На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Сравнение банковских систем Белоруссии и России

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 07.11.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


            ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  
«ВОЛГОГРАДСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»
 

Экономический факультет  

Кафедра экономики и финансов   
 
 

«Сравнение банковских систем Белоруссии и России»  

Научно-исследовательское  эссе
по дисциплине «Деньги. Кредит. Банки»  
 

              Выполнила
                                                                студентка группы Ф-302
              Гусейнова Рагима Шуджаат кызы 

              Проверила
                                                                Биткина Ирина Константиновна 
 
 
 
 

                                                        Волгоград 2010
                
                                     Банковская система Белоруссии
        После Октябрьской революции  филиалы действовавших в Беларуси  частных банков были национализированы,  а земельные банки закрыты. 3 декабря  1921 года Совет Народных Комиссаров  БССР принимает постановление  об организации в Минске Белорусской  конторы государственного банка и ровно через месяц, 3 января 1922 года, она начала функционировать. С этого времени и берет свое начало история становления и развития банковской системы Беларуси. В связи с образованием СССР в 1923 году госбанк РСФСР преобразуется в государственный банк СССР. В его состав вошла и Белорусская контора. В январе 1927 года в ведение Белорусской конторы перешло гомельское отделение, подчинявшееся ранее непосредственно госбанку СССР. В 1923–1925 годах в республике начали действовать филиалы общесоюзных акционерных банков: Промбанка, Всесоюзного кооперативного, а с 1936 года — Соргбанка. В 1922–1924 годах была проведена денежная реформа. Создана денежная система, а госбанк стал эмиссионным центром СССР и органом регулирования денежного обращения. В результате перестройки банковской системы с 1932 до 1959 года в Беларуси функционировали: Коммунальный банк; конторы с филиалами госбанка СССР, Промбанка СССР, Сельхозбанка СССР, а до 1957 года и Соргбанка СССР. В 1959 году была проведена реорганизация банковской системы. Упразднены специализированные банки, а их функции переданы госбанку и Стройбанку СССР. С 1959 года банковская система Беларуси была представлена учреждениями госбанка и Промстройбанка СССР. Крупная реорганизация банковской системы была произведена и в 1987 году. Принципиально новый этап начался в развитии банковской системы страны с приобретением Беларусью самостоятельности. В декабре 1990 года приняты Законы "О Национальном банке Республики Беларусь" и "О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь". Все учреждения банков СССР на территории Беларуси были объявлены ее собственностью. 1
        Основным законодательным актом,  регламентирующим банковскую деятельность, является Банковский кодекс Республики Белоруссия.2 Данное законодательство устанавливает принципы банковской деятельности, правовое положение субъектов банковских правоотношений, регулирует отношения между ними, а также определяет порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации банков (небанковских кредитно-финансовых организаций). В соответствии со статьей 2 Банковского кодекса, банковское законодательство Республики Беларусь – система нормативных правовых актов, регулирующих возникающие при осуществлении банковской деятельности отношения и устанавливающих права, обязанности и ответственность субъектов и участников банковских правоотношений.
        К актам банковского законодательства относятся: 
· законодательные акты (Конституция Республики Беларусь3, Гражданский кодекс Республики Беларусь4, Банковский Кодекс, законы Республики Беларусь, декреты и указы Президента Республики Беларусь); 
· распоряжения Президента Республики Беларусь, которые носят нормативный характер; 
· постановления Правительства Республики Беларусь; 
· нормативные правовые акты Национального банка Республики Беларусь (далее - Национальный банк); 
· нормативные правовые акты, принимаемые (издаваемые) Национальным банком совместно с Правительством Республики Беларусь или по его поручению - совместно с республиканскими органами государственного управления.

        Система органов, осуществляющих финансовый контроль, может быть классифицирована на органы, для которых контрольные функции в области финансов не являются основными, и органы, специально созданные для осуществления финансового контроля. К первой группе относятся органы государственной власти и государственного управления общей компетенции, для которых контроль за выполнением национальных и региональных программ по экономическому и социальному развитию является одним из направлений их управленческой деятельности. На их права и обязанности в этой области указывают законы, уставы, положения. Так, в законе РБ « О Кабинете Министров Республики Беларусь» от 30 января 1995г. последнему ставится задача осуществлять контроль за формированием валютного фонда РБ и его расходованием.5 В Республике Беларусь придается большое значение совершенствованию государственного контроля. В этих целях реорганизуются прежние и создаются новые органы, в функции которых входит осуществление финансового контроля. В 1994г. создана служба контроля администрации Президента, а в 1997г. – КГК6. Высшим специализированным органом финансового контроля является КГК. Широкими полномочиями в области финансового контроля наделено Министерство финансов. Осуществляя контрольные функции, Министерство финансов применяет предусмотренные законами и Положением о Министерстве финансовые санкции и административные штрафы к нарушителям государственной финансовой дисциплины. Аналогичные функции на местном уровне реализуют областные финансовые управления, районные и городские финансовые отделы. В системе Министерства финансов исключительно контрольными функциями занимается Главное контрольно-ревизионное управление и его органы на местах. К специализированным органам государственного финансового контроля относится  Государственный налоговый комитет, преобразованный из Главной государственной налоговой инспекции при Совете Республики Беларусь. Его главной задачей является осуществление в пределах в пределах своей компетенции контроля за соблюдением законодательства о налогах и предпринимательстве, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и других обязательных платежей. Значительный объем контрольных полномочий присутствует в деятельности Национального банка, Государственного комитета по ценным бумагам, комитета по надзору за страховой деятельностью. Национальная банковская система Беларуси является динамично и эффективно развивающимся сектором экономики, которая формируется в соответствии с задачами социально-экономического развития и учетом международных стандартов и правил.7
        Банковская система республики состоит из двух уровней:
Первый уровень 
        Национальный банк Республики Беларусь – главное звено банковской системы страны, создан в 1991 г., действует на основе Конституции Республики Беларусь, Банковского кодекса и др. 
Он выполняет функции центрального банка страны: осуществляет государственную регистрацию и регулирование деятельности банков, лицензирование банковской деятельности, регулирование кредитных отношений и денежного обращения, определение порядка расчетов и исключительное право эмиссии денег. Органами управления являются Правление (председатель и члены Правления назначаются Президентом Республики Беларусь) и Совет директоров (его члены выбираются Правлением). Эмиссия денег осуществляется Национальным банком в форме выпуска в обращение безналичных и наличных (банкнот и монет) денег. Объемы совокупной эмиссии безналичных денег, банкнот и монет определяются и регулируются исключительно Национальным банком при утверждении и реализации основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь. Национальный банк эмитирует белорусский рубль. Ограничение обращения белорусского рубля на территории Республики Беларусь не допускается. Национальный банк тесно сотрудничает с МВФ
(Международный валютный фонд), Мировым банком и ЕБРР (Европейский банк реконструкции и развития), имеет корреспондентские счета в ряде зарубежных стран. Национальный банк взаимодействует с МВФ с момента принятия Беларуси в эту международную финансовую организацию (1992 г.). С 1996 г. он входит в Группу банковских надзорщиков из стран Центральной и Восточной Европы (BSCEE Group), которая является региональной структурой Базельского комитета по банковскому надзору, а также проводит работу по установлению и развитию контактов и информационного обмена с органами банковского надзора зарубежных стран. По поручению Верховного Совета или по предложению правительства берет на себя в качестве представителя республики обязательства и осуществляет операции, связанные с участием Беларуси в работе международных организаций. В состав Национального банка входят шесть головных управлений в каждой области республики и в г. Минске, тринадцать подведомственных им отделений, Центр международных и межбанковских расчетов (ЦММР), Пинский учетно-кредитный техникум.
Второй уровень 
 
        Коммерческие банки и небанковские кредитно-финансовые организации. На 1 января 2009 г. банковский сектор включал 31 банк. Его филиальная сеть за отчетный год сократилась с 365 до 323 филиалов, что обусловлено оптимизацией банками их региональных структур, ликвидацией убыточных филиалов, переходом на современные технологии управления.8 
На территории Республики Беларусь находились 8 представительств иностранных банков, в том числе Российской Федерации, Литвы, Латвии, Германии, а также представительство Межгосударственного банка. 
Иностранный капитал присутствовал в уставных фондах 25 банков, в 8 из которых он составлял 100 процентов. 
В 2008 году зарегистрировано 4 банка, из них 3 банка с преобладающим участием иностранного капитала: ЗАО "Белорусский Банк Малого Бизнеса" (Великобритания, Нидерланды, США и другие инвесторы), ЗАО "Цептер Банк" (Швейцария), ЗАО "ТК Банк" (Иран).

        В целях минимизации неблагоприятного  воздействия мирового кризиса  в стране был принят и реализован  целый  ряд  оперативных  и  долгосрочных  мер. Прежде  всего  были  предприняты  шаги  по  корректировке и повышению гибкости курсовой политики. Была проведена 20-процентная корректировка курса  национальной  валюты. За  счет  корректировки  курсовой политики Национального  банка  была  обеспечена  ценовая конкурентоспособность белорусского экспорта,  что в определенной мере компенсировало негативное влияние  падения  внешнего  спроса  на  отечественную продукцию. Важную  роль  в  поддержании  макроэкономической  стабильности  в  Республике  Беларусь  сыграло сотрудничество  с  Международным  валютным  фондом, в том числе его финансовая поддержка, предоставленная  в  целях  восстановления  сбалансированности платежного баланса. Международные резервные активы (в международном  измерении)  выросли  почти  до 5,7 млрд  дол. США,  их  прирост  равен 2,6 млрд  дол. США, или 84,7%. Валютная  политика  была усилена мерами процентной политики. С 8 января 2009 г.  ставка рефинансирования  была  повышена  на 2 процентных  пункта до 14% годовых. Важно  отметить,  что  принятые  Национальным банком меры в области валютной и процентной политики наряду с ужесточением Правительством налогово-бюджетной  политики  привели  к  замедлению  в 2009 г.  инфляционных  процессов.  Прирост индекса потребительских цен за  данный  период  составил 10,1%.  Это ниже  соответствующего  показателя  за 2008 г. (13,3%) и 2007 г. (12,1%). Ситуация  на  денежном  рынке в 2009 г.  характеризовалась дефицитом ликвидности. Банковский  сектор  Республики Беларусь, несмотря на испытываемые  им  трудности  с  ликвидностью,  продолжал  оказывать  в 2009 г.  финансовую  поддержку организациям  нефинансового  сектора  и  домашним хозяйствам,  что  явилось  важным  фактором  сохранения  положительных  темпов  экономического  роста. Требования  банков  к  экономике на 1  января 2010 г.  составили 66,4 трлн белорусских  рублей (23,2  млрд  дол.  США  в  эквиваленте).  За  истекший  год  они  выросли  на 19,3 трлн руб., или на 40,9% . При  этом  темпы  наращивания  кредитования  существенно опережали темпы роста ВВП. Так, прирост требований  банков  к  экономике  в  реальном  выражении  в  среднем  за 2009 г. по отношению к 2008 г.  составил 42,6%2 при  увеличении  реального  ВВП  на 0,2% (в 2008 г.  отмечался  рост  соответственно  на 23,9% и 10,2%).  В 2009 г.  сохранилась  положительная  динамика долгосрочных кредитов. Задолженность по долгосрочным  кредитам  на  начало 2010  г.  достигла 44,8  трлн руб. Прирост данного показателя  за 2009  г.  составил 13,2 трлн руб., или 40,5%. Доля долгосрочных кредитов в общей кредитной  задолженности банков на начало 2010 г. составила 72% .Значительные кредитные ресурсы отводятся банками  на  поддержку  инвестиционных  проектов,  направляемых  главным  образом на модернизацию производства  и  структурную  перестройку  экономики. Годовой  объем  выдачи  инвестиционных  кредитов  за 2009 г. нефинансовому сектору  экономики Республики  Беларусь  составил 10,5 трлн  руб.,  в  том  числе  на жилищное строительство – 4,32 трлн рублей. Инвестиции в основной капитал за 2009 г. увеличились в реальном  выражении на 8,6%  при увеличении реального ВВП на 0,2%.  Так, только в 2009 г. банками было выдано льготных  кредитов  на  сумму 4,6 трлн  руб.,  что на 66,9% превышает  объем льготного кредитования жилищного строительства в 2008 г. Наряду с льготным кредитованием населения банковский сектор осуществляет выдачу кредитов физическим лицам на строительство и приобретение  жилья на  общих основаниях.  На 1 января 2010 г.  задолженность физических  лиц по кредитам,  выданным на  общих основаниях,  достигла 2,55 трлн руб., что в 1,25 раза больше, чем на начало прошлого года. Следующее направление – повышение финансового потенциала  банков,  наращивание их  капитала, ресурсной  базы.  За 2009  г.  совокупный  уставный фонд  банков  увеличился  на 877,0  млрд  руб.,  или  на 10,1%,  и  на  начало 2010  г.  составил 9,56  трлн  руб., или около 3,34 млрд дол. США. Объем  нормативного  капитала  банковского  сектора на начало 2010 г. составил 13,4 трлн руб., увеличившись за истекший год почти на 2,1 трлн руб., или на 18,5%. Важнейший параметр потенциала банковской системы –  ресурсная  база.  На  начало 2010  г.  Банками привлечено  ресурсов  в  объеме 82,9  трлн  руб.  За 2009  г.  сумма привлеченных  ресурсов  по  номиналу увеличилась на 19,6 трлн руб., или на 30,9% .  За 2009 г.  прирост привлеченных средств физических лиц составил 4,9 трлн руб.,  или 36,8%.  Средства хозяйствующих субъектов в составе ресурсной базы возросли на 2,5 трлн руб., или на 19,4% банковский капитал – на 2,1 трлн руб., или на 17,7% средства  нерезидентов,  привлеченные  банками, –  на 3,4 трлн руб., или на 50,1%.  Существенно возросли за 2009 г. в ресурсной базе банков средства Национального банка (на 5,2 трлн руб., или в 2,6 раза). Это естественно в условиях кризиса, когда Национальный банк взял на себя ведущуюроль  в поддержке банковской  системы  страны  в  требуемых объемах.  Обобщающий  показатель  работы  банковского сектора –  прибыль.  Полученная  банками  за 2009  г прибыль  составила 1 084,2  млрд  руб. (в 1,5  раза больше,  чем  за 2008  г.),  что  свидетельствует  об  эффективной работе банков.  В 2009 г. сделан серьезный шаг в совершенствовании  платежной  системы  страны.   В 2010 г. Национальный  банк  продолжает  проводить денежно-кредитную политику,  направленную  на поддержку внешней и внутренней  сбалансированности экономики Республики Беларусь как важнейшего условия ее устойчивого развития. 9
      Состоянию белорусской банковской системы последнего пятилетия присущи определенные признаки. Активы всей банковской системы Беларуси составляют лишь менее 30% от размера ВВП, что крайне мало. Банковская система отстает от нужд экономики и по существу является ее тормозом. По мировым меркам, промышленность Республики Беларусь считается достаточно крупной, а банки мелкие. Крупные коммерческие банки, принадлежащие государству, - Беларусбанк, Белагропромбанк, Белпромстройбанк и Белинвестбанк - функционируют в неодинаковых экономических условиях с остальными банками. Эти банки, выделены в специальную группу, уполномоченную обслуживать государственные программы и мероприятия. На их долю приходится порядка 80-90% ресурсов по основным статьям сводного баланса активов и пассивов банковской системы. Совокупность негативных факторов (низкая капитализация, высокий удельный вес сомнительных к погашению кредитов, отсутствие финансовых инструментов, защищающих банковские активы от обесценения, высокая концентрация капиталов в государственных банках) представляет собой серьезные проблемы для банковского сектора, требует его кардинального оздоровления в общем, контексте экономических реформ. Единственный выход - подготовить законодательную базу для коренных рыночных реформ в денежно-кредитной и банковской системах страны, согласованных с аналогичным законодательством в реальном секторе экономики. Прежде всего, необходимо законодательно запретить использование денежно-кредитной эмиссии для финансирования бюджетного дефицита, а также любых государственных и иных проектов и установить зависимость эмиссии от роста ВВП и скорости оборота денежной единицы. Функцию надзора за деятельностью коммерческих банков и небанковских финансово-кредитных учреждений следовало бы выделить из ведения эмиссионного банка.10 
 
 
 

                                            

                                    Банковская система России
Банковская  система Российской Федерации начала создаваться гораздо позже, нежели в странах Запада, и в своем развитии прошла несколько этапов. Условно можно выделить пять этапов:
1-й —  с середины XVIII в. до 1860 г. — период создания и функционирования банков как государственных (казенных);
2-й —  с 1860 по 1917 г. — период развития и совершенствования банковской системы;
3-й —  с 1917 по 1930 г. — формирование новой банковской системы;
4-й —  с 1932 по 1987 г. — стабильное функционирование «социалистической» банковской системы;
5-й — с 1988 г. по настоящее время — формирование современной рыночной банковской системы.11
                    Система банковского и финансового законодательства.
    Бюджетное право. Важнейшим нормативным актом, регулирующим
бюджетные отношения, является Бюджетный кодекс.12  
Основными принципами бюджетного устройства РФ являются единство, самостоятельность, полнота, реальность и гласность всех бюджетов, входящих в бюджетную систему РФ.

    Правовой режим государственных внебюджетных фондов. Правовой
режим Пенсионного фонда РФ определен  Положением о Пенсионном фонде РФ, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ.13 Бюджет Пенсионного фонда ежегодно утверждается высшим законодательным органом страны. Средства Пенсионного фонда являются государственной собственностью.
    Налоговое право. Основные положения о налогах закреплены в
Конституции РФ. В соответствии со ст. 57 Конституции  РФ “каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги и ухудшающие положения налогоплательщиков, обратной силы не имеют”.14 
Статья 198 УК РФ предусматривает за уклонение гражданина от уплаты налогов лишение свободы на срок до одного года (в особо крупном размере или вторично - до трех лет).15

    Правовые основы сберегательного дела. Правовой основой
сберегательного дела в России являются, в первую очередь, Федеральные Законы “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)”16 от и “О банках и банковской деятельности”17, а также различные инструкции Банка России.
    Правовое регулирование страхования. Важнейшими нормативными
актами, регулирующими страхование, являются: ГК РФ (ст.ст. 927-970)18, Закон РФ “О страховании”19, Закон РФ “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации”20.
    Правовые основы банковского кредитования. В Федеральном законе
“О  банках и банковской деятельности”  установлено, что банк имеет право  от своего имени и за свой счет размещать привлеченные во вклады денежные средства на условиях возвратности, платности, срочности.
    Правовые основы расчетов. Важнейшими нормативными актами,
регулирующими данную сферу общественных отношений, являются Гражданский кодекс Российской Федерации (ст.ст. 861-885), Федеральный закон “О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)”; Федеральный закон “О банках и банковской деятельности”.
    Валютное законодательство и валютный контроль. Закон Российской
Федерации “О валютном регулировании и валютном контроле” делит субъекты валютных правоотношений на две категории: резиденты (местонахождение в РФ) и нерезиденты (местонахождение за пределами РФ).21  

        Финансовая система - совокупность финансово-кредитных учреждений и организаций, а также связывающих их финансовых отношений. 
Финансовая система рассматривается как совокупность: 
-финансов предприятий, учреждений, организаций; 
-страхования; 
-государственных финансов. 
В свою очередь финансы предприятий, учреждений, организаций подразделяются: на финансы коммерческих организаций, некоммерческих и общественных объединений. 
Страхование делится на: социальное, личное, имущественное, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков. 
Государственные финансы включают в себя: 
-государственный бюджет; 
-внебюджетные фонды; 
-государственный кредит. 
Финансовая система, как совокупность финансовых институтов, в указанных случаях состоит из следующих звеньев: 
- бюджетная система с входящими в нее государственными (федеральными, республиканскими, краевыми, областными) и местными бюджетами; 
- внебюджетные целевые фонды (некоторые авторы подразделяют их на централизованные целевые фонды и децентрализованные целевые фонды); 
-финансы хозяйствующих субъектов и отраслей народного хозяйства; 
-имущественное и личное страхование; 
-кредит (государственный и банковский). 
Определяя структуру финансовой системы России, целесообразно, учесть имеющуюся норму закона. В финансовую систему РФ включается бюджетная система, а также финансы юридических и физических лиц. Характеризуя финансы юридических лиц, следует указать, что в их состав входят такие государственные внебюджетные фонды, играющие исключительную роль в обеспечении социальной защищенности граждан, как Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. 
В финансовую систему включаются и негосударственные фонды (федеральные и региональные, например, негосударственные пенсионные фонды); фонды банковской системы; фонды страховых организаций; фонды иных юридических лиц.22  

       В Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» отмечается, что банковская система включает Центральный банк, кредитные организации и их ассоциации.
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РФ (ЦБ) - главный банк государства, эмиссионный центр, основное звено кредитной системы, орган проведения денежно-кредитной политики, а также банковского регулирования и надзора. Основные цели деятельности ЦБ: защита и обеспечение устойчивости рубля, его покупательной способности и поддержание стабильного курса по отношению к иностранным валютам, развитие и укрепление банковской системы, организация эффективной системы расчетов. Получение прибыли не является целью деятельности ЦБ. В современных условиях ЦБ выполняет следующие основные функции: монопольная эмиссия банкнот; «банк банков»; банк правительства; регулирование денежно-кредитной системы; реализация валютной политики; организация платежно-расчетных отношений, главный расчетный центр страны. Государство наделяет ЦБ основным капиталом. Уставный капитал и иное имущество ЦБ является федеральной собственностью, но при этом ЦБ осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению этим имуществом. Изъятие и обременение обязательствами имущества ЦБ без его согласия не допускаются. ЦБ осуществляет свои расходы за счет собственных доходов и не регистрируется в налоговых органах. ЦБ - орган, который во взаимодействии с Правительством РФ определяет и проводит единую денежно-кредитную политику в РФ.
Коммерческий  банк – это юридическое лицо , которое для извлечения прибыли  как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) центрального банка имеет  исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.23
По степени  специализации банки делятся  на специализированные и универсальные. Первые выбирают определенное направление  деятельности. К таким банкам, в  частности, относятся:
1.      Ипотечные банки, которые занимаются выдачей кредитов под залог недвижимости;
2.      Сберегательные банки, которые представлены Сберегательным банком России;
3.      Инвестиционные банки, например Российский банк развития, решение о создании которого было принято в 1999 г.;
4.      Сельскохозяйственные и др.24
        Современная денежно-кредитная политика зачастую выглядит «плаванием против течения», она призвана стимулировать деловую активность в условиях депрессии и стабилизировать экономический подъем, чтобы избежать перегрева конъюнктуры. 
Денежно-кредитная политика России осуществляется через Центральный Банк (ЦБ), как правило, по двум направлениям: 
- проведение экспансионистской или расширительной политики, направленной на стимулирование масштабов кредитования и увеличение количества денег.

- проведение  рестриктивной или ограничительной  (жесткой) политики, направленной  на увеличение процентной ставки.
Основными инструментами денежно-кредитной  политики ЦБ являются: 
официальная учетная ставка; обязательные резервы; операции на открытом рынке; надзор; контроль за рынком капиталов; количественные ограничения; валютные инвестиции; установление целевых ориентиров роста показателей денежной массы (таритирование); нормы инвестирования в государственные ценные бумаги.25

       В международной банковской практике существуют банковские организации, рекомендации которых приобретают значение порою большее, чем решения соответствующих межгосударственных и наднациональных органов, организаций или международных соглашений. Такая ситуация сложилась применительно к Банку международных расчетов и функционирующему на его базе Базельскому комитету по банковскому надзору, принимающему так называемые Базельские стандарты банковского надзора, часто именуемые международными стандартами. Между тем стандарты банковского надзора и решения Базельского комитета вряд ли можно признать "стандартами" (т.е. обязательными требованиями) в полном смысле слова для всех без исключения государств, как это сделано, например, в ст. 25 Договора "О создании Союзного государства" от 8 декабря 1999 г. между Российской Федерацией и Республикой Беларусь. Ратифицирован Федеральным законом от 2 января 2000 г. "О ратификации Договора о создании Союзного государства". Создавая Союзное государство, Россия и Белоруссия приняли на себя обязательство завершить "унификацию требований к организации надзора за банками и иными кредитными учреждениями, исходя из основных принципов эффективного банковского надзора, определенных Базельским комитетом по банковскому надзору, и будут применять единые ставки рефинансирования и общие нормы резервных требований к банкам". Между тем официальные документы, свидетельствующие о присоединении России или Белоруссии к любым принимаемым Базельским комитетом по банковскому надзору рекомендациям, равно как и к каким-либо иным международным стандартам банковской деятельности или банковского надзора, либо об их безусловной обязательности для этих стран, установить не удалось. Не удалось обнаружить и официальные поручения Правительству России или Банку России присоединиться к вышеупомянутым или каким-либо иным международным банковским стандартам от имени Российской Федерации.26
       ОЦЕНИВАЯ СИТУАЦИЮ В БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЕ РОССИИ, МОЖНО СДЕЛАТЬ ВЫВОД, ЧТО НА ПРОТЯЖЕНИИ 2009 ГОДА РЯД ОСТРЕЙШИХ ПРОБЛЕМ ФИНАНСОВОГО РЫНКА, ОСОБЕННО В СФЕРЕ КРАТКОСРОЧНОЙ ЛИКВИДНОСТИ, УДАЛОСЬ РЕШИТЬ. ОДНАКО КРИЗИС НА БАНКОВСКОМ РЫНКЕ ПРОДОЛЖАЕТСЯ И БУДЕТ ОКАЗЫВАТЬ НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЭКОНОМИКУ И СОЦИАЛЬНУЮ СФЕРУ РОССИИ В БЛИЖАЙШИЕ 1,5-2 ГОДА. РЕШЕНИЕ КОМПЛЕКСА НАКОПИВШИХСЯ ПРОБЛЕМ ТРЕБУЕТ МОДЕРНИЗАЦИИ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ, ОПИРАЮЩЕЙСЯ НА ПРИНЦИПЫ БАНКИЗАЦИИ СТРАНЫ. К началу 2010 года появились признаки выхода из кризиса, в связи с чем возникает необходимость проанализировать произошедшие изменения и сделать выводы о том, в каком состоянии находится банковская система России и какие уроки кризиса необходимо учесть в дальнейшем. Основные показатели банковской системы в 2008 и 2009 (кризисном) году изменялись следующим образом (см. табл. 1).

На основе анализа показателей развития банковской системы можно сделать следующие  выводы.
1. Активы  банков и кредитный портфель  не увеличились по причине  слабой экономической активности  предприятий и их неспособности  качественно обслуживать кредитные обязательства.
2. Внешние  источники фондирования для российских  компаний и банков всё ещё  закрыты, а ресурсов внутреннего  рынка не хватает. Основным  источником кредитных ресурсов  для российских банков и корпораций  в 2009 году стал внутренний рынок. Депозитная база банков остаётся неустойчивой, хотя в 2009 году наблюдался существенный рост вкладов населения, простимулированный высокими ставками. В этих условиях банки были способны предложить только дорогие (15-25%) кредиты из-за возросших рисков, дороговизны пассивов и неопределённости экономической ситуации.
3. С  целью снижения кредитных рисков  банки начали увеличивать объёмы  вложений в долговые ценные  бумаги российских компаний. В  период с января по октябрь  2009 года их доля в структуре  активов российской банковской  системы выросла с 6,3 до 10,2%.
4. Проблема кредитования усугубляется сохранением низкого уровня производства после его существенного падения в 2009 году. Обрабатывающие производства снизились на 18,7%, в том числе производство товаров длительного пользования - на 37,9%, производство непродовольственных товаров - на 27,9%.
5. В  абсолютном большинстве кредитных  организаций резко вырос уровень  просроченной задолженности и  резервов, которые вычитаются из  капитала. Сохранение данной тенденции  резко ограничивает возможность  кредитования и уже в ближайшее время приведёт к появлению у многих банков проблем с несоблюдением норматива достаточности капитала (Н1).27
Банковская  система России  характеризуется  следующими основными признаками:
1) Усиливающееся  доминирование государственного  сектора, представленного, главным образом, Сбербанком и ВТБ.
2) Увеличение  доли и значения банков с  иностранным участием.
3) Увлечение  розничным бизнесом и рост  числа специализированных финансовых институтов (в первую очередь, в области потребительского кредитования).
4) Низкий технологический уровень большинства российских банков и низкое качество услуг (сервиса) по сравнению с банками развитых стран.
5) Низкое  качество управления (менеджмента)  в большинстве банков.
6) Нравственные  перекосы и высокая доля «неформального»  бизнеса в операциях банков.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.