На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Руководитель творческого детского коллектива

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 08.11.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Руководитель  творческого детского коллектива.
Оглавление 

Введение …………………………………………………………………………2
Глава I.Педагогическая деятельность руководителя детского коллектива
      Сущность и принципы педагогической деятельности…………………..4
      Методы педагогической деятельности  педагога ДМШ………………...9
Глава II.Организация работы детского русского народного оркестра в ДМШ
2.1. Подбор репертуара, инструментальный состав оркестра  и распределение учащихся  по оркестровым группам……………………………………………15
2.2. Значение и итог репетиционной работы…………………………………..20
Заключение  ……………………………………………………………………..25
Список  используемой литературы …………………………………………..28 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

В общей системе  музыкально – эстетического воспитания одно из ведущих мест занимает народное инструментальное исполнительство. В современных условиях жизни нашего общества, в сфере духовной культуры неоценима роль народной, классической и современной музыки различных жанров и форм в эстетическом воспитании народа.
Истинное искусство, прошедшее испытание временем, своими глубинами духовной красоты во все века влияло на формирование общественного сознания. Все подлинные народные артисты, выдающиеся исполнители во все времена включали в свой репертуар такие шедевры народного творчества как «Из за острова на стрежень», «Утес», «Эй, ухнем», «Вдоль по Питерской» и многие другие бессмертные русские народные песни.
Транскрипции  и аранжировки народных песен, фантазии на их тему составляют основу концертных программ как направленных, так и  менее известных оркестров и  ансамблей. Красочное и своеобразное звучание этих инструментов, их богатые художественные традиции предстает сохранять и развивать дальше молодому поколению профессиональных и самодеятельных исполнителей.
Подлинно профессиональное руководство самодеятельным коллективом при  современных требованиях, предъявляемых к уровню его творческой деятельности, невозможно без опоры на знание общих тенденций развития, условий функционирования и назначение художественной самодеятельности. Современный народный оркестр является одним из ее жанров и подчиняется всем ее закономерностям.
Одно из актуальных тем является организация деятельности оркестра – дело творческое, и как всякое творчество не терпит шаблона. Каждый руководитель, помимо того, встречается в работе со случайностями и особенностями, которые невозможно предугадать; например: сменяемость членов кружка, или коллектива и т.д. Успех творческого и воспитательного процессов зависит от уровня подготовки и знаний учащихся, педагога, а также от умения общими положениями преодолеть в своей индивидуальной творческой работе. Научиться делать это, особенно начинающим руководителям народных инструментов, - значит  избежать многих ошибок и неудач.
Таким образом, играя на народных инструментах, активизирует всех детей, способствует развитию музыкального мышления, фантазии и творческих способностей, учит понимать и любить музыку.
Цель работы – определить всестороннее гармоничное развитие личности ребенка, что включает в себя не только развитие определенных способностей, но и, прежде всеговоспитание нравственных, эстетических качеств личности. Также создание оптимальных условий в момент работы в оркестре старших классов ДМШ.
Объект – репетиционный процесс в старшей группе ДМШ.
Предмет – совершенствование детского исполнительства в условиях коллективного творчества.
К основным задачам, в работе с детским оркестром можно отнести:
- формирование  музыкальной культуры участников  оркестра; знакомство с образами  классической, современной, народной  музыки;
- развитие музыкально  – эстетического вкуса учащихся;
- совершенствование  детского исполнительства, как  в условиях урока, так и в  условиях внеклассной работы;
- формирование  оркестровых умений и навыков. 
 
 
 
 
 
 

Глава I. Педагогическая деятельность руководителя детского коллектива 

1.1. Сущность и принципы педагогической деятельности 

Педагогика – наука об одном из видов деятельности, то правильно будет назвать научный подход к изучению ее объекта системно – деятельстным.
  Педагогическая  деятельность, понимаемая как подсистема  деятельности в общем, социальном смысле, в одном ряду с производственной деятельностью, состоящая из подсистем, в своей совокупности реализующих функцию приобщения человеческих существ к участию в жизни общества. Различаются следующие виды деятельности, составляющие систему педагогической деятельности в ее целостности:
- работа педагогов  – практиков; они в непосредственном  общении передают тем, кого  обучают и воспитывают культурное  достояние человечества, развивают  их способности;
- научно –  исследовательская деятельность, которой заняты работники научно – образовательных учреждений;
- передача результатов  педагогической науки практике; сюда относится работа учреждений  повышений квалификации и дополнительного  образования, вообще всех, кто  оказывает учителям методическую  помощь.
   Педагогическая  деятельность есть особый вид  общественно полезной деятельности, сознательно направленной на  подготовку подрастающего поколения  к жизни в соответствии с  экономическими, нравственными, эстетическими  целями.
    Она  представляет собой самостоятельное, общественное явление, единое с воспитанием, но отличительное от него. Педагогическая деятельность есть сознательное вмешательство взрослых людей в объективно закономерный общественно – исторический процесс воспитания, становления детей взрослыми людьми.
Эта деятельность, вооруженная осознанным воспитательским  опытом, педагогической теорией и  системой специальных учреждений сознательно  вмешивается в объективный процесс  воспитания, организует его, ускоряет и улучшает подготовку детей к  жизни. Оно вбирает в себя и отражает всю совокупность общественных противоречий. Педагогическая деятельность как общественная функция возникает в недрах объективного процесса воспитания и осуществляется педагогами, специально подготовленными и обученными людьми.
   Она вообще носит конкретный – исторический характер. Воспитание и педагогическая деятельность едины и противоположны. Эта деятельность как субъективное отражение этого процесса возникает в воспитании и развивается на основе воспитательской практики. Педагогическая деятельность может отставать от требований жизни, от объективного воспитательного процесса, вступать в противоречие с прогрессивными социальными тенденциями. Общее и различное, единое и особенное в воспитании и педагогической деятельности как общественных явлениях выражается в следующих обобщениях:
    Воспитание как общественное явление возникло одновременно с человеческим обществом, раньше сознательной педагогической деятельности. Оно как объективный процесс может осуществляться без профессионально подготовленных специалистов в ходе жизненных отношений детей и взрослых. Педагогическая деятельность родилась в недрах  воспитательных отношений как субъективное отражение объективных процессов, как сознательное вмешательство в формирование подрастающего поколения.
    Воспитание – явление объективное и категория более широкая, чем педагогическая деятельность. Порождая педагогическую деятельность и находясь с нею в органическом единстве, воспитание может вступать с нею в противоречия и несоответствия, обусловленные отставанием  целенаправленной подготовки детей от требований развивающейся  и изменяющейся жизни.
    Назначением воспитания в обществе является удовлетворение жизненно необходимых потребностей людей. Педагогическая деятельность преследует цель охвата, педагогическим влиянием всей детской жизни, формируя у воспитанников определенного мировоззрения, потребностей, форм поведения, личностных качеств.
    Воспитание имеет общественную функцию подготовки производительных сил. Педагогическая деятельность наряду с такой подготовкой ставит задачу формирования определенного типа личности и развитие индивидуальности.
    В воспитании, средствами воздействия на детей является вся совокупность общественных отношений и активная самодеятельность детей. Педагогическая деятельность сознательно стремится к преодолению  стихийности, к организованности, к тщательному отбору содержания и видов деятельности детей для достижения запланированных целей.
    В воспитании принимают участие все: взрослые и дети, вещи и явления, природа  и среда. Педагогическая деятельность представлена специально  подготовленными специалистами, призванные реализовать общественные идеалы, организовать влияние природы, среды и общественности.
    Итак, педагогическая деятельность как органическая, сознательная и целенаправленная часть воспитательного процесса одна из важнейших функций общества.
         Рассмотрим основные компоненты, составляющие ее структуру:
    Начальным, первым компонентом педагогической деятельности является знание педагогом потребности, тенденций общественного развития, основных требований, предъявляемых к человеку. Этот компонент определяет характер и содержание педагогической деятельности, ее цели и задачи по формированию личности.
      Вторым ее компонентом являются многообразные научные знания, умения и навыки, основы опыта, накопленного человечеством в области производства, культуры, которые в обобщенном виде передаются подрастающим поколениям. В результате освоения этих основ у человека формируется осознанное отношение к жизни – мировоззрения.
      Третьим компонентом являются собственно педагогические знания, воспитательный опыт, мастерство, интуиция. Для того чтобы эффективно воздействовать на  детей, вступать с ними в воспитательные взаимодействия, стимулировать их самодеятельность, необходимо глубокое знание законов, по которым происходит процесс усвоения знаний, умений и навыков, формирования отношений к людям и явлениям мира. Педагогу необходимо научиться пользоваться этими знаниями на практике, овладеть опытом, мастерством, искусством их умелого применения. Педагогическая практика нередко требует оценки сложившейся ситуации и срочного педагогического реагирования.
       Четвертым компонентом педагогической деятельности является высочайшая политическая, нравственная, эстетическая культура ее носителя.
    Эффективность педагогической деятельности в воспитательном процессе требует налаживания обратных связей, организованного получения информации о ходе процесса и его результатах. Педагогическая диагностика позволяет педагогу быть осведомленным относительно того, что и как реально влияет на обучение, формирование личностных качеств воспитуемых. Она дает возможность проверять соответствие результатов педагогических воздействий воспитательным целям и вносить необходимые дополнения, исправления, коррективы в содержание и методику воспитательного процесса. Немалую роль играют и профессионально – психологические особенности труда учителя, состоящие в возникновении и укреплении в сознании педагогических шаблонов.
    Педагогическая  деятельность как общественное явление  неразрывно связана с идеологической надстройкой. В ее задачу входит формирование индивидуального сознания детей в духе требований гуманного, демократического общественного сознания.
        Таким  образом, педагогическая деятельность  представляет собой целостную  систему определяющих основные направления. Она включает в себя общечеловеческие идеалы и тактические задачи развития человеческой личности, задачи гражданского становления и формирования индивидуальности. Эта система целей охватывает и определяет  свою организацию учебно-воспитательного процесса: его содержание, характер, формы и методов, направленность самовоспитания детей. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    1.2. Методы педагогической  деятельности педагога  в ДМШ
     
    Одной из главных  проблем психического способа управления деятельностью музыкального педагога, является внедрение в учебный план специальных методов обучения.
    Решая проблему познавательного и психофизического аспектов деятельности педагога в единый, целенаправленный процесс по формированию художественно – интеллектуального уровня подготовки и развитию исполнительской техники учащегося на художественном материале, выделяются следующие методы обучения:
    Метод процессуально – познавательный;
    Метод нейролингвистического программирования;
    Метод программирования игровых движений.
 
    Первый  метод. Основой процессуально – психической деятельности педагога является дидактико-технологический аспект подбора репертуара. Он предусматривает специально подобранный музыкальный материал, благодаря которому предоставлена возможность применения в учебном процессе. Целью применения этого метода в учебном процессе является развитие художественного уровня подготовки учеников.
      Чтобы избежать в детском коллектива при ДМШ, подразделения деятельности на развитие мышления и техническую подготовку, надо построить учебный процесс на художественном материале. То есть, на специально подобранном музыкальном материале, при помощи подбора репертуара, основа которого состоит из 2-х компонентов:
    Состоит из теоретического материала, построенного на основе элементарной теории (кто из первых создал инструмент, какие произведения были написаны для него, его роль в оркестре, а также построение мелодии, умение слушать друг друга и т.д.);
    Состоит из специально подобранных произведений с постепенным техническим усложнением.
    Основной целью  применения в учебном процессе этого  метода, является развитие мышления у  учеников.
      Второй метод состоит из проблемы музыкального исполнительства, рассматриваемая как система, которая представляет собой сложный комплекс разнообразных профессиональных трудностей, возникающих и проявляющихся в процессе исполнительской деятельности у учеников на 3-х основных уровнях: физическом (зажатость исполнительского аппарата), эмоциональном (недостаточное образное раскрытие исполняемого произведения) и интеллектуальном. Единство и взаимосвязь этих уровней являются очевидной. Разделение уровней на три отдельных процесса способствуют созданию психологических блоков, препятствующих целостной картины на финальной стадии работы над музыкальном произведением. Изучению взаимосвязи этих уровней, проявление различных психологических проблем и посвящен данный метод.
      Третий метод рассматривает использование идеомоторных представлений в освоении игровых ситуаций. Этот метод позволяет применить в решении проблемы развития исполнительской техники учеников. Исполнение музыкального произведения, с использованием этого метода, решает проблему подготовки у учеников игровых движений.
       Эффективность формирования двигательных навыков зависит от степени развития идеомоторных представлений, подготовки, формируемых в сознании ученика. Неотъемленым методом  игровых движений является специально подобранный музыкальный материал, с использованием в подборе принципа постепенного усложнения технических заданий, применение идеомоторных представлений в работе над этим произведением.
    Специфика исполнительской  подготовки в ДМШ определяет первостепенную роль метода игровых движений, применение которого в учебном процессе, имеет  практическую значимость в повышении  технического уровня учеников и их профессиональной подготовки в целом.
    Применение  метода игровых движений является ни чем иным, как заполнением «вакуума»  в едином, целенаправленном процессе формирования художественно – интеллектуального  уровня подготовки ученика и развитие его исполнительской или, музыкально – исполнительской техники.
    Рассмотрев  каждый метод в отдельности, можно  сделать вывод, что только в тесной взаимосвязи этих методов, процессуально  – психический способ управления деятельностью учеников способен поднять  художественно – интеллектуальный и исполнительский уровень подготовки музыканта. Музыкальная педагогика – область и сама по себе достаточно широкая, включающая в себя преподавание игры на инструменте, истории и теории музыки и всего того, что входит в программы музыкального обучения и воспитания. Важно, чтобы специфика педагогической деятельности в учреждениях  музыкального образования учеников была связана не только с предметно – ремесленным обучением, мастерством, а с развитием потенциальных возможностей ученика, с процессом становления и совершенствования его как субъекта собственного развития.
    Проблема индивидуализации методов обучения требует сегодня  от педагогов музыкальной школы  фундаментальных знаний в области  психологии, анатомии и физиологии. Занятия с учениками – это каждый раз новая творческая задача. Ее успешное решение немыслима без развитого педагогического мышления, опирающегося на достижения современной науки.
    Русское народное оркестровое исполнительство –  неотъемлемая часть музыкального творчества. Оркестр, как одна из форм коллективного творчества. Ведь именно он стал первоосновой зарождения и дальнейшего становления профессиональных коллективов.
    Оркестры народных инструментов являются хранителями  народной музыкальной культуры. Русская  народная музыка благодаря простоте восприятия, доходчивости и песенной основе, помогает развивать музыкальность, ощущение мелодии, фантазию, воображение. Игра на народных инструментах оказывает благотворное влияние на всестороннее развитие детей, способствует художественному развитию учащихся, имеет большое воспитательное и образовательное значение.
    Яркие музыкальные  впечатления дают детям коллективные выступления. Оркестр радует учащихся своими возможностями, тембровыми сочетаниями, яркой динамикой объединяет и  направляет музыкальные эмоции.
    Практическая  ценность народного оркестра повышается еще и благодаря тому, что русские  народные инструменты чрезвычайно  просты при обучении игре на них. Доступность  – это своего рода «привилегия», которая дает право оркестрам  быть одним из действенных музыкально – воспитательных средств.
    Быстрота и  легкость обучения игре на русских  народных инструментах обусловлена, в  частности, и тем, что  имеют точно  фиксированную высоту звука. Это  качество позволяет не только быстро приобщить к коллективной игре на народных инструментах, но также постепенно развивать слух.
    Игра на народных инструментах ценна еще и тем, что может применяться в самых  различных условиях – как на занятиях с педагогом, с ансамблем, с оркестром, так и в самостоятельной музыкальной деятельности, возникающей по инициативе детей.
    Занятия в  классах народного оркестра в  ДМШ способствуют также закреплению  навыков, приобретенных на уроках специального инструмента и класса ансамбля, вырабатывают умения вслушиваться в музыку, способствует развитию слуха, музыкальной памяти, развивают сосредоточенность и самоконтроль, чувство метра, навыки правильного соблюдения позиций, приемов игры и штрихов.
        В  творческом общении формируются  также важные волевые качества, как выдержка и настойчивость, целеустремленность и трудолюбие, чувство ответственности. В процессе совместного творчества между участниками устанавливается особые связи, взаимоотношения, такие как понимание общественных обязанностей, чувство взаимопомощи.
    Поиск путей  улучшения эффективности учебного процесса необходимо вести в направлении преодолений таких недостатков обучения в музыкальных школах, как отсутствие целенаправленного художественного воспитания, недостаточное развитие исполнительского слуха, ритма, музыкальной памяти, творческого воображения у  большинства учеников. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Глава II. Организация работы детского русского народного оркестра в ДМШ 
     
     

                                                           «Любителями и знатоками 
                    музыки не рождаются, а становятся»
Д.Д.Шостакович 

Условия деятельности детского русского народного оркестра позволяет решить учебно – воспитательные задачи такие, как развитие инструментальных навыков и эмоциональной сферы  детей, знакомство с наилучшими образцами  народной музыки. Организация работы оркестра имеет огромное значение, и от того, насколько эффективно она будет решена, во многом зависит успешность всей деятельности детского коллектива.«Начальный период организации оркестра народных инструментов имеет решающее значение для всей  дальнейшей его работы. Ошибки и просчеты, допущенные на этой стадии, могут затем углубиться и загубить начатое дело»[16, с.26]
   Руководителю  оркестра, в первую очередь, необходимо  найти взаимопонимание с администрацией  школы в решении таких вопросов, как согласование плана учебно – воспитательной работы, расписания, приобретения нотной литературы и музыкальных инструментов для полного состава оркестра и т.д. 
 
 
 

    2.1. Подбор репертуара, инструментальный  состав оркестра  и распределение  учащихся по оркестровым группам 

Репертуар является важным средством художественно  – эстетического воспитания участников детского народного оркестра. Грамотно подобранный репертуар является основой творческого роста и  перспективой развития всего коллектива.
   При всем  богатстве музыкальной литературы, выбор репертуара для школьного  оркестра  представляет значительные  трудности, особенно в начальной  стадии работы. Важно подчеркнуть,  что репертуар требует к себе  творческого подхода и в разучивании,  и в его улучшении. Репертуар – совокупность произведений, исполняемых тем или иным музыкантом или коллективом.[11, с.240]
Выбор репертуара представляет  для педагога главную, стратегическую линию в его работе. Педагог учитывает  целый комплекс условий и факторов: репертуар должен соответствовать исполнительскому уровню оркестра, быть интересным для участников, достаточно разнообразным,  представлять художественно – эстетическую ценность, быть педагогически целесообразным и т.д.
    Если  недооценивать или игнорировать педагогическую направленность репертуара, его роль в соблюдении строгой последовательности решения учебных задач, репетиционные занятия детского народного оркестра могут превратиться лишь в накопление концертной программы.
Существуют определенные критерии подбора репертуара для детского народного оркестра:
     Одним  из важнейших критериев является соответствие репертуара психофизиологическим возможностям детей.
При выборе репертуара важным моментом является его соответствие возрастным  возможностям и интересам детей. По психофизиологическим особенностям детей, занимающихся в детском оркестре, можно условно объединить в две возрастные группы: младшую от 7 до 11 лет и старшую от 11 до 15 лет. В младшем школьном возрасте активно развиваются познавательные способности, повышается  эффективность осмысленного запоминания, и в то же время для этой группы характерно неумение самостоятельно организовать свою умственную деятельность.
Для подростков в старшей группе  характерно интенсивное физическое и интеллектуального развития, стремление к познанию. В этот период складывается система оценочных суждений,  активно проявляются творческие, в том числе и музыкальные способности.
    Репертуар  детского оркестра должен быть доступен участникам интеллектуально, психологически, эмоционально, с точки зрения  исполнительских возможностей. Доступность репертуара предполагает также образное восприятие детьми исполняемого произведения. Очень важно, чтобы учащиеся  испытывали интерес к эмоциональной образности разучиваемых произведений, чтобы им было понятно и интересно то, что они играют.
     Не  менее важно соответствие технических  трудностей конкретного произведения  исполнительским возможностям, как  отдельных исполнителей, так и коллектива в целом. Количество исполнителей  влияет на силу звучности, поэтому, если взять партитуру насыщенного звучания для исполнения небольшим составом, вряд ли она прозвучит убедительно; здесь может возникнуть опасность форсированного звука, перенапряжения исполнительского аппарата. «Главный вопрос – о составе оркестра по инструментам и их репертуарной направленности. Эти  два понятия неотделимы: выбор той или иной пьесы для оркестра определяется составом оркестра по инструментам и степенью технической подготовленности его участников. Критерием  творческого успеха служит соответствие звучания пьесы  авторскому замыслу ».[15, с.87]
Технические трудности  выбираемого произведения должны соответствовать  исполнительским возможностям  юных участников детского оркестра, в противном случае художественный образ произведения не будет в достаточной мере воплощен детьми и неизбежно поставит под угрозу качество исполнения. Кроме того, если репертуар будет завышен по степени трудности, ребенок может потерять интерес к разучиваемым произведениям, а то и вообще к занятиям в коллективе.
    Критерий от простого к сложному касается различных аспектов обучения и воспитания и, в конечном счете, обусловливает творческий, исполнительский, интеллектуальный и образовательный рост как каждого из участников, так и коллектива в целом.
Осуществление этого критерия представляет собой  комплексную, перспективную программу  постепенного усложнения содержания, средств музыкальной выразительности  произведений, исполнительских навыков, необходимых для их воплощений.
      Не менее важным в составлении  репертуара является критерий художественно – эстетической ценности исполняемых произведений. Высокий уровень художественных достоинств – один из основных ориентиров отбора музыкального материала в педагогической деятельности. Выбор учебного материала требует от педагога профессионализма и  педагогического такта, поскольку умело подобранный репертуар формирует и воспитывает музыкально – эстетический вкус юных исполнителей.
Произведения, составляющие репертуар детского оркестра, должны отличаться разнообразием жанров, форм и тематики. При выборе репертуара стоит задача развития эстетического кругозора детей, в частности, формирование интереса к музыкальным произведениям различных жанров и тематики. Юные участники должны как можно больше знать об искусстве, иметь возможность  познакомиться в практической исполнительской деятельности с музыкой разных эпох, стилей, композиторов, жанров. Так, песню, марш, танец в дальнейшем сменят фантазии и увертюра, пьесы, написанные в простых формах, уступят место произведениям, имеющим более сложную форму и т.д.
«Оркестр – большой коллектив музыкантов, играющих на различных инструментах и совместно исполняющих музыкальное произведение».[12, с.401]
    Прежде  чем приступить к занятиям, педагог  должен решить  ряд вопросов, одним  из которых является соблюдение  в оркестре пропорции между  инструментами. Между группами  и внутри каждой группы инструментов  в отдельности должна существовать  определенная количественная пропорция. Правильный пропорциональный подбор голосов даст в оркестре стабильное, хорошее звучание.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.