На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Мировые религии

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 08.11.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    
 

     СООБЩЕНИЕ
      На тему:
     «Мировые религии» 

 
 

Выполнил:Аноничев Денис
                                 
                                  Город Тюмень
                                                                
                                               ВВЕДЕНИЕ
...Есть  Бог, есть мир,  они живут вовек,
А жизнь людей мгновенно, и убога,
Но  всё в себе вмещает  человек,
Который любит мир и  верит в Бога.
Н. Гумилёв. 

К концу второго  тысячелетия современной цивилизации  все пять миллиардов живущих на земле  людей верят. Одни верят в Бога, другие — в то, что Его нет; третьи верят в прогресс, справедливость, разум. Вера является важнейшей частью мировоззрения человека, его жизненной  позицией, убеждением, этическим и  нравственным правилом, нормой и обычаем, по которым — точнее, внутри которых  — он живёт: действует, мыслит и чувствует.
Вера — универсальное  свойство человеческой природы. Наблюдая и осмысливая окружающий мир и  себя в нём, человек понял, что  его окружает не хаос, а упорядоченное  мироздание, подчиняющееся так называемым законам природы. Для общения  с незримым миром человек прибегает  к помощи “посредника” — предмета, символа, наделённого особым свойством  — служить вместилищем незримой силы. Так, древние греки поклонялись  грубому, суковатому полену, олицетворявшему  одну из богинь. Древние египтяне чтили  могущественную богиню Бастет в образе кошки. Современное африканское  племя, открытое сравнительно недавно, поклонялось пропеллеру самолёта, упавшего однажды с неба на их земли.
Вера принимает  самые различные формы, эти-то формы  и называются религией. Религия (от лат.religio - связь) – это мировосприятие и поведение людей, основанное на вере в существование одного или многих богов. Идея существования Бога – центральный момент религиозного мировоззрения.В индуизме, например, тысячи богов, в иудаизме — один, но в основе и той и другой религии лежит вера. Религиозное сознание исходит из веры в то, что наряду с реальным миром есть иной – высший, сверхъестественный, священный мир. И это позволяет предположить, что внешние разнообразие и пестрота культов, обрядов, философий многочисленных религиозных систем опираются на некоторые общие мировоззренческие представления.
Существовало  и ныне существует много различных  религий. Их разделяют по вере во множество  богов – политеизм, и по вере в единого бога – монотеизм. Различаются также племенные религии,национальные (например, конфуцианство в Китае) и мировые религии, распространенные в разных странах и объединяющие огромное количество верующих. К мировым религиям традиционно относят буддизмхристианство и ислам. По последним данным в современном мире христиан около 1 400 млн. человек, приверженцев ислама около 900 млн., буддистов около 300 млн. человек. В сумме это почти половина жителей Земли.
Дать краткую  характеристику этим религиям я и  постараюсь в своей работе.
БУДДИЗМ 

Буддизм — древнейшая из мировых религий, получившая название от имени, а точнее от почётного титула, её основателя Будды, что означает “Просветлённый”. Будда Шакьямуни (мудрец из племени шакьев) жил в Индии в V—IV вв. до н. э. Другие мировые религии — христианство и ислам — появились позже (соответственно пять и двенадцать веков спустя).
Если попытаться представить эту религию как  бы “с высоты птичьего полёта”, перед  нами раскинется пёстрое лоскутное  одеяло из направлений, школ, сект, подсект, религиозных партий и организаций.
Буддизм вобрал в себя множество разнообразных  традиций народов тех стран, которые  попали в сферу его влияния, а  также определил образ жизни  и мысли миллионов людей этих стран. Большинство приверженцев буддизма живут сейчас в Южной, Юго-Восточной, Центральной и Восточной Азии: Шри-Ланке, Индии, Непале, Бутане, Китае, Монголии, Корее, Вьетнаме, Японии, Камбодже, Мьянме (бывшая Бирма), Таиланде и Лаосе. В России буддизм традиционно  исповедуют буряты, калмыки и тувинцы.
Буддизм был  и остаётся религией, принимающей  разные формы в зависимости от того, где она распространяется. Китайский буддизм — это религия, которая говорит с верующими  на языке китайской культуры и  национальных представлений о самых  важных ценностях жизни. Японский буддизм  — синтез буддийских идей, мифологии  синто, японской культуры и т. п.
Сами буддисты ведут отсчёт времени существования  своей религии от кончины Будды, однако среди них нет единого  мнения о годах его жизни. Согласно традиции наиболее старой буддийской школы — тхеравады, Будда жил  с б24 по 544 г. до н. э. По научной версии время жизни основоположника  буддизма — с 566 по 486 г. до н. э. В некоторых  направлениях буддизма придерживаются более поздних дат: 488—368 гг. до н. э. Родина буддизма — Индия (точнее, долина Ганги). Общество Древней Индии  делилось на варны (сословия): брахманов (высшее сословие духовных наставников  и жрецов), кшатриев (воинов), вайшьев (торговцев) и шудр (обслуживавших  все остальные сословия). Буддизм  впервые обратился к человеку не как к представителю какого-либо сословия, клана, племени или определённого  пола, а как к личности (в отличие  от последователей брахманизма Будда  считал, что женщины наравне с  мужчинами способны достичь высшего  духовного совершенства). Для буддизма в человеке важны были только личные заслуги. Так, словом “брахман” Будда  называет любого благородного и мудрого  человека независимо от его происхождения.
В биографии  Будды отражена судьба реального  человека в обрамлении мифов и  легенд, со временем почти полностью  оттеснивших историческую фигуру основателя буддизма. Более 25 веков назад в  одном из маленьких государств на северо-востоке Индии у царя Шуддходаны и его жены Майи родился сын Сиддхартха. Его родовое имя было Гаутама. Принц жил в роскоши, не ведая забот, со временем завёл семью и, наверное, сменил бы на троне своего отца, если бы судьба не распорядилась иначе.
Узнав о том, что на свете существуют болезни, старость и смерть, принц решил  избавить людей от страданий и  отправился на поиски рецепта всеобщего  счастья. В местности Гая (она  и сегодня называется Бодх-Гая) он достиг Просветления, и ему открылся путь спасения человечества. Случилось  это, когда Сиддхартхе было 35 лет. В  городе Бенаресе он прочёл свою первую проповедь и, как говорят буддисты, “повернул колесо Дхармы” (так иногда называют учение Будды). Он странствовал с проповедями по городам и  сёлам, у него появились ученики  и последователи, собиравшиеся послушать  наставления Учителя, которого они  и стали называть Буддой. В возрасте 80 лет Будда скончался. Но ученики  и после смерти Учителя продолжали проповедовать его учение по всей Индии. Они создавали монашеские общины, где это учение сохранялось  и развивалось. Таковы факты реальной биографии Будды — человека, ставшего основателем новой религии.
Мифологическое  жизнеописание гораздо сложнее. Согласно легендам, будущий Будда  перерождался в общей сложности 550 раз (83 раза был святым, 58 — царём, 24 — монахом, 18 — обезьяной, 13 —  торговцем, 12 — курицей, 8 — гусем, 6 — слоном; кроме того, рыбой, крысой, плотником, кузнецом, лягушкой, зайцем и т. п.). Так было, пока боги не решили, что пришло ему время, родившись  в облике человека, спасти мир, погрязший  во мраке неведения. Рождение Будды  в семье кшатрия было его последним  рождением. Именно поэтому его назвали  Сиддхартха (Тот, кто достиг цели). Мальчик  родился с тридцатью двумя  признаками “великого мужа” (золотистая кожа, знак колеса на ступне, широкие  пятки, светлый круг волос меж  бровей, длинные пальцы рук, длинные  мочки ушей и т. п.). Странствующий  аскет-астролог предсказал, что его  ждёт великое будущее в одной  из двух сфер: или он станет могущественным правителем, способным установить праведный  порядок на земле, или же будет  великим отшельником. Мать Майя не принимала  участия в воспитании Сиддхартхи — она скончалась (а по некоторым  легендам, удалилась на небеса, чтобы  не умереть от восхищения сыном) вскоре после его рождения. Мальчика вырастила тётя. Принц рос в обстановке роскоши и благополучия. Отец сделал всё возможное, чтобы предсказание не сбылось: окружил своего сына чудесными вещами, красивыми и беспечными людьми, создал атмосферу вечного праздника, чтобы он никогда не узнал о горестях этого мира. Сиддхартха вырос, в 16 лет женился, у него родился сын Рахула. Но усилия отца оказались напрасными. С помощью своего слуги принцу удалось три раза тайно выбраться из дворца. В первый раз он повстречал больного и понял, что красота не вечна и в мире есть уродующие человека недуги. Во второй раз он увидел старика и понял, что молодость не вечна. В третий раз он наблюдал похоронную процессию, показавшую ему недолговечность человеческой жизни.
Сиддхартха решил  искать выход из ловушки болезни — старость — смерть. По некоторым версиям, он встретил ещё и отшельника, что навело его на мысль о возможности преодолеть страдания этого мира, ведя уединённый и созерцательный образ жизни. Когда принц решился на великое отречение, ему исполнилось 29 лет. После шести лет аскетической практики и очередной неудачной попытки достигнуть высшего прозрения с помощью голодания он убедился, что путь самоистязания не приведёт к истине. Тогда, восстановив силы, он нашёл уединённое место на берегу реки, сел под дерево (которое с этого времени называется деревом Бодхи, т. е. “деревом Просветления”) и погрузился в созерцание. Перед внутренним взором Сиддхартхи прошли его собственные прошлые жизни, прошлая, будущая и настоящая жизнь всех живых существ, а потом открылась высшая истина — Дхарма. С этого момента он и стал Буддой — Просветлённым, или Пробуждённым, — и принял решение учить Дхарме всех людей, взыскующих истины, независимо от их происхождения, сословной принадлежности, языка, пола, возраста, характера, темперамента и умственных способностей.
45 лет Будда  провёл, распространяя своё учение  в Индии. По буддийским источникам, он завоевал приверженцев среди  самых разных слоев общества. Незадолго до смерти Будда  сообщил своему любимому ученику  Ананде, что мог бы продлить  свою жизнь на целый век,  и потом Ананда горько сожалел,  что не догадался попросить  его об этом. Причиной смерти  Будды послужила трапеза у бедного кузнеца Чунды, во время которой Будда, зная, что бедняк собирается потчевать своих гостей несвежим мясом, попросил отдать всё мясо ему. Умер Будда в местечке Кушинагара, и его тело было по обычаю кремировано, а прах разделён между восемью последователями, шесть из которых представляли разные общины. Его прах захоронили в восьми разных местах, и впоследствии над этими захоронениями были воздвигнуты мемориальные надгробия — ступы. Согласно легенде, один из учеников вытащил из погребального костра зуб Будды, который стал главной реликвией буддистов. Ныне он находится в храме в городе Канди на острове Шри-Ланка.
Как и другие религии, буддизм обещает людям  избавление от самых тягостных сторон человеческого существования —  страданий, невзгод, страстей, страха смерти. Однако, не признавая бессмертия души, не считая её чем-то вечным и неизменным, буддизм не видит смысла в стремлении к вечной жизни на небесах, поскольку  вечная жизнь с точки зрения буддизма и других индийских религий —  это лишь бесконечная череда перевоплощений, смена телесных оболочек. В буддизме для её обозначения принят термин “сансара”.
Буддизм учит, что  сущность человека неизменна; под влиянием его поступков меняется лишь бытие  человека и восприятие мира. Поступая плохо, он пожинает болезни, бедность, унижения. Поступая хорошо, вкушает  радость и умиротворённость. Таков  закон кармы (морального воздаяния), который определяет участь человека и в этой жизни, и в будущих  перевоплощениях.
Высшую цель религиозной жизни буддизм видит  в освобождении от кармы и выходе из круга сансары. В индуизме состояние  человека, достигшего освобождения, называется мокшей, а в буддизме — нирваной.
Люди, поверхностно знакомые с буддизмом, считают, что  нирвана — это смерть. Неверно. Нирвана — это покой, мудрость и блаженство, угасание жизненного огня, а вместе с ним и значительной части эмоций, желаний, страстей —  всего того, что составляет жизнь  обычного человека. И всё же это  не смерть, а жизнь, но только в ином качестве, жизнь совершенного, свободного духа.
Хочу отметить, что буддизм не относится ни к  монотеистическим (признающим единого  Бога), ни к политеистическим (основанным на вере во многих богов) религиям. Будда  не отрицает существования богов  и других сверхъестественных существ (демонов, духов, созданий ада, богов  в виде животных, птиц и т. п.), но считает, что они тоже подчинены действию кармы и, несмотря на все свои сверхъестественные силы, не могут самого главного —  избавиться от перевоплощений. Только человек способен “встать на путь”  и, последовательно меняя себя, искоренить причину перерождений, достичь нирваны. Чтобы освободиться от перерождений, богам и другим существам придётся родиться в человеческом облике. Только среди людей могут появиться  высшие духовные существа: будды —  люди, достигшие Просветления и нирваны  и проповедующие дхарму, ибодхисаттвы — те, кто откладывает уход в нирвану ради помощи другим созданиям.
В отличие от других мировых религий количество миров в буддизме практически  бесконечно. Буддийские тексты говорят, что их больше, чем капель в океане или песчинок в Ганге. В каждом из миров есть свои суша, океан, воздух, множество небес, где обитают  боги, и ступеней ада, населённых демонами, духами злых предков — претами и др. В центре мира стоит огромная гора Меру, окружённая семью горными хребтами. На вершине горы расположено “небо 33 богов”, возглавляемых богом Шакрой.
Важнейшим для  буддистов является понятие дхармы — оно олицетворяет учение Будды, высшую истину, которую он открыл всем существам. “Дхарма” буквально означает “опора”, “то, что поддерживает”. Слово “дхарма” означает в буддизме моральную добродетель, прежде всего — это моральные и духовные качества Будды, которым верующие должны подражать. Кроме того, дхармы — это конечные элементы, на которые, с точки зрения буддистов, разбивается поток существования.
Проповедь своего учения Будда начал с “четырёх благородных истин”. Согласно первой истине, всё существование человека есть страдание, неудовлетворённость, разочарование. Даже счастливые моменты его жизни в конечном итоге приводят к страданию, поскольку они связаны с “разъединением с приятным”. Хотя страдание универсально, оно не является изначальным и неизбежным состоянием человека, поскольку имеет свою причину — желание или жажду удовольствий, — которая лежит в основе привязанности людей к существованию в этом мире. Такова вторая благородная истина.
Пессимизм первых двух благородных истин преодолевается благодаря следующим двум. Третья истина гласит, что причина страдания, поскольку она порождена самим  человеком, подвластна его воле и  может быть им же и устранена —  чтобы положить конец страданиям и разочарованиям, надо прекратить испытывать желания.
О том, как достичь  этого, говорит четвёртая истина, указывающая восьмеричный благородный  путь: “Этот благой восьмеричный путь таков: правильные взгляды, правильные намерения, правильная речь, правильные действия, правильный образ жизни, правильные усилия, правильное осознание и правильное сосредоточение”. Четыре благородные  истины во многом напоминают принципы лечения: история болезни, диагноз, признание возможности выздоровления, рецепт лечения. Не случайно буддийские тексты сравнивают Будду с врачевателем, который занят не общими рассуждениями, а практическим излечением людей  от духовных страданий. И своих последователей Будда призывает постоянно работать над собой во имя спасения, а  не тратить время на разглагольствования  о предметах, которых они не знают  по собственному опыту. Он сравнивает любителя отвлечённых разговоров с  глупцом, который вместо того, чтобы  позволить вытащить попавшую в него стрелу, начинает рассуждать о том, кем она была выпущена, из какого материала сделана и т. п.
В буддизме в  отличие от христианства и ислама, нет церкви, но есть община верующих — сангха.Это духовное братство, помогающее в продвижении по буддийскому пути. Община обеспечивает своим членам жёсткую дисциплину (виная) и руководство опытных наставников. 

ХРИСТИАНСТВО 

Христианство (от греч. christos - "помазанник", "Мессия") является второй по времени возникновения из мировых религий. Зародилось оно как одна из сект иудаизма в I в. н.э. в Палестине. Это изначальное родство с иудаизмом - чрезвычайно важное для понимания корней христианской веры - проявляется и в том, что первая часть Библии, Ветхий Завет, - священная книга как иудеев, так и христиан (вторая часть Библии, Новый Завет, признается только христианами и является для них главнейшей). Новый Завет состоит из: четырех Евангелий (от греч. –«благовестие») – «Евангелия от Марка», «Евангелия от Луки», «Евангелия от Иоанна», «Евангелия от Матфея», Посланий апостолов (писем к различным христианским общинам) – 14 из этих Посланий приписываются апостолу Павлу, 7 – другим апостолам, и Апокалипсиса, или Откровения Иоанна Богослова2. Церковь считает все эти учения боговдохновенными, то есть написанными людьми по внушению Святого Духа. Поэтому их содержание христианин должен почитать как высшую истину.
Основу христианства составляет тезис о том, что после  грехопадения люди сами не могли вернуться  к общению с Богом. Теперь только сам Бог мог выйти им навстречу. Господь выходит на поиски человека, чтобы вернуть нам себя.Христос, сын Божий, рожденный посредством Святого Духа от земной девушки Марии (Богородицы) Богочеловек, взял на себя не только все тяготы человеческой жизни, прожив среди людей 33 года. Чтобы искупить человеческие грехи, Иисус Христос добровольно принял смерть на кресте, был погребен и воскрес на третий день, предвозвестив будущее воскресение всех христиан. Христос принял на Себя последствия человеческих грехов; ту ауру смерти, которой люди окружили себя, изолировавшись от Бога, Христос заполнил Собою. Человек, согласно христианскому учению, сотворен как носитель "образа и подобия" Бога. Однако грехопадение, совершенное первыми людьми, разрушило богоподобие человека, наложив на него пятно первородного греха. Христос, приняв крестные муки и смерть, "искупил" людей, пострадав за весь род людской. Поэтому христианство подчеркивает очистительную роль страдания, любого ограничения человеком своих желаний и страстей: «принимая свой крест», человек может побеждать зло в себе самом и в окружающем мире. Тем самым человек не просто исполняет Божьи заповеди, но и сам преображается и совершает восхождение к Богу, становится к нему ближе. В этом и есть предназначение христианина, его оправдание жертвенной смерти Христа. С этим взглядом на человека связано характерное только для христианства понятие таинства - особого культового действия, призванного реально ввести божественное в жизнь человека. Это прежде всего - крещение, причастие, исповедь (покаяние), брак, соборование.
В христианстве важно не столько то, что Бог  умер за людей, сколько то, что Он вырвался из смерти. Воскресение Христа подтвердило, что бытие любви  сильнее наличия смерти.
Кардинальное  отличие христианства от других религий  в том, что основоположники последних  выступали не как предмет веры, а как ее посредники. Не личности Будды, Магомета или Моисея были настоящим  содержанием новой веры, а их учение. Евангелие Христа раскрывает себя как  Евангелие о Христе, оно несет  весть о Личности, а не о концепции. Христос не только средство Откровения, через которое Бог говорит  к людям. Поскольку Он – Богочеловек, он оказывается и субъектом и  содержанием этого Откровения. Христос  есть Тот, кто вступил в общение  с человеком, и Тот, о Ком это  сообщение говорит.
Еще одно отличие  христианства состоит в том, что  любая этическая и религиозная  система представляет собой путь, следуя которым люди приходят к определенной цели. А Христос начинает именно с этой цели. Он говорит о жизни, истекающей от Бога к людям, а не о людских усилиях, которые могут  вознести их до Бога.
Распространяясь в среде евреев Палестины и  Средиземноморья, христианство уже  в первые десятилетия своего существования  завоевало приверженцев и среди  других народов. Уже тогда выявился свойственный христианству универсализм: общины, разбросанные по огромному  пространству Римской империи, ощущали, тем не менее, свое единство. Членами  общин становились люди разных национальностей. Новозаветный тезис "нет не эллина, ни иудея" провозгласил равенство перед Богом всех верующих и предопределил дальнейшее развитие христианства как мировой религии, не знающей национальных и языковых границ.
Хочу отметить, что с момента зарождения этой религии ее приверженцы подвергались жестоким гонениям (например, во времена  Нерона), однако в начале IV века христианство становится официально дозволенной, а  к концу века, при императоре Константине, господствующей религией, поддерживаемой государством. К X веку почти вся  Европа стала христианской. Из Византии христианство было воспринято в 988 г. Киевской Русью, где стало официальной  религией.
Начиная с IV века христианская церковь периодически собирает высшее духовенство на так  называемые вселенские соборы. На этих соборах разрабатывалась и утверждалась система вероучения, формировались  канонические нормы и богослужебные  правила, определялись способы борьбы с ересями. Первый вселенский собор, состоявшийся в Никее в 325 году, принял христианский символ веры - краткий  свод главных догматов, составляющих основу вероучения.
Христианство  развивает созревшую в иудаизме идею единого Бога, обладателя абсолютной благости, абсолютного знания и абсолютного  могущества. Все существа и предметы являются его творениями, все создано  свободным актом Божественной воли. Два центральных догмата христианства говорят о триединстве Бога и  Боговоплощении. Согласно первому, внутренняя жизнь божества есть отношение трех "ипостасей", или лиц: Отца (безначального  первоначала), Сына, или Логоса (смыслового и оформляющего принципа), и святого  Духа (животворящего принципа). Сын "рождается" от Отца, святой Дух "исходит" от Отца. При этом и "рождение" и "исхождение" имеют место  не во времени, так как все лица христианской Троицы существовали всегда - "предвечны" - и равны по достоинству - "равночестны".
Христианство  – это религия искупления и  спасения. В отличие от религий, где  Бог рассматривается как грозный  Господин (иудаизм, ислам), христиане верят в милосердную любовь Бога к согрешившему человечеству.
Как я уже  отмечал, в христианстве человек  создан «по образу и подобию Божию», но первородный грех Адама «повредил» природу человека — «повредил» настолько, что потребовалась искупительная  жертва Бога. Вера в христианстве неразрывно связана с любовью к Богу, настолько  возлюбившего человека, что ради него он претерпел крестные муки.
Характер ислама предопределяет проникновение религиозной  модели мира в саму ткань социально-политической жизни мусульман. Такая система  оказывается гораздо устойчивее христианской. Именно поэтому, очевидно, она не создала предпосылок для  прорыва к новой, уже нерелигиозной  цивилизации.
Христианство  – самая распространенная религия  на земном шаре (как я уже отмечал, около 1 400 млн. человек в современном мире – христиане). В ней выделяются три основных течения: католичество, православие и протестантизм. 

ИСЛАМ 

Третьей (самой  поздней по времени возникновения) мировой религией является ислам, или  мусульманство. Это одна из самых  распространенных религий: приверженцев ее насчитывается около 900 миллионов, преимущественно в Северной Африке, Юго-Западной, Южной и Юго-Восточной  Азии. Арабо-язычные народы почти  поголовно исповедуют ислам, тюрко-язычные  и ирано-язычные — в подавляющем  большинстве. Много мусульман также  среди северо-индийских народов. Население Индонезии почти целиком  придерживается ислама.
Ислам зародился  в Аравии в VII веке н. э. Происхождение  его яснее, чем происхождение  христианства и буддизма, ибо оно  почти с самого начала освещается письменными источниками. Но и здесь  много легендарного. По мусульманской традиции, основателем ислама был пророк божий Мухаммед (Магомед), араб, живший в Мекке; он якобы получил от бога ряд "откровений", записанных в священной книге Коране, и передал их людям. Коран — основная священная книга мусульман, как Пятикнижие Моисеево для евреев, Евангелие для христиан.
Сам Мухаммед ничего не писал: он был, видимо, неграмотен. После  него остались разрозненные записи его  изречений и поучений, сделанные  в разное время. Мухаммеду приписываются  тексты и более раннего времени  и более поздние. Около 650 года (при  третьем преемнике Мухаммеда  — Османе) из этих записей был  сделан свод, получивший название Коран ("чтение"). Книга эта была объявлена  священной, продиктованной самому пророку  Архангелом Джебраилом; не вошедшие в  нее записи были уничтожены.
Коран разделен на 114 глав (сур). Они расположены без всякого порядка, просто по размерам: более длинные ближе к началу, более короткие — к концу. Суры мекканские (более ранние) и мединские(более поздние) перемешаны. Одно и то же повторяется многословно в разных сурах. Восклицания и прославления величия и могущества Аллаха чередуются с предписаниями, запретами и угрозами "геенной" в будущей жизни всем непослушникам. В Коране совсем незаметно следов такой редакционно-литературной отделки, как в христианском Евангелии: это совершенно сырые, необработанные тексты.
Другая часть  религиозной литературы мусульман  — это сунна (или сонна), состоящая из священных преданий (хадисов) о жизни, чудесах и поучениях Мухаммеда. Сборники хадисов составлялись в IX веке мусульманскими богословами — Бухари, Муслимом и др. Но не все мусульмане признают сунну; признающие ее называются суннитами, они составляют значительное большинство в исламе.
На основе Корана и хадисов мусульманские богословы  пытались восстановить биографию Мухаммеда. Самая ранняя из сохранившихся биографий  составлена мединцем Ибн Исхаком (VIII век) и дошла до нас в редакции IX века. Можно считать установленным, что Мухаммед действительно жил около 570-632 гг. и проповедовал новое учение сначала в Мекке, где нашел мало последователей, потом в Медине, где ему удалось собрать много приверженцев; опираясь на них, он подчинил себе Мекку, а вскоре объединил и большую часть Аравии под знаменем новой религии. В проповедях Муххамеда, собственно, не было почти ничего нового по сравнению с религиозными учениями иудеев, христиан, ханифов: основное у Мухаммеда — строгое требование почитать только единого Аллаха и быть безусловно покорным его воле. Само слово "ислам" означает покорность.
Догматика ислама очень проста. Мусульманин должен твердо верить, что есть только один бог — Аллах; что Мухаммед был  его посланником-пророком; что до него бог посылал людям и других пророков — это библейские Адам, Ной, Авраам, Моисей, христианский Иисус, но Мухаммед выше их; что существуют ангелы и злые духи (джинны), впрочем, эти последние, перешедшие в ислам из древнеарабских верований, не всегда злы, они тоже находятся во власти бога и исполняют его волю; что в последний день мира мертвые воскреснут и все получат воздаяния за свои дела: праведные, чтящие бога, будут наслаждаться в раю, грешные и неверные гореть в геенне; наконец, что существует божественное предопределение, ибо Аллах каждому человеку заранее назначил его судьбу.
Аллах изображается в Коране как существо с чисто  человеческими моральными качествами, но в превосходной степени. Он то гневается  на людей, то прощает их; одних любит, других ненавидит. Как и иудейский  и христианский боги, Аллах заранее  предназначил одних людей к праведной  жизни и будущему блаженству, других — к беззакониям и загробным  мучениям. Тем не менее, в Коране, как и в Евангелии, бог многократно  именуется милостивым, прощающим  и пр. Важнейшее качество Аллаха — это его могущество и величие. Поэтому наиважнейшее догматическое  и моральное предписание в  Коране — это требование полной, безоговорочной покорности человека воле Аллаха.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.