На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Управление качеством как этап развития общего менеджмента организации

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 08.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Санкт-Петербургский  университет 
управления  и экономики
 
  Факультет   менеджмента 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная  работа 
 
 

По дисциплине: Управление качеством
По теме: Управление качеством как этап развития общего менеджмента организации 
 
 
 
 
 
 
 

 
                                                    Выполнила: Матвеева А.А.      
                                                           Группа № 23-253/6-6
                                                           Зачетная книжка  №  876 
 
 

 
                                                           Проверил:________________ 
 
 
 

2011 г. 
 
 

Содержание
Введение ..................................................................................................................3
  1. Основные этапы развития менеджмента качества ........................................5
      1.1. Единство четырех принципов Тейлора ...................................................7
      1.2. Теория администрирования Файоля и эффективность управления Эмерсона ..................................................................................................................9
      1.3. Стандартизация и унификация  Форда ...................................................11
   2. Концепция контроля качества ......................................................................13
   3. Комплексное управление качеством (по А. Фейгенбауму) .......................17
   4. Концепция стандартизованного качества ...................................................20
Заключение ...........................................................................................................25
Список использованных источников .................................................................26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
    В настоящее время для подавляющего числа отечественных предприятий решение проблемы повышения конкурентоспособности организации, совершенствования менеджмента и систем качества продукции и услуг приобретает жизненно важное значение, поскольку состоявшееся вступление России во Всемирную торговую организацию, безусловно, повысит риски их банкротства и разорения. В современном конкурентном мире уже недостаточно, чтобы предприятие было просто хорошим, оно должно стать совершенным и производить отличные товары при оптимальном использовании всех имеющихся ресурсов и преимуществ.
    В этой связи, применение частных подходов, основанных на отдельно взятых концепциях, моделях, методах менеджмента качества (например, реинжиниринг бизнес — процессов (BPR), сбалансированная система показателей (BSC), статистическое управление процессами (SPC), управления отношениями с потребителями (CRM), модели международных стандартов ИСО 9000:2000, ИСО 14000:96, ИСО/ТУ 16949, ХАСПП, методологии «Пять S», «Шесть сигм», TQM и т.п., должно уступить место системным методам, максимально учитывающим специфику организации и охватывающим все виды и условия ее деятельности.
    В последние годы в России существенно  возрос интерес к вопросам качества и конкурентоспособности продукции  и организаций, совершенствования  менеджмента и систем управления предприятий. К сожалению, этот интерес проявился поздно и отечественным менеджерам, управляющим бизнесом, предприятиями, подразделениями, будет невероятно трудно в короткие сроки овладеть теми знаниями и получить тот опыт, которые накоплены в ведущих странах мира. Сложность заключается в колоссальном объеме информации в области качества и менеджмента, поскольку почти весь XX век был потрачен на поиски моделей эффективного управления бизнесом, причем в среде, быстро меняющейся под воздействием результатов самого бизнеса.
    В сложившейся ситуации наиболее эффективным  направлением совершенствования менеджмента  предприятия является поэтапная  интеграция применяемых систем управления различными видами деятельности и получение, в конечном итоге, интегрированной системы управления предприятием на основе одной из моделей менеджмента качества.
    Зарубежный  опыт внедрения и применения различных  моделей менеджмента показывает, что интегрированную систему  управления предприятием целесообразно  выстраивать и совершенствовать, прежде всего, на принципах «Всеобщего Менеджмента Качества» (TQM — Total Quality Management) и «Бережливого Производства и Мышления» (LTM — Lean Thinking and Manufacturing), комплексной безопасности, потому что, остальные подходы можно рассматривать как частные случаи на фоне вышеуказанных.
    Таким образом, принимая во внимание остроту  складывающейся ситуации и масштаб  вызовов российскому бизнесу, главная  цель отечественных предприятий  должна заключаться в максимизации накопления конкурентных преимуществ и наиболее полном и эффективном использовании имеющихся в их распоряжении, а также приобретаемых видов ресурсов для производства конкурентоспособных товаров и услуг. 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Основные этапы развития менеджмента  качества
    Опыт  показывает, что необходимым условием и предпосылкой для достижения данной цели является освоение и внедрение системного подхода к управлению предприятием. Именно системы увязывают в единое целое взаимодействующие и взаимосвязанные процессы, составляющие суть деятельности предприятий, направляют работу подразделений на достижение главной цели бизнеса — получение прибыли путем удовлетворения требований и ожиданий потребителей. При этом обеспечивается эффективное управление качеством и экологическими аспектами, персоналом и ресурсами, финансами и информацией, процессами и сроками, рисками и безопасностью на основе новых информационных технологий, в результате чего повышается конкурентоспособность продукции и фирмы.
    Для изучения системного подхода к управлению предприятием необходимо, прежде всего, разобраться с понятийной основой деятельности в данной области, поскольку еще Р. Декарт писал: «Дайте понятиям точное толкование, и вы освободите мир от половины заблуждений». В последующих разделах будут рассмотрены основные этапы развития менеджмента качества, обусловленного влиянием различных факторов, показана суть системного управления качеством, издержками и безопасностью, а также изложен общий подход к разработке интегрированной системы управления предприятием на базе менеджмента качества.
    Зарубежный  и отечественный опыт управления показывает, что общий менеджмент предприятия и менеджмент качества, как его часть, развиваются под  влиянием различных внешних и  внутренних факторов. Так, например, в  настоящее время менеджмент современных организаций уже испытывает непосредственное воздействие тенденций интернационализации и глобализации и под их влиянием обретает новые формы и принципы, коренным образом меняя организационные ценности. Основные этапы развития общего менеджмента и менеджмента качества представлены на рис.1.
    
    Рис. 1. Основные этапы развития общего менеджмента  и менеджмента качества 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.1. Единство четырех принципов Тейлора
    Основой современного общего менеджмента и  менеджмента качества принято считать  систему Тейлора, соратника Г. Форда, усилиями которого была внедрена и развита концепция организации машинного производства. Заслуга Ф. Тейлора состояла в том, что он первым создал стройную концепцию научного менеджмента, основанную на единстве четырех принципов:
    -выработка научных основ производства
    -научный  подбор рабочих
    -научное  обучение и тренировка рабочих
    -тесное  дружественное сотрудничество администрации  и рабочих.
    При этом особое внимание он обращал на хронометраж, рационализацию приемов  ручного труда, систему точных заданий (идею урока), стандартизацию орудий и инструмента и введение инструкционных карточек для рабочих.
    Развивая  принцип «инициатива — поощрение», Ф. Тейлор усовершенствовал древний  метод «кнута и пряника», предложив  оплачивать труд в зависимости от производительности труда работника. Благодаря этому примитивный с социальной точки зрения, но простой и понятный в применении метод стимулирования, дополненный учетом качества работы исполнителей, используется до сих пор, в том числе в практике работ по управлению качеством. Кроме того, Ф. Тейлор первым обосновал важность учета вариабельности производственного процесса (т.е. свойства его изменчивости в определенных пределах под влиянием различных факторов) и оценил важность контроля данного свойства.
    Система Тейлора включала понятия верхнего и нижнего пределов качества, поля допуска, вводила такие измерительные  инструменты, как шаблоны и калибры, а также обосновывала необходимость  независимой должности инспектора по качеству, разнообразную систему  штрафов для виновников брака, форм и методов воздействия на качество продукции.
    Ф. Тейлор, введя понятие «допуски и  калибры», дал мощный толчок развитию функциональной взаимозаменяемости.
    Инженеры  постепенно учились рассчитывать допуски  с тем, чтобы обеспечивать неселективную собираемость изделий. Тейлор одновременно ввел первую профессию в области качества — инспектор качества или технический контролер и построил первый цикл PDCA (планируй — делай — проверяй — действуй):
    -Plan (планировать качество должны  инженеры, число которых было невелико)
    -Do (делать работу должны рабочие)
    -Check (проверять контролеры)
    -Action (действовать менеджеры). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.2. Теория администрирования Файоля  и эффективность управления Эмерсона.
    Параллельно с американцем Тейлором науку об общем управлении развивал француз А. Файоль (1841-1925), который разработал теорию администрирования и написал книгу «Общее и промышленное управление». В ней он изложил общие принципы административного управления предприятием, где рассматривал предприятие как совокупность материального и социального «организмов». Для организации управления предприятием Файоль предлагал разрабатывать различные структурные схемы, с помощью которых можно было конструировать социальный «организм» предприятия. Основу его административной теории составляли 14 принципов, в том числе разделение труда, власть, дисциплина, единоначалие, централизация, вознаграждение, справедливость, инициатива и др.
    Файоль  особо подчеркивал, что для успешного  внедрения указанных принципов необходимо обращать особое внимание на принятие программы, позволяющей выработать продуманный курс в будущее, на справедливое вознаграждение и дисциплину, необходимые для успешного хода работ, а также на разумное разделение труда, обеспечивающее необходимое количество и качество выпускаемой продукции. Кроме того, рассматривая функцию контроля, Файоль отмечал важность его своевременного проведения и необходимость последующих санкций. Но он предостерегал от опасности включения в контроль распорядительной и исполнительной функций. Это предостережение и по сей день является актуальным при формировании современного процесса управления.
    В этот же период работал и американец Г. Эмерсон (1853-1931), вклад которого в  совершенствование концепции управления заключается в разработке понятия эффективности данного вида деятельности. В 1912 г. он опубликовал книгу «Двенадцать принципов производительности», среди которых отмечал точно поставленные цели, справедливое отношение к персоналу, диспетчирование, нормализацию условий, вознаграждение за производительность.
    Как утверждал Г. Эмерсон, все эти  принципы вдохновляются идеалом  устранения потерь, приводящих к расточительству. Его ключевая идея заключалась в  том, что эффективность производства должна достигаться не за счет перенапряжения сил исполнителей, а за счет рациональной организации труда (системы), которая позволяет достичь того же результата, но с минимальными усилиями. В наше время справедливость этого утверждения Эмерсона подтверждается при создании на предприятиях современных систем качества, которые как раз и направлены на организацию систематической, упорядоченной работы в области качества, без авралов и неразберихи, что обеспечивает стабильность требуемого качества продукции и услуг. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.3. Стандартизация и унификация Форда.
    Среди основоположников науки управления особое место занимает знаменитый Г. Форд (1863-1947), основатель известной автомобильной  компании. Он применил стандартизацию и унификацию — важнейшие элементы в управлении качеством, организовал конвейерное производство, что дало возможность резко повысить производительность труда, снизить цены и перейти к массовому производству автомобилей. При этом особое внимание он уделял охране труда и созданию нормальных условий работы, установил 8-часовой рабочий день и минимальный уровень зарплаты.
    Справедливости  ради следует заметить, что Г. Форд больше тяготел к практике и не разделял некоторые взгляды Тейлора, Эмерсона и Файоля. Он был против чрезмерного увлечения организационными схемами и структурами, требовал строгого соблюдения дисциплины, наказывал за невнимательность при работе на конвейере, внедрял абсолютное разделение труда на конвейере. Свою систему управления он так и назвал: «Террор машины».
    Главными  врагами производства Форд считал расточительность и алчность. Под расточительностью он, понимал, прежде всего, небрежную работу, а под алчностью — стремление к получению сиюминутной выгоды без учета перспектив. 

    Таким образом, основой для развития теории и практики управления качеством  на данном этапе являлась концепция отбраковки, базирующаяся на следующем положении: «Потребитель должен получать только годные изделия, т.е. изделия, соответствующие стандартам. Основные усилия должны быть направлены на то, чтобы негодные изделия (брак) были бы отсечены от потребителя».
    В дальнейшем на длительный период времени (с 1920-х до начала 1980-х годов) пути развития общего менеджмента и менеджмента  качества разошлись. Главная проблема качества воспринималась и разрабатывалась  специалистами преимущественно как инженерно-техническая проблема контроля и управления вариабельностью продукции и процессов производства, а проблема менеджмента — как проблема в основном организационного и социально-психологического характера. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. Концепция контроля качества.
    Переход к индустриальному производству и промышленная революция превратили учеников в рабочих, а мастеров —  в инженеров или менеджеров и  разрушили принципы мастерства. Рабочие  процессы стали разбивать на простые  операции, выполнить которые мог почти каждый малограмотный и даже неграмотный человек. Инженер перестал быть учителем, а менеджер — лидером. Все составляющие принципов мастерства — знания и их передача, лидерство и вовлеченность, целостность процессов производства и управления, «обожествление» потребителя, стремление к непрерывному совершенству — разрушились и перестали работать.
    В результате повышения производительности за счет разделения труда на простые  операции возникли и усилились следующие  негативные тенденции:
    -снижение  качества продукции
    -разрушение  целостности процессов
    -падение  авторитета мастеров и потеря  роли лидерства
    -появление  классовых различий между менеджерами  и инженерами, с одной стороны,  и рабочими, с другой
    -изоляция  рабочих от знаний, отстранение  их от участия в управлении производством и его улучшении.
    К середине 20-х годов обозначились первые пределы возможностей системы  Тейлора. Например, на одном из заводов Bell Labs — «Вестерн Электрик» в  Хауторне численностью в 40 тыс. человек  трудились 5200 контролеров, но качество продолжало оставаться низким (20-25% всех текущих затрат было связано с обнаружением и устранением дефектов продукции). Следует отметить, что данное положение было типичным для большинства американских промышленных предприятий того времени. Заслуга компании Bell Labs состоит в поощрении исследований в области менеджмента, проводимых группой менеджеров под руководством В. Шухарта.
    В. Шухарт разработал концепцию статистического  управления процессами (SPC), в которой  уделялось внимание вариациям процессов и предотвращению дефектов вместо их обнаружения. При этом он впервые ввел понятие «процесс, находящийся в управляемом состоянии», который должен быть стационарным в статистическом смысле и, кроме того, вариации параметров любых двух изделий, вышедших из процесса, должны быть статистически независимыми.
    Чтобы определить, в каком состоянии  находится процесс (управляемом  или неуправляемом), Шухарт разработал соответствующий инструментарий —  контрольные карты. Границы контрольных  карт обозначали поле, внутри которого должны находиться почти все измерения процесса, если он в управляемом состоянии. Выход за пределы контрольных границ означал, что процесс вышел из управляемого состояния под воздействием особых причин, которые надо выявить и устранить. Концепция процессного подхода, предложенная В. Шухартом, позволяла улучшать техническую совместимость процессов, повышать функциональную взаимозаменяемость продукции.
    Вместе  с тем, В. Шухарт предложил новую  концепцию цикла PDCA, где планирование предусматривало улучшение процессов, при этом в выполнение планов по их улучшению включались как инженеры (конструкторы, технологи), так и рабочие. Роль проверок из технического контроля превращалась в информационное обслуживание процесса, а действия предусматривали как устранение особых причин вариаций, так и уменьшение вариаций, обусловленных общими причинами. Это был революционный шаг, он вернул в производство принципы непрерывного совершенствования и ценности знаний и их носителя — человека, а также ориентацию на факты при принятии решений.
    Следует отметить, что при таком подходе системы качества, естественно, усложнялись, так как в них были включены службы, использующие статистические методы. Усложнились также задачи в области качества, решаемые конструкторами, технологами и рабочими, потому что они должны были понимать, что такое вариации и изменчивость, а также знать, какими методами можно достигнуть их уменьшения. Появилась новая специальность «инженер по качеству», который должен был анализировать качество и дефекты изделий, строить контрольные карты и т.п. В целом акцент в деятельности в области качества был перенесен с инспекции и выявления дефектов на их предупреждение за счет выявления причин дефектов и их устранения на основе изучения процессов и управления ими.
    Вместе  с тем, более сложной стала  мотивация труда, т.к. теперь учитывалось также и то, как точно настроен процесс, как анализируются те или иные контрольные карты регулирования и контроля. К профессиональному обучению добавилось обучение статистическим методам анализа, регулирования и контроля. Стали более сложными и отношения поставщик — потребитель. В них большую роль начали играть стандартные таблицы статистического приемочного контроля.
    Одним из замечательных достижений практики контроля качества стало создание аудиторской  службы по качеству, которая в отличие от отделов технического контроля занималась не разбраковкой продукции, а проверкой работоспособности системы обеспечения качества на производстве путем контроля небольших выборок из партий изделий.
    Внедрение концепции контроля качества в практику позволило значительно повысить эффективность производства при достаточно высоком качестве изделий и услуг, что создало условия для расширения границ рынка товаров (продукции и услуг). В тоже время росло понимание того, что каждый производственный процесс имеет определенный предел выхода годных изделий и этот предел определяется не только процессом, но, в большей мере, возможностями всей системы, т.е. всей совокупностью деятельности предприятия, организации труда, управления, в которой этот процесс протекает. Более того, при достижении этого предела с новой остротой проявляет себя противоречие между производительностью труда и качеством продукции, рассмотренное выше. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3. Комплексное управление качеством  (по А. Фейгенбауму).
    Принято считать, что это понятие было введено в 50-х гг. доктором А. Фейгенбаумом (США), когда в 1957г. была напечатана его статья «Комплексное управление качеством», в которой излагались основные принципы указанной концепции. Суть идеи заключалась в следующих положениях:
    Во-первых, поскольку на качество влияет множество  причин, необходимо при управлении качеством выделять основные факторы, которые должны учитываться в  работе.
    Во-вторых, необходимо учитывать взаимосвязь  факторов, чтобы, воздействуя на один из них, прогнозировать и учитывать реакцию других (например, при повышении зарплаты одному работнику, другие работники, выполняющие аналогичную работу, станут работать хуже, узнав об этом).
    В-третьих, важно, чтобы управление качеством  осуществлялось на всех этапах производства, где формируется качество продукции. При этом необходимо установить четкую взаимосвязь в работе подразделений, участвующих в решении проблем качества (например, для рассмотрения претензий потребителей заранее должны быть установлены исполнители данной работы, порядок и сроки рассмотрения и удовлетворения претензий).
    Главная идея комплексного управления качеством (по А. Фейгенбауму) состояла в учете  всех основных факторов качества и  их взаимного влияния, охвате и увязке в рамках единой системы всех этапов работ по качеству, выполняемых различными подразделениями.
    Комплексное управление качеством показало свою эффективность в послевоенной Японии, которая при помощи США стала  демократической и экономически развитой страной. В этом огромную роль сыграл доктор Э. Деминг — ученик и последователь доктора В. Шухарта. В Японии впоследствии была установлена премия Деминга за качество, появились свои ученые в этой области. Одним из наиболее известных стал профессор К. Исикава, автор причинно-следственной диаграммы, получившей название «рыбий скелет».
    Э. Демингом совместно с Д. Джураном, также приглашенным в Японию в  порядке американской правительственной  технической помощи, была разработана  концепция комплексного управления качеством, основной идеей которой  было следующее положение: «Основа качества продукции — качество труда и качественное управление на всех уровнях, т.е. такая организация работы коллективов людей, когда каждый работник получает удовольствие от своей работы».
    Данная  концепция базировалась на совершенствовании не только производственных процессов, но системы в целом, на непосредственном участии высшего руководства компаний в проблемах качества, обучении всех сотрудников компаний сверху донизу основным методам обеспечения качества, упоре на мотивацию сотрудников на высококачественный труд. Наряду с концепциями недопущения попадания брака к потребителю и увеличения выхода годных изделий соответствующее развитие получила концепция «ноль дефектов».
    Важнейшую роль в обучение рабочих и мастеров принципам и методам обеспечения качества сыграли и по-прежнему играют кружки качества (в настоящее время в Японии зарегистрировано свыше 300 тыс. кружков качества). Отцом кружков качества по праву считается профессор К. Исикава, т.к. им впервые были обоснованы принципы работы этих кружков и определены три главные цели:
    -вносить  вклад в совершенствование производства  и развитие предприятия
    -на  основе уважения к человеку  создавать достойную и радостную  обстановку на рабочих местах
    -создавать  благоприятную обстановку для проявления способностей человека и выявления его безграничных возможностей.
    Идея  кружков качества заключается в  том, что группа рабочих, как правило, от 6 до 12 человек, добровольно объединяется для совместной творческой работы по решению самых разных проблем на рабочих местах (например, от улучшения освещения и расположения оборудования до изменения скорости конвейера, применения различных приспособлений и инструмента и т.д.). Все это помогает лучше организовать работу и, в конечном счете, выпускать более качественную продукцию. Такая группа сама выбирает руководителя (мастера, бригадира или рабочего), общими усилиями находит решение проблемы и предлагает его администрации.
    В результате последовательного осуществления  идей Деминга, Джурана, Фейгенбаума и К. Исикавы Япония, страна, бедная природными ресурсами и разоренная войной, стала одной из богатейших стран мира. 60-80-е годы XX в. стали периодом доминирования японцев на мировых рынках. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    4. Концепция стандартизованного качества.
    Применение данной концепции привело к такому обострению противоречия между эффективностью производства и качеством продукции, в результате чего цена ошибок в определении потребительских запросов стала неприемлемо большой для производителей. В результате этого на арену теории и практики менеджмента качества вместо всеобщего управления качеством (TQC) постепенно вышел подход всеобщего менеджмента качества (TQM).
    Особенность TQM заключается в том, что при  принятии компромиссного решения между  объемами выпускаемой продукции, сроками поставки, затратами и качеством на первый план выдвигается обеспечение требуемого качества продукции, при этом все сферы деятельности предприятия организуются исходя из интересов качества.
    В основе развития управления качеством  на данном этапе находились следующие положения:
    -большая  часть дефектов изделий закладывается  на стадии разработки (из-за недостаточного  качества проектных работ возникает  большинство ошибок, приводящих  к браку на стадии производства  товаров)
    -перенос  центра тяжести работ по созданию изделия с натурных испытаний опытных образцов или партий на математическое моделирование свойств изделий и процессов их производства (данный подход позволяет обнаружить и устранить конструкторские и технологические дефекты еще до начала стадии производства)
    -подход, основанный на концепции «ноль  дефектов», постепенно должен  быть трансформирован в концепцию  «удовлетворенного потребителя», заинтересованного  в высоком качестве продукции,  продаваемой по приемлемой цене (причем, цена может снижаться по мере ужесточения конкуренции на определенном рынке)
    -всеобщий  менеджмент качества, кроме управления  качеством в плане выполнения  установленных требований, должен  включать еще управление целями  и самими требованиями для  гарантированного возникновения у потребителя уверенности в качестве продукции
    -всеобщий  менеджмент качества является  комплексной системой, ориентированной  на постоянное улучшение качества, минимизацию производственных затрат  и обеспечение поставок «точно  в срок».
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.