На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Бихевиоризм, как одно из направлений психодиагностики

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 07.11.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
    Введение. Стр 3
    Общая характеристика бихевиоризма. Стр 4-8
    Теория Торндайка. Стр 9-11
    Возникновение и развитие необихевиоризма. Стр 12-16
    Теория оперантного бихевиоризма. Стр 17-20
    Заключение. Стр 21
    Список литературы. Стр 22
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
  Бихевиоризм сформировался на основе острой критики субъективности предмета классической психологии и метода интроспекции с требованием объективного подхода. Бихевиоризм возник в условиях кризиса интроспективной психологии и под влиянием экспериментальных исследований психики животных. Так как в этих исследованиях не мог применяться метод самонаблюдения, господствовавший при изучении психики человека, то была построена методика эксперимента, основанная на серии контролируемых воздействий на животных и регистрации их реакций на эти воздействия. Эта методика была перенесена и на изучение психики человека. Общеметодологическими предпосылками бихевиоризма явились принципы философии позитивизма, согласно которым наука должна описывать только непосредственно наблюдаемое. Отсюда основной тезис бихевиористов: психология должна изучать открытые для наблюдателя двигательные (и секреторные) реакции, но не сознание, которое в принципе непосредственно не наблюдаемо; поведение понимается как совокупность связей "стимул - реакция".
   Исходные идеи бихевиоризма зародились в работах Э. Торндайка. Программа бихевиоризма и сам термин были впервые предложены Дж. Б. Уотсоном (1913). На формирование научных основ бихевиоризма большое влияние оказали работы Бехтерева и Павлова. В этом и заключается актуальность данной темы.
   Цель данной работы - рассмотреть бихевиоризм, как одно из направлений психодиагностики. 
 
 
 
 
 
 

Общая характеристика бихевиоризма
  Методология  бихевиористской концепции была  заложена американским ученым Д.Уотсоном (1878-1958), в работе которого “Мир, как его видит бихевиорист” (1913) новое направление впервые заявило о себе. Однако первое экспериментальное изучение связи между стимулом и реакцией, которое стало ядром исследовательского метода бихевиоризма, появилось раньше и было осуществлено Э.Торндайком (1874-1949). Торндайк, строго говоря, еще не принадлежал к этому направлению и разрабатывал свои эксперименты, ориентируясь в большей степени на близкий к бихевиоризму функционализм. Но именно эти работы, открытые им методики и законы стали ведущими в работах бихевиористов. Это и дает основания причислить концепцию Торндайка к бихевиоризму.
   Как  уже было сказано, бихевиоризм  сделал предметом своего исследования  поведение, с чем связано и  новое название психологии (behavior - поведение). При этом под поведением понималась объективно наблюдаемая система реакций организма на внешние и внутренние стимулы. Такое изменение предмета исследования объяснялось задачей сделать психологию объективной наукой. Это стремление отвечало духу времени и стало причиной того методологического кризиса психологии, о котором уже говорилось выше. Вслед за функционалистами бихевиористы считали, что необходимо изучать целостные реакции организма как функции, направленные на обеспечение какого-то процесса или достижение определенной цели. Недаром и Чикагская, и Колумбийская школы функционализма стали фундаментом для появления концепции бихевиоризма.
   Анализируя  развитие психологии, Уотсон пришел  к мнению о том, что прямого  и объективного метода исследования внутреннего содержания психики, содержания сознания не существует. Поэтому он выдвинул идею о необходимости пересмотреть задачи психологии, которая не может ставить перед собой цель стать объективной и экспериментальной наукой, не имея объективного метода исследования основного предмета. По мнению Уотсона, необходимо пересмотреть этот предмет, заменив его тем, который будет связан с психической сферой человека и одновременно доступен объективному наблюдению и экспериментальному исследованию. Именно таким предметом и служит поведение, которое, как доказали в своих работах А.Бэн, Г.Спенсер, И.М.Сеченов и другие ученые, является такой же составляющей психики, как сознание. Следуя этим теориям, Уотсон доказывал, что поведение представляет собой единственный объект, доступный изучению, а потому психология должна исключить сознание из своего предмета, оставив в нем только поведение.
   Анализ  структуры и генезиса поведения,  факторов, которые помогают и  препятствуют становлению связей  между стимулом (S) и реакцией (R), стал центральным для бихевиоризма. При этом изменение поведения фактически отождествлялось с развитием психики как таковой.
   Идея  о том, что в основе развития  поведения лежит формирование  все новых связей между стимулами  и реакциями, привела бихевиористов к убеждению, что ведущим фактором в процессе генезиса является социальный, окружающая среда. Этот подход, названный социогенетическим (в отличие от биогенетического, в котором ведущим фактором выступает наследственность), получил наиболее полное воплощение именно в классическом бихевиоризме. Работы Уотсона показали, что в психике практически нет врожденных поведенческих актов, кроме нескольких инстинктивных движений (сосательное, хватательное и т.д.). На этих нескольких рефлексах и выстраивается все содержание психической жизни. Таким образом, формирование психики, содержания сознания происходит в процессе жизни человека под влиянием той информации о стимулах и наиболее адекватных реакциях на них, которые поставляет среда. При этом из всех возможных реакций отбираются и закрепляются те, которые способствуют лучшей адаптации, приспособлению к среде. Значит, адаптация в этой школе, как и в функционализме, является главной детерминантной, определяющей направление психического развития.
   Само  психическое развитие, таким образом,  отождествляется с научением,  т. е. с любым приобретением  знаний, умений, навыков, не только  специально формируемых, но и  возникающих стихийно. С этой  точки зрения, научение - более широкое  понятие, чем обучение, так как включает в себя и целенаправленно сформированные при обучении знания. Поэтому экспериментальные исследования в этой школе часто основаны на анализе научения, а проблемы научения и развивающего обучения становятся для ученых ведущими.
   Исходя из того, что научение зависит в основном от условий жизни, т.е. от стимулов, поставляемых средой, бихевиористы отвергали идею возрастной периодизации, доказывая, что не существует единых для всех детей закономерностей развития в данный возрастной период. Доказательством служили и их исследования научения у детей разного возраста, которые показали, что при целенаправленном обучении уже двух-трехлетние дети умеют не только читать, но и писать и даже печатать на машинке. Значит, периодизация зависит от среды, и какова среда, таковы и закономерности развития конкретного ребенка.
   Однако  невозможность создания возрастной  периодизации не исключала, с  их точки зрения, необходимость  создания функциональной периодизации, которая бы позволила вывести  этапы научения, формирования определенного навыка. С этой точки зрения, этапы развития игры, обучения чтению или плаванию представляют собой функциональную периодизацию. Точно так же функциональной периодизацией являются и этапы формирования умственных действий, разработанные П. Я. Гальпериным.
   Работы  Торндайка и Уотсона положили  начало большому количеству экспериментов,  изучающих различные аспекты  формирования поведения. Эти исследования  показали, что нельзя объяснить  всю психическую жизнь исходя  из схемы S —” R, невозможно совершенно не учитывать внутреннее состояние живого существа. Это привело к модификации классического бихевиоризма и появлению так называемого необихевиоризма (см. табл. 1), в котором появляются внутренние переменные, объясняемые по-разному различными учеными (когнитивные карты, потребности и т.д.). Эти разнообразные переменные и изменяют реакции живого существа в зависимости от его состояния, направляя на достижение нужного результата.
   Модификация  классического бихевиоризма была  связана и с тем, что социальное поведение, которое также стало предметом исследования, нуждалось в новом методе, поскольку не могло изучаться на животных. Это привело к возникновению социального бихевиоризма, который рассматривал ролевое поведение человека в социуме (см. табл. 1). Анализ факторов, влияющих на интернализацию роли, вариативность ее исполнения разными людьми, также доказал несостоятельность положений, игнорировавших мотивы и ожидания людей.
Таблица 1. Основные теории бихевиоризма
Ученый Предмет и задачи исследования Основные результаты
Э.Торндайк Экспериментальное исследование условий и динамики научения путем анализа способов решения задачи в проблемном ящике Законы образования  связи, т. е. законы научения. Метод обучения путем проб и ошибок
Д. Уотсон Изучение поведения, анализ его формирования путем образования связи S-R. Наблюдение за естественным становлением поведения, эмоций, понятий, речи Доказательство  прижизненности образования основных знаний, умений, переживаний человека и возможности повлиять на их содержание
Э.Толмен Изучение деятельности системы организм-среда, формирование целостного, молярного подхода к  проблеме поведения Внутренняя переменная, опосредующая связь S-R понятие о  когнитивных картах и латентном  обучении
К. Халл Формирование гипотетико-дедуктивного подхода к изучению поведения, анализу факторов, влияющих на характер связи S-R Понятие первичного и вторичного подкрепления, закон  редукции напряжения
Б. Скиннер Разработка методов  целенаправленного обучения, управления и коррекции поведения. Изучение оперантного поведения Законы оперантного  обучения, программированное обучение, методы коррекции поведения
Д.Мид Исследование социальных взаимодействий, лежащих в основе образования “Я” Понятие роли и системы  ролей как основы личности, раскрытие роли игры и ожиданий окружающих в становлении “Я”
А. Бандура Исследование социального  научения, изучение механизмов формирования социального поведения и подражания, а также способов коррекции поведения Понятие косвенного подкрепления, раскрытие роли модели подражания, исследование само эффективности, влияющей на регуляцию персонального поведения
 
   Однако  идея о прижизненном характере  содержания психики, ведущей роли  обучения оставалась незыблемой  и в необихевиоризме. Поэтому  неудивительно, что ведущей научной теорией этого направления во второй половине XX в. стала теория оперантного бихевиоризма Скиннера (см. табл. 1), ставшая основой для многих теорий развивающего обучения. В своих трудах Скиннер также показал несостоятельность методологии бихевиоризма как полностью объективной науки, так как игнорирование промежуточной переменной, т. е. сознания и бессознательного, не давало полного представления о поведении, а введение этой переменной снижало точность исследования. Так, уже в новый период ученые приходили к мысли о сложности (даже невозможности) полностью и объективно изучить, объяснить психическое. Трудности, вставшие не только перед бихевиоризмом, но и перед другими направлениями, привели ученых в последние годы XX в. к мысли о необходимости соединить достижения бихевиоризма с открытиями других школ, создав вновь общую, синтетическую психологию.  

Теория  Торндайка
   Э.  Торндайк впервые стал исследовать  процесс научения с позиции  объективного наблюдения, фиксируя  коннекцию (связь) между ситуациями, с которыми сталкивается организм, и его движениями - ответными реакциями.
   В  своих экспериментах он изучал  закономерности адаптации организма  к необычным условиям, с которыми  он не может справиться, когда  располагает только набором программ  поведения. Для исследования он изобрел специальные “проблемные ящики”, представляющие собой экспериментальные устройства различной степени сложности. Животное, помещенное в такой ящик, должно было, преодолевая различные препятствия, самостоятельно найти выход - решить проблему. Опыты ставились в основном над кошками, но имелись также ящики для собак и низших обезьян. Помещенное в ящик животное могло выйти из него и получить подкормку, лишь приведя в действие специальное устройство - нажав на пружину, потянув за петлю и т. п.
   Поведение  животных было однотипным. Они  совершали множество беспорядочных  движений - бросались в разные  стороны, царапали ящик, кусали  его и т. п., пока одно из  движений случайно не оказывалось  удачным. При последующих пробах  число бесполезных движений уменьшалось, животному требовалось все меньше и меньше времени, чтобы найти выход, пока оно не начинало действовать безошибочно.
   Ход  опытов и результаты изображались  графически в виде кривых, где  на оси абсцисс отмечались  повторные пробы, а на оси ординат - затраченное время (в минутах). Полученная кривая (Торндайк назвал ее “кривой научения”) дала основание утверждать, что животное действует методом “проб и ошибок”, случайно находя верное решение. Этот вывод был противопоставлен мнению о том, что животное понимает смысл задачи и действует разумно. В действительности, утверждал Торндайк, поведение экспериментального животного есть результат слепого поиска и случайной удачи. Об этом говорило и то обстоятельство, что, сделав однажды правильное действие, животное в дальнейшем совершало много ошибок. Это рассматривалось как общая закономерность поведения. У животных она выступает в более наглядном виде, но и человек, по мнению Торндайка, решает задачи в “проблемном ящике” своей жизни аналогичным образом, т.е. постоянно пробуя, ошибаясь и достигая успеха случайно.
   В  своих дальнейших работах - “Психология  научения” (1913), “Основы научения”  (1932) - Торндайк сосредоточился на  изучении зависимости связей, которые  лежат в основе научения, от  таких факторов, как поощрение и наказание. На основе полученных материалов он вывел четыре основных закона научения.
   1. Закон  повторяемости (упражнения). Его  суть в том, что чем чаще  повторяется связь между стимулом  и реакцией, тем быстрее она  закрепляется и тем она прочнее. Согласно этому закону, реакция на ситуацию связывается с этой ситуацией пропорционально частоте, силе и длительности повторения связей.
   2. Закон  эффекта, который говорит о  том, что из нескольких реакций  на одну и ту же ситуацию, при прочих равных условиях, более прочно связываются с ситуацией те из них, которые вызывают чувство удовлетворения. Позднее этот закон был модифицирован, так как оказалось, что для ребенка важен результат любой его деятельности, т. е. в конце выучиваемой реакции обязательно должно быть подкрепление, неважно - положительное или отрицательное.
   3. Закон  готовности, суть которого в том,  что образование новых связей  зависит от состояния субъекта.
   4. Закон  ассоциативного сдвига - если при  одновременном появлении двух раздражителей один из них вызывает позитивную реакцию, то и другой приобретает способность вызывать ту же самую реакцию. То есть нейтральный стимул, связанный по ассоциации со значимым, тоже начинает вызывать нужное поведение.
   Торндайк  выделил также дополнительные условия успешности научения - легкость различения стимула и реакции и осознание человеком связи между ними.
   Данные  Торндайка привели его к выводу  о том, что обучение происходит  путем проб и ошибок, или, как  он позднее писал, методом проб и случайного успеха. В результате формируется представление о пути достижения цели, т. е. о пути решения поставленной перед испытуемым задачи. Таким образом, работы Торндайка были направлены на исследование интеллектуального поведения. “Интеллект животных” (1898) - так назывался пионерский труд Торндайка, показывающий, что понятие об уме (интеллекте) не должно ограничиваться только внутренними операциями ума, как это считалось прежде. Так исследования, проведенные Торндайком, привели его к мысли о том, что психические процессы интериоризованы внешними реакциями. Эта гипотеза позднее была подтверждена в экспериментах Уотсона.
   Работы  Торндайка получили высокую оценку  благодаря тому, что он доказал  возможность экспериментального  и количественного изучения закономерностей поведения целостного организма в проблемной ситуации безотносительно к тому, как представлена эта ситуация в сфере сознания. Но в этом же заключалась коренная ограниченность его концепции, поскольку успешность поведения связана с отображением объективных условий, в которых совершается поведение в форме знания о них. Торндайк же ошибочно противопоставил “пробы и ошибки” как реальный фактор действия организма в сложных условиях дефицита информации ясному и однозначному пониманию этих условий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Возникновение и развитие необихевиоризма
   Поддержка  основных положений бихевиоризма  и, главное, его стремления  к объективному исследованию  психики не исключала разногласий,  возникавших при решении конкретных  научных проблем. А сомнения  в истинности некоторых принципов Уотсона возникли уже при анализе результатов первых экспериментов, проведенных У. Хантером и К. Лешли.
   У.Хантер (1886-1954) начал в 1914 г. исследования  отсроченной реакции. В этих  экспериментах обезьяне давали, например, возможность увидеть, в какой из двух ящиков был положен банан. Затем между ней и ящиками ставили ширму, убиравшуюся через несколько секунд, после чего обезьяне давали возможность совершить выбор. Животное успешно находило правильный ящик. Это решение доказывало, что животные способны не только к непосредственной, но и к отсроченной реакции на стимул. Эксперименты Хантера показали роль установки, предшествующей внешне наблюдаемой реакции и выражающей направленность организма на определенный стимул. Игнорирование этой установки, опосредующей связь между стимулом и реакцией, лишало психологию возможности объяснить многие феномены поведения.
   Сомнения  в истинности формулы S —> R вызвали  и результаты экспериментов одного  из учеников Уотсона К.Лешли (1890-1958). Материалы его исследования мозговых механизмов поведения были опубликованы в книге “Механизмы мозга и интеллект” (1929). Лешли исходил из того, что сложному поведению соответствуют более комплексные мозговые связи.
   В  его экспериментах у животного  вырабатывали какой-то навык, а затем удаляли различные участки мозга с целью выяснить, зависит ли от них этот навык. Оказалось, что при разрушении определенной зоны коры головного мозга подопытного животного ее функции брала на себя другая зона. Для объяснения этого факта Лешли выдвинул концепцию равноценности участков мозга, дающей способность сохранившейся части коры компенсировать потерю. Концепция действия массы объясняла тот факт, что качество выполнения задания снижается пропорционально объему разрушений и необязательно зависит от локализации повреждения. Работы Лешли доказывали, что разные области мозга ответственны за различные функции, однако локализация, согласно его наблюдениям, тем менее значительна, чем сложнее психический процесс.
   Эти  работы показали важность исследования  “таинственного ящика” (как называл  мозг Уотсон), а также бесперспективность  исключения всего, недоступного  прямому наблюдению, из предмета  психологии.
   Новый  этап в развитии бихевиоризма  связан с именами Э. Толена (1886-1959) и К.Халла( 1884-1952).
   Э.  Толмен был одним из пионеров  необихевиоризма. Свои основные  идеи изложил в книгах “Целевое  поведение у животных и человека”  (1932), “Когнитивные карты у крыс  и человека” (1948). Как и другие  бихевиористы, экспериментальную работу вел в основном на животных (белых крысах), считая, что законы поведения являются общими для всех живых существ, а наиболее четко и досконально могут быть прослежены на элементарных уровнях поведения.
   Подобно  “классическим бихевиористам”, он отстаивал положение о том, что исследование поведения должно вестись строго объективным методом, без произвольных допущений о недоступном этому методу внутреннем мире сознания. Однако Толмен возражал против того, чтобы ограничиваться в анализе поведения только формулой “стимул-реакция” и игнорировать факторы, которые играют незаменимую роль в “промежутке между ними”. Эти факторы он и назвал “промежуточными переменными”. Таким образом, схема Уотсона S-R была переделана в S-0-R, где О - внутренняя переменная.
   Раньше  считалось, что эти факторы  чисто внутренние, открытые только  для самого субъекта, способного  наблюдать за своим сознанием.  Толмен доказывал, что и такие  внутренние процессы можно “вывести  наружу” и придать их исследованию  такую же точность, как исследованию любых физических явлений. К типичным внутренним переменным относится, например, голод. Его нельзя наблюдать непосредственно, однако можно зарегистрировать по некоторым косвенным признаком - количеству съеденной пищи, времени еды, скорости ее поиска и т.д.
   Толмен  привнес в бихевиоризм философию,  отличавшуюся от атомизма типа  схемы S-R Уотсона. Он рассматривал  поведение не как цепочку из  отдельных реакций, а с точки  зрения его целостной, молярной, по определению Толмена (а не  молекулярной, как у Уотсона), организации. Такой холистический взгляд, дававший возможность воспринимать непосредственно сложные отношения, и лег в основу молярного подхода Толмена. Стажировка в Германии и работа с К. Коффкой позволили Толмену ознакомиться с принципами гештальтпсихологии, в том числе и с теорией поля Левина. Отражение этих идей, так же как и концепции В.Джемса (в лаборатории которого Толмен обучался, хотя и после смерти самого ученого), можно найти в теории когнитивного бихевиоризма Толмена.
   Целостное поведение Толмен описывал как систему, имеющую определенную цель и связанную со своим окружением сетью познавательных отношений. Организм ориентируется в ситуациях, к которым приспосабливается, благодаря тому, что выделяет определенные признаки, ассоциирующиеся с точкой выбора (гештальт-знаки) и позволяющие различать, “что ведет к чему?”. Он не просто случайно сталкивается со средой, а как бы идет навстречу ей со своими ожиданиями, строя своего рода гипотезы и даже проявляя изобретательность в поисках оптимального выхода из проблемной ситуации.
   В  отличие от других бихевиористов  Толмен настаивал на том, что  поведение не сводится к выработке  двигательных навыков. По его  экспериментальным данным, организм, постепенно осваивая обстановку, строит познавательную (“когнитивную”) карту того пути, которому нужно следовать для решения задачи. В качестве главных задач испытуемые животные в опытах Толмена должны были найти выход из лабиринта, чтобы получить подкормку и тем самым удовлетворить потребность в пище. В классических экспериментах Толмена с крестообразным лабиринтом было показано, что крысы, которые заучивают моторные реакции, ориентируются хуже, чем те, которые выработали карту лабиринта, ориентируясь на гештальт-знак.
   В своей работе “Когнитивные карты у крыс и человека” Толмен не только приводил новые доказательства ограниченности молекулярного подхода, но и призывал уменьшить уровень фрустрации, ведущей к ненависти и нетерпимости, которые порождаются узкими когнитивными схемами. Он подчеркивал, что плохое обучение, невнимание или излишняя авторитарность взрослых приводят к тому, что ребенок не может справиться с тем лабиринтом - окружающим миром, в котором он вынужден жить.
   Уделяя  большое внимание вопросам научения, Толмен выделил особый тип  научения, которое было названо латентным (скрытым). Скрытое, ненаблюдаемое научение имеет место, когда подкрепление отсутствует. Тем не менее оно способно изменять поведение, о чем говорят последующие реакции организма. Так, в опытах Толмена не нуждающиеся в еде и питье крысы, попадая в лабиринт, обучались, что выяснилось в последующем, когда они быстро находили нужный стимул (еду, воду) в момент актуализации потребности.
   Теория  Толмена побудила пересмотреть  прежние взгляды бихевиористов на факторы, которые регулируют адаптацию организма к среде. Среди этих факторов следует особо выделить целевую регуляцию действий живых существ, их способность к активной познавательной работе даже в тех случаях, когда речь идет о выработке двигательных навыков.
   После  экспериментов Толмена стала очевидной недостаточность прежних воззрений на поведение. Потребовались их пересмотр и специальное изучение объективными методами проблем, которые прежняя психология считала доступными только для внутреннего наблюдения самим субъектом. Толмен был крупным психологом, однако ему не удалось в полной мере использовать свои открытия, оказавшиеся слишком сложными и преждевременными в 20-30-х годах.
   В  40-50-е годы одной из ведущих  концепций необихевиоризма стала  концепция К. Халла. Прочитав книгу В. Джемса, он увлекся психологией и решил посвятить себя этой науке. Он стремился придать психологии стройность и точность, свойственные физико-математическим дисциплинам. Халл считал, что в психологии следует выдвинуть несколько общих теорем (как в геометрии Евклида или механике Ньютона), подвергнуть их экспериментальной проверке и в случае, если они опытом не подтвердятся, преобразовать их в более адекватные положения. Такой подход получил название гипотетико-дедуктивного метода. Халл опирался в основном на учение И. П. Павлова об условных рефлексах, считая, что важнейшую роль при использовании этого понятия следует придать силе навыка. Для того чтобы эта сила проявилась, необходимы определенные физиологические потребности.
   Под влиянием работ Торндайка, Халл в центр своей теории научения поставил его “закон эффекта”. Он доказывал, что из всех факторов наибольшее влияние на силу навыка оказывает редукция потребности. Чем чаще она удовлетворяется, тем сила навыка больше. Что касается величины редукции потребности, то она определяется количеством и качеством подкреплений. Кроме того, сила навыка зависит от интервала между реакцией и ее подкреплением, а также от интервала между условным раздражителем и реакцией.
   В  своей теории Халл выделил  понятия первичного и вторичного подкрепления. Первичным подкреплением является, например, пища для голодного организма или удар электрическим током, вызывающий прыжок у крысы. Соединение первичного раздражителя с первоначально нейтральным придает и ему мотивирующую функцию. Например, определенное положение младенца на руках у матери, связанное с последующим кормлением (первичное подкрепление), становится вторичным подкреплением. Халл полагал, что можно строго научно объяснить поведение организма без обращения к психическим образам, понятиям и другим интеллектуальным компонентам. По его мнению, для различения объектов достаточно такого образования, как потребность. Если в одном из коридоров лабиринта животное может найти пищу, а в другом - воду, то характер его движений однозначно определяется потребностью, и больше ничем.
   Хотя  в концепции Халла потребность  можно рассматривать в качестве  промежуточной переменной, опосредующей  связь между стимулом и реакцией, сама схема поведения в его  теории напоминала скорее уотсоновскую, чем толменовскую, так как изучался не целостный организм, а отдельные, атомарные поведенческие акты.
   В  своих работах “Принципы поведения” (1943) и “Системы поведения” (1952) Халл  первым поставил вопрос о возможности  моделирования условно-рефлекторной деятельности. Он высказал предположение о том, что если бы удалось сконструировать из неорганического материала устройство, способное воспроизвести все существенные функции условного рефлекса, то, организовав из таких устройств системы, можно было бы продемонстрировать настоящее научение методом “проб и ошибок”.
Теория  оперантного бихевиоризма
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.