Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Научные революции 20 века

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 08.11.2012. Сдан: 2012. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Введение
     Три с половиной века назад английский материалист Френсис Бэкон назвал науку силой. Современник Шекспира, Галилея, Бруно, он считал, что наука должна дать человеку власть над природой, увеличить его могущество и улучшить его жизнь. Это было в эпоху, когда страны Европы только становились на путь капиталистического развития. С тех пор человечество сделало гигантский скачок в социальном и техническом развитии. И чем больше развивался прогресс, тем больше росла его связь с наукой. В современных условиях экономический и технический потенциал любой страны, ее мощь и обороноспособность, как никогда раньше, связаны с уровнем развития науки и степенью ее применения в производстве. Наивысшим проявлением интеграции науки и техники является научно-техническая революция (НТР). Но проявление НТР в жизни общества противоречиво. С одной стороны - это путь к благу и прогрессу, с другой стороны - расход природных ресурсов, появление и накопление разрушительных средств вооружения. Цель данной работы состоит в том, чтобы на основе содержания НТР ХХ века дать сбалансированную оценку современному этапу научно-технической революции, проанализировать основные открытия научной революции ХХ века и раскрыть ее прогрессивную миссию.
     Человечество  на всём протяжении своего развития пережило несколько глубоких научных революций. Первая такая революция, охватившая период с XVI до XVIII в., началась с создания гелиоцентрической картины мира. В середине XIX в. произошла вторая научная революция, охватившая на этот раз всю область научного познания - от естественных наук (открытие клеточного строения живых организмов, создание эволюционной теории Дарвина) до общественных наук (диалектический, материалистический взгляды на окружающий мир). На рубеже XIX и ХХ вв. в результате великих открытий в физике (электрон, радий, превращение элементов, кванты и др.) сложилась новая картина мира, и этот коренной переворот во взглядах на материю, ее строение, этот прорыв науки в область микромира стал очередной, третьей научной революцией. Такие революции заключаются в появлении и внедрении изобретений, вызывающих переворот в средствах труда, видах энергии, технологии производства, в предметах труда, и общих материальных условий производственного процесса. Толчком революции в естествознании послужил ряд ошеломляющих открытий в физике: электромагнитных волн Г. Герцем; рентгеновских лучей В. Рентгеном; радиоактивности А. Беккерелем; электрона Дж. Томсоном; светового давления П. Н. Лебедевым. Четвёртая научная революция началась с середины 20-х годов ХХ в.: она связана с созданием квантовой механики в сочетании с теорией относительности. В ходе этого этапа были пересмотрены многие важнейшие постулаты науки:  учение об атомах как твердых и неделимых частицах было заменено моделями, которые почти целиком заполнены пустотой; трехмерное пространство и одномерное время превратились в относительные проявления четырехмерного пространственно-временного континуума. Отличительными признаками этого этапа научной революции были:
- овладение атомной энергией в 40-е годы этого столетия;
- зарождение  ЭВМ и кибернетики;
- переход к эпохе НТР, слияние науки с производством и превращение науки в производительную силу. [7, С.198-202] 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 глава. Научно-техническая  революция XX в.  1.1.Основные критерии и характеристики НТР.
      Постепенно  этот этап развития науки перевоплотился в более масштабное и значимое событие: начиная с середины ХХ века, в развитии науки и техники стали наблюдаться процессы, которые в совокупности получили название научно-технической революции. Научно-техническая революция – это коренное, качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства, непосредственную производительную силу. С самого начала ее особенностью было то, что, возникнув в области науки, она не замкнулась сферой самой науки и техники, но активно воздействовала на все стороны жизни и деятельности людей. Научно-техническая революция играет всё возрастающую роль в сложной цепи экономических, социальных и политических изменений современного общества. Эта революция и ее социальные последствия оказывают воздействие на весь ход истории. Революции наблюдаются во всех областях жизни: в промышленности, в культуре, в искусстве, в общественном развитии (социальные революции). Происходят они также в науке, в технике и технологии. В целом научно-техническая революция характеризуется двумя критериями:
- небывалыми  успехами в деле покорения  природы и самого человека  как части природы;
- срастанием науки с техникой в единую систему, в результате чего наука стала непосредственной производительной силой.
      Начало  научно-технической революции было подготовлено выдающимися успехами естествознания ещё в конце XIX - начале ХХ в. К ним относятся модель большого взрыва и расширяющейся Вселенной в астрономии; геологическая тектоника литосферных плит; физическое смещение точки отсчёта от материи к энергии и от вещества к полю; открытие сложного строения атома как системы частиц, а не неделимого целого; открытие радиоактивности и превращения элементов; создание теории относительности и квантовой механики; уяснение сущности химических связей, открытие изотопов, а затем и получение новых радиоактивных элементов, отсутствующих в природе. Бурное развитие естественных наук продолжалось и в середине ХХ века. Появились новые достижения в физике элементарных частиц, в изучении микромира; была создана кибернетика, получили развитие генетика, хромосомная теория. Эти научные революции позволили сформулировать следующие общие закономерности развития мира:
      эволюция природы (от Вселенной до кварков);
      самоорганизация (от неживых систем до биосферы);
      системность связи неживой природы, живой природы и человека (в экологии);
      имманентность природных систем пространству и времени (в теории относительности);
      относительность разделения на субъект и объект (в квантовой механике и синергетике).[1, С.230-231]
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     1.2.Основные достижения научно-технической революции - создание общей теории систем, общей и специальной теории относительности.
     Однако  основные достижения научно-технической революции сводятся к созданию ОТС - общей теории систем, позволившей взглянуть на мир как на единое, целостное образование, состоящее из огромного множества взаимодействующих друг с другом систем. Произошел огромный прорыв в науках, изучающих живую природу. Переход от клеточного уровня исследования к молекулярному ознаменовался крупнейшими открытиями в биологии, связанными с расшифровкой генетического кода, пересмотром прежних взглядов на эволюцию живых организмов, уточнением старых и появлением новых гипотез происхождения жизни. В свою очередь живые системы послужили для химии природной лабораторией, опыт которой ученые стремились воплотить в своих исследованиях по синтезу сложных соединений. В сентябре 1905 г. в немецком журнале «der Physik» появилась работа А. Эйнштейна "К электродинамике движущихся тел", в которой впервые были изложены основы теории относительности и которой предшествовало, по словам самого автора, 7 - 10 лет упорных размышлений над проблемой влияния движения тел на электромагнитные явления. Прежде всего, Эйнштейн пришел к твердому убеждению о всеобщности принципа относительности, т. е. к выводу, что и в отношении электромагнитных явлений, а не только механических, все инерциальные системы координат совершенно равноправны. Одновременно с принципом относительности Эйнштейну казалось ясным и существование инвариантности скорости света во всех инерциальных системах отсчета. В осознании относительности одновременности заключается гвоздь всей теории относительности, выводы которой, в свою очередь, приводят к необходимости пересмотра понятий пространства и времени - основополагающих понятий всего естествознания.
     На  следующем этапе становления  специальной теории относительности  (СТО) этим общим идейным рассуждениям Эйнштейн придает математическую форму и, в частности, выводит формулы преобразования координат и времени. Промежуток времени, в течение которого длится какой-либо процесс, различен, если измерять его движущимися с различной скоростью часами. В теории Эйнштейна размеры тел и промежутки времени теряют абсолютный характер, какой им приписывали раньше, и приобретают смысл относительных величин, зависящих от относительного движения тел и инструментов, с помощью которых проводилось их измерение. Они приобретают такой же смысл, какой имеют уже известные относительные величины, такие, как, например, скорость, траектория и т. п. Таким образом, Эйнштейн приходит к выводу о необходимости изменения пространственно-временных представлений, которые выработаны классической физикой.
     В последующие годы Эйнштейн, продолжая развивать эти идеи, создал новую теорию, которую назвал общей теорией относительности (ОТО). Построение этой теории он закончил в 1916 г. Эквивалентность, существующую между ускорением и однородным полем тяготения, справедливую для механики, Эйнштейн считает возможным распространить на оптические и вообще любые физические явления. Этот расширенный принцип эквивалентности и был положен им в основу общей теории относительности. С точки зрения ОТО пространство не обладает постоянной (нулевой) кривизной. Кривизна его меняется от точки к точке. Кривизна пространства определяется полем тяготения. ОТО кардинально отличается от предшествующих ей фундаментальных физических теорий. Она отказывается от целого ряда старых понятий, формулируя вместе с тем новые понятия. Так, ОТО отказывается от понятий "сила", "потенциальная энергия", "инерциальная система", "евклидов характер пространства- времени" и др. Зато вводятся новые понятия. Поскольку в гравитационных полях не существует твердых тел и ход часов зависит от состояния этих полей, то ОТО вынуждена пользоваться нежесткими (деформирующимися) телами отсчета. Такая система отсчета (ее называют "моллюском отсчета") может двигаться произвольным образом и ее форма может изменяться, используемые часы могут быть со сколь угодно нерегулярным ходом. В то же время ОТО углубляет понятие поля, связывая воедино понятия инерции, гравитации и метрики пространства-времени, сохраняет инвариантный смысл понятий точка (пространственно-временное совпадение), пространственно-временной континуум конечного числа измерений и др.
     ОТО стала фундаментом для выявления  новых общих свойств и закономерностей  Вселенной. Первым ее успехом было объяснение открытой еще в 1859 г. (и непонятной с точки зрения классической теории) дополнительной скорости движения перигелия Меркурия (около 4 " в столетие) под влиянием гравитационного поля Солнца. Таким образом, в ОТО был получен новый фундаментальный результат: скорость света уже не является постоянной величиной, она изменяется, когда свет проходит поле тяготения, увеличиваясь или уменьшаясь в зависимости от взаимного направления распространения света и направления сил тяготения. Опыты по измерению отклонения лучей света, проходящих около Солнца, имели большое значение для широкого признания общей, а вместе с ней и специальной теории относительности. В 1919 г. одна английская экспедиция направилась в Бразилию, а другая - на один из островов, расположенных возле африканского материка, для проверки этого эффекта. Наблюдения обеих экспедиций подтвердили существование эффекта Эйнштейна. Предполагаемое смещение группы звезд, видимых около Солнца во время затмения, действительно имело место, хотя точность измерений была невелика. Проведенные в 1922 г. новые измерения также подтвердили существование эффекта, предсказанного теорией Эйнштейна. Исходя из своей теории, Эйнштейн сформулировал некоторые, основные свойства пространства и времени:
     1) их объективность и независимость  от человеческого сознания и  сознания всех других разумных существ в мире;
     2)неразрывную  связь друг с другом и с  движущейся материей;
     3)единство  прерывности и непрерывности  в их структуре - наличие отдельных  тел, фиксированных в пространстве  при отсутствии каких-либо «разрывов»  в самом пространстве;
    По  существу, относительность восторжествовала и в квантовой механике, т.к. ученые признали, что нельзя найти объективную истину безотносительно от измерительного прибора; знать одновременно и положение, и скорость частиц; установить, имеем мы в микромире дело с частицами или с волнами. Это и было торжество относительности в физике XX века. Учитывая столь огромный вклад в современную науку и большое влияние на нее А. Эйнштейна, третью фундаментальную парадигму в истории науки и естествознания назвали эйнштейновской. [3, С.145-148] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.3.Планетарная модель атома Э.Резерфорда. Квантовая теория строения атома Н.Бора.
    В 1911 году знаменитый английский физик  Эрнест Резерфорд (1871-1937) предложил  свою модель атома, которая получила название планетарной. Появлению этой новой модели атома предшествовали эксперименты, проводимые Э. Резерфордом и его учениками Гансом Гейгером и Эрнстом Марсденом. В результате этих экспериментов было обнаружено, что в атомах существуют ядра - положительно заряженные микрочастицы, размер которых очень мал по сравнению с размерами атомов. Но масса атома почти полностью сосредоточена в его ядре. Исходя из этих новых представлений, Резерфорд и выдвинул свое понимание строения атома, которое он обнародовал 7 марта 1911 года на заседании Манчестерского философского общества. По его мнению, атом подобен Солнечной системе: он состоит из ядра и электронов, которые обращаются вокруг него.
    Но  планетарная модель Резерфорда обнаружила серьезный недостаток: она оказалась  несовместимой с электродинамикой Максвелла. Согласно законам электродинамики, любое тело (частица), имеющее электрический заряд и движущееся с ускорением, обязательно должно излучать электромагнитную энергию. Но в этом случае электроны очень быстро потеряли бы свою кинетическую энергию и упали на ядро. С этой точки зрения, оставалась непонятной необычайная устойчивость атомов. Кроме того, в соответствии с законами электродинамики, частота излучаемой электроном электромагнитной энергии должна быть равна частоте собственных колебаний электрона в атоме. Но в этом случае спектр излучения электрона должен быть непрерывным, так как электрон, приближаясь к ядру, менял бы свою частоту. Опыт же показывал другое: атомы дают электромагнитное излучение только определенных частот (именно поэтому атомные спектры называют линейчатыми, т. е. состоящими из вполне определенных линий). Такая определенность спектра, его ярко выраженная химическая индивидуальность очень трудно совмещается с универсальностью электрона, заряд и масса которого не зависят от природы атома.
    Разрешение  этих противоречий выпало на долю известного датского физика Нильса Бора (1885-1962), предложившего  свое представление об атоме. Последнее  основывалось на квантовой теории, начало которой было положено на рубеже XX века немецким физиком Максом Планком. Планк выдвинул гипотезу, гласящую, что испускание и поглощение электромагнитного излучения может происходить только дискретно, конечными порциями - квантами. Н. Бор, зная о модели Резерфорда и приняв ее в качестве исходной, разработал в 1913 году квантовую теорию строения атома. В ее основе лежали следующие постулаты: в любом атоме существуют дискретные (стационарные) состояния, находясь в которых атом энергию не излучает; при переходе атома из одного стационарного состояния в другое он излучает или поглощает порцию энергии.
    Бор понял, что для построения теории, которая объясняла бы и результаты опытов по рассеянию частиц, и устойчивость атома, и сериальные закономерности, и ряд других экспериментальных данных, нужно отказаться от некоторых принципов классической физики. Н. Бор взял за основу модель атома Резерфорда и дополнил ее новыми гипотезами, которые не следуют или даже противоречат классическим представлениям. Эти гипотезы известны как постулаты Бора. Они сводятся к следующему:
- каждый электрон в атоме может совершать устойчивое орбитальное движение по определенным орбитам, с определенным значением энергии, не испуская и не поглощая электромагнитного излучения. В этих состояниях атомные системы обладают энергиями, образующими дискретный ряд: E ', E ", . . ,E n. Всякое изменение энергии в результате поглощения или испускания электромагнитного излучения может происходить только скачком из одного состояния в другое;
- электрон способен переходить с одной стационарной орбиты на другую, и только в этом случае он испускает или поглощает определенную порцию энергии монохроматического излучения определенной частоты. Эта частота определяется величиной изменения энергии атома при таком переходе. Если при переходе электрона с орбиты на орбиту и энергия атома изменяется от Еm до Еn, то испускаемая или поглощаемая частота определяется условием  hn mn = Еm - Еn.
     Важным  достижением квантовой теории Бора было также развитие им и другими исследователями представления о строении многоэлектронных атомов. После первых результатов, достигнутых в теории строения атома водорода и объяснения на основании этой теории спектров, были предприняты шаги в развитии теории строения более сложных атомов и объяснений структуры их спектров. Электронные модели атома стали появляться одна за другой. Их возникновение в хронологической последовательности таково: модель У. Кельвина (1902 г.) - электроны распределяются определенным способом внутри положительно заряженной сферы; модель Ф. Ленарда (1903 г.) - атом состоит из «дуплетов» отрицательных и положительных зарядов; модель Г. Нагаоки (1904 г.) - атом «устроен наподобие планеты Сатурн» (вокруг положительно заряженного тела располагаются кольца, состоящие из отрицательно заряженных электронов). Эти модели были результатами теоретических построений и носили формальный характер. Однако оставалось неопределенным точное количество электронов в атомах. Электрон довольно скоро исчерпал свои возможности в качестве единственного «строительного материала» атомов, но эти перечисленные модели, безусловно, сыграли роль в подготовке будущей планетарной модели атома. Почти каждая из них в той или иной форме содержала элементы действительности. Итак, следствием фундаментальных физических открытий начала XX века оказалась разработка структуры атома в целом. «Бесструктурный» атом уступил место новому атому как сложной системе частиц.
     После открытия электрона, протона, фотона и, наконец, в 1932 году нейтрона было установлено существование большого числа новых элементарных частиц. В том числе: позитрон как античастица электрона; мезоны - нестабильные микрочастицы; частицы резонансы, имеющие крайне короткое время жизни (порядка 10"22-10"24 с); нейтрино - стабильная, не имеющая электрического заряда частица, обладающая почти невероятной проницаемостью. Тяжелые ядра могут содержать значительно большее число нейтронов по отношению к числу протонов, чем легкие ядра. Когда атом урана расщепляется, он по необходимости освобождает несколько нейтронов. Ну а стоило только понять это (что произошло в 1938 году, главным образом благодаря работам Жолио Кюри), как возможность массовых превращений атомов стала реальностью. Здесь наблюдается цепная реакция, или своего рода явление лавинообразного нарастания. Если дать этому процессу возможность продолжаться бесконечно, то получится взрыв; если управлять им, то результатом его явится вырабатывающий энергию ядерный реактор.
     Основные  положения атомистики ХХ в. могут быть сформулированы следующим образом:
- атом является сложной материальной структурой, представляет собой мельчайшую частицу химического элемента;
- у каждого элемента существуют разновидности атомов, содержащиеся в природных объектах или искусственно синтезированные;
- атомы одного элемента могут превращаться в атомы другого; эти процессы осуществляются либо самопроизвольно (естественные радиоактивные превращения), либо искусственным путем (посредством различных ядерных реакций).[5, С. 69-72] 
 
 
 
 
 

     1.4.Создание первой атомной бомбы А.Эйнштейном как следствие квантовой механики.
     Важной  вехой в драматической истории  атомного века стало экспериментальное  наблюдение в конце 30-х годов немецкими  физиками О. Ганом и Ф. Штрассманом  процесса деления ядер урана и объяснение этого явления в работе Л. Майтнер и О. Фриша. Стало ясным, что физикам удалось осуществить цепную ядерную реакцию, которая может привести к ядерному взрыву с выделением огромной энергии. В условиях начавшейся второй мировой войны группа ученых США во главе с А. Эйнштейном обратилась к тогдашнему американскому президенту Ф. Рузвельту и обосновала настоятельную необходимость развертывания исследований в этом направлении. Начатые после этого исследовательские работы в Лос-Аламосской лаборатории (США, штат Нью-Мексико) привели в середине 40-х годов к созданию первой атомной бомбы.
     То, каким образом создавалась, испытывалась и была использована атомная бомба, составляет часть мировой истории, а не просто истории науки. Военные  и политические последствия создания ядерного оружия и контролируемого производства атомной энергии огромны. Здесь достаточно отметить, что в техническом отношении производство атомной энергии представляет собой новый крупный скачок вперед в установлении господства человека над силами природы. В заключение необходимо сказать о большом значении для изучения микроструктуры вещества ускорителей заряженных частиц (электронов, протонов, атомных ядер), используемых для получения частиц высоких энергий, с помощью которых удается проследить процессы, происходящие с элементарными частицами. Ускоряемые частицы движутся в вакуумной камере, а управление их движением производится чаще всего с помощью магнитного поля.[2, С.135-138] 
 
 

     1.5.Раскрытие в середине XX века структуры дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК) – причина  исследований в  биологии.
     XX век в целом и его вторая  половина, характеризовавшаяся научно-технической  революцией, принесли громадные  достижения в области биологии, которые выдвинули эту науку  в ряды лидеров естествознания. Развитие биологии и, особенно, ее составной части - генетики не только укрепило дарвиновскую теорию эволюции живой природы, но и позволило дать ей современное толкование. Понятия изменчивости и наследственности, которым Дарвин придавал большое значение, были более глубоко осмыслены в свете достигнутых успехов молекулярной биологии XX века.
     Если  в первой половине истекшего столетия прогресс в области изучения макромолекул был еще сравнительно медленным, то во второй половине этого столетия, т. е. в эпоху НТР, эти исследования существенно ускорялись благодаря технике физических методов анализа. На основе полученных данных о структуре живого вещества удалось воссоздать строение ряда белков и полипептидных гормонов, а также синтезировать некоторые менее сложные вещества. Химия белков, которая ранее казалась малоперспективной областью естествознания, выдвинулась на передний край науки, а раскрытие в середине XX века структуры дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК) послужило началом интенсивных исследований в химии и биологии.
     Было  выяснено, что нуклеиновые кислоты, являющиеся носителем и передатчиком наследственных качеств и играющие основную роль в синтезе клеточных  белков, образуют группы веществ, важность которых трудно переоценить. Выдвинутая в начале 50-х годов гипотеза, согласно которой должны существовать особые молекулы нуклеиновых кислот, выполняющие функции перевода языка нуклеиновых кислот на язык белков, достаточно скоро получила экспериментальное подтверждение. К началу 60-х годов у ученых-биологов уже сложилось четкое понимание основных процессов передачи информации в клетке при синтезе белка. Дальнейший прогресс исследований в этой области позволил известному советскому биологу Ю.А. Овчинникову констатировать в начале 80-х годов, что «наибольших успехов биологическая наука достигла в последние 20-25 лет, когда она сумела заглянуть внутрь живой клетки и понять биологические механизмы на уровне молекулярных взаимодействий». [4, С.71-75]
     Отмеченные  выше достижения в области атомной  физики и биологии, а также появление кибернетики обеспечили естественнонаучную основу первого этапа НТР, начавшегося в середине XX века и продолжавшегося примерно до середины 70-х годов. Основными техническими направлениями этого этапа НТР стали атомная энергетика, электронно-вычислительная техника (явившаяся технической базой кибернетики) и ракетно-космическая техника. В последней, как и в атомной энергетике, избежавшей «идеологических передряг», СССР с самого начала занял ведущее место в мире. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2 глава. Перспективы научно-технической революции в России.
     Для того чтобы оценить перспективы  научно-технической революции в  нашей стране, необходимо прежде определить диапазон тех условий, которые являются необходимыми и достаточными для  ее возникновения и успешного развития в любом государстве, затем соотнести эти условия с нынешней ситуацией в России и синтезировать соответствующие выводы. Советский Союз во второй половине 40-х годов предпринял беспрецедентные усилия для создания собственной атомной бомбы. Для решения этой задачи были сконцентрированы огромные финансовые средства, самое передовое научное оборудование, интеллект лучших отечественных ученых-физиков, силы советской разведки, охотившейся за атомными секретами в США (по признанию академика Ю.Б. Харитона, сделанному в начале 90-х годов, первая советская атомная бомба была выполнена по американскому образцу). Вклад отечественных ученых в решение проблем атомной физики оказался достаточно весомым. Не случайно СССР стал пионером в освоении «мирного атома» (первая в мире атомная электростанция была пущена в 1954 году в городе Обнинске). Наша страна первой в мире создала атомную электростанцию, запустила первый искусственный спутник Земли, первой послала в космос человека. Но все это, к сожалению, осталось в прошлом. Сегодняшняя материально-техническая база России представлена теми производительными силами, что достались ей в наследство от СССР. Перспектива научно-технической революции у России является неблизкой. Вместе с тем, иного пути, кроме научно-технического прогресса, у нее нет. [8, С.182-185] 
 
 
 
 

     Заключение.
      С научно-технической революцией ХХ в. связан значительный рост промышленного  производства и совершенствования  системы управления им. В промышленности применяются все новые и новые  технические достижения, усиливается взаимодействие между промышленностью и наукой, развивается процесс интенсификации производства, сокращаются сроки разработки и внедрения новых технических предложений. Растет потребность в высококвалифицированных кадрах во всех отраслях науки, техники и производства. Научно-техническая революция оказывает большое влияние на все стороны жизни общества. Наука развивается по экспоненте: объем научной деятельности, в том числе мировой научной информации в ХХ веке, удваивается каждые 10-15 лет. Расчет число ученых, наук. В 1900 году в мире было 100 000 ученых, сейчас - 5 000 000.
      Со  второй половины 70-х годов начался  второй этап НТР, продолжающийся до сих  пор. Важной характеристикой второго  этапа НТР стали новые технологии, которых не было в середине XX века. К ним относятся гибкие автоматизированные производства, лазерная технология, биотехнология и др. Важной характеристикой второго этапа НТР стала невиданная ранее информатизация общества на основе персональных компьютеров (появившихся в конце 70-х годов) и Всемирной системы общедоступных электронных сетей, получившей наименование «Интернет». В результате человек, во-первых, получил доступ к объемам информации значительно большим, чем когда бы то ни было; а во-вторых, появился новый способ общения, который можно назвать горизонтальным. В целом аучно-техническая революция характеризуется двумя критериями:
1) произошло  срастание науки с техникой  в единую систему (этим определяется  сочетание научно-техническая), в  результате чего наука стала непосредственной производительной силой;
2) небывалыми  успехами в деле покорения  природы и самого человека  как части природы. 

      Достижения  научно-технической революции впечатляющи. Она вывела человека в космос, дала ему новый источник энергии - атомную, принципиально новые вещества и технические средства (лазер), новые средства массовой коммуникации и информации и т.д., и т.п. Переворот в науке был сопряжен с переворотом в технике. Развивается ракетная техника, начинается освоение космического пространства; рождается и получает широкое применение телевидение; создаются синтетические материалы с заранее заданными свойствами; успешно осуществляются в медицине пересадка органов животных и человека, другие сложнейшие операции. Научно-техническая революция оказывает огромное влияние на все стороны жизни общества, и в заключение уместно вспомнить слова К.Ясперса о значении науки для человека: «С того момента, как наука стала действительностью, истинность высказываний человека обусловлена их научностью. Поэтому наука - элемент человеческого достоинства, отсюда и ее чары, посредством которых она проникает в тайны мироздания». [6, С.297-299] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы: 

    Горелов А.А. Концепции современного естествознания. [Текст]/  А.А. Горелов//  Концепции современного естествознания. Москва. – 1999. – С. 230-231
    Дикс К. История науки. [Текст]/  К.Дикс// История науки. – Москва. – 1999. – С.135-138
    Дорфман Я.Г. Всемирная история физики с начала 19 века до середины 20 века. [Текст]/  Я.Г. Дорфман// Всемирная история физики с начала 19 века до середины 20 века. – Москва. - 1979. – С. 145-148
    Камшилов М.М. Эволюция биосферы. [Текст]/  М.М. Камшилов// Эволюция биосферы. – Москва. – 1999. – С. 71-75
    Лаптин А.И. Основания современного естествознания: модельный взгляд на физику, синергетику, химию. [Текст]/  А.И. Лаптин// Основания современного естествознания: модельный взгляд на физику, синергетику, химию. – Санкт-Петербург. – 2001. – С.69-72
    Лебедев А.С. Философия науки. [Текст]/  А.С. Лебедев// Философия науки. – Москва. – 2004. – С. 467-477
    Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. [Текст]/  А.Л. Никифоров// Философия науки: история и методология. – Москва. – 1998. – С.198-202
    Фролов И.Т. Введение в философию. [Текст]/  И.Т. Фролов// Введение в философию. – Москва. – 2005. – С. 594-597
 
 
 
 
 
 
 
План 

Введение………………………………………………………………...........С. 1-2 

1 глава. Научно-техническая  революция XX в.
1.1.Основные  критерии и характеристики НТР  …………………………..С. 3-4 

1.2.Основные  достижения научно-технической революции - создание общей теории систем, общей и специальной теории относительности …………………………………………………………….С. 5-8 

1.3.Планетарная  модель атома Э.Резерфорда. Квантовая  теория строения атома Н.Бора……………………………………………………………......С. 9-12 

1.4.Создание  первой атомной бомбы А.Эйнштейном как следствие квантовой механики……………………………………………………………………….С.13
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.