На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 07.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство образования РБ
ГОУ СПО Туймазинский педагогический  колледж.
 
 
 
 
 
 
КУРСОВАЯ  РАБОТА
 
 Дидактические игры  по формированию элементарных  математических представлений у  детей дошкольного возраста.
 
 
 
 
 
 
Выполнила: студентка 
Валитова Чулпан Рузелевна
Специальность
 «Дошкольное образование»
Форма обучения: Экстернат
 
Научный руководитель:
Мусина Е.Н.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Туймазы 2011
Оглавление.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. История возникновения и значение дидактических игр по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
      Исторический очерк возникновения дидактических игр………………..5
      Элементы дидактической игры……………………………………………6
      Значение и место дидактических игр для детей дошкольного
Возраста………………………………………………………………………........9
Глава II. Особенности использования дидактических игр по формированию элементарных математических представлений в ДОУ……………………….13.

2.1. Дидактические игры в обучении детей элементарным математическим представлениям во второй младшей группе…………………………………..14

2.2. Дидактические игры в обучении детей элементарным математическим представлениям в средней группе……………………………………………...17

2.3. Дидактические игры в обучении детей элементарным математическим представлениям в старшей группе……………………………………………..20

2.4. Дидактические игры в обучении детей элементарным математическим представлениям в подготовительной к школе группе………………………...22

Заключение………………………………………………………………………26

Список использованной литературы…………………………………………..27

Приложение………………………………………………………………………28
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение.
  Актуальность темы обусловлена тем, что дети дошкольного возраста
проявляют спонтанный интерес к  математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий. Детские сады и подготовительные классы учитывают этот интерес и пытаются расширить знания детей в этой области . Однако знакомство с содержанием этих понятий и формированием элементарных математических представлений не всегда систематично, и зачастую, хочется желать лучшего. Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению
содержания дошкольного образования  очерчивают ряд достаточно серьёзных
требований к познавательному  развитию младших дошкольников, частью которого является математическое развитие.
       Цель работы: выявление особенностей математического
развития детей дошкольного возраста.
        Задачи исследования:
1.Изучить историю развития вопроса.
2. Определить систему работы с детьми дошкольного возраста по математическому развитию.
3. Разработать практические рекомендации.
       Объект – учебно-воспитательный процесс в ДОУ.
      Предмет – формирование элементарных математических представлений
детей дошкольного возраста.
       Цель исследования - выявление особенностей математического
развития детей дошкольного возраста.
       Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений,которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира.
Главная задача дошкольного учреждения в области  обучения состоит в том, чтобы, начиная  с раннего возраста, наряду с передачей  детям знаний, умений и навыков  формировать определенный уровень  мыслительных способностей, готовить ребенка физически и психически к умственной работе. В решении  этой задачи существенную помощь и  могут оказать дидактические  игры. 
       Дидактические игры — это не просто заполнение свободного времени детей, а спланированный и целенаправленный педагогический прием для расширения и закрепления полученных ими знаний. В процессе дидактических игр дети учатся на практике самостоятельно применять полученные на занятиях знания об окружающем в новых, игровых условиях, что весьма благоприятно влияет на их умственное развитие, осознанное усвоение окружающего. 
       Помимо закрепления и расширения имеющихся у ребенка знаний, в игре у него воспитываются такие качества, как находчивость, сообразительность, инициатива, усидчивость, умение преодолевать трудности, считаться с товарищами, т. е. умение жить в коллективе сверстников.
Характерные особенности дидактических игр  заключаются в том, что они  создаются взрослыми с целью  обучения и воспитания детей. Однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми. Ребенка в  этих играх привлекает прежде всего игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу. 
        Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни), развитие речи, (закрепление правильного звукопроизношения, обогащение словаря, развитие связной речи и мышления). Дидактические задачи могут быть связаны с закреплением элементарных математических представлений. 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава I. История возникновения и значение дидактических игр по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

1.1. Исторический очерк возникновения  дидактических игр.

Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного  возраста. Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла Н. К. Крупская. Она придавала большое значение игре как одному из средств коммунистического воспитания и формирования личности советских детей: «Игра для них - учёба, игра для них - труд, игра для них — серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников — способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения, животных». 
       В игре ребенок развивается физически, приучается преодолевать трудности. У него воспитывается сообразительность, находчивость, инициатива. Надежда Константиновна отмечает, что приобретать знания можно не только сидя над книгой, а через игру, которая должна помочь детям познать жизнь, познать самих себя. 
        «Программа воспитания в детском саду» предъявляет к дидактическим играм большие требования. В ней говорится: «С помощью дидактических игр воспитатель осуществляет сенсорное воспитание детей, развивает познавательные процессы (любознательность, понимание взаимосвязи простейших явлений и т. д.). Он использует игру как средство развития мышления, речи, воображения, памяти, расширения и закрепления представлений об окружающей жизни». 
       В теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация дидактических игр: 
а) с игрушками и предметами; 
б) настолько - печатные; 
в) словесные. 
        Длительное время дидактические игры были основной формой обучения маленьких детей, но игровая форма обучения не могла решить тех больших задач, которые ставились и ставятся перед дошкольными учреждениями по всестороннему развитию воспитанников. 
        Исследования советских педагогов и психологов показали, что организованное обучение на занятиях является наиболее продуктивным. Такое обучение способствует лучшему приобретению детьми знаний, умений и навыков, а также развитию у них речи, мышления, внимания, памяти. Естественно, что с введением обучения в детском саду изменились роль и место дидактической игры в педагогическом процессе. Она стала одним из средств закрепления, уточнения и расширения тех знаний, которые дети получают на занятиях. 
     
 
1.2. Элементы дидактической  игры.
 Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов, а именно: дидактическую задачу, содержание, правила и игровые действия. Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача. Она тесно связана с программой занятий. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обеспечивают ее выполнение. 
       Содержанием дидактических игр является окружающая действительность (природа, люди, их взаимоотношения, быт, труд, события общественной жизни и др.). 
       Большая роль в дидактической игре принадлежит правилам. Они определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели. Правила помогают развивать у детей способности торможения (особенно в младшем дошкольном возрасте). Они воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять своим поведением. 
       Детям младшего дошкольного возраста очень трудно соблюдать очередность. Каждому хочется первым вынуть игрушку из «чудесного мешочка», получить карточку, назвать предмет и т. д. Но желание играть и играть в коллективе детей постепенно подводит их к умению тормозить это чувство, т. е. подчиняться правилам игры. 
        Немаловажная роль в дидактических играх принадлежит игровому действию. Игровое действие — это проявление активности детей в игровых целях: катать разноцветные шары, разбирать башенку, собирать матрешку, перекладывать кубики, отгадывать предметы по описанию, отгадывать, какое изменение произошло с предметами, расставленными на столе, выиграть соревнование, выполнить роль волка, покупателя, продавца, отгадчика и т. д. 
Если проанализировать дидактические игры с точки зрения того, что в них занимает и увлекает детей, то окажется, что детей интересует прежде всего игровое действие. Оно стимулирует детскую активность, вызывает у детей чувство удовлетворения. Дидактическая задача, завуалированная в игровую форму, решается ребенком более успешно, так как его внимание прежде всего направлено на развертывание игрового действия и выполнение правил игры. Незаметно для себя, без особого напряжения, играя, он выполняет дидактическую задачу. 
       Благодаря наличию игровых действий дидактические игры, применяемые на занятиях, делают обучение более занимательным, эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки к более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками. 
       В играх для детей младшего дошкольного возраста игровые действия просты: прокатывать разноцветные шары в ворота такого же цвета, разбирать и собирать матрешки, башенки, складывать цветные яйца; отгадывать по голосу, кто позвал «мишку»; доставать предметы из «чудесного мешочка» и т. д. Ребенка младшего возраста еще не интересует результат игры, его пока увлекает само игровое действие с предметами: катать, собирать, складывать. 
Для детей среднего и старшего возраста игровое действие должно устанавливать более сложные взаимоотношения между участниками игры. В игровое действие, как правило, входит выполнение той или другой роли (волк, покупатель, продавец, отгадчик и другие) в определенной ситуации игры. Ребенок действует так, как в его детском воображении должен действовать изображаемый образ, переживает удачи и неудачи, связанные с этим образом. 
       В некоторых играх игровое действие складывается из загадывания и отгадывания. Один играющий ребенок выходит, а в это время дети загадывают какой-либо предмет или изменяют расположение вещей. Возвратившись, ребенок отгадывает предмет по описанию, определяет, какая перестановка сделана с предметами на столе или в обстановке комнаты куклы, называет имя товарища по описываемой одежде и т. п. 
Большая группа игр, преимущественно для старших детей, состоит из своеобразного соревнования: кто быстрее закроет пустые клетки большой карты маленькими; подберет пару; скажет слово, противоположное тому, которое сказал ведущий; отгадает, что нужно для той или другой профессии. 
В хороводных играх игровое действие носит имитационный характер: дети изображают в действиях то, о чем поется в песне. 
       Игровое действие, представляющее своеобразное соревнование «Кто быстрее», чаще всего встречается в настольно-печатных играх с картинками. Дети находят в предметах, нарисованных на картинках, сходство и различие, классифицируют предметы по группам (одежда, мебель, посуда, овощи, фрукты, животные и т. п.). Игровое действие создает у детей интерес к дидактической задаче. Чем интереснее игровое действие, тем успешнее дети ее решают. 
       Например, в игре «Найди соседей» у каждого ребенка 10 числовых карточек (от одного до десяти), расположенных в последовательности числового ряда: один, два, три... десять. Ведущий подбрасывает кубик. Число, оказавшееся на верхней стороне кубика, кладется в основу игры (например, восемь). Ведущий предлагает найти к этому числу «соседей справа, слева — семь и девять». В этой игре игровое действие — подбрасывание кубика и отыскивание «соседей». Подбросив кубик, ведущий создает у детей интерес к игре, сосредоточивает их внимание. 
Узнав число, дети стремятся быстрее отыскать «соседей» у себя в карточках, т. е. скорее выполнить поставленную перед ними задачу. 
       В большинстве народных игр игровое действие состоит из нескольких игровых элементов. Эти игровые элементы, связанные правилами игры, образуют игровое действие в целом. Например, в народной игре «Краски» распределение ролей (продавцы, покупатели) вводит детей в игру. Покупатели выходят за дверь. Дети с продавцом загадывают себе цвет краски (стремятся загадать такой цвет, чтобы покупатели долго не могли отгадать) — один игровой элемент. Приходит покупатель и спрашивает определенный цвет; ребенок, взявший себе этот цвет, уходит с ним — второй игровой элемент. Если покупатель спросил краску, которой нет среди загаданных, его посылают «по ... дорожке на одной ножке» — это третий игровой элемент, который очень увлекает детей и способствует придумыванию цвета краски потруднее, заставляет думать, вспоминать, что развивает умственную активность детей. 
       Игровое действие, состоящее из нескольких игровых элементов, сосредоточивает внимание, детей на содержании и правилах игры на более длительное время и создает благоприятные условия для выполнения дидактической задачи. 
       Некоторые упражнения с дидактическим материалом воспитатели упорно называют играми. Например, в упражнении «Считай правильно» дети складывают в определенном порядке карточки с числами или цифрами — «один плюс два», «два плюс три», затем проверяют произведенное действие на палочках. Ничего игрового здесь нет, а есть упражнения в арифметических действиях. Перед детьми выступает не игра, а обучение — решить задачу, сколько будет один плюс два. После решения этой задачи ребенок сидит и ждет, что делать дальше, так как индивидуальное задание он выполнил. Здесь нет игрового действия, которое заинтересовало и привлекло детей, создавало бы у них интерес к правилам и выполнению задания. А поэтому их нельзя считать дидактическими играми. 
       В каждой дидактической игре дидактические задачи, игровые действия и правила игры взаимосвязаны. Разберем эту взаимосвязь на конкретной дидактической игре «Найди пару». Игровое действие состоит в том, чтобы отыскать свою пару (ребенка, у которого прикреплено на груди соответствующее число кружков, нарисованных на карточке, или цифра) и пройти вместе в ворота, над которыми изображены 6 предметов или стоит цифра 6. Допустим, что дети хорошо знают игровое действие (найти пару и пройти в ворота), но они могут взять любого ребенка и пройти ворота. Игровое действие выполнено, но оно детей не увлекает, игра бесцельна — никакой дидактической задачи в ней нет, а есть только игра ради игры. 
Разберем это же игровое действие в сочетании с правилами игры. Правило указывает: соединяться в пары нужно только с таким ребенком, у которого есть число, дающее вместе с твоим числом 6. Пары подбираются, например так: два и четыре, один и пять. Такая связь игрового действия с правилом игры создает у детей интерес и способствует успешному решению дидактической задачи — закрепление порядкового счета, воспитание внимания, самостоятельности, умственного развития. 
              Чем содержательнее игровое действие и правила дидактических игр, тем активнее действует ребенок. А это дает возможность воспитателю формировать взаимоотношения детей: умение действовать по очереди в соответствии с правилами игры, считаться с желаниями участников игры, помогать товарищам в затруднениях. В ходе игры есть возможность добиваться проявления инициативы каждым ребенком в достижении поставленной цели. Однако эти качества личности не воспитываются в ребенке сами по себе, их нужно постепенно, терпеливо формировать. Если детям любого возраста давать дидактическую игрушку, не раскрывая четко и ясно правил игры с ней, то игра протекает сумбурно и теряет свою воспитательную ценность. 
       Если ребенок взял парные картинки или кубики с нарисованными на них частями животного и строит из них домик, вместо того чтобы подбирать пары или складывать из частей целое животное, как указывают правила игры, то такие игры, хотя в них ребенок и использует дидактические пособия, не могут считаться дидактическими и не принесут пользы в обучении и воспитании. 
       В дидактических играх поведение ребенка, его действия, взаимоотношения с другими детьми регулируются правилами. Для того чтобы игра действительно служила воспитательным целям, дети должны хорошо знать правила и точно им следовать. Научить их этому должен воспитатель. Особенно это важно делать с самого раннего возраста, тогда постепенно дети приучаются действовать в соответствии с правилами и у них формируются умения и навыки поведения в дидактических играх. 
Дети всех возрастных групп играют в куклы. Такие игры, как «Угощение куклы», «Купание куклы», «Прогулка с куклой», «Укладывание куклы спать» и другие, используются в основном для закрепления, уточнения и расширения бытового словаря и развития связной речи, и меньше всего обращается внимание на использование этих игр с воспитательной целью. Кукла — любимая игрушка детей. Они обращаются с ней так, как мама обращается со своим ребенком. Вот это-то и надо использовать воспитателю, чтобы постепенно формировать у детей такие положительные качества, как бережное отношение к кукле, нежность, ласка, внимание, желание видеть куклу всегда чистой, опрятной, причесанной. Если воспитатели будут прививать в процессе игр эти качества,— ребенок не бросит куклу на пол, не будет таскать ее за ногу. Сформированные положительные моральные качества будут постепенно переноситься на взаимоотношения самих детей.

1.3. Значение и место дидактических игр для детей дошкольного возраста.

Ценность  дидактических игр не ограничивается только тем, что они используются как средство обучения, т. е. как часть  занятия. Большое значение в воспитании и обучении детей имеют и те дидактические игры, в которые  дети играют самостоятельно — вне  занятий. 
       Дидактические игры, используемые в самостоятельной деятельности детей, должны проходить хотя и самостоятельно, но под наблюдением и, в некоторых случаях, руководством воспитателя. Чем же тогда самостоятельные дидактические игры отличаются от сюжетно-ролевых игр? 
Всю дидактическую игру ребенок получает в готовом виде, и поэтому дети могут играть самостоятельно только в те дидактические игры, структура которых им хорошо знакома. 
       В сюжетно-ролевой же игре вся структура игры придумывается самими детьми. 
       Дидактические игры, будучи развлекательными, эмоциональными, вместе с тем требуют от детей умственного напряжения, подчинения определенным правилам, сосредоточения внимания, сдержанности, усидчивости. А поэтому очень важно определить, в какое время в режиме дня целесообразно проводить самостоятельные дидактические игры детей той или другой возрастной группы. Решая этот вопрос, воспитатель прежде всего устанавливает степень умственного напряжения, которого потребуют от детей в течение дня занятия и другие режимные мероприятия до проведения игры и после нее. И второе, очень важное обстоятельство,— может ли воспитатель уделить достаточно внимания руководству самостоятельными играми детей. 
       Утреннее время отводится для занятий, а поэтому дети могут утром, до занятий, поиграть лишь в дидактические игры, связанные с движениями и с не очень сложными правилами, как, например, «Мячеброс». 
       После занятия, на прогулке, дети должны побегать, а поэтому лучше всего проводить подвижные и ролевые игры. Когда же дети устанут от подвижных игр, можно занять их (в теплое время года) знакомыми дидактическими играми, которые помогут переключить их энергию на умственную деятельность. 
       Самый благоприятный период для самостоятельных дидактических игр — это время после дневного отдыха детей (1 час 20 минут свободного времени). В это время дети будут бодрыми, активными. Могут сосредоточиться и полнее осмыслить структуру новой игры, а также интересно поиграть в уже знакомые игры. Да и воспитатель в это время не загружен другими делами и сможет уделить больше внимания руководству самостоятельными дидактическими играми детей. 
       Когда организованы игры во всех группках, воспитатель внимательно следит за тем, чтобы дети выполняли правила и дидактические задачи игр. Он должен вовремя помогать, если это нужно, а если дети не могут справиться с поставленной задачей, то включиться самому в игру. 
Чередование разных видов игр менее утомительно для детей и дает возможность более эффективно осуществить всестороннее развитие. 
Как же может воспитатель руководить этими играми? Учитывая, что это самостоятельные игры детей, воспитатель в то же время не должен допускать, чтобы они проходили только ради развлечения детей. Воспитатель заранее продумывает, на кого из детей необходимо обратить особое внимание в игре с целью воспитания положительных черт личности (внимания к товарищам, доброжелательности). Для этого воспитатель подбирает ряд дидактических игр, которые хорошо знакомы детям, подбирает и необходимые предметы, с которыми связаны вопросы решения программы (овощи, фрукты, картинки животных, игрушки). 
       После полдника воспитатель может спросить детей, кто из них в какую игру хочет играть, например, кто хочет поиграть в дидактическую игру «Определи на вкус», или «Какую игрушку спрятали», или в «Разведчики» — предлагает те дидактические игры, которые дети хорошо знают. После организации играющих группок (их может быть две, три, четыре) выбираются ведущие из тех детей, которые могут организовать вокруг себя остальных играющих. Если игра связана с выполнением определенной роли — воспитатель может порекомендовать поручить роль, связанную с заботливым отношением к играющим, тому ребенку, который в обычной жизни группы плохо относится к своим товарищам. 
       В самостоятельных дидактических играх каждый ребенок решает дидактическую задачу и выполняет игровое действие по-своему. В игре он показывает свой опыт, знания, самостоятельность в достижении цели, умение преодолевать трудности, привлечь к игре товарищей, согласовать свои желания с желаниями других детей, уступить, если нужно, желаниям коллектива. Если у ребенка этих умений и навыков нет, то их надо воспитывать. 
       При умелом руководстве со стороны воспитателя самостоятельными дидактическими играми можно у всех детей вырабатывать эти качества личности. 
        Самостоятельные игры так же, как и те дидактические игры, которые используются на занятиях, должны быть тесно связаны с программой занятий. Они должны способствовать уточнению, закреплению и расширению получаемых детьми знаний. В самостоятельных играх дети имеют возможность применять полученные знания о предметах и явлениях окружающей жизни на практике. Игры заставляют их думать, вспоминать, а это очень важно для развития умственных способностей детей. 
       К. Д. Ушинский писал, что повторять изученное лучше всего в условиях противоположных тем, в которых ребенок их получил. Вот этими другими условиями, по сравнению с занятиями, и являются дидактические игры. В ходе игры ребенок незаметно для себя закрепляет знания, полученные ранее, и учится ими пользоваться в игровой обстановке. 
       Все дидактические игры построены так, что у детей должны быть необходимые знания. Например в игре «Воротца» ребенок может правильно подобрать пару лишь тогда, когда он знает счет в пределах десяти. 
       В игре «Домики сказки» могут играть только те дети, которые хорошо знают последовательность изложения народных сказок и могут отобрать нужные иллюстрации. 
       Если необходимых знаний у детей нет, игры не получится, так как воспитатель будет вынужден все время учить детей и забудет об игровом действии. Поэтому, чтобы дидактические игры обеспечивали разностороннюю деятельность и удовлетворяли интересы детей, подбирать их нужно, придерживаясь программы детского сада для каждой возрастной группы. 
       Следующее не менее важное положение в развитии самостоятельных дидактических игр детей — это правильный подбор игрушек и игр. 
       Отдельные игрушки и настолько - печатные игры, которые детям надоели, следует убирать, а через некоторое время внести снова в группу, и дети будут с ними играть с удовольствием. 
       В каждой группе должно быть достаточное число игр и игрушек (разного размера куклы с набором необходимых комплектов одежды, мебели, посуды, предметов культурного быта (телефон, радио), орудия труда в быту, различные виды транспорта, игрушки, изображающие животных, птиц, зверей). 
       Игрушки, необходимые для игры с куклами, должны быть подобраны внимательно, любовно, в соответствии с эстетическими требованиями и с размером кукол. Только в этом случае интересно могут проходить дидактические игры «Купание куклы», «Угощение куклы», «Прогулка с куклой» и др. 
       В группе должно быть достаточное число настольно-печатных игр типа лото, домино, шашки, шахматы и др. Игр должно быть достаточно для всех детей, но это не значит, что дети не могут играть небольшими группами. В каждой возрастной группе должны лежать те настольно-печатные игры, содержание которых детям знакомо. Должны быть и народные дидактические игрушки (шары, кольца, вкладыши, матрешки, конусы, бочонки, грибы, набор бирюлек и другие). 
       Для дидактических игр необходимы наборы из природного материала (разнообразные плоды и семена, деревья, цветы, кустарники, злаки, листья), картинки о природе, о жизни семьи, об окружающих явлениях, картинки, изображающие жизнь и деятельность людей города и деревни, средства передвижения (по суше, воде и в воздухе), картинки с предметами обихода, одежды, питания (мучные изделия, сладости), животными домашними, дикими, птицами, овощами, фруктами, ягодами, злаками и т. д. 
       Помимо картинок, в группе должны быть навесные шарики, плоскостная мозаика, кубики разных размеров, фанерные кружки, фанерные полоски, воротца, фанерные фигурки, складные домики, флажки и другие. Все игрушки и материалы должны быть разного цвета и различной величины. 
       Дидактические игры и игрушки располагаются так, чтобы все дети знали, где они могут их взять. В группе должно жестко выполняться правило «Каждой игрушке свое место». Это будет приучать детей к порядку и дисциплине. Самостоятельные дидактические игры в разных возрастных группах проводятся по-разному.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава II. Особенности использования дидактических игр по формированию элементарных математических представлений в ДОУ.
 
Рассмотрим  связь дидактических игр с  занятиями. Например, с детьми младшего дошкольного возраста к занятию  по знакомству с домашними животными (корова, лошадь) подбирается и проводится игра «Узнай, кто в домике живет». Эта игра может быть проведена  в день занятия (во второй половине дня) или на следующий день. Это  зависит от наличия времени и  развития детей. Дидактическая задача этой игры заключается в том, чтобы  закрепить названия животных, а позже  задачу можно усложнить — предложить узнать не только животное, но и детенышей  этого животного (теленок, жеребенок). Игровое действие строится таким  образом, чтобы дети смогли узнать животное по звукам голоса. 
       В средней группе можно провести занятие с задачей «Учить детей описывать предмет по основным признакам (уделить особое внимание материалу, из которого сделан предмет)». Во второй части занятия, в ряде случаев, целесообразно провести дидактическую игру «Чудесный мешочек». Содержание игры — знакомство с предметами. Дидактическая задача в этой игре — закрепление представлений ребят о материале, из которого сделана та или иная игрушка. Одновременно с выполнением основной дидактической задачи у детей развивается осязание, внимание, умение применить в игре знания, которые они получили во время этого занятия. Кроме того, такая игра способствует развитию речи и мышления. Игровое действие — вынуть игрушку на ощупь из красивого, «чудесного мешочка». Правила игры: ребенок должен вынуть только одну игрушку, которая ему понравилась на ощупь, вынув, назвать ее, сказать, из чего она сделана, и рассказать о ней все, что он знает. 
       Игра «Чудесный мешочек» с указанной дидактической задачей может быть проведена и через 2—3 дня. Эта же игра может быть проведена и повторно, но с усложнением дидактической задачи. Так, например, воспитательница дает ребенку задание вынуть из мешочка резиновую или пластмассовую игрушку, а потом, когда будут вынуты все игрушки, дети группируют их по материалу, из которого игрушки сделаны, играют ими. При подготовке к этой игре воспитателю необходимо подобрать игрушки из определенных материалов. 
       С детьми старшего дошкольного возраста широко используются словесные игры, требующие большого внимания и умственного напряжения. Например, дидактическая игра «Не ошибись». В зависимости от программных задач воспитательница подбирает к игре обобщающие слова (поле, огород, сад и т. д.). На занятиях знакомит детей с тем, где и как колхозники выращивают пшеницу, овес и другие культуры. Во второй части занятия может быть проведена дидактическая игра «Не ошибись». В игре, наряду со знаниями, полученными на данном занятии, могут использоваться и знания, полученные детьми ранее, при знакомстве с огородом и садом. 
Дети сидят в кругу. Воспитательница бросает одному из них мяч и говорит: «Огород». Поймавший мяч должен назвать овощ, который растет на огороде (морковь, лук, картошка). Если ребенок ответил неправильно — платит фант. Ответивший правильно становится ведущим, бросает мяч другому ребенку и говорит, например, «Поле», a поймавший мяч называет пшеницу, овес и другие культуры, растущие на поле. В этой дидактической игре поставлено несколько задач: закрепление и уточнение знаний, где что растет, воспитание внимания, сдержанности, быстрая умственная реакция на слово. Когда игра детьми хорошо усвоена, ее можно усложнять и проводить в более быстром темпе. 
       В подготовительной к школе группе после прямой подачи детям знаний на занятиях об овощах и фруктах, хлебобулочных изделиях, школьных принадлежностях и т. д. может быть запланирована и проведена дидактическая игра «Магазин» или «Магазин самообслуживания» с дидактической задачей закрепления названий школьных принадлежностей или овощей и фруктов, а также других предметов, продающихся в том или ином магазине. Одновременно в этой игре дети закрепляют знания в счете, узнают, где можно купить необходимые предметы и что приготовить из овощей и фруктов. У них развивается речь, мышление, товарищеские взаимоотношения, дисциплинированность. 
       Однако необходимо отметить, что ценность дидактических игр не ограничивается только тем, что они закрепляют и расширяют знания, развивают умственные способности детей.

2.1.Дидактические игры в обучении детей элементарным математическим представлениям во второй младшей группе.

Дидактические игры математического характера  для детей младшего дошкольного  возраста содержат большие возможности  расширять и закреплять знания о  количестве: «один» и «много»; о равенстве  предметов, понимать выражения: столько  — сколько, поровну, по одному —  много, ни одного. Сравнивая предметы, усваивать их величины: длиннее — короче, одинаковые, выше — ниже, шире — уже, толще — тоньше, больше — меньше. Определять форму: круг, квадрат, треугольник. Различать пространственные направления: вперед, назад, направо, налево. Ориентироваться во времени: утро, день, вечер, ночь. 
       Дидактические игры могут проводиться в этом возрасте утром, как все занятие или часть его, и во вторую половину дня. 
       Дидактическая игра «Сбор грибов» дает возможность в новых связях закреплять знания «один» и «много». 
       Ведущий заранее ставит в разных углах комнаты на подставках елки, а под елками — грибы. Затем идет с детьми собирать грибы. У всех детей корзиночки. Собрав грибы, дети складывают их в корзиночку. А ведущий в это время, создав эмоциональную обстановку, говорит: «Пошли, дети, в лес. Лида нашла самый большой гриб с красной шапочкой — подосиновик. Витя нашел гриб подберезовик с коричневой шапочкой. Зина нашла маленький подосиновик»... Набрав грибов, дети собираются вместе, достают их из корзиночек, смотрят, кто сколько собрал, и устанавливают, сколько грибов всего — «много». Затем воспитатель предлагает детям взять свои грибы, «много» исчезает. Интерес к игре вызывает игровое действие — отыскивать грибы. Это дает возможность несколько раз повторять игру и подводить детей к пониманию того, что множество состоит из отдельных элементов. 
Эта же программная задача может быть выполнена в дидактической игре «Найди игрушку». Каждый ребенок должен принести предварительно разложенные на видном месте воспитателем машины или кубики и положить на стол. Когда все дети принесут игрушки, воспитательница говорит: «Вот как много у нас стало машин (или кукол). Саша принес одну, Таня тоже принесла одну куклу, и т. д. и стало их много». Игра повторяется несколько раз. На прогулке можно провести эту игру с цветами, листьями, флажками. Важно, чтобы все дети, принимающие участие в игре, были активны и была создана эмоциональная игровая обстановка. Когда дети на занятиях получат знания о круге, квадрате, треугольнике, с ними можно будет провести дидактическую игру «Чудесный мешочек». Дидактическая задача — выбрать заданную фигуру на ощупь, вынуть ее из мешочка и назвать. Вначале в мешочек можно положить плоскостные фигуры, затем объемные, а потом плоскостные и объемные можно смешать. 
       Геометрические фигуры плоскостные, которые кладутся в «чудесный мешочек», дети должны хорошо знать. Только в этом случае дидактическая игра пройдет интересно и заставит детей преодолевать трудности при выполнении правил игры и игрового действия, т. е. отыскивания фигуры на ощупь. 
       В дидактической игре «Оденем кукол» дети в процессе выполнения установленных правил узнают значение слова «сколько». 
       Раскладывая одежду около кукол, дети закрепляют количественные отношения «больше», «меньше», «поровну». Например, рубашек больше, чем кукол, а платьев поровну. Надо, чтобы в игре дети не молча выполняли задание, а рассуждали и называли одежду. Игры эти могут несколько раз повторяться с постепенным усложнением правил и дидактической задачи. 
Для закрепления знаний о величине можно провести дидактическую игру «Одень кукол красиво». Дети садятся в круг.  
       Воспитательница просит ребенка принести куклу. «Кукла пойдет с детьми гулять, и ее надо одеть»,— говорит воспитатель. Отдельным детям поручается принести одежду для куклы (платье, пальто, шапку). 
       Воспитатель заранее подбирает платье или пальто маленького размера. Ребенок, которому поручено надеть кукле платье, конечно, не может этого сделать, так как платье мало, приносят другое и т. п. Игра продолжается до тех пор, пока кукла не будет одета. Дети путем примеривания одежды закрепляют понятия «шире — уже», «длиннее — короче». 
       Понятия «большой» и «маленький» дети смогут закрепить в дидактической игре «Спрячь шарик в ладошки». На стол кладут много шариков различной величины. Воспитательница предлагает полюбоваться разноцветными шариками, а затем просит ребенка взять красный шарик и спрятать его в ладошках. «Хорошо Володя спрятал шарик, совсем не видно. А теперь ты, Наташа, спрячь зеленый шарик» (подает большой шар). Ребенок раскрывает ладошки, пытается пальцами охватить весь шар.               Воспитательница просит других детей проверить, спрятался ли шар. По очереди все пытаются спрятать шар. «Зеленый — большой шар,— говорит воспитатель,— и его трудно спрятать, а красный — маленький, его легко спрятать». Дети сравнивают шарики. 
       Игру можно усложнить. Один ребенок закрывает глаза и протягивает руки, соединенные вместе, к воспитателю. Она кладет шар в ладони и просит ребенка сказать, большой он или маленький, или ребенок протягивает руки за спину и отгадывает, какой шар положен в ладони. 
       Повторяя игру, воспитательница фиксирует внимание детей на величине и учит ощупывающими движениями рук определить размер шара и закрепить словами «Шар большой», «Шар маленький». Можно эту игру дать на закрепление знаний «Этот шар больше, этот меньше». Для проведения этой же игры могут быть подобраны и другие игрушки и предметы, но обязательно контрастные. 
       Умение соотносить количество звуков и предметов можно закреплять в играх «Правильно считать по звуку». Сколько раз воспитательница ударит в бубен — столько ребенок должен принести кукол. В этой игре развивается и слуховое восприятие детей. 
       Нужно учить детей в различной игровой ситуации сравнивать определенное число предметов с числом их изображений на карточке, рассказать о равенстве множеств. 
       Каждая дидактическая игра, которую проводит воспитатель с целью закрепления у детей знаний о форме, величине, нахождении сходства и различия между предметами, может принести пользу только в том случае, если будет заранее продумана последовательность усложнения дидактической задачи и правил игры. Например, знакомя детей с формой, вначале предлагаем детям простую задачу, подобрать предметы одинаковой формы (круглой или треугольной) и сложить их в коробку. Выбирая из определенного количества разнообразных по форме фигур только фигуры указанной формы, ребенок, путем одинаковых, много раз повторяемых правил игры, закрепляет представление о форме. 
       Второе задание в игре дается с усложнением — на другом материале подобрать для кукол мячи, соответствующие их величине (большой кукле — большой мяч), и т. д. 
       Следующее задание в игре на закрепление представлений о форме дается на разнообразных предметах. 
       Воспитатель вместе с детьми рассматривает предметы различной формы: мяч, шар, кольцо — круглой формы; кубик, пирамидка, флажок — треугольной формы. Затем раздает детям карточки с изображением геометрических форм (круг, квадрат, треугольник) и просит положить свою карточку около похожего предмета. У некоторых детей останутся лишние карточки с нарисованными предметами разной формы. Вместе со всеми детьми воспитатель ищет в групповой комнате похожие предметы, которые изображены на карточках. Воспитатель предлагает вместе с ним пойти по групповой комнате и поискать, что из окружающего похоже на формы, изображенные на карточках. 
       Построенные таким образом дидактические задачи в играх будут способствовать усложнению и уточнению восприятия форм, величины и развитию детского внимания. 
       Программа по элементарным математическим представлениям перед детьми второй младшей группы ставит задачу научить детей различать пространственные направления от себя (вперед, назад, направо, налево). 
       Путь развития у детей представлений о пространстве долгий и сложный, поэтому необходимо формировать умения различать и называть пространственные представления на основе конкретных, непосредственных восприятий и действий, добиваться определения направления словом. 
Большое значение и место в ознакомлении детей с пространственными ориентировками занимают дидактические игры. 
       Детям четырех лет легче усвоить пространственные ориентировки, когда они видят предмет, движущийся в нужном направлении. Например, в игре «Прокати шарик» воспитатель ставит дидактическую задачу прокатить шарик вперед, а затем назад. На протяжении всей игры воспитатель подчеркивает эти слова (например, «Вот как хорошо катится Машин шарик вперед, а давайте посмотрим, как он будет катиться назад»). Добивается проговаривания этих определений от детей (игра полностью дана в приложении). Аналогично можно провести игру «Покажи, что я скажу», тоже связанную с движением. 
       Более сложная дидактическая игра «Что изменилось». Воспитатель вместе с детьми ставит на стол знакомые игрушки. Один ребенок выходит за дверь, а в это время воспитатель вместе с детьми делает перестановку одной игрушки. Вошедший должен вспомнить, где стояла игрушка а сейчас ее поставили слева или справа от игрушки, стоящей рядом. Вначале игры можно взять за основу большую куклу или мишку и давать пространственное определение игрушки по отношению к этой большой кукле. 
       В IV квартале учебного года по программе дается повторение пройденного. Воспитатель особенно внимательно должен подобрать дидактические игры и там, где возможно, использовать природный материал (овощи, фрукты, цветы, листья, злаки и т.д.).

2.2.Дидактические игры в обучении детей элементарным математическим представлениям в средней группе.

Перед детьми среднего дошкольного возраста «Программа воспитания в детском саду» в  разделе «Элементарные математические представления» ставит более трудные  счетные задачи, которые направлены на дальнейшее развитие мышления детей. 
       Однако и в этом возрасте широко могут использоваться дидактические игры. Особенно в усвоении множества, равенства и неравенства групп предметов; количества и счета до пяти по осязанию, на слух навыков счета, в усвоении величины, формы, ориентировки в пространстве и во времени. 
В первые дни учебного года в средней группе целесообразно проводить дидактические игры, в которые дети играли еще в младшей группе, с целью закрепления знаний и умений детей и повторения по элементарным математическим представлениям пройденного в младшей группе. 
Особое внимание следует уделить тем детям, которые не посещали дошкольные учреждения. С ними необходимо более широко использовать дидактические игры в индивидуальной работе. 
       С детьми этого возраста проводятся дидактические игры на закрепление знаний в количественном счете, образовании числа в пределах пяти. Одновременно в играх ставится задача развить внимание и память детей. Например дидактическая игра «Что изменилось» может быть проведена с несколькими задачами. 
       Дети образуют круг. Внутри круга стоят несколько детей. По знаку воспитателя один уходит, затем, войдя, он должен определить, какие изменения произошли внутри круга. В этом варианте отгадывающий ребенок должен подсчитать, сколько детей стояло в кругу вначале, сколько осталось, и, сопоставив эти два числа, определить, сколько детей ушло из круга. 
Затем при повторении игры отгадывающий должен назвать имя ушедшего ребенка. А для этого требуется удержать в памяти имена всех стоящих в кругу детей и, посмотрев на оставшихся, установить, кого нет. 
       Дальнейшее усложнение может быть таким: число детей в кругу остается то же (в пределах пяти), но изменяется их состав. Отгадывающий должен сказать, кто из детей ушел и кто встал на его место. Этот вариант требует от детей больше внимания и наблюдательности. 
       Усложнение этой игры может пойти и по линии изменения порядка расстановки играющих. В этом случае нужно будет вспомнить, как дети стояли, и отгадать, какие изменения произошли. Это задание требует развития зрительной памяти. Можно менять позу детей. Игра будет проходить более эмоционально. Количественный счет и навыки его закрепляются в игре «Магазин». Ребенок в «кассе» получает «чек» — карточку с нарисованными кружочками, пересчитывает кружочки и идет к «продавцу», которому говорит: «У меня четыре кружочка, я могу купить четыре игрушки»,— и, выбрав игрушки, расплачивается за них карточкой. 
       В игре «Будем считать» дети, наряду с закреплением счета, учатся соотносить число кружков с предметами. Играющие получают по три карты с различными числовыми изображениями и кладут их рядом на стол. 
На каждой карте одинаковое число кружков, но они по-разному расположены. Если играющие подберут именно такое расположение кружков, как у ведущего, то получают маленькую «закрывашку» и кладут ее на свою большую карту. Игра продолжается до тех пор, пока у ведущего не останется ни одной карточки. 
       Дидактические игры наряду со счетом помогают закрепить знания величины и формы. Например, игра «Кто скорее соберет» способствует закреплению знаний предметов в возрастающем или убывающем порядке. 
       Умение быстро сообразить, какого по счету предмета не стало, вырабатывается в игре «Какая игрушка спрятана?». Игрушки разного размера и формы стоят на столе на одной линии. Дети смотрят на игрушки, пересчитывают их, запоминают. Один из играющих выходит из комнаты, а в его отсутствие дети прячут какую-нибудь игрушку. Вернувшийся в комнату ребенок должен вспомнить, какой по счету (а затем и по размеру) игрушки на столе не стало. 
       Настолько - печатные игры помогают детям усвоить понятие «сколько». В игре «Кому сколько?» ведущий раздает карточки с нарисованными мальчиками и девочками и их одеждой, а на стол кладет карточку с двумя девочками и спрашивает: «Сколько им надо шапочек?» Дети отвечают: «Две». Тогда ребенок, у которого на руках картинка с двумя шапочками, кладет ее рядом с карточкой, где нарисованы две девочки, и т. д. 
       В присчитывании и отсчитывании дети упражняются в играх с мелкими игрушками. Игра состоит в том, что ребенок, получив карточку с нарисованными кружочками и сосчитав их, отсчитывает себе столько игрушек, сколько кружочков на карте. Затем карты смешиваются и снова раздаются. Дети пересчитывают на своих картах кружочки и, если их больше, чем отобрано игрушек по первой карте, решают, сколько еще надо прибавить игрушек или отнять, если кружочков меньше. Игрушек на столе должно быть много. А кружочков на маленьких карточках пять (1, 2, 3, 4, 5). Это число кружочков в карточках может несколько раз повторяться. 
       К детям среднего дошкольного возраста предъявляются более высокие требования в овладении пространственными ориентировками. Показать направление от себя (и двигаться) вперед, назад, вверх, вниз, направо, налево. И в этом возрасте широко используются дидактические игры. Например, игра «Кто скажет правильно». Дидактическая задача: закрепить ориентировку в пространственных отношениях между предметами и определить ее словами направо, налево, посередине, напротив. 
В этой игре дети усваивают пространственные ориентировки в движении. Например, разделившись на три группы (одна группа — Лисички, другая — Зайцы, а третья — Белочки), садятся на стульчики. В кругу стульчиков ребенок, изображающий Мишку. Воспитатель, создав эмоциональную обстановку игры, говорит: «Однажды Мишка позвал к себе в гости зверят. Вот пришли к Мишке Лисички (идут), а вот Зайки и Белочки побежали к нему в гости». Дети встают со стульчиков и бегут к Мишке. А Мишутка как зарычит: «Что за беспорядок!» Испугались зверята и побежали обратно. А Мишка ласково говорит: «Зайки, становитесь от меня с правой стороны, Лисички — с левой, а Белочки -впереди». Когда все встанут, каждая группа громко повторят где они стоят по отношению к Мишке. Затем дети меняются местами и громко повторяют, где они стоят. Эту игру можно провести и за столами, зверями будут игрушки, а дети их передвигают и называют направление. 
       В дидактической игре «Что изменилось» дети тоже, незаметно, играя, закрепляют знания о пространственных ориентировках. Воспитатель вместе с детьми оборудует комнату куклы предметами обстановки, которые дети хорошо знают (комната может быть организована на столе — стол, стул, кровать, шкаф, цветок и т. д.). Все дети сидят перед этой комнатой. Когда они внимательно посмотрят, где стоят все предметы, один из детей выходит за дверь. В это время дети вместе решают и делают перестановку. Вошедший должен узнать и сказать, что изменилось в комнате (например, стул стоял около кровати, а сейчас его поставили справа от стола). По мере усвоения пространственных ориентировок, овладения правилами игры задачу можно усложнить, т. е. сделать две перестановки и добиваться от детей более четкого определения пространственного расположения предмета (как он стоял и как его переставили). 
       Пространственные ориентировки дети могут закреплять и в игре «Куда пойдешь и что найдешь». Дети средней группы должны хорошо знать геометрические фигуры: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник, шар, куб, цилиндр. 
       Используя дидактические игры, воспитатель подбирает нужные геометрические фигуры, изображенные на карточках, или объемные и плоскостные, и проводит с ними знакомые уже детям дидактические игры: «Найди по форме», «Разведчики», «Кому сколько» и другие. 
Нужно добиваться, чтобы к концу года темп игр был более быстрым.

2.3. Дидактические игры в обучении детей элементарным математическим представлениям в старшей группе.

С детьми старшего дошкольного возраста в овладении  элементарными математическими  представлениями в процессе дидактических  игр решаются следующие задачи: твердое  усвоение количественного и порядкового  счета в пределе десяти, количественный состав числа из единиц в пределах пяти. Отвечать на вопросы «который?», «какой?», «сколько?», уметь делить предметы на 2—4 части, находить величину, форму  предметов в окружающей действительности, словами определить положение предмета в пространстве. Знать наименование дней недели. 
       Через игровое действие, правила дидактических игр необходимо подводить детей к логическому мышлению, заставлять больше рассуждать, делать обобщения, уточнять представления, что число не зависит от величины предметов, их пространственного расположения и т. д. 
       В целях закрепления программы средней группы с детьми проводятся дидактические игры на закрепление счета на слух в игре «Что я сказал?», закрепление формы на ощупь в игре «Чудесный мешочек», независимость числа от величины предметов дети закрепляют в игре «Которой игрушки не стало?». 
       Знание геометрических фигур (овал, круг) можно закрепить в дидактической игре «Подбери по форме». Ведущий кладет на стол карточку с изображением круга и говорит: «У кого имеются круглые предметы?» Каждый ребенок ищет в своих карточках круглый предмет — шар, пуговицу, часы, мяч, арбуз и т. д. В этой игре воспитатель внимательно следит за правильным подбором геометрических форм, их названием и учит находить такие формы в окружающей действительности. 
       В игре «Сколько?» закрепляется понимание смысла слова «сколько». На картах, розданных детям, изображены животные. Ведущий показывает число кружков и спрашивает: «Сколько?» Ребенок, обнаружив при подсчете нужное число животных, объявляет: «У меня две коровы» или «У меня девять уток» и т. д. 
       Понятие «широкий — узкий», упражнение в счете, пространственных ориентировок можно закрепить в дидактической игре «Два бассейна». 
       Дидактическая игра «Счетное лото» может быть использована для закрепления умений соотносить число кружков с разными предметами и их расположением в пространстве. Для игры детям раздаются большие карточки с нарисованными разными предметами и малые, на которых изображены кружочки. Ведущий называет число кружков, изображенных на маленькой. Дети отыскивают у себя карточку с соответствующим количеством предметов. Кто правильно ответит, тот получает маленькую карточку, зазевавшийся ребенок карточку не получает, клетка его большой карты остается пустой, но ребенок продолжает участвовать в игре. В этой игре должно быть разное расположение предметов. Тогда дети будут закреплять умения ориентироваться в пространстве, будут более внимательны. 
       В дидактической игре «Подумай», кроме счета, пространственных ориентировок, дети учатся правильно пользоваться словесными обозначениями, развивают наблюдательность, внимание, зрительную память. 
В этой игре используются от 12 до 20 парных карточек. На каждой из них нарисован дом, дерево, фигурка девочки в различных пространственных соотношениях. Предметы и части их окрашены в разные цвета. Эта игра организуется с дидактической задачей — определить сходство и различие, пространственное расположение предметов. 
       Затем дидактическую задачу необходимо усложнить. Для этой цели следует подобрать парные карточки, в которых определенный предмет находился бы посередине, слева или справа или чтобы предметы находились в определенном соотношении: один предмет над другим, сзади или перед ним. Попутно дети закрепляют в этой игре предлоги за, перед, над, умение соотносить расположение предметов со словами, обозначающими их взаимоотношения. В последнем варианте воспитатель, не показывая карточки, описывает цвет и расположение предметов. Дети, имея на руках по одной карточке, внимательно слушают воспитателя и находят у себя карточку, сходную с той, которую он описывает. Трудность этого варианта заключается в том, что у детей нет перед глазами карточки, с которой они могли бы сравнить свою, и им приходится руководствоваться только описанием картинки, которую дает руководитель. Это требует большой сосредоточенности, умственного напряжения и внимания. В такой последовательности могут проводиться и другие игры типа лото.

2.4. Дидактические игры в обучении детей элементарным математическим представлениям в подготовительной к школе группе

В разделе  «Развитие элементарных математических представлений» к детям седьмого года жизни предъявляются более  высокие требования не только и не столько в овладении количеством  и счетом, величиной, формой, ориентировкой  в пространстве и во времени, сколько  в использовании математических операций с целью умственного  развития и формирования воли, воспитания умения сравнивать, обобщать, выделять признаки предметов и явлений. 
        В дидактических играх дети не механически запоминают, а должны осмысливать, как и какие лучше применить полученные ранее знания, самостоятельно ищут пути решения дидактической задачи. У них развивается умение рассуждать, доказывать, доводить начатое до конца, что очень важно для подготовки к школе. 
        В дидактических играх дети могут сравнивать смежные; числа в пределах 10, знать, как из неравенства можно сделать равенство (8 больше 7, но если к 7 добавить 1, то будет по 8 — поровну; 7 меньше 8, здесь не хватает 1, если от 8 отнять 1, то будет в обеих группах по 7 — поровну), правильно отвечать на вопросы «который?», «какой?», «сколько?», делить предмет на 2 и 4 части (например, разделить яблоко на 2 части, затем на 4), сравнивать части, на конкретном материале устанавливать, что целое больше части, а части меньше целого; измерять длину, ширину, высоту окружающих предметов с помощью условной мерки и на глаз; определять длину палки, ширину ленты, высоту забора, дерева и т. д.; различать овал и круг; уметь видеть форму предметов (мяч, арбуз — имеют форму шара; тарелка, блюдце — форму круга и т. д.); видоизменять геометрические фигуры (составить из нескольких треугольников четырехугольник, из частей круга полный круг); определять словом положение того или иного предмета по отношению к себе (слева от меня стол, впереди меня сидит Андрюша), в помещении, на листе бумаги; последовательно называть дни недели (какой день был вчера, какой будет завтра); приучать укладываться на занятии в отведенное время; знать последовательность времен года; постоянно знакомиться с названием текущего месяца. 
        Усвоению устного счета способствует игра «Арифметическое лото». Игра представляет собой большие карты, в клетках которых изображены сумма и слагаемые; на маленьких карточках такое же число, только на обороте маленькой карты нарисована часть какого-нибудь зверя. Ведущий называет слагаемые, дети решают и получают ответ. Ведущий спрашивает: «У кого есть такое число?» Ребенок, имеющий на карте заданное число, заявляет об этом и получает маленькую карточку, которой накрывает клеточку в большой карте. При правильном решении арифметического действия из маленьких карточек, на которых нарисованы части животного, получается целое животное. 
        Задача закрепления количественного счета успешно разрешается в играх «Настойчивость», «Кто больше», «Поймай мяч». Эти игры очень увлекают детей. 
        Содержание игры «Настойчивость» состоит в том, что ребенок, держа в руках небольшую коробочку с автобусами внутри ее и накрытую сверху стеклом, легким встряхиванием рук стремится перекатить автобусы под крышу депо согласно указанным номерам на автобусах и на отделениях депо. Помимо решения задачи счета в игре воспитывается внимание и сосредоточенность. 
        В играх «Угадай, сколько в другой руке» и «Счетное лото» дети овладевают умением раскладывать число четыре на составные части: два и три, три и один, упражняются в составлении числа из двух меньших чисел. Ребенок, имеющий четыре кубика, два оставляет открытыми в одной руке, а два других зажимает во второй руке и спрашивает: «Сколько в другой руке?» Получив ответ, ребенок открывает ладонь, и дети убеждаются в правильности или неправильности ответа. 
        Закрепление представлений о составе из двух меньших чисел числа с детьми подготовительной группы можно провести в одном из вариантов дидактической игры «Что изменилось?». Игра проводится таким образом. Перед детьми кладется карточка с числом четыре. Вокруг этой карточки из кубиков или других мелких предметов раскладываются варианты состава числа четыре (один и три, два и два, три и один). Ведущий убирает один из этих вариантов (после того как дети их хорошо запомнят). 
Отгадавший должен назвать вариант из состава числа четыре, который убрали. Состав числа можно закрепить и в дидактической игре «Найди свой дом». 
        Количественный, порядковый счет и цвет дети закрепляют в игре «Кто первый». У каждого игрока по четыре фишки одного цвета. По считалке устанавливается очередность бросания кубика. Ребенок, бросивший кубик, передвигает фишку на столько кружков, сколько очков выпало на кубике. Выигрывает тот, кто первый приведет все свои фишки на четыре первых кружка, т. е. центральную дорожку своего цвета. 
        Аналогичны ей такие игры, как «Кто дальше», «Поймай мяч», «Волейбол», «У тебя сколько». Закрепить знание смежных чисел к названному числу «до» и «после» можно в дидактической игре «Найди соседей». 
        Умение продолжать счет — количественный (один, два, три и т. д.) и порядковый (первый, второй, третий) — можно в игре «Считай дальше». Воспитатель бросает мяч ребенку и называет число. Ребенок, поймав мяч, продолжает считать и бросает мяч следующему ребенку. Ребенок, не успевший ответить, платит фант. 
        Многие дидактические игры здесь подробно не раскрыты, а только дано название. Структуру некоторых игр воспитатели могут взять в приложении. 
С детьми седьмого года жизни можно проводить игру в шахматы, которая доставляет детям радость и способствует их умственному развитию. 
Игра эта начинается с изучения названия фигур. Знание фигур можно закрепить в процессе дидактической игры «Что изменилось» или «Чего не стало». Активная мыслительная деятельность ребенка начинается при первом его знакомстве с шахматами — в период изучения шахматной доски. Изучение шахматной доски — это упражнения в овладении пространственным ориентированием на плоскости. Играя, вернее, изучая доску, дети охотно показывают самую короткую черную косую дорожку, такую же короткую белую, самую длинную и т. д. Ребенок при помощи глазомера сопоставляет длину отрезков, отыскивая их на плоскости. 
Дидактическая задача: провести фигуру вперед по прямой или косой дорожке; подвинуть фигуру вправо или влево; поставить фигуру в правый верхний угол; передвинуть в левый нижний и т. д. Поставленная задача заставляет ребенка искать и находить нужное направление на плоскости. Игра в шахматы приносит большую пользу в развитии мышления детей. Она помогает активизировать речь детей, так как ребенок называет ход той или иной фигурой и объясняет, почему он так ходит. Узнав названия фигур и изучив доску, дети знакомятся с их местом на доске. Затем начинается изучение ходов фигур. Делая ход, дети должны рассуждать вслух, вслух излагать свой план действий. Переставляя фигуру, ребенок делает несложное умозаключение, опираясь на уже имеющиеся знания (если слой, ходит по косым, а ладья по прямым, значит, ферзь может ходить и по прямой и по косой). Показывая мат одинокому королю любой фигурой, даем ребенку увидеть конечную позицию, к которой он должен стремиться. К обучению решения шахматных задач и связанных с ними разборами шахматных партий нужно подходить постепенно, когда дети хорошо овладеют первоначальными знаниями доски, фигурами, их ходами. Шахматная игра — одно из средств умственного развития дошкольников, но, прежде чем проводить эту игру, воспитатель сам должен хорошо знать ее правила. 
        Зная детей и программные задачи, которые надо решать на определенном отрезке времени, воспитатель может проводить дидактические игры с постепенным усложнением задач. Так, например, в игре «Найди пару», или еще ее называют «Воротца», структура игры такова: дидактическая задача - закрепление порядкового счета до 10, воспитание внимания, сообразительности, дисциплинированности. Игровое действие — взять себе в пару участника игры и пробежать с ним в воротца. Правила игры — брать себе в пару можно только того ребенка, с которым у них в общей сложности получится десять. 
        Дети бегают по групповой комнате и по сигналу воспитателя или ведущего объединяются в пары и пробегают в воротца. Когда весь ход игры хорошо детьми усвоен, можно усложнить дидактическую задачу. Кружочки, которые прикреплены у каждого ребенка на картонке, сделать разного цвета или в разных геометрических фигурах. Например, пять кружков могут быть нарисованы в овале, в квадрате, в треугольнике и т. д. Ребенок должен взять себе в пару, если у него пять кружков, нарисованных в овале красного цвета, ребенка с картонкой, где нарисованы пять кружков тоже в овале и такого же цвета. Такое постепенное усложнение дидактической задачи поддерживает интерес к игре, заставляет детей думать, делать выводы и решать более сложную умственную задачу. 
       Так могут быть проведены многие дидактические игры, взятые из рекомендованных и для детей старшего дошкольного возраста. В подготовительной группе может быть проведена дидактическая игра «КВН дружных детей». 
Дидактическая игра «КВН дружных детей» может быть проведена с разными дидактическими задачами. Например, на группировку предметов по представлению (словесная) — кто больше назовет предметов круглой, овальной, прямоугольной формы и др. Эти игры требуют от детей умения совершать действия в уме, представлять предмет, производить мысленно анализ его формы. 
Дидактические игры типа «КВН дружных детей» могут быть тесно связаны с сюжетно-ролевыми играми, что даст возможность лучше решать вопросы всестороннего развития личности детей.
 
     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Заключение.
      Таким образом,  в детском саду, в каждой возрастной группе, должны быть разнообразные дидактические игры. Необходимость подбора разнообразных игр отнюдь не означает, что надо иметь их в большом количестве. Обилие дидактических игр и игрушек рассеивает внимание детей, не позволяет им хорошо ов
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.