На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Эпистемология

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 08.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                                                   Содержание 

Введение………………………………………………………………..…….........3
Глава  I. Эпистемология – философское учение о знании…………………......4
§ 1. Предмет эпистемологии и характер вопросов……………………….….....4
§ 2. Онтологизм, скептицизм и критицизм в эпистемологии…………….…....5
§ 3. Что такое знание?.............................................................................................7
§ 4. Субъект и объект познания…………………………………………….........9
§ 5. Роль интуиции в процессе познания……………………………………......9
§ 6. Истина и достоверность. Истина и заблуждение. Критерии истины…....10
Заключение…………………………………………………….............................13
Библиографический список………………………………………......................14 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

    Эпистемология  традиционно отождествляется с теорией познания. Теория познания изучает всеобщее в познавательной деятельности человека безотносительно к тому, какова сама эта деятельность: повседневная или специализированная, профессиональная, научная или художественная. В этом отношении некорректно отожествление теории познания с эпистемологией, допускаемое в ряде философских публикации, в том числе в «Философском энциклопедическом словаре». В неклассической философии может быть зафиксирована тенденция к различению эпистемологии и гносеологии, которое основано на исходных категориальных оппозициях. Если гносеология разворачивает свои представления вокруг оппозиции "субъект-объект", то для эпистемологии базовой является оппозиция "объект - знание". Эпистемологи исходят не из "гносеологического субъекта", осуществляющего познание, а скорее из объективных структур самого знания. Основные эпистемологические проблемы: как устроено знание, каковы механизмы его объективации и реализации в научно-теоретической и практической деятельности, какие бывают типы знаний, каковы общие законы "жизни", изменения и развития знаний. При этом, механизм сознания, участвующий в процессе познания, учитывается опосредовано, через наличие в знании интенциональных связей (номинации, референции, значения и др). Объект при этом может рассматриваться как элемент в структуре самого знания (идеальный объект) или как материальная действительность отнесения знаний (реальность). Исторически, эпистемологические представления и проблематика возникают раньше гносеологических и складываются уже в античности. Таковы, например, "идеи" Платона и предложенная им референционная концепция "истины", апории Зенона, тропы скептиков, логика Аристотеля. Античные представления о знании имели не столько описательный, сколько проблематизирующий и нормативно-методологический характер. Например, апории Зенона фиксировали факт отнесения противоречивых знаний к одному и тому же объекту и задавали таким образом эпистемологическую проблему. Аристотель пытался снять накопившиеся проблемы за счет нормировки научных рассуждений и введения общих принципов организации знания. Это позволило в дальнейшем создать образцы систематической организации знания. "Начала" Евклида можно рассматривать не только как продукт обобщения и сведения геометрических знаний, но и как реализацию нормативных эпистемологических концепций Платона и Аристотеля.  
 
 
 
 
 

§ 1. Предмет эпистемологии и характер ее вопросов. 

    Термин "эпистемология" происходит от древнегреческого слова "эпистеме" (episteme - знание). Эта  часть философии изучает общие  черты процесса познания и его  результат - знание. Традиционно она  входила в теоретическую философию  наряду с учением о бытии - онтологией. С середины XIX в. учение о познании стало пониматься как особая философская  дисциплина. Тогда ее обычно называли гносеологией (от древнегр. gnosis - гносис, познание) или теорией познания. В последние десятилетия чаще используется принятое в англоязычных странах слово эпистемология. Каких-то особо глубоких причин для этих терминологических  изменений не существует. Они прежде всего отражают тот факт, что больше всего работ по теории знания пишут  англоязычные философы. Поэтому, если вы будете встречать любой из названных  терминов, имейте в виду, что они  обозначают примерно одну и ту же область  философии.
    "Что  я могу знать?" - так И. Кант  сформулировал общий вопрос, на  который должна ответить теория  познания. Этот вопрос при дальнейшем  анализе разветвляется на множество  других. Существуют ли бесспорные, абсолютно достоверные основания  или источники знания? Если такие  основания есть, то можно ли  на них, как на фундаменте, строить  системы истинного знания? Если  же таких оснований нет, то  как мы можем получить достоверное  знание? Каковы основные формы  человеческого знания? Можно ли  найти критерии, позволяющие четко  разграничить знание и спекулятивные  построения, знание и заблуждение?  Существуют ли границы познания? Можем ли мы знать о состояниях  сознания другого человека? Что  такое истина и достижима ли  она в человеческом познании? Эти и подобные им вопросы  и являются предметом обсуждения  в эпистемологии.
    Эпистемология - это часть философии, которая  изучает то, как мы получаем знание о разных предметах, каковы основания  и границы нашего знания, насколько  достоверно или недостоверно человеческое знание.
    Помимо  эпистемологии знание изучают и  другие дисциплины. К ним, кроме философии  науки, относятся психология (особенно психология восприятия и когнитивная  психология), этнография (изучающая  формы знания архаических сообществ), лингвистика (поскольку язык является средством не только коммуникации, но и познания), история науки. Хотя эпистемология использует результаты этих дисциплин, изучающих особые виды знания, ее основное внимание направлено на наиболее общие, фундаментальные  проблемы знания. Один из крупнейших философов XX в. Л. Витгенштейн, исследования которого очень значительно повлияли на характер современной эпистемологии, начинает свой трактат "О достоверности" так: "Если ты знаешь, что вот это  рука, то к этому приложится и  все остальное". Весьма сложные  проблемы возникают уже при анализе очень простых на вид суждений. Разбирая такие высказывания, как "Я знаю, что у меня есть мозг", "Я знаю, что мне больно" и т.п. Витгенштейн выявляет всю глубину и сложность вопросов обоснования, достоверности знания. 

§ 2. Онтологизм, скептицизм и критицизм в эпистемологии. 

    Онтология, как мы помним, есть учение о бытии, и придерживающиеся этого подхода  философы сначала предлагают некоторую  картину реальности, а потом объясняют, как и почему эту реальность может  познать человек. Онтологизм русской философии означает, что познание не является первичным и определяющим началом в человеке. Иными словами, познание признается лишь частью и функцией нашего действования в мире, оно есть некое событие в процессе жизни, а потому его смысл, задачи и его возможности определяются из общего отношения личности к миру. Для русской философии характерна разработка нового образа разума и рациональности для решения проблемы всестороннего понимания человеческого бытия, проникновения в его внутренний мир. У отечественных философов речь идет скорее не об иррационализме, не об отбрасывании разума, а об его дополнении другими элементами культуры. Субъект познания у них выступает не в качестве гносеологического, а как целостный субъект, не только познающий, но и переживающий, обладающий не только разумом, логическим мышлением, но и чувствами, интуицией, верой и т.д. Познание объекта с точки зрения русских философов-идеалистов - это не просто отстраненное осмысление его как бы со стороны, как объективно-безличной реальности: познаваемый объект переживается как своя собственная судьба, ему дается ценностная оценка. Русские философы различали правду-справедливость и правду-истину. В соотнесении гносеологии с гуманистической этикой заключается важная особенность русской философии, которую часто определяют как духовность.
    Скептицизм  – это единственная идеология, которая  не отрицает правоты других идеологий. Никакое другое учение не является столь же терпимым к другим идеям, как скептицизм. Сомнение как сущность скептицизма означает, что нельзя однозначно соглашаться с каким-либо суждением, но при этом нельзя и однозначно его отвергать. То, во что верят  люди, вполне может оказаться истиной, хотя и нельзя исключить, что они  ошибаются. Следует специально оговорить, что скептицизм не утверждает невозможности  найти окончательную истину: она  лишь пока не найдена, и надо искать ее. На сегодня пока еще ни одно из выдвинутых человечеством учений не соответствует требованиям, предъявляемым  к истине. Более того, эти требования столь высоки, что нынешний уровень  развития познания и познавательных средств человека не позволяет рассчитывать, что истина обнаружится в ближайшее  время.
    Например, Платон, который создал одно из первых систематических учений о познании, считал, что основу всего сущего составляет особый мир идей или форм. Это была его онтология. Исходя из нее, он строил свою эпистемологию: объяснял, как именно идеи созерцаются человеческой душой и как это затем позволяет  человеку познавать окружающий мир  вещей. Основной аргумент против онтологической эпистемологии состоит в том, что ее сторонники сначала некритически вводят определенное знание о реальности, чтобы потом на этой догматической  основе объяснить, что же есть и как  возможно знание как таковое.
    Начиная с XV11 века, первенство онтологии над  эпистемологией стало ставиться  под сомнение. Учение о познании начали рассматривать как исходную философскую дисциплину. Часто это  называют эпистемологическим поворотом, Произошедшим в философии Нового времени. Чтобы понять суть этого  поворота, давайте сначала посмотрим  на названия самых известных книг философов ХV1I-XVI11 веков: "Правила  для руководства ума" Декарта, "Опыт о человеческом разумении" Локка, "Новый опыт о человеческом разуме" Лейбница, "Трактат о  началах человеческого знания" Беркли, "Трактат о человеческой природе" Юма, "Критика чистого  разума" Канта.
    Почему  эти выдающиеся философы столь единодушно стали размышлять о человеческом разуме и человеческой природе, а  не о вселенной и о Боге, как  это делали их предшественники? Ими  руководила простая, но далеко идущая идея. Мир, в котором существует человек, бесконечен и очень разнообразен. Человечеству не хватит ни времени, ни сил, чтобы познать его в этом многообразии. Однако тот инструмент, с помощью которого люди познают  мир, - человеческие чувства и разум - конечны, обозримы и, как полагали эти мыслители, у всех людей практически  одинаковы. Так, может быть, проще  и целесообразнее начать именно с  них - узнать, каковы познавательные способности  человека, каковы возможности и пределы  его чувств и разума?
    Уже в рамках эпистемологического поворота возможны два основных пути. Первый выбрали сторонники скептической эпистемологии. Самый знаменитый из них, Декарт, предложил  начать с радикального сомнения: пока мы не докажем, что можем хоть что-то знать с полной достоверностью, мы не должны утверждать, что в мире нечто реально существует, а не является лишь нашей фантазией, сновидением  или иллюзией, внушенной нам неким  злым демоном (сейчас эту мысль можно  перетолковать на более современном  языке: не надеты ли на нас всех с  детства некие шлемы "виртуальной  реальности", которые подключены к суперкомпьютеру, постоянно транслирующему нам обманчивые картинки реальности?). Декарт считал, что он нашел такие  абсолютно достоверные элементы знания, опираясь на которые, можно  идти по пути познания. Однако последующие  скептики, прежде всего Юм, считали  его преодоление скептицизма  недостаточно строгим. Они доказывали, что из универсального сомнения вообще невозможно выбраться. Более того, при универсальном скептицизме мы не будем знать даже того, в чем собственно нужно сомневаться, ибо это тоже ведь есть некое знание.
    Другой  путь, наиболее распространенный в  наши дни, предлагает критическая эпистемология. В ясном виде такой подход сформулировал  Кант, который исходил из того, что  люди обладают знанием - и в науке, и в повседневной жизни. Но это  знание окружено и переплетено с  тем, что только кажется знанием, а на самом деле может быть или  спекулятивной метафизикой (Кант называл  ее "сновидением ума"), или ложной претензией на ясновидение ("сновидение чувств"), или суждениями о том (например, о "мире в целом"), что  выходит за границы возможностей человеческого знания. Критическим  в данном случае будет подход, который  выявляет основания различных феноменов  знания, анализирует условия их возможности  и подтверждает или, напротив, отвергает  их претензии на роль знания. Один из крупнейших эпистемологов XX в. англичанин Бертран Рассел (1872 - 1970) писал в  этой связи: "критицизм стремится  не к тому, чтобы от-, казаться - без  достаточных на то оснований - от знаний, но к тому, чтобы рассмотреть каждую часть кажущегося знания по заслугам и удержать то, что будет казаться знанием и по завершении этого  рассмотрения. Мы должны, конечно, Lдопустить и после этого возможность  ошибки, ибо безошибочность недоступна ',. человеку. Философия может справедливо  утверждать, что она уменьшает  возможность ошибки, и что - в некоторых  случаях - она низводит эту возможность  до столь малых размеров, что ею можно пренебречь. Сделать большее  не представляется возможным в мире, где случаются ошибки; и на большее  не будет притязать ни один благоразумный  защитник философии"'. 

§ 3. Что такое знание? 

    Трудно, может быть даже невозможно, дать четкое и исчерпывающее определение  того, что есть "знание": во-первых, это понятие является одним из самых общих, а таковым всегда сложно дать однозначное определение; во-вторых, существует достаточно много  различных видов знания, и их невозможно уложить в один ряд.
    Знание  обычно понимается как обладание  истиной. В античной философии различали  два вида знания – гнозис (знание внутренних глубин космоса и человека) и эпистеме (знание вещей, достигаемое  научными методами). Знание противополагалось мнению (doxa) – разумно не продуманному убеждению. 
    Сократ выдвинул идеал истинного знания как знания, выраженного в понятиях. Реализация такого идеала оказалась наиболее успешной в естественных науках о неживой природе, в меньшей степени – в исследованиях жизни на земле и в науках социальных и еще меньше – в гуманитарных.

    Прежде  всего нужно различать знание-умение (практическое знание) и знание-информацию. Знание-умение еще называют "знанием  как". В этом смысле можно говорить о том, что я знаю, как играть на гитаре, как ездить на велосипеде и т.п. "Знание как" отличается от знания-информации, или "знания что". Когда я говорю "я знаю, что  сумма углов треугольника равна  двум прямым углам", "я знаю, что  кит - млекопитающее", я утверждаю, что обладаю некоторой информацией. "Знание что" выражает и характеризует  некое состояние дел: наличие  у предметов определенных свойств, отношений, закономерностей и пр.
    Нетрудно  видеть, что к "знанию как" неприменимы  понятия истинности и обоснованности. Можно хорошо или плохо ездить на велосипеде, но можно ли делать это  истинно или ложно?
    В эпистемологии главное внимание уделяется анализу знания-информации, ибо только его можно недвусмысленно оценивать как обоснованное и  необоснованное, достоверное и недостоверное, истинное или ложное. А именно поиски способов обоснования знания, критериев  его достоверности, истинности издавна  были основным мотивом философского анализа знания.
    Еще античные философы считали, что знание не может быть ложным, поскольку  оно есть непогрешимое состояние  разума. Как истинное рассматривает  знание и современная эпистемология, хотя она и не апеллирует к таким  непогрешимым, абсолютно достоверным  состояниям сознания. Просто слово "знание" по своему значению не может относиться к заблуждению или лжи.
    Приняв  все сказанное во внимание, попробуем  прояснить, что же такое знание. Обычно, когда мы говорим, что знаем нечто, то полагаем, что имеем об этом "нечто" правильное и достоверное представление. Мы также убеждены в том, что наше представление не является заблуждением, иллюзией или только нашим личным мнением. Наконец, мы можем привести какие-то обоснования и аргументы, подкрепляющие это убеждение. Таким  образом, в обычной жизни мы считаем  знанием такие убеждения, которые  соответствуют реальному положению  дел и которые имеют определенные основания.
    Стандартная эпистемологическая трактовка того, что "субъект S знает некий предмет  Р" включает в себя следующие три  условия:
    (1) истинности (адекватности) - "S знает  Р, если истинно, что Р"  Я знаю, что Санкт-Петербург расположен  севернее Москвы, если Санкт-Петербург действительно расположен севернее Москвы. Если же я утверждаю, что Волга впадает в Тихий океан, то это мое утверждение будет не знанием, а ошибочным мнением, заблуждением.
    (2) убежденности (веры, приемлемости) - "если S знает Р, то S убежден (верит)  в Р"
    (3) обоснованности - "S знает Р, когда  может обосновать свое убеждение  в Р" Это условие позволяет  отграничить знание от счастливых  догадок или случайных совпадений. Положим, вы спросили шестилетнего малыша: "Сколько планет в Солнечной системе?" - и услышали в ответ - "Девять". Скорее всего, вы решите, что он лишь случайно угадал верное число. И если ребенок никак не сможет обосновать свой ответ, хотя бы ссылкой на то, что слышал это от папы, то вы будете считать, что у него нет настоящего знания этого факта.
    Итак, в соответствии с этой "трехчастной" трактовкой можно дать такое краткое  определение: знание есть адекватное и  обоснованное убеждение. 

§ 4. Субъект и объект познания. 

    Познание — это процесс получения человеком нового знания, открытие неизвестного ранее. Результативность познания достигается в первую очередь активной ролью человека в этом процессе, чем и вызвана необходимость его философского рассмотрения.
    Если  рассматривать процесс научного познания в целом как системное  образование, то в качестве его элементов  в первую очередь следует выделить субъект и объект познания. Субъект познания — это носитель предметно-практической деятельности и познания, источник познавательной активности, направленной на предмет познания. В качестве субъекта познания может выступать как отдельный человек (индивид), так и различные социальные группы (общество в целом). В случае, когда субъектом познания является индивид, то его самосознание (переживание собственного “Я”) определяется всем миром культуры, созданной на протяжении человеческой истории. Успешная познавательная деятельность может быть осуществлена при условии активной роли субъекта в познавательном процессе. Объект познания - это то, что противостоит субъекту, на что направлена его практическая и познавательная деятельность. Объект не тождественен объективной реальности, материи. Объектом познания могут быть как материальные образования (химические элементы, физические тела, живые организмы), так и социальные явления (общество, взаимоотношение людей, их поведение и деятельность). Результаты познания (итоги эксперимента, научные теории, наука в целом) также могут стать объектом познания. Таким образом, объектами становятся существующие независимо от человека вещи, явления, процессы, которые осваиваются либо в ходе практической деятельности, либо в ходе познания. В этой связи ясно, что понятия объекта и предмета отличаются друг от друга. Предмет есть лишь одна сторона объекта, на которую направлено внимание какой-либо науки. 

§ 5. Роль интуиции в процессе познания. 

    В получении нового знания, важное место  занимает интуиция, сообщающая познанию новый импульс и направление  движения.
    Интуиция  как специфический познавательный процесс, непосредственно продуцирующий  новое знание, выступает столь  же всеобщей, свойственной всем людям  способностью, как и чувства, и  абстрактное мышление.
    Человеческая  культура знает немало случаев, когда  ученый, конструктор, художник или музыкант достигали принципиально нового в своей области как бы путем  «озарения», «по наитию». Немаловажное значение имеет интуиция в сфере философского познания. С интуицией связывают идею силлогизмов Аристотеля, идею соединения философии и математики Р.Декарта и др. Как специфической феномен познания понятие интуиции многозначно. Мы понимаем, под интуицией интеллектуальную интуицию, позволяющую проникать в сущность вещей. И еще одна чрезвычайно важная черта свойственна интуиции – ее непосредственность. Непосредственным знанием (в отличие от опосредованного) принято называть такое, которое не опирается на логическое доказательство. Интуиция является непосредственным знанием только в том отношении, что в момент выдвижения нового положения оно не следует с логической необходимостью из существующего чувственного опыта и теоретических построений.
    Таким образом, можно сказать, что интуиция – это способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью  доказательства.
    Но  все вышеизложенное демонстрирует, по крайней мере, еще две черты, свойственные интуиции: внезапность  и неосознанность.
Интуиция  подразделяется на несколько видов. Выделяются такие виды интуиции, как  техническая, научная, обыденная, врачебная, художественная и пр.
    По  характеру новизны интуиция бывает стандартизированной и эвристической. Первую из них называют интуицией-редукцией (применяется определенная матрица-схема). Эвристическая (творческая) интуиция существенно отличается от стандартизированной: она связана с формированием нового знания, новых гносеологических образов. 

§ 6. Истина и достоверность. Истина и заблуждение. Критерии истины. 

    Обычно  истину определяют как соответствие знания объекту. Истина — это адекватная информация об объекте, получаемая посредством  либо чувственного или интеллектуального  постижения, либо сообщения о нем  и характеризуемая с точки  зрения ее достоверности. Таким образом, истина существует как субъективная реальность в ее информационном и  ценностном аспектах. Ценность знания определена мерой его истинности. Истина есть свойство знания, а не объекта познания. 
Истину определяют как адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящей реальность такой, какая она есть сама по себе, вне и независимо от сознания. Истина есть адекватное отражение реальности в динамике ее развития. Но человечество редко достигает истины иначе, как через крайности и заблуждения. Заблуждение — это содержание сознания, не соответствующее реальности, но принимаемое за истинное. Заблуждения тоже отражают объективную действительность, имеют реальный источник. Заблуждения обусловлены и относительной свободой выбора путей познания, сложностью решаемых проблем, стремлением к реализации замыслов в ситуации неполной информации. Но заблуждения следует отличать от лжи как нравственно-психологического феномена. Ложь — это искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-то в обман. Ложью может быть как измышление о том чего не было, так и сознательное сокрытие того, что было. Источником лжи может быть и логически неправильное мышление. Научное познание по своей сути невозможно без столкновения различных мнений, убеждений, также как невозможно и без ошибок. Ошибки нередко совершаются в ходе наблюдения, измерения, расчетов, суждений, оценок.  К абсолютным истинам относятся достоверно установленные факты, даты событий, рождения , смерти и т д. Абсолютная истина — это такое содержание знания, которое не опровергается последующим развитием науки, а обогащается и постоянно подтверждается жизнью. Конкретность — это свойство истины, основанное на знании реальных связей, взаимодействия всех сторон объекта, главных, существенных свойств, тендеций его развития. Так истинность или ложность тех или иных суждений не может быть установлена, если не известны условия места, времени, в которых они сформулированы.  
Критерий истины заключается в практике. Именно в практике должен человек доказать истинность, т.е. действительность своего мышления. Один из принципов мышления гласит: некое положение является истинным, если возможно доказать, применимо ли оно в той или иной конкретной ситуации. Этот принцип выражен в термине реализуемость. Посредством реализации идеи в практическом действии знание соизмеряется, сопоставляется со своим объектом, выявляя тем самым настоящую меру объективности, истинности своего содержания. Но нельзя забывать, что практика не может полностью подтвердить или опровергнуть какое бы то ни было представление, знание. «Атом неделим» — так считалось много веков и практика подтверждала это. Практика хранит молчание относительно того, что находится за пределами ее исторически ограниченных возможностей. Однако она постояно развивается, совершенствуется. В процессе развития истинного знания, увеличения его объема наука и практика все больше выступают в нераздельном единстве.

Под критерием  истины понимается разрешающая процедура, позво-ляющая оценивать знание либо как истинное, либо как ложное. Если пытаться искать такую процедуру  исключительно внутри самого зна-ния, то возникает парадокс, схваченный в свое время еще Секстом Эмпириком: для нахождения такого критерия нужен, в свою очередь, критерий, и так  до бесконечности.
Практика  как критерий истины. Безусловной  заслугой марксизма является то, что  он в ясной и недвусмысленной  форме постарался найти критерий истины не внутри системы знания, а  вне ее -- в обще-ственно-исторической практике человека. «В практике, -- писал  К. Маркс, -- должен доказать человек  истинность, т.е. действитель-ность  и мощь, посюсторонность своего мышления».
    Другой  важный логический критерий истины -- критерий незави-симости аксиом, т.е. невыводимость  одних исходно принятых допу-щений (аксиом, постулатов) теории из других. Обнаружение факта нарушения  этого принципа -- серьезное свидетельство  в пользу оши-бочности данной теории.
Кроме этого выделяют еще критерий полноты  теории. Семантиче-ская полнота означает, что все суждения внутри данной теоретичес-кой  модели являются доказанными, а не произвольно  введенными. Критерий синтаксической полноты гласит, что теория является ис-тинной (или, точнее, корректной), если присоединение к ней произ-вольного суждения (формулы) делает ее противоречивой. Логические критерии истины, во-первых, носят достаточно формальный и отри-цательный  характер (т.е. свидетельствуют не столько  об истине, сколько об ошибочности  каких-либо теоретических представлений) и, во-вторых, за исключением универсального критерия непротиворечивости имеют  актуальное значение в основном для  аксиоматичес-ки построенных теорий в логике и математике.
    Красота как критерий истины. Наконец, в науке  используется и этот критерий, пожалуй, наименее прозрачный и рациональный, но часто оказывающийся решающим в ситуации выбора. Данный критерий, несмотря на кажущуюся его отдаленность от науки и вообще рационального познания, на самом деле присущ лю-бому виду деятельности людей и носит фундаментальный характер. Это было глубоко понято уже в античности. Античная культура не только в искусстве, но также в науке и философии была ориентирова-на на незаинтересованное эстетическое наслаждение. Эстетическое наслаждение -- это особого рода чувствительность к красоте, пре-красному, изначально заложенная в каждом человеке. Эта чувстви-тельность, по мысли древнего грека, распространяется на все формы человеческого бытия и творчества. Отсюда становится понятным и название грандиозного замысла лосевской «Истории античной эсте-тики», которая представляет собой не просто историко-эмпирический анализ всего многообразия эстетических концепций античности, а историко-теоретическое осмысление античной философии и куль-туры в целом, взятой в ее самом существенном аспекте. 
 
 
 
 
 

Заключение.  

    Эпистемология - это теория, рассматривающая вопрос о том, как можно получить знания об объекте и составить о нем  истинное представление. Иначе говоря, эпистемология - это теория, которая  стремится выяснить вопросы, связанные  с происхождением, методами, развитием  и другими проблемами познания.
    Эпистемология существовала уже в древней и  средневековой философии, но в современный  период, когда возникла острая потребность  в восстановлении человеческой природы, а владычество человечества над  природой усилилось, эпистемология  стала центральной темой философии.
    Эпистемологические  исследования проводились с древних  времен. Однако лишь в современный  период эпистемология стала центральной  темой философии. Первое систематическое  изложение эпистемологии принадлежит  Джону Локку, чей основной труд "Опыт о человеческом разуме"(1690) стал эпохальным для теории познания.
    Эпистемология связана также с фундаментальными проблемами онтологии, в частности  с конфликтом между идеализмом и  материализмом. Кроме того, к кругу  практических интересов эпистемологии  тесно примыкают вопросы гносеологии, или теории познания. Поэтому для  разрешения целого ряда актуальных проблем, необходимо создать правильный взгляд на эпистемологию.
    Основные  эпистемологические проблемы: как устроено знание, каковы механизмы его объективации и реализации в научно-теоретической  и практической деятельности, какие  бывают типы знаний, каковы общие законы "жизни", изменения и развития знаний.
    Познание — это процесс получения человеком нового знания, открытие неизвестного ранее. Результативность познания достигается в первую очередь активной ролью человека в этом процессе, чем и вызвана необходимость его философского рассмотрения.
     Если  рассматривать процесс научного познания в целом как системное  образование, то в качестве его элементов  в первую очередь следует выделить субъект и объект познания. Субъект познания — это носитель предметно-практической деятельности и познания, источник познавательной активности, направленной на предмет познания. Объектом познания могут быть как материальные образования, так и социальные явления.
    В получении нового знания, важное место  занимает интуиция, сообщающая познанию новый импульс и направление  движения.
    Интуиция  как специфический познавательный процесс, непосредственно продуцирующий  новое знание, выступает столь  же всеобщей, свойственной всем людям  способностью, как и чувства, и  абстрактное мышление. 
 
 

     Список  используемой литературы. 

    Алексеев П.А., Панин А.В. Философия. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное. – М. «ПРОСПЕКТ», 1999. – 576
    Лекторский В.А. Эпистемология. Классическая и неклассическая. Издание третье. – М. «Эдиториал УРСС», 2009.
    Микешина А.А. Философия науки. Учебное пособие. М.: Прогресс-Традиция, МПСИ, Флинта, 2005. — 464 с. 
    Миронова В.В. Философия. Учебник для вузов.
    Швырев В.С. Анализ научного знания: основные направления, формы, проблемы. – М.,1983.
    Эпистемология. Новые горизонты. Российская академия наук. Институт философии. Издательство: Канон+. – 2011.
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.