На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Основные риски инвесторов и раскрытие информации. Понятие, цели, задачи и правила проведения процедуры Дью Дилидженс. Оценка системы внутреннего контроля продаж на уровне предпосылок составления информации об объекте инвестирования на примере ООО Стелс.

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Менеджмент. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2011. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):



Дипломная работа
на тему: Контрольная среда и оценка системы контроля при проведении Дью Дилидженс

Введение


В настоящее время для участников российского инвестиционного рынка все более очевидной становится необходимость управления рисками своей деятельности, улучшения управления финансами, формирования взвешенной инвестиционной политики. Формирование новых взаимосвязей компаний, необходимость модернизации производства, развития отношений с инвесторами и возможность выхода на международные рынки капитала привели к тому, что требование прозрачности деятельности сегодня - уже не мода, а обязательное требование как для компаний, претендующих на лидирующие позиции на своих рынках, так и для менее крупных развивающихся компаний.
Для проведения сделок инвестиционного характера необходимо удостовериться, что объект инвестирования соответствует заявленному статусу.
Существует множество рисков, которые сопровождают сделки такого рода.
Раскрытие информации об объекте инвестирования - необходимое условие управления инвестиционными рисками.
В результате инвестирования образуется трехсторонняя система рисков.
Проведение Due diligence (ДД) помогает раскрыть и нивелировать риски, возникающие у инвестора, а также установить более точную стоимость инвестиции.
Понятие ДД пришло в бизнес-среду в середине XX века. В начале тенденции были определены в американском законе о Ценных бумагах в 1933. Позже сообщество швейцарских банков в «Соглашении швейцарских банков о должной проверке» (The Swiss Bank's Due Diligence Agreement) определило направления ДД и формализовало характер проведения ДД.
Российская бизнес - среда расходиться во мнениях относительно трактовки термина ДД. Большая часть участников рынка считают, что due diligence -- это только юридическая сторона проекта. Иногда они предполагают, что речь может пойти еще и об аудите. Исходя из мировой финансовой практики, процедура ДД представляет собой прединвестиционное обследование, позволяющее получить достоверные и объективные представления об объекте инвестирования (ОИ), а также комплекс мероприятий направленных на выявление и управление рисками, возникающие в результате проведения сделки. С этой точки зрения определяются цели и задачи ДД.
Существует несколько подвидов Due Diligence:
Финансовый Due Diligence (Financial Due Diligence)
Правовой Due Diligence (Legal Due Diligence)
Налоговый Due Diligence (Tax Due Diligence)
Маркетинговый Due Diligence (Market Due Diligence)
Экологический Due Diligence (Environmental Due Diligence)
Операционный Due Diligence (Operational Due Diligence)
Если в процессе процедуры ДД выполняются процедуры по всем его подвидам, то ДД называют комплексным.
Одним из ключевых моментов при проведении «Операционного ДД» является детальное обследование системы внутреннего контроля, созданного вокруг объекта инвестирования.
Для оценки внутреннего контроля в организации необходимо достигнуть понимания контрольной среды.
Контрольная среда задает тон в организации, оказывая влияние на осознание контроля ее сотрудниками и на этические стандарты экономического субъекта. Это основа эффективного внутреннего контроля, обеспечивающая дисциплину и организационную структуру экономического субъекта.
Внутренний контроль в организации подразделяется на два главных уровня:
1. Контроль на уровне хоз. субъекта (если речь идет о приобретении юридического лица)
2. Контроль на уровне допущений, в соответствии с которыми составлена информация об объекте инвестирования.
Понимание и оценка модели средств контроля и ее организации на уровне хозяйственного субъекта заключается в том, чтобы выяснить, представляет ли контрольная среда необходимую основу для других компонентов внутреннего контроля. Исследование этого уровня контроля помогает получить информацию об общем уровне риска в организации.
В свою очередь, контроль на уровне допущений включает в себя детальные контрольные процессы, проходящие внутри организации.
В начале обследования составляется программа проведения обследования внутреннего контроля.
В процессе реализации программы и проведения процедур необходимо оценить, каким образом представлен и реализован контроль, а также ответить на вопрос - эффективен контроль или нет.
Изучение литературных источников показывает, что отдельные проблемы определения и оценки внутреннего контроля решены. Однако трудов, содержащих комплексный, систематизированный подход к всестороннему обследованию внутреннего контроля, изучения разных уровней контроля на организацию, а также инструментарий по эффективной оценке внутреннего контроля недостаточно.
Широта и неоднозначность различных вопросов данной проблемы предопредели выбор автором темы исследования, его цель, задачи и структуру.
Целью данной работы является всестороннее рассмотрение контроля на уровне предпосылок составления информации об объекте инвестирования.
Объектом инвестирования в данной работе является компания торговая компания ООО «Стелс».
В соответствии с целью потребовалось решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы процедуры Дью Дилидженс и выяснить на каком этапе проведения процедуры необходимо провести обследование систем внутреннего контроля.
2. Выяснить, что такое контрольная среда и как это понятие влияет на оценку контроля на уровне организации.
3. Провести оценку внутреннего контроля продаж в компании ООО «Стелс» и оценить риск искажения предоставленной информации.
Обследования внутреннего контроля будет направленно на изучение бизнес процессов компании, документооборот, а также учетной информации по торговой деятельности компании.
Глава 1.Процедура Дью Дилидженс (Due Diligence)

1.1 Основные риски инвесторов и раскрытие информации

Множество неизвестных способных влиять на сделку называют рисками. Риск является функцией полезности, в которую заложен длинный ряд неопределенности, поэтому для стесненных в средствах компаний стоимость средств дороже, чем у компаний с большими свободными ресурсами.

Риски делятся на:

Рыночные риски

Правовые риски

Финансовые риски

Риски систем управления

Налоговые риски

Экологические риски

Существуют также некоторые специфические риски, которые включают:

Несовершенство подготовки стратегического бизнес-плана развития компании, который приводит к ошибочному направлению развития бизнеса.

Выбор неправильной (несовершенной, дорогостоящей) формы интеграции бизнеса. Так, расширение (укрепление) бизнеса за счет приобретения уже действующего не всегда является самым целесообразным способом достижения поставленных задач.

Неправильный подход к определению объекта сделки, начиная от выбора стратегического оппонента и заканчивая выбором структурирования (акции или активы).

Неправильное определение привлекательности бизнеса.

Раскрытие информации об объекте инвестирования - необходимое условие управления инвестиционными рисками

Рисунок 1.1 «Обмен информацией между сторонами в процессе инвестиций»

В результате инвестирования образуется трехсторонняя система рисков:

Рисунок 1.2 «Трехсторонняя система рисков»

Компания-инвестор:

Риск покупки по завышенной цене (+ получение неполной, и (или) искаженной информации об объекте инвестирования)

Риск приобретения «неблагополучного» актива

Риск, что после приобретения нового инвестиционного объекта, совокупный актив будет развиваться по негативному сценарию

Компания-продавец объекта инвестирования:

Риск, что в результате переговоров, сделка не состоится

Риск, враждебного поглощения со стороны компании-инвестора

Компания-консультант (ДД):

Выдача ложного заключения по проведенному обследованию

Инвестор или компания, которая хочет купить бизнес, должна убедиться в выгодности данной сделки и приемлемости связанных с ней рисков. Для этого необходимо собрать достоверные и объективные данные о положении приобретаемой компании на рынке, ее финансовом состоянии, производственных мощностях, контрагентах и партнерах.

В соответствии с мировой практикой данная проблема обычно решается в рамках проведения процедуры Due Diligence.

1.2 Теоретическое обоснование термина Дью Дилидженс

Существует множество переводов термина Due Diligence на русский язык:

1 должная старательность

2 тщательное наблюдение

3 проверка должной добросовестности

4 всестороннее исследование достоверности предоставляемой информации.

Англо-русский банковский энциклопедический словарь Б.Г. Федорова определяет «Дью Дилидженс» как должную проверку и указывает, что «в работе западных инвестиционных банков «Дью Дилидженс» обозначает набор действий, призванных обеспечить проекту минимальную защиту от неожиданностей: поездка на место, знакомство с контрагентами, изучение обстановки на месте, социальных и прочих рисков».

1.2.1 Историческое появление термина Дью Дилидженс

Понятие «дью дилидженс» впервые вошло в общее использование после принятия американского закона о Ценных бумагах в 1933. Закон обеспечивает защиту брокерам при раскрытии инвесторам коммерческой информации о покупаемых ценных бумагах.

Если во время проведения процедуры дью дилидженс компании, акции которой продаются на фондовом рынке, брокеры предоставили инвестору информацию, они не несут ответственность за непредоставление информации, которая не могла быть раскрыта в процессе исследования.

Но в законе о ценных бумагах ДД еще не носил формализованный характер.

Позднее Дью дилидженс приходит из брокерской деятельности в банковский, и в целом означал систему сбора и анализа информации о потенциальных или существующих клиентах и партнерах, собираемой банками в целях защиты их собственности от возможного ущерба, в т.ч. репутации банка.

Правовые основы Due Diligence были заложены в Швейцарии, что связано с исторически сложившейся практикой держать активы в швейцарских банках.

В 1977 г. Ассоциация швейцарских банков в целях координации деятельности своих членов приняла важнейший документ - The Swiss Bank's Due Diligence Agreement (Соглашение швейцарских банков о должной проверке), формализующий процедуру Due Diligence. В нем были закреплены основные подходы швейцарских банков к клиентам при открытии счетов и в процессе их дальнейшего обслуживания. В 1987 году в него были внесены изменения, обязывающие банки знать личность своих клиентов, чья респектабельность должна быть предварительно подтверждена швейцарскими адвокатами. В процессе данное соглашение пересматривалось каждые 5 лет. На данный момент действует 6 редакция, принятая 2 декабря 2002 года и вступившая в силу с 1 июля 2003 года.

1.2.2 Швейцарский подход к процедуре Дью Дилидженс

Как уже было сказано выше Швейцарские банки одни из первых, кто начал процесс формализации процедуры ДД.

Основополагающий документ, который был принят Швейцарскими банками в этом направлении - «Соглашение швейцарских банков о должной проверке» (The Swiss Bank's Due Diligence Agreement) Англ. версия соглашения - swissbanking.org/en/1116_e.pdf. Соглашение относиться к отрасли частного права.

Соглашение было принято:

в целях сохранения доброго имени сообщества банков Швейцарии на национальном и международном рынке,

в целях создания правил, обеспечивающих безупречную практику в области банковской тайны и заключения сделок,

намереваясь содействовать борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма.

Данное соглашение предъявляло к банкам определенные требования при организации работы с их клиентами:

проверять личность своих партнеров по контрактам и в случае возникновения сомнений требовать от партнеров по контрактам предоставления деклараций, подтверждающих личность собственника активов;

не принимать активного участия в оттоке капитала;

не предоставлять поддержку в случае уклонения от уплаты налогов и аналогичной деятельности.

Идентификация физических лиц осуществляется посредством личных интервью, проверки и копирования официальных документов, удостоверяющих личность, за исключением случаев, когда лицо уже известно банку. Если деловые взаимоотношения начинаются в переписке или через сеть Интернет, банк проверяет личность стороны договора, получая заверенную копию официального документа, удостоверяющего личность.

Проверка юридических лиц осуществляется на основании юридических документов, таких как сведения, опубликованные в Швейцарской коммерческой газете, сведения на официальных веб-узлах или выписок из Реестра коммерческих компаний. Юридические лица, не зарегистрированные в Реестре коммерческих компаний (такие как ассоциации и фонды) проверяются на основе уставных или аналогичных документов.

Все это подтверждает, что с самого начала целью Соглашения были идентификация клиентов (принцип «узнай своего клиента» ("know-your-customer-principle"; KYC)), запрещение поддержки уклонения от налогов, запрещение выставления вводящих в заблуждение требований и запрет на оказание содействия оттоку капитала.

Таким образом, цели проведения процедуры ДД:

идентификация собственника (выгодоприобретателя);

запрет содействия оттока капитала;

запрет выпуска вводящей в заблуждение или неполной отчетности (напр. Реализация схем уклонения от налогов)

Заключение Соглашения возвестило начало этического контроля банковской деятельности, осуществляемого самими банками.

Впоследствии подобные принципы распространились по всему миру.

На сегодняшний момент понятие ДД перестало быть прерогативой только банковского сектора и плотно вошло в современную бизнес - среду.

1.2.3 Понимание термина Дью Дилидженс в российской практике

В действующем законодательстве РФ отсутствует определение правового аудита, корпоративного аудита, а тем более процедуры Due Diligence, отсутствуют и механизмы, регламентирующие порядок его проведения.

Вследствие этого в российской практике понимание этого термина различно.

Существует несколько подходов к пониманию термина ДД:

Due Diligence - это система аналитических и оперативных мероприятий, направленных на всестороннюю проверку законности и коммерческой привлекательности планируемой сделки, инвестиционного проекта.

Due Diligence - это «Правовой аудит»

· Due Diligence - это прединвестиционное обследование, позволяющее получить достоверные и объективные представления об объекте инвестирования (ОИ).

Специалисты, формулирующие термин ДД как систему аналитических и оперативных мероприятий, поясняют, что дью дилидженс является системной процедурой для покупки бизнеса. Дью дилидженс собирает и анализирует информацию, как для покупателя, так и для продавца с целью определения совершать или нет предлагаемую сделку. Получаемая информация связана со всеми аспектами приобретаемого бизнеса. www.ardashev.ru - консалтинговая группа Но, определяя, таким образом, термин ДД, мы упускаем, что в процессе ДД может и не предоставляться информация для продавца, если речь идет о враждебном поглощении. Также процесс ДД включает в себя оценку и анализ рисков.

Следующая формулировка термина ДД - «Правовой аудит».

95% saleprice.com.ua/ru/service/due_diligence.html - «Сейл прайс Компани» консалтинговая компания участников рынка считают, что due diligence -- это только юридическая сторона проекта. Иногда они предполагают, что речь может пойти еще и об аудите.

Общепринято, что правовой аудит Уральский деловой журнал «Директор» № 3 апрель 2005г - это системный процесс получения и оценки объективных фактов правовой составляющей деятельности аудируемого лица, устанавливающий уровень их соответствия законодательству, сложившейся судебной практике и обычаям делового оборота. Оказание услуг по проведению правового аудита регулируется гл. 37, 39 Гражданского Кодекса РФ.

Но данное определение только частично отражает суть Дью дилидженс, поскольку тщательное обследование предполагаемой сделки на практике подразумевает еще:

1. технико-экономическое обоснование

2. маркетинговые исследования

3. анализ документов и информации на предмет их достоверности

4. проведение комплекса оперативно-разведывательных мероприятий и т.д.

Глубина проверки зависят исключительно от пожеланий целей клиента.

Наиболее точная формулировка, отражающая термин ДД - это прединвестиционное обследование, позволяющее получить достоверные и объективные представления об объекте инвестирования (ОИ) rusconsult.ru/upravleniebiznesom/diagnostikabiznesa/diagnostikabiznesa1 - «Русконсалт» группа компаний. В процессе данной работы мы будем опираться на это определение.

Рассмотрим процедуру ДД подробнее.

1.3 Проведение процедуры Дью Дилидженс

Оценка выгод и обязательств предполагаемой сделки проводится путем анализа всех аспектов прошлого, настоящего и прогнозируемого будущего приобретаемого бизнеса и выявление любых возможных рисков. Отсутствие должной проверки может явиться причиной плохих финансовых результатов после смены собственника, причиной судебных исков, налоговых и финансовых проверок и других более неприятных последствий. Известно, что уменьшение благосостояния компаний, приобретших бизнес, частые судебные иски в их отношении - это неадекватно проведенная процедура "дью дилидженс".

Процедура дью дилидженс начинается с момента, когда покупатель только начинает планировать возможную покупку (поглощение) объекта инвестирования. Начинается изучение деятельности компании, поиск любой информации о компании, как правило, через официальные источники (Интернет-сайты, публикации в прессе). Поиск, отслеживание и анализ информации проводится с целью выяснения стоимости компании и интереса в ее приобретении.

Продолжительность процедуры дью дилидженс занимает от нескольких недель до года в зависимости от структуры и размера бизнеса.

Издержки, связанные с наймом оценщиков, юристов, аудиторов, финансовых аналитиков и других специалистов, ни в коем случае не должны явиться причиной отказа в качественном проведении "дью дилидженс", так как подобная экономия может привести к потере более крупных ресурсов.

На сегодняшний момент в России 75% Доклад, Дэвид О'Хара (Директор по инвестициям, компания “DTZ.”), конференция «Прямые инвестиции в девелопмент» (Журнал Building Business №9) проверяемых объектов не проходят due diligence.

1.3.1 Цели и задачи Дью Дилидженс

Цель процедуры дью дилидженс -- избежать или максимально снизить существующие предпринимательские риски (экономические, правовые, налоговые, политические, маркетинговые), в частности:
риск приобретения предприятия (пакета акций) по завышенной стоимости;
риск неисполнения обязательств предприятием-должником;
риск утраты имущества, денег;
риск причинения вреда (убытков), в т.ч. нематериальным активам, например, деловой репутации;
риск инициирования судебных тяжб и их неблагоприятных последствий;
риск наложения ареста на имущество или применения иных обеспечительных мер;
риск признания сделки недействительной;
риск наложения взыскания на имущество, ценные бумаги (акции);
риск привлечения к налоговой, административной или уголовной ответственности;
риск возникновения корпоративных конфликтов (захват, поглощение, судебные тяжбы);
риск утраты интеллектуальной собственности (товарного знака, промышленного образца, изобретения, ноу-хау, коммерческой идеи, бизнес-плана и т.д.);
политические риски и риск потери административных ресурсов (изменение законодательства, смена должностного лица, от которых зависел успех или стабильность соответствующего проекта, уголовное преследование);
риск недобросовестных действий конкурентов (сговор с контрагентами, инициирование «заказных» налоговых, оперативных проверок, ценовая политика, лоббирование интересов и т.д.);
риск неполучения или потери соответствующих разрешений, лицензий, согласований и т.д., от которых зависит проект, сделка и т.д.
В объективном и компетентном проведении этих процедур заинтересованы обе стороны: как
инвестор (покупатель), так и сторона, привлекающая инвестиции (продавец).
Задача процедуры Дью дилидженс -- формирование независимого объективного представления:
О рыночной стоимости объекта инвестирования (ОИ);
О реальном финансовом состоянии ОИ;
О рисках (как реальных, так и потенциальных), которые могут ухудшить финансовое состояние ОИ.

1.3.2 Начальная стадия процедуры Дью Дилидженс

Она начинается с момента, когда покупатель впервые задумывается о проведении возможного поглощения. Покупатель начинает изучать информацию о компании, которая на тот момент времени доступна. По публичным компаниям такая информация обычно берется из различных официальных источников -- от широко распространенных обзоров публикаций прессы о компании и отчетности, предоставляемой компанией в Комиссию по ценным бумагам и биржам, до меморандумов, подготавливаемых компанией или ее банкирами для потенциальных покупателей.

Начальная фаза «дью дилидженс» в действительности представляет собой процесс поиска, отслеживания, оценки и финансирования. Это исследование (оно может быть проведено покупателем или квалифицированным независимым экспертом) проводится с целью получения ответа на три главных вопроса.

1. В интересах ли наших акционеров владеть и управлять данной компанией?

2. Сколько она стоит?

3. Можем ли мы позволить себе такие расходы?

Для получения ответов первоначальное внимание концентрируется на текущих операциях компании и ее активах: как она зарабатывает на жизнь и насколько эффективно использует свои активы.

1.3.3 Экспертная команда Дью Дилидженс

Покупатель обычно составляет мнение на основе как собственного опыта, так и опыта привлеченных консультантов и экспертов. Как минимум команда «дью дилидженс» включает финансовый/бухгалтерский и юридический персонал. В нее также могут входить экономисты, инженеры, эксперты по экологии и всевозможные другие специалисты.

Полнота «дью дилидженс» также зависит в определенной степени от того, какую информацию продавец хочет дать в форме заверений и гарантий, которые будут включены в соглашение о покупке. Остерегайтесь продавца, который хочет выйти чистеньким из быстрой сделки и не собирается давать каких-либо заверений или гарантий. Такие сделки являются высокорискованными и отнюдь не столь дешевыми, какими выглядят. Если вовлечены деньги акционеров, законодательство о предпринимательстве не сможет защитить участника быстрой сделки с любой стороны, если потом дела пойдут плохо. Многие продавцы противятся проведению обширной проверки и в ходе переговоров о сокращении объема заявлений и гарантий настаивают на том, чтобы покупатель посетил предприятие. (Безусловно, покупатели должны делать это, но не следует позволять, чтобы подобное «очковтирательство» давало продавцу любую возможность недостоверных заявлений.)

Даже если покупатель решит довериться заявлениям и гарантиям продавца, ему все равно необходимо провести по крайней мере такую проверку «дью дилидженс», которой будет достаточно для того, чтобы убедиться в платежеспособности продавца в плане выполнения заявлений и гарантий. Если возникают какие-либо сомнения относительно платежеспособности продавца в послепродажный период, должны быть образованы резервы денежных средств.

«Дью дилидженс» также существенно зависит о того, является или нет кандидат на поглощение компанией с публичной отчетностью. Если он подает формы 10К и 10Q в Комиссию по ценным бумагам и биржам, покупатель должен не только получить копии, но и детально изучить соглашения, контракты и иные важные документы компании, которые могут к ним прилагаться.

1.3.4 Основные правила проведения процедуры Дью Дилидженс

Для наглядного представления правил проведения дью дилидженс был проведен проблемный анализ каждого правила/этапа процедуры. Результаты проведенного анализа, указаны ниже в Таблице.
Таблица «Проблемный анализ процедур/этапов проведения Дью Дилидженс»

Правило
Возможная проблема
Возможное решение
1.
Выбор профессиональной команды консультантов Обычно для проведения процедуры «дью дилидженс» покупатель привлекает консультантов и экспертов. Как минимум, команда дью дилидженс должны входить юристы, экономисты и бухгалтеры. В нее также могут входить экономисты, инженеры, специалисты по безопасности. В России рынок слияний и поглощений достаточно специфичный. Компании -- претенденты на продажу (поглощение) -- это, как правило, компании, специализирующиеся в конкретных областях экономики: нефть и газ, металлургия, телекоммуникации. “Deu Diligence” такого рода компаний обязательно требует специальных знаний (технических, экономических и т.д.).
Неправильный выбор команды консультантов, по причине экономии денежных ресурсов.
Не стоит торопиться и экономить, выбирая команду специалистов. Чем квалифицированнее команда «дью дилидженс», тем более адекватным и точным будет будущий отчет, и, соответственно, тем меньше проблем, с которыми покупатель может столкнуться в будущем.
2.
Постановка технического задания Хорошая процедура дью дилидженс должна начинаться с подготовки исчерпывающего детального технического задания на проведение процедуры дью дилидженс.
Техническое задание на проведение процедуры дью дилидженс должно составляться инвестором -- заказчиком работ при непосредственном участии исполнителя -- команды дью дилидженс. Это необходимо, потому что у инвестора иногда возникают вопросы, связанные исключительно с ведением бизнеса, и только инвестор точно знает, чего он ожидает от приобретаемой компании.
В техническом задании должны быть освещены наиболее важные области намечаемой сделки (состав активов, цена, история приобретения компании, задолженность, собственники и т.д.). Консультанты будут стараться запрашивать только те документы, которые должны быть в наличии у такого вида компании.
На практике сложно сосредоточить все пункты и вопросы в первом контрольном листе, и возникает необходимость в дополнительных запросах. Это раздражает продавца и затягивает процесс.
Для избегания этой проблемы, до подготовки вопросника члены команды дью дилидженс стараются провести предварительное исследование, чтобы точно знать специфику деятельности компании и возможные «подводные камни».
3.
Переговоры и интервью с продавцом Инвестору следует получить информацию, не имеющуюся в документах, в ходе переговоров и интервью с должностными лицами продавца. Это важная часть дью дилидженс. Такие переговоры должны проходить в дружественной и ненавязчивой обстановке. При этом мы исходим из понимания, что речь идет о дружественной покупке (поглощении).
На практике встречается ситуация, когда продавец не готов работать (читай -- пускать на предприятие) никого, кроме оценщиков. Аргумент -- слишком много важной информации могут получить юристы и аудиторы, которые будут допущены ко всей документации предприятия. Впоследствии эта информация может быть использована против предприятия и дружественное поглощение -- покупка может превратиться в недружественное.
Советов здесь нет, все решается уровнем заинтересованности сторон и их отношениями.
4.
Подготовка документов и места работы с ними продавцом.
Для облегчения работы и экономии времени очень важно иметь все необходимые документы в одном месте, в специальном помещении. Желательно, чтобы такое помещение находилось на территории продавца. Это облегчает поиск документов, дает возможность задавать персоналу вопросы и проводить переговоры, а также позволяет продавцу так или иначе контролировать процесс работы с документами. Помещение должно быть максимально оснащено всей необходимой техникой: телефон, факс, принтер, копировальный аппарат, интернет. Важно, чтобы каждый член команды дью дилидженс имел постоянный доступ к этому помещению в любое время.
Одна из наиболее частых проблем - это ситуация, когда продавец не содействует в ее предоставлении запрошенной документации, направляет покупателя к сотрудникам, которые не знают ответы на вопросы. Это говорит об опасениях, которые продавец испытывает в связи с предоставлением информации консультантам. В конечном счете -- это вопрос недоговоренности между продавцом и покупателем. Процедура дью дилидженс нарушает обычный распорядок бизнеса и может быть расценена продавцом как необоснованное подозрение со стороны покупателя. Продавец может опасаться негативных последствий для ведения бизнеса и его будущей продажи другим лицам, если предполагаемая сделка не состоится. Некоторые потенциальные сделки срывались из-за строгостей процедуры deu diligence, вызывающей неприязнь у сторон.
В ходе всего процесса покупателю следует учитывать стресс, который возникает при взаимодействии его персонала с продавцом. Консультанты рекомендуют обсуждать основные правила дью дилидженс еще в процессе переговоров между покупателем и продавцом в письме или соглашении о намерениях. В таком письме указывается время, требующееся для проведения дью дилидженс, возможность копирования документов, перечень документов, к которым должен быть организован доступ.
Очень важно заручиться обязательством продавца содействовать в проведении дью дилидженс и гарантировать доступ к персоналу, документам, служебному помещению. Продавец всегда опасается распространения информации и озабочен сохранением конфиденциальности, поэтому наиболее приемлемым вариантом является заключение отдельного соглашения о конфиденциальности.
5.
Необходимая и достаточная информация (документация) Не менее важным в процедуре дью дилидженс является проверка внутрифирменных операций. Консультанту важно определить, какая информация является необходимой для проверки, а с какого уровня можно пренебречь анализируемыми данными. Необходим тщательный анализ судебных рисков в отношении компании, проверка прав на объекты интеллектуальной собственности, вопросов антимонопольного законодательства, охраны окружающей среды. При этом юрист должен определить, какие судебные иски являются существенными, что, конечно, является относительным.
Выбор неправильного порога существенности.
Многие международные юридические компании считают разумным порогом существенности сумму в 250 тыс. долларов. В условиях российского рынка аналитики считают порогом существенности сумму в 100 тыс. долларов.
При оценке издержек потенциальных рисков компаниям следует рассмотреть также вариант внесудебного урегулирования
6.
Получение подтверждения от государственных органов. Для полного изучения состояния компании в первую очередь необходимо убедиться в том, что она была создана в соответствии с законом и продолжает существовать.
Для этого изучаются уставные (учредительные) документы компании и любые изменения к ним, например, смена наименования. Учредительные документы необходимо проверять в оригинале либо в виде нотариально заверенных копий. Необходимо получить из регистрирующего органа официальное подтверждение о том, что компания зарегистрирована должным образом, все имеющиеся изменения были правильно приняты и зарегистрированы.
Желательно получать подтверждения также из органов статистики, налогового комитета, земельного комитета, центра по недвижимости, агентства по финансовому надзору, а также из органов-лицензиаров.
Не предоставления необходимой информации.
Для получения подтверждающей информации из государственных органов обязательно необходимо иметь доверенность от продавца на получение подобных данных.
7
Подготовка отчета.
После изучения и анализа всей информации, проведения интервью составляется отчет по проведению процедуры дью дилидженс. Так как в работе принимают участие специалисты трех направлений -- оценщики, юристы и аудиторы, обычно готовится 3 отчета. Для удобства восприятия информации, наиболее существенные сведения сводятся в отдельную презентацию.
Презентация результатов работы специалистов, работавших в команде дью дилидженс, позволяет инвестору, принимающему решение о покупке, сфокусировать внимание на главном. Подробно анализировать отчеты могут и доверенные лица инвестора.
Отчет составляются в письменной форме. Презентация -- в электронном и бумажном виде.
Для ознакомления со списком процедур, выполняемых в течение проведения ДД (см. Приложение №2)

1.3.5 Результаты Дью Дилидженс

Рисунок 1.3 «Схема получения результатов в ходе Дью Дилидженс»
Для того, чтобы более подробно ознакомится со структурой и макетом отчета о проведении Due Diligence см. Приложение № 1.

1.4 Подвиды Due Diligence и их особенности

Существует несколько подвидов Due Diligence:

Финансовый Due Diligence (Financial Due Diligence)

Правовой Due Diligence (Legal Due Diligence)

Налоговый Due Diligence (Tax Due Diligence)

Маркетинговый Due Diligence (Market Due Diligence)

Экологический Due Diligence (Environmental Due Diligence)

Операционный Due Diligence (Operational Due Diligence)

Если в процессе процедуры ДД выполняются процедуры по всем его подвидам, то ДД называют комплексным.

Ниже мы рассмотрим каждый подвид ДД и его особенности.

1.4.1 Финансовый Дью Дилидженс

В рамках данного направления исследований изучается способность компании приносить доход. Часто параллельно проводится аудиторская проверка предприятия, в ходе которой анализируется правильность ведения бухгалтерского учета.

В процессе проведения Due Diligence проводится анализ отчетности компании, изучаются активы компании, ее доходность, система финансового планирования, налоговая нагрузка на компанию, проводится анализ адекватности управленческих информационных систем. Разъясняются и комментируются факторы, лежащие в основе сообщаемых коммерческих результатов за последние годы и необычные и непериодические показатели, которые существенно влияют на результаты.

Анализируется структура активов и пассивов предприятия и, в частности, рассматриваются основы стоимостной оценки и признания обязательств.

Рассматривается характер движения денежных средств за последнее время и факторы, оказывающие на него значительное влияние.

Дается комментарий прогнозам руководства относительно перспектив коммерческой деятельности, потоков денежных средств, уделяя особое внимание их соотнесению с нынешним объемом торговли.

Цели:

оценка способности компании приносить доход;

выявление ключевых финансовых рисков

Задачи:

изучение активов компании

изучение обязательств компании

анализ доходов

анализ расходов

анализ денежных потоков

финансовый анализ (рентабельность, ликвидность, платежеспособность и пр.)

оценка системы финансового управления предприятием

Основные направления анализа в процессе финансового ДД

Основными направлениями анализа являются:

1. Система учета и отчетности, бюджетирования, планирования

Описание системы бухучета, включая применение компьютерных средств и программ

Описание системы планирования и бюджетирования, включая применение компьютерных средств и программ

План счетов, учетная политика

Описание системы документооборота и внутреннего контроля по основным потокам финансово-хозяйственных операций, включая системы полномочий на совершение тех или иных операций.

Схемы калькуляции, в т.ч. методы распределения общих затрат (общепроизводственных, общехозяйственных)

2. Имущественное и финансовое положение, доходность:

Полные годовые отчеты компании за три последних года и последний истекший квартал текущего года, объяснение существенных изменений по отдельным позициям

Отчеты аудиторов и / или ревизионной комиссии за этот период

Расшифровка позиций баланса (формы 1) по состоянию на начало года и начало текущего квартала

Финансовые вложения

Запасы (сырье и материалы, НЗП, готовая продукция)

Расходы будущих периодов

Расчеты с покупателями / прочие дебиторы

Денежные средства

Собственные средства

Кредиты и займы

Расчеты с поставщиками / прочая кредиторская задолженность

Ожидаемые убытки и предстоящие расходы после даты составления баланса, причины которых заложены уже в отчетном периоде.

Подробная расшифровка финансовых результатов (позиций формы 2) за последний истекший год и последний истекший квартал текущего года

Детали использования прибыли за последние 2-3 года (пополнение фондов и резервов, выплата дивидендов)

Отчеты (баланс, учет доходов и расходов) по отдельным сегментам (если есть)

Имеющиеся обременения имущества компании (залоговое имущество, долговые обязательства и т.п.)

Выданные гарантии или поручительства и прочие потенциальные обязательства всех видов компании в пользу третьих лиц, включая гарантии по векселям

Прочие финансовые обязательства, не указанные в балансе

Инвестиционные программы последних лет и планируемые инвестиции, степень осуществления этих проектов, обоснование этих проектов (бизнес-планы и т.п.)

Загрузка производственных мощностей по отдельным видам продукции и по разным стадиям производственного процесса, возможные недостатки, исходя из планов по сбыту

Детальные калькуляции по всем видам продукции с учетом разных видов упаковки и разных путей сбыта

Описание имущественного, финансового положения и уровня доходности на базе годовых отчетов за три последних года и квартальной отчетности за текущий год

Степень загруженности рабочей силы, ее производительность и рентабельность

Расчет cash -flow за три последних года и за истекшие кварталы текущего года

Правовые предпосылки для обладания валютными средствами (возможности приобретения валюты, обязательная продажа валютной выручки, возможности перевода денег за границу и возможности осуществления инвестиций за границей, оплата за импорт в валюте)

Годовые отчеты дочерних компаний, а также отчеты за последний истекший квартал текущего года

Налогообложение

Результатом работы аудиторов является отчет о финансовой экспертизе. (см. Приложение № 2)

1.4.2 Правовой Дью Дилидженс

Данное направление исследований направлено на проведение юридической и правовой экспертизы деятельности компании, с целью максимально выявить риски, связанные с ее покупкой.

Юристы проводят обзор учредительных документов, юридического статуса, документов о корпоративном управлении, решений коллегиальных органов управления и основных доверенностей. Анализируются основные сделки с акциями, сведения об акционерах, их имущественных и неимущественных правах. Изучается государственное регулирование деятельности компании, основные контракты и имущественные права компании, трудовые отношения и претензионно-исковая деятельность.

Как правило при проведении процедуры Due Diligence действия юристов направлены на рассмотрение следующих вопросов:

Корпоративное управление, включающее:

Учредительные документы Компании;

Юридический статус Компании;

Основные документы, определяющие корпоративное управление Компании;

Копии протоколов заседаний совета директоров, собраний акционеров, всех рабочих групп и комитетов Компании;

Список основных доверенностей Компании

Акции и акционеры Компании, включающие:

Основные сделки с акциями Компании и данные об изменении владельцев;

Список акционеров Компании;

Имущественные и неимущественные права акционеров Компании;

Соглашения акционеров Компании;

Регулирующие аспекты деятельности Компании, включающие:

Лицензии и разрешения Компании

Основные контракты и прочие транзакции, включающие:

Контракты с основными поставщиками и покупателями;

Займы, гарантии, лица, имеющие гарантии, различные типы векселей и обязательств;

Анализ договоров аренды/лизинга помещений и других активов: виды, объемы, сроки действия, механизм ценообразования, возможность расторжения и / или перезаключения на отличных условиях.

Документы, подтверждающие имущественные права Компании, включающие:

Права на недвижимость и прочие активы Компании;

Акции и прочие ценные бумаги, которыми владеет Компания;

Прочие существенные материальные и нематериальные активы Компании;

Договоры залога, закладные и прочие обязательства по активам Компании.

Персонал и трудовые отношения, включающие:

Коллективный договор и прочие соглашения между персоналом и Компанией.

Судебные иски и прочие претензии, включающие:

Судебные иски к Компании (основные случаи);

Основные существующие претензии / судебные иски;

Основные неудовлетвореннее претензии / судебные иски.

Результатом работы юристов является отчет о юридической экспертизе компании. (см. Приложение № 2)

Основные правовые проблемы

Отсутствие регистрации прав на недвижимое имущество

Риски оспаривания сделок

Недостатки строительно-разрешительной документации

Неустойчивые хозяйственные связи

Скрытые залоги и недобросовестные приобретения

Нарушения в предоставлении земельных участков

1.4.3 Маркетинговый Дью Дилидженс

Задачи:

Оценка текущей позиции компании на рынке производимой продукции и услуг. Анализ перспектив на 2 - 3 года

Оценка текущего положения с закупками материальных ресурсов и услуг. Анализ перспектив на 2 - 3 года

Типовые объекты исследования:

отрасль, к которой принадлежит компания;

положение компании в отрасли:

сегменты, конкурентные преимущества;

система дистрибуции, отношения с основными покупателями;

конкурентная стратегия, риски;

рынки закупаемых компанией материальных ресурсов и услуг;

условия взаимодействия с основными поставщиками и подрядчиками;

риски.

Основные типы маркетинговых рисков

Неблагоприятные тенденции на рынке продаваемой продукции и услуг - сокращение емкости рынка, падение рентабельности продаж, укрепление конкурентов и др.

Неэффективная маркетинговая политика - проблемы с продвижением продукции, ассортиментной политикой и др.

Негативные тенденции на рынках закупаемых материальных ресурсов и услуг - опережающий инфляцию рост цен, сокращение предложения, ухудшение качества поставок

Неэффективная политика закупок

1.4.4 Экологический Дью Дилидженс

В рамках данного направления изучается влияние, которое деятельность предприятия оказывает на окружающую среду либо будет оказывать в результате реализации инвестиционного проекта. Инвестор может поставить одним из условий своего участия в проекте реализацию предприятием природоохранных мероприятий, либо рассматривая проект с точки зрения минимизации нанесения вреда окружающей среде. Также рассматриваются возможные последствия для предприятия из-за действий федеральных или региональных органов власти по защите окружающей среды.

Кроме того, должен быть проведен анализ сделок на их соответствие экологическому законодательству. Выявляются наличие судебных споров и претензий, случаи или возможности привлечения компании к ответственности.

1.4.5 Операционный Дью Дилидженс

В этой части исследования описывается история бизнеса, включая основные вехи его развития, даются комментарии относительно рынков, конкурентов, заказчиков, продукции / услугах, методах производства / оказании услуг, поставщиков и системы ведения бизнеса в целом.

Кратко излагаются сведения о структуре руководства и старших менеджерах, основные характеристики рабочей силы, освещаются сильные моменты, недостатки и сдерживающие факторы.

Основными направлениями анализа, рассматриваемыми в ходе проведения Operational Due Diligence, являются:

Историческое развитие бизнес компании, включая:

Краткое описание исторического развития компании

Описание бизнеса

Производство основной продукции и иных продуктов (услуг)

Другие виды деятельности (если есть)

Перечень дочерних компаний, филиалов, представительств

Организационная структура, менеджмент, персонал:

- Организационная структура, органиграмма (включая планируемые изменения)

- Численность / структура персонала

- Программа повышения квалификации

- Отношения с профсоюзами и/или советом трудового коллектива и вытекающие из этого обязательства (если имеют место)

Продажи:

- Расшифровка выручки по крупнейшим статьям

- Список 20 крупнейших покупателей, а также покупателей, по которым компания является единственным поставщиком

- Портфель заказов на следующий год и, если есть, на последующие годы

- Общие условия договоров, система скидок и т.п.

- Особые формы сотрудничества с покупателями

- Развитие рекламаций, возврата товаров и т.п. за три последних года и в текущем году

- Общие данные по рынку сбыта, план сбыта на следующий год

- Оценка возможностей экспорта

Покупки:

- Список 10 крупнейших поставщиков, а также поставщиков, которые являются для компании единственным поставщиком данного вида сырья или материала.

- Общие условия договоров

- Особые формы сотрудничества с поставщиками

- Общие данные по рынку поставщиков

Задачи:

Определение полноты и эффективности системы управления

Идентификация проблем, которые могут возникнуть в системе управления

Определение первоочередных мер, которые надо предпринять для предотвращения выявленных рисков. Оценка затрат, необходимых для реализации этих мероприятий

Основные типы рисков систем управления

Наличие «провалов» в системах управления, препятствующих эффективному исполнению части бизнес-процессов

Наличие в достаточно эффективных системах управления неформальных элементов и связей, которые могут разрушиться при увольнении части сотрудников

Наличие негативных особенностей трудового коллектива (низкий уровень профессионализма и организационной культуры, затяжные конфликты, злоупотребления и др.)

Типовые объекты исследования:

организационно-функциональная структура;

подсистема «сбыт»;

подсистема «снабжение»;

подсистема «планирование, учет, контроль и анализ»;

подсистема «капиталовложения и ремонты»;

подсистема «Контрольная среда».

информация инвестирование риск дью дилидженс

Глава 2. Подсистема: «Контрольная среда» - типовой объект исследования при проведении Дью Дилидженс.
Нередко собственники бизнеса, акционеры, топ-менеджеры компаний, полагаясь на определенную стабильность бизнеса, не уделяют внимания контролю правовой составляющей текущей деятельности фирмы. В тоже время сбор и управление информацией о причинах возникающих проблем и возможностях их предупреждения - необходимый элемент планирования деятельности предприятия.
Любая деятельность в организации происходит в рамках двух систем. Одна - это операционная (организационная) система, построенная для достижения заданных целей. Другая система - это система контроля, пронизывающая операционную систему. Она состоит, в общем виде, из политики, процедур, правил, инструкций, бюджетов, системы учета и отчетности. Эта система направлена, в конечном итоге, на создание необходимых предпосылок и повышение вероятности того, что компания в целом и менеджеры в частности достигнут поставленных целей.
Внутренний контроль есть процесс, направленный на достижение целей компании, и являющийся результатом действий руководства по планированию, организации, мониторингу деятельности компании в целом и ее отдельных подразделений.
Определение внутреннего контроля с точки зрения его бухгалтерского понимания звучит следующим образом: внутренний контроль есть структура, политика, правила, процедуры по обеспечению сохранности активов организации и надежности бухгалтерских записей, что дает достаточную уверенность в том, что:
транзакции должным образом авторизованы
транзакции своевременно и точно отражают в отчетности в соответствии со стандартами учета
доступ к активам компании осуществляется на основании соответствующей авторизации
физическое наличие активов периодически сверяется с бухгалтерскими записями
Внутренний контроль - это контроль изнутри компании, в противоположность внешним видам контроля, таким как законодательное регулирование, контроль со стороны внешних контролирующих организаций и т.п. в данном контексте понятие внутреннего контроля синонимично понятиям управленческого контроля, операционного контроля.
Необходимо также отметить такую важную деталь, что внутренний контроль полезен только в том случае, если направлен на достижение конкретных целей и, прежде чем оценивать результаты контроля, необходимо определить эти цели.
2.1 Контрольная среда
Для оценки внутреннего контроля в организации необходимо достигнуть понимания контрольной среды.
Под контрольной средой понимаются осведомленность и действия руководства и управляющего персонала экономического субъекта, направленные на установление и поддержание системы внутреннего контроля, а также понимание важности такой системы. Контрольная среда задает тон в организации, оказывая влияние на осознание контроля ее сотрудниками и на этические стандарты экономического субъекта. Это основа эффективного внутреннего контроля, обеспечивающая дисциплину и организационную структуру экономического субъекта.
Основная ответственность за предотвращение и выявление мошенничества и ошибок лежит как на руководстве, так и на управляющем персонале хозяйственного субъект.
Понимание и оценка организации контрольной среды, определение насколько осуществлялись надлежащие средства контроля даст понимание того, как управляющий персонал организации под надзором ее руководства смог создать и поддержать культуру честного и этичного поведения, а также установить надлежащие средства контроля для предотвращения, сдерживания и выявления нечестного поведения и искажения информации.
Для достижения понимания и оценки модели контрольной среды хозяйственного субъекта следует учитывать следующие элементы и то, как они были инкорпорированы в деятельность организации:
1 организационная структура - рамки, в которых планируются, исполняются, контролируются и анализируются действия организации по достижению ее целей
2 распределение полномочий и ответственности - как распределяются полномочия и ответственность за операционную деятельность и как устанавливаются представление информации и иерархия полномочий
3 сообщение и принятие мер по соблюдению норм добросовестного поведения и нравственных ценностей - основные элементы, влияющие на эффективность организации, исполнения и мониторинга средств контроля
4 философия управляющего персонала и операционный стиль - подход управляющего персонала организации к тому, как брать на себя и справляться с бизнес-рисками, а также отношение управляющего персонала и его действия, связанные с финансовой отчетностью, обработка информации, бухгалтерские функции и персонал
5 учет компетентности - управляющий персонал принимает во внимание уровни компетентности для определенных видов работ и соответствие данных уровней необходимым навыкам и знаниям
6 участие руководства в деятельности организации - независимость от управляющего персонала, опыт и положение в организации, степень вовлеченности в деятельность организации и ее проверка, получаемая информация, уровень, на котором поднимаются и рассматриваются проблемы с управляющим персоналом, а также взаимодействие с внутренними и внешними аудиторами, 7 политика управления персоналом и ее осуществление - подбор кадров, профессиональная ориентация, обучение, оценка, консультирование, продвижение по службе, компенсации, удержания и лечебные мероприятия.
На пример, рассматривая элемент сообщения и принятия мер по соблюдению норм добросовестного поведения и нравственных ценностей, можно провести запросы к управляющему персоналу организации и ее сотрудникам с целью наблюдения и достижения понимания того, как управляющий персонал сообщает сотрудникам о своих взглядах на методы ведения хозяйственной деятельности и этичное поведение.
При рассмотрении указанных выше элементов контрольной среды необходимо понять, насколько они реализуются в данном хозяйственном субъекте. Как правило, соответствующее аудиторское доказательство получается путем комбинирования запросов и других процедур оценки риска.
На пример, запросы могут подтверждаться посредством наблюдения или проверки документов.
Для определения того, как реализуются средства контроля, можно, на пример, принять во внимание, установлен ли управляющим персоналом формальный кодекс поведения, поддерживает ли он данный кодекс или потворствует его нарушению, или допускает исключения в кодексе.
Аудиторское доказательство для элементов контрольной среды может не быть доступно в документальной форме, особенно в субъектах малого предпринимательства, где общение между управляющим персоналом и другими сотрудниками бывает неформальным, но при этом эффективным.
На пример, утверждение управляющим персоналом нравственных ценностей и компетентности часто проявляется в его поведении и отношении при управлении компанией, а не в письменном кодексе поведения.
Соответственно, отношение управляющего персонала, его осведомленность и действия особенно важны в организации контрольной среды субъекта малого предпринимательства. К тому же, роль руководства часто выполняется собственником-управляющим при отсутствии других собственников.
Общие обязанности руководящего персонала организации установлены в нормах ведения хозяйственной деятельности и других инструкциях или руководствах. Одной из, но не единственной, функций руководства организации является уравновешивание давления на управляющий персонал в отношении финансовой отчетности.
На пример, основания для денежного вознаграждения управляющего персонала могут оказывать на него давление, возникающее вследствие противоречащих потребностей в достоверной отчетности и ожидаемой выгоде от улучшенных результатов.
Для понимания модели контрольной среды учитываются такие обстоятельства, как независимость директоров и их способность оценивать действия управляющего персонала. Также учитывается наличие аудиторского комитета, разбирающегося в хозяйственных операциях организации и способного оценить, насколько достоверно отражается в финансовой отчетности деятельность организации (или достоверность представления отчетности во всех материальных отношениях) в соответствии с существующей схемой финансовой отчетности.
Сущность контрольной среды хозяйственного субъекта такова, что она оказывает сильное влияние на оценку рисков материального искажения.
На пример, средства контроля, осуществляемые собственником-управляющим, могут сгладить проблему распределения обязанностей в малых организациях, или активный и независимый совет директоров может повлиять на философию и операционный стиль старшего управляющего персонала в более крупных организациях.
Понимание и оценка модели контрольной среды состоит также в том, чтобы установить, представляют ли сильные стороны элементов контрольной среды в совокупности необходимую основу для других компонентов внутреннего контроля, и не влияют ли на них ее недостатки.
На пример, осуществление политики управления персоналом, направленной на прием на работу компетентных кадров в сфере финансов, бухгалтерии и информационных технологий не всегда предотвращает склонность высшего управляющего персонала завышать прибыль.
Изменения в контрольной среде могут оказать влияние на достоверность информации, полученной в результате предшествующих аудиторских проверок.
На пример, решение управляющего персонала о направлении дополнительных средств на обучение и ознакомление с деятельностью по составлению финансовой отчетности может снизить риск ошибок при обработке финансовой информации. С другой стороны, отказ управляющего персонала от выделения достаточных средств для снижения рисков безопасности, представляемых информационными технологиями может негативно повлиять на внутренний контроль, позволив вносить незаконные изменения в компьютерные программы или данные, или позволив проводить несанкционированные операции.
Наличие удовлетворительной контрольной среды является положительным фактором при оценке рисков материального искажения и влияет на сущность, временные рамки, и масштаб аудиторских процедур. В частности, это может способствовать снижению риска мошенничества, хотя удовлетворительная контрольная среда не всегда является сдерживающим фактором для мошенничества. Недостатки контрольной среды могут, напротив, снизить эффективность средств контроля и, следовательно, являться негативными факторами при оценке рисков материального искажения, особенно по отношению к мошенничеству.
Контрольная среда сама по себе не предотвращает, выявляет и исправляет материальные искажения в классах операций, статьях в отчетности, полученных в результате оценки, других статьях в отчетности и пояснительной информации в отчетности, а также в соответствующих предпосылках составления отчетности. При оценке риска материального искажения, следовательно, следует учитывать наряду с контрольной средой влияние других компонентов; на пример, мониторинг средств контроля и выполнение определенных контролирующих действий.

2.1.1 Организационная структура. Распределение полномочий и ответственности

Организационная структура хозяйственного субъекта представляет собой рамки, в которых планируются, исполняются, контролируются и анализируются действия организации по достижению ее целей. Создание соответствующей организационной структуры подразумевает учет основных сфер распределения полномочий и ответственности и надлежащую отчетность по направлениям деятельности. Хозяйственный субъект создает организационную структуру в соответствии со своими нуждами. Адекватность организационной структуры хозяйственного субъекта зависит частично от его размера и характера его деятельности.

Распределение полномочий и ответственности заключается в том, как распределяются полномочия и ответственность за операционную деятельность и как устанавливаются представление информации и иерархия полномочий. Сюда также входит политика осуществления соответствующих направлений деятельности, знания и опыт ключевого персонала, и средства, направляемые на выполнение обязанностей. Кроме того, сюда относятся политика руководства и контакты, направленные на обеспечение понимания персоналом организации ее целей, осознание взаимосвязи их индивидуальной деятельности и того, как она способствует достижению целей организации, а также представление о том, как и за что они будут нести ответственность. Это справедливо для всех сотрудников организации, включая ее руководителя, несущего основную ответственность за всю деятельность хозяйственного субъекта наряду с системой внутреннего контроля.

Для достижения понимания и документации положений об организационной структуре хозяйственного субъекта и распределении полномочий и ответственности за его операционную деятельность необходимо принимать во внимание такие сферы деятельности управляющего персонала, как:

определение основных сфер распределения полномочий и ответственности, надлежащей отчетности по направлениям деятельности, наделение полномочиями ключевого персонала в целях создания организационной структуры, соответствующей нуждам организации;

эффективное распределение ответственности и подотчетности ключевого персонала

наличие подходящих средств контроля для обеспечения эффективного сообщения сотрудникам их функций и ответственности за финансовую отчетность;

наличие подходящих средств контроля сменяемости сотрудников, выполняющих ключевые функции (на прим. IT, бухгалтерия, внутренний аудит);

обеспечение адекватного распределения обязанностей в сфере бухгалтерии и финансовой отчетности, и

доверие третьим сторонам в ключевых процессах, включая процессы информационной обработки данных.

Примеры средств контроля по отношению к организационной структуре включают:

утверждение членами совета директоров существенных стратегических решений;

определение в должностных инструкциях основных сфер полномочий и ответственности;

произвольное проведение внутренних аудиторских проверок для обеспечения соответствия обязанностей по составлению отчетности и ее утверждению, и

периодическая оценка и документация управляющим персоналом эффективности организационной структуры хозяйственного субъекта в свете перемен в направлениях деятельности ли в промышленности.

Примеры средств контроля по отношению к распределению полномочий и ответственности включают:

полномочия и ответственность распределяются среди сотрудников установленным образом

должностные инструкции содержат особые указания на обязанности и подотчетность, и

политика и мониторинг управления персоналом производят достаточную степень уверенности в том, что организация обладает адекватным числом рабочей силы и количеством опыта для выполнения своих задач. В частности, они направлены на то, чтобы обеспечить надлежащее количество сотрудников, особенно в сфере обработки данных и бухгалтерии, уровень навыка которых соотносится с размером организации и характером и сложностью ее деятельности и систем.

2.1.2 Принятие мер по соблюдению норм добросовестного поведения и нравственных ценностей

Эффективность средств контроля не может стоять выше добросовестности и нравственных ценностей людей, которые создают и применяют данные нормы и контролируют их исполнение. Добросовестность и нравственные ценности являются неотъемлемыми элементами контрольной среды, влияющими на эффективность организации, применения и мониторинга других компонентов внутреннего контроля Добросовестность и этичное поведение являются результатом установленных организацией стандартов этики и поведения, как они сообщаются и осуществляются на практике. Сюда входят действия управляющего персонала по недопущению или снижению стимула к совершению персоналом нечестного, незаконного или неэтичного поступка. Также, сюда включается сообщение персоналу ценностей организации и норм поведения посредством заявлений о политике организации, кодексов поведения и личного примера.

Для понимания и документации принципов добросовестности и нравственных ценностей хозяйственного субъекта следует учитывать:

задает ли управляющий персонал организации соответствующий «тон свыше» и создает благоприятную рабочую атмосферу

существуют ли кодексы поведения и другие меры в отношении ведения нормальной хозяйственной деятельности, осуществляются и контролируются ли они управляющим персоналом и включают, где возможно:

- получение и реагирование на жалобы и другие конфиденциальные заявления или беспокойства по поводу спорных вопросов в сфере бухгалтерского учета и аудита (каналы информирования о нарушениях или горячие линии по вопросам этики и соответствия);

- разрешение конфликтов интересов;

- заявление о расходах на поездки и развлечения;

- определение и утверждение операций между связанными сторонами;

- предотвращение или снижение стимула к неподобающему использованию активов организации;

- предотвращение или снижение стимула к совершению незаконных действий;

- операции с акциями компании;

- принятие соответствующих мер в ответ на фактический, подозреваемый или предполагаемый обман;

- мониторинг деятельности организации

устанавливает ли управляющий персонал особые правила и действия по контролю в кодексе поведения организации или его эквиваленте

устанавливает ли управляющий персонал необходимый баланс между стимулированием сотрудников и постановкой нереальных целей, и

создает ли управляющий персонал соответствующие меры и руководства против пренебрежения средствами внутреннего контроля и сообщает ли о них как словами, так и поступками.

Примеры средств контроля в отношении сообщения и принятия мер по соблюдению норм добросовестного поведения и нравственных ценностей включают:

ежегодное подписание всеми сотрудниками высшего исполнительного руководства организации, сотрудниками, выполняющим финансовые функции, а также сотрудниками, занятым в сферах повышенного риска мошенничества и нарушений (на прим. поставки, продажи и маркетинг) подтверждение ознакомления с кодексом поведения;

реакция управляющего персонала организации на нарушения норм поведения;

учет добросовестности и нравственных ценностей в оценке деятельности;

реакция управляющего персонала на случаи пренебрежения средствами внутреннего контроля и документация их последствий, и

одобрение советом директоров годового бюджета и всех поправок.

2.1.3 Философия управляющего персонала, операционный стиль и учет компетентности

Философия управляющего персонала и операционный стиль охватывают широкий спектр характеристик, включающих в себя:

подход управляющего персонала организации к тому, как брать на себя и справляться с бизнес - рисками;

отношение управляющего персонала и его действия, связанные с финансовой отчетностью (выбор консервативных или агрессивных принципов ведения бухгалтерского учета, добросовестность и консерватизм при осуществлении бухгалтерских расчетов), и

отношение управляющего персонала к обработке информации, бухгалтерским функциям и персоналу.

Компетентность представляет собой знания и навыки, необходимые для выполнения задач, включенных в обязанности сотрудника. Учет компетентности подразумевает принятие во внимание управляющим персоналом уровней компетентности для определенных видов работ и соответствие данных уровней необходимым навыкам и знаниям.

Для понимания и документации философии, операционного стиля и учета компетенции необходимо рассмотреть, насколько управляющий персонал организации:

поддерживает, контролирует и обеспечивает определенный уровень допущения бизнес - рисков, осознание контроля и защиту активов посредством своей философии и операционного стиля;

обладает приемлемыми и четкими мерами ведения политики организации, отражающими его отношение к финансовой отчетности и ее функциям, и располагает средствами контроля для соответствующего выбора политики бухгалтерского учета;

эффективно передает полномочия, когда это касается финансовой отчетности;

анализирует знания и навыки, необходимые для выполнения конкретных функций;

использует формальные и неформальные описания должностных обязанностей для определения задач, входящих в данные обязанности, и

устанавливает соответствие между желаемым уровнем компетентности и навыками и знаниями.

Примеры средств контроля по отношению к философии управляющего персонала, операционному стилю и учету компетентности включают:

меры, требующие от управляющего персонала аккуратности действий, исходящих из анализа и документации рисков и потенциальной выгоды принятия существенного решения, и выполняемых только после их утверждения высшим исполнительным руководством. Сюда входят, на пример, существенные приобретения, новые линии продуктов, новые территории, капиталовложения, новые информационные технологии и т.д.

защита ценных активов, включая интеллектуальные активы и информацию, от несанкционированного доступа или использования

наличие средств контроля за выбором и осуществлением политики бухгалтерского учета, соответствующей применяемой схеме финансовой отчетности (на пример, новый комитет по стандартам, состоящий из сотрудников финансовой сферы и система передачи информации о новой политике бухгалтерского учета и бухгалтерских процедурах)

обучение внешними аудиторами консультаций о принципах бухгалтерского учета комплексных операций и выработка управляющим персоналом организации учетной политики после соответствующей оценки и предварительного утверждения верных принципов бухгалтерского учета

добросовестный и консервативный подход управляющего персонала к осуществлению бухгалтерских расчетов

предварительный обзор аудиторским комитетом финансовой отчетности и другой финансовой информации до их внешнего распространения

наличие соответствующей финансовой структуры, обеспечивающей надлежащую передачу и распределение ключевых обязанностей

анализ управляющим персоналом, на формальной или неформальной основе, задач, входящих в определенные должностные обязанности, с учетом следующих факторов: в какой степени сотрудники могут давать самостоятельную оценку деятельности, и степень их контроля (должностные обязанности могут быть проанализированы и переданы сотрудникам неформально во время установочных собраний, обучения и ежегодной оценки их деятельности)

политика финансовой отчетности и ее осуществление требуют от исполнительного руководства для исполнения его обязанностей знаний, опыта и обучения

закрепление за каждой должностью определенных должностных обязанностей и квалификаций, гарантирующих соответствие сотрудника данной должности

оценка деятельности каждого сотрудника должным образом отражает данные, касающиеся характера их работы

четкое определение критериев повышения в должности и прибавки к зарплате, чтобы сотрудники понимали, что от них ожидается для продвижения, и

при разработке критериев оценки деятельности соблюдается необходимый баланс между краткосрочными и долгосрочными целями, сотрудники также вознаграждаются за добросовестность и компетентность.

2.1.4 Участие руководства в деятельности организации

Руководство оказывает существенное влияние на осознание контроля сотрудниками организации. Руководство хозяйственного субъекта характеризуется такими признаками, как независимость от управляющего персонала, опыт и положение в организации, степень вовлеченности в деятельность организации и ее проверка, получаемая информация, уровень, на котором поднимаются и рассматриваются проблемы с управляющим персоналом, а также взаимодействие с внутренними и внешними аудиторами. Важность обязанностей руководства отражается в правилах рабочего поведения и других нормативах для руководства.

Другие обязанности руководства хозяйственного субъекта включают:

контроль над организацией и эффективным функционированием каналов информирования о нарушениях

проверка эффективности системы внутреннего контроля организации, и оценка возможности управляющего персонала пренебрегать средствами контроля через эффективный контроль в сферах риска.

Для достижения понимания и документации степени участия руководства в деятельности организации необходимо учитывать, насколько руководство:

независимо от управляющего персонала, обладает четкими обязанностями, соответствующими его опыту и положению в организации, и пониманием этих обязанностей

регулярно встречается и взаимодействует с независимыми аудиторами, и несет ответственность за проблемы, выявленные аудиторами

поддерживает тесную связь и взаимодействие с высшим исполнительным финансовым руководством и внутренними аудиторами, если возможно

обеспечено необходимой своевременной информацией и осуществляет эффективную проверку

задает корректные вопросы, включая вопросы, устанавливающие понимание важных проблем политики бухгалтерского учета и экспертных оценок бухгалтеров, и

оценивает возможность управляющего персонала пренебрегать средствами контроля через эффективный контроль в сферах риска.

Примеры средств контроля по отношению к степени участия руководства в деятельности организации включают:

независимость директора и аудиторского комитета (или эквивалентного органа) учитывается в определении права директора на занятие должности

регулярные собрания аудиторского комитета

аудиторский комитет действует согласовано с независимым аудитором для эффективного проведения аудиторских проверок

аудиторский комитет регулярно встречается с управляющим персоналом организации

аудиторский комитет оценивает уместность принятия или пересмотра управляющим персоналом политики бухгалтерского учета

аудиторский комитет имеет неограниченный прямой доступ к внутреннему аудиту и наоборот

членам аудиторского комитета ежемесячно предоставляется финансовая отчетность, включая сравнение фактических результатов на текущий период с бюджетом и предыдущим периодом, а также определенная статистика деятельности хозяйственного субъекта и ее анализ

в определенных ситуациях политика организации предполагает получение членами аудиторского комитета и совета директоров информации о планируемых решениях (на прим. стратегические инициативы и основные операции, финансовая отчетность, маркетинговые инициативы, существенные контракты или переговоры с третьими сторонами и существенные вопросы бухгалтерского учета), и

адекватная документация вопросов, подаваемых на рассмотрение членам аудиторского комитета и/или членам совета директоров.

2.1.5 Политика управления персоналом и ее осуществление

Политика организации по управлению персоналом представляет собой механизм мотивации сотрудников к следованию необходимым нормам поведения в организации и выполнению ее целей. При недостаточно эффективном контроле управляющим персоналом структуры вознаграждения и поощрения может возникнуть ситуация, при которой отдельные сотрудники или группы сотрудников могут выти за рамки приемлемого риска коммерческой практики.

Осуществление политики управления персоналом предполагает подбор кадров, профессиональную ориентацию, обучение, оценку, консультирование, продвижение по службе, компенсации, удержания и лечебные мероприятия.

На пример, стандарты приема на работу наиболее квалифицированных сотрудников с упором на их образование, предыдущий опыт работы, предыдущие заслуги и свидетельства об их добросовестности и этичном поведении демонстрируют приверженность организации к компетентности и надежности сотрудников.

Политика обучения персонала, сообщающая им их перспективные функции и обязанности и включающая школы обучения и семинары, показывает ожидаемый уровень выполнения работы и поведения. Повышения по службе в результате периодической оценки деятельности сотрудников демонстрируют склонность организации к продвижению квалифицированного персонала на более высокие уровни ответственности.

Для достижения понимания и документации осуществления политики управления персоналом необходимо учитывать, каким образом управляющий персонал хозяйственного субъекта:

обеспечивает организацию нужными сотрудниками посредством приема на работу (включая проверку анкетных данных у ключевых сотрудников), ориентации, обучения, оценки, консультирования, повышения по службе, осуществления политики удержаний и вознаграждений (включая вознаграждения руководящего состава), и

предпринимает соответствующие меры в ответ на отклонение от установленных норм и процедур, и высказывает и контролирует соответствие данным нормам.

Примеры средств контроля по отношению к осуществлению политики управления персоналом включают:

наличие у организации мер и процедур, направленных на подобающее поведение сотрудника;

наличие у организации набора мер и процедур, на правленых на отклонение от установленных норм и процедур

существование процесса ознакомления новых сотрудников с их обязанностями и тем, что ожидает от них руководство

наличие установленных способов адекватной проверки анкетных данных кандидата, особенно по отношению к предыдущим действиям, являющимся неприемлемыми для организации (на прим. уголовное прошлое, досмотр на обнаружение наркотиков)

просмотр/одобрение всех договоров о найме на соответствующем уровне руководства с целью заключения об их целесообразности и соответствии предписанным нормам и процедурам, и

наличие обучающих программ для повышения квалификации, особенно по отношению к новым сложным принципам политики бухгалтерского учета.

2.1.6 Информационная система

Информационная система состоит из инфраструктуры (физического компонента и вычислительной техники), программного обеспечения, людей, процедур и данных. Инфраструктура и программное обеспечение отсутствуют в преимущественно или исключительно ручных системах. Многие информационные системы широко применяют информационные технологии.

Информационные системы производят отчеты, содержащие финансовую информацию, что делает возможным вести и контролировать финансовые процессы хозяйственного субъекта. Они имеют дело не только с внутренними данными, но также с информацией о внешних событиях, действиях и условиях, необходимых для обоснованного принятия решения и внешней отчетности.

На основе существенных счетов и раскрытий в отчетности, обозначенных в Документе по планированию, аудитор определяет ключевые информационные системы, имеющие отношение к финансовой отчетности. Информационные системы имеют автоматический и ручной компоненты. Таблица инфраструктуры/архитектуры в Программе оценки средств контроля на уровне организации отражает ключевые элементы в поддержку использования приложений с целью раскрытия необходимости учитывать прикладные средства контроля и надлежащие контрольные процедуры с использованием информационных технологий также, как и соответствующие ручные средства контроля.

Программа оценки средств контроля на уровне организации отражает понимание информационной системы, относящейся к составлению финансовой отчетности и средств контроля, существующих в данной сфере.

Для достижения понимания и документации информационной системы, относящейся к составлению финансовой отчетности необходимо принимать во внимание, имеет ли управляющий персонал организации:

информационную систему, связанную с общей стратегий организации, направленную на достижение целей организации и ее деятельности

стратегию информационных технологий, соответствующую общей стратегии организации по отношению к информационным системам составления финансовой отчетности

средства контроля за получением внешней и внутренней информации, для предоставления необходимых отчетов о деятельности организации по отношению к установленным целям финансовой отчетности, и информационную систему, включающую методы и записи, которые:

- устанавливают и отображают все действительные операции

- регулярно и детально описывают операции, что позволяет надлежащую классификацию операций для составления финансовой отчетности

- измеряют оценочную стоимость операций таким образом, чтобы было возможно внести их точную денежную стоимость в финансовую отчетность

- определяют временной период прохождения операции для записи операции в соответствующий отчетный период, и

- должным образом отражают операции и соответствующую пояснительную информацию в финансовой отчетности.

Информационные системы довольно часто усовершенствуются и изменяются для того, чтобы отвечать развивающимся потребностям организаций. Таким образом, необходимо понять, оказывают ли какие-либо изменения в информационной системе составления финансовой отчетности воздействие на средства контроля (автоматические и ручные).

Любые изменения в информационной системе, способные повлиять на средства контроля, определяются в Программе аудиторской проверки. Эти изменения документируются в таблице «Существенные изменения в информационных системах» в Программе оценки средств контроля на уровне организации.

Также, учитываются давление и стимулирование к фальсификации финансовой отчетности, происходящие из процесса составления бюджета организации и финансовых прогнозов, при котором управляющий персонал получает стимул к фальсификации отчетности посредством надбавок к заработной плате для покрытия бюджета или выполнения задач.

Примеры средств контроля информационных систем составления финансовой отчетности включают:

выявление и запись в отчетности внутренней информации, существенной для достижения целей организации

наличие механизмов получения достоверной внешней информации - о конъюнктуре рынка, программах конкурентов, изменениях в законодательстве и регулировании, и экон и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.