На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат История образования древнерусского государства

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 07.11.2012. Сдан: 2011. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


1. Предпосылки образования древнерусского феодального государства.   Восточные славяне первой половины V – VІІІ вв.
   В письменных источниках начала новой эры упоминаются племена, жившие в Восточной Европе под названием "венеды". Впервые такое наименование было употреблено греческим писателем и государственным деятелем Плинием Старшим. О "венедах" упоминал и римский историк Тацит. Между славянами-венедами начала века нашей эры и племенами праславян, по мнению многих историков, существует прямая связь.
   В начале новой эры складывалось многочисленное этническое образование славян, заселявших восточную и центральную Европу между Днепром на востоке и Одером на западе. Предположительно, на севере территория их расселения достигала левобережья Припяти, а на юге - рубежа лесостепи и степи.
   Письменные  источники более позднего времени, II-V вв. (труды Прокопия Кесарийского - византийского историка, Иордана - готского историка) свидетельствуют о проживании антов (восточных венедов) между Днепром и Днестром и к востоку от Днепра.
   Во второй половине I тысячелетия н.э. славяне занимали значительную территорию, простиравшуюся между Эльбой на Западе, Волко-Окским междуречьем на северо-востоке, оз. Ильмень - на севере и северным Причерноморьем на юге. Обширность территории обусловила дифференциацию славян. Можно выделить восточных, западных и южных славян.
   Большую территорию, на которой сформировалась древнерусская народность заселяли восточнославянские племена. Достаточно подробно расселение восточных славян описал древнерусский летописец Нестор (XI-нач. XII в.). В " Повести временных лет " он описал события, совершившиеся за 300 лет до него.
   Источник, к сожалению, до нас не дошел, нам  известен его список, составленный монахом Сильвестром (около 1116 г.).
   По различным источникам можно представить картину размещения славянских племен:
   Поляне жили на правобережье Днепра с центром в Киеве;
   Древляне  - к северу от полян в междуречье Роси и Припяти с центром в Искоростене;
   Дреговичи - севернее древлян и полян на левобережье Припяти;
   Бужане и волыняне - западнее полян, по верхнему течению Южного
   Уличи и тиверцы - западнее бужан и волынян в бассейне Днестра;
   Хорваты (белые хорваты) - в Закарпатье;
   Северяне - на левом берегу Днепра, в бассейне реки Сулы, Сейма, Десны до Северного Донца;
   Радимичи - на востоке, в бассейне среднего и верхнего течения Оки и Москвы реки.
   В VII-VIII вв. славянские племена ведут активную хозяйственную деятельность, что стимулировало усиление внешнеэкономических связей, в т. ч. внешнюю торговлю.
   В конце I тысячелетия у восточных славян господствовал первобытнообщинный строй. Основной хозяйственной единицей владевшей землей, орудиями труда, скотом, продуктами труда была родовая община. Она состояла из группы кровнородственных малых семей. Хозяйство велось коллективно, всей общиной. Земельные участки периодически перераспределялись между отдельными семьями. Частной собственности на землю не существовало.
   В I половине I тысячелетия у восточных славян началось отделения ремесла от земледелия, развитие товарного производства. Это привело к появлению наряду с родовой общиной - общины территориальной (соседской), (называлась она "мир" или " вервь "). Начинается разложение первобытного строя, который был связан с дальнейшим развитием пашенного земледелия.
   В соседской общине происходил быстрый процесс социального расслоения. Различный состав семей, неравенство имущества, природных условий привели к росту частной собственности у зажиточных членов общины. Образовалась верхушка общества, присвоившая право собирать продукты на общие нужды и распоряжаться ими. В процессе становления феодального общества этот процесс превратился в сбор дани.
   Большинство славянских племен миновали рабовладельческую  формацию. Патриархальное рабство, имевшее  место у восточных славян, не переросло  в рабовладельческую формацию.
   1. Рабовладельческий  труд был не  выгоден; суровые  климатические условия  требовали больших  затрат для содержания  раба.
   2. Развитие рабовладения  задерживала сельская  община.
   3. Отсутствовал и источник рабов - пленников, обширные соседние территории были мало заселены.
   4. Уровень развития  производительных  сил требовал, чтобы  работник был заинтересован  в результатах труда.
   Более выгодным для феодала был труд зависимого крестьянина, несшего определенные повинности (барщину, оброк и т.д.). Рабство у славян носило патриархальный, домашний характер (холопы, челядь и т.д.).
   Предпосылки образования государственности  обозначились в VII-VIII в. н.э. Наивысшей  ступенью развития первобытнообщинного  строя у восточных славян были союзы племен. Предположительно таких  союзов было 14, наиболее крупные из них объединяли до десяти племен. В начале существования этих союзов племен формой управления была военная демократия.
   Военную силу союза племен составляли наиболее боеспособные мужчины. Впоследствии часть  из них, храбрых и сильных, группировалась вокруг предводителя в качестве его  дружины. Дружина с предводителем (князем) занимала главенствующее положение, постепенно вытесняя такие демократические организации, как народное собрание и совет старейшин.
   Росту общественного положения князя  и его дружины способствовало возрастающая необходимость защиты союза племен от возрастающей угрозы нападения внешних врагов
   Поддержка дружины позволяла предводителю нарушать обычаи и традиции, вводить  свои порядки. Военная демократия постепенно перерастала в военно-иерархическое  правление - княжеское. Так развивался процесс преобразования органов самоуправления в государственные органы.
   Союзы племен отличались более высоким  уровнем управления, органы общественного  самоуправления превращались в государственный  аппарат князя. Формировался государственный  строй, важным признаком которого было появление особой, отделенной от народа публичной власти, распространяющейся на определенную территорию, со специальным аппаратом управления.
   По свидетельству арабских исторических источников славянские племена объединились вокруг трех центров: Куябы, Славии и Артавии или Арса (предположительно Киева, Новгорода и Рязани).
   Это были "союзы союзов" племен - первые государственные образования на Руси. 

2. Киевская Русь в І?-?ІІІ вв.
   В своем развитии древнерусское государство  прошло ряд этапов.
   На  первом этапе образования древнерусского государства (VIII-середина - IХ вв.) происходит вызревание предпосылок, складывание межплеменных союзов и их центров - княжений, которые упоминаются у восточных авторов. К IХ в. восходит появление системы полюдья, т.е. сбора с общинников в пользу князя дани, которая в ту эпоху, скорее всего, носила еще добровольный характер и воспринималась как возмещение за военные и управленческие услуги.
   На  втором этапе (2-ая половина IХ - середина Х в.) процесс складывания государства ускоряется во многом благодаря активному вмешательству внешних сил - хазар и норманнов (варягов). «Повесть временных лет» летописца Нестора говорит о набегах воинственных обитателей Северной Европы, вынудивших ильменских словен, кривичей и финно-угорскиеплемена чуди и веси платить дань. На Юге же хазары собирали дань с полян, северян, радимичей и вятичей.  
Это данные Повести временных лет. Летописец отмечает (под 862 годом), что славяне сумели изгнать варяг за море. Но вскоре между славянами вспыхнула распря, "и пошел род на род и воевати почаша сами на ся". (Скорее всего, в летописи нашло отражение соперничество племенных союзов Севера и их знати, между которой шла борьба за власть).

   В этих условиях, не желая отдавать первенство кому-либо из своих, славяне и финно -угры со словами: "Земля наша велика и обилна, а наряда (порядка) в ней нет. Да поидете княжить и володеть нами" решили обратиться к соседям-варягам, называвшимися русью, и их князю - Рюрику, с братьями Синеусом и Трувором.
   Приглашение было принято, Рюрик сел в Новгороде  (по другим сведениям - в Старой Ладоге), Синеус - в Белоозере, Трувор - в Изборске. Через два года после смерти братьев Рюрик стал править единолично.
   В 882 году его преемник князь Олег хитростью  захватил Киев, убив правивиших там  Аскольда и Дира - норманнов, ушедших  ранее от Рюрика. После этого он освободил славянские племена от хазарской дани и подчинил своей  власти.
   Эти летописные данные легли в основу т.н. "норманнской теории", разработанной в ХVIII в. немецкими учеными на русской службе. Ее сторонники приписывали создание государства варягам, давшим ему и свое имя - "Русь". Крайние норманисты делали вывод об извечной отсталости славян, якобы не способных к самостоятельному историческому творчеству.
   Некоторые дореволюционные и большинство  советских историков, правда, с разных методологических позиций, оспаривали эту теорию. Так, академик Б.А. Рыбаков доказывал, что варяги появились в Восточной Европе тогда, когда Киевское государство (возникшее, якобы, в VI в.) уже сложилось и использовались лишь как наемная военная сила. Летописные сведения о мирном "призвании варягов" он считал поздней, вымышленной под влиянием политической коньюктуры, сложившейся в Киеве в эпоху правления Владимира Мономаха, вставкой.
   "Русь" же, по его мнению, - производное  от реки Рось (правый приток  Днепра южнее Киева).  
Современные исследователи, преодолевая крайности норманизма и антинорманизма, пришли к следующим выводам: процесс складывания государства начался до варягов, сам факт их приглашения на княжение свидельствует о том, что эта форма власти была уже известна славянам.

   Рюрик - реальная историческая личность, будучи приглашенным в Новгород на роль арбитра и, может быть, защитника от "заморских варягов" (свеев), захватывает власть. Его появление в Новгороде (мирное или насильственное) никак не связано с зарождением государства; норманнская дружина, не обремененная местными традициями, активнее использует элемент насилия для сбора дани и объединения славянских племенных союзов, что, в определенной степени, ускоряет процесс складывания государства. Одновременно происходит консолидация местной княжеской дружинной верхушки, ее интеграция с варяжскими дружинами и славянизация самих варягов;
   Олег, объединив Новгородскую и Киевскую земли и сведя воедино путь "из варяг в греки", подвел экономическую базу под складывающееся государство; этноним "русь" северного происхождения. И хотя летопись относит ее к одному из норманнских племен, но, скорее всего, это собирательное имя (от финского ruotsi - гребцы), под которым скрывалась не этническая, а этносоциальная группа, состоящая из представителей различных народов, занимающихся морским разбоем и торговлей.
   Тогда, с одной стороны, становится понятным распространение этого термина, уже не связанного с какой-либо этнической группой, среди восточных славян, а с другой - быстрая ассимиляция  самих варягов, принявших к тому же местные языческие культы и  не державшихся за своих богов.
   В эпоху правления Олега (879-912 гг.) в  его руках сосредоточилась власть над территорией от Ладоги до низовьев Днепра. Сложилась своеобразная федерация  племенных княжений во главе с  великим князем киевским. Его власть проявлялась в праве сбора  дани со всех, входящих в это объединение  племен. Олег, опираясь на мощь славяно-норманнских  дружин и "воев" (вооруженных свободных общинников) совершает в 907 г. успешный поход на Византию. В результате был подписан выгодный для Руси договор, обеспечивающий ей право беспошлинной торговли. Новые уступки заключались в соглашении от 911 г.
   Игорь (912 -945 гг.) стремился сохранить единство межплеменной федерации, также защищал ее границы от появившихся грозных кочевников - печенегов. В 40-х годах он совершил два похода на Византию, нарушившую свои соглашения с Русью. В итоге, потерпев неудачу, он заключил в 944 г. менее выгодный договор, а в 945 г. во время полюдья в древлянской земле был убит за требование сверх обычной дани.
   С реформ княгини Ольги начинается третий, завершающий этап складывания государства. Отомстив древлянам за смерть своего мужа, она устанавливает фиксированную норму дани, а для ее сбора устраивает " погосты ", ставшие опорой княжеской власти на местах.
   Политика  ее сына Святослава (964-972), прославившегося победой над Хазарией и походами на Дунай, закончившимися неудачей, требовала мобилизации значительных сил на внешние завоевания. Это несколько задержало внутреннее устроение русской земли. Святослав был убит в бою с печенегами при возвращении в Киев из неудачного похода в 972 году. После смерти Святослава разгорелась междоусобица за право на престол.
   В ходе междоусобицы свои права на престол  отстоял сын Святослава Владимир I Святой. Полная ликвидация племенных княжений происходит во время правления Владимира Святого (980-1015). Его первые шаги не обещали каких - либо качественных изменений. Так,в 981 г., продолжив политику расширения территории межплеменной федерации, он присоединяет к ней юго-западные (Галицию, Волынь) и западные (Полоцкую, Туровскую) земли. Пытается он укрепить и языческую веру, а, следовательно, и свою власть. С этой целью создается пантеон из пяти основных богов во главе с Перуном, который особенно почитался среди княжеских дружинников. Но эта мера мало что изменила, и тогда Владимир идет на своеобразную "духовную революцию" сверху - вводит в 988 г. христианство. Эта монотеистическая по своей сути религия позволила вытеснить местные языческие культы и заложила духовную основу для складывающейся единой русской народности и древнерусского государства.
   Следующим решительным шагом, завершающим  создание государства, становится замена Владимиром племенных князей своими сыновьями, призванными защищать новую  веру и укрепить власть киевского  князя на местах. Тем самым он превратил Русскую землю во владение рода Рюриковичей. Укрепление власти дало ему возможность организовать население  всей страны для создания мощных оборонительных рубежей на южных границах и переселить сюда часть словен, кривичей, чуди и  вятичей. Сам великий князь, если вспомнить былины, начинает восприниматься народным сознанием не как воин - защитник, а как глава государства, организующий охрану его рубежей.
   После смерти Владимира на Руси происходит новая междоусобица. Святополк Окаянный в 1015 году убивает своих братьев Бориса, Глеба и Святослава. Борис и Глеб в 1071 году были причислены к лику святых. Сам Святополк побеждён Ярославом и умирает в изгнании.
   Правление Ярослава Мудрого (1019  — 1054 гг.) стало порой наивысшего расцвета государства. Общественные отношения регулировались сборником законов «Русская правда» и княжескими уставами. Ярослав Мудрый проводил активную внешнюю политику. Он породнился с множеством правящих династий Европы, что свидетельствовало о широком международном признании Руси в европейском христианском мире. Разворачивается интенсивное каменное строительство. В 1036 году Ярослав наносит поражение печенегам и их набеги на Русь прекращаются.
   И так, в XI — начале XII века сформировался первый письменный свод законов — «Русская Правда», который последовательно пополнялся статьями «Правды Ярослава» (ок. 1015 — 1016 гг.), «Правды Ярославичей» (ок. 1072 г.) и «Устава Владимира Всеволодовича» (ок. 1113 г.).
   В «Русской Правде» отразилось усиление дифференциации населения (теперь размер виры зависел от социального положения убитого), регламентировалось положение таких категорий населения, как челядь, холопы, смерды, закупы и рядовичи.
   «Правда Ярослава» уравняла в правах «русинов»  и «словенинов». Это, наряду с христианизацией  и другими факторами, способствовало формированию новой этнической общности, осознававшей своё единство и историческое происхождение.
   Третий  этап. Во второй половине XI века Русь охватили княжеские усобицы. Их причинами были личные амбиции князей, поддержанные младшей дружиной, и запутанность лествичного принципа наследования. Но центростремительные силы в развитии государства возобладали. Среди соперничающих князей выделились Олег Святославич и Владимир Мономах. Одной из главных проблем, которую необходимо было решать в период усобиц были набеги половцев (с 1061 года). Половцы использовались князьями для борьбы с конкурентами. На Любечском съезде (1097 г.), призванном прекратить междоусобицы и объединить князей для защиты от половцев, был провозглашён семейный (вертикальный) принцип наследования земель: «Каждый да держит отчину свою». Теперь сыновья могли наследовать лишь те владения, которые принадлежали их отцу. Это позволило возвыситься Владимиру Мономаху, инициатору съезда и походов на половцев, и на время прекратить усобицы. Однако это открыло путь к политической раздробленности, так как в каждой земле утверждалась отдельная династия, а великий князь становится первым среди равных, теряя роль сюзерена.
   . Во второй четверти XII века Киевская Русь распадается на самостоятельные княжества. Хронологическим началом периода раздробленности современная историографическая традиция считает 1132 год, когда после смерти Мстислава Великого, сына Владимира Мономаха, власть киевского князя перестают признавать Полоцк (1132) и Новгород (1136), а сам титул становится объектом борьбы между различными династическими и территориальными объединениями Рюриковичей. Летописец записал «разодралась земля Русская». 

     Таким образом, ещё раз подчеркнём, что Древнерусское государство в своем развитии прошло три этапа:
   Первый  - в форме раннефеодального государства (конец IX-X вв.) Этот период характеризуется завершением процесса объединения славянских племен в единое государство, формированием и совершенствованием государственного аппарата и военной организации.
   Второй  этап - период расцвета Киевской Руси (конец X - первая пол. XI вв.).
   Третий  этап - вторая половина XI в. - первая половина XII в. - период экономического и политического ослабления Руси. Во второй половине XIІ в. наметились тенденции к феодальной раздробленности.
    
3. Политический строй Киевской Руси. Структура центрального и местного управления. Порядок наследования власти. 

   Рассмотрим  кратко государственный строй Древнерусского государства. В понятие государственный строй входят:
    вопросы устройства государства;
    политическая форма правления;
    структура и компетенция центральных и местных органов власти и управления;
    военное устройство;
    судебная система государства.
   Формирование  древнерусского государства шло  вплоть до первой трети XII века. Это  было целостное, основанное на принципе сюзеренитета-вассалитета государство. По форме правления древнерусское государство являлось раннефеодальной монархией с достаточно сильной монархической властью.
   Основными характеристиками древнерусской раннефеодальной  монархии можно считать:
    экономическое и политическое влияние боярства на центральную и местную власть;
    большая роль совета при князе, господство в нем крупных феодалов;
    наличие дворцово-вотчинной системы управления в центре;
    наличие системы кормления на местах.
   Феодалам была нужна сильная центральная власть для прикрытия и поддержки при захвате общинных, а также новых земель. Ну а поддержка великого князя феодалами способствовала быстрому распространению его власти на обширную территорию Руси.
   Киевская  Русь не была централизованным государством. Это был конгломерат феодальных владений-княжеств. Киевский князь  считался сюзереном или "старейшиной". Он давал феодалам землю (лен), оказывал им помощь и защиту. Феодалы должны были за это служить великому князю. При нарушении верности вассал лишался своих владений.
   Итак, высшими органами власти в Древнерусском государстве были:
      великий князь;
      совет при князе;
      феодальные съезды;
      вече.
Властные  функции великого киевского князя  в период княжения Олега (882-912 гг.), Игоря (912-945 гг.) и регентши Ольги при Святославе (945-964 гг.) были относительно несложны и заключались в:
    организации дружины и военных ополчений и командования ими;
    охраны границ государства;
    осуществлении походов на новые земли, захват пленных и взимание с них дани;
    поддержание нормальных внешнеполитических отношений с кочевым племенам юга, Византийской империей, странами Востока.
   Вначале киевские князья управляли только киевской землей. В ходе завоевания новых земель, киевский князь в племенных центрах оставлял тысячу во главе с тысяцким, сотню во главе с сотским, меньшие гарнизоны во главе с десятским, которые выполняли роль администрации города или местного управления.
   В конце X века функции власти великого князя претерпевают изменения. Отчетливее стал проявляться феодальный характер власти князя.
   Князь становится организатором и командующим вооруженными силами (многоплеменной состав вооруженных сил усложняет эту задачу):
    заботится о строительстве укреплений по внешней границе государства, строительстве дорог;
    налаживает внешние сношения с целью обеспечения безопасности границ;
    осуществляет судопроизводство;
    осуществляет утверждение христианской религии и материально обеспечивает духовенство.
   Княжескую власть осуществляли на местах посадник, волостели и тиуны.
   Князь изданием законов закреплял новые  формы феодальной эксплуатации, устанавливал правовые нормы.
   Таким образом, князь становится типичным монархом.
   Совет при князе не имел отдельных от князя функций. Это был совещательный орган для решения важнейших государственных вопросов: объявление войны, заключение мира, союзов, издание законов, финансовых вопросов, судебных дел. Он состоял из городской верхушки ("старцев градских"), крупных бояр, влиятельных дворцовых слуг. С принятием христианства (988 г.) в Совет вошли представители высшего духовенства. Центральными органами управления были должностные лица княжеского двора.
   Следует отметить, что с совершенствованием системы феодализма десятичная (тысяцкие, сотники, и десятские) система заменяется постепенно дворцово-вотчинной. Исчезают разделения между органами государственного управления и управления личным делами князя. Общий термин тиун уточняется: "огнищанин" называется "тиуном-огнищным", "старший конюх" - "тиуном конюшим", "староста сельский и ратный" - "тиуном сельским и ратейным" и т.д.
   С усложнением задач государственного управления роль этих должностей укрепилась, функции уточнились, например:
      "воевода" - начальник вооруженных сил;
      "тиун конюший" - ответственный за обеспечение княжеского войска конским составом;
      "дворецкий-огнищанин" - управляющий княжеским двором и выполняющий отдельные государственные задания;
      "стольник" - продовольственный снабженец.
   Феодальные  съезды (снемы) созывались великими князьями для решения важнейших вопросов внешней и внутренней политики. Они могли быть общегосударственными или нескольких княжеств. Состав участников в основном был тот же, что и Совет при князе, но на феодальные съезды созывались и удельные князья.
   Функции съезда составляли:
    принятие новых законов;
    распределение земель (ленов);
    решение вопросов войны и мира;
    охрана границ и торговых путей.

и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.