На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Открытие ценностного мира музыки

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 08.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение   

     Наметившаяся  тенденция возврата интереса общества к общечеловеческим ценностям, то есть к утверждению гуманных ценностей  и идеалов, как высших уровней  развития личности, поиску путей их усвоения, затронула образовательную  политику и практику России. Гуманистические ценности многообразны: одни из них являются сугубо личностными ценностями, другие – ценностями родного очага (родители, братья, сестры, отношения в семье и т.д.); третьи – ценностями малой родины (детский сад, школа, окружающий социум, природа, родной город, край, его традиции, искусство и т.д.); четвёртые – отечественными ценностями (русский народ, его язык, любовь к Отечеству, культура и т.д.); пятые – общечеловеческие ценности (планета Земля, её уникальность, цивилизация прошлого и т.д.). Единого подхода к типологизации ценностей в науке нет (Рыцарева 1994).
     Становление ценностных ориентиров происходит в  течение всей жизни человека, но наиболее сенситивным периодом к освоению того духовного опыта, который выработан человечеством, является старший дошкольный возраст. Выбор старшего дошкольного возраста в исследовании обусловлен данными психолого-педагогической науки, а именно: к 5-ти годам дети способны различать добро и зло, красивое и безобразное, у детей особенно развита эмоциональность, доверчивость, открытость, отзывчивость, старшие дошкольники быстро входят в предлагаемые роли, у них развита потребность в новых впечатлениях, высокая познавательная активность и интерес ко всему окружающему миру. (Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, О.М. Дьяченко,   А.Н. Леонтьев, B.C. Мухина, Е.А. Флёрина и др.).
     Объект  исследования – процесс открытия ценностного мира музыки П.И. Чайковского детьми старшего дошкольного возраста.
     Предмет исследования – содержание и методы открытия ценностного мира музыки П.И. Чайковского детьми старшего дошкольного возраста.
     Цель  исследования – выявить условия открытия ценностного мира музыки П.И. Чайковского детьми старшего дошкольного возраста.
     Цель, предмет и объект исследования определили решение следующих задач:
    Обозначить общечеловеческие ценности.
    Рассмотреть ценностный мир музыки.
    Проанализировать процесс открытия ценностного мира музыки П.И. Чайковского.
    Изучить содержание «Детского альбома» П.И. Чайковского.
    Описать занятие с детьми старшей и подготовительной групп.
     Курсовая  работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Педагогические аспекты открытия ценностного мира музыки П.И. Чайковского детьми старшего дошкольного возраста 

1.1 Общечеловеческие ценности  
 

     В выявлении общечеловеческих ценностей основополагающую роль играет моральный кодекс ценностей добродетелей, прошедший через века, варианты и комбинации которых присутствуют в разных системах. В последнее время сравнивают ценности, характерные для российской и западной цивилизации. В Европе получили развитие городские буржуазные ценности, а в России – общинные, коллективистские.
     Проблему  освоения общечеловеческих ценностей  решали теологи, философы, психологи, педагоги (М.М. Бахтин, Г.Г. Гадамер, Р. Бультман, А.Л. Леонтьев, М.К. Мамардашвили, А.А. Мелик-Пашаев, К. Роджерс,            В. Франкл и др.). Они оказались едины в своих представлениях о психологическом ключе освоения общечеловеческих ценностей – оно есть не только осознание, но и отношение: «личная встреча», «диалог», «событие», «личностный смысл» (Давыдова 1994: 89).
     Современный человек для сознательного существования в мире должен погрузить себя в мир общечеловеческих ценностей, чтобы сформировать свое ценностно-смысловое пространство. При этом недостаточно осмысления общечеловеческих ценностей, – их нужно пережить, прожить внутри себя – смысл порождается не значением, а жизнью.
     Обзор общечеловеческих ценностей не позволяет  определить единую иерархию ценностей. Тем не менее, получившая  известность с XVIII века триада общечеловеческих ценностей – «Истина – Добро – Красота» по своему значению для человеческого существования отличается стабильностью, и эти ценности имеют право быть названными высшими. Они содержат соответственно мировоззренческие, этические, эстетические идеи (Давыдова 1994: 89).
     А.В. Кирьякова, автор монографии «Теория  ориентации личности в мире ценностей», очертила следующий круг общечеловеческих ценностей: Жизнь – Человек – Познание – Красота – Труд – Отечество, наполнив каждую ценностную категорию определенным содержанием и идеей на основании специальных исследований. Так, содержательный аспект красоты (идея-гармония) составляют искусство, творчество, созидание, совершенство человека, прекрасное в природе, эстетика быта и труда; содержание ценностной категории человек (идея – гуманизация) включает любовь, добро, общение, счастье, достоинство; ценность жизни (экология, милосердие), определяют здоровье, жизнь человека, жизнь природы, жизнь планеты, космос; познанию (истине) соответствуют информация, знание, культура, средство самовыражения; ценность труда выражена средством существования, творчеством, профессией, возможностью самореализации, источником познания; Отечество – это мир, свобода, права человека, социальная справедливость, национальное самосознание (Кирьякова 1996).
     Таким образом, человеку необходимо пережить общечеловеческие, духовные и нравственные ценности, которые как онтологические корни питают личность; необходимо на основе усвоенного опыта развивать свои возможности и способности так, чтобы состоялось второе рождение – рождение собственного жизненного пути. 
 
 
 
 
 
 

1.2 Ценностный мир музыки 
 

     Мир музыки имеет свой смысл. Музыка как  явление духовной культуры несет  в себе идеи, мысли, переживания, переданные в знаково-звуковой форме – средствами музыкальной выразительности. Слушая музыку, человек вступает с ней в контакт, диалог. Воздействуя, музыка требует ответа.
     Рассматривая  музыку в контексте духовной культуры, содержательное ядро которой составляют ценности человеческого духа, можно говорить о присутствии в ней общечеловеческих ценностей и о внутреннем диалоге «ценностного центра» личности с ценностным миром музыки на основе общечеловеческих ценностей (Радынова 1994: 24-30).
     Ценности  человеческого общества присваиваются личностью молодого поколения, переживаются ею и активизируют формирование суждений и систематизацию знаний в образ мира. Устойчивость собственного мнения в виде суждений, переходящая в убеждения, в осознание смыслов является  признаком сформированности сознания высокого уровня. Поэтому не только ценности музыки, но и общечеловеческие ценности в музыке стали для нас интересующим предметом. Если мы обратимся к мировой музыкальной культуре, которая изучается на музыкальных занятиях и является предметом музыкального воспитания и образования, то увидим, что в идейной основе произведений музыкального искусства лежат те же общечеловеческие ценности.
     Опираясь  на традиционную программу по музыкальной  литературе, общечеловеческие ценности, пронизывающие музыкальные произведения, по силе значимости и влиянию на человека можно выстроить следующим образом:
     1. Бог, вера, божественное
     2. Человек, его личная жизнь
     3. Отечество
     4. Красота, прекрасное
     5. Природа
     6. Истина, познание
     7. Труд, деятельность, созидание
     В табл. 1 (Приложение А) отражены общечеловеческие ценности и содержательный аспект музыкального творчества им соответствующий.
     Отметим, что, кроме высоких духовных общечеловеческих ценностей, существуют антиценности – Власть, Золото и проч. В музыкальном искусстве всех времен и народов антиценности преподносятся как зло через негативные образы в противопоставлении возвышенному, духовному началу. Эта идея раскрывается при обращении к музыкально-театральному произведению Э. Грига «Пер Гюнт», тетралогии Р. Вагнера «Кольцо нибелунгов», опере «Лоэнгрин», а в «Тангейзере» дополняется моральным аспектом через показ торжества духовного начала над миром чувственных соблазнов. Она сатирически представлена в последних операх-аллегориях Н.А. Римского-Корсакова «Золотой петушок» и «Кащей бессмертный». Зло бюрократической системы и корыстных интересов высмеивается в произведениях             Д.Д. Шостаковича и др. (Кирьякова  1996).
     Таким образом, многие проблемы формирования и развития эстетических ориентаций на основе смыслового анализа с точки зрения ценностного подхода комплексно решаются на разных музыкальных занятиях. 
 
 
 
 
 

1.3 Открытие ценностного  мира музыки П.И.  Чайковского  
 

     Используя опыт педагогической практики, остановимся  на некоторых моментах открытия ценностного мира музыки                        П.И. Чайковского детьми старшего дошкольного возраста.
     Жизнь и творчество П.И. Чайковского являются ярким отражением эстетически-ценностного отношения личности к окружающему миру. В русской музыкальной культуре среди композиторов П.И. Чайковский занимает особое место не только по тому, что «примиряет», соединяет два разных взгляда на развитие русской культуры, два направления – академическое, «западническое» в лице Петербургской и Московской консерваторий, возглавляемых братьями Рубинштейнами и «новой русской музыкальной школой» («Могучей кучкой»), возглавляемой     М.А. Балакиревым, но, главным образом, потому, что гениальный дар П.И. Чайковского проявился в раскрытии душевного мира человека, в обращении к вечным человеческим, морально-философским проблемам, чем представляет особую значимость с точки зрения психолого-педагогической работы (Сидельникова 1998).
     В творчестве М.И. Глинки и у таких «кучкистов», как                  М.А. Балакирев, Н.А. Римский-Корсаков, А.П. Бородин основу составили народно-бытовое, эпос, фантастика, отсюда – преобладание картинности; у А.С. Даргомыжского и особенно у М.П. Мусоргского ярко проступало психологическое начало на социальной почве; у П.И. Чайковского психологическое нашло выражение в раскрытии общечеловеческих душевных стремлений, в обращении к проблемам внутреннего мира человека, жизни и смерти.
     П.И. Чайковского, как защитника прекрасного в жизни, лирика, драматурга-психолога по типу художника ставят рядом с Л.Н. Толстым,                         Ф.М. Достоевским, А.П. Чеховым. От произведения к произведению (оперы, балеты, симфонии, романсы) в памяти старших дошкольников твердо закрепляется главная тема творчества композитора – порыв, стремление человека к счастью, любви и трагическая обреченность.
     Через разбор произведений видится отнюдь не пессимистическая концепция, а наоборот – страстная любовь к жизни, ничем неудержимая тяга к прекрасному, которую черпает композитор, как из источника то в литературе, то в искусстве, то в родной природе. Словно в фокусе собраны в творчестве композитора общечеловеческие ценности: Отечество – Жизнь – Человек – Природа – Истина – Бог – и все это с позиции художника является проявлением прекрасного (Радынова 1994: 24-30).
     Педагогический взгляд на преломление эстетически-ценностных категорий в музыке важен для формирования ценностных ориентаций старших дошкольников, что в свою очередь, станет необходимым компонентом в его системе личностных качеств. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Знакомство старших дошкольников с творчеством П.И. Чайковского

2.1 «Детский альбом» П.И. Чайковского

     Сочинение «Детского альбома» – первое обращение  композитора к детской теме. Позже последует цикл «Детских песен», балет «Щелкунчик». Прежде мир ребенка для П.И. Чайковского – это были воспоминания собственного детства, общение с семьей Давыдовых в Каменке (Евсеев 2008).
     Поводом к обращению к музыке для детей  послужили жизненные обстоятельства композитора в 1877 – 1878 гг. (длительное общение с Колей Конради, глухонемым воспитанником М.И. Чайковского), и, прежде всего, общение с детьми в семье сестры А.И. Давыдовой в Каменке в момент сильнейших душевных переживаний, вызванных женитьбой.
     Вторым  фактором, предшествовавшим появлению  идеи сочинить цикл пьес для детей, были встречи и впечатления от пения «недетской» песенки уличного мальчика-певца Витторио во Флоренции.
     Третьим фактором, определившим намерение П.М. Чайковского сочинить пьесы для  детей, можно считать пример Р. Шумана (Радынова 1990).
     Первым  упоминанием о замысле «Детского  альбома» можно считать письмо к  П.И. Юргенсону 26 / 14 февраля 1878 года из Флоренции. После первого упоминания о замысле «Детского альбома» до начала работы над ним прошло более месяца. Делались ли в это время какие-либо наброски к нему, неизвестно.
     О начале работы над «Детским альбомом»  известно из письма композитора от 30 апреля 1878 года.
     О порядке сочинения пьес сведений нет. Эскизы их были завершены очень  быстро. 27 мая 1878 года в письме к Н.Ф. фон Мекк из Браилова композитор сообщил  обо всех сочиненных к этому моменту  произведениях, в том числе и  о «Детском альбоме». Что именно делал П.И. Чайковский в этот период времени с пьесами «Детского альбома», не удается выяснить. Судя по письмам композитора, в течение июля он работал над «переписыванием» пьес, в том числе и пьес «Детского альбома».
     Как об уже полностью завершенном «Детском альбоме»,              П.И. Чайковский сообщил из Вербовки 22 июля 1878 года. Порядок пьес «Детского альбома», обозначенный в автографе П.И. Чайковского уже в первом издании, которое осуществлялось при участии автора, был изменен.
     Мысль о посвящении Володе Давыдову «Детского альбома», очевидно, возникла после окончания сочинения. П.И. Чайковский довольно много времени провел с племянником летом 1878 года в Каменке. Володе Давыдову тогда было 6 лет. В автографе «Детского альбома» нет посвящения. В письмах П.И. Чайковского об этом упомянуто лишь после выхода в свет пьес.
     П.И. Чайковский был доволен первым изданием «Детского альбома», отсутствием, как  он считал, в нем опечаток. Правда, некоторое огорчение он высказал издателю по поводу внешнего вида издания (Берберова 1993).
     При всем многообразии бытовых сцен, картин и ситуаций, запечатленных в сборнике, в нем просматривается несколько  относительно самостоятельных сюжетных линий. Первая из них связана с  пробуждением ребенка и началом  дня («Утренняя молитва», «Зимнее утро», «Мама»). Следующий сюжет – игры, домашние забавы ребенка («Игра в лошадки», «Марш деревянных солдатиков»).
     Своеобразным  ответвлением игровой тематики в  цикле является мини-трилогия, посвященная  кукле («Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Новая кукла»).
     В дальнейшем П.И. Чайковский отправляет ребенка в увлекательные музыкальные  путешествия по Италии («Итальянская песенка», «Неаполитанская песенка»), Франции («Старинная французская песенка») и Германии («Немецкая песенка»). Наряду с этим, в цикле отчетливо проходит и русская тема («Русская песня», «Камаринская»).
     День  ребенка близится к концу, очередной  сюжетный поворот обозначается пьесой «Нянина сказка», рядом с которой  – как ее особый, отдельный музыкальный  персонаж – появляется «Баба-Яга». Однако вскоре все сказочные треволнения и страхи оказываются позади; их сменяет – как предвестница блаженных детских сновидений – «Сладкая греза».
     Композитор  находит место и для излюбленной  им сферы бытовых танцев («Вальс», «Мазурка», «Полька»), и для музыкальных пейзажей («Песня жаворонка»), и для жанрово-характеристических зарисовок («Мужик на гармонике играет», «Шарманщик поет»). Завершается сборник пьесой «В церкви». Тем самым, первый и последний номера соединяются своего рода аркой; общим в обоих случаях является торжественное просветленное религиозное начало (Вендерова, Писарева 1991).
     «Детский  альбом» П.И. Чайковского, наряду с  широко известными сочинениями Р. Шумана, Э. Грига, К. Дебюсси, М. Равеля, Б. Бартока и некоторых других композиторов-классиков, входит в золотой фонд мировой музыкальной литературы для детей. В России он дал толчок к созданию ряда близких по характеру и тематике фортепианных опусов. Воздействие сочинения П.И. Чайковский испытали на себе многие русские авторы, от А. Гречанинова, С. Прокофьева и В. Ребикова до С. Майкапара, А. Гедике, Е. Гнесиной, Дм. Кабалевского и др. (Радынова, Катинене, Поливандишвили 1994)
     Хотя  цикл адресован детям, к нему неоднократно обращались и профессиональные артисты. Высокохудожественный образец интерпретации «Детского альбома» оставил Я.В. Флиер, запечатлевший его в грамзаписи. В наши дни известны исполнение «Детского альбома» М. Плетневым и В. Постниковой. М. Плетнев допускает ряд существенных перестановок номеров внутри сборника, меняет их традиционную последовательность, выдвигая, тем самым, свою «версию» относительно «сюжетных ходов» и целостной драматургической концепции цикла. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 Занятие с детьми  старшего дошкольного возраста

«Детям о П.И. Чайковском»

     Имя этого доброго и умного человека известно всем. Его зовут    Пётр Ильич Чайковский. У него был любимый племянник, Володя Давыдов, по прозвищу Боб. Ему был посвящен «Детский альбом», заполненный милыми сердцу, необычайно забавными и занятными пьесами. Сколько их тут! Знакомый «Марш деревянных солдатиков», печальная страница «Болезнь куклы» и вовсе трагическая «Похороны куклы». Потом «Новая кукла», танцы, песни: Боб мог играть на фортепьяно, и поэтому сам исполнял эти пьесы (Ветлугина 1984).
     Бом, бом, бом, бом!
     Открывается альбом.
     Не  простой, а музыкальный,
     Сочиненный  для ребят 
     Много, много лет назад.
     Загадка:
     Они в коробочке лежат,
     Но  если их достать – 
     Построятся  за рядом ряд,
     Пойдут  маршировать.
     И каждый с новеньким ружьем,
     Похожи  словно братики,
     Кто скажет, как мы их зовем?
     Дети:
     Оловянные солдатики!
     Звучит  «Марш оловянных  солдатиков» 
     Деревянные  солдатики 
     Маршируют до зари,
     Из  всей математики
     Знают только «раз – два – три»!
     Ведущий: Вы слышите, как дрожит земля, как шумят деревья – это летит Баба-Яга.
     Нос крючком,
     Зубы  торчком,
     А в волосах ветер свищет.
     Куда  несется старая?
     На  какие злые дела?
     Звучит  пьеса «Баба-Яга»
     Тихо-тихо, тишина –
     Кукла бедная больна.
     Кукла бедная больна
     Просит  музыки она.
     Дайте, что ей нравится,
     И она поправится.
     Звучит  пьеса «Болезнь куклы»
     Кукла вальс танцует старый,
     Пара  кружится за парой.
     А юла, юла, юла!
     Себе  пары не нашла.
     Кто с юлой подружится,
     Тот и сам закружится.
     Звучит  пьеса «Новая кукла»
     А вот и полька, польку танцует каждый. Пролетела маленькая девочка  с большим бантом в косичках с  надутыми от старания губами, легко  проскакал зайчик, а за ним усатый охотник в огромных сапогах. Но зайчик не боится охотника, ведь это карнавал, и только в праздники вместе танцуют охотник и зайчик.
     Звучит  пьеса «Полька»
     На  солнце темный лес зардел,
     В долине пар белеет тонкий,
     И песню раннюю запел 
     В лазури жаворонок звонкий.
     Он  голосисто, с вышины,
     Поет, на солнышке сверкая:
     «Весна  пришла к нам молодая,
     Я здесь пою приход весны!» 
     Звучит  «Песня жаворонка»
     И от грусти, и от скуки 
     Могут вылечить нас всех
     Озорных мелодий звуки,
     Песни, пляски, шутки, смех.
     Золотой волшебной рыбкой,
     Могут песней – полусказкой
     Нас, шутя развеселить 
     И веселой русской пляской 
     В хороводе закружить 
     Ну-ка парни, ну девицы!
     Вам ли в танце не кружиться!
     Все танцуют до упаду.
     Музыкантов  ждет награда.
     Скрипка, флейта, контрабас 
     Постараются для нас.
     Нам нельзя остановиться,
     Белый свет в глазах кружится!
     Пляшут  сердце и душа,
     Больно  пляска хороша!
     Звучит  пьеса «Камаринская»  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     В I главе «Педагогические аспекты открытия ценностного мира музыки П.И. Чайковского детьми старшего дошкольного возраста» нашей курсовой работы мы обозначили общечеловеческие ценности, характерные для российской цивилизации. Оценили разные точки зрения на проблему. Пришли к выводу, что в науке нет единой иерархии ценностей. Обозначили круг общечеловеческих ценностей Жизнь – Человек – Познание – Красота – Труд – Отечество, отталкиваясь от монографии А.В. Кирьяковой «Теории ориентации личности в мире ценностей».
     Рассмотрели ценностный мир музыки. Нас интересовали ни только ценности мира, и общечеловеческие ценности в музыке. Выстроили общечеловеческие ценности, пронизывающие музыкальные произведения, по силе значимости и влиянию на человека. Назвали содержательный аспект музыкального творчества. Отметили, что кроме высоких духовных общечеловеческих ценностей, существуют антиценности (Власть, Золото и проч.).
     Проанализировали  процесс открытия ценностного мира музыки П.И. Чайковского старшими дошкольниками. Обозначили значимость гениального  дара композитора: раскрытие общечеловеческих душевных стремлений, обращение к проблемам внутреннего мира человека, жизни и смерти. Через разбор произведений отметили оптимистическая концепция творчества композитора.
     Во  II главе «Знакомство старших дошкольников с творчеством                П.И. Чайковского» изучили состав «Детского альбома» П.И. Чайковского, в который входит 24 лёгкие пьесы для фортепиано. Назвали факторы, предшествовавшие появлению идеи сочинить цикл пьес для детей. Обозначили момент первого упоминания о замысле «Детского альбома», начале работы, порядке сочинения пьес, завершение произведения, мысль о посвящении племяннику и др. В целом, композитор остался доволен первым изданием «Детского альбома». Проанализировали основную тематику цикла.
     Далее мы описали занятие со старшими дошкольниками  «Детям о П.И. Чайковском», в ходе которого использовались стихотворные тексты и материалы, доступные пониманию детей старшей и подготовительной группы.
     Таким образом, в ходе знакомства с творчеством  великого композитора старшие дошкольники  открывают для себя ценностный мир  музыки П.И. Чайковского. Поставленные цели достигнуты. Задачи решены. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

     Бордовская  Н.В.,  Реан  А.А.  Педагогика  учебник для вузов.  – СПб: Издательство «Питер», 2000.
     Берберова Н.Н. Чайковский. – М.: Петро-РИФ, 1993. – 238 с.
     Вендрова Т.Е., Писарева И.В. Воспитание музыкой. – М.: Искусство: 1991. – 50 с.
     Ветлугина Н.А. Музыкальные занятия в детском саду. – М.: Просвещение, 1984.
     Давыдова  Н.В. Основы музыкального воспитания. // Дошкольное воспитание / Н.В. Давыдова, 1994. – № 6. – С. 89.
     Евсеев  Б.Б. Чайковский. – М.: Белый город, 2008. – 64 с.
     Кирьякова А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей. – Оренбург, 1996. – 188 с.
     Зимина  А.Н. Основы музыкального воспитания и развития. – М.: Владос, 2000.
     Медушевский В.В. Таинственные энергии музыки. // Музыкальная академия. / В.В. Медушевский, 1992. – № 3. – С. 54-57.
     Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. – Ярославль: Академия развития, 1997.
     Музыка  в детском саду. / Под ред. Н.А. Ветлугиной. – М.: Музыка, 1980.
     Педагогика: Учеб. пособие для студентов высш. и сред. пед. учеб. Заведений. / С.А. Смирнов, И.Б.  Котова. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
     Петрушин  В.И. Музыкальная психология. – М.: Психология, 1997.
     Радынова  О.П. Дошкольный возраст – задачи музыкального воспитания. // Дошкольное воспитание / О.П. Радынова, 1994. – № 2. –    С. 24-30.
     Радынова  О.П. Слушаем музыку. – М.: Просвещение, 1990. –    158 с.
     Радынова  О.П., Катинене А.И., Полавандишвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников. / Под ред. О.П. Радыновой. – М.: Просвещение: Владос, 1994.
     Рыцарева  М.Г. Музыка и я: Популярная энциклопедия для детей. – М.: Музыка, 1994. – 367 с.
     Сидельникова  Л.В. Чайковский. – М.: Искусство, 1998. – 480 с.
     Школяр  Л.А. Ребенок в музыке и музыка в ребенке. // Дошкольное воспитание, 1992. – С. 39. 
 


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.