На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Внутриличностный конфликт и его социальные последствия

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 08.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ВВЕДЕНИЕ
     Современный этап общественного развития, характеризующийся  глубинными социальными изменениями, связанными прежде всего с обновлением  системы ценностей, создает специфическую  ситуацию, требующую от каждого человека самостоятельного решения относительно цели, смысла жизни, понимания сущности своего бытия. Любые внешние изменения  могут сопровождаться негативными  психологическими последствиями, если они не подкрепляются адекватными  изменениями в системе ценностей  самого индивида, не находят опору  в его личностно-смысловых образованиях. В этих случаях проявляется недостаточная  сформированность механизмов личностной адаптации. Одной из форм наступающей  дезадаптации в аналогичных ситуациях  является внутриличностный конфликт, который сопровождается такими выраженными  негативными последствиями, как  личностная необустроенность, нестабильность и неопределенность, потеря эмоционального равновесия при стрессовых ситуациях. В конечном итоге все это приводит к неустойчивости и неуравновешенности психики, несбалансированности ее проявлений. 
          Актуальность теоретического исследования внутриличностного конфликта определяется и малым числом специальных исследований, посвященных данной проблеме. Так, по оценке А.Я.Анцупова и А.И.Шипилова[2], к концу XX века проблеме внутриличностного конфликта было посвящено лишь 8% публикаций в отечественной конфликтологии, тогда как на изучение межличностных конфликтов приходится около 83% работ [15; 53]. В то же время, большинство исследований внутриличностного конфликта принадлежит зарубежным авторам (Дж.Доллард, КТольдштейн, К.Левин[18], Н.Миллер, З.Фрейд, К.Хорни, К.Юнг, и др.). Среди отечественных исследователей внутриличностный 
конфликт изучался в основном представителями клинического направления, 
рассматривавшими его как основу возникновения невротических реакций (ЮЛ.Александровский, А.В.Вальдман, В.С.Мерлин, В.Н.Мясищев и др.) 
Анализ литературы показал, что проблема психологии внутриличностного конфликта недостаточно разработана, что ценностно-смысловая обусловленность внутриличностного конфликта не выступала в качестве предмета специального исследования. Кроме того, в научных разработках отсутствует исследование внутриличностного конфликта как целостного психического явления, специфика которого заключается в единстве и взаимосвязи его социальных и психологических факторов.

     Изучение  научных трудов по психологии личности показывает, что проблема внутриличностных конфликтов в той или иной мере поднималась и поднимается в  российской науке (Б.Г.Ананьев[3], Л.И.Божович[4], Б.СБратусь, Л.С.Выготский, и др.). Среди современных отечественных исследований выделяются работы, которые дают представление о проблеме внутриличностного конфликта, намечают отдельные подходы к разработке единой методологии внутриличностных конфликтов, способов их преодоления, и в которых внутриличностный конфликт рассматривается как борьба разнонаправленных личностных тенденций, сопровождаемая эмоциональным напряжением или переживанием (Ю.Е.Алешина, А.Я.Анцупов, Л.Ф.Бурлачук, Н.В.Веселова, Ф.Е.Василюк, Е.А.Донченко, и др.); как конфликты потребностей (А.Маслоу, К.Левин[18], Г.Мюррей, С.Б.Каверин и др.) и конфликты, обусловленные духовными факторами (Р.Ассаджиоли, В.Франкл, Н.А.Коваль и др.). Некоторые исследователи особо подчеркивают роль социальных факторов в развитии внутренних противоречий(А.Адлер, Б.Г.Ананьев[3], Л.Бинсвангер и др.). 
Однако, необходимо отметить, что полного и всестороннего решения проблемы психологии внутриличностного конфликта на уровне обобщенной теории, опирающейся на системный подход и представление о его ценностно-смысловой сущности в контексте самореализации личности, не существует. В связи с этим возникает актуальная потребность более глубокого изучения его психологической сущности, с тем, чтобы можно было расширить систему представлений о психологии внутриличностного конфликта.

   Гипотеза  исследования заключается в предположениях о том, что:  
1) внутриличностный конфликт представляет собой психическое 
явление, в основе которого лежит поляризация позиций человека, свидетельствующая о борьбе смысловых образований и вызывающая психологический дискомфорт в связи с тем, что ни один из полюсов не доминирует над другим; 
2) развитие внутриличностного конфликта происходит в результате влияния одновременно объективных и субъективных факторов как следствие неблагоприятных возможностей самореализации.

   Объект: исследования  внутриличностный  конфликт как психическое явление.
   Предмет: психологическая сущность внутриличностного  конфликта.
    Цель  данной курсовой работы:
      дать общую характеристику ВЛК;
 
   Цель  определила нам комплекс задач, которые  необходимо решить в этой работе:
      Проанализировать современное состояние изучения проблем в современной науке;
      Рассмотреть понятия и виды  ВЛК конфликта. Проблемы классификации;
      Рассмотреть ВЛК   как тип конфликта;
      Обозначить проблемы социальных последствий ВЛК.
ГЛАВА I. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМ В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ
     Внутриличностные  конфликты затрагивают все стороны  деятельности человека, включая профессиональную деятельность, систему социальных отношений, определяют особенности личностного  и профессионального роста, полноту  самореализации. Более того, внутренние противоречия часто рассматриваются  как движущая сила развития личности. Например, Карл Юнг пишет: "Явно невыносимый  конфликт есть доказательство правоты  нашей жизни. Жизнь без внутреннего  противоречия - это либо только полжизни или же жизнь загробная, та, которая  предназначена только ангелам. Но Господь  любит людей больше, чем ангелов" .Очевидно, что психологическая сущность внутриличностного конфликта должна исследоваться в контексте ценностно-смысловых образований, поляризация которых составляет основу конфликта, а также в контексте самореализации.                        Последнее обусловлено еще и тем, что самореализация индивида не только значительно затрудняется в случае выраженного внутриличностного конфликта и его негативных последствий, но также является и механизмом его преодоления. 
         Проблема внутриличностного конфликта затрагивается во многих работах отечественных авторов, занимающихся исследованием психологии личности (Л.И.Божович[4], В.В.Столин, НЗ.Крогиус, Б.С.Братусь, В.А.Петровский, К.А.Абульханова-Славская, С.Л.Рубинштейн, 
Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, В.Н.Мясищев, В.С.Мерлин, 
Ю.А.Александровский, А.Р.Лурия, Б.Г.Ананьев[3], В.А.Петровский, АЛ.Анцупов, А.И.Шипилов[2], Т.С.Сулимова и др.). При этом уделяется особое внимание роли внутренних противоречий субъекта в его развитии, адаптивном функционировании в социальной среде, подчеркивается 
взаимосвязь субъективных и объективных основ образования внутриличностного конфликта. Последнее десятилетие XX века ознаменовалось появлением ряда специальных исследований, посвященных особенностям эмоционально-волевой регуляции в условиях внутриличностного конфликта, специфике психологических конфликтов у лиц, обращающихся за консультативной помощью, особенностям внутренних конфликтов у акцентуированных личностей здоровых и больных неврозами, внутриличностным конфликтам слушателей высшей школы, госслужащих, роли духовно-ориентированного диалога в выявлении и разрешении внутренних конфликтов, разработке акмеологического подхода к разрешению внутриличностного конфликта (Н.В.Веселова, В.О.Жданов, М.Ю.Колпакова, Е.Л.Милютина, Г.В.Сапогова, Ю.Н.Юрлов и др.). 
В зарубежной психологической мысли внутриличностные конфликты чаще всего рассматриваются как внутренние противоречия, вытесняемые в сферу бессознательного и порождающие невротические состояния (З.Фрейд, К.Хорни, К.Юнг, А.Адлер и др.). Таким образом, общепризнанной остается психоаналитическая трактовка 
внутриличностного конфликта, хотя выделяются и другие подходы (например, в теории когнитивного диссонанса Л.Фестингера, межличностной теории психиатрии Г.Салливана, персонологии Г.Мюррея, экзистенциальной психологии М.Босса и Л.Бинсвангера, гуманистической психологии К.Роджерса и др.). 
         Для отечественных исследователей характерно разнообразие психологических терминов, используемых для анализа изучаемого нами явления: "внутриличностный конфликт" (А.Я.Анцупов, А.И.Шипилов, В.О.Жданов, Е.Л.Милютина, Ю.Н.Юрлов и др.), "психологический конфликт" (В.С.Мерлин, Н.В.Крогиус, КВ.Веселова и др.), "внутренний конфликт" (Б.Г.Ананьев[3], М.Ю.Колпакова, Г.В.Сапогова и др.), "невротический конфликт" (Л.Ф.Бурлачук, Е.Ю.Коржова и др.), "внутриличностная борьба" (Е.Л.Доценко), "рассогласование" (Ю.А.Александровский, А.В.Вальдман, Ю.М.Орлов и др.). Всеми авторами в основу внутриличностного конфликта закладывается противоборство различных тенденций: "противоречие" (К.А.Абульханова-Славская) или "внутреннее противоречие" (В.С.Мерлин, С.Л.Рубинштейн и др.), "раздвоение" или "расщепление" (А.Ф.Лазурский) и т. п. При этом ситуация внутриличностного конфликта сопровождается "переживанием" (А.Я.Анцупов, А.И.Шипилов[3], Л.И.Божович и др.) или "эмоциональным напряжением" (В.Н.Мясищев и др.).

          Изучение работ зарубежных авторов дает представление о еще большем многообразии понятийного аппарата, привлекаемого для описания данного феномена: "невротический конфликт" (К.Хорни), "базальный конфликт" (З.Фрейд), "базовое человеческое противоречие" и "экзистенциальная дихотомия" (Э.Фромм), "ощущение разлада с миром" (Гегель), "неконгруэнтность" (К.Роджерс), "экзистенциальная слабость" (М.Босс, Л.Бинсвангер), "нравственный конфликт" и "экзистенциальная фрустрация" (В.Франки), "комплекс неполноценности" (А.Адлер), "духовный кризис" (Р.Ассаджиоли) и др. Столь широкие границы тезауруса в рамках одной проблемы приводят к мысли о необходимости его конкретизации и структурной модификации, а также свидетельствуют о том, что внутриличностный конфликт есть системное психическое образование. 
Анализ самого понятия конфликта вычленяет такое его основание, как противоречие, лежащее в фундаменте данного явления. В науке  существует множество определений конфликта. Так, например, А.Я.Анцупов и А.И.Шипилов[2] определяют конфликт как "наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями" . Д Л.Зеркин рассматривает конфликт как "противоборство общественных субъектов с целью реализации их противоречивых интересов, позиций, ценностей и взглядов" .В психологическом словаре под редакцией А.С.Ребера дается определение конфликта как "чрезвычайно широкого термина, используемого в отношении любой ситуации, в которой присутсп взаимно противоположные события, мотивы, цели, поведения, импульсы и т. п.". В литературе конфликт также понимается как "противоборство, вызванное трудно разрешимыми противоречиями, сопровождающимися острыми эмоциональными переживаниями" . Приведенные определения показывают, что в основе конфликта лежат две разнонаправленные или взаимоисключаемые тенденции, а конфликт как таковой имеет прямое отношение к деятельности человека, ею определяется и опосредуется и в ней же разрешается. 
       Ряд исследователей полагает, что психологическая теория, в частности теория личности, должна строиться на принципах противоречия и конфликта (К.Юнг, Дж.Доллард, Н.Миллер и др.). Юнгом отмечается, что первоосновой активности психических процессов субъекта является развитие культуры и цивилизации, что определяет постоянные противоречия внутреннего и внешнего мира (цит. по ). Согласно Дж.Долларду и Н.Миллеру, поскольку все тенденции никогда не являются полностью конгруэнтными и хорошо интегрированными, то все теории личности должны так или иначе затрагивать проблемы конфликтных мотивов и тенденций . При обращении к проблемам психологии личности почти всегда затрагиваются понятия внутренних противоречий, конфликтов, борьбы мотивов, внутриличностной дезадаптации, а сам конфликт рассматривается как источник развития индивида, приобретение им качественно новых образований (ЛИ.Божович, КА.Коваль, Л.М.Митина, О.В.Кузьменкова, В.Г.Асеев, Э.Эриксон и др.). 
Следовательно, личность является конфликтной по самой своей природе, поскольку, с одной стороны, она стремится к развитию, самореализации, к эффективной адаптации в социуме, достижению гармонии, а, с другой, - подобные стремления могут наталкиваться на препятствия, обусловленные характером ее противоречивых отношений и связей. И действительно, в литературе внутриличностный конфликт часто рассматривается в плане целостной структуры личности как нарушение связей ее подсистем и отношений (С.Л.Рубинштейн, Е.Л.Доценко, К.Хорни и др.). В частности, В.Н.Мясищев говорит о нарушении отношений в целостной системе связей, вследствие чего возникает длительное эмоциональное напряжение , а С.Л.Рубинштейн отмечает "...наличие внутренних противоречий в многоплановой совокупности тенденций, составляющих психический склад человека" Основываясь на иных методологических позициях, К.Юнг полагает, что в конфликт вовлекаются комплексы как обособленные субличности индивида  
Более того, А.Н.Леонтьев[16] замечает, что с расширением связей субъекта с миром расширяется и число многообразных отношений, которые являются объективно противоречивыми. Такие перекрещивающиеся связи порождают конфликты, которые могут фиксироваться и входить в структуру личности. Причем эта структура не сводится к совокупности отношений с миром и иерархии между ними, а характеризуется соотношением систем жизненных отношений, между которыми происходит борьба  . Схожую мысль высказывает В.С.Мерлин, по мнению которого психологический конфликт возникает в результате противоречий свойств индивидуума и отношений личности .Тем самым подчеркивается закономерная связь субъективных и объективных факторов в развитии внутриличностных конфликтов, равно как и их ценностно-смысловая обусловленность.

    Вместе  с тем, все эти подходы, несмотря на их разнопредметные основания  и, отсюда, существенно различающиеся  языки описания, роднит достаточно ясно выраженное представление о  конфликте:
    как о явлении, случающемся с человеком (людьми), т.е. таком феномене, который происходит необходимо-неизбежно и несет на себе отпечаток негативизма;
    как о явлении, имеющем однозначно линейный характер (предпочтение-отвергание, победа-поражение, выигрыш-проигрыш).
    Не  будет преувеличением заметить, что, несмотря на многочисленные исследования зарубежных авторов и множественные  описания конфликта, все еще ничтожно мало успехов в разрешении противоречий как внутриличностного плана, так  и разного масштаба социальных. [19]
    Понимая важность адекватного описания явления, при всем множестве попыток, отметим, что практически все исследователи  обращают внимание на внешнюю - феноменальную  и внутреннюю - неявную стороны  конфликта; на его типологические характеристики, связанные с масштабом столкновения, особенностями участвующих сторон и их интересами; на динамические характеристики.
    В связи с этим специально отметим, что самым важным в понимании  и описаниях конфликта является его связь с тем противоречием, выразителем которого он, по сути дела, является. Собственно говоря, это обстоятельство является ведущим, поскольку назначение конфликта в том и состоит, чтобы так представить противоречие, чтобы привлечь именно те ресурсы  и в том объеме и порядке, которые  приведут к его (противоречия) разрешению.
    Мы  видим, что исследование внутриличностного  конфликта на данный момент всё еще  продолжается, нет однозначных и  конечных выводов. По сей день учёные вносят свой вклад в развитие этого  феномена. 
 

    1.1 Понятия и виды конфликта. Проблема классификации конфликта
Понятие внутриличностного конфликта
     Отечественные исследователи подразделяют все  концепции, описывающие механизм внутриличностного  конфликта по определению предмета столкновения (или по критерию связи  с внешней средой): интрапсихические, ситуативные и когнитивистские.
    Психодинамические (интрапсихические) концепции опираются на биопсихическую основу индивида и представлены в теориях З. Фрейда, К.Г. Юнга, А. Адлера, Э. Фромма, К. Хорни.
    Ситуационные подходы, опирающиеся на представление конфликта, как реакции на внешнее стечение обстоятельств в работах бихевиористов Д. Скинера, необихевиористов Н. Миллера, Дж. Долларда.
    Когнитивистские концепции основываются на понимании конфликта, как познавательного феномена в работах К. Роджерса, А. Маслоу, К. Левина, В. Франкла, Л. Фестингера.
     Как можно увидеть, решение вопроса  о том, что сталкивается в конфликте  связано с общей методологической ориентацией исследователя. Эти  общие парадигмы сливаются у  некоторых авторов в синтетические  концепции, которые становятся в  большей или меньшей степени  эклектичными.
     Внутриличностный  конфликт - это острое негативное переживание, вызванное борьбой структур внутреннего  мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающее  принятие решений. Э. Шостром сравнивает конфликт с двухпартийной системой демократии: В каждом из нас заложена двухпартийная система, при которой  одна часть у власти, другая в  лояльной оппозиции. Но оппозиция может  предполагать не только контроль и  критику, но и жесткую борьбу, т.е. конфликт.[14]
     Внутриличностный  конфликт довольно специфичен, его  специфические особенности состоят  в следующем:
    особенность структуры конфликта - отсутствие субъектов конфликтного противостояния в лице отдельных личностей или групп, сторонами конфликта становятся различные внутриличностные образования;
    специфичность форм протекания и проявления - такой вид конфликта протекает в форме тяжелых внутренних переживаний, сопровождается специфическими состояниями - страхом, депрессиями, стрессом, может вылиться в невроз или психоз;
    латентность протекания как для окружения, так зачастую и для самого индивида.
     Внутриличностные  конфликты можно разделить на две группы, исходя из природы противоречий, лежащих в основе конфликта:
      результат перехода объективных противоречий во внутренний мир человека (моральные, адаптационные конфликты);
      возникающие из противоречий внутреннего мира личности, как отражение отношения личности к окружающей среде (мотивационные конфликты, неадекватная самооценка).
     В современной конфликтологии выделяют три уровня развития внутреннего  психологического противоречия:
    психологическое равновесие внутреннего мира конкретной личности;
    нарушение равновесия, осложнения, затруднение основных видов осуществляемой деятельности, проекция внутреннего психологического дискомфорта на работу, общение с окружающими, внешний мир в целом;
    невозможность реализации собственных планов и разработанных программ, разрыв жизни, невозможность выполнять свои жизненные функции до тех пор, пока не разрешится жизненный кризис[7].
 
     Виды  внутриличностных конфликтов
     Исторически одной из самых влиятельных в  психологии оказалась традиция, рассматривающая  мотивационные конфликты. Классиком  в этой области признан Курт Левин, рассматривавший, выводя их из анализа  проблем, возникающих в жизненной  ситуации индивида. Предметом изучения для него стали мотивы, вступающие в борьбу по причине несовместимости  и одновременной актуализации. К  конфликтному Левин [18]относил одновременное воздействие на индивида противоположно направленных мотивов равной величины. При этом он различал три варианта течения этих конфликтов:
    Альтернативы в равной мере привлекательные, но взаимноисключающие друг друга (Буриданова ослица). Здесь ключевым являются факторы значимости и единовременности, без которых внутриличностного конфликта как такового просто бы не было.
    Альтернативы в равной мере непривлекательные (выбор из двух зол, где нет меньшего).
    Одна и та же цель в равной мере, но в разных аспектах является и привлекательной, и непривлекательной одновременно. Внутренняя борьба в этом случае связана со взвешиванием всех за и против.
     Более сложным представляется позиция  отечественного автора В.В. Столина, описывающего конфликт мотивов, как противоречие смыслов «Я». С точки зрения этого  автора действие, объективно связанное  с двумя мотивами так, что служит шагом в направлении к одному из них и одновременно шагом в  направлении от другого, и в силу этого обладающее конфликтным смыслом, может быть названо поступком. А  смысл «Я» возникает в результате соотнесения собственных свойств  с мотивами действий: расширяются  связи человека с миром, расширяется  его мотивационная сфера возникает  множественность смыслов «Я». Если бы деятельности никогда не пересекались, то человек имел бы столько социальных личностей, сколько имеется различных  групп людей, мнением которых он дорожит (У. Джемс). В определенных пределах так и происходит: пока две человеческие деятельности не столкнулись в жизни человека, он может иметь непротиворечивый образ «Я», состоящий из потенциально противоречивых свойств. Но деятельности пересекаются в различных обстоятельствах в жизненном пространстве индивида, где поступок и становится перекрестком, пересечением деятельностей. Конфликтный смысл «Я» возникает после совершения поступка.[15]
     Таким образом, до совершения поступка личность переживает конфликтную ситуацию субъективную трудность выбора, психическую напряженность, эмоциональный дискомфорт, сигнализирующие  об этой конфликтности. Но только поступок инициирует конфликт: смысл Я становится объективно противоречивым. Возникшее  противоречие противоречие самосознания. Таким образом, множественность  деятельностей приводит к множественности  смыслов Я, пересечение деятельностей  к поступкам, поступки к конфликтным  смыслам Я, а конфликтный смысл  Я запускает дальнейшую работу самосознания. Т.е. конфликт, с точки зрения отечественной  психологии, это возможный фактор становления личности, при условии, что речь идет о сознательном признании  факта поступка. Если же факт совершения поступка отвергается, перед нами работа бессознательного по защите психики  от проведения работы по самосознанию[25].
  Сознание  поступка
Личностный  выбор Факт совершения поступка признается Факт совершения поступка отвергается
В пользу отвергнутого мотива Раскаяние Самообман
Против  отвергнутого мотива Ужесточение Дискредитация
Нерешенность  выбора за и против Смятение Вытеснение
     Табл. 1.1.
     Когнитивные конфликты - в основе таких конфликтов лежат несовместимые представления (когниции) личности. Человек стремится  к непротиворечивости, согласованности  своей внутренней системы представлений, убеждений, ценностей и т.д. и испытывает дискомфорт при возникновении несогласования этих структур. Когнитивисты обратили внимание на то, что происходит в  психике человека после этого. Согласование идей осуществляется разными путями:
    путем изменения отношения к одной из когниций: сегодняшние мысли изменяют воспоминания (решение создает собственные опоры для поддержки  причины, которыми мы оправдываем его целесоообразность). Все те аргументы, которые были за, после принятия позиции воспринимаются как более значимые и привлекательные, чем на стадии размышления;
    путем изменения одной из когниций (1- когниция знаю, что курю, 2- когниция знаю, что курить вредно: удаляется одна из когниций или снижается ее значимость во внутренней структуре «Я»);
    путем увеличения консонансных составляющих, поддерживающих когниции по сравнению с диссонансными (курить легкие сигареты, у которых снижено количество вредных веществ);
    путем перестройки «Я» - концепции, т.е. проведение ревизии всей системы и включения обеих когниций в более широкий контекст;
    путем создания защитных механизмов, представляющих сложившуюся ситуацию как отсутствие возможности выбора (перекладывание ответственности на другого и представление себя орудием чужой воли) или оправдание себя наличием неконтролируемых внутренних состояний (усталость, опьянение и т.д.) или полное вытеснение самого поступка. [39]
     Здесь можно пронаблюдать две прямо  противоположные возможности:
     - выбор на уровне самосознания (между «Я хороший» или «Я  плохой»);
     -выбор  в пользу ухода от сознательного  решения проблемы (временного или  абсолютного): «Я не могу поступить  плохо, потому, что я хороший».
     Ролевой конфликт - одним из способов описания человека как субъекта деятельности является использование представлений  о совокупности его ролей, восходящее в западной социальной психологии к  работам интеракционистов Дж. Мида и Ч. Кули. С их точки зрения человек  получает свою социальную определенность через систему взаимодействий с  другими людьми в группе. Сила группы не равна сумме сил всех ее участников, так как существует эффект взаимодействия, называемый синергетическим.[22]
     Разные  члены группы выполняют в процессе взаимодействия разные функции, которые  именуются ролями. Согласие в групповом  процессе обеспечивается тем, что каждому  члену группы известны ожидания группы по поводу его поведения в рамках предписанной ему роли. Каждая роль имеет свое содержание: шаблоны действий, знаний, умений и навыков; реакций  на поступки других людей. Личность может  соотнести логику своих действий с логикой социальных ожиданий и  норм. И здесь кроется источник внутриличностного конфликта. Возникновение  противоречия между различными ролевыми позициями личности, ее возможностями  и соответствующим ролевым поведением может привести к ролевым конфликтам[27].
     Традиционно различают два типа ролевых конфликтов:
     1. Личностно ролевой конфликт - конфликт  «Я – роль», где различия  возникают между требованиями  роли и представлениями о ней  личности. Здесь проблема выбора  возникает из-за неспособности  соответствовать требованиям роли, из-за нежелания ей соответствовать.  В этой ситуации человек может  отказаться от выполнения роли  или выбрать роль и изменить  себе; возможен компромиссный вариант  снятия этого противоречия.
     2. Межролевой конфликт предполагает  противоречие между разными ролевыми  позициями, которые по каким-то  причинам оказываются несовместимыми (семья работа).[21]
     Факторы, определяющие силу этого типа конфликтов:
    степень несовместимости разных ролевых ожиданий;
    жесткость, с которой эти требования предъявляются;
    личностные характеристики самого индивида, его отношение к ролевым ожиданиям.
     Таким образом, в отечественной и западной психологии видно кардинально отличные установки: если наши авторы стремятся  рассматривать психический мир  личности как целостность и определять конфликт как элемент трудных  для психики ситуаций, то западные конфликтологи идут по пути структурирования конфликта на конкретные специфические  виды и пытаются работать с каждой формой по-своему. У каждой из описанных  парадигм есть свои сильные и слабые стороны, и, по-видимому, они бы только выиграли, если бы попытались найти  общую методологическую платформу  для взаимодействия.[22]
     В целом, стоит отметить, что конфликт, а внутриличностный особенно, - сложное  явление, трудно поддающееся классификации. Но, тем не менее, существует два  подхода к типологии такого рода конфликтов.
     1 Система использует язык переживания  человеком трудной для него  ситуации. Примером этого называют  классификацию Анцупова и Шипилова, опирающуюся на фрейдовскую теорию  описания психики человека:
     а) Мотивационный конфликт - столкновение мотивов, бессознательных стремлений (З. Фрейд, К. Хорни, К. Левин). «Между хочу и хочу».
     б) Нравственный конфликт - столкновение долга и желания, моральных принципов  и личных привязанностей, желаний  и внешних требований, долга и сомнения в необходимости следования ему (советская школа, В. Франкл). «Между хочу и надо».
     в) Конфликт нереализованного желания  или комплекса неполноценности - конфликт между желаниями и реальной действительностью, которая блокирует  их удовлетворение, или недостаточными физическими возможностями (часто  это конфликт между желанием быть таким, как они - референтная группа и невозможностью осуществления) (А. Адлер; советская школа). «Между хочу и могу».[32]
     г) Ролевой конфликт - внутриролевой (различное  понимание личностью себя и своей  роли: «Я и роль»), межролевой (невозможность  соединять несколько ролей одним  человеком). Интенсивность ролевого конфликта определяется степенью совместимости, несовместимости различных ожиданий; уровнем жесткости, с которой  предъявляются эти требования; личностными  характеристиками самого индивида, его  отношением к ролевым ожиданиям. «Между надо и надо».
     д) Адаптационный конфликт нарушение  равновесия между человеком и  окружающей средой (широкий смысл) или  нарушение процесса социальной или  профессиональной адаптации. «Между надо и могу».
     е) Конфликт неадекватной самооценки расхождение  между самооценкой, притязаниями и  реальными возможностями (низкая или  высокая самооценка и низкий или  высокий уровень притязаний). «Между могу и могу».
     ж) Невротический конфликт - длительно  сохраняющийся любой из вышеописанных  видов конфликтов или их совокупностей.
     2. Вторая типология конфликтов  оперирует иными, более общими  единицами и предполагает описание  исходя из общей феноменологии  самосознания личности. Содержание  работы самосознания по преодолению  конфликта исследователи называют личностным решением задачи на конфликтный смысл (Столин В.В. Самосознание личности).
     Способы завершения внутриличностных конфликтов могут быть:
     1. Бессознательные связаны с использованием  механизмов внутриличностной защиты (идеализация, вытеснение, уход, сублимация  и т.д.);
     2. Сознательные определяются следующими  вариантами: переориентация изменение  притязаний в отношении объекта,  вызвавшего проблему; компромисс  осуществление выбора в пользу  какого-либо варианта и его  реализация; коррекция изменение  «Я концепции» в направлении  достижения адекватного представления  о себе[9].
     Показатели  внутриличностного конфликта
     Внутриличностный  конфликт, как психологический аспект личности имеет показатели, которые  подразделяют на несколько групп:
     1. Когнитивная сфера - противоречивость  образа - «Я»; снижение самооценки; осознание своего внутреннего  состояния, как психологического  тупика, задержка принятия решения;  субъективное признание наличия  проблемы ценностного выбора, сомнение  в истинности мотивов и принципов,  которыми субъект ранее руководствовался.
     2. Эмоциональная сфера - психоэмоциональное  напряжение; значительные отрицательные  переживания.
     3. Поведенческая сфера - снижение  качества и интенсивности осуществляемой  деятельности; снижение удовлетворенности  этой деятельностью; негативный  эмоциональный фон общения.
     4. Интегральные показатели - нарушение  нормального механизма адаптации;  усиление психологического стресса.
     Условия возникновения внутриличностного  конфликта:
     1. Личностные условия - связаны  с возможностью осознания существующего  противоречия:
    актуализация сложности внутреннего мира личности;
    сложная и развитая иерархия потребностей и мотивов;
    высокий уровень развития чувств и ценностей;
    сложно организованная и развитая когнитивная структура, способности индивида к самоанализу, рефлексии.
     То  есть из вышесказанного становится видно, что внутриличностный конфликт возможен только при условии наличия у  индивида сложного внутреннего мира и актуализации этой сложности. Здесь  проходит теоретическая граница  между ситуациями фрустрации и конфликта. Ситуация фрустрации предполагает наличие  материального или идеального запретов или преград, которые выступают  для индивида как самоочевидные, не обсуждаемые, являясь по существу психологически внешними. Запрет может  перестать быть самоочевидным, стать  внутренне проблематичным, и тогда  ситуация фрустрации превращается в  собственно конфликтную ситуацию[14].
     2. Ситуативные условия:
    внешние - борьба с окружающей природой, порождение новых мотивов в результате удовлетворения старых, ограничение важных для человека мотивов со стороны общества;
    внутренние - противоречия равно значимых сторон личности, осознание субъективной неразрешимости ситуации.
 
Тип критической  ситуации Онтологическое  поле Тип активности Внутренняя  необходимость Нормальные  условия
Стресс Витальность Жизнедеятельность организма «Здесь и  теперь» удовлетворение Непосредственная данность жизненных благ
Фрустрация Отдельное жизненное  отношение Деятельность Реализация  мотива
Трудность
Конфликт Внутренний  мир Сознание Внутренняя  согласованность Сложность
Кризис Жизнь как целое Воля Реализация  жизненного замысла Трудность и  сложность
     Табл. 1.2. Типология критических жизненных ситуаций.
     Таким образом, в отечественной психологической  литературе существует понятие критической  ситуации, которое определяется, как  ситуация невозможности, в которой  конкретный субъект сталкивается с  невозможностью реализации внутренних необходимостей своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей и т.д.). Конкретная работа с критическими жизненными ситуациями определяется ее типом: стресс, фрустрация, конфликт и кризис. Здесь становится понятным, что конфликт - признак  довольно сложной душевной организации  личности.
ЖИЗНЕННЫЙ МИР
     ВНУТРЕННИЙ ВНЕШНИЙ
     ПРОСТОЙ Легкий Трудный
Инфантильный жизненный мир
Реалистичный жизненный мир
Стресс (= кризис) Стресс Фрустрация (= кризис)
     СЛОЖНЫЙ Ценностный жизненный мир
Творческий  жизненный мир
Стресс  Конфликт (= кризис)
Стресс Фрустрация Конфликт (=Кризис)
     Табл. 1.3.Факторы корреляции сложности и трудности жизненного мира личности и типов критических ситуаций, характерных для нее.
     Под стрессом понимается ответная реакция  организма на специфическое воздействие  внешней среды, связанное с угрозой, нарушающее адаптацию, контроль и препятствующее самоактуализации личности. Для существа легкого и простого жизненного мира любое самое незначительное нарушение  стремления к здесь-и-теперь удовлетворению представляет собой критическую  ситуацию, т.е. постановку под вопрос всего существования, так как любая самая простая частная неудовлетворенность мгновенно перерастает в психологическую катастрофу. [26]
     Следовательно, изнутри для всякого инфантильного  существа всякий стресс является кризисом. Отсюда, чем больший вес инфантильная установка имеет в психике  данного человека, чем более она  определяет его мироощущение, тем  больше вероятность, что любая ситуативная  неудача или неприятность будет  ощущаться как глобальный жизненный  кризис. Вес инфантильной установки  в жизненном мире человека определяется его психологическим возрастом, конституционально - характерологическими особенностями, текущим психофизиологическим состояниям[2].
     В простом и трудном мире происходит дифференциация стресса и кризиса  за счет выработки механизма терпения надежды, назначение которого как раз  и состоит в борьбе со стрессом. Но именно этот механизм делает возможным  существование стресса, как особой психологической реальности: не будь терпения, мы всякий раз бы сталкивались с инфантильным кризисом. Но в этом мире фрустрация становится тождественной  кризису. Это объясняется тем, что  при условии неудовлетворения потребности, которая в этом мире фиксируется, как единственная, вся жизнь, подчиненная  удовлетворению этой потребности, становится под угрозу, что равносильно кризису. Здесь еще нет конфликтов, так  как нет сложности, борьбы мотивов, мир определяется как односоставный. Действия такого индивида, движимого  конкретными импульсами, представляют собой постоянные выяснения отношений  с внешним миром. Но эти отношения  протекают в форме фрустрации актуальный мотив (так легко сменивший  предыдущий за счет увеличения его  побудительности по сравнению с  прошлым) не может быть реализован.
     Субъект легкого и сложного жизненного мира, как и предыдущий индивид, испытывает стресс как самостоятельное психическое  явление. Но этот стресс скорее всего  связан с пониманием каждого жизненного устремления или отношения как вечного и единственного (по принципу это навсегда). В условиях сложного мира такое стремление постоянно ущемляется сознательно ценностными иерархизациями жизненных отношений, которые учитывают это и то, распределяя их во времени сначала потом.
     Механизмами совладания со стрессом являются:
    снижение значимости существующего мотива («Ничего страшного»);
    переключение на другое жизненное отношение («Свет клином не сошелся, есть и получше»);
    терпение («Скоро пройдет, время лечит»;
    надежда («Будет и на нашей улице праздник»).
     Первые  два механизма смиряют аффекты, борясь со стрессом в данной категории  жизненного мира. За их пределами начинается конфликт. Но конфликт для этого  субъекта становится нарушением единства всей системы сознания. Ибо для  такого субъекта нет других ситуаций или будущего, как это свойственно  для трудного мира. Никаких там  и тогда для него не существует: его жизнь сжата в точку  здесь-и-сейчас, а хронотоп представлен  как нигде-и-никогда (если не здесь, то нигде, если не сейчас, то никогда). Понятно, что такое состояние и есть кризис.[25]
     И только в сложном и трудном  мире происходит полная дифференциация всех психологически трудных ситуаций стресса, фрустрации, конфликта и  кризиса. Это связано с тем, что  между этими мирами существует закономерное отношение включенности - реалистический и ценностный миры включают в себя инфантильный, а закономерности творческого  мира включают в себя все предыдущие.
     Однако, при общем условии подчиненности  включенных миров, субъект, конгруэнтный сложному и трудному миру, может  время от времени соскальзывать к закономерностям более низших форм (проваливаться в так называемый микрокризис, как на уровне стресса, так и на уровне фрустрации или конфликта). Такие временные соскальзывания соответствуют существованию на других уровнях жизненных миров легкого и/или простого. Для их преодоления необходимо вернуться в состояние сложного и трудного жизненного мира, где сложившаяся ситуация может выглядеть как критическая, но перестает быть кризисной.
     Такова  основная позиция рассмотрения внутриличностного  конфликта в отечественной психологии и конфликтологии. Чтобы лучше  усвоить сущность внутриличностного  конфликта необходимо рассмотреть  конкретные его типы, изученными современными психологами.
Проблема  классификации конфликта:
        Традиционное выделение видов конфликта основано на различении конфликтующих сторон. Это могут быть, как у К. Боулдинга, конфликты между отдельными личностями, между личностью и группой, между личностью и организацией, между группой и организацией, между разными типами групп и организаций (Boulding, 1962). С. Чейз предложил 18-уровневую структурную классификацию, охватывающую конфликтные явления от внутриличностного и межличностного уровня до конфликтов между государствами, нациями и т. д., вплоть до противостояния Востока и Запада (Chase, 1951). Отечественный исследователь А. Г. Здравомыслов, основываясь на работах Н. Смелзера, приводит следующий ряд уровней конфликтующих сторон.[12]
 1. Межиндивидуальные конфликты.
2. Межгрупповые конфликты (при этом выделяются отдельные типы групп):
а) группы интересов;
б) группы этнонационального характера;
в) группы, объединенные общностью положения.
3. Конфликты между ассоциациями (партиями).
4. Внутри– и межинституциональные конфликты.
5. Конфликты между секторами общественного разделения труда.
6. Конфликты между государственными образованиями.
7. Конфликт между культурами или типами культур [115; С. 105]
         Авторы единственного отечественного междисциплинарного обзора по проблемам конфликта предлагают различать три основных типа конфликтов: внутриличностные конфликты, социальные конфликты и зооконфликты. К основным видам социальных конфликтов они относят: межличностные конфликты, конфликты между малыми, средними и большими социальными группами, международные конфликты между отдельными государствами и их коалициями (Анцупов, Шипилов, 1996). В качестве примеров могут быть приведены и другие классификации, которые, различаясь по степени претензий на всеобъемлющий характер, в сущности оказываются довольно близки друг другу по содержанию и выделяемым типам конфликтов.
      Не останавливаясь на спорных моментах описанных классификаций, их недостаточной строгости и неясности формулировок, отметим следующее: понятие «конфликт» относится к широкому кругу разноуровневых явлений, возникающих обязательно «между кем-то и кем-то» или реже – «между чем-то и чем-то». Примерами последнего является противостояние между Востоком и Западом (Чейз) и конфликт между культурами или типами культур (Здравомыслов). В этих случаях сторонами конфликта фактически выступают не определенные субъекты взаимодействия, а социальные образования или явления, не имеющие границ и конкретного носителя. Достаточно редко в классификации конфликтов включают зооконфликты. А. Я. Анцупов и А. И. Шипилов[2] аргументируют целесообразность включения зооконфликтов в сферу изучения конфликтологии тем, что «невозможно всесторонне оценить поведение человека в конфликте, не учитывая его биологическую природу»: «Та часть мотивов, которую человек в конфликте либо не осознает, либо маскирует, в зооконфликте выступает в свободном от социальных наслоений виде» (Анцупов, Шипилов, 1999, с. 97)[2]. Современная психология, по крайней мере в ее гуманистическом варианте, отвергает правомерность параллелей между психическими проявлениями людей и животных, равно как и возможность переноса данных, полученных при изучении животных, на человеческую психику. Исходя из этого, вышеуказанные аргументы вряд ли нашли бы поддержку у большинства психологов.
        Таким образом, анализ принятых в науке и предлагаемых классификаций конфликтов обнаруживает, что к конфликтам относят разноуровневые явления широкого диапазона. Однако проблемное поле их исследования остается не вполне определенным: наряду с конфликтами, имеющими конкретных субъектов взаимодействия, классификации могут включать явления, не принадлежащие к конкретной социальной структуре (конфликт культур), а также те, социальный характер которых нуждается в обосновании (зооконфликты) и т. д.[15] 
 

1.2 Внутриличностный конфликт, как тип конфликта
         Личность является предельным субъектом (оппонентом) конфликта. В этом качестве она образует одну из его сторон. Но кроме этого каждый человек является самостоятельным генератором конфликта, внутри которого он и развертывается. Другими словами — личность постоянно производит и воспроизводит конфликты внутри себя — внутриличностные конфликты, носителем которых она и является. И можно без преувеличения сказать, что вся жизнь нормального человека — это конфликт, и, прежде всего конфликт не внешний, а внутренний, от которого нам никуда не деться. 
         Каждый человек постоянно существует в конфликтной ситуации не только с окружающей социальной средой, но, прежде всего с самим собой. И этого не следует опасаться. Для психически здорового индивида не выходящая за рамки нормы внутренняя конфликтная ситуация вполне естественна. Человек, который считает себя всегда правым и у которого всегда «спокойная совесть», такой человек, по мнению И. Канта, не может быть моральным человеком, который «никогда не свободен от вины». А с точки зрения другого великого философа — В. Соловьева в этом проявляется сама сущность человека, его отличие от животных.  
      Ситуация внутриличностного напряжения и противоречивости в известных рамках и степени не только естественна, но и необходима для развития и совершенствования самой личности. Любое развитие не может осуществляться без внутренних противоречий, а там, где есть противоречия, есть и основа конфликта. И если внутриличностный конфликт протекает в рамках меры, он действительно необходим, ибо недовольство собой, критическое отношение к собственному «Я», как мощный внутренний двигатель, заставляет человека идти по пути самосовершенствования и самоактуализации, тем самым, наполняя смыслом не только свою собственную жизнь, но и совершенствуя мир.

Три типа внутриличностных (психологических) конфликтов:
      1. Конфликт потребностей. Его основание конфликтов заключается в том, что наши потребности могут противостоять друг другу и побуждать нас к различным действиям. Иногда мы хотим одновременно противоречивых вещей и поэтому не можем действовать. Например: ребенок хочет съесть конфету. Но мать просит его отдать лакомство ей. В таком случае ребенок хотел бы съесть конфету, а также отдать ее матери. Он испытывает конфликт потребностей и начинает плакать. 
     2. Конфликт между потребностью и социальной нормой. Очень сильная потребность может столкнуться внутри нас с принудительным императивом. Независимо от того, уступим мы или нет этой потребности, ситуация становится конфликтной. 
В терминологии 3. Фрейда противоречие, вызывающее данный тип конфликта,— это противоречие между Оно (Ид) и Сверх-Я (Супер-эго). Оно (Ид) — сосредоточение слепых инстинктов (либо сексуальных, либо агрессивных), стремящихся к немедленному удовлетворению. Сверх-Я (Супер-эго) включает моральные нормы, запреты и поощрения, усвоенные личностью. 
      3. Конфликт социальных норм. Сущность этого конфликта заключается в том, что человек испытывает равнозначное давление двух противоположных социальных норм. 
     В прошлом веке дуэль, запрещенная церковью, была единственным признанным в обществе средством смыть оскорбление и восстановить свою честь. Конфликтная ситуация для верующего дворянина заключалась в противоречии между классовым и религиозным долгом.

Классификация на основе ценностно-мотивационной сферы личности:
     Более полная классификация внутриличностных конфликтов содержится в работе А.Я. Анцупова и А. И. Шипилова[2], которые предложили взять за основу классификации ценностно-мотивационную сферу личности. В зависимости от того, какие стороны внутреннего мира личности вступают в конфликт, они выделяют следующие основные его виды: 
       1 Мотивационный конфликт. Это конфликты между бессознательными стремлениями, между стремлениями к обладанию и безопасности, между двумя положительными тенденциями (ситуация буриданова осла). 
        2 Нравственный конфликт, который часто называют моральным или нормативным конфликтом. Это конфликт между желанием и долгом, между моральными принципами и личными привязанностями. 
        3 Конфликт нереализованного желания, или комплекса неполноценности.       Это конфликт между желаниями личности и действительностью, которая блокирует их удовлетворение. Иногда его трактуют как конфликт между «хочу быть таким, как они» и невозможностью это желание реализовать. Он может возникнуть в результате физической невозможности человека осуществить это стремление. Например, из-за неудовлетворенности своей внешностью или физическими данными. 
       4 Ролевой конфликт. Он выражается в переживаниях, связанных с невозможностью одновременно реализовать несколько ролей (межролевой внутриличностный конфликт), а также с различным пониманием требований, предъявляемых самой личностью к выполнению одной роли (внутриролевой конфликт). Примером межролевого внутриличностного конфликта может быть ситуация, когда человека в качестве сотрудника организации просят поработать сверхурочно, но в качестве отца он хочет больше время уделить своему ребенку. Примером внутриролевого конфликта может служить ситуация, когда верующему человеку для защиты отечества нужно взять в руки оружие и идти на войну убивать. 
       5 Адаптационный конфликт. Этот конфликт имеет два смысла. В широком смысле он понимается как возникающий на основе нарушения равновесия между субъектом и окружающей средой, в узком смысле — как возникающий при нарушении процесса социальной или профессиональной адаптации. Это конфликт между требованиями, которые предъявляет к личности действительность, и возможностями самого человека (профессиональными, физическими, психическими). 
       6 Конфликт неадекватной самооценки возникает из-за расхождения между претензиями личности и оценкой своих возможностей. 
Результатом этого является повышенная тревожность, эмоциональное напряжение и срывы. 
       7 Невротический конфликт — результат сохраняющегося в течение длительного времени обычного внутриличностного конфликта, характеризуется высшим напряжением и противоборством внутренних сил и мотивов личности.[17] 
Другие типы внутриличностных конфликтов

       Названные типы конфликтов не исчерпывают полностью  их классификацию. В зависимости  от других оснований можно дать и  иную типологию внутриличностных конфликтов. Об этом свидетельствует сама история  развития конфликтологических концепций, в которых выделяются различные  типы внутриличностных конфликтов. Отметим  основные из них: 
      1 Конфликт между моралью и нравственностью, между должным и сущим, между моральным идеалом и действительностью (И. Кант, Ф. Достоевский). 
       2 Конфликт между человеческими влечениями, биологическими потребностями и социальными нормами, который носит биологический и биосоциальный характер (3. Фрейд). 
       3 Конфликт, обусловленный необходимостью выбора между силами равной величины, действующими наличность (К. Левин). 
       4 Конфликт между «Я-концепцией» и идеальным «Я» (К. Роджерс). 
       5 Конфликт между стремлением к самоактуализации и реальным результатом (А. Маслоу). 
       6 Конфликт между стремлением к смыслу жизни и экзистенциальным вакуумом, т.е. «ноогенный» конфликт, или «экзистенциальная фрустрация» (В. Франкл). 
       7 Конфликт между элементами внутренней структуры личности, между ее мотивами (А. Леонтьев).[16]

Причины внутриличностного конфликта
       Отношения человека к миру, к другим людям и к самому себе носят противоречивый характер, который обусловливает и противоречивость внутренней структуры личности. Человек как часть общества не может «выскочить» из целостной системы противоречивых общественных отношений, которые, в конечном счете, детерминируют его сознание, психику и весь внутренний мир. 
Многообразные отношения,— писал в этой связи А.Н. Леонтьев,— в которые человек вступает к действительности, являются объективно противоречивыми. Их противоречия и порождают конфликты, которые при определенных условиях фиксируются и входят в структуру личности. 
При более конкретном рассмотрении причин внутриличностного конфликта их можно разделить на три вида: 
    1) внутренние причины, коренящиеся в противоречиях самой личности; 
    2) внешние причины, обусловленные положением личности в социальной группе; 
    3) внешние причины, обусловленные положением личности в обществе.

    Внутренние  причины
       Внутренние причины внутриличностного конфликта коренятся в противоречиях между различными мотивами личности, в рассогласованности ее внутренней структуры. При этом чем сложнее внутренний мир человека, чем больше развиты его чувства, ценности и притязания, чем выше его способность к самоанализу, тем в большей степени личность подвержена конфликту. Среди основных противоречий, вызывающих внутренний конфликт, можно выделить следующие: 
• противоречие между потребностью и социальной нормой; 
• противоречие мотивов, интересов и потребностей (и в театр хочется сходить, и к семинару надо подготовиться); 
• противоречие социальных ролей (и на производстве надо задержаться для выполнения срочного заказа, и с ребенком погулять); 
• противоречие социальных ценностей и норм: как соединить христианскую ценность «не убий» и долг защиты отечества на поле боя. 
        Для возникновения внутриличностного конфликта указанные противоречия должны приобрести глубокий личностный смысл, иначе человек не будет придавать им значения. Кроме того, различные стороны противоречий по силе своего воздействия на личность должны быть примерно равными. В противном случае человек из двух зол легко выбирает меньшее, а из двух благ - большее. И никакого конфликта не возникает.[7]

    Внешние причины
     Внешние причины внутриличностного конфликта  могут быть обусловлены: 1) положением личности в группе, 2) положением личности в организации, 3) положением личности в обществе. 
      1. Внешние причины внутриличностного конфликта, обусловленные положением личности в группе, могут быть разнообразными. Но их общий признак состоит в невозможности удовлетворения каких-либо важных, имеющих в данной ситуации глубокий внутренний смысл и значение для личности, потребностей и мотивов. В работе «Психология индивида и группы» выделяются в этой связи четыре вида ситуаций, вызывающих внутриличностный конфликт: 
     1) физические преграды, препятствующие удовлетворению наших основных потребностей: узник, которому камера не дает свободы передвижения; непогода, препятствующая уборке урожая; недостаточный доход, не позволяющий хозяйке приобрести то, что ей хочется; опущенный шлагбаум или часовой, не пропускающий в то или иное место; 
     2) отсутствие объекта, необходимого для удовлетворения испытываемой потребности (я хочу выпить чашку кофе, но магазины закрыты, и дома его больше не осталось); 
     3) биологические ограничения (умственно отсталые люди и люди с физическими дефектами, у которых препятствие коренится в самом организме); 
     4) социальные условия (главный источник наибольшего числа наших внутриличностных конфликтов). 
Когда наша потребность в уважении не встречает понимания, когда мы лишены свободы или чувствуем себя чужими в своем классе из-за отношения к нам некоторых людей,— мы находимся в состоянии фрустрации. Существует множество примеров конфликтных ситуаций подобного типа в жизни общества, поскольку очень часто группы оказывают давление на своих членов, что приводит к личным конфликтам. 
        2.На уровне организации внешние причины, вызывающие внутриличностный конфликт, могут быть представлены такими видами противоречий, как: 
     1) противоречие между большой ответственностью и недостаточными правами для ее реализации (человека повысили в должности, дали в подчинение новых сотрудников, расширили функции и т.д., а права остались прежними); 
    2) противоречие между жесткими требованиями по срокам и качеству выполнения задания и плохими условиями труда (во что бы то ни стало надо выполнить производственное задание, а техника старая и постоянно ломается); 
    3) противоречие между двумя взаимоисключающими требованиями или заданиями (требования одновременно повысить качество выпускаемой продукции и вместе с тем увеличить производство ее при неизменном оборудовании); 
      4) противоречие между жестко поставленной задачей и плохо прописанными механизмами и средствами ее выполнения; 
     5) противоречие между производственными требованиями, нормами и традициями в организации, с одной стороны, и личными ценностями или потребностями, с другой. (Постоянная работа в выходные, вечные авралы, практика взяток и подношений, подхалимаж, привычка начальника приставать с ухаживаниями к подчиненным, систематические коллективные выпивки на работе и т.д.— такого рода требования, обычаи и нормы могут быть не приемлемыми для людей, не соответствовать их ценностям и потребностям); 
    6) противоречие между стремлением к творчеству, карьере, самоутверждению и возможностями реализации этого в рамках организации. (Многие люди в качестве жизненно важной цели стремятся к повышению квалификации, к самореализации, и если для этого нет условий, может развиться внутриличностный конфликт); 
   7) противоречия, вызванные несовместимостью социальных ролей личности. (Эта причина внутриличностного конфликта встречается довольно часто. Ее содержание состоит в противоречии между теми функциями, которые человек должен выполнять, обладая разными статусами. В этом случае различные роли будут предъявлять к человеку разные, может быть, даже противоречивые требования. Например, статус руководителя организации будет предъявлять одни требования и нормы поведения по отношению к подчиненному, а статус близкого друга — другие); 
   8) противоречие между стремлением к прибыли и нравственными нормами. (Человек работает в организации, выпускающей прибыльную, но недоброкачественную или вредную для потребителей продукцию). 
     3. Внешние причины внутриличностного конфликта, обусловленные положением личности в обществе. Эти причины связаны с противоречиями, которые возникают на уровне социальной макросистемы и коренятся в характере общественного строя, социальной структуры общества, его политического устройства и экономической жизни.[7]
 

     1.3 Проблема социальных последствий внутриличностного конфликта
         Внутриличностный конфликт по своим последствиям может быть как конструктивным (функциональным, продуктивным), так и деструктивным (дисфункциональным, непродуктивным). Первый имеет своим результатом положительные последствия, второй — отрицательные. Внутриличностный конфликт носит деструктивный характер, когда личность не может найти выход из сложившейся конфликтной ситуации, не в состоянии вовремя и положительно разрешить противоречия внутренней структуры.
          1 В общем плане можно выделить следующие отрицательные последствия внутриличностного конфликта, касающиеся состояния самой личности:
    прекращение развития личности, начало деградации;
    психическая и физиологическая дезорганизация личности;
    снижение активности и эффективности деятельности;
    состояние сомнения, психической подавленности, тревожности и зависимости человека от других людей и обстоятельств, общая депрессия;
    появление агрессии или, напротив, покорности в поведении человека в качестве защитных реакций на Внутриличностный конфликт;
    появление неуверенности в своих силах, чувства неполноценности и никчемности;
    разрушение смыслообразующих жизненных ценностей и утрата самого смысла жизни.
         2 Отрицательные последствия внутриличностного конфликта касаются не только состояния самой личности, ее внутренней структуры, но и ее взаимодействия с другими людьми в группе — в семье, школе, вузе, организации и т.д. Такими негативными последствиями могут быть:
    деструкция существующих межличностных отношений;
    неожиданное обособление личности в группе, молчание, отсутствие увлеченности, вообще все то, что в психологии получило название “отступлением,
    повышенная чувствительность к критике;
    пугающая информация — критиканство, ругательства, демонстрация своего превосходства;
    девиантное (отклоняющееся) поведение и неадекватная реакция на поведение других;
    неожиданные, нелогичные вопросы, а также ответы невпопад, приводящие собеседника в замешательство;
    жесткий формализм — буквоедство, формальная вежливость, слежение за другими;
    поиск виноватых — обвинение других во всех грехах или, напротив, самобичевание.
          3 Если внутриличностный конфликт вовремя не разрешается, то он может привести к более тяжелым последствиям, наиболее сильные из которых стресс, фрустрация и невроз.
           Стресс (от англ. stress— давление, напряжение) — состояние человека, возникающее в ответ на разнообразные эмоциональные воздействия. Он может проявляться на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях и является весьма распространенной реакцией на внутриличностный конфликт, если тот зашел достаточно далеко и личность не способна его вовремя и конструктивно разрешить. При этом сам стресс часто провоцирует дальнейшее развитие конфликта или порождает новые конфликты, поскольку некоторые пытаются сорвать свое раздражение и гнев на окружающих. Подробнее эта проблема будет рассмотрена в гл. 11.
          Фрустрация (от лат. frustratio — расстройство, разрушение планов) — психическое состояние человека, вызываемое непреодолимыми объективными (или субъективно воспринимаемыми в качестве таковых) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или разрешению задачи. Фрустрация — всегда тягостное переживание неудачи или неразрешимого противоречия. Ее можно рассматривать как одну из форм психологического стресса.
         Фрустрация — негативное следствие внутриличностного конфликта, когда рост напряжения превышает фрустрационную толерантность, т.е. устойчивость личности к фрустраторам. Фрустратор — это причина, вызывающая фрустрацию. Она сопровождается целой гаммой отрицательных эмоций: гневом, раздражением, чувством вины и т.д. И чем сильнее внутриличностный конфликт тем больше глубина фрустрации. Разные люди справляются с ней по-разному. Каждый имеет свой порог чувствительности и обладает индивидуальными силами для преодоления фрустрационной реакции на внутриличностный конфликт.
         Неврозы (от греч. neuron — нерв) — это группа наиболее распространенных нервно-психических расстройств, имеющих психогенную природу- В основе неврозов лежит непродуктивно разрешаемое противоречие между личностью и значимыми для нее факторами действительности. Глубокий внутриличностный конфликт, который личность не в состоянии разрешить положительно и рационально,— важнейшая причина неврозов. Эта невозможность разрешения конфликта сопровождается возникновением болезненных и тягостных переживаний неудач, неудовлетворенных потребностей, недостижимости жизненных целей, потери смысла жизни и т.д. Появление неврозов означает, что внутриличностный конфликт перерос в невротический конфликт.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.