Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Государственная инновационная стратегия России

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 08.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  сельского хозяйства Российской Федерации

ФГОУ  ВПО «Оренбургский государственный  аграрный университет»

Экономический факультет

Кафедра организации производства и 

моделирования экономических систем

Реферат

по дисциплине « Организация инновационной деятельности»

на тему:

 «Государственная  инновационная стратегия России»

                                                                           Выполнила студентка  31 группы

                                                                               экономического факультета

Гармс Н.Е.

                                                                               Проверила Тутуева Н.В.

Оренбург - 2010

 
     Содержание 

     Введение  ……………………………………………………………3
     1. Инновационная деятельность как объект
     государственного  управления……………………………………..6
     2. Поддержка инновационной деятельности…………………….11
     3. Стратегия государственной поддержки
     инновационной деятельности в РФ ……………..……………….13
     4. Инновационная политика Оренбургской области ..………….15
     5. Основные определения…………………………………………16
     Список  литературы………………………………………………..18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       
 
 
 
 
 

     Введение
     Актуальность  темы исследования обусловлена возрастанием роли инноваций как фактора роста  благосостояния и устойчивости социально-экономического развития. Реалии современной экономики таковы: сегодня лучше живет та страна, которая обладает более высокими технологиями. В XXI веке, по прогнозам, значимость современных технологий и других инноваций в социально-экономическом развитии еще более усилится.
     Накопленный в России научно-технический потенциал оценивается примерно в 400 млрд. долл., но сегодня он практически не находит применения в реальном секторе экономики. Результаты НИОКР частью устаревают, продаются за рубеж за бесценок. Так, если положительное сальдо США по операциям с интеллектуальной собственностью составляет более 20 млрд. долл. (что существенно больше, чем объем российского нефтяного экспорта), то объем продаж ноу-хау на российских рынках - не более 6 млн. долл. в год.
     Между тем экономика России испытывает настоятельную потребность в технологическом обновлении: сегодня она уже отстает от развитых стран на целое поколение техники, и этот разрыв все более увеличивается. Идет трансформация производственного сектора страны в сторону первичных, менее сложных в технологическом отношении производств.
      В то же время становление инновационной  сферы, обеспечивающей передачу результатов  НИР в производство в условиях рыночной экономики, неоправданно задерживается.
     В результате, если в развитых странах  сегодня до 80% ВВП произво- дится на основе освоения научных разработок, то в России с 1992 г. доля инновационно-активных предприятий упала с 16,3% до 5% в настоящее время, при этом выпуск инновационной продукции по этим предприятиям составляет всего около 2,2% от всей массы промышленных изделий.
     Основная  причина создавшегося положения - отсутствие в России государственной инновационной  стратегии, которая составляет фундамент  технологического развития всех развитых стран мира, общая антиинноваци-онная  направленность социально-экономической политики. Предпринимаемые меры поддержки носят бессистемный, случайный характер, не учитывают особенностей инновационной деятельности как объекта государственного управления, недостаточны по своим размерам, в силу чего не способны изменить ситуацию в позитивную сторону.
     Сегодня, в переломный для России период, определяется стратегия ее развития на многие десятилетия вперед. И  от того, сумеют ли Российская Федерация  и ее регионы обеспечить условия  для мобилизации накопленного научно-технического потенциала в целях скорейшего инновационного преобразования экономики, зависит, займет ли страна достойное место в системе мировых экономических связей или будет отброшена в разряд государств третьего мира.
     Перечисленные факторы, а также новизна для России самой проблемы становления механизмов государственного управления инновационными процессами предопределяют актуальность разработки проблем формирования государственной инновационной стратегии и механизмов активизации инновационных процессов на основе углубленного изучения мирового опыта и его адаптации к российским условиям.
      Учитывая сложность задачи «инновационной подстройки» экономики России и  общую инертность социально-экономических  систем, особенную важность приобретают  вопросы формирования инновационной политики наиболее развитых в научно-техническом и производственном отношении степень разработанности исследуемой проблемы.
     Теоретико-методологические проблемы изучения государственной инновационной политики и стратегии инновационного развития рассматриваются в работах Н.В. Гапоненко, СЮ. Глазьева, Л.М. Гохберга, П.Н. Завлина, А.С. Кулагина, Я. Муйжеля, М, Хучека, Й. Шумпетера, Ю.В. Яковца и др.
     Общие вопросы управления экономикой и  проблемы разработки современной стратегии  экономического развития России освещены в трудах Л.И. Абалкина, П.Г. Бунина, Х.Н. Гизатуллина, А.Я. Лившица, Д.С. Львова, Л. Э. Миндели, Г.Х. Попова и др.
     Немало  исследований посвящено обобщению  отечественного и зарубежного опыта  активизации инновационных процессов  в регионах, анализу эффективных форм организации инновационной деятельности и механизмов стимулирования субъектов инновационной деятельности (работы А.Н. Авдулова, A.M. Кулькина, А.И. Ракитова, Б.М. Рудзицкого, В.Е. Шукшунова, О. Юня и др). Значительный вклад в разработку этой проблематики внесли уральские ученые: В.И. Ефименков, B.C. Кортов, А.А. Куклин, И.В. Макарова, Н.М. Ратнер, А.Ф. Суховей, А.И. Татаркин, М.Г. Филатова, В.А. Ятнов и др.
     Особое  внимание в ряде работ уделяется  проблемам сохранения научно-технического и инновационного потенциала (О.И. Боткин, И. Липсиц. О.Н. Нестеренко, Ю.В. Перевалов, О.А. Романова, Р.И. Чененова, С.Г. Чен-чевич и др.).
     Анализу специфики инновационной деятельности и инновационного предпринимательства  посвящены работы М.Я Гохберг, Л.А. Жоленца, Л. Косалса, И.А. Кузнецовой, А.С. Кулагина, А.А. Румянцева, Б. Твисса и др.
      Специальные проблемы финансово-экономического стимулирования инновационного предпринимательства  и иных субъектов инновационной  деятельности отражены в исследованиях М.В. Алфимова, А.Г. Ваганова, Е.В. Джамай, Р. Кожевниковой, Й. Курнышевой, Е.В. Мартынюка, И. Осокиной и др.
     Вместе  с тем недостаточно исследованными в современной научной литературе являются такие проблемы и аспекты  государственной инновационной  политики, как формирование идеологии инновационного развития, роль инновационной деятельности в социально-экономическом развитии, разработка моделей организации инновационных процессов на территории, создание региональных информационно-маркетинговых систем в сфере инноваций, становление федеральных округов как субъектов государственной инновационной политики. 

     1. Инновационная деятельность как объект государственного управления 

     Необходимость рассмотрения теоретико-методологических проблем изучения инновационной деятельности обусловлена следующими причинами:
     1). В 80 - 90-ые годы XX в. шла довольно  интенсивная разработка российскими  учеными инновационной проблематики. Возникло множество подходов к пониманию инноваций и других понятий, отражающих инновационные процессы. Поэтому, во избежание разночтений, необходимо уточнить авторскую позицию по этому вопросу.
     2). В самом понятии инноваций  есть ряд неточностей и противоречий, которые необходимо «снять», например, смешение понятий «инновация»  и «инновационная деятельность».
     3). Требуется дальнейшая разработка  понятийного аппарата по проблеме  исследования, в частности, уточнение  содержания понятия «инновационное предпринимательство».
      Термин инновация (нововведение) введен в научный обиход сравнительно недавно, в 30-х годах XX в. Й. Шумпетером, который непосредственно увязал циклы экономической конъюнктуры с периодически происходящей концентрацией нововведений и их дальнейшим распространением.
     В научной литературе в настоящее  время сформировались три основных подхода к пониманию термина инновация:
     а) предметно-технологический, при котором  инновация рассматривается как  конечный результат научной или  научно-технической деятельности, воплощенный  в виде конкретного продукта. Этого  понимания придерживался Й. Шумпетер. Оно же использовано в работах П.Н. Завлина, Я. Муйжеля, А.Ф. Суховей, Балабанова И.Т., ряда других авторов.
     б) деятелъностно-функционаяъный, когда  инновация представляется как процесс  создания, внедрения и распространения  новшества. Типичным представителем этого направления является Б. Санто, который говорит, что «инновация - это такой общественный - технический - экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по свойствам изделий, технологий...». Аналогичные определения находим у Б. Твисса и некоторых отечественных авторов, например, у Л.А. Жоленц, Н.И. Лапина и А.И. Пригожина.
     в) универсально-процессуальный; в этом случае инновация понимается как  «изменения в экономической, социальной, экологической, других сферах и средах благодаря применению новшества», то есть как совокупность самих новшеств, а также последствий их внедрения в жизнь общества.
      Для использования в практике государственного управления наиболее предпочтительным представляется предметно-технологический подход. Он привлекает конкретикой, нацеленностью на результат. В отличие от дея-тельностно-функционального — предупреждает возможность смешения терминов инновации и инновационной деятельности, а в отличие от универсально-процессуального - четко отделяет продукты инновационной деятельности от вызываемых ими социальных, экономических, экологических и иных эффектов. Кроме того, при предметно-технологическом подходе отпадает необходимость введения дополнительных терминов, определяющих собственно продукт инновационной деятельности, то есть понятийный аппарат в этом случае приобретает большую ясность.
     Следует отметить, что как в международных, так и в российских нормативно-правовых документах предпочтение по большей  части отдается именно предметно-технологическому подходу. Так, он использован в Международных стандартах в статистике науки, техники и инноваций, разработанных экспертами Организации экономического развития и сотрудничества (ОЭСР), где инновация определяется как «конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам», в нормативных документах Минобороны США, в «Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы», «Инструкции по заполнению унифицированных форм...» Госкомстата РФ и др. Что касается последней редакции проекта закона РФ об инновационной деятельности и о государственной инновационной политике», то в ней определение инновации необоснованно опущено.
      У сторонников предметно-технологического подхода существуют различные мнения о том, какие типы нововведений могут  быть отнесены к инновациям. Сторонники «широкого» подхода предлагают понимать под инновациями нововведения во всех без исключения сферах человеческой деятельности, от техники до религиозно-нравственной сферы, или в более взвешенном варианте, - как в технике, так и в социальных услугах. Сторонники «узкого» подхода настаивают на признании права называться инновацией только за технико-технологическими нововведениями. Этого взгляда придерживается, например, Я. Муйжель, который полагает, что инновация - это промышленное применение новых технологий. Узкий подход использован и в «Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы», единственном на сегодня правовом документе России, где присутствует определение инновации.
     Исключение  социальных инноваций из состава нововведений, подлежащих государственному регулированию, означает официальное закрепление узко-технократического подхода к инновационной политике государства. При этом выпадают из поля зрения вопросы обеспечения необходимого социально-экономического и психологического сопровождения производственно-технологических инновационных процессов, что, в свою очередь, ведет к нарушению принципа комплексности при управлении инновационной деятельностью, и к снижению жизнеспособности проводимой инновационной политики. Кроме того, социальные инновации имеют самостоятельное значение для обеспечения стабильности общества как важный элемент механизма его адаптации к изменяющимся условиям существования. Поэтому в переходные периоды, что характерно для современной России, заинтересованность государства в этом классе инноваций объективно возрастает.
     С другой стороны, при использовании  «широкого» подхода возникает реальная опасность смешения понятий инновации  и новшества (любого нового явления  в жизни человеческого общества, безотносительно к его способности стимулировать процессы технологического развития).
     Атрибутивными свойствами инновации являются научная (научно-техническая новизна) и полезность. Ряд авторов, желая подчеркнуть  прикладной характер инновации, ее направленность на получение коммерческого эффекта, выделяют в качестве самостоятельных свойств практическую применимость и коммерческую реализуемость, хотя, строго говоря, это - производные полезности.
      Научно-техническая новизна бывает абсолютной (продукт или услуга, созданные впервые в мире) и  относительной (новое для данной страны, региона, предприятия). Из имеющихся  на сегодня вариантов классификаций инноваций ( их насчитывается более 30 по разным типологическим признакам, и этот список можно продолжить) наибольший интерес применительно к теме исследования представляют классификации по уровню новизны и масштабам ее распространения.
     А. Клайкнехтом впервые было предложено разделять инновации по уровню новизны на базисные (радикальные) и дополняющие. К первым он относил нововведения, которые конституируют новые направления, в то время как вторые возникают в рамках существующего направления. Дополняющие инновации в свою очередь обычно подразделяются на: улучшающие, направленные на дифференциацию и распространение базисных инноваций с более полным учетом специфических требований различных сфер применения и микроинновации, которые вносят частичные улучшения в используемые продукты. Новшества, направленные на продление жизни устаревших, отживших свое товарных продуктов и технологий, являются псевдоинновациями.
     Взаимосвязь между базисными и дополняющими инновациями обуславливает действие так называемого «инновационного  мультипликатора», который связывает  инвестиции в нововведения с ростом совокупного спроса; инвестиции в базисные инновации обуславливают рост производства, инициирующий появление вторичных нововведений, замещающих устаревшие технологии, а внедрение вторичных нововведений сопровождается новыми инвестициями, стимулирующими дальнейший рост производства.
      С потоком базисных инноваций связано  начало больших циклов конъюнктуры, а максимальный всплеск псевдоинноваций  наблюдается обычно в фазе затухания  цикла, когда парадигма, заложенная в основу данного этапа технологического развития страны, общества в целом, уже изживает себя.
     Понимание этих особенностей жизненного цикла  инноваций позволяет более правильно  выстраивать стратегию управления инновационными процессами.
     В зависимости от границ распространения  новшества М. Хучек различает инновации мирового масштаба (уникальные нововведения, не имеющие аналогов в мире), на уровне страны (то, что уже есть в других странах, но ново для этой) и на уровне предприятия. Инновации первого типа обеспечивают наилучшие возможности для технологического прорыва и захвата лидирующих позиций на мировом рынке. Последние два важны при решении проблем импортозамещения и модернизации отечественных производств, в том числе на основе заимствованных технологий. Применительно к России, с учетом действующей в ней системы политико-административного устройства и потребностей управления региональным развитием, в данную классификацию имеет смысл дополнительно ввести группу инноваций на уровне субъекта Федерации (то есть инновации, которые есть в стране, но новы для региона).
     Время, в течение которого какой-либо продукт  может претендовать на название инновации, достаточно индивидуально для различных  групп новшеств. Скорость рутинизации  зависит от степени новизны продукта, быстроты и масштабов его распространения, значимости данного направления для решения стратегических задач развития и т.д. 

     2. Поддержка инновационной деятельности 

     Государственная поддержка инновационной деятельности осуществляется в следующих формах:
      а)финансирование научно-исследовательских, опытно-конструкторских и (или) технологических работ по созданию новой или усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса, предназначенных для практического применения;
     б) финансирование программ и мероприятий, обеспечивающих реализацию государственной инновационной политики;
     в) нормативное правовое обеспечение  развития инновационной деятельности;
     г) размещение государственного заказа на закупку продукции, созданной в  результате инновационной деятельности;
     д) предоставление субсидий на реализацию мероприятий, обеспечивающих реализацию государственной инновационной  политики;
     е) поручительство перед российскими  и иностранными кредиторами и инвесторами по обязательствам субъектов инновационной деятельности;
     ж) установление механизмов поддержки  конкурентоспособности высокотехнологичной продукции, созданной российскими производителями, по сравнению с аналогичной продукцией иностранных производителей, субсидируемой соответствующими государствами;
     з) предоставление в установленном  порядке права использования  принадлежащего государству имущества для осуществления инновационной деятельности;
     к) подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров для осуществления инновационной деятельности.
     Инновационные фонды - финансовые организации любой формы собственности, создаваемые по инициативе субъектов инновационной деятельности и обеспечивающие накопление и эффективное управление финансовыми средствами из государственных и частных источников, включая средства иностранных инвесторов, в целях инвестиционного кредитования инновационных программ и проектов и иных форм поддержки инновационной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
      Основные цели государственной инновационной политики: содействие активизации инновационной деятельности, развитию рыночных отношений и предпринимательства в инновационной сфере; повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции отечественных товаропроизводителей на основе создания и распространения базисных и улучшающих инноваций; привлечение финансового капитала банков, иных финансовых структур и частных инвесторов к расширению инноваций; расширение государственной поддержки инновационной деятельности, повышение эффективности использования государственных ресурсов, направляемых на развитие инновационной деятельности; развитие внешнеэкономических связей в инновационной сфере, в первую очередь, со странами ближнего зарубежья.
     3. Стратегия государственной поддержки инновационной деятельности в РФ 

     Механизм  государственной поддержки научно-технической  и инновационной деятельности в  России находится в стадии формирования.
     Основными принципами государственной поддержки  инновационной деятельности являются:
     - свобода научного и научно-технического творчества;
     - правовая охрана интеллектуальной собственности;
     - интеграция научной и научно-технической  деятельности и образования;
     - поддержка конкуренции в сфере  науки и техники; 
     - концентрация ресурсов на приоритетных  направлениях промышленного и научно-технического развития;
     - стимулирование деловой активности  в инновационной деятельности;
     - развитие международного сотрудничества  и обмена.
     Одной из форм государственной поддержки  инновационной деятельности является прямое финансирование научно-технических  программ и проектов.
     Предусмотрено ежегодное выделение 0,5% от ВВП на финансирование высокоэффективных инновационных проектов.
     Итак, на сегодняшний день в России сложился вполне определенный механизм государственной  поддержки научной и инновационной деятельности.
      Различают следующие формы государственной  поддержки научной и инновационной деятельности:
       прямое бюджетное финансирование;
       льготное налогообложение прибыли, направляемой на инновационную деятельность;
     освобождение  от уплаты налога на собственность  и землю организаций, занимающихся инновационной деятельностью;
     освобождение  от импортных таможенных пошлин и льготные тарифы на ввозимое имущество организациями, занимающимися инновационной деятельностью;
     прямое целевое инвестирование отдельных инновационных проектов;
     кредитование  индивидуальных изобретателей и  малых внедренческих предприятий, консалтинговых фирм беспроцентными банковскими ссудами;
     создание  венчурных инновационных фирм, пользующихся значительными налоговыми льготами;
     снижение  государственных патентных пошлин для индивидуальных изобретателей;
     отсрочка  уплаты патентных пошлин по ресурсосберегающим и природоохранным технологиям;
     право на ускоренную амортизацию оборудования;
     создание  сети технополисов и технопарков.
      Стратегия государственной поддержки  инновационной деятельности направлена на разработку и совершенствование нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности, механизмов ее стимулирования, системы институциональных преобразований, защиты интеллектуальной собственности в инновационной сфере и введение ее в хозяйственный оборот; создание системы комплексной поддержки инновационной деятельности, развития производства, повышения конкурентоспособности и экспорта наукоемкой продукции.
     В условиях дефицита собственных денежных средств, а также ограниченности государственной поддержки отечественные  организации вынуждены значительную часть ресурсов использовать на финансирование текущих нужд действующего производства и в редких случаях - на освоение новых технологий и наукоемкой конкурентоспособной продукции.
     Значительного улучшения финансовой ситуации в  науке можно добиться путем перераспределения и концентрации бюджетных средств на приоритетных направлениях, селективной поддержки ведущих отраслевых научных организаций, а также привлечения средств внебюджетных источников и частного капитала. 
 

     4. Инновационная политика Оренбургской области 

      Государственная инновационная политика Оренбургской области разрабатывается и осуществляется на основе: инновационных прогнозов - предвидения основных направлений производственного освоения научно-технических достижений Оренбургской области на краткосрочную и долгосрочную перспективу; инновационной стратегии - определения приоритетных направлений создания и распространения базисных и улучшающих инноваций в Оренбургской области на среднесрочную и долгосрочную перспективу; инновационных программ, формируемых и реализуемых уполномоченными органами государственной власти и органов местного самоуправления Оренбургской области; инновационных проектов, прошедших экспертизу и конкурсный отбор на оказание государственной поддержки в формах, предусмотренных законодательными и нормативными правовыми актами РФ и Оренбургской области.
     Органы  государственной власти и органы местного самоуправления Оренбургской области на основе приоритетов областной  инновационной политики формируют  инновационные программы, включающие целевые инновационные программы и отдельные инновационные проекты областного и муниципального значения, а также мероприятия государственной поддержки инновационной деятельности.
     Инновационные проекты, претендующие на включение в областную и муниципальные инновационные программы и (или) на получение в какой-либо форме государственной поддержки, проходят обязательную государственную экспертизу и конкурсный отбор.
     Стратегия государственной поддержки инновационной  деятельности продукции, передовой техники и новейших технологий для государственных нужд, осуществляется на конкурсной основе.
     В целях финансовой поддержки базисных и улучшающих инноваций органы государственной  власти и органы местного самоуправления Оренбургской области могут создавать государственные, областные и муниципальные инновационные и инновационно-венчурные фонды на правах некоммерческих организаций, обеспечивающие концентрацию бюджетных и внебюджетных средств на приоритетных направлениях инновационной деятельности. 

     5. Основные определения 

      Инновационная деятельность - процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.