На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Контрольная работа "Психология"

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 08.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 

Вариант № 3 

    Связь психологии с другими  научными дисциплинами.
 
     Психология  и философия.
     Обе науки зародились почти одновременно, и в течение ряда веков психология выступала как часть философии. Родоначальником считается величайший философ древности Аристотель. Философия  есть система взглядов на мир и  человека, а изучением человека занимается именно психология. Разделение на две  различные наука произошло в 70-х - 80-х годах 19 века, но они продолжают обогащать и дополнять друг друга.
     Многие  проблемы психологии современного человека, такие, как личностный смысл и  цель жизни, мировоззрение, политические пристрастия и моральные ценности, выступают как общие и для  психологии и для философии. В  самой психологии до сих пор есть немало вопросов, к решению которых  невозможно подойти лабораторно-экспериментальным  путем, но которые приходится решать. При столкновении с такими проблемами психологи вынуждены вырабатывать самим или пользоваться теми умозаключениями, которые им предлагают представители  философии. К числу традиционных философско-психологических проблем  можно отнести проблему сущности и происхождения человеческого  сознания, природы высших форм человеческого  мышления, влияние общества на личность и личности на общество (мировоззренческий  аспект), методологические проблемы психологии и ряд других.
     Долгое  время так называемая марксистско-ленинская  философия бездоказательно выдавалась за единственную истинно научную  основу психологии. Такой искусственно созданный союз не мог быть прочным  и плодотворным. Он привел к застою во многих областях психологии, где  затрагиваются проблемы взаимодействия общества и личности. Теперь этот союз стал более естественным и позволяет  решать проблемы совместными усилиями философов и психологов, причем не только материалистического, но и идеалистического направления. Но отвергая марксистско-ленинскую философию как «единственно научную» методологию психологии, нельзя отрицать положительного влияния некоторых материалистических идей К.Маркса на развитие отечественной психологической мысли. Это влияние сказывается на разработке проблем деятельности и деятельностного происхождения высших психических функций.
     С другой стороны, благодаря наметившемуся  в последние годы косвенному проникновению  некоторых положений идеалистической  философии в психологическую  мысль чаще стали обсуждаться  в отечественной науке сложные  философско-психологические проблемы человека - ответственность, совесть, смысл жизни, духовность, т.е. как раз такие, которые психологи без помощи философов не в состоянии самостоятельно решить. Да и сами философы вряд ли смогут в них глубоко разобраться без сотрудничества с психологами, не принимая в расчет живую личность, достаточно изученную в психологической науке. Есть такие проблемы, при решении которых сотрудничество психологов и философов является наиболее плодотворным и уже дало ощутимые результаты. Это прежде всего проблемы эпистемологии - науки о познании человеком окружающего мира, призванной выяснить принципиальную его постижимость человеком и наметить в самом общем виде методы такого познания. Благодаря многолетним исследованиям, проводимым, например, в созданном по инициативе известного швейцарского психолога Жана Пиаже Международном эпистемологическом центре (Швейцария, г. Женева), удалось многое узнать о природе человеческого интеллекта и его развитии у детей. Над этой проблемой в указанном центре совместно и плодотворно трудятся философы, логики и психологи. 

     Психология  и история.
     «Человеческая натура - это не сумма врожденных, биологически закрепленных побуждений, но и не безжизненный слепок с матрицы  социальных условий; это продукт  исторической эволюции в синтезе  с определенными врожденными  механизмами и законами» (Фромм  Э. Бегство от свободы).
     Применительно к человеку анализ истории есть источник понимания его современного состояния, в том числе психологии и поведения. Хотя человек как особенный биологический  организм выделился среди других живых существ примерно 1,7 миллиона лет назад, как субъект общественных движений и преобразований он живет  примерно 50 000 лет. Но за это время  благодаря созданному им самим миру материальной и духовной культуры он и стал Человеком с высшими  психическими процессами, личностными  свойствами и нравственными состояниями. В течение этого исторического  периода люди овладели речью и  преобразовали свое восприятие, внимание, воображение, мышление и память.
     Без знания истории общества трудно понять и психологию отношений людей  в современном мире. Эти отношения  также складывались веками. Философские  учения, религиозные верования, обычаи, традиции, ритуалы, многое другое, что  характеризует психологию современных  народов и наций, есть продукт  их длительного исторического развития. Передаваясь из поколения в поколение, достижения человеческой культуры формируют  в процессе их усвоения психологию современных людей как личностей  и субъектов познания и творческого  преобразования мира. Сама сложившаяся  система обучения и воспитания - семейного, школьного, социального, интеллектуального, трудового, нравственного, физического и т.п. - также выступает как итог длительной истории.
     Союз  психологии и истории может быть внешним и внутренним. Внешние  связи этих, наук имеют место тогда, когда каждая из них для решения  собственных проблем обращается к другой с целью использования  ее данных. Так, историка может заинтересовать психологическая характеристика людей, живших в ту или иную эпоху, их взгляды, культура, обычаи, традиции и т.п. Психолог в свою очередь может обратиться к истории для решения своих  задач, рассматривая психологию людей  как исторический факт.
     Более глубокий союз психологии и истории  образуется в том случае, когда  представителю одной области  знаний необходимо воспользоваться  методами или приемами, заимствованными  из другой науки, для решения собственных  задач. Например, историк, обращаясь  к психологическим методам; может  изучить личность какого-либо государственного деятеля или психологию народа для  того, чтобы объяснить имевшие  место исторические события (проблема роли личности в истории). Психолог в свою очередь может применить  метод исторического анализа  для проникновения в психологию и поведение людей давно живших поколений.
     Есть  примеры еще более глубокого  синтеза истории и психологии в создании общей научной теории. Одним из них является теория культурно-исторического  развития высших психических функций  человека, разработанная Л.С. Выготским. В ней автор показал, что главные исторические достижения человечества, в первую очередь язык, орудия труда, знаковые системы, стали мощным фактором, который значительно продвинул вперед филогенетическое и онтогенетическое психологическое развитие людей. Пользуясь всем этим, человек научился управлять собственной психикой и поведением, сделав их произвольными и опосредствованными орудиями и знаками, подвластными его сознанию и воле.
     Другим  примером такого рода связи является использование в психологии так  называемого исторического метода. Суть его состоит в том, что  для понимания природы, происхождения  и законов какого-либо психологического явления надо проследить его фило- и онтогенетическое развитие от элементарных к более сложным формам, не ограничиваться анализом наиболее развитых форм. Например, чтобы понять речевое мышление человека, необходимо выявить истоки мышления и речи, установить этапы их раздельного существования, соединения и совместного развития. Для того чтобы осознать, что представляют собой высшие формы человеческого внимания или памяти, необходимо рассмотреть их поэтапное развитие с раннего детства у детей.
     Главной и наиболее ценной мыслью, которая  лежит в основе сближения психологии и истории, является та, что современный  человек с его психологическими качествами, личностными свойствами и социальными поступками есть продукт  истории развития человечества. От эпохи к эпохе, от одного исторического  периода к другому, от государства  к государству, от нации к нации  и даже от поколения к поколению  психология и поведение людей, их взгляды, культура, традиции и обычаи значительно меняются. В свою очередь  психология зрелого человека оказывает  обратное влияние на ход истории. Установлена, например, и доказана определенная зависимость между диктаторскими  режимами, существовавшими в разных странах мира в различные времена, и психологическими особенностями  людей, живших в условиях этих режимов. Показано также, что историческая психология людей тесным образом связана  с культурными и социально-экономическими достижениями того общества, в котором  они живут. 

     Психология  и социология.
     Изучение  взаимоотношений индивида и общества находится в ведении не только социологии, но и психологии. В связи  с этим важно понять разницу между  этими двумя дисциплинами. Психология изучает основные виды психической  деятельности человека, а также базовые  элементы этой деятельности, например, эмоции или ощущения. Ранее психологи  утверждали, что социальные явления  можно объяснить только посредством  психологического исследования. Сегодня  обе дисциплины имеют свои отдельные  предметные области.
     Психологи интересуются поведением индивида, его  проблемы и личностные проблемы (помешательство, тревога, депрессия и т.д.). А социологи  ищут в этих типах поведения определенные закономерности и иногда обнаруживают, что они обусловлены социальными  нормами, а также структурами  и развитием общества.
     Поэтому было неправильно считать, что поведение  человека является то индивидуальным, то социальным. Психология и социология - это просто два разных подхода  к изучению индивида в обществе, причем первая ориентируется на индивида и его особенности, тогда как  вторая уделяет тому общему, что  связывает индивида с другими  индивидами.
     Развитие  социологии и психологии приводит к  появлению новой дисциплины, находящейся  на стыке этих научных направлений - социальной психологии. Если общая  психология имеет дело с психикой отдельного человека и изучает ее как бы изнутри, то социальная психология раскрывает общественную обусловленность  поведения людей. Она оперирует  фактами межличностного поведения («психологические факты»), интегрирует  их и открывает общие тенденции  развития межличностного поведения. Она  не может уйти ни от одного вида непосредственного  взаимодействия, ни от одного из факторов, влияющих на ощущения, восприятия и  представления. Если это так, то социальная психология имеет дело с личностью (как социальным типом), его психическими функциями, проявляющимися в поведении  при различных социальных ситуациях.
     Нетрудно  понять, что и социология, и психология изучают человека и его поведение, но с разных позиций, которые обусловлены  их предметами. Становится ясным и  то, что они, в конечном счете, ориентированы  друг на друга. Их тип связи можно  назвать сотрудничеством.
     Психология, изучая поведение человека, должна отправляться не только от знания его  биологии и физиологии (что совершенно необходимо), но и от человека как  «продукта общественных отношений», знание о котором дает социологическая  наука. Без этого проникнуть во внутренний мир индивида, в мир социальной общности, этноса или класса просто невозможно. А общей социологии, увы, еще и сейчас не хватает понимания  психологического субстрата человека - его чувств, настроений, переживаний, эмоций, воли, темперамента. На пути соединения этих «сторон» человека лежит перспектива  прогресса социологического знания. И не только в области малых  социальных групп, что естественно, но человечества как целого. Можно  ли его понять, не заглянув в психологию народов, этносов, классов, государств и стран?
     Но  есть и другой ракурс. Если социальная психология изучает слабо связанные  между собой совокупности людей (толпу, театральную публику, случайные  собрания и т.п.) или случайные, не организованные вообще, не дифференцированные образования, то тогда она будет  просто-напросто главой социологии как  науки, изучающей все основные формы  взаимодействия между людьми. 

     Психология  и педагогика 

     И особо следует остановиться на связи  психологии с педагогикой. Разумеется, эта связь существовала всегда, еще  К.Д.Ушинский говорил: «Чтобы всесторонне  воспитать человека, его надо всесторонне  изучить». Здесь особенно наглядно видно практическое значение психологии. В том случае, если педагогика не опирается на знания о природе  психологических явлений, она превращается в простой набор педагогических советов и рецептов и перестает  быть подлинной наукой, способной  помочь учителю. В развитии всех областей педагогики (общей теории, дидактики, частных методик, теории воспитания) возникают проблемы, требующие психологического исследования. Знание закономерностей  протекания психических процессов, динамики, формирования знаний, навыков  и умений, природы способностей и  мотивов, психического развития человека в целом имеют существенное значение для решения фундаментальных  педагогических проблем, таких, как  определение содержания образования  на разных ступенях обучения, разработка наиболее эффективных методов обучения и воспитания и т.д.
     В настоящее время накопилась масса  проблем, которые вызывают острые дискуссии  по вопросам: чему учить современного школьника? что и как отбирать из огромной массы информации, которая  накапливается наукой, для школы? Именно психология должна определить, каковы возможности и резервы  психического развития человека на разных возрастных ступенях и где их границы.
     Не  менее остро потребность в  психологии обнаруживается, когда педагогика обращается к проблемам воспитания. Целью воспитания является формирование личности, соответствующей требованиям  развивающегося общества. А достижение этой цели предполагает изучение закономерностей  формирования личности: ее направленности, способностей, потребностей, мировоззрения  и т.д. Все сказанное свидетельствует  о том, что современная психология находится на стыке наук. Она занимает промежуточное положение между  философскими науками, с одной стороны, естественными, с другой, и социальными, с третьей.
     Когда-то в нашей стране существовала и  успешно развивалась комплексная  наука о детях, их обучении и воспитании, называемая педологией. В разработке ее проблем объединяли усилия педагоги, психологи, медики, генетики, физиологи  и ряд других ученых. Из всех наук, которые они представляли, собирались полезные сведения о детях, необходимые  для их обучения и воспитания. Имелись  учебные центры, где готовили педологов, научные лаборатории, в которых  специалисты данных областей знаний совместно разрабатывали и решали проблемы детства. Достижения отечественных  ученых в области педологии не уступали зарубежным аналогам. Однако судьбу этой прогрессивной и перспективной науки постигла та же участь, какая выпала на долю генетики и кибернетики. Педологические исследования были прекращены, а учреждения закрыты в 1936 г. Отрицательные последствия этого решения оказались серьезными, привели к отставанию системы обучения и воспитания детей в нашей стране от лучших мировых образцов. Не преодолены они, к сожалению, и до сих пор.
     Психология  и естественные науки. 

     Две основные естественные науки с которыми психология тесно связана это  биология и физиология, точнее раздел посвященный высшей нервной деятельности. 

     Биология 

     Если  психология животных имеет дело с  теми формами поведения животных, которые развиваются в процессе их взаимодействия со средой, то совершенно ясно, что полное понимание законов  их поведения не может иметь место  без знания основных форм жизни, которые  составляют предмет биологии. Нужно  достаточно отчетливо представлять те различия, которые имеют место  в существовании растений и животных, чтобы выделить то основное, что  отличает всякий вид активного поведения, основанного на ориентировке в окружающей среде, от тех форм жизни, которые  исчерпываются процессами обмена веществ  и могут протекать вне условий  активной ориентировки в действительности. Нужно ясно представлять, что именно меняется в условиях жизни с переходом  от существования одноклеточных  в однородной водной среде к несравненно  более сложным формам жизни многоклеточных, особенно в условиях наземного существования, предъявляющего неизменно большие  требования к активной ориентировке в условиях среды, ориентировке, которая  только и может обеспечить успешное получение пищи и избегание опасности. Нужно хорошо усвоить различие в  принципах существования между  миром насекомых, у которых существуют прочные врожденные программы, обеспечивающие успешное выживание в устойчивых условиях, и все же способных сохранить  вид даже при меняющихся условиях, и высших позвоночных с их немногочисленным потомством, которое может выжить только при развитии новых индивидуально-изменчивых форм поведения, обеспечивающих приспособление к меняющейся среде. Без таких  знаний общих биологических принципов  приспособления никакое отчетливое понимание особенностей поведения  животных не может быть обеспечено, и всякая попытка понять сложные  формы психической деятельности человека потеряет свою биологическую  основу.
     Вот почему для научной психологии совершенно необходим учет основных законов  биологии и таких ее новых разделов, как экология (учение об условиях среды  и ее влияний) и этология (учение о врожденных формах поведения). Естественно, что факты, составляющие предмет  психологической науки, ни в коей мере не могут быть сведены к фактам биологии. 

     Физиология 

     Физиология  занимается механизмами, осуществляющими  те или иные функции организма, а  физиология высшей нервной деятельности - механизмами работы нервной системы, осуществляющими "уравновешение" организма со средой.
     Легко видеть, что знание той роли, которую  в этом последнем процессе играют различные этажи нервной системы, тех законов, по которым протекает  регуляция обменных процессов в  организме, законы работы нервной ткани, осуществляющей процессы возбуждения  и торможения, и тех сложных  нервных образований, которые осуществляют процессы анализа и синтеза, замыкания  нервных связей, обеспечивают процессы иррадиации и концентрации возбуждения  так же, как и знание основных форм работы нервных клеток, находящихся в нормальном или тормозном (фазовом) состоянии - все это совершенно необходимо для того, чтобы психолог, изучающий основные виды психической деятельности человека, не ограничивался их простым описанием, а представлял, на какие механизмы опираются эти сложнейшие формы деятельности, какими аппаратами они осуществляются, в каких системах они протекают. Игнорировать законы физиологии значило бы лишить психологию одного из важнейших источников научного знания.
     Основные  формы психической деятельности человека возникают в условиях общественной истории, протекают в условиях сложившейся  в истории предметной деятельности, опираются на те средства, которые  сформировались в условиях труда, употребления орудий и языка. Человек, который  был бы лишен общения с окружающими, развивался бы вне условий предметного  мира, сложившегося в истории общества, не пользовался бы орудиями и языком, человек, который не усваивал бы опыта  всего человечества, передаваемого  с помощью языка, этого хранителя  информации, не имел бы и небольшой  доли тех возможностей, которыми располагает  его фактическое поведение. Естественно, что формы деятельности человека осуществляются его мозгом и опираются  на законы его высших нервных процессов, но никакая нервная система сама по себе не могла бы обеспечить формирования употребления орудий и языка и  объяснить возникновение сложнейших, возникших в общественной истории, форм человеческой деятельности.
     Подлинное отношение психологии к физиологии заключается в том, что психология изучает те формы и способы  деятельности, которые возникли в  процессе общественной истории и  которые определяют поведение, а  физиология высшей нервной деятельности - те естественные механизмы, которые осуществляют или реализуют это поведение.
     Попытаться  свести психологию человека к физиологии высшей нервной деятельности, как  это одно время предлагалось механистически мыслящими учеными, было бы аналогично той ошибке, которую допустил бы архитектор, если бы он попытался свести происхождение и анализ стилей готики и барокко или ампира к законам  сопротивления материалов, которые, конечно, должны учитываться архитектором, но которые, ни в коей мере не могут  объяснить происхождение архитектурных  стилей.
     Успех дальнейшего развития психологии во многом зависит от правильного понимания  соотношения этих обеих наук, и  как всякое игнорирование физиологии, так и попытки свести психологию к физиологии неизбежно задержат развитие психологической науки. 

     Психология  и экономика 

     Большие возможности для использования  профессиональных психологов существуют в сфере экономики. К сожалению, их редко привлекают для объяснения экономических явлений. Экономисты, принимающие важные решения, часто  не способны или не считают нужным учитывать психологию людей. Если же это происходит, то информация берется не из научных данных, а из житейской психологии или здравого смысла. Но постепенно практическая психология находит место в различных сферах экономической жизни. В XX веке Дж. Катон первым начал сотрудничество с группой экономистов и социологов применять психологическую теорию и методы к исследованию экономических проблем. Он сформулировал одну из базовых идей экономической психологии: покупка зависит не только от способностей (экономической возможности) сделать покупку, но и от желания ее сделать (психологической готовности). По мнению Катона, экономика без психологии не может успешно изучать основные экономические процессы, так же как и психология без экономики не имеет возможности исследовать наиболее важные аспекты человеческого поведения
     Экономическая психология - прикладная наука, возникшая  из нужд развивающейся экономической  теории. Ее задачей стало исследование практических причин несоответствия поведения  реального "экономического человека" тем теоретическим концепциям, которые  строились экономистами.
     Как научная дисциплина она изучат психологические  механизмы и процессы, лежащие  в основе потребления и других видов экономического поведения. Она  имеет дело с предпочтениями, выборами, решениями и факторами, оказывающими на них влияние, а также изучает  последствия этих решений и выборов, связанные с удовлетворением  потребностей. Кроме того, экономическая  психология изучает воздействие  внешних экономических факторов на поведение и самочувствие человека. Эти исследования могут относиться к различным уровням общности - от домашнего хозяйства и индивидуального  потребления до макроуровня жизни  целой нации.
     В настоящее время экономическая  психология определяется как «междисциплинарная наука о поведении человека и  сообществ в хозяйственной деятельности и экономических системах». Это  поведение исходит из определенных чувств, мотивов человека, свойств  его личности, особенностей восприятия и понимания экономической ситуации. Цель экономической психологии - "исследование и психологическое обеспечение  решения экономических проблем  и принятия экономических решений  в условиях рыночной системы".
     Экономическая психология изучает восприятие, мышление и поведение человека в экономической  деятельности, в процессе его экономического взаимодействия с другими субъектами (людьми и организациями). Она решает проблемы трех основных типов экономической  реальности, на которых встречаются  субъекты:
     1. сфера рынка, где в центре  внимания находится покупатель  и продавец, торговые переговоры  и сделки, потребительское поведение
     2. сфера бизнеса, где центральное  место занимает исследования  предпринимательства и деловой  активности
     3. сфера общества, где специальное  проблемой является поведение  граждан в ответ на экономическую  политику государства, инфляция, теневая экономика, безработица  и т.д.
     Экономическая психология как прикладная наука  изучает психологические аспекты  предпринимательского, потребительского, инвестиционного и трудового  поведения людей, а также процессы адаптации человека к динамично  изменяющимся условиям хозяйственной  деятельности.
     В экономической психологии изучается  поведение личности при изменении  экономических условий, например, отношений  собственности, инфляции, условий найма  и оплаты труда работников, при  воздействии на человека рекламы.
     Важнейшая проблема экономической психологии - изучение психологии предпринимательства, выявление личностных качеств, характерных  для психологического портрета предпринимателя. Зарубежные и отечественные ученые единодушны относительно ряда черт, свойственных предпринимателю. Это творческая экономическая  активность, умение принять риск, общительность, стремление к самореализации, стрессоустойчивость. Выявлен и ряд особенностей отечественных  предпринимателей в сравнении с  зарубежными. Это слабая включенность в социум, низкая оценка полезности своей деятельности со стороны социума, невысокие нравственные качества и  ряд других . Традиционно для России негативное отношение к предпринимателю, его активности. И причины здесь, прежде всего, психологические.
     Актуальна в экономической психологии проблема денег и отношения к ним  людей. Выявляются определенные типы отношения  к деньгам у разных социальных групп, специфика отношения их к  величине оплаты труда и трате  денег. Изучается влияние денег на формирование личности, психологические проблемы богатства и бедности, хранения и накопления денег.
     В качестве основных направлений профессиональной психологической работы в сфере  экономики выделяются:
     1. изучение условий и факторов  положительной мотивации к труду  и к профессии, оптимизация  трудовых отношений в рабочих  группах, командах, формирование  благоприятного социально-психологического  климата в коллективе, формирование  рабочих команд;
     2. изучение восприятия человеком  стимулов и условий труда, проблема  справедливости вознаграждения;
     3. психологическая консультация и  профессиональная ориентация;
     4. исследование процессов творчества  в экономической сфере, выявление  факторов инновационного поведения,  создание условий для его проявления;
     5. изучение половых и возрастных  особенностей поведения человека  в производственной среде и  сфере потребления;
     6. психология предпринимательства,  лидерства, руководства, менеджмента;
     7. психология конкурентоспособности  на рынке труда, психология  различных форм занятости;
     8. психологические аспекты конфликтов  в экономической среде и меры  по их профилактике и урегулированию;
     9. психология поведения личности  и группы в экономических ситуациях;
     10. психология поведения клиента,  акционера, сотрудника организации;
     11. психология мошенничества и других  форм деструктивного поведения  в организации;
     12. психология экономического выбора  и предпочтений;
     13. исследование психологических особенностей, проявляющихся в условиях экономических  отраслей (промышленность, транспорт,  сельское хозяйство) и функциональных  экономических институтов (финансы,  кредит, экономика природопользования);
     14. изучение национальных психологических  особенностей России и их влияния  на поведение в экономической  среде
     Практическая  экономическая психология составляет важнейшую часть работы службы маркетинга. Функция маркетинга - изучение возможностей удовлетворения желаний и нужд потребителей. Психология призвана помочь ответить на основные вопросы, стоящие перед  маркетингом: кто покупатель, каковы его желания и потребности, как  побудить его купить товар, как воспринимается товар (его название, внешний вид, упаковка), как наиболее эффективно информировать покупателя, какие  слова подобрать в рекламе, как  будет психологически восприниматься цена?
     Для успешной практической работы в сфере  экономики и бизнеса современный  психолог должен быть универсалом, владеть  знаниями не только из различных отраслей психологии, но и из многих других наук. Заказчики работ, обращающиеся за консультацией  или решением какой-либо экономической  проблемы, предпочитают комплексное  решение. 

     2. Психология сознания  и концепция "потока  сознания" У. Джеймса.
     Определяя границы психологии, Джеймс утверждал, что эта дисциплина должна основательно и документально изучать все  возможные состояния человеческой психики, их происхождение и связь  с физическими и физиологическими показателями, чтобы приносить пользу образованию, медицине, религии и  любой другой человеческой деятельности, которая нуждается в контроле разума (1892 b). Он исследовал широкий  спектр состояний сознания и при  этом не проводил четкую границу между  нормальным и аномальным в сознании. Часто его работы, касающиеся измененных и религиозных состояний сознания, гипноза и паранормальных состояний, оставались непонятными и просто игнорировались. Однако по мере того как психология стала использовать новые методы исследований, эти области вновь стали активно изучаться. «Сознание... становится полем для активных исследований из-за огромного интереса, который люди проявляют к различным областям психологии в ее широком понимании» (Goleman & Davidson, 1979, p. XVII). Профессиональные ассоциации, такие, как Biofeedback Research Society (Общество исследований обратной биологической связи) и Association of Transpersonal Psychology (Ассоциация трансперсональной психологии), издают свои журналы и поддерживают новые направления исследований. Стали регулярно появляться научные статьи, касающиеся исследований сознания. Однако растущий интерес к проблемам сознания, проходящий через множество дисциплин, пока не принес значительных плодов и многие вопросы все еще остаются без ответа. По мнению нобелевского лауреата Роджера Сперри, это происходит отчасти потому, что по мере того, как меняется научное мировоззрение, изменяется и взгляд на загадку сознания (1995).
     «Все  знания, которые мне удалось получить, приводят меня к мысли, что мир  нашего сегодняшнего сознания — это  всего лишь один из многих существующих миров и что в этих других мирах, должно быть, содержатся другие возможности  познания, которые имеют значение и для нашей жизни, и что  хотя в основном опыты тех миров  и опыты нашего существуют дискретно, все же в некоторых точках миры сознания смыкаются, существуя как  продолжение один другого, и проникаются  более высокими энергиями» (James, 1902/1958, р. 391).
     Для развития теории личности оказались  весьма полезны достижения в некоторых  областях науки. Исследовательские  находки, связанные с психоделиками, обратной биологической связью, медитацией и гипнозом, во многом изменили сам  подход к вопросам сознания и природы  реальности. Новые методы, новые  инструменты, а также возродившаяся  готовность исследовать субъективные феномены обеспечивают научное обоснование  философским размышлениям Джеймса.
     У нас все еще нет ответа на вопрос, что такое сознание, — возможно, на данном этапе это вообще недостижимо, — но мы все больше узнаем о содержании сознания и о формах, которые оно  принимает. Орнштейн (1972), как многие другие исследователи всех времен, считает, что нельзя понять, что такое  сознание, используя исключительно  объективный подход. «На этот вопрос нельзя дать простой, как определение  в учебнике, ответ; ответы должны приходить  к каждому исследователю как  результат его экспериментов» (р. IX). 
Измененные состояния сознания можно получить через гипноз, медитацию, психоделики, глубокую молитву, а также сенсорную депривацию, острый психоз. Бессонница или посты могут способствовать появлению таких состояний. Эпилептики или люди, страдающие мигренью, часто переживают измененные сознания, находясь в ауре, предшествующей приступу. Изменение сознания может произойти и в результате какой-то гипнотической монотонности, как в одиночном полете на большой высоте в реактивном самолете. Электронная стимуляция мозга, воздействие на мозг посредством управления альфа- или бета-ритмами мозга, проявление ясновидения или телепатии, тренировка релаксации, изолированное существование (как, например, где-нибудь в Антарктиде), а также светостимуляция (свет, мигающий на определенных скоростях) могут способствовать острым изменениям сознания (Ferguson, 1973, р. 59). 
В настоящее время внимание исследователей переключилось с проблемы индуцирования тех или других состояний сознания на лучшее понимание того, чему можно научиться благодаря экспериментам.

     Непрерывность мысли и поток сознания.
     Понаблюдав  течение наших мыслей, мы приходим к кажущемуся парадоксу, что, хотя мысли  постоянно трансформируются, в то же время не менее очевидно, что  мы постоянно ощущаем нашу личностную непрерывность. Джеймс предложил решение: каждая мысль воздействует на последующую.
       «Каждая новая волна сознания, каждая преходящая мысль знают о том, что им предшествовало; каждое биение мысли, угасая, передает право собственности на свое ментальное содержание последующей мысли» (Sidis, 1898, р. 190). 
Что сознательно или неосознанно присутствует в любой момент, так это ощущение собственной личности (однако при этом Карл Роджерс, Л. и Ф. Перлсы, Б. Ф. Скиннер и последователи дзэн-буддизма из сходных наблюдений делают разные выводы). 
Каждая возникающая мысль берет часть своей силы, сфокусированности, содержания и направленности от предшествующих мыслей.

       «К тому же сознание не кажется самому себе разбитым на кусочки. Такие слова, как «цепь» или «поезд», не дают о нем достаточно правильного понятия... В нем нет каких-то стыков и соединений: оно течет. «Река» или «поток» — вот те метафоры, которые описывают его наиболее естественным образом. В дальнейшем, говоря о сознании, условимся говорить о нем как о потоке мыслей, потоке сознания или потоке субъективной мысли»
     Поток сознания (stream of consciousness). Метод спонтанного писания, пытающийся имитировать поток и беспорядочное кишение мыслей, частично возник благодаря учению Джеймса. Гертруда Стайн (Gertrude Stein), главный представитель этого литературного стиля, была студенткой Джеймса в Гарварде.
     Поток сознания непрерывен. Джеймс (так же, как Фрейд) многие свои идеи относительно ментальных функций строил на допущении  непрерывности мысли. Могут быть какие-то перерывы в ощущениях и  чувствах; на самом деле могут быть перерывы в осознании самого себя и всего происходящего; но даже когда  есть осознанные перерывы в сознании, они не сопровождаются чувством личностной прерывности. Например, когда вы просыпаетесь утром, вы никогда не задаетесь вопросом: «Кто это проснулся?» Вы не чувствуете необходимости кинуться к зеркалу, чтобы удостовериться, вы ли это. Вам  не нужно подтверждений того, что  вы проснулись с тем же сознанием, с которым легли спать. 
3. Соотношение сознательного и бессознательного. Теория бессознательного.

     Бессозна?тельное или неосознава?емое — совокупность психических процессов, в отношении которых отсутствует субъективный контроль. Бессознательным считается всё, что не становится для индивида объектом осознания. Термин «бессознательное» широко употребляется вфилософиипсихологии и психоанализе, а также в психиатриипсихофизиологии, юридическихнауках, искусствоведении. В психологии бессознательное обычно противопоставляетсясознательному, однако в рамках психоанализа бессознательное (Ид) и сознательноерассматривается как понятия разного уровня: многое из того, что относится к двум другим структурам психики (Я и Сверх-Я) так же отсутствует в сознании.
     Что это такое – “Я”, “Оно” и  “Сверх - Я”? 
     Это одно из самых значимых открытий Фрейда – ПСИХОЛОГИЯ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО , ещё его называют "третья, Фрейдистская революция" (первая – космология, вторая – биология Дарвина). 
     До  Фрейдовской теории философы считали, что психика и сознание находятся  в равных условиях. Фрейд доказывал, что только небольшая часть психики  является "сознательной". Всё остальное  – это "бессознательное", состоящее  из неприемлемых человеком представлений, мотивирующих поведение. Вообще, "бессознательное" - это собственный термин Фрейда для обозначения процессов в  психике, которые личность не осознает. Психоанализ основан на открытии бессознательного, его законов и  способов получения доступа к  нему. Второе название "бессознательного" – ОНО (Id).
     Я (Ego) – это индивидуальный опыт личности или самоопределение. То есть та часть личности, которая прямо соприкасается с внешней реальностью через органы чувств, является осознанной, а потому содержит представления о реальности, получаемые от органов чувств.
     Сверх – Я (Super-Ego) – термин, применяемый психоаналитиками для обозначения структуры в бессознательном, созданной ранним опытом на основе отношений ребёнка с родителями. Сверх – Я работает как вид совести, критикующий мысли и действия Я; вызывающий чувства вины и тревоги, когда Я удовлетворяет или стремиться удовлетворить примитивные импульсы. Итак, к взрослому (сексуально сформировавшемуся возрасту) эти три составляющие элемента психики уже развиты. 

     4. Основные положения физиологии движений Н.А. Бернштейна.
     В основе научного творчества Н.А. Бернштейна лежит его новое понимание  жизнедеятельности организма, в  соответствии с которым он рассматривается  не как реактивная система, пассивно приспосабливающаяся к условиям среды (именно это следует из условно-рефлекторной теории), а как созданная в процессе эволюции активная, целеустремленная система. Иначе говоря, процесс жизни  есть не простое «уравновешивание с  внешней средой», а активное преодоление  этой среды.
     Фигура  этого ученого является одной  из наиболее значительных среди исследователей мозга XX в. Выдающейся его заслугой является то, что он первый в мировой  науке использовал изучение движений в качестве способа познания закономерностей  работы мозга. По мнению Н.А. Бернштейна, для тех, кто хочет понять, как  работает мозг, как функционирует  центральная нервная система (ЦНС), в природе едва ли существует более  благодатный объект, чем исследование процессов управления движениями. Если до него движения человека изучали  для того, чтобы их описать, то Н.А. Бернштейн стал изучать их, чтобы  понять, как происходит управление ими.
     В процессе исследования этих механизмов им были открыты такие фундаментальные  явления в управлении, как сенсорные  коррекции и принцип иерархического, уровневого управления, которые лежат  в основе работы этих механизмов и  без понимания которых правильное представление о закономерностях  работы мозга в процессе управления движениями оказывается невозможным.
     Следует особо подчеркнуть, что открытие этих явлений имело громадное  значение и для развития многих других областей человеческого знания. Особенно наглядно это проявилось по отношению  к одной из наиболее ярких наук XX столетия – кибернетике. Как известно, эта область современных знаний возникла в результате симбиоза (взаимовыгодное сосуществование) таких наук, как  математика и физиология (ее раздела  «Высшая нервная деятельность»). В основе всех кибернетических систем лежит открытый физиологами и  удачно использованный математиками принцип  обратной связи. Это название есть не что иное, как современное и  более распространенное название принципа сенсорных коррекций, который был  впервые описан Н.А. Бернштейном  еще в 1928 г., т.е. за 20 лет до того, как это сделал создатель кибернетики Норберт Винер.
     В соответствии с теорией сенсорных  коррекций для выполнения какого-либо движения мозг не только посылает определенную команду мышцам, но и получает от периферийных органов чувств сигналы  о достигнутых результатах и  на их основании дает новые корректирующие команды. Таким образом, происходит процесс построения движений, в котором  между мозгом и исполнительными  органами существует не только прямая, но и непрерывная обратная связь.
     Дальнейшие  исследования привели Н.А. Бернштейна к гипотезе о том, что для построения движений различной сложности команды  отдаются на различных уровнях (иерархических  этажах) нервной системы. При автоматизации  движений функции управления передаются на более низкий (неосознаваемый) уровень.
     Еще одно из замечательных достижений Н.А. Бернштейна представляет собой открытое им явление, которое он назвал «повторением без повторения». Суть его заключается в следующем. При повторении одного и того же движения (например, шагов в ходьбе или беге), несмотря на один и тот же конечный результат (одинаковая длина, время выполнения и т.п.), путь работающей конечности и напряжения мышц в чем-то различны. При этом многократные повторения таких движений не делают эти параметры одинаковыми. Если соответствие и встречается, то не как закономерность, а как случайность. А это значит, что при каждом новом выполнении нервная система не повторяет одни и те же команды мышцам и каждое новое повторение совершается в несколько отличных условиях. Поэтому для достижения одного и того же результата нужны не одинаковые, а существенно различные команды мышцам.
     На  основании этих исследований был  сформулирован важнейший для  обучения движениям вывод: тренировка движения состоит не в стандартизации команд, не в «научении командам», а в научении каждый раз отыскивать и передавать такую команду, которая  в условиях каждого конкретного  повторения движения приведет к нужному  двигательному результату.
     Из  всего этого следует еще один важный вывод: движение не хранится готовым  в памяти, как это следует из условно-рефлекторной теории (и как, к сожалению, многие думают до сих  пор), не извлекается в случае нужды  из кладовых памяти, а каждый раз  строится заново в процессе самого действия, чутко реагируя на изменяющуюся ситуацию. В памяти хранятся не штампы самих движений, а предписания (логарифмы) для их конструирования, которые  строятся на основе механизма не стереотипного  воспроизведения, а целесообразного  приспособления. 

     5. Основные типы  темперамента: сангвиник,  флегматик, холерик,  меланхолик.
     Темперамент (лат. temperamentum — надлежащее соотношение частей) — устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основу развития характера; вообще, с физиологической точки зрения, темперамент — тип высшей нервной деятельности человека.
     Описание  особенностей различных темпераментов  может помочь разобраться в чертах темперамента человека, если они чётко  выражены, но люди с резко выраженными  чертами определённого темперамента не так уж часто встречаются, чаще всего у людей бывает смешанный  темперамент в различных сочетаниях. Но преобладание черт какого-либо типа темперамента даёт возможность отнести  темперамент человека к тому или  иному типу.
     Флегматик — неспешен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою неспешность прилежанием.
     Холерик — быстрый, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.
     Сангвиник — живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой настроения, впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Обычно сангвиник обладает выразительной мимикой. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, приходя в сильное возбуждение от этого, если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.
     Меланхолик — легко ранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий, он остро реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он зачастую не может сдерживать усилием воли, он повышенно впечатлителен, легко эмоционально раним.
     Свойства  темперамента
     У каждого темперамента можно найти  как положительные, так и отрицательные  свойства. Хорошее воспитание, контроль и самоконтроль даёт возможность проявиться: меланхолику, как человеку впечатлительному с глубокими переживаниями и эмоциями; флегматику, как выдержанному, без скоропалительных решений человеку; сангвинику, как высоко отзывчивому для любой работы человеку; холерику, как страстному, неистовому и активному в работе человеку.
     Отрицательные свойства темперамента могут проявиться: у меланхолика — замкнутость и застенчивость; у флегматика — чрезмерная медлительность; у сангвиника — поверхностность, разбросанность, непостоянство; у холерика — поспешность решений.
     Человек, обладающий любым типом темперамента, может быть способным и не способным; тип темперамента не влияет на способности  человека, просто одни жизненные задачи легче решаются человеком одного типа темперамента, другие — другого. 
 

     6. Свойства восприятия. Перцепция и апперцепция.
     Восприятием называется отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.
     Восприятие, в отличие от ощущения, отражает предмет в целом, в совокупности его свойств, а не отдельные свойства. Восприятие качественно новая ступень  чувственного познания с присущими  ей особенностями.
     Восприятие, как и любой другой психический  феномен, можно рассматривать как  процесс и как результат. В основе восприятия лежат межполушарные связи, связи между различными анализаторами. В корковой области анализаторов различают первичные поля, возбуждение которое дает ощущение, и вторичные поля, работа которых заключается в объединении ощущений в целостный образ и осмыслении его.
     Свойства:
     Предметность – акт объективации, т.е. соотношение сведений внешнего мира к этому миру. Решающую роль играют осязание и движение. Объект воспринимается нами как обособленное в пространстве и времени отдельное физическое тело. Наиболее ярко это свойство проявляется во взаимообособлении фигуры и фона.
     Целостность – ощущения отражают отдельные свойства предметов, восприятие лишь целостный образ, складывающийся на основе обобщения знаний об отдельных свойствах, качествах, получаемых в виде отдельных ощущений. Внутренняя органическая взаимосвязь частей и целого в образе. Следует рассматривать два аспекта этого свойства:
     объединение разных элементов в целом;
     независимость образованного целого от качества составляющих его элементов.
     Структурность (обобщенность) – не является суммой ощущений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени (слушая музыку, мы слышим ноты одну за другой).
     Константность – относительно воспринимающего субъекта объекты непрерывно меняются. Благодаря свойству константности, состоящему в способности перцептивной системы компенсировать эти изменения, мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, величине, цвету. Многократное восприятие одних и тех же объектов при разных условиях порождает константность этого образа. Обеспечивает относительную стабильность окружающего мира, отражая единство предметов его существования.
     Осмысленность – хотя восприятие возникает в результате непосредственного воздействия раздражителя на рецепторы, перцептивные образы имеют определенное смысловое значение. Восприятие тесно связано с мышлением, понимаем сущности предмета, что позволяет мысленно назвать его, т.е. отнести его к определенной группе предметов, классу, обобщить его. Основана на связи восприятия с мышлением, с пониманием сущности предмета. Связана с работой вторичных корковых полей анализаторов.
     Избирательность – преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими.
     Перцепция (от лат. perceptio — восприятие) — процесс непосредственного активного отражения когнитивной сферой человека внешних и внутренних предметов (объектов), ситуаций, событий, явлений и т. п.
     Возникновение первых гипотез о природе перцепции относится к античности. Значительный вклад в развитие научных представлений о перцепции был внесен философами, физиками, физиологами, деятелями искусства.
     Перцепция — одна из психических функций, сложный процесс приёма и преобразования сенсорной информации, формирующая субъективный целостный образ объекта, воздействующего на анализаторы через совокупность ощущений, инициируемых данным объектом. Как форма чувственного отражения предмета, перцепция включает различение отдельных признаков в объекте, выделение в ней информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа.
     Свойствами перцепции являются:
     Предметность — объекты воспринимаются не как бессвязный набор ощущения, а составляют образы конкретных предметов.
     Структурность — предмет воспринимается сознанием уже в качестве абстрагированной от ощущений смоделированной структуры.
     Апперцептивность — на перцепцию оказывает влияние общее содержание психики человека.
     Контекстность — на перцепцию оказывают влияние обстоятельства, в которых она происходит.
     Осмысленность — предмет сознательно воспринимается, мысленно называется (связывается с определённой категорией), относится к определённому классу
     Факторы перцепции можно разделить на внешние и внутренние:
     Внешние
     Размер
     Интенсивность (в физическом или эмоциональном плане)
     Контрастность (противоречие с окружением)
     Движение
     Повторяемость
     Новизна и узнаваемость
     Внутренние
     Установка восприятия — ожидание увидеть то, что должно быть увидено по прошлому опыту.
     Потребности и мотивация — человек видит то, в чём нуждается или что считает важным.
     Опыт — человек воспринимает тот аспект стимула, которому научен прошлым опытом.
     Я-концепция — восприятие мира группируется вокруг восприятия себя.
     Личностные  особенности — оптимисты видят мир и события в позитивном свете, пессимисты, напротив, — в неблагоприятном.
     Решающее  значение для проверки и коррекции воспринимаемого образа является включенность перцепции в процессы практической деятельности, общения и научного исследования.
     Будучи  необходимым этапом познания, перцепция всегда в большей или меньшей степени связана с мышлением, памятью, вниманием, направляется мотивацией и имеет определенную аффективно-эмоциональную окраску.
     В настоящее время изучение перцепции интенсивно ведется представителями психологии, физиологии, кибернетики и других научных дисциплин. В этих исследованиях широко используются наблюдение и эксперимент, сочетаются методы эмпирического анализа и моделирования. Данные о функции, развитии и структуре перцепции имеют как общенаучное, так и прикладное значение. Они используются при создании систем отображения информации, в технической эстетике и художественном конструировании, в педагогике, спорте и т. п.
       Апперцепция - внимательное, осмысленноеосознанноевдумчивое восприятие. Обратили внимание и поняли, что увидели. При этом разные люди, в зависимости от их способности осмыслять и прошлого опыта, увидят разное. У них - разная апперцепция.
     Апперцепция (от лат. ad — к + perceptio — восприятие) — психические процессы, обеспечивающие зависимость восприятия предметов  и явлений от прошлого опыта данного субъекта, от содержания и направленности (целей и мотивов) его текущей деятельности, от личностных особенностей (чувстваттитюдов и т. д.).
     Термин  ввел в науку Г. Лейбниц. Он впервые  разделил перцепцию и апперцепцию, понимая под первой ступень примитивной, смутной, бессознательной презентации какого-либо содержания («многого в едином»), а под апперцепцией — ступень ясного и отчетливого, осознанного (в современных терминах, категоризированного, осмысленного) восприятия.
     Апперцепция, по Лейбницу, включает память и внимание и является необходимым условием высшего познания и самосознания. В дальнейшем понятие апперцепция развивалось в основном в немецкой философии и психологии (И. Кант, И. Гербарт, В. Вундт и др.), где, при всех различиях в понимании, рассматривалась как имманентно и спонтанно развивающаяся способность души и источник единого потока сознания. Кант, не ограничивая апперцепцию, подобно Лейбницу, высшей ступенью познания, считал, что она обусловливает сочетание представлений, и различал эмпирическую и трансцендентальную апперцепцию. Гербарт ввел понятие апперцепции в педагогику, истолковывая ее как осознание воспринимаемого субъектами нового материала под влиянием запаса представлений — предыдущих знаний и опыта, названных им апперцептивной массой. Вундт, превративший апперцепцию в универсальный объяснительный принцип, считал, что апперцепция — начало всей психической жизни человека, «особая психическая причинность, внутренняя психическая сила», детерминирующая поведение личности.
     Представители гештальтпсихологии сводили апперцепцию к структурной целостности восприятия, зависящей от первичных структур, возникающих и меняющихся по своим внутренним закономерностям.
     Апперцепция — зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности, от прошлого опыта  субъекта. Восприятие — активный процесс, в котором принимаемая информация используется для выдвижения и проверки гипотез. Характер этих гипотез определяется содержанием прошлого опыта. При восприятии какого-либо предмета активизируются и следы прошлых восприятий. Поэтому один и тот же предмет может восприниматься и воспроизводиться по-разному различными людьми. Чем богаче опыт человека, тем богаче его восприятие, тем больше он видит в предмете. Содержание восприятия определяется и поставленной перед человеком задачей, и мотивами его деятельности. Существенным фактором, влияющим на содержание восприятия, является установка субъекта, складывающаяся под влиянием непосредственно предшествующих восприятий и представляющая собой своеобразную готовность воспринимать вновь предъявленный объект определенным образом. Это явление, изученное Д. Узнадзе и его сотрудниками, характеризует зависимость восприятия от состояния воспринимающего субъекта, в свою очередь определяемого предшествующими воздействиями на него. Влияние установки носит широкий характер, распространяясь на работу различных анализаторов. В процессе восприятия участвуют и эмоции, которые могут изменять содержание восприятия; при эмоциональном отношении к предмету он легко становится объектом восприятия. 

     7. Этапы развития  отечественной педагогики.
     История педагогики является одной из научных  дисциплин педагогического цикла  и одним из учебных предметов  в системе профессионально-педагогического  образования.
     Предмет истории педагогики как отрасли  педагогического знания составляет развитие теории и практики воспитания, образования и обучения в различные  исторические эпохи, включая и современность  в контексте ее исторического  развития.
     История педагогики давно включена в содержание педагогического образования. К XIX столетию она постепенно стала самостоятельной  отраслью педагогического знания. Многие деятели педагогики восприняли известное  положение философа Гегеля о том, что без знания прошлого нельзя понять настоящее и разглядеть будущее. «Только изучая многовековую педагогическую жизнь народов, — писал в начале XX в. русский историк педагогики М. И. Демков, — мы можем вполне понять и оценить значение и роль современной  теории воспитания, дидактики и методики, и те ценные приобретения, какие  они сделали в течение веков».
     Во  второй половине XIX — начале XX в. был  создан ряд капитальных историко-педагогических трудов, авторы которых от комментированного  изложения фактов перешли к попыткам выявления причин, вызывавших изменения  в области практики воспитания. Работы такого рода появились и за рубежом, и в России.
     Для сложившейся к этому времени  традиции рассмотрения истории воспитания было характерно, что авторы придерживались различных подходов при рассмотрении историко-педагогических явлений, что  сказывалось на отборе и интерпретации  фактического материала. У Ш. Летурно, например, доминировал эволюционно-биологический  подход, т. е. история воспитания и  самого общества рассматривалась с  точки зрения эволюции человеческого  рода. В работах П. Монро выделялась философско-этическая сторона педагогических учений и практики воспитания. В  многотомной истории педагогики К. Шмидта воспитание рассматривалось  как составная часть развития культуры. Другие авторы рассматривали  трансформацию педагогической практики и теории с точки зрения религиозной  идеи. Так, П. Ф. Каптерев и П. П. Соколов  интерпретировали историко-педагогический процесс с точки зрения соотношения  христианской церковно-теологической  и светско-реалистической направленности воспитания.
     В работах историков педагогики второй половины XIX — начала XX в. представлен  обширный фонд историко-педагогических знаний, знакомство с которыми всегда интересно и полезно. Однако характерный  для них односторонний подход к рассмотрению истории педагогики и школы снижал их продуктивность, поскольку по мере развития общества воспитание все более дифференцировалось в специфический социальный институт, значение которого существенно гипертрофировалось. Так, на рубеже веков и в первые десятилетия XX в. в условиях социальных потрясений в развитых странах Европы и в России представители так называемой марксистской мысли рассматривали школу и воспитание преимущественно как орудие социальных преобразований (В. И. Ленин, Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, Вильгельм и Карл Либкнехты, К. Цеткин и др.).
     Диалектика  как метод познания включает сформулированный еще Гегелем принцип историзма, в соответствии с которым любой  предмет научного изучения должен рассматриваться  всесторонне, в развитии и «самодвижении», что позволяет выявлять его конкретные свойства и взаимосвязи с учетом особенностей той или иной эпохи. Это предполагает рассмотрение фактов и явлений практики воспитания в  контексте всей школьной системы  и школьных традиций; анализ идей, теорий педагогов прошлого — в связи  с учетом их целостных концепций  воспитания, а также философских  и социальных концепций. Обращение  к опыту прошлого, Ценностям мировой  цивилизации предполагает выявление  Их преемственности с современностью, соотнесение культурного развития каждого народа с развитием всего  человеческого сообщества.
     В течение многих десятилетий обществоведческие  науки в нашей стране были низведены  до роли идеологического обслуживания административной системы. История  педагогики не являлась в этом отношении  каким-либо исключением. Она представляла свою систему искаженного освещения  прошлого. Игнорировалась преемственность  в развитии дореволюционной и  советской школы и педагогики, историко-педагогического процесса в целом. Изоляционизм вел к противопоставлению советской и зарубежной школы  и педагогики в логике противопоставления «загнивающего» Запада и «процветающего»  СССР. Насаждалась односторонне нигилистическая  оценка опыта школы 20-х годов, игнорировались творческие поиски педагогов тех  лет, многие из которых были несправедливо  опорочены и преданы забвению. Распространялись иллюзии о якобы  характерном для последующих  десятилетий неуклонном расцвете народного  образования и педагогической науки, в то время как нараставшие  в этой области негативные явления  и противоречия игнорировались и  замалчивались.
     Все это отрицательно сказалось не только на историко-педагогической науке, но и на историко-педагогическом образовании  и соответственно исторической памяти учителя, что вело к его отчуждению от ценностей отечественной и  мировой педагогической культуры.
     В современных условиях вырабатываются новые подходы с целью объективного освещения истории школы и  педагогики в нашем Отечестве, выявления  ее глубинных связей с единым историко-педагогическим процессом в мире.
     История педагогики призвана решать ряд научно-теоретических  и социально-практических задач:
     - изучать закономерности воспитания  как общечеловеческого и общественного  явления, его зависимость от  изменяющихся потребностей общества; раскрывать связь целей, содержания, организации воспитания с уровнем  экономического развития общества, а также с уровнем развития  науки и культуры в каждую  историческую эпоху;
     - выявлять рациональные и гуманистически  ориентированные педагогические  средства, которые разработали поколения  прогрессивных педагогов, осознавших  взаимосвязь демократизации воспитания  с общественным прогрессом и  необходимость соответствия воспитания  особенностям психофизического  развития личности;
     - раскрывать пути развития педагогической  науки, характер взаимодействия  педагогической теории и практики, обобщать то положительное, что  было накоплено в предшествующие  исторические эпохи;
     - на каждом этапе социально-исторического  развития представлять исторически  верную картину состояния мировой  и отечественной школы и педагогики;
     - в целом историко-педагогические  знания должны активно влиять  на формирование исторического  сознания педагогов всех уровней,  способствуя дальнейшему совершенствованию  народного образования.
     Взаимосвязь истории педагогики с другими  науками характеризуется тем, что  ее содержание включает как педагогические, так и обществоведческие знания. Она тысячами нитей связана не только с теорией педагогики, но и с историей общества, с историей культуры, с историей смежных наук — философии, психологии, частных  методик. Понимание этого позволяет  рассматривать педагогические явления  в тесной связи с историей общества и в то же время учитывать их специфику, избегая вульгарно-социологического подхода к историко-педагогическим явлениям.
     Весьма  важен вопрос о структуре истории  педагогики как учебного предмета, поскольку характер и логика его  изложения могут способствовать или, напротив, осложнять усвоение содержания этого курса будущими учителями.
     Предлагаемая  структура курса определяется стремлением  представить историю педагогики в едином потоке всемирной истории  человечества. С таким целостным  подходом к структуре курса связано  синхронное, т. е. одновременное, рассмотрение развития воспитания в разных странах  и регионах в каждый хронологический  период, выделенный согласно общепринятой в исторической науке периодизации: история первобытного общества, древний  мир и античность, средневековье, новое и новейшее время. В соответствии с этим курс истории педагогики делится  на следующие разделы:
     - воспитание в первобытном обществе;
     - школа и воспитание в древнем  мире, и античную эпоху;
     - воспитание и шкала в эпоху  Средневековья и Возрождения;
     - школа и педагогика в новое  время; школа и педагогика в  новейшее время.
     Такой подход к рассмотрению истории педагогики является нетрадиционным, с чем связаны  некоторые сложности. Дело в том, что ныне действующий учебник  истории педагогики для педагогических вузов, созданный на основе учебника Е. Н. Медынского 1947 г. и переиздававшийся в последующие годы без существенных изменений, излагает и сгори ко- педагогический материал в традициях, сложившихся в 30-40-е годы.
     В соответствии с ними в духе противопоставления догматизированных идеологических ценностей всем остальным содержание курса разделено на три части: история всеобщей (зарубежной),педагогики отделена от истории отечественной педагогики, которая, в свою очередь, распадается на две обособленные части, разделенные Октябрем 1917 г. В такой же логике выдержаны и действующие до сих пор программа и хрестоматии по истории педагогики.
     При ознакомлении с "такого рода литературой  надо иметь в виду сложности двоякого рода: во-первых, раздробленность традиционного  курса, присущая ему фрагментарность  изложения мешают проследить целостный  процесс развития практики воспитания и преемственность приращения педагогических знаний; во-вторых, отбор конкретно-исторического  материала, его освещение и оценка во многом несут печать идеологизированных догм и стереотипов, которые десятилетиями  насаждались во всех обществоведческих  науках, в том числе и в истории  педагогики. Поэтому при работе с  этой литературой нужно обратить внимание в первую очередь на характер изложения фактического материала, критически относиться к оценочным  суждениям.
     При самостоятельной работе при изучении курса истории педагогики могут  быть использованы материалы многотомного издания по истории школы и  педагогики народов СССР, большая  часть которого вышла в свет в 70-х — начале 80-х годов. Однако, осмысливая их содержание, надо в полной мере учитывать уже отмеченные выше негативные тенденции, определившие состояние общественных наук в предыдущие десятилетия.
     Целостное изложение истории педагогики как  составной части единого культурно-исторического  процесса требует преодоления одной  из укоренившихся догм — жесткой  привязки материала к общественно-историческим формациям. В результате, события  каждой исторической эпохи ограничивались замкнутым социологическим пространством. Поскольку развитие разных стран происходит неравномерно, целостное, синхронное изучение и сопоставление мирового историко-педагогического процесса при таком подходе исключается. Однако этот подход основан на догматической абсолютизации идеи об определяющей роли экономического базиса в движении общества. Кстати, даже К. Маркс и Ф. Энгельс предупреждали об опасности подобной вульгарной трактовки. Они замечали, что нельзя механически сводить все общественное развитие к самодовлеющему процессу производства: надо обязательно учитывать относительную самостоятельность идеологической надстройки, ее обратное влияние на экономический базис и взаимодействие с ним.
     Выдвижение  человека на первый план социального  развития требует, чтобы все звенья образования по своему содержанию и  организации ориентировались на приоритет личности. Духовный наставник  юношества в современной школе  — не только и не столько носитель знаний, но в первую очередь —  носитель культуры, персонифицирующий  в своем общении и поведении  дух общечеловеческих ценностей. Как  ни вспомнить мысль К. Д. Ушинского  о том, что влияние воспитателя  на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую ничем нельзя заменить. Поэтому и вызывают сомнение отдача приоритета научно-предметной подготовке учителя, игнорирование важности целостной  профессиональной и личностной культуры учителя. Значение историко-педагогического образования в этом смысле трудно переоценить. В силу особенностей своего содержания оно составляет базу гуманитарной образованности и профессиональной культуры учителя.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.