На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Государственное регулирования природоохранной деятельности

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 07.11.2012. Сдан: 2011. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ 

     Введение 3
     1. Теоретические аспекты государственного  регулирования
     природоохранной деятельности  5
     1.1 Природоохранная деятельность: понятие,  направления и 
     принципы организации 5
     1.2 Природоохранная деятельность как объект государственного
     регулирования 6
     1.3 Организационно – экономический  механизм
     природоохранной деятельности в системе государственного
     регулирования на региональном уровне 9
     2. Исследование эффективности государственного механизма
     природоохранной деятельности в Гомельской области 14
     2.1 Оценка экологической ситуации 14
     2.2 Финансирование, кредитование  и инвестирование
     природоохранных мероприятий 19
     2.3 Система управления природоохранной деятельностью:
     анализ  эффективности функционирования 25
     3. Предложения по совершенствованию  организации
     природоохранной деятельности 28
     3.1. Экологические проблемы региона  и их влияние на качество 
     жизни населения 28
     3.2. Меры по использованию зарубежного  опыта 
     природоохранной деятельности 29
     3.3 Мероприятия по повышению эффективности 
     организационно - экономического механизма
     природопользования  в Гомельской области 36
      Заключение 44
     Список  использованных источников 46 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Проблема  управления природоохранной деятельностью  ещё в начале 70-х годов XX века приобрела статус одной из самых приоритетных и острых проблем, стоящих перед человечеством. Известно, что достаточно сложно одновременно сохранять темпы экономического роста и минимизировать негативные последствия антропогенного воздействия на природу. Создание надежного и эффективного механизма, способного обеспечить сбалансированное решение экономических задач проблем сохранения окружающей природной среды для удовлетворения жизненных потребностей населения, является основной задачей управления природоохранной деятельностью, как в России, так и за рубежом. Во многих странах мира проводятся работы по созданию эффективных инструментов управления этой сферой деятельности. Для решения задач по охране окружающей среды были разработаны административные, экономические и рыночные методы управления. Сформированные под воздействием экономических, политических, исторических, социальных и этнокультурных факторов разных стран они включают в себя различные инструменты управления. Отмеченные проблемы усложняются тем, что они сопряжены с необходимостью комплексного управления безопасностью социальных и экономических систем.
     Деятельность  органов исполнительной власти в  исследуемой сфере в соответствии с законодательством, прежде всего, заключается в выполнении возложенных  на них задач и функций государственного и отраслевого управления природопользованием и охраной окружающей среды. Анализ законодательства позволяет выделить следующий ряд основных функций: подзаконное нормотворчество, координацию экологически значимой деятельности, планирование использования, охраны природных ресурсов и окружающей среды, экологическое нормирование, экологическую экспертизу, экологическое лицензирование, экологическую сертификацию, экологический аудит, наблюдение за состоянием окружающей среды (экологический мониторинг), учёт состояния и использования отдельных природных объектов и окружающей среды в целом, а также вредных воздействий, экологическое воспитание и образование, контроль за использованием и охраной объектов природы, разрешение в административном порядке споров по вопросам окружающей среды. В контексте экологического законодательства перечисленные функции представляют собой ни что иное, как основные меры охраны окружающей среды и обеспечения рационального использования природных ресурсов. В совокупности эти меры образуют эколого-правовой механизм. В контексте же государственного управления эти меры становятся функциями управления в рассматриваемой сфере, то есть основными направлениями их деятельности. При этом органы исполнительной власти не избирают сами, какие управленческие функции они должны осуществлять. Эти функции определены законом и смысл существования органов управления – в их осуществлении с наибольшей эффективностью.
     В области охраны окружающей среды  и природных ресурсов системообразующим элементом является процесс управления. Широко используются функциональный, структурный, уровневый и другие методы декомпозиции управленческих процессов. При функциональном методе за основу процессов управления берутся функции управления охраной окружающей среды и природных ресурсов. Направление специальной функции управления охраной окружающей среды и природных ресурсов служит для группирования задач управления на основе общности областей функциональной нагрузки органов управления.
     В данной курсовой работе рассматривается тема: «Организация природоохранной деятельности и пути ее совершенствования в Гомеле».
     Целью работы является исследование государственного регулирования природоохранной деятельности
     Объектом  исследования является природоохранная  деятельность Республики Беларусь.
     Предмет исследования является государственное регулирование сферы охраны природы.
      Задачами  курсовой работы являются следующие:
     - раскрыть теоретические аспекты государственного регулирования
природоохранной деятельности;  
     - исследовать эффективности государственного механизма природоохранной деятельности в Гомельской области;  
     - изучить предложения по совершенствованию  организации природоохранной деятельности.
     Соответственно, структура курсовой работы состоит  из трёх основных глав, в которых делается попытка поставленные задачи решить, введения и заключения.
     При написании работы использовался  широкий круг периодической литературы, в частности такие издания  как: Белорусская нива, Советская  Белоруссия, Рэспублiка, Гомельские ведомости.
     Среди источников следует выделить такие  статьи как Ершов, П. «Регулирование природоохранной деятельности»,  в которой проанализированы основные направления государственного регулирования природоохранной деятельности. Также следует отметить статью Ковалёнок, Е. «Направления охраны окружающей среды Гомельского региона» в которой проанализировано развитие природоохранной деятельности гомельского региона. 
 
 
 
 
 
 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

    1.1 Природоохранная деятельность: понятие, направления и механизм организации 

          Основные направления и принципы экологической политики Республики Беларусь определены законодательными актами в этой области, а также Национальной стратегией устойчивого развития, утвержденной Советом Министров Республики Беларусь 25 марта 1997 года, которая разработана исходя из рекомендаций и принципов, изложенных в документах конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992).
     Основу  законодательства Республики Беларусь в области охраны окружающей среды и природопользования составляют:
     Конституция Республики Беларусь (ст. 34, 46, 55) от 15.03.1994 г. с дополнениями и изменениями от 24 ноября 1996 г.
     Концепция государственной политики Республики Беларусь в области охраны окружающей среды, утверждена Верховным Советом Республики Беларусь 06.09.1995 г.
    Законы  Республики Беларусь:
    - “Об  охране окружающей среды” (26.11.1992 г.);
    - “О  государственной экологической  экспертизе” (14.07.2000 г.);
     - “Об особо охраняемых природных территориях и объектах” (20.10. 1994 г., в редакции от 23.05.2000 г.);
     - “О налоге за пользование природными  ресурсами (экологический налог)” (23.12.1991 г.);
     - “Об отходах производства и  потребления” (25.11.1993 г., в редакции  от 26.11.2000 г.);
    - “Об  охране и использовании животного  мира (19.09.1996 г.);
    - “Об  охране атмосферного воздуха” (15.04.1997 г.);
    Кодекс  Республики Беларусь о земле (4.01.1999 г.);
    - Водный  кодекс Республики Беларусь (15.07.1998 г.);
    - Кодекс  Республики Беларусь о недрах (15.12.1997 г.);
    - Лесной  кодекс Республики Беларусь (14.07.2000 г.) и другие.
     Критериальными  составляющими законов в области  охраны окружающей среды являются следующие положения:
     - государственная собственность  на все виды природных ресурсов, предусматривающая возможность передачи их в соответствии с действующим законодательством в постоянное или временное пользование юридическим или физическим лицам (исключение составляет земля, которая для определённых целей может передаваться и в частную собственность);
     - система государственного контроля  за состоянием природной среды  и рациональным использованием природных ресурсов;
     - обязательная экологическая экспертиза  всех проектируемых объектов  хозяйственной и иной деятельности;
    - платность  природопользования;
     - система мер финансовой, административной  и уголовной ответственности за нарушения природоохранного законодательства и возмещение нанесённого ущерба за счёт нарушителей [4, с. 259].
     Основными принципами государственной политики в области охраны окружающей среды являются:
     - приоритет охраны жизни и здоровья  человека в сравнении с другими  целями природопользования, обеспечение  прав граждан на благоприятную для жизни, труда и отдыха окружающую среду;
     - соблюдение требований законодательства об охране окружающей среды;
     - научно обоснованное сочетание  экологических и экономических  интересов общества;
     - сочетание национальных и международных  интересов в области окружающей среды;
     - рациональное использование природных  ресурсов с учетом возможностей окружающей среды, необходимость воспроизводства природных ресурсов и недопущение необратимых последствий для окружающей среды и здоровья человека;
     - гласность в работе, тесная связью  с общественными объединениями  и населением при решении природоохранных задач.
     В Республике Беларусь сложилась система  как перспективного, так и краткосрочного планирования мероприятий по охране окружающей среды.
     Разрабатываются и реализуются программы и комплексные проекты по решению отдельных проблем в области охраны окружающей среды. К ним следует отнести развитие сети особо охраняемых природных территорий, защиту населения от последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции, программы “Здоровье народа”, “Ресурсосбережение”, “Питьевая вода” и другие.  
 
 

    1.2 Природоохранная деятельность как объект государственного регулирования 

     Систему государственных органов власти и управления в области охраны окружающей среды составляют:
     - Президент Республики Беларусь, Национальное собрание, Совет Министров, а также местные органы власти – областные, городские, районные, поселковые и сельские исполнительные комитеты.
     - Президент Республики Беларусь, являясь главой государства, на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь издает декреты, указы, распоряжения, в т. ч. и по вопросам охраны окружающей среды, имеющие обязательную силу на всей территории страны. Непосредственно или через создаваемые им органы осуществляет контроль за соблюдением природоохранного законодательства.
     - Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь – как представительный и законодательный орган страны определяет основные направления государственной экологической политики, принимает законодательные акты в области охраны окружающей среды и природопользования, объявляет, в случае необходимости, территории зонами экологического бедствия.
     - Правительство – Совет Министров Республики Беларусь – является центральным органом государственного управления. Оно осуществляет исполнительную власть в Республике Беларусь: реализует государственную экологическую политику, разработку и исполнение государственных экологических программ и крупных природоохранных мероприятий, координирует деятельность в области охраны окружающей среды и природопользования министерств и иных республиканских органов государственного управления, осуществляет международное сотрудничество в этой области.
     - Местные органы государственного управления – областные, районные, городские, поселковые, сельские исполнительные комитеты несут ответственность за состояние окружающей среды на соответствующих территориях, выполнение государственных экологических программ и иных природоохранных мероприятий, разрабатывают и утверждают местные программы охраны природы, организуют их исполнение, а также материально-техническое и финансовое обеспечение.
     Кроме того, в систему государственных  органов управления входят государственные органы специальной компетенции, которые в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь специально уполномочены выполнять природоохранные функции  [4, с. 15].
     Основным  государственным органом в области  природопользования и охраны окружающей среды является Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. Главные его задачи определены Положением о Министерстве и сводятся к следующим основным позициям:
     - разработка и проведение единой  государственной политики в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
     - осуществление комплексного управления  природоохранной деятельностью в республике, координация деятельности в этом направлении других республиканских органов государственного управления и юридических лиц;
     - осуществление государственного  контроля в области охраны  окружающей среды и природопользования;
     - обеспечение населения информацией  о состоянии окружающей среды  и принимаемых мерах по ее  оздоровлению, создание системы образования и воспитания в области окружающей среды, взаимодействие с общественными природоохранными объединениями;
     - осуществление международного сотрудничества  в пределах своей компетенции.
     В систему Министерства природных  ресурсов и охраны окружающей среды входят 6 областных и Минский городской комитеты и 123 горрайинспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды; производственное объединение ”Белгеология”; научные учреждения: Центральный научно-исследовательский институт комплексного использования водных ресурсов, Белорусский научно-исследовательский геологоразведочный институт, Белорусский научно-исследовательский центр ”Экология” и Республиканский научно-технический центр дистанционной диагностики природной среды “Экомир”. В систему Минприроды входит также Комитет рыбоохраны, включающий 6 областных, одну оперативную, 40 межрайонных и районных инспекций.
     Иными государственными органами в области  окружающей среды, наделенными правами государственного контроля являются:
     - Государственный комитет по земельным ресурсам, геодезии и картографии Республики Беларусь. Он занимается вопросами учета земель, ведением государственного земельного кадастра, осуществляет контроль за использованием и охраной земель, управляет землеустроительной службой.
     К компетенции Министерства здравоохранения Республики Беларусь, его органов государственного санитарного надзора, отнесены вопросы гигиены труда, контроль за качеством питьевой воды и продуктов питания, а также соблюдения санитарных правил содержания улиц, дворов и иных территорий населенных пунктов.
     На  Министерство по чрезвычайным ситуациям  Республики Беларусь возложено решение всех вопросов, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, производственными авариями и катастрофами, радиационным загрязнением и ликвидацией его последствий. Кроме того, в Республике Беларусь действует ряд министерств и других органов государственного управления, которые выполняют те или иные природоохранные функции.
     Министерство  лесного хозяйства Республики Беларусь осуществляет контроль за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов, ведет государственный учет лесов и государственный лесной кадастр.
     Государственный комитет по гидрометеорологии Республики Беларусь ведет наблюдение за состоянием поверхностных вод, атмосферного воздуха, почв, радиационным загрязнением природной среды.
     Государственный таможенный комитет Республики Беларусь выполняет природоохранные функции путем принятия мер по борьбе с незаконным вывозом животных и растений (их частей и дериватов), торговля которыми регулируется международными соглашениями, а также с ввозом товаров, представляющих экологическую опасность для людей и окружающей среды республики.
     Министерство  внутренних дел Республики Беларусь обеспечивает охрану атмосферного воздуха от вредного воздействия транспортных средств, а также оказывает иное содействие природоохранным органам при осуществлении государственного контроля в области охраны окружающей среды. В его составе имеются и подразделения экологической милиции.
     Управление  делами Президента Республики Беларусь осуществляет управление национальными  парками и заповедниками республиканского значения  [6, с. 3].
     Научное обеспечение решения экологических  проблем наряду с учреждениями Минприроды осуществляют научно-исследовательские институты Национальной академии наук Беларуси: Генетики и цитологии; Геологических наук; Зоологии; Проблем использования природных ресурсов и экологии; Радиобиологии; Радиоэкологических проблем; Фотобиологии; Экспериментальной ботаники; Леса; Центральный ботанический сад, а также ряд научно-исследовательских институтов и центров различных министерств и иных республиканских органов государственного управления, такие как: Центр радиационного контроля и мониторинга природной среды, (Госкомгидромет); институты Почвоведения и агрохимии; Защиты растений (Аграрная академия наук Минсельхозпрода); Радиационной безопасности (МЧС); Санитарно-гигиенический (Минздрав) и другие. 

1.3 Организационно – экономический  механизм природоохранной деятельности в системе государственного регулирования на региональном уровне 

     Главный принцип административного управления в области природопользования и охраны окружающей среды – разрешительно-запретительный. Суть его в том, что Минприроды и его органами (или другими уполномоченными органами) устанавливаются лимиты на пользование отдельными видами природных ресурсов, выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, размещение отходов в окружающей среде и т.д., а также выдаются соответствующие лицензии.
     Должностные лица Минприроды и его органов  в соответствии с законодательством Республики Беларусь имеют право приостанавливать деятельность предприятий и производств в случае их несоответствия нормам экологической безопасности, составлять протоколы и налагать административные взыскания на граждан и должностных лиц за нарушения природоохранного законодательства, предъявлять юридическим или физическим лицам иски за нанесенный ущерб.
     На  этом же принципе основано проведение государственной экологической экспертизы. Реализация проектов на новое строительство объектов, или реконструкцию действующих без положительного заключения государственной экологической экспертизы запрещена и не подлежит финансированию.
     Основными экономическими рычагами в области  природопользования и охраны окружающей среды являются:
    - планирование  и финансирование природоохранных  мероприятий; 
    - льготное  кредитование природоохранной деятельности;
     - определение лимитов на пользование  природными ресурсами, размещение отходов, допустимых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду;
     - взимание налогов и других  платежей за использование природных  ресурсов, выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и др.;
     - возмещение в установленном порядке  вреда, причиненного окружающей среде.
     Все мероприятия по охране окружающей среды, как правило, финансируются за счет средств природопользователя. Строительство общегородских очистных сооружений и осуществление региональных природоохранных мероприятий финансируется в основном из местных бюджетов и целевых бюджетных фондов охраны природы. Осуществление республиканских научно-технических и других природоохранных программ и мероприятий в основном финансируется из средств республиканского бюджета и республиканского целевого бюджетного фонда охраны природы.
     Бюджетные фонды охраны природы образуются за счет платежей за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов, штрафов за нарушение природоохранного законодательства и средств, полученных в возмещение вреда, причиненного природной среде, добровольных взносов юридических лиц и граждан, включая иностранных, и других поступлений. Используются эти средства на природоохранные мероприятия согласно Закону Республики Беларусь “Об охране окружающей среды” и соответствующим постановлениям Совета Министров Республики Беларусь  [5, с. 2].
     Государственные органы охраны природы, санитарного  и эпидемиологического надзора утверждают нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ (ПДК). При этом для некоторых наиболее ценных природных территорий (заказников, национальных парков, заповедников, курортов и рекреационных зон) устанавливаются более строгие нормативы ПДК.
     При нарушении нормативов ПДК выбросы  или сбросы вредных веществ могут быть приостановлены, ограничены или прекращены специальным предписанием органов охраны природы или санэпидемнадзора.
     Кроме ПДК нормирование качества окружающей среды предусматривает установление предельно допустимых выбросов (ПДВ) и предельно допустимых сбросов (ПДС). Эти нормативы устанавливаются с учетом производственных мощностей предприятий (объектов) в соответствии с действующими нормативами ПДК. ПДВ и ПДС утверждаются также органами охраны природы по химическим веществам и органами санэпидемнадзора по микроорганизмам.
     Существуют  и другие нормативы, например, допустимый уровень радиационного воздействия, нормативы содержания радиоактивных веществ (в окружающей среде, в продуктах питания), предельно допустимого уровня шума, магнитных полей и других вредных воздействий.
     Важным  элементом механизма государственной  природоохранной политики, обеспечивающим рациональное природопользование, является государственная экологическая экспертиза. Она проводится с целью проверки соответствия хозяйственной и иной деятельности экологической безопасности общества.
     Действующим законодательством за невыполнение требований заключения государственной экологической экспертизы предусмотрены соответствующие меры воздействия к виновным, как должностным лицам, так и к гражданам, равно как и к председателю и членам экспертных комиссий, в случае неправильности и необоснованности их заключений.
     Государственная экологическая экспертиза осуществляется на принципах обязательности, научной обоснованности и законности ее выводов, независимости, вневедомственности в организации и проведении, широкой гласности и участия общественности.
     Одним из элементов механизма реализации государственной политики в области природопользования является создание особо охраняемых территорий (заповедники, заказники, национальные парки), учреждение памятников природы для сохранения уникальных природных объектов.
     Особое  значение в механизме реализации государственной природоохранной политики имеют экономические методы.
     Экономический механизм реализации государственной  политики в области природопользования включает:
     - планирование и финансирование природоохранительных мероприятий;
     - установление эколого-экономических нормативов; платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия;
     - предоставление предприятиям, учреждениям и организациям, а также гражданам налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии, осуществлении других эффективных мер по охране окружающей среды;
     - возмещение в установленном порядке вреда, причиненного окружающей среде и здоровью человека.
     Эколого-экономические  нормативы – это система платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия.
     Таким образом, природные ресурсы подлежат вовлечению в хозяйственный оборот на платной основе  [11, с. 7].
      В соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь (Особенная часть) от 29 декабря 2009 г. № 71-З (далее НК), уплачивается экологический налог и налог за пользование природными ресурсами.
     Согласно статье 204 «Плательщики экологического налога», плательщиками экологического налога (далее в настоящей главе – плательщики) признаются организации и индивидуальные предприниматели.
      Плательщиками за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов признаются собственники отходов производства.
     Плательщиками не признаются бюджетные организации [1, ст. 204].
      Согласно статье 205 НК объектами налогообложения экологическим налогом признаются:
      - выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
      - сброс сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду;
      - хранение, захоронение отходов производства;
     - перемещение по территории Республики Беларусь нефти и нефтепродуктов магистральными нефтепроводами и нефтепродуктопроводами транзитом;
      - переработка нефти и нефтепродуктов организациями, осуществляющими переработку нефти;
      - производство и (или) импорт товаров, содержащих в своем составе 50 и более процентов летучих органических соединений (краски и лаки, включая эмали, политуры, клеевые краски, и продукты на их основе; замазки, составы для уплотнения и прочие мастики, шпатлевки, полиграфическая краска);
      - производство и (или) импорт пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона и иных товаров, после утраты потребительских свойств которых образуются отходы, оказывающие вредное воздействие на окружающую среду и требующие организации систем их сбора, обезвреживания и (или) использования, а также импорт товаров, упакованных в пластмассовую, стеклянную тару и тару на основе бумаги и картона [1, ст. 205].
      Согласно  статье 210 НК плательщиками налога за добычу (изъятие) природных ресурсов признаются организации и индивидуальные предприниматели.
     Плательщиками не признаются бюджетные организации.
      Объектом  налогообложения налогом за добычу (изъятие) природных ресурсов признается добыча (изъятие) следующих природных ресурсов:
      - песка формовочного, стекольного, строительного;
      - песчано-гравийной смеси;
      - камня строительного, облицовочного;
      - воды (поверхностной и подземной);
      - минеральной воды, полиметаллического водного концентрата, минерализованной воды, добываемой для поддержания пластового давления при добыче нефти;
      - грунта для земляных сооружений;
      - глины и трепелов;
      - бентонитовых глин;
      - соли калийной, поваренной;
      - нефти;
      - мела и доломита;
      - гипса (ангидрита);
      - железных руд;
      - торфа влажностью 40 процентов;
      - сапропелей влажностью 60 процентов;
      - мореного дуба;
      - янтаря;
      - золота;
      - виноградной улитки;
     - личинок хирономид [1, ст. 210].
     Таким образом, в систему государственных органов власти и управления в области охраны окружающей среды входят  местные органы государственного управления – областные, районные, городские, поселковые, сельские исполнительные комитеты несут ответственность за состояние окружающей среды на соответствующих территориях, выполнение государственных экологических программ и иных природоохранных мероприятий, разрабатывают и утверждают местные программы охраны природы, организуют их исполнение, а также материально-техническое и финансовое обеспечение.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
ГОМЕЛЬСКОЙ  ОБЛАСТИ 
 

    2.1 Оценка экологической ситуации
         Основная тяжесть последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС пришлась на Гомельскую область (Приложение А).        
          Радиационному загрязнению оказались подвержены 20 из 21 района области.
     Наличие в почве цезия-137 свыше 1 Ки/кмзарегистрировано на площади 2591 тыс. га (64% от общей площади области), в том числе 987,1 тыс. га –  загрязненная территория государственного лесного фонда, 598 тыс. га –  сельхозугодия Минсельхозпрода РБ. Значительная часть территории области одновременно загрязнена стронцием-90 и изотопами плутония. За послеаварийный период прекратили свое существование в связи с отселением жителей и прочими причинами (естественная убыль и миграция) на загрязненных в результате катастрофы на ЧАЭС территориях 429 сельских населенных пунктов и 40 хозяйств.
     Выведено  из оборота 218,3 тыс. га сельхозугодий и 398 тыс. га лесов.
     По  сравнению с 1986 годом численность населения  сократилась на 14%. Наибольшее сокращение численности, особенно в сельской местности, произошло в Брагинском (63%), Наровлянском (57%),  Ветковском (51%), Хойникском (48%) и Чечерском (46%) районах.
     По  состоянию на 01.01.10 года на загрязненных территориях функционировали 1315 населенных пунктов с численностью проживающих порядка 876,5 тыс. человек (60,9% от численности проживающих в области). Согласно действующему законодательству перечень населенных пунктов и других объектов, находящихся в зонах радиоактивного загрязнения, устанавливается в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматривается Советом Министров Республики Беларусь не реже одного раза в пять лет.
     За  поставарийный период пять раз правительством принимались решения об изменении статуса населенных пунктов, в результате 116 населенных пунктов не были завершены отселением. Одновременно численность проживающих в них жителей сократилась от 30 до 96%. Во многих была ликвидирована инфраструктура, что значительно усложнило реабилитационно-восстановительные процессы, радиационную и социальную защиту пострадавшего населения. В таких условиях оказалось невозможным ни быстрое самовосстановление населенных пунктов с введением в хозяйственную деятельность утраченного потенциала, ни реставрация объектов инфраструктуры. Единственным приемлемым вариантом может быть поэтапное дифференцированное развитие отраслей и восстановление структур, обеспечивающих жизнедеятельность населенных пунктов.
     Для 28 населенных пунктов экономически нецелесообразна реабилитация.
     С 10 февраля 2010 года вступило в действие постановление Совета Министров №132 от 01.02. 2010 года, согласно которому 115 населенных пунктов вышли из зон загрязнения в целом (в том числе г. Мозырь), а 246 н.п. перешли в менее льготируемые зоны загрязнения (в т.ч. г. Лельчицы, г. п. Большевик) [3, с. 7].
Рисунок 2.1 Площадь территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению цезием-137 по состоянию на 1986 год (тыс.км.2) 
 
 


Рисунок 2.2 Площадь загрязнения территорий цезием-137 (на 1.01.2004) 


Рисунок 2.3 Количество жилых населенных пунктов, расположенных в зонах  радиоактивного загрязнения (на 1.01.2010) 
 
 
 
 


Рисунок 2.4 Численность населения, проживающего  в зонах  радиоактивного загрязнения (на 1.01.2010)

Рисунок 2.5 Численность детей, проживающего в зонах радиоактивного загрязнения (на 1.01.2010)
         С наиболее загрязненных территорий в чистые районы республики отселено более 135 тысяч человек из 470 населенных пунктов, в том числе из 295 населенных пунктов Гомельщины.
     За  годы, прошедшие после аварии, создана  и функционирует система радиационного  контроля и мониторинга, разработана и финансируется за счет республиканского бюджета система проведения защитных мер в агропромышленном производстве, что позволяет держать под контролем производство сельскохозяйственной продукции, осуществляется комплекс мер по повышению уровня медицинского обслуживания пострадавшего населения, действует, хотя и не в полном объеме, система социальной защиты всех категорий пострадавшего населения. Создана законодательная и нормативно-правовая база по всем направлениям преодоления последствий катастрофы.
     В настоящее время в республике реализуется государственная программа по минимизации последствий аварии. Выработка и реализация государственной политики в области преодоления последствий чернобыльской катастрофы осуществляется при непосредственном участии Президента Республики Беларусь. В деятельности президента и его администрации установилась система контроля над реализацией чернобыльского законодательства. Она включает периодические (не менее двух раз в год) рабочие поездки главы государства в загрязненные радионуклидами регионы страны и рассмотрение на месте проблем социальной защиты пострадавшего населения, разработку конкретных мероприятий по реализации поручений президента с указанием конкретных сроков исполнения, ответственных за исполнение должностных лиц, формы контроля [8, с. 31].
     Значительную  поддержу Гомельской области в преодолении  последствий аварии оказывают различные зарубежные благотворительные организации из Германии, Англии, Японии, Италии, Австрии, Бельгии, США и других стран. Они доставляют в больницы медикаменты и медицинское оборудование, организуют стажировки белорусских врачей в западных клиниках, финансируют в Гомельской области строительство социальных объектов, организуют оздоровление за рубежом детей из наиболее пострадавших районов.
     В последние годы по инициативе Организации  Объединенных Наций и миссии Всемирного Банка в области начата реализация проектов по реабилитации загрязненных территорий. Суть их заключается в поиске с помощью мирового сообщества кредитов для создания в потерпевших районах производственной инфраструктуры, новых рабочих мест и, в конечном итоге, предоставлении местному населению возможности самостоятельно повысить свою социальную защищенность.
     Подобную  точку зрения разделяет и руководство  области. Никакая, даже очень значительная, помощь из-за рубежа не ликвидирует всех социально-экономических и морально-психологических последствий катастрофы. Их можно преодолеть только через ускоренное развитие экономики региона и создание предпосылок для улучшения жизни людей. Поэтому основной аспект международного сотрудничества по проблемам чернобыльской катастрофы для области – поиск инвестиций, предложения по созданию совместных с иностранным капиталом предприятий, расширение торговых связей с ближним и дальним зарубежьем.
     Природные условия Гомельской области сходны с Брестской. Обе они размещаются  в одних и тех же ландшафтных  провинциях – Полесской и Предполесской. Однако имеются и существенные различия, связанные с положением областей в системе речных водосборов.
     Для территории Гомельской области характерно не водораздельное положение, а размещение в нижних частях бассейнов таких рек Беларуси, как Припять, Сож и Березина. Днепр дренирует территорию области своим средним течением. Таким образом, реки здесь отличаются высокой водностью, благодаря чему они более устойчивы к внешним воздействиям.
     Область отличается самой высокой степенью сохранности природных комплексов. Ее лесистость составляет 45%, что в 1,2 раза выше среднего значения (37,7%). Доля сельскохозяйственных угодий здесь наименьшая в стране – 34%. Показатель плотности населения также один из самых низких – 36 чел/км2. В структуре промышленности ведущую роль играет топливная промышленность, черная металлургия, а также машиностроение и металлообработка [10, с. 4] .
     Состояние природной среды Гомельской области  в значительной степени определяется наличием здесь радиоактивно загрязненных территорий, которые составляют 64,1% от общей площади области. На этих территориях проживает 1012,0 тыс.чел.
     Наблюдения  за состоянием атмосферного воздуха проводятся в городах Гомеле, Мозыре, Речице, Жлобине и Светлогорске. В течение года неустойчивая экологическая ситуация наблюдалась в отдельных районах Гомеля (ул.Барыкина), Мозыря (ул.Притыцкого) и Речицы (ул.Молодежная). Загрязнение воздуха в этих городах определялось повышенными концентрациями формальдегида и суммарных твердых частиц. Результаты наблюдений в Жлобине и Светлогорске свидетельствовали о стабильном состоянии воздуха в контролируемых районах городов.
     В воде основных рек, протекающих по территории области, – Днепра, Припяти, Сожа и Березины – регулярно отмечалось повышенное содержание цинка, меди, марганца и железа общего. Реже фиксировались превышения ПДК по азоту аммонийному и нитритному, БПК5 и нефтепродуктам.
     Доля  торфяных почв под пашней в области  превышает среднюю для Беларуси величину в 1,7 раза. Из них 2/3 приходится на маломощные торфяные почвы. Вместе с тем в Гомельской области нет районов с осушением более 30% их территории. Минеральные почвы, так же как и в Брестской области, подвержены дефляции.
     Гомельская  область является единственным в  Беларуси регионом, где осуществляется добыча нефти. Для нее характерна специфическая проблема загрязнения окружающей среды в местах нефтедобычи.
     На  территории области находится крупный (второй по величине) полигон складирования промышленных отходов. Он представлен отвалами фосфогипса Гомельского химического завода. Вокруг полигона сформировалась зона загрязнения подземных вод на площади 0,5 тыс.га [14]. 
 

2.2 Финансирование, кредитование  и инвестирование природоохранных мероприятий в Гомельской области 

          В Гомельской области на природоохранные мероприятия в текущем году предусмотрено направить Br65,6 млрд., что на 25,6% больше, чем в 2009 году. Об этом корреспонденту БЕЛТА сообщили в Гомельском областном комитете природных ресурсов и охраны окружающей среды.
     Средства  предусмотрены на охрану водных ресурсов, улучшение водообеспечения населения, предотвращение вредного воздействия отходов на окружающую среду, благоустройство, озеленение, улучшение санитарного состояния территорий населенных пунктов, охрану и повышение плодородия почв, сохранение и использование животного мира. Также выполняются мероприятия по развитию агропромышленного комплекса: ликвидация источников загрязнения поверхностных и грунтовых вод стоками животноводческих ферм и комплексов, природоохранные мероприятия на строящихся молочно-товарных фермах, мероприятия по развитию действующей и созданию дополнительной инфраструктуры агрогородков, снос непригодных животноводческих и других помещений сельскохозяйственных организаций, рекультивация земель и др.
     В 2010 году из средств местных фондов охраны природы предусмотрено финансирование четырех объектов госпрограммы «Чистая вода» с общим объемом в Br2,9 млрд. Продолжена работа с субъектами хозяйствования области по использованию мер экономического стимулирования. Наиболее распространенной мерой остается использование коэффициента 0,9 к ставкам налога для тех природопользователей, которые имеют экологический сертификат соответствия. При этом круг предприятий, имеющих данный сертификат, ежегодно расширяется. Так, если в 2009 году сертификат ИСО 14000 получили 10 предприятий области, то на 2010 год к сертификации запланировано 18 предприятий [14].
     Ежегодно государство на преодоление последствий катастрофы направляет средства республиканского бюджета, использование которых по направлениям защитных мер определяется утвержденной правительством Государственной программой. В её реализации на территории Гомельской области участвуют порядка 15 организаций коммунальной и республиканской подчиненности и все райисполкомы. За период 2001-2008 годы сумма направляемых в область средств по сравнению с 2001 годом увеличилась почти в 4 раза (с 114 млрд. рублей до 418 млрд. рублей), при этом наблюдается положительная динамика выполнения Госпрограммы (89-99%). 

     Таблица 2.1 - Удельный вес области в республиканских расходах на преодоление последствий катастрофы
Годы Сумма средств,  
выделяемых на РБ, 
млн. руб.
Из них, 
сумма средств, выделяемых
Гомельской  области, млн. руб.
Удельный вес, 
%
2001 212 565,5 114 129,4 54
2002 258 104,4 190 005,8 74
2003 362 178,8 238 840,5 66
2004 431 468,8 306 273,3 71
2005 537 175,8 347 345,2 65
2006 579 452,4 370 137,1 64
2007 641 403,4 398 934,5 62
2008 625 295,3 418 702,1 67
2009   504 694,4  
ИТОГО 3 647 644,4 2 384 121,9 65
[3, с. 18].
     В 2009 году на выплату льгот и компенсаций поступило 107 млрд. рублей, что позволило в основном своевременно, в полном объеме и в установленные сроки выплатить пенсии инвалидам-чернобыльцам и другим категориям пострадавших, повышенные пособия по уходу за детьми до трех лет.  

     Таблица 2.2 - Затраты Гомельской области по выплате льгот и компенсаций
Годы План, 
млн. руб.
Отчет, 
млн. руб.
% Задолженность, 
млн. руб.
2001 47 799 43 841,6 91,7 13 216,7
2002 69704,2 57170,0 82,0 13 245,3
2003 74 176,5 73305,3 98,8 1 211,1
2004 78 774,1 78774,1 100 4 884,7
2005 109 671,6 109671,1 100 -
2006 132 200,7 132 205,8 100 -
2007 146 018,8 146018,8 100 -
2008 124 598,4 124 598,4 100 -
2009 107 102,4 106 974,9 99,9 -
 
[3, с. 34].
На рисунке 2.1 приведена динамика удельного веса Гомельской области в республиканских  расходах
Рисунок 2.1 - Удельный вес Гомельской области в республиканских расходах
Из данных рисунка 2.1 следует, что на протяжении анализируемого периода удельный вес Гомельской области в республиканских расходах колебался около размера 67%. 
     В таблице 2.3 приведен анализ выполнения плановых заданий по преодолению последствий катастрофы в Гомельской области  
 
 
 
 
 
 

     Таблица 2.3 - Выполнение плановых заданий по преодолению последствий катастрофы в Гомельской области 

Годы План, 
млн. руб.
Отчет,  
млн. руб.
%
2001 128 575,5 114 129,4 88,8
2002 236 108,7 190 005,8 80,5
2003 259 313,5 238 840,5 92,1
2004 310 640,8 306 273,3 98,5
2005 350 685,2 347 345,2 99,0
2006 387 813,8 370 137,1 95,4
2007 401 371,2 398 934,5 99,4
2008 418 501,7 418 702,1 99,98
2009   504 694,4  
 
[3, с. 35].
     Из  данных таблицы следует, что на протяжении анализируемого периода имеет место тенденция к повышению эффективности выполнения плановых заданий по преодолению последствий катастрофы в Гомельской области.
     На  рисунке 2.2 приведена динамика выполнения Госпрограммы по преодолению последствий катастрофы на ЧАЭС в Гомельской области. 


Рисунок 2.2 - Анализ выполнения Госпрограммы в Гомельской области 

      Из  рисунка 2.2 следует, что на протяжении анализируемого периода имеет место тенденция роста эффективности выполнения Госпрограммы в Гомельской области.
      На  рисунке 2.3 приведена диаграмма структуры  расходов в 2009 г., связанных с преодолением последствий катастрофы на ЧАЭС в  Гомельской области (в процентах). 

 

Рисунок 2.3 - Структура расходов в 2009 г., связанных с преодолением последствий катастрофы на ЧАЭС в Гомельской области (в процентах)
      Из  диаграммы 2.3 следует, что в структуре расходов наибольший вес имеет затраты на выплату льгот и компенсаций (21%), при этом 52% всех расходов относятся к социально защищённым статьям расходов.
     В 2009 году удельный вес затрат на реализацию инвестиционной программы, в структуре средств, направляемых Гомельской области на преодоление последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС составил   99,8 %. На капитальные вложения, согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь изначально был предусмотрен годовой план финансирования в размере 54,9 млрд. рублей, который впоследствии был увеличен за счет перераспределения на данный раздел экономии средств, образовавшейся по другим направлениям Госпрограммы на сумму13,6 млрд. рублей и его дополнительного увеличения за счет средств возвращенных в область по поручению Президента Республики Беларусь от 25.11.2009 г. на 8,3 млрд. рублей и в целом составил 76,87 млрд. рублей. По сравнению с 2008 годом объем финансовых вложений увеличен в 1,5 раза, Затраты на капитальное строительство профинансированы в объеме 75,3 млрд. рублей (или 98% от  плана), в том числе оплаченная кредиторская задолженность за работы, выполненные в 2008 году составила 1,1 млрд. рублей [3, с. 49].
      В 2008 году облисполкомом в рамках реализации Декрета Президента Республики Беларусь №16 от 12 июля 2002 г. управлению здравоохранения на пополнение материально-технической базы современным лечебно-диагностическим оборудованием учреждений здравоохранения был определен лимит финансирования в сумме 7,3 млрд. рублей. Плановое задание 2008 года, как и во все предыдущие годы, выполнено на 100%.
      За  годы реализации декрета было частично заменено морально и физически устаревшее рентгеновское оборудование, электрокардиографы, гемоанализаторы, аппараты УЗИ и другое оборудование. Это позволило на значительно более высоком уровне обеспечить медицинское обслуживание пострадавшего населения, организовать профилактические и лечебно-реабилитационные меры, добиваясь стабилизации ситуации по всем медицинским и демографическим показателям.
      Средства, выделяемые здравоохранению области  в рамках реализации Декрета, - это не единственный источник финансирования, направляемый на решение проблем медицинского обеспечения пострадавшего населения. Финансирование затрат на проведение диспансеризации осуществляется из местного бюджета. В 2008 году было направлено  1035,0 млн. руб.
      В медицинских учреждениях Гомельской области под диспансерным наблюдением на конец 2008 года состояло 1023867 человек, относящихся к 1-6 группам первичного учета или 69,9% от всего населения, проживающего в области. Удельный вес детей в возрастной структуре пострадавшего населения составил 15,1% (154162 чел.), подростков - 4,1% (42127 чел.).
      Диспансерными осмотрами в 2008 г. охвачено 99,3% пострадавшего  населения. Дети, пострадавшие от катастрофы на ЧАЭС, осмотрены на 100%. В 2008 г. по сравнению с 2007 г. наметились положительные сдвиги в состоянии здоровья пострадавшего населения: увеличился удельный вес лиц, признанных здоровыми и снизился удельный вес лиц, больных хроническими заболеваниями. Из числа осмотренных признано: здоровыми 15,6% (в 2007 г.- 12,4%), в т.ч. детей -29,5% (в 2007 г. - 25,8%); практически здоровыми 36,9% (в 2007 г. -34,0%), в т.ч. детей - 60,0% (в 2007 г. - 60,7%) [3, с. 74].
      Осмотры осуществляются как территориальными ТМО, так и специалистами Республиканского научно-практического центра радиационной медицины и экологии человека, в том числе и выездными бригадами.
      Сведения, полученные при проведении диспансеризации, вносятся в базу данных Государственного регистра лиц, пострадавших от чернобыльской аварии. Полученные данные используются для оценки состояния здоровья и прогнозирования заболеваемости различных категорий пострадавшего населения. Развитие Госрегистра и содержание областного межведомственного экспертного Совета по установлению причинной связи инвалидности с катастрофой на ЧАЭС финансируется за счет чернобыльских средств.  

     
 
 

2.3 Система управления природоохранной деятельностью в Гомельской области: анализ эффективности функционирования 
 

     Гомельский  областной комитет по экологии 22 февраля 1996 года переименован в Гомельский областной комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды (приказ Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды от 22.02.1996 г.)
 

Рисунок 2.1 –  Структура Гомельского областного комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды [14]. 

    Главными  задачами комитета являются:
     – участие в проведении единой государственной  политики, в том числе экономической и научно-технической, в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
     – государственное управление в области  изучения, охраны и рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды;
     – координация деятельности в области  обеспечения экологической безопасности, охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов других государственных органов и организаций;
     – государственный контроль в области  охраны окружающей среды;
     – обеспечение государственных органов, других организаций и граждан экологической информацией, организация пропаганды экологических знаний, участие в создании системы экологического просвещения, образования и воспитания, взаимодействие с общественными организациями (объединениями);
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.