн.руб., а в 2009 году – на 8622 млн.руб.
    Значительное влияние в 2008 г. на данный показатель оказали краткосрочные кредиты, за счет их заемный капитал возрос на 4016 млн.руб. Меньшее, но тоже положительное влияние оказали долгосрочные кредиты и кредиторская задолженность. За этих двух факторов его значение увеличилось на 708 и 341 млн.руб. соответственно.
    В 2009 г. показатель увеличился на 86 м22лн.руб., Положительное влияние в 2009 г. на данный коэффициент оказали следующие факторы: краткосрочные кредиты и кредиторская задолженность. За счет этих факторов его значение выросло на 2121 и на 6683 млн.руб. соответственно.
    Отрицательное влияние оказали долгосрочные кредиты, за счет их уменьшения на 182 млн.руб. показатель уменьшился на 182 млн.руб..
 
    2.3. Анализ сбытовой  политики предприятия. 

    Основными рынками сбыта производимой продукции  являются: Республика Беларусь, Российская Федерация, Литва, Латвия, Франция, Финляндия.
    Основные  рынки сбыта и доля отгрузки по ним предоставлены в таблицах и диаграммах.
     В 2008г. отгружено на рынок Беларуси 8289 тонн, в 2009г  9797тонн, в 2010г. прогнозируется увеличить отгрузку на 22,1%, что составит 11960 тонн.
     В Россию в 2009г. отгружено 11988 тонн, что  на 10% больше чем в 2008г. (10892 тонн). В 2010г. прогнозируется отгрузить 12618 тонн, что  составит 105,3% к предыдущему году.
     В страны дальнего зарубежья в 2009г. отгружено 4922 тонн, в 2010г. прогнозируется увеличение на 14,2% , что составит 5622 тонн. 

     Таблица 2.3.1
    Реализация  продукции в 2008-2009 гг.
Наименование  рынков Объем продаж (отчет)
2008 г.
Объем продаж 2009г. (отчёт) Объем продаж (прогноз)
2010г.
  Доля рынка  в общей отгрузке в 2007г.
тонн тонн % тонн
Беларусь 8289 9797 36,7 11960
Россия 10892 11988 44,2 12618
Дальнее зарубежье 5369 4922 18,2 5622
ИТОГО: 24550 26707 100 30200
 
 
 
2008г.       2009г.

    Рис.2.3.1. Диаграмма по отгрузке продукции на основные ранки сбыта. 

    Предприятие по-прежнему остается экспортно-ориентированным, поскольку в 2009г. на рынках России и дальнего зарубежья было востребовано 62% продукции. В 2007 году уменьшилась доля отгрузки в страны дальнего зарубежья и на российский рынок на 2%, вместе с тем, увеличилась доля внутреннего рынка в общей отгрузке на 4%.Уменьшение роста отгрузки в страны дальнего зарубежье явилось следствием уменьшения количества предприятий, закупающих нашу продукцию. Так, отсутствие сбыта в Англию объясняется проблемами, связанными с закупочной политикой заказчика (закрытие представительства в России); уменьшение поставок в Прибалтику в целом объясняется неудовлетворением литовских заказчиков по объемам поставок и ценовым факторам.
    На заводе «Центролит» существуют каналы сбыта на длительных договорных отношениях и разовых договорах.
          Сформирована собственная  сбытовая сеть, посредством которой  обеспечивается реализация продукции  напрямую конечному потребителю.
          Собственная сбытовая сеть сформирована на основе подразделений предприятия (отдел продаж, отдел маркетинга), которая через систему широких личных контактов с потенциальными покупателями и постоянными партнерами по бизнесу осуществляет прямое взаимодействие с конечными потребителями продукции.
          Организована реализация производимой продукции через дилеров  в Российской Федерации (ООО ППТК «Энергострой», г.Ростов-на-Дону; ООО  «Вимперг», г.Калининград; ООО ПКФ  «Винте-Н», г.Краснодар; ООО «Аки», г.Воронеж; ООО ТД «Центролит», г.Москва; ЧП Зима Н.В., г.Краснодар), Украине (ЦП «Селест», г.Киев), Литве (ЗАО «Гинмика», г.Вильнюс).
          Отгрузка продукции через дилерскую сеть в 2009г. (2976 тонн) возросла по сравнению с 2008г. (1869тонн) на 59,2%. В 2010г. прогнозируется увеличить на 15%, что составит 3421 тонн.
      Сравнивая каналы реализации продукции за 2008 и 2009 годы, видно, что роль дилеров на фоне общего роста отгрузки возрастает. Так, за год доля реализация через дилеров увеличилась с 7,6% до 11%.
      Исходя  из вышесказанного можно сделать  вывод, что из-за экспортоориентированности завода снизилась эффективность сбытовой политики предприятия на внутреннем рынке страны, поэтому в 2009 году 8188 млн.руб. готовой продукции осталось нереализованной. Следовательно, необходимо разработать эффективную сбытовую сеть.
 
    Выводы по второй главе:
    По проведенному анализу управления платежеспособностью РУП «ГЛЗ «Центролит» можно сказать, что организация управления не совсем рациональна и эффективна из-за дублирования некоторых функций и отсутствия функции разработки платежного календаря. Кроме того, необходимо повышать квалификацию сотрудников планово-экономического отдела.
    Доля заемного капитала в собственном в 2007 году была очень низка, однако в 2008 году уровень показателя увеличился на 0,094, а в 2009 году - на 0,195. Это свидетельствует о том, что финансовая зависимость предприятия от внешних инвесторов в 2007-2009 году повысилась. Нормативов соотношения заемных и собственных средств практически не существует. Они зависят от отрасли, в которой действует предприятие. Исходя из этого можно сделать вывод о наращивании заемного капитала
    Из-за экспортоориентированности завода снизилась эффективность сбытовой политики предприятия на внутреннем рынке страны, поэтому в 2009 году 8188 млн.руб. готовой продукции осталось нереализованной. Следовательно, необходимо разработать эффективную сбытовую сеть.
 
 
 

     ГЛАВА 3
    Совершенствование системы управления платёжеспособностью рУп «глз «центролит» 

    3.1.Совершенствование системы управления платежеспособностью РУП «ГЛЗ «Центролит» 

    Как отмечалось ранее, систему управления платежеспособностью нельзя назвать  эффективной, так как предприятие  за анализируемый период было неплатежеспособным. Основными причинами сложившейся  ситуации является нереализация следующих  функций:
      управление дебиторской и кредиторской задолженности;
      управление денежными потоками.
    Данные  функции могут реализоваться  в планово-экономическом отделе, нужно лишь повысить квалификацию работников данного отдела (начальник ПЭО, экономист 1 категории, экономист 2 категории).
      Функции по управлению платежеспособностью  между работниками планово-экономического  отдела необходимо распределить следующим образом, как представлено на рис. 3.1.1.

      Рис. 3.1.1. Должностные обязанности работников ПЭО в области управления платежеспособностью 

    
    Целеполагание, контроль и координация  деятельности ПЭО в области управления платежеспособностью необходимо возложить на начальника ПЭО.
    Отслеживание остатков денежных средств на расчетном счете обслуживающего банка, которым является АСБ «Беларусбанк» и их оптимизация. Осуществляется путем ежемесячного требования у банка выписки из расчетного счета и их сверки со своими расчетами, а также заполнение на их основе журнала-ордера №2. Ранее этим занимались главный бухгалтер и начальник планово-экономического отдела, что привело к дублированию функций. Мы разработали следующие пути оптимизации:
      расчет оптимального остатка денежных средств и  отклонений фактических остатков денежных средств от оптимального;
      исключение излишков денежных средств.
    Анализ притока и оттока денежных средств, а также их сличение с оптимальными размерами. Рассчитываются следующие коэффициенты:
    динамики денежного потока;
    качества денежного потока;
    сбалансированности денежного потока;
    показатели рентабельности, рассчитанные на основе чистого денежного потока;
    показатель эффективности использования денежных средств.
    Планирование поступления и расходования денежных средств, а также их остатков на расчетном счете.  Главная задача плана денежных поступлений и выплат — спланировать синхронность поступления и расходования денежных средств и таким образом поддержать текущую платежеспособность предприятия. Но для эффективного управления денежными потоками на предприятии нужно ввести разработку автоматизированного платежного календаря. Ценность платежного календаря как инструмента управления денежными потоками компании заключается в установлении связи между денежными потоками, конкретными моментами или периодами времени и назначением или происхождением денежным сумм.[20, c.230]
    Чтобы сформировать платежный календарь, экономисту 1 категории понадобится следующая информация:
    отчет о кредиторской и дебиторской задолженности организации. В нем должны быть указаны суммы доходов и расходов с перечнем договоров, контрагентов и ответственных лиц;
    графики оплаты договоров, в которых отражены сроки платежей;
    графики периодических выплат – налогов, заработной платы и т. п.;
    данные о текущих остатках на счетах. [3]
    Рассмотрим  пример составления платежного календаря, приведенный в табл.3.1.1.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.