На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Антиинфляционная политика России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 07.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Введение 

      Проблема инфляции занимает важное место в экономической науке, поскольку ее показатели и социально-экономические последствия играют серьезную роль в оценке экономической безопасности страны и всемирного хозяйства.
      Актуальность этого вопроса в современных условиях определяется необходимостью выяснения сущности, глубинных причин и механизма развития инфляции, ее особенностей и основных направлений антиинфляционной политики в России с учетом мирового опыта.
      Трудно  с определенностью сказать, когда  проблема инфляции  и антиинфляционной политики впервые стала актуальной для человечества. Многие страны мира в результате инфляционных кризисов  испытали болезненную полосу развития, прежде чем удалось привести экономику к стабильности. В период после второй мировой войны она была типичным явлением даже для развитых капиталистических стран мира.
      В конце 20 века экономика нашей страны также претерпела одну из самых глобальных в мире перестроек и пришла в состояние значительного спада. Инфляционный процесс, охватывая непосредственно сферы обращения и распределения, в конечном итоге сказывается на состоянии материального производства и сферы обслуживания. В социальной сфере он приводит к люмпенизации огромных слоев населения.
      Инфляция  отрицательно влияет на все сферы жизни общества. Она обесценивает результаты труда, сбережения физических и юридических лиц, препятствует инвестициям и экономическому росту, а при отягчающих обстоятельствах приводит к краху реального сектора экономики. Высокая инфляция разрушает денежную систему, что в свою очередь усиливает отток финансовых ресурсов в торгово-посредническую сферу и ускоряет “бегство” капитала, приводит к вытеснению на внутреннем рынке национальной валюты иностранной, подрывает возможности финансирования государственного бюджета. Инфляция обесценивает доходы населения, особенно занятого в бюджетной сфере, снижая мотивацию к труду. Она выступает самым эффективным средством перераспределения национального дохода от наиболее бедных к наиболее богатым, усиливая тем самым социальное неравенство общества. Инфляция подрывает социально-политическую стабильность общества, способствуя развитию в нем авторитарных, диктаторских тенденций. Для России последних лет высокая инфляция является, несомненно, проблемой номер один.
      Цель  работы – произвести анализ проблем и особенностей антиинфляционной политики в России.
     Из  поставленной цели вытекают следующие задачи:
    Определить сущность и социально–экономические последствия инфляции.
    Рассмотреть монетаристские и кейнсианские методы антиинфляционной политики.
    Рассмотреть опыт антиинфляционного регулирования и борьбы  с гиперинфляцией в развитых  и развивающихся странах.
    Выявить причины и особенности развития инфляции в России.
    Произвести анализ динамики и социально-экономических последствий инфляции в России.
    Выявить проблемы и особенности антиинфляционной политики в России.
      Таким образом, объектом нашей работы является инфляция и антиинфляционная политика, предметом – проблемы и особенности антиинфляционной политики России
      Методами исследования послужили общенаучные методы классификции, систематизации, анализа, индукции и дедукции. 

 

ГЛАВА 1. Антиинфляционная политика государства: необходимость, цели, инструменты 

1.1. Сущность и социально–экономические  последствия инфляции 

     Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Считается, что ее появление связано чуть ли не с первым периодом возникновения денег. Само понятие “инфляция” (от лат. Inflatio - вздутие) было заимствовано из медицины. Оно впервые стало употребляться по отношению к денежному обращению в Северной Америке в 1861-1865 гг. Означало оно некий процесс, приводящий к увеличению бумажно-денежного обращения. Вскоре это понятие стало использоваться в Великобритании и Франции, причем в среде финансистов и банкиров. В экономической литературе оно появилось в начале 20в.
      Инфляция  – тонкое социально-экономическое  явление, вызванное диспропорциями в различных сферах рыночного хозяйства страны, до сих пор не освещено в полной мере в научном плане. Инфляция – наиболее острая проблема современного развития экономики, поэтому она требует, прежде всего, уточнения как категория.
      В отечественной литературе слово  “инфляция” чаще всего связывается  с установлением нового равновесия спроса и предложения в изменяющихся условиях. Нередко при определении инфляции ее ставят в зависимость от таких экономических категорий, как спрос, предложение, равновесие. В частности, инфляцией считается “дисбаланс спроса и предложения, проявляющийся в общем росте цен”1.
      Понимание инфляции в отечественной литературе исходя из дисбаланса спроса и предложения появилось, видимо, вследствие того, что в условиях тоталитарного режима, в социалистической экономике считалось, что инфляции нет, поскольку количество денег в обращении устанавливается планомерно в соответствии с потребностями розничного товарооборота. При этом не учитывалось, что инфляция может носить и скрытый характер, проявляющийся в товарном дефиците.
      Трактовка же инфляции как “процесса переполнения каналов денежного обращения  избыточной по сравнению с потребностью, массой денег, вызывающей их обесценение”2 в нашей науке обусловлена, очевидно, тем, что когда в 1992г. государство прибегло к либерализации цен и они резко возросли, возросла и потребность в деньгах. Кроме того, правительству нужно было больше денег для погашения бюджетного дефицита. Тогда правительство включило печатный станок. Именно в этот период наблюдался самый резкий скачок цен.
      Не  привносят ничего нового в понятие  инфляции такие объяснения, как “  долговременный процесс падения покупательной способности денег”3 или “обесценение денег”4
      Для западной экономики формула “инфляция  – рост цен” оказалась неприемлемой, потому что “там” инфляция означает рост цен при сохранении баланса спроса и предложения. В популярном на Западе учебнике К. Маконелла и С. Брю “Экономикс” указывается что “инфляция – это повышение общего (среднего) уровня цен” или “процентное изменение уровня цен”5 Это, конечно, не означает, что повышаются все цены. Даже в периоды быстрого роста инфляции цены на некоторые товары могут оставаться относительно стабильными или даже снижаться. Действительно, одно из больных мест инфляции – это то, что цены имеют тенденцию повышаться неравномерно. Наиболее близка к этим определениям трактовка инфляции в отечественной литературе, согласно которой инфляцию можно определить как “непрерывный общий рост цен”6
      Итак, для Запада главное в этом вопросе  – это цены, их общий уровень. В отечественной науке понятие  инфляции также связано с ценами, но в другом ракурсе: деньги у населения есть, а купить нечего. Понятие инфляции в нашей стране имеет собственное свойство и не укладывается в рамки классического представления. Инфляционная ситуация, когда спрос превышает предложение, распространяется не только на потребительский рынок, но и на рынок изделий производственно-технического назначения. Отсюда популярное определение инфляции: переполнение денежного обращения бумажными деньгами и их обесценение, т.е. превышение количества денежных знаков над находящимся в обращении количеством товаров. Эта точка зрения доминирует в отечественной литературе.
      Трактовка понятия “инфляция” как переполнение каналов бумажно-денежного обращения  представляется односторонней и  не раскрывает всю палитру причин возникновения этого сложного явления. Инфляция – это многоплановый феномен, вбирающий в себя производственный, денежный и воспроизводственный аспекты.
      Однако  во всех случаях инфляцию следует  рассматривать как:
- нарушение действий законов денежного обращения, что вызывает расстройство государственной кредитно-денежной системы;
- явный или скрытый рост цен;
- натурализацию процессов обмена;
- снижение жизненного уровня населения [4].
     Инфляция, являясь основным дестабилизирующим  фактором рыночной экономики, оказывает  значительное влияние на динамику экономического развития страны и уровень жизни населения. Ее воздействие зависит от темпов инфляции:
- нормальная  инфляция – темпы растут медленно, примерно 3 – 3,5 % в год, масштаб  инфляции поддаётся контролю;
- инфляция  может протекать умеренно, быть  ползучей, в условиях которой цены возрастают не более чем на 10 %  в год. В таблице 1.1 (см. приложение) показаны темпы роста потребительских цен в промышленно развитых странах мира, динамика которых в последнее десятилетие укладывается в рамки умеренной инфляции. Многие современные экономисты, в том числе последователи экономического учения Кейнса, считают такую инфляцию необходимой для эффективного экономического развития. Такая инфляция позволяет эффективно корректировать цены применительно к изменяющимся условиям производства и спроса;
- галопирующая  инфляция, при которой характерен  рост цен от 20% до 200% в год, является  уже серьёзным напряжением для  экономики, хотя рост цен ещё  не сложно предсказать и включить  в параметры сделок и контрактов. Этот вид инфляции можно проиллюстрировать с помощью показателей динамики цен в странах Восточной Европы
- гиперинфляция  – начинается при повышении  цен более чем на 50% в месяц  на протяжении длительного периода  времени – полугодия или более;  за год цены повышаются не  менее чем в 130 раз, при этом деньги вытесняются из оборота, уступая место товарному бартеру. Расходование заработной платы и рост цен принимают катастрофический характер, что сказывается на благосостоянии населения, причём даже наиболее обеспеченных слоёв [18].
       Умеренная инфляция ведет к временному оживлению экономики в результате незначительного роста цен и нормы прибыли. Галопирующая и тем более суперинфляция наносят значительный урон народному хозяйству. Рост цен намного опережает рост количества денег в обращении, происходит “бегство от денег” населения и предприятий. В результате этого нарастает скорость обращения денег, что равносильно их дополнительной эмиссии, побуждая цены подниматься еще выше. Цены перестают быть достоверным средством измерения затрат, падает их стимулирующая роль. Неравномерный рост цен на товары разрушает и дезорганизует хозяйственные связи, ведет к диспропорциям в экономике.
     Инфляция  наносит серьезный ущерб государственному бюджету. Обесцениваются как налоговые  поступления в бюджет, так и его расходная часть, что побуждает часто корректировать его и изыскивать дополнительные средства. А это стимулирует инфляцию.
  В условиях инфляции нарушается функционирование денежно-кредитной системы. Несут потери банки и другие финансовые учреждения, выдающие кредиты, так как реальная денежная процентная ставка уменьшается на величину ежегодного процента роста инфляции [2].
     Социальные  последствия инфляции проявляются, прежде всего, в ухудшении жизни  населения. Реальная заработная плата  постоянно отстает от инфляционного прироста цен на товары и услуги. В итоге падают стимулы к труду, ухудшается его качество. В условиях инфляции особенно страдают наименее защищенные слои населения - пенсионеры, студенты, безработные. Несмотря на то, что их доходы растут в результате корректировки и индексации, проводимых правительством, этот рост постоянно отстает от темпов инфляции. Обесцениваются сбережения населения, что подрывает стимулы к денежному накоплению. Несвоевременная выплата заработной платы, массовые увольнения из-за сокращения производства побуждают работников бороться за свои права, что усиливает социальную напряженность в обществе. Кроме того, налоговое законодательство обычно не успевает за темпами инфляции. В результате многие налогоплательщики автоматически из-за роста их номинального дохода попадают в более высокую группу налогообложения. Так происходит скрытая конфискация денежных средств у населения через налоги. Таким образом, в условиях инфляции нарушается стабильность экономических связей и социальных отношений общества. Часто меняющиеся цены перестают быть информационным ориентиром для производителей и потребителей, предприниматели не знают, какую цену установить на свою продукцию, а покупатели не знают, сколько нужно заплатить. Нарушаются финансово-кредитные отношения. Деньги перестают выполнять свои функции. Сворачивается производство, население нищает. Стимулируются кризисные явления в социальной, экономической и политической сферах общества. Социально-экономические последствия инфляции: обесценение и перераспределение доходов, материализация денежных средств, падение интереса к долгосрочным целям, обесценение денежных сбережений, уменьшение реальной процентной ставки и скрытая конфискация денежных средств[19]. Высокие темпы инфляции оказывают разрушительное воздействие на производство: подавляют стимулы к занятию производственной и инвестиционной деятельностью, нарушают стабильность денежной национальной единицы, дезорганизуют финансовую систему государства. Экономика, втянутая в инфляцию, особенно если процесс перерастает в галопирующую или гиперинфляцию, скатывается в полосу затяжного и глубокого экономического кризиса. Для выработки наиболее эффективных мер, способствующих снижению инфляции, необходимо выявлять причины, осуществлять прогнозирование инфляции и анализировать степень воздействия тех или иных мер на инфляционные процессы. [3] 

1.2. Монетаристские и  кейнсианские методы  антиинфляционной  политики 

     Наибольшее  распространение в мире получили два принципиально различных  подхода к преодолению последствий инфляции в переходной экономике, кейнсианский и монетаристский.
     Монетаристская  концепция инфляции настаивает на том, что инфляция – сугубо денежное явление, т.е. причиной усиления инфляционного процесса является более быстрый рост номинальной денежной массы по сравнению с объемом производимой продукции.
?P=?M•?V/?Q
?P- прирост цен
?M- темпы прироста денежной массы
?V- темпы  прироста скорости обращения денег
?Q- темпы  прироста объема реального продукта
     Данное  уравнение показывает, что темпы инфляции прямо пропорциональны росту денежной массы и скорости обращения денег и обратно пропорциональны приросту реального продукта.
     Денежная  масса создается ЦБ.  Сначала  ЦБ увеличивает свои активы: он предоставляет  кредиты государству, коммерческим банкам, отдельным предприятиям, а также увеличивает свои золото-валютные резервы. На второй стадии ЦБ увеличивает свои пассивы, т.е. создает денежную базу из количества наличных денег в обращении, обязательных и необязательных резервов коммерческих банков.
     Соотношение между денежной массой и денежной базой называется денежным мультипликатором, т.е. это отношения денежной массы к общему размеру резервов банковской системы. Мультипликатор показывает, какое количество денег создается в результате “разрастания” денежной базы. [1]
     Поскольку основной причиной инфляции в монетаристском подходе является избыток денежной массы, то последователи данной концепции  ставят во главу угла жесткий контроль за денежной массой, который должен привести к изменению совокупного  спроса.
     Например, когда Федеральная Резервная  Система США проводит продажу  ценных бумаг либо окончательную, либо с правом последующего выкупа, то в  банковской системе резервные депозиты уменьшаются на величину произведения мультипликатора на объем продаж. Таким образом, наблюдается уменьшение предложения денег.
     Другим  инструментом регулирования денежной массы может стать номинальная  ставка ссудного процента.
     Последовательные  монетаристы опираются исключительно  на проведение жесткой политики по отношению количества денег в обращении. Часть последователей этой школы считает, что чтобы сделать этот процесс менее болезненным для экономики необходимо сочетать его с политикой доходов. Последовательные монетаристы же отвергают подобную возможность, т.к. верят в свободный рынок и считают, что политика доходов препятствует рациональному распределению ресурсов, и экономика начинает “задыхаться”.
     Ключевым  пунктом монетаристской стратегии  преодоления инфляции является установление ЦБ некоторого определенного темпа  прироста денежной массы. Таким образом, банк как бы направляет инфляцию в более спокойное русло, появляется надежда, что резкого скачка цен не будет.
     Провозглашая  эту концепцию, монетаристы, тем  не менее, видели ее недостаток. Размер денежной массы очень сложно установить, т.к. постоянно появляются новые типы платежных средств: платежные и кредитные карточки, новые типы банковских счетов и государственных ценных бумаг. Поэтому, сложно решить какие типы платежных средств следует включать в состав денежной массы и отдавать под косвенный контроль ЦБ.
     Кейнсианская  теория инфляции исходит из анализа доходов и расходов хозяйствующих субъектов и влияния их на увеличение спроса, что приводит к росту производства и занятости. В то же время увеличение спроса населения как непроизводительного явления приводит к росту инфляции. Избавиться от этого негативного явления можно:
- стимулированием  частных и государственных инвестиций;
- ограничением  заработной платы.
     Кейнсианцы  видели способ разрешения инфляционных кризисов в активной политике государства. Именно государство призвано было обеспечить такой прирост инвестиций, который обеспечит прирост прибылей. Стимулировать потребление можно только после того, когда достигнута стадия инвестиционного насыщения.
     Сам процесс государственного регулирования должен включать четыре основных пункта. Таковыми являются:
          а) Денежно-кредитная политика. Она должна способствовать экономическому подъему такими путями, как обеспечение достаточного количества денег в обращении, предельное снижение процентной ставки.
          б) Расходы государственного бюджета. Кейнсианцы считали, что бюджетная политика является главным инструментом государственного регулирования, в том числе увеличения расходов на государственные капиталовложения.
     в) Перераспределение государственных доходов. Согласно взглядам кейнсианцев национальный доход должен распределяться в пользу классов с наибольшими доходами, а также предпринимателей, осуществляющих производственные капиталовложения. К тому же эта теория ни в коем случае не рекомендует повышать шкалу заработной платы. Эти меры, предпринимаемые государством, способствовали бы  увеличению склонности к потреблению, и следовательно, увеличению эффективного спроса[14].
     Таким образом, создавая систему государственного регулирования экономики, основоположник этой теории во главу угла ставил спрос. Он считал, что в экономике всегда существует отложенный спрос в виде сбережений, а также пассивов. По Кейнсу сбережения должны превратиться в элемент эффективного спроса. И управлять этим спросом должно государство, используя инструменты бюджетной и кредитно-денежной политики. Модель этого процесса предельно проста: центральный банк размещает займы, распределяет льготные кредиты. Одновременно проводятся государственные закупки товаров и услуг.
     Теория  Кейнса создавалась в период тяжелейшей депрессии. К тому же направлена она  только на создание дополнительного  спроса и не учитывает появления  других возможных форм, связанных  с развитием производства, инфраструктуры, изменением пропорций экономики [25]. С точки зрения сегодняшнего дня государственное вмешательство в процесс подавления инфляции представляется правильным. Но само государственное вмешательство порождает ряд противоречий, основным из которых является возможное несовпадение интересов государства и собственников капитала в условиях свободы принятия хозяйственных решений.
     Основополагающее  отличие изложенных выше теоретических  подходов к преодолению инфляции состоит в том, что сторонники монетаристской концепции и прежде всего М. Фридман отводят государству в этой области пассивную роль, в то время как кейнсианцы считают необходимым активное вмешательство государства. Однако и кейнсианцы, и монетаристы сходятся в одном – в период инфляции необходимо придерживаться правила сокращения денежной массы в обращении, чтобы достичь умеренной инфляции.
     Таким образом, в данном параграфе были рассмотрены основные методы регулирования  инфляции, наиболее часто используемые в практике. Все они в конечном итоге сводятся к управлению элементами совокупного спроса, совокупного предложения или факторами денежного обращения. 

1.3. Опыт антиинфляционного  регулирования и  борьбы  с гиперинфляцией  в развитых  и  развивающихся странах 

      Не  смотря на многообразие факторов, вызывающих инфляцию, вариантов антиинфляционной политики на удивление мало. Опыт развитых стран позволяет выделить 3-4 варианта. Все методы антиинфляционной политики укладываются в политику управления факторами спроса (политика агрегатного спроса и политика доходов), факторами предложения (политика стимулирования предложения) или факторами, регулирующими питательную среду инфляции, - сферу денежного обращения. Опишем некоторые из них:
      Методы  управления агрегатным спросом. Суть их состоит в воздействии на отдельные элементы совокупного спроса, чтобы сформировать новое соотношение спроса и предложения на товары и на деньги.
      Для управления агрегатным спросом применяются  инструменты бюджетной и кредитно-денежной политики. Такими мерами являются: сокращение государственных расходов, например, путем урезания различных социальных программ, изменения условий госзакупок; ужесточение налоговой политики по отношению к предпринимателям и потребителям. К мерам кредитно-денежной политики относят воздействие на спрос и предложение денег с целью их параллельного ограничения при помощи цены кредита.
      Политика  доходов. Методы, направленные на прямое ограничение роста цен и доходов, прежде всего заработной платы, образуют содержание политики доходов.
      Суть  политики доходов состоит в том, что государство ограничивает рост цен и заработной платы. Это уменьшает рост издержек производства тех товаров, в цену которых эти величины входят в качестве издержек. Тем самым политика доходов препятствует саморазвитию инфляционных процессов.  В то же время ограничение роста цен на товары и заработной платы определяет динамику доходов лиц наемного труда и в какой-то части предпринимательской прибыли. В этом отношении политика доходов способствует ограничению платежеспособного спроса. Поэтому, она часто используется в сочетании с дефляционной политикой [20].
      Существуют  различные варианты политики доходов  по степени жесткости принуждения к соблюдению регулирующих мер. Самый экстремальный вариант – это “замораживание” цен и заработной платы. В современных условиях он не используется, т.к. приводит к появлению скрытых форм инфляции. Предпочтение отдается гибким формам регулирования, таким как политика ограничения зарплаты с помощью налогов. Эта политика предполагает введение дифференцированных ставок налога на прибыль в зависимости от роста цен на производимую продукцию и заработной платы.
      Политика  стимулирования предложения. В качестве методов антиинфляционного регулирования предлагается использовать методы бюджетного регулирования, преимущественно налоговые. Налоговая политика позволяет дифференцированно подходить к различным источникам и суммам дохода. Сокращение ставок подоходного налога или налога с корпораций параллельно с расширением диапазона доходов, подпадающих под определенную ставку, позволяет ограничить рост бюджетного дефицита. В основе налоговой политики может лежать также политика доходов. Решения о повышении цен на продукцию и заработной платы принимаются предпринимателями. В основе же этих решений лежат налоговые льготы и стимулы, предлагаемые государством.
     Какими  же методами и с какими успехами боролись с инфляцией в разных странах ?
       В 70–е годы США, основываясь на кейнсианских рекомендациях, государство использовало два основных варианта антиинфляционной политики - дефляционный и политику доходов. Опыт свидетельствовал о слабой результативности этих методов борьбы с инфляцией.  Непрерывная, галопирующая инфляция вызывала недовольство населения. Основные упреки
были  в сторону постоянно высоких  государственных расходов, они представлялись чуть ли не главной проблемой в  борьбе с инфляцией. 80-е гг начались с галопирующей инфляцией. На первый план выдвинулись консервативные методы борьбы с инфляцией – монетаристские и структуралистские теории. Первостепенными целями стали борьба с инфляцией, стимулирование эффективности и быстрого улучшения условий для частного капитала.
     Однако, только в самом первом предвыборном варианте антиинфляционная политика администрации Рейгана тяготела к монетаризму, поскольку в качестве  решающих мер  по борьбе с высокой инфляцией она предусматривала заметное сокращение социальных и хозяйственных государственных расходов, ликвидацию дефицита федерального бюджета и последовательное проведение жестко ограничительной кредитно – денежной политики. Целью ее была борьба со стагфляцией, т.е. параллельная борьба и с высокой инфляцией, и с высокой безработицей(также стимулирование производства). Однако в 1982 году программа была пересмотрена, т.к. стало ясно, что жесткое следование монетаристским рекомендациям только усугубляет ситуацию. Новая антиинфляционная программа сочетала в себе методы монетаристов, и кейнсианцев, и структуралистов. В итоге  галопирующая инфляция была снижена до «ползущей», а безработицы снизилась до умеренных размеров [21]. Итак, экономическая политика администрации Рейгана (1981-1988 гг) включала в себя следующие основные направления:
1. Налоговая реформа проведенная в два этапа (1981-1982, с 1986 г) . Ставки
личного подоходного налога и налога на прибыль  корпораций резко сократились. В 1986 году налоговая система была реформирована и предельная ставка налога на доходы налогоплательщиков упала с 70 до 33 %. В результате госбюджет недополучил от 700 до 800 млрд долл.
2. Рост государственного вмешательства в экономику был приостановлен за счет замораживания и сокращения расходов на социальные программы. Расходы на оборону были значительно увеличены.
3. Администрация  поощряла Федеральную резервную  систему удерживать темпы роста массы денег на уровне, который рассматривался бы как неинфляционный, хотя и достаточный для обеспечения экономического роста.
Ликвидация  дефицита государственного бюджета  не только была достигнута, дефицит бюджета наоборот, достиг больших размеров (в результате сокращения налогов, а также заметного увеличения военных расходов). Администрация Рейгана смогла перекрыть инфляционное воздействие этого дефицита за счет денежного рынка, т.е. сбережений предприятий и населения, а также притока иностранного капитала, привлеченного высокими процентными ставками. Последующие администрации также не устранили этот недостаток. Высокий дефицит бюджета превратился в устойчивый структурный элемент экономического развития США. [2] Обратимся к  1999 году.
     Американская  экономика на подъеме, однако тревогу  вызывает ситуация на рынке труда, где отмечен рекордно низкий показатель безработицы 4,7 %, что гораздо ниже классических 6 %. И действительно индекс потребительских цен в США в апреле вырос на 0,7 %. Это увеличило годовой уровень инфляции в США с 1,7 до 2,3 %. Во многом данный скачок связан с резким увеличением цен на бензин : они поднялись на 17 %. Индекс Dow Jones в течение часа упал на 110 пунктов  (после объявления информации об инфляции). Несмотря на всплеск инфляции, на прошедшем заседании ФРС ее руководство решило оставить базисную учетную ставку без изменений [23].
     Обратимся к антиинфляционной практике латино-американских стран. Правительство Боливии в борьбе с гиперинфляцией использовало только традиционные монетаристские методы: внутри страны конфискационную денежную реформу в сочетании с другими ограничениями в кредитно-денежной политике, уменьшением государственных расходов и увеличением налоговых поступлений ; во внешнеэкономической сфере – усиление контроля за курсом обмена национальной валюты с преимущественной целью путем регулируемой девальвации стимулировать экспорт и тем самым способствовать росту промышленного производства. Однако успехи монетаризма в борьбе с инфляцией не привели к процветанию экономики страны.
     В Чили для подавления инфляции использовались жесткие ортодоксально-монетаристские методы, но параллельно применялись такие меры, как длительное установление фиксированного курса обмена своей национальной
валюты, активная государственная поддержка  благоприятных структурных
преобразований  в экономике и др.
     В трех других латиноамериканских странах – Мексике, Перу, Аргентине использование первоначально только монетаристских методов борьбы с гиперинфляцией успеха не принесло, прежде всего, из-за большой роли в этих
странах факторов инфляции издержек. И только применение методов гетеродоксно - немонетаристского характера при сохранении жестких монетаристских мер позволили этим странам справится с гиперинфляцией,
переведя  ее на более умеренный галопирующий уровень[16].
  В настоящее время центробанки различных стран мира сделали поддержание инфляции на низком и стабильном уровне главной задачей своей политики. При этом современная экономическая наука не знает панацеи от инфляции, и разные страны предпочитают разные методы.
     Например, правительства Германии и Японии выпускают и размещают облигации  займа в целях аккумулирования средств для финансирования бюджетов развития, потом они превращаются в активы ЦБ, который обменивает их на деньги. Минфины Бразилии, Перу и Аргентины в 80-х гг. боролись с инфляцией путем замораживания цен и номинальных доходов, что дало лишь временный результат и в итоге привело к подавлению свободы рынка. Однако тот же самый подход в Израиле и Мексике дал положительный эффект. В Боливии успех в борьбе с инфляцией был достигнут чисто монетарными методами, что случается крайне редко[26].
      8 развитых и 13 развивающихся стран сегодня применяют таргетирование инфляции (от англ. target - цель), то есть заранее устанавливают ее пределы и жестко контролируют их соблюдение. Это приводит к повышению доверия к финансовым институтам в частности и к экономике в целом. Также популярными методами удерживания инфляции в заданном коридоре являются операции на фондовом рынке и регулирование учетной ставки как средства контроля над денежной массой, а также повышение норм обязательного резервирования для банков.
      Важной  проблемой инфляция остается в США. Темпы ее роста в этой стране составляют на сегодняшний день 3,6% в годовом исчислении. Ускорение этого показателя вызвано, прежде всего, высокими ценами на топливо и продовольствие. Глава Федеральной резервной системы, выполняющей в стране функции Центробанка, Бен Бернанке надеется, что в течение ближайших кварталов инфляция замедлится до 2%. Глава ФРС уверен, что инфляция будет стабильной и управляемой главным образом благодаря избытку рабочей силы и снижению потребления. Впрочем, есть и другое мнение, которое высказывает лауреат Нобелевской премии Пол Кругман, заявивший в интервью "Коммерсанту", что снижение инфляции и сокращение зарплат не стимулируют занятость, а лишь увеличивают долговую нагрузку в США.
      Европейские регуляторы озабочены инфляционными рисками гораздо сильнее. В начале лета глава ЕЦБ Жан-Клод Трише повысил ключевую ставку рефинансирования до 1,5%, что является, по его словам, прежде всего антиинфляционной мерой. ЕС надеется удержать годовую инфляцию на уровне 2%. Некоторых экономистов беспокоит тот факт, что повышение ставок усилит долговой кризис и замедлит восстановление экономики еврозоны. По мнению большинства экспертов, перспективы всеобщей рецессии в Европе велики как никогда.
      Несмотря  на все проблемы Европы и США, российская инфляция далека от зарубежных показателей. Согласно данным Росстата, за первые семь месяцев 2011г. инфляция в стране достигла 5%. В Европе за аналогичный период потребительские цены выросли всего на 1,3%, а в Швеции, к примеру, упали на 0,2%, в Норвегии - на 0,4%. Страны СНГ близки России по темпам роста инфляции. В Украине цены за январь-июль выросли на 4,6%, Казахстане – на 5,6%, в Белоруссии же инфляция подскочила до 41%.  

 

Глава 2. Особенности  антиинфляционной политики в России 

2.1. Причины и особенности развития инфляции в России 

           Теоретический аппарат изучения динамики цен в рыночной экономике исходит из предпосылки о жестких финансовых ограничениях для производителей и значит, их постоянном стремлении сформировать цены таким образом, чтобы они отражали равенство предельного дохода предельным издержкам. Изменение затрат или потребительского спроса воздействует на объем производства и цены таким образом чтобы оптимальное для производителя условие не нарушалось. В случае роста издержек ответной реакцией производителя становится повышение цен и снижение объема производства (модель инфляции издержек), а в случае роста потребительского спроса – увеличение объема производства и цен (модель инфляции спроса). И это правило соблюдается всеми предприятиями, что позволяет использовать для характеристики инфляционных процессов индекс потребительских цен, поскольку последний в силу неизменности правил ценообразования объективно отражает ценовые процессы во всех секторах национальной экономики.
      Однако  для переходной экономики справедливость подобной предпосылки представляется необоснованной. Это связано с тем, что при преобразовании плановой системы в рыночную, происходят изменения на микроэкономическом уровне. Происходит коренная трансформация мотиваций хозяйствующих субъектов как необходимого условия для создания нового механизма координации в экономике [7].
      Важным  элементом плановой системы была государственная поддержка предприятий, производящих убыточную продукцию, более того, ее выпуск даже планировался. Целью предприятий являлось не получение прибыли, достижение запланированных показателей сбыта. В результате они старались придерживаться неоправданного с точки зрения рыночной экономики объема сбыта (правее точки пересечения индивидуальных кривых спроса и предложения). Из-за высокой напряженности планов, в которые закладывались жесткие ограничения материальных ресурсов, необходимых для выполнения плана, в административной системе сложился несколько иной, чем в рыночном хозяйстве тип ограничений. Директивному хозяйству была присуща высокая жесткость ресурсного лимитирования, а не финансового.
      Главным в процессе трансформации планового  механизма в рыночный стало отделения  финансов государства от финансов предприятий. Общее сокращение финансирования на макроуровне привело к обострению конкуренции на микроуровне за право пользования внешними финансовыми ресурсами. Стоимость их привлечения резко возросла. Непосредственным следствием этого должно было стать сокращение убыточного производства. По опросу руководителей предприятий на конец 1992г. – середину 1993г. хозяйствующие субъекты осуществили переход, по крайней мере, формально к новой системе лимитирующих их деятельность факторов. Опрос показал, что все меньше директоров предприятий склонны считать факторами, ограничивающими их деятельность, нехватку сырья, материалов и полуфабрикатов и все большее количество руководителей признают ограничительную роль недостатка финансовых средств. Однако создание формальных условий для возникновения рыночного поведения предприятия еще не означает, что они функционируют идеально согласно рыночным критериям. Объем выпуска убыточной продукции с 1990 до 1996г. возрос с 8% до 14%7. В этой ситуации можно предположить, что субъекты экономики  нашли способ, позволяющий нейтрализовать жесткость финансовых ограничений, возникших после разрушения административной системы. Таким инструментом являются низколиквидные денежные обязательства предприятий, благодаря которым они имеют возможность приобретать необходимые им комплектующие, оплата которых “живыми” деньгами осуществляется далеко не всегда, а следовательно, изменение цен на них не может оказать сколько-нибудь существенного влияния на уровень цен продукции, производимой ими[18].
      Взаимное  кредитование предприятий в переходной экономике становится средством борьбы отечественных производителей за рынок.  Они получают возможность увеличивать издержки, не увеличивая цен и при неизменном характере производства. Это нетипично для рыночных экономик: производитель, функционирующий при увеличивающихся издержках, вынужден сокращать их или закрывать производство. Взаимное кредитование предприятий российской экономики позволило сохранить им свою ориентацию на объем продаж как на главную цель своей работы.
      При почти полном отсутствии у производителей мотивации к повышению цен на их продукцию из-за возможного сокращения сбыта возникает вопрос о тех факторах, которые в конечном итоге вызывают повышение цен на продукцию в реальном секторе экономики. В этой связи можно выделить две группы предприятий в экономике: находящиеся в условиях жестких спросовых ограничений (большинство предприятий) и не испытывающие ограничений спроса (естественные монополии и экспортоориентированные предприятия).
      Предприятия первой группы придерживаются в основном модели поведения, описанной выше. Важнейшим их приоритетом является сохранение сбыта безотносительно к  тем убыткам, которые могут быть с этим связаны. Повышение цен в данной группе инициируется только спросом. Процесс же повышения цен происходит следующим образом. Увеличение покупательной способности конечных потребителей приводит к смягчению спросовых ограничений для предприятий, замыкающих технологическую цепочку. Это стимулирует последних к расширению сбыта и увеличению цен на продукцию в пределах, соответствующих увеличению покупательной способности потребителей. Такая сбытовая политика вынуждает предприятия, производящие конечные продукты обращаться за дополнительными объемами комплектующих. Чтобы стимулировать предприятия, производящие промежуточные товары, наращивать выпуск конечные производители вынуждены либо предлагать более высокую цену, либо увеличить объем “живых” денег в платежах. Процесс увеличения цен таким образом захватывает всю технологическую цепочку. Так продолжается до тех пор, пока весь “прибавок” ликвидности не распределится между предприятиями согласно их неформальному положению [21].
      При этом изменение цен на всех стадиях  технологической цепочки зависит от повышения цен на конечную продукцию. Это связано с ориентированностью предприятий на сохранение сбыта. Причем эта установка действует на всех стадиях, т.к. прекращение работы одного предприятия повлечет за собой остановку всей технологической цепочки. Поэтому групповые интересы рассматриваются наравне с личными.
      Таким образом, увеличение большинства цен  в промышленности России представляет собой не инфляцию издержек в чистом виде, а эффект распространения на реальный сектор ценовых импульсов инфляции спроса.
      Предприятия второй группы. Иная ситуация наблюдается на предприятиях второй группы, спрос на продукцию которых не только не сократился в ходе рыночной трансформации, но в ряде случаев даже возрос. Ввиду того, что спрос на их продукцию относительно неэластичен и увеличение цен на нее обычно не приводит к уменьшению выручки, такие предприятия могут выступать в качестве источника инфляции издержек. Однако таких процессов не наблюдается, что обусловлено значительной вовлеченностью этих предприятий в процессы взаимного кредитования.
      Возможности данных предприятий увеличивать цены на свою продукцию ограничены нехваткой у потребителей ликвидных денежных средств. В результате повышение цен происходит в несколько иной форме, чем в рыночной экономике: в поступающих к предприятиям платежах увеличивается доля низколиквидных платежных инструментов [5].
      Таким образом, в переходной экономике  можно выделить три структурных элемента инфляции: спросовая инфляция в потребительском секторе, открытая инфляция в реальном секторе, вызванная изменением потребительских цен и скрытая форма инфляции издержек в виде прироста задолженности предприятий. Спецификой инфляции в переходной экономике являются две особые формы реализации инфляции издержек. Первая отражает рост цен в реальном секторе под воздействием факторов спроса и может рассматриваться как квазиинфляция издержек. Вторая порождается на производствах, чья продукция является “дефицитной” на внутреннем рынке, и проявляется в скрытой форме: увеличении в обращении низколиквидных платежных средств, что выступает превращенной формой инфляции издержек, т.е. рост задолженности предприятий[13]. 

2.2. Анализ динамики  и социально-экономических  последствий инфляции  в России 

     Все россияне знакомы со словом инфляция. Все ее боятся, и многие пытаются так или иначе застраховать свои сбережения. Однако мало кто знает, что такое инфляция на самом деле. Мы попробовали разобраться с этим термином и оценить, какое влияние оказали инфляционные риски на историю России, а также сравнили методы борьбы различных государств с ростом цен.
     Лауреат Нобелевской премии по экономике Милтон Фридман был убежден, что высокая инфляция способна разрушить экономику любого государства, и призывал сдерживать ее любым путем. Обесценение денег обычно вызывает ужас у населения, которое вынуждено завтра платить втридорога за то, что стоит копейки сегодня, и восторг у экспортеров, продающих товары и сырье по новым ценам при том же качестве продукта. Кроме того, радуются инфляции банки, выплачивающие низкие проценты по вкладам, а также государство, сохраняющее уровень выплат без учета роста цен.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.