На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Россия в карибском кризисе

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 07.11.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание.
Введение…………………………………………………………………………...3 

Глава 1. Куба-СССР-США……………………………………………………….4 

1.1 Предпосылки  кризиса………………………………………………………...4
1.2 Соотношение  сил…………………………………………………………….14 

Глава 2. Развитие Карибского конфликта……………………………………...16 

2.1 Скрытая  фаза кризиса……………………………………………………….16
2.2 Открытая  фаза……………………………………………………………….20
2.3 Завершающий  этап…………………………………………………………..26 

Заключение………………………………………………………………………28 

Список  литературы………………………………………………………………34
  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.
    Вторая половина октября 1962г. вошла в историю под названием Карибский кризис, возникший в атмосфере обострения «холодной войны» и поставивший мир на грань ядерной катастрофы. Человечество в полной мере ощутило реальность апокалипсиса. К счастью, силы разума взяли тогда верх над безрассудством. Государственные деятели СССР, США и Кубы впервые осознали что такое «ядерный тупик», и, проявив необходимый реализм при ликвидации кризисной ситуации, нашли в себе силы вступить на путь решения острейших международных проблем не военными, а политическими средствами. И не будет преувеличением сказать, что уроки кризиса, предостерегающие от поспешных, непродуманных действий, стали серьезным вкладом в разработку и нового мышления, и новых подходов к событиям на мировой арене. Несмотря на обилие научных работ и статей посвященных этой теме, многие вопросы касающиеся событий Карибского кризиса до сих пор остаются спорными и до конца не ясными.
Цель  работы - рассмотреть причины, ход  и итоги Карибского кризиса 1962 года.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- охарактеризовать внешнеполитические отношения СССР, Кубы и США накануне кризиса и выявить предпосылки кризиса
- рассмотреть соотношение стратегических ядерных сил СССР и США к 1962 году
- проследить развитие Карибского конфликта
- определить результаты и последствия кризиса
    При написании были использованы работы посла в Республике Куба в 1962-1968 гг. А.И. Алексеева и А.А. Громыко, занимавшего в 1962 году пост Министра Иностранных Дел СССР, т.е. непосредственных свидетелей и участников событий. Эта литература представляет интерес, но в определенной мере субъективна и не может в полной мере отразить картину событий, поэтому наряду с ней была использована литература более позднего времени и содержащая более объективную оценку событий. Статья Копылова И. «Главное не проиграть» содержит подробную информацию о соотношении ядерных сил СССР и США накануне кризиса. Характеристика хода событий и последствия кризиса объективно и подробно освещены в монографиях «История успехов и неудач советской дипломатии» Загладина Н.В. и «Советская внешняя политика в годы холодной войны».
 
Глава 1. Куба-СССР-США
1.1 Предпосылки кризиса
    Любой международный кризис в XX веке тесно  связан с общемировыми политическими  процессами. Не был исключением и Карибский. Его корни лежат в небывалом подъеме национально-освободительного и демократического движений после второй мировой войны. Стремлению латиноамериканских стран добиться на этой волне большей независимости противостояли Соединенные Штаты, желавшие закрепить результаты второй мировой войны и не допустить проникновения СССР в Латинскую Америку. В условиях начавшейся "холодной войны" американское руководство достижение своих целей в Латинской Америке связывало с созданием Организации американских государств (ОАГ), призванной реализовать лозунг "доктрины Монро" - "Америка для американцев".
    Среди латиноамериканских стран Куба в 50-х  годах занимала одно из первых мест по капиталовложениям США. Она была излюбленным местом отдыха и развлечений  американцев. На острове находилась крупнейшая база американских военно-морских сил. В то же время страна переживала острый политический кризис, который не был преодолен после установления проамериканской диктатуры Батисты в 1952 году. Ведущую роль в борьбе с режимом взяли на себя молодежные демократические организации: "Движение 26 июля" под руководством Фиделя Кастро и Абеля Сантамарии, и Федерация университетских студентов, и ее боевая организация "Революционный директорат". В 1956 году "Движение 26 июля" развернуло партизанскую войну против Батисты, которая завершилась падением диктатуры в начале января 1959 года.
    Приход  к власти демократических сил  на Кубе был настороженно встречен американским руководством. Попытка  Ф. Кастро в апреле 1959 года встретиться с представителями правительства США завершилась безрезультатно. После этого, в мае того же года, на Кубе был принят закон об аграрной реформе, ликвидировавший местное латифундии и крупные иностранные землевладения, что серьезно задело американские интересы, связанные с выращиванием сахарного тростника и производством сахара. В то же время, согласно реформе, земля передавалась крестьянам, 70% которых были безземельными. С этого момента кубино-американские отношения начали быстро ухудшаться. Обе стороны приняли ряд экономических санкций друг против друга. За ними последовали военные меры. 17 марта 1960г. президент Эйзенхауэр подписал секретную директиву о подготовке отрядов кубинских эмигрантов для вторжения на Кубу.1
    Ее  исполнение пришлось на апрель 1961 года, когда бригада кубинских эмигрантов при поддержке вооруженных сил США высадилась на Плая-Хирон (Куба). Экспедиция закончилась поражением десанта. После этого кубинское руководство взяло курс на строительство социализма в стране, а отношения между Соединенными Штатами и Кубой стали откровенно враждебными. Однако конфликт между двумя государствами не выходил за региональные рамки. Куба оставалась членом ОАГ. Поддержка Советского Союза выражалась главным образом в экономической помощи (закупки сахара, поставки нефти). Только в конце 1960 года после неудачных попыток Кубы приобрести оружие в Европе СССР начал поставлять современное бронетанковое, артиллерийское и минометное вооружение, а также некоторые виды стрелкового оружия. Подразделения кубинской армии, подготовленные советскими советниками, внесли свой вклад в победу на Плая-Хирон.
    В конце 1961 года кубино-американский конфликт начал перерастать региональные рамки. Куба была обвинена в обеспечении  коммунистического проникновения  в страны Латинской Америки.
    Порогом перехода конфликта на новый уровень  можно считать исключение Кубы по инициативе США в январе 1962 года из Организации американских государств и ее специализированных учреждений. Это решение подкреплялось созданием  двух антикубинских комиссий в ОАГ, разрывом отношений с Кубой 15 латиноамериканских государств, эмбарго на торговлю стран Латинской Америки с Кубой. Оно означало не только антикубинские санкции, но и введение в практику деятельности ОАГ в качестве обязательного условия членства в этой региональной организации принципа идеологической однородности ее членов. По оценке госдепартамента США, это были действия на грани войны.
    Жесткие меры США против Кубы, еще до ее исключения из ОАГ, были сформулированы в принятом в конце ноября 1961 года американским руководством проекте под кодовым названием "Мангуста". Его целью было оказание помощи кубинцам в свержении "коммунистического" режима. Для этого предполагалось создать внутри страны деятельную политическую организацию и добиться поддержки большинства населения. В январе 1962 года министерству обороны США было предложено разработать план использования американских вооруженных сил в случае обращения кубинского подполья к Соединенным Штатам после начала восстания на острове.2
    Переходу  кубино-американского конфликта на глобальный уровень способствовала и политика советского руководства. Начало 60-х годов ознаменовалось усилением конфронтации между СССР и США, В мае 1960 года не состоялось запланированное совещание глав четырех держав. Не снизила уровень противостояния встреча между председателем Совета Министров СССР Н.С. Хрущевым и вновь избранным президентом США Дж. Кеннеди 3-4 июня 1961 г. в Вене. На ней обсуждался германский вопрос. Американский президент в ходе бесед также стремился показать, что напряженность на мировой арене является следствием распространения коммунистических идей. В свою очередь, Хрущев заявил, что СССР будет оказывать поддержку национально-освободительным войнам. Когда же американский президент признал равенство сил США и СССР, последовал довольно резкий ответ: "Поскольку такое равенство признается, то из этого надо сделать надлежащие выводы для политики". Вскоре противостояние в центре Европы привело к возведению 13 августа 1961 г. Берлинской стены. Таким образом, в повестку дня как бы ставился вопрос о последствиях поддержки антиамериканских режимов в странах "третьего мира".
    Географическое  положение Кубы делало ее весьма привлекательной  для СССР с военно-стратегической точки зрение. Размещение на острове  даже оперативно-тактических ракет угрожало практически всем крупным городам Соединенных Штатов, что несколько выравнивало потенциалы ядерного "сдерживания" СССР и США. Даже размещение советских войск с обычным оружием создавало угрозу в случае военных действий снабжению американской армии, так как пути подвоза с их тыловых баз в бассейне реки
Миссисипи проходили в непосредственной близости от Кубы. Вместе с тем внутриэкономические  трудности в СССР, а также политическая неустойчивость восточноевропейских  стран подталкивали советское руководство к выходу из кризиса с помощью экстравагантной внешнеполитической акции. Таковой стало создание Группы советских войск на Кубе.
    Американские  лидеры не могли допустить возникновение  реальной военной угрозы Соединенным  Штатам (впервые за сто с лишним лет!). Потеря США абсолютного превосходства в ядерном оружии и средствах его доставки приводила к возникновению "ядерного тупика", что сказывалось и на их союзниках в Европе. Кроме того, президент Кеннеди взял на себя миссию защиты интересов Запада в развивающихся странах, выдвинув концепцию "перехвата революции". Поэтому укрепление антиамериканского правительства на Кубе никак не вписывалось в политическую стратегию Соединенных Штатов.3
    Как же было принято роковое решение  о размещении советских ядерных ракет на Кубе? Вопрос этот еще и сегодня до конца не выяснен. Сам механизм принятия решения, отработанный при Сталине, позволял скрыть истинных авторов того или иного постановления. Нет в живых и непосредственных инициаторов этого шага. Наиболее вероятным можно считать, что идея создания советских ракетных баз на кубинской территории возникла в марте-апреле 1962 года. Первым же признаком грозы над Кубой стало ее исключение из ОАГ. По мнению американского исследователя Р. Гартхофа, идея разместить ядерные ракеты на кубинской территории возникла у Хрущева в апреле 1962 года после доклада министра обороны Малиновского Р.Я. о развертывании американских ядерных ракет средней дальности в Турции. Хотя каких-либо неопровержимых документальных данных об этом нет, но события мая 1962 года дают основание согласиться с этим предположением.
    В начале мая в Москву был вызван советник посольства СССР в Гаване Алексеев А.И. Сразу же он был принят Хрущевым, от которого узнал о намерении  руководства назначить его послом на Кубе, что объяснялось его хорошими контактами с кубинским руководством, столь необходимыми для реализации решения о создании ракетной базы на Кубе. Через несколько дней Алексеев вновь был вызван в Кремль на совещание у Хрущева с участием членов политического руководства - А.И. Микояна, Ф.Р. Козлова, Ш.Р. Рашидова, а также министра обороны Р.Я. Малиновского, министра иностранных дел А.А. Громыко, командующего ракетными войсками С.С. Бирюзова. В заключение беседы Хрущев сказал о большой вероятности американского вторжения на Кубу, обосновав этим необходимость размещения советских ядерных ракет на кубинской территории, чтобы парировать военную угрозу Кубе ядерным устрашением США. Состав участников совещания свидетельствует о том, что решение было принято до этого и обсуждение было необходимо для снятия последних сомнений. В первой декаде 1962 года, по всей видимости, Генеральный штаб приступил к разработке мероприятий под кодовым названием "Анадырь" по созданию группы советских войск на Кубе (ГСВК). В конце мая состоялось фактически формальное утверждение решения о создании ГСВК Президиумом ЦК КПСС. Там же была окончательно сформирована делегация во главе с Рашидовым для переговоров с кубинским руководством. Перед отлетом делегации состоялся расширенный Совет обороны, на которое, очевидно, был представлен и утвержден замысел мероприятий "Анадырь".
    Советская делегация успешно выполнила  свою миссию. Однако цель развертывания  ГСВК не была полностью ясна кубинскому руководству. Этот вопрос всплыл еще  в начале ноября 1962 года во время переговоров
Ф. Кастро с А. Микояном. Тогда советский  представитель заявил следующее: "Цель доставки советских войск и стратегического  оружия на Кубу заключалась только в том, чтобы укрепить вашу обороноспособность. Это был план сдерживания, план, направленный на то, чтобы империалисты не играли с огнем в отношении Кубы".4
    Кубинский же руководитель, правда, 30 лет спустя рассматривал создание Группы советских  войск на Кубе как способ изменения  соотношения сил и считал, что  для целей сдерживания достаточно было заключить военный пакт с Кубой. Вопрос о советско-кубинском военном договоре в той или иной мере обсуждался при посещении СССР летом 1962 года членами кубинского руководства Р. Кастро и Э. Геварой, причем кубинская сторона считала целесообразным опубликовать его.
    Неоднозначность замысла мероприятий "Анадырь" прослеживается при анализе боевого  состава развертываемой Группы советских  войск на Кубе, Основным элементом  оперативного построения войск, несомненно, была 43-я ракетная дивизия с двумя полками ракет Р-14 и тремя полками ракет Р-12. Дивизия в полном составе обеспечивала возможность поражения военно-стратегических объектов на территории США, Общий ядерный потенциал в первом пуске составлял до 70 мегатонн (в Хиросиме - 20 килотонн). От ударов с воздуха дивизию прикрывали две зенитные дивизии и истребительный авиационный полк. Четыре мотострелковых полка защищали ядерные ракеты от наземного наступления. Ракетный полк «Сопка» и бомбардировщики Ил-28 предназначались для борьбы с морским десантом. Однако введение в предполагаемый боевой состав военно-морского компонента ГСВК - надводных кораблей - свидетельствует о намерения действовать и на морских коммуникациях. Замысел Хрущева базировался на скрытном развертывании ГСВК, с тем, чтобы поставить американское руководство перед свершившимся фактом.5
    С июля 1962 года началась грандиозная  операция по развертыванию в непосредственной близости от Соединенных Штатов группировки  войск, способной вести самостоятельные  боевые действия на удаления 11 тыс. км от баз снабжения. Для этого требовалось провести частичное отмобилизование войск, а также осуществить скрытную переброску и размещение примерно 60 тыс. человек. Из-за отсутствия прямого воздушного сообщения основным транспортным средством для перевозки войск стали морские суда. В составе советского военно-морского флота войсковых транспортов не было. Согласно расчетам, требовалось 85 судов гражданского флота. Их предстояло собрать и дооборудовать, а также отобрать экипажи. Для материально-технического обеспечения войск директивой № 79655 министра обороны и начальника Генерального штаба от 15 июня 1962 г. начальнику тыла предписывалось к 1 июля подготовить к отправке 6500 т продовольствия, 18 000 т продуктов длительного пользования (на год), 7400 т автобензина и дизельного топлива, 2800 т авиационного топлива, трехмесячный запас корабельного топлива (21000 т).6
    С полевыми подвижными госпиталями предписывалось отправить неприкосновенный запас  имущества боевого перечня и  расходное медицинское имущество на шесть месяцев. Первой к месту будущей дислокации Группы советских войск на Кубе прибыла 12 июля 1962 г. передовая группа командования ГСВК во главе с генералом армии И.А. Плиевым (псевдоним - Павлов). Она должна была на месте уточнить точки расположения войск и уже через три дня доложить о портах приема войск. В рекогносцировке местности участвовали представители кубинского военного командования, В некоторых случаях по результатам рекогносцировки ставился вопрос о переселении кубинских крестьян с выбранных для военных баз мест. В СССР войска грузились в нескольких портах (Балтийске, Лиепае, Николаеве, Поти, Севастополе, Североморске). Части поднимались по тревоге и сосредоточивались в военных городках близ портов погрузки. О конечных целях перемещения частей не сообщалось даже высокопоставленным офицерам. Место выгрузки доводилось до командования после выхода в Атлантический океан и вскрытия соответствующего пакета, скрепленного подписями министра обороны и министра морского флота. Погрузка и выгрузка войск осуществлялись ночью.
    Первые  боевые подразделения советских  войск прибыли на Кубу в начале августа. Они разгружались в портах Сантьяго-де-Куба, Нуэвитас, Касильда, Гавана, Ваия-Онда, Кабаньяс и Мериель, В середине августа началась переброска ядерных боезарядов. В сентябре стали прибывать на Кубу ядерные ракеты средней дальности, а также самолеты Ил-28 и тактические ракеты "Луна", которые могли быть использованы как носители ядерных зарядов.7
В то же время на заседании Совета обороны (протокол №29) 25 сентября 1962 г, был отменен поход надводных кораблей и вспомогательных судов Северного, Черноморского и Балтийского флотов на Кубу. Вопрос о скрытном развертывании ГСВК в сентябре 1962 года фактически был снят с повестки дня.
    Американское  руководство знало о развертывании советских войск на Кубе практически с июля 1962 года, что было неудивительно при наличии на острове разветвленной американской разведывательной сети. Вот что докладывал об этом советский военный представитель в Вашингтоне в ноябре 1962 года: "Роберт Кеннеди, касаясь кубинского кризиса, сказал, в частности, что в дни кризиса правительству США удалось обеспечить "высокий уровень секретности". О действительных планах президента фактически знало только 12 человек. «Нам, - заявил Р. Кеннеди, стало известно о возможности строительства ваших ракетных баз на Кубе 3-4 месяца назад, и мы терпеливо хранили этот секрет до 22 октября. Для отражения возникающей угрозы президенту США не требовалось особых организационных усилий. В конце 40-х годов боеготовые группировки американских вооруженных сил были размещены в различных районах мира. А их применение было уточнено в военно-политической стратегии "гибкого реагирования", суть которой была изложена в специальном послании
    Дж. Кеннеди конгрессу США. В нем говорилось: «Мы должны иметь способность целенаправленно выбирать оружие и способ его использования, варьировать темпы военного производства и гибко управлять нашими войсками, для того чтобы в кратчайшие сроки в любой обстановке реагировать на изменяющиеся условия и цели». Богатуров А. Д. Великие державы на Тихом океане. История и теория международных отношений в Восточной Азии после второй мировой войны.
    Для действий против Кубы в 1962 году предполагалось использовать объединенные командования (ОК) вооруженных сил США в зоне Атлантического океана и в зоне Южной и Центральной Америки (так называемое Южное командование). В этих целях к июлю 1962 го да были разработаны три оперативных плана; 312-62, 314-62 и 316-62. По плану 312-62 планировалось нанести удары с воздуха по кубинской территории самолетами тактического авиационного командования ВВС и базовой и палубной авиации ВМС США, действующих с мест постоянной дислокации. Оперативные планы 314-62 и 316-62 известной мере являлись развитием постоянного оперативного плана ОК в зоне Атлантического океана. Планом 314-62 предусматривалась пятидневная огневая подготовка силами авиации ВВС и ВМС и кораблей флота с последующей высадкой воздушного и морского десантов на кубинской территории. Основной удар планировалось нанести в районе Гаваны. План 316-62 отличался от плана 314-62 тем, что сокращались сроки начала операции после получения приказа на ее проведение. Кроме того, предполагался ввод в сражение войск по частям, по мере их готовности. В обоих планах в силы десанта выделялись пять дивизии из стратегического резерва на континентальной часта США и две дивизии морской пехоты (одна из Тихоокеанского флота). В первом эшелоне десанта предполагалось иметь четыре армейские дивизии и одну дивизию морской пехоты. Все оперативные планы содержали мероприятия по установлению морской и воздушной блокады Кубы, а также создание на острове американской военной администрации.8  

1.2 Соотношение сил
    Военные с обеих сторон стремились к безусловному поражению первым же ударом всех стратегических ядерных средств противника. Для этого необходимо было создать количественное и качественное превосходство в стратегических средствах доставки ядерного оружия. А достичь внезапности при первом ядерном ударе пытались за счет размещения стратегических ракет средней дальности вблизи границ противника.
И в  Москве, и в Вашингтоне понимали, что даже после внезапного массированного ядерного удара по объектам противника вполне вероятен ответный выпад, хотя и не массированный, но способный  унести жизни многих людей. Но это был уже вопрос второстепенный. Главное заслоняло собой все - одержать победу в ядерной войне.
    К маю 1962г. США имели значительное превосходство над Советским  Союзом в средствах доставки и  семнадцатикратный перевес по ядерным  боеприпасам. Превосходство в средствах средней дальности, способное превратить Западную Европу в радиоактивные развалины, и планы нанесения ядерных ударов по Аляске силами отдельного ракетного полка, который предполагалось развернуть в районе Анадыря, были слабым утешением для руководства Советского Союза.
В 1962 году уже 87% американских межконтинентальных ракет (Атлас-F, Титан-1) было размещено  в шахтных пусковых установках, что  обеспечивало их живучесть. Советский  Союз только приступал к их строительству. Техническая готовность межконтинентальных ракет (МКР) США к старту из различных степеней боевой готовности в два раза превосходила аналогичные советские показатели.
    С 1961 года одна треть стратегических бомбардировщиков В-52 осуществляла дежурство  в воздухе. Другая треть находилась в 15-минутной готовности к вылету, При этом на самолетах, предназначенных для дежурства как в воздухе, так и на земле, размещалось ядерное оружие, а экипажам вручались документы с боевой задачей. Кроме того, с октября 1958 года в соответствии с системой «Рефлекс экшн» было организовано аналогичное дежурство средних бомбардировочных авиационных крыльев на передовых аэродромах Великобритании, Северной Африки и Испании.
Дальняя авиация советских ВВС находилась в мирное время в суточной готовности. При этом для выполнения боевых задач соединения стратегических бомбардировщиков должны были перебазироваться на передовые аэродромы Кольского полуострова и Чукотки, США значительно опережали СССР и в развертывании морских ядерных сил. Атомные подводные лодки класса «Джордж Вашингтон» имели на борту по 18 ракет «Поларис-AI» (дальность полета -- 2800км), пуск которых осуществлялся из подводного положения. В начале 60-х годов они базировались в Холи-Лох (западное побережье Шотландии) и осуществляли боевое патрулирование в Северной Атлантике.
    Советский ВМФ только приступал к развертыванию  группировки ракетных подводных  лодок. Атомные подводные лодки 658 проекта с тремя ракетами Р-13 (дальность  полета -- 600км) проходили испытания. В боевом составе флота находились только дизель-электрические подводные лодки 611 проекта с двумя ракетами Р-11 ФМ (дальность -- 150км) и 629 проекта с тремя ракетами Р-13.
При этом ракеты на борт лодок загружались  непосредственно перед выходом  в море, пуск ракет производился из надводного положения (при волнении моря не выше 5 баллов). Боевое патрулирование не предусматривалось. Для поражения объектов на территории США предполагалось привлекать подводные лодки 629 проекта.
    Учитывая  горький опыт Перл-Харбора, США в 1961 году развернули в Туле (Гренландия) и Файлингдейаз-Мур (Великобритания) две станции системы предупреждения о ядерном ударе. Станции позволяли фиксировать факт полета МКР за 25--30 минут до падения их головных частей на территории США, что обеспечивало достаточное время для принятия решения на ответные действия и тем самым исключало возможность внезапной атаки противника.
    Кроме того, США по «настойчивым просьбам»  своих союзников по НАТО к маю 1962 года в дополнение к 60 ракетам  «Тор», развернутым на западе Англии, завершили развертывание в Северной Италии и Турции 45 пусковых установок ракет средней дальности (РСД) «Юпитер». И хотя эти ракеты находились в оперативном подчинении ВВС Великобритании («Тор») и объединенного командования НАТО («Юпитер»), планирование их боевого применения осуществлялось в общем плане «ядерного наступления» США. Время подлета этих ракет до целей на территории СССР составляло всего 10 минут, что полностью лишало советское руководство возможности принять решение об ответных действиях.
    Таким образом, к началу 60-х годов Соединенные Штаты обладали количественным и качественным превосходством в области стратегического ядерного вооружения и гипотетически могли одержать победу в ядерной войне с СССР. 

Глава 2. Развитие Карибского конфликта
2.1 Скрытая фаза кризиса
    Обычно  кризис вокруг Кубы ограничивают тринадцатью  днями - с 14 по 27 октября 1962г. Но это слишком  упрощенный подход к одному из важнейших  конфликтов послевоенной истории. Некоторые  исследователи выделяют три фазы кризиса: скрытую, открытую и завершающую.
Скрытая фаза кризиса началась в первые дни  сентября. Не случайно 27 августа разведывательные данные по Кубе стали докладываться  высшему руководству США в  виде ежедневной самостоятельной сводки. Согласно докладу советского военного представителя в Гаване от 2 сентября 1962г., администрация США отдала приказ своим вооруженным силам об открытии "ответного" огня по кубинским кораблям и самолетам в нейтральных водах и воздушном пространстве и информировала правительства стран ОАГ о том, что "в ближайшее время в Карибском бассейне произойдут серьезные события, если Кастро не образумится". Богатуров А.Д. Великие державы на Тихом океане.9
    В условиях разворачивающейся в США  предвыборной кампании 4 сентября пресс-секретарь  Белого дома был уполномочен дезавуировать заявления оппозиции о наличии советских войск на Кубе. Вместе с тем было сделано официальное предупреждение о серьезных последствиях появления "организованных вооруженных сил на Кубе из любой страны советского блока или с русских военных баз". 13 сентября конгресс разрешил президенту мобилизовать 150 тыс. резервистов в регулярную армию на год в связи с его обращением от 7 сентября о необходимости этой меры для защиты Западного Берлина. Совместная резолюция конгресса, принятая 26 сентября, уже однозначно была направлена против Кубы. В ней указывалось, что "США намерены... Б) помешать созданию или использованию на Кубе военного потенциала извне, представляющего угрозу безопасности Соединенных Штатов; С) совместно с Организацией американских государств и свободолюбивыми кубинцами поддержать стремление кубинского народа к самоопределению". Там же, с. 293
    В военном плане к 19 сентября завершилась подготовка к маневрам НАТО "Фолекс-62". Их главной целью была отработка военных действий в условиях обмена массированными ядерными ударами. ОК США в зоне Атлантического океана получило 1 октября указание сосредоточить к 20 октября силы и средство для реализации оперативного плана 312-62.
    3 октября началось усиленное воздушное  патрулирование прибрежных вод  США с целью выявления советских  подводных лодок, а также развертывание  оперативного соединения американских  ВМС для осуществления морской  блокады Кубы. 6 октября командующему ОК в зоне Атлантического океана было отдано распоряжение к 15 октября быть в готовности выполнять оперативные планы 314-62 и 316-62. Были также перенесены на октябрь плановые учения американских военно-морских сил в районе Карибского моря, в частности маневры с отработкой морской десантной операции. Как видим, вооруженные силы США к 20-м числам октября 1962 года должны были быть готовы не только к вторжению на Кубу, но и к возможной всеобщей ядерной войне.10
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.