На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Особенности российской правовой системы

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 07.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


1. Введение
     Когда мы смотрим вперед и вдаль и  видим грядущую Россию, то мы видим  ее как национальное государство, ограждающее  и обслуживающее русскую национальную культуру. После длительного революционного перерыва, после мучительного коммунистического  провала – Россия вернется к свободному самоутверждению и самостоянию, найдет свой здравый инстинкт самосохранения, примирит его со своим духовным самочувствием  и начнет новый период своего исторического  рассвета. 
И.А. Ильин. О грядущей России.

     Современная правовая система России в данный период ее истории перехода к правовому  демократическому государству испытывает значительную модернизацию и реформацию. Несмотря ни на что с каждым годом, что бы ни  говорили, уровень правосознания большей части общества повышается, у государства очерчиваются контуры правовой идеологии, происходит значительное реформирование права в целом, формируется основа Новой правовой системы России.
     Современная правовая система России – сложное, многогранное правовое явление, характерной  особенностью которого является активное развитие, преобразование составляющих его компонентов.
     Необходимо  отметить, что тенденции данного  развития далеко неоднозначно оцениваются  как в отечественной, так и  зарубежной научной литературе. Причем, большинство публикаций по данной проблематике акцентировано на недостатках, присущих еще советской правовой системе, впоследствии перешедших в Российскую правовую систему, а также на отрицательных  тенденциях, которые были свойственны  «переходному периоду» развития правовой системы России. 
     В начале 90-х годов правовая система  Советского Союза де факте прекратила свое существование, де юре страна продолжала жить по социалистическому праву, темпы эффективных преобразований оставляли желать лучшего. Тиунова Л.Б. отмечает, что «к сожалению, конец 80-х и начало 90-х годов у нас в стране, не смотря на усилия по преобразованию общества, ознаменовались существенными сбоями в функционировании правовой системы, снижением ее целостности и эффективности, дестабилизацией образующих ее механизмов».
     В настоящее время можно говорить, что Россия сделала переход от дикого либерализма 90-х к обдуманному  либеральному реформированию правовой системы.
     Более чем за одно десятилетие Россия сделала  несколько поэтапных шагов: от советской  правовой системы к правовой «системе»  переходного периода (к характеристике данного периода, скорее всего, подходят слова - анархия) и к современной  правовой системе, которая продолжает реформироваться и приобретать  более четкие, конкретные очертания.
     При каждом переходе Россию будоражило, либо она испытывала какой-либо системный  кризис. Важно, чтобы этот период не прошел даром, обществом и государственными институтами, государственными деятелями  были усвоены принципы реформирования правовой системы такой непростой  страны как Россия, ведь знание некоторых  принципов, заменяет знание многих фактов. В этот период под вопросом были целостность и единство Российской Федерации. И.А. Ильин писал: «Союз  государств заключается на верность и на века: но не признает ни «свободного  выхода», ни измены; он скрепляется  клятвой; он нерушим; он не может состоять из интригующих предателей, он невозможен между мелкими народами, болеющими  политическим тщеславием, манией величия  и  ненавистью. Такой союз будет эфемерным: он или будет заменен унитарной формой или же погубит всех своих участников и погибнет сам [6] ». Если бы кризис власти в РФ затянулся то возможно бы произошло то, о чем писал И.А. Ильин.
2. Понятие правовой системы.
2.1 Основные определения. Классификация правовых систем.
     Каждое  из сегодняшних государств имеет  свое право, и более того, право  может служить признаком некоторых  негосударственные образования. У разных стран оно сформулировано на разных языках, использует различную технику и создано для обществ с весьма различными структурами, правилами, верованиями.
     То  влияние, которое оказывает на жизнь  общества отрасль права, не может  быть игнорировано, оно многообразно и затрагивает как личную жизнь  граждан, так и взаимоотношения  государств. Каждое из этих правовых явлений  обладает определенными функциональными  свойствами. Отсюда возникло, было обосновано и утвердилось понятие "правовая система", охватившее широкий круг правовых явлений, включая нормативные, организационные, социально-культурные аспекты,  вместе с многочисленными определениями понятия права, отражающими и раскрывающими его существенные черты.
     Понятие «правовая система в широком  смысле» требует за всем разнообразием  признаков, отличающих национальное законодательство, видеть черты общего (универсального) права. Эти признаки могут иметь  содержательный характер (например, институт прав человека), но могут быть формальными, например, сходство структуры законодательства. Ценность понятия «правовой системы» в широком значении заключается  в том, что оно дает дополнительные аналитические возможности для  комплексного анализа и характеристики права той или иной конкретной страны.
     Понятие «правовая система», используемое в  широком значении, тесно связано  со сравнительным правоведением. Терминология здесь весьма разнообразна. Например, Р. Давид использует термин «семья правовых систем», К.-О. Эберт и М. Рейнстайн  – «правовые круги», И. Сабо –  «форма правовых систем», С.С. Алексеев – «структурная общность». Наиболее распространен термин «правовая  семья» 
     По  меткому выражению французского правоведа Ж. Карбонье правовая система  – это «вместилище, сосредоточение разнообразных юридических явлений». В.В. Бойцова под категорией правовая система понимает следующее: «категория «правовая система» служит для объединения  национального права государств, имеющих сходные юридические  признаки, позволяющие говорить об их относительном единстве». На мой  взгляд, данное определение не отражает всего смысла, заложенного в этом понятии.
     В целом можно сказать, что правовая система – это часть целого, часть права, и если под правом понимается система общеобязательных, формально определенных юридических норм, установленных и обеспечиваемых государством, то под правовой системой - явление, отражающее собой всю правовую организацию общества, целостную правовую действительность, систему юридических средств, с помощью которых официальная власть оказывает правовое воздействие на поведение людей. Правовая система общества – это конкретно-историческая совокупность права, юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельного государства.
     Право – ядро и нормативная основа правовой системы, ее связующее и цементирующее  звено. По характеру права в обществе можно судить и о сущности всей правовой системы данного общества, а правовая система –  вся "правовая действительность" данного государства.
     Каждая  страна имеет свою, особенную отвечающую ее интересам правовую систему. В  условиях разных по своей форме цивилизаций, разных культурных традиций, формируются  разные правовые системы. Хотя у всех этих обществ есть один общий элемент: обязательные для выполнения правила поведения и организация общественных отношений.
     Различия  между правом разных стран значительно  уменьшается, если исходить не из содержания конкретных норм, а из более постоянных элементов правовой системы. Например, использование различных словарей у двух данных правовых систем или  различия в юридической технике. Нормы права могут быть бесконечно разнообразны, но способы их выработки, систематизации, толкования показывают наличие некоторых типов, которых  не так уж много. Поэтому возникла группировка правовых систем в «семьи».
     Л. Бержель писал: «Многочисленность  и разнообразие юридических систем – это очевидность, обусловленная  разнообразием человеческих обществ, в рамках которых функционирует  и жизнь которых упорядочивает  право».
2.2 Правовая система и система права. Их структура.   

     Существует  также понятие "системы права" - это внутренняя структура права , состоящая из взаимосвязанных норм, институтов и отраслей права. 
     Ее  первичным элементом выступают  нормы права, и в целом все  ее элементы непротиворечивы, внутренне  согласованы, взаимосвязаны, что придает  ей целостность и единство, она  обусловлена социально-экономическими, политическими, религиозными, культурными, историческими факторами. Система права объективна.
     Понятие "системы права" не следует отождествлять с понятием "правовая система". Последнее шире по своему объему и включает в себя: 
1)   систему права (законодательство); 
2)   юридическую практику; 
3)   господствующую правовую идеологию. 

     Ну  а сама система права подразделяется на нормы права, институты права, подотрасли и отрасли права .
     Основным  элементом системы права является отрасль права, которая состоит из правовых норм, регулирующих данный, специфический, отличающийся от всех остальных вид общественных отношений. В свою очередь отрасль права подразделяется на отдельные взаимосвязанные элементы, которые называются институтами права. Это уже отдельный, обособленный комплекс правовых норм, часть отрасли права. Институты права регулируют один отдельный вид общественных отношений. 
     Именно  через институты образуется отрасль, а не непосредственно правовыми  нормами. 
     Более крупное объединение, входящее в  состав отрасли – подотрасль права. Она складывается из родственных институтов, изучающих и регулирующих группы близких отношений определенного вида. 
     Система права современного общества объединяет следующие основные отрасли:
    Государственное (конституционное) право – это отрасль права, закрепляющая основы общественного и государственного устройства страны, основы правового положения граждан, систему органов государства и их основные полномочия. 
 
    Административное  право – регулирует общественные отношения, которые складываются в процессе осуществления исполнительно распорядительной деятельности органов государства. 
 
    Финансовое  право – представляет собой совокупность норм, регулирующих общественные отношения в сфере финансовой деятельности.
 
    Земельное право – регулирует общественные отношения в области использования и охраны земли, ее недр, вод, лесов, что является материальной основой жизнеобеспечения человеческого общества.
 
    Гражданское право – наиболее объемная отрасль системы права, которая регулирует разнообразные имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения. 
 
    Трудовое  право – это отрасль права, регулирующая общественные отношения в процессе трудовой деятельности человека.
 
    Семейное  право – отрасль права, которая регулирует брачно-семейные отношения.
 
    Гражданско-процессуальное право – регулирует отношения, возникающие в процессе рассмотрения судами гражданских, трудовых и семейных споров.
 
    Уголовное право – представляет собой комплекс норм, которые устанавливают, какое общественно опасное поведение является преступным и какое наказание за его совершение применяется.
 
    Уголовно-процессуальное право – объединяет нормы, определяющие порядок производства по уголовным делам.
 
    Исправительно-трудовое право – регулирует отношения, складывающиеся при исполнении мер уголовного наказания и связанные с исправительно-трудовым воздействием. 
     Конечно же, такая структура системы права  существовала не всегда и, как и общественная жизнь, находится в постоянном изменении  и развитии, пополняется новыми нормами, институтами, отраслями, становится более  совершенной и эффективной. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
3. Особенности развития российской системы права 

     Деятельность  всей системы органов власти в  правовом государстве в соответствии с принципом разделения властей  на законодательную исполнительную и судебную способствует образованию  нормативно-законодательных и нормативно-судебных элементов, синтезированных в современной российской правовой системе.
     До  недавнего времени правовая система  Российской Федерации входила в  прекратившее свое существование семью  социалистического права, которую  образовывали страны, ранее входившие  в социалистическое правовое сообщество. До возникновения социалистической правовой семьи, указанные страны принадлежали к семье романо-германского права, поэтому впоследствии они сохраняли характерные для него черты.
     Особенностью  российской правовой системы переходного  периода явилось то, что на начальном  этапе ее возникновения действовало  большинство нормативных актов  бывшего РСФСР, причем некоторые  из них сохраняют юридическую  силу и по сегодняшний день. С  течением времени вновь образованные органы государственной власти издавали собственные нормативные акты, обеспечивая  тем самым появление обновленной  правовой системы Российской Федерации. В связи с этим возникла необходимость  определения роли и места вновь  возникшей правовой системы в  типологии современных правовых систем. В юридической литературе по данному вопросу существуют несколько  точек зрения. Согласно одной, прежняя  принадлежность социалистических стран  к романо-германской правовой семье  позволяет вести речь лишь об их возвращении в это сообщество. Согласно другой, для того, чтобы  определиться в правовой природе  бывших социалистических стран недостаточно традиционных технико-юридических и социально-экономических критериев.
     Историческая  и этнокультурная специфика России, других восточноевропейских стран  требует учета в компаративистских  исследованиях в большей степени, чем это было ранее, такой фактор дифференциации правовых семей, как  этноправовые и культурно-исторические особенности правового регулирования. Поэтому прежние социалистические страны образовывают славянскую правовую семью. В связи с изложенным, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что в  современном мире правовое регулирование  фактически осуществляется лишь двумя  типами правовых систем. Поэтому, казалось бы, правомерно вести речь о возврате к романо-германскому правовому  сообществу. Между тем, в настоящее  время в Российской Федерации  среди законодательных элементов  правообразования существуют и нормативно-судебные элементы. Это видно из того, что  все большую роль в правовом регулировании  большинства отраслей начинает играть доктринальная трактовка законодательных  положений, проводимая судебными органами власти, путем принятия соответствующих  решений по спорным вопросам законодательства, а также при отсутствии законодательного регулирования какого-либо вопроса. Прежде всего, это касается решений  Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ.
     Указанная тенденция явилась следствием интеграции Российской Федерации с государствами  нормативно-судебной правовой семьи  на основе общей концепции правового  государства (к примеру с США), обусловившей процессы интеграции правовых явлений в рамках существующей типологии  правовых систем на фоне развития международного права. Поэтому становится все труднее  говорить о принадлежности правовой системы Российской Федерации только лишь к нормативно-законодательному типу.
     Принципы  правового государства обеспечили формирование объективного права в  соответствии с новой политико-правовой доктриной, что повлекло существенное изменение содержания норм составляющих основу российской правовой системы. При этом зачастую сохраняли действие нормы прежней правовой системы, но лишь в той части, в какой они не противоречили вновь возникшим принципам правового регулирования. Что касается системы права, то здесь изменения произошли в составе и содержании норм как публично-правовых, так и частноправовых отраслей. Причем изменение содержания частноправового воздействия напрямую зависит от соответствующего изменения публично-правового режима регулирования. Это связано с тем, что публичное право включает в себя основные вопросы формирования правовой системы и обеспечения ее устойчивости в условиях происходящих перемен.
     В отраслях публичного права изменения  связаны с тем, что основными  принципами правового регулирования  стали принципы верховенства закона, верховенства прав и свобод человека и гражданина, приоритета международного права над национальным. Данные принципы стали началами правового регулирования  в конституционном, уголовном, административном, налоговом, гражданско-процессуальном, уголовно-процессуальном, арбитражно-процессуальном праве, а также в комплексных  публично-правовых и частноправовых отраслях и институтах (например в  земельном, трудовом, банковском и др.).
     Что же касается частноправовых отношений, то здесь следствием признания приоритета общечеловеческих ценностей над  государственными, явилась более  широкая диспозитивность поведения  субъектов, когда их некоторые сознательные волевые акты, направленные на реализацию своих естественных прав, приобрели  нормативность и государственное  обеспечение и защиту в частноправовых отраслях (гражданском, семейном и др.). Это, в свою очередь, обусловило расширение сферы диспозитивно-правового воздействия, и установление нового правового  режима в отраслях частного права.
     Далее, Гражданский кодекс Российской Федерации  заложил основу регуляции отношений  в сфере экономики. Стали приниматься  законы, устанавливающие режим формирования и использования имущества государства: о бюджетной и налоговой системах, о бюджетной классификации, о  бухгалтерском учете, о государственном  заказе и др. Значительный массив законодательных  актов направлен на реализацию основных прав и свобод человека гражданина. Были приняты законы о культуре, здравоохранении, науке и других участках социального устройства общества, которые заложили основы законодательства в этой сфере. Одной из тенденций  развития российского законодательства является также его тесное взаимодействие с принципами и нормами международного права. В этих целях издаются нормативные  акты, направленные на ратификацию  положений международных договоров  и соглашений и включение их, тем  самым, в российскую правовую систему.
     Таким образом, сложившаяся на данный момент внутренняя структура законодательства может быть представлена следующим  образом: конституционное законодательство как базовая отрасль, далее, две  опорные отрасли – административное и гражданское законодательство – и отрасли финансового, налогового, трудового, земельного, аграрного, социального, семейного, экологического, горного, уголовного, гражданско-процессуального и уголовно-процессуального  законодательств, законодательства о  судоустройстве. Указанные отрасли  делятся на подотрасли, институты, нормативные  акты и отдельные нормы. Значительные изменения правовой системы произошли  и во внешней структуре системы  законодательства. Особое значение в  ходе построения обновленной российской государственности приобретает  развитие законодательства в сфере  оформления государственно-политических институтов власти, так как именно в этой сфере происходит образование  внешней структуры системы законодательства.
     Анализ  конституционного законодательства Российской Федерации, регулирующего деятельность органов государственной власти, позволяет сделать вывод, что  здесь правовое регулирование общественных отношений происходит на двух уровнях  – федеральном и на уровне субъекта федерации. Причем оба уровня предполагают наличие относительно самостоятельных  правовых систем. Во-первых, федеральное  законодательство образует систему  законодательства Российской Федерации, так как именно она является суверенным государством, обладающим системой федеральных  органов, деятельность которых и  ведет к ее созданию. Во-вторых, субъекты федерации обладают системой собственных  органов власти, наделенных определенной компетенцией, позволяющей издавать нормативные акты, в пределах своих  полномочий. При этом правовые системы  субъектов федерации не должны противоречить  федеральным нормативным правовым актам.
     Реализация  всей совокупностью органов государственной  власти своей компетенции находит  объективацию в праве, формирование которого по своим исходным началам  носит объективно обусловленный, необходимый  характер. Таким образом, роль государства  является определяющей на стадии правообразования. Именно оно осуществляет принятие соответствующих  актов, и в силу этого соответствующие  нормативные обобщения обретают свойство права, становятся общеобязательными  нормативными положениями. При этом основное значение будет иметь построение эффективной законодательной системы, так как именно с ее помощью  можно придать праву характер объективного системного явления, или, иными словами, создать правовую систему.
     Анализируя  соотношение системы федерального законодательства и систем законодательства субъектов Российской Федерации, необходимо отметить, что указанные правовые явления взаимосвязаны не как  части и целое, а как равнозначные элементы единой правовой системы Российской Федерации. Такой вывод позволяют  сделать следующие особенности  российской государственности. Так, полнотой государственной власти обладают не только федеральные органы государственной власти, но и органы власти субъектов федерации. Далее, разграничение компетенции между указанными органами носит прежде всего конституционный характер.
     Федеральные органы власти и органы власти субъектов  федерации взаимодействуют в  рамках единой системы государственной  власти при отсутствии единства системы  законодательных и судебных органов, а также ограниченном предметами исключительного ведения субъекта федерации единства системы органов  исполнительной власти. Создаваемые  же указанными органами правовые системы  обладают относительной самостоятельностью саморазвития и в своей взаимосвязи  образуют правовую систему Российской Федерации, выступающую как целостный  нормативно-правовой массив, развивающийся на основе общих принципов.
     Крупная, можно сказать, глобальная задача, которую  нужно решить в ходе правотворческой  деятельности в ближайшие годы -формирование практически новой нормативно-правовой системы (системы законодательства), которая бы отражала и направляла происходящие в обществе изменения фундаментальных начал жизнедеятельности: переход от государствленной экономики к экономике, где значительную роль играют частная собственность, приватизированные предприятия, частнопредпринимательская деятельность; от всеобщей имущественной унификации в нищете (за малым исключением) к формированию среднего класса, созданию достойного человека уровня материального благосостояния; от навязываемой народу узкой группой партийного руководства политики к политике, основанной на интересах электората и определяемой в конечном счете избирателями; от имперской национальной политики к политике, основанной на равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.
     Для выполнения этих задач правотворческая  деятельность должна отвечать ряду требований. Прежде всего, она должна быть законодательно урегулированной так, чтобы был сформирован работающий механизм по выявлению, учету и согласованию интересов всех групп и слоев российского общества, по созданию юридически совершенных нормативно-правовых актов. На уровне Федерального Собрания РФ требуется выработка основополагающих в этой сфере нормативно-правовых документов -регламентов палат, в особенности Государственной Думы; на уровне субъектов Федерации - создание модельного регламента их законодательных (представительных) органов, в котором были бы отражены общие принципы и особенности их собственной законодательной деятельности и участия в федеральном законотворчестве. Особое внимание федеральный законодатель должен уделять системному, кодификационному правотворчеству, результатом которого станут крупные блоки правовых норм, комплексно регулирующие области, виды общественных отношений.
     Вторым  по значению после правотворчества  видом юридической деятельности является правоприменение - властное индивидуально-правовое регулирование общественных отношений. Основное предназначение правоприменительной деятельности - проведение в жизнь правовых норм с учетом индивидуальных особенностей ситуации.
     Кроме того, через правоприменение осуществляется государственное принуждение в  случае нарушения правовых норм. И  здесь на первое место выходит  правосудие, органы которого тоже действуют  на основании закона. Однако их деятельность не ограничивается применением права  в точном смысле этого слова. «Правосудие, – отмечает С.С. Алексеев, – это не механическое претворение в жизнь писаных юридических предписаний (как это было в советскую эпоху), а само живое право, право в жизни». Сказанное означает, что суды при решении конкретных дел могут и должны применять принципы и нормы международного права, которые в соответствии с Конституцией РФ являются составной частью правовой системы России. Они также должны ориентироваться и на фундаментальные правовые ценности – права человека, которые могут быть закреплены лишь в самом общем виде в принципах права или правового сознания. «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием» (ст. 18 Конституции РФ). Если в ходе рассмотрения дела суд установит факт несоответствия акта государственного или иного органа закону, то решение принимается в соответствии с законом (ст. 120 Конституции РФ).
     Конституция РФ установила также широкий круг новых и уточнила известные ранее  права граждан в области судопроизводства и правовой системы в целом: право  каждого человека на судебную защиту всеми не запрещенными законом способами, право на обжалование в суд  действий и решений не только должностных  лиц, но и органов государственной  власти, местного самоуправления, общественных объединений, право на обращения  в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны  все имеющиеся внутригосударственные  средства правовой защиты, право на получение квалифицированной юридический  помощи, право пользоваться помощью  адвоката (защитника) с момента задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения, право считаться невиновным до вступления в силу приговора суда (презумпция невиновности), право на освобождение от свидетельских показаний  против себя самого и своих близких  родственников, право на возмещение ущерба, причиненного государством, и  др. В нашей правовой системе возрожден  институт присяжных заседателей.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.