На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Шпаргалка Шпаргалка по "Экономике производства"

Информация:

Тип работы: Шпаргалка. Добавлен: 08.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 18. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    1.Производительные  силы - система личных и вещественных факторов производства в их взаимодействии, функциональное назначение которой - преобразование вещества и сил природы для удовлетворения потребностей человечества. Уровень развития производительных сил выражает степень познания и овладения законами природы, является важнейшим показателем общественного прогресса. Производительные силы - саморазвивающаяся система, в которой в процессе трудовой деятельности человека происходит воздействие на предмет труда, его преобразование. Соответственно человек с его интеллектом, психофизиологическими качествами, профессиональными знаниями и навыками, опытом, отношением к труду, ценностными ориентациями и т. д. является главным элементом данной системы, главной производительной силой общества. Производительные силы включают в себя простые моменты процесса труда: 1) предмет труда - тот элемент природы, на который направлено воздействие человека с целью его преобразования; 2) средства труда - орудия труда, с помощью которых происходит воздействие на предмет труда (механические, физические, химические), а также производственная инфраструктура - производственные здания, сооружения, каналы, трубопроводы, дороги, энергосети, средства связи и т. д. Предметы труда и средства труда в совокупности составляют средства производства. Средства производства образуют материально-техническую базу, производительное богатство общества. В системе производительных сил важная роль принадлежит технологии и организации производства, разделению и кооперации труда.
    3. Понятие общественного  производства и  его цели. 
Производство – это процесс воздействия человека на предметы и силы природы путем приспособления их к удовлетворению разнообразных своих потребностей. В производстве взаимодействуют три взаимообусловленных компонента: рабочая сила человека, предметы труда и средства труда.  
Рабочая сила – это совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает человек и которые реализуются в процессе трудовой деятельности. Характер и содержание рабочей силы изменяется и преобразовывается по мере развития общественного производства. На ранних этапах развития общества главную роль выполняли физические способности человека к труду. По мере развития и усовершенствования производства, предъявляются все более высокие требования к умственным способностям человека, к его интеллектуальному уровню, квалификации и научно-техническому образованию, и др.  
Рабочая сила выступает личным фактором производства, а человек, как ее носитель - как главная производительная сила.  
Предметом труда является то, на что непосредственно направлен труд человека. Если в древности предметом труда исключительно было вещество природы, то по мере развития производства, науки и техники среди предметов труда существенное место занимают продукты производства – сырье.  
Средствами труда являются вещи или комплексы вещей, при помощи которых, человек обрабатывает и видоизменяет предметы труда, целенаправленно воздействует на них. К средствам труда относятся различные орудия труда, механизмы, средства связи, пути сообщения, и прочее.  
В совокупности предметы труда и средства труда выступают как вещественный фактор производства (как средства производства).  
Нельзя представлять производство, сугубо как механическое соединение составляющих его элементов. Производство это сложная система взаимодействия рабочей силы со средствами производства.  
Система господствующих в обществе производственных отношений определяется способами соединения факторов производства. Содержание производственных отношений определяется уровнем развития производительных сил.  
В любом обществе всегда присутствует господствование определенного типа, вида собственности: частная, коллективная, государственная, мелкая трудовая, смешанная. На протяжении времени они изменяются, развиваются под воздействием изменений происходящих в материальных условиях производства и находятся в разных сочетаниях.  
Если отношения собственности перестают изменяться, происходит сковывание производительных сил тем самым тормозится технический и социальный прогресс.  
Отношения собственности определяют принадлежность продукта, форму его распределения, характер обмена и уровень потребления разными группами людей.  
Совместный труд индивидов является основанием общественного характера производства.  
Общественное производство является динамичной системой и структурой, в которой то одна то другая стороны, или факторы, выходят на передний план и становятся определяющими

    4.Потребность - это особое психологическое состояние человека, ощущаемое или осознаваемое им как “неудовлетворенность”, несоответствие между внутренними и внешними условиями жизнедеятельности. Поэтому потребность становится побудителем активности, направленной на устранение возникшего несоответствия.
    По  субъектам (носителям потребностей) различаются индивидуальные, групповые, коллективные и общественные. По объекту (предмету, на который они направлены) запросы людей подразделяются на материальные, духовные, этические (относящиеся к нравственности) и эстетические (касающиеся искусства). По сферам деятельности выделяются потребности труда, общения, рекреации (отдыха, восстановления работоспособности) и экономические.
    Рассмотрим  подробнее пирамиду потребностей.
    физиологические нужды (в пище, воде, одежде, жилье, воспроизводстве рода); потребности в безопасности (защите от внешних врагов и преступников, помощи при болезни, защите от нищеты);
    необходимость в социальных контактах (общении с людьми, имеющими те же интересы; в дружбе и любви);
    потребности в уважении (признании со стороны других людей, самоуважении, в приобретении определенного общественного положения);
    потребность в саморазвитии (в совершенствовании всех возможностей и способностей человека).
    Перечисленные формы человеческих нужд можно наглядно изобразить в виде пирамиды (рис. 1.2).
    
    Рис. 1.2. Пирамида потребностей современного человека
    Прогресс  общества ярко проявляется в действии закона возвышения потребностей. Этот закон выражает объективную (независимую от воли и желания людей) необходимость роста и совершенствования человеческих нужд с развитием производства и культуры.
    Потребности людей все время растут безгранично. Но быстрее всего насыщаются и имеют определенный предел увеличения нужды низшего порядка. Напротив, по существу безграничны запросы высшего порядка - социальные и интеллектуальные. 

5. Фа?кторы произво?дства (ресурс) — те ресурсы, которые вовлечены в производство;
Информация специфической формой информации является технология.
Труд представляет собой целесообразную деятельность человека по созданию экономических благ, проявление совокупности умственных и физических способностей человека в целом.
Капитал включает в себя совокупность созданных прошлым трудом человека благ. Акции, облигации, деньги, банковские депозиты не относятся к данному фактору производства.
Земля как фактор производства охватывает все сельскохозяйственные угодья и городские земли, которые отведены под жилищную или промышленную застройку, а также совокупность природных условий, необходимых для производства товаров и услуг.
Предпринимательский талант предполагает особые способности человека, заключающиеся в его умении:
    организовывать производство и выпуск товаров и услуг путем соединения всех необходимых факторов производства;
    принимать основные решения по управлению производством и ведению бизнеса;
    рисковать денежными средствами, временем, трудом, деловой репутацией, поскольку деятельность на рынке связана с большой неопределенностью, а результат не гарантирован;
    быть новатором, то есть внедрять новые технологии, новые продукты, методы организации производства.
Одним из ключевых экономических ресурсов на современном  этапе развития общества является информация.
Обладание достоверной  информацией является необходимым  условием для решения стоящих  перед экономическим субъектом  проблем. Вместе с тем даже полная информация не является гарантией успеха. Умение использовать полученные сведения для принятия наилучшего при сложившихся  обстоятельствах решения характеризует  такой ресурс, как знания. Носителями этого ресурса выступают квалифицированные кадры в сфере управления, продажи и обслуживания покупателей, технического обслуживания товара. Именно этот ресурс дает наибольшую отдачу в бизнесе. «То, что отличает сильную компанию от слабой — это прежде всего уровень квалификации ее специалистов и управленческого состава, его знаний, мотиваций и устремлений»
В условиях рыночной экономики все перечисленные  выше экономические ресурсы свободно покупаются и продаются и приносят своим владельцам особый (факторный)доход:
    рента (земля.);
    процент (капитал);
    заработная плата (труд);
    прибыль (предпринимательская способность).
6.экономические  законы — это проявление устойчивых отношений между людьми, складывающихся в процессе производства, распределения, обмена и потребления, которые в то же время проявляются как интересы.
1. Закон спроса и предложения — объективный экономический закон, устанавливающий зависимость объёмов спроса и предложения товаров на рынке от их цен
Спрос — это запрос фактического или потенциального покупателя, потребителя на приобретение товара по имеющимся у него средствам, которые предназначены для этой покупки
Закон спроса — величина (объём) спроса уменьшается по мере увеличения цены товара
Предложение
Предложение характеризует  возможность и желание продавца (производителя) предлагать свои товары для реализации на рынке по определённым ценам.
Закон предложения — при прочих неизменных факторах величина (объём) предложения увеличивается по мере увеличения цены на товар.
7. Экономическая система — совокупность всех социально-экономических процессов, совершающихся в обществе на основе действующих в нем организационных форм собственности

Типы  экономической системы: Традиционная экономическая система

Административно-командная система (плановая)

Смешанная система

 
 
 
 
 
 
 
 
 
13 Медицинская услуга  как товар
Разновидностью  товара являются услуги, в том числе  медицинские. Медицинская услуга –  это товар, как  любой товар  она обладает 2-мя свойствами: потребительной стоимостью и  стоимостью. Потребительная стоимость медицинской  услуги –  ее полезность в том, что она удовлетворяет  жизненноважную человеческую потребность, потребность в здоровье, а стоимость  воплощает в себе труд медицинских  работников на оказание медицинской  услуги.  
     Отличия услуги от товара заключаются в следующем: услуга не материальная, ее производство нельзя поставить на поток, момент производства совпадает с потреблением,  на первое место выступает качество услуги, поскольку некачественная медицинская  услуга может привести к летальному исходу, что налагает на производителей услуг высокую ответственность. 
      В правовых государствах приняты законы, охраняющие права потребителей товаров  услуг.  

14 Возникновение, сущность,  и функции денег
     В процессе развития  товарного производства можно выделить три главных этапа. 1. Вначале, когда товарное производство лишь зарождалось, самые разные продукты труда непосредственно обменивались друг на друга. Простейшая формула такого обмена:
     Т — Т (товар на товар).  2.Затем  среди нарастающей массы товаров  выделились особые товары - ОБЩИЕ эквиваленты. Это были наиболее ходовые местные  товары-посредники (зерно, меха, скот, металлы  и т.д.), на которые обменивались другие товары. Здесь формула обмена: Т  — т — Т, где т — товар-посредник. 3. Наконец, с дальнейшим развитием  товарного производства и расширением  международной торговли роль общего эквивалента (уже для многих народов) начали выполнять металлы (прежде всего  золото и серебро). Они стали ВСЕОБЩИМИ  эквивалентами и превратились в  деньги. А обменная формула приобрела  современный товарно-денежный вид: Т — Д — Т (товар — деньги — товар). Итак, деньги можно определить как всеобщий товарный эквивалент, который 1) выражает стоимость всех товаров и 2) служит посредником в  их обмене. Деньги тоже прошли свой путь развития, на котором выделяются два  главных этапа: этап полноценных  и этап неполноценных денег.
     В развитом товарном хозяйстве можно  выделить четыре основные функции денег.
     1. Функция меры стоимости состоит  в том, что с помощью денег  выражается стоимость товара  и образуется его цена. денежные  единицы (рубли и копейки, доллары  и центы и т. д.), подобно метрам, дюймам и другим мерам длины,  служат удобным единым и точным  ИЗМЕРИТЕЛЕМ относительной ценности  всех товаров. Если бы не  деньги — своеобразный общий  знаменатель всех товаров, то  пришлось бы стоимость каждого  продукта выражать через другие  продукты, участвующие в товарообмене. Это весьма усложнило бы стоимостное  соизмерение товаров.
     2. Функция средства обращения проявляется,  когда деньги выступают как  ПОСРЕДНИК в обмене товаров  по формуле Т — Д — Т.  В отличие от прямого, такой  обмен предполагает две сделки: а) ПРОДАЖУ товара на деньги (Т—Д) и б) КУПЛЮ на эти  деньги другого товара (д—Т). Это  дает людям дополнительные удобства: избавляет от ограниченности  бартерного обмена и позволяет  разделить продажу и куплю  товаров, как во времени, так  и в пространстве.
     3. Функция средства платежа близка  к предыдущей, так как, в конечном  счете, она тоже связана с  обменом товарами и услугами. Но в отличие от функции  обращения она не предполагает  непосредственного обмена денег  на товар. Здесь деньги используются  для разного рода ВЫПЛАТ. Например, для выплаты долга (по товарам,  проданным в кредит), оплаты труда,  выплаты налогов государству  (за его услуги обществу) и т.  д.
     4. Функция средства накопления  чаще всего “вклинивается” между  продажей и отложенной куплей  товаров, когда деньги сберегаются  у предприятий, частных лиц,  в государственной казне. Так,  фермер, реализован свой урожай, может поберечь денежную выручку  для будущих покупок. Обладая  наивысшей ликвидностью1 (их очень легко превратить в нужные блага), деньги в этой функции служат удобной ФОРМОИ ХРАНЕНИЯ БОГАТСТВА. Причем в этой функции деньги подчас выступают в своем полноценном виде. В частности, создавая национальные резервные фонды (золотые запасы), государства накапливают и хранят слитки и монеты из золота. Сберегают золото и частные лица. Такое индивидуальное накопление золота называют ТЕЗАВРАЦИЕЙ, или тезаврированием (от греч. thesaurus – сокровище).
     Из  функций денег как средства обращения  и платежа следует важный вывод: ДЕНЬГИ (тем более неполноценные) нужны не сами по себе, а для обеспечения  обмена ТОВАРАМИ (товарами и услугами) между людьми.  Бумажные деньги —  это номинальные (т. е. только по названию) знаки стоимости, имеющие исключительно  принудительный курс. В бумажном (эмиссионном) виде деньги выступают уже не как  товар, а как ценные бумаги, которые  нужны не сами по себе, а ради тех  вещей, которые можно купить с  их помощью. В этом качестве бумажные деньги проявляются как “директивные”  деньги, которые назначает государственная  власть. Государство наделяет бумагу определенного формата и  полиграфических  признаков (купюру) покупательной способностью, в размере назначаемой им стоимости  и отправляет в сферу обращения.
     Государство держит под контролем эмиссию  денег (их выпуск в обращение) и их изъятие из обращения.
     Ценность  денег определяется во многом доверием к правительству, задача которого заключается  в том, чтобы возможно точнее определить объем денежной эмиссии.
      В настоящее время к деньгам  относят разнообразные долговые обязательства государства, банков и сберегательных учреждений, имеющие  различную степень ликвидности. Под ликвидностью понимают: 1) способность  денег обмениваться на товары и услуги; 2) способность долгового обязательства  быть обращенным в наличные деньги; 3) денежные затраты на капитальные  вложения (увеличение производства). Наличные деньги ликвидны на 100 %, так как на них можно приобрести различные  блага незамедлительно. Менее ликвидными являются срочные вклады в сберегательном банке, ценные бумаги. 

     15 Эволюция денег.  Деньги полноценные  и неполноценные  деньги 

ПОЛНОЦЕННЫЕ ДЕНЬГИ
Полноценные деньги — это действительные деньги, в роли которых выступал сам денежный товар, имеющий собственную стоимость. В связи с этим необходимо различать  а) СОБСТВЕННУЮ стоимость денег, определяемую затратами на их производство, и б) НОМИНАЛЬНУЮ1 (или нарицательную) стоимость денег, которая на них обозначена. Например, если взять условную золотую монету, то надпись на ней, скажем, “10 рублей” — это ее номинальная стоимость, а фактические затраты на изготовление данной монеты — это ее собственная, реальная стоимость. У полноценных денег номинальная и собственная стоимости примерно соответствовали друг другу.
История денег  началась именно с полноценного их варианта — с реальных денежных товаров (зерно, меха, металлы и т. д.). В итоге развития роль денег  закрепилась за металлами — прежде всего золотом и серебром. При  этом существовали как БИМЕТАЛЛИЗМ2 (когда обращались оба эти металла), так и МОНОМЕТАЛЛИЗМ3 (при котором в качестве денег использовался один металл — или золото, или серебро). В частности, в период становления капитализма в Европе широко распространился биметаллизм. Однако трудности двойных денег и цен, в конце концов, предопределили переход к золотому монометаллизму. Выбор золота не был случайным. Этот драгоценный и благородный металл не ржавеет, как железо; не “зеленеет”, как медь; не темнеет, как серебро Он однороден легко делим, хорошо сохраняется и имеет высокую концентрацию стоимости (небольшая монета способна представлять значительную номинальную стоимость).
Жизнь, однако, показала, что соответствие номинала денег их реальной стоимости необязательно. Наряду со стандартными, полновесными монетами, успешно обращались неполноценные  – стертые, а то и намеренно  обрезанные. Подметив это, власти начали сознательную «порчу монет» - выпуск все  более легковесных или низкопробных монет при сохранении их прежнего номинала. Затем появились и бумажные деньги (в России в 1769 г.). Так постепенно общество перешло к неполноценным деньгам.  

НЕПОЛНОЦЕННЫЕ ДЕНЬГИ И ДЕМОНЕТИЗАЦИЯ ЗОЛОТА
Неполноценные деньги — это заместители полноценных  денег, денежные знаки, собственная  стоимость которых незначительна  и, как правило, не соответствует  их номиналу. К примеру, очевидно, что  затраты на изготовление 100-долларовой купюры1 США мизерны по сравнению с ее номинальной стоимостью. Тем не менее эта купюра исправно служит в качестве денег, так как американское государство законодательно наделило ее определенным денежным статусом 2. Таким образом, если полноценные деньги обращались благодаря собственной стоимости, то неполноценные действуют согласно своему официальному назначению. Основными видами неполноценных денег являются 1) БУМАЖНЫЕ ДЕНЬГИ бумажные денежные знаки, 2) БИЛЛОННЫЕ МОНЕТЫ, или биллоны3, — металлические денежные знаки в виде монет из недрагоценных металлов (низкопробного серебра, никеля, меди и т. д.), а также 3) КРЕДИТНЫЕ ДЕНЬГИ, охватывающие векселя4, чеки, кредитные карточки и другие подобные формы. В зависимости от того, какие деньги (полноценные или неполноценные) используются в обращении, различают два основных типа денежных систем.
     Полноценные деньги долгое время господствовали в обращении, пока их не стали вытеснять  денежные знаки. При этом ряд столетий те и другие обращались вместе. Вершиной их успешного совместного функционирования явился так называемый золотой стандарт, который к концу ХIХ в. укрепился  практически повсюду (в России в  1897 г.). Главное место в денежном обращении занимали тогда золотые монеты. Неполноценные деньги свободно обменивались на них по номиналу. Однако позднее быстрый рост товарооборота привел к увеличению объема бумажно-кредитных денег и постепенному вытеснению ими золота из активного обращения объема бумажно-кредитных денег и постепенному вытеснению ими золота из активного обращения. Размен неполноценных денег на полноценные все более ограничивался, а мировой экономический кризис 1929 — 1933 гг. практически окончательно разрушил систему золотого стандарта (хотя, например, доллар США формально сохранял прямую связь с золотом вплоть до 1971 г.). Таким образом, в наше время произошла демонетизация золота, т. е. его “отстранение” от исполнения денежных функций, и в современном обращении абсолютно господствуют бумажно-кредитные деньги. При этом они все чаще выступают в своей новой, “электронной” форме — в виде компьютерных расчетов по пластиковым карточкам и записей в памяти ЭВМ. Такие удобные денежные расчеты начались уже и через глобальную компьютерную сеть Интернет (например, при заказах авиабилетов или мест в гостинице). 

16. Сущность и функции рынка.
Рынок —  это определенная форма хозяйственных  связей  между производителями  и потребителями в сфере обмена, посредством которой совершается  купля-продажа товаров. Простейшая форма рынка, где всё, что предназначено  для продажи, сбывается самим  производителем, а всё, что покупается, сразу же забирается и оплачивается, уходит вглубь веков. Со временем в  отношения производителем и потребителем вклиниваются торговые и кредитные  посредники, а связь продавца и  покупателя опосредуются разветвленной  системой оптовой и розничной  торговли банков, других кредитных  учреждений.
      Для того, чтобы возник и развивался рынок, необходимы определенные условия (черты):
      Во-первых, необходимо множество независимых  экономически самостоятельных субъектов, осуществляющих свободный выбор  партнеров по хозяйственным связям;
     рынок предполагает конкуренцию между  субъектами и рыночную мотивацию  их поведения,
в-третьих, связи между агентами рынка должны устанавливаться без опосредования  отношениями распределения (в частности, без централизованного распределения  производственных фондов, продовольствия по карточкам и т. д.);
в-четвертых, необходима полная экономическая ответственность  за результаты своей деятельности. Если нет данных условий, то нет рынка. Следовательно, рынок в развитом виде не может быть установлен декретом сверху и не может возникнуть в  один день. Его развитие — длительный и трудный процесс, немалую роль в котором играют как объективные  трудности современного этапа, так  и унаследованные от прошлого стереотипы прошлого.
Рынок выполняет  ряд функций.
1) Соединительная функция. Рынок обеспечивает взаимосвязь производства и потребления. Задача рынка — соединить владельцев товаров (производителей, продавцов) и владельцев денег (потребителей, покупателей) в общем обмене товарами, в котором они при определенных условиях (например, таких, как потребность в товаре, имеющийся доход, подходящая цена) готовы добровольно совершить акт купли-продажи.
2) Распределительная функция. Рынок опосредует общественное разделение труда между экономически обособленными производителями материальных благ и услуг. Он определяет, насколько необходимой и взаимовыгодной является та или иная продукция, а, следовательно, технологическая связь между участниками общественного производства. В рыночной экономике с развитой конкуренцией потребитель может выбрать поставщика товара с точки зрения качества. Рыночный обмен служит способом осуществления экономических интересов продавцов и покупателей. Их взаимосвязь строится на принципе личной материальной заинтересованности, что предполагает обмен нужными друг другу полезно и эквивалентность рыночной сделки.
3) Информационная функция. Через меняющиеся цены товаров и услуг процентные ставки на кредит и т. п. рынок дает участникам производства объективную информацию об общественно необходимых издержках производства, общественно необходимом качестве, ассортименте тех товаров и услуг которые продаются и покупаются на рынке.
4) Стимулирующая функция. Рынок позволяет каждому предпринимателю сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка и в условиях существующей конкуренции принимать меры к снижению затрат на производство, повышению качества продукции. Тем самым обеспечивается непрерывный технический прогресс производства, стимулируется развитие общественного производства.
5) Дифференцирующая функция. С помощью конкуренции рынок дифференцирует хозяйствующих субъектов: одни из них терпят убытки и разоряются, другие — получают доходы и развиваются. Тем самым рынок очищает производство от экономически слабых, нежизнеспособных предприятий и, следовательно, предоставляет возможности для эффективного развития перспективных производств.
          17. Структура и инфраструктура рынка
    Рынок - это совокупность сделок купли и  продажи товаров  и услуг. В такие сделки повседневно вступает каждый, когда, например, покупает продукты в магазине или уплачивает за проезд на общественном транспорте, приобретает билет в кино или на стадион. Если иметь в виду территориальные границы данного явления, то различают: а) местный (в пределах села, города, региона); б) национальный (внутренний) и в) мировой рынки.
    Роль  и функции рынка можно правильно  понять, если рассмотреть его в  рамках более широкой системы - товарно-рыночного  хозяйства. Оно состоит из двух подсистем: а) товарного производства и б) рынка, которые воссоединяются с помощью  прямых и обратных связей.  

      В системе рынков достаточно определенно выделяются следующие крупные отрасли:
    рынок потребительских  продуктов (он подразделяется на множество подотраслей, реализующих продовольственные и непродовольственные блага, рынок жилья и т. п.);
    рынок средств производства (здесь приобретаются вещественные факторы производства: оборудование, транспортные средства, здания, сооружения, сырье, топливо, электроэнергия и др.);
    рынок услуг (сюда входят многообразные виды сервиса: коммунальное и бытовое обслуживание, финансовые и страховые операции, коммерческие, социальные, культурные, духовные и иные услуги);
    рынок труда (для работодателей и наемных работников);
    рынок научных и опытно-конструкторских  разработок (продуктов научных исследований, готовых для освоения в производстве);
    рынок ссудных капиталов (сфера купли и продажи временно свободных денежных средств, используемых в производственных целях);
    рынок ценных бумаг (акций, облигаций и других документов, приносящих доход);
    рынок валют (национальные и международные учреждения, через которые производится покупка, продажа, обмен иностранных денежных единиц и денежные расчеты с другими государствами);
    рынок духовных благ (область купли-продажи продуктов интеллектуальной деятельности ученых, писателей, художников и др.).
    19. Закон спроса и факторы его определяющие
Спрос - это  платежеспособная потребность, то есть сумма денег, которую покупатели могут и намерены заплатить за какие-то нужные им изделия.
Закон спроса выражает следующую функциональную (математическую) зависимость спроса (С) от цены (Ц): С = Р(Ц), где F - показатель количественной зависимости. Чем выше цена товара, тем меньше спрос на него со стороны покупателей. Например, в нашей стране повышение цен на подписные издания в 1991-1998гг. привело к сокращению объема подписки. Действует и обратная зависимость: чем ниже цена, тем больше спрос.
    Такая количественная зависимость представлена в виде графика (рис. 6.2). Здесь взят тот же условный пример о продаже  яблок на местном рынке. На оси  ординат отложены цены на яблоки. На оси абсцисс указано количество яблок, на которое 

Степень количественного  изменения спроса в ответ на динамику цен характеризует эластичность (или неэластичность) спроса. Под  эластичностью спроса подразумевается степень изменения спроса (“чувствительность” его объема) в зависимости от цены. Мерой такого изменения служит коэффициент эластичности спроса (Kg):
    к == Рост объема спроса (в %)
    Снижение  цен (в %)  

    Эластичным спрос бывает тогда, когда величина спроса изменяется на больший процент, чем цена. Величина эластичности спроса по цене всегда отрицательное число, ибо числитель и знаменатель дроби всегда имеют разные знаки. В США опытным путем были получены такие оценки эластичности по цене (за долгосрочный период, со знаком “минус”): канцелярские принадлежности - 0,6, бензин- 1,5, жилье- 1,9, кино- 3,9.
    Неэластичный спрос проявляется, если платежеспособная потребность покупателей не чувствительна к изменению цен. Скажем, как бы ни возрастали или ни понижались цены на соль, спрос на нее неизменен. Знание коэффициента эластичности спроса имеет важное значение для прогнозирования объема спроса населения при изменении уровня рыночных цен.
    18. Рыночный механизм и его элементы
  Рыночный механизм - это механизм взаимодействия продавцов и покупателей по поводу установления цен, объемов производства, его структуры и качества продукции, это механизм распределения ресурсов и доходов на основе объективных экономических законов рынка.  

Рыночный механизм как механизм регулирования, представляет собой сложную систему, включающую в себя следующие элементы.  

1) субъекты (продавцы, покупатели, посредники, государственные учреждения и т.д.);  

2) объекты (различных видов рынка товаров);  

3) экономические связи между субъектами, которые могут проявляться в кооперации или конкуренции;  

4) наличие информации о принимаемых решениях для установления экономических связей;  

5) механизм ценообразования. 
 

20. закон предложения и факторы, его определяющие. 

Предложение – это  то количество товаров, которое продавцы согласны продать по данной  цене.
Закон предложения  зависит от цены. Чем выше цена, тем  больше предложение.

Закон предложения

Закон предложения — при прочих неизменных факторах величина (объём) предложения увеличивается по мере увеличения цены на товар.
Рост величины предложения товара при увеличении его цены обусловлен в общем случае тем обстоятельством, что при  неизменных издержках на единицу товара с увеличением цены растёт прибыль и производителю (продавцу) становится выгодным продать больше товара. Реальная картина на рынке сложнее этой простой схемы, но выраженная в ней тенденция имеет место.
Факторы, влияющие на предложение:
1. Наличие товаров  заменителей.
2. Наличие товаров-комплементов (дополняющих).
3. Уровень технологий.
4. Объём и  доступность ресурсов.
5. Налоги и  дотации.
6. Природные  условия
7. Ожидания (инфляционные, социально-политические)
8. Размеры рынка 
 

22. Цена: сущность, виды, функции.
Цена — количество денег, в обмен на которые продавец готов передать (продать), а покупатель согласен получить (купить) единицу товара. По сути, цена является коэффициентом обмена конкретного товара на деньги. Величину соотношений при обмене товаров определяет их стоимость. Поэтому цена является стоимостью единицы товара, выраженной в деньгах, или денежной стоимостью единицы товара, или денежным выражением стоимости.

Виды цен

Розничная цена

Розничной называется цена, которая устанавливается на товар, продаваемый в личное потребление в малых количествах. В соответствии с государственным стандартом ГОСТ Р 51303-99 розничная цена определена как цена товара, реализуемого непосредственно населению для личного, семейного, домашнего использования по договору розничной купли-продажи. Розничные цены включают издержки производства и обращения, прибыль предприятий, налоги и складываются с учётом ситуации на рынке.

  Оптовая цена

Оптовой (или  отпускной) называется цена, которая  устанавливается на товар, продаваемый крупными партиями (оптом). В соответствии с ГОСТ Р 51303-99 оптовая цена определена как цена товара, реализуемого продавцом или поставщиком покупателю с целью его последующей перепродажи или профессионального использования.

  Закупочная цена

Закупочная цена — вид оптовой цены, применяемый при закупках сельскохозяйственной продукции государством на внутреннем рынке. Закупочные цены дифференцируются в зависимости от качества продукции и с учётом географической сегментации рынка. В соответствии с ГОСТ Р 51303-99 закупочная цена определена как цена сельскохозяйственной продукции, закупаемой заготовителями у производителей по договорам контрактации.
Функции цен
Функции цен – наиболее общие свойства, которые объективно присущи категории «цена»
Функции цен характерны для любого вида цен.

Наибольшее  распространение  в экономической  литературе получила точка зрения, что  цене присущи четыре функции:

    учетная
    перераспределительная
    стимулирующая
    функция балансирования спроса и предложения.
22. Конкуренция: сущность, виды, методы.
Конкуренция — соперничество  субъектов рыночных отношений за лучшие условия и результаты коммерческой деятельности.
Сущность конкуренции  полнее раскрывается в ее функциях. Она оказывает содействие: 
1) расширению
предприятия, масштабов производства, повышению производительности работы и за счет этого снижению расходов производства на единицу продукции, а итак и цены; 
2) экономии ресурсов (естественных, материальных, трудовых, финансовых и др.); 
3) внедрению достижений науки и техники в производство, которое предопределяет рост производительности работы; 
4) улучшению качества продукции и обслуживание (в том числе послепродажного) потребителей; 
5) перераспределения капитала между областями и выравниванию нормы прибыльности в разных сферах и областях
экономики
6) созданию условий для банкротства
предприятий, росту на этой основе безработицы; 
7) возникновению экономических кризисов; 
8) усилению процесса дифференциации товаропроизводителей, т.е. обогащению одних и обедненности других; 
9) монополизации
экономики.
Виды:
    Совершенная конкуренция
    Несовершенная конкуренция
    Недобросовестная конкуренция
    Ценовая конкуренция
    Неценовая конкуренция
    Конкуренция покупателей
    Конкуренция продавцов
    Монополистическая конкуренция
    Экологическая модель конкуренции
    Деловая конкуренция
    Банковская конкуренция
Основными методами конкурентной борьбы в современных  условиях являются: 
1. ценовые; 
2. неценовые; 
Ценовые – соревнование цен. Ценовые методы характеризуются тем, что в конкурентной борьбе за потребителя и завоевание рынка главным образом используется такой прием как снижение цен.

Неценовые: техническое  производство, высокое качество, надёжность товаров, реклама, оформление товаров. 

23. Монополия: сущность и виды.
Монопо?лия — фирма (ситуация на рынке, на котором действует такая фирма-монополист), действующая в условиях отсутствия значимых конкурентов (выпускающая товар(ы) и/или оказывающая услуги, не имеющие близких заменителей). Первые в истории монополии создавались сверху санкциями государства, когда одной фирме давалось привилегированное право торговли тем или иным товаром.

Виды монополий

    Естественная  монополия — предприятия, объединенные единой сбытовой организацией, состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
    Государственная монополия — монополия, созданная в соответствии с законодательством, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа.
    Чистая монополия — ситуация, когда на рынке присутствует только один поставщик данного вида товаров и услуг.
    Конгломерат (Концерн) (в юридической практике — группа лиц) — несколько разнородных, но финансово взаимно интегрированных субъектов (напр. в России ЗАО «Газметалл»).

Другие виды экономических субъектов с привилегированным положением на рынке

    Монопсония — единственный или доминирующий на рынке определенного товара покупатель
    Олигополия — тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм.
    Картель — договоренность (в том числе неформальная) о единой сбытовой политике.
    Синдикат — сбыт продукции, распределение заказов осуществляется централизованно (например «Единая торговая компания» на рынке каустической соды)
 
24. Причины возникновения  и формы искусственных  монополий. 
Искусственная монополия – монополия рукотворная ( специально созданная).
Причины:
    Конкуренция;
    Погоня за более высокой прибылью.
Формы искусственных монополий:
    Картель ( самостоятельно произвожу, самостоятельно распространяю) – участники, которые договариваются о разделе рынков по квоте, доле, устанавливают свои цены. Они запрещены, путём тайного сговора образуются без договора (разглашения). Пример: рынки.
    Синдикат – организация в одной отрасли, которая организует сбыт продукции. Пример: крупные оптовики.
    Трест – самый тесный монополистский союз, участники которого теряют всю самостоятельность и находятся под единым управлением. Пример: СССР (Аэрофлот, трест столовых). В США был запрещён в 1890 году. В России существовал до 1993(5)г.
    Концерн – современное хозяйственное объединение, крупный, многоотраслевой, диверсифицированный комплекс ( производители, строители, торговцы) – управляет этим всем холдинговая компания, в руках которой акции входящих предприятий – банк.
 
25. Понятие предпринимательство.  Предпринимательство  как метод хозяйственной  деятельности. 

Основной вид  деятельности в рамках фирмы –  предпринимательство.
Предпринимательство – это деятельность, осуществляемая самостоятельным субъектом, который воплощает ранее неизвестные возможности в виде идей, сфер вложения капитала.
Основные  черты предпринимательства:
    Инициативная деятельность;
    Цель – коммерческий успех;
    Осуществляется собственником капитала;
    Осуществляется на постоянной основе;
    Характеризуется многообразием сфер;
    Обязательна государственная регистрация, государственное лицензирование.
Функции:
    Мобилизационная.
    Инновационная.
    Социальная.
Формы:
    Индивидуальная.
    Коллективная.
    Государственная – сам собственник не ведёт предпринимательской деятельности, передаёт свои права частным предпринимателям.
Доходность не является единственным критерием успеха, т.к. государство отвечает не только за свои предприятия, но и поддерживает малый бизнес.
Предпринимательство – метод ведения хозяйства.
    Самостоятельность и независимость ( относительная) – Что? Для кого? Как?; абсолютной самостоятельности не существует.
    Самоокупаемость ( возврат доходов).
    Самофинансирование.
    Материальная заинтересованность (стимулирование).
    Ответственность, величину которой можно посчитать.
    Риск.
Объектом предпринимательства  является любая деятельность, то на что направлена деятельность. Субъект  – предприниматель. 

26. Сущность и черты  предприятия. Фирмы. 

Основным хозяйственным звеном является предприятие (фирма) – это обособленная хозяйственная единица, созданная на базе профессионального труда коллектива, который на основе имеющихся ресурсов производит товары и услуги.
Признаки:
    Единство коллектива и средств производства;
    Административная самостоятельность, которая заключается в том, что предприятие, в лице руководства, а пределах полномочий самостоятельно принимает и реализует решения по ходу своей деятельности. Такая самостоятельность приобретает статус (положение), юридические лица – права.
Признаки  юридического лица:
    Наличие собственности во владении (определённого имущества), за которую несут ответственность;
    Наличие самостоятельного баланса (бухгалтерский баланс – доход и расход);
    Своя печать, расчётный счёт в банке, на который вносится уставный капитал (устав), который разрастается на основе Закона о предпринимательской деятельности РФ;
    Хозяйственная обособленность.
 
ЦЕЛИ:
    Экономические:
    Поддержание ликвидности;
    Рост конкретности.
    Создание условий труда.
    Развитие имиджа.
Фирма – совокупность предприятий под общим именем (имя предприятия).
БЫВАЮТ:
    По виду деятельности:
    Торговые;
    Транспортные и т.д.
    По правовому наличию:
    Единоличное владение;
    Объединение:
    Партнёрства (лица, люди);
    Корпорации (капиталы).
    По характеру собственности:
    Частные;
    Государственные.
    По принадлежности:
    Национальные;
    Иностранные.
30. Оборот капитала. Капитал основной  и оборотный. 

    Оборот  капитала  

    Непрерывно  происходящие кругообороты капитала образуют его оборот. Чтобы капитал смог полностью совершить оборот, требуется определенный период - время оборота. Оно отсчитывается от начала движения авансированного капитала до момента его полного возвращения в той же денежной форме, но возросшей на величину прибыли.
    Капиталы  разных предприятий имеют неодинаковое время оборота, что зависит от конкретных условий производства и  обращения. Например, в судостроении капитал в производительной форме находится довольно длительное время, а на текстильных фабриках - гораздо меньший период.
    Бизнесмену  небезразлична продолжительность  времени оборота: чем быстрее все пущенные им в дело деньги возвратятся с прибылью, тем с больше скоростью будет возрастать его собственность. Отсюда вытекает заинтересованность предпринимателя в конкретном подсчете времени оборота и выяснении путей его ускорения.
    Чтобы сравнить быстроту оборота капитала разных предприятий, применяется общая единица измерения. Такой естественной мерой является год. Вот как подсчитывается число оборотов капитала за год. Если число оборотов обозначим через Чо, единицу изменения (год) - через О и время оборота данного капитала - через о, то Чо = О/о. Иначе говоря, время оборота равно году, деленному на время оборота индивидуального капитала. Допустим, капитал предприятия совершает оборот за 3 месяца, тогда за год он обернется 4 раза (Чо = 12 месяцев/3 месяца).
    Чтобы быстрее получить прибыль, бизнесмен  использует основные пути ускорения оборота капитальной стоимости:
    а) сокращает время оборота и  б) улучшает состав производительного капитала. Рассмотрим их.
    Время оборота авансированной стоимости  состоит из времени производства и времени обращения (рис. 9.1).
    
    Рис. 9.1. Структура времени оборота 

    Время производства - период пребывания капитала на предприятии - включает: а) рабочий период; б) время самостоятельного воздействия сил природы на предмет труда и в) время пребывания товаров в форме производственных запасов.
    Рабочий период охватывает ряд дней, потребных для создания готовых изделий. Его длительность зависит от технологических особенностей каждой отрасли хозяйства и от характера продукта обработки. Одно дело выпекать хлеб за часы и минуты, другое - сооружать высотное здание. Для сокращения рабочего периода применяются многочисленные способы: изменяются условия труда (удлиняется рабочий день, растет напряженность труда, увеличивается количество смен за день), повышаются численность работников, их выработка.
    На  многих предприятиях предмет труда  подвергается определенному естественному процессу (так, за какое-то время из молока образуется простокваша, кефир). На этот период движение товаров, естественно, приостанавливается. Сократить такой “мертвый сезон” удается благодаря усовершенствованию технологии изготовления продуктов. Если, например, на естественную сушку древесины уходит 1,5-2 года, то на камерную требуется 15 суток, а на сушку токами высокой частоты - всего 35 минут.
    Наконец, время производства сокращается, если уменьшаются производственные запасы (хранящиеся на складах сырье, топливо, инструменты и т. п.), которые нужны для непрерывности технологического процесса. Напротив, если запасы накапливать сверх необходимых норм, то капитальная стоимость омертвляется. Лучше всего иметь на предприятии минимум запасов сырья и топлива и вместе с тем обеспечить их бесперебойную поставку
    Продолжительность оборота капитала сокращается также  за счет уменьшения времени обращения. Оно складывается: а) из времени покупки товаров (Д - Т) и б) периода реализации готовой продукции (Т' - Д').
    На  длительность времени обращения  влияют многие факторы: отдаленность рынка  от места производства, развитие транспортных сообщений, организация торговли, а также емкость рынка и покупательная способность населения. Бизнесмены ускоряют движение товаров и денег различными методами: совершенствуют транспортные средства, организацию связи и информации; широко рекламируют свои товары, продают их в кредит и др.
    Время оборота капитала уменьшается благодаря  улучшению состава производительного  капитала. Об этом стоит сказать  особо. 

    Основной  и оборотный капитал    

    Производительный  капитал (фонды) состоит из двух частей, стоимость которых проходит весь оборот и возвращается в денежной форме за совершенно разные сроки. Этими  частями являются: а) основной и б) оборотный капитал (табл. 9.1).
    Основной  капитал - та доля капитала, которая в течение длительного срока полностью участвует в производстве, но переносит свою стоимость на готовые изделия постепенно и возвращается к бизнесмену в денежной форме по частям. К нему относятся средства труда - заводские здания, машины, оборудование и т. п. Они покупаются сразу, а свою стоимость переносят на созданный продукт по мере износа. Так, каменные производственные здания могут служить 50 лет, машины- 10-12 лет, инструменты - 2-4 года. Допустим, предприниматель израсходовал на приобретение станков 100 тыс. руб. и они будут действовать 10 лет. Стало быть, станки будут передавать готовым изделиям ежегодно 1/10 часть своей стоимости- 10 тыс. руб. 
 

    Таблица 9.1
    Основной  и оборотный капитал 

  
Основный  капитал Оборотный капитал
Долго сохраняет свою натуральную форму (полезноть) Натуральная форма  преобразцется в иную полезноть
Учавствует  во многих кругооборотах Участвует в  одном кругообороте
Переносит свою стоимость на готовые продукты постепенно, по частям Переносит свою стоимость на готове проукты сразу  и полностью
 
    В отличие от основного оборотный капитал - другая часть капитала, стоимость которой полностью переносится на продукт и возвращается в денежной форме в течение одного кругооборота. Речь идет о предметах труда и быстроизнашивающемся (за год) инструменте.
    К оборотному капиталу на практике относят  заработную плату, поскольку деньги, затраченные на оплату труда, возвращаются за один кругооборот так же, как  и стоимость предметов труда. Отсюда вытекает заинтересованность бизнесмена в ускорении движения оборотного капитала: чем быстрее возвращаются, в частности, деньги, израсходованные  на заработную плату, тем шире возможность  за тот же год нанять больше работников. Это в конечном счете увеличит размер прибыли.
    Особую  заботу предприниматели проявляют  о возмещении стоимости основного  капитала, который требует постоянного  возобновления. Такое непрерывное  восстановление стоимости средств  труда производится по определенным нормам в соответствии с их износом. Этот износ бывает двояким: 1) физическим и 2) стоимостным (рис. 9.2). 

    
    Рис. 9.2. Виды износа основного капитала 

    Физический  износ означает утрату средствами труда своей полезности, в результате чего они становятся непригодными для дальнейшего использования. Этот износ происходит в двух случаях: а) в процессе технологического применения (поломка машин, разрушение фабричного здания от вибраций и т. п.) и б) если оборудование бездействует и теряет свои качества (разрушается под воздействием жары, холода, воды и пр.).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.