На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Государственная инновационная стратегия России

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 08.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  сельского хозяйства Российской Федерации

ФГОУ  ВПО «Оренбургский государственный  аграрный университет»

Экономический факультет

Кафедра организации производства и 

моделирования экономических систем

Реферат

по дисциплине « Организация инновационной деятельности»

на тему:

 «Государственная  инновационная стратегия России»

                                                                           Выполнила студентка  31 группы

                                                                               экономического факультета

Гармс Н.Е.

                                                                               Проверила Тутуева Н.В.

Оренбург - 2010

 
     Содержание 

     Введение  ……………………………………………………………3
     1. Инновационная деятельность как объект
     государственного  управления……………………………………..6
     2. Поддержка инновационной деятельности…………………….11
     3. Стратегия государственной поддержки
     инновационной деятельности в РФ ……………..……………….13
     4. Инновационная политика Оренбургской области ..………….15
     5. Основные определения…………………………………………16
     Список  литературы………………………………………………..18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       
 
 
 
 
 

     Введение
     Актуальность  темы исследования обусловлена возрастанием роли инноваций как фактора роста  благосостояния и устойчивости социально-экономического развития. Реалии современной экономики таковы: сегодня лучше живет та страна, которая обладает более высокими технологиями. В XXI веке, по прогнозам, значимость современных технологий и других инноваций в социально-экономическом развитии еще более усилится.
     Накопленный в России научно-технический потенциал оценивается примерно в 400 млрд. долл., но сегодня он практически не находит применения в реальном секторе экономики. Результаты НИОКР частью устаревают, продаются за рубеж за бесценок. Так, если положительное сальдо США по операциям с интеллектуальной собственностью составляет более 20 млрд. долл. (что существенно больше, чем объем российского нефтяного экспорта), то объем продаж ноу-хау на российских рынках - не более 6 млн. долл. в год.
     Между тем экономика России испытывает настоятельную потребность в технологическом обновлении: сегодня она уже отстает от развитых стран на целое поколение техники, и этот разрыв все более увеличивается. Идет трансформация производственного сектора страны в сторону первичных, менее сложных в технологическом отношении производств.
      В то же время становление инновационной  сферы, обеспечивающей передачу результатов  НИР в производство в условиях рыночной экономики, неоправданно задерживается.
     В результате, если в развитых странах  сегодня до 80% ВВП произво- дится на основе освоения научных разработок, то в России с 1992 г. доля инновационно-активных предприятий упала с 16,3% до 5% в настоящее время, при этом выпуск инновационной продукции по этим предприятиям составляет всего около 2,2% от всей массы промышленных изделий.
     Основная  причина создавшегося положения - отсутствие в России государственной инновационной  стратегии, которая составляет фундамент  технологического развития всех развитых стран мира, общая антиинноваци-онная  направленность социально-экономической политики. Предпринимаемые меры поддержки носят бессистемный, случайный характер, не учитывают особенностей инновационной деятельности как объекта государственного управления, недостаточны по своим размерам, в силу чего не способны изменить ситуацию в позитивную сторону.
     Сегодня, в переломный для России период, определяется стратегия ее развития на многие десятилетия вперед. И  от того, сумеют ли Российская Федерация  и ее регионы обеспечить условия  для мобилизации накопленного научно-технического потенциала в целях скорейшего инновационного преобразования экономики, зависит, займет ли страна достойное место в системе мировых экономических связей или будет отброшена в разряд государств третьего мира.
     Перечисленные факторы, а также новизна для России самой проблемы становления механизмов государственного управления инновационными процессами предопределяют актуальность разработки проблем формирования государственной инновационной стратегии и механизмов активизации инновационных процессов на основе углубленного изучения мирового опыта и его адаптации к российским условиям.
      Учитывая сложность задачи «инновационной подстройки» экономики России и  общую инертность социально-экономических  систем, особенную важность приобретают  вопросы формирования инновационной политики наиболее развитых в научно-техническом и производственном отношении степень разработанности исследуемой проблемы.
     Теоретико-методологические проблемы изучения государственной инновационной политики и стратегии инновационного развития рассматриваются в работах Н.В. Гапоненко, СЮ. Глазьева, Л.М. Гохберга, П.Н. Завлина, А.С. Кулагина, Я. Муйжеля, М, Хучека, Й. Шумпетера, Ю.В. Яковца и др.
     Общие вопросы управления экономикой и  проблемы разработки современной стратегии  экономического развития России освещены в трудах Л.И. Абалкина, П.Г. Бунина, Х.Н. Гизатуллина, А.Я. Лившица, Д.С. Львова, Л. Э. Миндели, Г.Х. Попова и др.
     Немало  исследований посвящено обобщению  отечественного и зарубежного опыта  активизации инновационных процессов  в регионах, анализу эффективных форм организации инновационной деятельности и механизмов стимулирования субъектов инновационной деятельности (работы А.Н. Авдулова, A.M. Кулькина, А.И. Ракитова, Б.М. Рудзицкого, В.Е. Шукшунова, О. Юня и др). Значительный вклад в разработку этой проблематики внесли уральские ученые: В.И. Ефименков, B.C. Кортов, А.А. Куклин, И.В. Макарова, Н.М. Ратнер, А.Ф. Суховей, А.И. Татаркин, М.Г. Филатова, В.А. Ятнов и др.
     Особое  внимание в ряде работ уделяется  проблемам сохранения научно-технического и инновационного потенциала (О.И. Боткин, И. Липсиц. О.Н. Нестеренко, Ю.В. Перевалов, О.А. Романова, Р.И. Чененова, С.Г. Чен-чевич и др.).
     Анализу специфики инновационной деятельности и инновационного предпринимательства  посвящены работы М.Я Гохберг, Л.А. Жоленца, Л. Косалса, И.А. Кузнецовой, А.С. Кулагина, А.А. Румянцева, Б. Твисса и др.
      Специальные проблемы финансово-экономического стимулирования инновационного предпринимательства  и иных субъектов инновационной  деятельности отражены в исследованиях М.В. Алфимова, А.Г. Ваганова, Е.В. Джамай, Р. Кожевниковой, Й. Курнышевой, Е.В. Мартынюка, И. Осокиной и др.
     Вместе  с тем недостаточно исследованными в современной научной литературе являются такие проблемы и аспекты  государственной инновационной  политики, как формирование идеологии инновационного развития, роль инновационной деятельности в социально-экономическом развитии, разработка моделей организации инновационных процессов на территории, создание региональных информационно-маркетинговых систем в сфере инноваций, становление федеральных округов как субъектов государственной инновационной политики. 

     1. Инновационная деятельность как объект государственного управления 

     Необходимость рассмотрения теоретико-методологических проблем изучения инновационной деятельности обусловлена следующими причинами:
     1). В 80 - 90-ые годы XX в. шла довольно  интенсивная разработка российскими  учеными инновационной проблематики. Возникло множество подходов к пониманию инноваций и других понятий, отражающих инновационные процессы. Поэтому, во избежание разночтений, необходимо уточнить авторскую позицию по этому вопросу.
     2). В самом понятии инноваций  есть ряд неточностей и противоречий, которые необходимо «снять», например, смешение понятий «инновация»  и «инновационная деятельность».
     3). Требуется дальнейшая разработка  понятийного аппарата по проблеме  исследования, в частности, уточнение  содержания понятия «инновационное предпринимательство».
      Термин инновация (нововведение) введен в научный обиход сравнительно недавно, в 30-х годах XX в. Й. Шумпетером, который непосредственно увязал циклы экономической конъюнктуры с периодически происходящей концентрацией нововведений и их дальнейшим распространением.
     В научной литературе в настоящее  время сформировались три основных подхода к пониманию термина инновация:
     а) предметно-технологический, при котором  инновация рассматривается как  конечный результат научной или  научно-технической деятельности, воплощенный  в виде конкретного продукта. Этого  понимания придерживался Й. Шумпетер. Оно же использовано в работах П.Н. Завлина, Я. Муйжеля, А.Ф. Суховей, Балабанова И.Т., ряда других авторов.
     б) деятелъностно-функционаяъный, когда  инновация представляется как процесс  создания, внедрения и распространения  новшества. Типичным представителем этого направления является Б. Санто, который говорит, что «инновация - это такой общественный - технический - экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по свойствам изделий, технологий...». Аналогичные определения находим у Б. Твисса и некоторых отечественных авторов, например, у Л.А. Жоленц, Н.И. Лапина и А.И. Пригожина.
     в) универсально-процессуальный; в этом случае инновация понимается как  «изменения в экономической, социальной, экологической, других сферах и средах благодаря применению новшества», то есть как совокупность самих новшеств, а также последствий их внедрения в жизнь общества.
      Для использования в практике государственного управления наиболее предпочтительным представляется предметно-технологический подход. Он привлекает конкретикой, нацеленностью на результат. В отличие от дея-тельностно-функционального — предупреждает возможность смешения терминов инновации и инновационной деятельности, а в отличие от универсально-процессуального - четко отделяет продукты инновационной деятельности от вызываемых ими социальных, экономических, экологических и иных эффектов. Кроме того, при предметно-технологическом подходе отпадает необходимость введения дополнительных терминов, определяющих собственно продукт инновационной деятельности, то есть понятийный аппарат в этом случае приобретает большую ясность.
     Следует отметить, что как в международных, так и в российских нормативно-правовых документах предпочтение по большей  части отдается именно предметно-технологическому подходу. Так, он использован в Международных стандартах в статистике науки, техники и инноваций, разработанных экспертами Организации экономического развития и сотрудничества (ОЭСР), где инновация определяется как «конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам», в нормативных документах Минобороны США, в «Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы», «Инструкции по заполнению унифицированных форм...» Госкомстата РФ и др. Что касается последней редакции проекта закона РФ об инновационной деятельности и о государственной инновационной политике», то в ней определение инновации необоснованно опущено.
      У сторонников предметно-технологического подхода существуют различные мнения о том, какие типы нововведений могут  быть отнесены к инновациям. Сторонники «широкого» подхода предлагают понимать под инновациями нововведения во всех без исключения сферах человеческой деятельности, от техники до религиозно-нравственной сферы, или в более взвешенном варианте, - как в технике, так и в социальных услугах. Сторонники «узкого» подхода настаивают на признании права называться инновацией только за технико-технологическими нововведениями. Этого взгляда придерживается, например, Я. Муйжель, который полагает, что инновация - это промышленное применение новых технологий. Узкий подход использован и в «Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы», единственном на сегодня правовом документе России, где присутствует определение инновации.
     Исключение  социальных инноваций из состава нововведений, подлежащих государственному регулированию, означает официальное закрепление узко-технократического подхода к инновационной политике государства. При этом выпадают из поля зрения вопросы обеспечения необходимого социально-экономического и психологического сопровождения производственно-технологических инновационных процессов, что, в свою очередь, ведет к нарушению принципа комплексности при управлении инновационной деятельностью, и к снижению жизнеспособности проводимой инновационной политики. Кроме того, социальные инновации имеют самостоятельное значение для обеспечения стабильности общества как важный элемент механизма его адаптации к изменяющимся условиям существования. Поэтому в переходные периоды, что характерно для современной России, заинтересованность государства в этом классе инноваций объективно возрастает.
     С другой стороны, при использовании  «широкого» подхода возникает реальная опасность смешения понятий инновации  и новшества (любого нового явления  в жизни человеческого общества, безотносительно к его способности стимулировать процессы технологического развития).
     Атрибутивными свойствами инновации являются научная (научно-техническая новизна) и полезность. Ряд авторов, желая подчеркнуть  прикладной характер инновации, ее направленность на получение коммерческого эффекта, выделяют в качестве самостоятельных свойств практическую применимость и коммерческую реализуемость, хотя, строго говоря, это - производные полезности.
      Научно-техническая новизна бывает абсолютной (продукт или услуга, созданные впервые в мире) и  относительной (новое для данной страны, региона, предприятия). Из имеющихся  на сегодня вариантов классификаций инноваций ( их насчитывается более 30 по разным типологическим признакам, и этот список можно продолжить) наибольший интерес применительно к теме исследования представляют классификации по уровню новизны и масштабам ее распространения.
     А. Клайкнехтом впервые было предложено разделять инновации по уровню новизны на базисные (радикальные) и дополняющие. К первым он относил нововведения, которые конституируют новые направления, в то время как вторые возникают в рамках существующего направления. Дополняющие инновации в свою очередь обычно подразделяются на: улучшающие, направленные на дифференциацию и распространение базисных инноваций с более полным учетом специфических требований различных сфер применения и микроинновации, которые вносят частичные улучшения в используемые продукты. Новшества, направленные на продление жизни устаревших, отживших свое товарных продуктов и технологий, являются псевдоинновациями.
     Взаимосвязь между базисными и дополняющими инновациями обуславливает действие так называемого «инновационного  мультипликатора», который связывает  инвестиции в нововведения с ростом совокупного спроса; инвестиции в базисные инновации обуславливают рост производства, инициирующий появление вторичных нововведений, замещающих устаревшие технологии, а внедрение вторичных нововведений сопровождается новыми инвестициями, стимулирующими дальнейший рост производства.
      С потоком базисных инноваций связано  начало больших циклов конъюнктуры, а максимальный всплеск псевдоинноваций  наблюдается обычно в фазе затухания  цикла, когда парадигма, заложенная в основу данного этапа технологического развития страны, общества в целом, уже изживает себя.
     Понимание этих особенностей жизненного цикла  инноваций позволяет более правильно  выстраивать стратегию управления инновационными процессами.
     В зависимости от границ распространения  новшества М. Хучек различает инновации мирового масштаба (уникальные нововведения, не имеющие аналогов в мире), на уровне страны (то, что уже есть в других странах, но ново для этой) и на уровне предприятия. Инновации первого типа обеспечивают наилучшие возможности для технологического прорыва и захвата лидирующих позиций на мировом рынке. Последние два важны при решении проблем импортозамещения и модернизации отечественных производств, в том числе на основе заимствованных технологий. Применительно к России, с учетом действующей в ней системы политико-административного устройства и потребностей управления региональным развитием, в данную классификацию имеет смысл дополнительно ввести группу инноваций на уровне субъекта Федерации (то есть инновации, которые есть в стране, но новы для региона).
     Время, в течение которого какой-либо продукт  может претендовать на название инновации, достаточно индивидуально для различных  групп новшеств. Скорость рутинизации  зависит от степени новизны продукта, быстроты и масштабов его распространения, значимости данного направления для решения стратегических задач развития и т.д. 

     2. Поддержка инновационной деятельности 

     Государственная поддержка инновационной деятельности осуществляется в следующих формах:
      а)финансирование научно-исследовательских, опытно-конструкторских и (или) технологических работ по созданию новой или усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса, предназначенных для практического применения;
     б) финансирование программ и мероприятий, обеспечивающих реализацию государственной инновационной политики;
     в) нормативное правовое обеспечение  развития инновационной деятельности;
     г) размещение государственного заказа на закупку продукции, созданной в  результате инновационной деятельности;
     д) предоставление субсидий на реализацию мероприятий, обеспечивающих реализацию государственной инновационной  политики;
     е) поручительство перед российскими  и иностранными кредиторами и инвесторами по обязательствам субъектов инновационной деятельности;
     ж) установление механизмов поддержки  конкурентоспособности высокотехнологичной продукции, созданной российскими производителями, по сравнению с аналогичной продукцией иностранных производителей, субсидируемой соответствующими государствами;
     з) предоставление в установленном  порядке права использования  принадлежащего государству имущества для осуществления инновационной деятельности;
     к) подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров для осуществления инновационной деятельности.
     Инновационные фонды - финансовые организации любой формы собственности, создаваемые по инициативе субъектов инновационной деятельности и обеспечивающие накопление и эффективное управление финансовыми средствами из государственных и частных источников, включая средства иностранных инвесторов, в целях инвестиционного кредитования инновационных программ и проектов и иных форм поддержки инновационной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
      Основные цели государственной инновационной политики: содействие активизации инновационной деятельности, развитию рыночных отношений и предпринимательства в инновационной сфере; повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции отечественных товаропроизводителей на основе создания и распространения базисных и улучшающих инноваций; привлечение финансового капитала банков, иных финансовых структур и частных инвесторов к расширению инноваций; расширение государственной поддержки инновационной деятельности, повышение эффективности использования государственных ресурсов, направляемых на развитие инновационной деятельности; развитие внешнеэкономических связей в инновационной сфере, в первую очередь, со странами ближнего зарубежья.
     3. Стратегия государственной поддержки инновационной деятельности в РФ 

     Механизм  государственной поддержки научно-технической  и инновационной деятельности в  России находится в стадии формирования.
     Основными принципами государственной поддержки  инновационной деятельности являются:
     - свобода научного и научно-технического творчества;
     - правовая охрана интеллектуальной собственности;
     - интеграция научной и научно-технической  деятельности и образования;
     - поддержка конкуренции в сфере  науки и техники; 
     - концентрация ресурсов на приоритетных  направлениях промышленного и научно-технического развития;
     - стимулирование деловой активности  в инновационной деятельности;
     - развитие международного сотрудничества  и обмена.
     Одной из форм государственной поддержки  инновационной деятельности является прямое финансирование научно-технических  программ и проектов.
     Предусмотрено ежегодное выделение 0,5% от ВВП на финансирование высокоэффективных инновационных проектов.
     Итак, на сегодняшний день в России сложился вполне определенный механизм государственной  поддержки научной и инновационной деятельности.
      Различают следующие формы государственной  поддержки научной и инновационной деятельности:
       прямое бюджетное финансирование;
       льготное налогообложение прибыли, направляемой на инновационную деятельность;
     освобождение  от уплаты налога на собственность  и землю организаций, занимающихся инновационной деятельностью;
     освобождение  от импортных таможенных пошлин и льготные тарифы на ввозимое имущество организациями, занимающимися инновационной деятельностью;
     прямое целевое инвестирование отдельных инновационных проектов;
     кредитование  индивидуальных изобретателей и  малых внедренческих предприятий, консалтинговых фирм беспроцентными банковскими ссудами;
     создание  венчурных инновационных фирм, пользующихся значительными налоговыми льготами;
     снижение  государственных патентных пошлин для индивидуальных изобретателей;
     отсрочка  уплаты патентных пошлин по ресурсосберегающим и природоохранным технологиям;
     право на ускоренную амортизацию оборудования;
     создание  сети технополисов и технопарков.
      Стратегия государственной поддержки  инновационной деятельности направлена на разработку и совершенствование нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности, механизмов ее стимулирования, системы институциональных преобразований, защиты интеллектуальной собственности в инновационной сфере и введение ее в хозяйственный оборот; создание системы комплексной поддержки инновационной деятельности, развития производства, повышения конкурентоспособности и экспорта наукоемкой продукции.
     В условиях дефицита собственных денежных средств, а также ограниченности государственной поддержки отечественные  организации вынуждены значительную часть ресурсов использовать на финансирование текущих нужд действующего производства и в редких случаях - на освоение новых технологий и наукоемкой конкурентоспособной продукции.
     Значительного улучшения финансовой ситуации в  науке можно добиться путем перераспределения и концентрации бюджетных средств на приоритетных направлениях, селективной поддержки ведущих отраслевых научных организаций, а также привлечения средств внебюджетных источников и частного капитала. 
 

     4. Инновационная политика Оренбургской области 

      Государственная инновационная политика Оренбургской области разрабатывается и осуществляется на основе: инновационных прогнозов - предвидения основных направлений производственного освоения научно-технических достижений Оренбургской области на краткосрочную и долгосрочную перспективу; инновационной стратегии - определения приоритетных направлений создания и распространения базисных и улучшающих инноваций в Оренбургской области на среднесрочную и долгосрочную перспективу; инновационных программ, формируемых и реализуемых уполномоченными органами государственной власти и органов местного самоуправления Оренбургской области; инновационных проектов, прошедших экспертизу и конкурсный отбор на оказание государственной поддержки в формах, предусмотренных законодательными и нормативными правовыми актами РФ и Оренбургской области.
     Органы  государственной власти и органы местного самоуправления Оренбургской области на основе приоритетов областной  инновационной политики формируют  инновационные программы, включающие целевые инновационные программы и отдельные инновационные проекты областного и муниципального значения, а также мероприятия государственной поддержки инновационной деятельности.
     Инновационные проекты, претендующие на включение в областную и муниципальные инновационные программы и (или) на получение в какой-либо форме государственной поддержки, проходят обязательную государственную экспертизу и конкурсный отбор.
     Стратегия государственной поддержки инновационной  деятельности продукции, передовой техники и новейших технологий для государственных нужд, осуществляется на конкурсной основе.
     В целях финансовой поддержки базисных и улучшающих инноваций органы государственной  власти и органы местного самоуправления Оренбургской области могут создавать государственные, областные и муниципальные инновационные и инновационно-венчурные фонды на правах некоммерческих организаций, обеспечивающие концентрацию бюджетных и внебюджетных средств на приоритетных направлениях инновационной деятельности. 

     5. Основные определения 

      Инновационная деятельность - процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.