На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


доклад Великобритания после второй мировой войны

Информация:

Тип работы: доклад. Добавлен: 08.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Великобритания после второй мировой  войны
 
ПЛАН 
 
1. Особенности экономического развития
2. Основные итоги деятельности лейбористских правительств
3. Политика консерваторов в 50-70-е годы
4. Ольстерская проблема
5. Неоконсерватизм 
 
 
Особенности экономического развития
 
Ужасное разрушительное влияние  на экономику Англии оказала Вторая мировая война. Главным ее результатом  было попадание страны в зависимость от Соединенных Штатов.
В августе 1945 г. Соединенные  Штаты без предварительного уведомления  прекратили поставки по ленд-лизу. Англия должна была впредь оплачивать наличными  все, что она приобретала в  США. Американские правящие круги решили воспользоваться затруднениями  Англии, чтобы получить от нее определенные уступки.
Англия испытывала нехватку долларов для оплаты возросшего импорта  из стран долларовой валюты. Кризис английского платежного баланса  стал хроническим. Главной его причиной были большие военные расходы  за границей. Коммунистическая партия предложила правительству преодолеть кризис платежного баланса путем  сокращения военных расходов и расширения торговли с СССР и европейскими социалистическими  странами. Но лейбористы решили выйти  из создавшихся трудностей с помощью американских кредитов.
В декабре 1945 г. было заключено  финансовое соглашение, по которому США  предоставили Англии заем в сумме 4400 млн. долларов. За вычетом 650 млн. долларов в качестве возмещения за поставки по ленд-лизу Англия получила кредит на сумму 3750 млн. долларов. Она могла  его использовать в течение пяти лет, с 1946 по 1951 г. Погашение займа  начиналось по истечении шестилетнего срока из расчета 2% годовых и должно было продолжаться в течение 50 лет. Получая заем, Англия обязалась восстановить свободный обмен фунта на доллар и снизить преференциальные тарифы. Эти обязательства были серьезной уступкой Соединенным Штатам. Многие англичане считали, что их выполнение подорвет национальную экономику и ослабит британские позиции в колониях.
 
Надежды правительства Эттли на покрытие дефицита платежного баланса в течение пяти лет с помощью американского займа оказались тщетными. В 1946 г. в США был отменен контроль над ценами. Экспортные товары подорожали, и Англия израсходовала полученный заем за один год. Тем не менее в июле 1947 г. английское правительство ввело свободный обмен фунта на доллар. Экспортеры потребовали расчетов в долларах, но Англия не в состоянии была удовлетворить их претензии. Через месяц английское правительство отказалось от свободного обмена валюты. Страна переживала острый финансовый кризис. Правительство сократило импорт. Уменьшение ввоза продовольствия нанесло удар по жизненному уровню трудящихся.
Во время экономического кризиса 1949 г. США сократили импорт из стран стерлинговой зоны, что  привело к резкому уменьшению золотых и валютных резервов в  Англии. Опасаясь дальнейшей утечки валюты и золота, лейбористское правительство  провело в сентябре 1949 г. девальвацию  фунта стерлингов на 30,5%. Девальвация  фунта ослабила его значение как  международной валюты и укрепило положение доллара. Это привело к росту цен и другим инфляционным явлениям.
В таких условиях происходило  послевоенное восстановление экономики  страны. Общий индекс промышленного  производства в 1950 г. был выше довоенного на 25%. Но этот рост происходил главным  образом за счет новых отраслей промышленности — автомобильной, химической и других, старые же отрасли продолжали хиреть: производство хлопчатобумажных тканей, например, в 1950 г. было на 43% ниже довоенного.
С большим напряжением  и позже, чем в других странах, удалось несколько поднять уровень  потребления. Долгое время продолжала применяться система рационирования продуктов и товаров первой необходимости, принятая во время войны, причем норма  выдачи их и качество были ниже, чем в годы войны.
Доля США в мировом  экспорте росла (в 1948 г. она достигла 23%), доля Англии все уменьшалась (в 1949 г. она составляла 11,7%). Английские капиталовложения за границей, несмотря на предпринятые в послевоенные годы усилия для их восстановления, уменьшились на 13%. Особенно сильным был натиск американского  капитала в английских доминионах. В Канаде американские инвестиции выросли, в то время как английские уменьшились. В 1949—1950 гг. не менее 70% канадского импорта  поступало из США и только 12%—  из Великобритании; канадский экспорт в США и Англию составлял соответственно 58 и 20%. Росли капиталовложения США в Австралии, Индий, Южно-Африканском Союзе.
США вытесняли Англию с  ее позиций и в области добычи нефти. В 1938 г. американские фирмы контролировали 35% добычи нефти в капиталистическом  мире за пределами США, английские —55%. К 1951 г. это соотношение изменилось в пользу США и составляло соответственно 55 и 30%. Великобритания уступила США  владычество на море. До войны водоизмещение  английского военно-морского флота  равнялось 1,2 млн. т, американского — 1 млн. т; в 1947 г. водоизмещение первого  составляло 1,5 млн. т, а второго — 3,8 млн. т.
В результате всего этого, с одной стороны, обострялись  противоречия между Великобританией  и США; с другой — Англия, как  более слабый соперник, впадала во все большую зависимость от США и вынуждена была проводить диктуемую ими политику, тратя огромные средства на гонку вооружений, содержание военных баз, на создание и поддержание военных блоков.
 
В 50-х годах Англия по своей  мощи продолжала занимать второе место  в капиталистическом мире. По объему промышленной продукции, доле в торговле, по уровню экспорта капитала Англия опережала  всех своих конкурентов, кроме США. Вместе с тем вследствие дальнейшего  роста национально-освободительного движения, приведшего к распаду британской колониальной империи, а также усиления ее империалистических соперников (в  первую очередь ФРГ и Японии) удельный вес Великобритании в капиталистическом  мире шел на убыль, ее экономические  показатели имели тенденцию к понижению и внутриэкономическое положение оставалось постоянно кризисным. В 1951 г. сократился объем импорта из стерлинговой зоны. В результате уже в 1952 г. впервые после окончания второй мировой войны промышленное производство Великобритании упало на 3% ниже уровня 1951 г., а золотые и долларовые запасы сократились вдвое. Оживление в экономике началось только весной 1959 г., и за два года промышленное производство поднялось на 12%. Доля Великобритании в промышленном производстве капиталистического мира составила в 1951—1955 гг. 11—12%, в 1960 г.— 9,4%. В течение всего рассматриваемого периода Великобритания не выходила из состояния дефицита внешней торговли.
В 60-x годах доля промышленной продукции Великобритании в общем  объеме промышленного производства капиталистического мира снизилась  с 9,2% (1961 г.) до 7,1% (1970 г.); в то же время  среднегодовой прирост стоимости  жизни составил 4% и явился самым  высоким среди крупных западноевропейских стран.
Главными причинами этого  были огромные военные расходы (Великобритания тратила на военные нужды свыше 2 млрд. ф. ст. в год), финансовые и  налоговые льготы монополиям, недостаточные  капиталовложения в гражданские отрасли экономики.
С 1 апреля 1964 г. управление всеми  военно-экономическими и стратегическими  мероприятиями страны было сосредоточено  в министерстве обороны, возглавляемом  государственным секретарем (министром) обороны. Все три министерства видов  вооруженных сил вошли в него на правах департаментов с сохранением  прежних функций. Интересы военных  промышленников тесно переплелись  с интересами не только высокопоставленных военных чинов, многих членов парламента и министров, но и руководителей  ряда высших учебных заведений и  научно-исследовательских центров. В связи с этим в Англии приобрел гражданство термин “военно-промышленный научный правительственный комплекс”.
Одной из наиболее существенных черт развития страны в 60-х годах  было растущее усиление позиций финансово-монополистических  групп. К концу 1970 г. из 200 крупнейших компаний мира (кроме США) на Великобританию приходилось 46 (плюс англо-голландские), т. е. столько, сколько на ФРГ (25) и  Францию (21), вместе взятых. Централизация  капитала привела к тому, что к  началу 70-х годов в Англии осталось всего 12 коммерческих банков, причем 80% их депозитов было сосредоточено  в руках шести клиринговых  лондонских банков. О высоком уровне концентрации и монополизации в  промышленности свидетельствовал тот  факт, что созданная лепи 1967 г. государственная  Британская стальная корпорация производила 93,5% стали в стране.
Несмотря на общее замедление экономического роста, существенный прогресс был достигнут в области атомной энергетики, в авиакосмической, электронной и других новейших отраслях промышленности. К концу десятилетия Великобритания занимала в области атомной энергетики первое место среди капиталистических государств.
Английское сельское хозяйство  в 60-х годах в целом в значительно  большей степени, чем это было в предшествующие десятилетия, обеспечивало страну продуктами питания. Тем не менее примерно 50% потребностей в продовольствии удовлетворялось за счет импорта.
Великобритания сумела лучше  других колониальных держав приспособиться к условиям, сложившимся в результате распада колониальной системы. В  отличие от Франции, например, которой  удалось сохранить связи лишь с некоторыми из своих бывших колоний, Англия удержала почти все государства, возникшие на территории ее бывшей колониальной империи, в рамках Содружества, а со многими из них практически  не изменила характера экономических  отношений, сохранив за собой значительные преимущества и выгоды. Оставшись  “метрополией без колоний”, Великобритания по-прежнему эксплуатировала богатства  многих освободившихся стран, входивших  в ее экономическую орбиту. Английские капиталовложения за границей в 1960 г. достигали 6,5—8 млрд. ф. ст. К концу 1969 г. они  уступали лишь инвестициям США, превышая капиталовложения Франции, ФРГ, Японии и Италии, вместе взятых. Правительственные  ассигнования на оказание финансовой и технической помощи развивающимся  странам увеличивались, а условия  предоставления помощи становились  все более льготными. Целью этих мер было дальнейшее укрепление позиций  Великобритании в развивающихся  странах. В то же время сама Великобритания стала одним из главных объектов приложения американского капитала. По общей сумме американских инвестиций впереди нее шла только Канада.
В 60-х годах английский фунт стерлингов наряду с долларом все еще оставался основной валютой  мира. Великобритания господствовала в самом крупном международном  валютном объединении — так называемой “стерлинговой зоне”.
В целом, несмотря на ряд отрицательных  явлений в ее экономике, Великобритания располагала сравнительно сильными экономическими позициями.
Подобие благополучия наблюдалось  в английской экономике до конца 70х годов, однако после этого последовал ряд жестоких кризисов и социальных катаклизмов. Решить основные проблемы взялось правительство Маргарет Тэтчер, однако его блестящие успехи были непродолжительными. Страна перешла  в стадию постепенного, медленного экономического роста, время от времени  перемежаемого небольшими кризисами. В данный момент Великобритания—мощная, экономически развитая держава, пытающаяся сочетать неолиберализм с социальной политикой.
 
Основные  итоги деятельности лейбористских правительств
 
С окончанием войны в Европе, в начале 1945 года, в рядах Лейбористской  партии движение стало набирать силу движение за разрыв коалиции с консерваторами. Учитывая эти настроения, лидер лейбористов  Эттли предложил Черчиллю объявить о назначении парламентских выборов на октябрь 1945г. Черчилль решил опередить события и решил назначить выборы еще раньше ( на 5 июля), надеясь, что его популярность как руководителя войны обеспечит победу его партии.
Наиболее подготовленной вступила в предвыборную кампанию Лейбористская партия. Еще в апреле 1945 г. она опубликовала свою избирательную программу “Лицом к будущему”, а в мае программа была утверждена партийной конференцией. Программа лейбористов была сильна тем, что в ней учитывались радикальные настроения, распространившиеся в массах в годы войны против фашистской Германии и надежды трудящихся на конструктивную перестройку общества. В программе было записано, что Лейбористская партия “ есть социалистическая партия и гордится этим. Ее конечная цель в области внутренней политики есть создание свободного, демократического, процветающего, прогрессивного, проникнутого духом патриотизма государства — Социалистического Содружества Великобритании, материальные ресурсы которого будут поставлены на службу английскому народу”.
Программа содержала обещание национализации основных отраслей промышленности, созревших “для передачи их в общественную собственность и под общественный контроль”. Речь шла об угольной и  газовой промышленности, об электростанциях, внутреннем транспорте и черной металлургии, а также об Английском банке.
Программа “Лицом к будущему”  обещала сохранение и расширение свободы слова, союзов, печати, вероисповедания; в ней заявлялось, что лейбористы не допустят свободы эксплуатации, урезывания заработной платы или взвинчивания цен ради личного обогащения. Многие положения программы Лейбористской партии были составлены в весьма туманных и осторожных выражениях. Тем не менее социалистическая оболочка программы привлекла на сторону лейбористов значительные массы трудящихся, особенно рабочих.
Консервативная партия потерпела  на выборах сокрушительное поражение, собрав 9,9 млн. голосов и 290 мест в  палате общин. За лейбористов было подано 12 млн. голосов, которые обеспечили им 389 мест в парламенте. Членами  палаты общин были избраны два  коммуниста — Галлахер и Пирэтин. Либеральная партия, собравшая 2,2 млн. голосов, получила 11 мест.
Новый состав парламента обеспечивал  Лейбористской партии довольно солидное большинство. Лидер партии Клемент Эттли сформировал третье по счету в истории страны лейбористское правительство.
Значительное большинство  в парламенте давало правительству  Эттли широкие возможности для осуществления лейбористской предвыборной программы с ее радикальными обещаниями. Однако очень скоро обнаружилось, что многое в этой программе было лишь декларацией, рассчитанной на достижение парламентского большинства, что лидеры партии и не помышляют о замене капиталистической системы социалистической, что главным содержанием их политики является “улучшение” существующей системы с целью ее укрепления. Правые лейбористы были готовы пойти на частичные уступки трудящимся и некоторые реформы, не задевающие основ общественного строя, лишь бы упрочить пошатнувшиеся позиции английского капитализма.
Правительство провело национализацию Английского банка, угольной и газовой  промышленности, электростанций, части  сталелитейных предприятий, всего  внутреннего транспорта, гражданской  авиации, телеграфной связи и  радиосвязи. В результате этих мер  на принадлежащих государству предприятиях была занята четвертая часть рабочих  и служащих Англии. Рост промышленного производства в Англии происходил быстрее, чем в период после первой мировой войны, но медленнее, чем в ряде других стран.
Ухудшение экономического положения  Англии в конце 1949 г. вследствие девальвации  фунта стерлингов и другие признаки надвигавшегося кризиса перепроизводства вызвали тревогу лейбористского правительства: оно боялось дальнейшего  нарастания недовольства масс и как  следствие этого — кризиса  доверия. Чтобы укрепить свое положение, пока еще не была потеряна популярность, завоеванная лейбористами в первые послевоенные годы в связи с осуществлением ими ряда социально-экономических  реформ, лейбористское правительство  решило провести досрочные парламентские  выборы 23 апреля 1950 г. Но результаты их оказались неутешительными. Количество мест Лейбористской партии в палате общин уменьшилось с 393 до 315, а  количество мест консерваторов увеличилось  с 213 до 298. Лейбористское большинство  в палате общин сохранилось, но оно было неустойчивым.
С началом войны в Корее  положение правительства еще  более осложнилось. Усиление гонки  вооружений за счет сокращения фондов здравоохранения встретило сопротивление  не только среди рядовых членов Лейбористской  партии, но и в самом ее руководстве. В палате общин многие лейбористские  депутаты выступали против растущих темпов милитаризации Англии, за “совмещение  военных и социальных расходов”.
В этих условиях лейбористское  правительство решило снова провести досрочные выборы. Они состоялись 25 октября 1951 г. Обе основные партии получили почти одинаковое число  голосов (лейбористы — 13,9 млн., консерваторы — 13,7 млн.), но распределение мест в  палате общин сложилось не в пользу лейбористов: они получили 295 мандатов, а консерваторы — 321 мандат. Компартия  не получила представительства в палате общин.
Второй приход к власти лейбористов приходится на 1964 г. В  ходе избирательной кампании 1964 г. реальная борьба шла, как обычно, между двумя  партиями — Консервативной и Лейбористской. Содержание их предвыборных манифестов показывало, что по основным вопросам внутренней политики у них было мало разногласий. Что касается внешней  политики, то, за исключением вопросов об участии в ЕЭС, о том, должна ли Англия располагать собственным  ядерным оружием и участвовать  в многосторонних ядерных силах  НАТО, их программы также были почти  идентичны. Парламентские выборы, состоявшиеся 15 октября 1964 г., принесли поражение  консерваторам. По сравнению с выборами 1959 г. они потеряли около 1 750 тыс. голосов. За них проголосовало около 12 млн. человек, т. е. 43,3% избирателей (против 49,4% па выборах 1959 г.). В палате общин  они получили 304 места против 365 мест в парламенте прошлого созыва. Лейбористская  партия получила 12,2 млн. голосов (примерно на 10 тыс. меньше, чем на выборах 1959 г.; при этом процент голосовавших за лейбористов увеличился с 43,8 до 44,1) и 317 мест в парламенте.
Компромиссная избирательная  программа Лейбористской партии — результат многочисленных уступок  правому крылу — привлекла  на ее сторону некоторую часть  средней и мелкой буржуазии. Однако этот курс оттолкнул от Лейбористской  партии значительное число рабочих, являющихся основной социальной опорой лейбористов.
Большой неожиданностью явился успех на выборах Либеральной  партии, получившей 3,1 млн. голосов. Либералы, выражавшие интересы английской торговой и промышленной буржуазии, после  второй мировой войны поддерживали по основным вопросам политику лейбористов, находившихся в то время у власти. Если бы в Англии существовала система  пропорционального представительства, то либералы получили бы в результате выборов не девять мест в палате общин, а по крайней мере 65—70. Голосование в пользу либералов являлось своеобразной формой протеста против политики как консерваторов, так и лейбористов.
Лейбористское правительство, которое возглавил новый лидер  партии Гарольд Вильсон, повысило пенсии, ограничило право домовладельцев произвольно  повышать квартплату, вновь национализировало  сталелитейную промышленность, вторично выплатив владельцам денежную компенсацию. Во внешней политике Англия ориентировалась  на США, активно участвовала в  деятельности НАТО. Получив от социологов заверения, что в случае проведения досрочных выборов победу вновь  одержат лейбористы, Вильсон пошел  на них и потерпел поражение. К  власти вновь вернулись консерваторы (на 4 года).
Следующий приход к власти лейбористов относится к 1973 г. они  отменили чрезвычайное положение, введенное  консерваторами в связи в массовыми забастовками, восстановили нормальную рабочую неделю, урегулировали конфликт с шахтерами, приняли ряд мер по улучшению социального положения рабочих. Правительство подписало с тред-юнионами “социальный контракт”, согласно которому власти обязались стабилизировать цены и увеличить расходы на социальные нужды в обмен на обязательство профсоюзов воздерживаться от требований об увеличении заработной платы.
 
Политика  консерваторов в 50-70-е годы
 
Консервативное правительство  в 1951 г. сформировал Уинстон Черчилль. Из 33 министров кабинета 19 занимали директорские посты в 75 акционерных  компаниях. В палате общин из 616 депутатов  составляли банкиры, директора компаний, земельная аристократия, высшие чиновники.
Придя к власти, консерваторы сначала оставили нетронутым многое из того, что было осуществлено лейбористским  правительством К. Эттли, в том числе введенный в военное время контроль государства над экономикой страны, национализацию ряда отраслей промышленности, новую систему социального страхования, поскольку эти меры отвечали в целом интересам английского правящего класса. У. Черчилль, который, будучи лидером оппозиции, ожесточенно критиковал лейбористское правительство за политику национализации, став премьером, признал ее “совершившимся фактом”, хотя и заявил, что его партия “в принципе возражает против национализации”. Но вскоре стала возрастать роль крупнейших монополий в определении деятельности национализированных предприятий, усилилась эксплуатация занятых на этих предприятиях рабочих. Принятая лейбористским правительством программа инвестиций, необходимых для полной реконструкции национализированных отраслей, не выполнялась. Консерваторы стали свертывать производство части национализированных отраслей экономики. В интересах нефтяных монополий и частных автотранспортных компаний был составлен план сокращения сети железных дорог под предлогом их нерентабельности.
Однако на этом правительство  У. Черчилля не остановилось. В 1953 г. оно  осуществило денационализацию предприятий  металлургической промышленности и  автодорожного грузового транспорта, ставших к тому времени высокоприбыльными. Все 55 сталелитейных и чугунолитейных предприятий постепенно были проданы монополиям на выгодных для них условиях.
Муниципальная программа  строительства сокращалась. И если в 1950—1951 гг. на каждый дом, построенный  отдельными владельцами и частными фирмами, приходилось шесть домов, построенных муниципалитетом, то в 1961 г. соотношение муниципального и  частного домостроения составило уже 1 : 2. В 1957 г. правительство отменило контроль над квартирной платой, и она сразу повысилась на 33—74% в целом по стране, в том числе в Лондоне на 52—145% (в зависимости от типа жилья и условий аренды). В том же году были повышены еженедельные взносы населения в фонд Национальной службы здравоохранения, ставки на платные медицинские услуги.
Хотя Черчилль заявил, что  стал премьер-министром не для того, чтобы председательствовать при  развале Британской империи, ее распад продолжался, и консерваторам пришлось предоставить независимость Судану, Малайской федерации, Гане, Кипру  и Нигерии. Империя разваливалась, но Англии удалось удержать в рамках Содружества почти все государства, возникшие на ее обломках.
Конъюнктурное оживление  в экономике Великобритании с  осени 1963 г. в определенной степени  ослабило недовольство правлением консерваторов. В сентябре 1964 г. безработица в  стране упала до самого низкого за последние три года уровня — 341 тыс. человек.
За год-полтора до очередных  парламентских выборов правительство  консерваторов несколько увеличило  средства, выделяемые на пособия по безработице, пенсии вдовам, расширило  программу жилищного строительства  и ликвидации трущоб, увеличило ассигнования на дорожное строительство, на университетское  образование и т. д. Все это  сопровождалось грандиозной пропагандистской шумихой и, естественно, должно было оказать соответствующее воздействие на избирателей.
Однако на настроения масс оказывали влияние и другие акции  консерваторов, совершенно иного характера. В стране ширились выступления против внешнеполитического курса правительства. С весны 1961 г. в Лондоне началась массовая кампания “сидячих забастовок”  протеста против политики ядерного вооружения, которую проводили консерваторы. О масштабах выступлений можно  судить хотя бы по тому, что в ходе демонстрации 24 марта 1962 г. полицией было арестовано 1172 человека. Значительным явлением во внутриполитической жизни  страны стали Олдермастонские походы, проходившие ежегодно в 1958—1968 гг., и деятельность антивоенной организации “Движение за ядерное разоружение”, объединившей сотни тысяч англичан.
Резкое недовольство демократической  общественности страны вызвало решение  правительства Г. Макмиллана предоставить западногерманским вооруженным  силам военные базы, испытательные  ракетные полигоны, учебные лагеря для танковых частей и базы снабжения  на английской территории. В августе 1961 г. в Англию прибыло первое подразделение бундесвера.
В тревожные дни карибского кризиса в октябре 1962 г. английское правительство разрешило привести в состояние немедленной боевой готовности американские ракеты, размещенные  в Англии и нацеленные на СССР. Это  вызвало резкую критику в различных  слоях населения Англии. Негативное отношение в стране к действиям  американских военных и позиции  консерваторов было столь ощутимым, что правительство Макмиллана не решилось пойти на разрыв дипломатических  отношений с Кубой и прекратить с ней торговлю.
Серьезное влияние на политические настроения в стране оказала дискуссия  по вопросу о вступлении Великобритании в Европейское экономическое  сообщество. Уже в начале 1961 г. большинство представителей английского крупного капитала пришли к выводу, что созданная Англией в противовес “Общему рынку” в 1960 г. Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), объединившая семь стран (Англия, Австрия, Дания, Норвегия, Португалия, Швеция и Швейцария), не отвечает их планам и интересам, что необходимо вести борьбу с конкурентами не вне ЕЭС, а внутри этой организации.
 
Выступая в палате общин 2 августа 1961 г., премьер-министр Макмиллан  раскрыл также политическую подоплеку  позиции своего правительства в  вопросе о вступлении Англии в  “Общий рынок”. Он утверждал, что наличие  в Западной Европе двух экономических  группировок — ЕЭС и ЕАСТ означает раскол, который может иметь “серьезные последствия”. В этих условиях, заявил он, Англия должна отказаться от “островного изоляционизма”.
В то же время часть английских деловых кругов высказывалась против присоединения к ЕЭС, опасаясь, что  это приведет к ослаблению британских позиций в странах Содружества. Правительства ряда стран Содружества  выразили решительный протест против намерения Англии добиваться присоединения к “Общему рынку”.
Многие англичане понимали, что вступление Великобритании в  ЕЭС несет с собой не только некоторое ущемление независимости  страны, но и угрозу жизненному уровню трудящихся. Намечавшиеся в стране тенденции к замораживанию уровня заработной платы и росту стоимости  жизни могли быть еще усилены  в результате ее вступления в “Общий рынок”. Существовали также серьезные  опасения, что членство в ЕЭС отрицательно скажется на проблеме занятости и  на социальных завоеваниях трудящихся.
На конференции Лейбористской  партии в Брайтоне в 1962 г. ее лидер X. Гейтскелл выступил с критикой планов включения Англии в “интегрированную Европу”. “ .В Соединенных Штатах Европы мы будем представлять собой, — заявил он, — не больше, чем штат Техас или Калифорния, — это означает конец Англии как независимого государства”. Однако резолюция конференции носила компромиссный характер и оставляла лейбористскому руководству возможность маневрирования в этом важном вопросе. Как подчеркивала в связи с этим Компартия Великобритании (КПВ), верхушка лейбористов высказывалась лишь за то, чтобы выторговать “наиболее выгодные условия” вступления в ЕЭС, и совершенно игнорировала тот факт, что даже в таком случае решение правительства нанесет тяжелый удар по трудящимся страны, по их стремлению к миру и социальному прогрессу. Но при всей непоследовательности резолюция конференции помимо воли ее авторов — правого руководства Лейбористской партии — создавала определенные (хотя и временные) препятствия для осуществления замысла консервативного правительства.
Широкое противодействие  английского народа планам включения  Англии в “Общий рынок” вынудило правительство  консерваторов поставить окончательное  решение этого вопроса в зависимость  от принятия руководящими органами ЕЭС  ряда условий. Не добившись уступок  и столкнувшись с решительным  противодействием Франции приему Англии в ЕЭС, Макмиллан в январе 1963 г. прервал переговоры о присоединении к “Общему рынку”.
Проблема “Общего рынка” заняла важное место в избирательной  кампании 1964 г. Лейбористы шли на выборы, обещая избирателям, что они не допустят прис
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.