На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Философия как феномен культуры

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 08.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    1.Типы мировоззрения: миф, религия. 

    Мировоззрение — целостный взгляд на мир и место в нем человека. Исторически первым был мифологический взгляд на мир (миф — предание, сказание; логос — слово, учение, понятие, закон). Миф — это общественное сознание древнего общества, способ самовыражения тогдашнего человеческого общества. Это наиболее ранняя форма духовной культуры человечества, в которой соединены зачатки знаний, элементы верований, политических взглядов, различных видов искусства, собственно ф-фии. Миф — единая, синкретическая форма сознания, он выражал миропонимание и мировосприятие тогдашней эпохи. В мифах велась речь о фантастических существах (кентавры, сирены), о деяниях богов и героев. Различные народы посвятили свои мифы космическим темам, что с нашей точки зрения, еще предстоит изучить. В мифах такого рода содержатся попытки ответа на вопросы о происхождении и строении Вселенной, о важнейших явлениях природы — солнечных и лунных затмениях, наводнениях, падениях метеоритов и др., о мировой гармонии. Многочисленные мифы о происхождении человека, стадиях его жизни, проблеме жизни и смерти. Библия — одно из важнейших явлений духовной культуры — тоже базируется в известных пределах на мифологическом фундаменте. Как уже было сказано выше, мифологический — это не значит полностью оторванный от реальной практики, смысла, элементов науки и т. д. Для мифологического мировоззрения характерны следующие черты: 1) эмоционально-образная форма. 2) очеловечивание природы. 3) отсутствие рефлексии. 4) утилитарная направленность. Очеловечивание природы в мифах проявлялось в переносе человеческих черт на окружающий мир, в олицетворении и одушевлении космоса, природных сил. Мифологии свойственны нежесткие разграничения мира природы и человека, мысли и эмоций, художественных образов и научного знания. Рефлексия в мифологическом мировоззрении отсутствует. Рефлексия — это работа сознания, мысли человека над собственным сознанием; размышление над своими взглядами, психическим состоянием, их оценка, т. е. размышление над собственными размышлениями. Утилитарная направленность мифологии проявляется в том, что решаемые ею мировоззренческие проблемы тесно связаны с практическими задачами: на удачу, счастливую жизнь, защиту от голода, болезней, нужды и т. д. В мифологии практически создавалась система ценностей, принятая в данном обществе, осуществлялся поиск единых оснований природы и человека, природы и общества. Миф умер как форма мировоззрения на этапе более высокого развития человека, общества, знаний и культуры в целом. На смену мифу пришли иные формы мировоззрения. Религия (от лат. Religio — благочестие, святость) есть форма мировоззрения, фундаментом которого служит вера в наличие тех или иных сверхъестественных сил, которые играют ведущую роль в окружающем человека мире и конкретно в судьбе каждого из нас. Миф и религия взаимосвязаны. Религия опирается на образно-эмоциональную, чувственно-наглядную форму восприятия. Верующий человек — субъект религиозного сознания. Такой человек переживает в реальных эмоциях свое видение Бога, различных картин, связанных с особенностями того или иного религиозного направления. Важнейшими атрибутами религии являются вера и культ. Религия нерефлексивный тип мировоззрения. Вера — это способ осознания мира религиозным сознанием, особые состояния религиозного сознания субъекта. В культе, системе ритуалов и догматов является внешняя форма проявления веры. Религиозных течений много. Только в России их свыше 40. Существуют три основных мировых религии — буддизм, христианство, ислам и различные национальные религиозные системы типа синтоизм, индуизм, иудаизм и т. д. В рамках религиозных систем, религиозного сознания большое значение приобретают этические представления, нормы, идеалы, ценности (этика конфуцианства, десять заповедей в христианской религии и т. д.). В религиозном сознании культивируются чувства любви человека к человеку, терпимости, сострадания, совести, милосердия. Религия формирует духовный мир человека. Еще недавно в нашей стране религия и верующие люди были в стесненных обстоятельствах. Господствовала атеистическая идеология, которая достаточно планомерно и целенаправленно воевала с идеалистическим мировоззрением (любая религия — объективный идеализм). Несмотря на близость религии и ф-фии, они различны — идеализм ф-кий есть теоретическая основа религии. Идеализм и религия как мировоззрения часто решают сходные задачи по объяснению мира, а также воздействия на сознание и поведение человека. Их различие состоит в том, что ф-фия есть отражение мира в теоретической, рационально понятной форме. В ф-фии сформировался жесткий категориальный аппарат: логос, причинность, закон, идея, необходимость и т. д. Язык ф-фии — не образы, не картинки, а категории, понятия, ф-фия обычно сводит дело к логичности, к доказательствам. Положения ф-фии не просто утверждаются, а выводятся, доказываются в соответствующей систематизированной, логически упорядоченной форме. Ф-фия относится к рефлексивному типу мировоззрения, т. е. такому, в котором содержатся размышления над собственными представлениями о мире и месте человека в этом мире. Взгляд на свое мышление, свое сознание со стороны — одна из черт ф-ого сознания. Свободомыслие — объективный принцип ф-фии, который, к сожалению, субъективно часто нарушается. По самой своей природе ф-фия требует размышления, сомнения, допускает критику идей, отказ от веры в те догматы и постулаты, которые утверждаются массовой практикой верующих. Ф-фия ставит под сомнение предельные основания бытия, включая само существование мира, в том числе такой вопрос — как возможен мир? Ф-фия формировалась в борьбе с религиозно-мифологическим сознанием, она рационально объясняла мир. Исходные типы мировоззрения сохраняются на протяжении всей истории. «Чистые» типы мировоззрения практически не встречаются, во всяком случае, они редки и в реальной жизни образуют сложные и противоречивые сочетания. 

      Мировоззрение.
      Мировоззрение есть целостная система взглядов, чувств, переживаний, догматов и теоретических  положений на мир в целом и  место человека в этом мире, его  назначение. Мировоззрение стремится  пронизывать всю структуру мира, от мира в целом далее по вертикали к природе, обществу, к конкретному обществу, в котором мы живём, к самому себе и собственному внутреннему миру. Мировоззрение носит объективный характер, т.е. каждый человек помимо своего желания и воли обладает мировоззрением, в силу того, что главным объектом мировоззрения человека является его собственная жизнь. История человеческого мировоззрения выработала несколько основных типов мировоззрений 1) мифология (язычество). 2) религия (систематизация мифологии и есть религия, результатом чего является выработка единых духовных оснований). 3) ф-кое возникло параллельно религиозному мировоззрению (основывается на научных данных и отчасти на религии). 4) обыденное мировоззрение. Оно является самым проблематичным, т.к. составляет эклектическую смесь элементов всех типов мировоззрения, включая и жизненный опыт. Мировоззрение является выражением духовного инстинкта самосохранения человека.
   Философия – мировоззрение.
   Мировоззренческий тип философского сознания заключается в том, что научно-теоретическое знание – это только одна сторона –  духовно–практическая.
   Говоря  о философии как о мировоззрение, необходимо заметить, что в современной  философии первостепенное значение имеет чувство высочайшей правоты и справедливости, а только затем – рассудок, таким образом, именно гражданская позиция в философии приоритетна.
   В различные эпохи складывались различные  типы мировоззренческих  систем, это:
- космоцентризм, суть его в том, что именно гармония космоса является основой мира ( VII – VI в.в. до н.э.)
- для средних веков – это теоцентризм , когда всё без исключения было подчинено Богу ( Теос – Бог )
- антропоцентризм ( гуманизм ) представлял собой идеал универсальной личности, свободной от порабощения . 
 

2
  Ф-фия (Пифагор автор слова фило —– любовь, софи — мудрость). С точки зрения Аристотеля мудрость означает — знание общего в различных вещах, знание первопричин действительности, всеобщих свойств, всеобщих законов, всеобщих форм и структур действительности.
  Ф-фия есть наука о всеобщем. Мудрец (философ) — это тот человек, который знает всё о действительности, но может не обладать знаниями о конкретных предметах. Т.о. объектом ф-фии (объект есть то, что изучается наукой) является мир в целом, как единое целое. Объектом ф-фии являются основные системы действительности в целом, например общество в целом (цивилизация или человек вообще или природа) и связи между этими системами. Объектом является также подсистемы систем, например экономика как подсистема общества), где подсистемы исследуются с помощью ф-ого аппарата.
  Исходя  из рассмотренного подхода к ф-фии  как типу мировоззрения и науке, можно выделить методологическую, мировоззренческую, познавательную, воспитательную, т. е. духовно-гуманистическую, и критическую функции ф-фии. Формируя представление об устройстве мира и месте в нем человека, обосновывая ценности и цели человеческой жизни, вырабатывая принципы практического взаимодействия с миром и т. д., ф-фия выполняет мировоззренческую функцию. Велика роль ф-фии в качестве методологической функции. Методология — это система исходных принципов, обобщенных способов (методов) организации и построения теоретической деятельности, а также учение об этой системе. Среди разнообразия методов можно выделить такие, которые используются только одной наукой. Эти методы называют частнонаучными. Соответственно общенаучные методы те, которые используются целым рядом, определенной группой наук. Ф-фия же являет собой всеобщий метод, ибо ее предметом исследования в данном случае выступают наиболее универсальные принципы мышления, всякого познания. Это вовсе не значит, что ф-фия в силу всеобщности своего метода способна давать истинное знание в конкретной научной области. Философские методы, будучи универсальными, являются необходимым условием решения разнообразных конкретных задач, но не подменяют собой специальных частнонаучных методов, а конкретизируются ими. В силу этого ф-фия выполняет методологическую функцию для всего научного познания. Выполняя познавательную функцию, ф-фия выявляет наиболее общие идеи, представления, формы опыта, на которых базируется та или иная конкретная культура или общественно-историческая жизнь людей в целом. Их называют универсалиями культуры. Важное место среди них занимают ф-кие категории, к которым относят такие универсальные понятия, как бытие, материя, предмет, явление, процесс, свойство, изменение, различие, причина — следствие, случайное — необходимое, часть — целое, элемент — структура. Ни один ученый, будь он историк, естествоиспытатель, экономист, литературовед, не может обойтись без этих понятий. Эти понятия приложимы не к одной какой-то области, а к любым явлениям. Вот почему их относят к предельным основаниям, универсальным формам культуры. Классическая ф-фия от Аристотеля до Гегеля тесно связала ф-фию с учением о категориях. Ф-фия как наука имеет большую практическую значимость. Она помогает личности ясно судить о том, что происходит вокруг в природе, в обществе и в сознании людей. Эти знания базируются на основаниях, пришедших из глубины веков, из них состоит фундамент современной науки. Ф-фия показывает и сокращает путь к ИСТИНЕ. 
 

    Составляющие  философии:
    Развивающиеся отношения сознания и материи.
    Всеобщие отношения между материей, сознанием, пространством и временем.
    Всеобщие отношения в духовной сфере.
    Общие законы природы, общества и человеческого мышления.
    Объективные законы общества и их отражение в сознании людей.
    Учение о духовной активности человека.
    Она берёт на себя проблемы эпохи.
    Воспитывает чувства гражданственности человека.
    Формирует систему принципов, которым следует человек.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
      а) Диалектика и метафизика. 

      Понятие движения и развития в учебной  литературе часто отождествляется, что неверно. Движение – является одним из универсальных свойств  действительности, т.е. свойством , которое является постоянным во всех объектах и процессах, поэтому данная категория является базисной ф-кой категорией . Т.о. проблема движения является ф-кой проблемой, а не физической. В этой связи развитие является одной из форм движения или определенной частью движения. Все объекты находятся в движении, но не все объекты изменяются, находясь в движении. Поэтому нельзя понимать под движением изменение объектов. Изменение является одним из элементов движения. В процессе движения определенные объекты сохраняют устойчивость, постоянство и т.д. Например, неизменны всеобщие законы действительности, геометрические формы, многие идеальные объекты. Неизменными являются основы систем, сущности объектов. Т.о. проблема движения, рассматриваемая со стороны устойчивости, неизменности, вечности, идеальности и единства является выражением метафизического движения, т.е. метафизика – это теория стабильности, теория неизменности, вечности и единства. Т.о. существенной стороной движения является его метафизическое выражение. Любое движение есть прежде всего взаимодействие, поэтому и метафизические объекты так же находятся в движении, хотя они не изменяются. В этой связи не прав был Аристотель (грец) когда утверждал, что метафизические предметы лишены движения, т.е. Аристотель отождествлял движение с изменением. Развитие является существенной частью движения и оно всегда связано с изменениями, но не всякие изменения выражают развитие. Развитие – есть качественные направленные, последовательные изменения объекта или процесса. Т.е. Развитие есть логическое изменение. Развитие есть как бы заданное изменение. Нельзя отождествлять развитие только с логикой совершенствования объекта. У развития существует 2 основных вектора: вектор + и -. Вектор прогресса + и регресса -. Т.е. существует 2 типа развития: прогрессивное и регрессивное со знаком -. Напр. Развитие алкоголизма, в сторону распада (-(. Развитие в сторону усложнения объекта (+). Т.о. ф-кое учение о развитии – есть диалектика. Диалектика выражает 2-ю сторону движения (вторую сторону), связанную с логическими изменениями. Между метафизической и логической (диалектической) стороной движения существует хаотичное движение (хаос), поэтому движение выражается в 3-х основных понятиях: метафизика, диалектика и хаос. Традиционно считается, что с истиной бытия связана прежде всего метафизика. Если говорить о графическом выражении проблемы движения, то движение не должно свестись к линии (особенно прямой), По сути графическое выражение проблемы движения можно выразить в соединении линии с кругом. Любое движение связано с 3-мя основными элементами: 1)Взаимодействие. 2) Отражение. 3) Изменение
   В античности идущая от Аристотеля традиция считала метафизику «первой философией», наукой о бытии. Метафизика есть онтология.  В античности сколько-нибудь о . Основные вопросы античной философии таковы:  «Что есть бытие?», «Что есть идея?» (Платон), «Что есть форма и материя?» (Аристотель).
   Средневековая философия не отождествляет все  знания с метафизикой. Теперь метафизика признаётся высшей формой рационального познания, но она соотносится со сверхразумным знанием. Вопрос о сущем остаётся основным вопросом философии, но он приобретает нерационалистические черты, связанные с религиозной верой и открытием. «Что есть Бог?» – вот основной вопрос средневековой философии,  которая, подобно античной философии, остаётся по преимуществу онтологией.
   Кант  делает решающие шаги к разрушению метафизики как онтологии, на первое место он ставит вопрос познания: «Что я могу знать?». У Канта философия и метафизика превращаются преимущественно в гносеологию. Кант считал, что метафизика возможна как чисто априорное знание. Такую метафизику Кант построил, но с противоречиями реальной жизни не суждено было справиться и ему.
   Гегель  увидел в метафизике ограниченность рассудительного мышления, которая преодолевается диалектическим разумом. Гегель связал, разум с диалектикой, рассудок – с метафизикой, противопоставив тем самым диалектику метафизическому методу. По Гегелю, а он дал начало новой философской традиции, диалектика есть противоположность метафизики как философии, неадекватной действительному положению дел.  Диалектика исправляет недостатки метафизики, не справляется  с жизненными противоречиями, переходами, процессами развития. Основной вопрос гегелевской философии – это вопрос о логике. Философия становится особой философско-диалектической логикой. 

  б) Т.о. структура ф-фии заключает в себе 3 основных уровня: 1) всеобщий (ф-фия всеобщего уровня) создаются всеобщие ф-кие теории (теория движения, теория систем и др.). Это является теоретическим базисом ф-фии и всех остальных наук. 2) ф-фия среднего уровня изучает всеобщие законы основных систем действительности, например натурф-фия — ф-фия природы, социальная ф-фия — всеобщая ф-фия общества. 3) прикладная ф-фия. В рамках которого изучаются всеобщие закономерности подсистем в системах (ф-фия экономики). 
 

3 а) ВЗАИМОСВЯЗЬ ФИЛОСОФИИ С НАУКОЙ. 
 

   Наука – это развивающаяся система  знаний, связанная с открытием  новых явлений и законов, вид  познавательной, духовной деятельности и вместе с тем особый, выполняющий важную роль в обществе, социальный институт, предполагающий наличие академий, министерств, университетов и других организаций. Различают гуманитарные ( в том числе социально-политические, общественные ), естественные и технические
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.