На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Научная картина мира мыслителей древности: Теория личности Р.Кеттэла

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 07.11.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ
НИЖНЕВАРТОВСКИЙ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
«ТЮМЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА»
НАПРАВЛЕНИЕ «ЭКОНОМИКА» 

РЕФЕРАТ
По психологии на тему
Теория личности Р.Кеттэла 

Выполнил
cтудент 1 курса
группа_Э11__
очного отделения
Елизавета Фальшевник
Научный преподаватель
Селезень  Надежда Михайловна 
 
 
 

Нижневартовск, 2011
Теория  личности Кеттэлла
      Предыстория рассмотрение данного вопроса, по нашему мнению, связана с формированием  диспозициональных теорий личности Диспозициональная (от англ. disposition – предрасположенность) теория имеет три основных направления: «жесткое», «мягкое» и промежуточное – формально-динамическое. По мнению представителей этих теорий, к которым относятся такие известные имена как Э. Кречмер, Г. Айзенк, Г. Оллпорт и наши российские ученые Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын, В.М. Русалов, главным источником развития личности являются факторы генно-средового взаимодействия, причем одни направления подчеркивают преимущественно влияния генетики, другие – среды.
     Для нас наиболее важным является «мягкое» направление диспозициональных теорий личности, представители которого утверждают, что личностные особенности, безусловно, зависят от биологических свойств
Раймонд Бернард  Кеттелл
человеческого организма, однако, от каких именно и насколько  – не входит в круг их исследовательских  задач.Наиболее известным исследователем данного направления является Г. Оллпорт – основоположник теории черт. Черта – это предрасположенность человека вести себя сходным образом в различное время и в различных ситуациях. Например, о человеке, который постоянно разговорчив дома и на работе, можно сказать, что у него выражена такая черта, как общительность. Постоянство черты обусловлено, по мнению Оллпорта, определенным набором психофизиологических характеристик человека.
     Продолжатели традиций Оллпорта, используя различные математические приемы, в частности факторный анализ, попытались выявить количество общих черт у человека. Вопрос о соответствии черт, выделенных на базе клинических данных, и черт, полученных на норме с помощью факторного анализа, является предметом специальных научных исследований (4).
     Одним из известных теоретиков развития концепции личностных черт является Раймонд Кеттелл. Теории личности Г. Олпорта и Р. Кеттелла придавали большое значение понятию «черта личности». (Олпортовская концепция «черты» соответствует понятию «фактор» у Р. Кеттелла.) Каждая личность обладает неким набором «общих черт». Каждый  индивид может быть охарактеризован какой-то одной основополагающей чертой. Кроме того, каждый человек обладает набором более размытых и не столь бросающихся в глаза вторичных черт. Неповторима не только каждая личность, уникальными являются и ее мотивационные факторы. Развитие «Я» осуществляется через прохождение восьми стадий:
1) телесное «Я»,
2) самоидентификация, 
3) самооценка,
4) расширение «Я»,
5) образ «Я»,
6) «Я», разумно  справляющееся с внутренними  противоречиями,
7) «Я», утверждающее  и развивающее себя,
8) «Я» знающее.  На  таком исходном материале,  как темперамент, физические свойства  и интеллект, личность находится  в никогда не прекращающемся  процессе развития и в этом  отношении представляет собой «единое в многообразном».
     Значительную часть своей научной деятельности Раймонд Кэттелл посвятил созданию полной карты возможных свойств человеческой личности. Им впервые был определен достаточно полный исчерпывающий список нормальных и аномальных темпераментных или структурных черт, в дальнейшем Р. Кеттелл  переходит к измерению динамики личности, обнаружив при этом черты, названные им мотивационными. По мнению Р. Кеттелла, зная структуру и динамику личности, можно успешно предсказывать поведение конкретного человека. Р. Кеттелл  отрицательно относится к клиническим методам более ранних теорий личности как ненаучным и основанным не на твердых данных. Проводя анализ своего представления о личности, он использовал индуктивный метод, в противоположность дедуктивным рассуждениям Г. Оллпорта и гипотетически-индуктивному методу своих предшественников.     Исследователь, применяющий гипотетически-индуктивный метод, уже до того как начнет собирать данные, держит в голове некоторую гипотезу или теорию. Индуктивный подход Р. Кеттелл а состоит в том, что исследователь, не имея никаких изначальных гипотез, собирает большой массив данных, применяет к ним факторный анализ и только после того, как становятся доступны результаты этого анализа, выдвигает гипотезы, которые затем подвергаются проверке
     Чтобы понять особенности формирования взглядов Раймонда Бернарда Кеттелла остановимся более подробно на его биографии.
     Раймонд Бернард Кеттелл  родился 20 марта 1905 года в английском городе Стаффордшире, в добропорядочной викторианской семье. Раймонд был средним из троих сыновей, мать всегда брала его под свою защиту, а отец сосредоточил свое внимание на старшем ребенке. В 1921 году, когда ему было 16 лет, Р. Кеттелл  поступил в Королевский Колледж Лондонского университета и через три года закончил его с отличными оценками. Специальностью Р. Кеттелла в колледже была химия и физика, но его интересы простирались гораздо дальше, затрагивая в том числе и социальные проблемы. К моменту получения степени бакалавра будущий ученый понял, что хочет заниматься психологией, и потому, вопреки советам однокурсников, продолжил свое образование в этой области. (8)
     Дальнейшее образование он получает в Лондонском университете: степень бакалавра, в 1924, в 1929 году там же получает степень доктора философии, а несколько позже – доктора естественных наук. После защиты докторской диссертации получает место преподавателя в Эксетерском университете В 1932 г. становится директором городской политехнической клиники Лейчестера в Англия. К 1937 году Р. Кеттелл  понял, что его научные замыслы могут быть реализованы не в клинике, а только в университете. На тот момент в Англии существовало лишь шесть университетских психологических кафедр, и Р. Кеттелл принял предложение Э. Торндайка стать его ассистентом в Колумбийском университете. В этом же году Г.С. Холл предлагает ему должность профессора в университете Кларка. В 1941 г. Р. Кеттелл читает курс лекций в Гарвардском ун-те и там знакомится с Г. Олпортом, Г. Мюрреем. Во время Второй мировой войны работает на Министерство обороны США над созданием личностных тестов, применявшихся при отборе офицеров. Там он научился трудиться в составе единой команды, совместно занятой решением одной проблемы, и осознал преимущества этого подхода, несвойственного большинству университетов.      В 1944 г. Р. Кеттелл – профессор-исследователь, затем заслуженный профессор факультета профессиональной психологии Иллинойского ун-та.   Позднее – профессор в Гавайском ун-те. Кроме того, в 1949 году Р. Кеттелл  стал одним из основателей Института тестирования личности и способностей (IPAT), организации, которая, в частности, занималась распространением и популяризацией в научных и медицинских кругах тех тестов и методик, которые разрабатывались Лабораторией личностного и группового анализа.
     В 1961 г. он становится президентом Общества мультивариантной экспериментальной психологии. В 1973 году Р. Кеттелл  оставляет свой пост в университете Иллинойса и переезжает в Баулдер, штат Колорадо, где он основал Институт исследования морали и приспособления. Проведя некоторое время в Колорадо, Р. Кеттелл  затем перешел преподавать на факультет психологии Гавайского университета. В 1981 г. он становится почетным членом Британского общества психологов. В 1983 г. ему вручают награду АРА по психометрике, а в 1984 г. – награду департамента США по вопросам образования "За достигнутые успехи". Р. Кеттелл  был редактором.-консультантом "Multivariate Behavioral Research" и консультантом во многих других. журналах. Наиболее известными являются фундаментальные работы Р. Кеттелла  в теории свойств личности. Он строит дифференцированную сложную систему описания личности, используя для объяснения поведения лишь диспозициональные переменные, но не функциональные. Р. Кеттелл  выделил три метода исследования личности: бивариантный, мультивариантный и клинический.
     Отвергая бивариантный подход за то, что он не учитывает всю совокупность сложных взаимоотношений между многими факторами, составляющими суть личности, Р. Кеттелл останавливается на мультивариантном и клиническом методах, считая последний полезным, т.к. он позволяет наблюдать важные моменты поведения по мере их возникновения. (3)
 до конца жизни он работал в Институте профессиональной психологии Фореста в Гонолулу. Умер в 1998 г. Одна из дочерей ученого, Хитер Кеттелл, продолжила работу отца в Институте тестирования личности и способностей (IPAT) при университете штата Иллинойс
Р. Кеттеллом опубликовано около сорока книг и более четырехсот статей.    Среди его трудов наибольшей популярностью пользуются escription and measurement of Personality («Описание и измерение личности», 1946), Personality: Asystematic, theoretical and factual study («Личность: системное фактическое и теоретическое исследование», 1950), Thes cientific analysis of personality («Научный анализ личности», 1965), а также Thein heritance of personality and ability («Наследование личности и способностей», 1982). Наиболее полно теоретические взгляды Кэттелла изложены в книге Personality and motivation structure and measurement («Структура и измерение личности и мотивации», 1957). Его работы неоднократно отмечены научной общественностью – так, Р. Кеттелл был лауреатом премии   Дарвиновского общества, получил премию Венера-Грена, присуждаемую Нью-Йоркской Академией наук, и награду Американской психологической ассоциации «За выдающиеся работы в области измерений». (6)
Рассмотрим основные положения факторной теории личностных черт Р. Кеттелла.
     Исходя из названия, мы видим, что для создания своей теории Р. Кеттелл  использовал для идентификации черт факторный анализ (factor analysis), первые принципы которого были заложены еще в 1905 году его учителем Спирменом. На первом этапе исследования производятся специфические наблюдения над многими людьми. Затем данные каким-то образом характеризуются количественно, например рост измеряется в сантиметрах, вес – в килограммах, способности – числами, полученными в результате тестов, профессиональные склонности – по специальной оценочной шкале, и т. д. Следующим этапом является выяснение, какие из этих переменных (или величин) связаны друг с другом и каким образом. С этой целью вычисляется коэффициент корреляции (степень взаимозависимости между двумя группами данных) каждой из переменных с оставшимися величинами. Результаты вычислений образуют таблицу интеркорреляций или матрицу с равным количеством строк и столбцов. Некоторые из входящих в нее коэффициентов корреляции будут высокими и положительными, некоторые – приблизительно равными нулю, некоторые окажутся отрицательными. К примеру, возможно, заметить высокую степень корреляции между лидерскими способностями и показателями уравновешенности. Причина этой связи в том, что оба свойства являются разными сторонами одного и того же основного фактора – уверенности в себе. Факторный анализ позволяет свести большое количество переменных к меньшему числу более фундаментальных величин. Такие фундаментальные величины носят название черт, то есть факторов, объединяющих в себе группу тесно связанных переменных. Точно так же, с помощью факторного анализа, мы можем выделить несколько других факторов или основных свойств личности. Количество факторов, естественно, будет меньше, чем изначальное количество наблюдений. Следующим шагом будет определение факторного веса (factor loading) каждой из величин, то есть корреляции величин с фактором. Для того чтобы математически вычислить психологические факторы, оси, по которым откладывается значение каждой переменной, определенным образом поворачивают или подвергают вращению (rotate) с сохранением некоторых специфических математических соотношений. Вращение может быть как ортогональным, так и наклонным, но большинство факторных аналитиков предпочитают ортогональное вращение (orthogonal rotation), которое предполагает равенство нулю корреляции между факторами, то есть их независимость. Р. Кэттелл был первым, кто начал применять метод наклонного вращения (oblique rotation).       Метод наклонного вращения допускает некоторую положительную или отрицательную корреляцию факторов, оси расположены под углом, большим или меньшим 90°. В результате ортогонального вращения обычно получается очень небольшое количество значимых черт, тогда как применение метода наклонного вращения дает сравнительно много черт.            Это отчасти объясняет, почему Р. Кеттелл  выделяет больше черт, чем, например, Айзенк, но психологическое значение этих черт нельзя непосредственно сравнивать со значением тех, что выявлены путем ортогонального анализа. Так как черты, идентифицированные Р. Кеттеллом, коррелируют между собой (наклонные оси), становится возможным провести факторный анализ результатов первичного факторного анализа.      Таким образом, получаются факторы более высокого порядка (high-orderfactors). Р. Кеттелл, использовав эту возможность, выделил факторы второго, третьего и даже четвертого порядка, с каждым повторным анализом число факторов возрастает, но они становятся более широкими по охвату. Стоит также отметить, что черты, полученные в результате факторного анализа, могут быть униполярными или биполярными.   Униполярные черты (unipolar traits) изменяются в диапазоне от нуля до некоторых положительных значений. Биполярные черты (bipolar traits), в свою очередь, имеют диапазон изменения от одного полюса до другого, ноль здесь представляет средние значения. В качестве примера биполярных черт можно привести такие, как Интроверсия/экстраверсия, либерализм/консерватизм, общественное влияние/робость. (6)
     В своих представлениях о сущности личности Р. Кеттелл   отмечает,  что детальное определение личности возможно лишь после полной спецификации понятий, которые теоретик предполагает использовать при изучении поведения. Таким образом, он умышленно дает лишь очень общее определение:
     Личность – это то, что позволяет предсказать, что сделает человек в данной ситуации. Цель психологического исследования личности – установить законы, по которым люди ведут себя во всех видах социальных ситуаций и общих ситуациях среды... Личность... связана со всем поведением индивида, как внешним, так и внутренним (5).
     Ясно, что упор на том, что исследование личности включает "все" поведение – не выступление против необходимого абстрагирования или сегментации, имеющих место при обычном эмпирическом исследовании. Это лишь напоминание о том, что смысл малых сегментов поведения может быть полностью понят лишь при взгляде на более широкую систему целостного функционирования организма.
Р. Кеттелл  рассматривает личность как сложную и дифференцированную структуру черт, где мотивация по преимуществу зависит от субсистемы так называемых динамических черт. Когда мы изучим представления Р. Кеттелла о разнообразных чертах и определенные соотнесенные с этим понятия, такие, как спецификационное выравнивание и динамическая решетка, мы сможем охватить его концепцию личности достаточно широко. Обсуждение подхода к развитию личности, рассмотрение взглядов на социальный контекст личности и краткий обзор некоторых типичных методов исследования дополняет картину.
     Для исследования личности Р. Кеттелл разработал четыре экспериментальные методики:
1) Р-метод, позволяющий сравнивать количество баллов, полученных человеком в серии измерений в различных ситуациях на протяжении некоторого времени,
2) Q-метод, при котором по результатам большого количества различных измерений сравнивают двух людей между собой,
3) R-метод, при  котором большое количество людей сравнивают по сумме баллов, набранных ими, или по результатам большого количества специальных измерений,
4) дифференциальный R-метод, при котором измерения повторяют в различных ситуациях, а затем сравнивают различия между ними. Эти разработки Р. Кеттелл  публикует в серии статей в разных психологических журналах ("Journal of Social Psychology", 1944, 19; 1950, 31; "Transactions of the New York Academy of Sciences", 1951, 14; "British Journal of Psychology", 1952, 42. Разрабатывая теорию личности, Р. Кеттелл вводит фундаментальное понятие "диспозиции", предлагая два подхода к их различению. Первый включает в качестве причин наблюдаемой модальности три вида диспозиций:
1) когнитивные способности; 
2) темперамент;
3) динамические, т.  е. мотивационные диспозиции, которые  выходят на передний план в  зависимости от побудительных  характеристик актуальной ситуации.
     Второй подход предполагает анализ различий между поверхностными (внешними) и исходными (глубинными) чертами. Поверхностные черты представляют собой совокупность поведенческих характеристик, которые при наблюдении выступают в неразрывном единстве, но не обязательно имеют общую причину. Поверхностные черты являются открытыми, видимыми переменными, происходящими на поверхности. Они – всего лишь продукт взаимодействия исходных черт, поэтому не столь значимы.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.